Основные функции политических партий. Функции политических партий в обществе и государстве

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

Кафедра связей с общественностью, истории и политологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

ПОЛИТОЛОГИЯ

Тема: Партии и партийные системы в современном обществе

Данная контрольная работа посвящена таким субъектам политической жизни как политические партии и партийные системы. Цель работы состоит в раскрытии общественной сущности политических партий и партийных систем, описании их типологии и определении их функций.

Политическая партия – сложный и многомерный феномен. Несмотря на то, что партии в современном понимании этого слова начали формироваться только в XIX веке, уже задолго до этого существовали группы, соперничающие между собой в сфере власти.

Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него. Они представляют собой важнейший элемент политической системы общества и являются главными субъектами политических отношений.

Обычному человеку необходимо знать и разбираться во многих политических вопросах, в том числе и в политических партиях и партийных системах, чтобы делать правильный и осознанный выбор и тем самым способствовать формированию более совершенного общества, что, в свою очередь, необходимо для полноценной жизни человека и его самореализации.

Существуют различные определения политической партии. Например:

· В. Хасбах: Партия – это «союз людей с одинаковыми политическими взглядами и целями, стремящихся к завоеванию политической власти с целью использования ее для реализации собственных интересов».

· М.Вебер: «Партии – это «общественные организации, опирающиеся на добровольный прием членов, ставящие себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активным членам соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных выгод или личных привилегий, либо для того и другого одновременно».

· Политическая партия – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении.

· Партия – это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партиям свойственны следующие черты (характерные также и для других общественных объединений):

· Солидарность.

· Общая цель.

· Согласие в средствах и способах достижения общей цели.

От других общественных объединения партию отличает следующее:

· Задача партии – завоевание и использование политической власти. Это ее главный отличительный признак.

· Партия является носителем идеологии, как минимум – особенного видения мира и человека.

· Партия имеет программу, цели, стратегию, устав.

· Партия представляет собой долговременное объединение людей на разных уровнях политики.

· Партия стремится завоевать поддержку у населения.

Партия выражает интересы определенного класса (или слоя) и представляет их в органах власти. Политическая программа партии ориентирована на интересы этого класса (слоя), а власть является инструментом реализации этой политической программы. Т.о., в идеале партия является связующим звеном между обществом и государством, позволяя людям участвовать в политической жизни и контролировать деятельность государства.

В партии выделяют три уровня:

· Избиратели, не состоящие в партии официально, но объявляющие себя ее приверженцами, и регулярно голосующие за представителей партии на выборах. Это самая многочисленная часть партии.

· Официальная партийная организация, начинающаяся с первичной ячейки избирательного округа. Она занимается организационными вопросами политической деятельности партии.

· Партийные деятели, занимающие должности в государственном аппарате, и получившие эти должности в силу своей принадлежности к партии. Т.е. это партия в системе правления.

Классификация политических партий

Существует несколько критериев классификации политических партий.

1. По отношению к социальной действительности:

· Революционные – такие партии стремятся изменить основную структуру общества, т.е. к качественным изменениям.

· Реформаторские – нацелены на количественные преобразования в обществе, без нарушения его основной структуры.

· Реакционные – стремятся возвратиться, частично или полностью, к ранее существующему порядку, к предшествующим характеристикам общества.

2. По месту и роли в политической системе:

· Государственные – партии, слившиеся с государством и обладающие реальной властью и контролем над экономикой, правом и духовной жизнью общества. Они формируют систему управления государством и государственную администрацию. Их идеология становится государственной. Характеризуются строгой дисциплиной, иерархией, отсутствием фракций.

· Авторитарные – с государством не сливаются, но пользуются поддержкой существующего политического режима и сами составляют его основу. Таким партиям свойственна централизованная организация, радикальные методы преобразований в обществе, повышенное внимание к идеологии.

· Парламентские – партии, действующие в конкурентных политических системах. В таких партиях есть председатель (фактически руководитель партии) и лидер (олицетворение политического образа партии). Иногда эти должности совмещает один человек. Такие партии характеризуются большим количеством фракций, дискуссиями.

3. По критерию организационной структуры:

· Централизованные – имеют четкую иерархию и сильный руководящий центр.

· Децентрализованные – характеризуются слабой структурой и низкой дисциплиной. У такой партии слабые лидеры, множество фракций.

· Кадровые – в таких партиях процедура приема упрощена, но доступна только избранным и основана на жестком и закрытом отборе. Такие партии малочисленны, они состоят преимущественно из профессиональных политиков, имеющих авторитет в обществе, умеющих эффективно организовать избирательную кампанию и могущих привлечь большое количество избирателей из разных слоев населения. Опираются на материальную поддержку финансовой элиты. Система членских взносов отсутствует. Организационная структура аморфна.

· Массовые – многочисленные партии, с поддержкой обычно более 10% населения, и рекрутирование новых членов является для таких партий важнейшей задачей. Имеют иерархическую организационную структуру и громоздкую систему управления. Характеризуются повышенной идеологизированностью, идеология используется в качестве средства политической мобилизации. В основном финансовый источник таких партий – членские взносы, причем члены партии не только платят взносы, но зачастую и участвуют в деятельности партии.

· Партии с точными и формально определенными принципами членства – в таких партиях четко определены формы и условия принятия в партию, взыскания и награды членов партии, методы политической борьбы, устав и т.д.

· Партии со свободным членством – принадлежность к партии выражается посредством голосования за ее кандидатов.

4. По виду партийного руководства:

· Партии коллективного руководства – партии, в которых лидер руководящей группы исполняет роль арбитра.

