Первобытное общество быт и традиции. Первобытная культура

Которая зародилась с человеком разумным, считается одним из древнейших периодов истории. Все народы нашей планеты прошли эту ступень исторического развития, формируя истоки последующих достижений человечества (как духовных, так и материальных). Именно в это время появились первые индивиды и первые государства, но следует отметить, что жизнь первобытных людей так и не стала полностью изученным фактом.

Исследование первобытной культуры было осложнено недостаточной базой археологических данных и отсутствием письменных источников. Учитывая этот факт, различные науки были вынуждены прибегнуть к реконструкции определенных эпизодов истории этого периода. Чаще всего внимание акцентировалось на племенах Австралии, Океании, Африки, поскольку именно они считались «застрявшими» на начальных ступенях развития человечества.

Первые орудия из камня, которые нашли археологи, были изготовлены больше двух миллионов лет назад. Заметьте, что наша эра от длится немного больше 2 тысяч лет, а этот факт дает право утверждать, что практически 99% своей истории человечество прожило в первобытном обществе.

Культура первобытного общества имеет свою специфику, которая определяется несколькими доказанными фактами. Во-первых, ей присуща примитивность ведения хозяйства и самые простые орудия труда. Во-вторых, этот период характеризуется полным отсутствием самых элементарных научных знаний, но познания в области природных явлений были превосходными, хотя постигались лишь на интуитивном уровне. В-третьих, культура первобытного общества уникальна тем, что интеллект людей, которые жили в этот период, не уступал нашему. Благодаря этому им принадлежат важнейшие изобретения, без которых многие ученые уже и не представляют дальнейшее развитие идет о построении жилья, искусстве овладения огнём, приручении животных).

Особого внимания заслуживает синкретизм первобытной культуры, который является важнейшей особенностью рассматриваемого периода. Это значит, что в не было специалистов, поскольку не было никакой специализации, идущей от социума. Каждый представитель первобытного рода должен был владеть базовыми знаниями, которые позволяли бы выполнять все необходимые виды деятельности. Мировосприятие и человеческое сознание были недифференцированными. Каждый первобытный индивид считал себя частью природы (в то время никто даже не задумывался о том, чтобы отнести себя к отдельному классу). Следует отметить и то, что именно на синкретизме базируются первые попытки объяснить мир. В основе подобных теорий находятся уподобления и мышление по аналогии.

Культура первобытного общества имела еще одну особенность: в то время люди (все без исключения) верили, что многие деревья, реки, горы и камни одушевлены, поэтому могут влиять на различные события в мире. Вскоре совокупность магии и первобытного синкретизма приводит к зарождению изобразительной деятельности, которая порождает целое искусство.

Внимания заслуживает и система классификации первобытной культуры. К сожалению, на сегодняшний день нет единой схемы деления, но наиболее разработанной и популярной считается археологическая периодизация. В ее основе лежат изготовленные человеком различные орудия труда, а также все используемые материалы. Руководствуясь этим принципом деления, первобытнообщинный строй разбивают на три века: каменный, бронзовый и железный. Самым длительным периодом истории человечества считается который, в свою очередь, делится на три эпохи: палеолит, мезолит и неолит.

Первобытное общество возникло примерно 40 тыс. лет назад и существовало до IV тыс. до н.э. Стоит заметить, что оно охватывает несколько периодов каменного века — поздний палеолит (40-10 тыс. до н.э.) мезолит (10-6 тыс. до н.э.) и неолит (6-4 тыс. до н.э.) Хотя некᴏᴛᴏᴩые элементы культуры возникают еще до установления первобытного общества (религиозные представления, зачатки языка, ручное рубило), развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования человека, каковым сталhomo sapiens , или «человек разумный».

Эпоха позднего палеолита

В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме, кᴏᴛᴏᴩая нередко принимает эстетический вид. Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для ϶ᴛᴏго дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.

Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык. В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и будет верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления. Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений. Фетишизм - вера в сверхъестественные ϲʙᴏйства некᴏᴛᴏᴩых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды. Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.

В эпоху позднего палеолита успешно развивается искусство , в особенности изобразительное, кᴏᴛᴏᴩое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве материала могут быть использованы различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски — сажа, разноцветная охра, мегрель.

Важно знать, что большинство сюжетов посвящено животным, на кᴏᴛᴏᴩых охотился человек: мамонт, олень, бык, медведь, лев, лошадь. Человек изображается редко. В случае если же таковое случается, то явное предпочтение отдастся женщине. Великолепным памятником в ϶ᴛᴏм плане может служить найденная в Австрии женская скульптура — «Венера Виллендорфская». Кстати, эта скульптура имеет примечательные черты: голова без лица, конечности исключительно намечены, тогда как половые признаки резко подчеркнуты. Прекрасные образцы первобытной живописи обнаружены в пешерах Нио, Ласко (Франция) Кастилья, Дела Пенья, Пасечья (Испания) Помимо изображения животных на стенах встречаются изображения человеческих фигур в устрашающих масках: охотники, исполняющие магические танцы или религиозные обряды.

На финальной стадии палеолита искусство как бы ускоряет ход и достигает настоящего расцвета. Животные остаются по-прежнему главной темой, однако они даются в движении, в динамике, в различных позах. Отметим, что теперь все изображение покрывается краской с использованием нескольких цветов различного тона и интенсивности. Подлинные шедевры такой живописи имеются в знаменитых пещерах Альтамира (Испания) и Фон-де-Ром (Франция), где некᴏᴛᴏᴩые животные даны в натуральную величину. Им нисколько не уступают произведения Каповой пещеры, что на Южном Урале, на реке Белая, в кᴏᴛᴏᴩой имеются прекрасные изображения мамонтов, лошадей, носорогов.

