Что такое община краткое определение. Значение слова «община

муниципальное образование, состоящее из одного, реже - из нескольких населенных пунктов. Население О. считается единым территориальным коллективом, который владеет муниципальной собственностью, сам решает отдельные вопросы жизни О. на собраниях либо путем местных референдумов, а также избирает органы местного самоуправления. Размеры населенного пункта не играют принципиального значения: О. может быть и небольшая деревня, и город.(С. А.)

Отличное определение

Неполное определение

ОБЩИНА

наименование различных социальных коллективов, основанных на общем владении всеми или основными (напр., землей) средствами производства. О. является повсеместным институтом и характерна для всех народов, находящихся в стадии первобытно-общинного строя. Она остается в виде пережитка в классовом обществе, сохраняясь во многих странах и в эпоху капитализма.

В процессе развития первобытно-общинного строя О. изменяла свои формы и содержание. Наиболее древней формой О. является родовая О. – кровнородственный союз, основанный на общем владении примитивными средствами производства и общем присвоении продуктов труда. По мере развития производительных сил, усовершенствования земледелия и развития скотоводства родовая О. распадается на боль-шесемейные О. («задруга», «жупа»). Производственной единицей становится не род, а большая патриархальная семья. Начало систематического использования в качестве тягловой силы скота и применение плуга приводят к выделению индивидуальной семьи в-качестве хозяйствующей единицы и к распаду родовых связей. На этой основе складывается территориальная, или соседская, О. Соседская О. является переходом от общества, основанного на общей собственности, к обществу, основанному на частной собственности. Ее образование знаменует переход от первобытно-общинного строя к классовому обществу. Различают два вида соседской О.: первый, когда вся земля считается владением О. и систематически переделяется между отдельными семьями (Россия); и второй, когда пахотная земля уже перешла в частную собственность отдельных домохозяев, в то время как леса, пастбища, пустоши и пр. остаются еще собственностью О. (германская марка).

В период феодализма О. всецело подчиняется феодалам, захватившим в свои руки общинные земли я ставшим монопольными собственниками земли. По мере развития товарного обращения происходит разложение О. Внутри нее наряду с кучкой богатеев, прибирающих к рукам общинные земли, выделяется беднота, эксплуатируемая ими. Общинная собственность на землю постепенно вытесняется частной.

В России интересы царского правительства и помещиков диктовали им политику искусственной поддержки О. в целях связывания крестьян круговой порукой для взимания податей и оброков. После первой русской революции 1905–07 гг. царизм, увидев в лице крестьянства грозную силу, поднявшуюся под руководством пролетариата на революционную борьбу против пережитков крепостничества, сделал ставку на кулака и начал в его интересах разрушение крестьянской О., разрешив выход на хутора и отруба и закрепление в личное владение общинных земель (см. Столыпинская аграрная реформа). «Если при „освобождении" крестьян помещики грабили крестьянскую землю, то теперь кулаки стали грабить-общинную землю, получая лучшие участки, скупая по дешевой цене наделы у бедноты» (История ВКП(б). Краткий курс, стр. 94). Русские революционные демократы рассматривали О. как зародыш социалистического строя (Герцен) или как организацию, облегчающую переход к социализму (Чернышевский). Эта ошибочная оценка О., обусловленная слабой степенью развития капитализма в России 60-х гг. 19 в., была раздута народниками уже при более зрелых условиях капиталистического развития и послужила теоретической основой т. н. «крестьянского социализма» народников. Ленин и Сталин разоблачили народническую идеализацию О. и показали, что О. не была и не могла быть ни базой, ни зародышем социализма, так как в ней господствовали кулаки, «мироеды», эксплуатировавшие бедняков, батраков, маломощных середняков. Крестьянская О. была на деле удобной формой для прикрытия кулацкого засилия и средством в руках царизма для сборов налогов с крестьян по принципу круговой поруки. Только Великая Октябрьская социалистическая революция открыла крестьянству возможность перехода на путь социалистического коллективного хозяйства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Словарь Ушакова

Община

общи на и (редк. ) община, общины, жен. (книж. ).

1. Самоуправляющаяся организация жителей какой-нибудь территориальной единицы (селения, города; юр. ). Средневековые городские общины (коммуны). Клан - община, связанная кровным родством и собственностью.

