Основные типы культуры. Формы культуры

Культуры различных эпох

(Культура Киевской Руси; Культура Средневековой Европы и т.д.);

Современная культура, Актуальная культура.

    По носителю:

Мировая культура

Континентальные культуры

(европейская, азиатская, латиноамериканская, восточная и т.д.);

Цивилизационные культуры

(культура Древнего Египта, культура Древней Греции и т.д.);

Национальная культура

(культуры различных этносов и стран);

Культуры социальных общностей

(классовая, городская, сельская культура, и др.);

Групповые культуры (организационная культура, семейная культура и др.);

Личная культура.

    В зависимости от субъекта:

Народная и профессиональная культуры .

    В зависимости от выдвигаемых целей и создаваемых ценностей:

Материальная культура (культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства);

Духовная культура (познавательная и интеллектуальная культура, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная).

    По отношению к социальным ценностям и нормам:

Доминирующая (общенациональная ) культура ,

субкультура ,  контркультура .

    По отношению к культурной традиции и социальному укладу:

Традиционная культура и

маргинализированная культура.

    В зависимости от задач, содержания и результатов:

Созидательная и деструктивная культуры.

    По сферам человеческой деятельности:

Экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры.

    В зависимости от условий и характера деятельности:

Обыденная и специализированная культуры

(организационная, профессиональная, спортивная и др.);

К основным видам культуры относят:

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Личная культура – отражает способ жизнедеятельности отдельного индивида. Личная культура включает: ценностные ориентации, культуру отношений; культуру общения и диалога, культуру поведения, речевую культуру, внешний имидж и др.

Семейные культуры – относятся к разным типам семьи.

Под семейной культурой подразумевают обычаи, порядок, ценности, нормы и правила поведения существующие в семье, именно они передаются от старшего поколения к младшему.

Обыденная культура – характеризует особенности поведения, сознания, деятельности людей в быту.

Доминирующая культура – это официальная, господствующая культура, система общих ценностей и норм. Она включает в себя различные субкультуры, некоторые из них становятся фундаментом доминирующей культуры (например, христианство).

Цивилизационные культуры (цивилизации ) – относятся к мегаобществам, породившим в определенные периоды своего развития, своеобразные культурные русла развития многих этнических и национальных культур.

Региональные культуры – относятся к разным обществам, объединенным природной и территориальной близостью условий проживания.

Национальные культуры – относятся к полиэтничным странам на индустриальном и более позднем этапах развития. Это общенациональные обычаи, традиции, нравы, этикет и т.д. Особенности национальной культуры определяются менталитетом народа. Менталитет (лат. mens, mentis – ум, рассудок) – общий склад мышления, особенности сознания, умонастроений, психологические и нравственные предрасположенности общности; устойчивый способ мировосприятия, объединяющий ценностные, рациональные, эмоциональные и пр. воззрения, нормы и стереотипы.

Групповые культуры – относятся к определенным группам, социальным стратам, общностям. Они характеризуют особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. В групповой культуре фиксируется способ жизнедеятельности социальной группы (культура сословия, культура класса, культура слоя общества - интеллигенции).

Маргинализированная культура (историко-культурные псевдоморфозы) – деформированная и эклектичная культура, оторванная от своих корней с деформированной и противоречивой системой ценностей, сформировавшаяся в результате историко-культурных псевдоморфоз.

Организационная культура существует в любой организации, предприятии. Она может формироваться произвольно внутри трудового коллектива, а может и сознательно – при активном участии руководства.

В организационной культуре выделяют три уровня:

1) поверхностный (символический), в котором отражаются внешние атрибуты, такие как архитектура, дизайн, трудовая этика, стиль поведения, язык, лозунги, фирменный стиль и др.;

2) внутренний – ценности и нормы, разделяемые членами организации;

3) глубинный – история развития предприятия, идеология, мифы, которые способствуют формированию поведения людей в определенном направлении.

Высшее руководство может управлять культурой организации тремя способами:

1) лидерский подход, при котором руководитель способен видеть цели организации, возможности их достижения и может воодушевлять своих работников своей верой, деятельностью, собственным примером;

2) демократический, когда выстроена система отслеживания тенденций развития организации на всех ее уровнях, обеспечивается учет мнений и предложений работников по улучшению функционирования организации;

3) манипуляционный, при котором высшее руководство лишь осуществляет манипулирование разработанной ранее символикой и принятой в организации системой материальных и моральных стимулов.

