Категории мифов с примерами из античности. Жизненный мир человека в пространстве культуры

Классификации мифов

Мифы можно классифицировать в соответствии с доминирующей темой, которую они изображают.

1. Как начались вещи (космогонические мифы). Обычно это самый важный миф в культуре, миф, который становится моделью для всех остальных мифов. Он повествует о том, как начал существовать весь мир. В некоторых повествованиях (в первой главе Книги Бытия) сотворение мира происходит из ничего. Мифы египтян, австралийцев, греков и майя также говорят 155 о сотворении из ничего. Во многих случаях божество в этих мифах всемогуще. Полинезийский миф сообщает о творении, происшедшем из скорлупы кокосового ореха. В Африке, Китае, Индии, южном Тихом Океане, Греции и Японии сотворение мира символизировано как прорыв из плодородного яйца мира. Яйцо - это потенциал всей жизни, и иногда, как, например, в мифе южноафриканского народа догон, нем говорится как о "плаценте мира". Еще один вид космогонического мифа - миф о родителях мира. В вавилонской истории о творении "Энума элиш" родители мира Апсу и Тиамат рождают потомство, которое позже оказывается противостоящим собственным родителям. Потомство побеждает родителей в битве, и из жертвенного тела создается мир.

2. Конец всех вещей (эсхатологические мифы). Существуют мифы, которые описывают конец света или приход смерти в мир. Мифы о конце света предлагают его сотворение нравственно божественным существом, которое в конце разрушает свое творение. В это время каждое человеческое существо судят по его делам и готовят к существованию в раю или к одной из вечных мук. Такие мифы присутствуют среди еврейских, христианских, мусульманских и зороастрийских. Вселенский пожар и последняя битва богов - это часть индоевропейской мифологии, наиболее полно описанные в германских ветвях мифологии. В мифологии ацтеков до сотворения мира людей богами было создано и разрушено несколько миров. Мифы о происхождении смерти описывают, как смерть вошла в мир. В этих мифах смерть долгое время не присутствует в мире, но входит в него из-за несчастного случая или из-за того, что ктото просто забывает послание богов, касающееся человеческой жизни. В книге Бытия смерть приходит, когда люди преступают надлежащие границы своего знания.

3. Мифы о героях культуры. Такие мифы описывают действия и характер существ, ответственных за открытие определенного культурного объекта или процесса. В греческой мифологии Прометей, укравший огонь у богов, является прототипом фигуры такого рода. В культуре догон Прометею

Подобен кузнец, который крадет из житницы богов семена для человеческого сообщества. В Герамс, Индонезия также присутствует такая фигура - Хаинувеле. Она снабжает сообщество множеством необходимых и роскошных вещей из отверстий своего тела. 156

4. Мифы о рождении и возрождении. Обычно связанные с ритуалами инициации, мифы о рождении и возрождении рассказывают о том, как жизнь может быть обновлена, время повернуто вспять, а люди трансформированы в новые существа - как в реинкарнации.

5. Мессия. В мифах о приходе идеального общества (тысячелетние мифы) или Спасителя (мессианские мифы) эсхатологические темы сочетаются с темами возрождения и обновления. Тысячелетние и мессианские мифы обнаружены в племенных культурах Африки, Южной Америки и Меланезии, а также в мировых религиях иудаизма, христианства и ислама. Мифы о Мессии, Помазаннике, Христе встречаются в теологии. ""Мессия" - еврейское имя обещанного избавителя человеческого рода, приписываемое Иисусу и данное ему христианами, хотя вера евреев утверждает, что Мессия еще только должен прийти. Изначально используемый в теологии термин "Мессия" стал применяться более свободно для обозначения любого ожидаемого освободителя страны или народа или предполагаемого спасителя в любой нехристианской религии.

6. Предопределение и судьба. В некоторых мифах божественная власть отмечена господством бога над роком.

7. Воспоминание и забывчивость. Мифы о памяти могут принимать форму коллективных воспоминаний. Решающая часть праздника христианского причащения - воспоминание.

8. Высшие существа и небесные боги. Небо везде считается священным и соотносится или идентифицируется с высшими богами.

9. Короли и святые. Мифы о королях можно найти только в традициях, которые знают форму освященной королевской власти. Считалось, что короли имеют союз с богинями. Это был "священный брак".

10. Трансформация. Эти мифы включают в себя ритуалы инициации и "ритуалы превращения" (рождение, достижение зрелости, брак, смерть), а также космическую трансформацию. Крещение - это трансформация ритуала превращения.

Мифы этиологические (букв. «причинные», т. е. объяснительные) -- это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. В принципе, этиологическая функция присуща большинству мифов и специфична для мифа как такового. Практически под этиологическими мифами понимаются, прежде всего, рассказы о происхождении некоторых животных и растений (или их частных свойств), гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и др. Подобные мифы широко распространены у первобытных народов, они часто слабо сакрализованы. Как особую разновидность этиологических мифов можно выделить мифы культовые, объясняющие происхождение обряда, культового действия. В случае эзотеричности культового мифа, он может быть сильно сакрализован.

Мифы космогонические (большей частью менее архаические и более сакрализованные, чем этиологические) повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. В космогонических мифах особенно отчётливо актуализуется характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос. В них непосредственно отражаются космологические представления о структуре космоса (обычно трёхчастной вертикально и четырёхчастной горизонтально), описывается его вегетативная (мировое древо), зооморфная или антропоморфная модель. Космогония обычно включает разъединение и выделение основных стихий (огонь, вода, земля, воздух), отделение неба от земли, появление земной тверди из мирового океана, установление мирового древа, мировой горы, укрепление на небе светил и т. п., затем создание ландшафта, растений, животных, человека.

Мир может возникнуть из первоэлемента, например, из мирового яйца или из антропоморфного первосущества - великана. Различные космические объекты могут быть найдены, даже похищены и перенесены культурными героями, порождены биологически богами или их волей, их магическим словом.

Частью космогонических мифов являются мифы антропогонические -- о происхождении человека, первых людей, или племенных первопредков (племя в мифах часто отождествляется с «настоящими людьми», с человечеством). Происхождение человека может объясняться в мифах как трансформация тотемных животных, как отделение от других существ, как усовершенствование (самопроизвольное или силами богов) неких несовершенных существ, «доделывание», как биологическое порождение богами или как изготовление божественными демиургами из земли, глины, дерева и т. п., как перемещение неких существ из нижнего мира на поверхность земли. Происхождение женщин иногда описывается иначе, чем происхождение мужчин (из другого материала и т. п.). Первый человек в ряде мифов трактуется как первый смертный, ибо уже существовавшие ранее боги или духи были бессмертны.

К космогоническим мифам примыкают мифы астральные, солярные и лунарные, отражающие архаические представления о звёздах, солнце, луне и их мифологических персонификациях.

Мифы астральные -- о Звёздах и планетах. В архаических мифологических системах звёзды или целые созвездия часто представляют в виде животных, реже деревьев, в виде небесного охотника, преследующего зверя, и т. п. Ряд мифов заканчивается перемещением героев на небо и превращением их в звёзды или, напротив, изгнанием с неба не выдержавших испытания, нарушивших запрет (жён или сыновей жителей неба). Расположение звёзд на небе может трактоваться и как символическая сцена, своеобразная иллюстрация к тому, или иному мифу. По мере разработки небесной мифологии звёзды и планеты строго прикрепляются (отождествляются) к определённым богам. На основе строгого отождествления созвездий с животными в некоторых ареалах (на Ближнем Востоке, в Китае, у части американских индейцев и др.) складывались закономерные картины движения небесных светил. Представление о воздействии движения небесных светил на судьбу отдельных людей и всего мира создало мифологические предпосылки для астрологии.

Мифы солярные и лунарные в принципе являются разновидностью астральных. В архаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры, мужа и жены, реже родителя и ребёнка. Луна и Солнцетипичные персонажи дуалистических мифов, построенных на противопоставлении мифологических символов, причём Луна (Месяц) большей, частью маркирована отрицательно, а Солнце -- положительно. Они представляют оппозицию и двух тотемных «половин» племени, ночи и дня, женского и мужского начала и т. д. В более архаических лунарных мифах месяц представляется чаще в виде мужского начала, а в более развитых -- женского (зооморфного или антропоморфного). Небесному существованию Луны и Солнца (как и в случае со звёздами) иногда предшествуют земные приключения пары мифологических героев. Некоторые специально лунарные мифы объясняют происхождение пятен на Луне («Лунный человек»). Собственно солярные мифы лучше представлены в развитых мифологиях, в архаических -- популярны мифы о происхождении Солнца или об уничтожении лишних солнц из первоначального их множества. Солнечное божество тяготеет к тому, чтобы стать главным, особенно в древних обществах, возглавляемых обожествлённым царём-жрецом. Представление о движении солнца часто ассоциируется с колесом, с колесницей, в которую впряжены кони, с борьбой против хтонических чудовищ или богом грозы. Суточный цикл также отражается в мифологическом мотиве исчезающего и возвращающегося солнечного божества. Уход и приход могут быть перенесены с суток на сезоны. Универсальный характер имеет миф о дочери солнца.

Мифы близнечные -- о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Истоки близнечных мифов прослеживаются в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым. Наиболее ранний пласт близнечных представлений наблюдается в зооморфных близнечных мифах, предполагающих родство между животными и близнецами. В мифах о близнецах-братьях они, как правило, выступали сначала соперниками, а позднее становились союзниками. В некоторых дуалистических мифах братья-близнецы не антагонистичны друг другу, а являются воплощением разных начал. Есть мифы о близнецах брате и сестре, но встречаются и усложнённые варианты, где в кровосмесительных браках брата и сестры предпочитается наличие нескольких братьев. Особенностью многих африканских близнечных мифов является совмещение обоих рядов мифологических противоположностей в одном мифологическом образе (т. е. близнечные существа -- двуполые).

Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей (родом и др.) и т. н. тотемами, т. е. видами животных и растений. По содержанию тотемические мифы очень просты. Основные персонажи наделены в них чертами и человека, и животного. В наиболее типичном виде тотемические мифы известны у австралийцев и африканских народов. Тотемические черты ясно видны в образах богов и культурных героев в мифологии народов Центральной и Южной Америки (таковы Уицилопочтли, Кецалькоатль, Кукулькан). Остатки тотемизма сохранились в египетской мифологии, и в греческих мифах о племени мирмидонян, и в часто встречающемся мотиве превращения людей в животных или растения (напр., миф о Нарциссе).

Календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило, с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной (сюда вплетаются и солярные мотивы), на обеспечение урожая. В древних средиземноморских земледельческих культурах господствует миф, символизирующий судьбу духа растительности, зерна, урожая. Распространён календарный миф об уходящем и возвращающемся или умирающем и воскресающем герое (мифы об Осирисе, Таммузе, Балу, Адонисе, Ammuce, Дионисе и др.). В результате конфликта с хтоническим демоном, богиней-матерью или божественной сестрой-женой герой исчезает или погибает или терпит физический урон, но затем его мать (сестра, жена, сын) ищет и находит, воскрешает, и тот убивает своего демонического противника. Структура календарных мифов имеет много общего с композицией мифов, связанных с ритуалами инициации или интронизации царя-жреца. В свою очередь они оказали влияние на некоторые героические мифы и эпические предания, на мифы о сменяющих друг друга мировых эпохах, на мифы эсхатологические.

Мифы героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Биографическое начало в героическом мифе в принципе аналогично космическому началу в мифе космогоническом; только здесь упорядочивание хаоса отнесено к формированию личности героя, способного в дальнейшем поддержать своими силами космический порядок. Отражением инициации в героическом мифе является обязательный уход или изгнание героя из своего социума и странствия в иных мирах, где он приобретает духов-помощников и побеждает демонических духов-противников, где ему иногда приходится пройти через временную смерть (проглатывание и выплёвывание чудовищем; смерть и воскрешение--инициационные символы). Инициатором испытаний (принимающих иногда форму выполнения «трудной задачи») может быть отец, или дядя героя, или будущий тесть, или племенной вождь, небесное божество, например бог-Солнце, и т. п. Изгнание героя иногда мотивируется его проступками, нарушением табу, в частности, инцестом (кровосмешением с сестрой или женой отца, дяди), также угрозой для власти отца-вождя. Герой как термин греческой мифологии означает сына или потомка божества и смертного человека. В Греции имел место культ умерших героев. Героический миф -- важнейший источник формирования, как героического эпоса, так и сказки.

Мифы эсхатологические о «последних» вещах, о конце мира возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических. В противоположность космогоническим мифам, эсхатологические рассказывают не о возникновении мира и его элементов, а об их уничтожении -- гибель суши во всемирном потопе, хаотизация космоса и др. Трудно отделить мифы о катастрофах, сопровождавших смену эпох (о гибели великанов или старшего поколения богов, живших до появления человека, о периодических катастрофах и обновлении мира), от мифов о конечной гибели мира. Более или менее развитую эсхатологию находим в мифах аборигенов Америки, в мифологиях древнескандинавской, индуистской, иранской, христианской (евангельский «Апокалипсис»). Эсхатологическим катастрофам часто предшествуют нарушение права и морали, распри, преступления людей, требующие возмездия богов. Мир погибает в огне, потопе, в результате космических сражений с демоническими силами, от голода, жары, холода и т. п. миф цивилизация легенда предание

Многие известные европейскому читателю мифы -- античные, библейские и некоторые другие не умещаются в перечисленные категории, а являются включёнными в мифологический цикл легендами и историческими преданиями. Иногда очень трудно провести границу между мифом, легендой, преданием. Например, мифы о Троянской войне и другие подобные мифы, впоследствии обработанные в форме эпоса, являются мифологизированными историческими преданиями, в которых действуют не только герои, имеющие божественное происхождение, но и сами боги. На стыке подлинного мифа и исторического предания складывается и священная история типа библейских повествований. Здесь «раннее время» растягивается: включает события, находящиеся на значительной хронологической дистанции друг от друга, а исторические воспоминания мифологизируются и сакрализуются. Вообще предания, как правило, воспроизводят мифологические схемы, прикрепляя их к историческим или квазиисторическим событиям. То же относится и к легендам, трудно отделимым от преданий; легенды в большей мере сакрализованы, в большей мере склонны к фантастике, например, изображению «чудес». Классическим примером легенд являются рассказы о христианских святых или буддийских перевоплощениях.

Мифы этиологические (букв. «причинные», т. е. объяснительные) - это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. В принципе, этиологическая функция присуща большинству мифов и специфична для мифа как такового. Практически под этиологическими мифами понимаются прежде всего рассказы о происхождении некоторых животных и растений (или их частных свойств), гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и др. Подобные мифы широко распространены у первобытных народов, они часто слабо сакрализованы. Как особую разновидность этиологических мифов можно выделить мифы культовые, объясняющие происхождение обряда, культового действия.Например , в мифологии античного мира немало мифов, объясняющих подобным образом происхождение животных:дельфины - это жестокие тирренские корабельщики, наказанные Дионисом;летучие мыши - дочери царя Миния, отказавшиеся от участия в мистериях Диониса;паук - это девушка Арахна, искусная ткачиха, наказанная Афиной за дерзость и самомнение.

Нарцисс - прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. Родители Нарцисса вопросили прорицателя Тиресия о будущем ребенка и получили ответ что он проживет до старости, если никогда не увидит своего лица.

Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, Нарцисс отверг ее страсть. От горя Эхо высохла, так что от нее остался только голос. Отвергнутые Нарциссом женщины потребовали наказать его. Богиня правосудия Немесида вняла их мольбам. Однажды, возвращаясь с охоты, Нарцисс заглянул в незамутненный источник и, увидев в воде свое отражение, влюбился в него. Он не мог оторваться от лицезрения самого себя и умер от любви к себе. На месте его гибели вырос цветок, названный нарциссом.

Этот этиологический миф возник, чтобы объяснить происхождение распространенного в Греции красивого, но холодного цветка. Судя по имени героя, миф о Нарциссе догреческого происхождения, народная этимология сблизила имя Нарцисс с греческим глаголом n a r k a w, "цепенеть", "столбенеть", и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа.

Мифы космогонические повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. В космогонических мифах особенно отчётливо актуализуется характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос. В них непосредственно отражаются представления о структуре космоса, описывается его вегетативная (мировое древо), зооморфная или антропоморфная модель. Космогония обычно включает разъединение и выделение основных стихий (огонь, вода, земля, воздух), отделение неба от земли, появление земной тверди из мирового океана, установление мирового древа, мировой горы, укрепление на небе светил, затем создание ландшафта, растений, животных, человека. Мир может возникнуть из первоэлемента, например, из мирового яйца или из антропоморфного первосущества-великана. Различные космические объекты могут быть найдены, даже похищены и перенесены культурными героями, порождены биологически богами или их волей, их магическим словом.У греков было своё представление о сотворении мира. В начале всего был бесформенный, неопределенный в своих размерах Хаос, затем появились широкохолмая Гея (Земля), глубоко залегающий в ее недрах сумрачныйТартари извечная, существовавшая еще до них сила влечения -Эрос. Этим же словом греки называли божка любви, сопутствовавшего богине любвиАфродите, но Эрос, стоявший в начале мироздания - это то, что мы назвали бы силой тяготения, существующей в мировом пространстве как закон. И эта сила приводит в движение и Хаос, и Землю. А из соединения Ночи с Эребом рождаются легкий прозрачныйЭфири сияющийДень. Свет из Тьмы. Но в греческой картине сотворения мира в отличие от библейской нет Бога, который творит, испытывая от этого радость. Эрос, занимающий место творца, соединяет и разъединяет, но сам не ощущает ни красоты, ни безобразия. В мире еще нет чувств, но есть Закон. Пробуждается Гея. Сначала ею рожден былУран(Небо), чтобы было прочное и вечное жилище у богов, затем поднялись из недр ее Горы.

Покрытие Небом Земли, понимавшееся как соединение Мужчины и Женщины, привело к появлению богов первого поколения.

Частью космогонических мифов являются мифы антропогонические - опроисхождении человека , первых людей, или племенных первопредков (племя в мифах часто отождествляется с «настоящими людьми», с человечеством). Происхождение человека может объясняться в мифах как трансформация тотемных животных, как отделение от других существ, как усовершенствование (самопроизвольное или силами богов) неких несовершенных существ, «доделывание», как биологическое порождение богами или как изготовление божественными демиургами из земли, глины, дерева и т. п., как перемещение неких существ из нижнего мира на поверхность земли. Происхождение женщин иногда описывается иначе, чем происхождение мужчин (из другого материала и т. п.). Первый человек в ряде мифов трактуется как первый смертный, ибо уже существовавшие ранее боги или духи были бессмертны.

По греческой мифологии , в изложении Гесиода, современное человечество ведет свое происхождение не от Крона, низвергнутого Зевсом в Тартар*, аот Прометея . Он взял глину из тела Земли, давшей жизнь поколению титанов, замешал ее с речной водой, ивылепил людей как земное подобие богов . Общими для всех поколений людей (титанов, богов и современного человека) была у них Мать-Земля, т. е. все имели земное происхождение. Первые люди не знали ни изнурительного труда, ни забот, ни горестей: неистощимая земля давала им все в изобилии. Хлеб родился без пахоты и посева. Животные не боялись людей и давали ему свое молоко, а свирепые хищники не беспокоили их. Не знали люди старости и недугов. Смерть, наступавшая после долгой жизни, была безболезненна, как сон. Время жизни первых людей называли золотым веком. Позднее о нем будут вспоминать многие народы, и его время будет обрастать новыми легендами и мифологическими сюжетами. Память о «Золотом веке» составила основу мифа о Гиперборее. К космогоническим мифам примыкают мифыастральные, солярные и лунарные , отражающие архаические представления о звёздах, солнце, луне и их мифологических персонификациях. Мифыастральные - о Звёздах и планетах. В архаических мифологических системах звёзды или целые созвездия часто представляют в виде животных, реже деревьев, в виде небесного охотника, преследующего зверя, и т. п. Ряд мифов заканчивается перемещением героев на небо и превращением их в звёзды или, напротив, изгнанием с неба не выдержавших испытания, нарушивших запрет (жён или сыновей жителей неба). Расположение звёзд на небе может трактоваться и как символическая сцена, своеобразная иллюстрация к тому или иному мифу. По мере разработки небесной мифологии звёзды и планеты строго прикрепляются (отождествляются) к определённым богам. На основе строгого отождествления созвездий с животными в некоторых ареалах (на Ближнем Востоке, в Китае, у части американских индейцев и др.) складывались закономерные картины движения небесных светил. Представление о воздействии движения небесных светил на судьбу отдельных людей и всего мира создало мифологические предпосылки для астрологии. Мифысолярные и лунарные в принципе являются разновидностью астральных. В архаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры, мужа и жены. Представление о движении солнца часто ассоциируется с колесом, с колесницей, в которую впряжены кони, с борьбой против хтонических чудовищ или богом грозы. Суточный цикл также отражается в мифологическом мотиве исчезающего и возвращающегося солнечного божества.

У греков богиня Ночь - Нюкта. Своим темным покровом закрыла она землю Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды - это юные сыновья богини Зари. Восходит на небо богиня Луна - Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Розоперстая богиня Эос (Заря) открывает ворота, из которых выедет бог Солнце-Гелиос. Льет богиня из золотого сосуда на землю росу. На четверке крылатых коней в золотой колеснице, которую выковал бог Гефест, выезжает на небо с лучезарный Гелиос, льет свои живительные лучи на землю, дает ей свет, тепло и жизнь. Совершив свой дневной путь, бог солнца спускается в Океан и отплывает на золотом корабле в страну солнца. Ночью он там отдыхает, чтобы взойти в прежнем блеске на следующий день.

Мифы близнечные - о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве антагонистов друг другу. Истоки близнечных мифов прослеживаются в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым. Например,Антерос (Антерот) - бог отрицания любви, внушающий человеку ненависть к любящему его, брат-близнец Эроса. Их одновременное рождение из Хаоса в Древней Греции почиталось чуть ли не священным.

Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о сверхъестественном родстве между определённой группой людей и т. н. тотемами, т. е. видами животных и растений. По содержанию тотемические мифы очень просты. Основные персонажи наделены в них чертами и человека, и животного. Остатки тотемизма сохранились в часто встречающемся мотиве превращения людей в животных или растения (например, миф о Нарциссе ).Календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной (сюда вплетаются и солярные мотивы), на обеспечение урожая. В древних средиземноморских земледельческих культурах господствует миф, символизирующий судьбу духа растительности, зерна, урожая. Распространён календарный миф об уходящем и возвращающемся или умирающем и воскресающем герое (ср. мифы об Осирисе, Таммузе, Балу, Адонисе, Дионисе и др.). В результате конфликта с хтоническим демоном, богиней-матерью или божественной сестрой-женой герой исчезает или погибает или терпит физический урон, но затем его мать (сестра, жена, сын) ищет и находит, воскрешает, и тот убивает своего демонического противника. Структура календарных мифов имеет много общего с композицией мифов, связанных с ритуалами инициации или интронизации царя-жреца. В свою очередь они оказали влияние на некоторые героические мифы и эпические предания, на мифы о сменяющих друг друга мировых эпохах, на мифы эсхатологические. Мифыгероические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Герой как термин греческой мифологии означает сына или потомка божества и смертного человека.В Греции имел место культ умерших героев. Героический миф - важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки. Таких мифов у героев великое множество, от испытаний Геракла и до истории Ахиллеса. Мифыэсхатологические о «последних» вещах,о конце мира возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох. В противоположность космогоническим мифам, эсхатологические рассказывают об уничтожении мира - гибель суши во всемирном потопе, хаотизация космоса и др. Трудно отделить мифы о катастрофах, сопровождавших смену эпох (о гибели великанов или старшего поколения богов, живших до появления человека, о периодических катастрофах и обновлении мира), от мифов о конечной гибели мира.

У греков это мифы о гибели великанов или старшего поколения богов, живших до появления человека.

1.1.

1.2. Социум как культуротворчество

Род - поколение в социокультурной традиции

Понятие "миф" и "мифология"

Историческое развитие украинского народа - следствие во взаимодействии многочисленных поколений. Трансляция в поколениях социокультурного опыта и знаний создает своеобразное основу исторической памяти, наполняя ценностным смыслом духовной диалог между прошлым, настоящим и будущим.

Новые поколения в системе общественных отношений выполняют важную социальную функцию как субъекты культурно-исторического творчества.

Генезис понятий "род" - "поколение" отражает исторические изменения мировоззренческих представлений человека, сохранение и развитие культурных традиций.

Мифических времен первотворения достигает деятельности "первопредков" (прародителей, культурных героев). Мифы, их совокупность, источники, смысл исследует мифология (греч. Mythos - легенда, рассказ, logos - слово, учение).

Основные категории мифов

Этиологические (дословно "причинные", то есть объяснительные), которые объясняют появление различных природных, культурных особенностями и социальных объектов; животных и растений, гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений и тому подобное;

Космологические (не так архаичные, но более сакрализованной, чем этиологические) - о происхождении космоса в целом и его частей; в них говорится о превращении хаоса в космос, описываются модели космоса: вегетативная (мировое дерево), зооморфная, антропоморфная;

Антропогонические (часть космологических мифов) о происхождении человека, первых людей, или племенных первопредков; происхождения человека может как трансформация тотемных животных, изготовление божественными демиургами из земли, глины, дерева и тому подобное; отдельные мифы трактуют первого человека как первого смертного, поскольку существовавшие ранее божества или духи были бессмертными;

Астральные; мифы о звездах и планетах; на основе строгого отождествление созвездий с животными, в некоторых ареалах (Ближний Восток, Китай, часть американских индейцев и др.) образовывались картины движения небесных светил, возникли представления об их влиянии на судьбу отдельных людей и всего мира, а следовательно - и мифологические предпосылки для астрологии; разновидностью астральных есть солярные и лунарный мифы;

Тотемические; часть тотемных верований и обрядов родоплеменного общества; основываются на представлениях о фантастическом родства отдельных групп людей (рода) и так называемых тотемов - видов животных и растений;

Календарные; связанные с циклом календарных обрядов, аграрной магией, которая ориентирована на регулярные смены времени года, в частности возрождение растительности с наступлением весны;

Героические; фиксируют важные моменты жизненного цикла, биографии героя, его чудесное рождение, возможны испытания - по инициативе небесного божества, племенного вождя, отца, старших родственников, а также вражеских демонов; борьбу с чудовищами, другие героические поступки и даже смерть;

Эсхатологические; повествуют о "последних вещах" (конец света) возникают значительно позже и опираются на модели календарных и космогонических мифов; однако здесь в отличие от космогонических мифов речь идет не о возникновении мира и его элементов, а об их уничтожении (всемирный потоп) эсхатологические мотивы вмещает мифы аборигенов Америки, древнескандинавского, индуистская, иранская, христианская (евангельский «Апокалипсис») мифологии.

В изучении мифологии сложились разные научные школы. К антропологической школы принадлежат Э.Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрезер (Англия), Б. Малиновский (США), Л. Леви-Брюль, Э. Дюркгейм (Франция), лингвистической - братья Якоб и Вильгельм Гримм (Германия), Ф. Буслаев (Россия), психологической - 0. Потебня (Украина), символической - Э.Кассирер, А. Фрейденберг (Германия), психоаналитической - К. Юнг (Швейцария), Фрейд (Австрия), структуралистской - Леви -Стросс (Франция).

Миф как форма общественного сознания возник на начальном этапе общественного развития и отражает фантастические представления о природе, обществе, человеке.

В мифологическом сознании природа и общество не отделены друг от друга, а предметы окружающей среды наделены человеческими мыслями, желаниями, чувствами. Осуществлялись мистические акты воздействия на землю (для обеспечения ее плодородия), ритуальные танцы и жертвоприношения (для удачной охоты). Сверхъестественные существа, в том числе мощные божества, проявляли собственно человеческие качества, в определенной степени приближает их к людям и создает иллюзию возможного влияния на их поступки. Дождь, который падает с неба и оплодотворяет землю, ассоциировался с половым актом. Возникали предположения, что магическими действиями можно повлиять на божество неба, следовательно, обеспечить будущий урожай. Впоследствии человеческие качества, приписываемые природным явлениям, отделились от них и есть определенный конкретного образа.

Так появился образ Зевса - антропоморфного бога неба (он в виде золотого дождя проник в Данаи, которая родила сына Персея) и Деметры - одной из богинь, покровительницы земледелия. Зевс - верховный греческий бог, который восходит к индоевропейского божества неба, отец богов и людей, царь среди богов, подобно царю в человеческом обществе.

В образе Зевса соединились Египетские вавилонские, персидские, минойские традиции; минойского происхождения отец Зевса - Кронос, один из титанов, младший сын Урана (божества неба) и Геи (матери-земли). Греческий золотой век называют веком Кроноса. По орфический традиции правления Кроноса на Островах Блаженных - счастливый период "золотой век". Народная этимология сблизили имя Кронос с наименованием времени - Хроносом. Римская мифология изображает Кроноса под именем Сатурна, который воспринимается символом неумолимого времени. Кроносу посвящались свя и кронии, в Риме - сатурналии, в течение которых слуги и воле дари менялись своими обязанностями, тогда происходили веселое щи, игры вроде карнавальных.

Прослеживается сходство верховных божеств "Неба в европейской и индийской традициях. Отдельные подтверждения подает санскрит (sanskrit), священный язык индоариев Индии. Речь идет о определенное сходство грамматики, лексики, имен где христианских богов у индусов и индоевропейцев. Вважаети ся, что Зевсу - Дзеусу (дню) родственные кельтский См славянский См, иранский Дев, индийский Дьяус или Дьява. Однако первоначальное значение всех этих имен - "День" (Светлое) "Небо" (Шилов, 1999).

Греко-римском региона не свойственно культово-религия не почитание животных, хотя мистериальные культы вмещает восточные элементы (бык Митры). Однако это не касается териморфизму, известного еще в античности, согласно которому божест могли приобретать образа любого животного. Так, Аполлон м: предстать в образе дельфина, Зевс - быка, Дионис - льве Пан - козла, Афродита - голубая и т.

У разных народов на первоначальных этапах общественного рое развития происходили схожие процессы, отраженные в мифах.

Для мифологии как системы мышления свойственна конкретные чувственная персонификация психических особенностей человеку Такая персонификация рассматривается как определенная самостоятельное существо; мысли, чувства, желания возникают ее волеизъявления, то есть сверхъестественным существованием божества. Например, Афродита, греческая богиня любви и красоты (у римлян - Венера), олицетворяет глубокое чувство любви. Поэтому Елена, которая полюбила Париса, считает, что богиня завладела ею. Ведь теперь, в состоянии аффекта, влюблена Елена уже не чувствует себя хозяйкой собственной судьбы. Тенденции рационализации прослеживаются у Еврипида, который в творчестве (под влиянием софистов) на первый план выдвигает психологические мотивы. Он трактует богиню как некое воплощение аффекта и рассматривает в единстве с психикой человека. Другие эмоции вроде эйкос (сварливость) и фобос (страх) также возникают в конкретно-чувственных образах. Психика человека считается вполне подвластной божествам. Все достижения человека только подтверждают "божественный дар" и является его следствием. Если "дар" предоставляет Мнемосина (греч. Mnemmostine - память; дочь Урана и Геи, которая родила от Зевса девять Муз) - человек вспоминает, ей свойственна память. Когда же "дар" предоставляют Музы, человек чувствует вдохновение и занимается художественным творчеством.

Мифологическое освоения действительности обусловливает возникновение идеи божества. В начале миф, религия и искусство не были отделены друг от друга. Следствием такой формы мышления является олицетворение природных и социальных явлений в образах божеств, одновременно это мышление - способ понимания окружающего мира (миф). Когда мифотворчество используется для обоснования религиозных церемоний (обрядов, ритуалов, культовых действий), она становится элементом религии. В Древнем Риме доминировали культовые действия. Греческие мифы переплетались с римскими, греческие божества имели латинские названия.

Зато мифотворчество древних греков достигла высоких достижений, как и характерно для высшей стадии развития общественного сознания их философское мышление.

Социально-политические предпосылки развития греческой культуры обусловила полисная демократия, а общественно-экономические основы - труд свободных горожан (в то время она еще не вытеснила труд рабов). Познание сопровождает миф, но не является его первичным ядром, поскольку сущность мифа составляет не объяснение, а объективации субъективных переживаний. Отождествляя воображаемое и реальное, идеальное и материальное, миф преодолевает действительность в образах фантазии. Чувство единства с силами природы и овладения ими в воображении укрепляло первобытный коллектив, активизировало его деятельность. С возникновением эпоса и поэзии мифологическое отождествление превращается в художественное сравнение. Эпическое сравнения - элемент новизны, внесенный Гомером в мифы, легенды, сказания древности в целом. Впоследствии из художественных сравнений возникли первые научные (натурфилософские) труда. В "Теогонии" Гесиода мир уподобляется универсальной (космической) родовой общине: отношение между природными явлениями, олицетворенные в образах божеств, приравниваются к отношениям между людьми в родовом коллективе (Кэссиди, 1972).

Привлекает внимание философский анализ античной мифологии, который осуществил А. Лосев (1893-1988). Согласно его взглядом, метод античного мировоззрения определяет прежде всего переноса собственно земных и родственных отношений на всю природу. Обычное для философов разделения идеи и материи не свойственно для античной мифологии. Это разделение окажется с переходом первобытнообщинного строя к более высокому уровню общественно-исторического развития. Однако в мифологии как таковой отсутствует противопоставление идеи и материи. Если считать идею вещи ее смыслом или назначением, тогда идея вещи и сама вещь будут отличными. Однако в период первобытнообщинного строя не было и не могло быть никакой логической различия между идеей вещи и собственно вещью. Дело, безусловно, и в те времена определялась по происхождению своей идеей. Однако дело в том, что тогда всякого рода буквально понимал именно как род, и все, что порождает, буквально понималось таким; то же касается порождаемого. Общее в ту эпоху - это родители, то есть отец и мать, а порождаемое трактовалось в виде сыновей и дочерей, внуков, правнуков и вообще потомства. Отсюда становится понятным, когда Платон называет идею - отцом, материю - матерью, а вещь, которая возникла из соединения идеи и материи, согласно сыном идеи и материи. Платон в "Тимее" буквально трактует построенный им космос как божественного сына, поскольку для оформленного космоса нужны материя и форма этой материи, то есть ее идея (Лосев, 1988).

В европейских странах почти до XX в. была распространена античная мифология, заинтересованность которой особенно возросла в период Возрождения.

Процесс становления определенной философской парадигмы или философской ментальности вмещает предыстории этап: мифологический (хтоническая; героическая мифология) и эпический (героический эпос). Так, классической эллинской (античной) философии предшествовала героическая мифология. Герои древнегреческих мифов "упорядочивают" мир, одновременно освобождают его от хтоничих чудовищ: Персей уничтожает Медузу-Горгону, Тезей - Минотавра (и разгадывает тайну Лабиринта), Геракл - йеменской льва, лернейскую гидру, ерифманського вепря, стимфальських птиц, очищает авгиевы конюшни и т. Затем наступает этап героического эпоса, содержание которого изображен в эпических поэмах Гомера "Илиаде" и "Одиссее". С этого мифологического и эпического содержания вырастают ранние категориальные представления, выделяют первые (УП-VI вв. До н.э.) школы античной философии, - милетскую, Эгейское, пифагорейскую и др. Даже классическая эллинская философия (ярко это демонстрируют платонизм и неоплатонизм) щедро насыщена мифологическим содержанием.

Киеворусских философской ментальности так же предшествует своя героическая мифология и эпос. Еще от сколотского-скифских времен известен миф о небесном кузнеца Сварога - "отца солнца» и «создателя огня", который выковал плуг, победил змея, запряг его и вспахал знаменитые "Змиевы валы" (Бычко, 1994).

В "отца истории" Геродота подано своеобразный описание этого сколотского мифа. Ссылаясь на толкование скифов, Геродот отметил, что на берегу Бористена (или Борисфена) от скифских богов Папайя и Али (дочери Борисфена - Днепра) родился первый скиф Таргитай (или Таргитаон). Потомками Таргитая были три его сына - Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Бед бога Папая они получили подарок: золотые плуг, ярмо, топор и чашу, которые взлетели с неба. Подошли к золоту сыновья Липоксай (старший) - золото загорелось, Арноксай (средний) - произошло так же. Сумел взять золотые вещи Колаксай (младший сын), и именно он стал главным царем скифами (Геродот, 1992).

Каждый народ создавал собственную оригинальную мифологию, проявляя ментально-психологические особенности мироощущения (Булашев, 1992; Костомаров, 1994; Войтович, 2005).

Греческая мифология творилась в период рабовладения. Для Олимпа и его богов характерен аристократизм.

Древнеукраинском мифологии присущ демократизм, ее персонажи до сих пор обогащают поэтический мировоззрение и фольклор украинском: Надежда, Лада, Коляда, Купала и др. Здесь действуют прежде всего светлые Боги Бог Хозяин, Богиня Солнце, Богиня Заря, Богиня Весна, Рождество Солнца (Нечуй-Левицкий, 1992; Плачинда, 1993).

Основные виды мифов

Мифология в другом смысле этого слова - это наука о мифах и мифологических системах. Перед мифологией как наукой, изучающей систему бытования, развития и распро­странения мифов, стояла задача систематизироватьих.

Поскольку все народы прошли этап мифотворчества, то в мифах разных народах встречаются похожие сюжеты, ге­рои, одинаково объясняется происхождение вещей, явлений, принципов мироустройства, и в то же время, историческое своеобразие каждого народа, его географическое положение, климат, самобытность мифологического мышления отличают их друг от друга. Исходя из этого мифы различаются по сво­ей принадлежности к тому или иному народу (этносу).

Самые древние мифы -архаические - повествуют о наиболее ранних представлениях людей о происхождении человека и животных. В них, например, можно найти подтверждение тому, что человек верил в свое происхождение от животного. Такая группа архаических мифов названа зоотропоморфными. Зоотропоморфные мифы отражают представления древних людей о происхождении и жизни животных.

Этиологические мифы (гр.aitia причина +...логия), то есть «причинные», указывают на причины тех или иных событий, связанных прежде всего с сотворением мира природы и людей. Этиологические функции присущи и другим категориям мифов. Но особенностью этиологических мифов является то, что, повествуя о происшедшем в глубокой древности, они не вскрывают причину, не объясняют, откуда произошли, пред­положим, горы, море, светила, а рассказывают о том, что были боги, герои и они создали все окружающее.

Как особая разновидность этой категории выделяются культовые мифы, которые объясняют происхождение обряда или культового действия. Благодаря этой разновидности ми­фов человечество в какой-то степени смогло иметь представ­ление о сакральных действах наших предков.

Космогонические мифы - центральная группа ми­фов, которые повествуют о происхождении космоса и его час­тей, связанных в единую систему. Для мифологии вообще очень характерны сюжеты сотворения мира, а превращение хаоса в космос - центральный сюжет многих мифологиче­ских картин мира.

Такие мифы по-своему отвечают на вопросы о проис­хождении солнца и луны, земли и звезд. Космогонические мифы передают древние представления о строении Вселен­ной, борьбе хаоса с космосом, структуре космоса. Наиболее распространенным было представление о трехчастном верти­кальном и четырехчастном горизонтальном построении ми­рового пространства. Вселенная могла быть представлена как вегетативная (растительная), зооморфная или антропоморф­ная модель. Многие космогонические мифы повествовали об отделении неба от земли, о появлении земной тверди, о заро­ждении на ней растительной и животной жизни. В систему космогонических мифов включены повествования о разъеди­нении стихий: огня, воды, земли, воздуха.

Издревле человек стремился к гармонии с Космосом, и это отражено в космогонических мифах.

Объясняя происхождение мира как деяния богов, древний человек учился сотворчеству. Сам он не мог создать горы, реки, леса и землю, небесные светила, значит, в таких мифах отрази­лась вера в сверхъестественные силы, которые участвовали в создании Вселенной. Началом всего сущего мог быть первоэле­мент, например, мировое яйцо или антропоморфный великан, а также воля богов или их магическое слово. Могущественные создатели мира не могли быть полностью похожи на человека. Поэтому для многих мифологий характерны: гигантизм, многоголовость, многорукость, многоглазость.

Самостоятельной частью космогонических мифов яв­ляются антропогоничсские (с греческого anthropos + genos человек + рождение) мифы - повествования о происхожде­нии самого первого человека, который стал первопредком всех существующих людей. Как правило, человек появляется чудесным образом: из земли, глины, животного, дерева. На­пример, из головы древнегреческого бога Зевса рождается его дочь Афина Паллада. Первый человек во многих мифах трак­туется и как первый смертный, ибо боги и духи бессмертны.

К космогоническим мифам примыкают мифы астраль­ные (с латинского astralis - звездный), которые рассказываю-то происхождении звезд и планет. В них созвездия и отдельные звезды предстают обычно в виде животных (например, мед­ведицы). В астральных мифах небесные животные могут лег­ко перемещаться с неба на землю, превращаясь в обычных животных или людей, потом могли вновь возвращаться на небо. С развитием мифологии и расширением человеческих представлений о мире возникали картины движения небес­ных светил. В более поздних мифах каждая звезда «прикреп­ляется» к определенному богу и отождествляется с ним. В развитых мифологиях имеются боги Солнца, Луны и пр. (например, солнечный бог древних славян - Дажьбог). Кроме того, считалось, что звезды влияют на судьбу человека, на события в мире, на исход войн и пр.

Мифы солярные (с латинского sol - солнце) и лунарные являются разновидностью астральных. Солярные и лунарные мифы описывают происхождение Солнца и Луны, картиныих жизни. В этой группе мифов Солнце и Луна вы­ступают родственной парой - мужа и жены, брата и сестры, реже - родителя и ребенка. Солнце и Луна - типично дуа­листические (с латинского dualis - двойственный) персона­жи. Солнце изображается, как правило, главным, царствую­щим, всевидящим божеством. Луна (Месяц) большей частью маркируется отрицательно. Солнце ассоциируется с днем, Луна - с ночью. Солнце - мужское начало, а Луна - жен­ское. Хотя в архаических лунарных мифах Месяц представал мужским началом и лишь потом трансформировался в жен­ское.

Мифы близнечные связаны с чудесными существами, чаще всего это близнецы. Они выступают в качестве родона­чальников племени или культовых героев. Близнецы могли выступать в качестве соперников или в качестве союзников. В некоторых дуалистических мифах братья-близнецы высту­пают как антагонистические начала.

Мифы тотемические составляют непременную часть верований в родство чудесное, сверхъестественное, фантасти­ческое родство между людьми и тотемами (животными и рас­тениями). В таких мифах люди и тотемы имеют общие свой­ства, т.е. люди наделяются чертами животных и растений и наоборот.

Календарные мифы тесно связаны с хозяйственной деятельностью людей. Смена времен года породила мифы о плодоносящей силе земли, об ее умирании и воскрешении. У всех народов существовали календарные циклы обрядов, свя­занные с аграрной магией. Распространен календарный миф об умирающем и воскресающем боге, об уходящем и возвра­щающемся герое. Часто в мифологии используется сюжет борьбы героя с демоном или другим мифологическим существом. При этом герой погибает (или ему наносится физиче­ский урон), но затем его мать (жена, сестра, сын) ищет героя, находит, воскрешает и тот побеждает своего противника. Структура календарных мифов у некоторых народов мира связана с обрядом инициации (посвящения).



Мифологическая смена дня и ночи, зимы и лета в ка­лендарных мифах, как считают исследователи, повлияла на многочисленные сюжеты героических и эсхатологических мифов, рассказывающих о сменах мировых эпох.

Героические мифы живописуют о важнейших момен­тах жизненного цикла. В них рассказывается о судьбе героя, раскрывается его биография, в них может включаться его чу­десное рождение. Героические мифы связаны с формировани­ем личности. Жизненные перипетии: поиски жены и брачные испытания, борьба с чудовищем, смерть героя как бы призва­ны распространить порядок, космос на формирование чело­века. Пройдя все жизненные испытания, герой способен соб­ственными силами поддерживать установившиеся отношения в мире и противостоять их краху. Именно героические мифы легли в основу эпоса, а впоследствии - сказки.

Эсхатонические (с греческого eschatos+locos - по­следний +учение) мифы повествуют о конце мира. В них поднимаются темы катастроф и возмездия богов. Эта катего­рия мифов возникла сравнительно поздно. Попрание и нару­шение человеком норм морали, закона, а также преступления и распри людей приводят их гибели. Мир погибает в огне, космических катаклизмах, от голода и земных катастроф.

Мифические герои

Существенным признаком мифа выступает отражение в нем древних представлений о героях, к которым относятся первопредки, культовые герои и т.д.

Первопредки - прародители рода или племени, соз­дающие родовую общину, устраивающие распорядок ее жиз­ни, организующие обрядовую и ритуальную традиции. Они отделяют уклад своей общины от норм жизни других семей и племен.

Очень часто первопредки имеют тотемное происхождение. Первопредок иногда отождествляется с первым человеком.

Культовые герои - мифические персонажи, которые добывают (похищают) или впервые создают для людей ору­дия труда, огонь, приносят растения, учат приемам охоты и земледелия, ремеслу, искусствам. Они принимают участие в общем мироустройстве. Значительна роль культовых героев в установлении правил поведения, организации праздников и ритуалов, в регулировании брачных отношений. Культовые герои - демиурги (созидатели, творцы) изготавливают для людей чудесные гончарные и кузнечные инструменты. Они могут выступать поборниками космического порядка и всту­пать в борьбу с чудовищами и демоническими силами. В этом случае они наделяются богатырскими чертами. Культо­вый герой в ходе эволюции мог стать и богом - творцом, и эпическим героем, и комико-демоническим персонажем.

Духи - низший уровень мифологических существ, ко­торые находились в постоянном общении с человеком. Таки­ми были духи рода, духи покровители человека, духи болез­ней, духи жилищ, природы (озер, лесов, гор и т.д.).

На вершине мифологической иерархии героев распола­гались боги - могущественные сверхъестественные сущест­ва. Они обладали творческими, созидательными силами, управляли природой и ее стихиями, всем космосом и его по­рядком, а также жизнью людей. Безусловно, в них были сли­ты воедино черты культовых героев-демиургов и духов. Мно­гобожие постепенно привело к появлению единого бога-творца, сосредоточившего в себе неограниченную власть над Вселенной. Сотворение Вселенной и устройство мира - ос­новные мотивы мифов.