Народные традиции в старообрядческом быту. Староверы — отличия от православных и разница в традициях Основные отличия от православия

Каждая страна и народ имеют свои традиции, устои, жизнь. В течение времени страна претерпевала множество изменений, которые отразились на нравственное и духовное развитие народа. Со временем исчезают традиции, появляется бездуховность. В такие моменты многие начинают задумываться о старообрядцах. Ведь они все эти качества сохраняют. Именно они сохраняют духовное начало, трудолюбие.

Староверы в Сибири

Староверы старались сохранить русский традиции. Это касается образа жизни, строений, обрядов и прочего. Это люди нравственные, верующие. С самого детства они воспитывались, как трудолюбивые люди. Дети воспитывались на таких устоях, как уважение старших, терпение. Верование учило их бережно относится как к людям, так и природе, труду.


Если староверы брались за строительство дома, то они делали это основательно – дом, приусадебный участок. Бережно относились и к орудиям труда. Они осваивали любое пригодное место. Крестьянские постройки можно разделить на две группы – жилые и хозяйственные. Каждый дом в обязательно порядке огораживался. В каждом дворе были пристройки хозяйственного назначения – помещение для скота, для хозяйственного инвентаря, для зимних запасов корма. Как правило, в селениях дома были представлены рублеными избами.


Как обставлялись дома внутри?

У всех были разные дома. Обставляли их староверы согласно своему достатку.


Если говорить об обустройстве дома, то мы имеем ввиду предметы интерьера и утварь. Это мебель, посуда и другое. В каждом доме всегда было убрано, чисто. Все предметы стояли на своих местах. Но дома были не заставлены, да и мебель была далеко не у всех. Во многих домах была всего лишь одна комнатка с печкой. Как правило, маленькие избы были у старшего поколения.


Совет

В каждом доме обязательно был красный угол – это место, где ставились иконы. Красный угол выбирался не хаотично, это всегда обязательно был юго-восточный угол.

В каждом доме было представлено большое количество икон, многие из которых были старинные. Также под божницей были старинные книги, лестовки (разновидность четок). Лестовки представляли из себя кожаную плетеную ленту. Лестовка облегчала молитвы, помогала сосредоточиться.

Ремесла

Староверы занимались многими ремеслами, которые дошли до наших дней: плетение корзин, изготовление деревянной посуды. Также занимались гончарным делом, кожевенным. Но последние с течением времени исчезли, староверы стали покупать фабричную одежду и обувь. Распространено было сельское хозяйство, животноводство. Те, кто жили на холмистой местности, испытывали проблемы с земледелием. Но они могли разводить скот. Поэтому люди с верховья обменивались с низовьем шкурами, мясом, хлебом. В каждом доме был хотя бы маленький огород.


Как уже говорилось, религии уделялось достаточно много времени. Утро начиналось молитвой, а вечер кончался. После утренней молитвы можно было приступать к трапезе, а далее староверы трудились. Перед любым занятием необходимо было молиться.


Вывод:

Староверы были трудолюбивыми людьми, очень религиозными. Они сохраняли традиции своей страны, были духовными и нравственными людьми. Но нельзя сказать, что староверы стремились только сохранить то, что имеют. Они также помогали и развитию народа. Это проявлялось в промышленности, торговле. Эти люди были озадачены только важными аспектами жизни. Дома у них были скромные. Они трудились на благо народа и свое семьи – занимались разведением скота, сельским хозяйством.


Фильм о староверах УКЛАД ЖИЗНИ СТАРООБРЯДЦЕВ

Староверы знают секреты долгожительства!

118 лет, а выглядит на 60. Староверы знают секреты долгожительства!
Эти староверы сильно меня потрясли. Они нам утёрли нос своей силой, уравновешенностью характеров и незлобивостью, своим здоровьем и трудолюбием.

В прошлом году судьба занесла меня на Байкал со стороны Бурятии. Я гидрограф, и мы работали на речке Баргузин. Почти нетронутая природа, чистейший воздух, хорошие простые люди - все приводило в восторг. Но больше всего меня поразили там поселения «семейских». Мы сначала понять не могли, что это такое. Потом нам объяснили, что это староверы.

Семейские живут отдельными поселками, у них очень строгие обычаи. Женщины и по сей день ходят в сарафанах до пят, а мужчины носят косоворотки. Это очень спокойные и доброжелательные люди, но ведут они себя так, что лишний раз к ним не сунешься. Просто болтать они не будут, ни разу мы такого не видели. Это очень работящие люди, никогда без дела не сидят. Сначала это как-то напрягало, потом мы привыкли. А позже мы обратили внимание на то, что все они здоровые и красивые, даже старики. Наши работы проходили как раз по территории их поселка, и чтобы как можно меньше беспокоить жителей, нам дали в помощь одного деда, Василия Степановича. Он помогал нам делать замеры - очень удобно и нам, и жителям. За полтора месяца работы мы с ним подружились, и дед много интересного нам порассказал, да и показал тоже.

Конечно, о здоровье тоже разговорились. Степаныч не раз повторял, что все болезни от головы. Однажды я к нему прицепился с требованием объяснить, что он под этим понимает. А тот ответил вот что: «Давай возьмём вас, пятерых мужиков. Да я по одному запаху ваших носков скажу, что вы думаете!» Нам стало интересно, и тут Степаныч нас просто огорошил. Он сказал, что если у человека сильно пахнут ноги, то самым сильным его чувством является желание все дела отложить потом, сделать их завтра или еще позже. А ещё сказал, что мужики, особенно современные, ленивее баб, и потому у них ноги пахнут сильнее. И добавил, что не надо ему ничего объяснять, а лучше честно самому себе ответить, так это или нет. Вот так, оказывается, влияют мысли на человека, и на ноги тоже! Ещё дед сказал, что если у стариков начинают пахнуть ноги, то, значит, мусора в организме скопилось много и следует поголодать либо строго попоститься с полгода.

Стали мы пытать Степаныча, а сколько же ему лет. Он всё отнекивался, а потом и говорит: «Вот сколько дадите - столько и будет». Мы стали думать и решили, что ему лет 58-60. Много позже мы узнали, что ему 118 лет и что именно по этой причине он был отряжен помогать нам!

Выяснилось, что все староверы - люди здоровые, к врачам не ходят и лечат себя сами. Они знают особый массаж живота, и каждый сам себе его делает. А если пошло недомогание, то человек разбирается вместе со своими близкими, какая мысль или какое чувство, дело могли вызвать хворь. То есть он пытается понять, что не так в его жизни. Затем начинает голодать...., а уж только потом пьет травы, настои, лечится природными веществами.

Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове. По этой причине они отказываются слушать радио, смотреть телевизор, считая, что такие устройства засоряют голову и делают человека рабом: из-за этих приборов человек перестает думать сам. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь.

Весь уклад жизни семейских заставил меня пересмотреть многие свои взгляды на жизнь. Они ни у кого ничего не просят, а живут хорошо, с достатком. У каждого человека лицо светится, выражая достоинство, но не гордыню. Никого эти люди не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивает, не злорадствует. Работают все - от мала до велика.

Особое почтение к старикам, молодые не перечат старшим. Особо у них в почете чистота, причем чистота во всем, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами. Если бы вы видели эти необыкновенно чистые дома с хрустящими занавесками на окнах и подзорами на кроватях! Всё моется и скоблится дочиста. Животные у них все ухоженные. Одежда красивая, вышитая разными узорами, которые являются для людей защитой. Об изменах мужа или жены просто не говорят, поскольку там этого нет и быть не может. Людьми движет нравственный закон, который нигде не писан, но каждый его чтит и соблюдает. А за соблюдение этого закона они получили в награду здоровье и долголетие, и какое!

Когда я вернулся в город, очень часто вспоминал Степаныча. Мне было трудно увязать воедино то, что он говорил, и современную жизнь с её компьютерами, самолётами, телефонами, спутниками. С одной стороны, технический прогресс - это хорошо, но с другой... Мы действительно потеряли себя, плохо себя понимаем, переложили ответственность за свою жизнь на родителей, врачей, правительство. Может, поэтому и не стало по-настоящему сильных и здоровых людей. А вдруг мы действительно вымираем не понимая? Мы-то навоображали, будто стали умнее всех, потому что техника у нас необыкновенно разнообразна. А получается, что из-за техники мы себя теряем.

Исследователь-практик экологичного существования человека на Земле, инициатор создания экопоселения в Подмосковье Александр Бабкин в мае 2016 года несколько дней прожил в закрытой общине староверов, которая располагается в тысяче километров от Хабаровcка и в 300 километрах от Комсомольска-на-Амуре. Он вывел 17 фактов, которые присущи жизни староверов-часовенных.

***

В мае этого года мне посчастливилось пожить несколько дней в закрытой общине староверов, которая располагается в тысяче километров от Хабаровcка и в 300 километрах от Комсомольска-на-Амуре. Места красивейшие! Природа суровая, но благодатная и щедрая.

Мы с моим другом Николаем приехали в давно известный ему поселок, в дружественную семью староверов, переехавших сюда 23 года назад на пустое место. Нас приняла семья дяди Вани. Дядя Ваня — радушный бородатый мужик в русской рубашке-косовортке с пронзительно голубыми глазами, добрыми, как у щенка. Ему около 60 лет, его жене Аннушке около 55. Аннушка с первого взгляда располагает своим обаянием, за которым интуитивно чувствуется сила и мудрость. У них просторный деревянный дом с печью, окруженный пасекой и огородами.

Факт 1

Жизненный уклад староверов практически не менялся уже более 400 лет. Дядя Ваня рассказывает:

Прошел собор староверческий, и решили: водку не пить, одежду мирскую не носить, женщина заплетает две косы, не подрезает волосы, закрывает их платком, мужчина не бреет и не подрезает бороду…

И это лишь малая часть. Основательность и жизнестойкость этих людей потрясает. Убери сейчас у них машины или электричество — они не сильно пожалеют: ведь есть печка, есть дрова, есть вода из колодца, есть щедрый лес, река с тоннами рыбы, запасы еды на год вперед и опытные рабочие руки. Мне посчастливилось побывать на застолье по случаю приезда дочери. Картина маслом. Стол ломится, есть все, что недоступно в городских супермаркетах. Я такое видел только на картинках в учебниках истории: сидят бородатые мужики в рубашках-косоворотках с подвязанными поясами, шутят, смеются во весь голос, часто даже не понимаешь, о чем они шутят (к староверческому диалекту еще надо привыкнуть), но радостно от одного настроения, царящего за столом. И это при том, что я непьющий. Старорусское застолье во всей красе.

Факт 2

Несмотря на то, что они живут на земле, их заработки превышают заработки горожан.

Городские там напрягаются гораздо больше, чем я здесь, — говорит дядя Ваня. — Я работаю в свое удовольствие.

В поселении почти у каждого старовера во дворе стоит ToyotaLandCruiser, просторный деревянный дом, от 150 квадратных метров на каждого взрослого члена семьи, земля, огороды, техника, домашний скот, заготовки и запасы… Они рассуждают категориями миллионов: «На одной только пасеке я поднял 2,5 миллиона рублей», — откровенничает дядя Ваня. «У нас нет нужды ни в чем, все, что нам надо, — купим. Но много ли нам надо здесь? Это в городе все, что заработал, уходит на продукты, а у нас тут они сами растут».

«Вот приехала сюда семья племянницы из Боливии, продали там технику, землю, привезли с собой 1,5 миллиона долларов. Они земледельцы. Купили 800 гектаров паханых земель в Приморском крае. Сейчас живет там. Все рады, все живут в достатке», — продолжает дядя Ваня. Вот после этого и думаешь: а так ли продвинута наша городская цивилизация?

Факт 3

Централизованного управления в общине не было и нет.

В общине мне никто не может указать, что мне делать. Наше согласие называется «часовенное». Мы объединяемся, живем поселками и на службу вместе собираемся. Но если мне это не понравится, то я не пойду и все. Буду дома молиться, — говорит дядя Ваня.

Встречается община по праздникам, которые проводятся по уставу: 12 главных праздников в году.

У нас нет церкви, есть молельный дом. Там есть избираемый старший. Избирается он по талантам. Он организует службу, рождение, крещение, похороны, отпевание. Кроме того, не каждый отец может растолковать своему сыну, почему одно можно делать, а другое нельзя. Этот человек должен иметь и такие знания: способность убеждать, способность разъяснять, — отмечает дядя Ваня.

Факт 4

Вера — формирующая основа общины. Община регулярно встречается не в магазине или в пивнушке, а на молитве. Праздничная, пасхальная служба, к примеру, длится с 12 ночи до 9 утра. Дядя Ваня, пришедший утром с пасхальной молитвы, рассказывает: «Кости ломит, стоять, конечно, трудно всю ночь. Но сейчас такая благодать на душе, столько сил… не передать ». Его голубые глаза искрятся и горят жизнью.

