Какой период называется высоким возрождением. Как создавались эпохи: Мир глазами Леонардо да Винчи. Раннее и Высокое Возрождение

Ренессанс (Эпоха Возрождения)

Ренессанс (Возрождение) (Renaissance) , эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Термин "Возрождение", означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения. Среди выдающихся представителей этой эпохи - художник Альберти ; архитектор, художник, учёный, поэт и математик Леонардо да Винчи .

Архитектор Брунеллески, новаторски используя эллинистические (античные) традиции, создал несколько зданий, не уступавших по красоте лучшим античным образцам. Очень интересны работы Браманте, которого современники считали самым талантливым архитектором Высокого Возрождения, и Палладио, создавших крупные архитектурные ансамбли, отличавшиеся цельностью художественного замысла и разнообразием композиционных решений. Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н.э.) в соответствии с принципами римского театра. Драматурги следовали строгим классическим канонам. Зрительный зал, как правило, напоминал по форме конскую подкову, перед ним находилось возвышение с авансценой, отделявшейся от основного пространства аркой. Это и было принято за образец театрального здания для всего западного мира на следующие пять столетий.

Живописцы Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14 века; Донателло, начало 15 века). Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения, о чем свидетельствуют творения Джотто и Мазаччо. Изобретение способа передачи перспективы способствовало более правдивому отображению действительности. Одной из главных тем произведений живописи Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя.

Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века (Высокое Возрождение) ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим. Культурными центрами являлись дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррады. Главными меценатами были Медичи и римские папы, особенно Юлий II и Лев Х. Крупнейшими представителями "северного Ренессанса" были Дюрер, Кранах Старший, Хольбейн. Северные художники в основном подражали лучшим итальянским образцам, и только немногие, например Ян ван Скорел , сумели создать свой стиль, который отличался особой элегантностью и грацией, названной в последствии - маньеризм .

Художники Ренессанса:

Известные картины художников Ренессанса (Эпохи Возрождения)


Мона Лиза

Все сделал Миха[email protected]

Южно-Уральский Государственный Университет

Глава I. Возрождение

-Роль искусства

-Философия и религия

-Гуманизм

-Периодизация и регионы

-Люди эпохи

-Новые виды и жанры

Глава II. Итальянское Возрождение

-Треченто

-Кватроченто

-Высокий Ренессанс в Средней Италии

-Высокий Ренессанс в Венеции

Глава III. Северный Ренессанс

-Нидерландское Возрождение

-Немецкое Возрождение

-Французское Возрождение

Заключение Глава I . Возрождение


эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени.

Роль искусства

Возрождение самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех, - в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войной в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.

При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественнонаучного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.

Философия и религия

Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители - Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно - делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом».
Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя - наряду с античной и библейско-евангельской традицией - сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий «еретический» характер.
Сознание в состоянии выбора - ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Тем более что само понятие «Возрождения» имеет - в контексте церковных реформ - и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.

Гуманизм

Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» - благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность.
Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога

Периодизация и регионы

Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изобразительного искусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии - родины Ренессанса - долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, «эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320, частично совпадающий с периодом дученто (13 век), а также треченто (14 век), кватроченто (15 век) и чинквеченто (16 век). Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 века), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее; а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением; здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца 14-15 веков) была особенно значительна. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.

Люди эпохи

Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые - при всем обилии тогдашних талантов - стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто - конструктивную строгость и задушевный лиризм - соответственно выразили Мазаччо и фра Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Мике анджело - это художники - символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры - ранний, средний и поздний - монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески, Д. Браманте и А. Палладио.
Я. Ван Эйк, И. Босх и П. Брейгель Старший олицетворяют своим творчеством ранний, средний и поздний этапы живописи нидерландского Ренессанса. А. Дюрер, Грюневальд (М. Нитхардт), Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший утвердили принципы нового изобразительного искусства в Германии. В литературе же Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Сервантес и У. Шекспир - если назвать лишь крупнейшие имена - не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.

Новые виды и жанры искусства

Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu).

Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.

Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства теперь, так или иначе, нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.

Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь.

