Сочинение: Смысл названия романа И. С. Тургенева Отцы и дети. Смысл названия романа и основной конфликт

Роман «Отцы и дети» был написан И.С.Тургеневым в то время, когда Россию раздирали жесткие общественные противоречия между представителями разных поколений, между политическими лагерями. Все эти конфликты нашли свое отражение в романе, название которого раскрывается в его содержании. Речь идет об остром, непримиримом конфликте не столько между представителями разных поколений, сколько между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Смысл заглавия надо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как социально-историческое начало нового поколения, во-вторых, как общечеловеческие отношения между людьми двух поколений.

Главную проблему произведения писатель выводит в название, проверяя на примере «отцов и детей» устойчивость и прочность социальных устоев общества семьей и семейными отношениями. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет дальше, к столкновениям общественного, социального характера. Но семейная тема в романе придает социальному конфликту особую гуманистическую окрашенность. Ведь никакие социальные, политические, государственные формы человеческих отношений не поглощают нравственное содержание семейной жизни. Отношение сыновей к отцам не замыкается только на родственных чувствах, а распространяется далее на сыновнее отношение к прошлому и настоящему своего отечества, к тем историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети. Отцовство в широком смысле слова тоже предполагает любовь старшего поколения к идущим на смену молодым, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение.

Конфликт романа «Отцы и дети» в семейных сферах, конечно, не замыкается, но трагическая глубина его выверяется нарушением «семейственности», в связях между поколениями. Противоречия зашли так глубоко, что коснулись природных основ бытия.

В произведении сталкиваются не только два поколения, но и две идеологии: консерваторов Кирсановых и радикально настроенных разночинцев-демократов в лице Базарова. Столкновение Базарова и старшего Кирсанова оказалось неизбежным. Павел Петрович ждал только предлога, чтобы «накинуться на врага». Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы, но уклониться от схватки все же не смог. Так, в десятой главе автор сталкивает мировоззрения двух поколений.

Однако конфликт между представителями разных поколений имеет не только идеологический, но и культурный характер: в лице Базарова и Кирсановых сталкиваются две культуры, аристократическая и демократическая, причем первая имеет намного более богатое прошлое. Отличие двух культур проявляется и во внешнем описании героев. Сравнить хотя бы безупречный внешний вид Павла Петровича, его кофе и какао в положенный час, манерность, присущая светским людям, и Базарова, который небрежен в одежде, не слишком следит за собой, просто и естественно ведет себя за столом.

Базаров отрицает предшествующую культуру, полагая, что поэзию и музыку создали «от нечего делать» «проклятые аристократишки». Он называет искусство чепухой, романтическим бредом. Культуре разночинцев характерно увлечение естественными науками: в шестидесятые годы ими увлекалась вся молодежь. Поэтому Тургенев отдает Базарову должное в знаниях, логике его ума, трудолюбию и упорству. Базаров – материалист, ценящий только материалистическую философию и не признающий идеалистическую философию Гегеля. Он – сторонник грубого материализма, который прямо выводил дух из материи: «строения одинаковы и люди одинаковы». Подобная философия отрицала наличие идеального начала в жизни, с чем не мог не согласиться ни сам Тургенев, ни «старички» Кирсановы. Базаров – атеист, который отрицает Бога и религию, и это крайнее проявление нигилизма ни автор, ни большинство читателей так же не могут поддержать.

Наблюдается и разное отношение двух поколений и культур к любви и женщинам. В жизни дворян любовь занимала, чуть ли не главное место, о чем свидетельствует судьба Павла Петровича Кирсанова. Базаров же высмеивает «стареньких романтиков» за их преувеличенное внимание к любовным вопросам. Но Тургенев доказывает неправоту Базарова, заставив его самого полюбить.

Конфликт двух поколений видно также на примере взаимоотношений Базарова с родителями. На примере семьи Базаровых Тургенев показал конфликт поколений на смене эпох, конфликт между добрыми и честными родителями и сыновьями-отрицателями, которые идут по своей дороге не потому, что у них есть личное негодование против родителей, а потому, что они более чутки к требованиям жизни. Базаров не хочет жить как его родители, а они не могут понять его смутную душу. Отсюда и трагедия между «отцами и детьми». Базаров любит своих родителей и страдает оттого, что между ними нет взаимопонимания. Это конфликт, который можно и нужно сгладить, но нельзя снять. В своем доме Базаров постоянно молчит, не зная, как сообщить о своем отъезде из дома. Он безжалостно давит в себе сыновнюю любовь. Его равнодушие к родителям говорит о духовном опустошении, в результате Базаров бежит от родительской любви. При этом автор подчеркивает противоестественность такого поступка по отношению к родным. Трагедия родителей, потерявших духовную связь с сыном, их неутешное горе после его смерти изображены с потрясающей силой

Таким образом, перед нами роман, в котором столкновением двух поколений испытываются новые духовные возможности дворянской интеллигенции и новых людей. Конфликт романа заключается в противоборстве барской и демократической России, эпох уходящей и рождающейся, поколения «отцов» и «племени молодого, незнакомого».

Задачи и тесты по теме "Смысл названия и проблематика романа И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)"

  • Паронимы и их употребление - Лексика. Фразеология. Лексикография 10 класс

    Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1

  • Правописание прилагательных с большой буквы - Имя прилагательное 3 класс

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ"

Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: "Война и мир", "Преступление и наказание", "Волки и овцы". Сюда относятся "Отцы и дети" И. С. Тургенева. Это самый известный роман писателя. О чем он? Почему сохраняет он и сейчас для нас свою ценность? Для понимания произведения важно уяснить смысл его названия. Это не так легко, как может показаться. Заглавие романа не содержит прямого объяснения. Скорее, оно представляет задачу, поставленную перед читателями. Найти ее решение - значит приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в романе Тургенева.

Сосредоточивая внимание на заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композиционная. Главными элементами предметного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие нередко связано с указанными элементами. Важнейшая сторона литературного произведения - его речевой строй также проявляется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только указывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеобозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа "Отцы и дети".

Во вступлении было указано на группу заглавий произведений русских классиков, к которой примыкают "Отцы и дети". Более пристальный взгляд позволяет выделить в рассматриваемом заглавии некоторую особенность по сравнению с названными романами Толстого и Достоевского. "Война и мир", "Преступление и наказание" как заглавия содержат противопоставление и сопоставление отвлеченных понятий. "Отцы и дети" заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляют систему персонажей романа. В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, отцы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной паре. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с "Волками и овцами" А. Н. Островского. Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым - проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе "Евгения Онегина":

Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...

Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным. По-другому можно сказать, что современный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с позиций общечеловеческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пласта содержания романа, в котором выдвигаются "вечные" темы. Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романе, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о "вечном примирении и о жизни бесконечной...". Необходимо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом на него Д. И. Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного конфликта молодого и старшего поколений. Проблему "отцов и детей" критик пытался решить практически, исследуя, "как действуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении...". Для Писарева Тургенев - "один из лучших людей прошлого поколения". Поразительно, что критик не оставляет автору права быть главным выразителем идей своего романа. Его "мнения и суждения", "выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей". Писарев увидел "выведенные явления жизни" как очень близкие для себя, такие близкие, "что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа". Именно эта близость оказалась главным фактором, повлиявшим на мнение автора критического разбора романа в 1862 году. Разбор не случайно назван именем главного героя, в котором сосредоточился, по критику, весь смысл романа: "теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум... выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни". Поэтому критик мог написать такие слова: "Когда умер такой человек, как Базаров... тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?" Между тем, на наш взгляд, судьба названных героев имеет прямое отношение к общему смыслу романа, ключ к которому заложен в его названии.

