Влияние природы на быт русского крестьянина. Влияние природы на отдельные стороны социальной и политической жизни россии Городская культура в традиционном обществе

1.Введение
Тема исследования: Влияние природы на быт, жизнь и хозяйственную деятельность жителей села Среднеивкино в XIX- начале XX века.
Обоснование выбора темы.
Актуальность темы состоит в том, что знания, полученные в результате исследования, будут использованы для улучшения содержания экскурсии в школьном музее.
Текст экскурсии был разработан в 2007 году автором данного исследования(приложение №1,2). Экскурсия построена в форме диалога.
«В экспозиции нашего музея представлены некоторые земледельческие орудия труда. И сейчас мы вместе с вами попробуем определить их название и предназначение.
-Начнём с этого предмета (показ сетива):
- Как это называется? (Сетиво)
-Для чего и когда применялось? (Весной для сева)
-Как применялось?
-Для того, чтобы вам помочь, я покажу фотографиюсеятеля из книги «Земля вятская».
-Следующие два предмета имеют общую черту. Какую? (Показ косы-горбуши и вил трёхрогих)
-Молодцы! А сейчас новое задание: внимательно посмотрите вокруг и определите, какие виды ремёсел представлены в экспозициях музея. (Ткачество, вышивка, гончарное дело, плетение лаптей, изготовление изделий из дерева, столярное дело, пимокатство, строительство жилищ и т.д.)».
Этодовольно удачный прием, так как у слушателей сразу появляется интерес. Особенно отличаются маленькие слушатели: охотно рассказывают, как, по их мнению, мог применяться предмет, откуда пошла традиция. Как правило, ответы дают верные. Нравится надевать на себя лапти, примерять сетиво, играть в старинные игры, любят фотографироваться. Экскурсия на них оказывает большее впечатление, чем на старшеклассников.Удивляет, что вопросов задают мало или совсем не задают. В отличие от слушателей, у экскурсовода за три года проведения экскурсий возникла потребность расширить знания. Даже если не включать в экскурсию нового содержания, дополнительные знания помогают проникнуться культурой наших далеких предков, придают уверенности. Возникают новые идеи: проведение викторин, включение загадок, пословиц, поговорок(приложение №3, 4).
Проблема исследования заключается в том, что содержание экскурсии, разработанной три года назад, требует обновления, углубления, разработки дополнительных материалов для создания как можно более полной картины о прошлом села.
Объект исследования: природное краеведение.
Предмет исследования: влияние природных факторов на жизнь, быт и хозяйственную деятельность жителей селаСреднеивкино в XIX-начале XX века.
Цель: систематизировать материалы и экспонаты школьного музея, характеризующие жизнь, быт и хозяйственную деятельность жителей села Среднеивкино указанного периода, выявить и описать влияние природных факторов.
Задачи:
1) изучить литературу и другие источники об особенностях влияния природных факторов на жизнь, быт и хозяйственную деятельность жителей России иВятского края в XIX-начале XX века;
2) выявить имеющиеся в музее воспоминания коренных жителей;
3) обследовать имеющиеся в музее экспонаты по теме исследования;
4) разработать содержимое папки экскурсовода;
5) получить навык выполнения исследовательской работы.
Гипотеза: если сохранять, приумножать и пропагандировать сведения о жизни, быте и хозяйственной деятельности жителей как составнойчасти истории села, то это будет способствовать формированию уважения к малой родине, развитию интереса к своим корням.
Обзор литературы и источников
Информация для работы была взята из разных источников.
В первую очередь, из учебника географии для 8-9 классов «География России. Природа. Хозяйство и географические районы». Тема влияния природы на современную жизнь и хозяйственную деятельность людейпрослеживается через весь курс. При изучении географии крупных регионов России каждый из них изучается в строгой последовательности: факторы формирования района – природа – население и хозяйственное освоение – хозяйство.
Достаточно много сведений содержится в текстах экскурсий других экскурсоводов музея истории села Среднеивкино (приложение №5).
Тема Год разработки Первый...

В Средние века деревни были сосредоточены вокруг замков феодалов, и крестьяне всецело зависели от этих господ. Это происходило потому, что на заре формирования феодализма короли раздаривали своим вассалам земли вместе с людьми, на них проживающими. К тому же внутренние и внешние войны, в состоянии которых постоянно пребывало средневековое общество, разоряли крестьян. Нередко случалось, что сами крестьяне просили феодалов о помощи, когда не могли самостоятельно защитить себя от набегов и грабежей своих соседей или чужестранцев.

