Латышские народные сказки. К. Арайс - Латышские народные сказки. Избранное. Сказки из дорожного чемодана Святослав Сахарнов

Сказки - замечательный образец устного поэтического творчества казахского народа, страницы его истории, отражающие быт, обычаи, нравы и традиции степного кочевника, заключающие в себе драгоценные жемчужины народной мудрости, остроумия, находчивости, душевной щедрости. Мы узнаем из них о тяжелом и непосильном труде народа, о его вековой ненависти к своим угнетателям, о героической борьбе с чужеземными захватчиками. Во всех сказках высмеиваются тупость, алчность и беспредельная жадность баев, прославляются мудрость, героизм и простота бедняков.…

Прибалтика. Почему они не любят Бронзового… Юрий Емельянов

Действительно ли Россия приносила одни беды народам Эстонии, Латвии и Литвы, как это ныне утверждают в Прибалтике? Почему теперь русских людей ущемляют в правах, могилы советских воинов подвергаются надругательствам, а эсэсовцам ставят памятники? Царила ли всегда вражда между Россией и народами Прибалтики? Почему Прибалтика служила мостом то для мирных связей Запада с Россией, то для нападения на нашу страну? Анализируя события тысячелетней истории, известный отечественный историк Ю.В.Емельянов в своей книге дает ответы на эти и другие вопросы…

Сказки из дорожного чемодана Святослав Сахарнов

В книгу вошли сказки народов Юго-Восточной Азии и Японии, а также английские, африканские и кубинские сказки, собранные автором во время его путешествий по различным странам. Значительный интерес представляет вошедший в сборник пересказ великого индийского эпоса Рамаяна - «Сказание о Раме, Сите и летающей обезьяне Ханумане».

Лесные сказки. Небо на двоих Максим Мейстер

Есть вещи, о которых очень трудно говорить прямо. Свобода, настоящая дружба и любовь... Слишком дорогие понятия, а слова, которые их обозначают, от чрезмерного употребления стерлись и уже не вызывают доверия. «Небо на двоих» мало о чем говорит прямо, а сокровенное смущенно прячет за образами. Но каждая история цикла так или иначе посвящена именно самым важным вещам, о которых мы забываем, но к которым невольно стремится каждый человек... Конечно же, даже ребенок поймет, что в этих сказках нет никаких белочек, ежиков, синичек и других лесных зверушек,…

Эпос хищника. Сборник Леонид Каганов

Эту книгу можно назвать фантастикой. Точно с таким же основанием, как книги Борхеса, Мураками или Кортасара. Эту книгу можно назвать классической русской прозой. С тем же правом, как рассказы Чехова, Гоголя, Булгакова. Эту книгу можно назвать юмористической. Так же, как книги Зощенко, Гашека или Марка Твена. Но все это - Леонид Каганов. Если вы его еще не читали, то вы, наверное, просто неграмотный. Сергей Лукьяненко В сборник вошли: Сказки народов мира, Четвертый ярус, Загадать желание, Жлобы, Первая зачистка, Тридцать пять, Долларка, Эпос хищника,…

Меч князя Вячки Леонид Дайнеко

Действие романа Л. Дайнеко «Меч князя Вячки» относится к концу XII -началу XIII веков, когда Полоцкая земля объединяла в своем составе большую часть современной Белоруссии. Кровопролитная война, которую вел Полоцк совместно с народами Прибалтики против рвавшихся на восток крестоносцев, и составляет основу произведения.

Самые веселые завийральные истории Юрий Вийра

Юрий Борисович Вийра - известный детский писатель. Его рассказы регулярно выходили на страницах лучших журналов для детей, а самого писателя называли «столичным Андерсеном». Эта книга - наиболее полное собрание произведений автора. Сюда вошли циклы: «Завийральные истории», «Балкон», «Беседки», главные герои - любознательная девчушка и ее папа, скучно с которым никогда не бывает; также «Сказки народов мийра», удивительно лиричный цикл «Белый ежик у Белого моря». Объединяет их тонкий, живой, по-детски непосредственный юмор, непревзойденная…