Я представил себя после такого мероприятия и понял, что упал бы и спал еще трое суток. А у дяди Вани сегодня следующая служба: с двух до девяти утра. Обычной службой называется та, которая длится с трех до девяти утра. Проводится она регулярно, каждую неделю. «Без попа», — как говорит дядя Ваня. «У нас все участвуют: читают и поют все», — добавляет Аннушка.

Разница в чем от современной церкви, если кратко сказать: там управление народом идет централизованное, даже на духовном уровне (что царь с патриархом решили, дойдет до самого низа народа). А у нас каждый свое мнение высказывает. И никто меня не заставит. Это должно меня убедить, мне это должно быть надо. Любые вопросы решаются соборно, а не централизованно. Все остальные различия — мелочи и частности, которым отвлекают и обманывают народ, — отмечает Иван.

Вот как. Что бы я ни читал про староверов, об этом действительно практически ничего не говорится. Скромно умалчивая главное: люди сами принимают решения, а не церковь за них. Вот в чем их главное отличие!

Факт 5

Семья — это основа жизни. И здесь это понимаешь на все 100%. Средняя численность семьи составляет восемь детей. У Дяди Вани семья небольшая, всего пятеро детей: Леонид, Виктор, Александр, Ирина и Катерина. Самому старшему - 33, младшему - 14. А вокруг роится просто несчетное количество внуков.

На 34 дома в нашем поселении — более 100 детей. Просто еще молодые семьи, они еще больше будут рождать детей, — говорит дядя Ваня.

Детей воспитывают всем родом, они с малых лет помогают в хозяйстве. Большие семьи здесь не тяготят, как в тесной городской квартире, а дают возможность опоры, помощи родителям и развития всему роду. Опираясь на семью и род, эти люди решают все вопросы жизни: «У нас в каждом староверческом поселении обязательно есть родственник».

Родственник — понятие очень объемное для старовера: это как минимум группа поселений, включающая несколько деревень. А чаще и гораздо больше. Ведь чтобы крови не смешивались, молодым староверам приходится искать себе пару в самых отдаленных уголках нашего мира.

Факт 6

Поселения староверов есть по всему миру: в Америке, Канаде, Китае, Боливии, Бразилии, Аргентине, Румынии, Австралии, Новой Зеландии и даже на Аляске. Сотни лет староверы уходили от гонений и раскулачиваний. «Срывали крестики. Заставляли бросить все. И наши бросили. Дедам приходилось по три-четыре раза в год переезжать с места на место. Возьмут иконы, посуду, детей и уезжают, — делится дядя Ваня. — И уезжали по миру. А там их никто не притеснял. Они жили, как русские: носили свои одежды, свой язык, свою культуру, свою работу… А прирастают староверы к земле с корнями. Как мне взять все бросить и уехать — не представляю. Выдирать придется только с кровью. Сильные были наши деды».

Теперь ездят староверы по миру друг к другу в гости, знакомят детей, делятся чистыми семенами для огорода, новостями и опытом. Там, где староверы, там начинает плодоносить земля, которую местные считали неплодородной, развивается хозяйство, зарыбливаются водоемы. Эти люди не сетуют на жизнь, а берут и делают свое дело изо дня в день, помаленьку. Те, кто далеко от России, тоскуют по Родине, кто-то возвращается, кто-то нет.

Факт 7

Староверы свободолюбивы:

Начнут притеснять, говорить, как мне жить, я просто собрал детей и умотал отсюда. В случае необходимости нам помогают восстановиться всей родней, и русские, и американцы — наша родня из Америки. Они больше сохранили и высылают оттуда нам уже более 20 лет все, чтобы мы восстанавливали свой уклад.

К слову, именно в Америке до сих пор у староверов сохранился уникальный диалект 30-х годов прошлого века. Жизнь била и колотила этих людей, при этом поражает то жизнелюбие и радушие, с которыми они встречают жизнь и нас, мирских людей.

Факт 8

Трудолюбие «от души». Староверы работают с пяти утра и до позднего вечера. При этом никто не выглядит замученным или уставшим. Скорее, выглядят удовлетворенными после очередного прожитого дня. Все, чем богаты эти люди, они создали, вырастили, смастерили в буквальном смысле своими руками. В магазинах из еды, к примеру, покупается сахар. Хотя и в нем большой надобности у них нет: есть мед.

«Здесь мужики живут, не имея ни образования, ни престижной профессии, а зарабатывают достаточно, на «крузаках» ездят. А заработал на речке, на ягоде, на грибах… Вот и все. Он просто неленивый», — говорит дядя Ваня. Если что-то не работает и не служит развитию, то оно не для жизни старовера. Все жизненно и просто.

Факт 9

Помощь друг другу — это норма жизни старовера. «При строительстве дома мужики могут собраться всем поселком, чтобы помочь на начальном этапе. А потом, вечером, я организовал стол, чтобы посидеть. Или одинокой женщине, у которой мужа нет, мужики соберутся и накосят сено. Пожар случился — сбегаемся все на помощь. Тут просто все: я не приду сегодня — завтра ко мне не придут», — делится дядя Ваня.

Факт 10

Воспитание детей. Детей воспитывают в ежедневных естественных работах. Уже с трех лет дочка начинает помогать маме у плиты, мыть полы. А сын помогает отцу по дворовому хозяйству, по стройке. «Сын, принеси мне молоток», — говорил дядя Ваня своему трехлетнему сыну, и тот с радостью бежал исполнять просьбу отца. Происходит это легко и естественно: без принуждения или особых развивающих городских методик. В малолетстве такие дети познают жизнь и радуются ей больше любой городской игрушки. В школах дети староверов учатся среди «мирских» детей. В институты не идут, хотя мальчики в обязательном порядке служат в армии.

Факт 11

Свадьба — один раз и на всю жизнь. Возвращаясь из армии, сын начинает задумываться о своей семье. Происходит это по велению сердца. «Вот вошла Аннушка в дом, где мы готовились к празднику, и я сразу понял — это мое, — рассказывает дядя Ваня. — И пошел я свататься к ней в семью. В мае мы познакомились с Аннушкой — в июне уже сыграли свадьбу. И я не представляю себе жизни без нее. Мне спокойно и хорошо, когда я знаю: моя жена постоянно рядом со мной». Единожды выбрав жену или мужа, староверы связывают себя с ними на всю жизнь. Речи о разводе быть не может. «Жена дается по карме, как говорится», — смеется дядя Ваня. Они не выбирают долго друг друга, не сравнивают, не живут гражданским браком, их сердца с многовековым опытом помогают им определить «единственного» на всю жизнь.