Не будем осуждать Писарева за то, что он сузил, на наш взгляд, смысл романа и соответственно смысл его названия. Глубина тургеневского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрих! к пониманию "Отцов и детей".

На сюжетном уровне название "Отцы и дети" задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-е годы XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы - разночинной интеллигенции. Дворянское сословие перестало безраздельно господствовать в обществе. Тургенев запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и "третьим" сословием, активно выступавшим на историческую арену. Главные представители названных общественных сил в романе - Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Демократизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев подчеркивает даже мелкими, но очень характерными деталями. Сравним описание героев в одинаковой ситуации: при рукопожатии. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович стискивает "его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал". А вот другое описание: Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, показавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику". Принципиальным является различие в одежде героев и их отношении к ней. Базаров говорит: "Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку". "Одежонка" Базарова - "длинный балахон с кистями". Не случайно в то же "мгновение" появляется Павел Петрович, "одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки". Задумаемся о том, как можно осмыслить противопоставление героев по одежде. Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его "нигилизм", а за изысканностью Кирсанова - его "принсипы". Однако нельзя забывать, что перед нами люди разного возраста, разных поколений. Каждое поколение имеет свою моду, в том числе на одежду. Отцы и дети должны отличаться друг от друга. Внешнее различие - только знак отличия внутреннего. Без него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын повторяет отца на новом уровне, это можно проследить на примере Аркадия и Николая Петровича. Однако главный вопрос состоит в том, что приносит новое поколение. Хочется верить, что история идет по пути прогресса. Но разве не возможны издержки? Все это "заложено" в понятие "отцов и детей", которое, применительно к роману Тургенева, не сводится к однозначному противопоставлению "отцов" (либеральных дворян) и "детей" (демократов). Политический конфликт - может быть, главный конфликт тургеневского времени, но не тургеневского романа. Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, а оно не может быть резко обособленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимание с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен. И здесь проявляется "детская" черта Базарова, которому легче отрицать, чем создавать. "Отцы" в чем-то оказываются, как это и положено, мудрее "детей", пока последние, в свою очередь, не стали отцами. "Отцы" не отрицают ни Рафаэля, ни Пушкина, сами воплощают определенный жизненный опыт. Он получает новое освещение, когда Базаров повторяет ситуацию Павла Петровича. Вместе с тем новая жизнь, новая обстановка "отставляет" таких людей, как братья Кирсановы. Сам Николай Петрович соглашается, что "песенка наша спета". Однако "дети", вытесняя "отцов", сами оказываются бессильными перед временем. Это остро осознает Базаров в сцене, где он говорит: "...и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет..." Проблема "отцов и детей" получает в романе Тургенева философское обобщение.

Что представляет название романа в плане словесном? Выражение "отцы" и "дети" в контексте романа неоднозначно. У Базарова и Аркадия отцы - участники сюжета. Упоминаются прямые родственные связи других персонажей. Однако название романа метафорично. Под "отцами" можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые - "дети". Важно отметить образность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий, например: "Старые и новые". Сколько сюда не вошло разных смысловых нюансов!

Заглавие романа Тургенева несет важную организующую функцию. Тема "отцов" и "детей" буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, "получившего, как некогда он сам, звание кандидата", и как сын "боевого генерала 1812 года". Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что "вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям". "Вот теперь настала наша очередь..." - продолжает Николай Петрович. В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: "Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я..." Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. "Брат говорит, что мы правы, - думал он, - и, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет: не одна только молодость".

В романе Тургенева звучит мотив перемен. "Преобразования необходимы..." - думает Аркадий, подъезжая с отцом к усадьбе. "Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты", - восклицает Павел Петрович. Мотив перемен звучит и в эпилоге. Базаров оказался выключенным из жизни. Его попутчик Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается в хозяйстве лучших результатов, и "ферма" уже приносит довольно значительный доход. Видно, что-то "новое" у Аркадия все-таки есть. Но как-то неловко становится, вспоминая его дружбу с Базаровым.

Случайно ли Николай Петрович вспоминает в самом начале стихи Пушкина? О чем они?

Как грустно мне твое явленье,
Весна! Весна!
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенной
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?

Конечность человеческой жизни и бесконечность действительности - и об этом напоминает нам роман, являющийся документом своей эпохи.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

/ / / Смысл названия романа Тургенева «Отцы и дети»

1861 год знаменуется выходом в свет замечательного, известного романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Название данного произведения знакомит читателя с основным конфликтом, который будет разгораться на протяжении всего романа между отцами и детьми.

Столкновение поколений – это вечная проблема. Она достаточно актуальна и по сей день. Ведь бабушки и дедушки не понимают увлечений своих детей и внуков, они считают новые поколения молодых людей аморальными и совершенно без идейными.

Так случилось и с героями романа И.С. Тургенева. Основной конфликт происходит в столкновении интересов Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. С первых же минут знакомства у данных персонажей возникла неприязнь друг к другу. Павел Петрович был возмущен нагловатостью, напористостью молодого человека. А, Евгений, в свою очередь, призирал аристократические повадки Павла Петровича, и считал его куклой, как внешне, так и внутренне.

Споры героев переросли в дуэль, которая состоялась тайно. И победил в ней Евгений. Ему улыбнулась удача, и он первым поранил противника.

Не менее волнующая конфликтная ситуация разгоралась и между отцом и сыном Кирсановыми. Николай Петрович совершенно не понимал увлечения своего сына нигилизмом. Аркадий во всем пытался походить на Евгения, старался быть хладнокровным и не показывать свои эмоции. Однако, наследственность и внутренняя мягкая душа переправили Аркадия в другое русло. Он отдалился от Базарова и обосновался в доме своего отца. Младший Кирсанов нашел любящую жену и продолжал дело Николая Петровича.

Однако наиболее острый конфликт зарождался между главным героем и его родителями. Евгений совершенно отстранился от матери и отца. Он достаточно редко навещал их. Поэтому, пожилые, любящие родители не показывали своих чувств ярому нигилисту, дабы и вовсе его не спугнуть. Евгений понял свою ошибку только перед смертью. Теперь, он смог увидеть самых дорогих людей на свете. Теперь он понял и почувствовал их безграничную любовь. Но, жизнь его подходила к концу, и герой не успел насладиться самым лучшим, что может быть в жизни человека.

Простое название романа раскрывает свой смысл в бо-гатой и сложной проблематике произведения.

В своем романе Тургенев поднимает проблему столк-новения образа мыслей разных поколений, которое мож-но рассматривать как борьбу двух социально-политичес-ких лагерей, сформировавшихся в России в 60-е годы XIX века. Демократизм и аристократизм, материализм и идеализм, целеустремленность и растерянность, новое и старое, радикализм и либерализм — автор раскрывает разные грани конфликта поколений.

И. С. Тургенев отражает в романе назревшую в обще-стве жажду перемен, свободолюбивые настроения моло-дежи, но и беспокойство, смятение и неопределенность, всегда сопровождающие переломные моменты истории. Объективная прогрессивность отмены крепостного права не стала общенациональной панацеей, не избавила от всех проблем сразу. Дворянство начинает утрачивать целост-ность и стабильность, понемногу изживает себя, а на смену еще не пришел «новый человек». Общество уже не может жить по-старому, но еще не знает, как жить по-новому.

Евгений Базаров — представитель революционно на-строенной молодежи, чей новаторский потенциал принял форму отрицания. «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы ува-жением ни был окружен этот принцип», — разъясняет Аркадий Кирсанов «отцам» (Кирсановым-старшим) базаровскую точку зрения. Наиболее ярко иллюстрирует конфликт мировоззрений антагонизм Базарова и Павла Петровича. Грубоватая прямолинейность первого против вежливости и деликатности второго, простота и даже фа-мильярность против изысканности и манерности, отрица-ние любых авторитетов против приверженности «принсипам» блестяще описаны Тургеневым в сценах споров.

Но при всей кажущейся стройности базаровской сис-темы ценностей она не делает молодого нигилиста счаст-ливым. Как он сам выразился, его дело — ломать старое. Но ломать — не строить: агрессия, цинизм, презрение к людям, на мой взгляд, не могут стать фундаментом для гармоничного общества.

Тургенев затрагивает также проблему эмансипации как зарождающейся альтернативы патриархальности. Но только представительница женщин-эмансипе, Авдо-тья Кукшина, обрисована автором весьма неприглядно, скорее даже отталкивающе, Ее развязность, неряшество и грубость, недалекость суждений, самохвальство, склон-ность к выпивке — как разительно контрастирует все это с привычным нам образом «тургеневской девушки»!

Без всякой симпатии выводит писатель портрет Кук-шиной, равно как и ее товарища Ситникова. В этих пер-сонажах автор отразил проблему неверного восприятия и истолкования новых идей. В исполнении кукшиных и ситниковых любая, даже самая прогрессивная и бла-гая, идея примет уродливый и гротескный вид, исказит-ся, как отражение в кривом зеркале.

Обрисовывает Тургенев также и проблему необразован-ности народа. Устами Базарова он сетует на невежество крестьян: дескать, русский мужик, слыша гром, думает, что это по небу едет Илья-пророк. Здесь же Тургенев при-ближается к еще одной глубокой проблеме: враждебности разных сословий. Интеллигент презирает простолюдина, крестьянин боится барина... И все забывают о том, что они, прежде всего, — люди и соотечественники.

Проблема бездуховности и эгоизма, угрожающих но-вому поколению, отразилась в реплике Базарова: «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Си-дора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо?» С одной стороны, Евгений несет демократические идеи, с другой — оказывается равнодушным себялюбцем.

Не меньше внимания уделено в романе проблеме другого плана: неизбежному отдалению детей от роди-телей, особенно при несхожести во взглядах на жизнь. «Сын — отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел — при-летел, захотел — улетел», — говорит Арина Власьевна, любящая мать Базарова. В описании чувств Николая Петровича Кирсанова к сыну Аркадию также сквозит горечь непонимания, ощущение отставания от жизни. Безграничная родительская любовь — не чета ответной любви детей. Дети больше думают о себе, родители боль-ше думают о детях. Это объективная реальность — но и вечная проблема всех отцов и детей.

Роман Тургенева — кладезь проблем, поставленных автором перед своим поколением на срезе меж двух эпох. Тургенев предлагает своим читателям задуматься над этими вопросами, попытаться их решить. Однако и по сей день нет однозначного ответа ни на один вопрос, за-данный писателем.

Потому так и называется, что ценность каждого произведения, входящего в его фонд, проверена временем. Трагедии Шекспира, картины да Винчи, музыка Шнитке, скульптуры Родена - перечислять можно долго, ибо список достижений человечества, созданных за время его существования и развития, действительно длинен и насыщен. И представители русской культуры могут гордиться тем, что их великий соотечественник, Иван Сергеевич Тургенев, занимает одно из первых почетных мест среди признанных авторов мировой и

Создатель русского романа

Да, именно так. Конечно, и до Тургенева в отечественной литературе было немало талантливых романистов. «Энциклопедия русской жизни» в стихах, написанная Пушкиным, целого поколения, созданный Лермонтовым в его «Герое…», и многие другие замечательные произведения давали пищу уму и сердцу русского человека, воспитывали, развивали, объясняли, способствовали формированию духовно зрелых личностей, патриотов своей родины. Но именно Тургенев вынес русский роман на просторы мировой литературы, познакомил зарубежных читателей со своеобразием нашей культуры, быта, истории. Краткость, необыкновенная выразительность языка, напряженность сюжета, отображение важнейших социально-политических моментов в жизни общества, идейная борьба, характерная для русской действительности, глубочайший психологизм и поразительное мастерство истинного художника - таковы отличительные черты Тургенева-романиста и лучших его творений. Благодаря Ивану Сергеевичу зарубежная публика и критика узнала об этом удивительном феномене - «русская литература», «русский роман». Самым важным и любимым своим детищем у автора были «Отцы и дети». Смысл произведения отразил не только многосложность семейных, общественных, гражданских и вообще общечеловеческих отношений, но и точки зрения Тургенева по указанным вопросам.

Почему отцы и дети

Позиция автора в романе не указана напрямую. Но ее довольно легко определить, если внимательно всмотреться в композицию произведения, проанализировать язык героев, систему образов, выявить роль отдельных элементов, например пейзажа, в романе. Этим, кстати, очень интересны именно «Отцы и дети». Смысл произведения заложен уже в заглавии, а основной художественный прием противопоставления, или антитезы, прослеживается на протяжении всего романа.

Итак, почему отцы и почему дети? Потому, что семья - это маленький срез со всего общества, и в ней, как в зеркале, отражаются те сложнейшие, подчас драматические коллизии, которые сотрясают и лихорадят К моменту рождения замысла и написания самого романа жизнь, по словам критика Белинского, «разбежалась в глубину и ширину» в огромном множестве ее элементов. Это многообразие форм и позволяют нам увидеть и понять «Отцы и дети». Смысл произведения раскрывается в конфликте между поколениями, во взглядах на политику, религию, науки, искусство, общественное мироустройство и миропорядок. Не менее ярок и классовый конфликт, обострившийся на фоне жесткого противостояния социальных сил и проблем. Внимательный читатель, переходя от главы к главе, все отчетливее понимает метафоричность заглавия «Отцы и дети». Смысл произведения состоит не только в том, чтобы показать преемственность и размежевания поколений (общечеловеческий аспект), но и раскрыть противостояние устоявшихся взглядов и мнений и новых, приходящих на смену старым.

Мысль семейная

Давайте проанализируем вначале «мысль семейную» в романе. Стоит отметить, что тема семьи вообще характерна для Тургенева. Всю свою самостоятельную жизнь писатель прожил «на краю чужого гнезда», а с матерью были у него достаточно сложные отношения. Потому, наверное, так дорожил Иван Сергеевич теплом домашнего очага, гармонией взаимоотношений между старшими и младшими поколениями. Произведение «Отцы и дети» утверждает те вечные ценности, без которых, по сути, не может двигаться вперед прогресс. Показано это на примере семьи Кирсановых. Аркадий, представитель молодого и передового поколения, хоть и находится под влиянием Базарова, все равно теснейшим образом связан со своими родными. Даже по приезде в отчие края он восклицает, что здесь и воздух слаще и все дороже и ближе, чем в столице. Делая экскурс в прошлое своих героев, Тургенев рассказывает, что и Кирсанов-отец постоянно старался сблизиться с сыном, разделять его интересы, жить тем, чем живет Аркадий, знакомился с его приятелями, пытался понять новое поколение, приходящее на смену его ровесникам. Произведение «Отцы и дети», как уже говорилось, роман-антитеза. Но, хотя Базаров и является ярым противником всего прошлого, «отцов» в том числе, хотя он внешне грубоват со своими отцом и матерью и открыто высмеивает и презирает «старичков Кирсановых», ощущение родства не чуждо и ему. Таким образом, и узы священны для Тургенева. Приветствуя новое время, писатель считает, что нельзя полностью перечеркивать достижения минувших эпох, в том числе и

