Русская культура XIII-XV веков. Русская культура XIII – XV вв Просвещение и накопление научных знаний

Введение

В историко-культурном процессе XIII -- XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов. Второй период (первая половина XIV -- XV вв.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель. Поэтому центр общественно-политической и культурной жизни постепенно сместился на северо-восток, где в силу ряда причин с середины XIV в. установилась гегемония Москвы. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV в. завершить оба процесса созданием единого и независимого государства.

Русская культура XIII- XV веков

В эпоху средневековья распространение грамотности и знаний шло разными путями в княжеских дворцах, монастырях, торговых городах и в деревне. В то время как в бесписьменной деревне знания о природе, человеке, устройстве мира, родной истории передавались молодому поколению из уст в уста в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, сказок, эпической поэзии и т.п., просвещение в городах, монастырях и вотчинных замках основывалось на книгах. Судя по житийной литературе XIV -- XV вв., обучение детей начиналось в возрасте 7 лет, сначала их учили чтению ("грамоте"), а затем письму. Церковная монополия на образование придавала ему преимущественно богословский характер.

Несмотря на тяжесть монголо-татарского ига, в XIV --XV вв. на Руси развивалось книжное дело. Постепенная замена пергамена бумагой делала книги более доступными. К XV в. известно уже достаточно много библиотек. Хотя большинство книг того времени, очевидно, погибло в огне военных пожаров, в кострах церковной цензуры и т.п., от XIII--XIV вв. до нас дошло все же 583 рукописные книги. Говоря о распространении "книжной премудрости", надо иметь в виду коллективное использование средневековых книг. Чтение вслух тогда было широко распространено во всех странах и во всех слоях общества.

Математические познания в XIII --XV вв. не получили особого развития. Древнерусская цифровая система была крайне неудобной: что затрудняло точные математические действия.

Космологические представления русские книжники черпали из христианской богословской литературы, трактовавшей вопросы мироздания весьма противоречиво.

С постепенным развитием торговли, восстановлением дипломатических связей, возрождением паломничества в XIV --XV вв. происходило расширение географического кругозора русских людей. К этому времени относится составление множества рукописных сборников, содержавших подлинные и подробные описания Царьграда, Палестины, Западной Европы и других земель.

Общественные идеи, связанные с осмыслением человека в мире и обществе, а также политические теории со времени утверждения христианства на Руси в основном укладывались в рамки религиозного мировоззрения. В XIV -- начало XV вв. Русь, восприняв в основном философско-богословские течения Византии, отставала от нее по уровню философского мышления. Если в Византии господствовали два главных идейных течения: победивший исихазм Исихазм (от греч. hesychia -- покой, безмолвие, отрешенность) -- мистическое течение, в широком смысле -- этико-аскетическое учение, возникшее в Византии в IV -- VIII вв., включало систему психофизического контроля, имеющую внешнее сходство с йогой). и побежденный рационализм, то на Руси ситуация была сложнее. Здесь взаимодействовали и противодействовали три течения философско-богословской мысли: православие в традиционном понимании, слабые ростки рационализма (в виде ересей) и исихазм. Ортодоксальной христианской идеологии всегда было присуще утверждение о доступности человеческим чувствам сверхъестественных явлений (Бог действовал на земле, являясь людям в видениях, через ангелов и святых, "явлением" икон, чудесными исцелениями и т.п.). Идеологи исихазма развили взгляды раннехристианских учителей церкви, открывая перед верующими возможность богопознания, духовного и даже телесного единения с Богом через восприятие божественной энергии. На Руси в середине XV в. это учение утверждалось в ожесточенной борьбе одновременно как способ индивидуального подвижничества (исихазм "келейного" уровня) и как новый стиль духовно-культурной жизни. Особенно трудно исихазм прививался на русской почве как система философского мышления, вступив в известное противоречие с косной практикой церковной жизни.

Учение о неизбежности конца мира и божественного суда над человечеством, эсхатология Эсхатология (от греч. eschatos) -- последний, конечный. всегда занимало значительное место в христианском мировоззрении. Но в эпохи социальных потрясений эсхатологические идеи принимали форму реального ожидания второго пришествия Христа. Такой период переживала Русь в XIV -- XV вв.

Борьба против монголо-татар была главной темой фольклора второй половины XIII --XV вв., ей посвящены жанры как традиционные (былины, сказания), так и новые (историческая песня).

Период XIII --XV вв. в русской литературе является переходным в движении от киевской литературы, отмеченной идейно-статистическим единством, к литературе будущего централизованного Московского государства. В литературном процессе этого времени можно выделить два основных этапа: XIII -- XIV вв. и XV в. Первый начинается с битвы на Калке (1223 г.) и заканчивается победой на Куликовом поле (1380 г.). Литература этого периода характеризуется разнородными тенденциями. Ведущий жанр этого времени -- воинская повесть, доминирующая тема -- монголо-татарское нашествие. Поэтическим пафосом, фольклорными образами и сильным патриотическим чувством проникнуты "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Слово о погибели Русской Земли", "Сказание о подвигах и житии великого князя Александра Невского" (житие, имеющее черты воинской повести), "Повесть о Шевкале", посвященная событиям 1327 г. в Твери и др.

Второй этап в развитии литературы начинается после победы на Куликовом поле и завершается присоединением к Москве Великого Новгорода, Твери и Пскова. В эти годы в общественной мысли и в литературе господствовала идея политического и культурного объединения русских земель, которая все более связывалась с Москвой. Московская литература, вбирая в себя областные стилистические тенденции, приобретала общерусский характер и занимала ведущее место. О роли национального самосознания свидетельствует как возрождение общерусского летописания в конце XIV -- начало XV в., так и целый цикл произведений, различных по жанру и стилю, но единых по теме -- все они посвящены исторической победе России над татарами.

Идея общерусского единства, возникнув в домонгольский период, усилилась в тяжелые годы монголо-татарского нашествия. В XV в. тему национально-освободительной борьбы оттесняла литература нового типа, отличавшаяся тематическим и стилевым разнообразием, более органичной связью с фольклором, стремлением к психологизму.

После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце XIII в. во многом приходилось начинать сначала. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).

С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходили важные изменения. На смену плинфе пришел местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек. Из трех апсид осталась одна, что по-новому организовало алтарную часть. В результате, возник новый тип, соответствовавший вкусам и потребностям горожан.

К началу XVI в. общая протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км. В 1330 г. вблизи города была построена крепость Изборск -- одно из крупнейших сооружений Древней Руси, выдержавшее не мало немецких осад и до сих пор поражающее своей неприступностью.

Псковские храмы небольших размеров возводили из местного камня и белили, чтобы известняк не выветривался.

Вековые традиции, гибкость архитектурного мышления, практичность создали заслуженную славу псковским зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый вклад в архитектуру единого Российского государства.

Первые каменные постройки в Московском Кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XIII -- XIV вв.

Во второй половине XIV в. напряженные отношения с Ордой и Литвой заставили князя Дмитрия Ивановича, прозванного впоследствии Донским, сосредоточить усилия на строительстве укреплений. Вскоре после постройки (1367 г.), белокаменный Кремль был испытан на прочность войсками литовского князя Ольгерда.

Живопись первой половины XIII -- XV вв. является естественным продолжением искусства домонгольской Руси. Но в результате нашествия художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где имелось много памятников старого искусства, и сохранились живые носители культурных традиций. Длительная изоляция Руси от Византии, а также усилившаяся разобщенность русских земель подтолкнули рост областных тенденций в искусстве. В XIII в. произошла окончательная кристаллизация новгородской и ростовской школ живописи, а в XIV в. -- тверской, псковской, московской и вологодской. русский средневековый культурный

Эволюция живописи в XIII--XV вв. лучше всего прослеживается на новгородских памятниках, которых к тому же сохранилось больше, чем в других городах. В новгородской иконе рисунок становился графичнее, колорит строился на сочетании ярких контрастных цветов. Своеобразным "бунтом" против византийской традиции стали краснофонные иконы.

XIV в. -- время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек, приехавший на Русь в 70-е гг. XIV в. В 1378 г. он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично.

Литература 13-15 века

В литературе большое место заняли героическая и “житийная”, или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии татаро-монгол, борьбе с ними храбрых русичей. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с ее врагами, захватчиками - постоянный их мотив: “.Путче нам смертию живота купити, нежели в поганой воле быти”.

В литературе большое место заняли героическая и “житийная”, или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии татаро-монгол, борьбе с ними храбрых русичей. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с ее врагами, захватчиками - постоянный их мотив: “ .Путче нам смертию живота купити, нежели в поганой воле быти”.

Позднее на основе этой повести создано “Житие святого Александра Невского”. Его герой изображен идеальным правителем, подобным библейским и римским героям: лицом подобен Иосифу, силой - Самсону, премудростью - Соломону, храбростью - римскому императору Веспасиану.

Под влиянием этого памятника подверглось переделке житие Довмонта, псковского князя XIII в., победителя литовских князей и ливонских рыцарей: краткая и сухая ее редакция превратилась в пространную, наполненную возвышенными и живописными описаниями подвигов псковского героя.

Со второй половины XIV в. значительно число произведений говорит о борьбе с Ордой - Куликовской битве Особое место среди этих памятников занимает “Задонщина”. Ее автор, Софоний Рязанец, рассматривает события 1380 г. как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными хищниками-кочевниками. Недаром образец для него - “Слово о полку Игореве”, которое повествует о походе Игоря Святославича, князя новгород-северского, на половцев в 1185 г. Победа на Куликовом поле-возмездие за поражение на Каяле-реке. Из “Слова” Софоний заимствует образы, литературный стиль, отдельные обороты,

В Новгороде Великом составлялись сказания, жития местных святых - Моисея, Евфимия, Михаила Клопского. То же - ив других землях.

Ведущее место в литературе и исторической мысли занимали летописиВо всех летописях отразились местные интересы, взгляды князей и бояр, церковных иерархов; иногда - взгляды простых, “меньших” людей. Таковы, например, записи одной из новгородских летописей о мятеже середины XIII в.: “Выдайте мои ворогы!” И целоваша святую Богородицю (икону Богоматери.- В. Б.) меншии,-како стати всем, либо живот (жизнь.-В. Б.), либо смерть за правду новгородьскую, за свою отчину.

Свои летописи вели в Твери, Нижнем Новгороде, Рязани и других центрах. Все они, как и московские памятники, начинают изложение с “Повести временных лет”. Тем самым они подчеркивают преемственную связь с древнерусской книжностью, продолжают ее традиции.

К 13 веку некогда могущественный и великий Киев потерял свое былое величие и политическое значение, а само древнерусское государство распалось на множество княжеских земель. Юго-Западная, Северо-Восточная и Новгородская земля погрязли в междоусобицах, раздорах и спорах. Братоубийственные разборки не остановила даже надвигающаяся на Русь беда - орда монгольских кочевников, превратившаяся из угрозы в реальность, грозно ощетинилась кривыми, остро заточенными саблями и покатилась жестокой лавиной, сметая на своем пути все живое. Разрушая и сжигая все, что с такой любовью, желанием и старанием возводилось, строилось, украшалось, созидалось несколькими поколениями. Все достижения древнерусской цивилизации оказались под угрозой уничтожения. Несмотря на отчаянное и героическое сопротивление большинства русских городов, которое они оказывали в основном поодиночке, Русь на два с половиной века оказалась под гнетом восточных завоевателей. Пример этой разобщенности выглядит иногда как предательство.

После того как монголы разгромили Галицкого, Киевского и Черниговского князей на реке Калке, хотя силы русских превосходили ордынцев, бежавшие за Днепр князья не только бросили остатки своего войска, но и порубили свободные ладьи, а монголы перебили всех, кто не успел переправиться. Владимирский князь Юрий Всеволодович не пришел на помощь рязанцам, когда хан Батый осадил Рязань, но и поплатился за это жестоко. Ордынцы не только захватили и разграбили Владимир, пока князь уже сам пытался получить помощь от северных княжеств, но и сожгли заживо во Владимирском соборе всю его семью. Позже погиб в битве и сам князь. Для русской культуры, как и для экономики, монголо-татарское иго имело катастрофические последствия. Регулярные набеги приводили к новым опустошениям. Дань выплачивалась не только в виде денег и драгоценностей, но и уводом в рабство наиболее видных, искусных ремесленников, что привело к утрате многих приемов и навыков, а некоторые виды ремесла были полностью утрачены. И хотя историк 20 века Лев Гумилев называет иго монголо-татарских полчищ набегом на Русь, но за этот период были полностью разрушены такие культурные и политические центры как Киев, Переславль, Чернигов, Рязань, . Те же, что остались целыми, так же пострадали - ордынцы забирали в полон искусных мастеров: оружейников, камнерезов, шорников, кузнецов.

Многие мастеровые умельцы погибли, защищая свои города, поэтому некоторые прикладные ремесла даже исчезли совсем. Например, в ювелирном деле были утеряны некоторые техники, присущие только древнерусскому искусству. Ощутимо за время пострадало древнерусское зодчество. Жестокие варвары-кочевники предавали огню не только крепостные сооружения, но и прекрасные в архитектурном отношении русские церкви, соборы и монастыри. Постройки горели вместе с вековыми древнерусскими, византийскими иконами, фресками замечательных русских живописцев, ценнейшими рукописными книгами, являвшимися памятниками древнерусской словесности. Зачастую дикая орда сжигала их вместе с укрывшимися там людьми. Никого не щадили - ни женщин, ни стариков, ни детей и даже младенцев. В огне погибло не только большинство древних русских книг, но и прервалось летописание. В упадок пришла живопись и многие прикладные художественные ремесла. Больше, чем на полвека прекратилось на Руси каменное строительство из-за отсутствия мастеровых, материалов для постройки и полного обнищания княжеской казны. Русская культура в результате монгольского нашествия потеряла несоизмеримо с тем, что смогла перенять у завоевателей. В этом смысле очень точно выразился Александр Сергеевич , который заметил, что “татары это не мавры. Завоевав Русь, они не подарили ей ни алгебры, ни нового Аристотеля”.

Некоторые историки, например Г.В.Вернадский, считают, что монгольское иго полностью уничтожило элементы демократии в политическом устройстве городов. Была введена смертная казнь, телесные наказания, обязательная воинская повинность. Из положительных моментов завоевания, если так можно вообще выражаться, принято говорить о созданной монголами почтовой конной службе. Но ощутимо снизилась грамотность, и даже среди князей появились по выражению летописца “некнижны” и “неграмотны”. Но не смогло монголо-татарское иго полностью растоптать Русь и уничтожить ее народность, ее цивилизацию. Возродилась ее духовная жизнь и ее культура, как сказочная птица Феникс из пепла. Родились новые зодчие, живописцы, пытливые и талантливые, выросли новые города, были написаны новые книги. Русь была жива!

- 129.50 Кб

Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального характера. В замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. 12 Фигуры ангелов, сидящих, склонив головы друг к другу в безмолвной беседе, образуют круг - символ вечности, а плавные, гармоничные линии навевают настроение светлой сосредоточенной задумчивости. 13 Нежные, тонко согласованные тона, среди которых преобладают золотистый и звонкий голубой, внутренняя свобода точно найденной композиции с ее выразительным ритмом находятся в тесной взаимосвязи с глубоко человечным замыслом этого гениального произведения.

В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы, создававшихся в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, возрастают известное единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и декоративности. Тонкий рисунок и изысканный колорит икон Дионисия, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, полны нарядной торжественности. Но в психологическом плане его образы уступают Рублевским. Созданные Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром росписи собора Ферапонтова монастыря близ Кириллова отмечены особой мягкостью колорита, красотой подчиненных плоскости стены композиций с как бы скользящими изящными фигурами. Многочисленные работы Дионисия и художников его школы вызвали повсеместные раздражения им. В конце XV в. московские художники выезжают в Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья, а лучшие мастера этих художественных центров выезжают для работы в Москву, где они знакомятся с творческими приемами столичных живописцев. Московское искусство постепенно нивелирует местные школы и подчиняет их общему образцу.