Факт 12

Стол старовера богат каждый день. По нашему восприятию, это праздничный стол. По их восприятию — это норма жизни. За этим столом, мне показалось, что я вспомнил вкус хлеба, молока, творога, супа, солений, пирогов и варенья. Этот вкус невозможно сравнить с тем, что мы покупаем в магазинах.
Природа дает им все в избытке, часто даже недалеко от дома. Водка не признается, если люди и выпивают, то квас или настойку. «Посуда вся освещается наставником, у нас она моется с молитвой, и каждому человеку со стороны выделяется мирская посуда, из которой мы не едим», — говорит дядя Ваня. Староверы чтут достаток и чистоту.

Факт 13

Факт 14

Модное — все недолговечное. Не поспоришь. «Деревенщиной» этих людей никак не назовешь. Все аккуратно, красиво, эстетично. Они носят платья или рубашки, которые мне нравятся. «Рубахи мне шьет жена, дочка шьет. Платья и сарафан для женщин также шьют сами. Бюджет семьи не так страдает, — говорит дядя Ваня. — Дед отдал мне свои хромовые сапоги, им было 40 лет, они были по состоянию, как неделю похоженные. Вот такое отношение было к вещам: он не менял их каждый год, то длинные, то узкие, то тупые… он их сам сшил и всю жизнь проносил».

Факт 15

Никакого «языка русской деревни» — мата. Общение происходит радушно и просто, начиная с первых слов «здорово живешь!». Так они естественно приветствуют друг друга. Может быть, нам повезло, но, гуляя по поселению, мы не слышали бранного слова. Напротив, каждый поздоровается или кивнет тебе, проезжая мимо на машине. Молодые парни, останавливаясь на мотоцикле, спросят: «Чей ты будешь?», пожмут руку и поедут дальше. Молодые девушки отвесят земной поклон. Это поражает меня, как человека, жившего с 12 лет в «классической» русской деревне. «Куда все и почему это ушло?»— задаюсь я риторическим вопросом.

Факт 16

Староверы не смотрят телевизор. Вообще. Их у него нет, это запрещено укладом, как и компьютеры. При этом уровень их осознанности, информированности и политических взглядов находится часто выше моего — человека, живущего в Москве. Как люди получают информацию? Сарафанное радио работает лучше мобильной связи. Информация о свадьбе дочери дяди Вани дошла до соседних деревень быстрее, чем он успел приехать туда на машине. Новости о жизни страны и мира быстро доносятся из города, ведь некоторые староверы сотрудничают с горожанами.

Факт 17

Староверы не разрешают себя снимать на видео. Несколько попыток и уговариванийзаснять хоть что-то заканчивались добрыми фразами: «Да ни к чему это…» Один из староверческих принципов — «простота во всем»: дом, природа, семья, духовные принципы. Этот образ жизни такой естественный, но такой забытый нами.

В настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества, поиск национальной идеи.
Во всем мире, во всех странах существуют свои исторически сложившиеся традиции, вероисповедания, жизнь общества строится на определенных моральных нормах. Открытие «железного занавеса» принесло в РФ не только положительные стороны демократии, такие как свобода слова, свобода личности, но и все ее отрицательные стороны - получила широкое распространение наркомания, проституция, стала гораздо шире проблема алкоголизма. Прекращена работа с молодежью. Утрачены институты, школы, семьи (закрылись кружки, секции, нет культа родителей, семьи). Образовались социальные, психологические, моральные пустоты в обществе, которые заполняются различными негативными явлениями. Обращение к западной культуре привело к так называемой американизации общества. Появилось много заимствованных иностранных слов, засоряющих русский язык. Изменилось поведение подростков, возросла их агрессивность. Утрата национальных традиций, отказ от семейных укладов привели к утрате связи поколений. Бездуховность общества, психологическая опустошенность порождают высказывания о том, что у русского народа нет будущего. Как один из способов выживания можно принять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. Такими заповедниками русской культуры были поселения старообрядцев. Именно в старообрядчестве сохранились духовные начала: вера в Бога, трудолюбие, почитание старших, отрицательное отношение к аморальным вредным привычкам. В этом можно убедиться, побывав в районах компактного проживания староверов.

I. Сибирь и старообря

дчество.Освоение Сибири - важнейший процесс в развитии российской государственности. В этом историческом процессе можно выделить два важнейших явления, которые определили особенность культуры сибирского региона: это становление сибирского казачества и движение старообрядчества в духовно-религиозном мире Сибири.

Казаки атамана Ермака, сделав первые шаги в освоении бескрайних просторов Сибири, остались верны ей на протяжении всей эпопеи освоения. Несмотря на тяжелейшие условия своего похода, казаки решали, что лучше погибнуть от холода и голода, чем отступить. Лучше проявить храбрость и завоевать для отечества могущественную Сибирь, заслужив тем самым вечную славу для себя. Для них Сибирь должна была стать частью России, где они будут ее представлять с полным правом и навсегда.

Из возведенных казаками первых сибирских острогов берут свое начало основные сибирские города. Казаки охраняли границы государства Российского и своей строгой уставной культурой определяли энергетику и ответственность сибиряков.

Особое значение в развитии культуры Сибири имело старообрядчество. Хранители старых церковных обрядов - старообрядцы считали, что церковная реформа патриарха Никона разрушит не только священную природу православия, но и самобытность русской культуры. Защитники старой веры подвергались жесточайшим гонениям со стороны Церкви и государства. И, чтобы спастись, уходили за Урал, в Сибирь. Бегущие от мира подвижники старой веры могли выжить только в упорном труде и духовной истовости, в вере. Прежде необжитые земли превращались через какое-то время в образцовые поселения. Благодаря старообрядцам, Сибирь сохраняла традиционные аскетические формы жизни.

Потомки старообрядцев в последующем времени внесли большой вклад в развитие российской культуры как целостности (русское купечество, наука, промышленность). Значительная часть российского капитала 19 века находилась в руках старообрядцев -до 70%. Они создали текстильную промышленность Москвы и Подмосковья. Среди старообрядцев крупные династии промышленников и торговцев. Старообрядцы из Саратовской губернии продавали хлеб за границу в таких крупных масштабах, что от их поставок зависели цены на хлебных рынках Англии, Франции и других европейских государств. Старообрядцы построили сотни больших торговых сел и поселков, где жили общиной.

