Средства музыкальной и художественной выразительности. Средства музыкальной выразительности, или как рождается музыка. Элементы музыкальной выразительности

Главная > Документ

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Музыка - язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности . Всего их 10:

    регистр 6. метр тембр 7. лад темп 8. гармония динамика 9. фактура ритм 10. мелодия
1. РЕГИСТР Регистр – эточасть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента. Различают - высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание), - средний регистр(ассоциации с голосом человека) и - низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание). 2. TЕМБР Тембр особая окраска звуков, характер звучания разных голосов или музыкальных инструментов.Голоса людей, муз.инструменты имеют различную окраску звучания. У одного инструмента тембр – прозрачный, у другого – теплый и мягкий, у третьего – яркий и пронзительный. Тембры человеческих голосов :

Регистр

Женские голоса

Мужские голоса

Meццо-сопрано

Хор - большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке. Типы хора :
    м ужской (плотный, яркий тембр), женский (теплый, прозрачный тембр), смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр), детский хор (светлый, легкий тембр).
Группы инструментов симфонического оркестра. Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям - музыканты называют их оркестровыми группами . Их в оркестре четыре:

Стунные инструменты

Деревянные духовые инструменты

Meдные духовые инструменты

Ударные инструменты

Скрипка Флейта Валторна Литавры
Альт Гобой Tруба Барабан
Виолончель Kларнет Tромбон Kсилофон
Контрабас Фагот Tуба Колокольчики и др.
3. TEМП Темп – это скорость движения музыки во время исполнения произведения. Метроном – прибор для отсчитывания длительностей в нужной скорости (напр., 108 четвертных нот в минуту). Указывает исполнителям точный темп произведения. Изобретен австрийским механиком Мельцелем. Основные группы темпов :
1. М е д л е н н ы е темпы Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль.
2. У м е р е н н ы е темпы Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью.
3.
Б ы с т р ы е темпы
Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор.
О с н о в н ы е в и д ы темпов:

М е д л е н н ы е темпы

У м е р е н н ы е темпы

Б ы с т р ы е темпы

Largo - широко

Andantino - немного быстрее, чем Andanto

Allegro - быстро

Lento - протяжно

Vivo - живо

Adagio - медленно

Moderato - умеренно

Vivace - живо

Grave - тяжело

Presto - очень быстро

Andante - довольно медленно, спокойно

Allegretto - немного медленнее, чем Allegro

Prestissimo - в высшей степени быстро

Изменения темпа в произведении :

Постепенное з а м е д л е н и е

темпа (обычно в конце произведения, ощущение успокоения)

Постепенное у с к о р е н и е темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности)
Ritenuto - удерживая
Accelerando - ускоряя
Ritardando - запаздывая Animando - воодушевляясь
Allargando - pасширяя Stringendo - ускоряя, торопясь
Возвращение к первоначальному темпу - а tempo , Tempo primo Уточняющие понятия :
    Piu - более meno - менее non troppo - не слишком molto assai - очень, весьма subito - внезапно,неожиданно poco - немного poco a poco - понемногу, мало-помалу
4 . ДИНАМИКА Динамика - это с тепень громкости исполнения музыкального произведения. Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми либо щемяще грустными настроениями. Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

Piano pianissimo

ppp

предельно тихо

Pianissimo

pp

очень тихо

Piano

p

Mezzo piano

mp

не очень тихо

Mecco forte

mf

не очень громко

Forte

f

Fortissimo

ff

очень громко

Forte fortissimo

fff

предельно громко

Обозначения и з м е н е н и я силы звучания:
    Crescendo - cresc . - усиливая
    Sforzando - sforc., sfc., sf .- внезапно усиливая
    Subito forte - sub.f. - внезапно громко
    Diminuendo - dim . - уменьшая, ослабляя звук
    Decrescendo -decresc . - ослабляя
    Smorzando - smorc . - замирая
    Morendo - morendo - замирая
Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой к у л ь м и н а ц и и. Динамическая кульминация - это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении. Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения. 5. РИТМ Ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности. Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы , из которых складывается ритмический рисунок произведения. Виды ритмических рисунков:
Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ. В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер. Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки. Реже встречаются следующие ритмические фигуры: Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) - обостряет, активизирует движение. Синкопа - перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности. Триоль - деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.
6. МЕТР М е т р – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация) . В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя - какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (т а к т - отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами. Основные типы метра:

Строгий метр

сильные и слабые доли такта чередуются

равномерно

Свободный метр акценты распределяются неравномерно , в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты
Двухдольный метр - одна сильная и одна слабая тактовые доли (/- ) напр., полька или марш. Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/-- ), напр., вальс. Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.Переменный метр - меняется на протяжении произведения.
В зависимости от количества сильных долей метры бывают:
    Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 2 4 или трехдольные, напр. 3 4 или 3 8 ). Сложные - сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 4 4 = 2 4 + 2 4 или только трехдольных, напр. 6 8 = 3 8 + 3 8). Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 5 4 = 2 4 + 3 4 , или 3 4 + 2 4 , либо 7 4 = 2 4 + 2 4 + 3 4 и др.).
Язык поэзии также метрически организован. Сочетание сильных и слабых слогов в стихотворном метре называется с т о п а . Cтихотворные стопы:

Хорей (/ -)

Ямб (- /)

Дактиль (/ - -)

Бу- ря мгло- ю

не- бо кро- ет.

В ле-су ро-ди -лась е -лоч-ка

Слы- шу ли го- лос твой

звон- кий и лаc- ко-вый

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:
    Полька - 2 4 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами. Вальс - 3 4 , аккомпанемент с акцентом на первой доле. Марш - 4 4 , пунктирный ритм.
Задания и вопросы: 1. Найди и выпиши из стихотворений примеры стихотворных стоп!

Ямб: Хорей: Дактиль:

2. Какие типы метра и какой особый метрический прием использовал латышский композитор Ромуалд Калс o нс при обработке латышской народной песни «А r meitām dancot gāju » ?..................................................................................................................................................

..................................................................................................................................................

Р . Калсонс . Обработка лат. нар. песни “Ar meitām dancot g ā ju”

3. Раздели следующие нотные примеры на такты в размере 2 4 и 3 4 , затем сыграй или спой:

4. Дополни текст!

Колыбельные песни обычно исполняются в.................................. темпе и........................................ динамике, а марши - в.............................................. темпе и.............................................. динамике. Исключение составляют траурные марши , темп которых всегда............................................, а динамика -............................... .

