Причины социально-политического конфликта. Причины социального конфликта

Одним из условий развития общества является противостояние разных групп. Чем сложнее структура общества, тем сильнее оно раздроблено и тем больше риск возникновения такого явления, как социальный конфликт. Благодаря ему и происходит развитие всего человечества в целом.

Что такое социальный конфликт?

Это наивысшая стадия, при которой развивается противостояние в отношениях между отдельными личностями, группами, в целом всего общества. Понятие социального конфликта означает противоречие двух и более сторон. Кроме того, различают и внутриличностное противостояние, когда у человека имеются потребности и интересы, противоречащие друг другу. Данная проблема насчитывает не одно тысячелетие, а в ее основе лежит положение, что одни должны стоять «у руля», а другие подчиняться.

Что является причиной социальных конфликтов?

Фундаментом являются противоречия субъективно-объективного характера. К объективным противоречиям относят противостояние между «отцами» и «детьми», начальниками и подчиненными, трудом и капиталом. Субъективные причины социальных конфликтов зависят от восприятия ситуации каждым отдельным индивидом и его отношения к ней. Ученые конфликтологи выделяют самые разные основания для возникновения противостояния, вот основные:

  1. Агрессия, которую могут проявлять все животные, в том числе и человек.
  2. Перенаселенность и факторы окружающей среды.
  3. Враждебное отношение к обществу.
  4. Социальное и экономическое неравенство.
  5. Культурные противоречия.

Отдельно взятые индивиды и группы могут конфликтовать из-за материальных благ, первостепенных жизненных установок и ценностей, полномочий власти и т.д. В любом поле деятельности может возникнуть спор из-за несовместимых потребностей и интересов. Однако, не все противоречия перерастают в конфронтацию. О ней говорят только при условии активного противоборства и открытой борьбы.

Участники социального конфликта

Прежде всего, это люди, стоящие по обе стороны баррикад. В ходе сложившейся ситуации они могут быть как физическими, так и юрлицами. Особенности социального конфликта в том, что он базируется на определенных разногласиях, из-за которых и сталкиваются интересы участников. Есть еще и объект, который может иметь материальную, духовную или социальную форму и который каждый из участников стремится получить. А непосредственным их окружением является микро- или макросреда.


Социальный конфликт – плюсы и минусы

С одной стороны, открытое столкновение дозволяет обществу эволюционировать, добиваться определенных соглашений и договоренности. В результате отдельные его члены учатся приспосабливаться к незнакомым условиям, принимать во внимания желания других индивидов. С другой стороны, современные социальные конфликты и их последствия предсказать нельзя. В случае самого тяжелого развития событий общество может полностью разрушиться.

Функции социального конфликта

Первые – конструктивные, а вторые – деструктивные. Конструктивные носят положительный характер – разряжают напряженность, проводят изменения в социуме и др. Деструктивные несут разрушения и хаос, они дестабилизируют отношения в определенной среде, уничтожают социальное сообщество. Позитивная функция социального конфликта заключается в укреплении общества в целом и отношений между его членами. Негативная - дестабилизирует социум.

Стадии социального конфликта

Стадиями развития конфликта являются:

  1. Скрытая . Натянутость в общении между субъектами нарастает из-за стремления каждого улучшить свое положение и достичь превосходства.
  2. Напряжение . Основные стадии социального конфликта включают напряженность. Причем чем больше мощь и превосходство доминирующей стороны, тем она сильнее. Непримиримость сторон приводит к очень сильной конфронтации.
  3. Антагонизм . Это следствие высокой напряженности.
  4. Несовместимость . Собственно, само противостояние.
  5. Завершение . Разрешение ситуации.

Виды социальных конфликтов

Они могут быть трудовыми, экономическими, политическими, образования, социального обеспечения и т.д. Как уже было сказано, могут возникать между отдельными людьми и внутри каждого. Вот распространенная классификация:

  1. В соответствии с источником возникновения – конфронтация ценностей, интересов и идентификации.
  2. По последствиям для социума основные виды социальных конфликтов делятся на созидательные и разрушительные, успешные и провальные.
  3. По степени влияния на среду – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, острые, масштабные, региональные, локальные и др.
  4. В соответствии с расположением оппонентов – горизонтальные и вертикальные. В первом случае спорят люди, стоящие на одном уровне, а во втором начальник и подчиненный.
  5. По способу борьбы – мирные и вооруженные.
  6. В зависимости от степени открытости – скрытые и открытые. В первом случае соперники воздействуют друг на друга косвенными методами, а во втором переходят к открытым ссорам и спорам.
  7. В соответствии с составом участников – организационные, групповые, политические.

Способы разрешения социальных конфликтов

Самые эффективные способы разрешения конфликтов:

  1. Избегание конфронтации . То есть один из участников уходит со «сцены» физически или психологически, но сама конфликтная ситуация остается, так как не устранена причина, ее породившая.
  2. Переговоры . Обе стороны пытаются найти точки соприкосновения и путь к сотрудничеству.
  3. Посредники . включают и привлечение посредников. Его роль может играть как организация, так и частное лицо, которое благодаря имеющимся возможностям и опыту делает то, что нереально было бы сделать без его участия.
  4. Откладывание . По сути один из оппонентов лишь на время сдает свои позиции, желая накопить силы и вновь вступить в социальный конфликт, пытаясь вернуть утраченное.
  5. Обращение в арбитраж или третейский суд . При этом противостояние разбирается в соответствии с нормами закона и права.
  6. Силовой метод с привлечением военных, техники и вооружения, то есть по сути, война.

К каким последствиям приводят социальные конфликты?