Благодаря старообрядцам в Сибири устояла разрушенная в 1649г соборным уложением русская община. Здесь с новой силой проявилась сплоченность общин разных сословий, не пропустившая в Сибирь крепостнические отношения и наследственное дворянство. Эта сплоченность, восходящая к древним русским традициям, в сравнительно короткое время позволила сформировать мощные земледельческо-зерновые районы по всему лесостепному поясу Сибири, которые в середине XVIII века превратили Сибирь из ржаной в пшеничную. Русские переселенцы сравнительно быстро нашли мирные формы диалога с коренными народами Сибири. Свобода и воля с начала XVIIIв зарождают в суровой Сибири промышленность и совершенно не свойственные для центральной России товарно-денежные отношения. С приходом русских в Сибирь зернопроизводство и животноводство становятся основными направлениями сельскохозяйственного развития. Освоение Сибири приобретает устойчивый сибирский характер с присущими духовно-ценностными и технологическими качествами.

Таким образом, в истории освоения Сибири сложились две линии: первая - официальная государственная, осуществлявшаяся первоначально силами казачества; вторая, которую можно обозначить как диссидентскую, то есть возникшую в результате борьбы с государственной и церковной властью реформаторов, - старообрядцы.
Обе силы заложили основы сибирской культуры и определили ее специфические черты. Казаки строили остроги и города, укрепляли власть России в регионе. Старообрядцы внесли особую твердость духа, трудолюбие и ответственность.

Сибирь была землей мужественных и свободных людей. Здесь не было крепостного права. Сибирь не была обременена наследным дворянством. Здесь сложилось веротерпимое отношение к разным религиозным формам.
В зависимости от отношения к проведению обрядов (причащение, миропомазание, крещение, брак) среди староверов сложились разные толки и согласия: поповцы и беспоповцы. Среди беспоповцев много толков, наиболее крупные согласия - поморское, часовенное. К часовенному согласию относятся староверы юга Сибири. Часовенное согласие - старообрядцы первоначально бывшие поповцами, но из-за гонений оставшиеся на длительное время без священства. Вынужденно совершая обряды богослужения без попов, сделались беспоповцами. Важнейшим отличием часовенных от других беспоповцев остается лишь отказ от перекрещивания тех, кто переходит к ним из иных старообрядческих согласий. Крещение совершается мирянами в деревянной купели - «кадушке», тогда как во многих беспоповских согласиях предпочитается совершение крещения в открытой воде. Старообрядцы часовенного толка ныне проживают на Урале в Западной и Восточной Сибири.
В Сибири проживал большой процент старообрядцев. В журнале «Церковь» за 1908 год приведены данные о том, что 1/3 часть населения Сибири имеет старообрядческие корни. В освоении Сибири старообрядцы играли немаловажную роль. Даже живя скрытно, они своей хозяйственной деятельностью приносили пользу государству. Будучи хорошими хозяевами, староверы строили селения, обосновывались на берегах рек, заводили пашню. На территории Красноярского края проживают старообрядцы разных согласий, есть места компактного проживания на Ангаре, в южных районах края, в районе Обь-Енисейского канала.

В местах компактного проживания старообрядцы сохраняют свою веру, уклад жизни, традиции. Таким регионом является верховье реки Енисея. На берегу Кызыл-Хема и Каа-Хема находятся старообрядческие селения часовенного согласия: Верхний и Нижний Чедралык, Унжей, Ужеп. Выше по течению по притокам рек (ручьям) расселены по несколько старообрядческих семей. Многие страрообрядцы Верхнего Енисея - выходцы из южных районов Красноярского края.

II. Особенности жизни старообрядцев в Сибири.

В старообрядческой среде, как ни в какой другой, сохранились исконно русские национальные традиции. Это касается образа жизни, строений, патриархального уклада, обрядов и обычаев, ведения хозяйства, а самое главное - сохранилась вера, мировосприятие, нравственные устои. Трудолюбие воспитывалось с детства. Семейный уклад был направлен на формирование таких черт, как трудолюбие, терпение, уважение старших. Вера в Бога, библейские заповеди учили людей отношениям к людям, природе, к труду. Именно отношение к труду было главным в мировосприятии староверов. Старались делать все основательно: дома, приусадебные постройки. Особое отношение было к орудиям труда. Русское население Тувы проживает в основном на притоках Енисея, в компактных селениях. Любое равнинное место, пригодное для пашни, осваивалось. Селения были как большие, так и в два - три дома. Все постройки крестьян можно разделить на две группы: жилые и хозяйственные строения. Каждый дом был обязательно огорожен, имел свой двор с различными хозяйственными постройками. На дворах находились помещения для скота, здесь же хранили хозяйственный инвентарь и запасы корма для скота. Дворы были как крытые одно - двухэтажные, так и открытые и крытые частично. В больших селениях дворы - закрытые, с глухими воротами. В небольших селениях дворы открытые. Одноэтажный крытый двор имел вид целой постройки с помещением для скота. В отличие от северного двора он был больше вытянут в длину (вдоль боковой стены жилой постройки). Поэтому он делился на задний и передний двор. В таких дворах были утепленные постройки для молодняка, разный хозяйственный инвентарь. Крытый двор мог быть использован также в качестве гаража. Навесы для сена назывались балаганами. Колодцев в селениях было мало, так как жили возле рек, у ручьев. На скалистых берегах есть водокачки - приспособления для подъема воды.
В селениях были в основном рубленые избы. Сруб представлял собой деревянную клетку из взаимно пересекающихся бревен, уложенных одно на другое. В зависимости от вышины и способа соединения бревен на углах существовали различные вида соединения. Например, «в угол», «в крюк», «в охряпку», «в лапу», «в охлуп», «в иглу», «в уклон».

В качестве крыши домов использовались различные виды кровли. В поселках староверов преобладала стропильная кровля.

Дома строились основательно, на века. Обстановка у разных крестьян была разная, в зависимости от материального достатка. В целом вещи крестьян можно разделить на две большие группы:

1. Предметы внутренней обстановки.

2. Крестьянская утварь.

К первому относится: столы, скамьи, стулья, шкафы; кровати и спальные принадлежности; предметы для освещения; средства хранения вещей.

