Племенной центр ильменских славян карта. «Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй

Удобная навигация по статье:

Какие племена были у восточнославянских народов?

Согласно информации, большая часть которой была получена в результате исследования древних письменных источников и археологических находок, племена восточных славян отделились из индоевропейской общности приблизительно в сто пятидесятом году до нашей эры, после чего их численность и влияние стали стремительно увеличиваться.

Как возникли племена восточных славян?

Первые упоминания о многочисленных племенах венедов, а также склавинов и антов (именно так в те времена называли первые славянские этносы) присутствуют в рукописях греческих, византийских, римских, а также арабских авторов. О ранних временах также можно почерпнуть информацию из русских летописей.

Само же дробление этого народа на восточных, западных и южных, согласно утверждениям некоторых учёных, происходит из-за их оттеснения иными народами, что было не редкостью в тот период (времена великого переселения народов).

Южнославянские (болгарские, словенские, а также сербохорватские и македонские) племена – это те общины, которые предпочли остаться на территории Европы. Сегодня они считаются прародителями сербов, черногорцев, хорват, болгар, а также словенцев и боснийцев.

К племенам западных славян (сленжанам, полянам, поморянам, а также богемам и полабам) учёные причисляют славян, переселившихся в северные широты. От этих общин, согласно авторам самых популярных версий появления славянских народов, произошли чехи, поляки и словаки. Южные и западные славянские племена были, в свою очередь, захвачены и ассимилированы представителями других народов.

Восточнославянские племена, к которым учёные относят тиверцев, белых хорват, северян, волынян, полочан, древлян, а также уличей, радимичей, бужан, вятичей и дреговичей, состоят из славян, переселившихся на территорию так называемой Восточноевропейской равнины. Потомками вышеперечисленных племён сегодняшние историки и исследователи-славянофилы считают украинцев, русских и белорусов.

Таблица: восточнославянские племенные союзы

Схема: восточные славяне в эпоху “Великого переселения народов”

Как племена славян сосуществовали с иными народностями?

Большая часть славянских племён была вынуждена перебраться на территории центральной Европы, в частности, на земли когда то великой римской империи, распавшейся в 476 году. При этом, завоеватели этой империи формировали в этот период новую государственность, которая хоть и базировалась на опыте наследия Римской империи, но отличалась от неё. В то же время территории, выбранные восточнославянскими племенами, не были так развиты в культурном плане.

Некоторые племена славян поселились на берегах озера Ильмень, впоследствии основав на этом месте город Новгород, другие – решили продолжить путь и обосновавшись на берегах реки Днепр, основали там город Киев, ставший впоследствии матерью городов русских.

Примерно к шестому-восьмому столетию восточные славяне смогли занять всю территорию Восточноевропейской равнины. Соседями их были финны, эстонцы, литовцы, лаьыши, мансы, ханты, а также угры и коми. Стоит отметить, что согласно имеющимся историческим данным, заселение и освоение новых территорий проходило мирно, без каких-либо военных действий. Сами же восточные славяне не враждовали с вышеперечисленными народами.

Противостояние восточных славян кочевникам

А вот на территориях, располагающихся на востоке и юго-востоке складывалась в это же время совершенного другая ситуация. В данных регионах равнина соседствовала со степью и соседями славянам там стал кочевой народ, называющийся тюрки. Регулярные набеги степных кочевников разоряли славянские поселения около тысячи лет. При этом, тюрки формировали свои государства на юго-восточных и восточных границах восточных славян. Их самое большое и мощное государство Аварский каганат, существовало в середине пятисотых годов и пало в 625 году, после распада Византии. Однако в седьмом-восьмом столетии на той же территории расположилось Булгарское царство. Большая часть булгар, обосновавшихся у среднего течения Волги, образовали государство вошедшее в историю как Волжская Булгария. Оставшиеся булгары, которые обосновались у Дуная сформировали Дунайскую Булгарию. Немного позже, вследствие ассимиляции представителей южнославянских племён с переселенцами-тюрками появился новый народ, назвавшийся болгарами.

