Ответьте на каждый из поставленных вопросов да. Вашему вниманию предлагаются олимпиадные задания разных уровней сложности. Дайте определение загадки

Ответы на задания олимпиады 9 класс

А) А.Н. Радищев . «Путешествие из Петербурга в Москву». Б)А.С. Пушкин . «Метель». В)М.Ю. Лермонтов . «Герой нашей времени», «Бэла». Г)М.Ю. Лермонтов . «Герой нашего времени», «Бэла». Д)Н.В. Гоголь . «Тарас Бульба».

2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.

А) А.С. Пушкин. Денису Давыдову. Б)А.С. Пушкин. Дельвигу. В)А.И. Одоевский . Ответ А.С. Пушкину. Г)Г.Р. Державин. Фельдмаршалу графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому. Д)Е.А. Баратынский. П.А. Вяземскому.

4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения?

Ответы :

Задание № 1

Эти строки А.С. Пушкина посвящена трем разным адресатам. Установите каждого из них (выберите фамилии из приведенных ниже вариантов):

Варианты ответов: Александр I ,П. Вяземский, Д. Давыдов, Г. Державин, Н. Некрасов, П. Чаадаев.

Количество баллов – 3

Ответы: А) П. Вяземский; Б) П. Чаадаев; В) Д. Давыдов.

Задание 2

Определите писателя по биографическим фактам.

Его обучил грамоте дьячок С.Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу, увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.

Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога».

Количество баллов – 3

Ответы: А) М. Ломоносов; Б) Н. Карамзин; В) Г. Державин

Ставится 1 балл за каждый верный ответ.

Задание 3

Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы.

Например :А) «Мертвые души», Н. Гоголь, Ноздрев о Чичикове.

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.

Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет всякий похвалит никто не осудит, барыни дарили ее то платочком, то сережками. Господа проезжие нарочно остановились будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был при ней, утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь, курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить за всем успевала.

Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением.

Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами, и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore».

Количество баллов – 4

Ответы :

А) «Герой нашего времени» (допустимо «Максим Максимыч»), М. Лермонтов, Максим Максимыч о Печорине.

Б) «Станционный смотритель», А. Пушкин, Вырин (допустимо «отец Дуни») о Дуне.

В) «Капитанская дочка», А. Пушкин, Гринев и Маше.

Г) «После бала», Л. Толстой, Иван Васильевич (допустимо «рассказчик») о Вареньке (допустимо «дочери генерала»).

Ставится 1 балл за полный верный ответ по каждому из пунктов А–Г

Задание 4

Восстановите пропущенные в таблице данные. При записи ответа указывайте код ячейки и верный ответ. Например : 2в - Н. Карамзин .

Но не в силе Бог, а в правде

Александр Невский

«Житие Александра Невского»

Ибо и крестьянки любить умеют

Н. Карамзин

И дым отечества нам сладок и приятен

А. Грибоедов

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?

Количество баллов – 4

Ответы:

Два верных ответа оцениваются одним баллом:

7-8 - 4 балла

5-6 - 3 балла

3-4 - 2 балла

1-2 - 1 балл

0 - 0 баллов

Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.

б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».

в) Рифма - обязательно условия стихотворной речи.

г) Прототип - это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.

д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.

Количество баллов – 6

Ответы :

Ставится 1 балл за каждый верный ответ

Задание 6

Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции и т.д.)

Количество баллов – 10

В данном материале представлена разработка городской олимпиады по литературе (с ответами).

Цель данного мероприятия: повышение интереса к русской литературе, воспитание любви к родному слову. Перечень вопросов и заданий основан на программном материале 6 класса. Материал развивает потребность учащихся в работе с научно-художественной, справочной, энциклопедической литературой. Разработка будет полезна для организации внеклассной работы по предмету

1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

1. Летопись

А. «Лошадиная фамилия»

Б. «Кубок»

3. Баллада

В. «Повесть временных лет»

Г. «Каша из топора»

5. Рассказ

Д. «Мартышка и очки»

6. Стихотворение

Е. «Белая береза»

Максимальное количество баллов-6

2. Определите писателя по биографическим фактам.

1. Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

2. Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

3. Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов - 3

3. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»

б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой

Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов - 5

4 Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей.

1) Агния а) Есенин

2) Астрид б) Пришвин

3) Сергей Александрович в) Куприн

4) Александр Иванович г) Маршак

5) Александр Сергеевич д)Линдгрен

6) Константин Георгиевич е) Родари

7) Джанни ё) Астафьев

8) Виктор Петрович ж) Барто

9) Самуил Яковлевич з) Паустовский

10) Михаил Михайлович и) Пушкин

По 1 баллу за факт (10 баллов).

5. Соотнесите термин и его определение.

1) Описание природы в литературном произведении. а) рифма

2) Разговор двух и более лиц. б) пейзаж

3) Созвучие концов строк. в)диалог

4) Иносказательно описывает предмет, учит

угадывать задуманное. г) басня

5)Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека. д) загадка

6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное

понятие передается с помощью конкретного образа. е) антитеза

7)Небольшое произведение повествовательного

характера с нравоучительным содержанием. ж)аллегория

8)Стилистическая фигура, основанная

на противопоставлении понятий, образов. з) рассказ.

По 1 баллу за факт (8 баллов).

6. Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

1.Какое изобразительно - выразительное средство лежит в основе стихотворения

(сравнение, эпитет, олицетворение).

2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта,

напиши какое.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно таки в груди

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы

Максимальное количество баллов-3

7.Назовите картины на сказочные сюжеты, созданные Виктором Михайловичем Васнецовым?

По 1 баллу за факт

8.Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок? Максимальное количество баллов - 1

1. … Долго не стали,

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

2 Я там был; мед, пиво пил -

9. Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.

А) сабля и ранец

Б) волшебные волоски из бороды

В) ячменное семечко в цветочном горшке

Г) разбитое корыто

Д) говорящее чудесное зеркало
Максимальное количество баллов- 15 баллов(за героя, название произведения и автора по 1 баллу)

10..Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня - жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

11.По данным примерам определите вид тропа.

1) «Рыцарь дрался как лев»

2) «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»

3) «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»

4) «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»

5)«Мужичок с ноготок»

6) «Исчезла грусти тень»

7) «Отговорила роща золотая»

8) «Побледневшие звезды»

9)«Редкая птица долетит до середины Днепра»

10)«Голод вооружал их храбростью»

11) «Черный ветер, белый снег»

12) «Глаза, как небо, голубые»
По 1 баллу за факт (12 баллов)

12. Анализ текста.
Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).
1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель
в этом описании?
По 1 баллу за факт

13. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был братом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его; сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

14. Укажите вид рифмовки.
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

15. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера.
Максимальное количество баллов-10

6. 1. Литературный приём - олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

2. Состояние - предчувствие счастья, радости; предвкушение;

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Максимальное количество баллов-2

7. «Три богатыря», «Иван Царевич на сером воле», «Царевна- лягушка», «Кащей Бессмертный» «Спящая царевна», «Алёнушка», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Ковер-самолет», «Витязь», «Богатырь», «Витязь на распутье», «Богатырский скок», «Гусляры», Баба Яга», «,Царевна Несмеяна», «Порсле побоища Игоря Святославовича с половцами».

По 1 баллу за факт

8. Отрывки из сказок. Элемент композиции сказок называется концовка.

Максимальное количество баллов-1

9. А) сабля и ранец - солдат, сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво»

Б) волшебные волоски из бороды - старик Хоттабыч, из одноимённой сказки Лагина

В) ячменное семечко в цветочном горшке - из него родилась Дюймовочка, сказка Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»

Г) разбитое корыто - старуха, А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

Д) говорящее чудесное зеркало - мачеха, А.С. Пушкин «сказка о мёртвой царевне…»

Максимальное количество баллов- 15 баллов(за героя, название произведения и автора по 1 баллу)

10. . Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл,. Басня — один из древнейших литературных жанров Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI-V вв. до н.э. В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717-1777). Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (

Максимальное количество баллов- 4

11 1)Сравнение.2)Литота.3)Метафора.4)Эпитет.5)Литота.6)Метафора.7)Олицетворение.

8)Эпитет. 9)Гипербола. 10)Олицетворение. 11)Антитеза.12)Сравнение.

По 1 баллу за факт (12 баллов)

12. Анализ текста.

2)Зима: «тишина морозная, светлая», «вчерашняя пороша»; «наст» и т.д.

3)Эпитет: «светлая тишина»;

сравнение: «пороша, как пудра со сверкающими блестками»;

олицетворение «кустик глядится и видит» и т. д.

1 балл за факт

13. Полковник наш рожден был хватом.

ХВАТ - ловкий, расторопный человек, исполненный удальства.

Максимальное количество баллов-2

14 Рифма -парная

Максимальное количество баллов-1

15. При оценке творческой работы учитывается:
. глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0-2 балла);
. композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0-2 балла);
. оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0-2 балла);
. эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0-2 балла);
. соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1-2 речевых недочётов (0-2 балла).
Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется..

Олимпиада по литературоведению

Вашему вниманию предлагаются олимпиадные задания разных уровней сложности. Рекомендуем оформить ответы в качестве отдельного текстового документа (Microsoft Word). Обязательно сохраняйте текст самого задания.

Ответы (в виде документа Microsoft Word) принимаются до 18.03.2012 по адресу [email protected]

Объявление победителей и вручение призов состоится 22 марта в 15:00 на Дне Открытых дверей филологического факультета по адресу пр. Ленина 34, ауд. 26

Удачи!

Задание 1

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно):

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ - всё это жанры эпоса.

б) Если роман написан стихами , то он относится к лирике.

в) Жанр «стихотворений в прозе» относится к лирике.

г) Эпилог - это заключительная часть большого повествовательного произведения.

д) Эпиграмма - это вступление к большому литературному произведению.

е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.

ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.

з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.

и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Прочитайте текст в рамке и ответьте на вопросы к нему:

к) Выделенные слова образуют анафору.

л) Выделенные слова являются эпитетами.

м) Выделенные слова имеют метафорическое значение.

Задание 2

А) Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был , там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

1.2 Я там был; мед, пиво пил -

И усы лишь обмочил.

Б) Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова. Найдите в нем эпитет и мотивируйте своё решение:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…

В) Литература и другие виды искусства.

Какие картины на сказочные сюжеты созданы Виктором Михайловичем Васнецовым? Перечислите названия картин и поясните , какие именно сказки они иллюстрируют.

Задание 3

Перед Вами отрывки из стихотворных произведений. Найдите в предложенных отрывках тропы и объясните, зачем, на Ваш взгляд, в каждом конкретном случае авторы использовали их***?

В небе, полном звезд, ляжет наш путь.

В мире, полном любви , сможем сомкнуть

Квартет наших мудрых и ласковых рук,

Забвенью придав все тревоги разлук… (С. Я. Сурганова)

Когда идет дождь, когда в глаза свет

Проходящих мимо машин , и никого нет.

Hа дорожных столбах венки

Как маяки прожитых лет… (Ю. Ю. Шевчук)

Kpики чaйки нa белой стене,

Окольцовaнной чеpной луной,

Hapисуй что-нибудь нa окне

И шепни нa пpощaнье pекой... (Ю. Ю. Шевчук)

И две тысячи лет - война,
Война без особых причин.
Война - дело молодых ,
Лекарство против морщин.
Красная, красная кровь -
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива
И согрета лучами Звезды
По имени Солнце...
(В.Р. Цой)

Разочарованные фильмом,

Очарованные небом глаза.

(З. Т. Рамазанова)

Задание 4

В русском языке есть устойчивые выражения , называемые фразеологизмами.

А) Расскажите, что это такое (дайте определение)

Б) Объясните, зачем, на Ваш взгляд, подобные выражения могут использоваться в текстах различных жанров и направлений, приведите примеры***.

В) Выполните следующие задания с фразеологизмами:

1) Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:

бить баклуши;

сломя голову;

в час по чайной ложке;

водить за нос;

себе на уме.

2) Подберите к данным выражениям фразеологические синонимы :

бить баклуши;

в чем душа держится

3) Подберите к данным выражениям фразеологические антонимы:

кот наплакал;

спустя рукава;

как кошка с собакой;

за словом в карман не полезет;

от горшка два вершка.

*** Постарайтесь дать развернутый , максимально полный ответ.

Летопись

«Лошадиная фамилия»

Басня

«Кубок»

Баллада

«Повесть временных лет»

Сказка

«Каша из топора»

Рассказ

«Мартышка и очки»

Стихотворение

«Белая береза»

2. Определите писателя по биографическим фактам.

Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

2. Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли

3. Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов – 3

3. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

А) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»

б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой

Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения

Д) Повесть и слово - жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов – 5

4. Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

1.Какое изобразительно – выразительное средство лежит в основе стихотворения

(сравнение, эпитет, олицетворение).

2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта,

напиши какое.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно таки в груди

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы

5.Назовите картины на сказочные сюжеты, созданные Виктором Михайловичем Васнецовым.

По 1 баллу за факт

6.По данным примерам определите вид тропа.

1) «Рыцарь дрался как лев»

2) «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»

3) «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»

4) «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»

5)«Мужичок с ноготок»

6) «Исчезла грусти тень»

7) «Отговорила роща золотая»

8) «Побледневшие звезды»

9)«Редкая птица долетит до середины Днепра»

10)«Голод вооружал их храбростью»

11) «Черный ветер, белый снег»

12) «Глаза, как небо, голубые»

7. Анализ текста.
Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).
1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель
в этом описании?
По 1 баллу за каждый пункт

8. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.


И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был братом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его; сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

9. Укажите вид рифмовки.
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

10 . Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера (по выбору)

Ответы к олимпиаде по литературе (62 балла)

7 класс

1. 1- В;

2 –Д;

3 –Б;

4 – Г;

5 – А;

6 – Е.

Максимальное количество баллов-6

2. А – Пушкин А.С.

Б – Лермонтов М.Ю.

В – Толстой Л.Н.

Максимальное количество баллов-3

3 . А) нет
Б) да
В) да
Г) нет
Д) да

Максимальное количество баллов-5

4. 1. Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

2. Состояние – предчувствие счастья, радости; предвкушение;

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Максимальное количество баллов-2

5. «Три богатыря», «Иван Царевич на сером воле», «Царевна- лягушка», «Кащей Бессмертный» «Спящая царевна», «Алёнушка», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Ковер-самолет», «Витязь», «Богатырь», «Витязь на распутье», «Богатырский скок», «Гусляры», «Баба Яга», «,Царевна Несмеяна», «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

По 1 баллу за факт

6. 1)Сравнение.2)Литота.3)Метафора.4)Эпитет.5)Литота.6)Метафора.7)Олицетворение.

8)Эпитет. 9)Гипербола. 10)Олицетворение. 11)Антитеза.12)Сравнение.

По 1 баллу за факт (12 баллов)

7. Анализ текста.

1)Пейзаж.

2)Зима: «тишина морозная, светлая», «вчерашняя пороша»; «наст» и т.д.

3)Эпитет: «светлая тишина»;

сравнение: «пороша, как пудра со сверкающими блестками»;

олицетворение «кустик глядится и видит» и т. д.

1 балл за факт

8. Полковник наш рожден был хватом.

ХВАТ - ловкий, расторопный человек, исполненный удальства.

Максимальное количество баллов-2

9. Рифма –парная

Максимальное количество баллов-1

10. При оценке творческой работы учитывается:
глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);
оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется..

Максимальное количество баллов-10

180 минут.

Задание состоит из шести пунктов. Максимальная суммарная оценка 30 баллов. Из них 20 могут быть получены за задания 1–5 (3+3+4+4+6), 10 - за задание 6, предполагающее элементы анализа.

Для каждого задания указывается максимальное количество баллов и условия, при которых выставляется каждый промежуточный балл. Дробные баллы не выставляются. В заданиях 1–5 объяснение ответов, исправление неверных вариантов от участника не требуется.

Задание 6 оценивается в соответствии с критериями , распечатанными на отдельном листе.

__________________

Ответы и условия оценивания

Задание 1

Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. а) Назовите оба произведения; б) укажите, какой персонаж является «исключением»; в) назовите автора (авторов) обоих произведений.

Остап, Янкель, Андрий, Мазепа, Кукубенко, Бовдюг, Голокопытенко.

Количество баллов - 3.

Ответ :

а) «Тарас Бульба», «Полтава»

б) Мазепа

в) Н. Гоголь, А. Пушкин.

Ставится по 1 баллу за полный верный ответ на каждый из вопросов а, б, в.

Задание 2

Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.

Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).

В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля, Нине Александровне…

(По А. Гришунину)

Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).

Г. Державин

«Я памятник себе воздвиг…»

3а) ВАРИАНТ I : Г. Державин

ВАРИАНТ II : А. Фет

ВАРИАНТ III : М. Лермонтов

ВАРИАНТ IV : Н. Некрасов

2б) ВАРИАНТ I : «К Неве»

ВАРИАНТ II : «К гению»

ВАРИАНТ III : «Муза»

ВАРИАНТ IV : «Роза»

1в) ВАРИАНТ I : 1836

ВАРИАНТ II : 1837

ВАРИАНТ III : 1841

ВАРИАНТ IV : 1842

ВАРИАНТ I :

Так! Весь я не умру, но часть моя большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселена будет чтить.

ВАРИАНТ II :

Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

ВАРИАНТ III :

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит

ВАРИАНТ IV :

За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь – о них,
И, у далеких грез в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.

Количество баллов - 4.

Ответ: 3а – вариант III; 2б – вариант III; 1в – вариант II; 4г – вариант I.

Ставится 1 балл за каждый верный ответ.

Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ - всё это жанры эпоса.

б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.

в) Жанр «стихотворений в прозе» относится к лирике.

г) Эпилог - это заключительная часть большого повествовательного произведения.

д) Эпиграмма - это вступеление к большому литературному произведению.

е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.

ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.

з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.

и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Прочтитайте текст в рамке и ответьте на вопросы «к», «л», «м»:

к) Выделенные слова образуют анафору.

л) Выделенные слова являются эпитетами.

м) Выделенные слова имеют метафорическое значение.

Количество баллов - 6.

Ответы:

Два верных ответа оцениваются одним баллом:

11-12 - 6 баллов

9-10 - 5 баллов

7-8 - 4 балла

5-6 - 3 балла

3-4 - 2 балла

1-2 - 1 балл

0 - 0 баллов

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Задание 6

Проанализируйте символику стихотворения Ф. Тютчева «Лебедь».

Количество баллов - 10.

Модель ответа на задание № 6.

Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:

– Обнаружить понимание проблематики стихотворения , ее философского характера. Ф. Тютчев сопоставляет два символа - образы лебедя и орла,- и размышляет о законах человеческого существования и познания.

– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения . Орел - образ рационального, активного познания и покорения мира. Лебедь - образ интуитивного, эстетического восприятия мира. Зрение орла физическое, оно воспринимает только одну сторону мира. Зрение лебедя сверхъестественное («сон», глаз во время сна закрыты), оно воспринимает всю полноту мироздания. Орлу видны лишь самые яркие элементы мира, лебедю - весь мир в целости. Символичен белый («чистый») цвет лебедя. Символично его положение между небом и отражением неба в воде - между двух «бездн». Только на грани мировых стихий, на грани миров человеку доступно познание вселенной.

– Отметить поэтические средства, составляющие символику стихотворения. Кроме центральных символов – орла и лебедя – символическое значение имеют: способности орла и лебедя (летать и плавать), их цвет, их зрительные способности (приписываемые им поэзией, культурным сознанием, автором текста); символичны пространства неба и земли (воды); традиционно символическим значением наделяются в поэзии молния и гром.

Типичны для Ф. Тютчева приемы бинарного композиционного противпоставления (1-го четверостишия и остального текста), риторического обращения. Символическая обобщенность текста подчеркивается отбором лексических средств архаического (в том числе старослявянского) характера: «поле т», «зве здный» (с «е» вместо современного «ё»); «впивает», «бездна», «всезрящий», «твердь» и др.

На основании двоемирия, поэтизации стихий, сна, интуиции стихотворение может быть оценено как романтическое. Слово «твердь» в контексте стихотворения означает небо.