Понятие профессиональной деформации личности. Причины и виды профессиональной деформации личности

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология труда, инженерная психология и эргономика »

Понятие профессиональной деформации личности



Введение

Нормальное профессиональное развитие

Понятие профессиональной деформации

Причины и виды профессиональной деформации личности

Заключение


Введение


Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет) выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.

Специалисты утверждают, что зачастую так или иначе профессия накладывает отпечаток на личность человека, меняет его поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества в противоположную сторону. Это способно приводить к малоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей.

.Нормальное профессиональное развитие


Образец нормы развития человека в профессиональной деятельности задан представлением о свойствах субъекта труда и модели желательных для общества особенностей его сознания как субъекта труда . Развитие личности и психики человека в период профессионализма подчиняется общим законам психологии развития, к которым можно отнести положение о детерминирующей роли выполняемой субъектом деятельности, В предметного и функционального содержания. Но, вместе с тем, сама деятельность и среда оказывают не прямое воздействие на личность субъекта и его психику, а опосредованное внутренними условиями субъекта (смысловой оценкой субъектом выполняемой деятельности, его способностями, состоянием здоровья, опытом) .

Нормальный труд - это труд безопасный и здоровый, свободный от внеэкономического принуждения, высокопродуктивный, качественный, осмысленный. Такой труд - основа для нормального профессионального развития личности его субъекта. Работник, занятый им, имеет возможность самореализации, проявляет свои лучшие качества и развивается всесторонне и гармонично. Идеал прогрессивного развития личности в труде предполагает, что человек осваивает все более сложные виды профессиональных задач, накапливает опыт, который остается востребованным обществом. Человек получает удовлетворение от процесса труда, его результата, он участвует в построении замысла труда, В реализации, в совершенствовании средств деятельности, в Производственных отношениях; он может гордиться собой, достигнутым социальным статусом, может реализовать идеалы, одобряемые обществом, ориентированные на гуманистические ценности. Он успешно преодолевает постоянно нарождающиеся противоречия развития и конфликты. И это прогрессивное развитие происходит постепенно, сменяясь регрессивным, когда начинают преобладать периоды декомпенсации (обусловленные возрастными изменениями и болезнями).

Полезно опираться также на некий эталон психического здоровья взрослого человека трудоспособного возраста, включающий следующие ориентиры: разумная независимость, уверенность в себе, способность к самоуправлению, высокая работоспособность, ответственность, надежность, настойчивость, умение договариваться с коллегами по работе, способность к сотрудничеству, способность подчиняться правилам работы, проявлять дружелюбие и любовь, терпимость к другим людям, выносливость к фрустрации потребностей, чувство юмора, умение отдыхать и расслабляться, организовывать досуг, находить хобби.

Не всякий вид труда содержит в себе в одинаковой мере истоки благотворного влияния на развитие его субъекта. Существующие виды профессионального труда часто актуализируют одни стороны психики, личности (и тем самым стимулируют их развитие), в то время как другие оказываются невостребованными и по общим законам биологии их функционирование снижается. Возникают предпосылки формирования предпочтительно развиваемых ущербных качеств субъекта труда, которые некоторые исследователи предлагают обозначать как профессионально обусловленные акцентуации личности. Они проявляются в разной степени и характерны большинства работников, вовлеченных в профессию и проработавших в ней длительное время.


.Понятие профессиональной деформации

профессиональный деформация личность

Выраженные изменения психических функций и личности под влиянием профессиональной деятельности называть профессиональными деформациями. В отличие от акцентуаций, профессиональные деформации оцениваются как вариант нежелательного негативного профессиональной развития.

Что же считать профессиональными деформациями личности в отличие от закономерных проявлений развития психических функций и личности в деятельности? Е. И. Рогов предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям.

Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности... Профессиональная деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности" .

Так же можно рассматривать явления профессиональной деформации личности как адекватные, эффективные и потому прогрессивные в рамках профессиональной деятельности, выполняемой субъектом, но одновременно регрессивные, если иметь в виду жизнедеятельность человека в широком смысле, в социуме. Основанием для такого понимания может быть то, что, с одной стороны, профессиональные деформации личности детерминированы процессом труда, а с другой - имеют внутри субъектные предпосылки. Так, большинство психологов, изучавших проявления профессиональной деформации личности, считают эти феномены негативным вариантом развития личности, отмечая при этом, что они порождены приспособлением субъекта труда к профессиональной деятельности и в ее рамках полезны, но эти приспособления оказываются неадекватными в других, непрофессиональных, сферах жизнедеятельности. Негативная оценка профессиональных деформаций личности основана на том, что они якобы ведут к нарушению целостности личности, снижают ее адаптивность и устойчивость в целом в общественной жизни.

Возможно, профессиональная деформация личности с особой яркостью проявляется у тех людей, для которых выполняемая профессиональная роль непосильна, но они, имея повышенные амбиции, притязания на статус, успех, не отказываются от этой роли.

Сам термин «деформация» предполагает, что происходят изменения некой ранее сложившейся структуры, а не первоначальное формирование личности и ее особенностей в онтогенезе. То есть здесь обсуждаются феномены изменений сложившихся структурно-функциональных особенностей психики, личности, возникающих как следствие длительного профессионального функционирования. Другими словами, профессиональные деформации могут быть поняты как результат фиксации (сохранения) измененных под влиянием трудовой деятельности ранее сложившихся (в той части жизни, которая предшествовала освоению профессии и профессиональной деятельности) функциональных подвижных органов, средств организации поведения человека. Речь идет о деформации установок, динамических стереотипов, стратегий мышления и когнитивных схем, навыков, знаний и опыта, профессионально ориентированных смысловых структур профессионала. Но в таком широком понимании профессиональные деформации - явление естественное, нормальное, повсеместное и широко распространенное, а острота его проявлений зависит от глубины профессиональной специализации, от степени специфичности трудовых задач, используемых предметов, орудий и условий труда (у работников, находящихся по возрасту в первой половине периода зрелости). На эти, нормальные по сути явления, сопровождающие профессиональное развитие в его восходящей, прогрессивной линии, во втором периоде зрелости могут накладываться возрастные ограничения, усиливающие необходимость в избирательности форм активности, компенсаторных проявлениях и других описанных выше формах приспособительного поведения.

Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются «административный восторг», «управленческая эрозия» и «синдром эмоционального выгорания».

.Причины и виды профессиональной деформации личности


1 Причины профессиональных деформаций


Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

Наряду с влиянием длительного осуществления особой профессиональной деятельности на своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда. Особое значение придается таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия.

У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человек оказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально ориентированным.

Е. И. Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте.


2 Виды профессиональных деформаций


Существует несколько классификаций видов профессиональной деформации личности. Е.И. Рогов выделяет следующие деформации. 1.Общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. Чем в большей степени специализированы предмет и средства труда, тем в большей мере проявляются дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. Представители социономического типа профессий в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технономического типа. И даже в рамках одной профессии, например педагога, можно выделить типичных «руссистов», «физкультурников», «математиков»;

Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности (так в среде педагогов выделяются педагоги-организаторы и педагоги-предметники, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности);

Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Например, педагоги начальной школы в своей деятельности выступают в роли организатора, руководителя, наделенного властными полномочиями по отношению к маленьким детям, часто не способным защитить себя от несправедливого обвинения, агрессии. Среди педагогов начальной школы нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритичностью и самоконтролем, такие педагоги оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности.

Зеер Э.Ф. выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформации:

Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

а) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

б) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм).

в) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность).

Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и др. .


Проявления и последствия профессиональных деформаций


Проявления профессиональной деформации имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, взаимодействии с объектом деятельности, во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем, а так же и в среде непрофессиональной деятельности, даже может проявиться в физическом облике.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.

Профессия бухгалтера стала синонимом дотошности и занудства. Профессиональная деформация бухгалтеров проявляется в постоянном стремлении к порядку, четком планировании всего и вся, педантизме, нелюбви к переменам. В семейной жизни это выражается в тяге к поддержанию чистоты и порядка. Такая дотошность может иногда раздражать, зато семейный бюджет всегда будет в полном порядке.

Журналисты часто излишне любопытны. Также эта профессия подразумевает работу с огромным количеством информации, поэтому профессиональная деформация журналистов иногда выражается в поверхностности - они просто не привыкли "копать глубоко". Некоторые журналисты со стажем любят привлекать к себе внимание, много и долго рассказывать, а при общении "перетягивают одеяло на себя", не давая собеседнику и двух слов вставить.

Психолог - это своего рода "сапожник без сапог": он помогает другим, но часто не в силах помочь самому себе. Профессиональная деформация психологов может выражаться в стремлении копаться в чужих проблемах (чаще надуманных) и заваливать человека советами, или же в стремлении манипулировать другими людьми, ведь психолог лучше других знаком с механизмами манипуляции и часто пытается подтвердить теорию на практике.

Стоит отметить еще раз, что профессиональная деформация - это не всегда плохо. Многие полезные профессиональные качества можно и нужно использовать в повседневной жизни. Но с негативными проявлениями профессиональной деформации следует бороться.

А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие последствия профессиональных деформаций: отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии); несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.; упрощенность профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворенность трудом; ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде; рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития; ослабление профессиональных данных (уменьшение профессиональных способностей, снижение работоспособности и т. д.); утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворенности трудом; отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми, деформация профессионального сознания и др.); прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности. Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации.


Заключение


Профессиональная деформация личности - изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Стоит отметить, что это довольно таки обширное явление, которое захватывает все стороны жизни и деятельности личности. Не всегда профессиональная деформация имеет исключительно отрицательно влияние, существуют и положительные стороны этого явления, которые можно и нужно использовать. В целях снижения негативного влияния профессии необходимо принимать ряд мер. В первую очередь это постоянный самоконтроль и соответствующая работа над собой, необходимо научиться разделять профессиональную сферу жизни и не профессиональную. Во-вторых, нивелировать влияние профессии может помочь профессиональная психологическая (при необходимости и психокоррекционная) помощь. Особенно важно проводить такую работу в организациях, где существуют особенные условия для профессиональных деформаций (например, правоохранительные органы).


Список использованных источников


1. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учебник/ Е.А. Климов. - М.: Юнити, 1998. - 350 с.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

Носкова, О.Г. Психология труда: учеб.пособие/ О.Г. Носкова, под ред. Е.А. Климова. - М.: Академия, 2004. - 384 с.

Пуховский, Н.Н. Терапия ментальных расстройств или другая психиатрия: учеб.пособие/ Н.Н. Пуховский. - М.: Акад. Проект, 2003. - 233 с.

Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала/ Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2003. - 336 с.

Зеер, Э.Ф. Психология профессий/ Э.Ф. Зеер. - М.: Акад. Проект, 2003. - 336 с.

Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 258 с.

Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития/ Э.Ф. Зеер. - М.: Акад. Проект, 2004. - 240 с.

Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 312 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Профессия юриста предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека. В какой бы области правоприменительной деятельности он не занимался, его рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситуациями, различного рода конфликтами, требующими принятия решений правового характера, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса. Так, в ходе одного исследования выяснилось, что больше половины опрошенных прокурорских работников под воздействием перегрузок в работе постоянно испытывают отрицательные психические состояния, усталость, апатию, растерянность. Многие из них переживают повышенную тревожность, ощущают малозначительность, ненадежность своего социального, профессионального положения. Практически половина из них жалуется на раздражительность, головную боль, нарушения сна. Все это объясняет достаточно широкую распространенность среди работников правоохранительных органов различных психосоматических расстройств и заболеваний, возникающих под воздействием отрицательных эмоций и состояний.