Территории, освобождённые булгарами, заняли новые тюрки – печенеги. Этот народ впоследствии основали Хазарский каганат, на степных территориях, располагающихся между берегами Волги и Азовским с Каспийским морями. Позже племена восточных славян были порабощены хазарами. При этом восточные славяне обязались выплачивать Хазарскому каганату дань. Такие отношения славянских восточных племён с хазарами продолжались вплоть до девятого столетия.

Каковы веки, таковы и человеки.
Русская пословица

Цели урока: Уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; уметь определять по карте территорию древних славян; уметь охарактеризовать особенности занятий; отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития.

План урока:

  1. Славянские племена.
  2. Расселение восточнославянских племён.
  3. Занятия. Развитие хозяйства восточных славян

Основные понятия: союзы племен, родовая община, соседская община, путь «из варяг в греки»

Ход урока

I. Фронтальная беседа по основным вопросам темы предыдущего урока

II. Изучение нового материала

Объяснение учителя.

Первые упоминания о славянах относится к I–II векам н.э. Тацит, Плиний, Птолемей сообщают, что славяне населяли бассейн Вислы.

Итак, кратко суть проблемы происхождения славян можно свести к следующим положениям:

  1. Славяне являются коренным населением Восточной Европы. Они имеют единый корень и ведут своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности и являются неотъемлемой частью её.
  2. Славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже н.э. и не имеют единого корня, то есть основа славянской общности полиэтнична.
  3. Было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Тем не менее, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает определённой роли других народов в славянском этногенезе (в происхождении славян).

Славяне – часть индоевропейской общности, они имеют единый этнический корень и являются коренным населением Восточной Европы.

Славянский язык относится к индоевропейской языковой системе. Сформировавшись около V-IVтыс. до н.э., эта языковая группа в IV-III тыс. до н.э. переживала время распада, связанного с расселением индоевропейских племён. Расселение это пришлось на время неолита – нового каменного века. Не случайно историки говорят о неолитической революции , то есть о переходе человека от охоты и собирательства к производственному хозяйству – земледелию и скотоводству. Неолитические племена стали более независимы от природы, мобильными. В поисках новых мест обитания они покидали свою прародину и расходились по территории Азии и Европы. В ходе развития из индоевропейцев выделились восточная (индийцы, иранцы, армяне) и древнеевропейская языковые группы. Последняя послужила основой возникновения западноевропейской (германской, французской, итальянской) и славянской групп.

Наши предки называли себя славянами , также и словенами. от каких же слов пошло название «славяне» и «словены»? (Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово» )

К VII-IX восточная ветвь славянства населяла значительную часть великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Черного моря. Размещение восточнославянских племён подробно описано летописцем Нестором (Все исторические произведения Древней Руси начинались со слов «В лето…», позже их слали называть летописями.) . Причём, расселение племён, данное в Повести Временных Лет подтверждается археологическим материалом.

Работа с учебником: Учащиеся (работа по группам ), пользуясь картой и учебником, составляют таблицу

Расселение восточнославянских племён

Название племенного союза Место расселения
Поляне Среднее течение Днепра (Киев)
Древляне В бассейне реки Припять, город Искоростень (северо-запад Киева)
Дреговичи На территории современной Беларуси (левобережье Припяти)
Полочане Среднее течение Западной Двины при впадении в реку Полот, главный город Полоцк (бассейн Западной Двины)
Ильменские славене (или словене) Вокруг озера Ильмень. Главный город Новгород
Северяне В бассейнах рек Десна, Сейм и Сулла. Город Чернигов (левобережье Днепра)
Радимичи По рекам Сож и Сейм (между Днепром и Сожжем)
Кривичи Верховья Западной Двины и Днепра, главный город Смоленск (верховья Волги, Днепра, Двины)
Вятичи В лесных чащах междуречья Оки, Клязьмы и Волги, города Ростов и Суздаль (район Оки и Москвы-реки)
Волыняне (бужане) По реке Буг (верховья южного Буга)
Уличи Нижнее Преднепровье, побережье Черного моря (Поднестровье)
Тиверцы Между реками Днестр и Прут (Поднестровье)
Белые хорваты Закарпатье

Вывод: Зона расселения восточных славян была лишена естественных границ, поэтому была «открыта» как вторжениям, так и культурным влияниям и воздействиям соседних народов.

Напоминаем, что после второго общественного разделения труда на смену родовой общине приходит соседская (территориальная)

Запись в тетрадях:

Родовая община – коллектив кровных родственников, которые имеют общую собственность и вместе ведут хозяйство.

(Пояснение учителя : Одной из причин перехода к соседской общине была смена подсечного земледелия пахотным .

Пахотное земледелие – вид земледелия, не требовавший трудоемкой работы по обработке земли, так как земля была уже расчищена предшествующими поколениями, но восстановившая плодородность. Такой участок могла обработать одна семья)

Запись в тетрадях:

Соседская община – более дробное объединение, основанное на выделении из рода отдельных малых семей.

(Пояснение учителя :В обществе постепенно усиливается значение отдельной личности, отдельной семьи. Зарождалось право частного владения, частной собственности.)

Запись в тетрадях:

Частная собственность – форма собственности, при которой средства производства и продукты труда принадлежат частным лицам.

Занятия. Развитие хозяйства восточных славян


Среднее Поднепровье – наиболее благоприятный регион для хозяйственной деятельности. Но в то же существовали различия в системе земледелия восточных славян живущих на юге и на севере.

Работа с учебником: Учащиеся (работа по группам – юг и север, в конце урока обмениваются подобранными данными, окончательно формирую таблицу – задание на дом ), используя материал учебника составляют таблицу

Развитие хозяйства восточных славян

Поселения Юг Север
Был недостаток воды и постоянные опасности, люди селились крупными массами, скучивались в огромные сёла.
На Юге было много городов, служивших центрами торговли
Болотистая и лесистая местность, было мало сухих мест. Преобладали сёла с незначительным населением (3-4 двора).
Городов было мало
Земледелие В южных районах плодородных земель было больше, и свободные участки просто засевали. Когда через несколько лет земля истощалась перебирались на новый участок. Позднее, в VII-VIII вв., появилось пашенное земледелие с двупольем и даже трехпольем.
Перелог:
2-3 года пользовались землёй, а когда почва истощалась, переходили на другое место
Большие лесные массивы препятствовали земледелью.
Подсечно-огневая система:
1 год: вырубали лес
2 год: высохшие деревья сжигали и, сеяли зерно прямо в золу, используя её как удобрение. Через 2-3 года земля истощалась, приходилось переходить на новый участок.
с/х культуры земледельческие: рожь, пшеница, ячмень, просо
огородные: репка, капуста, свёкла, морковь, редька, чеснок
технические: лён, конопля
Орудия Соха, рало, плуг с железным лемехом Топор, мотыга, соха, заступ
Скотоводство С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне выводи виней, коров, мелкий рогатый скот.
Волы Лошади
Промыслы Собирательство и охота продолжают играть существенную роль в жизни славян. Основные промыслы: лыкодерство, зверогонство, солеварение, бортничество, охота и рыболовство Хлебопашцам севера побуждения расширять пахоту не было, т.к. земля была бедной, вспахивать её было тяжело, были сильно удалены от крупных рынков. В восполнение скудного заработка от хлебопашества жители обращались к промыслам: лыкодерство, зверогонство, солеварение, бортничество, охота и рыболовство
Торговля Главным в хозяйстве была внешняя торговля.
Торговали хлебом, воском, мёдом, мехом с Римом и Византией
Слишком удалён от приморских рынков, внешняя торговля не стала движущей силой народного хозяйства
Путь «из варяг в греки» (конец IX в.)
По Днепру возле Смоленска волоком до Ловоти в оз. Ильмень в Волхов в оз. Нево в Варяжское (Балтийское) море до Рима до Царьграда (Константинополь – Византия) Понтийское (Русское, Черное) море.
Внутренний рынок был развит слабо, в основном происходил обмен сельскохозяйственной продукции на ремесленные изделия

Работа с картой: Покажите на карте торговый путь «из варяг в греки».

Домашнее задание

ЗАДАНИЕ А

  1. Сформировать таблицу «Развитие хозяйства восточных славян»
  2. Внимательно прочитать таблицы, выбрать главное и выучить .

ЗАДАНИЕ Б

Ответить на вопросы и выполнить задание письменно .

  1. Древние русичи приветствовали друг друга: «Ой ты гой еси…» Чего желали они таким образом?
  2. Как в Древней Руси называли Балтийское море?
  3. Славянские племена дреговичей жило на болоте, поляне – в полях, а глее жили древляне ?
  4. Территорию современной Московской области заселяли древляне или вятичи?
  5. Какому крупнейшему летописцу принадлежат слова, которым уже более восьми веков: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…»?
  6. Что в старых русских пословицах означало число «семь» ?
  7. Древние авторы словом «Русь» называли государственное образование, сложившееся в районе
    1. Волги
    2. Прикарпатья
    3. Среднего Преднепровья
  8. Основным занятием восточных славян в VI-IX вв. являлось
    1. земледелие
    2. ткачество
    3. бортничество
    4. прядение

Происхождение славян. Расселение и занятия восточных славян.

В истории вопрос о происхождениии первоначальном расселении славян называется вопросом о «прародине» славян. Всегда ли жили славяне там, где живут сейчас?

Самый первый взгляд на эту проблему обосновал монах Киево-Печерского монастыря Нестор – летописец (12век), который поселил славян в верховьях Дуная в римской провинции Норик. Дунайской версии происхождения славян придерживались и такие видные российские историки 19 века, какС.М.Соловьев и В.О.Ключевский.

По мнению советского ученого академика Бориса Рыбакова праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы от Одера до Дне9пра. Эта полоса, протяженностью с севера на юг около 400 километров, а с запада на восток около 1,5 километров подпиралась на западе горами Европы Татрами и Судетами, на севере доходила до Балтийского моря. Восточная половина праславянской территории ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днепра и Ю. Буга и бассейном реки Рось.

Славяне принадлежат к индоевропейской семье народов, в которую также входят германские, кельтские, иранские греческие и индийские народы. В источниках под своим именем славяне появляются сравнительно поздно в 6 веке у готского историка Иордана в греческой транскрипции «склавены». Они известны также под именами венеты, анты, склавены. Причем он говорит также, что венеты, наиболее древнее название славян. Еще раньше о венетах писали античные авторы: Полибий (3 – 2 в. до н.э), Тит Ливий (1 в. н.э.), Птолемей (2 в. н.э.), Тацит (2 в. н.э.).

С конца 4 века славяне включились в мировой миграционный процесс, известный в истории под названием «великое переселение народов». Великое переселение народов началось с вторжения тюркоязычных народов – гуннов, пришедших из Центральной Азии в Причерноморские степи. Они разбили готов, которые ушли на Балканы и в Западную Европу. Задетые гуннами и другими тюркоязычными народами, славяне расселились по трем основным направлениям, которые предопределили постепенное разделение их на три основные ветви – южные, западные и восточные:

На юг – на Балканскмй полуостров. Там впоследствии стали жить южные славяне. К ним относятся сербы, болгары, черногорцы, боснийцы, словенцы, хорваты;

На восток и север – по Восточноевропейской равнине расселились восточные славяне – русские, украинцы и белорусы;
- на запад, на среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы переселились западные славяне – поляки, чехи и словаки.

В восточной Европе славяне встретились с финно-угорскими племенами и расселились среди них. Расселение славян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хватало на всех. Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине. В 6 веке они объединились в союзы племен. Племя – это объединение родов. В свою очередь племенной союз - формирование, в которое входят несколько племен, связанных не столько единством происхождения, а районом проживания, поскольку территориальные связи преобладали над родовыми.


На среднем течении Днепра и по реке Рось жили поляне;

К северу от них – северяне;

К северу- западу – древляне;

На реке Припять – дреговичи (от «дрягва» - болото);

На реке Сож – радимичи;

На Ильмень – озере и реке Волхов – ильменские словене;

В районе Смоленска и севернее – кривичи;

На северо – востоке (район реки Оки) –вятичи;

На юго – западе (Западная Украина) - уличи, тиверцы, белые хорваты, волыняне.

Соседями славян на севере были северные люди (норманны), которые жили по берегам Балтийского моря в Скандинавии. На Руси их звали варягами (вар – море). Скудные земли Скандинавии выталкивали большие отряды искателей добычи и славы. Во главе этих отрядов стояли викинги. Варяги были прекрасными мореходами и воинами и представляли большую опасность для Европы и восточных славян. Пик вооруженных набегов варягов на земли восточных славян был в 9 веке.

На юге в причерноморских степях кочевали тюркоязычные народы – до 1036 года печенеги , а после их разгрома Ярославом Мудрым их место заняли половцы . Эти кочевники часто нападали на близ лежащие славянские территории.

На Нижней Волге и Придонье в 7 веке образовалось сильное воинственное государствоХазарский каганат. Столицей этого государства был Итиль на нижней Волге. В основном хазарское население было масульманами, однако верхушка хазар приняла религию древних евреев иудаиз м. Это государство жило за счет взимания торговых пошлин, поскольку контролировало нижнюю Волгу, и частых набегов на восточно-славянские земли. Поляне, северяне и радимичи одно время должны были выплачивать им дань.

Через Черное море располагались обширные и богатые владения Восточной Римской империи (Византии) , куда часто с военными и торговыми походами ходили славяне.

На востоке соседями славянских народов были финно-угорские племена – меря, мурома, мордва, марийцы. В 7 веке на средней Волге и Каме было образовано государство Волжская Булгария. Оно долгое время представляло опасность для Руси.

На западе славяне соседствовали с поляками и венграми.

На складывание государства, занятия его жителей влияют такие факторы, как географическое положение, климатические и природные условия. Место расселения восточных славян – это Восточно-Европейская равнина. В отличие от Западной Европы она лишена больших гор. Равнинный рельеф способствовал тесному общению и сближению восточноевропейских племен, с одной стороны. С другой стороны, равнина и отсутствие естественных препятствий облегчало завоевательные походы соседей. Тем более, что Восточно-Европейская равнина лежала на соединении путей из Азии в Европу.

Климат был резко континентальный: на смену жаркому и короткому лету приходит долгая и снежная зима. Территория расселения восточных славян изобиловала лесами и реками.

Эти природные условия обусловили образ жизни и основные занятия славян.

Восточнославянские племена

Русская часть Восточно-Европейской равнины заселялась волнообразно, племенами, принадлежащими к «антской» и «склавенской» группам славянского этноса. Колонизация этих земель происходила в двоякой форме: как в виде относительно единовременных перемещений больших племенных групп, так и путем постепенного «расползания» отдельных родов и семей. В отличие от южного и западного направлений славянской колонизации, освоение большей части восточноевропейской территории (ее лесной зоны) осуществлялось большей частью мирно, без каких-либо серьезных столкновений с туземным финским и балтским населением. Основным противником человека в этих местах был не враждебно настроенный чужак, а безлюдные дремучие леса. Лесную часть страны на протяжении многих столетий приходилось не столько завоевывать, сколько заселять.

В южной, лесостепной зоне, напротив, славянам пришлось выдержать изнурительную борьбу, но не с местным населением, а с пришлыми кочевыми ордами. Так, по меткому замечанию одного историка, русская история с самого своего начала как бы раздвоилась: в ней, наряду с собственно европейской историей, всегда являвшейся подлинной основой национально-государственной и культурной жизни русского народа, возникла навязанная и неотвязчивая азиатская история, изживать которую русскому народу пришлось на протяжении целого тысячелетия ценой неимоверных усилий и жертв (Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 - 1462). Изд. 2-е, исправленное. СПб., 1999. Т. 1. С. 43 ). Но сам этот труд по изживанию азиатской истории был подлинно европейским трудом — медленным, упорным и крайне тяжелым преодолением варварства посредством цивилизации и культуры.

«Повесть временных лет» перечисляет следующие восточнославянские племена, расселившиеся во второй половине I тысячелетия между Балтийским и Черным морями: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, бужане (или волыняне, осколки племенного объединения дулебов), белые хорваты, северяне, угличи и тиверцы. Некоторые из этих племен известны под их собственными именами и другим средневековым авторам. Константин Багрянородный знает древлян, дреговичей, кривичей, северян, словен и лендзян (видимо, выходцев из района современного Лодзя); Баварский географ сообщает о бужанах, волынянах, северянах и угличах; арабские историки, отдавая предпочтение в своих сообщениях общему термину «славяне» («ас-сакалиба»), особо выделяют среди них волынян-дулебов. Большая часть восточнославянских племен, населивших Русскую землю, принадлежала к «склавенской» ветви славянства, за исключением северян, угличей и тиверцев — «антов» византийских хроник.

В заселении земель древней Руси участвовали подчас те же славянские племена, которые колонизовали Балканы и западноевропейские территории. Археологически это подтверждается, например, находками в лесной зоне Восточной Европы (в Днепровско-Двинском и Окском бассейнах) так называемых лунничных височных колец, чье происхождение прочно увязывается со Среднедунайскими землями, где они были весьма распространенным украшением местных славян — дрогувитов (дреговичей), северян, смолян (являвшихся, вероятно, родственниками древнерусских кривичей, чьим главным городом был Смоленск), и хорватов, которые первоначально обитали в Верхнем Повисленье и на землях современных Чехии и Словакии (Седов В. В. Лунничные височные кольца восточнославянского ареала. В кн.: Культура славян и Русь. М., 1998. С. 255 ).

С продвижением на север носителей лунничных височных колец, скорее всего, связана популярность «дунайской темы» в русском фольклоре, особенно удивительная в былинном эпосе севернорусских земель. Дунай, на берегах которого славяне осознали свою этническую самостоятельность и самобытность, навсегда остался в народной памяти колыбелью славянства. Летописное известие о расселении славян по Европе с берегов Дуная, по-видимому, следует рассматривать не как ученую, литературную, а как народную, долетописную традицию. Слабые отголоски ее слышатся в некоторых раннесредневековых латинских памятниках. Анонимный Баварский географ IX в. упоминает некое королевство Zerivani (Сериваны) на левом берегу Дуная, откуда «произошли все славянские народы и ведут, по их словам, свое начало». К сожалению, это название несоотносимо ни с одним из известных государственных образований раннего Средневековья. Еще более ранний Раввенский аноним поместил прародину славян «в шестом часу ночи», то есть опять же в Подунавье, к западу от сарматов и карпов (жителей Карпат), которые, согласно этой географо-астрономической классификации, обитали «в седьмом часу ночи». Оба автора писали свои сочинения в то время, когда у славян еще не было письменности, и, следовательно, почерпнули свои сведения из их устных преданий.

Реки вообще привлекали к себе славян — этого поистине «речного» народа, — как это отмечали еще византийские писатели VI в. «Повесть временных лет» свидетельствует о том же. Общие контуры расселения восточнославянских племен всегда соответствуют в ней речным руслам. Согласно известию летописца, поляне осели по среднему Днепру; древляне — к северо-западу от полян, по реке Припяти; дреговичи — к северу от древлян, между Припятью и Западной Двиной; бужане — к западу от полян, по реке Западный Буг; северяне — к востоку от полян, по рекам Десне, Сейму и Суле; радимичи — к северу от северян, по реке Соже; вятичи продвинулись на восток дальше всех — к верховьям Оки; поселения кривичей протянулись вдоль верховьев Днепра, Волги и Западной Двины; озеро Ильмень и река Волхов, занятые ильменскими словенами, обозначили северную границу расселения, а Днестр и Южный Буг, освоенные тиверцами и угличами, — южную.

Арабские источники и Прокопий Кесарийский сообщают о продвижении славян еще дальше на восток — в Донской бассейн. Но закрепиться здесь им не удалось. В XI - XII столетиях, когда создавалась «Повесть временных лет», эти земли (за исключением Тмутороканского княжества) давно и безраздельно принадлежали кочевым племенам. Память о пребывании на них славян была утрачена, поэтому летописец и не включил Дон в число рек, по берегам которых «сели» наши предки. В целом летописное свидетельство о расселении восточных славян отличается высокой степенью достоверности и в главных чертах подтверждается другими письменными источниками, археологическими, антропологическими и лингвистическими данными.

Два миграционных потока в древнерусские земли

Итак, восточнославянский этнос не знал ни племенного, ни диалектного единства, ни общей «прародины», каковой вплоть до недавнего времени безоговорочно признавалось Среднее Поднепровье. В сложном процессе расселения восточных славян выделяются два основных потока, берущих свое начало на обширных территориях от низовьев Вислы до северодунайских земель. Направление одного из них пролегало через Южную Прибалтику в междуречье Днепра и Западной Двины, где он раздваивался: северо-восточный его рукав (ильменские словене и, отчасти, кривичи) ответвлялся в псковско-новгородские края, а юго-восточный (кривичи, радимичи и вятичи) «загибался» в бассейны Сожи, Десны и Оки. Другой поток устремлялся по Волыни и Подолии в Среднее Поднепровье (поляне) и, разветвляясь, уходил на север, северо-запад и северо-восток (древляне, дреговичи, северяне).

Рассмотрим каждый из этих потоков, присвоив им условные названия «северный» и «южный».

В северо-западных землях Древней Руси славянское население появилось не позже V в. — именно к этому времени относится возникновение культуры псковских длинных курганов, разбросанных по берегам Псковского озера, рек Великой, Ловати, Мсты, Мологи и частично Чадогощи. Ее археологический облик (вещевой инвентарь, погребальная обрядность и т. д.) резко отличается от местных балто-финских древностей и, напротив, находит прямые аналогии в славянских памятниках на территории Польского Поморья. С этого времени славяне становятся основным населением этого региона (Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. С. 213 - 216 ).

Следующая волна «северного» потока славянского переселения археологически представлена браслетообразными височными кольцами — характерными женскими украшениями, не свойственными ни одной из финно-угорских и балтских культур. Очагом этого миграционного движения было Повисленье, откуда славянские племена, носители браслетообразных колец, заселили западную часть ареала культуры псковских длинных курганов, продвинулись в Полоцкое Подвинье, Смоленское Поднепровье и далее на восток в междуречье Волги и Клязьмы, достигнув в IX - X вв. южных берегов Белоозера. Местное финское и балтское население было довольно быстро подчинено и отчасти ассимилировано пришельцами.

Почти одновременно в эти же земли пришли дунайские смоляне, чьим отличительным признаком являются лунничные височные кольца. Эти разные группы славянского населения объединились в мощный племенной союз кривичей. Летописец отметил, что кривичи обитали «...на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра, их же град есть Смоленск»; они же были «первии насельници... в Полотьски», в их земле стоял Изборск. О том, что кривичи были пограничным населением всего древнерусского Северо-Запада, свидетельствует, в частности, латышское название русских — krievs («криевс»).

Другим местом оседания славян, участников «северного» колонизационного потока, было северо-западное Приильменье и исток Волхова. Наиболее ранние славянские памятники (культура новгородских сопок) датируются здесь VIII в. Большая их часть сосредоточена по берегам Ильменя, остальные рассеяны в верховьях Луги, Плюссы и бассейне Мологи.

Что касается радимичей и вятичей, то современные данные полностью подтверждают летописное известие об их происхождении «из ляхов». Но если радимичи, подобно ильменским славянам и западным кривичам, сохранили южнобалтийский антропологический тип, то вятичи унаследовали некоторые расовые черты финно-угорского населения Восточно-Европейской равнины.

«Южный» поток хлынул на Среднерусскую равнину несколько позднее. Заселение славянами Среднего Поднепровья и лесостепной полосы с ее черноземными просторами началось в последних десятилетиях VII в. Два обстоятельства способствовали этому: во-первых, уход из Северного Причерноморья булгар и, во-вторых, образование в степях между Волгой и Доном Хазарского каганата, который временно перекрыл воинственным заволжским кочевникам — печенегам и венграм — дорогу на запад; в то же время сами хазары почти не беспокоили славян на протяжении всей первой половины VIII в., так как были вынуждены вступить в длительную войну с арабами за Северный Кавказ.

Впрочем, заселяя Поднепровье, славяне еще долго предпочитали держаться лесных массивов, по долинам рек спускавшихся в степи. В VIII в. здесь возникает раннеславянская роменская культура. В следующем столетии славянские поселения продвигаются еще дальше в глубь степей, как это можно видеть по памятникам боршевской культуры на Среднем и Нижнем Дону.

Антропологические исследования показывают, что в заселении лесостепной полосы принимали участие славянские племена, принадлежащие как к балтийскому антропологическому типу (высокий лоб, узкое лицо), так и к среднеевропейскому (низкий лоб, широкое лицо).

Расселение славян на древнерусских землях сопровождалось стычками между племенами, порой принимавшими весьма ожесточенный характер. Столкновения были вызваны покушениями на соседнюю территорию, прежде всего на охотничьи угодья.

Конфликты этого рода были, вероятно, повсеместным явлением, но «Повесть временных лет» запомнила только один из них: поляне, по словам летописца, «быша обидимы древлянами и окольними». Обидеть племя или народ — значит, нарушить добрососедские отношения. Следовательно, речь идет о каком-то попрании прав полян на занимаемую ими территорию со стороны соседних племен.

Похоже, суть конфликта проясняет одна из былин киевского цикла, сохранившая реалии «докиевской» эпохи. Однажды, во время очередного «почестного пира» в Киеве, к князю Владимиру явились его слуги — и в каком виде?

Все они избиты-изранены.
Булавами буйны головы пробиваны,
Кушаками головы завязаны.

Оказалось, что они «наехали во чистом поле» на толпу неизвестных «молодцов» — «за три ста и за пять сот», которые «избили-поранили» княжьих людей, «повыловили» всю «белую рыбицу», «повыстрелили туров-оленей» и «повыхватали ясных соколов». Обидчики назвались «дружиною Чуриловою». В дальнейшем выясняется, что этот Чурила Плёнкович живет «не в Киеве», а «пониже малова Киевца» (на Нижнем Дунае), причем своим могуществом и богатством он превосходит князя Владимира — двор у него «на семи верстах», обнесен «железным тыном», а «на всякой тынинке по маковке, а и есть по земчужинке». Эта былина как будто является фольклорным вариантом летописного известия о нападении «древлян и окольних» на угодья полян.

Два независимых друг от друга миграционных потока, вобравшие в себя разные группы славянских племен, обусловили «двуполюсное» развитие ранней русской истории. Русский юг и русский север долгое время шли если не совсем различными, то вполне самостоятельными путями. Охотно подчеркивая свои отличия друг от друга, они слишком часто забывали о том, что их объединяло. И в конце концов историческая задача достижения государственного и народного единения оказалась не по силам ни одному, ни другому. Поэтому можно сказать вслед за С. М. Соловьевым, что Новгородская и Киевская земли были не двумя центрами, а двумя главными сценами нашей древней истории. Подлинное средоточие Русской земли находилось не там и обнаружило себя не сразу. Зерно ее государственности — Владимиро-Суздальская Русь — медленно вызревало в стороне от кипучей жизни древнерусского пограничья.

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.