2. Административно-сословная, осуществлявшая фактически фискальные интересы государства, земельная крестьянская организация в России, члены которой несли круговую поруку и владели землей сообща без права собственности на обрабатываемые участки (ист. ). «...Отмена круговой поруки..., уничтожение сословных делений, свобода передвижения и свобода распоряжения землей для каждого отдельного крестьянина поведут к неизбежному и быстрому уничтожению той фискально-крепостнической обузы, каковой является, на три четверти, современная поземельная община.» Ленин (1902 г. , "Аграрная программа русской социал-демократии").

Политическая наука: Словарь-справочник

Община

форма социальной организации - первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма - соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества. Община обладает полным или частичным самоуправлением. В дореволюционной России община была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после Крестьянской реформы 1861 - собственником земли. В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. Общиной называют также древние исторические общности: городская коммуна, религиозная, профессиональная, земляческая община.

Современный экономический словарь. 1999

ОБЩИНА

Этнографический Словарь

Община

самоуправляющийся хозяйственный и социально – бытовой коллектив, первичная форма социально – территориальной организации доклассового (первобытного), капиталистического периода человеческой истории (крестьянская) или человеческой культуры в целом (религиозная община).

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Община

, ы , ж.

Объединение крестьян нескольких деревень, волостей с принудительным общим землепользованием.

* - Я вам миллионы таких постановлений представлю , - воскликнул Павел Петрович, миллионы! Да вот хоть община, например ... [Базаров:] - Ну, насчет общины поговорите лучше с вашим братцем. Он теперь, кажется, изведал на деле, что такое община, круговая порука . // Тургенев. Отцы и дети // *

ОБЩИННИК, ОБЩИННОСТЬ, ОБЩИННЫЙ, ◘ ОБЩИННОЕ КРЕСТЬЯНСТВО.

Энциклопедия иудаизма

Община

Общество

(Кагал )

В частном случае - собрание людей для молитвы и богослужения, не менее десяти евреев старше тринадцати лет. Хазал* требовали крепкого единения в еврейской О., и Гилель сказал: "Не отлучай себя от О.". Когда народ в бедствии и один из Израиля отстранился от О., приходят два ангела, которые сопровождают его, возлагают руки на его голову и говорят: "Этот отрешился от О., да не удостоится он увидеть утешение О.". Те, кто отрекаются от О., попадают в ад. В той же мере, в какой пеклись хазал о том, чтобы О. не теряла сынов своих и не ослабевала, заботились они также, чтобы не овладели О. нечестивые главари и не притесняли ее. И предостерегали мудрецы: не возлагать на О. законы и постановления, которые большая часть О. не в силах выполнить.

Именем "Кагал", или "Кгила", называли также административный орган О. Корни этого учреждения заложены в еврейской общинной организации в Вавилоне. Евреи Вавилона имели право строить свою общественную жизнь по своему усмотрению. В создании такой внутренней сильной организации, которая обеспечивала своим членам возможность жить обособленной жизнью даже в условиях чуждого окружения, вавилонская община являла пример для всех общин рассеяния. Пример этот был заимствован евреями других стран, конечно, с теми или иными нюансами, подходящими для условий жизни данной общины. О. и суд - вот два столпа еврейского самоуправления со времен падения Второго Храма и почти до наших дней.

Еврейские О. в Вавилоне были самыми старыми в диаспоре. Основаны они были, вне всякого сомнения, во времена вавилонского плена (после разрушения Первого Храма). От периода Второго Храма дошли до нас лишь весьма скудные сведения об образе жизни вавилонских О., но эпоха Талмуда* дает нам обширный материал, главным образом, в самом Талмуде.