· Партии личностного руководства – такая партия имеет руководителя вождистского типа.

· Партии харизматического руководства – партией руководит определенная личность, имеющая авторитет в партии либо в целом в обществе. Вся полнота власти принадлежит этой личности, имеющей характер символа.

· Партии консенсуального руководства - являются каналом представительства интересов различных социальных групп.

5. С точки зрения среды деятельности:

· Моносредовые – деятельность партии ограничена одной социальной средой, интересы которой она представляет.

· Всеобщие – ориентированы на общенародную, общесоциальную среду.

· Промежуточные – ориентированы на деятельность в одной определенной среде, но не отказываются от поддержки и влияния в других средах.

6. По идеологической направленности доктрин:

· Социал-демократические – занимают левоцентристские позиции, выступают за широкие социальные реформы, развитие смешанной экономики и государства благосостояния. Их основные ценности - свобода, справедливость, солидарность.

· Коммунистические – ставят перед собой задачу создания рабочим классом нового общества, в котором не будет эксплуатации.

· Либеральные – занимают правоцентристские позиции, отстаивают идею индивидуальной свободы. Выступают за политическую и экономическую свободу, частную инициативу, равенство возможностей.

· Консервативные – находятся на правом фланге политического спектра, стремятся сохранить традиционный социальный порядок.

· Конфессиональные – объединяют людей по принципу общего вероисповедания.

· Националистические – опираются на национальный, этнический принцип.

· Фашистские (неофашистские) – характеризуются жесткой дисциплиной, централизацией власти. Доктрина и философия таких партий пропагандируют насилие и жестокость.

7. По социальному признаку:

· Буржуазные

· Рабочие

· Крестьянские

· Молодежные

· Партии служащих

· Партии женщин

8. По условиям участия в политической жизни общества:

· Правящие – партии, победившие на выборах и сформировавшие правительство. Правящая партия реализует свою политическую программу посредством «своих» людей в правительстве. Главный признак правящей партии – самостоятельное формирование правительства.

· Оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные) - партии, находящиеся в оппозиции к правящей партии, не имеющие возможности формировать правительство и предлагающие народу альтернативные пути развития и политического курса. Оппозиционные партии следят за деятельностью правящей, проверяют ее на предмет соблюдения конституции и закона, подвергают критике.

9. По политическому темпераменту (социальной направленности):

· Правые – стремятся к стабильности политической системы, сильной государственной власти, пропагандируют буржуазные ценности, отрицают революционные методы достижения политических целей.

· Левые – придерживаются обычно социалистических или коммунистических идеалов и ценностей и радикально-революционных методов их достижения.

· Центристские – не приветствуют радикальные изменения в обществе, но стремятся к улучшению существующей ситуации путем мягких реформ и эволюционного развития общества. В качестве методов достижения политических целей используют компромисс, сотрудничество, стараются максимально учесть мнение различных социальных слоев.

10. Поорганизационной структуре:

· Организационно оформленные – члены партии официально оформлены и платят членские взносы.

· Организационно неоформленные - официальное членство отсутствует. Избирателю достаточно устного заявления о приверженности к этой партии, чтобы считаться ее членом.

11. Повиду членства:

· Прямое членство – в партию принимают в индивидуальном порядке.

· Косвенное членство – человек входит в партию только потому, что является членом какой-либо связанной с ней организацией.

12. По классовому критерию: различают:

· Партия представляет интересы одного из основных классов данного общества (например, буржуазии).

· Партия представляет интересы одного из неосновных классов данного общества (например, крестьянства). Однако в этой группе существуют партии, стремящиеся к союзу и с другими классами.

· Партия выражает интересы реликтовых классов и слоев общества (например, интересы помещиков в условиях рыночного государства).

· Партия выражает интересы групп с динамичным социальным статусом (т.е. эти группы могут только включаться в социальную структуру либо, наоборот, деклассироваться).

· Партия отражает интересы слоев общества (например, интеллигенции, армии).

· Партия отражает интересы различных социальных классов или слоев, объединенных общими политическими интересами и целями в связи с определенной политической ситуацией, какой-либо серьезной общественной проблемой (например, это может быть партия борьбы с диктаторским режимом). В этих условиях различные классы приходят к некоторому компромиссу, и партия выражает интересы надклассового образования.

· Партия, чей классовый облик не определен либо еще не сформировался.

Функции политических партий

· Борьба за политическую власть в государстве.

· Формирование правящей элиты посредством участия в избирательной кампании.

· Осуществление связи между народом и государством. Посредством своей деятельности партия связывает различные социальные слои и группы населения с государством, обеспечивают обратную связь государства с обществом.

· Представление в правительстве тех слоев населения, интересы которых партия выражает.

· Объединение интересов различных социальных слоев, групп. Различные социальные интересы сводятся к общему знаменателю и приобретают форму политических целей и задач, которые решает партия.

· Создание программ деятельности государства.

· Разработка партийной идеологии, привлекательной для определенной части общества, политической платформы, программных документов, осуществление партийной пропаганды.

· Вовлечение части населения в активную политическую деятельность. Тем самым часть населения входит в политическую систему.

· Политическое воспитание и просвещение, разъяснение населению политической и социально-экономической ситуации, существующей в обществе.

· Сплочение граждан на основе общности их интересов.

· Выявление соотношения сил в обществе на основе политических позиций партии.

· Разработка и принятие политических решений, участие в их реализации.

· Отбор на руководящие должности, партийное обучение, формирование партийной элиты.

· Контроль исполнения государственных программ, давление на государство, если его политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.

· Координация и согласование действий с другими участниками политического процесса.