Профессиональные деформации личности детерминируются многими факторами - объективными и субъективными. К объективным можно отнести: содержание профессиональной деятельности и общения; условия выполнения профессиональных обязанностей; факторы, связанные с социальной макросредой (например, социально-экономические условия жизнедеятельности, повышенная юридическая регламентация труда, многосторонний социальный контроль со стороны государственных и общественных органов, частный конфликтный характер взаимодействий работника с гражданами).

К объективно-субъективным факторам относятся система и организация профессиональной деятельности, качество управления, стиль управления и профессионализм руководителей.

К субъективным - онтогенетические изменения, возрастная динамика, индивидуально-психологические особенности, характер профессиональных взаимоотношений, кризисы профессионального становления личности, служебная необходимость идентифицировать себя с патологическим внутренним миром других людей для их лучшего понимания.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов относятся:

  • 1. Детальная правовая регламентация деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;
  • 2. Наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;
  • 3. Корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения от общества;
  • 4. Повышенная ответственность за результаты своей деятельности;
  • 5. Психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;
  • 6. Экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);
  • 7. Необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т.п.).

К факторам, отражающим особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:

  • 1. Неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;
  • 2. Недостаточная профессиональная подготовленность;
  • 3. Специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);
  • 4. Профессиональный опыт;
  • 5. Профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);
  • 6. Особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;
  • 7. Изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

К факторам социально-психологического характера относятся:

  • 1. Неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;
  • 2. Неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);
  • 3. Низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии 1 .
  • 4. Сущность профессиональной деформации юриста.

Для юридической деятельности особое значение имеют общепрофессиональные и специальные профессиональные деформации. Общепрофессиональные деформации типичны для работников определенной профессии. Это особенности личности и поведения, которые прослеживаются у большей части работников со стажем.

Специальные профессиональные деформации возникают в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей, и каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность.

Общие для юридических профессий проявления профессиональной деформации:

  • 1. Правовой нигилизм. Нигилизм - это отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Правовой нигилизм юристов проявляется в неуважительном отношении к праву и подталкивает решать проблемы доверителя не на правовом уровне. Правовой нигилизм встречается и у представителей следующих юридических специальностей: адвокатов, следователей, оперативных работников и т.п.
  • 2. Эмоциональная холодность, цинизм, доходящий до безразличия к судьбе доверителя. Часто человек, вынужденный прибегнуть к помощи юристов (следователей, адвокатов и т.п.), находится в сложной жизненной ситуации и негативном эмоциональном состоянии. Он испытывает тревогу, страх, переживает депрессию, может быть перевозбужденным или, наоборот, заторможенным. Нередко обстоятельства, в которых находится доверитель, вызывают у него слезы. Сталкиваясь с человеческим горем, некоторые адвокаты остаются черствыми, не способными проявить простое человеческое сочувствие. В профессиональном общении это приводит к обезличиванию клиента, когда он воспринимается как объект воздействия, а его проблемы - как поломка, которую нужно устранить. В повседневном общении это может проявляться как эмоциональная холодность, снижение эмпатии в отношении к близким людям, родственникам.
  • 3. Снижение уровня культуры общения. Подобные проявления наблюдаются у адвокатов, специализирующихся на защите по уголовным делам, и юристов, имеющих дело с определенной категорией клиентов. В процессе бесед, переходя на язык, понятный клиенту, эти юристы усваивают уголовный жаргон и начинают использовать его в повседневном общении. С такими проявлениями деформации можно столкнуться и при общении со следователями, оперативниками, сотрудниками ИТУ. Это может сказаться и в общении с друзьями, родственниками.
  • 4. Формализм, стереотипный подход к решению профессиональных задач. Нередко работа по делам одних и тех же категорий (хулиганство, кражи, ДТП и т.д.) способствует тому, что у адвоката вырабатываются однотипные приемы и методы защиты, блокирующие способность творчески реагировать на появление новых обстоятельств, пропадает индивидуальный подход в работе с доверителями. В личностном общении это может выразиться в стремлении подвести любую жизненную ситуацию под некий стандарт и использовать формальный подход к семейным проблемам 1 .

В трудах, посвященных юридической психологии, особое внимание уделяется профессиональной деформации следователей и работников прокуратуры. Со стороны представителей иных профессий можно услышать, что юристы выглядят погруженными в себя, излишне подозрительными, критически настроенными, циничными, а также продолжают в повседневной жизни тщательно анализировать даже самые незначительные события, оценивают их и прогнозируют дальнейшее развитие.

В связи с тем, что в своей профессиональной деятельности следователь часто сталкивается с обманом, коварством, лицемерием, у него может выработаться повышенная критичность и излишняя бдительность. Одностороннее влияние негативного опыта порой приводит к тому, что он в значительной степени утрачивает веру в людей, готов подозревать всех и каждого в совершении неблаговидных действий, в любом упущении видит умысел, в каждом заподозренном -- преступника. Подозрительность -- один из наиболее опасных признаков профессиональной деформации следователя, ибо она приводит к тенденциозности, которая может отрицательно сказываться и на его работе.

К специфическим деформациям, присущим представителям адвокатской профессии, относятся следующие.