Ко второму относятся: утварь и посуда для воды; предметы, связанные с топкой печи; посуда и утварь для выпечки и хранения хлеба; посуда для молочного хозяйства, посуда и утварь для приготовления пищи в печи; столовая посуда; утварь для переработки и хранения зерна; утварь для сбора грибов и ягод; утварь для стирки белья.

В доме у старообрядцев всегда прибрано, каждый предмет имеет своё место. Главное место в доме - красный угол. В красном углу находилась божница, куда ставились иконы. Божница обязательно должна находиться в юго-восточном углу.

В домах много старинных икон. Под божницей на столе лежали уникальные, старинные книги, лестовки. Лестовка - распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок. Представляет собой плетеную кожаную или из другого материала ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

Лестовки и поныне являются главным атрибутом при чтении молитв.

По поводу предметов внутренней обстановки, следует сказать, что помещения не заставлены, шкафы были не у всех староверов. Главным образом из-за маленьких габаритов избушки, в которой была всего лишь одна комната. Такие дома были преимущественно у старых, пожилых людей. Печь была в каждом доме. Устанавливалась она обычно в одном из углов избы, с некоторым отступом от стен во избежание пожара. Глина замешивалась с песком и сбивалась на месте слоями, при помощи специальных деревянных колотушек. Потом, с помощью формы устанавливался округлый полусвод печи, на который снова укладывали глину до определенной высоты. Также существовали формы для труб. Когда печь была готова, формы сжигались, глина высыхала и сохраняла ту же форму. Для печи имелись различные приспособления. Ставили и вынимали посуду ухватом, имелись специальные совочек и щеточка для отчистки печи от золы, кочерга. По бокам печи, над полусводом, имелись два отверстия, называемые глазницами. Использовали их и для сушки варежек и для хранения серянок. Печи подобного строения с глазницами напоминали сцены из русских народных сказок. Небольшие шкафчики-полочки висели над столами, они предназначались для хранения посуды. В настоящее время у большинства староверов есть связь с внешним миром, у каждого в доме имеются современные предметы наряду со старинными. Для освещения используются керосиновые лампы, свечи, хотя уже в больших поселениях и домах были линии электропередачи.

Посуда у старообрядцев в основном была деревянная. В поселениях были бондари, которые занимались изготовлением кадок, бочек, ведер и другой посуды. Кроме клепочной посуды изготавливалась долбленая. Для этого использовались выдержанная, абсолютно сухая древесина березы или осины. В долбленой посуде хранили мед, соленья и другие продукты.

У большинства староверов столовая посуда была фабричного производства - фарфоровые чашки, металлические вилки, только у пожилых людей сохранялись самодельные деревянные и глиняные чашки и деревянные ложки. Староверы к посуде относились очень щепетильно, не позволяли есть из нее «мирским» людям.
Быт старообрядцев тесно связан с их образом жизни. Основное направление в хозяйстве - земледельческо-промысловое. Добывающими промыслами были охота и рыболовство. Было развито мелкое кустарное производство, которое представлено прядением и ткачеством, кожевенным и гончарным производством. Некоторые виды ремесел сохранились до наших дней, в том или ином виде.

В укладе жизни староверов используются и в наши дни такие ремесла, как плетение корзин, изготовление берестяной, деревянной посуды.

Некоторые из ремесел в настоящее время почти не используются, такие как кожевенное и гончарное производство. Староверы стали покупать одежду и обувь фабричного производства.
Наряду с использованием вещей фабричного производства продолжают изготовлять и пользоваться домоткаными полотнами и коврами. В домах у хозяек имелись и разные прялки.

Население занималось сельским хозяйством и животноводством. Проблема ведения хозяйства заключалась в том, что местность была, в основном, гористая. Селились обычно у мест впадения горных ручьев в реку и на ровной местности, пригодной для ведения хозяйства. Зачастую, живя на холмистой местности, староверы не имеют возможности заниматься земледелием, но они содержат скот. Таким образом, между жителями верховьев, которые содержат скот, и между жителями низовьев реки происходит натуральный обмен шкурами, зерном, мясом, хлебом. При каждом доме имелся свой огород, хоть и маленький. Обрабатывали огороды различными приспособлениями, инструментами. Во дворах были такие орудия труда как: вилы, грабли, лопаты, мотыги, серп, коса - литовка, крюк, борона, железная и рамочная, с железными и деревянными зубьями, продольная пила. Наиболее зажиточные хозяева имеют сельхозтехнику.

Традиции изготовления орудий труда сохранялись из поколения в поколение, придавая очень большое значение земледельческому труду. К изготовлению орудий труда подходили очень тщательно. Основную часть своего времени они отдавали хозяйству, чтобы прокормить себя, и так же свято чтили свою веру и относились к труду, как к высшему предназначению человека. В повседневной жизни староверы руководствовались уставом. Даже в наши дни можно наблюдать, как строго они соблюдают правила. Особенно это касается старшего поколения. По прежнему много времени уделяют молитвам. Люди живут натуральным хозяйством, следуя библейской заповеди «В поте лица добывай хлеб свой».

Везде у староверов господствовал культ чистоты. Поддерживалась чистота жилища, усадьбы, одежды, тела. В среде староверов не было обмана и воровства, в селах не знали замков. Давший слово, как правило, его не нарушал, исполнял обещание. Старших староверы почитали. Молодежь до 20 лет не пила, не курила. Крепость нравов ставилась в пример. Это к концу 19 века запреты стали нарушаться. За самовольства, непослушание предавали анафеме, не пускали в церковь. Только покаяние позволяло ослушнику восстановить свою репутацию в обществе.

Повседневные религиозные отправления состояли в следующем. Каждый день старовера начинался и кончался молитвой. Рано утром, поднявшись и умывшись, творили «начал». Помолившись, принимались за трапезу и за труды праведные - основу крестьянского благосостояния. Перед началом любого занятия обязательно творили Исусову молитву, осеняя себя двуперстием.

Народно-бытовая культура старообрядцев - очень сложный феномен. Казалось бы, все дела и помыслы староверов направлены к одной цели - сохранить те общественные отношения, которые существовали до утверждения крепостного права в России, сохранить старину - национальную одежду, обычаи и обряды, старую веру. Но не только в прошлое были обращены помыслы староверов. Они внесли большой вклад в развитие торговли и промышленности.

Сохранение традиционных способов ведения хозяйства, ремесел говорит об устойчивых формах образа жизни и быта, сохранении исконно национальных корней. Мало измененными остаются не только религиозные обряды, но и свадебные, и похоронные обряды.

Одежда старообрядцев - сибиряков имела свои особенности. Костюм женщины сохраняется издавна. На голове кичка, сшитая из стеганой материи; имеет вид шляпы без полей, более высокой спереди и несколько понижающейся к затылку. Но носят кички и без бисера. Сарафан цветной, яркого цвета, с большими резкими цветными узорами. Внизу сарафана нашита цветная полоска, резко отличающаяся по цвету от сарафана. Сарафан опоясывается самотканым поясом. Фартук цветной покрывает переднюю часть сарафана и доходит до половины грудей. Шнуром он держится на шее, а на талии он скрепляется также шнуром или тесьмой. Бусы украшают грудь. Шнурок с крестом надет также поверх рубахи. Крест всегда запрятан под фартук. На ногах сапоги с широкими подборами. Смотря по погоде, надевают курмушку или халатик, который набрасывается на плечи или надет «нараспашку». В теплую погоду вместо халатика покрываются длинным платком. На пальцах носят кольца.

Рубаха мужчины обычная великорусская. Обычно рубаха и штаны шьются из покупной материи. Но носят рубахи и из самотканого холста, окрашенного в синюю краску. Из такого же холста шьют и штаны. Покрой у штанов широкий, с напуском. Молодежь уже шьет узкие штаны. На ногах обычно ичиги, иногда сапоги. На голове носят небольшую валяную шляпу. Встречаются молодые мужики и ребята с серьгой в левом ухе. На рубаху, смотря по погоде, надевают поддевку или курму. Молодежь не строго держится старого покроя платья: носит пиджаки, картузы. Когда идут в церковь или в моленную, надевают обязательно халат. В халате стоят в церкви и старики, и парни, и ребятишки.

III. Вклад старообрядчества в развитие хозяйства и культуры Сибири.

Освоение Сибири - важнейший процесс в развитии российской государственности. С 16 века Россия расширяет свои территориальные владения, устанавливает политическую власть над аборигенными народами Сибири. Для нас, сибиряков, это история становления культуры нашей малой родины - Сибири. Особое значение в культуре Сибири имело старообрядчество. Хранители старых церковных традиций - старообрядцы выступали за сохранение самобытности русской культуры. Защитники старой веры подвергались жесточайшим гонениям со стороны церкви и государства. И, чтобы спастись, уходили за Урал, в Сибирь. Бегущие от мира подвижники старой веры могли выжить только в упорном труде и духовной истовости, в вере. Таким образом, старообрядчество заложило основы нашей сибирской культуры и определило ее специфические черты. Старообрядцы внесли особую твердость духа, трудолюбие и ответственность. Сибирь была Землей мужественных и свободных людей. Здесь не было крепостного права. Сибирь не была обременена наследным дворянством. Здесь сложилось веротерпимое отношение к разным религиозным формам. Старообрядцы также сыграли важную роль и в развитии земледелия в Сибири. Они принесли с собой наблюдательность и смекалку умелых земледельцев, прилежание и любовь к земле, деловой практицизм. Это имело огромное значение в освоении новой территории в Сибири. Эта роль подтверждается следующим высказыванием иркутского губернатора Н.И.Трескина 1808 году: «Пример редкого трудолюбия, прилежания к хлебопашеству подают поселенные в Верхнеудинском уезде старообрядцы. Они поселены на песчаных и каменистых местах, где даже не предвиделось возможности к земледелию, но неусыпное трудолюбие их и согласие сделало, так сказать, и камень плодородным». Народно-бытовая культура старообрядцев - очень сложный феномен. Казалось бы, все дела и помыслы староверов направлены к одной цели - сохранить те общественные отношения, которые существовали до утверждения крепостного права в России, сохранить старину - национальную одежду, обычаи и обряды, старую веру. Но не только в прошлое были обращены помыслы староверов. Они внесли большой вклад в развитие торговли и промышленности. Старообрядчество расшевелило народные массы и в нравственном отношении. Оно заставило русских людей задуматься над своим поведением, над жизнью. Праведно ли живем, когда утрачиваем свои культурные ценности, свое своеобразие, когда перенимаем бездумно зарубежные образцы? Старообрядцы жили богатой духовной жизнью, у них было много грамотных людей, их хозяйство находилось в лучшем состоянии. А семейные общины староверов, достигавшие 40-50 человек, были очень сплоченными и крепкими.

Сибиряк - это, прежде всего личностный культурно-психологический образ творца и носителя сибирской культуры. Образ русобородого сибиряка-крепыша нес в себе два основных человеческих качества: надежность и трудолюбие, основной установкой которого был поиск социального и природного согласия при устройстве жизни.

Заключение
Народ, чтобы остаться на планете как культурная общность, должен заботиться о самосохранении, передавая подрастающему поколению культурные ценности. Этим занимались в былые времена старшие и те, кому поручалось воспитание и обучение детей. В старину на Руси существовало слово «отечествие», обозначавшее род, поколение, отчизну, дом, где человек родился и рос. Привязанность к этому месту, к отеческой земле, хранение того, что тебе всего роднее, ближе и дороже, - свидетельство культурной зрелости личности. Это патриотизм. Он дает человеку осознание сопричастности к родной земле и культуре, носителем и хранителем которой он становится. Однозначно можно сделать вывод о значительном вкладе старообрядцев в развитие хозяйства и культуры Сибири. Именно старообрядческая среда несет в себе духовность, исконно национальные традиции. Изучая прошлое, мы можем выбрать все лучшее из богатой многовековой истории русского народа.Все лучшее, что несет старообрядческая среда: это и традиционный семейный уклад, и трудовое воспитание, когда труд - это привычка, а не обязанность, не стоит безоглядно отвергать и забывать. Мы не хотим, чтобы у нас не было будущего, мы не хотим, чтобы нас тоже считали потерянным поколением (70-80-е г.), мы надеемся увидеть свою Родину сильной и развитой страной с богатой духовной культурой, чтобы наши дети могли гордиться ею.


Алтай - это красота первозданной природы и красота человеческого духа, гармонично соединенных в нераздельной ипостаси. Именно здесь сохранились древние традиции православия, так как сюда переселились старообрядцы в годы гонения за веру Христову. Здесь они живут и поныне. Старообрядцы Уймонской долины считаются беспоповцами. У них нет храма, а молитвы проходят дома. Православных христиан старообрядцы называют мирянами. Всегда помогут, пригласят в дом, а вот накормят из отдельной посуды. В нашем обзоре мы расскажем об старообрядцах Алтая.