Диковины Григорий Диков

На юго-востоке от Москвы, в трех днях езды на перекладных, на границе хвойного леса и полынной степи стояли две деревни: Торбеево и Высоцкое. Сохранились ли эти деревни сегодня и кто там сейчас живет - Бог его знает, а еще лет сто лет назад и деревни стояли, и люди в них жили. Они сеяли хлеб, валили лее, рыбачили, по осени ходили на болото собирать клюкву. В черных от времени крытых дранкой избах рождались дети. Они росли, работали, женились, ссорились, сами рожали детей и старились. И в конце концов все возвращались в сырую теплую землю, на усыпанный…

Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки Автор неизвестен

Эта книга - первая широкая публикация сказок и мифов народов Чукотки и Камчатки, сопровождаемая фольклористическим предисловием и комментариями. В сборник включены мифы, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки азиатских эскимосов, чукчей, кереков, коряков и ительменов. В конце издания помещена этнографическая справка об этих народах, дан словарь географических названий, непереводимых слов и терминов, употребленных в сказках и мифах. Сборник рассчитан на взрослого читателя. Сост., предисл. и прим. Г. А. Меновщиков

ЛАТВИЯ (Латвийская республика) - государство в Прибалтике (Восточная Европа). Площадь территории страны - 64,5 тыс. км 2 . Население - 2,26 млн. человек (2004). Официальный язык в Латвии - латышский. Столица - город Рига .

1/3 территории Латвии занимают леса, в которых расположены: национальный парк Гауя , заповедники Грини, Морицсала, Слитере. Через всю республику протекает главная река Латвии - Даугава (Западная Двина).

Основное население Латвии - латыши , которых 1,33 млн. человек, это 52% от общего числа жителей страны. Всего же в мире проживает около 1,5 млн. латышей. Верующие латыши - большей частью протестанты различных толков, в Латгалии - католики.

Предки древнелатвийских народностей (латгалов, земгалов, селов, куршей) проникли на территорию современной Латвии с юга в период неолита (начало второго тысячелетия до н.э.). В 1-4 вв. на земле современной Латвии расселились племена, давшие начало трём историческим областям Латвии: Курземе, Видземе, Латгале . В процессе этнической консолидации отдельных древнелатвийских народностей начала складываться латышская народность.

В 10-13 вв. на территории Латвии появились первые феодальные княжества (Кокнесе, Ерсика, Талава). Но в конце 12 - начале 13 века немецкие крестоносцы захватили латышские земли, подчинили себе почти всю Прибалтику (кроме Литвы), обратили коренное население в крепостных крестьян и насильственно навязали им католичество. В течение 13-16 вв. Латвия находилась под властью Ливонского ордена и крупных немецких феодалов. В 1562 г. большая часть территории Латвии была разделена между Польшей и Швецией.

Консолидация латышской народности завершилась к началу 17 века. В этот период в Латвии существовали две культуры - культура господствующих классов, говоривших по-немецки, и культура крестьян, сохранявших родной язык, древние бытовые навыки, обычаи и обряды. Местные латышские этнографические группы частично соответствовали древнему племенному делению.

В 16 веке почти во всей Латвии распространилось лютеранство. В Латгалии после Контрреформации и вследствие того, что она входила в состав католической Польши до конца 18 века, лютеранство было искоренено. Крайне неблагополучно отразились на экономическом и культурном развитии латышей события Ливонской войны 1558-1583 годов и польско-шведской войны 1600-1629 годов.

В 1721 г. и 1795 г. Курляндская, части Лифляндской и Витебской губерний были присоединены к Российской империи. Крепостное право в Латвии было отменено в 1817-1819 годах (в Латгалии в 1861 г).

В 1918 году Латвия получила независимость и в 1920 году впервые в истории была образована Латвийская республика. В мае 1934 года в стране был совершен государственный переворот и установлен авторитарный националистический режим, запретивший политическую оппозицию, политические партии, профсоюзы, распустивший сейм.

В июле 1940 г., согласно советско-германскому договору (известному как пакт Молотова-Риббентропа), на территорию Латвии были введены советские войска. А 21 июля 1940 г. образована Латвийская ССР, которая 5 августа 1940 г. была присоединена к СССР. В июле 1941 г. Латвийскую ССР оккупировали немецко-фашистские войска. В 1944-45 гг. республика была освобождена Советской Армией и до 1991 года Латвия входила в состав Советского Союза.

В 1990 г. Верховный Совет Латвии принял Декларацию о независимости. В сентябре 1991 г. СССР признал независимость Латвии. Тогда же Латвия была принята в ООН. В 2002 г. принято решение о вступлении Латвии в НАТО. В 2004 г. Латвия стала членом Европейского Союза. Национальный праздник Латвии - 18 ноября День провозглашения Латвийской республики в 1918 г.

До наших дней в трёх областях Латвии сохранились различия в культуре, обрядах и обычаях. Земли Курземе омываются с севера водами Рижского залива, с запада - Балтийским морем. Вдоль побережья тянется Приморская равнина, за которой поднимаются невысокие курземские возвышенности. Это самая малонаселенная часть Латвии. В Курземе два крупных города - Лиепая и Вентспилс. Лиепая - крупный рыболовецкий порт и большой промышленный город. Вентспилс всегда соперничал с Лиепаей. Этот город был известен ещё в 13 веке как рыбачий поселок вендов и до конца 18 века оставался главным портом Курземе. Кулдига - город в центре Курземе - до наших дней сохранил средневековый облик: узкие, мощенные булыжником улицы, старинные каменные дома.

Столица Латвии - Рига - расположена на обоих берегах реки Даугавы. Рига возникла в 12 веке и развивалась как торговый и ремесленный город. Об этом говорят названия средневековых улочек Старой Риги - Кузнечная, Ткацкая, Пивоваров. В центре города высится Домский собор , заложенный в 1211 г., почти ровесник города. Здесь теперь концертный зал, орган Домского собора своей богатой звуковой гаммой известен во всем мире. Над Ригой возвышается 120-метровая башня церкви Петра, ставшей символом города. В Риге много музеев. Особенно интересны музей медицины, в котором можно увидеть медицинские инструменты прошлых веков, и этнографический музей под открытым небом на берегу озера Юглы. На берегу озера стоят сельские усадьбы, а в домах - мебель, посуда, ткани, одежда, ткацкие станки латышских крестьян.

Историческая область Видземе занимает центральную, самую возвышенную часть Латвии и низменности в северных районах. Здесь когда-то прошёл ледник и оставил после себя озера, долины, похожие на речные, валуны и длинные, узкие насыпи в несколько километров - озы. Почти половина этой области занята лесами, здесь много торфяных болот. Жители Видземе издавна разводят молочные породы коров. Большинство семей живёт в небольших посёлках. Самый большой город Видземе - Валмиера - живописно расположен на берегах реки Гауи, среди сосновых лесов. Красив и древний Цесис, возникший в 12 веке. Цесис объявлен городом-заповедником.

На территории Латгале в древности жили латгалы (древнелатышская народность), которые дали название всему латышскому народу. Природа Латгале живописна и разнообразна. Озёра между холмами окружают еловые и берёзовые леса. На озёрах разводят птицу и рыбу, по берегам сажают лён. В Латгале живёт много русских, белорусов и литовцев. Сельский дом - истаба - очень похож на избу c русской печью. Самые большие города Латгале - Даугавпилс и Резекне.

тему сказок народов Прибалтики, поговорим на этот раз о латышских народных сказках, которые являются неотъемлемой и весьма важной частью национальной культуры. До 80‑х годов XIX столетия всё многообразие латышских сказок относилось к области устного народного творчества, посему сказки кочевали из селения в селения во множестве вариантов, а каждый сказитель мог обогатить сюжет новым поворотом или, наоборот, упростить и урезать фабулу. Но с 1887 года, когда вышел первый печатный сборник, ситуация изменилась, и к настоящему моменту уже около сотни тысяч латышских сказок не только записаны и изданы, но и являются объектом изучения ученых-фольклористов.