5. Какие слова по-русски произносятся с данными окончаниями:
..............………….джo, ........................... чe, ....................... шендо ?

    Подумай:
если non troppo = не слишком, то Allegro non troppo = marcia (читается: марча ) = марш, то Marciale = ............................................................... если assai, = очень, то Lento assai = .............................................................................................. 7. Успокоительные лекарства называются транквилизаторами, что может означать Tranquillo? ....................................................... 8. Brio - это название чистящего средства, что может означать Con brio ? ........................................................... 9. Что может означать Tempo di marcia, Tempo di valsе, Tempa di polca? ................................................................................................................................................................. 10. Что может означать Brillante, Grazioso, Energico? ......................................................... .................................................................................................................................................................... 11. С помощью словаря музыкальных терминов переведи с итальянского языка слова в этом маленьком рассказе! ... Скоро закончится pause перед уроком маткматики. Класс molto agitato . В начале piano, затем poco a poco crescendo звучат голоса учеников. Новый maestro математики одному из наших одноклассников energico e risoluto сообщил, что сейчас нас ожидает piccolo контрольная работа. Так subito ! "Я вчера даже не открывала свой libretto ," doloroso e lacrimoso протянула наша отличница. "Ну, задания будут ведь non troppo pesante ," успокаивает ее одноклассница. "Ерунда," grazioso e scherzoso прощебетала prima donn а нашего классa. "Я ему улыбнусь так dolce e amoroso , что он даже забуде про контрольную!" "Ну bravo !" furioso e feroce чеканит староста класса. "У учителей нет права на такие subito контрольные! Удираем! Prima volta , - обойдется! Ну - Vivo, Presto , accelerando. .." Aх, слишком поздно! Fermata ! Уже alla marcia шагом festivo входит наш Maestro . "Пожалуйста, tutti по местам," deciso e marcato звучит его голос. И урок начинается... Oh, mamma mia , с контрольной работы... 7. ЛАД Л а д – это система звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу .Тоника – это главный устойчивый звук лада, к которому тяготеют все остальные. Устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие – главный устойчивый аккорд лада.Гаммa – это звуки лада, раположенные в поступенном - восходящем или нисходящем - порядке от тоники в пределах октавы.Toнальность – это лад с определенной тоникой. Лады могут состоять из разного количества звуков:

    трихорд - лад, состоящий из трех звуков.

    тетрахорд - лад, состоящий из четырех звуков.

    пентатоника - лад, состоящий из пяти звуков.

    семиступенные лады (мажор, минор, старинные лады).

Главные лады:

Лады без полутонов

Семиступенные лады

Лады с двумя и более полутонами подряд
Трихорд – лад в диапазоне кварты, состоит из большой секунды и малой терции. Пе н татоника - лад из пяти звуков, расположенных по большим секундам и малым терциям. Другое название этого лада – «китайская гамма» , т.к. он часто встречается в восточной музыке).Целотонный, или увеличенный лад – лад из 6 звуков, каждый из которых отстоит от соседнего на один (целый) тон. Они не создают взаимных тяготений и поэтому производит странное, фантастическое впечатление. В русской музыке впервые применил М.И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики Черномора. Отсюда другое название этого лада – «гамма Черномора» . Мажор – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Лад светлой, радостной окраски. Mинор - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Лад темной, печальной окраски. Переменный лад (лад, в котором имеются два устойчивых трезвучия): -параллельные (напр. Дo мажор – ля минор) - одноименные (напр. Соль мажор - соль минор) лады. Старинные лады – похожи на современные мажор или минор, но отличающиеся от них отдельными ступенями -миксолидиский, лидийский, фригийский, дорийский ) Хроматический лад – лад, в котором наряду с основными ступенями есть повышенные или пониженные на полтона ступени (встречается в музыке 20 века).
8. ГАРМОНИЯ В переводе с греческого harmonia означает созвучие. Гармония это объединение звуков в различные созвучия (аккорды ) и их последовательности . Главный элемент гармонии - это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Музыка - язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Всего их 10:

регистр 6. метр

тембр 7. лад

темп 8. гармония

динамика 9. фактура

ритм 10. мелодия

1. РЕГИСТР

Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.

Различают - высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),

Низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

2. TЕМБР

Тембр – особая окраска звуков, характер звучания разных голосов или музыкальных инструментов. Голоса людей, муз.инструменты имеют различную окраску

Звучания. У одного инструмента тембр – прозрачный, у другого – теплый и мягкий, у третьего – яркий и пронзительный.

Meццо-сопрано

^ Хор - большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

Типы хора:

мужской (плотный, яркий тембр),

женский (теплый, прозрачный тембр),

смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),

детский хор (светлый, легкий тембр).

Группы инструментов симфонического оркестра.

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям - музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:

Стунные инструменты

Деревянные духовые инструменты

Meдные духовые инструменты
^ Ударные инструменты
Скрипка

Валторна

Виолончель

Контрабас

Колокольчики и др.

Темп – это скорость движения музыки во время исполнения произведения.

Метроном – прибор для отсчитывания длительностей в нужной скорости (напр., 108 четвертных нот в минуту). Указывает исполнителям точный темп произведения. Изобретен австрийским механиком Мельцелем.

Основные группы темпов:

М е д л е н н ы е темпы

Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль.

У м е р е н н ы е темпы

Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью.

3.
^ Б ы с т р ы е темпы
Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор.

О с н о в н ы е в и д ы темпов:

М е д л е н н ы е темпы

У м е р е н н ы е темпы
^ Б ы с т р ы е темпы
Largo - широко

Andantino - немного быстрее, чем Andanto

Allegro - быстро

Lento - протяжно

Adagio - медленно

Moderato - умеренно

Vivace - живо

Grave - тяжело

Presto - очень быстро

Andante - довольно медленно, спокойно

Allegretto - немного медленнее, чем Allegro

Prestissimo - в высшей степени быстро

Изменения темпа в произведении:

^ Постепенное з а м е д л е н и е темпа (обычно в конце произведения, ощущение успокоения)
Постепенное у с к о р е н и е темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности)

^ Ritenuto - удерживая Accelerando - ускоряя
Ritardando - запаздывая

Animando - воодушевляясь

Allargando - pасширяя

Stringendo - ускоряя, торопясь

Возвращение к первоначальному темпу - а tempo, Tempo primo

Уточняющие понятия:

Piu - более

meno - менее

non troppo - не слишком

molto assai - очень, весьма

subito - внезапно,неожиданно

poco - немного

poco a poco - понемногу, мало-помалу

4. ДИНАМИКА

Динамика - это степень громкости исполнения музыкального произведения.

Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми либо щемяще грустными настроениями.

Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

Piano pianissimo

предельно тихо

очень тихо

не очень тихо

не очень громко

громко

очень громко

Forte fortissimo

предельно громко

Обозначения и з м е н е н и я силы звучания:

Crescendo - cresc. - усиливая

Sforzando - sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая

Subito forte - sub.f. - внезапно громко

Diminuendo - dim. - уменьшая, ослабляя звук

Decrescendo -decresc. - ослабляя

Smorzando - smorc. - замирая

Morendo - morendo - замирая

Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой

К у л ь м и н а ц и и. Динамическая кульминация - это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении.

Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

Ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.

^ Виды ритмических рисунков:

Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.

В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.

Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) - обостряет, активизирует движение.

Синкопа - перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.

Триоль - деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.

Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

М е т р – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя - какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (т а к т - отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

^ Основные типы метра:

Строгий метр

сильные и слабые доли такта чередуются

равномерно

Свободный метр

акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты

^ Двухдольный метр - одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.

Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/--), напр., вальс.

Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.

Переменный метр - меняется на протяжении произведения.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24или трехдольные, напр. 34 или 38).

Сложные - сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38).

Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Язык поэзии также метрически организован. Сочетание сильных и слабых слогов в стихотворном метре называется с т о п а.

Cтихотворные стопы:

^ Д в у х дольные стопы

Т р е х дольная стопа

Хорей (/ -)
Ямб (- /)
Дактиль (/ - -)

^ Бу-ря мгло-ю

не-бо кро-ет.

В ле-су ро-ди-лась е-лоч-ка

Слы-шу ли го-лос твой

звон-кий и лаc-ко-вый

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

Полька - 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.

Вальс - 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.

Марш - 44 , пунктирный ритм.

Задания и вопросы:

1. Найди и выпиши из стихотворений примеры стихотворных стоп!

Ямб: Хорей: Дактиль:

2. Какие типы метра и какой особый метрический прием использовал латышский композитор Ромуалд Калсoнс при обработке латышской народной песни «Аr meitām dancot gāju»?

..................................................................................................................................................

^ Р. Калсонс. Обработка лат. нар. песни “Ar meitām dancot gāju”

3. Раздели следующие нотные примеры на такты в размере 24 и34, затем сыграй или спой:

4. Дополни текст!

Колыбельные песни обычно исполняются в.................................. темпе и........................................ динамике, а марши - в.............................................. темпе и.............................................. динамике. Исключение составляют траурные марши, темп которых всегда............................................, а динамика -............................... .

5. Какие слова по-русски произносятся с данными окончаниями:

..............………….джo, ........................... чe, ....................... шендо?

Подумай:

если non troppo = не слишком, то Allegro non troppo = ...............................................................

если marcia (читается: марча) = марш, то Marciale = ...............................................................

если assai, = очень, то Lento assai =..............................................................................................

7. Успокоительные лекарства называются транквилизаторами, что может означать Tranquillo? .......................................................

8. Brio - это название чистящего средства, что может означать Con brio? ...........................................................

9. Что может означать Tempo di marcia, Tempo di valsе, Tempa di polca?

.................................................................................................................................................................

10. Что может означать Brillante, Grazioso, Energico?.........................................................

....................................................................................................................................................................

11. С помощью словаря музыкальных терминов переведи с итальянского языка слова в этом маленьком рассказе!

Скоро закончится pause перед уроком маткматики. Класс molto agitato. В начале

piano, затем poco a poco crescendo звучат голоса учеников. Новый maestro математики

одному из наших одноклассников energico e risoluto сообщил, что сейчас нас ожидает

piccolo контрольная работа. Так subito!

"Я вчера даже не открывала свой libretto," doloroso e lacrimoso протянула наша отличница.

"Ну, задания будут ведь non troppo pesante," успокаивает ее одноклассница.

"Ерунда," grazioso e scherzoso прощебетала prima donnа нашего классa. "Я ему улыбнусь так dolce e amoroso, что он даже забуде про контрольную!"

"Ну bravo!" furioso e feroce чеканит староста класса. "У учителей нет права на такие

subito контрольные! Удираем! Prima volta, - обойдется! Ну - Vivo, Presto, accelerando..."

Aх, слишком поздно! Fermata! Уже alla marcia шагом festivo входит наш

Maestro. "Пожалуйста, tutti по местам," deciso e marcato звучит его голос. И урок

начинается... Oh, mamma mia, с контрольной работы...

Л а д – это система звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу.

Тоника – это главный устойчивый звук лада, к которому тяготеют все остальные. Устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие – главный устойчивый аккорд лада.

^ Гаммa – это звуки лада, раположенные в поступенном - восходящем или нисходящем - порядке от тоники в пределах октавы.

Toнальность – это лад с определенной тоникой.

Лады могут состоять из разного количества звуков:

трихорд - лад, состоящий из трех звуков.

тетрахорд - лад, состоящий из четырех звуков.

пентатоника - лад, состоящий из пяти звуков.

семиступенные лады (мажор, минор, старинные лады).

Главные лады:

^ Лады без полутонов

Семиступенные лады

Лады с двумя и более полутонами подряд

Трихорд – лад в диапазоне кварты, состоит из большой секунды и малой терции.

Пентатоника - лад из пяти звуков, расположенных по большим секундам и малым терциям. Другое название этого лада – «китайская гамма», т.к. он часто встречается в восточной музыке).

Целотонный, или увеличенный лад – лад из 6 звуков, каждый из которых отстоит от соседнего на один (целый) тон. Они не создают взаимных тяготений и поэтому производит странное, фантастическое впечатление. В русской музыке впервые применил М.И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики Черномора. Отсюда другое название этого лада – «гамма Черномора».

Мажор – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Лад светлой, радостной окраски.

^ Mинор - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Лад темной, печальной окраски.

Переменный лад (лад, в котором имеются два устойчивых трезвучия):

Параллельные (напр.

Дo мажор – ля минор)

Одноименные (напр.

Соль мажор - соль минор) лады.

