Преемственность поколений как процесс культурной трансмиссии. Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей Вопросы и задания для самоконтроля

«Сущность и структура культуры» - Возвращение блудного сына. Искусство помогает осмыслить прошлое. Эстетическая оценка. Пространственные искусства. Роль искусства в развитии культуры. Храм Христа Спасителя. Памятник Минину и Пожарскому. Составляющие художественной культуры. Культура. Многозначность понятия "культура". Красное яйцо.

«Культурная гегемония» - Основные источники в обучении. Культура сегодня: Япония или Россия. Культурная гегемония Голландии. Третий Британский цикл. Новаторство итальянских школ. Основные проблемы и перспективы. Динамика циклов гегемонии. Американская гегемония. Гегемония. Американский образ жизни. Возвышение Голландии. Голландские стили.

«Культурная глобализация» - Формирование альтернативного знаково-символического пространства. Герберт Маркузе. Pax Americana. Китай. Периферийная коррупция. Слияние рациональности и угнетения. Государства. Человеческая история. Глобальный культурный рынок. Столкновение цивилизаций. Френсис Фукуяма. Три сценария глобализации в сфере культуры.

«Категория культуры» - Культура и смысл. Проблема. Культура. Культура и мир ценностей. Категория культуры. Социальная реальность. Универсальный язык общения. Культура и общество. Этимология слова. Культура и техника. Культура и человек. Познание.

«Личность и культура» - Культурные ценности. Культура формирует внутренний мир человека. Структура культуры. Личность и культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется. Социализация и инкультурация. Понятие инкультурации. Человек и культура. Законы функционирования культуры. Культура - это совокупность всех достижений общества.

«Культура и цивилизация» - Массовая культура. Уровень развития общества. Культура и цивилизация. Три типа цивилизаций. Дайте определение цивилизации. Научные подходы к пониманию цивилизации. Понятия «цивилизация» и «культура». Отношение к культуре. Цивилизация. Типы культур. Существование единой общечеловеческой культуры. Культура имеет три аспекта.

Всего в теме 23 презентации

Функции образования.

Передача знаний от поколения к поколению и распространение культуры – посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, научных знаний, достижений в области искусства, моральных ценностей и норм, правил поведения, социального опыта.

Социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество - формирование установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, действующих в данном обществе.

Определение статуса личности – подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре общества.

Социокультурные инновации, разработка и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений – система образования транслирует инновации из русла доминантной культуры, не несущие опасности для целостности данного общества.

Социальный отбор (селекция) – размещение людей по неравным позициям в социальной стратификации общества.

Обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора – развитие творческого потенциала личности, квалификационного и социального продвижения человека.

Создание базы знаний для последующего образования – полученные знания и навыки помогают в успешном дальнейшем образовании.

В образовательной системе, кроме функций, существует и структура. В России различают следующие формы образования:

Базовое образование:

А) Дошкольное - дошкольное обучение и воспитание детей с 3-х до 6-7 лет;

Б) Начальное - начальная школа –1 – 4 классы;

В) Основное (неполное среднее образование) - основная школа - 5 – 9 классы;

Г) Общее (полное среднее образование) - полная средняя школа - 10 – 11 классы; средние профтехучилища, технические лицеи, техникумы, училища, колледжи;

В) Высшее образование – университеты (обучение от 4 до 6 лет), институты (4 – 5 лет), академии (5 – 6 лет), аспирантура (3 – 4 года) и докторантура (2 – 3 года);

Д) Специальное (профессиональное образование) – школы (учебные комбинаты), училища, лицеи, техникумы, колледжи, университеты, институты, академии.

Дополнительное образование:

А) Внешкольные учреждения образования и воспитания детей по интересам – дома творчества, станции юных техников, клубы, музыкальные, художественные и спортивные школы;

Б) Профессиональная подготовка – обучение на рабочем месте, курсы, школы мастерства, институты повышения квалификации;

В) Политическое, экономическое образование – система лекториев, курсов, обучающих программ в средствах массовой информации;

Г) Общекультурное развитие – университеты культуры, библиотеки, клубы;

В) Самообразование.