· Корректировка политического курса партии на основе механизма обратной связи.

· Защита политической системы от общества. Недовольство общества направляется не на саму политическую систему, а на правящую партию или ее лидеров.

· Обеспечение единства и согласия в партийных рядах.

· Расширение состава партии – так называемое рекрутирование, работа партии с массами для пополнения ее рядов, привлечение новых членов.

· Совершенствование партийной структуры – налаживание эффективных связей и взаимодействий между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями.

· Укрепление финансовой базы партии – решение финансовых проблем, контроль партийной кассы.

· Формирование политических лидеров и элит – обучение, воспитание, подготовка политических лидеров и своих представителей во властных структурах.

· Развитие отношений с другими субъектами политической жизни, налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями.

Сущность партийной системы

В одной политической системе возможно существование нескольких политических партий. Они взаимодействуют друг с другом в процессе своей деятельности и образуют партийную систему.

Партийная система - это механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление (пособие, стр. 130). Под партийной системой понимается «совокупная связь политических партий, действующих в рамках своих программ и уставов, борющихся за государственную власть».

Партийная система характеризуется количеством существующих в политической системе политических партий, наличием или отсутствием доминирующей политической партии, уровнем политической конкуренции между партиями.

Классификация партийных систем

Различают следующие типы политических систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная.

1. Однопартийная политическая система .

В таких системах правящим статусом обладает одна партия.

Вся полнота политической власти принадлежит правящей политической партии. Все политические решения принимает данная партия, и администрация государства выполняет ее решения. Выборные механизмы либо отсутствуют, либо имеют формальный характер. Все виды политической активности в обществе контролируются. Правящая партия объявляет себя наилучшей из возможных партий (или даже единственно возможной), способной наиболее эффективно решать общественные проблемы.

Существование однопартийной системы может быть закреплено юридически. В таком случае запрещено даже номинальное существование других партий. Это однопартийная система в строгом смысле этого слова. Наличие однопартийной системы может быть и не закреплено юридически, но фактически иметь место. В этом случае существуют и другие партии, но они малочисленны, не играют какой-либо значимой роли в политической жизни государства, жестко контролируются правящей партией, подвергаются цензуре.

Однопартийные политические системы имеют некоторые особенности в зависимости от того, существуют они в коммунистическом или фашистском государстве, или в развивающихся странах.

При коммунистическом режиме правящая партия объявляет себя выразительницей интересов всего народа, руководящей и направляющей силой общества, его авангардом. Партия активно занимается идеологической работой, просвещает и убеждает население.

При фашистском режиме правящая партия разжигает фанатизм, и фактически не занимается политическим просвещением населения. Она по-военному организована, ее функции схожи с функциями полиции или службы безопасности.

В развивающихся странах правящая партия занимается созданием у населения национального самосознания, его мобилизацией и вовлечением в политическую жизнь. Но иногда за однопартийной системой в развивающейся стране скрывается авторитарный режим.

Монополия на власть, существующая при однопартийной системе, создает простор для произвола, часто развращает носителей властных полномочий и в конечном итоге разрушает гражданское общество.

Опыт различных стран показывает, что общество с однопартийной политической системой подвержено стагнации, так как отсутствует конструктивная критика правящей партии и эффективный механизм выявления и исправления ее недостатков и слабых мест. И тем более исключена возможность отстранения правящей партии от власти. Однопартийная система целесообразна только как временное явление, в исключительных, чрезвычайных условиях.

2. Двухпартийная политическая система .

В двухпартийной политической системе функционируют две сильные политические партии, каждая из которых обладает мощной поддержкой населения в лице среднего класса, имеет шансы победить на выборах и способна править самостоятельно. Одна из партий получает большинство на выборах и становится правящей, а вторая – оппозиционной. Эти партии постоянно сменяют друг друга. Кроме двух сильных партий, возможно существование и других партий, не имеющих существенного влияния на политическую жизнь государства и не могущих соперничать с двумя основными.

Двухпартийные системы бывают двух видов:

· Классическая. Две основные партии собирают на выборах до 90% голосов, а остальные партии лишены возможности осуществлять политическую власть.

· Система «две плюс одна партия» или «две с половиной партии». Две основные партии собирают на выборах до 75% голосов, и существует третья партия, значительно менее сильная, но тем не менее способная оказать влияние на исход выборов, поддержав одну из основных партий. В этом случае основные партии должны учитывать третью.

Также двухпартийные системы различают по дисциплине голосования:

· Жесткий вариант – когда все представители партии должны голосовать строго определенным образом.

У двухпартийной системы есть свои плюсы. В случае недовольства политикой правящей партии избиратель может на выборах отдать голос партии оппозиционной. Т.о., правящая партия более ответственно подходит к правлению. Кроме того, при двухпартийной системе происходит постепенное смягчение идеологических конфликтов между партиями и их постепенный переход на более умеренные позиции, что делает политическую систему более устойчивой, нежели, к примеру, многопартийная система.

3. Многопартийная политическая система .

При такой системе функционируют несколько партий (больше двух), каждая из которых достаточно сильна, может оказывать существенное влияние на политическую жизнь, но не способна к самостоятельному правлению. Каждая партия имеет свои четко определенные идейно-политические и идеологические позиции. Спектр этих позиций располагается от крайне левых до крайне правых. Завоевать большинство голосов на выборах ни одна из партий не может, соответственно ни одна партия не может быть выразителем интересов всей нации. Поэтому правительство формируется из представителей различных партий, образуются коалиция, союз из нескольких партий. Во избежание чрезмерной фрагментации в ряде стран установлен минимум голосов, который должна набрать партия, и в случае недобора голосов она не имеет возможности иметь представителей в парламенте. В связи с этим в предвыборный период мелкие партии заключают соглашения друг с другом, объединяются, чтобы иметь возможность выдвигать своих кандидатов на выборах.