О. занимались взиманием правительственных налогов. Эта функция была возложена позднее, в Средние века, и на большую часть О. Европы. Тем самым правительства предоставили О. власть над ее членами. Центральная и городские власти не признавали еврея юридическим лицом и не обращались к нему непосредственно. Подушная подать тоже взималась с О.; каждой О. назначалась определенная сумма, которую лидеры О. делили на всех ее членов. В дополнение к этому О. занималась организацией самозащиты: починкой стен еврейского квартала, содержанием охраны и закупками оружия. О. отвечала за поставку воды членам О., наблюдала за соблюдением санитарных правил и т. п. В руках О. было попечительство над рынками; О. следила за тем, чтобы цены на товары не вздувались и не занижались. О. заботилась о том, чтобы члены ее не притесняли друг друга. Изучающим Тору* О. предоставляла особые привилегии, в том числе облегчала им налоговое бремя. Главы О. были посредниками между работниками и работодателями. Само собой разумеется, что О. заботилась о синагогах и Домах Учения (Бейт мидраш), о воспитании детей и содержала учителей.

Во главе О. стояло семь человек из самых уважаемых людей города. Они были уполномочены вершить всеми делами О. Но самые важные дела решались этой семеркой в присутствии членов О. Эти семь человек могли принимать решения только с согласия и одобрения хахама (мудреца) города, а потом - раввина. Такое согласие было необходимо в особенности для принятия новых постановлений. Для организации общественного призрения назначались габаим (старосты): один - для взимания подаяний, второй - для ежедневной раздачи пищи и средств бедным, третий - отвечал за выдачу денег бедным в канун Субботы. "Налог подаяний" возлагался на всех членов О., даже на сирот.

Кроме лиц, ведавших взиманием денег, следует упомянуть служителей синагог и Домов Учения. Во главе всех еврейских О. Вавилона стоял Рош hа-гола* (глава диаспоры).

На протяжении Средних веков еврейское самоуправление находилось в руках глав О. Они были посредниками между евреями и государством, ходатаями и заступниками перед властями, взимали налоги и пошлины, возложенные на евреев, и передавали деньги государству. При этом евреи пользовались правом жительства, правом внутреннего суда и правом исповедовать иудаизм. Таким образом, О. была как бы государством в государстве. Раввины и главы О. установили множество правил, имевших целью упрочение религии и укрепление позиций евреев в условиях неприязни со стороны народов, среди которых они жили.

В течение некоторого времени еврейские О. Испании пользовались правом судить членов О., совершивших уголовные преступления, а почти во всех странах О. пользовалась правом наложения штрафов и конфискаций по постановлению еврейского суда. В Польше и Литве О. содержала своего рода карцеры, в которые заключались на день или на два правонарушители. Семь руководителей О. назывались в разных О. "парнасами" ("кормильцами"), "благими", "главными". В некоторых городах "парнас" избирался ежемесячно и именовался "парнас на месяц". "Парнас на месяц" сосредоточивал в своих руках большую власть, так как он мог влиять на судебные дела, на работу налоговых комиссий и на решения чиновников. Он определял бюджет О. на время своей каденции, утверждал счета, организовывал ссуды, подписывал обязательства и документы О. Были случаи, когда "парнас" не соответствовал своему назначению (не был честен, становился не в меру заносчивым) и отказывался при этом покинуть свой пост по завершении каденции, продолжая возглавлять О. в течение нескольких лет.

В некоторых О. действовала "воспитательная комиссия", которая попечительствовала над учебными заведениями и надзирала за нравственностью членов О. Комиссия эта следила за тем, чтобы одежда членов О. не была слишком роскошной, чтобы музыканты не играли слишком громко во время свадеб и празднеств и чтобы старые и малые не поднимали шума на улицах. Были также специальные комиссии, поощрявшие изучение Талмуда и т. д.

Словарь экономических терминов

Община

одна из исторических форм экономического объединения группы людей, характеризуемая общим владением средствами производства, полным или частичным самоуправлением.

Геополитический глоссарий

Община

естественная форма существования людей, связанных органическими узами. Противостоит обществу, в котором вместо органических связей главенствуют нормативы формализованного договора между индивидуумами. Общество регулируется Традицией.