1.3 Фольклор

Устное народное творчество - былины и песни, пословицы и поговорки, заговоры и сказки, обрядовая и другая поэзия - отразило представления русских людей о своем прошлом, окружающем мире. Былины о Василии Буслаевиче и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в дальние заморские страны.

Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, в образе которого угадываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха; об Илье Муромце и других богатырях земли Русской. В былинах кроме фактов древнерусской истории отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом, освобождение от ига Орды. 14

Фольклорные черты имеют многие сказания - о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чол-хана и его отряда:

“И бысть между ими бой. Татарове же, надеющися на самовластие, начаша сечи. И абие стекашася человеци и смятошася людие, и удариша в колоколы и сташа вечием. И поворотися весь град, и весь народ том часе собрашася, и бысть в них замятия. И кликнуша тверичи и начаша избивати татар...”

В песне, с одной стороны, довольно точно изображен ход восстания 1327 г., а с другой - игнорируется тот факт, что татары в конце концов отомстили тверичам. Составители песни, не принимая это обстоятельство во внимание, исходя из правоты народа, утверждают иное: “Ни на ком не взыскалося”.

1.4 Общественная мысль

XIII-XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Эта ересь носила рационалистический характер, иными словами пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники критиковали нравы духовенства, "поставление по мзде", то есть плату епископу на посвящение в сан священнослужителя. Тем самым они фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек. Стригольники отрицали как непостижимое разуму таинство причастия, во время которого вино и хлеб "пресуществляются" в кровь и тело Христа.

В 1375 г. новгородские стригольники были казнены.

В XV в. ересь возродилась в среде приходского духовенства в Новгороде, а оттуда перекинулась в Москву. Она вошла в историю как новгородско-московская или ересь жидовствующих. Последнее объяснялось тем, что еретиков обвиняли в приверженности иудаизму, поскольку они не признавали святости икон и не верили в Святую Троицу. В Москве среди приверженцев ереси оказались высокопоставленные придворные, например, видные дипломаты дьяки братья Курицыны. Еретиков поддерживала невестка Ивана III Елена Стефановна.

Сам Иван III долгое время тоже терпимо относился к ереси. Это объяснялось сложными отношениями между светской властью и церковью. Государство было не прочь провести секуляризацию, то есть изъять обширные земельные владения, накопившиеся у монастырей и церквей в результате вкладов служилых людей. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения.

Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники - иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

1.5 Письменность

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.

С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение - отчина московских князей.

При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств единой главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.

Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны "Слово о погибели Русской земли" и "Повесть о разорении Рязани Батыем", в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате. Ведущей идеей повести было решительное, пусть даже и безнадежное сопротивление захватчикам.

О деятельности Александра Невского рассказывало написанное в конце XIII в. "Слово о погибели Русской земли". Антиордынская борьба тверичей отразилась в "Повести об убиении князя Михаила Ярославича в Орде" и "Повести о Шавкале".

В конце XIV - начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая "Задонщина" и "Сказание о Мамаеве побоище". Оба произведения проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, патриотической гордостью.

В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития, как правило, имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

Распространенным жанром средневековой русской литературы была поветь. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии", рассказывающая о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает свое обещание жениться на ней. Но Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Тогда князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу. Сохранился в русской литературе и жанр "Хождений", то есть описаний путешествий. Самое значительное произведение этого рода - знаменитое "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии.




Глава II Быт, обычаи и традиции

1.1 Быт

Деревянная в основном Русь часто страдала от пожаров, войн, междоусобиц. Поэтому не сохранились избы, хозяйственные постройки той эпохи. Имеются лишь их изображения на миниатюрах летописей да археологические остатки.

Изба русского человека добатыевой поры - деревянная, с такими же полами, с двускатной крышей, тесовой или соломенной. Глинобитная печь (у богатых-из кирпича), стоявшая в избе, топилась по-черному. Под полом вырывали яму для хранения продуктов. Окна делались под потолком - через них выходил печной дым; закрывались они заволоками (заслонками) из дерева (волоковые окна).

Бедные селяне и горожане делали избу-полуземлянку: вырывали в земле выемку, над ней ставили каркас из дерева, который обмазывали глиной. По сделанным в грунте ступеням спускались вниз, перед входом стояло крыльцо. Печь, глиняная, куполообразная по форме, стояла в углу; топилась она по-черному. 15

Деревянная “срубная” изба, сто явшая на земле, имела нередко подклеть - нижнее помещение для скота, имущества. Хозяева более или менее состоятельные жили наверху - вгорнице (на горе, вверху). Еще более богатые имели клети с подклетями- летние помещения, неотапливаемые; в них жили летом, хранили вещи. Горницу, имевшую не волоковые, а “красные” окна, пропускавшие больше дневного света, звали светлицей. Они имелись у богатых хозяев - обычно для женщин, которые занимались здесь шитьем, вышиваниями. Наконец, в очень богатомдоме имелся третий ярус - терем. В верхние ярусы вела наружная лестница. Перед входом в жилые помещения предусматривались сени. 16

В домах стояли деревянные столы, скамьи; вдоль стен - лавки;у князей, бояр, в монастырях - еще и табуретки, украшенные резьбой, живописью, с подушками и валиками; под ноги ставили маленькие скамеечки.

Избы бедняков по вечерам освещали деревянными лучинами. Их вставляли в печную щель. У богатых для лучин имелась металлические светцы. Употребляли и сальные свечи-в деревянных или металлических подсвечниках, стоявших на столе.

1.2 Одежда

Простолюдины носили короткие рубашки из домотканого сукна и беленого холста, стянутые по талии поясами; это и естественно для пахаря, рыболова, ремесленника, занятого тяжелой работой. Для зимы они имели меховую одежду - медвежью (считалась “простонародной”) шубу. Деревенские жители носили лапти из лыка, городские - кожаную обувь.

Археологи добыли во время раскопок немало женских украшений: серьги, височные кольца, шейные гривны, бусы (из сердолика, хрусталя), браслеты, перстни, пряжки, пуговицы;у мужчин были пряжки для поясов, пуговицы да еще цепи.

Больше дошло до нас сведений об одеждах богатых людей. Они изображаются на миниатюрах и фресках, перечисляются в княжеских завещаниях. Как правило, одежды - длинные, до пят; по подолу, у обшлагов и ворота украшены вышивкой, драгоценными каменьями. 17 Довольно много разновидностей этих одеяний:у мужчин - шуба, кожух, опашень, однорядка; у женщин - шуба, опашень, летник, кортель, телогрея. Делались они из привозных сукон, бархата, атласа, камки. Украшались отложными широкими воротниками (“ожерелья”), соболями, шитыми по шелку драгоценными камнями, жемчугом.

Описание работы

Культура народа – одна из важнейших частей его жизни. Ее становление, постоянное развитие неразрывно связано с теми же факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входи, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси формируется в то же время, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким н

Содержание

Культура нашей страны, настолько интересна и многообразна, что хочется изучать ее все глубже и глубже. Окунемся в историю нашей страны XIII века.
Русский человек – это великий человек, он обязательно должен знать историю своей Родины.
Не зная историю своей страны, ни одно цивилизованное общество не будет развиваться, а наоборот начнет отставать в своем развитии, а возможно и вовсе остановится.
Период культуры XIII века принято называть домонгольским периодом, то есть до прихода монгол в наше государство. В этот период времени на развитие культуры большое влияние оказывала Византия. Благодаря Византии на Руси появилось православие.

Культура Древней Руси XIII века – великое творение прошлого времени. Каждый период времени в истории настолько не повторим, что каждый период по отдельности достоин глубочайшего изучения. Смотря на памятники истории можно говорить о том, что культура вошла в современную духовную жизнь. Несмотря на то, что многие произведения искусств не дошли до наших времен, красота того времени продолжает нас радовать и удивлять своим масштабом.

Особенности культуры XIII века:
- преобладало религиозное мировоззрение;
- в этот период придумали много примет, им не было объяснений наукой, и по сей день их не могут объяснить;
- большое внимание уделялось традициям, почитали дедов;
-медленные темпы развития;
Задачи, стоящие перед мастерами того времени:
- единство - сплочение всего русского народа, на тот момент времени в борьбе с недругами;
- прославление великих князей и бояр;
- оценивали все предыдущие исторические события. Культура XIII века тесно связана с прошлым.

В это время продолжала развиваться литература. Было написано произведение «Моление» Даниилом Заточником. Книга была посвящена князю Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое гнездо. В книге использовалась разговорная речь, совмещенная с сатирой. В ней автор осуждает засилье бояр, тот произвол, который они чинили. Он создал князя, защищающего сирот и вдов, тем самым пытаясь показать, что хорошие и добродушные люди не перевелись на Руси.
Центрами хранения книжности все еще оставались монастыри и церкви. На их территории переписывались книги, велись летописи.
Большое распространение получил жанр – Житие, основной мысль. Данных произведений было описание жизни святых. Особое внимание уделялось жизни монахов и простых людей.

Стали писать притчи.

Большое место в развитии литературы занимали летописи, где писалось все, что происходит в жизни людей, описывалось все по годам.
Былины прославляли подвиги воинов защищавших свою Родину. В основе былин, были события, происходящие на самом деле.

Архитектура.

В этот период получило свое развитие строительство. Как уже говорилось, вся культура этого периода прониклась веяниями Византии, что не могла положительно сказаться на культуре Руси. Начинается переход от деревянного строительства к каменному.
Кроме того, Византийская культура на первое место всегда ставила церковь, иконопись, отсекая все, что противоречило христианским принципам.
Пришедшие принципы искусства столкнулись с тем, что восточные славяне поклоняются солнцу, ветру. Но сила культурного наследия Византии оставила отпечаток на культуре Древней Руси.
Главным символом строительства этого периода времени стал Софийский собор. Стены собора, впервые на Руси, были сложены из красного кирпича. Церковь была с пятью куполами, за ними стояли еще восемь маленьких. Потолок и стены были украшены фресками и мозаикой. Многие фрески были не на религиозную тему, было много бытовых рисунков, посвященных семье великого князя.
Большое развитие получила резьба по дереву. Резками украшались дома бояр.
Помимо церквей в это время, зажиточные слои населения, начинают строить каменные дома из розового кирпича.

Живопись.

На живопись 13 века наложили свой отпечаток города, где творили мастера. Так новгородские живописцы стремились упростить стиль своего мастерства. Наибольшего своего выражения он достиг в росписи церкви Георгия в Старой Ладоге.
При этом стали рисовать мозаики прямо на стенах храмов. Большое распространение получили фрески. Фреска – живопись написанная водяными красками, прямо на стенах покрытых штукатуркой.

Фольклор.

История Руси настолько велика, что нельзя не сказать о фольклоре. Фольклор занимает огромное место в жизни русского народа. Читая былины можно узнать про все жизнь русского народа. В них воспевались подвиги богатырей, их сила и мужество. Богатыри всегда воспевались как защитники русского населения.

Быт и нравы народа.

Культура нашей страны неразрывно связана с его народом, бытом, нравами. Люди жили в городах, селах. Основной тип жилья была усадьба, дома строили их бревенчатого сруба. Киев в XIII веке был очень богатым городом. В нем были дворцы, усадьбы, терема бояр и богатых купцов. Любимой забавой богатого населения была охота на ястреба, сокола. Простое население устраивало кулачные бои, скачки.
Одежда была сшита из сукна. Основным костюмом была длинная рубаха и штаны у мужчин.
Женщины носили длинные юбки, сшитые из сукна. Замужние женщины носили платок. У незамужних девушек были длинные красивые косы, отрезать их можно было лишь, когда выйдет замуж.
С большим размахом играли в деревнях свадьбы, на них собиралось все село. Прямо во дворе дома накрывались огромные, длинные столы.
Так как в жизни населения в XIII веке большую роль играла церковь, церковные посты, праздники свято соблюдались жителями.