Старинные лады – похожи на современные мажор или минор, но отличающиеся от них отдельными ступенями -

миксолидиский, лидийский, фригийский, дорийский)

Хроматический лад – лад, в котором наряду с основными ступенями есть повышенные или пониженные на полтона ступени (встречается в музыке 20 века).

8. ГАРМОНИЯ

В переводе с греческого harmonia означает созвучие.

^ Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.

Главный элемент гармонии - это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

Виды аккордов:

^ По количеству звуков:

По интервальному строению:

Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.

Септаккорды – аккорды из

четырех звуков и т.д.

Аккорды секундового строения (кластеры)

Аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд)

Аккорды квартового строения (квартаккорды)

Аккорды квинтового строения (квинтаккорды).

В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.

В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.

Задания!

Подпиши данные аккорды!

2. По ключевым знакам определи возможные тональности и по образцу первого такта напиши оба трезвучия (мажора и параллельного минора)!

3. Найди в нотах (например, в учебнике по сольфеджио) и выпиши нотные примеры в различных ладах:

В мажорном ладу:

В минорном ладу:

4. Определи тональность и вид лада!

5. Определи тональность этих мелодий (впиши в рамочку), в скобках напиши устойчивые звуки, отметь, где есть a) поступенное движение по звукам, б) движение по устойчивым звукам, в) опевание устойчивых ступеней!

6. Сыграй и спой старинную латышскую народную песню и напиши, как называется ее лад!

7. Выпиши звукоряд этой мелодии! Отметь ступень, которая отличает этот лад

(миксолидийский) от натурального Соль мажора!

9. ФАКТУРA

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo - обработка).

Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.

Любая одноголосная мелодия (сольная или унисонная), напр., народная песня.
Гомофония Полифония
Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением.

Полифония (греч. poly-много, phone-звук) - одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).
^ Основные виды полифонии
Имитационная п. - (лат. Imitatio - подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы).

Напр., канон, фуга или инвенция

Контрастная п. - одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом.
^ Основные виды фактуры:

Формы имитационной полифонии:

Канон - музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.

Фугетта (ит. fughetta - маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиа

^ Вопросы и задания!

1. Изучи данные нотные примеры и определи вид фактуры - впиши в окошки буквы правильных ответов: А – мелодия с аккомпанементом, B – полифонная фактура или C – аккордовая фактура!

А) Сыграй эту знаменитую песенку с сопровождением, внимательно вслушиваясь в гармонию, а затем найди и исправь неправильную гармонию!

........ ......... ............. .... ........ ............. ..... .... .......

б) Определи фунции аккордов в аккомпанементе (Т, S или D), подпиши их и разучи мелодию с сопровождением в четырех различных видах фактуры!

Роберт Шуман

Фортепианный цикл «Альбом для юношества »

^ ПЕРВАЯ УТРАТА

1. а) Прослушай внимательно пьесу и опиши характер музыки! .................................

................................................................................................................................................

б) Охарактеризуй различные элементы музыкального языка:

Лад - .........................................................................................................................

Темп - ........................................................................................................................

Динамика - ..............................................................................................................

Гармонии (консонансы или диссонансы)- ...........................................................

Фактура - ...............................................................................................................

^ СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК

Прослушай пьесу и опиши характер музыки! .............................................................

.............................................................................................................................................................

В пьесе три раздела (A B A). Вслушайся и определи какой лад

а) в начале пьесы (в первом разделе А) – .......................................................................

Б) в середине пьесы (В) ....................................................................

В) в заключительном разделе (А) ....................................................................

Что еще изменилось в среднем разделе пьесы? ...........................................................

Выбери и обведи правильный ответ на вопрос «Какая фактура была использована композитором в этом произведении?»

А) полифоническая фактура,

Б) аккордовая фактура,

В) мелодия с аккомпанементом.

Слушай музыку и помечтай! Опиши свою мечту!

............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Выучи тему пьесы наизусть!

10. MЕЛОДИЯ

Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. В переводе с греческого языка означает “пение, песня”.

Мелодия – это основа музыки, “душа музыки”, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Элементы мелодии:

Мелодическая линия (или рисунок мелодии). Это г л а в н ы й компонент мелодии. Повторение одного звука нельзя считать мелодией, она образуется из звуков различной высоты.

Диапазон (объем мелодии)

Интонации (особые последовательности звуков)

Другие черты мелодии являются самостоятельными элементами музыкального языка: ритм, метр, лад, гармония, динамика и др.

Виды мелодической линии:

Восходящая мелодическая линия

Создает впечатление подъема, нарастания напряжения.

Нисходящая мелодическая линия

Создает впечатление спада, снятия напряжения - разрядки.

Волнообразная мелодическая линия

Движение в одном направлении не бывает длительным. Обычно происходит смена направлений движения. Образуется волнообразный рисунок мелодии.

Ровная (малоподвижная) мелодическая линия

Характерна для вокальной музыки. В ее основе - секундовые интонации. В быстром темпе создает впечатление текучести, нарастания энергии; в медленном - ощущение скованности, скорби.

Скачкообразная мелодическая линия

Характерна для инструментальной музыки. Скачок – ход мелодии на широкий интервал Восходящие скачки придают мелодии беспокойный характер. Дальнейшее плавное движение, заполняющее скачок, создает впечатление успокоения.

Эти основные виды мелодической линии обычно сменяют друг друга, образуя разнообразные мелодии.

Д и а п а з о н, т.е. объем мелодии также имеет большое значение для выразительности мелодии:

Мелодии узкого диапазона (не превышают кварту) – уравновешенные, сдержанные.

Мелодии широкого диапазона – эмоциональные, напряженные.

Мелодическая в е р ш и н а – самый высокий звук мелодии. Бывает т р е х видов:

Вершина - кульминация

Точка, момент наивысшего напряжения в развитии мелодии. За кульминацией обычно следует ослабление напряжения, спад, который выражается в нисходящем направлении движения мелодии.

Вершина – источник

Мелодия начинается с самого высокого звука. Напряженная мелодия постепенно становится более спокойной.

Вершина – горизонт

Мелодия заканчивается самым высоким устойчивым звуком. Такие мелодии как будто тают, растворяются в воздухе.

Ин т о н а ц и и в мелодии.

Интонация в з д о х а (интервал нисходящей секунды) придает мелодии грустный, жалобный характер.

Интонация в о п р о с а (восходящий скачок).

Восклицательная ф а н ф а р н а я интонация (устойчивая кварта или движение мелодии по звукам трезвучия) придает мелодии энергию, активность, бодрость.