Эпоха мезолита

Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха — голоцен, наступившая после таяния ледников. Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На ϶ᴛᴏй стадии первобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша. Человек приручает собаку.

Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. Ритуал погребения происходите захоронением вещей и всего необходимого для потусторонней жизни, сооружаются сложные могильники.

В искусстве также наблюдаются заметные изменения. Наряду с животными широко изображается и человек, он даже начинает ире- обладать. В его изображении побудет некий схематизм. При всем этом художники умело передают экспрессию движений, внутреннее состояние и смысл событий. Значительное место занимают многофигурные сиены охоты, сбора мела, военной борьбы и сражений. Об ϶ᴛᴏм, в частности, свидетельствуют картины на скалах Не стоит забывать, что валлторта (Испания)

Эпоха неолита

Для ϶ᴛᴏй эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Важно заметить, что одно из них состоит по сути в том, что культура перестает быть единой и однородной: она распадается на множество этнических культур, каждая из кᴏᴛᴏᴩых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. По϶ᴛᴏму неолит Египта отличается от неолита Двуречья или Индии.

Другие важные изменения были вызваны аграрной, или неолитической, революцией в экономике, т.е. переходом от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящей и преобразующей технологии (земледелие, скотоводство), что означало появление новых областей материальной культуры. Помимо ϶ᴛᴏго возникают новые ремесла — прядение, ткачество, гончарное дело, а вместе с ним — использование глиняной посуды. При обработке каменных орудий применяются сверление и шлифовка. Значительный подъем переживает строительное дело.

Серьезные последствия для культуры имел также переход от матриархата к патриархату. Это событие иногда определяется как историческое поражение женщин. Стоит заметить, что оно повлекло за собой глубокую перестройку всего уклада жизни, появление новых традиций, норм, стереотипов, ценностей и ценностных ориентаций.

В результате названных и других сдвигов и преобразований во всей духовной культуре происходят глубокие изменения. Наряду с дальнейшим усложнением религии побудет мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в кᴏᴛᴏᴩых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, кᴏᴛᴏᴩые изображались в виде полулюдей- полуживотных. Уместно отметить, что описания и объяснения данных обрядов передавались из поколения в поколение, постепенно обособлялись от самих обрядов и превращались в мифы в собственном смысле слова — сказания о жизни тотемистических предков.

Позднее содержание мифов составляют не только деяния тотемистических предков, но и поступки реальных героев, кᴏᴛᴏᴩые совершили нечто исключительное — основали новый обычай, предостерегли от беды, нашли выход из затруднения, принесли какое-либо другое благо. Вместе с возникновением веры в демонов и духов, примерами кᴏᴛᴏᴩых выступа,!и ломовые, водяные, лешие, русачки, эльфы, наяды и т.п., начинают создаваться религиозные мифы, повествующие о похождениях и деяниях данных божеств.

В эпоху неолита — наряду с религиозными представлениями — люди уже обладали достаточно широкими знаниями о мире. Стоит заметить, что они прекрасно ориентировались на местности, где жили, хорошо знати окружающий животный и растительный мир, что способствовало их успехам в охоте и поиске пищи. У них были накоплены определенные астрономические знания, что помогало им ориентироваться по небу, выделяя в нем звезды и созвездия. Астрономические знания позволяли им составлять первые календари, вести отсчет времени. Имели они также медицинские знания и умения: знали целебные ϲʙᴏйства растений, умели лечить раны, выправлять вывихи и переломы. Стоит заметить, что они использовали пиктографическое письмо, могли считать.

Глубокие изменения в эпоху неолита происходят и в искусстве. Помимо животных в нем изображается небо, земля, огонь, солнце. В искусстве возникает обобщенность и даже схематизм, что пробудет и при изображении человека. Настоящий расцвет переживает пластика из камня, кости, рога и глины. Помимо изобразительного искусства существовали и другие виды и жанры: музыка, песни, танцы, пантомима. Первоначально они были тесно связаны с ритуалами, однако с течением времени все больше приобретали самостоятельный характер.

Наряду с мифами словесное искусство принимало и другие формы: сказки, рассказы, пословицы и поговорки. Широкое развитие имело прикладное искусство, в особенности изготовление различного рода украшений для вещей и одежды.

Современный человек смотрит на первобытную культуру несколько свысока, снисходительно. По данной причине английский историк Дж. Фрэзер отмечает, что «на долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение». Такое отношение, конечно, никак нельзя считать справедливым. В культуре первобытного общества были заложены основы и предпосылки для последующего развития всей человеческой культуры. Просто люди склонны забывать, кому они обязаны всем тем, что они есть.

Первобытная история человечества длилась сотни тысяч лет и делится она на:

  • Каменный век ($2$ млн. – $4$ тыс. лет до н.э.): палеолит, мезолит и неолит.
  • Бронзовый век (конец $2$ – начало $1$-го тыс. до н.э.) Ремесло отделяется от земледелия, появляются первые классовые государства.
  • Железный век (середина $1$-го тыс. до н.э.) Формируется неравномерное развитие мировой кульутры.

Замечание 1

Первые памятники искусства начали появляться в период позднего палеолита. К ним относятся живопись на скалах, пещерах, гравированные рисунки на камнях, изображающие животных, иногда человека. Позднее начинают появляться статуэтки с изображением женщины, символизирующие плодородие. Это важнейшие компоненты материальной культуры.