Численность крестьян и их роль в обществе.

Крестьяне составляли около 90% всего населения средневековой Европы. С одной стороны, это низшее, третье сословие. Рыцари презирали крестьян, смеялись над невежественными мужиками. Но, с другой стороны, крестьяне - необходимая часть общества. По мнению средневековых мудрецов, крестьяне кормят всех остальных , и в этом их огромная заслуга перед всем обществом. Церковные писатели даже утверждали, что у крестьян больше всего шансов попасть в рай: ведь они, выполняя Божьи заветы, добывают хлеб насущный в поте лица своего .

Быт крестьян.

Крестьянин интересовался лишь событиями, происходившими в родной деревне, да ещё в двух-трёх соседних селениях.

Жилище.

На большей площади Европы крестьянский дом строился из дерева, но на юге, где этого материала не хватало, чаще из камня. Деревянные дома крылись соломой, которая годилась в голодные зимы на корм скоту. Открытый очаг медленно уступал место печи. Маленькие окошки закрывались деревянными ставнями, затягивались пузырём или кожей. Стекло использовалось лишь в церквях, у сеньоров и городских богачей.

Питание.

Неурожаи и голод - постоянные спутники Средневековья. Поэтому питание средневекового крестьянина никогда не было обильным . Обычной была двухразовая трапеза - утром и вечером. Повседневной пищей большинства населения был хлеб, каши, варёные овощи, зерновые и овощные похлёбки , приправленные травами, с луком и чесноком.



Нормы и ценности.

Жизнь крестьянина почти не зависела от событий, происходивших в "большом мире" , - крестовых походов, смены правителей на троне, споров учёных богословов. Гораздо сильнее на неё влияли ежегодные изменения, происходившие в природе, - смена времён года, дожди и заморозки, падёж и приплод скота. Круг человеческого общения крестьянина был невелик и ограничивался десятком-двумя привычных лиц, но постоянное общение с природой давало сельскому жителю богатый опыт душевных переживаний и отношений с миром. Многие из крестьян тонко чувствовали очарование христианской веры и напряжённо размышляли над отношениями человека и Бога.

Билет.

Городская культура в традиционном обществе.

В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города и возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы. Они объединяются в гильдии и цехи , защищающие интересы своих членов. С возникновением городов усложняется само ремесло , оно требует уже специальной подготовки. В городах формируются новые социальные отношения - ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление . Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности.

Внешний вид

Города в средневековой Европе были небольшими . В среднем же городе Западной Европы в описываемые времена жило не больше 5-7 тыс. человек. Город с населением 15-20 тыс. уже считался большим, а население 40-50 тыс. было только в столицах крупных государств, таких как Лондон или Париж. Совсем маленький городок мог насчитывать всего 2-3 тыс. жителей.

Города строились по берегам рек, вдоль крупных трактов или вокруг замков . Если город ставился на дороге, то участок этой дороги в пределах города превращался в главную городскую улицу. Практически любой город окружен стенами . Причем, чем больше и богаче город, тем более мощные и высокие стены его ограждают.

Многие города имели примерно однотипную радиальную планировку. В центре главная площадь , на которой находились самые главные здания: центральный собор, ратуша или зал заседаний, дом (или замок) правителя. От площади по радиусам разбегались улочки. Они не были прямыми, петляли, пересекались, образуя маленькие площади, их соединяли проулки и проходы. Все это образовывало настоящий лабиринт, в котором приезжему нетрудно заблудиться.

Население

Основное население - ремесленники . Ими становились крестьяне, бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка. Становясь горожанами, они постепенно освобождались от личной зависимости от феодала. Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе.

Ремесленники определённой профессии объединялись в пределах каждого города в особые союзы - цехи. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Цех строго регламентировал производство, и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер - член цеха - выпускал продукцию определённого качества. Цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу ночью и в праздники, ограничивали количество станков у одного ремесленника, регулировали запасы сырья. Кроме того, цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха. Цех также выступал как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны.

