Константин Ушинский: краткая биография. Творчество ушинского в духовно-нравственном становлении личности. Российский Государственный Университет

Одним из основоположников научной педагогики в России считается Ушинский. Биография Константина Дмитриевича известна и до сих пор остается на слуху в педагогике. Его взгляды по-прежнему близки в воспитании детей, так же как и труды Сухомлинского В., Амонашвили Ш. и других.

Свое призвание герой статьи понял еще в молодые годы. Он не просто изучал и писал научные труды, он применял свои идеи на практике, работая с детьми. Кем же был Константин Ушинский?

Краткая биография

Давайте начнем знакомство. Родился Ушинский, биография которого рассматривается, 19.02.1823 в городе Тула. Его отец был офицером в отставке, участником войны с французами 1812 года. Его семья относилась к мелкопоместным дворянам. Мать Константина умерла очень рано, в 1835 году.

Еще до смерти матери вся семья переселилась в Новгород-Северск (Черниговская губерния), где отец получил должность судьи. Недалеко от города отец приобрел небольшое имение, стоявшее на берегу Десны.

Обучался Ушинский Константин, краткая биография которого рассматривается здесь, сначала на дому, а в 11 лет поступил в 3 класс местной гимназии. Закончил он Новгород-Северское учебное заведение в 17 лет (1840). Далее он поступил на юридический факультет в Москве. В университете на него оказали сильное влияние профессор Т.Н. Грановский и П.Г. Редкин. Благодаря им молодой человек начал задумываться о педагогике.

В 1844 году он блестяще окончил университет и остался для сдачи магистерского экзамена. Ему была присуждена степень кандидата юриспруденции. Спустя два года он стал профессором в Демидовском лицее. В 1849 году из-за конфликта с руководством лицея на почве его либеральных взглядов Ушинскому пришлось уйти с должности. Только через пять лет он сможет вновь заняться педагогической работой в Гатчинском Сиротском институте.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич, краткая биография которого приведена в статье, 22.12.1870. Накануне он простудился, направляясь на лечение в Крым, из-за чего заехал в Одессу. Именно здесь его жизнь прервалась. Похоронен он был в Киеве в пределах Выдубицкого монастыря.

Личная жизнь

Женат Ушинский Константин Дмитриевич, биография которого рассматривается, был на представительнице знатного казацкого рода Надежде Семеновне (в девичестве Дорошенко). Познакомились они еще в Новгород-Северском, а поженились в 1851 году.

От брака у них родилось три сына и две дочери:

  • Павел - погиб на охоте.
  • Константин.
  • Владимир.
  • Вера - на свои сбережения открыла мужское Городское Училище (Киев), которое получило имя ее отца.
  • Надя - открыла в селе Богданка начальную школу на средства, которые выручила от продажи труда своего отца.

Основные педагогические идеи

Однажды педагог нашел в стенах Гатчинского института старый архив прежнего работника. Многие книги принесли ему новые идеи, которые он изложил в статье «О пользе педагогической литературы».

Многие свои мысли Ушинский, краткая биография которого рассмотрена, публиковал в «Журнале для Воспитания», «Современнике», «Библиотеке для чтения», книгах «Родное слово», «Детский мир».

Основной его идеей в педагогике было демократизация всего образования. Он был приверженцем идеи народного воспитания. За это его часто обвиняли в вольнодумстве.

Педагогическая деятельность

Попав в Гатчинский институт, Ушинский, биография которого тесно связана с педагогикой, полностью ушел в работу. В этом учебном заведении он смог внедрить свои идеи, ему удалось искоренить старые порядки, такие как доносительство, воровство. При этом он смог ввести чувство товарищества, а это он считал основой воспитания.

За время своей деятельности он работал в следующих учебных заведениях:

  • Демидовский лицей (1846-1849).
  • Гатчинский сиротский институт (1854-1859).
  • Смольный (1859-1862).

В Смольном институте благодаря его новаторским идеям ученицам было дозволено проводить праздники и каникулы у родителей. После конфликта с руководством института педагог покинул учебное заведение. Предлогом стала поездка за границу для педагогической деятельности.

Он много путешествовал по миру, писал свои труды, встречался с педагогами России, внедряя в их умы новые идеи в педагогике.

Влияние идей Ушинского

Чаще всего упоминается работа А.О. Черняевского, который составил «Родную речь» (1882) на азербайджанском языке. Первую часть книги инспектор Закавказкой учительской семинарии составил сам, а вторую - вместе со своим воспитанником Велибековым. На азербайджанском языке труд стал называться «Вэтэ дили».

Пособие было предназначено для учащихся 3-4 классов. Оно было разработано по методике, которую когда-то составил Ушинский. Краткая биография не способна полностью раскрыть значимость русского деятеля в отечественной и мировой педагогике. Однако его идеи и методики и сегодня находят своих приверженцев.

Произведения для детей

Будучи за границей, педагог издал свой самый известный труд - «Родное слово». Он был первым общедоступным российским учебником. Он был рассчитан на обучение детей начальной грамоте. Вместе с книгой он издал пособие для учителей и родителей, которое помогало проводить занятия по «Родному слову».

Его пособие-руководство имело большое влияние на отечественную народную школу. Даже сегодня им пользуются многие преподаватели родной речи. Только до 1917 года его переиздавали 146 раз.

Сегодня в педагогике популярны как труды, так и биография Ушинского. Для детей он писал короткие рассказы. Некоторые из них рассчитаны для детей, которые только научились читать. Они состоят из пяти предложений. Примером может послужить рассказ «Бишка» про собаку, которой незачем уметь читать.

Есть среди его трудов для детей и рассказы научно-познавательные. Например, «Ветер», которое рассчитано на средний школьный возраст.

Список основных рассказов:

  • «Бодливая корова».
  • «Ветер и солнце».
  • «Гадюка».
  • «Два козлика».
  • «Жалобы зайки».
  • «Коровка».
  • «Лес и ручей».
  • «Любопытство».
  • «Никита Кожемяка».
  • «Осень».
  • «Паук».
  • «Ручей».
  • «Спор деревьев».
  • «Трусливый Ваня».
  • «Ученый медведь».
  • «Хлеб».
  • «Четыре желания».