Ученые рассматривают это явление с функционалистской и социологической точки зрения. В первом случае конфронтация несет явно негативный характер и приводит к таким последствиям, как:

  1. Дестабилизация социума . Рычаги управления больше не работают, в обществе царит хаос и непредсказуемость.
  2. Последствия социального конфликта включают и участников на определенных целях, заключающихся в победе над противником. При этом все остальные проблемы отходят на второй план.
  3. Потеря надежды на дальнейшие дружественные отношения с оппонентом.
  4. Участники конфронтации отстраняются от общества, они чувствуют неудовлетворенность и т.п.
  5. Рассматривающие противостояние с социологической точки зрения считают, что у этого явления имеются и положительные стороны:
  6. При заинтересованности в положительном исходе дела наблюдается сплочение людей и укрепление взаимопонимания между ними. Каждый чувствует свою причастность к тому, что происходит, и делает все, чтобы у социального конфликта был мирный исход.
  7. Обновляются существующие и образовываются новые структуры и институты. Во вновь появившихся группах создается определенный баланс интересов, который и гарантирует относительную стабильность.
  8. Управляемый конфликт дополнительно стимулирует участников. Они разрабатывают новые идеи и решения, то есть «растут» и развиваются.

Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству.

Соперничество часто выливается в открытые столкновения, в конфликты. Определим социальный конфликт, как попытку достичь вознаграждения путем отстранения, подчинения или даже физического устранения соперников. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно — от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.

Причины социальных конфликтов можно разделить на две большие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.

Причинами социальных конфликтов может оказаться несовместимость интересов и целей соответствующих социальных групп. На наличие этой причины указывали Э. Дюркгейм и Т. Парсонс .

Причиной социальных конфликтов может стать несовместимость индивидуальных и общественных ценностей. У каждого индивида имеется набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Но при удовлетворении потребностей одних групп возникают препятствия, создаваемые другими группами. При этом проявляются противоположные ценностные ориентации, которые и могут стать причиной конфликта. Например, разное отношение к собственности: одни считают, что собственность должна быть государственной, другие выступают за частную собственность, третьи стремятся к кооперативной. При наличии определенных условий, сторонники разных форм собственности могут вступать в конфликт между собой.

Основными социальными предпосылками конфликтов являются:

1) Социальное неравенство — т. е. неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, информации, уважения и других социальных ресурсов. Специалисты в области социологии конфликта отмечают, что социальная позиция людей и характер их притязаний зависят от доступа к распределению ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т. д.). Стремление к всеобщему равенству, как показала история, не может рассматриваться как благо, ибо приводит к уравниловке, угасанию многих стимулов творческой деятельности и инициативы.

Справедливости ради стоит отметить, что невозможно удовлетворить интересы и потребности всех желающих. Поэтому неравенство, в том числе и социальное , неустранимо. Конфликт же возникает при такой степени неравенства, когда оно расценивается одной из социальных групп как весьма значительное, препятствующее удовлетворению ее потребностей. Возникающая при этом социальная напряженность приводит к социальным конфликтам.


2) Социальная дезорганизация . Общество представляет собой систему, то есть организованную целостность, которая обладает способностью самопроизвольно адаптироваться к возникающим трудностям. Однако бывают настолько угрожающие кризисные ситуации, что социальная система впадает в состояние тотального хаоса и разлада. В таких случаях нарушается сложившийся привычный баланс между процессами разрушения и созидания, начинается коллапс общественного производства, кризис политической власти, обесцениваются и теряют свою привлекательность базовые идеологемы и принятые моральные и культурные нормы.

Наступает аномия — состояние неуправляемости — отсутствия норм. Отсюда вытекает рост агрессии, незащищенность жизни, собственности и достоинства граждан, обусловленная ослаблением социального контроля и правовой системы, дезорганизация общества и его правовых институтов. В такой ситуации государство и общество теряют способность сдерживать негативную энергию распада, и начинается своего рода «война всех против всех». Формируется конфликтогенная ситуация.

3) Культурная неоднородность — т. е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, различных представлений о мире, разных поведенческих стандартов (ср. субкультуру уголовного мира с его специфическими ценностями, противоположными остальному законопослушному обществу).

Но социальные предпосылки сами по себе не обязательно приводят
к конфликтным столкновениям. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди — либо отдельные лица, либо люди, объединенные в группы. Для того чтобы социальные предпосылки конфликта действительно привели к конфликту, необходима личностная вовлеченность, осознание несправедливости сложившегося положения.

4) Объективные и субъективные причины возникновения социальных конфликтов связаны воедино в феномене социальной депривации .

С. В. Соколов определяет депривацию как противоречие между субъективными ожиданиями в отношении реализации собственных интересов и объективными возможностями их реализовать: «депривация — это расхождение между интересами-ожиданиями (состоянием сознания) субъекта и реальными возможностями их удовлетворения на практике» . Депривация ощущается индивидом как острое разочарование, переживается с чувством угнетенности, вызывает отчуждение индивида от общества, в котором он живет. Особенно болезненно воспринимается депривация, возникающая при хронической неудовлетворенности фундаментальных жизненных потребностей: потребности в безопасности, пище, лечении и т. д.

С другой стороны, отсутствие необходимого удовлетворения духовных потребностей тоже сопряжено с депривацией: например, верующие люди должны жить в соответствии со своими религиозными представлениями и нормами, иметь возможность молиться, ходить в храм, однако не всегда общество готово предоставить им это, как было в СССР в эпоху принудительного атеизма. Американские исследователи Ч. Глок и Р. Старк выделяют организмическую депривацию, испытываемую инвалидами и лицами, страдающими тяжелыми болезнями, степень тяжести которой может быть минимизирована в том случае, если общество заботится о физически неполноценных людях.