Интонация л и р и ч е с к о й с е к с т ы (обычно это скачок с V на III ступень) придает мелодии широту, напевность звучания (большая секста в мажоре) либо скорбный, щемящий характер (малая секста в миноре).

Выразительность мелодии во многом связана с ладом и гармонией.

Ладовая основа мелодии:

Мелодия в м а ж о р е звучит светло.

Мелодия в м и н о р е звучит печально.

Мелодия в с т а р и н н о м ладу звучит необычно - архаично.

Мелодия в п е н т а т о н и к е звучит спокойно, часто связана с образами природы.

Лады с у в е л и ч е н н о й с е к у н д о й придают мелодии восточный колорит.

Гармоническая основа мелодии:

Повторение мелодии с новыми гармониями может изменить ее настроение.

Опора на звуки тонического трезвучия подчеркивает устойчивость, стабильность мелодии.

Использование диссонирующих интервалов привносит в мелодию напряжение.

Мелодия, образованная из аккордовых звуков имеет сдержанный, уравновешенный характер.

Мелодия, образованная из неаккордовых звуков - звуков, не входящих в состав аккорда. Эти звуки образуют гаммообразное, поступенное движение, придают мелодии вокальный характер, певучесть.

Основные способы звукоизвлечения мелодии – ш т р и х и:

Legato (связно) делает мелодию певучей, выразительной, плавной.

2. Non legato (не связно) делает мелодию спокойной, сдержанной.
^ 3. Staccato (отрывисто) делает мелодию озорной, забавной.

Определить вид мелодической линии в данных мелодиях!

Найти, подчеркнуть в этих мелодиях характерные интонации и подписать их названия!

А) ..........................................................................

Allegretto Л. ван Бетховен. 6 симфония. Тема 5 части

б) ......................................................... ^ Ф.Шопен. Ноктюрн

в) ......................................................... В.А.Моцарт. Реквием. Lacrimosa

П.И.Чайковский (1840-1893)

Фортепианный цикл «Времена года»

Июнь (Баркарола)

Баркарола (от итал. слова barca – лодка) – это песня лодочника.

Найди и определи по нотному примеру

Обозначение темпа - ....................................................

Размер -...................................................

Тональность - .............................................

Динамические оттенки - .........................................

Прослушай пьесу и ответь на вопросы!

А) только в верхнем

Б) в верхнем и среднем

.........................................................................................................................................................

Подчеркни три элемента музыкального языка, которые по твоему мнению лучше всех помогают созданию настроения музыки: размер, лад, регистр, тембр, темп, динамика, фактура!

Охарактеризуй выбранные элементы! .............................................................................

...........................................................................................................................................................

Выучи начальную мелодию пьесы! Выполни задания!

Диапазон этой мелодии – от звука............ до звука................ .

В мелодической линии этой мелодии (выбери правильный ответ!)

А) только поступенное движение в одном направлении

Б) много скачков

В) волнообразное движение

Октябрь (Осенняя песня)

Характеризуй общее настроение музыки! ......................................................................

..........................................................................................................................................................

Отметь наиболее характерную интонацию в мелодии!

А) фанфарная интонация

Б) интонация вздоха

В) нет характерных интонаций

Какие элементы музыкального языка, на твой взгляд, больше всего помогают созданию настроения в музыке? Охарактеризуй их! .....................................................

......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Выучи начальную тему пьесы!

Определи диапазон этой мелодии! ....................................................................................

Мелодическая линия этой мелодии (отметь правильный ответ!)

А) малоподвижная, ровная, в ней нет широких скачков,

Б) преобладает поступенное нисходящее движение, которое чередуется со скачками,

В) неуравновешенная, изломанная.

Линией изобрази рисунок мелодии и отметь каким-нибудь ярким цветом кульминацию!

Подпиши названия инструментов по-русски!

Группы музыкальных инструментов

Струнную группу –

основу симфонического оркестра составляют четыре смычковых инструмента разного размера, но схожей конструкции. У каждого из них имеется по четыре струны.

Скрипка - самый высокий и виртуозный инструмент в своей группе. Появился в Италии в 16 веке, заменив виолу. Знамениты семьи итальянских скрипичных мастеров из города Кремона – Страдивари, Амати и Гварнери.

Альт – чуть больше скрипки, имеет менее яркий тембр и звучит чуть ниже. Только с 19 века стал использоваться как сольный инструмент.

Виолон­чель – инструмент большого размера, на котором играют сидя, держа его между колен, при этом он опирается на специальный металлический шпиль. Звук виолончели густой, певучий. Напоминает по тембру человеческий голос. Поэтому часто виолончелям поручается исполнение широких напевных мелодий, хотя может звучать и виртуозно.

Контрабас - самый низкий инструмент, звучит глуховато на октаву ниже виолончелей и в два раза боль­ше них. На контрабасе играют или стоя, или сидя на специаль­ной высокой табуретке.

В группу деревянных духовых входят:

Флейта - самый высокий и подвижный из этих инструментов. Она может забираться в высочайший, «птичий» регистр. Иногда композиторы изображают флейтой пение птиц. Флейта- пикколо - высокая разновидность флейты]

Гобой - тоже высокий инструмент своеобразного «носо­вого» тембра. На нём очень красиво звучат медленные, певу­чие мелодии, но в быстрых пассажах он не угонится за флей­той. Тембр гобоя немножко похож на тембр зурны - восточ­ного духового инструмента. Иногда композиторы используют гобой для подражания восточной музыке.

^ Английский рожок - низкий, альтовый го­бой

Кларнет - инструмент альтового регистра. Он «с харак­тером»: может быть мягким и «бархатным», а иногда вдруг сорвётся на резкий крик. Умеет он играть и быстрые пассажи, они у него «журчат». Это «журчание» часто используют в «морских» и «речных» музыкальных «картинах».

Существуют также кларнет-пикколо - высокая разновидность кларнета и

бас-кларнет - низ­кая разновидность кларнета

Фагот - самый низкий и «неповоротливый» инструмент в этой семье. Как и гобой, он хорошо умеет петь красивые мелодии, но только «мужским» голосом и только в середине своего диапазона. Чем выше он забирается, тем более хрип­лым и «сорванным» становится его голос. А в глубоких басах он приобретает мощь, но теряет красоту и звучит комично. Фагот используют и в печальной медленной музыке, и в за­бавных музыкальных шутках.

Контрафагот - са­мый низкий инструмент этой группы.