  • - Установка "всех жалко, всех обижают, всем надо помочь". Навязчивое консультирование, принимающее формы поучения, раздача советов окружающим может осложнять повседневное личностное общение.
  • - Завышенная самооценка, позиция "всегда прав". В силу особенностей профессии адвокат должен преуспевать в умении всегда выглядеть в лучшем свете. Без навыков самопрезентации трудно быть успешным в этой профессии, но порой это может принимать гипертрофированные формы: излишняя самоуверенность, изворотливость, неумение признавать свои ошибки.
  • - Противопоставление себя доверителям, позиция "клиент - мой враг". Неумение при заключении соглашения с доверителем четко обозначить круг профессиональных обязанностей адвоката, отсутствие навыка установления доверительных, но деловых отношений с клиентом, неумение провести четкую грань между профессиональным и личностным общением, стремление позднее ограничить круг решаемых правовых проблем клиента, с тем, чтобы он "не садился на голову", приводит к формированию установки "быть всегда настороже с клиентом", "держать ухо востро". Излишняя осторожность, подозрительность, стремление держать дистанцию не способствуют развитию и личных контактов.
  • - Понятие "эмоциональное выгорание" является близким по смыслу, но не тождественным понятию "профессиональная деформация". Чаще синдром эмоционального выгорания встречается у профессионалов, которые вынуждены в процессе выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Эмоциональное выгорание происходит в условиях сильных психических нагрузок и выражается в безразличии, эмоциональном истощении, изнеможении, развитии негативного отношения к своим коллегам и клиентам, в снижении самооценки. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления отрицательных эмоций без соответствующей разрядки. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Служба в ОВД относится к тем видам профессионального труда, условия и характер которых могут оказать травмирующее воздействие на психику (психическая напряженность труда, возможность получения физической травмы или гибели, большая ответственность). Во внешней среде деятельности можно рассмотреть следующие проявления профессиональной деформации работников органов правопорядка:

  • 1. Уверенность и самоуверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, чрезмерное самомнение и завышенная самооценка;
  • 2. Наличие установки на "обвинительный уклон" по отношению к другим людям, чрезмерная подозрительность, грубые ошибки в восприятии и оценке других людей, их действий и поступков;
  • 3. Правовой ригоризм, представляющий собой выраженную установку на ужесточение наказания, применение к правонарушителю более жестких мер наказания безотносительно к особенностям его личности, к ситуации совершенного правонарушения;
  • 4. Стереотип закрытости, стремления к излишней секретности, приданию своей работе мнимой значительности, тенденция к сверх контролю;
  • 5. Перенос своей служебной роли, профессиональных навыков и установок во внеслужебные отношения;
  • 6. Усвоение элементов криминальной субкультуры (уголовного жаргона, норм поведения, обращения к другому человеку и т.д.) и их использование в своей деятельности;
  • 7. Упрощение делового общения, выражающееся в снижении культуры и этики общения с гражданами, обращения на "ты", применении выражений, оскорбительных для других людей, и т.п.;
  • 8. Наличие установки на применение только властных методов воздействия на правонарушителей и других граждан, пренебрежение методами психологического влияния, достижения согласия, разрешения конфликта на основе вербального воздействия и т.д.
  • 9. Педантичность, излишний формализм в работе и затягивание вопросов о принятии конкретных решений в рамках своей компетенции.

Во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами возможны следующие проявления профессиональной деформации:

  • 10. Потеря инициативы в работе, выражающаяся в ориентации только на исполнение приказов и распоряжений руководителей, вышестоящих звеньев управления и забвении своих личных должностных обязанностей и ответственности;
  • 11. Установка на приоритетность текущего процесса деятельности, выполнения текущих задач вне связи с достижением конечных результатов деятельности, имитация активной деятельности;
  • 12. Переоценка старых, привычных методов работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности, инноваций;
  • 13. Установка на совершение формализованных, документально оформленных профессиональных действий при недостаточном внимании к человеку;
  • 14. Профессиональный эгоизм (эгоцентризм), часто блокирующий эффективное взаимодействие работников различных служб органа правопорядка и снижающий результаты совместной деятельности.

Часто проявления профессиональной деформации являются следствием обращения работника к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности: рационализации (объяснения своих незаконных действий интересами раскрытия и расследования преступления и т.п.); вымещения (например, словесного оскорбления задержанных и т.п.); замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности и т.п.); изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне рамок своей правоохранительной системы, сужение коммуникативных связей) и др 1 .

Также наиболее типичными издержками юридической практики являются следующие:

  • - злоупотребление властью (служебным положением);
  • - погоня за процентом раскрываемости правонарушений. Ради процента не регистрируются все заявления о преступлениях, происходит их деление на "важные" и "неважные", поиск формальных поводов для прекращения дел "с согласия потерпевшего", "за малозначительностью" и т.п. Нередко в разряд "серьёзных" попадают такие дела, которые можно побыстрее "оформить" как раскрытые. Стремление схитрить, прежде чем начать работать по раскрытию правонарушения, постепенно становится второй натурой юриста;
  • - стремление сделать любой ценой карьеру, включая использование "обвинительного уклона". Желание подняться по служебной лестнице не путем упорного профессионального труда, а более облегченным, обходным путем толкает юриста к обвинению невиновных людей в правонарушениях с целью дать высокие показатели их раскрываемости. Вместо того, чтобы исходить из принципа "презумпции невиновности", закрепленном в Конституции, юрист проявляет поспешность, нарушает последовательность действий с целью обвинения подозреваемого в правонарушении. При этом разрешительный принцип "дозволено только то, что не запрещено законом", который характеризует деятельность государственных органов и их должностных лиц, переносится на граждан и их объединения;
  • - склонность к конъюнктуре, т.е. стремление идти в ногу со временем во что бы то ни стало. Проявляется в нарушении принципов законности из соображений "быть на уровне" требований времени. Напр., в условиях господства командно-административной системы привлекались к уголовной ответственности лица, не занимающиеся коммерческой деятельностью, но попавшие в кампанию борьбы с хозяйственными преступлениями;
  • - соображения корпоративной солидарности или слепой веры в служебный "мундир". Это выражается в безоглядной вере в действия коллег-юристов;
  • - вмешательство в рассмотрение юридических дел должностных лиц, наделенных властными полномочиями, но не имеющих к ним служебного отношения. Это находит проявление в телефонных звонках, личных переговорах и имеет отношение, как правило, к деятельности следователя или судьи.