Жизнь в таёжной зоне требует от человека сверхнапряжённого труда, выносливости и закалки. Даже самый бедный человек должен обладать в этом климате теплым полушубком и жить в теплонатопленном доме. Питание в холодном климате тайги не может быть полностью вегетарианским, оно требует высококаллорийной пищи. Но хороших пастбищных угодий в тайге мало, и приурочены оны почти исключительно к поймам рек и озёр. А они в первую очередь какраз предназначались для земледельческого освоения. Почвы лесов - позолистые и дерново-подзолистые - мало плодородны. Урожай не давал возможности жить за счет земледелия, поэтому. наряду с земледелием, таёжный крестьянин должен был ещё заниматься рыболовством и охотой. Летом промышляли боровую дичь(крупную таёжную птицу), собирали грибы, ягоды, дикий чеснок и лук, занимались бортничеством (сбор мёда диких лесных пчёл). Осенью заготавливали мясо и готовились к новому охотничьему сезону.

Охота на таёжного зверя очень опасна. Всем известно какую угрозу для человека представляет медведь, считавшийся хозяином тайги. Менее известна, но не менее опасна охота на лося-сохатого. Не зря в тайге ходит поговорка: "На медведя иди - постель стели, на сохатого иди - доски (на гроб) теши". Но добыча оправдывала риск.

Тип усадьбы, внешний облик жилой части дома и хозяйственных дворовых построек, планировка внутреннего пространства, мебелировка дома - всё это определялось природно-климатическими условиями.

Главным подспорьем в таежной жизни служил лес. Он давал всё : топливо, строительный материал, обеспечивал охотой, приносил грибы, съедобные дикорастущие травы, плоды и ягоды. Из леса строился дом, деревянным срубом выстраивался колодец. Для северных лесистых районов с холодной зимой были характерны деревянные рубленные дома с висячим подпольем или подизбицей, предохраняющим жилое помещение от промерзшей земли. Двускатные крыши (для того чтобы не накапливался снег) покрывались тесом или дранкой, деревянные наличники окон было принято украшать резным орнаментом. Преобладала трёхкамерная планировка - сени, клеть или ренка (в которых хранилось домашнее имущество семьи, а летом жили семейные пары) и жилое помещение с русской печью. Вообще печь являлась важным элементом в русской избе. Сначала печь каменка, позднее глинобитная, без дымохода("чёрная"), заменилась русской печью с дымоходом("белой").

Побережье Белого моря: зима здесь холодная, ветряная, зимние ночи длинные. Зимой выпадает много снега. Лето прохладное, зато день летний длинный, а ночи короткие. Здесь говорят: "Заря зорю догоняет". Вокруг тайга, поэтому дома из бревен. Окна дома смотрят на юг, и на запад, и на восток. Зимой в дом должен попадать солнечный свет, ведь день такой короткий. Вот и "ловят" окна солнечные лучи. Окна дома находятся высоко над землёй,во-первых, снега много, а во-вторых, у дома высокий подпол есть, где холодной зимой скот живет. Двор крытый, иначе снег завалит за зиму.

Для северной части России долинный тип расселения: селения, обычно небольшие, расположены по долинам рек и озёр. На водоразделах с пересеченным рельефом местности и в районах, удалённых от больших дорог и рек, преобладали селения со свободной застройкой дворов, без определённого плана, т. е. беспорядочная планировка селений.

А в степи сельские поселения - станицы, вытянутые, как правило, вдоль рек и болот, т. к. лето засушливое и важно жить у воды. Плодородные почвы - чернозёмы позволяют получать богатый урожай и дают возможность прокормить много людей.

Дороги в лесу очень извилистые, они обходят чащобы, завалы, болота. По прямой через лес идти ещё длиннее будет - намучаешься по чащебам, да бугоркам лазать, а то и в болото угодить можно. Густые заросли ельника с буреломом легче обойти, легче обоити и холм. У нас и поговорки такие есть: "Только вороны прямо летают", "Лбом стену не прошибёшь" и "Умный в гору не пойдет, умный гору обойдёт".

Образ Русского Севера создаёт в основном лес - у местных жителей издавна в ходу поговорка:" 7 ворот до небес, да всё лесом" и вода. Эта сила вдохновила людей на творчество своей красотой:

Не даром средь таких широт

Под стать простору и народ

Любую даль не чтит далекой

Он весь в тебя родная ширь,

Широкоплечий богатырь.

С душой, как ты сама, широкой!