В эпоху палеолита возникают первые формы культуры. Ее первыми проявлениями стали каменные орудия. В эпоху мезолита начинают развиваться сюжетные композиции, на которых изображается человек. В эпоху неолита первобытные люди обучились обжигать глину, что в дальнейшем привело к развитию расписной керамики.

Культура первобытного общества

  • Идеологическую: так как творчество в первобытном обществе не представляло личных мотивов, и цель художника была целью всего коллектива.
  • Образовательную: художественное творчество включало в себя мировоззрение всего общества.
  • Коммуникативную и мемориальную: искусство осуществляло связь поколений, передавая вековые коллективные знания, предметы искусства становились реликвиями рода.
  • Магическую и религиозную: искусство первобытного общества неотделимо от религии, поэтому большую часть изображений использовали в проведении ритуалов и магических обрядов.
  • Эстетическую: искусство способствовало развитию первобытных людей, наполняя их новыми идеями и представлениями о красоте.

Духовная культура первобытного общества

  • Праэлементы морали
  • Мифологическое мировоззрение
  • Первые формы религии
  • Ритуалы, обряды

В первобытной культуре воедино слиты мифология и магия, наряду с зачатками научных представлений.

В момент, когда первобытный человек в полной мере начинает владеть отличительными и ключевыми качествами: мышлением, волей и языком, начинают складываться первые формы религии:

  • тотемизм,
  • магия,
  • анимизм,
  • фетишизм.

Магия стоит в начале любой религии, это вера в сверхъестественное, вера в неординарные способности человека, который может повлиять на природу, животных и окружающих.

Тотемизм характеризует веру в родство человека, племени, рода с тотемом, который представляется в виде животного или растения.

Фетишизм характеризуется верой в сверхъестественные свойства предметов окружающего мира, которые назывались фетишами, амулетами, оберегами.

Анимизм характеризуется верой и представлением о наличии души, духов, которые влияют на жизнь человека, племени, общества.

В процессе усложнения религии и религиозные представлений начинает складываться мифологическое мышление . Первые мифы были представлены в качестве религиозных обрядов, в которых изображались сцены жизни далеких предков, со временем, через передачу информации последующим поколениям, начали складываться мифы – сказания о жизни тотемистических предков.

Позднее в миф стали входить вместе с историями о жизни тотемистических предков так же и жизнь, подвиги героев, которые своими деяниями создали новый обычай, как правило, несущий благо.

Замечание 2

Культура первобытного общества сформировала и заложила ту культурную базу и те предпосылки, которые позволили развиться всей последующей культуре человечества.

Первобытная культура

Теория, объясняющая происхождение культуры в человеческом обществе, называется теорией антропосоциокультурогене за . В современной науке существует несколько конкурирующих теорий происхождения культуры. Отсутствие единой теории антропосоциокультурогенеза не мешает нам рассмотреть некоторые важнейшие моменты далекого прошлого в истории человечества Согласно данным археологии, наиболее вероятной родиной всех людей была Африка, ее юго-восточные районы. Но нельзя полностью исключить другие возможности. Например, есть предположение об очаге антропогенеза в предгорьях северной Индии.

Процесс антропогенеза (формирования homo sapiensсовременного вида людей) начался около 3 — 3,5 млн. лет назад . Самые древние палеоантропологические находки обнаружены в XX в. в юго-восточной Африке (олдовайские раскопки). Стоянки первобытных людей найдены во многих районах земли. Это означает, что на протяжении сотен тысяч лет наши предки расселялись и осваивали все новые и новые климатические и географические зоны: вначале тропики и субтропики, предгорные районы, затем умеренный пояс, наконец, местности отдаленные и с более суровым климатом (так называемое «кружевное расселение»). Более миллиона лет назад древнейшие люди через Кавказ прошли в Европу, позднее, через сотни тысяч лет новые людские потоки шли сюда через Балканы. Около 20 тысяч лет назад из Азии люди впервые попали на американский континент. Затем через 10 тысяч лет туда прошла вторая волна заселения. Австралия осваивалась также несколькими заходами, переселенцами из юго-восточной Азии.

Расширение обжитого мира (ойкумены ) способствовало возникновению и закреплению расовых отличий между первобытными людьми. Расселение часто сопровождалось длительной изоляцией больших групп людей, что приводило к появлению региональных расовых и культурных различий. Ведь в новой природной среде менялся характер пищи. Люди сталкивались с незнакомыми природными явлениями и материалами и осваивали их. Так сформировались первые своеобразные очаги первобытной культуры : в африканско-средиземноморском, сибирско-китайском и европейском регионах.

Кроме того, зарождающееся человечество пережило периоды похолодания, засух (это сопровождалось значительным снижением биопродуктивности окружающей среды), повышенной влажности. С экологической точки зрения, человеческий род превосходит всех других близких ему животных в умении приспосабливаться к разнообразным условиям жизни. Главным средством такого приспособления стал труд, орудийная деятельность, возникшая около 2,5 млн. лет назад .

Первыми природными материалами, подвергшимися искусственной обработке , стали кость, камень, дерево, шкуры животных, мягкие и гибкие части растений. Исходные производственные занятия наших предков — собирательство, охота, рыболовство, создание домашней утвари. Наряду с этим развивается сфера непроизводственных отношений, досуг, общение, в рамках которого возникают обряды, игры, обычаи, регулируются брачно-семейные отношения.

Во всех этих занятиях формируются первичные знаковые системы (речь, средства счета, натуральная изобразительная деятельность, ритмичные коллективные действа и др.), основное предназначение которых состоит в укреплении единства данного сообщества людей. Древность вербального языка сравнима с нижнепалеолитическим искусством — более 700 млн. лет. Возраст праязыка современного человека и, соответственно, развитой непроизводственной сферы первобытной культуры составляет не менее 200 тысяч лет.