Многопартийные системы бывают трехпартийные, четырехпартийные, пятипартийные, атомизированные и др.

Трехпартийная система. При такой системе функционируют и имеют большое влияние на политическую жизнь три партии. Обычно две из них - наиболее сильные, а третья играет вспомогательную роль, так как не способна самостоятельно придти к власти.

Четырехпартийная система. Здесь действуют четыре сильные партии, представляющие интересы приверженцев правых и левых политических взглядов. Это происходит там, где общество разделено на два соответствующих лагеря. Оппозиции находятся слева и справа от правительства и конфликтуют друг с другом.

Атомизированная система. В данном случае нет необходимости подсчитывать точное количество функционирующих политических партий. Достигается предел, за которым это уже не важно.

Пятипартийная система, также как и атомизированная и квазипартийная часто маскируют фактически однопартийную систему. Т.е. при существовании многочисленных партий политическая власть в стране фактически принадлежит одной партии, а остальные не имеют политического влияния.

Существует также такой вид многопартийной системы, когда законом оговорено максимально допустимое количество партий в обществе.

Многопартийная политическая система обусловливает альтернативность мышления и действий населения, позволяет не допустить монополизации власти одной партией, дает возможность людям с различными политическими убеждениями реализовывать свои интересы.

Однако наряду с достоинствами, многопартийная система имеет и ряд недостатков:

· некоторая фрагментарность способствует неустойчивости коалиций и нестабильности правительства, делает его подверженным кризисам;

· различные интересы различных слоев общества не объединены под один общий знаменатель, а распылены по разным партиям;

· избиратель не участвует в принятии крупных национальных решений;

· неискушенному избирателю бывает сложно разобраться в программах всех существующих партий и выбрать одну, за которую он будет голосовать.

Современные особенности политических партий

В последние полтора-два десятилетия уменьшается зависимость между голосованием избирателей за ту или иную партию и их принадлежностью к определенной социальной группе. В социал-демократических партиях снижается доля рабочих, слои населения с низкими доходами все чаще голосуют за либеральные или консервативные партии, а средний слой – за левые партии. Партия все чаще ориентируется не на свою четко ограниченную группу, а на различные слои, на которые претендуют и другие партии. Партии перестают быть сугубо классическими, и становятся в некоторой степени народными, выражающими интересы различных слоев населения.

Чтобы привлечь наибольшее число избирателей, партии вынуждены обращать внимание на самые разные сферы общественной жизни и включать в свои программы разнообразные требования, озвучивать свою позицию по самым различным вопросам.

Еще одна тенденция – возрастание фрагментации партийных систем, появление все больших партийно-политических альтернатив, возрастание роли экологических партий.

Избиратели все чаще меняют свои политические пристрастия, переходя от одних партий к другим, что свидетельствует об увеличении автономии избирателя по отношению к партиям.

В России партийная система пока еще имеет переходный характер: образуются новые партии, распадаются существующие, возникают неожиданные блоки и коалиции. Единая система политической коммуникации отсутствует, отсутствует взаимопонимание между участниками политического процесса и согласие относительно общих целей и способов их достижения. Отсутствие в обществе консенсуса по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития затрудняет формирование многопартийной системы, так как нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества. Интересы различных общественных сил еще недостаточно структурированы и представлены в политической системе. Для многих современных российских партий характерна слабая организационная структура, неопределенность социальной базы, невнятно сформулированная программа и идейно-политическая платформа.


В данной работе определена сущность политических партий и партийных систем, определены функции, описана их структура и классификация по различным признакам, а также отмечены современные особенности политических партий и партийных систем – как в России, так и за рубежом.

Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. В деятельности партий проявляются важнейшие демократические принципы – политический плюрализм, выборность должностных лиц, представительство. Они представляют интересы различных классов, социальных групп, слоев населения, выражают их потребности и цели, являются связующим звеном между обществом и государством. Партии превращают частные интересы отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

Политические партии, в их взаимосвязи и взаимодействии, рассматриваемые как единая партийная система, определяют жизнеспособность и функционирование всей политической системы в целом. Можно сказать, что они исполняют роль несущей конструкции политической системы.


1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2007.- 488 с.

2. Панарин А.С. Политология. Учебник; издание 3-е, переработанное и дополненное.- М.: «ПБОЮЛ С.М.Грачев», 2001, 488 с.

3. Политология: Учебное пособие./В.А. Барсамов и др.; под ред. Б.И. Кретова, 3-е изд-е, испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 304 с.

4. Политология: Учебное пособие./Л.Н. Гончаренко и др.; под общ. ред. Л.Н.Гончаренко, В.А.Лимонова – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. – 274 с.


Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2007., стр. 214

Политология: Учебное пособие./Л.Н.Гончаренко и др.; под общ. ред. Л.Н.Гончаренко, В.А.Лимонова – СПб.: СПбГИЭУ, 2007., стр. 126

Политология: Учебное пособие./В.А.Барсамов и др.; под ред. Б.И.Кретова, 3-е изд-е, испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002., стр. 215

Политология: Учебное пособие./Л.Н.Гончаренко и др.; под общ. ред. Л.Н.Гончаренко, В.А.Лимонова – СПб.: СПбГИЭУ, 2007., стр. 130

  • политическое представительство социальных интересов;
  • социальная интеграция - согласование социальных интересов через взаимодействие политических партий;
  • разработка идеологии, политических доктрин и программ;
  • борьба за обладание государственной властью и участие в ее осуществлении;
  • участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата;
  • участие в разработке, формировании и осуществлении политического курса государства;
  • политическая социализация - содействие усвоению индивидом определенной системы политических знаний, норм и ценностей, привлечению его к политической системы;
  • формирование общественного мнения;
  • политическое рекрутирование, то есть привлечение на сторону партии как можно более широких слоев населения как ее членов, сторонников и избирателей;
  • подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, партии, общественных организаций.