Депривация является причиной социального конфликта именно потому, что вызывает сильные негативные эмоции. Однако динамика развития депривации бывает разнонаправленной: ощущение депривации способно нарастать вплоть до формирования открытого конфликта; оно может сохраняться на том же уровне или снижаться.

Изменение состояния депривации происходит в том случае, если меняется в сторону расширения или сужения упомянутое выше рассуждение:

Либо если изменяются (сокращаются, примитивизируются, или наоборот, расширяются) потребности и интересы людей, а уровень их удовлетворения обществом остается прежним;

Либо если потребности и интересы остаются прежними, а объективный уровень их удовлетворения меняется; либо, наконец, если происходит изменение как потребностей, так и качества их удовлетворения.

При нарастании депривации соответственно растет и социальная напряженность: большие массы неудовлетворенных своей жизнью людей готовы идти на открытый конфликт согласно крылатой фразе из «Манифеста Коммунистической партии»: «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей, приобретут же они весь мир». Конфликт становится в таком случае для депривированных групп единственным способом добиться более полного удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что основным личностным побудительным мотивом конфликта является неудовлетворенная потребность. Существует много разнообразных и весьма подробных типологий человеческих потребностей. Приводим здесь наиболее простую.

Потребности человека могут быть разделены на следующие группы:

1) потребности физического существования (пища, материальное благополучие, потребность в продолжение рода и т. д.);

2) потребность в безопасности;

3) социальные потребности (потребность в общении, признании, любви, уважении и др.);

4) высшие потребности (в творчестве, духовном росте и др.). Эти
потребности проявляются не у всех людей, но если они заявляют о себе, то способны оттеснить все остальные потребности, сводя их к минимуму.

Когда какая-либо потребность не находит удовлетворения, человек испытывает недовольство, беспокойство, страх и другие отрицательные эмоции. Чем дольше длится состояние неудовлетворенности, тем сильнее эти эмоции, тем тяжелее состояние человека.

Каким образом действует человек в ситуации неудовлетворенности? Возможны три варианта поведения:

1) можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребности;

2) поискать обходной путь удовлетворения потребности;

3) путем агрессии добиться желаемого.

Третий путь чаще всего ведет к конфликтам (второй тоже чреват возникновением конфликтной ситуации, если он приводит к столкновению со сложившимися в обществе нормами). Объектом агрессии выступает тот объект, который препятствует удовлетворению потребности. Это может быть человек, группа, общество в целом (поскольку трудно напасть на все общество, агрессия направляется на лиц, «ответственных» за сложившуюся в обществе ситуацию). Тот, на кого направлена агрессия, отвечает агрессивным действием. Так возникает конфликт.

Объект агрессии может быть определен неправильно, т. е. виновником ситуации считается тот, кто таковым не является. Это явление называется ложной идентификацией и встречается очень часто. Ложная идентификация может возникнуть непроизвольно, как результат ошибки. Однако возможно манипулирование сознанием возбужденных людей, их натравливание на неугодных лиц или группы, предпринимаемые обычно теми, кому такая дезинформация выгодна.

Однако и неудовлетворенные потребности сами по себе не приводят
к конфликтам. Если человек или группа воспринимает свое подавленное, ущемленное положение как нечто обыденное, привычное, заложенное в самом «ходе вещей», то конфликт может и не возникнуть. В основе возникновения конфликта лежит осознание несправедливости сложившейся ситуации (естественно, с точки зрения заинтересованной стороны). Но и в таких условиях конфликт возникает не всегда. Неопределенность последствий будущего конфликта, страх возмездия, неорганизованность (если речь идет об общностях) препятствуют возникновению конфликтов.

Роль неудовлетворенных потребностей в возникновении конфликта очевидна, если мы имеем дело с конфликтом индивидов или небольших групп. Но если речь идет о конфликте государств? Какую роль играют «неудовлетворенные потребности» в этом случае? «Государство» само по себе не может ни принимать решений, ни вступать в конфликты.

Принимать решения, вступать в конфликты могут лишь люди. Политику любого государства также определяют конкретные люди — члены правительства, президенты и т. д. Именно они решают, что является «потребностью» того или иного государства в данный момент. Поэтому даже в таких глобальных конфликтах, как войны между государствами, значение личных побудительных мотивов весьма велико. Но применительно к таким случаям лучше говорить не об «удовлетворении потребностей», а о «защите интересов» субъектов конфликта (помня при этом о субъективном характере интерпретации этих интересов).

Общество с заложенным в его структуре социальным неравенством потенциально чревато конфликтами. В каждом обществе существуют группы, чьи потребности регулярно не удовлетворяются, а интересы игнорируются.

Общество провоцирует конфликты не только социальным неравенством. Каждое общество имеет определенные культурные модели, которым должны соответствовать его члены. Системы социальных ролей предписывают определенные типы поведений. Это ведет к тому, что люди, не соответствующие данным стандартам, оказываются либо в изоляции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.

Степень конфликтности в обществе возрастает в ситуациях аномии, политических и экономических кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность норм ведут, во-первых, к тому, что все больше людей не удовлетворяют свои потребности, и, во-вторых, людям легче «перешагнуть» рамки дозволенного, поскольку эти «рамки» в аномичном обществе теряют четкость (примером может служить Россия постсоветского периода).

Важной чертой кризисных обществ является широкое распространение чувства незащищенности и страха. А это сопровождается ростом агрессивности, что не только провоцирует конфликты, но и ужесточает их характер.