Русская Философия. Энциклопедия

Община

в широком значении самые различные социальные и производственные объединения (городские коммуны, землячества, религиозные сообщества и т. п.), основанные на принципах самоуправления; в наиболее распространенном значении - форма организации сельскохозяйственного производства и крестьянской жизни, в основе к-рой лежит коллективное землепользование. Именно в этом последнем значении О. стала предметом рассмотрения рус. общественной мысли XIX - нач. XX в. Представители дворянской оппозиции, выступавшие за освобождение крестьян от крепостного права, выдвигали аргументы в пользу развития свободной О. Пестель в "Русской правде" предлагал использовать О. в процессе будущего преобразования России, чтобы избежать пагубных последствий частной собственности на землю. С нач. 40-х гг. XIX в. интерес к О. усилился, что было связано со славянофильством. О. рассматривалась славянофилами как единственное социальное учреждение, уцелевшее в рус. истории, где нравственность отдельного человека была неотъемлема от общественной нравственности. Жизнь в О, по мнению Киреевского, благотворно влияет на воспитание духовности человека. История существования О. в России связывалась Л. С. Хомяковым с особенностями православия и "народного духа" славян. Хотя нек-рые из славянофилов, напр. Кошечев, отрицали устойчивость О., считая, что через нее прошли ми. народы, но по мере исторического развития она разрушилась, тем не менее социальный идеал славянофильства включал О. в качестве первичной ячейки будущего об-ва. Хомяков выделял в О. две осн. функции: производственную и административную, к-рые необходимо сохранить в полной мере и в будущем. При этом считалось, что "община промышленная есть и будет развитием общины земледельческой" (Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1914. Т. 3. С. 467). Россия рассматривалась как "великая община", к-рая является действительным собственником всей земли. Анализируя жизнь О., Хомяков отмечал проявление в ней соборности, что нашло свое отражение, по его мнению, в характере рус. народа. При принятии решений на сходках крестьян все вопросы принимались единогласно, т. к. общие интересы всегда брали верх над частными. Рус. человек, в соответствии с учением славянофилов, отказываясь от части своих прав и своеволия, лишь возвышает себя. Наличие всякого большинства в процессе голосования означает насилие над др. частью людей - меньшинством, а это - предпосылка развития противоречий в об-ве. "В истории нашей Родины, - писал Хомяков, - идея единства общинного лежала всегда как основной камень всех общественных понятий; но долго происходила борьба мелких общин с идеей великой общины. Наконец, идея единства великой общины восторжествовала… Тогда обнаружилось, что единство, казавшееся следствием исторической случайности… было действительно делом русской земли" (Там же. М., 1900. Т. 1. С. 97). В 1849 г. к рассмотрению О. обратился Герцен в ст. "Россия". Значительное влияние на его воззрения оказал труд А. Гакст-гаузена "Исследование внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России" (1847). Нем. исследователь аграрных вопросов много общался со славянофилами, к-рые сумели убедить его в ценности данной формы организации сельскохозяйственного производства, позволяющей избежать распространения пролетариата и возможных революционных потрясений. В нач. 50-х гг. Герцен создает свою концепцию общинного социализма, осн. черты к-рой во многом повторяли социальный идеал славянофилов. В то же время между этими концепциями существовали и серьезные различия. Герцен не связывал О. с особенностями православия. В О., по его мнению, свобода и гражданские права каждого отдельного человека не должны подавляться, в противном случае это было бы одним из главных препятствий в достижении социализма. Во 2-й пол. 50-х гг. полемика вокруг О. велась на страницах ряда журналов. Так, в журн. "Русский вестник" Чичерин утверждал, что рус. О. изначально ничем не отличалась от древн. германской марки, к-рая, пройдя несколько этапов своего развития, из родовой превратилась во владельческую, а затем в государственную и использовалась государством в фискальных целях. И. Д. Беляев в славянофильском органе "Русская беседа" писал, что родовая О. была у всех народов, однако в рус. истории ко времени прихода варягов она была договорной. Народный дух укреплял рус. О. настолько, что с ней вынуждены были считаться все государственные и местные органы власти. Чернышевский рассматривал существующую О. лишь как основу для ее будущего развития. На примере жизни крестьян Самарской губернии он сделал вывод, что необходима совместная работа всех тружеников, при к-рой будет распределяться не земля, а продукты труда. Подобное переустройство О., по его мнению, осуществимо лишь в будущем. Чернышевский выделял 3 этапа становления О.: общинное владение без общинного производства, общинное владение с общинным производством, общинное владение с общинным производством и общинным распределением. В ст. "Критика философских предубеждений против общинного землевладения" (1859) Чернышевский показал возможность использовать принципы О. на более высоком этапе человеческой истории, минуя ее определенные промежуточные фазы. После проведения реформы 1861 г. Чернышевский менее оптимистично рассматривал перспективы развития рус. О., существование к-рой свидетельствовало о наличии патриархальных отношений в об-ве. Передовые народы приближались к социализму, по мнению Чернышевского, независимо от России, им нечего заимствовать от ее сельской О. Дальнейшее развитие народнической идеологии по отношению к рус. О. имело свои особенности. М. А. Бакунин и Кропоткин стремились трактовать О. как ячейку нового об-ва в будущем союзе самоуправляющихся О., где не будет государства. Мн. народники считали, что разложение О., к-рое происходило после проведения аграрной реформы, может иметь самые губительные последствия для будущего России. Во 2-й пол. XIX в. начинается период активного изучения внутренних процессов, происходящих в О., на основе результатов различных экономических, исторических, социальных исследований с использованием многочисленных статистических данных. В1900 г. выходит труд К. Р. Качоровского "Русская община" (т. 1). Осн. вопрос, к-рый волновал общественное мнение в то время, относился к возможности сохранить О., целесообразности ее дальнейшего функционирования и развития. Народничество переживало все больший кризис, к-рый был связан и с кризисом рус. О. Ленин считал, что О. в кон. XIX - нач. XX в. оставалась "средневековой", "архаической", "полукрепостнической". Однако развитие капиталистических отношений и расслоение крестьян все больше подрывали ее. Значительные изменения в судьбе рус. О. произошли в процессе аграрных преобразований, проведенных П. А. Столыпиным, во многом направленных на ее разрушение. Однако после революционных потрясений 1917 г. О. еще раз показала свою жизнеспособность. Большой вклад в изучение О. внесли А. В. Чаянов, Кондратьев, И. П. Макаров, рассматривавшие ее как особый потребительско-трудовой хозяйственный тип. В советскую эпоху О. сохранила нек-рые свои элементы (коллективное хозяйство, традиции равенства, самоуправления, соседской взаимопомощи). В настоящее время, когда сельскохозяйственное производство, основанное на коллективных началах, переживает кризис, обострился спор о перспективах их сохранения и развития. Вопрос о будущем рус. деревни, к-рая несет в себе традиции О., по-прежнему актуален.