    Сказанное о политических партиях, их место и роль в политической системе, обществе в целом касается главным образом теоретической модели, идеала партии. В действительности оценка политических партий не может быть однозначно положительной. Давно замечено, что им присущи и существенные отрицательные черты; они могут оказать деструктивное влияние на общество.

    К отрицательным чертам политической партии принадлежит, по определению одного из основателей теории политических партий - партології - Г. Михельса, тенденция к олигархизации ее структуры и деятельности. Эта тенденция вытекает из самой природы политики - единства и борьбы общих и частичных интересов. Суть ее заключается в том, что в партии, как и в любой другой крупной организации, власть постепенно сосредоточивается в руках руководителей, образуется разрыв и противопоставление интересов руководителей и рядовых членов, происходит сосредоточение усилий на реализации промежуточных, а не конечных целей. «Признание организации, - писал Г. Михельс, - это всегда проявление тенденции к олигархизации. Сущность любой организации (партии, профсоюзы и т.д.) содержит глубоко аристократические черты. Организационная машина, которая создает массивные структуры, вызывает в организованных массах серьезное изменение. Отношение вождя к массам она превращает в свою противоположность. Организация завершает окончательный разделение любой партии или профсоюзы на руководящую меньшинство и управляемую большинство».

    Правомерность начатого Г. Міхельсом еще в 1911 г. критического отношения к политических партий в дальнейшем нашла свое широкое практическое подтверждение. И не только по противопоставление интересов руководителей и рядовых членов. В XX в. резко обострилась межпартийная борьба, на историческую арену вступили партии экстремистского толка - коммунистические, фашистские, которые в борьбе за власть и в процессе ее осуществления сделали ставку на насилие. В результате сложилось критическое отношение к самому феномену политической партии во многих политологов и политиков. Не без оснований получило распространение мнение, что партии искажают волю народа, разъединяют и противопоставляют различные его части, узурпируют власть и отчуждают рядовых граждан от политической жизни, стимулируют жажду власти, способствуют коррупции. Некоторые политологи единственно приемлемым типом политической партии стали считать деструктуровані и децентрализованные общности, которые бы возникали в процессе самоорганизации граждан и функционировали как центры дискуссий и прямой демократии.

    Однако очевидно, что такие организации были бы неспособны в серьезной конкурентной борьбе завоевывать и эффективно осуществлять государственную власть. Общество не может обойтись без политических партий, потому что они являются выразителями объективно существующих многообразных социальных интересов, уравновешивают эти интересы в борьбе за государственную власть. С помощью политических партий гражданское общество решает ряд важных вопросов своего существования: делегирует до властных структур своих представителей, осуществляет выбор между различными концепциями общественного развития, контролирует деятельность высших государственных органов. Без опоры на партии невозможна работа парламента.

    Партии является необходимым элементом демократической политической системы. Политический режим без партий увековечивает господства традиционных элит, сформированных по признакам происхождения, знатности, богатства. Такой режим делает выборы формальными и навязывает народу чужих ему руководителей. Исторический опыт показывает, что если обществом не управляют политические партии, то им управляют кланы. Конкретизации общего представления о политических партиях, об их достоинства и недостатки, место и роль в политической системе способствует типология политических партий.

  • Функции политических партий в современном обществе

    Какую же роль играют партии в современном обществе? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть функции партий, т.е. те виды деятельности партий, которые необходимы обществу как системе для нормального функционирования и развития.

    Первой функцией партий является участие в избирательных кампаниях. Значимость этой функции определяется самой логикой возникновения современных политических партий как своеобразных «электоральных машин». Даже в тоталитарных обществах, где отсутствуют свободные выборы, правящая партия возглавляет электоральный процесс, выдвигает кандидатов, ведет агитацию и пропаганду.

    Второй функцией политических партий является разработка идеологических концепций, программ, привнесение в массовое сознание политических ценностей. Приверженность партии определенной системе политических ценностей, с одной стороны, составляет ее сущностную характеристику, а с другой - является важным направлением ее деятельности. Стремясь к расширению своего влияния, партия активно пропагандирует систему ценностей, составляющую ядро ее идейно-политической платформы. Для этого используются различные коммуникационные каналы: от непосредственного общения на встречах, собраниях, митингах до тиражирования заявлений и деклараций через средства массовой информации, печатные издания. Значение этой функции партии для общества определяется особым местом ценностных ориентации в мотивационной структуре личности. Разрабатывая и пропагандируя идеологические концепции, партия способствует объединению людей вокруг определенных целей.

    Идеологическая функция партии нередко приходит в противоречие с ее электоральной функцией. Приверженность определенным идеологическим принципам не позволяет партии ориентироваться на широкие слои избирателей и требует от нее либо изменения принципов, либо отказа от шансов провести своих кандидатов в парламент.

    Доминирование электоральной функции над идеологической приводит к появлению партий «catch-all» («хватай всех»), которые отличаются прагматичностью своей позиции, ориентацией на сиюминутные интересы населения. В странах, где такие партии становятся основными субъектами политической жизни, происходит размывание идеологических различий между ними.