В социологии под общим образованием понимается система знаний об основных науках и навыках, необходимых для применения в практической деятельности;

это система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное обучение и воспитание детей и подростков, а также общеобразовательную подготовку взрослого населения.

Профессиональное же образование призвано подготовить человека к определенному виду деятельности, профессии; при этом факт наличия этих навыков фиксируется документально (аттестатом, дипломом);

это система профессиональных учебных заведений.

Профессиональное образование состоит из следующих ступеней:

профессиональная подготовка – ее цель – «ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы… Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских…». Профессиональная подготовка может сочетаться с общеобразовательной в объеме программы средней школы.

начальное профессиональное образование – цель – подготовка «работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования… Образование может быть получено в образовательных учреждениях начально-профессионального образования».

среднее профессиональное образование – цель – подготовка «специалистов среднего звена. Образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени образовательных ступеней учреждений высшего профессионального образования».

высшее профессиональное образование – цель – подготовка и переподготовка «специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

Смена государственно-политического и социально-экономического строя в России создала сегодня новую ситуацию в сфере образования. Система образования как самостоятельный институт сохраняет относительную устойчивость и преемственность даже в самые критические моменты общественных перемен. И дело здесь не в каком-то консерватизме системы образования, а в том, что она обладает внутренними закономерностями своего развития. В то же время система образования в силу относительной самостоятельности и инерционной стабильности может оказаться в противоречии, как с потребностями общества, так и с планами молодого поколения. Такое противоречие возникает тогда, когда развитие системы образования отстает от изменений в потребностях государства и населения. Кроме того, существуют и внутренние противоречия, присущие самой системе образования.

Можно выделить ряд конфликтов, которые сказываются на развитии системы образования в России:

противоречия между потребностями общества в кадрах и профессиональными склонностями молодежи;

противоречия между задачей подготовки квалифицированных специалистов, что предполагает специализацию, и потребностями передачи культуры, где узкая специализация противопоказана;

противоречия между новыми потребностями общества и сложившимися организационными структурами в системе образования;

противоречия между имеющимися финансовыми возможностями образования и потребностями общества;

различия между социальными группами в отношении к профессиям;

углубилось неравенство шансов на получение образования детьми из разных слоев населения;

выпускники школ слабо настроены на получение глубоких знаний, не осознают их инструментальной ценности как «человеческого капитала».

Когда подобные противоречия обостряются, становятся необходимыми реформы образования. В России с большим или меньшим успехом было проведено уже несколько из них. Так, в Концепции модернизации образования на период до 2010г утверждается о возрастании роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения.

Главная задача российской образовательной политики сегодня - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Культурой в социологии называют все то, что создано разумом и руками человека, весь искусственный, отличный от природы, мир явлений. В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни (обычаи, нормы, социальные институты, социальные отношения и т.д.). В "узком" смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с нравственностью, искусством.

Культура характеризуется прежде всего способностью производить, сохранять и распространять духовные ценности. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его.

Процесс передачи культуры от предшествующих поколений к последующим называется культурной трансмиссией . Она обеспечивает преемственность, или непрерывность культуры. Когда происходят какие-то катаклизмы (войны, катастрофы), то в результате гибели носителей культуры происходит разрыв культурной цепи. Наступает культурное истощение , т.е. исчезает больше культурных черт, чем появляется.

Передаются не все элементы культуры. Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Культурное наследие - фактор сплочения нации, средство объединения в период кризисов и нестабильности.

Культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В результате такого отбора культуры совершенно различны.

Общие элементы во всех культурах – культурные универсалии . Это такие элементы культуры, которые есть во всех обществах независимо от географического расположения, уровня развития, исторического времени (например, спорт, украшения, религиозные обряды, мифы, игры, всего более 60 универсалий).

