Эллинистическая культура кратко. Значение эллинистической культуры. Сообщение об животных и птицах моего края, находящийся в «красной книге»

Подробное решение параграф § 5 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012

  • Гдз контрольно-измерительные материалы по Истории за 10 класс можно найти

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

эллинизм – форма цивилизация на территории державы Александра Македонского, соединяющая античные и древневосточные черты;

эллинистическая монархия – абсолютная власть с обожествлением правителя, но при этом с сохранением уважения монарха к правам подданных, особенно полисов;

тирания – форма единоличной власти в полисе, которая обычно устанавливалась, а позже свергалась в результате переворота.

1. Какие достижения культуры архаической и классической Греции сыграли важную роль в дальнейшем развитии европейской цивилизации?

Бронза и медь, а также мрамор в качестве главных материалов для скульптур (некоторые из них использовались и на Древнем Востоке, но не были ведущими);

Анатомически точный показ тел в скульптуре (с проработкой всех мышц);

Культ атлетического телосложения (оно не является естественным даже для людей физического труда и изначально достигалось благодаря специальным тренировкам);

Правило золотого сечения;

Соразмерность скульптур и архитектурных элементов человеческому телу;

Правильная планировка городов, с пересечением улиц под прямым углом;

Театр как вид искусства и архитектурного сооружения;

Образование, которое способствовало гармоничному развитию и освоение всего круга знаний (энциклопедии);

Философия, включая школы Платона и Аристотеля;

Наука, включая как историю, так и прообразы естественных наук.

2. Какие характерные черты полиса были утрачены в IV в. до н.э.?

Утраченные черты:

Военная сила гражданского ополчения (его всё чаще заменяли наёмниками);

Населенность большей части граждан землёй (значительная часть вынуждена была её продать);

Баланс между отраслями ремесленного производства (из-за длительный войны получили преимущество те, кто обслуживал солдат);

Производство за счёт граждан-ремесленников (преимущество получали принадлежавшие богачам крупные мастерские, где значительную часть работ производили рабы);

Политический баланс между бедными и богатыми (бедных и даже неимущих граждан стало слишком много – в этих условиях, не важно стало, из граждан или из метеков происходили богачи, их немногочисленность обостряла политические противоречия, борьбу между демократами и олигархами);

Заинтересованность народных масс в демократических процедурах (государству пришлось платить гражданам за участие в народных собраний, судах и других демократических институтах под предлогом того, что всё это отвлекает от работы (которой у большинства на самом деле всё равно не было), потому надо возместить недополученный заработок);

Постоянный отток «лишнего» населения в колонии (удобных для колонизации мест не осталось, именно поэтому задолго до походов Александра Македонского греки грезили большой войной против Персии – на её землях была возможность основать новые колонии, в которых нашлась бы земля для тех, кто лишился её на родине).

3. Сравните территории Македонского и Персидского царств в 334 г. до н.э. и империю Александра Македонского в 325 г. до н.а. (карта на с. 72). Оцените масштабы завоеваний. Какие известные вам государства Древнего мира вошли в державу Александра, а какие нет?

В державу Александра Македонского вошли земли Македонии, полисов Балканской Греции, полиса Малой Азии, Фригии, Лидии (соответственно Хеттской державы), городов-государств Финикии, Египта, Ассирии, Урарту Митанни, Вавилонии, Персии (соответственно, Мидии) и мелких царств в долине реки Инд. Кроме территорий Македонии и Персии туда были включены также полисы Балканской Греции и владения извечных врагов Македонии – племён фракийцев.

Из цивилизаций Древнего мира под его властью не оказались только империя Хань (на территории современного Китая), большая часть государств Индии, а также государства этрусков, италийских народов, колоний греков и финикийцев в Западном Средиземноморье (но поход на запад готовился и помешала ему только смерть Александра).

4. Рассмотрите карту (с. 72), обратите внимание, что на ней появилось много новых городов с одинаковым названием. Объясните этот факт.

На завоёванные земли устремились переселенцы из Македонии и Балканской Греции, надеясь получить там земельные участки. Они основывали новые полисы, которые были лишены свободы во внешней политике, подчиняясь монарху, но в внутренней жизни они сохраняли автономию и полисные структуры управления. Появились эти полисы благодаря завоеваниям Александра, потому его имя они очень часто и получали.

5. На основе текста учебника и материалов Интернета составьте характеристику Александра Македонского. Подберите его различные изображения, иллюстрирующие, с вашей точки зрения, эту характеристику.

Александр Македонский был очень молодым человеком: умер в неполные 33 года. При этом, судя по изображениям, природа не обделила его красотой. Он обладал огромным полководческим талантом и значительной личной храбростью, что много раз доказывал в ходе войн. При этом он любил веселье и пиры, порой много пил. Александр явно был амбициозным человеком, про что говорит его обожествление.

1. На материале предшествующих параграфов сравните религиозно-мифологический и научный подходы к объяснению окружающего мира. Определите, какие вопросы волновали мыслителей и как они их решали. Сделайте вывод о сходстве и различиях.

Философов интересовали многие проблемы. Они размышляли о происхождении и устройстве мира (в связи с этим можно вспомнить атомарную теорию Демокрита, «Физику» Аристотеля и др.). Из этих разработок позже выросли начала естественных наук и инженерия, например, в трудах Архимеда.

Также философы рассуждали о наилучшем государственном устройстве (под государством, естественно, понимая полис). Самые известные работы на эту тему – это «Государство» Платона и «Политика» Аристотеля». Но рассуждали об этом и многочисленные софисты, которые часто, как и Аристотель, были учителями будущих политиков и правителей.

В любом случае, научное мировоззрение отличается попыткой объяснить происходящее на основании логических размышлений, в то время как религиозное – исходит из веры. В Древнем мире было распространено мифологическое мировоззрение как разновидность религиозного: оно использовало мифы для объяснения окружающей действительности.

Научное мировоззрение не только отвечает на вопросы, которые составляют насущные проблемы общества, но и постоянно задаёт новые. Таким образом, оно беспрерывно стремиться к расширению знаний. В то время как религиозное и мифологическое мировоззрение может накапливать эмпирический опыт (так число Пи было известно ещё в Вавилонии), но не строит на основе этих знаний теории, объясняющих происходящее и задаёт на основе этих теорий новых вопросов.

2. Составьте логическую схему «Причины кризиса полиса».

Выделение полисов-лидеров в ходе Греко-персидских войн → соперничество между этими лидерами за гегемонию (господство) → длительные войны между примерно равными по силе соперниками (начиная с Пелопоннесской 431-404 годов до н.э.) → разорение мелких земледельцев (поля которых страдали в ходе боевых действий) и ремесленников, чьи специальности не связаны с войной → резкое увеличение числа бедных и неимущих граждан поиск частью граждан счастья в других полисах, часто в качестве наёмников → рост числа метеков и уменьшение числа граждан, одновременно с ростом богатства отдельных удачливых хозяев, которым удавалось богатеть за счёт войны → нарастание ненависти бедных граждан к богачам, стремление конфисковать и разделить между собой их богатства обострение борьбы между демократами и олигархами → нарастание гражданских распрей внутри полисов и конфликтов между полисами.

3. Как вы думаете, почему существование многих империй древности не имело столь значимых последствий в истории, как империя Александра Македонского?

Другие империи древности обычно были лишь объединением нескольких деспотий в рамках более крупной. В то время как благодаря Александру Македонскому столкнулись политические культуры восточной деспотии и античного полиса, образовав в результате эллинистическую монархию.

4. Проанализировав текст учебника, определите, какие черты культуры эллинизма имели восточное происхождение, а какие греческое.

Черты греческого происхождения:

Греческий язык как общий для всех эллинистических монархий (хоть и не родной для значительной части населения);

Греческая система образования;

Найм деятелей искусства для определённых работ, вместо их вхождения в штат дворцовых или храмовых работников;

Динамичность скульптурных изображений;

Анатомически верный показ тел;

Значительная роль городов в культуре;

Научная обработка накопленных Востоком эмпирических знаний;

Греческие боги в пантеоне.

Черты восточного происхождения:

Создание величественных дворцов и огромных храмов;

Значительная роль монархов в культуре, работа многих творцов по их прямому заказу;

Тяга к монументальным формам искусства;

Использования знаний по математике, астрономии и т.д., накопленных Востоком;

Обожествление правителя;

Восточные культы вроде богини матери, а также новые культы, вроде Сераписа, построенные по восточному образцу

Первым столкновение Запада и Востока были Греко-персидские войны. Именно так их оценивали и сами древние греки: Геродот написал свой труд как историю этого противостояния, восходящего к мифологическим временам. Более того, именно при анализе войн греков с персами возникло само понятие противостояния Запада и Востока.

Завоевания Александра Македонского были скорее эпизодом не столкновения, а синтеза, потому уже сам завоеватель стремился привлечь на свою сторону новых подданных не только силой. Синтез оказался временным. Вскоре противостояние продолжилось, но «фронт» сместился к востоку благодаря тому, что большая часть эллинистических держав оказались под римской властью.

Особенности эллинистической культуры

Период эллинизма характеризуется взаимопроникновением греческой и восточной культуры.

Определение 1

Термин «эллинистическая культура » имеет два определения:

  • хронологическое – культура эпохи Эллинизма;
  • типологическое – культура, возникшая при сочетании греческой и местной культур.

Важным элементом культуры III – I вв. до н. э. стала эллинизация населения завоеванных стран востока греками-переселенцами. Образ жизни, правила строительства городов, идеалы в литературе и искусстве опирались на греческие традиции. Влияние восточной культуры на греческую было не так заметно и нашло отражение в религии и общественном сознании.

Происходит изменение политической обстановки для развития культуры. Эпоха характеризуется зависимостью от нескольких крупных государств, а не от множества мелких полисов. Эти державы были едины в культурном и языковом развитии, отличаясь только правящими династиями.

Благодаря мобильности населения эллинистическая культура широко распространилась по миру. Ранее такое было невозможно из-за слабости контактов восточных государств и полисной закрытости греческих городов.

Важный фактор развития культуры: государственная поддержка. Монархи стремились показаться просвещёнными и не жалели денег на культуру.

Замечание 1

Птолемей I в начале III в. до н. э. основал в городе Александрии Мусей – центр поддержки культурной деятельности, первую очередь литературной и научной. Гордостью династии Птолемеев стала Александрийская библиотека. К концу эллинистической эпохи в ней хранилось около 700 тысяч папирусных свитков.

Новая тенденция культуры: создание библиотек. Переда информации письменным путём вытесняла ораторское искусство из повседневной жизни во дворцы правителей.

Пути распространения эллинистической культуры

Для проникновения эллинистической культуры в местные традиции использовалась система образование и привлекательность греческого образа жизни.

В каждом восточном городе-полисе открывались гимнасии и палестры, строились ипподромы и стадионы, функционировали театры.

Определение 2

Гимнасий – образовательное учреждение, которое могли посещать мужчины с 18 лет. Там беседовали с философами, обменивались мнениями, занимались спортом. Палестра – спортивная школа для юношей 12-16 лет.

Работу школ контролировали выборные люди из числа граждан полиса. Они же подбирали учителей, проверяли полуженные учениками знания. Школы существовали на средства полисной казны и пожертвования царей и граждан. Гимнасии являлись центрами культурной жизни полиса.

Ещё один фактор распространения культуры: праздники. Как уже ставшие традиционными, так и вновь созданные.

Замечание 2

Кроме привычных Дионисии и Апполонии на Делосе проводились торжества в честь Птолемеев или Антигонидов. В Александрии праздник Птолемеи не уступал по своим масштабам олимпийским состязаниям.

Обязательным элементом каждого праздника становились театральные постановки, торжественные шествия, угощение всех собравшихся гостей, различные состязания и игры. На такие торжества приезжали гости из всех государств эллинистического мира.

Значение эллинистической культуры

Эллинистическая культура способствовала возникновению постоянных контактов между европейскими (в лице греков и македонян) и афро-азиатскими народами. Эти отразилось в военных походах, развитии торговых отношений и культурном сотрудничестве. Появились новые стороны общественной жизни эллинистических государств. Благодаря совместному творчеству появилась философская мысль о всеобщности мира, которая нашла отражение в учении стоиков о космосе.

Под влиянием эллинистической культуры оказались Северная Африка, Центральная и Передняя Азия, Западная и Восточная Европа. Многие открытия и изобретения эллинистической культуры и науки составляют золотой фонд общей культуры человечества.

Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и восточных элементов. Одним из основополагающих культурных явлений III-I вв. до н. э., без сомнения, следует считатьэллинизацию местного населения на восточных территориях, связанную с потоком греков-переселенцев, который хлынул на завоеванные земли. Греки и уже практически не отличимые от них македоняне, естественно, занимали в эллинистических государствах наиболее высокое социальное положение. Престиж этой привилегированной прослойки населения побуждал значительную часть египетской, сирийской, малоазийской знати подражать их образу жизни, воспринимать античную систему ценностей. На Ближнем Востоке в богатых семьях правилом хорошего тона было воспитывать детей в эллинском духе. Результаты не заставили себя долго ждать: среди эллинистических мыслителей, писателей, ученых мы встречаем немало выходцев из стран Востока.

Пожалуй, единственной областью, упорно сопротивлявшейся процессам эллинизации, была Иудея. Специфические особенности культуры и мировоззрения еврейского народа обусловливали его стремление к сохранению этнической, бытовой и особенно религиозной самобытности. В частности, иудейский монотеизм, представлявший собой более высокую ступень религиозного развития по сравнению с политеистическими верованиями греков, решительно препятствовал заимствованию извне каких бы то ни было культов и теологических идей. Правда, некоторые иудейские цари II-I вв. до н. э. (Александр Яшгай, Ирод Великий) были поклонниками эллинских культурных ценностей. Они возводили в столице страны Иерусалиме монументальные здания в греческом стиле, пытались даже организовывать спортивные Игры. Но со стороны населения такие начинания никогда не встречали поддержки, а часто проведение прогреческой политики наталкивалось на упорное сопротивление.

Вместе с тем, местная культура Ближнего Востока имела собственные традиции, причем в ряде стран (Египет, Вавилония) они были значительно более древними, чем греческие. Неизбежен был синтез греческих и восточных культурных начал. В этом процессе греки были активной стороной, чему способствовал более высокий социальный статус греко-македонских завоевателей по сравнению с положением местного населения, которое оказывалось в роли воспринимающей, пассивной стороны. Образ жизни, приемы градостроительства, «стандарты» литературы и искусства – все это на землях бывшей персидской державы выстраивалось теперь по греческим образцам. Обратное влияние – восточной культуры на греческую – в эпоху эллинизма менее заметно, хотя оно тоже было немалым. Но проявлялось оно на уровне общественного сознания и даже подсознания, в основном в сфере религии.

Важным фактором развития эллинистической культуры было изменение политической ситуации. Жизнь новой эпохи определялась не множеством враждующих полисов, а несколькими крупными державами. Эти государства различались, в сущности, лишь правящими династиями, а в цивилизационном, культурном, языковом плане представляли собой единство. Такие условия способствовали распространению элементов культуры по всему эллинистическому миру. Эпоха эллинизма отличалась большой мобильностью населения, но особенно это было характерно для «интеллигенции».

Если греческая культура прежних эпох была полисной, а восточных государств во многом локальной из-за слабых контактов, то в эпоху эллинизма впервые можно говорить о складывании единой мировой культуры.

Еще одним весьма значимым фактором культурной жизни эпохи эллинизма была активная государственная поддержка культуры. Богатые монархи не жалели средств на культурные цели. Стремясь прослыть просвещенными людьми, снискать славу в греческом мире, они приглашали к своим дворам знаменитых ученых, мыслителей, поэтов, художников, ораторов и щедро финансировали их деятельность. Безусловно, это не могло не придавать эллинистической культуре в известной степени «придворный» характер. Интеллектуальная элита ориентировалась теперь на своих «благодетелей» – царей и их окружение. Культуру эпохи эллинизма характеризует ряд черт, которые показались бы неприемлемыми свободному и политически сознательному греку из полиса классической эпохи: резкое уменьшение внимания общественно-политической проблематике в литературе, искусстве и философии, порой неприкрытое подобострастие по отношению к власть имущим, «куртуазность», зачастую становившиеся самоцелью.

Птолемей I открыл в начале III в. до н. э. в своей столице Александрии центр всех видов культурной деятельности, особенно литературной и научной, – Мусей (или Музей). Непосредственным инициатором создания Мусея был философ Деметрий Фалерский. Мусей представлял собой комплекс помещений для жизни и работы ученых и писателей, которых приглашали в Александрию со всех концов греческого мира. Помимо спален, столовой, садов и галерей для отдыха и прогулок, он включал в себя также «аудитории» для чтения лекций, «лаборатории» для научных занятий, зоосад, ботанический сад, обсерваторию и, конечно же, библиотеку. Гордость Птолемеев, Александрийская библиотека была крупнейшим книгохранилищем античного мира. К концу эпохи эллинизма в ней насчитывалось около 700 тысяч папирусных свитков. Главой библиотеки назначался обычно известный ученый или писатель (в разное время эту должность занимали поэт Каллимах, географ Эратосфен и др.). Цари Египта ревностно заботились о том, чтобы по возможности все книжные «новинки» попадали к ним в руки. Был издан указ, согласно которому с кораблей, прибывавших в александрийскую гавань, изымались все имевшиеся там книги. С них делали копии, которые и отдавали владельцам, а оригиналы оставляли в Александрийской библиотеке.

Когда составлением библиотеки активно занялись также цари Пергама, Птолемеи, опасаясь конкуренции, запретили экспорт папируса за пределы Египта. Чтобы преодолеть возникший кризис с писчим материалом, в Пергаме был изобретен пергамент – особым образом обработанная телячья кожа. Книги из пергамента имели уже привычную нам форму кодекса. Однако, несмотря на все старания царей Пергама, их библиотека уступала Александрийской (в ней было около 200 тысяч книг) .

Создание крупных библиотек знаменовало собой еще одну новую реальность эллинистической культуры. Если культурная жизнь полисной эпохи во многом определялась устным восприятием информации, что способствовало развитию в классической Греции ораторского искусства, то теперь много информации распространяется письменным путем. Литературные произведения создаются уже не для декламации в общественном месте, не для чтения вслух, а для чтения в узком кругу или просто наедине с собой (скорее всего, именно в эпоху эллинизма впервые в истории возникла практика чтения «про себя»). Ораторы же блистали красноречием преимущественно при дворах могущественных владык. Их речи теперь характеризовали не гражданский пафос и сила убеждения, а вычурность и холодность стиля, техническое совершенство, когда форма преобладает над содержанием.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

2. Религия в эпоху эллинизма

3. Философская мысль

4. Эллинистическая наука

5. Литература

6. Искусство

1. Особенности эллинистической культуры

Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и восточных элементов. Одним из основополагающих культурных явлений III--I вв. до н. э., без сомнения, следует считать эллинизацию местного населения на восточных территориях, связанную с потоком греков-переселенцев, который хлынул на завоеванные земли. Греки и уже практически не отличимые от них македоняне, естественно, занимали в эллинистических государствах наиболее высокое социальное положение. Престиж этой привилегированной прослойки населения побуждал значительную часть египетской, сирийской, малоазийской знати подражать их образу жизни, воспринимать античную систему ценностей. На Ближнем Востоке в богатых семьях правилом хорошего тона было воспитывать детей в эллинском духе. Результаты не заставили себя долго ждать: среди эллинистических мыслителей, писателей, ученых мы встречаем немало выходцев из стран Востока.

Пожалуй, единственной областью, упорно сопротивлявшейся процессам эллинизации, была Иудея. Специфические особенности культуры и мировоззрения еврейского народа обусловливали его стремление к сохранению этнической, бытовой и особенно религиозной самобытности. В частности, иудейский монотеизм, представлявший собой более высокую ступень религиозного развития по сравнению с политеистическими верованиями греков, решительно препятствовал заимствованию извне каких бы то ни было культов и теологических идей. Правда, некоторые иудейские цари II--I вв. до н. э. (Александр Яшгай, Ирод Великий) были поклонниками эллинских культурных ценностей. Они возводили в столице страны Иерусалиме монументальные здания в греческом стиле, пытались даже организовывать спортивные Игры. Но со стороны населения такие начинания никогда не встречали поддержки, а часто проведение прогреческой политики наталкивалось на упорное сопротивление.

Вместе с тем, местная культура Ближнего Востока имела собственные традиции, причем в ряде стран (Египет, Вавилония) они были значительно более древними, чем греческие. Неизбежен был синтез греческих и восточных культурных начал. В этом процессе греки были активной стороной, чему способствовал более высокий социальный статус греко-македонских завоевателей по сравнению с положением местного населения, которое оказывалось в роли воспринимающей, пассивной стороны. Образ жизни, приемы градостроительства, «стандарты» литературы и искусства - все это на землях бывшей персидской державы выстраивалось теперь по греческим образцам. Обратное влияние - восточной культуры на греческую - в эпоху эллинизма менее заметно, хотя оно тоже было немалым. Но проявлялось оно на уровне общественного сознания и даже подсознания, в основном в сфере религии. религия эпоха эллинизм культура

Важным фактором развития эллинистической культуры было изменение политической ситуации. Жизнь новой эпохи определялась не множеством враждующих полисов, а несколькими крупными державами. Эти государства различались, в сущности, лишь правящими династиями, а в цивилизационном, культурном, языковом плане представляли собой единство. Такие условия способствовали распространению элементов культуры по всему эллинистическому миру. Эпоха эллинизма отличалась большой мобильностью населения, но особенно это было характерно для «интеллигенции».

Если греческая культура прежних эпох была полисной, а восточных государств во многом локальной из-за слабых контактов, то в эпоху эллинизма впервые можно говорить о складывании единой мировой культуры.

Еще одним весьма значимым фактором культурной жизни эпохи эллинизма была активная государственная поддержка культуры. Богатые монархи не жалели средств на культурные цели. Стремясь прослыть просвещенными людьми, снискать славу в греческом мире, они приглашали к своим дворам знаменитых ученых, мыслителей, поэтов, художников, ораторов и щедро финансировали их деятельность. Безусловно, это не могло не придавать эллинистической культуре в известной степени «придворный» характер. Интеллектуальная элита ориентировалась теперь на своих «благодетелей» - царей и их окружение. Культуру эпохи эллинизма характеризует ряд черт, которые показались бы неприемлемыми свободному и политически сознательному греку из полиса классической эпохи: резкое уменьшение внимания общественно-политической проблематике в литературе, искусстве и философии, порой неприкрытое подобострастие по отношению к власть имущим, «куртуазность», зачастую становившиеся самоцелью.

Птолемей I открыл в начале III в. до н. э. в своей столице Александрии центр всех видов культурной деятельности, особенно литературной и научной, - Мусей (или Музей). Непосредственным инициатором создания Мусея был философ Деметрий Фалерский. Мусей представлял собой комплекс помещений для жизни и работы ученых и писателей, которых приглашали в Александрию со всех концов греческого мира. Помимо спален, столовой, садов и галерей для отдыха и прогулок, он включал в себя также «аудитории» для чтения лекций, «лаборатории» для научных занятий, зоосад, ботанический сад, обсерваторию и, конечно же, библиотеку. Гордость Птолемеев, Александрийская библиотека была крупнейшим книгохранилищем античного мира. К концу эпохи эллинизма в ней насчитывалось около 700 тысяч папирусных свитков. Главой библиотеки назначался обычно известный ученый или писатель (в разное время эту должность занимали поэт Каллимах, географ Эратосфен и др.). Цари Египта ревностно заботились о том, чтобы по возможности все книжные «новинки» попадали к ним в руки. Был издан указ, согласно которому с кораблей, прибывавших в александрийскую гавань, изымались все имевшиеся там книги. С них делали копии, которые и отдавали владельцам, а оригиналы оставляли в Александрийской библиотеке.

Когда составлением библиотеки активно занялись также цари Пергама, Птолемеи, опасаясь конкуренции, запретили экспорт папируса за пределы Египта. Чтобы преодолеть возникший кризис с писчим материалом, в Пергаме был изобретен пергамент - особым образом обработанная телячья кожа. Книги из пергамента имели уже привычную нам форму кодекса. Однако, несмотря на все старания царей Пергама, их библиотека уступала Александрийской (в ней было около 200 тысяч книг) .

Создание крупных библиотек знаменовало собой еще одну новую реальность эллинистической культуры. Если культурная жизнь полисной эпохи во многом определялась устным восприятием информации, что способствовало развитию в классической Греции ораторского искусства, то теперь много информации распространяется письменным путем. Литературные произведения создаются уже не для декламации в общественном месте, не для чтения вслух, а для чтения в узком кругу или просто наедине с собой (скорее всего, именно в эпоху эллинизма впервые в истории возникла практика чтения «про себя»). Ораторы же блистали красноречием преимущественно при дворах могущественных владык. Их речи теперь характеризовали не гражданский пафос и сила убеждения, а вычурность и холодность стиля, техническое совершенство, когда форма преобладает над содержанием.

2. Религия в эпоху эллинизма

Для эллинистической эпохи характерно повышение роли религии в жизни греческого общества. Но при этом основные черты верований становятся во многом иными по сравнению с религией предыдущего периода. В новой ситуации иными стали важнейшие религиозные представления, включая саму концепцию божества. В колоссальных автократических государствах рядовой грек ощущал себя ничтожным даже перед лицом земных правителей. Что уж говорить о богах, которые казались теперь абсолютно несоизмеримыми с людьми по своему могуществу. И в то же время, как ни парадоксально, но в чем-то они стали ближе к людям: с ними можно было вступить в мистическое эмоциональное общение. В религии наблюдается меньше рационального практицизма и больше искреннего чувства.

Среди населения отмечаются настроения мистицизма, попытки обрести бога, более близкого к человеку, к отдельной личности. Распространяются разного рода мистерии, тайные культы, которые, по мнению их приверженцев, могли дать некое сокровенное знание и обеспечить благой удел после смерти. И в предшествующие эпохи мистический опыт не был совершенно чужд грекам (достаточно вспомнить элевсинские мистерии или культ Диониса), но в полисных условиях мистические течения представляли собой скорее периферийное культовое явление. Теперь же «нетрадиционные» направления в религии выходят на первый план, а в связи с этим начинается всеобщее увлечение магией, оккультизмом, пришедшей из Вавилона астрологией.

Претерпели серьезные изменения классические представления греков о богах. Древние культы большинства олимпийских божеств отошли на второй план, пожалуй, за исключением Зевса, который в некоторых религиозных концепциях (например, в учении философа Клеанфа) приобрел статус универсального бога-миро-правителя. Но этот «философский Зевс» представлял собой скорее абстрактное понятие, чем традиционное антропоморфное божество. Во всяком случае, можно говорить о стремлении некоторой части интеллектуальной элиты, не удовлетворенной политеистическими верованиями, к монотеизму.

Новые объекты религиозного поклонения стали искать прежде всего на завоеванном Востоке. Огромной популярностью в греческой религии эллинистического периода пользовались культы египетской богини Исиды, малоазийской Кибелы (Великой Матери), иранского бога Митры и др. Для всех этих восточных культов был характерен ярко выраженный мистический и даже экстатический характер. Появлялись и новые, «смешанные» греко-восточные боги. Важнейшим из них был Серапис, культ которого ввели в Александрии в начале III в. до н. э. по приказанию Птолемея I два жреца - грек Тимофей и египтянин Манефон. Серапис, почитание которого со временем распространилось по всему эллинистическому Средиземноморью, сочетал в себе черты египетского бога Осириса и греческих богов Зевса, Аида и Диониса.

В обстановке политической нестабильности и постоянных войн возникло еще одно характерное эллинистическое религиозное явление - культ слепого случая, воплощавшегося в фигуре богини Тихе. Этот образ был совершенно чужд полисному мировоззрению греков, которые верили в закономерность бытия, в мировую гармонию и справедливость

Результатом той же неуверенности в завтрашнем дне стало возрастание интереса к вопросам загробного бытия человека. Этот интерес был свойствен религии эллинизма в значительно большей степени, чем традиционным греческим верованиям, отличавшимся жизнелюбием, ориентировавшим человека на земную жизнь, а не на посмертное существование.

Одним из важнейших устоев эллинистической религиозной идеологии явилось утверждение возможности существования «человекобожества». Согласно этой концепции, человек (конечно, не всякий, а прежде всего могущественный и удачливый правитель) мог быть фактически приравнен к божеству и удостоен соответствующих почестей. Александр Македонский первым в греческом мире воспринял характерную для Древнего Востока, но ранее чуждую античному менталитету традицию обожествления царей. По стопам великого завоевателя пошли диадохи и их потомки (Деметрий I Полиоркет был объявлен в Афинах живым богом). Впоследствии многие эллинистические монархи (особенно часто в птолемеевском Египте, в меньшей степени - в государстве Селевкидов) провозглашались богами - одни еще при жизни, другие после смерти. К их именам добавлялись эпитеты, подобающие лишь божеству: Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель), Эпифан (Явленный) или даже Тебе (Бог). В их честь учреждались культы, строились храмы, назначались жрецы.

Подобная практика свидетельствовала, что каким бы огромным ни ощущалось расстояние между людьми и богами, все же грань между ними постепенно стиралась. Появлялась категория людей, которые одновременно являлись и богами. Иными словами, возникла идея богочеловека, которая связывалась с представлением о Мессии - грядущем спасителе и освободителе. Более всего мессианизм был распространен в Палестине, где он принял наиболее яркие формы у ессеев - представителей одной из сект иудаизма. В документах ессеев, найденных археологами в пещерах близ Мертвого моря, очень образно рассказано о близком конце света и приходе божественного Мессии. Еврейское слово «Мессия» (т. е. помазанник) имело греческий эквивалент - «Христос». Таким образом, видно, что эллинистический мир стоял на пороге христианства.

3. Философская мысль

В эллинистическом мире наряду с традиционными религиозно-философскими течениями, унаследованными из классической Греции, наблюдается немало принципиально нового. Продолжали существовать знаменитые афинские школы - Академия Платона и Ликей Аристотеля. Но учения великих греческих философов, созданные еще в IV в. до н. э., в условиях полисного мира, в совершенно новой исторической обстановке переживали кризис. Их последователи больше не были властителями дум. Со временем «академики» (платоники) стали проповедовать вместо объективного идеализма своего учителя субъективизм и скептицизм, а перипатетики (последователи Аристотеля) углубились в частные эмпирические изыскания, пренебрегая общефилософской проблематикой.

Удержалась на прежних позициях школа киников, основанная в позднеклассическое время. Но киники с их космополитизмом и индивидуализмом с самого начала были скорее предтечами эллинистического мировоззрения, чем выразителями идей классической эпохи. К тому же кинизм всегда оставался маргинальным течением философской мысли.

В целом же интеллектуальную жизнь эллинистического мира определяло несколько новых философских школ, сформировавшихся в самом начале новой эпохи: эпикурейцы, стоики и скептики.

Афинский философ Эпикур (341--270 Зенон до н. э.), будучи последователем Демокрита, считал мир состоящим из атомов, т. е. был убежденным материалистом. Однако, в отличие от Демокрита, объяснявшего развитие Вселенной и общества только жесткой закономерностью и не оставлявшего места для свободы, Эпикур считал, что атомы в своем полете могут отклоняться в сторону от прямой линии, а это, по его мнению, обусловливало свободу воли человека. Философ-материалист Эпикур не отрицал существования богов, но рассматривал их как некие блаженные существа (кстати, тоже состоящие из атомов), живущие в своем особом мире и не вмешивающиеся в жизнь людей. Есть в системе мироздания, созданной Эпикуром, и понятие о душе, однако и душа строится из атомов (только из особо «тонких»), а следовательно, не является бессмертной, распадаясь с кончиной человека. В центре этических взглядов эпикурейцев находилось понятие «наслаждение». Но под ним понималось не стремление к удовольствиям, а прежде всего отсутствие страданий, спокойствие души, безмятежность. Отсюда - их отказ от участия в деятельности общества, полный уход в частную жизнь. «Проживи незаметно» - таков был лозунг Эпикура.

Основателем философской школы стоицизма, возникшей в Афинах ок. 300 г. до н. э., был Зенон из Кития (336/332--264/262 до н. э.) - эллинизованный финикиец с острова Кипр. Местом, где Зенон вел занятия с учениками, была Расписная Стоя (один из портиков на афинской Агоре), от которой пошло и название школы. Стоики, как и эпикурейцы, признавали материальность мира, однако при этом считали материю мертвой субстанцией, которая одушевляется творческой силой духовного характера - мировым огнем. Этот огонь, отождествляемый с мировым разумом и фактически с верховным богом, пронизывает материю, дает ей жизнь, создает упорядоченный мир, а через какое-то долгое время уничтожает его глобальным пожаром, с тем, чтобы впоследствии вновь воссоздать Вселенную в прежних формах. По учению стоиков, ничего случайного нет и быть не может: все предопределено, все подчинено неумолимым законам судьбы. Свобода человека заключается только в том, чтобы подчиниться этим законам и следовать им. «Судьба желающего ведет, а нежелающего - тащит», - говорили стоики. В области этики Зенон и его последователи учили свободе от страстей, невозмутимости. Однако в отличие от эпикурейцев они выступали против ухода в частную жизнь, призывали к активному выполнению каждым его общественных обязанностей, в чем, по их мнению, выражалось следование мировому закону.

Третья, менее влиятельная школа - скептическая - была основана философом Пирроном из Элиды (ок. 360 - ок. 270 до н. э.). По мнению скептиков, мир по самой своей природе непознаваем, о чем говорит уже тот факт, что все философы толкуют его по-разному. Поэтому следует отказаться от всяких положительных утверждений и жить по законам житейского здравого смысла, руководствуясь, прежде всего соображениями собственной пользы.

Нетрудно заметить, что во всех эллинистических философских течениях, несмотря на их отличия друг от друга, присутствуют и общие черты. И у стоиков, и у эпикурейцев, и у скептиков высшим этическим идеалом признается не поиск блага и истины, как у Сократа, Платона и Аристотеля, а безмятежность, невозмутимость (атараксия). Для полисной эпохи с ее гражданственностью такой подход был бы невозможен. В новых условиях философы обращались не к члену общины, составляющему ее неотъемлемую часть, а к замкнутому в себе индивиду - «гражданину мира», заброшенному волей судьбы на необъятные просторы колоссальных монархий и неспособному влиять на ход общественно-политических событий.

4. Эллинистическая наука

Эпоха эллинизма стала периодом расцвета античной науки. Именно в это время наука стала отдельной сферой культуры, окончательно отделившись от философии. Ученых-энциклопедистов, подобных Аристотелю, теперь уже почти не было, но зато каждую научную дисциплину представляли имена крупных ученых. Немалую роль в развитии научных знаний сыграла всемерная поддержка науки эллинистическими правителями. В частности, Птолемеи способствовали превращению александрийского Мусея в главный научный центр цивилизованного мира того времени. В III--I вв. до н. э. большинство известных ученых либо активно работали в нем, либо получили в нем образование.

Античная наука имела ряд особенностей, отличающих ее от науки Нового времени, причем именно в эпоху эллинизма эти особенности проявились в полной мере. Так, в работе греческих ученых крайне малое место занимал эксперимент; главными методами научного исследования были наблюдение и логическое умозаключение. Представители эллинистической науки были скорее рационалистами, чем эмпириками. Еще важнее то, что во времена античности наука была почта совершенно оторвана от практики. В ней видели самоцель, не снисходящую до «низменных» практических потребностей. А потому в эллинистическом мире при очень большом прогрессе в теоретических науках весьма слабо была развита техника. С точки зрения теории античная наука была не только готова к изобретению паровой машины, но и совершила это техническое открытие. Механик Герон Александрийский (он жил на рубеже I в. до н. э. - I в. н. э.) изобрел механизм, в котором вырывавшийся из отверстия пар своей силой подталкивал и заставлял вращаться металлический шарик. Но ни к каким практическим результатам его изобретение не привело. Для ученого паровое устройство было не более чем оригинальным плодом игры ума, а те, кто наблюдал за действием механизма, видели в нем занятную игрушку. Тем не менее Герон продолжал изобретать. В его кукольном театре выступали куклы-автоматы, которые самостоятельно разыгрывали целые пьесы, т. е. действовали по заданной сложной программе. Но и это изобретение в то время никак не было использовано на практике. Техника развивалась лишь в сферах, связанных с военным делом (осадные орудия, фортификационные сооружения) и строительством монументальных сооружений. Что же касается основных отраслей экономики, будь то сельское хозяйство или ремесло, то их техническая оснащенность из века в век оставалась примерно на одном и том же уровне.

Величайшим ученым эпохи эллинизма был математик, механик и физик Архимед из Сиракуз (ок. 287--212 до н. э.). Он получил образование в александрийском Мусее и некоторое время работал там, а затем возвратился в родной город и стал придворным ученым тирана Гиерона II. В своих многочисленных трудах Архимед развил ряд принципиальных теоретических положений (суммирование геометрической прогрессии, весьма точное вычисление числа «пи» и др.), обосновал закон рычага, открыл основной закон гидростатики (с тех пор его называют законом Архимеда). Среди античных ученых Архимед выделялся стремлением сочетать научно-теоретическую и практическую деятельность. Ему принадлежит большое количество инженерных изобретений: «архимедов винт», применявшийся для полива полей, планетарий - модель небесной сферы, позволявшая проследить движение небесных тел, мощные рычаги и др. Когда римляне осадили Сиракузы, по проектам Архимеда были сооружены многочисленные оборонительные орудия и машины, с помощью которых жителям города удавалось в течение долгого времени сдерживать натиск врагов и наносить им значительный урон. Однако, даже работая над устройствами, рассчитанными на практическое применение, ученый постоянно выступает в защиту «чистой» науки, развивающейся по собственным законам, а не под влиянием запросов жизни.

Как и ранее в греческом мире, в эпоху эллинизма приоритетной сферой математики была геометрия. В школьных учебниках изложение основных геометрических аксиом и теорем и по сей день дается в основном в той же последовательности, которую предложил ученый из Александрии Евклид (II Iв. до н.э.).

В области астрономии уже в начале эпохи эллинизма было совершено выдающееся открытие, намного опередившее свое время. Почти за две тысячи лет до Николая Коперника Аристарх Самосский (ок. 310--230 до н. э.) выдвинул гипотезу, согласно которой не Солнце и планеты вращаются вокруг Земли, как полагали раньше, а Земля и планеты вращаются вокруг Солнца. Однако Аристарх не сумел должным образом обосновать свою идею, допустил серьезные ошибки в вычислениях и тем скомпрометировал свою гелиоцентрическую теорию. Она не была воспринята наукой, по-прежнему признававшей геоцентрическую систему, основывающуюся на том, что Земля являлась центром мироздания. Отказ от признания теории Аристарха не был связан с причинами религиозного характера. Просто ученые посчитали, что эта концепция неадекватно объясняет природные явления. Сторонником геоцентризма был и Гиштрх (ок. 180/190--125 до н. э.). Именно этот известный астроном составил лучший в античности каталог видимых звезд, разбив их на классы в зависимости от звездной величины (яркости). Классификация Гиппарха, несколько модифицированная, принята в астрономии и по сей день. Греческий ученый весьма точно вычислил расстояние от Земли до Луны, уточнил продолжительность солнечного года и лунного месяца. В эпоху эллинизма бурно развивается география. После дальних походов Александра Македонского грекам стали известны многие новые земли, причем не только на Востоке, но и на Западе. Примерно в то же время путешественник Пифей (Питеас) из Массилии (IV в. до н. э.) совершил плавание в северную часть Атлантического океана. Он обогнул Британские острова и, возможно, достиг берегов Скандинавии. Накопление новых эмпирических данных требовало их теоретического осмысления. Этот процесс связан в первую очередь с именем великого ученого Эратосфена Киренского (ок. 276--194 до н. э.), работавшего в Александрии и в течение многих лет возглавлявшего библиотеку Мусея. Эратосфен был одним из последних античных энциклопедистов: астрономом, математиком, филологом. Но наибольший вклад он внес в развитие географии. Эратосфен первым предположил существование на Земле Мирового океана. С удивительной для того времени точностью он вычислил длину земной окружности по меридиану и нанес на карты сетку параллелей. При этом за основу была взята восточная шестидесятеричная система (окружность Земли делится на 360 градусов), сохраняющаяся и по сей день. Уже на исходе эпохи эллинизма Страбон (64/63 до н.э. - 23/24 н. э.) составил описание всего известного тогда мира - от Британии до Индии. Хотя он был не ученым-исследователем, делавшим оригинальные открытия, а скорее популяризатором науки, тем не менее его фундаментальный труд весьма ценен.

Естествоиспытатель и философ, ученик Аристотеля, руководивший после него Ликеем, Феофраст (Теофраст, 372--287 до н. э.) стал основоположником ботаники. В III в. до н. э. врачи Герофил (р. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300 - ок. 240 до н. э.), практиковавшие в Александрии, разработали научные основы анатомии. Прогрессу анатомических знаний во многом способствовали местные условия: вскрытие трупов в Египте не только не было запрещено, как в Греции, но, напротив, регулярно делалось при мумифицировании. В эпоху эллинизма была открыта нервная система, составлено правильное представление о системе кровообращения, установлена роль мозга в мышлении.

Из наук, которые ныне принято называть гуманитарными, в эпоху эллинизма наибольший приоритет получила филология. Ученые, работавшие в Александрийской библиотеке, составляли каталоги ее книжных богатств, исследовали и сопоставляли рукописи с целью определения наиболее аутентичных текстов древних авторов, писали комментарии к произведениям литературы. Крупными филологами были Аристофан Византийский (III в. до н. э.), Дидим (I в. до н. э.) и др.

5. Литература

Эллинистический мир породил огромное количество литературных произведений. Были представлены все роды и жанры. Но первое место занимала поэзия, главным центром которой была Александрия. Поэзия того времени носила элитарный характер. Она была очень утонченной и изящной, отличалась психологизмом, глубоким проникновением во внутренний мир человека, но несколько холодна, порой даже безжизненна. Ей недоставало художественной силы, присущей поэтическим творениям классической эпохи.

В александрийской поэзии царили «малые формы», основоположником которых был крупнейший лирик Каллимах (ок. 310 - ок. 240 до н. э.), возглавлявший Мусей. Считая, что время монументальных произведений, подобных полотнам Гомера или шедеврам аттической трагедии, безвозвратно прошло, он писал маленькие поэмы, элегии, гимны в честь богов. В своих стихах Каллимах стремился не столько выразить какие-либо идеи, сколько решить те или иные чисто художественные залачи.

В свою очередь, Аполлоний Родосский (III в. до н. э.) пытался возродить эпос в гомеровском духе и с этой целью написал большую поэму «Аргонавтика». В основу поэмы положен известный мифологический сюжет о походе греческих героев во главе с Ясоном на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном. «Аргонавтика» стала значительным событием в истории греческой литературы своего времени. Хотя, конечно, она не сравнима по художественным достоинствам с «Илиадой» или «Одиссеей»: в ней больше проявления эрудированности и технического мастерства автора, чем подлинного поэтического вдохновения.

Другой известный поэт эпохи эллинизма - Феокрит (315--260 до н. э.) стал основателем так называемой буколической (т. е. пастушеской) лирики - жанра, ранее не свойственного греческой поэзии. В его стихотворениях в жанре идиллии описывалась мирная, безмятежная жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. Среди жителей городов такая идеализация сельской жизни была особенно популярна.

Крупнейшим центром драмы в эпоху эллинизма оставались Афины. Однако в новых условиях ни высокая трагедия, ни злободневная, блистающая юмором и сатирой комедия в духе Аристофана уже не пользовались популярностью. Наиболее распространенным театральным жанром стала бытовая драма - так называемая новая аттическая комедия, крупнейшим представителем которой был поэт Менандр (342- 292 до н. э.). Сюжеты произведений Менандра и его последователей взяты из повседневной жизни. Главные герои пьес как бы списаны с натуры: это молодые влюбленные, скупые старики, ловкие и изворотливые рабы. В этих комедиях уже не властвует не знающий удержу, радостный и язвительный, порой грубоватый смех, как в аристофановские времена. Пьесы Менандра серьезнее, мягче, лиричнее. Больше стало уделяться внимания человеческой душе, достовернее выписываются характеры действующих лиц. Однако комедиям эллистинической эпохи недостает характерной для классической комедии художественной силы.

В самом конце эллинистической эпохи появился совершенно новый прозаический жанр - роман. Это произведение с вымышленными героями и фабулой, со сложными переплетениями сюжетных линий. (Впрочем, сам термин «роман» возник только в Средние века.) Сюжеты первых романов еще довольно безыскусны: любовь, приключения, авантюры. В них повествуется о разлученных влюбленных, попадающих в самые сложные и опасные ситуации, но в конце концов обретающих друг друга. Обычно эти произведения и озаглавлены по имени главных героев - юноши и девушки («Херей и Каллироя» Харитона, «Габроком и Антия» Ксенофонта Эфесского, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия и т. д.). Самый знаменитый из позднеантичных романов - «Дафнис и Хлоя» Лонга.

6. Искусство

Эпоха эллинизма - это время основания множества городов, в том числе и очень крупных. Соответственно по сравнению с предшествующими столетиями возрос уровень градостроительства, городской жизни. Города теперь строились по регулярному плану, с учетом последних научных достижений. Их прямые, широкие улицы застраивались величественными зданиями и колоннадами. Эллинистические столицы поражали воображение прибывавших греков, привыкших к миру небольших полисов, своими огромными размерами, благоустроенностью, роскошью.

Для архитектуры эллинистического периода характерна монументалъностъ. Стремление непременно возвести нечто грандиозное доходило порой до гигантомании. Соперничая друг с другом, цари старались увековечить свои имена помпезными постройками. Именно в эпоху эллинизма сформировался перечень так называемых семи чудес света. В этот перечень вошли самые грандиозные или необычные сооружения различных времен и народов, хотя при этом далеко не всегда самые совершенные в художественном отношении. Например, афинский Парфенон в перечень «чудес» не был включен. Два из семи памятников, считавшихся «чудесами», были негреческими по происхождению: египетские пирамиды и «висячие сады» в Вавилоне. Два памятника были созданы еще в классическую эпоху: статуя Зевса работы Фидия в Олимпии и гробница правителя Карии Мавсола в Галикарнассе, так называемый Мавзолей. Остальные три памятника-чуда являлись произведениями эллинистического искусства: храм Артемиды в Эфесе (в конце IV в. до н. э. восстановлен после пожара), Колосс Родосский - гигантская 35-метровая статуя солнечного бога Гелиоса на острове Юдос (возведена скульптором Харетом в III в. до н. э.) и Александрийский маяк, построенный архитектором Состратом Книдским в 280 г. до н. э. Стоявший на островке Фарос у входа в гавань Александрии маяк стал, пожалуй, самым знаменитым архитектурным памятником эпохи эллинизма. Он представлял собой 120-метровую многоярусную башню, в куполе которой горел мощный костер. Его свет, отраженный специальными зеркалами, был виден морякам за 60 километров от берега.

Главными целями, к которым стремились зодчие III--I вв. до н. э., были огромные размеры и внешняя роскошь, а не гармоническая согласованность всех элементов здания, как в предшествующие эпохи. Перестав быть соразмерной человеку, эллинистическая архитектура подавляла его.

В скульптуре художники эпохи эллинизма также отошли от традиций классики. Остались в прошлом величественная простота и безмятежность, характерные для лучших произведений ваятелей классической Греции. В новых условиях скульпторы вносили в свои творения значительно больше динамизма, старались подчеркнуть в скульптурных изображениях проявления бурных эмоций и страстей. Так, полна неудержимого движения «Ника Самофракийская» (III-II вв. до н. э.). Скульптурный фриз алтаря в Пергаме (II в. до н.э.), созданный в честь побед над галлами и изображающий борьбу богов с гигантами, является лучшим произведением пергамской школы скульпторов. Но в нем уже преобладает стремление к внешней эффектности, выражение динамизма и эмоциональности переходит в нагнетание «ужасов». В еще большей степени эти тенденции проявляются в скульптурной группе Агесандра, Полидора и Афинодора «Лаокоон» (I в. до н. э.). Конечно, и в эпоху эллинизма некоторые скульпторы продолжали ориентироваться на классические образцы. Автор «Афродиты Милосской» Агесандр (II в. до н. э.) изобразил богиню как бы застывшей в величавом и гармоничном спокойствии. Но произведений такого рода было немного.

В эллинистическую эпоху наряду с шедеврами скульптуры появилось особенно много массовой продукции, дешевой и не очень высокого качества. Так, крупнейшим центром выработки небольших статуэток из терракоты (обожженной глины) был беотийский город Танагра. Многие танагрские статуэтки, не являясь произведениями высокого искусства, тем не менее весьма изящны.

Культура эпохи эллинизма, бесспорно, представляла собой новый этап в истории античной культуры по сравнению с культурой эпох архаики и классики. Во всех сферах культуры появились новые (но «новый» - это вовсе не обязательно «высокий») явления, однако в то же время многие достижения предшествующих эпох оказались безвозвратно утраченными. Основные особенности культурной жизни были тесно связаны с появлением иных, неведомых полисному миру социально-политических и социально-экономических реалий. Изменились духовные интересы и запросы людей, и культура не могла не реагировать на эти изменения.

Литература по теме

1. Блаватская Т. В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., 1983.

2. Зелинский Ф. Ф. Религия эллинизма. Томск, 1996.

3. Кюмон Ф. Мистерии Митры. М., 2002.

4. Чистякова Н. А. Эллинистическая поэзия. Л., 1988.

5. Ярхо В. Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление эпохи эллинизма. Космополитизм эллинистической культуры. Литература и искусство эпохи эллинизма. Эллинистическая наука и философия. эллинизм стал в регионе восточного Средиземноморья предтечей византийской культуры.

    реферат , добавлен 07.12.2003

    Особенности античной культуры. Значение архаической эпохи для последующего развития Греческой цивилизации. Греческая культура в эпоху классики. Распространение греческой культуры в эпоху эллинизма. Религиозные и философские взгляды древних греков.

    реферат , добавлен 05.02.2008

    Сущность эллинизма, его отличительные признаки и географические рамки распространения в древнем мире. Период подъема материальной и духовной культуры эллинов. Характеристика философии и литературы эпохи эллинизма, ее яркие представители и произведения.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2009

    Римская культура как прообраз мировой культуры. Религия, мифология, философия в Древнем Риме. Пантеон римских богов: Юпитер, Марс, Квирин. Развитие эллинизма, стоицизма, скептицизма, эпикуреизма, неоплатонизма. Характеристика литературы, театра, музыки.

    реферат , добавлен 22.12.2014

    Коллекционирование в античную эпоху как начало современного музея. Расширение культурных горизонтов в эпоху эллинизма. Развитие частного коллекционирования в Риме и в эпоху Средневековья на Востоке. Формирование музея как социокультурного института.

    реферат , добавлен 06.06.2008

    Характеристика развития философии Греции, где был совершен переход от мифологии и религиозного миропонимания, опирающегося на веру, к науке, требующей постановки, формулирования и логического рассмотрения проблем. Особенности культуры эпохи эллинизма.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Предмет культурологии, ее роль. Сущность культурологических концепций. Мировые и национальные религии. Особенности культуры первобытности и цивилизаций Древности. Отличительные черты мировой культуры в эпоху Средневековья, Нового и Новейшего времени.

    курс лекций , добавлен 13.01.2011

    Хронологическое и типологическое значения термина "эллинистическая культура". История Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского до завоевания Римом. Наука и философия, религия и мифология, литература и искусство эллинистизма.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2010

    Эллинизм - этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов А. Македонского до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта. Изучение культуры Греции, Малой и Средней Азии, Египта периода эллинизма.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Эпоха эллинизма как синтез, под эгидой имперского строя, эллинской и восточной культур. Ника Самофракийская как выдающийся скульптурный памятник эпохи эллинизма. Место литературы в культуре эпохи. Стоицизм и эпикуреизм как этико-философские направления.

Эпоха культуры эллинизма начинается со времени окончания походов Александра Македонского. Обычно в качестве отправной точки берётся дата смерти Александра Македонского (323 год до н. э.). Завершается же данная эпоха падением Западной Римской империи в 476 году. Говоря о культуре эллинизма, важно выделить такие условия её проистекания:

Общая деградация античного мира, что, прежде всего, проявилось в нравственном растлении общества.

Объединение Греции под властью Македонии.

Походы войск Александра Македонского и, как следствие этого, тесное взаимодействие (даже частичное взаимопроникновение) западной культуры с восточной.

Увеличение количества рабов, что приводило к развитию стремления к централизации власти и созданию единого государства, способного контролировать рабов.

Господство веры в судьбу. Так, Цицерон говорил об этом так: «Кто не сопротивляется судьбе, того она ведёт, а кто сопротивляется, того она тащит».

Период эллинизма начинается с распада державы, созданной Александром Македонским, на несколько государств: Египет (под властью греческой династии Птолемеев), Сирийское царство (под властью Селевкидов), Парфянское царство. Стало быть, первоначально период эллинизма характеризовался политической раздробленностью, которая относительно быстро минимизировалась под давлением мощного централизованного римского государства.

Следует обратить внимание на то, что в эпоху эллинизма сложились предпосылки к принятию идеи единого Бога. Такие предпосылки достаточно заметны в учении Плотина. Учения Плотина и некоторых других мыслителей этого времени примечательны тем, что в них особенно ясно проявляются установки культуры эллинизма, а также тем, что сильно повлияли на последующую христианскую культуру. А.Ф. Лосев отмечает органичную связь учений мыслителей эллинизма с социальным устройством античного мира, его культурными стереотипами. В условиях рабовладельческой формации раб понимался как одушевлённое средство производства, зависимое от воли со стороны. Однако при широком распространении рабства такие установки могли связываться с человеком в целом, который также не мыслился сам по себе, то есть он участвовал в неком космическом процессе, подчинялся некой единой силе. Считалось, что даже боги, которые сильнее человека, подчиняются законам космоса. Следовательно, иерархичность социальной системы повлияла на представления о человеке и мироустройстве, где также выделялись силы, находящиеся друг с другом в определённой субординации. Причём человек мыслился в его органичной связи с космосом, понимался как «гражданин космоса». Его природа в общем порядке мироустройства являлась своеобразным продолжением космического действа. Здесь имеется в виду то, что тело в отношении души есть раб, так же, как душа является рабом по отношению к уму, а все они подчиняются единому космическому закону. Так, согласно учению Плотина, космос находится в постоянной смене ступеней бытия: 1) наибольшей реальностью обладает Высшая реальность; далее – 2) Дух (mind); 3) Мировая душа; 4) материя, представленная в природе человека телом.

Материя, согласно взглядам Плотина, существует в уме, поэтому есть чувственная материя и умопостигаемая. Сам ум выступает организующим началом тела. Центральное место в учении Плотина занимает душа – совокупность психических качеств. Душа – это не тело, но в теле она осуществляется, тело есть предел её существования. Для приобретения знаний об управлении материей душа должна по своей природе обращаться к Духу. Сама по себе душа чиста, невинна и божественна, поэтому не нуждается в нравственной работе. Для сохранения её качеств важно отрешение души от тела и всего чувственного. Все эти формы бытия вбирает в себя Высшая Реальность (мировая душа), которая и образует в себе Единое. Единое имеет двойственную характеристику: будучи первоосновой, имманентной всякому бытию, оно выше всякого бытия, и бытие подчинено Единому. Согласно учению Плотина, первая ступень познания осуществляется в мировой душе, объемлющей всё многообразное единство вселенной; боги же суть не что иное, как многообразные ее проявления.

Весьма точно учение Плотина характеризует В.Н. Лосский, который пишет, что, согласно этому учению, истинное развитие человека проявляется в его стремлении постичь Высшую Реальность и стать частью Единого. Выше, нежели мировая душа, в человеке, как средоточии мира, – его ум (нус ), представляемый следующей ступенью единства. Уровень нус есть также и уровень бытия, или, точнее: нус и бытие , мысль и её объект тождественны: объект существует потому, что он мыслится, мысль существует потому, что объект, в конечном счете, сводится к интеллектуальной сущности. Однако эта тождественность не абсолютна, поскольку выражается как некая обоюдность, в которой продолжает существовать сфера «другого». Следовательно, чтобы во всей полноте познать «Единое», надо подняться над уровнем нус . Когда преодолевается грань мысли и мыслимой реальности, эта последняя диада бытия и интеллекта, – вступаешь в сферу не-интеллектуального и не-бытийного (отрицание указывает здесь на плюс, на трансцендентность). Но тогда неминуемо наступает молчание: нельзя дать имя неизречённому, ибо оно ничему но противопоставляется, ничем не ограничивается.

Такие учения могли возникнуть именно в период эллинизма, когда Рим нуждался в учениях, способных обосновать его имперскую государственность, создать предпосылки для развития широкого, мультикультурного мышления граждан. Вместе с тем от самих граждан Рим требовал такого безоговорочного подчинения, на которое человек обречён судьбой по отношению к космосу. В результате в конце эпохи эллинизма человек не хотел верить в свои силы, возможности; он предпочитал находить утешение в философских учениях эпикурейцев и стоиков, которые считали, что необходимо спокойно относиться к жизненным испытаниям, так как они закономерны. То, что тревожит совесть, лучше забыть, так как от душевных мук человека в мире ничего не изменится. А.Ф. Лосев об этом пишет так: «Эпикур разрешает заниматься только одной наукой, а именно только такой, которая построила бы для нас вполне объективное, но совершенно безопасное для внутреннего покоя души бытие… Эпикурейцы нисколько не отрицали объективного бытия в своей эстетике, а, наоборот, весьма интенсивно его признавали, правда, в таком виде, чтоб оно не мешало безмолвному душевному самонаслаждению». Более того, каким бы человек ни был, он всё равно подчиняется некоему безликому космическому закону, перед которым и праведник, и грешник равны. Грех в мире эллинизма мыслился преимущественно в контексте сопротивления своей судьбе. Такие установки вели, в конечном счёте, к интеллектуальной и духовной безответственности, к санкционированию пороков, неверию в торжество добра. Последние века эпохи эллинизма ознаменовались зависимостью большей части общества от грехов, поэтому депрессии, самоубийства, убийства новорождённых или ещё не родившихся детей стали очень распространённым явлением среди эллинов. В IV-V веках наблюдалось резкое сокращение греческого населения. Разумеется, в эпоху эллинизма произошли большие достижения в области науки и естествознания, писались прекрасные поэтические произведения. Однако надо понимать, что успехи в науке часто объяснялись усилением роли рационализма, который окреп не столько в силу умственного развития общества, сколько в силу нравственного упадка; стихи, поэмы, даже самые прекрасные, пишутся не всегда от чистого сердца, а подчас от переживания личного позора, неверия в свой и общественный успех. Приходится констатировать то, что к Средним векам этнических греков почти не осталось.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Античная культура: Литература, театр, искусство, философия, наука. – М.: Лабиринт, 2002.

2. Баумгартен Ф. Эллинская культура. – Минск, Москва: Харвест; АСТ, 2000.

3. Боннар А. Греческая цивилизация. – М.: Искусство, 1992.

4. Древние цивилизации. М.: Мысль, 1989.

5. Залесский Н. Н. К истории этрусской колонизации в VII–IV вв. до н. э. – Ленинград, 1965.

6. Кун Н.Е. Легенды и мифы Древней Греции. М.: ЗАО «Фирма СТД», 2006.

7. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000.

8. Мифы народов мира. Энциклопедия. – Том 1. – М.: Советская Энциклопедия. 1987.

9. Нельсон М. Греческая народная религия. – СПб: Алетейя, 1998.

10. Сыченкова Л. «Закон диапазона» для греков, или художественные открытия древней Эллады // Вопросы культурологии. – 2008. – № 7.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Что такое полис?

2. Какие ценности в полисе являются наиболее существенными?

3. В чём специфика мировоззренческих установок античных греков?

4. Чем выделяется период эллинизма из античного мира?

5. Почему Греция в политическом и экономическом смысле слова была разрозненной?

6. Что могло способствовать объединению граждан греческих полисов?

7. В чём вы видите уникальность греко-македонской фаланги?

8. Почему А.Ф. Лосев считает, что римская государственность оказалась в своей основе стоической?

Тема 16: Культура Древнего Рима. Латинская античность