СФЕРЕ

Общие и частные причины конфликтного взаимодействия

Причины возникновения конфликта всегда связаны с какими-то конкретными действиями участников или возникшими обстоятельствами.

Какие бы проблемы в их общении ни существовали, какие бы объективные ситуации ни возникали, в конечном счете вступают в конфликт конкретные люди. Выявить причину конфликта – это значит понять, что именно в

действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в конфликтные формы.

Причины конфликтного взаимодействия можно разделить на общие и частные.

Общие причины включают в себя:

Социально-экономическое положение;

Социально-демографическую обусловленность (возраст, национальность);

Социально-личностные (характер, темперамент, статус).

Частные причины :

Недовольство оплатой труда (социально-экономические причины);

Неблагоприятные условия;

Несоответствие прав и обязанностей;

Неритмичность работы;

Нарушение этики и т. д.

Понятие конфликтогена

Конфликтогены – факторы, способствующие возникновению и развитию конфликтов. К их числу относят слова, речь, интонации, а также невербальные (телесные) проявления (гримасы, агрессивные позы, жесты), действия (или бездействие), которые могут провоцировать возникновение или эскалацию конфликта.

Сюда же следовало бы отнести специфику восприятия и эмоционального реагирования. Если на агрессивный жест один человек реагирует так же агрессивно, а другой смотрит спокойно, на крик, повышение голоса один человек неминуемо повторяет ту же модель поведения, а другой, несколько отстраняясь, как будто это происходит не с ним, напротив, уменьшает тембр голоса, начинает говорить еще медленнее, ведь и результат такого взаимодействия будет разным. Один человек будет реагировать с повышенной бдительностью, видеть во всем личную угрозу (о таких людях часто говорят, что они тревожны, мнительны__________), а другой, используя юмор, «нейтрализует» ситуацию. Естественно, и конечный результат таких взаимодействий будет отличаться.

Кроме того, есть такой показатель, как условия, которые могут стимулировать или тормозить возникновение конфликтов. Под условиями обычно понимают те обстоятельства или факторы, которые влияют на саму

возможность его возникновения и определяют характеристики явления.

Условия конфликта, входящие в число его структурных характеристик, включают в себя условия его возникновения и условия его протекания.

Под условиями возникновения конфликта понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. Описывая причины социальных конфликтов, Р.

Дарендорф, например, пишет о «технических условиях» (появление руководящих лиц в подгруппах), «политических» (возможность организации противоположных интересов) и «социальных» условиях возникновения конфликтов (возможности общения и увеличение числа членов подгрупп). В возникновении социальных явлений, как правило, существенную роль играют факторы, связанные с людьми (с их особенностями). И в этом случае очень трудно или даже невозможно определить те факторы, которые могут рассматриваться как необходимые или достаточные для возникновения конфликта.

В межличностных ситуациях можно говорить об отношениях людей.

Любая ситуация взаимодействия при этом независимо от отношения людей к ней или оценки своих отношений характеризуется взаимозависимостью людей – позитивной (кооперативная ситуация) или негативной (конкурентная ситуация). Стремится ли индивид к правде и справедливости, или он любыми способами хочет достичь своей цели, готов ли он к тому, чтобы услышать «правду и справедливость» другой стороны, может ли учитывать не только свои переживания, но и чувства другого? Как гласит русская пословица: «Чтобы понять друг друга, надо вместе съесть пуд соли».

Иногда люди не один год едят эту соль и не один пуд ее уже съели, но понимание так и не приходит к ним. Известно, что есть семьи, можно сказать построенные на любви – ненависти. Супруги постоянно воюют друг с другом, причиняя множество неудобств, создавая друг другу много проблем, но при этом остаются вместе, продолжая так «любить». Бывают и другие ситуации, когда люди принимают решение быстро и категорично. Все в их жизни происходит, как в песенке из фильма «Карнавальная ночь»: «Но бывает, что минута все меняет очень круто, все меняет раз и навсегда».

Известны случаи, когда люди разводились, делили все до мелочей, а потом не могли вспомнить, что послужило причиной этого события. Более того, по прошествии времени обе стороны с сожалением говорили о том, что зря потеряли друг друга. Правда, бывают ситуации, когда гибкость сторон, в противовес предыдущему примеру, приобретает какие-то причудливые очертания. Мне знакома пара, которая официально разводилась четырежды, и трижды они снова расписывались. Последний раз оказался роковым – они расстались окончательно. Это уже трудно назвать гибкостью и совсем нельзя считать толерантностью.

Конфликтогены и сопутствующие условия делают свое дело, если мы не умеем управлять ситуацией. Сами люди могут не рассматривать свои отношения как противоречивые или конкурентные, однако считается, что объективно именно конкурентные отношения являются одним из условий, способствующих возникновению конфликтов. Известно, что с появлением в семье второго ребенка, все внимание отдается маленькому, а старший, который тоже может быть небольшим, начинает страдать, обижаться и конфликтовать. Сам того не понимания, он попадает в ситуацию конкуренции.

Разнообразные соревнования внутри группы или между группами также создают благоприятные условия для возникновения конфликтов. Когда детей в детском саду вовлекают в игры соревновательного типа «Кто дальше?», «Кто больше?», «Кто смелее?» и т. д., необходимо понимать, что эти игры закладывают условия для будущих конфликтов, что соревнования активизируют детей. Какой же выход из этой противоречивой ситуации?

Использовать соревновательные игры необходимо, но в них обязательно должны быть элементы, ориентированные на учет интересов партнера, требующие взаимодействия с ним, к примеру, игры в футбол, баскетбол и т. д. предполагают конкуренцию и сотрудничество одновременно. Как показывает анализ, детские игры, в которых присутствует такая идея (невозможно выиграть, если не учитывать партнера), эффективны для воспитания толерантности.