Смысл и содержание культуры невозможно понять, если рассматривать явления культуры вне конкретных исторических рамок. Культура возникла под воздействием общественных запросов и потребностей. Поэтому любую культуру надо рассматривать с позиций культурного релятивизма , т.е. анализировать культуру в ее собственном контексте, с позиций убеждений, ценностей носителей этой культуры. Опасна противоположная тенденция – стремление судить о других культурах с позиций превосходства своей собственной. Такая тенденция называется этноцентризм (разновидность этноцентризма – евроцентризм). В современных условиях обострения социальных противоречий социологи пришли к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры.


Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства – материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда и т.п.). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур. Материальные и духовные объекты, созданные трудом человека, называются артефактами , т.е. искусственно созданными.

Важнейшей частью культуры являются ценности и нормы . Ценности и нормы, согласно Т. Парсонсу, являются общим необходимым условием социальной интеграции. Социальный порядок в обществе возможен тогда, когда его члены разделяют общие ценности, следуют сложившимся нормам поведения (которые, в свою очередь регулируются базовыми ценностями), исполняют ожидаемые от них роли. В правовой системе закреплена система ценностей общества.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, выделяют элитарную, народную, массовую культуры. Разновидности культуры - доминирующая культура, субкультура и контркультура.

В большинстве европейских обществ в началу ХХ века сложились две формы культуры – элитарная и народная. Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами (изящное искусство, классическая музыка, высокоинтеллектуальная литература). Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества. Как правила, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, передается устно из поколения в поколение. Народная культура также имеет высокую художественную ценность, является достоянием народа и фактором его сплочения.

В ХХ веке произошло стирание между элитарной и народной культурой, возникла массовая культура . Массовая культура общедоступна, обладает, как правило, низкой художественной ценностью. Она является следствием ряда взаимосвязанных процессов: урбанизации, секуляризации, распространения законов рынка на культуру, технического развития и трансформации сферы образования, развитием СМИ. Особенность массовой культуры - коммерческий характер функционирования, в основе которого - платежеспособный спрос основной массы населения.

Доминирующая культура - совокупность ценностей, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Так как общество распадается на множество групп - национальных демографических, профессиональных - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, которая называется субкультурой . Субкультура - это культура, присущая отдельным социальным группам. Существуют молодежная субкультура, профессиональная, субкультура национальных меньшинств, конфессиональная, детская и т.п.

Контркультура - культура, противостоящая доминирующей культуре, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями. Культура преступников, террористов противоречит общечеловеческой культуре. Хиппи отрицали господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность.

1.6.1. Передача культуры от поколения к поколению и эволюционистские концепции культуры

Вопреки всем утверждениям сторонников субстанционального понимания культуры, она все же представляет собой не субстанцию, а акциденцию. Она есть творение людей, всегда живущих в обществе, есть продукт общества. Я уже неоднократно говорил о том, что общество никогда не является простой совокупностью людей. Общество и совокупность людей, входящих в его состав, никогда полностью не совпадают. Как уже отмечалось, время существования социоисторического организма всегда превышает длительность жизни любого из его членов. Поэтому неизбежностью является постоянное обновление его человеческого состава. В обществе происходит смена поколений. На смену одному приходит другое.

И каждое новое поколение, чтобы существовать, должно усвоить опыт, которым обладало уходящее. Таким образом, в обществе идет смена поколений и передача культуры от одного поколения к другому. Эти два процесса являются необходимым условием развития общества, но они, сами по себе взятые, не представляют собой развития общества. Они обладают известной самостоятельностью по отношению к процессу развития общества.

Упор на преемственность в развитии культуры дало основания для трактовки этого развития как совершенно самостоятельного процесса, а выявление аккумуляции в развитии культуры дало возможность трактовать этот процесс как поступательный, восходящий. В результате возникли эволюционистские концепции, в которых развитие культуры рассматривалось независимо от эволюции общества в целом. Центр тяжести в этих концепциях был перенесен с общества на культуру. Такова концепция крупнейшего английского этнографа Эдуарда Бернетта Тайлора (Тэйлора) (1832 - 1917) - автора знаменитой в свое время книги «Первобытная культура» (1871; послед. русск. изд.: М., 1989). Он был убежденным поборником эволюционизма. С его точки зрения, любое явление культуры возникло в результате предшествующего развития, появилось в обществе как продукт культурной эволюции.