Профессиональная подготовка и профессиональное образование. Профессиональное обучение без границ Каким образом проходит профессиональная подготовка

Нередко человек понимает, что работает не на своем месте. Вместо того чтобы делать фотосессии, он сидит в душном кабинете и начисляет заработную плату. В большинстве случаев человек выбирает профессию не по желанию, а по необходимости. То есть мы работаем там, где больше платят. Профессиональная переподготовка - это шанс изменить жизнь и наконец получить ту работу, которая будет приносить не только доход, но и удовольствие.

Определение

Профессиональная переподготовка - это развитие новых знаний и умений, формирование специальных навыков для получения дополнительного образования. Иными словами, для тех, кто уже имеет высшее образование и хочет освоить новую специальность.

Переподготовка существенно отличается от получения второго высшего образования, так как конкретный курс охватывает узкий набор предметов, необходимых для его изучения. Качество знаний от этого не страдает, а, наоборот, учащийся целенаправленно изучает конкретную специальность и ее специфику. Такое обучение намного удобнее, быстрее и, самое главное, не бьет по карману.

Отличие от повышения квалификации

Некоторые путают понятия и "профессиональная переподготовка", считая, что это одно и то же. Это не так. Эти два понятия имеют существенные различия.

Под повышением квалификации следует понимать обучение тех лиц, которые имеют профессию в определенной сфере и хотят усовершенствовать профессиональные навыки, знания и умения, не повышая при этом образовательный уровень.

Под профессиональной переподготовкой следует понимать обучение тех лиц, которые уже имеют определенную должность или профессию, но хотят получить новую, в собственных интересах или с учетом потребностей на производстве.

Получается, что программы профессиональной переподготовки более обширны и дают учащимся больше свободы выбора и деятельности.

Преимущества переподготовки

К основным преимуществам профессиональной переподготовки можно отнести:

  • полное соответствие существующему российскому законодательству;
  • разработка программ обучения с учетом профстандартов и квалифицированных требований;
  • максимально сжатые сроки обучения;
  • возможность расширения знаний по базовой специализации и получения дополнительной профессии, смежной с основной;
  • увеличение конкурентоспособности на рынке вакансий;
  • более высокий уровень практической подготовки специалистов;
  • возможность обучаться дальше в аспирантуре или защищать кандидатскую диссертацию;
  • возможность развивать личностные качества, которые необходимы для карьерного роста;
  • доступность обучения с финансовой стороны;
  • отсутствие общих предметов, не относящихся к изучаемому предмету;
  • удобная форма для вечерняя.

Виды

Программы профессиональной переподготовки бывают нескольких видов:

  1. С целью усовершенствовать уже имеющуюся профессиональную деятельность. Такая переподготовка рекомендована специалистам в рамках конкретно их профессии. Пройденное обучение может усовершенствовать или дополнить уже имеющиеся знания и умения для дальнейшей компетентной работы. Учебные программы такого курса разрабатываются под конкретные профессии и учитывают квалифицированные требования. В данном случае обязательно наличие законченного среднего профессионального или высшего образования. Обучение длится полгода, после которого специалист получает диплом установленного образца о пройденной профессиональной переподготовке.
  2. С целью получить допквалификацию. Дополнительная профессиональная переподготовка в данном случае может служить хорошей альтернативой второму высшему образованию. Получить допквалификацию могут специалисты, имеющие полное высшее или образование. Если учащийся еще студент, то результаты по пересекающимся дисциплинам будут учтены. Обучение обычно длится около двух лет, после чего студенты получают дипломы гособразца о дополнительном образовании.

Особенности

Профессиональная подготовка, переподготовка имеют свои особенности. Принципиального различия между этими понятиями нет. Помимо, собственно, развития есть еще несколько нюансов, почему требуется получить дополнительную квалификацию:

  • необходимость переподготовки связана с процессом высвобождения сотрудников, их продвижением по служебной лестнице, внутрипроизводственной текучкой, обусловленной поиском работы с лучшими условиями;
  • переподготовка должна быть связана с профессиональным и квалифицированным продвижением сотрудников, основной формой которых является получение смежной или второй профессии. Это получило свое развитие из-за развития коллективной формы организации труда, где важным условием является реализация принципа взаимозаменяемости;
  • часто переподготовку проходят те категории сотрудников, которые занимают свои должности довольно давно и их знания и навыки несколько устарели либо неактуальны.