Эпоху Возрождения принято делить на 4 этапа:

Проторенессанс (2-я половина XIII века -- XIV век)

Раннее Возрождение (начало XV века -- конец XV века)

Высокое Возрождение (конец XV -- первые 20 лет XVI века)

Позднее Возрождение (середина XVI -- 90-е годы XVI века) Возрождение [электронный ресурс]. // Википедия: свободная энциклопедия: на русском языке. // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E7%F0%EE%E6%E4%E5%ED%E8%E5. Дата обращения 10.02.2013

Проторенессанс тесно связан со Средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.

В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение -- собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини).

Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности. Джотто ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века

Третий период Возрождения -- время самого пышного развития его стиля -- принято называть «Высоким Возрождением».

Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год.

В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II -- человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству.

При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.

Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это -- Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564) и Рафаэль Санти (1483 - 1520).

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590--1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности.

В этот период в Южной Европе восторжествовала контрреформация, во Флоренции получал развитие маньеризм, у художественных традиций Венеции была собственная логика развития.

Пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени . Приходится - в Италии - на начало XIV века (повсеместно в Европе - с XV-XVI веков) - последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре , происходит её «возрождение» - так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов , например, у Джорджо Вазари . В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле . В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.

Общая характеристика [ | ]

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях : мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности , видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Периоды эпохи Возрождения [ | ]

Возрождение делят на 4 этапа:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век)
  2. Раннее Возрождение (начало XV - конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI - 1590-е годы)

Проторенессанс [ | ]

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, собственно и появился в Позднем средневековье, с византийскими , романскими и готическими традициями, этот период явился предтечей Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение - собор Санта Мария дель Фьоре , автором был Арнольфо ди Камбио , затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора .

Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано , Арнольфо ди Камбио , Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо , Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто . Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение [ | ]

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с по 1500 года . В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием всё сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп , а также в Испании , Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится приблизительно до середины следующего века.

Высокое Возрождение [ | ]

Третий период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с по 1527 год . В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II - человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла : в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это - Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэль Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение [ | ]

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет , что «Возрождение, как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация , которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий - маньеризм . В Парму , где работал Корреджо , маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х годов там работали Тициан и Палладио , чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

Северное Возрождение [ | ]

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до г. После г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко .

Само понятие «Возрождение» (rinascita) возникло в Италии в XIV веке как некий итог осмысления новаторства эпохи. Традиционно родоначальником эпохи Возрождения в литературе считают Данте Алигьери. Именно он впервые обратился к человеку, его страстям, его душе в своем произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо «Божественной комедией». Именно он был первым поэтом, который четко и непреклонно возродил гуманистическую традицию. Северное Возрождение - термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающее - во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий. Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. В современной культурологии общепринято считать, что именно в литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение» .

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Возрождение в России [ | ]

Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны.

Наука [ | ]

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации .

Философия [ | ]

Философы эпохи Возрождения

Литература [ | ]

Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321), который истинно раскрыл сущность людей того времени в своем произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо «Божественной комедией» . Этим названием потомки явили своё восхищение грандиозным созданием Данте. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304-1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV-XVI веке итальянская литература пережила расцвет - лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313-1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474-1533) и Торквато Тассо (1544-1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо , «Дон Кихоте» Сервантеса , и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле . С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур - в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564-1616, Англия) и Лопе де Вега (1562-1635, Испания)

Изобразительное искусство [ | ]

Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.

Художники Возрождения, работая над картинами традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении .

Архитектура [ | ]

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии , пропорции , геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры . Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн , пилястр и притолок , на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки , полусфера купола , ниши , эдикулы . Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров:

  • Филиппо Брунеллески (1377-1446) - основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему , вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал впервые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции .
  • Леон Баттиста Альберти (1402-1472) - крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции, переосмыслил мотивы раннехристианских базилик времён Константина , в палаццо Ручеллаи создал новый тип городской резиденции с фасадом , обработанным рустом и расчленённым несколькими ярусами пилястр .
  • Донато Браманте (1444-1514) - зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями; на смену графической сдержанности архитекторов кватроченто у него приходят тектоническая логика, пластичность деталей, цельность и ясность замысла (Темпьетто).
  • Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в папской столице ; в его постройках пластическое начало выражается в динамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство

Дала миру волевого, интеллектуального человека, творца своей судьбы и самого себя. Произошли значительные перемены в умонастроениях людей по сравнению со Средневековьем. Прежде всего усилились светские мотивы в европейской культуре. Все более самостоятельными и независимыми стали различные сферы жизни общества — искусство, философия, литература, образование. Главным действующим лицом эпохи, своеобразным центром культуры стал энергичный, раскрепощенный человек, мечтающий о реализации личных земных идеалов, стремящийся к независимости во всех сферах своей деятельности, пытающийся воплотить в жизнь многообразные интересы, бросающий вызов устоявшимся традициям и порядкам.