Л и т.: Хомяков А. С. О сельской общине // О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988. С. 159–167; Чернышевский Н. Г. Критика философских предубеждений против общинного землевладения // Избр. филос. произв. : В 3 т. М., 1950. Т. 2. С. 449–493; Герцен А. И. Письма к противнику // Собр. соч.: В 30 т. М., 1959. Т. 18. С. 511–512; Огарев Н. П. Русские вопросы // Избр. социально-полит, и филос. произв. М., 1952. Т. 1. С. 137–169; Ковалевский М. М. Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. М., 1879. Ч. 1; Он же. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. Спб., 1905. Вып. 1–2; Качоровский К. Р. Русская община. Спб., 1900. Т. 1; Дудзинекая Е. А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983; Утопический социализм в России. М., 1985; Сухов А. Д. Столетняя дискуссия: Западничество и самобытность в русской философии. М., 1998; Еттопсе Т. The Russian Landed Gentry and the Peasant Emancipation of 1861. Cambridge, 1968; Grant S. Obschina and Mir // Slavic Review. 1976. N 4. Энциклопедический словарь

Община

  1. форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма - соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества. Община обладает полным или частичным самоуправлением. В дореволюционной России община была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после Крестьянской реформы 1861 - собственником земли). В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. Общиной называют также древние исторические общности: городская коммуна, религиозная, профессиональная, земляческая община.
  2. 1) народнический журнал, 1870, Лондон, 1 номер. Редакторы - С. Г. Нечаев, В. И. Серебренников. 2) Народнический журнал, издание редакции "Работника" и бывших членов кружка "чайковцев" , 1878, Женева, 9 номеров. Редакторы - Д. А. Клеменц, П. Б. Аксельрод, З. К. Ралли, Н. И. Жуковский.

Словарь Ожегова

О БЩИНА, ы и ОБЩИНА, ы, ж.