Климатические условия оказали огромное влияние на формирование древнерусской одежды. Суровый и холодный климат - длительная зима, сравнительно прохладное лето - обусловили появление закрытых тёплых одежд. Основными видами изготовляемых тканей были льняные ткани (от грубого холста до тончайших полотен) и домотканная шерсть грубой выделки - сермяга. Не даром пословица такая есть: " Во все чины производили, на престол посадили" - льняное бельё носили все сословия, от крестьян до царствующих особ, ибо нет ткани, как сейчас говорят, гигиеничней, нежели льняное полотно.

Судя по всему в глазах наших пращуров никакая рубаха не могла сравниться с льняной, и удивляться тут нечему. Зимой льняная ткань хорошо согревает, а летом даёт телу прохладу. Знатоки народной медицины утверждают. что льняная одежда охраняет человеческое здоровье.

Традиционная пища: горячие жидкие блюда, согревающие зимой человека изнутри, крупяные блюда, хлеб. Некогда преобладал ржаной хлеб. Рожь - это культура дававшая высокие урожаи на кислых и подзолистых почвах. А в лесостепной и степной зонах выращивали пшеницу, т. к. она более требовательна к теплу и плодородию.

Вот как многогранно влияют природные условия на жизнь русского народа.

Менталитет народа - составная часть национальной культуры. Изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума на определённой территории.

Изучение менталитета русского народа помогает найти правильные подходы к пониманию многих проблем в сере социально-экономического и внутриполитического строительства, предвидеть в общих чертах будущее нашей Родины.

Человек является частью географической среды и зависит от неё. В качестве пролога к изучению этои зависимости привожу слова М. А. Шолохова: "Сурово, нетронуто, дико - море и каменный хаос гор. Ничего лишнего, ничего искуственного и люди под стать природе. На трудящегося человека - рыбака, крестьянина, эта природа наложила печать целомудренной сдержанности.

Детально изучив закономерности природы, мы сможем понять и закономерности поведения человека, его характер.

И. А. Ильин:" Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с холодной зимой и раскалённым летом, с безнадежною осенью и бурною, страсною весной. Она погрузили нас в эти колебания, заставила жить нас всей её властью и глубиной. Именно столь протеворечив русский характер".

С. Н. Булгаков писал о том, что континентальность климата (амплитуда температуры в Оймяконе доходит до 104*С), вероятно повинна в том, что русский характер такой противоречивый, жажда абсолютной свободы и раба покорность, религиозность и атеизм - эти свойства непонятны европейцу, создают России ореол таинственности. Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Ф. И. Тютчев сказал о России:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

На менталитете русского народа сильно отразилась и суровость нашего климата. Проживая на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура втечение большей части года повлияла и на темперамент нации. Русские более меланхоличны и медлительны, чем западноевропейцы. Им приходится сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом.

Суровые российские зимы оказали сильное влияние на традиции русского гостеприимства. Отказать путнику в крове зимой в наших условиях - означает обречь его на холодную смерть. Поэтому гостеприимство воспринималось русскими как сама собою разумеющаяся обязанность. Суровость и скупость природы научили русского человека быть терпеливым и послушным. Но ещё большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Русским приходилось заниматься и всякого вида ремеслом. Этим объясняется практическая направленность их ума, ловкость и рациональность. Рационализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогает великороссу, так как своенравие климата порой обманывает даже самые скромные ожидания. И, привыкнув к этим обманам, наш человек предпочитает порой очертя голову самое что ни на есть безнадежное решение, противопоставляя капризу природы капрз собственной отваги. Эту наклонность дразнить счастье, играть в удачу В. О. Ключевский назвал "великорусским авосем". Недаром возникли пословицы "Авось да небось - родные братья, оба лежни" и "Авоська парень добрый;или выручит или выучит".

Жить в таких непрдсказуемых условиях, когда результат труда зависит от капризов природы, можно только с неисчерпаемым оптимизмом. В рейтинге национальных черт характера, это качество у россиян на первом месте. Оптимистами объявили себя 51% российских респондентов, а пессимистами только 3%. В остальной Европе среди качеств победило постоянство, предпочтение стабильности.