Как правило, тесные контакты между людьми (например, супружеские отношения) потенциально содержат в себе и множественные виды кооперативных связей, и одновременно – в явном или скрытом виде противоречия в целях и интересах. Отсюда ясно, что в этих отношениях обязательно будут конфликты. Поэтому, когда люди говорят, что в их семье не бывает конфликтов, стоит задуматься о правдивости этих высказываний или подумать об искренности отношений. Иными словами, эти люди либо что-то скрывают, либо отношений попросту нет, и в целом они сохраняют только видимость семейных отношений. Не следует только забывать, что форма внешнего проявления конфликтов здесь очень важна. Люди воспитанные и толерантные используют внешне более приемлемые формы и не столь сильно травмирующие.

Типы конфликтогенов .

1. Стремление к превосходству:

Прямое заявление (приказание, угроза, замечание, отрицательная оценка чего-либо, критика, насмешка, обвинение и т. д.);

Снисходительное отношение (проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности);

Хвастовство – восторженный рассказ о своих успехах;

Навязывание своих советов;

Перебивание собеседника;

Напоминание о каких-либо проигрышных для собеседника ситуациях;

Перекладывание ответственности на другого человека, особенно если есть уверенность, что он не сделает;

Просьба одолжить денег.

2. Проявление агрессии.

3. Проявление эгоизма.

Основные причины возникновения конфликтов в деятельности специалиста социальной работы

Основная причина социальных конфликтов заключена в дефиците жизненных ресурсов, сложности их перераспределения. Социальная работа своей главной целью имеет не только удовлетворение интересов определенной части общества, но прежде всего направлена на развитие и укрепление общества. В процессе социальной работы происходит выявление, предупреждение, оптимизация конфликтов на внутриличностном, межличностном, личностно-групповом уровне, а также на уровне индивид –

общество.

Специалист социальной работы оказывает помощь своему клиенту в преодолении конфликта, участником которого он стал. Выступая на стороне клиента, защищая его потребности и интересы, социальный работник порой вынужден вступать в конфликтные отношения с другими субъектами конфликта, представленными официальными или неофициальными лицами, учреждениями. В процессе отношений с клиентом между ним и социальным работником может возникнуть конфликт, если появится противоречие между целями и потребностями. Клиент не соглашается на изменения, так как они требуют от него значительных усилий, энергетических затрат, отказа от выбранной им и ставшей привычной модели жизни и образа мышления.

Действия социального работника направлены на изменения и достижения перемен, т. е. они изначально содержат в себе возможность сопротивления другой стороны, возможность возникновения в процессе изменений конфликта. Овладение знаниями и навыками эффективного управления и разрешения конфликта, методами его предупреждения, переводом деструктивных отношений в конструктивные, а также умение использовать жесткие методы при разрешении конфликтной ситуации стали актуальными для социального работника, стремящегося достигнуть высокого уровня профессионализма.

Личностные причины конфликтов

Личностные причины конфликтов являются наиболее сложными. Чаще всего субъекты конфликта не осознают их влияния, относя к причинам конфликта только предметные противоречия. Самые многочисленные конфликты в основном вообще беспредметны. Они выступают как вещи в себе, являются не средствами достижения цели, а самоцелями, заключающимися в выпуске на волю эмоций. Различия в происхождении, воспитании, образовании, опыте, представлениях и ценностях, манере поведения воздвигают порой непреодолимые преграды к взаимопониманию, выступая как конфликтогены

«Бунтарское» поведение подростков, соответственно окрашивающее их отношения с родителями, само по себе может стать причиной осложнений и конфликтов в семье. Основной проблемой взаимоотношений подростков и их

родителей являются трудности передачи культурных норм и представлений

от одного поколения к другому.

В качестве личностных причин конфликтов могут выступать ущемление потребностей одного из участников конфликта, противоречия в интересах, несоответствие ценностных установок, нарушение в системе отношений, а также различие во мнениях.

Потребность - состояние субъекта конфликта, связанное с испытываемой им нуждой в объекте конфликта и выступающее источником его активности. Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности субъектов конфликта.

Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Мотивы становятся формой проявления потребности.

Мотивы конфликта - истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту. Если при удовлетворении потребностей деятельность человека, по сути, зависима от предметного содержания потребности, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов разнообразнее и подвижнее, чем потребности, составляющие ее суть.

Конфликтогенность потребностей зависит от их места в иерархии. А. Маслоу предположил, что все потребности человека организованы в иерархическую систему согласно степени их доминирования. Он расположил потребности в следующем порядке:

Физиологические потребности;

Потребности в безопасности и защите;

Потребности в принадлежности и любви;

Потребности в самоуважении;

Потребности в самоактуализации, или потребности в личностном развитии.

В основе этой системы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать наличие и мотивированность потребностей, расположенных вверху.

Удовлетворение потребностей делает возможным осознание потребностей, расположенных выше верхнего уровня, и их участие в мотивации.

Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности в безопасности; физиологические потребности и потребности в безопасности и защите должны быть удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности в принадлежности и любви. Чем больше уровней потребностей удовлетворено, тем менее конфлик-тогенно общение с данным субъектом.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей А. Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и индивид одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей.

Индивиды не просто удовлетворяют одну потребность за другой. Они одновременно и частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их.

Следует также отметить, неважно, насколько высоко продвинулся индивид в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной степени удовлетворены.

Потребности и мотивы лежат в основе формирования интересов субъектов конфликта. В общем понимании интерес - это форма проявления потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей

деятельности__________, это то, что побуждает участника конфликта занять свою позицию.