Свое название Возрождение (по-французски «ренессанс», по-итальянски «ренессанс») получило с легкой руки итальянского художника, архитектора и историка искусства Джорджо Вазари, который в своей книге «Жизнеописание великих живописцев, ваятелей и зодчих» обозначил этим термином период итальянского искусства с 1250 по 1550 г. Тем самым он хотел подчеркнуть возвращение в жизнь общества культурных идеалов античности и определить новую культурно-историческую эпоху, сменившую Средневековье.

Предпосылки и особенности культуры Возрождения

Основной предпосылкой формирования культуры нового типа явилось новое мировоззрение, обусловленное существенными переменами в жизни многих стран Европы. В Италии, а затем в Нидерландах, Германии, Франции, Англии бурное развитие получила торговля, а вместе с ней большое значение приобрели первые промышленные предприятия — мануфактуры. Новые условия жизни закономерно породили новое мышление, в основе которого лежало светское вольномыслие. Аскетизм средневековой морали не соответствовал реальной жизненной практике новых социальных групп и слоев, выдвинувшихся на первое место в общественной жизни. Все сильнее проявлялись черты рационализма, расчетливости, осознания роли личных потребностей человека. Сложилась новая мораль, оправдывающая радости мирской жизни, утверждающая право человека на земное счастье, на свободное развитие и проявление всех природных задатков. Усиление светских настроений, интерес к земным деяниям человека оказали решающее влияние на возникновение и формирование культуры Возрождения.

Родиной Ренессанса стала Флоренция, которая в XIII в. была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного числа ремесленников, организованных в цехи. Кроме того, очень многочисленными для того времени были цехи врачей, аптекарей, музыкантов, юристов -адвокатов, стряпчих, нотариусов. Именно среди представителей этого сословия стали складываться кружки образованных людей, которые решили изучать культурное наследие Древней Греции и Древнего Рима. Они обратились к художественному наследию античного мира, произведениям греков и римлян, в свое время создавших образ человека, не скованного догматами религии, прекрасного душой и телом. Поэтому новая эпоха в развитии европейской культуры получила название «Возрождение», отразив стремление к возвращению образцов и ценностей античной культуры в новых исторических условиях.

Возрождение античного наследия началось с изучения греческого и латинского языков; позднее языком Ренессанса стала латынь. Основоположники новой культурной эпохи — историки, филологи, библиотекари — изучали старые рукописи и книги, составляли коллекции древностей, восстанавливали забытые труды греческих и римских авторов, заново переводили научные тексты, искаженные в Средневековье. Эти тексты были не только памятниками другой культурной эпохи, но и «учителями», помогавшими им открыть самих себя, сформировать свою личность.

Постепенно в круг интересов этих подвижников попадали и другие памятники художественной культуры античности, в первую очередь скульптурные. В то время во Флоренции, Риме, Равенне, Неаполе, Венеции еще сохранилось довольно много греческих и римских статуй, расписанных сосудов, архитектурных построек. Впервые за тысячелетие господства христианства к античным скульптурам отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства. В дальнейшем античное наследие было включено в систему образования, и с литературой, скульптурой, философией познакомился широкий круг людей. Поэты и художники, подражая древним авторам, стремились возродить античное искусство. Но, как часто бывает в культуре, стремление к возрождению давних принципов и форм приводит к созданию нового. Культура Возрождения не стала простым возвращением к античности. Она ее развила и интерпретировала по-новому исходя из изменившихся исторических условий. Поэтому культура эпохи Ренессанса стала результатом синтеза старого и нового. Культура Возрождения формировалась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика, своего былого авторитета лишалась теология. Критическим стало отношение к церкви и священнослужителям. Исследователи сходятся во мнении, что ни в одну эпоху в истории европейской культуры не было создано столько антицерковных сочинений и высказываний, как в эпоху Ренессанса.