Русскому человеку нужно дорожить ясным рабочим днём. Это заставляет нашего крестьянина спешить усиленно работать, чтобы сделать многое в короткое время. Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время. У нас даже такая пословица есть:"Летний день год кормит". Такое трудолюбие присуще пожалуй только русским. Вот как многогранно влияет климат на русский менталитет. Не меньшее влияние имеет ландшафт. Великороссия со своими лесами, топкими болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячу мелких опасностей, затруднений и неприятностей, среди которых надо было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Пословица:"Не суйся в воду не зная броду" тоже говорит об осторожности русских людей, к которой приучила их природа.

Своеобразие русской природы, её капризы и непредсказуемость отразилась на скаде ума русских, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности проучили его больше обсуждать пройденный путь,чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперёд. Он выучился больше замечать следствие, чем ставить цели. Это умение и есть то что мы называем задним умом. Такая известная пословица, как: "Русский мужик задним умом крепок" подтверждает это.

Прекрасная русская природа и равнинность росийских ландшафтов приучили народ к созерцанию. По мнению В. О. Ключевского,"В созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера. Но от чрезмерной созерцательности души становятся мечтательными, ленивыми, безвольными, нетрудолюбивыми". Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность, созерцательность - это те качества, которые были воспитаны в русской душе российскими ландшафтами.

Но интересно будет анализировать не только положительные черты русского народа, но и отрицательные. Власть шири над русской душой порождает и целый ряд русских " недостоинств ". С этим связаны русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности.

Русская лень, её называют обломовщиной, распространена во всех слоях народа. Мы ленимся выполнять работу не строго обязательную. Частично обломовщина выражена в неточности, опаздывании (на работу, в театр, на деловые встречи).

Видя бесконечность своих просторов, русский человек считает эти богатства бесконечными и не бережёт их. это порождает в нашем менталитете бесхозяйственность. Нам кажется, что у нас всего много. И, далее, в своей работе " О России" Ильин пишет: "От чувства что наши богатства обильны и щедры, в нас разлита некая душевная доброта, некое неограниченное, ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность. всем хватит и ещё Господь пошлёт". В этом кроются корни русского великодушия.

"Природное" спокойствие, добродушие и великодушие русских удивительным образом совпали с догмами христианской морали. Смиренность в русском народе и от церкви. Христианская мораль, веками державшая всю российскую государственность, сильно повлияла на народный характер. Православие воспитало в великороссах духовность, всепоощряющую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту. Единство Церкви и государства, ощущение себя не только подданным страны, но и частицей огромной культурной общности взрастило у россиян необыкновенный патриотизм, доходящий до жертвенного героизма.

Всесторонний геограический анализ этнокультурной и природной среды позволяет сегодня раскрыть важнейшие особенности менталитета любого народа и проследить этапы и факторы его формирования.

Заключение

В своей работе я анализировала многообразие черт характера русских людей и выяснила, что это напрямую связано с географическими условиями. Естественно, как и в характере любого народа, в нём есть как положительные, так и отрицательные качества.

Также с природными условиями связаны особенности жизни и быта русского народа. Я выяснила влияние климатических условий на тип расселения, устройство жилища, формирование одежды и пищи русских людей, а также значение многих русских пословиц и поговорок. И самое главное - показала отражение реального мира через культурную среду людей, т. е. выполнила свою задачу.

Человек во время Средневековья был намного ближе к природе, чем мы сей-час. Однако ошибочно было бы считать, что отношения человека и природы были гармоничными. Природа часто вынуждала человека чувствовать свою слабость. Запасы в амбаре крестьянина или феодала, от которых зависела их жизнь, факти-чески определялись волей природы. Дожди с градом, засухи или наводнения, ураганы или заморозки были предвестниками болезней, страданий, гибели. Поэтому зависимость средневекового человека от природно-климатических условий была чрезвычайно большой.

В средние века климат в Европе был нестабильным: то холодало, то теплело. Считается, что в XI в. климат континента напоминал современный. Правда, иногда температура поднималась и выше. В XIII—XIV вв. произошло резкое похолода-ние. Поэтому на севере Европы часто случались неурожаи. Наблюдая за резкими перепадами климата, средневековые летописцы постоянно выражали опасение о наступлении конца света.