Интересы способствуют ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Субъективно интересы обнаруживаются в эмоциональном тоне, во внимании к объекту конфликта. Удовлетворение интереса не всегда ведет к его угасанию, оно может вызывать новые интересы. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении действий, которые сами по себе интереса не вызывают, но выполнение которых является условием реализации интересующей оппонентов деятельности.

Социальный интерес выступает основой интеграции общества. Он характеризуется готовностью к вкладу в общее благосостояние, готовностью проявлять доверие, заботу, сострадание, готовностью к ответственному выбору, творчеству, близости, сотрудничеству и включенности. В рамках общественных отношений социальные интересы выражают взаимную зависимость людей в первую очередь в сфере материального производства, обмена, распределения и потребления. Формирование социального интереса

Одна из основных задач профессиональной деятельности социальных

Одновременно с разделением труда появляются противоречия между интересами индивидов и общим интересом. Подобная противоречивость выступает в виде «тождества противоположностей», раскрывая взаимосвязь интересов как единство многообразного. Поскольку ни общий интерес не в состоянии включить в себя все богатство индивидуальных интересов, ни отдельный интерес отразить в себе полноту общего интереса, появляется объективная необходимость в нахождении со стороны управленческих структур разумного и приемлемого для различных социальных сил компромисса.

Интерес вызывают объекты, обладающие определенной ценностью для субъектов конфликта.

Понятие ценность используется для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе идеалы и выступающих благодаря этому эталоном должного; реальной, практической значимости явлений материального и духовного мира. Личностные ценности являются одним из источников мотивации поведения субъектов конфликта.

Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархи личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность. Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. В частности, одним из основных показателей сплоченности группы является ценностно-ориентационное единство.

Высокой конфликтогенностью обладают форма и качество отношений между потенциальными субъектами конфликта.

Конфликтные отношения - это взаимосвязи между субъектами конфликта, возникающие в процессе взаимодействия. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений индивидов однозначно формирует соответствующую систему внутренних отношений личности. Существует определенный тип людей, вносящих раздор в отношения вследствие присущего им конфликтного поведения.

Конфликтное поведение - совокупность поступков и действий, осуществляемых субъектом конфликта с целью реализации его намерений в конфликтной ситуации. На основе типологии акцентуаций характера К.Леонгарда можно выделить п ять ти п о в к о нфл и ктных л и ч н о сте й: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный и «бесконфликтный».

Личность демонстративного типа хочет быть всегда в центре внимания, стремится хорошо выглядеть в глазах других. Отношение индивида этого типа к людям определяется тем, как они к нему относятся.

Ему легко даются поверхностные конфликты, в которых он любуется своими

страданиями и стойкостью.

Индивид ригидного типа

Личность неуправляемого

Личность сверхточного типа

Личность бесконфликтного типа

Мнение - это состояние сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) субъекта конфликта к событиям и фактам действительности, к деятельности оппонентов. В своих взаимоотношениях с миром личность проявляет себя как активная система. Она не только отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружающее.

Движущие силы развития личности, лежащие в основе ее активности, связаны с двумя тенденциями: стремлением человека к избавлению от напряжения, достижению равновесия со средой (редукция напряжения) и стремлением к созданию напряжения. Диалектика этих двух тенденций личности является основным источником активности человека. Нарушение определенного баланса тенденций часто свидетельствует о психологических проблемах личности или начале социальной дезадаптации.

с п о с о б а такого в з а имо д е й ств и я: компенсацию,

противостояние и объединение.

компенсация. Одна подсистема может компенсировать слабость другой. Отношения компенсации возможны и между функциями (в том числе социальными). К. Г. Юнг иллюстрирует компенсацию, раскрывая суть противоположно направленных экстраверсии и интроверсии. Если, например, доминирующей сознательной установкой является экстраверсия, то на бессознательном уровне она будет компенсироваться через развитие вытесненной интровертированной установки, т.е. при фрустрации экстравертированной установки интровертированная установка начинает доминировать. Поэтому периоды активного экстравертированного поведения сменяются периодами интровертированного поведения и такая смена является вполне естественной. Более того, абсолютно экстравертированное или абсолютно интровертированное поведение в принципе невозможно у здоровой, полноценно функционирующей личности.

Компенсация как способ взаимодействия подсистем личности обеспечивает своеобразный баланс между противоположными элементами.

противостояние. Противостояние проявляется в том, что подсистемы или тенденции вступают в конфликт, за счет которого создается напряжение, порождающее энергию. Многие исследователи исходили из того, что оппозиции возникают в человеке повсеместно: между интеллектом, волей и эмоциями (А. Ф.Лазурский); между интериоризацией и экстериоризацией (Б. Г.Ананьев); в проявлении каждой личностной черты (Г. Кеттел) и т.д. Напряжение, возникающее внутри системы, точнее его специфика, определяет сущность самой личности на данном этапе функционирования.

объединение. Полярные феномены не только противостоят друг другу или существуют на основе взаимокомпенсации, но и притягиваются и стремятся друг к другу. Их объединяет то, по поводу чего они возникли. Объединение противоположных подсистем не есть просто их сумма. Это единство достигается за счет трансцендентной функции, проявление которой завершается синтезом противоположных систем с порождением нового качества или характеристики (например, появление нового смысла деятельности или

существования).

Смысловой контекст редуцирует многие виды напряжений внутри личности. Напряжения могут редуцироваться посредством субординационного или координационного принципа построения структуры личности (по Б.Г.Ананьеву). При реализации субординационного принципа более сложные и общие подсистемы личности подчиняют себе более простые. Координационный принцип реализуется во взаимодействии амбивалентных подсистем на нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, в которых он любуется своими страданиями и стойкостью.