Субкультура – система ценностей, традиций, обычаев присущих большой социальной группе. Субкультурами называют крупные составные части целостных локальных культур, отличающихся определенной местной спецификой. Субкультура – это часть общей культуры какого-то народа, в отдельных аспектах отличающаяся от доминирующей культуры (языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причёской, одеждой, обычаями). Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. В главных чертах согласуется с ней.

Формирование субкультур происходит по сословным, этнографическим, конфессиональным, профессиональным, групповым (спортивная субкультура), функциональным признакам, на основе возрастной (молодёжная субкультура, субкультура пожилых людей) или социальной специфики (субкультура аристократов, бомжей и т. д.).

Выделяют несколько основных видов субкультуры :

Этническая субкультура – ее носители связаны единством происхождения, осознают свою принадлежность к родной культуре, имеют самоназвание, обладают особым психическим складом и групповым менталитетом культурными особенностями.

Конфессиональная субкультура – складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к одной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах.

Профессиональная субкультура – образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной. Она тесно связана с содержанием работы, социальными статусами и ролями, которые имеют в обществе ее представители. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка.

Молодежная субкультура связана с процессами, посредством которых индустриальное общество «изымает» детей из семьи и подготавливает их для функционирования в более широкой системе. Молодежная субкультура в качестве чего-то самостоятельного появилась в середине 50-х годов XX века в индустриальноразвитых странах. Молодежные субкультуры обеспечивают набор ценностей, подходов и норм поведения для адаптации к переходному периоду (молодости). Кроме того, молодежная субкультура наполнена искусственными заменителями реальных ценностей (псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей). Одна из основных проблем молодежи сводится к маргинальности ее статуса (уже не дети, но еще не взрослые). Молодежная культура призвана облегчить неопределенность и напряженность этого периода.

Маргинальная субкультура (от лат. margo – край) – характеризует положение и особенности жизнедеятельности групп и личностей, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но не в одну из которых они не интегрированы полностью. Такими примерами могут быть различного рода мигранты (например, сельские жители в городе, эмигранты), безработные, обнищавшие, люди вступившие в смешанные браки, бисексуалы и др. Э.Стоунквист показал, что «культурные гибриды» объективно оказываются в ситуации периферийности по отношению к обеим культурам – и к доминирующей, в которую они не могут полностью включиться и не принимаются ею до конца, и к своей родной, исходной, отторгающей их как отступников. Для маргинальности характерна «раздвоенность» личности, «межкультурность» ее ориентаций, что предопределяет сложности процесса самоидентификации. Это может проявляться как в повышенной активности (нередко в агрессивных формах) с ориентацией на самоутверждение, в социальных движениях, так и в пассивности, отрешенности (ведущей к утрате индивидом развитых социокультурных связей).

Криминальная субкультура отличает преступные сообщества. Она вырабатывает свою систему норм, ценностей, моделей поведения, символов и др.

Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими нормами и ценностями. Иногда группа активно стремится выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. В настоящее время через СМК (средства массовой коммуникации) ценности, противоречащие традиционным, могут очень быстро внедряться в общественное сознание и изменять содержание доминирующей культуры.

К контркультуре относятся: «наркотическая культура», оккультизм, сатанизм, некоторые практики «психотерапии», сексуально-«революционная» «мистика тела» и др.

В зависимости от масштабов и форм взаимодействия различных субъектов с окружением различаютформы и видыкультуры. Социологи выделяют прежде всего две особые формы культуры :

1) материальную - совокупность опредмечених результатов человеческой деятельности, которая включает как физические объекты, созданные в результате деятельности людей (жилые дома, орудия труда, книги, продукты, одежда, украшения и т.п.), так и природные объекты, используемые людьми. Первые называют артефактами . Артефакты всегда имеют определенную ценность для человека, определенное символическое значение, выполняют определенные функции.

2) духовную - совокупность результатов деятельности, что включает нематериальные объекты, созданные умом и чувствами человека (речь, знания, традиции, мифы, символы и т.д.) Они существуют в сознании человека, поддерживаются человеческим общением, но к ним нельзя прикоснуться, физически почувствовать. Нематериальные объекты требуют материальных посредников: знания содержатся в книгах, традиция поздравления воплощается в рукопожатии.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают ее виды .

Так, общечеловеческая культура - это культура, произведенная человечеством на протяжении всей истории его существования. Она основывается на общечеловеческих ценностях - истине, добре, красоте, справедливости и т.д. В пределах отдельного общества выделяют следующие формы культуры, как элитарная, народная и массовая.