Латышские народные сказки имеют сюжетные и смысловые взаимосвязи с народными сказками других стран, отмечается особенно сильное влияние германского и эстонского фольклора, если рассматривать западные страны, а также русского и белорусского, если обратить внимание на восточных соседей. Латышские сказки, как и большинство прочих образцов этого фольклорного жанра, подразделяются на три основных типа: волшебные, бытовые и сказки про животных. Подобно русскому «жили-были» или английскому once upon a time, сказки Латвии тоже имеют свое традиционное начало, звучащее как reiz dzīvoja, в переводе близкое к «жил когда-то». А вот за одинаковым началом следуют различные интересные сюжеты, несколько из которых мы и рассмотрим.

Вот, например, интереснейшая сказка «Невеста ужа». Юная дева по глупости связала себя обещанием с ужом, преисполненным матримониального рвения и, видимо, относящимся к вымирающему виду ужей морских необыкновенных, испытывающих определенные сложности с размножением естественным путем:

Как-то жаркой, летней порой, в самый полдень, три девицы купались в море. Одна спрашивает:

Которая из нас первой выйдет замуж?

Вторая отвечает:

Первой выйдет замуж самая красивая!

А третья девица промолчала. Вскоре вышла она из воды и хотела одеться. Только было потянулась за своей белой рубашкой, как вздрогнула: на рубашке лежал уж.

Уж, уж, - просит девица, - сползи с рубашки.

Обручись со мной, - отвечает уж, - тогда уйду!

Отчего не обручиться? - смеется девица. - Только сползи с рубашки!

Э, нет, - не соглашается уж, - дай мне свое колечко.

Сняла девица колечко и отдала его ужу. В тот же миг исчез уж с кольцом в морской пучине.

А потом, по зрелом размышлении, пожалела, да было поздно - пришлось следом за новоиспеченным супружником нырять в морские волны и обустраивать придонный быт.

Сюжет о девице и змее настолько интернациональный, что одно только перечисление народностей, имеющих созвучные легенды, займет немало места.

Среди них как географически близкие латышам поляки, повысившие чешуйчатого жениха в ранге (их сказка именуется «Невеста полоза»), и восточные славяне, тоже не последнее место занимающие в плане культурного обмена, так и живущие на другом краю материка индусы и японцы.

Вообще о смысловой нагрузке и сакральной подоплеке этой сказки говорить можно долго, начав со значения фигуры Змея в мировом фольклоре и заканчивая первобытной традицией посвящать девушек тотемным животным - впоследствии символически, а поначалу и вполне себе конкретно, что с дальнейшей жизнью обычно не совмещалось.

В этой связи можно вспомнить и популярнейшую восточнославянскую (и не только) сказку про обхитрившую недалекого медведя Машу, за своей кажущейся простотой и сюжетной незамысловатостью таящую отголоски древнейших культов, где хозяин лесов, равно как и ползуче-летучие разновидности обожествляемых рептилий, получал расторопную девицу в полное свое распоряжение. Сюда же можно отнести все сказки и легенды о драконах и умыкнутых ими принцессах и прочих, не столь благородных феминах - причем, без преувеличения, со всего света.

А финал сказки дает нам отсылку к еще одному не менее древнему и не менее космополитическому мифу - о сезонном божестве, часть года проводящем под землей или под водой, а то и вовсе в царстве мертвых, но регулярно возвращающемся назад на грешную землю.

Пришла мать невесты к морю и спрашивает:

- Доченька, милая, расскажи мне, поведай, как живется тебе?

Услыхав это, невеста ужа обняла своего мужа и просит, чтобы отпустил он ее с детками к матушке погостить. Очень не хотелось ужу ее отпускать, но напоследок разрешил он ей погостить у матери три недели.

Взяла невеста ужа сына и дочку на руки и отправилась к своей матери в гости. Две лягушки карету тянули, а щука за кучера была. Встретила мать дочку, обняла, а на внучат нарадоваться не может.

Погостила невеста ужа три недели у матушки и к ужу в море вернулась.

Мифы и легенды с подобной основой встречаются в Древнем Египте, в шумеро-аккадской культуре, а самый, пожалуй, растиражированный из этой серии - это древнегреческий миф о Персефоне, ставшей женой повелителя мрачного подземного царства Аида, но каждую весну возвращающейся к своей матери Деметре, богине плодородия.

Еще в качестве небезынтересного примера волшебных латышских сказок можно привести «Летучую лодку», в которой, правда, в отличие от ее русской народной «родственницы» - сказки про летучий корабль - никаких царевен нет и в помине, а в качестве вознаграждения за выполнение невыполнимого квеста предлагается звонкий металл, а не эфемерные любовные приключения.

Структура же сказки весьма схожа - где-то до середины. Тут присутствует и классический прием с тремя сыновьями, младший из которых является альтернативно одаренным, но эмпатичным существом, и прожорливый старичок, проверяющий братьев на жадность, и само собой построившееся средство воздухоплавания.

Достается оно, кстати, что в латышском, что в русском варианте изначальному заказчику из сильных мира сего, а не дураку вместе с царевной и светлым будущим, как привыкли считать советские дети, опираясь на мультик, снятый весьма отдаленно «по мотивам». Но на моменте передачи заказа русская сказка, можно сказать, только начинается, а вот латышская закономерно завершается товарно-денежным обменом:

Уплатил ему барин сто дукатов, сел в лодку и улетел неведомо куда. А дураку дукаты остались.

Приключений в ней получается меньше, зато мораль одна и яснее некуда: не будь жмотом и уважай старших, даже если тебе кажется, что маразм к ним подкрался незаметно, - и будет тебе «полное освобождение от депрессии в вечнозеленых единицах».

Но, пусть даже этот конкретный дурак удовлетворился денежным эквивалентом семейного счастья, обычно в сказках, впрочем как и в жизни, царевны и принцессы выскакивают замуж за дураков всё же по собственной воле - разглядев внезапно дотоле никем не увиденные душевные и физические качества, перед которыми ни одной царевне не устоять. В сказке же «Пастух и принцесса» мы можем наблюдать обратную картину. Пастух там, чтоб не грешить против истины, напрямую дураком не именуется, скорее лентяем, по всему являющимся духовным братом мужичка из мультика «Падал прошлогодний снег», стремившегося занять очередь в цари:

Жила на свете одна женщина. Все ее сыновья какому-нибудь ремеслу выучились, только самый младший и слышать не хочет ни о каком ремесле.

- Если нельзя мне на короля выучиться, - говорит он, - то уж лучше я овец пасти буду!

Ничего не могла мать с ним поделать и послала его овец пасти.

В качестве авторской ремарки вставим, что, думается нам, каждый мог бы, не напрягаясь, вспомнить хотя бы одного такого царственного пастуха из своего окружения. А принцесса того края завела себе милую, хоть и не одобряемую ее венценосным папенькой с профессиональной деформацией в виде тотального контроля привычку исчезать на пару часиков что ни полдень. И доведенный неведением до ручки папенька пообещал выдать дочку за того, кто ему, папеньке то бишь, на нее «настучит».

Но из всех возможных вариантов удалось это только нашему диванному гению, которому бы в разведке служить, а не за девицами подглядывать с такими-то скрытыми талантами. Оказалось, что принцесса сбегала от опостылевшего придворного быта в свою личную Нарнию, только не в шкаф, а под камень, за которым начинались поля с цветами-звездами, золотыми-серебряными-алмазными деревьями и толпой подружек, коих бедная высокородная девица, поди, лишена была в своей настоящей жизни. Там она предавалась безудержному разврату, а именно: водила хороводы, вышивала и плела с подружками венки из звездных цветочков.

Ее бы пожалеть, но наш пастух, твердо решивший выучиться на короля и делающий определенные успехи на этом поприще, ничтоже сумняшеся заложил девицу родителю, перед этим торжественно заявив матери:

- Не стану я больше овец пасти, я на короля выучился!

И с чувством выполненного сыновнего долга отправился он во дворец, где в качестве неопровержимого вещдока предъявил варварски наломанные в подвалунной Нарнии алмазные веточки. А над финалом впору рыдать в обнимку над девичьей свободой, принесенной в жертву пастушьим амбициям:

Заплакала принцесса: раскрыл пастух ее тайну и не сможет она больше вернуться к своим сестрицам на горный луг. Так и пришлось принцессе выйти замуж за пастуха.