Новое и старое

Смысл романа «Отцы и дети» шире и глубже обозначенного выше вопроса. Да, действительно, молодое поколение, с присущим ему максимализмом, часто считает себя умнее, прогрессивнее, талантливее, более способным на значительные поступки и полезным для страны, чем те, чей век близится к закату. Увы, но по большому счету это так. И Николай Петрович, и Петр Петрович Кирсановы, люди образованные и мыслящие современно, все же во многом отстали от неудержимо летящего вперед века. Новые научные мысли, технические достижения, политические идеи им трудно понять и трудно принять в свою повседневность. Но значит ли это, что прошлое следует без остатка уничтожить, забыть, отказаться от него, «расчистить», как выражается Базаров? А что же тогда построить на новом месте, на пустом? Нигилист Евгений не может нарисовать подробную картину - видимо, и сам не знает, не представляет ее себе. И смысл романа «Отцы и дети» сам автор справедливо видел не только в том, чтобы подвергнуть критике уродства русской действительности, прогнившую систему социальных, а часто и человеческих отношений, но и доказать, что нельзя совершенно от прошлого отказываться. Человеческие цивилизации сменяли одна другую, и каждая базировалась на достижениях предыдущей.

Идеологический и эстетический замысел романа

О чем еще роман «Отцы и дети»? писалось в 3 этапа. Первый датируется 1860-1861 годами, когда создавался основной текст, формировался сюжет и образная система. Второй относится к осени 1861 - началу зимы 1862 годов. В это время писатель активно перерабатывает текст, вносит сюжетные и композиционные поправки, расширяет круг освещаемых проблем в соответствии с политическими изменениями в стране. И, наконец, в период с февраля по сентябрь 1862 года окончательные правки и первое издание в «Русском вестнике» произведения «Отцы и дети». Проблематика романа - это яркая картина подъема движения разночинцев, революционеров-демократов; показ нового, только-только рождающегося типа общественного деятеля-нигилиста, подвергающего сомнению все устои российского государства. На 238 листах убористого тургеневского почерка уместилась история жизни бунтаря Базарова, критика аморальности нигилизма, конфликт между консерваторами-либералами и революционно настроенными прогрессистами, раскрытие философских, духовных, религиозных, этических и эстетических, морально-нравственных конфликтов.

Что хотел сказать автор и что у него сказалось?

Понять, в чем смысл романа «Отцы и дети» нельзя, не раскрыв образа главного героя - нигилиста Евгения Базарова. Сам автор отмечал, что виделась ему фигура сильная, злобная, дикая и неукротимая, честная, вышедшая из народа, но обреченная на гибель, ибо время базаровых еще не пришло. Он признавался, что не знает, любит или ненавидит созданный им же образ. Ведь раскритиковать писатель стремился в первую очередь дворянство как некогда передовой, а теперь уже отживающий, консервативный класс, тормозящий экономическое и политическое развитие страны. Но Базаров выдвинулся на первый план, и именно по поводу этого героя развернулась в отечественной критике полемика. Одни считали главный персонаж злобной карикатурой, памфлетом на молодое поколение. Другие, подхватив тургеневское слово «нигилист», стали называть им всяческие бесчинства, политические беспорядки, производимые студенчеством. И имя Базарова стало синонимом одного из имен дьявола - Асмодей. Третьи, подхватив революционные идеи, возвели Евгения Васильевича в ранг своего духовного вождя. Тургенев не разделял идеи ни одних, ни вторых, ни третьих. В этом была одна из причин идейного раскола между писателем и сотрудниками «Современника».

Победа жизни над идеологией

Да, Иван Сергеевич, при всей искренней симпатии к дворянству и сострадании к Базарову, осудил и одних, и других. В романе он доказал, что жизнь сложнее и многообразнее всех идеологий, политических споров, и ее нельзя уложить ни в одно Природа, любовь, искренние привязанности, возрождающая и облагораживающая сила искусства, патриотизм одержат победу над любым «страстным, грешным, бунтующим сердцем». И по сию пору судьбы героев произведения интересуют и волнуют нас, рождают споры, побуждают стараться понять как можно глубже и учат каждого быть Человеком. А это и есть главный признак великих классических произведений.