Элитарная культура - совокупность артефактов, которые благодаря своей изысканности в основном доступны узкому кругу людей, культурной элите.

К элитарной, или высокой, культуры принадлежит классическая музыка, высокоинтеллектуальная литература, утонченное искусство, что они предназначены для высокообразованных людей. Создается элитарная культура специалистами высокого класса.

Народная культура (ее еще называют аматорской , или фольклором )- это примитивная культура. Она создается любителями-творцами, не имеющих профессиональной подготовки, и связана с жизнью широких народных масс. Ее представляют сказки, легенды, мифы, песни, танцы, живопись. По форме проявления элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

В современном обществе под влиянием средств массовой информации возникла еще одна, так называемая массовая культура , что апеллирует ко всем и рассчитана на массовое потребление. Она распространяется средствами массовой информации и появилась в середине ХХ ст., когда средства массовой информации стали доступны всем слоям населения. Массовая культура вытесняет и элитарную, и народную. Ей присуща этажность, стандартизация, унификация. Она имеет меньшую художественную ценность и значительно меньше обогащает личность духовно, чем элитарная ли народная культура. Разумеется, бывают и исключения.

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных моделей, которые воспринимаются всеми членами общества. Такая совокупность называется доминирующей культурой .

В то же время отдельные группы общества развивают определенные культурные комплексы, которые не воспринимаются всеми членами общества, то есть формируют свою культуру, которая отличается от доминирующей и называется субкультурой . Это самостоятельное целостное образование в пределах домінючої культуры (ценностей, норм, убеждений, образцов поведения и т.д.), модифицированных в соответствии с возрастных, профессиональных, классовых, территориальных и других особенностей определенной социальной группы, сообщества. Например, этническая или профессиональная субкультура, субкультура организации и т.д. Профессиональная культура тесно связана с содержанием профессиональной деятельности, ролью, которую она играет в обществе, организацией рабочего места представителей данной профессии. На нее оказывает большое влияние профессиональное образование и подготовка.. Субкультуры отличаются от доминирующей культуры определенными специфическими особенностями, которые отвечают условиям жизнедеятельности сообщества, группы. В субкультуре сохраняются принципы доминирующей культуры, ее шкала ценностей, но возникают дополнительные элементы, например нормы, которые обеспечивают регулирование связей в соответствующих социальных институтах - военная, медицинская, образовательная, семейная субкультуры.

Есть субкультуры, в которых сосредоточивается внимание на специфических особенностях жизнедеятельности их субъектов: городская и сельская субкультуры, субкультура гуцулов, галичан, полищуков. Могут возникать субкультуры на основе разного понимания путей развития общества и т.д. Разновидностью субкультуры является девиантное культура . Например, стиль жизни и поведение наркоманов, алкоголиков, проституток, сатанистов. Представители различных субкультур ориентируются на разные ценности, по-разному организуют свой досуг, читают разные книги и т.д.

Субкультура может очень отличаться от доминирующей культуры общества, но не может ей противостоять. Когда это случается, то речь идет уже о контркультуру . Контркультура есть в каждом цивилизованном обществе. Примером контркультуры могут быть субкультуры групп преступного мира, террористов, различных молодежных группировок (панков, хиппи, неофашистов), которые не признают правовых норм общества, игнорируют общественную мораль, традиции, правила поведения, активно отрицают официальную, «государственную» культуру и часто пытаются его разрушить.

Итак, в состав культуры общества входит значительное количество позитивных и негативных субкультур, и это свидетельствует о ее богатство, динамичность, возможность адаптации к новым социальным условиям.

Задачей социологии является анализ сосуществования всех этих видов культур, выявление противоречий между ними, их изучение восприятия различными социальными общностями. Социологи должны знать: или мирно сосуществуют разные культуры, возникают ли между ними культурные конфликты - ситуации, когда ценности одной культуры (контркультуры или субкультуры) вступают в противоречие с ценностями другой (доминирующей). Их интересует, какие последствия будет иметь культурный конфликт, будет ли способствовать позитивным изменениям в доминирующей культуре, появление в ней новых, лучших моделей, составляющих элементов.

Наибольшего значения ученые предоставляют изучению национальной культуры.

Национальная культура - это совокупность символов, ценностей, норм, образцов поведения, верований, характеризующих конкретную сообщество (народность, нация) определенного государства, страны. Одна национальная культура может быть только в той стране, в которой царит лингвистическая и этническое единство. Большинство современных государств имеют несколько, а то и много национальных культур - субкультуры национального большинства и субкультуры национальных меньшинств.

Задачей социологии является изучение возможного извращения субкультур, механизма государственной культурной политики.

Как правило, национальным меньшинствам нужно прилагать немало усилий, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои национальные ценности в среде, где проживает национальное большинство, культура которой производит на остальных культур существенное давление. Такая ситуация наблюдалась в бывшем СССР, когда народы, входившие в его состав, в частности украинскому народу, было очень трудно сохранить свои национальные достояния и свою национальную культуру.

Правильная культурная политика правительства, государства оказывает немалое влияние на другие аспекты общественной жизни, например, на экономику, общее благосостояние и социальное спокойствие в государстве.

Особое значение для социального спокойствия государства имеет конфессиональная культура , которая формируется на общих верованиях, принадлежности к одной конфессии, церкви. Это порождает общность символов, ценностей, идеалов и моделей поведения.

Наиболее распространенными в мире являются христианская, мусульманская, буддийская конфессиональные культуры. Каждая из них имеет ответвления - субкультуры. Например, христианская культура имеет такие субкультуры, как православная, католическая, протестантская. В свою очередь эти субкультуры имеют собственные субкультуры.

В Украине есть несколько христианских и много других конфессиональных субкультур. К сожалению, не все они находят между собой общий язык.

Социология должна изучать соотношение доминирующих культур, субкультур, контркультур, противоречия между ними, их оценку различными социальными группами. Важной социологической проблемой является свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать другие культуры сквозь призму стандартов собственной этнической группы, делать суждения о них с позиций превосходства собственной культуры. Такое явление получило названия этноцентризма .

Как утверждает американский социолог В. Саммер , за этноцентризма определенная группа в обществе считается центральной, а все другие співвимірюються и соотносятся с ней, как с некотором всеобщим етелоном.

В определенной степени этноцентризм присущ всем обществам и народам, он их сплачивает. Этноцентризм является необходимым условием появления национального самосознания. Без этноцентризма патриотизм невозможен.

Однако случаются и крайние проявления этноцентризма, например национализм , пренебрежение к другим культурам. Эти явления, к сожалению, сегодня очень распространенными и проявляются в навязывании кому своей системы ценностей, своего образа жизни. Ярким примером этого являются США, Россия.

Однако в основном этноцентризм оказывается в более лояльных формах, и его основная установка такая: я предпочитаю своим обычаям, хотя понимаю, что определенные обычаи других культур могут быть в чем то лучше . Явления этноцентризма наблюдаются везде и всегда, когда человек сравнивает себя с людьми другого пола, возраста, представителями другой организации или иного региона. Каждый раз она ставит себя в центр культуры и рассматривает другие ее проявления, постоянно сравнивая их с образцами своей культурной среды.

Когда речь идет о значительную роль этноцентризма в процессе сплочения индивидов вокруг определенных культурных моделей, следует отметить и его консервативной роли. Он может сдерживать развитие культуры. Действительно, если культура считается лучшей в мире, то для чего в ней нечто изменять, совершенствовать?

Противоположным по значению является культурный релятивизм , что провозглашает абсолютную самобытность любой культуры. Согласно этому принципу будь-яка культура может быть понят только в собственном контексте и только тогда, когда оценивать ее по ее собственным стандартам во всей целостности . Этот тезис сформулировал
Г. Самнер и впоследствии развил Г. Бенедикт .

На наш взгляд, следует исходить из того, что любая культура является достижением общей цивилизации, и ее следует рассматривать в системе всех культур с ориентацией на тенденции развития общечеловеческой культуры. А это является сочетанием рис этноцентризма и культурного релятивизма в восприятии культуры. За такого подхода индивид не только испытывает гордость за культуру своей группы или общества, является сторонником ее основных моделей, но и способен понять другие культуры, поведение членов других общественных групп и признает их право на существование.

Все социальное наследство можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур.
Размещено на реф.рф
Нематериальная культура всœегда первичная.

В игре в хоккей, к примеру, щитки, шайба, клюшки и форма хоккеистов являются элементами материальной культуры. Нематериальная культура в данном случае содержит в себе правила и элементы стратегии игры, мастерство игроков, а также традиционно принятое поведение игроков, судей и зрителœей. Сравнивая оба этих вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не должна быть создана без нее. В случае если игра в хоккей будет забыта͵ то для наших потомков клюшка будет просто деревянным посошком. Разрушение, причинœенные второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, мосты и города были быстро восстановленные, потому что люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления.

Материальная культура отображает ценности общества, его технологию. Чем технология сложнее, тем в большей мере люди способны превращать мир, удовлетворяя собственные нужды.

Материальные образования человеческих рук социологи именуют культурными артефактами (от лат. artefactum - искусственно созданное). Это такие сделанные человеком предметы, как орудие работы, одежда, хозяйственная начинка или жилье. Для того, что бы рукотворный объект считался артефактом, он должен нести в себе определœенное символическое содержание. Таким, к примеру, имеют археологические раскопки, музейные экспонаты, предметы живописи и архитектуры. Οʜᴎ являются культурным свидетельством беглых эпох, и позволяют новым поколениям людей лучше понять культуру и образ жизни предыдущих поколений.

Многочисленные способы жизни в мире и внутри отдельного общества называются культурным многообразием . Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всœеми членами общества. Эта совокупность принята называть доминирующей культурой. Доминирующая культура - ϶ᴛᴏ комбинация базовых элементов культуры, которые принимаются и разделяются всœеми членами общества.

В то же время в обществе существуютсубкультуры - определœенные культурные комплексы, которые отличают какую-нибудь социальную группу (к примеру, социальную страту), то или другое сообщество (национальное, религиозное, профессиональное, молодежное).

Иммигрантские группы, к примеру, развивают смешанную культуру, которая состоит из культурных комплексов страны, где они живут в это время, и культурных комплексов, принятых на их бывшем местожительстве.

Каждая из групп людей, которые стоят на разных экономических ступенях в процессе распределœения общественного продукта͵ обычно развивает образа поведения, которые отличают данную группу от всœего другого общества, а также свою культуру.

К примеру, молодежь имеет свой специфический стиль поведения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражается в одежде, определœенном стиле общения, который взрослые не всœегда могут понять, - таким образом, создается молодежная культура.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Οʜᴎ представляют контркультуру общества. Контркультура – это совокупность символов, ценностей и норм поведения, которые противостоят доминирующей культуре культурные конфликты, что и порождают.

Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярному в 70-е годы на Западе. Хиппи проповедовали культуру, в которой работа представляется нежелательным, а воздержание - ненужной и ограничивающей волю праведностью, патриотизм - ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ - низостью.

Итак, в случае если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от базовых образцов культуры общества.

Некоторые социологи выделяют такие виды культуры в современном обществе, как элитарная, народная и массовая. Главный критерий такого делœения – принадлежность к тому или другому социальному классу. Обычно под ʼʼкультуройʼʼ подразумевают такие виды искусства, как классическая литература, музыка, танец и живопись.

Мы называем тех, кто регулярно бывает в опере или драматическом театре, культурными, считая, что они способны оценить ʼʼтонкие жизненные материиʼʼ. О других же людях судим не настолько благодушно, считая повсœедневную культуру принадлежащей к низшему сорту.

Элитарная культура нацелена на определœенную подготовленную аудиторию. Ее элементы создаются профессионалами. Элитарная культура содержит в себе изобразительное искусство, так называемую серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Круг ее потребителœей – высокообразованная часть общества.

Народная культура. Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимое от повсœедневного и практического жизни. Она включает мифы, легенды, сказание, эпос, сказки, песни, танце и т.д. Фольклор – еще одно название народного творчества.

Массовая культура (феномен общества XX столетие) создается профессионалами, однако общедоступная и ориентированная широкой аудитории. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Это кино, печать, поп-музыка и мода. Распространяется в основном с помощью электронных носителœей.

Виды культуры - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды культуры" 2017, 2018.

Человеческая цивилизация достигла высокой ступени развития. И одним из определяющих признаков этого является многообразие культуры.

Определение термина

6. Элитарная (высокая) - создается профессионалами самостоятельно, либо по заказу привилегированных слоев общества. Ее видами, в свою очередь, являются изобразительное искусство, литература, классическая музыка.

7. Массовая форма культуры - ее можно назвать противоположностью элитарной. Создается в больших масштабах для широкого круга населения. Основные ее задачи - развлечение и получение прибыли. Это одна из самых молодых форм культуры, которая обязана своим появлением бурному развитию в XX веке средств массовой коммуникации. Они делятся на следующие виды:

СМИ - телевидение, газеты, радио. Они распространяют информацию, имеют сильное влияние на общество и ориентированы на разные группы людей.

Средства коммуникации - к ним относится интернет, сотовая и телефонная связь.

В последнее время отдельными исследователями предлагается выделить еще один вид массовой культуры - компьютерную. Компьютеры и планшеты практически заменили многим пользователям книги, телевидение и газеты. С их помощью можно мгновенно получить любую информацию. По своему воздействию этот вид культуры догоняет средства массовой информации, а с дальнейшим распространением компьютеров в скором времени может и опередить их.

8. Экранная - один из видов массовой культуры. Получил свое название по способу демонстрации на экране. К ней относятся кинофильмы, компьютерные игры, телесериалы, игровые приставки.

9. Народная форма культуры (фольклор) - в отличие от элитарной, она создается анонимами-непрофессионалами. Ее также можно назвать любительской. Это народное творчество, которое рождается из трудовой и бытовой жизни. Передаваясь из поколения в поколение, народная культура постоянно обогащалась.

Особенности культуры разных стран и эпох

Каждая страна, этническая группа или нация обладают своей особой культурой. Иногда различия могут быть незаметными, но чаще всего они сразу бросаются в глаза. Европеец практически не увидит разницы между культурой таких народов, как инки и майя. Не особо отличается в его глазах искусство Древнего Китая и Японии. Но он легко отличит культуру какой-нибудь европейской страны от азиатской.

В качестве примера можно привести наследие Древнего Китая. Какие особенности оно имеет? Это строгая иерархичность общества, соблюдение ритуалов, отсутствие единой религии.

Функции

Нет нужды доказывать, что культура играет одну из важных ролей в жизни отдельного человека и общества в целом. Она выполняет следующие функции:

1. Познавательная. Культура, обобщая опыт предыдущих поколений, накапливает ценные сведения об окружающем мире, что помогает человеку в его познавательной деятельности. Отдельное общество будет интеллектуальным настолько, насколько глубоко оно изучает и применяет опыт и знания, содержащиеся в генофонде.

2. Нормативная (регулирующая): табу, нормы, правила, мораль призваны регулировать личную и общественную жизнь человека.

3. Образовательная (воспитательная) - именно культура делает человека личностью. Находясь в социуме, мы осваиваем знания, правила и нормы, язык, традиции - как своей социальной общности, так и общемировые. От того, насколько много человек усвоит из культурных знаний, будет зависеть, кем он, в конце концов, станет. Все это достигается длительным процессом воспитания и образования.

4. Адаптивная - помогает человеку приспособиться к окружающей среде.

Отечественная культура

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие происходило под влиянием национальных культур. Уникальность России заключается в том необыкновенном многообразии традиций, верований, моральных норм, правил, обычаев, эстетических вкусов, которое связано со спецификой культурного наследия разных народов.

Русская культура является доминантной на территории Российской федерации. Что вполне понятно, ведь русские составляют этническое большинство среди других народов страны.

Во всех существующих типологиях нашу культуру всегда рассматривают отдельно. Отечественные и западные культурологи единодушно считают, что русская культура - явление особенное. Ее нельзя отнести ни к одному из известных типов. Она не относится ни к западной, ни к восточной, находясь где-то посередине. Такое пограничное, двойственное положение и привело к формированию внутренней противоречивости русской культуры и национального характера.

Да и формировалась она совсем иначе, нежели на Востоке или Западе. Огромное влияние на ее развитие оказали борьба с набегами кочевников, принятие христианства (в то время как на Западе большую власть приобрел католицизм), монгольское иго, объединение разоренных и ослабленных княжеств в единое русское государство.

При этом русская культура никогда не развивалась как целостное явление. Ей всегда был присущ дуализм. В ней постоянно присутствует два противоположных начала: языческое и христианское, азиатское и европейское. Такая же двойственность присуща и характеру русского человека. С одной стороны, это смирение и сострадание, с другой - жесткость.

Важной особенностью русской культуры было то, что возникла она на многоэтнической основе. Ядро будущего русского народа, восточные славяне, в процессе расселения столкнулись с тюркскими и финно-угорскими племенами, частично ассимилировав их и впитав элементы культуры этих народов.

Этапы развития русской культуры

1. Древний период.

Говоря о развитии культуры России, стоит отметить, что в самом начале большое влияние на нее оказала славянская культура. Славяне, до их разделения на три группы, проживали в Центральной и Восточной Европе. Селились они у рек и ручьев, в безопасном месте, например, в глухом бору. Основными занятиями было земледелие, рыболовство и различные ремесла. Славяне были язычниками и поклонялись богам, духам природы и предков. В найденных на месте раскопок предметах быта, украшениях и оружии прослеживается влияние скифских племен и античной культуры.

2. Культура Киевской Руси.

Начало этого периода связано с принятием христианства на Руси. Материальная культура, существовавшая до этого, мало изменилась. Но огромные изменения произошли в сфере духовности. Благодаря православию, получили толчок к развитию такие виды искусства, как живопись, архитектура, музыка, литература. Культура этого периода имела следующие особенности: сильное влияние религии, культ богатыря - защитника Руси, разобщенность и замкнутость русских княжеств, интеграция в европейское культурное пространство. В это время развиваются ремесла, фольклор, появляются первые былины, возникает единая письменность, открываются первые школы.

3. Культура XIII-XVII веков, которая делится на два периода: культура Московской Руси и Российской империи.

Во времена Московской Руси страна стала сильно отставать от западных государств вследствие монгольского ига. В то время, как в Европе появлялись первые мануфактуры, России пришлось заниматься восстановлением ремесел.

Начало Российской империи (петровская эпоха, или период «русского Просвещения») характеризуется переходом от древнего наследия к культуре Нового времени.

4. Советская культура.

XX век был временем больших потрясений для всего мира, но больше всего глобальные изменения коснулись Российской империи. Революция, смена государственного строя, образование СССР... Культура, формы культуры России были изменены самым сильным образом. Основные особенности этого периода: появление новой, социалистической культуры, многообразие ее форм. В эти годы творили такие замечательные личности, как Маяковский, Блок, Зощенко, Булгаков, Шолохов, Горький.

Что касается культуры современной России, то после тяжелого переходного периода в результате распада СССР она начинает свое постепенное возрождение. Во многом этому способствует государственная политика. Разрабатываются и внедряются в жизнь различные проекты. Например, федеральная программа «Культура России», которая действует с 2012 по 2018 год. Она помогает реализовать многие творческие некоммерческие проекты, предоставляя субсидии ее авторам.

Современная культура России - это множество национальных культур, которые находятся в постоянном взаимодействии. Постепенно она все дальше уходит от традиционной культуры, и ее образ все более ассоциируется с космическим веком и экологическими идеями человечества. Для современного человека становится характерным быть недовольным своим нынешним положением и образом жизни. Он ищет выход в движении «зеленых», становится поклонником натурального питания или активно начинает заниматься йогой. Все это ростки новой, альтернативной культуры, которая приходит на смену той, что существовала в переходный период развития России.

Структура культуры. Культура как социальный институт

Культура в социологическом познании

Виды и формы культуры.

Структура культуры. Культура как социальный институт.

Культура в социологическом познании.

План

Существует более 150 определений понятия «культура».

Культура (изначально от лат. cultura) – «возделывание», «обработка» (от «возделывания земли» в Др. Риме до «воспитания и образования человека». Постепенно термин «культура» приобретает не только личностный, но и социальный смысл.

Культура – это система ценностей, разделяемых членами общества, нормативных и других регуляторов социальных взаимодействий;

Это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и нематериальных продуктах, передаваемых из поколения в поколение

Общество и культуру достаточно сложно отличить, так как они «живут» друг в друге, а их взаимопроникновение носит многосторонний характер.

Подтверждением тому могут служить субъекты культуры, в качестве которых выступают основные виды социальных общностей – общество (если его рассматривать как вид самой широкой общности), нация, социальная группа.

Так, например, можно говорить о российской, американской культурах как культурах соответствующих обществ; о татарской, чувашской культурах как национальных культурах; молодежной культуре, культуре учительства и т.д. как культурах конкретных социальных групп (демографических, профессиональных и др.).

Общество и культура, между тем, могут друг с другом не совпадать, что позволяет развести данные феномены.

Подтверждением тому является следующее:

1) не все члены общества разделяют его культурные ценности и нормы;

2) некоторые культурные образцы простираются за границы конкретной страны и воспринимаются в других странах (например, Римское право);

3) в одном обществе могут сосуществовать порой значительно отличающиеся друг от друга культуры.

Структура культуры, ее основные элементы: ценности, нормы, обычаи, язык, деятельность.

Социальные ценности значимые явления, предметы, процессы как образцы, принятые в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в социальной общности. Ценности, как «стержень» культуры, объединяют материальную и нематериальную культуру. Ценности выступают как социально-нормативные регуляторы общественной жизни и поведения людей. Ценности являются основанием для норм и стандартов поведения.

Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Различают нормы: нравственные (принятые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие, напр., 10 заповедей), институциональные (тщательно разработанные, в отличие от нравственных, с установленными правилами следования им, т.к. каждый институт имеет свою нормативную базу), правовые (усиленные формализованные нормы, требующие неукоснительного выполнения, которое обеспечивается принуждением со стороны государства), нормы этикета, повседневного поведения и др.



Обычаи – принятые в обществе (общностях) образцы поведения (унаследованные стереотипные способы поведения), которые постоянно воспроизводятся и являются привычными для его членов. В традиционных обществах являются основными регуляторами, и их нарушение строго наказывается. В современных обществах обычаев больше, их нарушение карается не очень жестко и касается, прежде всего, элементарных норм поведения (как следует есть, сидеть, здороваться и т.д.). К числу обычаев относятся табу – запреты.

Язык – система коммуникации, осуществляемой на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения. Язык служит основным средством трансляции, передачи культуры, т.к. в значительной степени ее творения представлены в символической форме.

Существует особый «язык культуры», т.е. чтобы проникнуть в суть произведения, необходимо овладеть его языком (профессии композитора, художника, скульптора и др.).

Язык – общественное явление, т.е. языком нельзя овладеть вне социального взаимодействия.

Язык, как и культура, вырабатывает общепринятые значения, которые составляют содержание устной и письменной речи. Язык объективен, а речь субъективна; язык имеет общественный характер, а речь – индивидуальный.

Деятельность состоит в создании (производстве), усвоении (потреблении), сохранении, распространении (распределении) культурных благ, ценностей, норм. Деятельность в сфере культуры в социологии сводится к следующим видам: чтение, посещение кино, театров, просмотр телепередач, участие в творчестве (художественном, музыкальном и др.). и т.д.

Культурная деятельность в широком смысле – (само)реализация сущностных сил человека, его способностей, дарований, потребностей и интересов. Т.о., культурное содержание можно выделить в любой сфере социальной деятельности – труд, семья, быт, образование, политика, досуг.

Культура как социальный институт выполняет функции:

1) духовное производство (обеспечение необходимых предпосылок для духовного творчества, создания духовных ценностей);

2) сохранение, тиражирование и трансляция созданных вновь или воспроизведенных ценностей (в стремлении сделать их массовым достоянием – работа издательств, типографий, киностудий и т.д.);

3) социорегулятивная (регулирование процесса создания, сохранения, распределения духовных благ с помощью нормативных и ценностных механизмов – традиций, обычаев, символов);

4) коммуникативная (организация взаимодействия учреждений и групп лиц в ходе производства, сохранения и распределения духовных ценностей);

5) социального контроля за тем, как осуществляется создание и распределение продукции институтов культуры.

Виды культуры:

1. Материальная и нематериальная (духовная) культура

К материальной культуре относятся физические объекты, или артефакты, созданные людьми, которым придается определенный смысл (автомобиль, здание, мебель и др.).

К нематериальной (духовной) культуре относятся духовные ценности, язык, верования, правила, обычаи, система правления, наука, религия.

2. Цивилизация, культурно-исторический тип, т.е. культура как целостный исторический феномен (т.н. «великие культуры» - античная, индийская, китайская, европейская и др.): характеризует определенные исторические эпохи, или конкретные общества, народности, нации. Это «простирающиеся» во времени и пространстве, проходящие этапы зарождения, развития, расцвета и упадка этнические, территориальные, хозяйственные, языковые, политические, психологические общности.

3. Субкультура - система деятельности, ценностей и норм, отличающих культуру определенной социальной общности от культуры большинства общества. Субкультура не отвергает культуру большинства, но отклоняется от нее (молодежная субкультур, субкультура врачей, субкультура студенчества и др.).

4. Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Контркультура формирует нормы и ценности, противоречащие основным аспектам культуры. Иногда ценности контркультуры проникают в господствующую культуру и становятся менее конфликтными.

Формы культуры:

Элитарная (высокая) культура, произведения которой воспринимаются относительно неширокими слоями населения; совокупность культурных творений, сложных по содержанию и мало понятных неподготовленному человеку, напр., изящные искусства, классическая литература и музыка;

Народная культура - совокупность мифов, легенд, сказаний, песен, танцев, созданных, как правило, анонимными авторами;

Массовая культура - общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемый СМИ, напр., поп-культура, рок-культура.