Саксофон – по конструкции похож на кларнет, однако сделан из металла. Сконструирован в 19 веке французским мастером Саксом. Бывает различных размеров от высокого сопранового до низкого басового. Отличается специфическим тембром – певучим, полным. В основном используется в джазовой музыке.

Группа медных духовых:

Валторна – произошла от охотничьего рога. Для более громкого звучания его стали удлинять, а для удобства при игре – скручивать Постепенно количество витков росло – так возникла валторна. Очень важный инструмент в оркестре. Мягкий, благородный звук валторны может передавать различные настроения. Валторне часто поручаются сольные эпизоды.

Труба – самый высокий инструмент в своей группе. Имеет яркий, звонкий, блестящий тембр. Часто солирует. В симфонический оркестр труба вошла в 18 веке.

Тромбон – известен с 16 века, но в оркестр вошел только в 18 веке. Имеет выдвижную тонкую изогнутую трубку – кулису – с помощью которой меняется высота звука. Тембр яркий – светлый и мужественный в высоком регистре, а на низких нотах мрачный, даже зловещий. Технически очень подвижный инструмент, его особый эффект глиссандо (скольжение) – неисполнимый ни на одном другом духовом инструменте, достигается плавным движением кулисы.

Туба – самый большой и низкий инструмент медной группы. Играет роль баса – основы всего звучания оркестра. Тембр – массивый, суровый. Звучность может быть очень сильной и грозной.

Группа ударных инструментов:

Без определённой высоты звука:

С определённой высотой звука:

боль­шой барабан

малый барабан

колокола

ксилофон

треугольник

виброфон

кастаньеты

тамтам и др.

колокольчики и др.

Среди ударных инструментов главенствуют литавры. Как и валторны в медной семье, литавры самые старшие в семье ударных. В отличие от барабанов, тарелок они имеют опреде­лённую высоту звука. Кожа, натянутая на котёл, настраивает­ся на конкретную ноту. В оркестре ис­пользуется несколько литавр, по-раз­ному настроенных. Чаще всего три. Литавры используются только иног­да, в особых местах - очень громких или особо красочных. А в паузах ли­таврист может не спеша перестроить свои инструменты.

В большинстве классических симфоний литаврами и огра­ничивается ударная семья. Другие ударные иногда вводились для особых целей. Например, в Военной симфонии Гайдна барабаны и тарелки подражают военному оркестру. Но уже в XIX веке ударные военного оркестра - боль­шой и малый барабаны, тарелки, бубен (тамбурин), треугольник - становят­ся постоянными членами симфонического оркестра. К ним же присоединяется и огромный тамтам – огромный бронзовый диск, который подвешивается к раме, а ударяют в него колотушкой, обтянутой войлоком. Это всё инструменты без определённой высоты звука.

Многочисленные ударные инструменты, давно известные в народной музыке разных стран и континентов, вошли в со­став симфонического оркестра XX века. Это и испанские кастаньеты, и латиноамериканские маракасы, и африканские том-томы и многие другие. В некоторых со­временных симфонических партитурах ударная группа чуть ли не самая многочисленная.

Кроме литавр иногда в оркестр включают и другие ударные инструменты с определённой высотой звука. Например, оркестровые колокольчики, которые похожи на детский металлофон. Только колоколь­чики играют все звуки хроматической гаммы, и пластинки на них располагаются в два ряда - как белые и чёрные клавиши фортепиано. А есть ещё и большие трубчатые колокола. На металлическом каркасе подвешены такие же металлические трубки разной длины. Если ударить по такой трубке молотком, раздастся густой звон, очень по­хожий на колокольный. У каждой трубки своя высота, поэтому на таких колоколах можно отстучать мелодию. Гонг в отличие от там-тама также издает звук определенной высоты. В XX веке к этим инструментам добавились:

Ксилофон – состоит из деревянных брусков разной величины, которые составляют звукоряд из нескольких октав. На нем играют двумя маленькими молоточками. Тембр его пронзительный – сухой и щелкающий.

Виброфон - сделан как ксилофон, но не с деревянными, а металлическими пластинками и имеет подвешенные книзу резонаторные трубки. Вибрирующий (колеблющийся) характер его звука достигается электрическим двигателем. Изобрели в 20 веке в Америке.

Маримба - разновидность ксилофона более низкого диапазона. Маримба родом из Африки. Только там она имеет не металлическ

Слайд 2

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (СМВ) – ЭТО ТО, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО КОМПОЗИТОР СОЗДАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ВЫРАЖАЕТ СВОЮ МЫСЛЬ

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1. МЕЛОДИЯ
2. РИТМ
3. ТЕМП
4. ТЕМБР
5. ДИНАМИКА
6. ЛАД
7. РЕГИСТР
8. ЖАНР, ТИП
9. ШТРИХИ
10. ФОРМА

Слайд 4

Слайд 5

мелодия «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Со–лны –шко всхо – дит и не –бо свет – ле – ет, при –

ро – да про – сну – лась и у – тро при – шло.

Слайд 6

РИТМ – (от греческого «МЕРНОЕ ТЕЧЕНИЕ») ЧЕРЕДОВАНИЕ ДОЛГИХ И КОРОТКИХ ЗВУКОВ

Слайд 7

Музыкальных темпов, так же как и ритмов огромное количество.Есть медленные, средние и быстрые

  • Медленные:adagio
  • Средние:moderato
  • Быстрые:allegro

ТЕМП – (от латинского «ВРЕМЯ») СКОРОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Слайд 8

Одно и тоже произведение, исполненное на разных инструментах, будет звучать по-разному.

Слайд 9

Узнай инструмент по тембру

Слайд 10

Для яркого исполнения музыкального произведения выделяют 2 основных вида динамики (f иp) и 2 вспомогательных (cresиdimin)

ДИНАМИКА

ДИНАМИКА – (от греческого «СИЛА») ГРОМКОСТЬ В МУЗЫКЕ

Слайд 11

  • Динамические оттенки
  • f (форте) - ГРОМКО
  • р (пиано) - ТИХО

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ

Слайд 12

Динамические оттенки

  • КРЕЩЕНДО (cres) - УСИЛЕНИЕ
  • ДИМИНУЭНДО (dimin) - ОСЛАБЛЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ

Слайд 13

  • ЛАД
  • МАЖОР (dur) – СВЕТЛО, РАДОСТНО, ЯРКО
  • МИНОР (moll) – ГРУСТНО, ПЕЧАЛЬНО
  • Слово «ЛАД» - славянское. Ладой древние славяне звали златокудрую богиню мира, красоты и любви.

РАЗЛИЧАЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ЛАДА:

Слайд 14

РЕГИСТР – ВЫСОКИЕ, СРЕДНИЕ ИЛИ НИЗКИЕ ЗВУКИ

Слайд 15

Слайд 16

ШТРИХИ – ПРИЁМЫ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ РАЗЛИЧАЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ПРИЁМА ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ:

  • ЛЕГАТО (legato) -СВЯЗНО
  • СТАККАТО (staccato) - ОТРЫВИСТО
  • Слайд 17

    Слайд 18

    • ЛЕГАТО
    • СТАККАТО
  • Слайд 19

    ФОРМА – ПОСТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    Слайд 20

    Простейшие формы музыкальных произведений:

    • I – ЧАСТНАЯ ФОРМА
    • II – ЧАСТНАЯ ФОРМА
    • III –ЧАСТНАЯ ФОРМА
    • РОНДО
    • ВАРИАЦИОННАЯ
  • Слайд 22

    II – частная форма

    Чаще всего данную форму называют «песенной», т.к. именно в этой схеме написано большинство песен (запев-припев).Части произведения ярко выражены и отличаются друг от друга.

    Слайд 23

    III – частная форма

    Данная форма произведений чаще всего используется композиторами в больших музыкальных произведениях. В ней тоже 2 темы, но они образуют схему «слойки»

    1 мелодия (А)

    2 мелодия (В)

    (А-В-А) или (А-В-С)

    3 мелодия (С)

    Слайд 24

    Рондо– в переводе с итальянского языка «движениепо кругу».Эта форма музыки возникла очень давно и сначала использовалась в поэзии. Постепенно она стала употребляться и в музыке. В рондо основная мелодия может повторяться много раз, но между ее повторениями вставляются совершенно разные мелодии.

    Основная мелодия (рефрен)

    Дополнительные мелодии (эпизоды)

    Слайд 25

    Вариации

    Вариации – изменение. Самая оригинальная и необычная форма музыки.В этой форме также всего 1 мелодия, которая постоянно изменяется.

    Посмотреть все слайды

    Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. К средствам музыкальной выразительности относятся темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация и т. д.

    Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.

    Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

    Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

    Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.

    Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.

    Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения. Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.

    Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный характер -спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств в создании образа; бывает неодинакова. В каждом музыкальном образе доминируют определенные средства выразительности.

    Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

    На музыкальных занятиях в детском саду мы говорим ребятам: музыка – «живая», в ней «бьётся сердце». Музыка умеет говорить, у неё своя, особенная речь, которую надо учиться понимать. Как всё живое, музыка рождается из маленькой клеточки, зёрнышка, затем прорастает, развивается, приобретает определённую форму… А раз музыка живая, к ней надо относится, как к другу: уметь её услышать, почувствовать, пережить, иначе она ничего не раскроет тебе. Способность понимать художественное произведение – не привилегия для избранных, особо одарённых. Её можно развить.

    Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.

    Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно - перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.).

    В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности.

    Активное восприятие музыкального образа предполагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании ребёнка в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее круг образов, создаваемых ребёнком при помощи пластики и жеста, тем активнее он будет участвовать в выполнении творческих заданий, импровизировать и придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.

    10. Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности (значение, задачи, виды ритмики, содержание программы).

    Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

    Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания

    Систему музыкально-ритмического воспи­тания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Над созданием современной системы музыкально-ритмичес­кого воспитания работали многие музыканты, педагоги, психоло­ги, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреж­дений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александро­вой, а также ее ученикам и последователям - Е.В. Коноровой, Н.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер. Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую рос­том организма, они стремились к формированию его моторики и главное - к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием.

    Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действи­тельности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобно­сти, уметь затормозить их, т. е. развивать активное торможение. Музыка - это раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения. На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные -дисциплинированными.

    В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества, ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатывают­ся такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыха­тельные процессы, развивают мускулатуру.

    В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музы­кального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными сред­ствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритми­ческий рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая вырази­тельность музыкального ритма, целостно воспринимает все му­зыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер; музыкального произведения со всеми его компонентами (развити­ем и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).

    Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чув­ства музыкального ритма.

    Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

    Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкаль­ность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют раз­витию пространственных и временных ориентировок. Ребенок по­падает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реак­ции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это раз­вивает его внимание, творческую инициативу.

    Следовательно, за­нятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравст­венному, эстетическому и физическому развитию ребенка.

    Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:

    ♦ обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкаль­ные способности;

    ♦ развивают познавательные способности;

    ♦ воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

    способствуют физическому совершенствованию организма.

    Главным направлением в работе над музыкально-ритмически­ми движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.

    Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущ­ность, т. е. движение не должно быть только движением под акком­панемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:

    ♦ характеру музыки;

    ♦ средствам музыкальной выразительности;

    ♦ форме музыкального произведения.

    Рассмотрим это более подробно.

    Музыка, как известно, передает самые различные оттенки на­строения. Например, в следующих трех произведениях для ходь­бы - «Праздничном марше» Н. Леви, «Этюде» Т. Ломовой и «Марше»С. Прокофьева - музыка бодрого, спокойного и торжественного характера. Естественно, что в этих трех случаях дети будут ходить по-разному. Под первый марш они будут идти бодрым шагом, под музыку Т. Ломовой - спокойным, неторопливым, а под «Марш» С. Прокофьева дети пойдут торжественно. Следовательно, движе­ние, в данном случае ходьба, соответствует характеру музыки.

    Среди средств музыкальной выразительности особое значе­ние для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро-ритм и динамика. Темп - это скорость движения музыкального произведения, метроритм- организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей, динамика - сила (гром­кость) звучания.

    В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои дви­жения. Метроритм определяет координацию тех или иных движе­ний с музыкой. Например, в «Польке» И. Штрауса на сильную долю такта детям предлагают выставить ногу вперед на носок, на акценты дети грозят то правой, то левой рукой.

    Уже к шести годам они не только ощущают метрические акцен­ты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок му­зыкального произведения. Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело ка­лина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок.