Память о педагоге

Ушинский, биография которого была связана с воспитанием детей, оставил свой след в жизни. По его сочинениям до сих пор готовят педагогов, а его детские рассказы полезны в системе воспитания, как для учителей, так и для родителей.

Именем этого человека названы многие учреждения и не только:

  • Село Ушинское (теперь Бакконыс) носило название до 2000 года.
  • Научная педбиблиотека РАО в Москве.
  • Южноукраинский педуниверситет в Одессе.
  • Ярославский педуниверситет.
  • Гимназии и колледжи, школы в Москве, Симферополе, Гатчине, Нижнем Новгороде, Киеве, Туле.

Большое количество улиц в разных городах Российской Федерации и Украины носят имя известного педагога. В сфере образования современной России существует медаль Ушинского, которая стала присуждаться с 2004 года.

Татьяна Сокольская
Педагогический проект «Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского»

Педагогический проект

2. Тема : «Знакомство с творчеством К . Д. Ушинского »

3. Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Социа-

лизация», «Художественное творчество » .

4. Вид проекта : познавательный, творческий , игровой.

5. Актуальность темы :

Формирование связной речи – одна из сложных задач, стоящих перед педагогами и их воспитанниками в старшем дошкольном возрасте. Родная природа – это могущественный источник, из которого дети черпают знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: быструю птичку, трудолюбивого муравья, крохотного паучка, яркую бабочку на лепестках цветка. Поддерживая интерес ребёнка к окружающему миру, я опираюсь на художественные произведения Константина Дмитриевича Ушинского . Замечательный педагог и писатель , он жил почти сто лет назад, его рассказы удивительно яркие и близкие детям, в них открываются маленькие и большие тайны огромного мира, который они только начинают познавать. Произведения писателя интересно пересказывать и драматизировать, именно они стали базой для реализации цели и задач проекта .

6. Цель проекта : Формировать связную речь и совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательное отношение к ней через знакомство с произведениями Ушинского .

7. Задачи проекта :

- Познакомить детей с творчеством К . Д. Ушинского ;

Формировать связную речь детей, способствовать развитию творческих способностей , развивать мелкую моторику;

Воспитывать гуманное отношение к природе.

8. Возраст участников проекта : дети 5-7 лет;

9. Продолжительность проекта : 4 месяца;

10. Основные формы реализации проекта :

Чтение художественной литературы;

Пересказ произведения;

Пальчиковые игры;

Подвижные игры;

Продуктивная деятельность.

11. Обеспечение проекта :

1. Материально-техническое : демонстрационный материал, раздаточный материал, иллюстрации, книги, альбомы, элементы костюмов, игрушки, природные материалы, оборудование и материалы для продуктивной деятельности.

2. Учебно-методическое :

1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – 2-е изд. ,испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – (Библиотека практикующего логопеда .)

2. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. Москва, издательство «ГНОМ и Д» , 2007.

3. Лопухина И. С. Логопедия,550 занимательных упражнений для развития речи : Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

5. Ушинский К . Д. Любимые сказки. – М.: ЭКСМО, 2011.

6. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995.

12. Принципы реализации проекта :

Учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;

Интеграция;

Координация деятельности воспитанников;

Преемственность взаимодействия ДОУ и семьи.

13. Предполагаемый результат :

Улучшение связной речи детей, развитие творческих способностей , развитие мелкой моторики;

Повышение педагогической культуры родителей ;

Повторение в игровых ситуациях знаний, полученных в процессе реализации проекта

Формирование реалистических представлений о природе, воспитание гуманного отношения к ней.

14. Продукт проектной деятельности :

Выставка работ детского творчества по рассказам К . Д. Ушинского ;

Картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр;

Иллюстрации к рассказам писателя;

Консультация для родителей «Книга и ребёнок» .

15. Презентация проекта :

Игра-драматизация по рассказу К. Д. Ушинского .

педагогического проекта

«Творчество Константина Дмитриевича Ушинского »

Участники проекта :

дети коррекционной группы с речевым недоразвитием; воспитатели; логопед; родители

Перспективный план реализации педагогического проекта

3 Неделя 4 неделя

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» .

3. Этюд импровизация.

4. Пересказ текста детьми.

5. Дидактическая игра «Подбери признак » .

6. Дидактическая игра «Составь предложение» .

7. Физкультминутка «Русская песенка» .

8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

9. Пересказ рассказа детьми.

: рисование «Времена года» .

11. Поисковая работа (совместно с родителями) – найти пословицы и поговорки о временах года.

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Умей обождать» .

3. Физкультминутка «Вышла курочка гулять» .

4. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?» .

5. Этюд «Петушок и курочка» .

6. Пальчиковая игра «Птицы» .

7. Работа с иллюстрацией.

8. Упражнение «Переделываем сказку» .

9. Беседа по русским народным сказкам «Кот, Петушок и Лиса» , «Зайкина избушка» , «Курочка Ряба» .

8. Продуктивная деятельность : отрывная аппликация «Птицы» .

1. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга» .

2. Пояснение детям незнакомых слов .

4. Рассматривание изображений сельскохозяйственных инструментов.

6. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8. Упражнение «Мы – сказочники» .

9. Продуктивная деятельность : лепка любого понравившегося детям сельскохозяйственного инструмента.

1. Чтение рассказа «Спор животных» К. Д. Ушинского .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «Чья, чей, чьё?» .

5. Этюд - импровизация.

7. Повторное чтение рассказа.

10. Наблюдение за домашними животными.

: дети рисуют своё любимое домашнее животное.

1. Чтение сказки К. Д. Ушинско-го «Как аукнется, так и откликнется» .

2. Пояснение детям незнакомых слов .

3. Работа над содержанием сказки.

4. Этюд «Лиса и журавль» .

5. Повторное чтение рассказа с подсказками детей.

6. Пересказ текста с опорой на схемы.

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Мы –сказочники» .

9. Пальчиковая гимнастика «Звери» .

10. Продуктивная деятельность : лепка посуды для журавля и лисы. 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Васька» .

3. Повторное чтение рассказа.

5. Пальчиковая гимнастика «Котик Васька» .

6. Дидактическая игра «Продолжи предложение» .

8. Физкультминутка «На лежанке дремлет кот» .

9. Загадывание загадок про кота.

10. Продуктивная деятельность : аппликация «Кошки на окошке» .

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Мышки» .

2. Работа над содержанием текста.

3. Упражнение «Исправь предложение» .

4. Дидактическая игра «Назови ласково» .

5. Пальчиковая гимнастика «Маленькая мышка по городу бежит» .

6. Физкультминутка «Мышки в норочках сидели» .

7. Повторное чтение рассказа.

8. Пересказ текста детьми.

9. Работа со скороговорками.

10. Продуктивная деятельность : дети схематически изображают мышек. 1. Чтение произведения К. Д. Ушинского «Гусь и журавль» .

2. Работа над содержанием текста.

3. Упражнение «Доскажи словечко» .

4. Повторное чтение рассказа.

5. Этюд «Походки» .

6. Дидактическая игра «Подбери словечко» .

5. Сравнительный анализ сказки Ушинского и русских народных сказок.

7. Упражнение «Найдите общее и различия» .

8. Продуктивная деятельность : коллективная работа «Гусь и журавль» . Дети конструируют из природного материала сцену к рассказу К. Д. Ушинского . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Бишка» .

2. Работа над содержанием текста.

3. Работа с иллюстрацией.

5. Дидактическая игра «Цепочка слов» .

6. Конструирование из геометрических фигур собаки.

7. Пересказ текста детьми.

8. Наблюдение за собакой.

9. Продуктивная деятельность : лепка «Бишка» . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Играющие собаки» .

2. Работа над содержанием текста.

3. Работа с иллюстрацией (закрепление пространственных представлений) .

4. Повторное чтение рассказа и инсценировка.

5. Дидактическая игра «Чей, чья?» .

6. Пересказ текста детьми.

7. Продуктивная деятельность : рисование домик для собак.

8. Поисковая работа с родителями «Какие бывают породы собак?»

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй» .

2. Загадки.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Пояснение незнакомых слов .

5. Работа над содержанием рассказа.

6. Повторное чтение текста.

7. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8. Физкультминутка «Вышла курочка гулять» .

9. Дидактическая игра «Подбери словечко» .

10. Дидактическая игра «Придумайте предложение» .

11. Наблюдение за домашними птицами.

12. Продуктивная деятельность : предложить детям вылепить из пластилина петушка, курочек, цыплят. 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского ««Неладно скроен, да крепко сшит» .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Звери» .

4. Дидактические игры «Измените слово» .

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7. Этюд «Я – ёжик» .

8. Продуктивная деятельность : аппликация «Ёжики» . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Пчела и мухи» .

2. Работа над содержанием рассказа и с иллюстрацией.

3. Этюд импровизация.

4. Пересказ текста детьми.

5. Дидактическая игра «Подбери словечко» .

6. Физкультминутка «Пчёлки» .

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Сравнительный анализ текстов К. Чуковского «Муха-Цокотуха» ,

В. Сутеева «Теремок» .

9. Разучивание пальчиковой гимнастики «Полосатая пчела» .

10. Продуктивная деятельность : Коллективное рисование «Цветочная полянка» . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Гуси» .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Гуси, гуси» .

4. Дидактические игры «Измените слово» , «4-й лишний» .

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7. Создание проблемной ситуации «Помогите медвежонку» .

8. Этюд «Я – гусь» .

9. Продуктивная деятельность : оригами «Гуси» .

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Чтение произведения «Уточки» К. Д. Ушинского .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Загадки.

5. Дидактическая игра «Придумай предложение» .

6. Подвижная игра «Домашние птицы» .

7. Повторное чтение рассказа. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Продуктивная деятельность : рисование «Уточки» . 1. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Два козлика» .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Упражнение «Хорошо - плохо» .

4. Упражнение «Диалог козликов» .

5. Физкультминутка «Давай, коза, попрыгаем» .

4. Творческая доработка текста (создание вариантов ситуаций для составления нового рассказа) .

5. Дидактические игры «Подбери словечко» .

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7. Продуктивная деятельность : создание схем мимики козликов. 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Дятел» .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Мы - дятлы» .

4. Дидактическая игра «Чёрный ящик» .

5. Упражнение «Придумай загадку»

6. Пальчиковая игра «Птицы» .

7. Наблюдение за дятлом.

8. Продуктивная деятельность :

Выложить дятла, гусеницу, козявку, бабочку из геометрических фигур;

Изобразить рассказ «Дятел» методом аппликации;

Создание альбома «Лесные птицы» .

9. Поисковая работа (совместно с родителями) «Какие птицы живут в наших лесах?» 1. Чтение рассказа «Спор деревьев» К. Д. Ушинского .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Этюд «Мы -деревья»

5. Дидактическая игра «4-й лишний» .

6. Дидактическая игра «Хорошо - плохо» .

8. Пересказ текста детьми по графическому плану.

9. Сравнительный анализ двух рассказов «Спор животных» и «Спор деревьев» .

10. Наблюдение за деревьями.

11. Продуктивная деятельность : дети рисуют своё любимое дерево

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Чтение рассказа «Ветер и солнце» К. Д. Ушинского .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Солнышко» .

4. Дидактическая игра «Какое, какой, какие?» .

5. Упражнение «Придумай загадку»

6. Наблюдение за ветром, за солнцем.

7. Продуктивная деятельность : предложить детям нарисовать сюжет из рассказа. 1. Чтение рассказа «Пчёлки на разведках» К. Д. Ушинского .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «4-й лишний» .

«Наоборот» .

6. Физкультминутка «Полосатая пчела» .

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10. Наблюдение за насекомыми.

11. Продуктивная деятельность : коллективное творчество из природного материала «Пчёлки на работе» .

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Жалобы зайки» .

2. Беседа по содержанию рассказа.

3. Физкультминутка «Зайчик» .

4. Дидактическая игра «Подбери словечко» .

5. Этюд «Зайчик» .

6. Пальчиковая игра «Весёлый зайчик» .

7. Работа с иллюстрацией.

8. Упражнение «Переделываем сказку» .

9. Продуктивная деятельность : объёмная аппликация из мятой бумаги «Зайчата» . 1. Рассказывание сказки К. Д. Ушинского «Козёл» .

2. Загадки.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Работа над содержанием рассказа.

5. Физкультминутка «Давай, коза, попрыгаем» .

6. Повторное чтение текста с установкой на пересказ и выстраиванием плана.

7. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8. Дидактическая игра «Назови ласково» .

9. Дидактическая игра «Придумайте предложение» .

10. Продуктивная деятельность : предложить детям выполнить коллективную аппликацию «Козлята» .

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи» .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Этюд импровизация.

5. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

6. Дидактическая игра «Подбери красивые слова» .

7. Физкультминутка «Солнышко» .

8. Работа с пословицами и поговорками.

9. Продуктивная деятельность : коллективная аппликация «Портрет солнышка» .

10. Поисковая работа (совместно с родителями) – придумать загадки о солнышке, подобрать и выучить зазывалки о нём.

1. Чтение рассказа ««Лиса Патрикеевна» К. Д. Ушинского .

2. Беседа с детьми о повадках лисы.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «4-й лишний» .

5. Дидактическая игра с мячом «Наоборот» .

6. Физкультминутка «Полосатая пчела» .

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10. Продуктивная деятельность : коллективное творчество из природного материала «Пчёлки на работе» . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Коровка» .

2. Беседа с детьми о пользе домашних животных.

3. Дидактическая игра с мячом «Назови детёныша» .

4. Этюд «Я – коровка» .

5. Дидактическая игра «Семейка слово» .

6. Работа с иллюстрацией.

7. Повторное чтение рассказа с выстраиванием графического плана.

8. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

9. Работа с пословицами и поговорками.

10. Продуктивная деятельность : создание композиции «Коровка на лугу» . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ворона и рак» .

2. Работа над содержанием текста.

3. Дидактическая игра «Доскажи словечко» .

4. Повторное чтение рассказа.

5. Физминутка «Птицы» .

6. Сравнительный анализ сказки Ушинского и сказки Л . Толстого «Ворона и лиса» .

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Найдите общее и различия» .

9. Наблюдение за вороной.

10. Продуктивная деятельность : коллективная работа «Ворона и рак» .

Этапы работы над проектом :

1. Целеполагание.

Формулирование проблемы, объяснение актуальности темы проекта .

2. Разработка проекта :

Доведение до участников проекта важности данной проблемы;

Составление перспективного плана мероприятий;

Материально-техническое оснащение проекта ;

Организация работы по созданию условий для реализации проекта ;

Организация методической работы;

3. Выполнение проекта .

Работа, направленная на решение задач, способствующих реализации цели проекта .

4. Презентация проекта .

5. Определение задач для новых проектов .

Методы проекта :

1. Мониторинг.

2. Цикличность.

3. Системность.

4. Наблюдение.

6. Экспериментирование.

Педагогический проект

2. Тема: «Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского»

3. Интеграция образовательных областей:
лизация», «Художественное творчество».

4. Вид проекта: познавательный, творческий, игровой.

5. Актуальность темы:

Формирование связной речи – одна из сложных задач, стоящих перед педагогами и их воспитанниками в старшем дошкольном возрасте. Родная природа – это могущественный источник, из которого дети черпают знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: быструю птичку, трудолюбивого муравья, крохотного паучка, яркую бабочку на лепестках цветка. Поддерживая интерес ребёнка к окружающему миру, я опираюсь на художественные произведения Константина Дмитриевича Ушинского. Замечательный педагог и писатель, он жил почти сто лет назад, его рассказы удивительно яркие и близкие детям, в них открываются маленькие и большие тайны огромного мира, который они только начинают познавать. Произведения писателя интересно пересказывать и драматизировать, именно они стали базой для реализации цели и задач проекта.

6. Цель проекта: Формировать связную речь и совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательное отношение к ней через знакомство с произведениями Ушинского.

7. Задачи проекта:

Познакомить детей с творчеством К.Д.Ушинского;

Формировать связную речь детей, способствовать развитию творческих способностей, развивать мелкую моторику;

Воспитывать гуманное отношение к природе.

8. Возраст участников проекта: дети 5-7 лет;

9.Продолжительность проекта: 4 месяца;

10. Основные формы реализации проекта:

Чтение художественной литературы;

Беседы;

Пересказ произведения;

Пальчиковые игры;

Подвижные игры;

Продуктивная деятельность.

11. Обеспечение проекта:

1. Материально-техническое: демонстрационный материал, раздаточный материал, иллюстрации, книги, альбомы, элементы костюмов, игрушки, природные материалы, оборудование и материалы для продуктивной деятельности.

2. Учебно-методическое:

1.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – (Библиотека практикующего логопеда.)

2.Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. Москва, издательство «ГНОМ и Д», 2007.

3.Лопухина И. С. Логопедия,550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

4.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

5.Ушинский К. Д. Любимые сказки. – М.: ЭКСМО, 2011.

6. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995.

12. Принципы реализации проекта:

Учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;

Интеграция;

Координация деятельности воспитанников;

Преемственность взаимодействия ДОУ и семьи.

13. Предполагаемый результат:

Улучшение связной речи детей, развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики;

Повышение педагогической культуры родителей;

Повторение в игровых ситуациях знаний, полученных в процессе реализации проекта

Формирование реалистических представлений о природе, воспитание гуманного отношения к ней.

14. Продукт проектной деятельности:

Выставка работ детского творчества по рассказам К. Д. Ушинского;

Картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр;

Иллюстрации к рассказам писателя;

Консультация для родителей «Книга и ребёнок».

15. Презентация проекта:

Игра-драматизация по рассказу К.Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».

«Творчество Константина Дмитриевича Ушинского»

Участники проекта:

дети коррекционной группы с речевым недоразвитием; воспитатели; логопед; родители

Перспективный план реализации педагогического проекта

Январь

  1. Неделя

4 неделя

1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

3.Этюд импровизация.

4. Пересказ текста детьми.

5. Дидактическая игра «Подбери признак».

6. Дидактическая игра «Составь предложение».

7.Физкультминутка «Русская песенка».

8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

9. Пересказ рассказа детьми.

10. Продуктивная деятельность: рисование «Времена года».

11. Поисковая работа (совместно с родителями) – найти пословицы и поговорки о временах года.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Умей обождать».

3.Физкультминутка «Вышла курочка гулять».

4. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».

5. Этюд «Петушок и курочка».

6. Пальчиковая игра «Птицы».

7. Работа с иллюстрацией.

8. Упражнение «Переделываем сказку».

9. Беседа по русским народным сказкам «Кот, Петушок и Лиса», «Зайкина избушка», «Курочка Ряба».

8. Продуктивная деятельность: отрывная аппликация «Птицы».

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Чтение сказки К.Д.Ушинского «Два плуга».

4. Рассматривание изображений сельскохозяйственных инструментов.

5.Повторное чтение рассказа с подсказками детей.

6. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8. Упражнение «Мы – сказочники».

9. Продуктивная деятельность: лепка любого понравившегося детям сельскохозяйственного инструмента.

1.Чтение рассказа «Спор животных К.Д. Ушинского.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «Чья, чей, чьё?».

5. Этюд - импровизация.

10. Наблюдение за домашними животными.

11. Продуктивная деятельность: дети рисуют своё любимое домашнее животное.

1.Чтение сказки К.Д.Ушинско-го «Как аукнется, так и откликнется».

2.Пояснение детям незнакомых слов.

3.Работа над содержанием сказки.

4. Этюд «Лиса и журавль».

5. Повторное чтение рассказа с подсказками детей.

6. Пересказ текста с опорой на схемы.

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Мы –сказочники».

9. Пальчиковая гимнастика «Звери».

10. Продуктивная деятельность: лепка посуды для журавля и лисы.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Васька».

3.Повторное чтение рассказа.

5. Пальчиковая гимнастика «Котик Васька».

6. Дидактическая игра «Продолжи предложение».

8. Физкультминутка «На лежанке дремлет кот».

9. Загадывание загадок про кота.

10. Продуктивная деятельность: аппликация «Кошки на окошке».

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Мышки».

2. Работа над содержанием текста.

3. Упражнение «Исправь предложение».

4. Дидактическая игра «Назови ласково».

5. Пальчиковая гимнастика «Маленькая мышка по городу бежит».

6. Физкультминутка «Мышки в норочках сидели».

7. Повторное чтение рассказа.

8. Пересказ текста детьми.

9. Работа со скороговорками.

10. Продуктивная деятельность: дети схематически изображают мышек.

1. Чтение произведения К.Д.Ушинского «Гусь и журавль».

2. Работа над содержанием текста.

3. Упражнение «Доскажи словечко».

5. Этюд «Походки».

6. Дидактическая игра «Подбери словечко».

5. Сравнительный анализ сказки Ушинского и русских народных сказок.

7. Упражнение «Найдите общее и различия».

8. Продуктивная деятельность: коллективная работа «Гусь и журавль». Дети конструируют из природного материала сцену к рассказу К. Д. Ушинского.

1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Бишка».

2. Работа над содержанием текста.

3. Работа с иллюстрацией.

5.Дидактическая игра «Цепочка слов».

6.Конструирование из геометрических фигур собаки.

7. Пересказ текста детьми.

8. Наблюдение за собакой.

9. Продуктивная деятельность: лепка «Бишка».

1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Играющие собаки».

2. Работа над содержанием текста.

3. Работа с иллюстрацией (закрепление пространственных представлений).

4. Повторное чтение рассказа и инсценировка.

5.Дидактическая игра «Чей, чья?».

6. Пересказ текста детьми.

7. Продуктивная деятельность: рисование домик для собак.

8. Поисковая работа с родителями «Какие бывают породы собак?»

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Петушок с семьёй».

2. Загадки.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Пояснение незнакомых слов.

5. Работа над содержанием рассказа.

6.Повторное чтение текста.

7. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8.Физкультминутка «Вышла курочка гулять».

9. Дидактическая игра «Подбери словечко».

10. Дидактическая игра «Придумайте предложение».

11. Наблюдение за домашними птицами.

12. Продуктивная деятельность: предложить детям вылепить из пластилина петушка, курочек, цыплят.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского ««Неладно скроен, да крепко сшит».

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Звери».

4. Дидактические игры «Измените слово».

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7.Этюд «Я – ёжик».

8. Продуктивная деятельность: аппликация «Ёжики».

1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Пчела и мухи».

2. Работа над содержанием рассказа и с иллюстрацией.

3.Этюд импровизация.

4.Пересказ текста детьми.

5. Дидактическая игра «Подбери словечко».

6.Физкультминутка «Пчёлки».

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Сравнительный анализ текстов К. Чуковского «Муха-Цокотуха»,

В. Сутеева «Теремок».

9. Разучивание пальчиковой гимнастики «Полосатая пчела».

10. Продуктивная деятельность: Коллективное рисование «Цветочная полянка».

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Гуси».

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Гуси, гуси».

4. Дидактические игры «Измените слово», «4-й лишний».

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7.Создание проблемной ситуации «Помогите медвежонку».

8. Этюд «Я – гусь».

9. Продуктивная деятельность: оригами «Гуси».

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Чтение произведения «Уточки» К.Д. Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Загадки.

5. Дидактическая игра «Придумай предложение».

6.Подвижная игра «Домашние птицы».

7.Повторное чтение рассказа. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Продуктивная деятельность: рисование «Уточки».

1.Чтение сказки К.Д.Ушинского «Два козлика».

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Упражнение «Хорошо - плохо».

4. Упражнение «Диалог козликов».

5.Физкультминутка «Давай, коза, попрыгаем».

4.Творческая доработка текста (создание вариантов ситуаций для составления нового рассказа).

5. Дидактические игры «Подбери словечко».

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7. Продуктивная деятельность: создание схем мимики козликов.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Дятел».

2.Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Мы - дятлы».

4. Дидактическая игра «Чёрный ящик».

6. Пальчиковая игра «Птицы».

7. Наблюдение за дятлом.

8. Продуктивная деятельность:

Выложить дятла, гусеницу, козявку, бабочку из геометрических фигур;

Изобразить рассказ «Дятел» методом аппликации;

Создание альбома «Лесные птицы».

9. Поисковая работа (совместно с родителями) «Какие птицы живут в наших лесах?»

1.Чтение рассказа «Спор деревьев» К.Д. Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Этюд «Мы -деревья»

5. Дидактическая игра «4-й лишний».

6. Дидактическая игра «Хорошо - плохо».

8. Пересказ текста детьми по графическому плану.

9. Сравнительный анализ двух рассказов «Спор животных» и «Спор деревьев».

10. Наблюдение за деревьями.

11.Продуктивная деятельность: дети рисуют своё любимое дерево

Июнь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Чтение рассказа «Ветер и солнце» К.Д.Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Солнышко».

4. Дидактическая игра «Какое, какой, какие?».

5. Упражнение «Придумай загадку»

6. Наблюдение за ветром, за солнцем.

7. Продуктивная деятельность: предложить детям нарисовать сюжет из рассказа.

1.Чтение рассказа «Пчёлки на разведках» К.Д. Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10.Наблюдение за насекомыми.

11. Продуктивная деятельность: коллективное творчество из природного материала «Пчёлки на работе».

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Жалобы зайки».

2. Беседа по содержанию рассказа.

3.Физкультминутка «Зайчик».

4. Дидактическая игра «Подбери словечко».

5. Этюд «Зайчик».

6. Пальчиковая игра «Весёлый зайчик».

7. Работа с иллюстрацией.

8.Упражнение «Переделываем сказку».

9. Продуктивная деятельность: объёмная аппликация из мятой бумаги «Зайчата».

1. Рассказывание сказки К.Д. Ушинского «Козёл».

2.Загадки.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Работа над содержанием рассказа.

5. Физкультминутка «Давай, коза, попрыгаем».

6. Повторное чтение текста с установкой на пересказ и выстраиванием плана.

7. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8. Дидактическая игра «Назови ласково».

9. Дидактическая игра «Придумайте предложение».

10. Продуктивная деятельность: предложить детям выполнить коллективную аппликацию «Козлята».

Июль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи».

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4.Этюд импровизация.

5.Пересказ текста детьми с опорой на схему.

6. Дидактическая игра «Подбери красивые слова».

7.Физкультминутка «Солнышко».

8. Работа с пословицами и поговорками.

9. Продуктивная деятельность: коллективная аппликация «Портрет солнышка».

10.Поисковая работа (совместно с родителями) – придумать загадки о солнышке, подобрать и выучить зазывалки о нём.

1.Чтение рассказа ««Лиса Патрикеевна» К.Д. Ушинского.

2. Беседа с детьми о повадках лисы.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «4-й лишний».

5. Дидактическая игра с мячом «Наоборот».

6. Физкультминутка «Полосатая пчела».

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10. Продуктивная деятельность: коллективное творчество из природного материала «Пчёлки на работе».

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Коровка».

2. Беседа с детьми о пользе домашних животных.

3. Дидактическая игра с мячом «Назови детёныша».

4. Этюд «Я – коровка».

5. Дидактическая игра «Семейка слово».

6. Работа с иллюстрацией.

7. Повторное чтение рассказа с выстраиванием графического плана.

8. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

9. Работа с пословицами и поговорками.

10. Продуктивная деятельность: создание композиции «Коровка на лугу».

1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Ворона и рак».

2. Работа над содержанием текста.

3. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

4. Повторное чтение рассказа.

5. Физминутка «Птицы».

6. Сравнительный анализ сказки Ушинского и сказки Л. Толстого «Ворона и лиса».

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Найдите общее и различия».

9. Наблюдение за вороной.

10. Продуктивная деятельность: коллективная работа «Ворона и рак».

Этапы работы над проектом:

  1. Целеполагание.

Формулирование проблемы, объяснение актуальности темы проекта.

  1. Разработка проекта:

Доведение до участников проекта важности данной проблемы;

Составление перспективного плана мероприятий;

Материально-техническое оснащение проекта;

Организация работы по созданию условий для реализации проекта;

Организация методической работы;

3. Выполнение проекта.

Работа, направленная на решение задач, способствующих реализации цели проекта.

  1. Презентация проекта.
  2. Определение задач для новых проектов.

Методы проекта:

  1. Мониторинг.
  2. Цикличность.
  3. Системность.
  4. Наблюдение.
  5. Игры.
  6. Экспериментирование.

Непосредственная образовательная деятельность
Тема: Пересказ сказки К.Д.Ушинского «Две косы»

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социа-
лизация», «Музыка».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели :

Коррекционно-образовательная:

Учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту;

Коррекционно-развивающая:

Активизировать словарь по теме;

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать трудолюбие и чувство гордости за свой труд.

Планируемые результаты : умеет составлять пересказ последовательно и близко к тексту, умеет согласовывать прилагательные с существительными, составляет сложноподчиненные предложения, закреплены знания о творчестве писателя, актуализирован словарь по теме «орудия труда», с уважением относится к труду взрослых.

Материалы и оборудование : магнитная доска, предметные картинки с изображением «косы-труженицы» и «косы-бездельницы».

Предварительная работа: чтение текстов А. Шибаева «Лучше дела не найти», Б. Заходера «Слесарь», Г.А. Ладонщикова «Самокат», беседа по содержанию текстов. Игры: «Кому что нужно для работы?», «Назови инструмент». Беседа о технике безопасности при работе с разными инструментами.

  1. Организационный момент: педагог: «Сядет тот, кто скажет, кому что нужно для работы? Ответы детей:

- Косарю нужна – коса.

- Повару нужна поварёшка.

- Дворнику нужна метла.

Лесорубу - …

- Парикмахеру - ….и т.д.

Дети, мы с вами сегодня познакомимся с произведением К.Д. Ушинского и узнаем, чем отличаются орудия труда в рассказе.

2. Пальчиковая гимнастика «Пила»:

Остро, остро наточила

Зубы крепкие пила

И к работе приступила,

Пилит всё теперь она.

4.Чтение рассказа с последующим обсуждением.

Объяснение малопонятных слов и выражений: сенокосная пора, сарай, навес, косовица, страдная пора.

Что такое коса? Для чего нужна коса?

Как выглядели косы в рассказе?

Чем они похожи и чем отличаются?

Почему одну косу можно назвать труженицей, а вторую – бездельницей?

Какую косу для работы выбрали бы вы?

Можно ли так сказать о людях: человек-труженик, человек-бездельник?

Кого больше уважают?

5. Физкультминутка «Плотник». Дети с воспитателем встают в круг и выполняют движения соответствующие тексту.

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это плотник делает рамы и полы.

Топором, рубанком,

Выстругивает планки.

Сделал подоконники без сучка-задоринки.

7. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

8. Пересказ рассказа детьми.

Воспитатель читает рассказ, затем дети по очереди составляют предложения и пересказывают текст.

9. Итог: «Дети, чему мы сегодня научились? Почему две косы выглядели по-разному? Объясните: о каком человеке говорят «труженик», а о каком «бездельник».


Опыт работы социального педагога. Творчество К.Д. Ушинского в духовно – нравственном становлении личности

Описание работы: предлагаю вам обобщение опыта работы по использованию творческого наследия Ушинского К.Д. на занятиях кружка «Полезные привычки» и занятиях для будущих первоклассников курса «Я познаю мир» с целью духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, руководителям кружков.
«Согласно календарю Константин Дмитриевич Ушинский - человек девятнадцатого
века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наш век».
В. Н. Столетов, президент Академии
педагогических наук СССР

В последнее время в связи с актуализацией национальных ценностей в сфере воспитания, переосмыслением основ педагогики представляется значимым изучение творческого и педагогического наследия Ушинского К.Д. Его вклад в развитие науки выходит далеко за пределы школы и педагогики – это и область национальной культуры, и как одна из ведущих сил формирования русского общественного самосознания.
Сегодня мне хотелось бы остановиться на значении творчества Ушинского в духовно-нравственном становлении личности ребёнка. Когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании, мы понимаем, что время и заботы, любовно и бережно уделенные взрослыми детям, никогда не будут потеряны впустую – это возможность реализации права ребенка на счастье. И такую возможность нельзя упускать. Произведения Ушинского тактично, с тонким мастерством, умелым использованием фольклорных традиций, немногословной нравоучительностью, которая достигается в них тщательным отбором деталей, четкостью и ясностью мысли позволяют это сделать.

Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании играют сказки и небольшие рассказы на морально - этические темы. Слушая сказки в детстве, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказка для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек.
Сказка - это средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.
Еще древние римляне говорили, что «корень учения горек». Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребенку интересно, то и «корень учения» может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит. Так происходит у нас на занятиях по социально-личностному развитию ребёнка в рамках образовательной программы школы «РИТМ» «Я и мир вокруг меня».
Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно преподнесена, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.
При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. А сказки и рассказы Ушинского открывают детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинают жить. А главное - они открывают самую большую тайну: в чём радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем становится ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.
Всем известна сказка о споре Ветра и Солнца («Ветер и Солнце»). В основу любого мероприятия, урока может быть положена идея этой сказки – «лаской и добротой ты можешь достичь многого». Дети на занятии «Я и другие», целью которого являлось развитие у детей умения воспринимать другого человека, понимания уважительного, бережного отношения друг к другу, с удовольствием обсудили данную сказку и решили, что добрый человек нужен и любим, у него много друзей и ждёт его счастливая жизнь.
Занятие в рамках школы «РИТМ» «Для чего ходят в школу» построено на идее Ушинского – путешествие с «дитятей» в мире привычных вещей, познании ребёнком мира учебного и мира игр (Первая после Азбуки книга для чтения»). Одно дело учебные вещи – они для учения и труда, другое дело игрушки – для потехи, забавы и отдыха. Дальше исподволь повторяется оценка важности учения: учёность, грамота понадобится на всю будущую жизнь.
Рассказы Ушинского о детях (например, «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. На занятии «Учусь владеть собой» детям был прочитан рассказ «Трусливый Ваня». Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Давайте вспомним: Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домовом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу - она его в лоб ударила; а тут еще упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. Дети с удовольствием слушали сказку, смеялись над трусливым мальчиком, а потом рассказывали о своих недостатках и страхах и предлагали советы неуверенному в себе человеку.
К.Д. Ушинский придавал большое значение формированию у детей привычек. Он установил важную закономерность в деле воспитания привычек: чем моложе человек, тем скорее в нем укоренятся привычка и тем скорее искореняется, и чем старее привычки, тем труднее их искоренить. Ушинский выдвинул ряд ценных советов по воспитанию полезных привычек у детей.
Его сюжеты и идеи часто используются мною в разработке занятий в рамках курса превентивного обучения детей младшего школьного возраста по предупреждению употребления ими табака и алкоголя «Полезные привычки».
«Четыре желания» - рассказ о такой черте характера, как нерешительность. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не способен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное. Ушинский не морализирует, он только показывает факты. Митя ко всем временам года относится одинаково. Он не может сделать свой выбор. А может быть он и в других делах окажется в затруднительном положении? В жизни бывают моменты, когда надо сделать выбор, порой и очень трудный. Этому посвящено занятие для обучающихся 2-х классов «Учусь принимать решение в опасных ситуациях».
Занимательный рассказ Ушинского «Дети в роще». На занятии «Множество решений» в 1 классе, где обсуждаем вопросы ответственного и безответственного поведения в различных жизненных ситуациях, этот рассказ поможет наглядно проиллюстрировать пагубность лени и безответственности. Брат и сестра отправились в школу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними - все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? - говорит им уставшая малиновка. - В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еще мешаете другим дело делать... Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».
«Вместе тесно, а врозь скучно». Это маленький рассказик о брате и сестре. «Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка»” Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?» Взрослым все понятно. Понятно и ребенку. Но как это выразить словами, как объяснить душевные состояния брата и сестры. Дети в школе, как и дома, в играх, должны жить дружно, вместе, любить друг друга, прощать, уступать друг другу, иначе ничего не получится. Таков назидательный смысл этого рассказа, который удачно вписывается в тему занятия «Учусь взаимодействовать» как в рамках занятий для дошкольников, так и для обучающихся 3-их классов в рамках курса «Полезные привычки».
И это лишь маленькая толика того творческого наследия, которое нам оставил великий педагог К. Д. Ушинский, и которое, если внимательно читать, годны как детям, так и взрослым. Сам же Константин Дмитриевич будет всегда рядом с теми, кто учит, и со всеми, кто учится.
Пусть же неумолчно звучит для нас и сегодня его добрый, искренний, чистый голос...

Деятельность К.Д. Ушинского как детского писателя. Произведения о детях, их педагогическое значение. Рассказы К.Д. Ушинского о животных, рассказы познавательного характера.

К.Д.Ушинский (1824-1870) - выдающийся педагог и дет­ский писатель.

Отрочество и юность Ушинского прошли в небольшом городе Новгород-Северске, где он и учился в гимназии. Позднее Ушин­ский окончил Московский университет.

Педагогическая деятельность. В русской и мировой педагогике имя К. Д.Ушинского занимает особое и значительное место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педаго­гической мысли - он справедливо считается создателœем русской народной школы - чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования. Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практиче­ской педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женско­го образования (несколько лет он служил инспектором Смольно­го института для благородных девиц). В области народного образо­вания Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа. В наступлении эпохи капитализма и индустриали­зации он усматривал ʼʼгрязьʼʼ и ʼʼразвратʼʼ. И утверждал, что лишь церковь и школа могут вывести ʼʼнаш простой народ... в более об­ширную и свободную сферуʼʼ.

Свою педагогическую практику Ушинский теоретически осмыс­лил в большом двухтомном труде ʼʼЧеловек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологииʼʼ (1868- 1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи ʼʼРодное словоʼʼ (1861). Ушинский признавал краеугольным камнем формирования лич­ности нравственное воспитание, развитие ʼʼнравственных чувствʼʼ. Следует воспитывать, считал он, не навязывая ребенку своих убеж­дений, а пробуждая в нем ʼʼжажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственно низких стремлений, так и от другихʼʼ.

В предисловии к книге ʼʼДетский мир и хрестоматияʼʼ (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано ʼʼсовременной потребностьюʼʼ. Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью. Цель его книги - дать ученикам младших классов по возможности полное представ­ление о мире, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ поможет развитию их мыслительных спо­собностей. Материал располагался по разделам: ʼʼИз природыʼʼ, ʼʼИз географииʼʼ, ʼʼИз русской историиʼʼ, ʼʼПервые уроки логикиʼʼ. В приложении-хрестоматии ученик знакомился с ʼʼобразцами сло­га лучших писателœейʼʼ - как с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, так и с произве­дениями современных авторов - Некрасова, Тургенева, Гонча­рова, Никитина, Майкова и др.
Размещено на реф.рф
В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.

Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было ʼʼРодное словоʼʼ для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. Так же как ʼʼДетский мир...ʼʼ, ʼʼРодное словоʼʼ слово сложено на базе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на луч­ших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать де­тям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.

Произведения для д е т е й. Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных кни­гах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читате­лям конкретные знания. К примеру, ʼʼДетский мир...ʼʼ открывается занимательным рассказом ʼʼДети в рощеʼʼ, где говорится о пагуб­ности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в шко­лу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. При этом ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними - всœе они трудятся. ʼʼА вы что сделали, маленькие ленивцы? - говорит им уставшая малиновка. - В школу не пошли, ничего не выучи­ли, бегаете по роще да еше мешаете другим дело делать... Помни­те, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всœе, что обязан был сделатьʼʼ.

Рассказы ʼʼЗимаʼʼ, ʼʼВеснаʼʼ, ʼʼЛетоʼʼ и ʼʼОсеньʼʼ дают представле­ние о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокой­ная интонация - всœе располагает маленького читателя к воспри­ятию информации, заключенной в этих рассказах.

На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, про­питанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая - и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится всœе синœее, а воздух всœе теплее.

Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, на­правленным на духовное развитие. Рассказ ʼʼО человекеʼʼ начина­ется словами: ʼʼЯ человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людейʼʼ. Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце - напоминание: ʼʼЧеловек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой - свободной, разумной и бессмерт­ной, желающей добра и верящей в Творца Вселœеннойʼʼ. В хресто­матии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, ʼʼстали по-прежнему друг на друга работать - и всœе тело поправилось и сделалось здоровым и сильнымʼʼ.

В ʼʼДетском мире...ʼʼ в разделœе ʼʼИз русской историиʼʼ напечата­ны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его ʼʼИстории Государства Россий­скогоʼʼ, сделанное Ишимовой.

Особая ценность его рассказов о природе, о животных (ʼʼЖало­бы зайкиʼʼ, ʼʼПчелки на разведкеʼʼ и др.) состоит в том, что приро­да в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошло­годней травке проглядывали свежие, ярко-зелœеные стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот просну­лась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лап­ками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?

Такие рассказы Ушинского, как ʼʼИграющие собакиʼʼ, ʼʼДва козликаʼʼ, ʼʼЛошадь и осœелʼʼ, по существу, представляют из себябасни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сен­тенциями. Недаром они вошли в единый раздел ʼʼБасни и расска­зы в прозеʼʼ.

Произведения Ушинского о детях (к примеру, ʼʼЧетыре жела­нияʼʼ, ʼʼВместе тесно, а врозь скучноʼʼ, ʼʼТрусливый Ваняʼʼ) отли­чаются тонкой психологичностью и на простых примерах препо­дают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе нужно избавляться, какие недостатки в характере могут ме­шать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домо­вом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу - она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. ʼʼЧетыре желанияʼʼ - рассказ о другой черте характера - нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: всœе времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не спосо­бен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.

Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отда­вал им предпочтение даже перед хорошо написанным литератур­ным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народно­го творчества, считал сказку лучшим средством для ʼʼпонимания народной жизниʼʼ.

В сказке ʼʼМужик и медведьʼʼ, обработанной Ушинским, хит­рый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы - корешки; ʼʼс тех пор у медведя с мужиком и дружба врозьʼʼ. В другой сказке - ʼʼЛиса и Козелʼʼ - Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: ʼʼТам, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешьʼʼ. Козел просто­душно прыгает в колодец, а Лиса ʼʼвскочила Козлу на спину, со спины - на рога, да и вон из колодцаʼʼ.

Книги К.Д. Ушинского ʼʼДетский мир и хрестоматияʼʼ и ʼʼРод­ное словоʼʼ оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педаго­гические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых ʼʼАзбукʼʼ.

Деятельность К.Д. Ушинского как детского писателя. Произведения о детях, их педагогическое значение. Рассказы К.Д. Ушинского о животных, рассказы познавательного характера. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Деятельность К.Д. Ушинского как детского писателя. Произведения о детях, их педагогическое значение. Рассказы К.Д. Ушинского о животных, рассказы познавательного характера." 2017, 2018.