В раннем Средневековье благополучие человека во многом определялось воз-можностью пользоваться лесными богатствами. Как сказал французский историк М. Блок, лес сопровождал крестьянина «от колыбели до гроба». Лес был основным строительным материалом, давал свет и тепло, из дерева изготовляли орудия тру-да, предметы ремесла и быта. Однако лес и всё, что в нём, принадлежало сеньору. Крестьяне могли собирать разве что хворост, а ещё плоды и ягоды. Кроме того, в лесу поселялись монахи-отшельники, чтобы маниться и бороться с искушениями. Леса были местами приключений странствующих рыцарей. Иногда в лесах скры-вались разбойники, нападая на путников и грабя их. Следовательно, кому-то лес был убежищем, а кого-то там подстерегала смертельная опасность.

Рубеж VIII-IX вв. Из «Капитулярия о поместьях» Карла Великого Материал с сайта

Чтобы леса и заповедные чаши наши хорошо охранялись; и если где будет удобное место для расчистки, расчищали бы и полям зарастать лесом не давали; а где должны быть леса, никак не допускать их вырубать и уничтожать; зверей же в заповедных чащах наших пристально охранять; заботиться также о соколах и ястребах для нашего дела; но оброки, надлежащие за это, старательно собирать. Управители, а также старо-сты и люди их, если будут гонять свиней на выпас в наш лес, пусть сами первыми платят надлежащую десятину, подавая нам добрый пример, чтобы потом и другие люди их десятину платили полностью.

В эпоху Средневековья влияние человека на природу носило стихийный характер, но его последствия были существенными и непредсказуемыми.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • средневековье влияние человека на природу
  • зависимость человека от природы в средние века
  • влияние человека на природу средневековье
  • охранялась ли природы в средневековье
  • средневековье. взаимоотношения человека и природы

Средневековая Европа сильно отличалась от современной цивилизации: территория ее была покрыта лесами и болотами, а люди поселялись на пространствах, где смогли вырубить деревья, осушить топи и заняться земледелием. Как жили крестьяне в Средние века, чем питались и занимались?

Средневековье и эпоха феодализма

История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.

Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.

В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.

Зависимость крестьян от феодалов

Богатый сеньор получал во владение все окружающие замок земли, на которых располагались деревни с крестьянами. Практически все, чем занимались крестьяне в Средние века, облагалось налогом. Бедные люди, возделывая землю свою и его, платили сеньору не только дань, но также за использование разных приспособлений для обработки урожая: печи, мельницы, пресса для давки винограда. Налог они отдавали натуральными продуктами: зерном, медом, вином.

Все крестьяне находились в сильной зависимости от своего феодала, практически они работали на него рабским трудом, питаясь тем, что оставалось после выращивания урожая, большую часть из которого отдавалась своему господину и церкви.

Между вассалами периодически происходили войны, во время которых крестьяне просили о защите своего хозяина, за что они вынуждены были отдавать ему свой надел, а в будущем становились полностью зависимыми от него.

Деление крестьян на группы

Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.

Орудия труда крестьян в Средние века в поле были примитивными. Самые бедные боронили землю бревном, другие — бороной. Позже появились косы и вилы, сделанные из железа, а также лопаты, топоры и грабли. С IX века на полях стали применять тяжелые колесные плуги, на легких почвах использовали соху. Для уборки урожая предназначались серпы и цепи для обмолота.

Все орудия труда в Средневековье оставались неизменными многие столетия, ведь у крестьян не было денег для приобретения новых, а их феодалы были не заинтересованы в усовершенствовании условий труда, их волновало только получение большого урожая с минимальными затратами.

Недовольство крестьян

История Средневековья отличается постоянным противостоянием между крупными землевладельцами, а также феодальными взаимоотношениями богатых сеньоров и обнищавшего крестьянства. Это положение сформировалось на руинах античного общества, в котором существовали рабство, ярко проявившееся в эпоху Римской империи.

Достаточно тяжелые условия того, как жили крестьяне в Средние века, лишение их земельных наделов и имущества, часто вызывали протесты, которые выражались в разных формах. Некоторые отчаявшиеся бежали от своих хозяев, другие устраивали массовые бунты. Восставшие крестьяне почти всегда терпели поражение из-за неорганизованности и стихийности. После таких бунтов феодалы стремились закреплять размеры повинностей, чтобы остановить их бесконечный рост и уменьшить недовольство бедных людей.

Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян

По мере роста экономики и появления производства к концу эпохи Средневековья произошел промышленный переворот, многие жители деревень стали переезжать в города. Среди бедного населения и представителей других сословий начали преобладать гуманистические взгляды, которые считали личную свободу для каждого человека важной целью.

По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.