В нарождающейся культуре можно заметить элементы творчества . Происходит накопление позитивных знаний. Это, например, ориентирование на местности по приметам, по звездам, по солнцу, включение в рацион питания новых растений и животных, набор нового материала для орудийной деятельности, преодоление животного страха перед огнем, а затем умение добывать огонь и использовать его. Активная сторона культуры проявляется в желании людей подчинить себе мир, сделать его родственным себе: так рождается первобытная , прогностика (гадания, знамения), практическая магия.

Реальная культурная сила деятельности человека на ранних стадиях истории еще очень невелика, однако ее творения лежат в основе современной цивилизации.

Периодизация первобытной культуры

Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества, и согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы развития:

Каменный век (40 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.);

Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.);

Железный век (1-ое тыс. до н. э.).

Ниже кратко рассмотрим каждый из периодов развития культуры первобытной эпохи.

Каменный век (палеолит, мезолит, неолит) характеризуется примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, наскальной живописью, рельефами и круглой пластикой Охота и собирательство, как образ жизни палеолита к 12-8 тыс. до н. э. сменяются разведением домашнего скота, оседлым образом жизни, появлением лука и стрел (мезолит). В период с 9-4 тыс. до н. э. в жизни первобытного общества утверждается скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки камня.

Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.) отделил ремесло от земледелия и привел к созданию первых классовых государств.

Железный век (1-ое тыс. до н. э.) ускорил неоднородное развитие мировой культуры.

Периодизация первобытной истории проводится по различным основаниям. В соответствии с формами социальной организации различают:

  1. праобщину;
  2. раннеродовую общину;
  3. позднеродовую общину;
  4. соседскую общину.

На этих стадиях доминируют кровнородственные связи и естественное разделение труда . В зависимости от характера пищевой базы, родство и общинная власть определяются либо по женской линии (обильная и легко доступная пища преимущественно растительного происхождения; матриархат), либо по мужской (добыча пищи зависит от сезонных факторов; патриархат). Семейно-брачные отношения проходят сложную эволюцию, содержанием которой является усиление культурных и ослабление биологических факторов (запрет на близкородственные брачные связи, установление межродового брачного партнерства и т.п.).

Хозяйственное развитие первобытного общества проходит такие этапы:

  • потребляющее хозяйство;
  • неолитическая революция;
  • производящее хозяйство.

Хронологическая периодизация первобытной истории довольно приблизительна. Наиболее длительное время просуществовала первобытная община — от 1,5 млн. лет до 100 — 40 тысяч лет назад. Это эпоха нижнего и среднего палеолита. Господствовало присваивающее (потребляющее) хозяйство: основными занятиями были собирательство, охота, позже — рыболовство. Обработка камня очень примитивна (около 10 операций).

Первобытная община господствовала от 100 — 40 тыс. лет до 10 — 5 тыс. лет назад (исключая изолированно существовавшие общины, сохранившие остатки родового строя вплоть до наших дней), начиная с верхнего палеолита, в мезолитическую эпоху и вплоть до раннего неолита. Это время расцвета первобытной куль туры . Изготовление разнообразных каменных орудий требует большого числа операций (до 300). Степень совершенства этих орудий велика. Так, ножами из обсидиана первобытные люди, возможно, делали хирургические операции. В этот период происходит постепенный переход от собирательства к земледелию, прежде всего в тех местах, где произрастали злаковые растения. Некоторые животные (козы, овцы, собаки, лошади, свиньи, быки, коровы) одомашниваются. Значительные культурные последствия имело освоение верховой езды, изобретенной в степях восточной Европы.

Древние люди изобрели первые культурные материалы — керамику, пряжу и ткань. Появились средства передвижения — челны, сани, лыжи, а с изобретением колеса — повозки.

Особое значение в истории первобытной культуры имела неолитическая революция — длительный исторический период, оз­наменовавший переход от присваивающего к производящему хозяйству. Земледелие вызвало колоссальные изменения в жизни людей: улучшается обеспеченность пищей, которая может долго храниться; ритм и объем сельскохозяйственных работ изменяют общественную организацию, возникает социальное разделение труда. Растет численность населения, появляются городища — большие поселения, стабильно существовавшие в течение многих столетий. Накопление знаний о растениях сопровождается изобретением агротехнических приемов и сельскохозяйственных орудий, фактически проводится искусственная селекция в животноводстве.

Центрами возникновения земледелия являются Передняя Азия, долина реки Хуанхэ, Юго-Восточная Азия, Срединная Америка (Месоамерика). Поскольку земледелие возникает не везде, а в разных местах и в разное время, постольку неолитическая революция стала мощным фактором неравномерности культурного развития регионов.

Последний период первобытной культуры — разложение родовой и возникновение протокрестьянской, или соседской общи ны . Хронологическая граница этого периода — от 10-5 тыс. лет тому назад. По археологическим признакам это время позднего неолита, для которого характерно расширение зоны земледелия и переход к использованию металла, прежде всего в тех местах, где имелись рудные месторождения (Передняя Азия). В наиболее развитых районах формируется основа первых архаических цивилизации.

Основные черты первобытной культуры.
Особенности первобытной духовной культуры

Возникновение духовной стороны культуры относится к эпохе палеолита . Наиболее древние, хотя и чрезвычайно редкие свидетельства тому — захоронения неандертальцев в эпоху ашелль (более 700 тысяч лет назад). По отдельным предметам, найденным в погребениях, можно сделать предположение о зарождении культовых представлений, зачатков первобытной мифологии и позитивных знаний. Есть археологические находки, свидетельствующие, что природные объекты используются для натуральной изобразительной деятельности, в которой исследователи видят прообраз искусства.