Профессиональная деформация выражается в: неприкрытой недобросовестности при рассмотрении дела; плохом представлении о смысле своей работы; использовании устаревших стереотипных подходов к составлению рабочего плана и к его осуществлению; применении однотипных способов общения с клиентами без учета специфики дела и индивидуальности лица, нуждающегося в помощи юриста; сознательном нарушении закона, его обходе; некритическом отношении к выводам коллег-участников расследования дела; нарушении точного и скрупулезного соблюдения всех прав подследственного и подсудимого (отсутствие адвоката); игнорировании принципа презумпции невиновности, что является следствием чрезмерной самоуверенности, подозрительности и других отрицательных психологических качеств.

Содержание статьи:

Профессиональная деформация личности - это состояние, которое отражается на характере человека из-за специфики его трудовой деятельности. Помимо наследственности, социума и различных жизненных обстоятельств, именно она в первую очередь влияет на изменение мировоззрения людей. Следует разобраться в сути данного понятия, которое формирует модель поведения человека.

Описание профессиональной деформации личности

Озвученный термин подразумевает наличие у людей когнитивного искажения личности при некоторой ее дезориентации в социуме. Происходит этот процесс на фоне давления на некоторых особ внутренних и внешних аспектов профессиональной деятельности. Впоследствии подобного прессинга у человека формируется специфический тип личности.

Питирим Сорокин, известный культуролог и социолог, впервые обозначил данное понятие. Рассматривал он его исключительно с позиции негативного влияния производственной деятельности на сознание человека.

В дальнейшем такие ученые, как А.К. Маркова, Р.М. Грановская и С.Г. Геллерштейн, озвучили свою точку зрения относительно профессиональной деформации. Именно они выделили разновидности данного явления, которое не может классифицироваться однотипно.

При данной проблеме следует рассмотреть все перспективы ее разрешения. Иногда ситуацию стоит отпустить, если она не приносит в жизнь человека и его близких людей существенный дискомфорт.

Если дело касается семьи, то подобное изменение сознания может быть полезно. Учитель способен дать своим детям дополнительные знания вне школьной программы прямо на дому. Медик всегда может вылечить родственников, не дожидаясь их похода в поликлинику. Руководящий работник с легкостью организует быт своей семьи и устроит торжественные мероприятия в ней. Главное при этом различать, где заканчивается трудовая деятельность и начинается повседневная жизнь за стенами рабочего места.

В данном случае имеется в виду эмоциональное выгорание, при котором излишне увлеченные своей деятельностью особы разрушают подобным рвением психологический защитный барьер. Психологи также отмечают негативное влияние на человека управленческой эрозии (превращение начальника в деспота) и чувства административного восторга (высокомерного отношения к сослуживцам после повышения в должности).

Причины развития профессиональной деформации личности


Развитие озвученного изменения сознания обычно происходит из-за следующих факторов-провокаторов:
  • Работа не по душе . Далеко не каждому человеку дано самореализоваться в какой-либо приглянувшейся сфере деятельности. Для достижения конкретных результатов в своей профессии необходимо разбираться в ее нюансах и любить дело, которым занимаешься.
    В ином случае создается благодатная почва для возникновения озвученной деструкции личности.
  • Профессиональное сгорание . Довольно часто оно происходит через 10-15 лет после начала трудовой деятельности. Даже любимое дело порядком надоедает при отсутствии других интересов, кроме работы.
  • Возрастные изменения . То, что нравилось в пору юности, иногда способно вызвать оскомину в более зрелый период. По мере взросления у человека может возникнуть профессиональная деформация личности из-за переоценки своих взглядов на жизнь.
  • Монотония . Исключительно дятел способен долбить кору дерева с поразительным постоянством. Мыслящий человек устает от монотонной работы буквально через пару лет после начала занятия каким-либо однообразным делом.
  • Трудоголизм . При излишнем желании достичь всего и сразу происходит существенная нагрузка на организм. Заканчивается она синдромом хронической усталости и профессиональной деформацией.
  • Завышенная планка . Подобные ставки в большинстве случаев обращаются фиаско. Выше головы не прыгнешь, о чем иногда забывают некоторые тщеславные карьеристы.
  • Постоянная стрессовая ситуация . Причины профессиональной деформации в некоторых случаях кроются в изменении сознания, которое возникает из-за систематического прессинга на нервную систему из-за работы с повышенным риском для жизни.
  • Невозможность профессионального роста . Если человек не имеет перспектив своего дальнейшего развития, то он начинает превратно позиционировать себя как личность и теряет интерес к выбранной сфере деятельности.
Озвученные причины профдеформации на каждого человека действуют по-разному. Кому-то они создадут временный дискомфорт, а для кого-то станут основополагающими для дальнейшего поведения в социуме.

Разновидности профессиональной деформации личности


Существует четыре типа влияния производственной деятельности на психику человека:
  1. Общепрофессиональное изменение . В данном случае речь идет о конкретной сфере занятости людей. Полицейскому часто повсюду мерещатся преступники, а педагогу - нарушители внутреннего распорядка школы.
  2. Специальная дисфункция . Конкретная профессия, которая подразумевает гибкость ума, в дальнейшем способна вызвать профессиональную деформацию личности. В качестве примера можно привести адвокатов, которые довольно часто мастерски обходят букву Закона.
  3. Профессионально-типологическое изменение . Обычно оно наблюдается у руководителей компаний. Умение справляться с большим коллективом накладывает на них некоторый отпечаток относительно восприятия существующей действительности.
  4. Индивидуальная деформация . В данном случае речь идет о таких проявлениях искажения сознания, как трудовой сверхфанатизм, неверное понятие о коллективизме и гиперактивности.
Перечисленные виды профессиональной деформации в состоянии серьезно осложнить жизнь человека. В любом случае он становится в итоге жертвой озвученного явления даже при желании на людях казаться победителем.

