Незаконченные романы известных писателей. Николай островский

Александр Николаевич Островский* (1823-1886)

...только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр. Он, по справедливости, должен называться "театр Островского". И.А. Гончаров

*Внимание! В русской литературе два писателя по фамилии Островский: Александр Николаевич , российский драматург 19 века, и Николай Алексеевич , советский прозаик 1920-30-х гг., автор романа "Как закалялась сталь". Не путайте, пожалуйста!

Пьесы А.Н. Островского
  1. «Семейная картина» (1847)
  2. «Свои люди - сочтёмся » (1849 )
  3. «Неожиданный случай » (1850 )
  4. «Утро молодого человека » (1850)
  5. «Бедная невеста » (1851 )
  6. «Не в свои сани не садись » (1852 )
  7. «Бедность не порок » (1853 )
  8. «Не так живи, как хочется » (1854 )
  9. «В чужом пиру похмелье » (1856 )
  10. «Доходное место » (1856)
  11. «Праздничный сон до обеда » (1857 )
  12. «Не сошлись характерами! » (1858 )
  13. «Воспитанница » (1859 )
  14. «Гроза » (1859)
  15. «Старый друг лучше новых двух » (1860 )
  16. «Свои собаки грызутся, чужая не приставай » (1861 )
  17. «За чем пойдёшь, то и найдёшь, или Женитьба Бальзаминова » (1861)
  18. «Козьма Захарьич Минин-Сухорук » (1861 )
  19. «Тяжёлые дни » (1863 )
  20. «Грех да беда на кого не живёт » (1863)
  21. «Воевода » (1864 )
  22. «Шутник» (1864)
  23. «На бойком месте» (1865)
  24. «Пучина » (1866 )
  25. «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский » (1866 )
  26. «Тушино » (1866)
  27. «Василиса Мелентьева » (1867 ) , в соавторстве с С. А. Гедеоновым
  28. «На всякого мудреца довольно простоты » (1868 )
  29. «Горячее сердце » (1869 )
  30. «Бешеные деньги » (1870 )
  31. «Лес » (1870)
  32. «Не всё коту масленица » (1871 )
  33. «Не было ни гроша, да вдруг алтын » (1872 )
  34. «Комик XVII столетия » (1873 )
  35. «Снегурочка » (1873)
  36. «Поздняя любовь » (1874 )
  37. «Трудовой хлеб » (1874)
  38. «Волки и овцы » (1875 )
  39. «Богатые невесты» (1876)
  40. «Правда хорошо, а счастье лучше » (1877 )
  41. «Женитьба Белугина » (1877), совместно с Николаем Соловьёвым
  42. «Последняя жертва » (1878 )
  43. «Бесприданница » (1878)
  44. «Добрый барин » (1879 )
  45. «Дикарка » (1879), совместно с Николаем Соловьёвым
  46. «Сердце не камень » (1880 )
  47. «Невольницы » (1881 )
  48. «Светит, да не греет » (1881)
  49. «Без вины виноватые » (1881-1883)
  50. «Таланты и поклонники » (1882 )
  51. «Красавец мужчина » (1883 )
  52. «Не от мира сего » (1885 )

Уникальность таланта Островского заключалась в том, что в нём сочетались дарование литератора и способности театрального деятеля. Впервые в истории русской культуры появился человек, сумевший не только сказать новое слово в драматургии, но и заложить основу русского национального театра. До середины 19 века русская драматургия была представлена лишь несколькими произведениями, среди которых можно выделить 2 комедии Фонвизина, 1 комедию Грибоедова 5 трагедий Пушкина, 3 комедии Гоголя. А.Н. Островский же написал 52 пьесы (из них 47 оригинальных), в одиночку фактически создав репертуар русского театра.

Детство Островского, родившегося 12 апреля 1823 года в Москве на ул. Малая Ордынка, не предвещало ему великого будущего. Род Островских принадлежал к духовному сословию. Дед будущего писателя был протоиереем, а затем схимником Донского монастыря в Москве. Отец, Николай Фёдорович , окончив семинарию в Костроме и Московскую духовную академию, предпочёл служить по гражданской части и поселился в Замоскоречье. Мать, Любовь Ивановна Савина , к моменту брака с отцом будущего драматурга была вдовой пономаря. К концу 1830-х отец Островского выслужил чины, получил дворянский титул и сколотил приличное состояние. Мать умерла в 1831 году, а через пять лет отец женился на дочери шведского дворянина Эмилии Андреевне фон Тессин . В семье было по разным данным от 4 до 10 детей, и отец уделял пристальное внимание их воспитанию и обучению.

Детство и юность Островского прошли в Замоскворечье. Описание нравов и быта этого старинного московского района станут причиной того, что Островского будут называть "Колумбом Замоскоречья".

Панорама Замоскворечья 19 века со стороны Кремля (источник: Википедия). Указаны названия основных храмов Замоскворечья

Получив домашнее и гимназическое (1835-1840) образование, Островский почувствовал интерес к литературе и театру, но по настоянию отца, мечтавшего сделать сына чиновником, вынужден был поступить на юридический факультет. Не испытывая интереса к навязанной профессии, он уходит со второго курса и поступает на службу в московский суд, где прослужит 8 лет (за это время жалованье молодого чиновника вырастет с 4 до 16 рублей). Как выяснится позднее, будущий драматург не столько занимался делами службы, сколько собирал материал для своих пока не написанных пьес.

Одновременно Островский является постоянным зрителем Малого театра, с которым в скором будущем его свяжет драматургическая деятельность. Впечатления от спектаклей подкреплялись впечатлениями от работы в суде, где Островскому приходилось иметь дело с бытовой стороной человеческих отношений. Не случайно впоследствии писательский труд Островский сравнит с работой судьи: писатель творит собственный суд над жизнью. Выбор в пользу драматургии был связан с тем, что театр по сравнению с обычной литературой ближе к народу.

К середине 1840-х гг. Островский определяет своё литературно кредо, в связи с чем первый период его творчества называют "нравственно-обличительным" . Уже имея опыт в жанре физиологического очерка ("Записки замоскворецкого жителя"), начинает работу над двумя первыми комедиями. Первая называется "Семейная картина" , вторая дважды переименовывалась: сначала "Несостоятельный должник", затем "Банкрот", наконец, "Свои люди - сочтёмся" . Обе комедии прочитаны на литературных вечерах у М.П. Погодина: первая - в 1847 году, вторая - в 1849.

Комедия "Свои люди - сочтёмся" получает положительный отзыв Н.В. Гоголя, да и в целом была воспринята как новое слово в русской драматургии. Сильное впечатление комедия произведёт на декабриста, друга Пушкина В.Ф. Раевского, который поставит "Свои люди - сочтёмся" в один ряд с "Недорослем", "Горем от ума" и "Ревизором". Комедия была опубликована в непопулярном журнале "Москвитянин", но запрещена к постановке: "Напрасно печатано, играть же запретить", - такова была резолюция Николая Первого. Эта пьеса разрушала миф о патриархальных нравах русского купечества, показывая мир, где человек человеку волк, а отношения строятся на жажде наживы.

В 1853 году Островский признает, что его взгляд на действительность был слишком жёстким. Так начнётся второй период его творчества, называемый славянофильским . В это время совместно с Аполлоном Григорьевым и Львом Меем Островский редактирует литературно-художественный раздел славянофильского журнала "Москвитянин" и публикует там свои пьесы "Не в свои сани не садись" (1852) - это первая пьеса Островского, которая попадает на сцену, да ещё и главного драматического театра страны - Александринского, "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854). Во всех названных пьесах отразилась концепция Аполлона Григорьева о патриархальности и духовности средних классов, в которых "залог будущего России". И если в первой пьесе Островского "Свои люди - сочтёмся" положительных героев не было, то в пьесах 50-х гг. отрицательные герои чудесным образом "исправляются".