Для первобытной культуры характерны медленные темпы изменений, средств и целей деятельности . Все в ней ориентировано на повторение некогда сложившегося образа жизни, обычаев и традиций. В ней господствуют сакральные (священные), канонизированные представления в сознании человека.

Наиболее существенной особенностью первобытной истории является то, что зарождающееся сознание еще полностью погружено в материальную жизнь . Речь привязана к конкретным вещам, событиям и переживаниям. Преобладает образно-чувственное восприятие реальности. Мышление и воля возникают в ходе непосредственного действия индивидов. Зарождающаяся духовность не расчленена на отдельные виды. Эта черта культуры называется синкретизмом и характеризует ее неразвитое состояние.

Главная черта первобытной культуры — синкретизм (соединение), то есть нерасчлененность ее форм, слитность человека и природы . Деятельность и со знание первобытных людей отождествляется со всем, что они видят вокруг себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами, с водоемами и горами. Эта связь проявляется в художественно-образном познании мира, в его религиозно-мифологическом толковании.

Вторая отличительная черта первобытной культуры - ее бесписьменность .

Этим объясняются медленные темпы накопления информации а также замедленное социальное и культурное развитие. Синкретизм, то есть нерасчлененность, имел свои корни в производственной деятельности первобытных людей: охота и собирательство были унаследованы человеком от животных способов потребления природы, а изготовление орудий труда явилось сродни созидательной деятельности человека отсутствующей в природе.

Итак, первобытный человек, вначале по природе своей собиратель и охотник и только значительно позже скотовод и земледелец .

Постепенно складывались элементы духовной культуры . Это:

Первоэлементы морали;

Мифологическое мировосприятие;

Ранние формы религии;

Ритуальные обрядовые действа и начальное пластическое изобразительное искусство.

Главным условием начала культурного процесса, явился язык . Речь открыла путь к самоопределению и самовыражению человека, сформировала устное вербальное общение . Это дало возможность опираться не только на коллективный строй мысли, но и иметь собственное мнение и размышления по поводу отдельных событий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям. Эти имена становятся символами . Постепенно предмет, животные, растения, да и сам человек получают свое, обозначенное словом место в действительности и формируют тем самым общую картину культуры древнего мира.

Первобытное сознание является также, по преимуществу, коллективным. Ради сохранения и выживания рода все духовные проявления должны жестко подчиняться общим требованиям, которые отличаются стабильностью. Первыми культурными регулятором поведения людей выступает культура табу , то есть запрета половых связей и убийств членов своей группы, которые осознаются, как кровные родственники. С помощью табу регулируется распределение пищи, охраняется неприкосновенность вождя. На основе табу позднее формируются понятия нравственности и законности.

Слово табу переводится, как запрет , а сам процесс табуирования возникает вместе с тотемизмом , т. е. верой в кровнородственную связь между родом и священным растением или животным. Первобытные люди признавали зависимость от этого животного или растения, поклонялись ему.

На ранней стадии первобытного общества язык и речь были еще очень примитивными. В это время главным коммуникационным каналом культуры являлась трудовая деятельность .Передача информации касательно трудовых операций происходила в невербальной форме без слов. Основными средствами обучения и общения стали показ и подражание . Определенные эффективные и полезные действия становились образцовыми и затем копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в утвержденный ритуал.

Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались сознанию, постольку ритуалами становились и многие практически бесполезные действия Вся жизнь первобытного человека состояла из выполнения множества ритуальных процедур. Значительная часть из них не поддавалась рациональному объяснению, имела магический характер. Но для древнего человека магические ритуалы приставлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Особой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.

Другим средством укрепления социального единения первобытных людей служило нарождающееся искусство . Среди ученых нет единого мнения о конкретных причинах возникновения искусства и изменений в нем. Считается, что оно выполняло функцию коллективного обучения промысловым, хозяйственным и иным полезным действиям (имитация охоты на зверя в танце, например). Помимо этого искусство давало предметную форму мифологическим представлениям, а также позволяло фиксировать в знаках позитивные знания (первичный счет, календарь). Образцы первобытного «звериного стиля» поражают своим реализмом.

На протяжении сотен тысяч лет искусство помогало людям освоить окружающий мир в образно-символической форме. Практически все виды художественного творчества — музыка, живопись, скульптура, графика, танец, театрализованное действие, прикладные искусства — зародились в первобытной культуре.

Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами . Они были невербальными «текстами» его культуры. Знание их определяло степень владения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практически полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог не выполнять ритуальных требований. Невозможным для него было и нарушать запреты - табу, которые охраняли жизненно важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.).

Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

С развитием языка и речи формируется новый информационный канал - . Развивается мышление и индивидуальное сознание. Индивид перестает отождествляться с коллективом, у него появляется возможность высказывать различные мнения и предположения по поводу событий, действий, планов и т. д., хотя самостоятельность мышления еще долгое время остается очень ограниченной.

На данном этапе духовным основанием первобытной культуры становится . Мифы объясняют все, несмотря на малость реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают, как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет взгляды сообщества на окружающую действительность, и, вместе с тем отделяет его от «чужаков».

В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти . В слитном недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей , которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, - религии, философии науки. Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного развития, к более развитым типам культуры в разных регионах Земли происходил по-разному.