1. (община). При первобытнообщинном строе: форма организации общества, характеризующаяся коллективным владением средствами производства, совместным ведением хозяйства, полным или частичным самоуправлением. Родовая о.

2. Самоуправляющаяся организация жителей какойн. территориальной единицы. Крестьянская о. (совместно владеющая землёй; устар.).

3. (в 3 знач.), организация. Земляческая о. Негритянская о. в США. Религиозная о. Баптистская о.

| прил. общинный, ая, ое. Общинная собственность.

Словарь Ефремовой

Община

  1. ж.
    1. Самоуправляющаяся организация жителей какой-л. территориальной единицы.
    2. Добровольное объединение, общность людей, сплотившихся на межэтнической, профессиональной, производственной, территориальной и т.п. основе для совместной деятельности; братство, содружество.
    3. Объединение животных; стая, стадо.
  2. ж.
    1. Форма организации общества, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным трудом и уравнительным распределением, а также полным или частичным самоуправлением (при первобытно-общинном строе).
    2. см. также община.

Словари русского языка

(community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры. Традиционные консерваторы подчеркивают, что в основе общины лежит общность происхождения (кровное родство, сходство, исторические связи) людей, живущих в определенной местности. Считается, что на такой основе объединены сельские поселки, как и национальные группы. Но общность происхождения может восходить к другому месту или к родной земле, как, например, в словосочетаниях типа "еврейская община". Социалистическая теория определяет подобную, консервативную интерпретацию понятия "община" как способ связать между собой имущих и неимущих в рамках капиталистического общества, не позволяя им видеть реальное столкновение их экономических интересов и предотвращая тем самым социальный конфликт. Стремящиеся к этой цели социалисты-реформаторы могут создать общину на основе объединения богатых территорий с бедными для перераспределения богатства и создания желаемых социальных отношений на местном уровне. Консерваторы и социалисты выделяют разные основы существования общины, но и те, и другие определяют присущие ей социальные отношения как нечто большее, чем просто совокупность забот и интересов всех входящих в нее индивидов, что и обеспечивает основу ее долговечности. Либералы в силу своей приверженности идее индивидуальной свободы отказываются понимать основу общины таким образом. Они считают, что община держится на свободно выбираемых связях индивидов, имеющих общие интересы и потребности. Такие объединения могут быть четко локализованы. Например, "финансовая община" предполагает как группу людей, имеющих общие, связанные с работой интересы и потребности, так и определенное месторасположение работы (например, Сити в Лондоне или Уолл-стрит в Нью-Йорке). Аналогичным образом "поездки к месту работы" предполагают определенное направление движения автомобилистов, пассажиров, ежедневно ездящих на работу и обратно. Эти поездки могли бы считаться подходящей основой для общины, однако они основаны на свободно выбираемом общении и на личных императивах, управляющих переменой места работы, изменением экономического и социального положения, и потому могут менять как свой характер, так и местонахождение. Например, отмена (государственного) регулирования и информационные технологии изменили организацию финансовых рынков, а развитие предместий и транспортной инфраструктуры изменили характер поездок к месту работы. Однако на практике очень часто термин "община" употребляется не в каком-то определенном смысле, а в качестве понятия, легитимирующего политическую программу.

осн. экономическая ячейка первобытнообщинного строя, представлявшая собой замкнутое образование, покоившееся на общественной собственности на средства производства, на коллективном труде с естественной формой его разделения между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и на совместном распределении и потреблении произведенного продукта. Развитие О. характеризовалось усложнением и увеличением видов постоянно выполняемой членами О. трудовой деятельности и усилением взаимосвязи этих видов (особенно при переходе в неолите к земледелию и скотоводству), возрастанием экономической самостоятельности входивших в О. семей. Хозяйственная, семейная, религиозно-обрядовая жизнь общин обычно определялась консолидацией группы кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя. Поэтому наиболее распространенной формой первобытной О. была родовая О. В силу экзогамности брака часть кровнородственного ядра родовой О. была временной и при вступлении в брак покидала ее (мужчины при матрилокальном браке, женщины при патрилокальном). Постоянная же часть ядра О. находила себе брачных партнеров в др. роде. На основе уз родства и брачных связей развиваются межобщинные связи в различных сферах материальной и духовной жизни, служащие основой родового об-ва, порождающие племенную организацию. С появлением металлических орудий, общественного разделения труда и постоянной торговли между О. последние стали дифференцироваться как между собой - на богатые, знатные и бедные, подчиненные, так и внутри - на семьи имущие и неимущие, эксплуатируемые, превращаясь постепенно в сельскую общину.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩИНА

первичная социальная форма первобытнообщинного строя, сохраняющаяся в течение долгого времени и в классовом обществе. Основными историческими формами общины принято считать кровнородственную (раннюю) и соседскую (территориальную, сельскую, деревенскую) общину; последняя является переходной формой к классовому обществу. Община присуща всем докапиталистическим формам общества. Община как господствующая в течение тысячелетий социальная форма организации, воспроизводства и развития человеческого общества отличается редкой устойчивостью и приспособляемостью к различным историческим условиям. Эти качества содержатся в особенностях ее социальной организации. Как специфический социальный институт община объективно обусловлена низким уровнем развития ^ средств труда. Поэтому для обеспечения людей необходимыми жизненными средствами требовалось сосредоточение всех усилий на человеческом факторе как решающей производительной силе, на такой организации непосредственных производителей, которая максимально стимулирует инициативу и активность работника в труде.

Опыт поколений показал, что эффективность и гибкость человеческого фактора в труде существенно зависит от специфического социального положения участников производственного процесса друг по отношению к другу - социального равенства. Многовековой практикой общинного устройства человеческих объединений были выработаны социальные институты, ответственные за равенство социальное: включение непосредственного производителя во все функции социального управления трудом и общностью в целом (в соответствии с интересами труда); выработка членами общины своих социальных норм, прав и обязанностей с целью организации и воспроизводства социального равенства как морального фактора труда. Сюда же относится выбор формы общей собственности на средства производства (прежде всего земли) и на продукты труда как социального института удержания и воспроизводства социального равенства работников. Важнейшей функцией общины было воспитание, передача знаний культуры социального опыта поколений подрастающей молодежи. Непосредственные производители выполняли также судебные и военные функции.

Социальной структурой, позволяющей непосредственным производителям выполнять без посредников перечисленные функции социальной самоуправляющейся организации (т. е. быть социальным субъектом самоорганизующейся общности) по принципу «каждый за всех, все за каждого», служил такой институт социальный, как общее собрание членов общины, где все вопросы решались по большинству голосов самих работников. Слияние законодательной и исполнительной власти в лице непосредственных производителей (членов общины) - характерная черта высшего схода общины как социального института. Логика труда господствовала во всех нормах, принципах и общественных институтах общины как сущность ее социальной модели.

О важном и разностороннем значении общинной организации в истории общества свидетельствует сохранение в современном употреблении термина «община» для обозначения различных социальных общностей: города, городских коммун, сельских обществ, землячеств, религиозных сообществ, профессиональных объединений, низовых административно-территориальных единиц в некоторых государствах, напр. нижней палаты парламента Великобритании (палата общин) и т. п. Права и обязанности общин закреплены в современных институтах и др. законодательных актах государств и статутах, принимаемых самими общинами. В России община, ее самоуправление, сходы и выборные органы были законодательно сохранены и после реформы 1861. По решению большинства голосов на сходе домохозяев община («сельское общество») имела право распоряжаться своей общей землей, движимым и недвижимым имуществом.

Разложение общины как господствующей формы организации общества продолжалось много столетий и создало большое разнообразие видов и этапов своей трансформации. На разных материках и в различных странах в одно и то же время обычно имели место общины разного уровня развития.

Лит.: Васильев Л. С. Аграрные отношения и община в древнем Китае (XI-VU вв. до н. э.). М., 1961; Ковалевский M. M. Общинное землевладение. причины, ход и последствия его разложения, ч. 1. M., 1879; Он же. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом, т. 1-2. СПб., 1905; Он же. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. СПб., 1896; Лаптш П. Ф. Община в русской историографии последней трети XIX - начала XX века. К., 1971; Ленин В. И. Развитие капитализма в России.- Поли. собр. соч., т. 3; Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46(1); Маркс К. Наброски ответа на письмо В. И. Засулич.- Там же, т. 19; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.- Там же, т. 21; МоаурерГ. Л. Введение в историю общинного, сельского и городского устройства и общественной власти. М., 1880; Мэн Г. Деревенские общины на востоке и западе. СПб., 1874; НеусыхинА. И. Судьбы свободного крес1ьянства в Германии в VIII-XII вв. М., 1964; Проблемы истории первобытного общества. М.-Л., 1960; Разложение родового строя и формирование классового общества. М., 1968.

Отличное определение

Неполное определение ↓

естественная форма существования людей, связанных органическими узами, регулируется традицией. Противостоит обществу, в котором вместо органических связей главенствуют нормативы формализованного договора между индивидуумами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩИНА (ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО)

COMMUNITY) Один из наиболее расплывчатых социологических терминов - по сути до сегодняшнего дня он так и не обрел точного значения. По меньшей мере, он обозначает совокупность людей, проживающих на определенной географической территории. При любом использовании этого термина могут присутствовать также три других элемента. (1) Под общиной может пониматься совокупность людей, имеющая определенную социальную структуру; следовательно, существуют такие совокупности, которые не являются общинами. Такое представление часто ведет к отождествлению общины с сельским или доиндустриальным обществом, при этом городское или индустриальное общество может рассматриваться как безусловно деструктивное. (2) Понятие общины предполагает наличие чувства принадлежности или «духа общины». (3) Все виды повседневной деятельности общины - как связанные, так и не связанные с работой - протекают в пределах одной географической территории; общины являются в этом смысле автономными (self-contained). Различные концепции общины включают в себя какие-либо или все эти элементы. Понятие общины явно или неявно использовалось многими социологами XIX в., поскольку они оперировали такими дихотомиями, как общество доиндустриальное и индустриальное или сельское и городское. Например, Ф.Теннис, проводя различие между Gemeinschaft и Gesellschaft, рассматривает общину как определенный вид общества, преимущественно сельского, автономного, связанного воедино родственными узами и определенным чувством принадлежности. Многие социологи XIX в. использовали это понятие в рамках критики городского, индустриального общества. Общины связывались со всеми позитивными чертами, которыми, как полагалось, обладали сельские общества. Городские общества, с этой точки зрения, напротив, были сопряжены с разрушением общинных ценностей. Некоторые из этих установок сохранились и сегодня. Однако постепенно выяснилось, что общества нельзя четко подразделять на сельские и городские, общины и необщины, поэтому социологи предложили идею «сельско-городского континуума», вдоль которого в соответствии с различными характеристиками социальной структуры могут быть расположены поселения людей. К сожалению, не сложилось единого мнения относительно характеристик, дифференцирующих поселения в рамках этого континуума, подчеркивалось лишь значение родства, дружбы и автономности. Отсутствие единства мнений среди социологов затрудняло сравнение результатов большого числа исследований отдельных поселений, проведенных, в частности, в период с 1920 по 1950 гг. В Соединенных Штатах Америки интерес социологов (в особенности представителей Чикагской школы и У.Ф.Уайта - см. Whyte, 1961) вызывали прежде всего городские поселения, тогда как в Британии больше внимания уделялось сельскому обществу. Все эти исследования основывались на предположении о том, что общины являются в значительной степени автономными и поэтому обладают определенным «духом общины», однако сам термин «община» больше не увязывался лишь с одним типом социальной структуры. Традиция исследования общины сыграла важную роль в развитии техники включенного наблюдения, однако в последнее время эта традиция утратила свою популярность. Это произошло отчасти вследствие того, что общины лишились известной доли своей автономии, поскольку более важными стали национальные соображения, а отчасти потому, что социологи города стали интересоваться другими проблемами. В последнее время термин «община» используется для обозначения чувства идентичности или принадлежности, как связанного, так и не связанного с географическим поселением. В этом смысле община формируется тогда, когда у людей появляется достаточно четкое представление о том, кто имеет что-то общее с ними, а кто нет. Общины, таким образом, - это в сущности мыслительные конструкции, образованные воображаемыми границами между группами. Понятие общины все еще сохраняет некоторое нормативное значение. Например, идеал сельской общины в определенной мере по-прежнему действует на воображение англичан, и градостроители в своих проектах часто пытаются воссоздать некий дух общины. См. также: Округа.