    Третьей функцией политических партий можно назвать артикуляцию и агрегацию интересов различных социальных групп. В отличие от групп интересов партии не просто формулируют, артикулируют интересы отдельных групп, но стремятся к их агрегации, т.е. к обобщению, выделению приоритетов, созданию комплексных программ, учитывающих и связывающих между собой устремления разных слоев общества. Функция агрегации интересов позволяет партии опираться в своей деятельности на достаточно широкую социальную базу, что становится особенно важным при участии партии в государственном управлении, требующем определенной степени согласия масс по ключевым проблемам развития страны. Функция агрегации позволяет упорядочить выдвигаемые различными группами требования, выделить приоритеты, сгладить противоречия, минимизировать возможные конфликты притязаний.

    Четвертая функция политических партий - формирование и рекрутирование политической элиты и политических лидеров. С разложением сословного общества принадлежность к политической элите перестала обусловливаться знатным происхождением. В современном обществе каждый человек получает шанс подняться на вершину политической иерархии. Однако исполнение функций государственного и политического управления всегда требует от человека определенных навыков и умений, и партии берут на себя задачу их формирования у желающих заниматься политической деятельностью. Вступая в партию, человек демонстрирует желание активно участвовать в политической жизни, продвигаясь по ступеням партийной иерархии, он овладевает навыками организаторской, пропагандистской работы, умением отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, знакомится с перипетиями политической борьбы. Практически все современные политики в той или иной форме прошли школу партийной работы.

    Пятая функция политических партий - мобилизующая, она заключается в способности партий организовывать массы для решения определенных задач в обществе. Обладая организационной структурой, возможностями пропагандистского воздействия, партии оказывают значительное воздействие на большие социальные группы. В зависимости от места в политической системе они способны организовать митинги и шествия в поддержку власти или акции протеста и кампании гражданского неповиновения. Стремясь к привлечению на свою сторону новых сторонников, партии борются с политической апатией, свойственной некоторым слоям населения.

    Перечисленные функции позволяют достаточно четко определить место партий в обществе. Партии являются своеобразным связующим звеном между государственными структурами и населением.

    С одной стороны, они аккумулируют интересы различных социальных групп, транслируют требования масс в государственные структуры, стремятся реализоватьих при вхождении своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти.

    С другой стороны, партии оказывают непосредственное воздействие на население путем распространения идеологических концепций, политических ценностей, взглядов, убеждений и предпочтений. Они могут организовать массы на достижение определенной цели. Чем больше партия интегрирована в государственные структуры, тем больше вероятность того, что она будет вносить в массовое сознание те идеи, в которых заинтересована существующая система государственной власти. Таким образом, в лице партий государство получает дополнительные рычаги воздействия на население.

    Благодаря партиям в современных обществах складывается особый механизм взаимодействия государства и населения, вносящий в это взаимодействие определенность, упорядоченность. Эта упорядоченность достигается за счет того, что, во-первых, государству противостоит не аморфная и непредсказуемая масса, а организованные по принципу партийных предпочтений с четко выраженными требованиями граждане. И, во-вторых, обладая возможностями влияния на массы, партии могут обеспечить лояльное отношение населения к различным управленческим решениям государственных органов.

    Однако такая стабильность отношений может достигаться лишь в том случае, если партии будут выполнять перечисленные выше функции, не выходя за рамки сложившегося в обществе нормативного порядка, за рамки закона.

    Ответ:

    1) выявление и обобщение разнообразных социальных интересов,

    2) разработка варианта политики (политического курса),

    3) выдвиже­ние кандидатов на выборах,
    4) представительство интересов определенных блоков социальных сил в органах власти;
    5) осуществление связи гражданского общества с государством;

    6) пополнение рядов своих сторонников;
    7) приобщение граждан к политике (политическая социализация), воспитание профессиональных политиков.

    С 26. Сформулируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе.

    Ответ:

    1) Деятельность политических партий позволяет выявить и обобщить разнообразные социальных интересов.

    2)Политические партии разрабатывают альтернативные варианты политики (политического курса).

    Политические партии выдвигают кандидатов на выборах

    4)Политические партии осуществляют представительство интересов определенных блоков социальных сил в органах власти.

    С26. Покажите на трех примерах наличие многопартийной системы в современной России.

    Ответ:

    Имеется значительное количество политических партий и движений (например «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ и др.); депутаты Государственной Думы избираются по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции; периодически проходят встречи президента РФ, членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны.

    С 26. Проиллюстрируйте тремя примерами плюралистический характер политической системы России.

    Ответ:

    1) выдвижение на выборах в органы власти в центре и на местах разных кандидатов;

    2) существование в стране средств массовой информации, отстаивающих различные политические взгляды;

    3) существование в стране многопартийной системы, партий, имеющих идеологические различия в своих программах;

    4) в нижней палате парламента образуются и действуют различные фракции

    С 27. В Японии до 1993 г. неизменно правившая Либерально – демократическая партия постоянно опережала вдвое или более того вторую по значимости партию (Социалистическую), которая получала порядка 20% голосов. Из-за того, что прочие партии представленные в парламенте, имели очень мало общего с социалистами, либеральные демократы не встречали трудностей в организации работы кабинета министров и утверждении своих законопроектов. Можно ли констатировать, что в Японии существовала однопартийная система? Если нет, то как бы вы охарактеризовали эту систему? Свою позицию аргументируйте.