Основные признаки профессиональной деформации


Необходимо задуматься над изменениями в своей жизни, если ее основой стала следующая модель поведения:
  • Авторитаризм . В разумных пределах он даже полезен для поддержания дисциплины в коллективе. Если руководитель из мудрого наставника превращается в деспота, то речь уже идет о признаках профессиональной деформации.
  • Демонстративность . Подобное качество является отличным способом выделиться среди сослуживцев. Однако оно часто переходит в самолюбование, когда за излишним выставлением себя напоказ теряется ощущение реальности.
  • Догматизм . Озвученная жизненная позиция довольно опасна, если человек занимает руководящую должность. Он видит людей не со всеми проявлениями их слабости, а в виде бездушных роботов.
  • Доминантность . В данном случае речь идет не просто о постоянной готовности вступить в конфликт с коллегами, а о регулярной демонстрации своего превосходства в профессиональной сфере.
  • Индифферентность . У подобных деятелей все разложено по полочкам. Эмоциональная сухость у них сопровождается игнорированием личностных особенностей других людей и полным безразличием к интересам трудового коллектива.
  • Консерватизм . Люди с такой профессиональной деформацией на дух не переносят любые нововведения. Они являются тормозом прогресса и обычно относятся к представителям старшего поколения.
  • Аскетизм в чувствах . Излишняя моральность становится проблемой для человека с подобной жизненной позицией. В данном случае вспоминается Елена Соловей, которая исполнила роль учительницы словесности в фильме «Вам и не снилось».
  • Ролевой трансфер . Для этого определения подходит поговорка, что с кем поведешься, от того и наберешься. Профессиональная деформация подобного рода подразумевает появление у человека желания подстраиваться под коллег с более сильной жизненной позицией и успешной карьерой.

Особенности профессиональной деформации личности

Каждая специальность накладывает определенный отпечаток на поведение ее представителей. В данном случае следует ориентироваться на сферу деятельности людей с описываемой проблемой.

Нюансы работы педагогов


Воспитывать подрастающее поколение реально только в случае, если не произошло профессионального сгорания. В Японии специалисты настаивают на том факте, что учитель после 10-летнего стажа утрачивает свои способности адекватно преподносить знания ученикам. Подобный вывод можно оспорить, потому что и в довольно солидном возрасте можно остаться опытным педагогом.

Профессиональная деформация учителя, имеющего определенный стаж работы, выглядит следующим образом:

  1. Поиск несуществующих ошибок . Со временем некоторые работники образования начинают придираться к каждой букве и цифре. Их начинает раздражать независимое мнение учеников, и они приравнивают смелые рассуждения своих подопечных к заблуждению.
  2. Превращение родных в учеников . Авторитарность в поведении свойственна многим педагогам, которые долгое время занимались обучением и воспитанием детей. Их желание изменить мир к лучшему не исчезает и в родных стенах, где они настойчиво внедряют в жизнь наследие Макаренко и Сухомлинского.
  3. Негативная оценка посторонних людей . Не только близкие люди педагога, но и абсолютно посторонние особы становятся порой жертвой нападок учителя с профессиональной деформацией. Вполне адекватные личности превращаются в блюстителей порядка и нравственности из-за специфики своей сферы деятельности.
Далеко не всегда озвученное искажение сознания случается с людьми в возрасте. В качестве контраргумента можно привести пример в виде молодого учителя русского языка из фильма «Весна на Заречной улице», которая поучала всех и каждого при полном отсутствии педагогического опыта.

Профессиональная деформация менеджера


Человек, который реализует себя в подобной сфере деятельности, довольно часто старается навязать свое мнение по интересующему его вопросу. Выглядят такие попытки, которые напрягают людей, следующим образом:
  • Менеджер по туризму . При любом воспоминании об отлично проведенном отпуске человек рискует получить порцию рекомендаций от подобной особы. Ей будет интересно все: отель, страна, авиакомпания, которые выбрал в свое время курортник. На каждый ответ будет выдана резолюция с множеством подпунктов.
  • Менеджер по продажам . Его обычно интересуют не только постоянные клиенты, а любой человек, которому можно предложить определенный товар. Люди с такой сферой деятельности уже на автоматизме начинают каждый разговор переводить в предложение что-либо купить у их фирмы.
Озвученные профессиональные издержки не являются асоциальной моделью поведения. Однако в некоторых случаях подобное изменение сознания трансформируется в навязчивость.

Профессиональная деформация врача


Целители человеческого организма довольно часто подвержены описываемому фактору, который выражается у них в виде таких признаков:
  1. Автоматическое оценивание состояния здоровья . Даже при рукопожатии некоторые медики начинают определять самочувствие человека. При этом они мысленно вычисляют пульс людей, влажность их ладони и предположительную температуру тела.
  2. Визуальная постановка диагноза . При профдеформации врач в мешках под глазами увидит проблемы с почками, а при желтизне лица авторитетно посоветует проверить печень. У человека подобные изменения могут возникнуть после бессонной ночи и при авитаминозе, что не учитывают врачи с изменением сознания.
  3. Цинизм . Некоторым медикам сложно избежать профессиональной деформации, потому что их работа связана со спасением человеческой жизни и огромной ответственностью. Абстрагируясь, используя «черный» юмор и становясь холодными аналитиками, они защищают собственную нервную систему от излишних потрясений.