    Движение, как уже было сказано, согласуется с формой музы­кального произведения. Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения. Рассмотрим пляску «Сапожки» (русская народная ме­лодия), предназначенную для детей младшего дошкольного возра­ста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть - притопывают. Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения. Старших детей зна­комят с трехчастной и более сложными формами музыкальных произведений, учат их менять движения в соответствии со сменой частей менее контрастного характера. Чем точнее, детальнее они различают характер музыки, средства музыкальной выразительно­сти, формы музыкальных произведений, тем свободнее, вырази­тельнее выполняют движения.

    Дошкольный - это период накопления музыкальных впечатле­ний, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависи­мости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется.

    В самом раннем детстве ребенок с радостью бегает, прыгает, приплясывает. Но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Ребенок двигается неточно и невыразительно. В эти годы у детей развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, способность слушать ее, запоминать и выполнять связанные с музыкой движе­ния, показанные воспитателем и согласующиеся со словами песни.

    На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно. Но эти движения еще недостаточно скоординированны, дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность детей четвертого года жизни достаточно скромна. Они учатся двигаться в соответствии с ярко контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, способны реа­гировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять про­стейшие движения.

    На пятом году жизни дети уже имеют опыт слушания музыки, могут узнавать знакомые мелодии, различать самые яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки.У них дифференцируются слуховые ощущения, они двигаются ритмичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы одной ногой, выставление ноги на пятку).

    В пяти-шестилетнем возрасте дети могут выразительно и рит­мично двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность.

    Они должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмичес­кий рисунок, овладеть разнообразными движениями (от ритмичес­кого бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага и т. д.).

    Следовательно, в процессе музыкально-ритмических движений осуществляются как общие задач музыкального воспитания так и следующие специальные задачи

    Развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмичес­кого чувства и в связи с этим ритмичности движений;

    Обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музы­кальной выразительности, развитие пространственных и вре­менных ориентировок;

    Обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навы­кам через игры, пляски и упражнения;

    Развитие художественно-творческих способностей.

    Двигательной основой музыкально-ритмических движений, кото­рые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:

    ♦ основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;

    ♦ гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);

    ♦ танцевальные движения;

    ♦ имитационные движения, которые представляют собой сочета­ния основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.

    Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой ак­тивности.

    Каждое искусство имеет свой особый язык, свои приемы для передачи эмоций, свои выразительные средства. Краски и рисунок, например, являются выразительными средствами живописи. Умело ими пользуясь, художник создает картины. Пользуясь стихотворными рифмами, поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров.

    У музыки свой особенный язык, это язык звуков. Выразительные средства музыки: мелодия, ритм, темп, лад, тембр, размер, регистр. Кроме этого, при анализе музыкального произведения учитывается акцент и пауза, интонация или гармония.

    Мелодия. Это основа любого музыкального произведения, это душа композиции, его мысль. Мелодия позволяет понять настроение музыки: грустное или веселое. Она может быть плавная или отрывистая, скачкообразная или убаюкивающая.

    Ритм. Всё в природе подчинено ритму. Есть сердечный ритм, ритм мозга. Сутки разбиты на ритм утра, дня, вечера и ночи. Смена времен года - это тоже ритм планеты.

    В переводе с греческого, слово «ритм» означает «мерность». Это равномерное повторение коротких и длинных звуков. Музыка без ритма - это просто набор звуков. Плавный ритм придаем музыке лиричность, скачкообразный, отрывистый ритм вызывает тревогу и волнение.

    Темп. Это скорость исполнения произведения. Он может быть медленный, быстрый и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские термины. Например, быстрый темп - аллегро, престо; медленный - адажио; умеренный темп - анданте. Этими итальянскими словами для обозначения темпа пользуется весь мир. Кроме этого, темп может быть спокойным, оживленным, стремительным…

    Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные размеры. Поэтому так легко узнать на слух вальс или марш.

    Лад. В музыке существуют два контрастных лада, мажор, выражающий в музыке радость, бодрость, веселье, и минор, покровитель печали и грусти.

    Тембр. Это окраска звука. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, впрочем как и человеческий голос.

    Размер. Он нужен для того, чтобы записать ритм на бумаге. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти…

    Регистр. Подразделяется на низкий, средний и высокий. Он нужен непосредственно музыкантам, исполняющим мелодию, или же экспертам, проводящим анализ той или иной мелодии.

    В разных видах искусств мы можем встретить родственные средства выразительности. Это, например, образ, интонация, ритм, настроение, контраст, различные оттенки.

    Музыка и живопись. Живопись - это создание на плоскости реальных картин нашего мира, либо воображаемых картин, созданных сознанием художника. Средства выразительности живописи: цвет и рисунок, выразительность мазков, свето-воздушная среда, светотень, контраст. Живопись также как и музыка создает настроение при помощи образа, настроения! Интонация - это линии, мелодия - рисунок, темп музыки - это композиция картины, лад - настроение, тембр - цветовая гамма. Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны. Некоторые живописцы напрямую связывают определенный цвет с тем или иным музыкальным тембром. Речь идет о так называемом «цветном слухе». Таким обладали выдающиеся русские композиторы Римский-Корсаков, Скрябин. Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела несла в себе неповторимый колорит. Многие музыкальные произведения создавались под впечатлением от всевозможных картин и скульптур.

    Музыка и литература. В своем первоначальном виде музыка и поэзия существовали как единое целое. Игра на музыкальных инструментах сводилась преимущественно к аккомпанементу. Только в XVII веке музыка стала самостоятельным видом творчества. Тогда все виды литературных произведений стали иметь аналогию в современной им музыке. Это - всевозможные разновидности вариаций и сюит. Возникновение такого жанра литературы как роман тесно связано с возникновением сонатной формы. Литература и музыка развивались взаимосвязано. Например, значительное место в музыке занимают такие литературные персонажи как Орфей, Фауст, Дон Жуан, Офелия, Ромео и Джульетта. На протяжении нескольких столетий их жизнь волновала и будоражила умы и воображение музыкантов. И как результат - европейская музыка обогатилась яркоокрашенными операми, балетами, симфониями.

    Музыка и архитектура. Гёте назвал архитектуру «застывшей музыкой». В наше время принято относиться к музыке как к диалектическому искусству, которое сочетает в себе исключительную эмоциональность с предельность структурированностью. Именно поэтому, те произведения музыкального искусства, в основе которых лежит точный расчет, считаются наиболее близкими к архитектуре. Такие произведения как «Затонувший собор» Дебюсси, симфония «Рим» Бизе, сюита «Огненный замок» Мийо и многие другие были навеяны образами архитектурных сооружений.