Обучение

Хорошим аналогом второму высшему образованию является профессиональная переподготовка. Обучение по заданным курсам значительно короче, чем в высшем учебном заведении. А все потому, что переподготовка не предполагает изучение общих предметов. Изучаются только те предметы, которые касаются специализации.

Период обучения по программам составляет 250-2000 часов.

К примеру, профпереподготовка медработника предполагает не меньше 576 часов обучения.

В большинстве случаев обучение не предполагает посещение учебного заведения. Все чаще это дистанционное изучение материала. Поэтому профессиональная переподготовка - это отличный шанс получить еще одну специальность, не отрываясь от основной работы.

Документы

Слушатели курсов после аттестации получают:

  • диплом о профессиональной переподготовке (подготовке): выдается тем слушателям, которые отучились больше 1000 часов;
  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации: выдается студентам, прослушавшим лекции до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации: выдается слушателям, отучившимся более 100 часов.

Все документы имеют установленный образец и являются настоящим документом, подтверждающим квалификацию и специальность.

Как выбрать профессию

Среди огромного количества специализаций можно легко растеряться и сделать неправильный выбор. Чтобы этого избежать, нужно придерживаться следующих советов:

  1. Выбирать вторую профессию надо только исходя из своих предпочтений и умений (желание работать с детьми - воспитатель, педагог, социальный работник; логический склад ума - экономист, финансист; умение и желание разговаривать - менеджер).
  2. При отсутствии определенных навыков или творческих способностей следует избегать узконаправленных специальностей, а остановить выбор на нейтральных профессиях - секретарь, администратор.
  3. При отсутствии желания и уверенности в своем потенциале лучше остановиться на тех специальностях, которые требуют минимальных трудозатрат: оператор, санитар, продавец, телефонист и т. д.

Данные советы помогут быстро и правильно подобрать ту специальность, которая принесет не только деньги, но и удовольствие.

Профессиональная переподготовка - это эффективный инструмент для улучшения собственных профессиональных умений и навыков, дающий возможность получить дополнительную квалификацию и повысить свою конкурентоспособность на рынке вакансий.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ - ПРОЕКТ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ»

Уважаемые школьники и родители!

Проект «Профессиональное обучение без границ» предполагает освоение программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджета в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

Обучение в рамках проекта в ГБПОУ ТПСК им. В. М. Максимчука в течение одного учебного года могут пройти лица до 18-ти лет по профессиям:

14995 Наладчик технологического оборудования (аппаратного и программного обеспечения)

16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

18511 Слесарь по ремонту автомобилей

16781 Пожарный (первоначальная подготовка).

В результате обучения учащиеся осваивают современные профессиональные навыки для жизни и труда, имеют возможность одновременно с аттестатом об основном общем или среднем общем образовании получить свидетельство о профессии рабочего с присвоением квалификационного разряда.

Обучение ведется в структурных подразделениях колледжа:

Наладчик технологического оборудования (аппаратного и программного обеспечения)

Отделение «Нагорное»

(ст. метро «Нагорная»)

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

Отделение «Нагорное»

Нагорная улица, дом 11, корп. 1

(ст. метро «Нагорная»)

Отделение «Сокол»

Светлый проезд, дом 2а

(ст. метро «Войковская»,

ст. МЦК «Стрешнево»)

Отделение «Симферопольское»

Симферопольский бульвар, дом 20

(ст. метро «Севастопольская»)

Слесарь по ремонту автомобилей

Отделение «Нагатино-2»

2-й Нагатинский проезд, дом 4

(ст. метро «Нагатинская», «Коломенская»)

Пожарный

Отделение «Сокол»

Светлый проезд, дом 2а

(ст. метро «Войковская»,

ст. МЦК «Стрешнево»)

Прием заявлений на обучение осуществляется через портал Государственных услуг города Москвы по ссылке https://www.mos.ru и при личном обращении в приемную комиссию колледжа по адресу: Светлый проезд, дом 2а.

Документы, необходимые для зачисления на обучение:

заявление

копия документа, удостоверяющего личность учащегося

справка с места учебы

медицинская справка № 086-У

копия СНИЛС

фото 3х4 - 1 шт.

Дополнительная информация по телефонам:

8-499-611-50-59, 8-925-028-62-20, контактное лицо Чистякова Елена Викторовна

8-499-158-69-01, контактное лицо Ивина Татьяна Витальевна

  • Распоряжение "О проведении проекта Профессиональное обучение без границ в организациях, подведомственных ДОгМ" от 17.11.2015 №448р
  • Приказ от 04.07.2018 №124р "О внесении изменений в Распоряжение ДОгМ" от 17.11.2015 №448р
  • Приказ ДОгМ "О включении образовательных организаций в проект Профессиональное обучение без границ" от 13.04.2017 №129
  • Учебный план профессиональной подготовки 16781 "Пожарный"
  • Учебный план профессиональной подготовки 16781 "Пожарный" (интегрированный с программой дополнительного образования)
  • Учебный план профессиональной подготовки 14995 "Наладчик технологического оборудования"
  • Учебный план профессиональной подготовки 16199 "Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин"

Наличие хорошо организованной системы подготовки (профессионального образования и обучения), переподготовки и повышения квалификации (дополнительного профессионального образования) работников, отвечающей современным требованиям научно-технического прогресса, является необходимым условием достижения высоких результатов во всех отраслях экономики , стабильности трудовых отношений, удовлетворения потребностей личности в самореализации и развитии творческих способностей, обеспечения конституционного права человека на образование.

Российская Федерация должна выполнять обязательства , возложенные на нее Конвенцией МОТ № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975). В соответствии с ней Россия разрабатывает и совершенствует системы профессионального образования и профессиональной ориентации. Одной из важнейших национальных задач в данной области является обеспечение непрерывности профессиональной подготовки (обучения) на всех уровнях квалификации.

Правовые основы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников заложены Конституцией РФ , ТК, Законом об образовании и др. Их положения конкретизируются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти , прежде всего постановлениями Правительства РФ , приказами Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства образования и науки РФ.

Принята Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. (постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. (в ред. от 27 декабря 2012 г.)), определяющая стратегические цели системы образования и меры ее реализации. На ее основе разрабатываются региональные программы, которые отражают национально-культурные, социально-экономические, экологические, демографические и другие особенности субъектов РФ . Финансирование Программы осуществляется за счет бюджетов всех уровней. Мероприятия Федеральной программы касаются и вопросов совершенствования нормативно-правовой базы.

Законы об образовании действуют во многих субъектах РФ. В соответствии с ними целями профессионального образования являются последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней, подготовка специалистов высокой квалификации. Их достижение обеспечивается программами среднего и высшего профессионального образования.

Профессиональная подготовка — это процесс обучения навыкам, необходимым для выполнения определенной работы, группы работ.

Переподготовка работников — это процесс получения новых и дополнительных знаний по основной и смежной профессии, специальности или должности.

В ТК и в Законе об образовании квалификация определена как уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность работника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Характеристика необходимой квалификации содержится в профессиональном стандарте.

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 (в ред. от 23 сентября 2014 г.). В соответствии с этими Правилами Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения РТК устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется на основе утвержденных Минтрудом России Методических рекомендаций, макетов профессиональных стандартов и уровней квалификации. Уровни квалификации определяют требования к умениям и знаниям в зависимости от полномочий и ответственности работника.

Профессиональные стандарты разрабатываются объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями, иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.

Координация разработки профессиональных стандартов возложена на Минтруд.

Утвержденные Минтрудом профессиональные стандарты вносятся в реестр профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Повышение квалификации — это процесс углубления профессиональных знаний и навыков, успешное завершение которого дает возможность выполнять более сложные работы в пределах определенной профессии, специальности или должности.

Прямая заинтересованность работодателя в квалифицированных кадрах согласуется с правом работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование, которое он может реализовать и независимо от воли работодателя. В частности, в большинстве случаев работник самостоятельно выбирает вид и форму профессиональной подготовки, учебное заведение, а работодатель обязан создать условия, необходимые для совмещения работы с обучением, т. е. предоставить ему гарантии, установленные ТК, нормативными актами, соглашениями и трудовым договором (дополнительные (учебные) отпуска, свободные от работы дни, сокращение рабочего времени и т. п.)191.

Обучение работников организации проводится на основе перспективных планов ее развития с учетом новых направлений деятельности, создания новых рабочих мест и т.п. Условия профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования работников устанавливаются коллективным договором , локальными нормативными актами, трудовыми договорами и ученическими договорами.

Перечень профессий и специальностей, по которым проводится профессиональное обучение на производстве, конкретные формы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также виды образовательных учреждений, где она осуществляется, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Профессиональная подготовка

Целью получения профессионального образования является приобретение гражданином определенной квалификации.

По договору с организацией (работодателем) может проводиться ускоренная профессиональная подготовка.

Знания и профессиональные навыки рабочих при присвоении им квалификации должны соответствовать требованиям, установленным в тарифно-квалификационных справочниках. На основании справочников производится тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим, составление программ подготовки и повышения квалификации во всех отраслях экономики , за исключением тех, где применяются уставы и специальные положения.

Освоение профессиональных образовательных программ может иметь несколько ступеней, число которых зависит от требований заказчика (работодателя). Каждая ступень заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Лицам, успешно прошедшим курс профессиональной подготовки и аттестацию, учреждение профессионального образования присваивает соответствующую квалификацию по профессии (специальности) и выдает документ установленной формы.

Документ государственного образца об уровне образования выдается по результатам аттестации только теми образовательными учреждениями, которые имеют свидетельство о государственной аккредитации.

Работодатель может направить работников на обучение не только по программам среднего профессионального образования, но и по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения.

К освоению программ бакалавриата или специалитета допускаются только лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Повышение квалификации

В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан направлять работников на профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Так, в соответствии со ст. 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях. Согласно ст. 25 Федерального закона от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», работники организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), осуществляющие руководство горными и взрывными работами, проходят повышение квалификации не реже чем один раз в пять лет и при необходимости профессиональную переподготовку в образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию. Указанные примеры можно продолжить.

В ряде случаев работник вправе требовать прохождения дополнительной профессиональной подготовки за счет средств работодателя. Это происходит при ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда (ст. 219 ТК).

Профессиональная переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение квалификации проводятся по дополнительным образовательным программам (например, на курсах, в центрах, факультетах, институтах повышения квалификации и др.).

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Под повышением квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или должности служащего без повышения образовательного уровня.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам утвержден приказом Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. № 499.

Обучение по дополнительной профессиональной программе осуществляется на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом , обязующимся оплатить обучение, либо за счет бюджетных ассигнований как федерального, так и бюджетов субъектов РФ .

Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов.

  • работодателя с работником на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Такой договор является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством;
  • работодателя с лицом, ищущим работу и желающим получить работу в данной организации. В этом случае после успешного завершения обучения между работодателем и указанным лицом заключается трудовой договор. Как правило, в ученическом договоре устанавливается обязанность лица, получившего образование, проработать по трудовому договору с данным работодателем в соответствии с полученной квалификацией в течение определенного срока .

Согласно ст. 198 ТК, ученический договор может заключаться только работодателем — юридическим лицом (организацией). Это означает, что индивидуальные предприниматели таких договоров заключать не могут и должны принимать на работу лиц, уже имеющих необходимую профессию и квалификацию.

Отношения, возникающие в результате заключения ученического договора , непосредственно связаны с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права , регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права .

Ученический договор с работником данной организации и трудовой договор существуют параллельно, если обучение происходит без отрыва от работы. Если работник освобождается от работы на период обучения, то действие трудового договора приостанавливается.

Ученический договор составляется в письменной форме в двух экземплярах.

Обязательными условиями ученического договора, при отсутствии которых он считается недействительным, являются:

  • наименование сторон;
  • профессия, специальность, квалификация, приобретаемая учеником;
  • обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения;
  • обязанность работника пройти обучение и обязанность отработать у работодателя в течение установленного в договоре срока;
  • срок ученичества;
  • размер оплаты в период ученичества.

Другие положения включаются в ученический договор по соглашению сторон и не должны противоречить ТК, коллективному договору и другим локальным актам.

Условие об отработке после обучения может содержаться также в трудовом договоре (ст. 57 ТК) или в соглашении об обучении (ст. 249 ТК). Однако наличие указанного условия не означает автоматического заключения срочного трудового договора.

Соглашаясь на данное условие, работник (лицо, ищущее работу) лишь берет на себя обязательство возместить расходы на обучение путем отработки. Срок отработки должен быть разумным, т. е. не нарушать принципа свободы труда. Обязательство об отработке продолжает действовать и после прекращения срока ученичества.

Срок ученического договора должен быть достаточным для овладения профессией, специальностью, квалификацией. Предписания и рекомендации относительно продолжительности обучения закреплены в отраслевых нормативных правовых актах .

Срок действия ученического договора должен быть продлен в случаях, когда обучающийся не может посещать занятия и выполнять учебный план по уважительным причинам (например, в связи с болезнью, привлечением к выполнению государственных или общественных обязанностей и т. д.).

Ученичество организуется в различных формах: индивидуального, бригадного, курсового обучения и др. Конкретная форма зависит от профессии, специальности, квалификации, содержания учебного плана, возможностей ученика и др.

При индивидуальной подготовке учащийся осваивает теоретический курс самостоятельно, а производственное обучение проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего — инструктора производственного обучения на рабочем месте.

При бригадной форме ученичества ученик либо группа учеников включаются в состав бригады, где обучение осуществляется на рабочем месте под руководством одного или нескольких членов бригады — инструкторов производственного обучения, обладающих высокой квалификацией и имеющих достаточный опыт работы.

При курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе. Производственное обучение рабочих проводится в два этапа. На первом этапе — в учебной группе под руководством мастера (инструктора) производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе предприятия , учебного центра, учебно-курсового комбината (пункта) или технической школы. На втором этапе — на рабочих местах предприятия в учебной группе под руководством мастера (инструктора) производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего — инструктора производственного обучения. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы допускается в порядке исключения проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах предприятия.

Профессиональные умения и навыки обучающиеся должны приобретать и совершенствовать в процессе изготовления продукции или выполнения работ с соблюдением соответствующих требований к их качеству. В этих целях каждому обучаемому с начала производственного обучения выделяется рабочее место, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами и материалами.

Максимальная продолжительность времени обучения в течение недели не должна превышать нормы рабочего времени для работников соответствующего возраста, профессии, специальности (ст. 91, 92 ТК). Данная гарантия распространяется на всех учеников независимо от вида ученического договора.

По соглашению с работодателем ученики — работники данной организации могут в период обучения полностью освобождаться от работы или работать в режиме неполного рабочего времени, а также проходить обучение в свободное от работы время.

В период обучения учеников запрещено привлекать к сверхурочным работам, направлять в служебные командировки, не связанные с ученичеством.

В период ученичества выплачивается стипендия, размер который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда , установленного федеральным законом (ст. 204 ТК).

На работников-учеников в полной мере распространяется трудовое законодательство, а также действие коллективного договора и локальных нормативных актов.

Лицам, успешно прошедшим итоговые испытания (квалификационный экзамен), при приеме на работу после окончания обучения испытательный срок не устанавливается.

Если ученик без уважительных причин не выполнил своих обязательств по ученическому договору (например, не приступил к работе), то он должен возвратить работодателю стипендию и возместить другие расходы. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат.

Профессиональная подготовка имеет целью приобретение человеком умений и навыков для выполнения работы, предназначенной для рабочих профессий. Эта под­готовка не является повышением образовательного уровня и может быть получена как в образовательных учреждениях начального профессионального образования, так и в других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учеб­но-производственных мастерских, учебных участках (цехах) и т.д. Крупные предпри­ятия типа ОАО Торьковский автомобильный завод" и ОАО "Заволжский моторный завод" имеют в своем составе учебные центры, ведущие подготовку школьников по рабочим профессиям на своей производственной базе; в учебном центре ОАО "ЗМЗ" за год проходят профессиональное обучение несколько тысяч рабочих.

Профессиональное образование любого уровня обеспечивает человеку получение профессии и соответствующей квалификации.

Начальное профессиональное образование обеспечивает работнику возможность иметь квалификацию рабочего, служащего по всем основным направлениям общест­венно полезной деятельности на базе основного общего образования. Такое образова­ние можно получить в профессионально-технических и иных училищах соответст­вующего уровня.

Продолжительность обучения в ПТУ, лицеях составляет 2-3 года и предусматри­вает возможность получения, наряду с профессиональным, среднего (полного) обще­го образования.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специали­стов среднего звена (техников, экономистов, строителей и др.). Программы среднего профессионального образования реализуются в средних профессиональных образо­вательных учреждениях (средних специальных учебных заведениях).

Народное хозяйство испытывает значительную потребность в специалистах средне­го звена, например бухгалтерах, экономистах, программистах, правоведах, работниках культуры. Экономические затраты на подготовку техника примерно в 1,5-2 раза ниже, чем на подготовку бакалавра или специалиста с высшим образованием.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготов­ку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности в углубле­нии и расширении образования на базе среднего (полного) общего профессионально­го образования. В России долгосрочные образовательные программы включают ба­калавриат, магистратуру, специалитет в соответствии с Перечнем направлений и специальностей ВПО.

Бакалавр - (лат. baccalaureus) в большинстве стран первая академическая степень, по­лучаемая выпускниками после освоения программы II уровня высшего образования; во Франции - лицо, сдавшее экзамены за курс средней школы и получившее право на по­ступление в вуз. В России квалификация "бакалавр" утверждена в 1994 г. с введением ГОС ВПО (постановление Правительства РФ № 940 от 12.08.1994).

Магистр - (лат. magisters) вторая академическая степень, присуждающаяся лицам, имеющим степень бакалавра, освоившим профессиональную образовательную про­грамму (не менее 2-х лет), включающую научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность, защитившим магистерскую диссертацию. В России ква­лификация "магистр" введена тем же постановлением, что и "бакалавр" (см. выше).

Специалист - квалификация, присваиваемая выпускнику вуза, освоившему соответ­ствующую основную профессиональную программу, успешно прошедшему итоговую аттестацию и защитившему дипломную работу (проект).

Основные периоды реализации образовательных программ высшего профессионального образования (рис. 2.4):

· подготовительный - разработка учебных планов, подбор ППС, подготовка
учебно-методического обеспечения, организация приема студентов;

· основной - эффективная организация учебного процесса в соответствии с Типовым положением о высшем учебном заведении ;

· заключительный - организация преддипломной практики, проведение итоговой аттестации, подготовка и защита выпускной квалификационной работы.

Краткий обзор некоторых направлений и специальностей ГОС ВПО в об­ласти экономики и управления, пользующихся высоким спросом на рынке образова­тельных услуг.

Программы бакалавриата

521500 "Менеджмент". Деятельность бакалавра по направлению 521500 "Ме­неджмент" ориентирована на обеспечение функционирования организационных под­разделений систем управления государственными, научными, конструкторскими и проектными организациями, органов государственного управления в целях рацио­нального управления экономикой, производством и социальным развитием.

Бакалавр по направлению 521500 "Менеджмент" подготовлен к профессионально-управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретной ис­следовательской деятельности в сфере управления в соответствии с фундаменталь­ной и специальной подготовкой.

Бакалавр может в установленном порядке работать в образовательных учреждени­ях. Образовательная программа разработана с учетом требований, отвечающих крите­риям профессионализма. Блок профессиональных дисциплин учебного плана включа­ет: теорию организации, экономическую теорию, управление финансовой деятельно­стью предприятия, менеджмент, психологию предпринимательства и другие дисцип­лины направления. Выпускники, освоившие образовательно-профессиональную про­грамму 521500 "Менеджмент", получают необходимые навыки для работы в условиях рыночной экономики.

521600 "Экономика". Деятельность бакалавра по направлению 521600 "Эконо­мика" направлена на анализ функционирования организационных подразделений систем управления государственными, акционерными и частными фирмами, научно-производственными объединениями, научными, конструкторскими и проектными организациями, органами государственного управления в целях рационального управления экономикой, производством и социальным развитием.

Бакалавр подготовлен к профессиональной организационно-управленческой, плано­во-экономической, проектно-аналитической деятельности в сфере управления в соответ­ствии с фундаментальной и специальной подготовкой.

Блок профессиональных и специальных дисциплин учебного плана включает все фундаментальные экономические, финансовые и правовые дисциплины: маркетинг, менеджмент, управление персоналом, анализ хозяйственной деятельности, стратеги­ческое планирование, информатику и другие дисциплины, обеспечивающие подго­товку специалиста широкого профиля в области экономики.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Экономика образования

Введение Предмет и задачи курса Экономика образования Образовательные учреждения в условиях перехода к рыночным.. Введение.. Предмет и задачи курса Экономика образования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Отраслевой аспект образования
Применительно к образованию термин отрасль непрерывно связан с научной сферой. Под отраслью народного хозяйств понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйс

Особенности образовательных услуг
Работники образовательных учреждений удовлетворяют потребности членов общества в самобытных экономических благах, получивших наиме­нование “образовательные услуги”. Они представляют собой систему з

Научные подходы к системе образования
Ядром всей системы экономических наук является экономическая теория. Она служит методологическим ключом других экономических наук, вооружает их теоретическим содержанием, т.к. выясняет экономически

Экономика образования как учебная дисциплина
Главную содержательную часть учебной дисциплины составляют на­учные знания. С другой стороны, и наука не может развиваться без изучения и освоения системы этих знаний подрастающим поколением.

Основные элементы системы образования
Система профессионального образования является сложной и иерархической, ди­намично развивающейся и консервативной, моноуровневой и многоуровневой, универсальной и специализированной, моноотраслевой

Профессиональные учебные заведения
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественной деятельности на базе основного обще

Многоуровневая система высшего образования
После Великой октябрьской социалистической революции до начала 1990-х гг. в образовании бывшего СССР действовала моноуровневая система образования, ста­вившая целью подготовку специалистов к решени

Программы магистратуры
Магистратура в России является третьим уровнем высшего профессионального образования. Полный нормативный срок освоения профессиональной образователь­ной программы по очной форме обучения - 6 лет. С

Характеристика системы образования
Показатели системы образования в России за период с 1985 по 2000 гг. приведены в табл. 1.2, где можно пронаблюдать следующие тенденции (по сравнению с 1985 г.): 1. Число учебных заведений.

Международные показатели в области образования
Важным методом оценки существующего состояния системы образования Россий­ской Федерации по отношению к высокоразвитым странам является сравнение показа­телей на международном уровне, это позволяет

Проблемы системы образования
Существующая система образования является симбиозом административной сис­темы бывшего СССР и элементов рыночной экономики переходного периода Рос­сийской Федерации. Рассмотрим основные недостатки и

Общие проблемы образования России
1. Социальная, политическая и экономическая нестабильность в обществе, кри­зисное положение экономики, острый дефицит бюджета привели к неудовлетвори­тельному финансированию образования. В 90-х гг.

Ведущие тенденции нового столетия
Сокращенный вариант доклада.министра образования РФ В.М. Филиппова. Осмысливая происходящее в нашей стране и в мире, трудно удержаться от вывода, что мы стоим на пороге новой эпохи. Эпохи, в которо

Основные цели и задачи образования
Система образования призвана обеспечить: · историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческ

Основные задачи государства в сфере образования
Образование является сферой ответственности и интересов всего государства и его институтов. Государство в сфере образования обязано обеспечить: - реализацию конституционного права и равные

Ожидаемые результаты реализации Доктрины
Качество образования: - создание демократической системы образования, гарантирующей необходи­мые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях; - индив

Федеральная программа развития образования
Принята Государственной думой РФ 15 марта 2000 г. как Федеральный Закон, регламентирующий государственную политику в области образования, и в качестве основы выделения средств из федерального бюдже