Изменение сознания у юриста


Правовые отношения часто накладывают отпечаток на мировоззрение людей данной профессии. У человека, который связан с этой сферой деятельности, профдеформация проявляется в следующих формах:
  • Нигилизм . В данном случае служители Фемиды начинают применять в своей практике принцип пользы в разрез с общепринятыми ценностями. Не обходя при этом закон, такие юристы, найдя определенные лазейки, довольно успешно его игнорируют.
  • Правовой инфантилизм . Обычно озвученное явление наблюдается у тех людей, которые занимают свою должность не по праву. Их сознание изменяется исключительно из-за юридической некомпетентности или родственников-покровителей, занимающих более высокий чин.
  • Правовой радикализм . При подобном отношении к своим обязанностям человек превращается в робота, который неукоснительно следует всем догмам закона. При этом его абсолютно не интересует человеческий фактор, через который он с легкостью переступает.
  • Негативно-правовой радикализм . Является он обратной стороной медали честного отношения к выполнению своих обязанностей. В основе такой модели поведения лежит мошенничество и откровенное взяточничество.

Профдеформация у сотрудников ОВД


Довольно часто люди этой профессии сталкиваются с экстремальными ситуациями, поэтому у них прослеживаются следующие видоизменения характера:
  1. Излишняя напористость . Находясь постоянно в состоянии боевой готовности, им сложно сдерживать свою активность в некоторых жизненных ситуациях. Социализация при этом нарушается, что мешает иногда сотрудникам ОВД устроить свою личную жизнь.
  2. Властность . Представители озвученной правовой структуры довольно часто не желают слышать какую-либо критику в свой адрес. Собственное мнение они начинают считать единственно верным, подавляя таким образом ближайшее окружение и посторонних людей.
  3. Черствость . Одним из проявлений профдеформации у работников ОВД является тот факт, что они перестают видеть проявления человеческого горя. При этом такие особы способны продолжать четко выполнять свои служебные обязанности и стоять на страже интересов государства.
  4. Несоблюдение профессионально-этических норм . Постоянное общение с преступниками иногда заканчивается для служителей закона враждебным отношением к тем, кто нарушил его. Вследствие этого учащаются случаи физического и морального унижения человеческого достоинства задержанных лиц.

Профессиональная деформация руководителя


Далеко не все подчиненные могут похвастаться мудрым начальством, которое вникает в проблемы своего коллектива. В некоторых случаях профессиональная деформация руководителей выглядит следующим образом:
  • Авторитарность . В этом проявлении начальники чем-то напоминают педагогов с их безапелляционностью взглядов на многие жизненные ситуации. Пользуясь своим служебным положением, они со временем начинают считать себя сверхлюдьми с уникальными организаторскими способностями.
  • Сухость . Привычка раздавать указания делает некоторых руководителей скупыми на реплики людьми. С одной стороны, это не является явным недостатком, но содержательной беседы от такого человека ждать не приходится.
  • Некорректность . Определенная власть способна вскружить голову даже адекватным особам. Особенно это касается тех людей, которые долго поднимались по служебной лестнице. Получив заветную руководящую должность, они могут приобрести вульгарно-бесконтрольное изменение личности.

Профдеформация у программистов


Даже самый простой вопрос люди с подобной профессией способны превратить в анализ сложнейшей проблемы. Им довольно часто присуща следующая профдеформация личности:
  1. Повышенная концентрация . В данном случае у них полностью отключается внешнее внимание. Гипер-сосредоточенность на определенном процессе затем переносится и на повседневные дела. При той же уборке квартиры таких людей будут раздражать все внешние звуки в виде телефонного звонка или включенной у соседа дрели.
  2. Зависимость от поставленной цели . Только четкая формулировка задачи доходит до сознания программиста. В ином случае у него можно наблюдать ярко выраженную профессиональную деформацию. Отправляя такого субъекта в магазин, нельзя обходиться общими фразами-наставлениями. Лучше всего составить четкий список с указанием количества продуктов и точной марки их производителя.
Некоторые обыватели при слове «программист» или «компьютерщик» сразу представляют себе фанатика своего дела, отрешенного от внешнего мира. Далеко не всегда профессиональная деформация возникает у подобных людей. Они вполне могут иметь интересы помимо работы над созданием кодов.

Профилактика профессиональной деформации личности


Озвученная проблема имеет психологический характер ее возникновения. Следовательно, бороться с ней необходимо самому человеку. Помогут ему в этом следующие советы специалистов:
  • Развитие у себя самокритики . При адекватной оценке собственных возможностей даже люди на руководящей должности остаются компетентными особами и создают здоровый микроклимат в коллективе.
  • Поиск нового опыта . Довольно часто именно рутина способна спровоцировать возникновение профессиональной деформации. Чтобы избежать ее, необходимо посещать различные тренинги и курсы по повышению квалификации.
  • Организация правильного режима дня . Профдеформация никогда не появится у тех людей, которые хорошо высыпаются, грамотно организовывают свой пищевой рацион, занимаются спортом и не имеют вредных привычек.
  • Отдых от работы . Эмоциональное истощение наступает из-за того, что некоторые трудоголики просто живут своей профессией. Подобное рвение похвально только в том случае, если периодически давать своему организму отдохнуть.
  • Выход из комфортной зоны . Именно в ней происходит постепенная деградация личности, когда не хочется покорять новые вершины. Эмоционально отдыхать нужно, но не следует это занятие превращать в привычный образ жизни.
  • Участие в нестандартных проектах . Не нужно бояться проявить свою неординарность в каком-либо необычном деле. Яркие впечатления от проделанной интересной работы помогут осуществить профилактику профессиональной деформации.
  • Общение с новыми людьми . Лучше всего выбирать для знакомства активных и креативных личностей. Хорошо, если они будут принадлежать к представителям других профессий.
  • Отказ от накопления негативных эмоций . Человек, который держит все проблемы в себе, напоминает мину замедленного действия. Неприятности на работе можно и нужно обсуждать со своими близкими людьми, чтобы не случилось необратимого процесса в виде разрушения личности.
Что такое профессиональная деформация - смотрите на видео:


Профессиональную деформацию рекомендуется устранять при первых же ее проявлениях. Она способна уничтожить не только желание творить и приносить пользу обществу, подобное изменение сознания создает множество проблем человеку, который стремится состояться как личность на профессиональном поприще и в личной жизни.

Профессиональная деформация – по большому счету перенос своих профессиональных качеств и навыков в повседневную жизнь. Примеров профессиональной деформации огромное множество и перечислять их можно бесконечно.

Каждый из нас большую часть своей жизни проводит на работе, и мы неосознанно переносим какие-либо профессиональные навыки и привычки в личную жизнь. Именно по такой деформации можно определить, чем по жизни занимается человек. Ведь согласитесь, если на вашем пути встречается человек, постоянно указывающий что и как правильно делать, вы невольно решите что он учитель. А знакомого пытающегося решить ваши личные проблемы вы посчитаете психологом. Из всего перечисленного выше и складывается понятие профессиональной деформации.

Профессиональная деформация личности

Профессиональная деформация личности – изменение восприятия стереотипов личности, способов общения, поведения, а так же характера, наступающие под действием длительного выполнения профессиональной деятельности. Какие профессии в большей степени подвержены профессиональной деформации личности? В первую очередь это представители тех профессий, работа которых связана с людьми – руководители, кадровые работники, психологи, педагоги и чиновники. Немного меньше профессиональной деформации личности подвержены работники медицинской и военной сфер, а так же сотрудники спецслужб.

Профессиональная деформация сотрудников может носить устойчивый или эпизодический характер, быть положительной или отрицательной, а также иметь поверхностный или глобальный характер. Как правило, она проявляется не только в манерах поведения и жаргоне, но и во внешнем облике человека.

Виды профессиональной деформации

  1. Общепрофессиональные деформации – деформации свойственные работникам определенной профессии. Например, работникам правоохранительных органов свойственен синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый человек воспринимается как потенциальный нарушитель;
  2. Специальные профессиональные деформации – данные деформации возникают в процессе специализации. Например, у адвоката – изворотливость, у прокурора – обвинительная способность;
  3. Профессионально-типологические деформации – виды деформаций, связанные с наложением на личность определенных психологических особенностей, отражающихся на структуре профессиональной деятельности;
  4. Индивидуальные деформации – деформации свойственные работникам самых разных профессий. Они обусловлены чрезмерным развитием профессиональных качеств, которые впоследствии приводят к возникновению сверх качеств, таких например, как трудовой фанатизм и сверх ответственность.

Профилактика профессиональной деформации

Профилактика профессиональной деформации включает в себя ряд предупредительных мероприятий, ориентированных на выявление предпосылок деформации и их своевременное устранение. Чтобы не поддаться профессиональной нравственной деформации начните осваивать техники управления сознанием, постарайтесь на зацикливаться на стандартах и стереотипах. Старайтесь мыслить и действовать по ситуации исходя из непосредственных условий, забыв о шаблонах.

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

Наряду с влиянием длительного осуществления особой профессиональной деятельности на своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда. Особое значение придается таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия.

У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человек оказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально ориентированным.

Е. И. Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте.

Виды профессиональных деформаций

Существует несколько классификаций видов профессиональной деформации личности. Е.И. Рогов выделяет следующие деформации. 1.Общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. Чем в большей степени специализированы предмет и средства труда, тем в большей мере проявляются дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. Представители социономического типа профессий в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технономического типа. И даже в рамках одной профессии, например педагога, можно выделить типичных «руссистов», «физкультурников», «математиков»;

2. Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности (так в среде педагогов выделяются педагоги-организаторы и педагоги-предметники, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности);

3. Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Например, педагоги начальной школы в своей деятельности выступают в роли организатора, руководителя, наделенного властными полномочиями по отношению к маленьким детям, часто не способным защитить себя от несправедливого обвинения, агрессии. Среди педагогов начальной школы нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритичностью и самоконтролем, такие педагоги оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности.

Зеер Э.Ф. выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформации:

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

а) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

б) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм).

в) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность).

4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и др. .

4. Проявления и последствия профессиональных деформаций

Проявления профессиональной деформации имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, взаимодействии с объектом деятельности, во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем, а так же и в среде непрофессиональной деятельности, даже может проявиться в физическом облике.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.

Профессия бухгалтера стала синонимом дотошности и занудства. Профессиональная деформация бухгалтеров проявляется в постоянном стремлении к порядку, четком планировании всего и вся, педантизме, нелюбви к переменам. В семейной жизни это выражается в тяге к поддержанию чистоты и порядка. Такая дотошность может иногда раздражать, зато семейный бюджет всегда будет в полном порядке.

Журналисты часто излишне любопытны. Также эта профессия подразумевает работу с огромным количеством информации, поэтому профессиональная деформация журналистов иногда выражается в поверхностности - они просто не привыкли "копать глубоко". Некоторые журналисты со стажем любят привлекать к себе внимание, много и долго рассказывать, а при общении "перетягивают одеяло на себя", не давая собеседнику и двух слов вставить.

Психолог - это своего рода "сапожник без сапог": он помогает другим, но часто не в силах помочь самому себе. Профессиональная деформация психологов может выражаться в стремлении копаться в чужих проблемах (чаще надуманных) и заваливать человека советами, или же в стремлении манипулировать другими людьми, ведь психолог лучше других знаком с механизмами манипуляции и часто пытается подтвердить теорию на практике.

Стоит отметить еще раз, что профессиональная деформация - это не всегда плохо. Многие полезные профессиональные качества можно и нужно использовать в повседневной жизни. Но с негативными проявлениями профессиональной деформации следует бороться.

А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие последствия профессиональных деформаций: отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии); несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.; упрощенность профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворенность трудом; ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде; рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития; ослабление профессиональных данных (уменьшение профессиональных способностей, снижение работоспособности и т. д.); утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворенности трудом; отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми, деформация профессионального сознания и др.); прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности. Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации.