Необычные места и памятники. Лошадиные головы приветствуют мореходов в Шотландии: гигантская скульптурная группа Энди Скоттa (Andy Scott) Что символизирует памятник шолохову в лодке

Плывущий в лодке по течению мужик в наброшенном ватнике и разбившиеся на два косяка кони появились на Гоголевском бульваре в 2007 году — это памятник Шолохову, который официально создан Александром Рукавишниковым, однако он только реализовал идею 1980-х годов, принадлежавшую собственному отцу.

Иулиан Рукавишников также был скульптором, причем достаточно известным и нравящимся второму московскому мэру. Ваятель скончался в 2000 году, и Лужков доверил спорный проект его сыну. Неоднозначность идеи была в том, что один монумент в Москве память писателя уже увековечил. Кроме того, прямо за спиной Шолохова виден бывший дом Маслова, где часто гостил Тургенев.

Памятник Шолохову и его соседство

Но коль ничто не помешало разместить там детище второго любимца Лужкова, Зураба Церетели – , то и памятник Шолохову бульвар вынужденно принял. При этом композиция имела очень оригинальную компоновку и ясный исторический подтекст. Оригинальностью построения памятник Шолохову напоминает , нами уже описанный.

По проекту памятник Шолохову должен был дополняться фонтаном, лошади словно реально преодолевали водный поток. Перебои с подачей воды значительно ухудшали восприятие, что привело к появлению оскорбительных прозвищ. Для младшего Рукавишникова это не было неожиданностью, он стойко пережил прозвание и этому скульптурному произведению.

Своей композицией памятник Шолохову показывает и связь писателя с Доном, и раскол страны на белых и красных в виде разделившегося табуна. Конские головы выполнены очень реалистично, до мельчайших подробностей облика и деталей сбруи. Они не на водопое или выпасе, они в судорожном поиске истинного пути.

Монумент лауреату Нобелевской премии по литературе получился удачным, словно объединил и аккумулировал таланты отца и сына Рукавишниковых. Вспоминаются работы старшего – мощный бюст Курчатова в Москве и статуя Древо Жизни перед советским представительством при ООН в Нью-Йорке (не путайте с работой великого Эрнста Неизвестного). У сына также много достойных работ, от монументы Микешину, создавшему , до надгробий Высоцкого и вора в законе Иванькова (Япончика).

Гоголевский бульвар, раньше Пречистенский, проходит широкой полосой от Пречистенских до Арбатских Ворот столицы. Поблизости много достопримечательностей, ранее описанных в наших статьях либо планируемых к описанию. Это и , и всемирно знаменитый музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Фото: Памятник М.А.Шолохову на Гоголевском бульваре

Фото и описание

В Москве можно увидеть два памятника Михаилу Шолохову, автору «Тихого Дона» и Нобелевскому лауреату. Первым был установлен в начале 2000-х годов монумент на Волжском бульваре, созданный скульптором Владимиром Глебовым и архитектором Юрием Дреминым. Этот Шолохов сидит на валуне, а рядом с ним как продолжение скульптурной композиции – фигуры казаков, стоящих в дозоре, в образе одного из них узнается герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов.

Второй памятник Михаилу Шолохову был установлен в 2007 году на Гоголевском бульваре, и этот факт вызвал недоумение и даже неприятие со стороны городских властей – дескать, второй монумент этому писателю времен соцреализма не столь уж необходим Москве. Но, возможно, установка этой композиции стала весьма важной для скульптора Александра Рукавишникова. Создав памятник, он завершил дело своего отца, скульптора Иулиана Рукавишникова, который в 80-е годы выиграл конкурс, разработал проект монумента, но не смог его воплотить его в камне и бронзе. Его сын выиграл конкурс повторно, в работе ему помогал архитектор Игорь Воскресенский.

Произведение отца и сына Рукавишниковых представляет собой сложную скульптурную группу – сложную и композиционно, и по смыслу. В этой композиции бронзовый писатель сидит в лодке, которая находится на наклонном постаменте, напоминающем речную волну. За спиной писателя, словно в воде, плывут от лодки лошади, на каменной поверхности видны только их головы. Лошади, разделенные лодкой, символизируют жителей России, вынужденных стать «белыми» или «красными» после гражданской войны и революции. Памятник является еще и фонтаном, и когда подается вода, лошади словно плывут по настоящей реке.

Несмотря на заслуги писателя и на столь сложный замысел, памятник неоднократно хотели перенести, а вода в фонтане часто отсутствует.


После семи долгих лет подходит к концу строительство «Келпи» (The Kelpies) – двух колоссальных лошадиных голов, спроектированных скульптором Энди Скоттом (Andy Scott), которые теперь возвышаются над каналом Форт-Клайд (Forth and Clyde Canal) в шотландском городе Фолкерк. Тридцатиметровые скульптуры задуманы как напоминание о важной роли лошадей в истории Шотландии.

Две скульптуры высотой с десятиэтажное здание каждая станут визуальной доминантой для эко-парка Хеликс (The Helix project) - почти трехсот гектаров леса, прогулочных маршрутов и велосипедных дорожек неподалеку от Эдинбурга.

Скульптуры получили название «Келпи» в честь мифических водяных духов, живущих в шотландских реках и горных озерах. По легенде Келпи способны превращаться в разных животных и в человека, но, чаще всего, принимают обличье черного коня, силой превосходящего десять обычных лошадей.


Четырехсоттонные Келпи построены из металлических конструкций, покрытых нержавеющей сталью, по текстуре слегка напоминающих пластины средневековых доспехов. Один из них ржет, напряженно выгибая длинную шею, второй – расслабленно смотрит перед собой сквозь полуопущенные веки.


На стадии разработки проекта Энди Скотт делал наброски с двух настоящих тяжеловозов породы Клейдесдаль, привезенных к нему в мастерскую из Глазго. По словам скульптора, эти лошади могут служить символом болезненной трансформации Глазго из места, существующего в основном за счет тяжелой и обрабатывающей промышленности, в город, прежде всего знаменитый своими садовыми фестивалями, праздничными ярмарками и развитой инфраструктурой. «Когда-то Глазго был рабочей лошадкой, а сейчас он просто холеный скаковой жеребец», - развивает метафору Скотт.


Келпи часто сравнивают со знаменитым «Ангелом Севера» Энтони Гормли, еще одной исполинской скульптурой в Гейтсхеде, но в отличие от более скромного по габаритам английского предшественника, скульптурная композиция Скотта будет не только радовать взоры туристов и местных жителей, но и нести практическую функцию, принимая участие в работе одного из судоходных шлюзов канала Форт-Клайд.

Реку имитируют струи воды, стекающие по склону Гоголевского бульвара. Вокруг через реку плывут лошади, символизирующие «красных» и «белых». Головы «красных» коней смотрят в одну сторону, головы «белых» - в другую. И только один жеребенок не знает, куда плыть. Это символизирует раскол общества после революции на два враждебных лагеря. Причем по первоначальному замыслу кони должны были быть красного и белого цвета и расплываться в разные стороны. На другой стороне бульвара стоит скамья с барельефами сюжетов Гражданской войны.

Говорят, что... ...к памятнику Шолохову стойко приклеилась кличка «Дед Мазай». Зимой в пустую лодку энтузиасты лепят ему зайцев. Второе неофициальное название памятника «Дед Мазай и кони». Также скульптуру называют «Скотобойня» .
...тот, кто дотронется до голов коней, плывущих позади лодки писателя, сможет побороть свои страхи.
...если потереть за правым ушком одной из «красных» лошадей, исполнится заветное желание.