Индивид ригидного типа подозрителен, обладает завышенной самооценкой. Он постоянно требует подтверждения собственной значимости. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Личность неуправляемого типа импульсивна и недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Часто в запале он не обращает внимания на общепринятые нормы поведения.

Личностьсверхтонного типа предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью. Такой человек иногда может вдруг разорвать отношения с друзьями, знакомыми, потому что ему кажется, что его обидели.

Личность бесконфликтного типа обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречива, излишне стремится к компромиссу.

Разногласия во мнениях также являются конфликтогенным фактором.

Мнение - это состояние сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) субъекта конфликта к событиям и фактам действительности, к деятельности оппонентов. В своих взаимоотношениях с миром личность проявляет себя как активная система. Она не только отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружающее.

Движущие силы развития личности, лежащие в основе ее активности, связаны с двумя тенденциями: стремлением человека к избавлению от напряжения, достижению равновесия со средой (редукция напряжения) и стремлением к созданию напряжения. Диалектика этих двух тенденций

личности является основным источником активности человека. Нарушение определенного баланса тенденций часто свидетельствует о психологических проблемах личности или начале социальной дезадаптации.

В целом внутренние противоречия личности рассматриваются как один из основных побудителей саморазвития.

Человек как индивид, личность и субъект деятельности выступает в качестве целостной, интегрированной, активной и амбивалентной системы, способной к саморазвитию.

Амбивалентность личности представляет собой взаимное дополнение и взаимную компенсацию разнонаправленных личностных тенденций, качеств,

особенностей, проявлений в деятельности и поведении. Амбивалентные тенденции (подсистемы, особенности, черты), присущие человеку, взаимодействуют различными способами. К. Г. Юнг выделил три доминирующих с п о с о б а такого в з а имо д е й ств и я: компенсацию, противостояние и объединение.

Первый способ взаимодействия - компенсация. Одна подсистема может компенсировать слабость другой. Отношения компенсации возможны и между функциями (в том числе социальными). К. Г. Юнг иллюстрирует компенсацию, раскрывая суть противоположно направленных экстраверсии и интроверсии. Если, например, доминирующей сознательной установкой является экстраверсия, то на бессознательном уровне она будет компенсироваться через развитие вытесненной интровертированной установки, т.е. при фрустрации экстравертированной установки интрвертированная установка начинает доминировать. Поэтому периоды активного экстравертированного поведения сменяются периодами интровертированного поведения и такая смена является вполне естественной. Более того, абсолютно экстравертированное или абсолютно интровертированное поведение в принципе невозможно у здоровой, полноценно функционирующей личности.

Компенсация как способ взаимодействия подсистем личности обеспечивает своеобразный баланс между противоположными элементами.

Вторым способом взаимодействия разнонаправленных подсистем является противостояние. Противостояние проявляется в том, что подсистемы или тенденции вступают в конфликт, за счет которого создается напряжение, порождающее энергию. Многие исследователи исходили из того, что оппозиции возникают в человеке повсеместно: между интеллектом, волей и эмоциями (А.Ф.Лазурский); между интериоризацией и экстериоризацией (Б. Г.Ананьев); в проявлении каждой личностной черты (Г. Кеттел) и т.д. Напряжение, возникающее внутри системы, точнее его специфика, определяет сущность самой личности на данном этапе функционирования.

Третий способ взаимодействия - объединение. Полярные феномены не только противостоят друг другу или существуют на основе взаимокомпенсации, но и притягиваются и стремятся друг к другу. Их объединяет то, по поводу чего они возникли. Объединение противоположных подсистем не есть просто их сумма. Это единство достигается за счет трансцендентной функции, проявление которой завершается синтезом противоположных систем с порождением нового качества или характеристики (например, появление нового смысла деятельности или существования).

Смысловой контекст редуцирует многие виды напряжений внутри личности. Напряжения могут редуцироваться посредством субординационного или координационного принципа построения структуры личности (по Б.Г.Ананьеву). При реализации субординационного принципа более сложные и общие подсистемы личности подчиняют себе более простые. Координационный принцип реализуется во взаимодействии амбивалентных подсистем на паритетных началах, допуская относительную автономию каждого из них. В. Франкл отмечал, что в жестких условиях концентрационного лагеря заключенные выживали благодаря именно духовной активности, в то время как люди, утратившие смысл, даже при наличии физического здоровья, очень быстро погибали. Выживали те заключенные, у которых сложное редуцирование значительно преобладало над простым редуцированием.

Даже если личность не в состоянии изменить обстоятельства своей жизни, она может изменить свое отношение к ним.

Типология конфликтов

Факторы межэтнических региональных конфликтов

Условия и факторы социального конфликта

Условия и факторы конфликтов

Источники конфликтов

Причины социального конфликта

Причины и источники социального конфликта

Детерминанты и типология социальных конфликтов

Вопросы для обсуждения

1. Что такое конфликт и какова его структура?

2. Какие элементы структуры конфликта являются объективными, какие субъективными?

3. Каковы основные подходы к пониманию динамики конфликта?

4. В чем сущность латентного периода в динамике конфликта?

5. Докажите, что конфликт - это многомерное динамическое явление.

6. Изобразите графически структуру конфликта, динамику конфликта.

В общефилософском плане понятие «причина» означает явление, действие которого вызывает или производит какое-либо другое явление, которое называется следствием. В обществе, так же как и в природе, существует бесконечное множество причинно-следственных связей и зависимостей. И конфликты здесь не представляют исключения, они могут порождаться также самыми различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д.

Причины конфликта – это проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Следует также отметить, что необходимо отличать причину возникновения конфликта от его повода. Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться совершенно искусственно, как говорят, «на пустом месте». Причина же отражает закономерную связь вещей. Так, поводом к семейному конфликту может послужить недосоленное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами.

Среди огромного множества причин конфликтов можно выделить общие и частные причины. Общие группы причин:

1) социально-политические и экономические причины, связанные с социально-политической и экономической ситуацией в стране;

2) социально-демографические причины, отражающие различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;

3) социально-психологические причины, отражающие социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.;



4) индивидуально-психологические причины, отражающие индивидуальные психологические особенности личности: способности, темперамент, характер, мотивы и др.

Среди наиболее общих причин социальных конфликтов можно выделить:

Разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

Неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

Разлад между ожиданиями и поступками людей;

Недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

Недостаток и некачественность информации;

Несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Частные причины непосредственно связаны со спецификой конкретного вида конфликта. Например, неудовлетворенность условиями трудовых отношений, нарушение служебной этики, несоблюдение трудового законодательства, ограниченность ресурсов, различия в целях и средствах их достижения и т.п.

Остановимся на причинах конфликтов, детерминированных трудовым процессом. Ведь для многих трудовых коллективов они являются ведущим источником возникновения конфликтогенных ситуаций.

Существует несколько способов или методов определения причин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них - метод картографии конфликта . Суть его состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.

Работа состоит из нескольких этапов.

На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не «тянет лямку» вместе со всеми, то проблему можно отобразить как «распределение нагрузки». Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как «общение». На данном этапе важно определить саму природу конфликта, и пока неважно, что это не полностью отражает суть проблемы. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей «да или нет», целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений.

На втором этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также совокупность групповых и личных категорий.

Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с ними, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.

Термин «опасения» означает озабоченность, тревогу личности при невозможности реализовать какую-то из своих потребностей. В данном случае не следует обсуждать с участниками конфликта, насколько обоснованны их страхи и опасения, пока они не внесены в карту. Например, у одного из участников конфликта возникло опасение по поводу чего-то, что при составлении карты кажется маловероятным. Вместе с тем опасение существует и его обязательно надо внести в карту, признать его наличие. Преимущество метода картографии состоит в том, что имеется возможность высказывания в процессе составления карты и отражения иррациональных страхов на ней. Опасения могут включать следующие позиции: провал и унижения, боязнь оплошать, финансовый крах, возможность быть отвергнутым, потеря контроля над ситуацией, одиночество, вероятность подвергнуться критике или осуждению, потеря работы, низкая заработная плата, боязнь, что им (участником конфликта) будут командовать, что все придется начинать сначала. Используя понятие «опасения», возможно выявить мотивы, не называемые вслух участниками конфликта. Например, для некоторых людей легче сказать, что они не терпят неуважения, чем признаться в том, что они нуждаются в уважении.

В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой из сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.

Перечислить все возможные причины возникновения конфликта в организациях не представляется возможным. Основными из них являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация и т. д. В организации ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, информацию, людские ресурсы и финансы между разными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Различия в целях. Специализированные подразделения организации и даже подгруппы формируют свои цели, несут ответственность за их достижение, получают плату за конечный результат. Поэтому подразделения и рабочие группы могут уделять больше внимания их достижению, чем целям всей организации. Причиной конфликта, как правило, является и то, что ни функции, ни средства, ни обязанности, ни власть, ни ответственность не распределены четко по подразделениям и рабочим местам. Различиях в ценностях - также очень распространенная причина конфликта. Вместо того, чтобы объективно оценивать ситуацию, люди акцентируются на тех взглядах, альтернативах и аспектах ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы и личных потребностей. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта , мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе.

Плохая передача информации является и следствием конфликта . Так, между его участниками снижается уровень коммуникаций, начинают формироваться неверные представления друг о друге, развиваются враждебные отношения - все это приводит к усилению и продолжению конфликта. Если у большинства сотрудников возникает ощущение, что стиль и методы управления не отвечают практическим потребностям, то это может послужить причиной возникновения конфликтной ситуации. Неудовлетворенность уровнем деловой или управленческой компетенции руководителя имеет большой демотивирующий потенциал. Очевидно, важно знать, чего ждет персонал от своих руководителей, и делать из этого надлежащие выводы. Если удается добиться совпадения потребителей индивидов с потребностями организации, очевидно, что персонал будет выкладываться ради удовлетворения этих потребностей, чего не обеспечит никакое принуждение.

Говоря о последовательности технологических действий в условиях конфликта, следует, в первую очередь, указать на необходимость его институциализации , то есть установления норм и правил разрешения конфликта. Их эффективность находится в прямой зависимости от степени легитимности институциональной процедуры, то есть от добровольной готовности большинства участников конфликтующих групп соблюдать эти нормы и правила. Должно осуществиться и структурирование конфликтующих групп, что предполагает создание условий для проявления и организационного закрепления коллективных субъектов - носителей имеющихся в обществе интересов.

Отношения конфликтующих сторон включают в себя такие этапы, как информационное противоборство (измерение собственного потенциала в сравнении с возможностями соперника) и энергетическое противоборство (непосредственные действия). При более полной информации основная задача конфликта решается с минимальными энергетическими затратами. Чем лучше информация, тем меньшая часть энергии выделяется на противодействие и тем большая - для решения основной задачи. Отсюда цель информационного противоборства - диагностировать собственное положение, а также положение противника и в зависимости от этого выбрать адекватные способы поведения.

Р. Л. Кричевский указывает три группы причин конфликтных отношений: обусловленные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы. Конфликты различают по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.