Концепция модернизации российского образования до 2010 г
Одобрена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756р. Она не толь­ко "вобрала" в себя актуальные положения предыдущих, но и развила их, расширила спектр целей и задач реформирова

Качество образования
Качество образования включает ряд компонентов, среди которых можно выделить следующие. 1. Учебно-методическое обеспечение, методы и технологии обучения. Предусматривают традиционные

Возрастание роли внебюджетных средств
Впоследнее время увеличивается доля внебюджетных средств в образовании. Они формируются за счет привлечения средств населения по следующим направлениям: -введение платы за образование;

Традиционная европейская (германская) модель
Традиционная система высшего образования, существующая в настоящее время во всех европейских странах, обязана своим развитием прежде всего Германии и, отчасти, Франции. Образование в облас

Стратегия реформирования системы образования
Стратегия - обобщающая модель действий, необходимых для достижения постав­ленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффектив­ного распределения ресурсов. Стратеги

Основы бюджетного законодательства РФ
Основным документом, регламентирующим сметно-финансовую деятельность бюджетных учреждений является Бюджетный кодекс Российской Федерации, приня­тый Федеральным законом от 31.07.1998 № 145-ФЗ и введ

Смета доходов и расходов ГОУ
Смета является основным финансовым планом государственного образователь­ного учреждения (ГОУ). Она составляется в виде баланса доходов и расходов. При разработке сметы решаются следующие

Современное состояние учебно-материальной базы
Состояние учебно-материальной базы сферы образования, обеспе­чен­ность средних общеобразовательных школ учебными кабинетами, мастер­скими дана в таблице.

Базы образования в РФ
Программа строительства учебных заведений предусматривает на 2001-2995 гг.: Капстроительство - 843 млрд. руб. (при 40% индексе цен); дошкольные учреждения –1150 тыс. мест; школы – 302 тыс. мест; ПТ

Роль преподавательского потенциала в развитии образования
Отрасль образования готовит квалифицированные кадры для всех отраслей экономики, в т.ч. и для себя. Подготовку преподавателей и воспитателей для всех ступеней образовательных учреждений осуществляю

Послевузовское образование и его ступени
В соответствии со статьей 21 “Закона об образовании” подготовка профес­сорско-преподавательских кадров осуществляется через систему послевузов­ского образования в аспирантуре, ординатуре, адъюнктур

Воспроизводство педагогических кадров в современных ус­ловиях
Педагогические кадры готовятся в высших и средне специальных учеб­ных заведениях. В системе образования на педагогическое приходится более пятой части вузов страны, и каждый третий студент. Наиболь

Сущность и структура оплаты труда
Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовн

Системы оплаты труда
Основными формами оплаты труда являются повременная и сдельная. Формы оп­латы труда имеют свои системы: простая повременная, повременно-премиальная; прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-пр

Трудовые договоры
Труд в образовательном комплексе является важной составной частью совокупно­го труда в масштабе народного хозяйства и имеет немало общего с другими видами трудовой деятельности, особенно в сфере на

Трудовой договор
Трудовые отношения в системе образования регламентируются ст. 331-336 Тру­дового кодекса РФ и Законом РФ "Об образовании". В соответствии со ст. 56 Закона РФ "Об образовании

Рабочее время работников образования
В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам об­разовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабоче­го времени, а также минимальная продол

Сущность эффективности образования
Сущность эффективности образования как интегрированного показателя взаимодействия его педагогической, социальной и экономической плодотворности. Многофункциональность образовательного комп

Формирование эффективных экономических отношений в образовании
В ходе модернизации образования государство намерено наращивать его финансовую поддержку до нормативной потребности. В образовании невозможно добиться высокого качества и эффективности без построен

общий термин, обозначающий различные виды обучения, сориентированные на формирование и обогащение установок, знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения идеологических задач в сфере оплачиваемой трудовой деятельности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

процесс овладения знаниями, навыками и умениями, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, и не подразумевает повышение образовательного уровня обучающегося. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего, начального профессионального и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на курсах, путем бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.). Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки в образовательных учреждениях разного уровня.