В 1856 году журнал "Москвитянин" прекратил своё существование. Сотрудничество с "Современником" обозначило третий период творчества Островского - революционно-демократический . Тематика пьес драматурга расширяется, конфликты становятся более острыми и глубокими. Среди пьес начала этого периода стоит выделить комедию "Доходное место" (1856) и первую пьесу из трилогии о Бальзаминове "Праздничный сон до обеда" (1857). Всего у Некрасова драматург опубликует 30 своих пьес: 8 в "Современнике" и 22 в "Отечественных записках". За долгие годы даже сложится традиция: первый номер в году всегда открывался пьесой Островского.

В апреле-августе 1856 и в мае-августе 1857 года Островский путешествует по Волге. Это произошло благодаря организованной великим князем Константином Николаевичем экспедиции "для даровитых литераторов". Именно из поволжских наблюдений и впечатлений родятся самые знаменитые драмы Островского - "Гроза" и "Бесприданница".

В 1859 году было опубликовано двухтомное собрание сочинений Островского, в связи с чем критик Николай Добролюбов посвящает творчеству Островского статью "Тёмное царство", в которой называет драматурга "объективным талантом", отразившим ключевые пороки современности. В статье прозвучал и вопрос: "Кто бросит луч света в безобразный мрак тёмного царства?", на который драматург ответил в 1860 году своей самой знаменитой пьесой "Гроза", ставшей первым (если не считать лермонтовский "Маскарад") в русской литературе произведением в жанре драмы .

Берег Волги. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе "Гроза"

Драма "Гроза" . Замысел пьесы возник в июле 1859 года, а в январе 1860 она была опубликована в журнале "Библиотека для чтения". В центре пьесы - жизнь провинциального города Калинова, в котором царят "жестокие нравы" и процветает мракобесие, поддерживаемое самыми богатыми и влиятельными жителями (купец Дикой и вдова Кабаниха). Одни калиновцы приспосабливаются к существующему порядку (такова, например, дочь Кабанихи Варвара), другие отличаются бесхарактерностью и бесхребетностью (Тихон и Борис). Образованностью и кругозором мог бы похвастаться Кулигин, но ему не хватает воли противостоять грубой силе Дикого.

Среди всех действующих лиц пьесы автор выделяет Катерину Кабанову - жену Тихона и невестку Кабанихи. Она искренна, живёт не страхом, как другие, а по велению сердца. Она знает, что должна любить своего мужа, но не может заставить себя чувствовать то, чего нет. К тому же Тихон не смеет перед матерью проявлять свои нежные чувства к жене. Завязкой конфликта служит отъезд Тихона в Москву и признание Катерины в тайной любви к Борису. Именно любовь провоцирует Катерину открыто выступить против самодурства Кабанихи. Нравственные метания героини с одной стороны и открытое противостояние с властной свекровью составляют основу действия пьесы. Душевная драма Катерины символически переплетается со стихией грозы, предвещающей трагическую развязку. Образ грозы охватывает всё, что происходит в Калинове, и вырастает в сложный драматический символ: гроза мыслится персонажами пьесы как божья кара, наказание за грехи, однако любовь Катерины и её борьба - это гроза для калиновского патриархального мира. Молния во время грозы освещает погружённый во мрак город.

Прототипом образа Катерины Кабановой стала любовница Островского, актриса Любовь Павловна Косицкая (Никулина) . Косицкая стала также первой исполнительницей её роли. Оба имели семьи: Косицкая была замужем за актёром И. Никулиным, а Островский с 1848 по 1867 гг. жил в незарегистрированном браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной . Все их незаконнорождённые дети умерли в раннем возрасте. В 1869 году писатель обвенчался с Марией Васильевной Бахметьевой . которая станет матерью шестерых детей Островского.

Новаторство Островского проявилось и в соединении социального, семейного конфликта с внутренним конфликтом героини, и в сочетании драматургии пейзажа с драматургией человеческих отношений . В целом конфликт драмы складывается из нескольких составляющих:

1) самодурство богатых: "жестокие нравы" города связаны с неограниченной властью самодура Савёла Прокофьевича Дикого, человека тёмного, необразованного, грубого, но обеспеченного; противостоять ему не может никто: ни самый образованный человек в городе Кулигин, ни городовой;

2) семейная тирания: конфликт Катерины со свекровью, Марфой Игнатьевной Кабановой, которая "домашних заела совсем";

3) конфликт прошлого и настоящего в сознании Катерины, противоречие между прежней вольной жизнью Катерины в родительском доме и нынешней жизнью "из-под неволи" в доме свекрови;

4) внутренний конфликт героини по причине невозможности соединить чувство любви и брачные отношения с Тихоном;

5) конфликт, связанный с ощущением Катерины собственной ненужности ни мужу, ни возлюбленному Борису.

Пьеса вызвала большой общественный резонанс и споры в критике .

Николай Добролюбов в статье "Луч света в тёмном царстве" назвал "Грозу" самым решительным произведением Островского, в котором "ободряющее и освежающее впечатление достигается характером Катерины". Самоубийство героини критик считает проявлением решительности её характера и вызовом "самодурной силе".

Из статьи Добролюбова

Дело в том, что характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперёд не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе.
Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьёзного значения.
Выходя замуж за Тихона Кабанова, она и его не любила; она ещё и не понимала этого чувства; сказали ей, что всякой девушке надо замуж выходить, показали Тихона как будущего мужа, она и пошла за него, оставаясь совершенно индифферентною к этому шагу. И здесь тоже проявляется особенность характера: по обычным нашим понятиям, ей бы следовало противиться, если у ней решительный характер; но она и не думает о сопротивлении, потому что не имеет достаточно оснований для этого. Ей нет особенной охоты выходить замуж, но нет и отвращения от замужества; нет в ней любви к Тихону, но нет любви и ни к кому другому. В этом нельзя видеть ни бессилия, ни апатии, а можно находить только недостаток опытности... Но когда она поймёт, что ей нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьётся своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках.
Катерина...не только не принимает геройских поз и не произносит изречений, доказывающих твёрдость характера, а даже напротив - является в виде слабой женщины, не умеющей противиться своим влечениям, и старается оправдывать тот героизм, какой проявляется в её поступках. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, и даже на мысль ей не приходит ничего подобного. Нет в ней ни злобы, ни презрения, ничего, чем так красуются обыкновенно разочарованные герои, самовольно покидающие свет.
...В последний момент особенно живо мелькают в её воображении все домашние ужасы. Она вскрикивает: «А поймают меня да воротят домой насильно!.. Скорей, скорей...» И дело кончено: она не будет более жертвою бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Она освобождена!..
Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее.

Мы уже сказали, что конец этот кажется нам отрадным; легко понять почему: в нём дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с её насильственными, мертвящими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашённый и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.

Другой критик, Дмитрий Писарев , в 1864 году опубликовал статью "Мотивы русской драмы" , где дал в целом отрицательную характеристику Катерине, чья жизнь "состоит из постоянных внутренних противоречий".

Из статьи Писарева

"...там, где Добролюбов поддался порыву эстетического чувства, мы постараемся рассуждать хладнокровно и увидим, что наша семейная патриархальность подавляет всякое здоровое развитие. Драма Островского «Гроза» вызвала со стороны Добролюбова критическую статью под заглавием «Луч света в тёмном царстве». Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова; он увлёкся симпатиею к характеру Катерины и принял её личность за светлое явление.

[Борис] заглядывается на Катерину. Катерина влюбляется в него, но желает сохранить в целости свою добродетель. Что за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов? Что за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?