    Ответ:

    Констатировать, что в Японии существовала однопартийная система нельзя. В этой стране множество партий, способных реально влиять на политическую жизнь общества, что полностью не соответствует сущности однопартийной системы, отличающейся функционированием одной партии, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов. Партийную систему в Японии можно охарактеризовать как «атипичную» многопартийную или квазимногопартийную.

    С26. Укажите три отличия политических движений от политических партий.

    Ответ:

    Ø политические движения стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении;

    Ø политические движения в большей степени приближены к обыденной жизни людей;

    Ø у движений более широкая, аморфная, пестрая, социальная база, чем у политической партии;

    Ø необязательность полного идеологического единения участников движения, в отличие от политической партии; политические движения не имею строгой иерархии, то есть четкого распределения функций между центром и периферией в них не обнаруживается и др.

    Выборы

    С26. Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите любые три фактора, влияющих на решение избирателя.

    Ответ:

    1)уровень дохода и образования избирателя;

    2)влияния социальной среды и окружения;

    3)позиция средств массовой информации, которые ему доступны;

    4)национальные, религиозные, культурные факторы.

    С 26. Во многих государствах введен возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.



    Ответ:

    1. возрастной ценз не противоречит ценностями демократического общества;

    2. :-возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е, принцип равноправия не нарушается;

    Возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодежи участвовать в политической жизни общества;

    Возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти;

    Возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодежи.

    С26. Назовите три способа политического участия граждан и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером

    Ответ:

    1. Участие в выборах (пример: гражданин может участвовать в выборах в качестве избирателя, используя свое активное избирательное право, гражданин может избираться в органы власти, на выборные должности в качестве кандидата);

    2. обращение с предложениями в органы власти (пример: гражданин может принять участие в обсуждении новых законодательных инициатив, направив свои предложения парламентариям, может обратиться с письмом или предложением в правительство);

    3. членство в политических организациях (пример: гражданин может быть членом политической партии, может входить в общественные движения или политические клубы)

    С26. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выбор. Некоторые страны вводят специальные санкции (например: штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предположите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

    Ответ:

    1)Низкая активность может быть связана с политической стабильностью.

    2)Избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям.

    3)Люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике.

    4) Кризисные явления в обществе, неспособность властей найти выход, неверие в перемены к лучшему.

    С 7. Общество и государство заинтересованы в активности индивида, которая «является важным условием развития демократического общества». Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту автора .

    Ответ:

    1)важным условием развития демократии являются выборы в органы власти. От активного участия граждан в избирательном процессе зависит то, насколько полно избранные депутаты будут отражать интересы общества;

    2)активность граждан, их участие в общественных объединениях позволяют создать контроль за властью, уберечь общество от личного своеволия, деспотизма политиков, пришедших во власти;

    3)активность граждан есть условие, обеспечивающее самостоятельность в вопросах местного самоуправления.

    С27. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведи­те два аргумента .

    Ответ:

    1) выборы осуществлялись по мажоритарной системе относи­тельного большинства ;

    2) два аргумента: 1) выборы по избирательным округам относятся к мажори­тарной избирательной системе;

    2) при мажоритарной системе относительного большинства победу может одержать кандидат, завоевавший менее половины голосов избирателей, но больше, чем каждый из его со­перников. Могут быть приведены другие аргументы.

    С 27. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21% голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием? Приведите два аргумента .

    Ответ:

    1) Дан правильный ответ: указано, что кандидат победил на выборах, т.е. его можно поздравить с избранием;

    2) приведены следующие аргументы:

    Сказано, что победил в одномандатном округе;

    Выборы осуществлялись по мажоритарной системе, системе относительного большинства.

    С 27. В государстве Н. представительные органы власти создаются в соответствии с правилом: «Победитель получает все». Для избрания кандидату требуется набрать абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей. К какому типу можно отнести избирательную систему государства Н.? По какому признаку вы это определили? Назовите достоинства и недостатки избирательной системы данного типа.

    Ответ:

    Тип избирательной системы государства Н.: мажоритарная система (абсолютного большинства).

    Отличительный признак при мажоритарной системе (один депутат – один округ) победителем на выборах считается тот, кто завоевал 50% + 1 голос.

    С 27. В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение Избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться Избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания

    Ответ:

    1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил фальсифицированные списки с подписями

    2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе

    3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс

    С 27. В день выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

    Ответ

    1) дана оценка, например: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно;

    2) приведены правила, например:

    Все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации;

    Одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений,

    Средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд, расходование их должно быть прозрачно для общества и власти.

    С 27. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите любые три причины протестного голосования в этой области.

    Ответ:

    1) положение в данной области, вероятно, тяжелое, и люди не доверяют властям;

    2) многие люди не нашли в программах обоих кандидатов тех позиций, которые бы их заинтересовали;

    3) кандидаты не учли интересы избирателей;

    4) люди не верят в возможность позитивных изменений в обществе.

    С 7. Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

    Ответ:

    1) люди привыкли к стабильной и богатой жизни и не видят различий между политическими лидерами и партиями, которые находятся у власти;

    2) у людей этой страны преобладает частный интерес, они поглощены своей частной жизнью и не интересуются

    общественными проблемами, в том числе и политической борьбой;

    3) на политической арене данной страны нет ярких политических личностей, которые могли бы привлечь к себе интересы граждан, повысить их включенность в политическую жизнь;

    видят тех сил на политической арене, которые помогут им улучшить свое положение.

    Место и роль партий в политической системе во многом определяется их функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политических партий, их назначение в обществе.

    К числу наиболее общих функций политиче­ских партий относятся:

    Представительство социальных интересов;

    Выработка программных установок, политической ли­нии партии;

    Формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

    Участие в борьбе за власть и ее осуществление,

    Подготовка и выдвижение кадров.

    Социальная функция политических партий связана с пред­ставительством интересовклассов, социальных групп и слоев. Будучи посредником между гражданским обществом и государством, партия призвана обеспечить артикуляцию, публичное выражение, формулирование интересов различных групп, их агрегирование, выделение наиболее социально значимых требований и представление их на политическую повестку дня. Социальная функция предполагает также интеграцию и мобилизацию членов группы, их объединение и организацию вокруг общих целей.

    Изменения в социальной структуре общества за последние десятилетия обусловили усиление неустойчивости и неопределенности социальной базы политических партий, ослабление партийной индентификации избирателей. Однако, несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они прежде всего ориентируются, так и с точки зрения идейно-политической ориентации.

    Идеологическая функция политических партий связана с выработкой программных установок, политического курса, стратегии и тактики партий. Партия, как правило, имеет дол­говременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Идеология выступает в качестве теоретической основы деятельности партии, руководства к действию.

    Степень приверженности партий идеологии может быть разной. Выделяют идеологический и прагматический стили деятельности партии. Мировоззренческие (идеологические, доктринальные) партии опираются на строго определенную идеологическую доктрину, отстаивают соответствующие идеалы и ценности, стремятся претворить их в жизнь. Прагматические партии ориентиро­ваны на практическую целесообразность действий, на решение конкретных задач и не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам.

    Партии стремятся не только к развитию и обновлению своих политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Любая партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии. Составной частью идеологической функции является политическая пропаганда и агитация. Публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, на митингах и собраниях способствуют формированию общественного мнения по актуальным вопросам общественной жизни и политики.

    Воспитательная функция политической партии предпо­лагает политическое просвещение и образование своих членов и сторонников, воспитание их в духе опреде­ленных ценностей и традиций, приобщение к политической жизни. Участвуя в партийной работе и различных мероприятиях партии, граждане получают общественно-политическую информацию, усваивают политические нормы и ценности, приобретают опыт и навыки политической деятельности. Тем самым партии способствуют политической социализации личности.

    Важнейшей задачей политической партии является борьба за завоевание и использование государственной власти в интересах поддерживающих ее групп населения, т.е. политическая функция. Данная функция включает в себя:

    Участие в подготовке и проведении выборов в орга­ны государственной власти и управления;

    Парламентскую деятельность партии;

    Участие в процессе подготовки и принятия государ­ственными органами политических решений;

    В демократическом обществе политиче­ские партии выступают как важный, а порой и главный субъект избирательного процесса. Выборы являются основной ареной соперничества партий, легитимным способом достижения власти. Организация и проведение избирательной кампании требует от партии знания основ политического маркетинга, владения избирательными технологиями. Участие в выборах позволяет партиям заявить о себе как политической силе, использовать возможности избирательной кампании для разъяснения своих идей и программных целей и, самое главное, – провести кандидатов от партии в органы государственной власти.

    Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют в представительных учреждениях свои партийные фракции. Фракции участвуют в составлении повестки дня, направляют ход прений и дебатов, вносят на рассмотрение парламента различные предложе­ния, выступают с запросами прави­тельству, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парла­ментских фракций от разных партий формируются руко­водящие и рабочие органы парламента (комиссии, коми­теты, бюро и т.п.).

    В странах Запада действует, как правило, принцип автономии пар­тийных фракций в парламенте, в со­ответствии с которым фракции непосредственно не под­чиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные про­граммы и установки, сообразуясь с конкретными усло­виями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и вводят санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фрак­ции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать определенным образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосова­ния"). Такая достаточно жесткая модель отношений внутри фракции и строгая партийная дисциплина характерны для парламентариев Великобритании, Канады, Австралии и др. Американская модель отношений депутатов внутри фракции отличается большей свободой действий и слабой партийной дисциплиной.

    Правящая партия осуществляет власть не только посредством инициирующей роли в парламенте, но и путем воздействия на формирование и работу правительства и других исполнительных органов. Политические партии осуществляют подбор и расстановку управленческих кадров, участвуют в формировании правящей элиты, т.е. выполняют функцию политического рекрутирования. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

    Анализ функций политических партий позволяет сделать вывод, что в демократическом обществе партии выступают в роли посредника между гражданским обществом и государством. С одной стороны, они представляют в органах власти интересы различных групп населения, с другой – разъясняют (или критикуют, если это оппозиционная партия) правительственную политику. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии являются связующим звеном между органами государственной власти и гражданами.

    Современный этап общественного развития характеризуется значительным обновлением, реформированием партий. В развитии политических партий обозначились такие тенденции, как размывание социальной базы, утрата ими социальной идентичности; «эрозия» поддержки партий; постепенная деидеологизация партий, нарастание прагматизма в их деятельности; децентрализация, ослабление партийной дисциплины; переход отдельных функций партий к СМИ и другим институтам. В связи с этим некоторые исследователи заявили о кризисе партии как политического института, потере ею своей роли и влияния в обществе и даже о «конце партий» (Д. Бродер, Дж.Барбер и др.).

    Однако эти утверждения не получили широкой поддержки в научной литературе. В условиях перехода к постиндустриальному обществу функциональные и организационные характеристики классических партий действительно претерпевают существенные изменения, формируется новое поколение «постмодернистских» партий (универсальные, картельные, медиа-партии, партии-движения и т.п.). Но, несмотря на некоторое видоизменение партий и партийных систем, партийное правление остается доминирующей институциональной формой современной демократии.