.

Старообрядцы или раскольники?



Существенная часть российского населения различных сословий не принимала проводимых реформ обряда церкви с исправлениями церковных книг, которые проводил патриарх Никон, поддерживаемый Алексеем Михайловичем Романовым. Они не принимали и светские реформы, проведенные впоследствии Петром I. Несогласные получили название староверы, раскольники, старообрядцы. Однако сами звали себя, при поддержке вождя, протопопа Аввакума, не иначе как «ревнители древлего благочестия» либо «православные христиане». Напротив, они раскольниками считали людей, которые решили подчиняться «богопротивным» реформаторским действиям.


В Сибирских и Алтайских районах староверов часто зовут кержаками, по названию потомков скитов на реке Керженец, что находится в Поволжье. Именно из этих мест и происходило большинство знаменитых старообрядческих наставников. Пытаясь спастись от религиозных гонений, раскольники были вынуждены бежать, причем в наиболее глухие районы России тех времен. Они обосновывались в северной части страны – Уральские и Сибирские районы. Часть старообрядцев выехало за границы империи на запад.

Бегство во спасение



Проводником в Сибирь оказалось известное сказание о Беловодье. Считалось, что эта богатая страна не доступна для царских властей, в которой полностью была сохранена «святоотеческая вера».

Среди раскольников получили распространение рукописные «маршрутники» с указание нужного маршрута: Москва, далее Казань, затем в Сибирь через Урал, когда приходилось сплавляться по рекам, идти через горы, выйти к деревне Уймон, в которой живут люди, ведущие далее. От Уймона маршрут шел «к соленым озерам», «сорок четыре дня пешком через Китай и Губань», затем до «Богогогше» в «Кокуши» и на «Ергор». И далее можно было увидеть Беловодье, но только будучи чистым духом. Говорилось, что там не будет антихриста, что дремучие леса, высокие горы и крупные расщелины отделяют от России. Также по легенде, в Беловодье не может быть никогда воровства.


До сегодняшнего времени на всем этом пути построены русские селения, которые основывали староверы – искатели мифического Беловодья. Вот почему, мнение приезжих путешественников, что Беловодье расположено в Уймонской долине, является неверными, причем старожилам об этом известно точно, однако рассказывать они не будут. Поэтому и передаются из поколения в поколения современные сказания. Как же им не существовать, когда вода в верхней части р. Катунь действительно белесая, и в волнах своих несет белую глину...

Уклад жизни и быт старообрядцев



Праотцы русских старожилов Уймона обитали в конце 18-го столетия на берегах Коксу и Аргута. Они располагались в маленьких поселениях обычно в 3-5 дворов, которые были раскиданы по ущельям и взгорьям. В этих местах обитатели сооружали небольшие избы, амбары, строили бани, мельницы. Здесь же распахивались и пашни. Поселенцы охотились на диких животных, ловили рыбу, организовали торговлю с соседями с юга – жителями Алтая, Монголии, Китая. Также общались с аналогичными селениями Бухтарминской долины. За высоченными горами приют нашли, кроме раскольников, также мастеровые, которые не хотели работать на различных рудниках и предприятиях, служивые, спасшиеся от службы, и прочие.

Отряды казаков, посылаемые за беглецами, за небольшим исключением не смогли словить их и просто сжигали селения беглых, разоряли пашни. Однако прятаться от властей из года в год удавалось сложнее и сложнее. И вот в 1791 г. жители гор (Аргуты и Бухтарминсы) после долгих раздумий и обсуждений решили отправить сразу 3 делегации в столицу, прося помиловать их и закрепить в подданстве России. Получили они его в 1792 году от Екатерины Второй.


После вышедшего указа старообрядцы покинули суровые и малопригодные для обитания ущелья и поселились в Уймонской долине (сравнительно широкой). Там они спокойно занимались земледелием, разводили скот, пчел и организовали для себя прочие промыслы, необходимые для жизни.

В Уймоне старообрядцы создали ряд поселений. Первым считается село Верхний Уймон. Выходцы из него основаны и другие села. По воспоминаниям старожила Железнова, когда его предки бежали в эти края, алтайцы были очень добры, прятали их от церковников. Им удалось прочно встать на ноги: каждый обосновал усадьбу, жили довольно богато. Однако и работали хорошо. Ложились в 2 ночи, вставали в 6 утра.

Большое место у староверов отводилось охоте. Ей они посвящали много времени в любой сезон. Для охоты на каждого конкретного зверя разрабатывались специальные способы.

И сейчас охота до сих пор остается излюбленным времяпровождением местного населения, причем по-прежнему сохраняется ее промысловая сущность. Есть семьи, где дичь – это главный источник мяса. Одновременно с этими каменщики Уймона были и крестьянами и распахивали земли там, где позволяли местные условия природы.

Жизнь в молитвах и без



Все туристы, видевшие в разное время Уймон, говорили о религиозности местных жителей, о том, что они много молятся и постоянно читают священные писания и книги. Практически до конца 19-го века уймонским каменщикам не было известно светское чтение. Те книги, что праотцы смогли принести и сберечь, имели духовный текст. Нужно отметить, что уровень грамотности местных жителей, в том числе детей и женщин, был очень высоким. Читать и писать мог почти каждый.


Все ученые-исследователи данной местности удивлялись качествам жителей. Эти горные поселенцы были отважными, смелыми, решительными и уверенными. Знаменитый ученый К. Ф. Ледебур, побывавший здесь в 1826 году, отметил, что психология также общин – действительно что-то отрадное в подобной глуши. Староверы не смущались посторонних людей, которых видели не столь часто, не испытывали робость и замкнутость, а, наоборот, выказывали открытость, прямодушие и даже бескорыстие. По мнению этнографа А. А. Принтца алтайские староверы – удалой и лихой народ, отважный, сильный, решительный, неутомимый. При этом женщины почти не уступали в таких качествах. На знаменитого путешественника В.В. Сапожникова уймонские жители также произвели очень благоприятное впечатление - смелые, уверенные в собственных силах, хорошо знающие окрестности и имеющие большой кругозор.


Такие качества людей, их культурная и психологическая сущность, умение приспосабливаться к трудным климатическим условиям высокогорных районов, а также сформированный староверами особенный тип хозяйствования до сих пор привлекают внимание многих исследователей.

Жительница с.Верхний Уймон Раиса Павловна рассказывает о староверах и их доброте.