Первоначальные формы религии

Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры . Перечислим их:

Тотемизм - (totem - «его род») - поклонение рода, племени животному, растению или предмету, который считается предком рода. В эпоху палеолита еще отсутствует поклонение тотемному объекту. Его просят о помощи, его ублажают подарками; охота на него, употребление в пищу, называние его «настоящего» имени табуированы (запрещены). Однако если тотем «не справлялся» со своими обязанностями, его наказывали. Тотемизм, таким образом, выступает одним из культурных средств организации среды обитания человека.

Анимизм - (anima - «душа») - вера в существование духов, в наличие души у людей, животных, растений. Все окружающее люди воспринимали, как подобное себе — то есть как способное к движению, активности, ответному действию. Любой предмет, таким образом, мог быть дружественным или враждебным по отношению к человеку. В анимизме отражалась наблюдательность людей, интуитивное ощущение могущества законов природы. В борьбе за выживание рода эти свойства были крайне необходимы.

Ф етишизм (от португальского слова, обозначавшего талисман, амулен) - приписывание сверхъестественных свойств неодушевленным предметам, будь то камень необычной формы, клык зверя или «священное» копье. Фетиши — это культурные, знаковые объекты, главным предназначением которых является компенсация слабости первобытного человека перед силами природы.

Магия - вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.). Магия (в греческом языке — колдовство) являлась максимальным выражением силы и, одновременно, слабости первобытной духовности. В ней мы находим сложный сплав позитивных знаний, умений, многие из которых утеряны современным человеком, и иллюзорных средств воздействия на действительность. В соответствии с целями воздействия различают магию промысловую, военную, лечебную, любовную, вредоносную. В своих истоках магия была достоянием всех членов родового коллектива, но позже она специализируется, ее носителями становятся старейшины или знатоки-профессионалы (шаманы). В магии очевиден творческий, преобразующий характер культуры.

Первобытные верования нуждались в коллективных действенных выражениях — культах . Наиболее древними являлись культы солнца, огня, промыслового зверя, погребальный культ. В эпоху расцвета родовой общины особое значение принимает материнско-родовой культ (культ предков, культ плодородия). Неолитическая революция порождает земледельческие культы, а также трансформирует все первобытные верования, постепенно вытесняя из них зооморфные, «звериные» элементы.

Таким образом, в первобытном обществе складываются предпосылки для формирования всех форм духовности. Их возникновение оправдано социальной необходимостью. Вместе с тем, существует большое количество фактов, культурный смысл которых до сих пор не разгадан. Это, например, предназначение и технология мегалитических сооружений, типа Стоунхэнджа в Англии, смысл некоторых наскальных рисунков, происхождение астрономических знаний у дагонов в Африке и аборигенов Австралии. Возможно, тайны первобытной культуры еще пригодятся человечеству.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, - 170 с.

1. Первобытная культура является рубежом, который отделяет мир людей от мира животных. Первоначальную культуру следует считать необходимым состоянием развития любой земной культуры.

Существует несколько периодизаций первобытного общества: общая (историческая), археологическая, антропологическая и др.

Общая (историческая) периодизация первобытной истории была впервые дана в 1870 выдающимся американским этнографом Л. Морганом. Используя установлены в XVIII в. разделение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации, он разделил эпохи дикости на низший, средний и высший степени. Низкий степень дикости начинается с появлением 3 млн. лет назад человека и членораздельной речи, средний - возникновением рыболовства и применением огня, выше - с изобретением лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства связывается с распространением гончарства, с освоением земледелия и скотоводства начинается средний, а с использованием железа - высшая степень варварства. С изобретением алфавита наступает эпоха цивилизации.

Относительной хронологии является археологическая периодизация, в основу которой положен материал, из которого изготовлены орудия труда. Согласно ей история первобытного общества начинается с каменного века, которая делится на три эпохи: палеолит (от греч. - Старинный и камень), мезолит (от греч. - Средний и камень) и неолит (от греч. - Новый и камень). Каждая из этих суток распадается на нижнюю (раннюю) среднюю и верхнюю (поздний) части. Они характеризуются определенными типами археологических культур, то есть группой источников, имеющих общие характерные черты и объединены одним временем и общей территорией.

Палеолит датируется примерно периодом 3 млн. - 10 000 лет назад. Это время появления человека и формирование его современного физического типа. По палеолита сложились основы первобытного общества. В начале верхнего палеолита (35-10 тысяч лет назад) появилась умный человек. Считается, что люди верхнего палеолита происходят от переднеазийской прогрессивных неандертальцев, известных по находкам Схул и Табун в Палестине. Антропологи выделяют в Европе и Средиземноморье два основных типа умного человека - кроманьонский и гримальдийський. В верхнем палеолите возникает родовой строй, закладываются основы расовых делений человечества, происходит расселение охотников с ранее обжитых мест в Северную Европу, Азию, Америку и Австралию.

Мезолита на разных территориях Европы и Ближнего Востока развивалась не одновременно: в Средиземноморье и в странах Древнего Востока - в 11-10 тыс. до н. е., а в пределах Восточной и Центральной Европы - во второй половине 9 тыс. до н. е. Заканчивается она, в разных местах, также одновременно. На юге Восточной Европы переход от мезолита до неолита состоялся в середине 6 тыс. до н.э. на северных территориях - в 5 и в начале 4 тыс. до н. е. На территории Украины мезолитическая эпоха датируется концом 9-5 тыс. до н. е. считать, что мезолит - это время возникновения племен, хотя известно другое утверждение: племенная организация общества сложилась позже. По подсчетам ученых, в мезолите на Земле было примерно 5 млн. человек.

Неолит на территории Восточной Европы датируется средне 6-3 тыс. до н.э.; в странах Древнего Востока эта эпоха начинается в 8-7 тыс. до н. э. -селения Земли достигает примерно 80 млн. человек.

Неолит в странах Древнего Востока начался более 5 тыс. лет назад, а отдельные медные изделия находят здесь еще раньше. В пределах территории Украины неолит датируется 4-3 тыс. до н. е.

Если говорить о культуре первобытного общества, то в первую очередь надо отметить, что исторически культура могла возникнуть лишь тогда, когда началось практическое выделение человека из природы, которое осуществлялось общественно, через трудовую деятельность первобытных родовых коллективов по освоению окружающей действительности. Освоение мира осуществлялось только общественным человеком, коллективом, объединенных общей целью. Исторически первой формой существования такой "общественного человека" была родовая община. Ученые связывают возникновение культуры с эпохой первоначальной или родовой общины, а "точнее", с верхним палеолитом. Делая попытку дать обобщающую характеристику культуры первобытного общества, отметим, что это первый и самый исторический тип культуры. Ее истоки восходят верхнего палеолита и завершаются временем раннего железа. Эта огромная культурно-историческая полоса началась с развития каменной, гранитной и костной техники и завершилась освоением первых металлов. От простого скребка через изобретение лука и стрел, керамики, гончарной печи, ткацкого станка, колеса и телеги, парусных кораблей, приручение животных - такой путь развития орудий производства. Медленно, но неуклонно расширяются места поселения древнего человека: от стоянки (стойбища), поселения, поселка к городищу и возникновение первых городов.

Параллельно развивается общественная организация, семейно-брачные отношения, закладываются основы расовых делений человечества, происходит расселение людей на всех континентах Земли, начинаются процессы перехода от коллективной к частной собственности, изменения психологии первобытного человека, выделение профессиональной умственного труда. В процессе повседневной трудовой деятельности развивается речь и мышление человека, состоят мифы, рассеются положительные знания, верования, обычаи и искусство.

В истории культуры первобытного общества можно выделить три периода по названию соответствующих эпох, дополняя их археологической хронологии. Первым периодом будет культура раннепервобытной или ранньородовои общины первых охотников, собирателей и рыболовов (верхний палеолит, мезолит). Вторым периодом - культура пизньопервиснои или пизньородовои общины земледельцев и скотоводов (мезолит, неолит). Третьим - культура первобытной соседской (протоселянськои) общины, или стратифицированной общества (верхний неолит, медный, бронзовый, ранняя железная суток).

2. Для раннеродовой общины охотников, собирателей и рыболовов было характерне присваивающего хозяйство. Важнейшим памятником материальной культуры Европейской времени является изготовление большого количества орудий труда из кости и широкое распространение зимних общинных жилищ.

Появляется примитивный рыбацкий крючок. Важными охотничьими орудиями были копья, ударные палки, метательные палки - бумеранги. Главным орудием собирательства была заостренная палка (Копатель).

Мезолит - время значительных изменений в природе Европы. В мезолите появляется оружие дальнего действия - лук и стрелы. Вторым важным событием в истории культуры стало приручение собаки. Продолжается совершенствование обработки кремня.

С мезолитических эпохой связано появление орудий для обработки дерева - топоров и тесла. Топоры, тесла, а также кайловидни орудия - пики, были большими орудиями, они получили название макролиты (от греч. - Большой и камень).

Рассматривая проблемы, связанные с общественными отношениями раннеродовой общины, следует заметить, что основным социальным центром был род. Он осуществлял свою хозяйственную деятельность через родовую общину, которая строилась по родственному признаку (кровным или брачным). Общество охотников и рыболовов не знало другой формы собственности на землю, кроме совместной собственности всей группы сородичей. Засвидетельствовано также коллективное владение охотничьими отрядами, рыбацкими лодками и сетями. Отдельным лицам принадлежали только индивидуально изготовленные ими орудия труда и различные бытовые предметы. Род был верховным собственником не только продуктов коллективной охоты или рыболовства, но и любой индивидуальной добычи.

Основными половыми группами в раннеродовой общине были группы детей, взрослых женщин и взрослых мужчин. Разделение общества на эти группировки придавалось большое значение, к тому же очень важным считался возрастной рубеж перехода к категории взрослых, сопровождалось торжественными обрядами, известными под названием инициаций (от лат. - Посвящения).

Первоначальная община была общиной равных, но в условиях жестокой борьбы за существование этими равными были лишь полноценные члены производственного коллектива. В ранньородовому обществе действовали обычаи умерщвления ("добровольной смерти") престарелых сородичей, которые потеряли работоспособность, лишались больных, ослабленных от голода, от маленьких детей, которых было прокормить.

Возникновение общинно-родовой организации способствовало развитию не только социальной, но и духовной жизни первобытного человечества. Эпоха разнородовой общины отмечена успехами в развитии речи, мифологии, зачатков рациональных знаний, искусства.

Мифология - наука о мифах (от греч. - Слово, рассказ). Л. Бабий считает мифологию единственной универсальной формой общественного сознания первобытного общества, в этом своем качестве представляет и всю его культуру. Она - особый тип мировоззрения и первая форма культуры. В основе каждого мифа лежало понятие: "откуда" и "почему".

Условия жизни в первую очередь требовали накопления знаний об окружающей природе.

Человек владела простейшими рациональными приемами залечивания переломов, вывихов и ран, удаления зубов и других несложных хирургических операций, лечения укусов змеи, простуды. Начиная с мезолита, стали известны трансплантация черепа и ампутация поврежденных конечностей. В первоначальной медицине широко применялись как физические (массаж, холодные и горячие компрессы, паровая баня, кровопускание), так и лечение средствами животного, растительного и минерального происхождения.

Продуктом развития раннеродовой общины стали религиозные верования, их возникновение связано с определенным уровнем развития интеллекта человека, зачатками теоретического мышления, возможностями отрыва мысли от действительности. В первобытных верованиях воплощено фантастическое осознание людьми их зависимости от сил природы. По верхнему палеолиту возникают различные формы религиозных верований: тотемизм (от Алгонкин. - Его род), анимизм (от лат. - Душа, дух), фетишизм (от португ. - Амулет, талисман), магия (от греч. - Волшебство). Тотемизм - это вера в то, что каждая родовая группа имеет своего общего предка (тотема), которым могла бы быть животное, растение или даже предметы неживой природы. Анимизм - вера в существование в человеке и в окружающих ее предметах - души.

Фетишизм - поклонение неодушевленным предметам, которые наделялись сврехприродной силой и могли помогать тем, кто им поклонялся. Магия - вера, надежда человека изменить естественный ход событий, повлиять на них магическими действиями, заклинаниями, волшебством) в нужном для нее направлении.

Говоря об общественных отношениях, заметим, что на смену раннеродовой общины охотников, собирателей и рыболовов пришла пизньородова община земледельцев - скотоводов. Экономическую основу общества и дальше составляла родовая собственность на землю. Средства производства находились как в коллективном, так и в индивидуальной собственности. Значение последней постепенно росло по мере относительно регулярного избыточного продукта, часть которого поступала не в ривнозабезпечуючий, а в трудовой распределение. Развитие индивидуальной собственности вызвал к жизни новый вид экономических отношений, названный американской исследовательницей К. Дюбуа "престижной экономикой". Она проявлялась главным образом во взаимном обмене дарами.

Рассматривая духовную культуру позднеродовой общины необходимо подчеркнуть, что вместе с усложнением производственной деятельности первобытного человека расширялись ее положительные знания. Меланезийцы Новой Ирландии знали и умели выращивать 14 разновидностей хлебного дерева, 52 разновидности бананов, 220 разновидностей тара ирокезы выращивали 14 разновидностей маиса. Развитие математических знаний привели к появлению первых счетных устройств - сначала связок соломы или кучки камней, а затем особых бирок или шнурков с узелками или нанизанных на них раковин. Такие устройства описаны во многих племен Америки, Африки, Океании, существовали они и в первоначальной Европе: слово "калькуляция" происходит от латинского "калькюлюс" - камень.

Сутки неолита в Украине представляет трипольская культура (V-III тыс. до н. э.), примечательной группой находок у трипольцев является орнаментальная керамика, была на очень высоком уровне. Определяя место трипольской цивилизации в истории человечества, английские археологи Г. Кларк и С. Пигот обосновывают мнение, что территория Праукраины была прародиной индоевропейских народов, а трипольцы - ории были предшественниками индоевропейской этнической семьи, в том числе славян, а следовательно и Украинская. Этого мнения придерживаются и другие украинские и зарубежные ученые, в частности, австралиец В. Чайлд, англичанин Г. Чайлд, француз Г. Руа украинского В. Паик, Л. Силенко и многие другие.

Рассматривая культуру первобытной соседской (протиселянськои) общины стратифицированной общества, следует отметить, что эта эпоха характеризуется разложением общинно-родового строя. Этот расклад был обусловлен прежде (хотя и не только) дальнейшим значительным ростом пропроизводительных сил.

Общественное разделение труда сопровождался развитием обмена. Это был уже не дарообмен периода ранньородовои общины, а настоящий экономический обмен. Часть продукции начала производиться непосредственно для обмена, то есть в качестве товара. Этот обмен способствовал формированию в обществе представлений об эквивалентности предметов, которые обмениваются, возникновению мерил ценности и средств обмена. Ими становились самые разнообразные предметы, которые имели ценность из-за своей редкости или вложенную в них труд: ожерелья из зубов животных, раковины, куски материи, орнаментированные кувшины и т. п.

С развитием обмена совершенствовались средства сообщения. Получили распространение колесные повозки. Началось сооружение дорог, появились корабли с веслами и парусами. С середины 2 тыс. до н. е. в качестве тягловой силы начали использовать лошадь.

Бурные экономические и социальные процессы эпохи стратифицированной общества способствовали дальнейшему росту зачатков положительных знаний. Развитие земледелия, особенно оросительного, которое требовало точного определения времени полива, начала полевых делал и т. п., привел к совершенствованию календаря, а отсюда и астрономических наблюдений. Первые календари были, как правило, Месяцев, есть базировались на наблюдениях за изменением фаз Луны, воспоминания об сохранились во многих современных языках (украинском: месяц - Луна и календарная единица).

Началась дифференциация математических знаний, так как зарождение частного землевладения вызвало к жизни, как показывает само название этой науки, зачатки геометрии, то есть "землемерия". Подобным образом происходило развитие и других отраслей знаний. Изобретение таких усовершенствованных сухопутных и водных транспортных средств, как воз и парусный корабль, способствовали развитию не только математики, но и механики. С возникновением рудных металлов зародилось металловедение.

Подытоживая, надо отметить, что в течение трех периодов, еволюционизировалась культура первобытного общества, усложнялись и совершенствовались орудия труда, жилье, одежда, формы человеческих коллективов, семейно-брачных отношений, возникали общественные разделения труда, специализация, зарождалась частная собственность, родовая община превратилась в соседскую или территориальную, развивалась мифология, религиозные верования, положительные знания, искусство, которое несло на себе отпечаток мужества, простоты и силы. Культурные достижения первобытных людей стали пьедесталом, на котором возводилась первая, доиндустриальная цивилизация.