Однако Ренессанс не был безрелигиозной культурой. Многие лучшие произведения этой эпохи были рождены в русле церковного искусства. Практически все великие мастера Возрождения создавали фрески, проектировали и расписывали соборы, обращаясь к библейским персонажам и сюжетам. Гуманисты заново переводили и комментировали Библию и занимались теологическими изысканиями. Поэтому можно говорить о переосмыслении религии, а не об отказе от нее. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач этой эпохи. Мир привлекает человека, поскольку он одухотворен Богом, но познать его возможно только с помощью собственных чувств. В этом процессе познания человеческий глаз, по мнению деятелей культуры того времени, является самым верным и надежным средством. Поэтому в эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие виды пространственного искусства, позволяющие более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту. В эпоху Возрождения художники более других определяли содержание духовной культуры своего времени, благодаря чему она носит ярко выраженный художественный характер.

Становление ренессансного образа мира и реализующего его художественного стиля можно разделить на несколько этапов: подготовительный, ранний, высокий, поздний и завершающий. Каждый из них имел разный облик и был разнороден изнутри. В то же время все еще существовали средневековые стили — поздняя готика, проторенессанс, маньеризм и др. В совокупности они образуют богатую и разнообразную палитру средств выражения ренессансного мироощущения.

Искусство Возрождения стремилось к рационализму, научному взгляду на веши, подражанию природе. В это время возникает исключительный интерес к гармонии природы. Подражание ей стало центральным принципом ренессансной теории искусства и подразумевало следование законам природы, а не внешнему облику предметов и явлений окружающего мира. Произошла контаминация (соединение двух начал в одном произведении) изображения природы и творчества по законам природы.

Особое значение приобрело воплощение красоты человека, который рассматривался как высшее творение природного мира. Художники в первую очередь обращали внимание на телесное совершенство человека. Если средневековым сознанием тело рассматривалось как внешняя оболочка, средоточие животных инстинктов, источник греховности, то ренессансная культура считала его важнейшей эстетической ценностью. После нескольких веков пренебрежительного отношения к плоти стремительно растет интерес к физической красоте.

В это время значительная роль отводилась культу женской красоты. Многие художники пытались разгадать тайну очарования представительниц прекрасного пола. Это во многом объяснялось пересмотром положения женщины в реальной жизни. Если в Средние века ее судьба была неразрывно связана с ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, отстраненностью от светских развлечений, то в эпоху Возрождения жизненное пространство женщины существенно расширилось. Формируется идеал раскованной, образованной, эмансипированной дамы, блистающей в обществе, увлекающейся искусством, умеющей быть интересной собеседницей. Она стремится показать свою красоту, открывая волосы, шею, руки, надевая декольтированные платья, используя косметику. В молу входит украшение одежды золотой, серебряной вышивкой, драгоценными камнями, кружевами. Красивая, нарядная, образованная женщина стремится очаровывать, влиять на мир своей привлекательностью, обаянием.

В отличие от Средневековья, создавшего идеал хрупкой женщины с тонким станом, бледным лицом, умиротворенным взглядом, смиренной, воспитанной на молитвах, эпоха Возрождения отдаст предпочтение физически крепким прелестницам. В это время ценятся пышные женские формы. Идеалом красоты, эстетически привлекательной считалась беременная женщина, олицетворявшая истинно женское начало, сопричастность к великому таинству продолжения рода. Признаками мужской красоты были физическая сила, внутренняя энергия, воля, целеустремленность, умение достичь признания, славы. Эпоха Ренессанса породила разнообразные опенки в интерпретации прекрасного, основанного на культе человеческой уникальности.

Все это привело к возрастанию роли искусства в общественной жизни, которое в период Возрождения стало главным видом духовной деятельности. Для людей той эпохи оно стало тем, чем в Средние века была религия, а в Новое время — наука и техника. В общественном сознании господствовало убеждение, что художественное произведение способно наиболее полно выразить идеал гармонично организованного мира, где центральное место занимает человек. Этой задаче в разной степени были подчинены все виды искусства.

Особенно возрастает роль художника, которого начинают сравнивать с творцом вселенной. Художники ставят своей целью подражание природе, не считают, что искусство даже выше природы. В их творчестве все больше ценятся техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость, независимый взгляд на вещи и умение создать «живое» произведение искусства.

Наряду с произведениями монументальной живописи и скульптуры, которые были непосредственно связаны с архитектурными сооружениями, все большее развитие получали произведения станкового искусства, получившие самостоятельную ценность. Начинает складываться система жанров: наряду с религиозно-мифологическим жанром, все еще занимавшим главное место, возникают поначалу немногочисленные произведения исторического, бытового и пейзажного жанров; большое значение приобретает возрожденный жанр портрета; появляется и получаст широкое распространение новый вид искусства — гравюра.

В ту эпоху господствующее положение живописи предопределяло ее влияние на другие искусства. Если в Средние века она зависела от искусства слова, ограничивая свои задачи иллюстрированием библейских текстов, то Возрождение поменяло местами живопись и словесность, поставив литературное повествование в зависимость от изображения видимого мира в живописи. Писатели стали описывать мир таким, каким его можно было увидеть.

Искусство итальянского Возрождения

Становление и развитие культуры Возрождения являлось длительным и неравномерным процессом. Родиной Ренессанса стала Италия, где новая культура зародилась раньше, чем в других странах. Хронологические рамки охватывают период со второй половины XIII в. по первую половину XVI в. включительно. За это время искусство итальянского Возрождения прошло несколько этапов развития. Среди искусствоведов эти этапы принято именовать по названию столетий: XIII в. именуется дученто (буквально — двухсотые), XIV в. — треченто (трехсотые), XV в. — кватроченто (четырехсотые), XVI в. — чинквиченто (пятисотые).

Первые ростки нового мировоззрения и сдвиги в художественном творчестве появились в конце XIII в., а в начале XIV в. им на смену пришла волна готического искусства. Эти явления стали свое го рода «предвозрождением» и получили название Проторенессанса. Новые явления в культуре Италии получили широкое развитие в XV в. Этот этап, обозначаемый как кватроченто, называют еще ранним Возрождением. Своей полной завершенности и расцвета художественная культура Возрождения достигла к концу XV — началу XVI в. Этот период наивысшего расцвета, длившийся всего 30-40 лет, называют Высоким, или классическим, Возрождением. В целом Ренессанс изживает себя в Италии в 1530-х гг., ноеше последние 2 /з XVI в. он продолжает существовать в Венеции. Этот период принято именовать поздним Возрождением.

Культура Проторенессанса

Начало новой эпохи связывают с творчеством флорентийского художника Джотто ди Бондоне. В изобразительном искусстве Проторенессанса Джотто является центральной фигурой, так как крупнейшие живописцы Возрождения считали его реформатором живописи. Благодаря емутрудо- емкая техника мозаики была заменена техникой фрески, которая более соответствовала требованиям рснсссансной живописи, позволяя с большей точностью передавать объем и плотность материала, нежели мозаика с ее неощутимостью материи, и быстрее создавать многофигурные композиции.

Джотто первым реализовал принцип подражания природе в живописи. Он начал рисовать живых людей с натуры, что не делали ни в Византии, ни в средневековой Европе. Если в произведениях средневекового искусства бестелесные фигуры с аскетическими строгими лицами едва касались земли, то фигуры Джотто предстают объемными, материальными. Этого эффекта он достиг благодаря световой моделировке, согласно которой человеческий глаз воспринимает светлое более приближенным к нему, атемное более удаленным. При работе над фресками художник уделял особое внимание показу душевного состояния героев.

Рубеж дученто и треченто (XIII-XIV вв.) оказался переломным в культурной жизни Италии. В определенном отношении он венчает Средневековье и в то же время служит отправной точкой Возрождения. В этот период новую культуру и новое ощущение мира наиболее полно выражала поэзия. Именно в литературе яснее всего обозначилось тяготение к новому, проявлявшееся в иных ценностных ориентирах. Самыми яркими, талантливыми выразителями новых традиций были Данте, Франчсско Петрарка, Джованни Боккаччо.

Данте Алигьери в начале своего поэтического творчества был тесно связан с новым направлением в итальянской поэзии, известным как школа «нового сладостного стиля», в котором любовь к женщине идеализировалась и отождествлялась с любовыо к мудрости и добродетели. Первыми его произведениями стали лирические стихи любовного содержания, в которых Данте выступал как подражатель французским куртуазным поэтам. Главной героиней его литературного творчества была молодая флорентийка Беатриче, которая умерла через семь лет после их встречи, но поэт пронес свою любовь к ней через всю жизнь.

В историю мировой культуры Данте вошел как автор поэмы «Божественная комедия». Первоначально он назвал свою грандиозную эпопею комедией, следуя средневековой традиции, согласно которой комедией называлось любое литературное произведение с плохим началом и хорошим концом. Эпитет «Божественная» был добавлен к названию в конце XIV в. для того, чтобы подчеркнуть художественное значение и поэтическое совершенство произведения.

«Божественная комедия» имеет четкую структуру: три основные части — «Ад», «Чистилище», «Рай», каждая из которых состоит из 33 песен, написана она терцинами — стихотворными формами в виде трех строф. Содержание поэмы Данте связано с его теорией о четырех смыслах поэтических произведений — буквальном, аллегорическом, моральном и аналогическом (т.е. высшем).

В основе поэмы «Божественной комедии» лежит традиционный сюжет жанра «видений», когда человеку, погрязшему в своих пороках, небесные силы (чаще всего в облике его ангела-храни ге- ля) помогают понять его неправедность, давая возможность увидеть ад и рай. Человек впадает в летаргический сон, во время которого его душа отправляется в загробный мир. У Данте этот сюжет выглядит следующим образом: спасителем его души оказывается его давно умершая возлюбленная Беатриче, которая посылает в помощь душе Алигьери античного поэта Вергилия, сопровождающего его в путешествии по аду и чистилищу. В раю он следует за самой Беатриче, так как язычник Вергилий не имеет права находиться там.

Данте изобразил ад как подземную воронкообразную пропасть, склоны которой опоясаны концентрическими уступами — «кругами ада». Сужаясь, она достигает центра земного шара с ледяным озером, в которое вмерз Люцифер. В кругах ада несут наказание грешники; чем страшнее их грех, тем ниже по кругу они находятся. В ходе своего путешествия Данте проходит все девять кругов ада — от первого, где находятся некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане, до девятого, где мучаются предатели, среди которых мы видим Иуду. Не все грешники вызывают у Данте отвращение и порицание. Так, в трактовке любви Франчески и Паоло проявляется сочувствие поэта, потому что любовь для него — не осуждаемый грех, а чувство, определяемое самой природой жизни.

Чистилище Данте представил в виде огромной конусообразной горы, возвышающейся посреди океана в южном полушарии. В соответствии с учением Фомы Аквинского чистилище — это место, где души грешников, не получившие прощение в земной жизни, но и не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очистительном огне. (Заметим, что очистительный огонь чистилища воспринимался одними богословами как символ мук совести и раскаяния, другими — как реальный огонь.) Срок пребывания души грешника в чистилище мог быть сокращен его оставшимися на земле родными и близкими путем совершения ими «добрых дел» — молитв, месс, пожертвований в пользу церкви.

Рай, по Данте, представляет собой чудесную и загадочную область. Эта лучезарная обитель Бога похожа по форме на круглое озеро и является сердцевиной Райской розы. Блаженные души, оказавшиеся там, занимают место, соответствующее их подвигам и славе.

Великая поэма Данте представляет собой уникальную картину мироздания, природы и человеческого бытия. Хотя мир, изображенный в «Божественной комедии», вымышлен, он во многом подобен земным картинам: адские пучины и озера похожи на страшные провалы в Альпах, адские чаны — на чаны венецианского арсенала, где кипятят смолу для конопачения судов, гора чистилища и леса на ней такие же, как земные горы и леса, а райские сады подобны благоухающим садам Италии. Вплоть до настоящего времени «Божественная комедия» остается непревзойденным шедевром литературы. Мощная фантазия Данте нарисована такой необыкновенно убедительный мир, что многие его простодушные современники искренне верили в путешествие автора на тот свет.