В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную черту; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве» , обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Если бы он взглянул спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который привел бы разрушение привлекательной иллюзии. Добролюбов спросил бы самого себя: как мог сложиться этот светлый образ? он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твёрдого характера, ни развитого ума.

Каждое внешнее впечатление потрясает весь её организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в её мыслях, чувствах и поступках целые перевороты. Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною. Варвара дает Катерине ключ от калитки, Катерина, подержавшись за этот ключ в продолжение пяти минут, решает, что она непременно увидит Бориса, и кончает свой монолог словами: «Ах, кабы ночь поскорее!» А между тем в начале своего монолога находила даже, что ключ жжёт ей руки и что его непременно следует бросить. При свидании с Борисом, конечно, повторяется та же история; сначала «поди прочь, окаянный человек!», а вслед за тем на шею кидается. Пока продолжаются свидания, Катерина думает только о том, что «погуляем»; как только приезжает Тихон, начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия. Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток ума. Окончательная катастрофа, самоубийство, точно так же происходит экспромтом. Катерина убегает из дома с неопределённой надежде увидеть своего Бориса; она не думает о самоубийстве; она жалеет о том, что прежде убивали, а теперь не убивают; она находит неудобным, что смерть не является; является Борис; когда Катерина остаётся одна, она спрашивает себя: «Куда теперь? домой идти?» и отвечает: «Нет, мне что домой, что в могилу – всё равно». Потом слово «могила» наводит её на новый ряд мыслей, и она начинает рассматривать могилу с чисто эстетической точки зрения, с которой людям до сих пор удавалось смотреть только на чужие могилы. При этом совершенно упускает из виду геенну огненную, а между тем она вовсе не равнодушна к этой последней мысли.

Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для неё самой.

Среди сатирических произведений Островского 1860-х гг. обращает на себя внимание комедия "На всякого мудреца довольно простоты" , сюжет которой является переосмыслением сюжета грибоедовской комедии "Горе от ума". Её главный герой Егор Глумов отличается, как и Чацкий, острым умом, проницательностью, способностью давать людям меткие характеристики. Однако, в отличие от Чацкого, Глумов не борется открыто с глупостью и пошлостью окружающих, а пользуется их слабостями, благодаря чему получает и выгодную должность, и перспективную невесту. Все свои настоящие мысли он доверяет только дневнику, который называет "Записки подлеца, им самим написанные".

Глумов легко завоёвывает расположение своего богатого родственника Мамаева, любящего давать советы и наставления; литературно обрабатывает трактат Крутицкого "О вреде реформ вообще"; пишет "спич" важному господину Городулину; по просьбе самого Мамаева ухаживает за его женой Клеопатрой Львовной. Герой убеждён, что из чужой мерзости следует извлекать выгоду, и оказывается прав: даже после разоблачения он оказывается нужным тем "господам", которых едко высмеял в своём дневнике.

1870-е годы считаются периодом расцвета творчества Островского. Он создаёт свои лучшие пьесы: "Лес", "Снегурочка", "Волки и овцы", "Бесприданница".

Пьеса-сказка "Снегурочка " родилась из сюжета, описанного русским фольклористом А.Н. Афанасьевым в работе "Поэтические воззрения славян на природу": крестьяне Иван да Марья любили друг друга, но детей у них не было, и тогда слепили они из снега Снежевиночку (они её назвали Снегуркой), и она ожила, но по весне растаяла. В пьесе Островского Снегурочка - пятнадцатилетняя дочь Морозко (Деда Мороза) и Весны-Красны. Ярило-солнце собирается зажечь в сердце Снегурочки огонь любви, а до этого земля будет погружена в морозы и длительную зиму. В Снегурочку влюбляется Мизгирь, жених Купавы. Через некоторое время и в холодном сердце Снегурочки загорается огонь любви. Она гибнет, но благодарит мать Весну-Красну за то, что познала чувство любви. Пьеса-сказка окажется настолько неожиданной (реалиста-сатирика Островского привыкли видеть автором комедий и драм), что читатели её поначалу не примут, а Некрасов откажется публиковать её в "Отечественных записках" как бессодержательную и фантастическую. Лишь в 1881 году благодаря опере Римского-Корсакова "Снегурочка" заслужит признание.

Как традиционные новогодние персонажи Дед Мороз и Снегурочка (теперь уже почему-то в статусе внучки) впервые появятся в московском Доме Союзов на встрече нового, 1937 года. Причём родиной Деда Мороза считается Великий Устюг, а родиной Снегурочки - Кострома. Однако новогодние традиции напрямую не связаны с содержанием пьесы-сказки Островского.

Драма "Бесприданница ".

Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений.
А.Н. Островский

Самая значительная психологическая драма 19 века создавалась в течение четырёх лет и была завершена осенью 1878 года. Источником сюжета послужило дело убившего из ревности свою молодую жену Ивана Коновалова, жителя приволжского города Кинешмы, где Островский занимал должность почётного мирового судьи. Драма имела успех у читателей, однако премьерные показы в Малом и Александринском театрах потерпели провал, что вызвало ряд отрицательных оценок в критике. Однако в действительности пьеса требовала нового подхода к актёрской игре и в этом смысле предвосхитила, как указывал критик Александр Скабичевский, поэтику чеховской драматургии.

В драме "Бесприданница", как и в "Грозе", показана жизнь провинциального приволжского города Бряхимова. Как будто ушли в прошлое патриархальность и домостроевские порядки, а купцы стали образованными хозяевами жизни, которые не общаются с земляками, а "разговаривать" в Париж ездят. Однако установленные ими законы, согласно которым всё продаётся и покупается, приводят к трагедии талантливую и красивую девушку Ларису Огудалову, которая становится предметом торга влиятельных людей, вещью в руках богатых купцов Кнурова и Вожеватова с одной стороны и бедного, но самолюбивого чиновника Карандышева, каждый из которых стремится использовать Ларису для удовлетворения собственных амбиций.

В сущности, Ларису, которая "любви искала и не нашла", на самом деле никто не любит. Друг её Вожеватов спокойно воспринимает свой проигрыш Кнурову, которому теперь должна "достаться" Лариса. Кнуров, в свою очередь, расчётливо ждёт, когда свою роль сыграет Паратов: "блестящий барин" увезёт её из-под носа жениха Карандышева, соблазнит и бросит её, и вот уже тогда сломленную Ларису Кнуров готов отвезти в Париж в роли своей содержанки-любовницы. Мелкий чиновник Карандышев, казалось бы, так же беден, как и Лариса, и по сравнению с богатыми купцами выглядит "маленьким человеком", которого до поры до времени безнаказанно обижают и унижают "большие" люди города Бряхимова. Однако Карандышев не жертва, а такая же часть "жестокого мира", как Паратов, Кнуров и Вожеватов: для него предстоящая женитьба на Ларисе - повод расквитаться со своими обидчиками, попытка продемонстрировать своё "моральное превосходство". В этом смысле Юлий Капитоныч Карандышев весьма далёк от "маленьких людей" Пушкина, Гоголя и раннего Достоевского.

В последние годы Островский пишет пьесы "Таланты и поклонники", "Красавец мужчина", "Без вины виноватые". К этому времени Островский - самый уважаемый российский литератор. В 1883 году император Александр Третий пожаловал драматургу, бывшему к тому времени председателем Общества драматических писателей и оперных композиторов, ежегодную пенсию 3000 рублей. После смерти драматурга 14 июня 1886 года в селе Щёлыково Костромской губернии император выделил немалые суммы на погребение, на поддержку вдовы писателя Марии Бахметьевой и их четверых детей.

Николай Алексеевич Островский - советский писатель, автор романа «Как закалялась сталь». Как главный роман Островского, изображающий становление революционера, так и личность автора (писавшего несмотря на тяжёлые заболевания, неподвижность и слепоту) в Советском Союзе были окружены искренними популярностью и почитанием многих читателей.

Н. А. Островский родился в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии(сейчас - Острожский район Ровненской области, Украина) в семье рабочего винокуренного завода (по другим данным, владельца шинка и двух чайных) Алексея Ивановича Островского и кухарки. Досрочно был принят в церковно-приходскую школу«по причине незаурядных способностей»; школу окончил в 9 лет (1913) с похвальным листом. Вскоре после этого семья переехала в Шепетовку. Там Островский с 1916 г. работал по найму: на кухне вокзального ресторана, кубовщиком, рабочим материальных складов, подручным кочегара на электростанции. Одновременно учился в двухклассном (1915-1917), потом высшем начальном училище (1917-1919). Сблизился с местными большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной деятельности, в марте 1918-июле 1919 гг. был связным Шепетовского ревкома.

20 июля 1919 вступил в комсомол, 9 августа ушел на фронт добровольцем. Воевал в кавалерийской бригаде Г. И. Котовского и в 1-й Конной армии. В августе 1920 г. был тяжело ранен в спину под Львовом (шрапнелью) и демобилизован. Участвовал в борьбе с повстанческим движением в частях особого назначения (ЧОН). По некоторым данным, в 1920-1921 гг. был сотрудником ЧК в Изяславе. В 1921 работал помощником электромонтера в Киевских главных мастерских, учился в электротехникуме, одновременно был секретарём комсомольской организации. В 1922 г. участвовал в строительстве железнодорожной ветки для подвоза дров в Киев, при этом сильно простудился, затем заболел тифом. После выздоровления - комиссар батальона Всеобуча в Берездове (в пограничном с Польшей районе), был секретарём райкома комсомола в Берездове и Изяславе, затем секретарем окружкома комсомола в Шепетовке (1924). В том же году вступил в ВКП(б).

По официальной версии, на состоянии здоровья Островского сказались ранение и тяжёлые условия работы. Окончательный диагноз Н. Островского - «Прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов».
Осенью 1927 года начинает писать автобиографический роман «Повесть о „котовцах“», но спустя полгода рукопись была утеряна при пересылке. С конца 1930 года он с помощью изобретённого им трафарета начинает писать роман «Как закалялась сталь». Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи. После этого рукопись редактировали заместитель главного редактора «Молодой гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева. Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича, который «отдавал мне целые дни своего отдыха». В ЦГАЛИ есть фотокопии рукописи романа, которые зафиксировали почерки 19 человек. Официально считается, что Островский диктовал текст книги «добровольным секретарям». Профессор В. В. Мусатов утверждает, что «сам процесс создания текста романа носил именно коллективный характер». При этом он ссылается на свидетельство М. К. Куприной-Иорданской, передававшей слова литературного критика Генриха Ленобля (ум. 1964), называвшего себя одним из соавторов романа. По её словам Ленобль говорил, что «роман „Как закалялась сталь“ делали семь человек. Авторский вариант романа был совершенно неудобочитаем». Куприна-Иорданская спросила Ленобля: «Зачем вы пошли на этот обман?», на что тот ответил: «Всё равно, если бы не я, кто-нибудь другой это сделал». В пользу противоположной точки зрения свидетельствует то, что Н. Островский в своих письмах подробно рассказывает о своей работе над романом, существуют воспоминания современников - свидетелей работы писателя над книгой. Текстологические исследования подтверждают авторство Н. Островского.
В апреле 1932 г. журнал «Молодая гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу приобрёл большую популярность.

В 1935 году Островский был награждён орденом Ленина, ему были подарены дом в Сочи и квартира в Москве, присвоено звание бригадного комиссара; последние несколько месяцев он прожил на улице своего имени (ранее Мёртвый переулок), принимая на дому читателей и писателей. Он взял на себя обязательство написать новый роман «Рождённые бурей» (под тем же названием, что и утраченный ранний роман, но на другой сюжет) в трёх частях и успел написать первую часть, но роман был признан слабее предыдущего, в том числе самим Островским. Рукопись романа была в рекордные сроки набрана, отпечатана, и экземпляры книги дарили близким на похоронах писателя. Посетивший Островского Андре Жид восхищённо отзывался о нём в своей книге «Возвращение из СССР», в целом выдержанной в критических тонах по отношению к СССР.

Николай Алексеевич Островский

«Как закалялась сталь»

Русский писатель, в 15 лет вступивший в Красную армию, сражавшийся в кавалерийской бригаде Г. Котовского и 1-й Конной армии С. Буденного, ставший вследствие тяжелого ранения, контузии и заболевания тифом инвалидом в 23 года, Николай Алексеевич Островский знаменит во всем мире как автор автобиографического романа «Как закалялась сталь». Эта книга стала «новым Евангелием» всех романтиков революции, а главный ее герой Павка Корчагин выразил дух целого поколения комсомольцев 1920-х гг. Вот уже три четверти века это одно из самых читаемых в мире произведений. Второй роман Островского – «Рожденные бурей» – остался незавершенным.

Роман писался на протяжении трех с лишним лет тяжело больным человеком. К 1929 г. Николай Алексеевич полностью ослеп, ему сделали специальный транспаратор (картонную папку с прорезями), чтобы он мог продолжать работу. Но скоро у писателя отказала правая рука. Тогда Островский стал диктовать добровольным помощникам. В итоге им было создано произведение, аналога которому еще не знал мир.

Памятник Павке Корчагину в Пятигорске

Журнал «Молодая гвардия» поначалу отверг роман как «нереальный», но затем все же опубликовал – в 1932 г. (первую часть) и в 1933 г. (вторую). Редактировали рукопись А. Караваева, А. Серафимович, М. Колосов. В 1934 г. «Как закалялась сталь» вышла отдельной книгой. При жизни писателя она была издана 41 раз. Критика, приняв роман за очередную поделку новоиспеченного пролетарского графомана, встретила его молчанием. И только после появления в газете «Правда» в марте 1935 г. очерка М. Кольцова «Мужество», когда все узнали о судьбе писателя, его книгу прочитала вся потрясенная страна.

Главный герой романа Павел Корчагин волею судьбы оказался участником великих исторических событий. Он как стальной магнит притягивал к себе людей и увлекал их за собой к видимой им лучше других цели. Недаром ряд критиков относят Корчагина к особым знаковым образам, получившим определение как «человек-народ». Таких в мировой литературе немного, прежде всего это Тиль Уленшпигель, Кола Брюньон, Василий Теркин.

Поскольку мы говорим о романе-биографии, многие персонажи его имеют прототипы. Так, например, судьба Корчагина отображала жизнь самого автора, прообразом Жухрая стал матрос Передрейчук, Артема – брат писателя Дмитрий и т. д. Но при этом Островский считал свой роман не только «автобиографическим документом», но и художественным произведением, в котором он использовал свое право на творческий «вымысел».

За то, что Павка насыпал священнику махры в пасхальное тесто, его выгнали из школы. Мальчик рано начал трудовую жизнь, «хозяева» которой, вплоть до посудника вокзального буфета, ежечасно третировали его. Именно тогда Павка научился давать сдачи.

Узнав почем фунт лиха, мальчик горел желанием освободить всех рабочих от социального гнета. Совсем юным встретил Корчагин Февральскую и Октябрьскую революции, германскую оккупацию, банды Петлюры – события спрессовали время, сделали Павку взрослым не по годам, сформировали и закалили его характер.

Корчагин потянулся к большевикам. Матрос Жухрай, друг его брата Артема, вразумлял юношу: «Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно». Его слова пали на благодатную почву. Назубок знавший Ветхий и Новый Завет, Корчагин уверовал в Правду и Справедливость. Жухрай действовал на восторженного Павку именно «жестокой правдой жизни». Обучил он его и «приемам английского бокса», пригодившимся парню в российских реалиях.

Корчагин был горяч, порывист, его храбрость и риск подчас трудно было отделить от отчаянного хулиганства: избил буржуйского сынка, отобрал у встречного подростка винтовку, которую спрятал на балках под крышей сарая, похитил револьвер у немецкого офицера, спас из-под конвоя Жухрая… Павку по доносу схватили петлюровцы, и только случай избавил его от смерти. Юношу с большим риском для себя и всей своей аристократической родни спрятала его знакомая Тоня Туманова, в которую он был влюблен; ради юноши она порвала с богачом Лещинским.

В рядах 1-й Конной армии, в своей части, Корчагин организовал «молодую гвардию» – ячейку бойцов идейного фронта, ведущих политработу среди сослуживцев. Сражаясь с врагами, он впервые ощутил коллективизм как осознанную необходимость. Прочитав роман «Овод», Павел избрал для себя кумира, которому поклонялся всю жизнь, а слова красноармейца Андрощука: «Умирать даже обязательно надо с терпением, если за тобой правда чувствуется», – и вовсе воспринял как руководство к действию. Вся оставшаяся жизнь Корчагина стала его умиранием, которое он силой своей воли и силой духа, данного ему свыше, сделал «новой» жизнью, и сам стал святым, но не мучеником, а героем.

После тяжелого ранения и контузии Корчагин попал в лазарет. Врачи, считавшие его положение безнадежным, удивлялись, как он «выцарапался в жизнь», поражая окружающих безграничным своим терпением.

Павел вернулся в город, стал активным комсомольцем. Сжав зубы, он порвал с Тоней, не разделявшей образа его жизни и его идей. «Я буду принадлежать прежде партии, а потом тебе и остальным близким».

После того как губернское ЧК возглавил Жухрай, Павел какое-то время служил чекистом. Но ранение и контузия все чаще давали о себе знать. Переехав в Киев, Корчагин попал на работу в Особый отдел, после чего его назначили в помощники и телохранителем организатора молодежи РитыУстинович. Рита стала обучать Павла политграмоте. Корчагин полюбил ее, но после того, как он необоснованно приревновал Риту к ее брату, Павка понял, что не имеет права любить женщину, если эта любовь так легко вышибает его из седла и лишает сил, которые предназначены только для революции.

Зимой Корчагин принял участие в строительстве узкоколейки под Киевом. Жили впроголодь, без должной одежды и обуви, работали без отдыха, отбиваясь от бандитов. Павел выступил застрельщиком трудового «состязания», выполнял досрочно нормы, заставлял пересматривать нормирование трудав сторону ужесточения. Инженеры недоумевали: «Что это за люди? Что это за непонятная сила?»

Случайно Павка встретил разодетую в меха Тоню Туманову, с трудом узнавшую «в оборванце Корчагина». «Неужели ты у власти не заслужил ничего лучшего, чем рыться в земле? Я думала, что ты уже давно комиссар или что-нибудь в этом роде», – разочарованно спросила она. «О моей жизни беспокоиться нечего, тут все в порядке», – успокоил девушку Корчагин, искренне жалея ее несложившуюся жизнь. Она же в принципе не могла понять, что двигает Корчагиным в «его» жизни.

Физическое изнеможение и героическое спасание заготовленного леса из ледяной воды закончились для Павла воспалением легких и тифом. Пройдя пламя Гражданской войны и ледяную воду мирного строительства, Корчагин свою жизнь сделал названием романа. Недаром Островский сказал как-то, что «сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится».

Жухрай и Устинович, не имея о Павле сведений, думали, что он умер. Но Корчагин победил болезнь и вернулся в мастерские, где трудился как проклятый, заставляя комсомольцев наводить в цехе порядок.

Корчагин шел по жизни, только побеждая, находя даже в сокрушительном поражении силы и мужество преодолевать боль и отчаяние. Свою судьбу Павел строил сам, как бог. Враги и беды могли сломить защитника любой политической идеи, но только не его – рыцаря Провидения, восстанавливающего на несправедливой земле и в бессовестном мире Высшую справедливость и жизнь по Совести. Возле братской могилы Корчагин задумался о смысле прожитой им жизни и послал всем нам свой завет: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, ипрожить ее надо так, чтобыне было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить».

Затем Корчагин работал пропагандистом, принимал участие в разгроме «рабочей оппозиции», критиковал троцкистов… Тяжело заболевшего Павла отправили в санаторий ЦК. После обследования стало ясно, что он обречен на полную неподвижность. Санатории и больницы не могли спасти человека, на месте которого любой другой уже давно бы отдал Богу душу. Нечеловеческие страдания и отсутствие возможности трудиться на благо людей и страны подвели Корчагина к мысли о самоубийстве. Это кульминационная точка духовной драмы Павла. «Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспристрастный судья и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо… Самое главное, он не проспал горячих дней, нашел свое место в железной схватке за власть, и на багряном знамени революции есть и его несколько капель крови».

Павел нашел в себе силы отвергнуть минутную слабость и «бумажный романтизм» оправдания смерти, как «самый трусливый и легкий выход из положения», а в народе, частицей которого он был, перенесшем неимоверные тяготы рабского труда и кровопролитных сражений, он нашел опору. Запрограммировав себя на очередную победу, с мыслью, что «надо остаться в строю», Корчагин решил продолжать жить «наперекор всему». Лишенный зрения и движения, Павел мог «воскресить» себя только литературным путем, и он стал писать повесть о своих современниках, бившихся за счастье всех людей и строивших новую жизнь.

Островский думал приступить в дальнейшемк созданию романа «Счастье Корчагина». Увы, судьба не дала ему этой возможности. Не имеет смысла перечислять все эпитеты, которые были даны роману в XX в., и жанры, к которым его относили, – его называли (вполне заслуженно) и экзистенциальным, и романом о любви, и самым исповедальным романом всех литератур и народов.

Удивительно, но через 30 лет после выхода в свет романа у Островского нашлось немало «соавторов». Так, по свидетельству М. Куприной-Иорданской, литературный критик Г. Ленобль называл таковым себя и еще шесть человек. Видимо, эта «великолепная семерка» не видела разницы между соавторством и редактированием, как между пением и сопением. Еще серьезнее оказалась развернутая в 1990-е гг. компания по шельмованию Островского и дискредитации образа Корчагина, кстати, совпавшая с волной актов вандализма, прокатившейся по стране, – на кладбищах разбивались памятники и надгробия героев Гражданской войны.

По данным Государственного музеягуманитарного центра «Преодоление» им. Н.А. Островского в Москве, к 1 января 1991 г. «Как закалялась сталь» была издана на 75 языках народов СССР 773 раза суммарным тиражом 53 млн 854 тыс. экземпляров. После 1991 г. книга практически перестала издаваться в нашей стране.

«Как закалялась сталь» трижды экранизировалась в СССР: в 1942 г. режиссером М. Донским, в 1956 г. – А. Аловыми В. Наумовым («Павел Корчагин») и в 1973 г. Н. Мащенко был снят телесериал.

В 1993 г. в Китае был проведен специальный опрос: какое литературное произведение из мировой классики люди хотели бы увидеть на своих телеэкранах. 73 % китайцев высказались за роман «Как закалялась сталь». (В последующие 17 лет эту книгу в Китае переиздали больше 20 раз.) Китайские режиссеры Ханган и Сахат в 2000 г. совместно с украинскими кинематографистами сняли в Украине 20-серийный телефильм. В Пекине замирало движение на улицах, когда по телевизору показывали очередную серию. Картина получила семь «Золотых фей» (китайский «Оскар») и была отмечена как лучший телефильм десятилетия. Весьма примечателен отзыв о ней российского киноредактора Э. Косничук: «Очень хотелось бы, чтобы этот правдивый фильм посмотрел и наш телезритель, сбитый с толку тенденциозным подходом к судьбе Павла Корчагина, в которой отразилась, как в капле воды, судьба всей страны – с одной стороны, а с другой – фальсификация истории, которой грешит современное кино».

Из книги Писатель и вождь. Переписка Шолохова с И.В. Сталиным. 1931-1950 автора Шолохов Михаил Александрович

2. Шолохов - Сталину И. В., 29 октября 1932 т. СталинуВо время сева колхозниками расхищается огромное количество семенного зерна. Крадут обычно из сеялок, т. к. сеяльщик имеет полную возможность «сэкономить» на гектаре полпуда и пуд семенного зерна, передвинув в процессе

Из книги Дневниковые записи автора Хармс Даниил

Из книги Крупнейшие и самые устойчивые мировые состояния автора Соловьев Александр

Фотография и жизнь Джордж Истмен (George Eastman), 1854–1932 Место действия: СШАСфера интересов: производство фотопленки, основатель компании Eastman KodakСделал фотографию массовым занятием, способствовал развитию кинематографа.Всегда и все этот человек делал последовательно, точно и

Из книги Германский офицерский корпус в обществе и государстве. 1650–1945 автора Деметр Карл

Приложение 3 Сведения о процентном соотношении дворян среди офицеров рейхсвера, 1920-1932

Из книги Бандиты Запада автора Раззаков Федор

Долгая охота (1932–1934) В начале 30-х годов в США наиболее распространенным видом преступлений стало похищение людей с последующим требованием выкупа за их освобождение. Первая трагедия случилась 1 марта 1932 года в городке Хопуэлл, расположенном в малонаселенных горах

Из книги Марина Цветаева. Жизнь и творчество автора Саакянц Анна Александровна

Враги нации (1932–1935) В 1924 - 1936 годах Соединенные Штаты Америки переживали небывалый рост преступности, какой до этого не знала ни одна страна ни в Старом, ни в Новом Свете. По мнению исследователей, вызвано это было несколькими причинами, главными из которых были

Из книги Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки автора Захарченко Виктор Гаврилович

Из книги 100 великих романов автора Ломов Виорэль Михайлович

Степан ЕРЕМЕНКО. Кубанский хор в советские годы Кубано - Черноморский певческий хор и Кубанский мужской вокальный

Из книги Горький дым костров автора Квин Лев Израилевич

Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) «Жизнь Арсеньева» (1927–1929,1933) Русский писатель, почетный академик Петербургской АН, Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) прославился как автор многих сборников стихотворений, поэм, рассказов и повестей («Листопад», «Суходол», «Господин из

Из книги Степан Бандера в поисках Богдана Великого автора Андреев Александр Радьевич

Вячеслав Яковлевич Шишков (1873–1945) «Угрюм-река» (1918–1932, опубликован 1928,1933) Гидростроитель, землепроходец-исследователь Сибири, начальник изыскательских экспедиций на дюжине сибирских рек, руководитель проекта по созданию знаменитого Чуйского тракта, кавалер орденов

Из книги Футбол, Днепропетровск, и не только… автора Рыбаков Владислав

Эрих Мария Ремарк (1898–1970) «Три товарища» (1932–1936) Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк (1898–1970) пользовался небывалым успехом во всем мире как один из представителей т. н. «потерянного поколения» писателей Старого и Нового Света, творивших после Первой мировой войны (Э.

Из книги Пушкин в жизни. Спутники Пушкина (сборник) автора Вересаев Викентий Викентьевич

Умберто Эко (р. 1932) «Имя розы» (1980) Всемирно известный семиотик (наука о знаках и знаковых системах как средствах общения), философ, специалист по средневековой эстетике, генеральный секретарь Международной Ассоциации по семиотическим исследованиям, профессор семиотики

Из книги автора

Как закалялась сталь Так же, как и Иван Иванович Фризен, Михаил Ассельборн родился и вырос далеко от Алтая.Его родина на Волге, а точнее - на речке Караман, левом притоке великой русской реки. Там, в большой крестьянской немецкой семье, насчитывавшей одних только детей

Из книги автора

1928–1932 годы “Вы, паны-поляки, говорите, что неполноценные украинцы не могут создать свое государство и поэтому вынуждены жить в вашем? Ждите заслуженных ударов судьбы” ОУН рождается и действуетУже не первый год слышала на своей земле древняя Галичина и Волынь

Из книги автора

«Динамо» или «Сталь»?! Нет, все-таки, «Сталь»! Но есть еще и «Спартак» Почти весь первый послевоенный 1945 год в Днепропетровске пытались возродить когда-то, блистательную команду «Динамо», которая выиграла Кубок Украины в предвоенном 1940 году. И, мальчишки с нагорного района

Из книги автора

Николай Алексеевич Полевой (1796–1846) Выдающийся русский журналист. Сын купца, родился в Иркутске. Рано научился грамоте. В школе не обучался, но жадно читал все, попадавшееся в руки. С десятилетнего возраста писал стихи, драмы, издавал рукописные журналы. В 1811 г. отец его со

1. «Угар преображения» (в русск. пер. (1985) - «Кристина Хофленер») Стефан Цвейг

Незаконченный роман, впервые напечатанный по-немецки спустя сорок лет после смерти автора в 1982 г. (в русск. пер. «Кристина Хофленер», 1985). В центре повествования молодая девушка Кристина, которая изо всех сил пытается вести достойную жизнь, но бедность не позволяет вырваться из непростых жизненных обстоятельств. Однако, ее жизнь случайно преображается после того, как она получает приглашение от родной тетки провести отдых в Швейцарии. Кристина сбрасывает с себя оковы бедности, она становится совершенно другой девушкой, радостной, веселой и красивой. Но волшебная сказка длится недолго, суровая реальность снова возвращает девушку к прозябанию, рутинному труду и бедности. После всего Кристина должна сделать выбор: начать новую жизнь, совершив преступление, или в случае неудачи расстаться с жизнью. Читатель остается в полном недоумении относительного дальнейшего развития событий.

2. «Похождения бравого солдата Швейка». Ярослав Гашек

Биография Ярослава Гашека похожа на приключенческий роман: война, плен, добровольческий корпус, революция, Красная армия, комиссарство, неожиданное возвращение на родину, где его уже считали погибшим, и не менее неожиданная смерть. Ему было всего 39 лет. Главный труд всей его жизни, роман «Похождения бравого солдата Швейка», так и остался незавершенным. Вполне возможно, что Швейк успел бы поучаствовать в Гражданской войне в России или вступить в Чехословацкий корпус (и тогда книгу в Советском Союзе точно бы запретили!). Но история не знает сослагательных наклонений... Так что нам остается лишь гадать, в какие края занесло бы бравого солдата Швейка, если бы Гашек все-таки закончил свой знаменитый роман.

3. «Бувар и Пекюше». Гюстав Флобер

Флобер писал медленно и мучительно. Он порой десятками лет вынашивал замысел произведения, работал над композицией, шлифовал каждую фразу, добиваясь точности, ясности, лаконичности. «Пегас чаще идёт шагом, чем скачет галопом», – утверждал писатель. В начале 1870-х годов Флобер начал собирать материал для романа о двух глуповатых переписчиках, которые покупают ферму и безуспешно пытаются заниматься сельским хозяйством, медициной и политикой. В итоге парочка остаётся ни с чем и возвращается к рутинной конторской работе. В этом язвительном романе Гюстав Флобер стремился изобразить уклад жизни буржуазного человека, его духовное ничтожество и тупость. Справедливо отмечается, что Бувар и Пекюше – достойные собратья самовлюблённого невежды аптекаря Оме, героя знаменитого флоберовского романа «Госпожа Бовари». Книга «Бувар и Пекюше», как планировал автор, должна была состоять из двух частей: первая часть – рассказ о неудачах конторских служащих, вторая – словарь банальностей под названием «Лексикон прописных истин», где, например, слово «фермеры» имеет такое ёмкое определение: «Всегда зажиточны». В середине 1870-х Флобер признавался, что он больше не в силах продолжать работу над романом: «Что касается литературы, то я не верю больше в себя, я чувствую, что опустошён». Оставив «Бувара и Пекюше», писатель воскрес как литератор и написал три большие повести, а роман в итоге так и остался незаконченным. 8 мая 1880 года Гюстав Флобер умер от инсульта, а через год роман «Бувар и Пекюше» появился в печати - благо, по записям, оставленным Флобером, было нетрудно восстановить его замысел относительно финала книги.

4. "Гора Аналог". Рене Домаль

Рене Домалю было всего 36 лет, когда он умер от туберкулеза. Болезнь не дала ему закончить главный труд жизни - философский роман «Гора Аналог», пятая глава которого обрывается на запятой (всего планировалось семь глав). Книга была впервые опубликована через восемь лет после смерти писателя - в 1952 году. На русском языке роман Домаля появился лишь двадцать лет назад.

5. «Дубровский». А. С. Пушкин

Замысел романа о дворянине-помещике, из-за судебной ошибки ставшим разбойником, возник у Пушкина в сентябре 1832 года. Примерно в это же время он встретился в Москве со своим приятелем П. В. Нащокиным и услышал от него историю о прототипе Дубровского – небогатом белорусском дворянине Островском, который «имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других». История Островского поразила Пушкина потому, что на тот момент он как раз работал над подобным сюжетом – жизнь будто бы стала соавтором Александра Сергеевича. Приступая к написанию «Дубровского», Пушкин надеялся создать произведение, которое бы пришлось по душе публике и могло конкурировать если и не с великими романами Гюго, Стендаля и Бальзака, то хотя бы с популярными в то время книгами Загоскина, Лажечникова и Булгарина. Однако Пушкину не удалось закончить роман о русском Робин Гуде. Позднее Анна Ахматова писала: «И все-таки «Дубровский» – неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать». Принято считать, что «Дубровский» явился для Пушкина экспериментальным романом, одним из первых подступов к большой повествовательной форме. Незаконченный разбойничий роман опубликовали в 1842 году. Название книге дали издатели, так как в пушкинской рукописи вместо названия была указана дата начала работы: «21 октября 1832 года».

6. "Процесс". "Замок". "Америка". Франц Кафка

Среди писателей XX века абсолютным рекордсменом по количеству незаконченных романов стал Франц Кафка. Его перу принадлежит всего три романа - и все три так и не дописаны до конца! Писатель работал только тогда, когда к нему приходило творческое вдохновение (а оно могло не появляться у него месяцами, а подчас и годами). Когда его творческий порыв заканчивался, он тут же бросал рукопись и больше к ней не возвращался. Возможно, именно поэтому его «Америка» (рабочее название - «Пропавший без вести») и «Замок» обрываются буквально на полуслове. Несколько иная история вышла с «Процессом». Работа над ним велась крайне хаотично - сперва Кафка написал начало и конец романа, и лишь затем приступил к работе над серединой. Все связующие главы создавались им одновременно, параллельно друг другу. Но однажды и их постигла судьба «Америки» и «Замка»...

7. "Первый человек". Альбер Камю

Целых 34 года ждал публикации неоконченный автобиографический роман Альбера Камю. Писатель погиб а автокатастрофе в 1960 году. Черновая рукопись книги была найдена в его дорожной сумке. В 1994 году при содействии дочери литератора Франсин Камю роман все-таки был напечатан. А в 2011 году в прокат вышел одноименный фильм по его мотивам. В книге рассказывается о ранних годах Альбера Камю, когда он жил во французском Алжире. Семья, лицей, футбольная команда... роман получился очень светлый, жаль, что трагическая случайность не дала ему его закончить.

8. «В поисках утраченного времени». Марсель Пруст

В молодые годы Марсель Пруст вёл весьма легкомысленный образ жизни. Он проводил время в аристократических салонах и будуарах известных красавиц, пописывал стихи и статейки, безуспешно пытался закончить парочку подражательных романов… Но в 1909 году Пруст, страдавший тяжёлой формой астмы, буквально заперся в своём звуконепроницаемом кабинете (стены были обиты пробкой) и приступил к работе над семитомной эпопеей «В поисках утраченного времени». В этом полуавтобиографическом произведении, лишённом жёсткого сюжета и населённом десятками сотен героев, писатель обобщил весь опыт своей жизни. «В поисках утраченного времени» – это, по сути, бесконечная череда воспоминаний главного героя, который отличается повышенной, если не болезненной чувствительностью. Марсель Пруст почти непрерывно работал над своей книгой на протяжении 13 лет и умер 18 ноября 1922 года, не закончив правку произведения, в которой проявил себя настоящим перфекционистом - уже выверенные экземпляры позднее приходилось перепечатывать ещё и ещё. Последние три тома «В поисках утраченного времени», отредактированные братом писателя, вышли посмертно.

9. «Лаура и её оригинал». Владимир Набоков

В последний период своего творчества Набоков обычно писал на библиотечных карточках стоя за конторкой. Текст романа «Лаура и её оригинал», над которым писатель работал с 1975 по 1977 год, уместился на 138 библиотечных карточках. Сюжет произведения крутится вокруг тучного учёного-невролога, женатого на молоденькой девушке. В своём завещании Набоков распорядился уничтожить «Лауру» после его смерти, однако в 1977 году, когда писатель ушёл из жизни, его жена не осмелилась покончить с последним набоковским детищем. Позднее волю покойного не выполнил и его сын Дмитрий, а в 2008 году он и вовсе решил опубликовать «Лауру и её оригинал». Новая книга гениального писателя XX века, несмотря на свою незавершённость, моментально стала бестселлером. Русский перевод «Лауры» вышел 30 ноября 2009 года.

10. «Тайна Эдвина Друда». Чарльз Диккенс

Диккенс всегда работал не покладая рук. Его увлекательные романы выходили частями в журналах, и автора постоянно подгоняли то издатели, то читатели. Критики между тем критиковали Диккенса за то, что сюжет его произведений был порой, по их мнению, бесхитростным. Писатель решил ответить всем злопыхателям делом и в 1870 году начал писать и публиковать детективный роман «Тайна Эдвина Друда», главный герой которого после ряда перипетий то ли умирает, то ли остаётся в живых и выслеживает своего «убийцу» – концовку произведения Диккенс не дописал. Планировалась, что «Тайна Эдвина Друда» выйдет в 12 ежемесячных выпусках журнала «Круглый год», но опубликована была только половина. Писатель скончался от кровоизлияния в мозг 9 июня 1870 года, а читатели и литературоведы до сих пор гадают, чем должен был кончиться роман, так как сохранившиеся заметки Диккенса не раскрывают этой тайны. Стоит признать, что под занавес жизни классик английской литературы заткнул своих критиков за пояс.

11. "Последний магнат". Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Вторая половина тридцатых годов - тяжелое время для Фицджеральда. Каждая строчка давалась ему с большим трудом. Сказывались годы депрессии, алкоголизм, болезнь жены, долги... Америка забыла своего когда-то столь любимого писателя. Он вынужден был пойти работать сценаристом в Голливуд, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.

В октябре 1939 года Фицджеральд приступил к написанию сценария, в котором решил рассказать о нравах, царивших на Фабрике грез. Но писателя так захватила придуманная им история, что он решил превратить сухие киношные эпизоды в полноценный роман. К сожалению, его задумка так и осталась незавершенной. Сердце певца «века джаза» не выдержало: в конце декабря 1940 года Фицджеральд скоропостижно скончался. Несмотря на то, что «Последний магнат» остался незаконченным, он и по сей день остается одним из самых известных романов про Голливуд.

12. "Свет и тьма". Нацумэ Сосеки

Для японцев имя Нацумэ Сосеки значит примерно то же самое, что для нас имена Толстого, Чехова или Горького. Его портрет даже поместили на банкноту в 1000 йен в 1984 году. Именно ему Акутагава Рюноскэ принес свои первые произведения для оценки. Нацумэ Сосеки начал свою литературную карьеру достаточно поздно - в 1905 году в возрасте 38 лет, именно тогда вышел его первый роман «Ваш покорный слуга кот» (у нас он вышел в переводе Аркадия Стругацкого в начале 60-ых годов). Писатель решил бросить университетскую кафедру (он был профессором Токийского университета) и полностью посвятить себя литературному творчеству. К тому моменту Нацумэ Сосеки уже был смертельно больным человеком. Язва желудка подтачивала его силы, но писатель находил в себе силы творить. К сожалению, дописать свой последний роман, «Свет и тьма», он так и не успел. Болезнь оказалась сильнее. Ему было всего 49 лет.

13. «Мастер и Маргарита». Михаил Булгаков

К работе над своим «закатным» романом писатель приступил в 1929 году, мало рассчитывая на прижизненную публикацию. По замыслу автора, роман «Мастер и Маргарита» должен был стать книгой для вечности. 18 марта 1930 года во МХАТе запретили постановку пьесы Булгакова «Кабала святош», и писатель, которого фактически лишили возможности писать и печататься, в отчаянии уничтожил первую редакцию романа. В письме правительству Михаил Афанасьевич написал: «Ныне я уничтожен... И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе». Булгаков попросил выслать его с женой из СССР. Однако после телефонного разговора со Сталиным 18 апреля 1830 года, во время которого собеседники сошлись на том, что русский писатель не может жить вне Родины, обнадёженный Михаил Афанасьевич возобновил работу. Вторая редакция романа, написанная до 1936 года, имела подзаголовок «Фантастический роман» и несколько вариантов названия: «Сатана», «Великий канцлер», «Копыто консультанта» и другие. Название «Мастер и Маргарита» появилось во второй половине 1937 года, когда была завершена третья редакция и началась авторская правка машинописи романа. Через два года состоялось первое чтение «Мастера и Маргариты» для близких друзей: «Последние главы слушали, почему-то закоченев. Всё их испугало», – писала Елена Сергеевна, жена писателя. По общему мнению, напечатать роман было невозможно. В августе 1939 года Булгаков серьёзно заболел, узнав о запрете пьесы «Батум». Сознавая близость смерти, Михаил Афанасьевич спешит закончить правку главного произведения своей жизни – но умирает 10 марта 1940 года, добравшись лишь до середины книги и остановившись на фразе Маргариты «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?» Правку «Мастера и Маргариты» завершила Елена Сергеевна Булгакова. Роман был опубликован в 1966 году, правда, в сокращённом журнальном варианте и с купюрами.

14. «Человек без свойств». Роберт Музиль

В 1921 году австрийский писатель Роберт Музиль начал работу над своим знаменитым «Человеком без свойств». Этот роман стал magnum opus автора. Ему он посвятил всю свою дальнейшую жизнь. Первые две книги эпопеи, довольно холодно встреченные широкой публикой, были изданы в 1930 году.

Несмотря на отсутствие интереса со стороны читателей, нищету и вынужденную эмиграцию (Музиль был вынужден бежать в Швейцарию из оккупированной нацистами Австрии), писатель продолжал упорно работать над книгой вплоть до своей смерти в 1942 году. Лишь в пятидесятые годы, после повторного издания романа, «Человека без свойств», наконец, переосмыслили - и он стал одним из величайших произведений австрийской (и немецкоязычной) литературы XX века.

15. "Признания авантюриста Феликса Круля". Томас Манн

Незадолго до своей смерти Томас Манн приступил к работе над новой книгой. За основу он взял написанный им еще в 1911 году рассказ о Феликсе Круле. Его Манн решил превратить в полноценный роман. В 1954 году была опубликована первая часть книги, тепло встреченная и читателями, и критиками. Но, к сожалению, уже в следующем году писатель скончался, так и не успев дописать вторую часть похождений обаятельного авантюриста.

16. "Отвеченные молитвы". Трумен Капоте

Документальный роман «Хладнокровное убийство» тяжело дался Трумену Капоте, после его публикации в 1966 году при жизни писателя больше не было напечатано ни одного его крупного произведения (рассказы, отрывки и эссе не в счет). Он буквально выгорел. О периоде написания «Хладнокровного убийства» был снят замечательный биографический фильм «Капоте» с Филипом Сеймуром Хоффманом в главной роли.

А теперь о романе «Отвеченные молитвы». Писатель работал над этой книгой больше двадцати лет, начиная с середины 60-ых годов и вплоть до своей смерти (отрывки из нее периодически публиковались в журналах). Но роман так и не был закончен. Капоте так и не смог собраться с силами. «Отвеченные молитвы» были напечатаны посмертно в 1986 году. Эта книга до сих пор вызывает множество вопросов у литературоведов и исследователей творчества Трумена Капоте.

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года в Москве.

В детстве Александр получил хорошее домашнее образование - изучал древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии - английский, итальянский, испанский языки.

В 1835-1840 годах Александр Островский учился в Первой Московской гимназии.

В 1840 году поступил в Московский университет на юридический факультет, но в 1843 году из-за столкновения с одним из профессоров оставил учебу.

В 1943-1945 годах служил в Московском совестном суде (губернский суд, рассматривавший гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные).

1845-1851 - работал в канцелярии Московского коммерческого суда, уйдя в отставку в чине губернского секретаря.

В 1847 году Островский опубликовал в газете "Московский городской листок" первый набросок будущей комедии "Свои люди - сочтемся" под названием "Несостоятельный должник", затем комедию "Картина семейного счастья" (впоследствии "Семейная картина") и очерк в прозе "Записки замоскворецкого жителя".

Признание Островскому принесла комедия "Свои люди - сочтемся" (первоначальное название "Банкрот"), которая была окончена в конце 1849 года. До публикации пьеса получила одобрительные отзывы писателей Hиколая Гоголя, Ивана Гончарова, историка Тимофея Грановского. Комедия была напечатана в 1950 году в журнале "Москвитянин". Цензура, усмотревшая в произведении оскорбление купеческого сословия, не разрешила ее постановку на сцене - впервые пьеса была поставлена в 1861 году.

С 1847 года Островский сотрудничал как редактор и критик с журналом "Москвитянин", публикуя в нем свои пьесы: "Утро молодого человека", "Неожиданный случай" (1850), комедии "Бедная невеста" (1851), "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854).

По прекращении издания "Москвитянина", Островский в 1856 году перешел в "Русский Вестник" , где во второй книжке за этот год была напечатана его комедия "В чужом пиру похмелье". Но в этом журнале он работал недолго.

С 1856 года Островский - постоянный сотрудник журнала "Современник" . В 1857 году им были написаны пьесы "Доходное место" и "Праздничный сон до обеда", в 1858 году - "Не сошлись характерами", в 1859 году - "Воспитанница" и "Гроза".

В 1860-е годы Александр Островский обратился к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра. Он создал цикл исторических пьес : "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861), "Воевода" (1864), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866), "Тушино" (1866), психологическую драму "Василиса Мелентьева"(1868).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников