Разработка урока место искусства в духовной культуре. Место искусства в духовной культуре. Понятие красоты в различные культурные эпохи

План урока 11 класс

Место искусства в духовной культуре

Вид занятия: урок с применением проблемно-диалогической и информационно-коммуникационной технологий

Тип урока: формирование новых знаний

Цели урока:

Обучающая: сформировать представление об искусстве и его роли в жизни человека и общества

Задачи:

1. Раскрыть сущность и особенности искусства

2. Раскрыть содержание основных видов искусства

3. Раскрыть основные функции искусства

Развивающая: продолжить развитие информационной, коммуникативной компетенций обучающихся.

Задачи:

1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в парах, группах, умения работать с различными видами информации)

2) развивать навыки устной коммуникации (развивать умения работы с различными видами информации, развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)

Воспитательная :

- воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважения мнения других,

Воспитывать эстетическую культуру.

Актуализация знаний

Задания формата 1,2,3 ЕГЭ по теме «Духовная культура»

Подведение к теме: продолжаем изучение духовной культуры общества.

Показ слайдов с иллюстрациями произведений искусства - какой элемент духовной культуры общества будем изучать сегодня на уроке? Искусство.

Прочитайте это высказывание и сформулируйте, что нам сегодня предстоит выяснить?

- деятель французской культуры XX в. Жан Кокто.

(проблемный вопрос)

-Свой ответ на этот вопрос вы должны сформулировать на сегодняшнем уроке.

Вам необходимо высказать свою точку зрения.

-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Преподаватель выборочно спрашивает обучающихся . Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Затем преподаватель обобщает их выступления, выделяя основные вопросы изучаемой темы.

План.

    Сущность искусства.

    Особенности искусства.

    Основные виды искусства.

    Функции искусства.

1. Что такое искусство? Предлагаю вам сформулировать самим определения.

3. Выделить существенные признаки искусства из предложенных определений.

2. Особенности искусства.

1. Просмотрите видео о сущности искусства, прочитайте об особенностях искусства из дидактического пособия.

2. Раскройте особенности искусства на примере репродукций картин К. Петрова – Водкина «Купание красного коня» и И. Глазунова «Вечная Россия».

3. Проанализируйте высказывания об искусстве и определите, о каких особенностях искусства в них говорится.

4. Задания ЕГЭ (№1,2)

3. Основные виды искусства.

1. Существуют различные виды искусства. Вы о них знаете.

(Демонстрация слайда с видами искусства)

Среди всех видов искусства сегодня необходимо сказать о кино. Почему? 2016 год объявлен в России годом кино.

Кино – одно из самых массовых искусств, понятных и доступных гражданам. Сведения о годе кино.

3. Решение заданий ЕГЭ (№3, 4)

4. Функции искусства

1. Просмотрите видео о функциях искусства, прочитайте о функциях искусства из дидактического пособия, учебник на стр. 348.

2. На примере конкретных произведений искусства проиллюстрируй функции искусства: познавательную, воспитательную, компенсаторную.

Подведение итогов работы, возвращение к проблемному вопросу.

Зачем необходимо искусство? Может ли человек и общество обойтись без искусства?

Учащиеся высказывают свое мнение: «Я считаю, что искусство необходимо, так как …»

Завершающие слова учителя:

«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете»
(Ф.М. Достоевский)

Домашнее задание:

П-ф 34, задания ЕГЭ по теме.

Дидактические материалы к уроку. Место искусства в духовной культуре

1. Что такое искусство (определения)

    ИСКУССТВО - форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.).

(Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.)

    ИСКУССТВО - одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно - образными формами воспроизведения действительности.

(Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.)

    ИСКУССТВО - художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности. Термином “искусство” издавна обозначают не только художественные произведения, продукты художественной деятельности, но также и “искусность”, “мастерство”, “артистизм”, “виртуозность”, проявленные в любой другой сфере сознания и деятельности (в ремесле, науке, технике и т. д.).

(Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.)

    ИСКУССТВО - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения.

(Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998)

5. ИСКУССТВО -

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство музыки. Искусство кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное искусство.

2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное искусство. Из любви к искусству (разговорное шутливое) - из любви к самому процессу дела, не с корыстной целью.

(Толковый словарь русского языка Ожегова С. И. интернет - ресурс)

2. Мудрые мысли об искусстве

1) «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем» - деятель французской культуры XX в. Жан Кокто.

2) «Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет; отдельный индивид лично для себя может по-разному оценивать его значение, но никто не может сказать о художественно совершенном произведении, что его «превзошло» другое произведение, в равной мере совершенное.

Напротив, каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10-20-40 лет»

М. Вебер, (1864-1920), немецкий социолог, историк, экономист и юрист.

3) В. Э. Мейерхольд: «Связь между искусством и реальностью та же, что между вином и виноградом».

4) «Почему его (искусства) так много? Зачем имея поэзию, нужно иметь еще и прозу?» (Юрий Михайлович Лотман (1922-1993), советский литературовед, культуролог, искусствовед)

3. Особенности искусства

1) Чувственное восприятие окружающего мира . Стендаль: «… Искусство живёт страстями. Нужно почувствовать пожирающий огонь страстей, чтобы преуспеть в нём».

2) Субъективность. Лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на роль творца художественного произведения.

3) Образность . Если для учёного средством познания мира являются теоретические построения и логические выводы, то в искусстве инструментом познания оказывается художественный образ.

Художественный образ:

1) рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности;

2) специфический для искусства способ освоения и постижения действительности, преломленный сквозь чувства и мысли художника.

В создании художественного образа искусство в чем-то уступает реальности, а в чем-то превосходит ее. Художественный образ – это всегда «выдумка», опирающаяся на действительность, «домысел», возникающий из логики реальной жизни, «догадка», которая дополняет недостающее. Художественный образ отличается от обычного образа-представления тем, что выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а прежде всего как творческое отношение к этой действительности, рождаясь в воображении, в мыслях и чувствах художника и воссоздаваясь в воображении зрителя, читателя, слушателя.

Художественный образ отличается и от научного понятия, которое предельно абстрагируется, «отвлекается» от конкретной реальности объекта, ««заглядывая» в его суть. Художественный образ связан с конкретностью, единичностью, однако в нем всегда присутствует обобщение, которое представляет собой единство индивидуального и общего, неповторимого и типического.

4) Законченность авторских произведений. - Если наука, религия, мораль являются плодом долголетних коллективных усилий, то произведения искусства создаются «раз и навсегда». Живописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор.

5) Индивидуальным является не только создание произведений искусства, но и индивидуально их восприятие. Известная поговорка: «На вкус и цвет товарища нет» - как нельзя более подходит к искусству и далека от деятельности учёного.

4. Функции искусства

1) эстетическая;

2) познавательная;

3) коммуникативная;

4) гедонистическая (наслаждение);

5) эвристическая (творческая);

6) катарсическая от слова катарсис («очищающая»);

7) социально-организующая;

8) воспитательная;

9) компенсаторная;

10) предвосхищение, предсказание.

Специфика искусства как формы познания:

1) образность и наглядность (художественный образ играет ту же роль, что и понятие в науке);

2) способы воспроизведения действительности, а также средства создания образов (слово, звук, цвет);

3) значительная роль воображения и фантазии познающего субъекта.

5. Виды, жанры, направления и стили искусства

Виды искусства

По среде, материалу, в котором реализуются художественные образы:

Аудиальные - (звук в музыке);

Визуальные - (линии и цвет в живописи, камень, металл и форма в скульптуре и архитектуре);

Словесные - (художественная литература, проза, поэзия);

Синтетические - (сценические искусства, экранные искусства, актёрская игра).

По распределению в пространстве и времени

Пространственные - (пластические) виды: архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство. Существенным в раскрытии художественного замысла является пространственное построение объектов.

Временные (динамические) - литература, музыка. Основой этих видов искусства является разворачивающаяся во времени композиция.

Пространственно-динамические (синтетические, зрелищные) - театр, цирк, балет, кино, эстрада (светомузыка Скрябина).

Жанры искусства

В каждом виде искусства сложилась своя система жанров. Жанр (от франц. Genre – вид) – совокупность произведений, объединяемых:

1) общим кругом тем или предметов изображения;

3) способом понимания и истолкования: аллегория, фантастика.

Каждый вид искусства имеет свою систему жанров. В изобразительном искусстве - в содержательном плане различают исторический, бытовой, батальный жанры, а по предмету изображения – жанр портрета, пейзажа, натюрморта и т. д.

В литературе - также существуют различные жанры: эпический – героическая или комическая поэма, роман, рассказ; лирический – ода, элегия, стихотворение, песня; драматический – трагедия, комедия. Деление на жанры может осуществляться и по способу образного построения произведения искусства – символика, аллегория, а также по другим основаниям (признакам).

В разные эпохи господствовали различные жанры: так, в античной литературе и театре широкое развитие получил драматический жанр трагедии; в музыке в период расцвета романтизма выделились ноктюрн, прелюд, вальс – жанры, наиболее полно передававшие лирические настроения.

Направления и стили в искусстве.

Стиль - (от греческого stylos – остроконечная палочка для письма по воску, манера письма) – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.

Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра (напр., о стиле русского романа сер. 19 в.), об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений, поскольку единство общественно-исторического содержания определяет в них общность художественно-образных принципов, средств, приемов (таковы, напр., в пластическом и др. искусствах романский стиль, готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм).

Художественное направление – принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени.

Особенности художественного направления:

1) творческий метод;

2) системы средств выразительности;

3) открытость/замкнутость художественного текста;

4) своеобразие стилевых манер.

В одном художественном направлении могут выделяться этапы и течения.

6. Современные тенденции развития искусства

1) появление полифонических и синтетических жанров;

2) технизация;

3) рост влияния массовой культуры;

4) прекрасное уступает место шок-ценностям.

Появление полифонических и синтетических жанров - Полифония (от греч. poly много и phone звук) – многоголосие, многозвучие; взаимодействие между составными частями чего-либо. Полифония современного искусства выражается в комбинировании, смешении разных видов и стилей в искусстве, чтобы достичь ещё большего воздействия на человека. Появляются синтетические жанры искусства: музыкальный фильм, симфония-балет, мюзикл, шоу показа модной одежды и т.п. Появляются новые изобразительные средства: художественные конструирование, свето- и цветомузыка, компьютерная графика. Полифония видов, стилей, направлений искусства ведёт либо к высокому синтезу, либо к эклектическому смешению.

Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.Театр, кино и родственные им временно-пространственные искусства по своей природе синтетичны, они объединяют творчество драматурга (сценариста), актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора.

Синтез может осуществляться на разных уровнях: внутри вида искусства (например, использование методов документального кино – хроники, репортажа и т. д. – в игровом фильме) и между искусствами (например, введение кинематографического изображения в театральное действие). Различным может быть соотношение между участвующими в синтезе искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись. Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во многих сооружениях 20 в.).

Задачи формирования цельного, гармонически развитого человека, выдвинутые Гёте, Шиллером преломились в проблему создания синтетических произведений искусства, которые образуют «оазисы красоты», противостоящие буржуазному практицизму и бездуховности. С этими представлениями был связан интерес к музыкальной драме, способной заменить религиозный ритуал (Рихард Вагнер). Романтические утопии духовного обновления общества с помощью синтетического «соборного» художественного творчества были позже развиты символистами (Вяч. И. Иванов).

Эклектика (от греч. eklego – выбирать, собирать) – беспринципный принцип сочетания несочетаемых явлений, понятий, черт, элементов и т. п. компонентов в нечто, с позиций классического мышления не признаваемое за целостность или единство. Эклектика, или эклектизм, как способ мышления, писания, создания произведений искусства, характерна для переходных этапов в истории культуры, когда внутри старой культуры, миновавшей свой апогей, клонящейся к закату и угасающей, возникают диссонирующие с ней (или отрицающие ее) черты и элементы; когда еще не набравшее силы новое почти хаотически перемешивается со старым.

Технизация современного искусства современного искусства проявляется в совершенствовании приёмов и технологий в разных видах искусства: от новых способов извлечения звука до рисования лазерным лучом на облаках.

Рост влияния массовой культуры Массовое искусство – понятие, обозначающее специфические проявления массовой культуры и подразумевающее художественные произведения, предназначенные для удовлетворения запросов анонимной, рассеянной аудитории и распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение, печатная графика и пр.) В массовом искусстве преобладают стереотипы и упрощенные эталоны, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя.

Китч (Кич) (нем. Kitsch – халтура, удешевлять, англ. for kitschen – для кухни) – специфическое явление массовой культуры, имитирующее искусство, но лишенное его художественной ценности.

Широкая коммерциализация сферы потребления вызвала в 20 в. появление массовой продукции, рассчитанной на широкий и быстро меняющийся покупательский спрос. Китч проник буквально во все сферы культуры: от создания комиксов до имитации уникальных произведений и изделий искусства, сформировав в массовом масштабе определенные вкусы и ориентации.

Прекрасное уступает место шок-ценностям - В современном искусстве модернизма и постмодернизма красота часто отходит на второй план. Место прекрасного занимают другие ценности, которые Поль Валери назвал шок-ценностями – новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции.

7. Задания ЕГЭ

ПРОБЛЕМА ИСКУССТВА. ИСКУССТВО СУЩЕСТВУЕТ МНОГИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ИЗУЧАЕТСЯ – ФИЛОСОФАМИ, КУЛЬТУРОЛОГАМИ И Т. Д. ИСКУССТВО ВОПРОС ПРОИСХОЖДЕНИЯ? 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА ИЗ ПОТРЕБНОСТИ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. 2. ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ. 3. ИСТОКИ ИСКУССТВА В НЕРАСТРАЧЕННОЙ ЭНЕРГИИ. 4. ИСКУССТВО СВЯЗЫВАЮТ С МАГИЕЙ. 5. ИСКУССТВО – ДИТЯ ТРУДА. 6. ИСКУССТВО СВЯЗЫВАЮТ С МИФАМИ.

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО В РАМКАХ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕК ФОРМИРУЕТ КАРТИНУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: НАУКА ПОЗНАЕТ МИР ПОРЕДСТВОМ ИСТИНЫ, МОРАЛЬ ОТРАЖАЕТ МИР ЕГО В КАТЕГОРИЯХ ДОБРА И ЗЛА, А ИСКУССТВО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОБЪЕКТЫ В ХУДОЖЕСТВЕННООБРАЗНОЙ ФОРМЕ ИСКУССТВО ПОЗВОЛЯЕТ УВИДЕТЬ МИР СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОБРАЗНОСТИ, ГДЕ РЕАЛЬНОСТЬ СОЧЕТАЕТСЯ С ВЫМЫСЛОМ. ИСКУССТВО НЕ СТАВИТ ЦЕЛЬЮ ВЫЯВИТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, И В ОТЛИЧИЕ ОТ НАУКИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ В ВИДЕ КОНКРЕТНЫХ ЧУВСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВО МНОГРАННО: 1. ИСКУССТВО КАК МАСТЕРСТВО. 2. ИСКУССТВО СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДУХОВНО- ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НЕЙ.

СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА МНОГИЕ ВЕКА ТЕОРЕТИКИ КУЛЬТУРЫ ПЫТАЮТСЯ ВЫРАБОТАТЬ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА КАК ПОДРАЖАНИЯ, ОТРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ. ЕГО СТОРОННИКИ РАССМАТРИВАЮТ ИСКУССТВО В СВЯЗИ С ПОЗНАНИЕМ, ПРЕДСТАВЛЯЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КАК НИЗШЕЕ ЗВЕНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЛАТОН ВИДЕЛ В ИСКУССТВЕ ПОДРАЖАНИЕ МИРУ ЧУВСТВЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ. АРИСТОТЕЛЬ ТОЖЕ ПОНИМАЛ ИСКУССТВО КАК ПОДРАЖАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ И ВВЕЛ ПОНЯТИЕ КАТАРСИСА- ОЧИЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ ОТ НИЗМЕННЫХ СТРАСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЗЕРЦАНИЯ. ИСКУССТВУ ПРИСУЩ ЭЛЕМЕНТ УДОВОЛЬСТВИЯ.

СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА ЭПОХА ВОЗРОЖДЕ НИЯ ЭПОХА КЛАССИЦИЗ МА ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ КАК ПОДРАЖАНИЕ ПРИРОДЫ. ДОСТИЖЕНИЕ ПРАВДОПОДОБИЯ С ПОМОШЬЮ АНАТОМИИ И МАТЕМАТИКИ. НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫДВИГАЕТСЯ НЕ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЗВЕДЕНИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА, А ОТРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХТИПОВ. АКТУАЛЬНА ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИСКУССТВА. В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ- ИСКУССТВО КОНЦЕПЦИЯ ОТРАЖЕНИЯ – ИСКУССТВО- «ШКОЛА НРАВСТВЕННОСТИ»

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА. КОНЦЕПЦИЯ ОТРАЖЕНИЯ-(ПОДРАЖАНИЯ)- ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ИСКУССТВА МЕНЯЛАСЬ ОТ СЛЕПОГО ПОДРАЖАНИЯ ОБЪЕКТОВ МИРА, ДО СОВЕСТИ ОБЩЕСТВА. СОГЛАСНО ТЕОРИИ САМОВЫРАЖЕНИЯ- ИСКУССТВО ЭТО СФЕРА ДУХОВНЫХ ПОИСКОВ ХУДОЖНИКА, НО НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫДВИГАЮТСЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, А ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ЛИШЬ СРЕДСТВО ИХ ВЫРАЖЕНИЯ. ЗНАКОВО- СИМВОЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ- СПОСОБ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ИНЫМ ПОТУСТОРОННИМ МИРОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА- СВОЕБРАЗНЫЙ ШИФР НЕСУЩИЙ В СЕБЕ ЗАКОДИРОВАННУЮ ТВОРЦОМ ИНФОРМАЦИЮ. ВКАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА- ИКОНОПИСЬ.

СТРУКТУРА ИСКУССТВА. ВИДЫ ИСКУССТВА МОЖНО РАЗЛИЧАТЬ ПО СРЕДЕ, МАТЕРИАЛУ, В КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЮТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ. ЗВУК В МУЗЫКЕ, ЛИНИЯ И ПАЛИТРА В ЖИВОПИСИ НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ Ф. ШЕЛЛИНГ- КЛАССИФИКАЦИЯ- НА ИДЕАЛЬНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА. РЕАЛЬНЫЕ- МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ, ИДЕАЛЬНЫЕ- ПОЭЗИЯ, ЛИТЕРАТУРА. ПОЭЗИЯ- ВЫСШАЯ ФОРМА ТВОРЧЕСТВА. КЛАССИФИКАЦИИ: 1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИЛИ ПЛАСТИЧНЫЕ- АРХИТЕКТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 2. ВРЕМЕННЫЕ ИЛИ ДИНАМИЧНЫЕ- ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА. 3. ПРОСТРАНСТВЕННО- ДИНАМИЧЕСКИЕ ИЛИ СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИЛИ ЗРЕЛИЩНЫЕТЕАТР, ЦИРК И Т. Д. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ- ЭЛИТАРНОЕ, НАРОДНОЕ, МАССОВОЕ.

СИСТЕМА ЖАНРОВ ИСКУССТВА. ПОНЯТИЕ «ЖАНР» ОБОБЩАЕТ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА КАКОЙ- ЛИБО ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ, НАРОДА ИЛИ МИРА В ЦЕЛОМ: В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ- ПО СПОСОБУ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВЫДЕЛЯЮТСЯЭПОС, ЛИРИКА, И ДРАМА. В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ЖАНРОВ – 1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДМЕТА. - ПОРТРЕТ, НАТЮРМОРТ, ПЕЙЗАЖ, БАТАЛЬНАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА. ИНОГДА ЖАНРЫ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ХАРАКТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ: КАРИКАТУРА, ШАРЖ. В МУЗЫКЕ ЖАНРЫ: 1. ПО СПОСОБУ ИСПОЛНЕНИЯ- ВОКАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ, 2. ПО СОДЕРЖАНИЮ- ЛИРИЧЕСКИЕ, ЭПИЧЕСКИЕ И ДРАМАТИЧЕСКИЕ 3. ПО МЕСТУ И УСЛОВИЯМ ИСПОЛНЕНИЯ- ТЕАТРАЛЬНЫЕ, КОНЦЕРТНЫЕ, КАМЕРНЫЕ.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО НЕ ИМЕЕТ СТРОГИХ КАНОНОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА СОЗДАЮТСЯ В РАМКАХ « ЗНАКОВО- СИМВОЛИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ» СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ПО МНЕНИЮ Х. ОРТЕГА- И- ГАСЕТАРАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ИДЕТ ПО ПУТИ «ДЕГУМАНИЗАЦИИ» , ТО ЕСТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТВОРЦА К БЕЗГРАНИЧНОМУ САМОВЫРАЖЕНИЮ, ВЫПЛЕСКИВАНИЮ СВОИХ ЭМОЦИЙ. ХУДОЖНИК НЕ МОЖЕТ ОТРАЗИТЬ МНОГООБРАЗИЯ МИРА, А ТОЛЬКО ОГРАНИЧЕННЫЕ ОТПЕЧАТКИ.

(к § 34 «Место искусства в духовной культуре»)

Текст 1. Прочтите фрагмент произведения Фридриха Ницше, известного немецкого философа второй половины XIX в.

Я слышал вчера - поверите ли - в двадцатый раз шедевр Базе. Я снова вытерпел до конца с кротким благоговением, я снова не убе­жал. Эта победа над моим нетерпением поражает меня. Как совершен­ствует такое творение! Становишься сам при этом «шедевром». - И действительно, каждый раз, когда я слушал Кармен, я казался себе более философом, лучшим философом, чем кажусь себе в другое вре­мя: ставшим таким долготерпеливым, таким счастливым, таким ин­дусом, таким оседлым... Пять часов сидения: первый этап к свято­сти! -- Смею ли я сказать, что оркестровка Визе почти единственная, которую я еще выношу? Та другая оркестровка, которая теперь в чес­ти, вагнеровская, - зверская, искусственная и «невинная» в одно и то же время и говорящая этим сразу трем чувствам современной души, - как вредна для меня она! Я называю ее сирокко. Неприят­ный пот прошибает меня. Моей хорошей погоде настает конец.

Эта музыка кажется мне совершенной. Она приближается лег­ко, гибко, с учтивостью. Она любезна, она не вгоняет в пот. «Хо­рошее легко, все божественное ходит нежными стопами» - пер­вое положение моей эстетики. Эта музыка зла, утонченна, фаталистична: она остается при этом популярной, - она обладает утонченностью расы, а не отдельной личности. Она богата. Она точна. Она строит, организует, заканчивает: этим она представля­ет собою контраст полипу в музыке, «бесконечной мелодии». Слы­шали ли когда-нибудь более скорбный трагический тон на сцене? А как он достигается! Без гримас! Без фабрикации фальшивых мо­нет! Без лжи высокого стиля! - Наконец: эта музыка считает слу­шателя интеллигентным, даже музыкантом, - она и в этом яв­ляется контрастом Вагнеру, который, как бы то ни было, во всяком случае был невежливепшим гением в мире (Вагнер отно­сится к нам как если бы, он говорит нам одно и то же до тех пор, пока не придешь в отчаяние, - пока не поверишь этому).



Повторяю: я становлюсь лучшим человеком, когда со мной гово­рит этот Визе. Также и лучшим музыкантом, лучшим слушателем. Можно ли вообще слушать еще лучше? -- Я зарываюсь моими уша­ми еще и под эту музыку, я слышу ее причину. Мне чудится, что я переживаю ее возникновение, - я дрожу от опасностей, сопровож­дающих какой-нибудь смелый шаг, я восхищаюсь счастливыми местами, в которых Визе неповинен. - И странно! в сущности я не думаю об этом или не знаю, как усиленно думаю об этом. Ибо со­всем иные мысли проносятся в это время в моей голове... Заметили ли, что музыка делает свободным ум? дает крылья мысли? что ста­новишься тем более философом, чем более" становишься музыкан­том? - Серое небо абстракции как бы бороздят молнии; свет доста­точно силен для всего филигранного в вещах: великие проблемы близки к постижению; мир, озираемый как бы с горы.

Н и ц ш е Ф. Казус Вагнер / Ф. Ницше // Соч. В 2 т. - М.: Мысль, 1990. - Т. 2.

Вопросы и задания. 1) Как вы понимаете мысль автора о том, что человек, воспринимающий шедевр искусства, становится «сам при этом „шедевром"»? Предположите, что автор вкладыва­ет в понятие «шедевр», применяя его к человеку. 2) Как Ф. Ниц­ше характеризует воздействие произведения искусства на челове­ка? 3) Реализация каких общественно значимых функций искусства рассматривается в размышлениях Ф. Ницше? В каж­дом случае иллюстрируйте свой ответ цитатой из текста.

Массовая культура

(к § 35 «Массовая культура»)

Текст. Прочтите фрагменты полемической статьи Ма­рии Чегодаевой, размышляющей о противоречиях массовой культуры.

Кто из нас, вернувшись вечером домой, - затурканный в пе­реполненном транспорте, усталый, раздраженный, - не поспе­шит, добравшись до дивана, включить телевизор, этот символ второй половины XX в.? Загорится голубой экран, и в мою комна­ту ворвется, закричит тысячами голосов весь мир. События, отде­ленные от меня пространством и временем, люди, отстоящие за тысячи километров, станут частью моей жизни.

Еще всего сто лет назад подавляющее большинство людей и в России, и в Европе жили так, как жили их деды и прадеды: ин­тересами только своего ближайшего круга. Духовные запросы удовлетворяла религия; эстетические потребности - Церковь, ее обряды и праздники, и собственное художественное творчество, то, что мы называем народным искусством. Профессиональное искусство и наука, равно как и политика, и вопросы обществен­ной жизни, мировой истории, философской мысли и т. п., были доступны лишь тончайшему слою состоятельных и образованных людей.

Ныне они доступны всем - миллионам, миллиардам жите­лей нашей планеты всех национальностей, возрастов, сословий, уровней жизни, степеней образованности. Телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы обрушивают в «массы» такую лави­ну впечатлений, такой обвал сведений, какие не способен вме­стить ни один человеческий мозг. Массовая информация стала синонимом массовой культуры, ее главнейшим, если не единст­венным, проводником, воплощением на практике идеи глобали­зации мира.

Одинаковые во всех концах света вкусы, мода, стиль эстрад­ного исполнения; одинаковые - так что и не отличишь, из ка­кой они страны, - сериалы, мультфильмы, викторины, шоу... Многие скажут, что такова закономерность нашего времени. Все больше людей во всех концах света легко расстаются со своей страной, ощущают себя «людьми мира» - без труда находят себя везде, где есть применение их знаниям, где на них «есть спрос». Наука, техника, туризм, торговля, спорт - все эти сфе­ры жизни современного человечества и впрямь теряют нацио­нальную окраску, приобретают общечеловеческий характер. Мир становится единым пространством: находясь в Европе, я могу с помощью Интернета общаться с людьми в Америке и Азии, сидя перед телевизором в Сибири, быть свидетелем Олимпийских игр в Афинах...

Телевидение, а в еще большей степени компьютер, Интернет - символ XXI в. - не дополнение, не сопровождение жизни, они сама жизнь - мировоззрение, мироощущение человека XX-XXI вв.

Вот сейчас, сию минуту не тысячи, даже не миллио­ны - десятки миллионов людей сидят, уставясь в телевизор, где идет увлекательный «боевик»; живут одними и теми же настрое­ниями, чувствами. Кто-то власть имущий правит нами - застав­ляет меня и миллионы таких, как я, отрешившись от собствен­ной жизни и ее забот, впитывать некие единые впечатления, переживать некие единые эмоции. «Потребитель» (именно тако­во совокупное название массового зрителя, слушателя, читателя, пользователя) теряет себя как личность, растворяется в том, что великий психолог Карл Юнг называл «спасением от изоляции, восстановлением в целостности путем идентификации с груп­пой»... Я, лежа на своем диване, чувствую себя сопричастным всему миру.

Чегодаева М. Массовая культура и религия / М. Чегодаева // Ис­тина и жизнь. - 2005. - № 7-8.

Вопросы и задания. 1) О каких информационных возможно­стях XX в. пишет автор? 2) Какие изменения в духовной сфере в сравнении с предшествующими эпохами отметил автор? Как он оценивает характер этих изменений? 3) Как, по мнению автора, развитие массовой культуры связано с процессом глобализации? 4) В чем, по мнению автора, проявляется единство современного мира? 5) Объясните смысл фразы: «Я, лежа на своем диване, чув­ствую себя сопричастным всему миру». Согласны ли вы с таким мнением? Почему?

Искусство существует уже многие тысячелетия и активно
изучается исследователями - философами,
культурологами, искусствоведами, историками искусства,
даже в вопросе его происхождения отсутствует ясность.
Ученые выводят искусство:
Из потребности всех
живых существ с
помощью каких-либо
украшений
привлекать внимание
противоположного
пола с целью
продолжения рода
Из необходимости
использовать
энергию
подсознательных
влечений для
других целей

Искусство позволяет увидеть мир сквозь призму образности, где реальность
сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить эти образы и
облекать их в рациональную форму.
Понятие «искусство»
многозначно
Мастерство,
умение,
ловкость
Специфический вид
духовно-практического
освоения
действительности и
эстетического
отношения к ней.

Что такое искусство?

искусство - это специфический вид духовного
отражения и освоения действительности, имеющий
целью формирование и развитие способности человека
творчески преобразовывать окружающий мир и
самого себя по законам красоты.
искусство - это один из элементов культуры, в
котором аккумулируются художественноэстетические ценности.
искусство - это форма чувственного познания мира.
искусство- вид творческой деятельности человека.
искусство - процесс освоения человеком
художественных ценностей, доставляющий ему
удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и
понимания искусства).

Споры о сущности искусства

«Как учитель детей
наставляет на ум, так
людей уже взрослых -
поэты».
эстетическая
деятельность - низшее
звено познавательной.
Искусство - это
подражание миру
чувственных
предметов, каждый из
которых представляет
собой копию идеи, т. е.
художник, по сути,
создает копию копии
- «тени теней».
(Платон)

Споры о сущности искусства

понятие катарсиса
(ввел Аристотель) -
очищения человеческой
души от низменных
страстей посредством
созерцания.
искусству непременно
присущ элемент
удовольствия, основная
задача – воспитание
ума

Отражение природы и величайшего ее творения человека - основная задача искусства (эпоха Возрождения).

Возрожденческий
гуманизм - это
утверждение
безграничности
творческого
потенциала человека.

Эпоха Просвещения

В эпоху классицизма на
первый план выдвигается
отражение человеческих
типов. Особенно
актуальной становится
воспитательная
составляющая
искусства.
Вольтер Voltaire
В век Просвещения и
позднее сторонники
концепции отражения
рассматривают
искусство как «школу
нравственности».

слепое копирование
отдельных объектов
окружающего мира
Совесть общества

Теория самовыражения

Мунк
Искусство - безграничная сфера проявления
творческого потенциала личности (зритель
заражается эмоциями автора).
На первый план выдвигаются
неэстетические, житейские переживания
человека, творца или зрителя, а
художественные образы представляют
собой лишь средство их выражения.

Знаково-символическая концепция искусства.

Любой элемент, включенный иконописцем в
Искусство – замкнутая, автономная сфера
живописный образ, несет определенную
деятельности, а также способ связи
смысловую нагрузку. Так, крест
человека
с
иным,
потусторонним
миром.
символизирует мученичество, копье в руках
святого – победу над темными силами, а
перст, традиционно
толькоуказующий
в знаково-символическом
контексте
изображаемый
в правом
верхнем
может
быть понята
иконопись
- углу,
система
означает
промысел.
Лестница,
символов,Божественный
с помощью которых
творцы
изображение
которой
можносвоего
увидеть на
пытались
отразить
объект
некоторых старинных иконах, символизирует
религиозного почитания.
духовное возвышение и стремление к Богу, а
пещера является аллегорией преисподней.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА:

познавательная,
информационная,
коммуникативная,
ценностно-ориентирующая,
воспитательная,
компенсаторная,
эстетическая и др.

СТРУКТУРА ИСКУССТВА:

Реальные виды:
музыка,
живопись,
пластика (архитектура
и скульптура).
Идеальные виды:
литература,
поэзия.
Фридрих Шеллинг
(1775-1854)
1. Пространственные
(пластические) виды:
архитектура,
все виды изобразительного
искусства,
художественная фотография.
2. Временные (динамические):
литература,
музыка.
3. пространственнодинамические (синтетические)
виды: театр, киноискусство,
хореография, цирк.

Классификация искусства по социологическому принципу:

Ориентировано на
небольшую группу
людей, обладающих
особой художественной
восприимчивостью, в
силу которой они
должны оцениваться
как элита.
элитарное
воплощает в себе
традиции (то есть
устойчивые формы
жизни народа,
отражающие
особенности его
национального
характера и
национальных образов
мира).
народное
рассчитано на самый
широкий круг зрителей,
общедоступное, простое по
форме, не требующее
специальной подготовки
для понимания.
массовое

В каждом виде искусства исторически сложилась своя система жанров

«Жанр» обобщает специфические
свойства художественной формы и
содержания значительной группы
произведений искусства какой-либо
исторической эпохи, народа или мира в
целом.

Какие бывают жанры?

В литературе по способу отражения
действительности выделяются: эпос, лирика и
драма…
В изобразительном искусстве выделение жанров
может основываться на специфических чертах
предмета изображения: портрет, натюрморт,
пейзаж, батальная или историческая картина.
В музыке жанры различаются по способу
исполнения - вокальные и инструментальные;
по содержанию - лирические, эпические и
драматические;
по месту и условиям исполнения: театральные,
концертные, камерные.

ДРАМА - один из четырех родов литературы. В узком смысле слова - жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в

широком - все произведения без авторской речи. Виды (жанры)
драматургических произведений: трагедия, драма, комедия.
ЛИРИКА - род литературы, отображающий жизнь через личные
переживания человека. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание,
эпиграмма.
ЛИРОЭПИКА -в произведениях художественный мир читатель
наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но
одновременно события и персонажи получают определенную
эмоциональную оценку повествователя.
ЭПОС - один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через
рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды
(жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ,
новелла, художественный очерк.

КОМЕДИЯ - вид драматургического произведения. Отображает нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества. ЛИРИЧЕСКОЕ

СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) - вид художественной литературы
поэтически выражающий чувства автора.
МЕЛОДРАМА - вид драмы, действующие лица которой резко делятся на
положительных и отрицательных.
ОЧЕРК - самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы,
отображающий факты из реальной жизни.
ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ - самый древний вид лирической поэзии; стихотворение,
состоящее из нескольких куплетов и припева.
ПОВЕСТЬ - произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного
героя.
ПОЭМА -стихотворное сюжетное повествование.
РАССКАЗ -произведение об одном событии в жизни персонажа.
РОМАН -произведение, в событиях которого обычно принимает участие много
действующих лиц, чьи судьбы переплетаются.
ТРАГЕДИЯ - вид драматургического произведения, рассказывающего о
несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
ЭПОПЕЯ - произведение или цикл произведений, изображающих значительную
историческую эпоху либо большое историческое событие.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Современное искусство весьма разнообразно, в нем
отсутствуют какие-либо строгие каноны и правила.
Развитие искусства идет по пути «дегуманизации», т. е.
преодоления стремления творца к безграничному
самовыражению, выплескиванию своих эмоциональных
состояний.
Хэппенинг - действо, разыгрываемое
художником на публике без определенного
сценария.
Перфоманс - представление, ориентированное
на аудио-визуальное восприятие. Один из видов
современного искусства.