Влияние денег на человека – аргументы ЕГЭ. Проблема социальной справедливости, равенства и неравенства людей, их нищеты и бедности

  1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Человек иногда, не замечая своего счастья, проходит мимо. Когда чувство любви возникает у него, становится поздно. Так случилось с Евгением Онегиным. Сначала он отверг любовь деревенской девушки. Встретившись с ней через несколько лет, он понял, что влюблён. К сожалению, их счастье невозможно.
  2. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени». Истинная любовь Печорина к Вере. Его легкомысленное отношение к Мэри и Бэле.
  3. И С. Тургенев. «Отцы и дети». Евгений Базаров отрицал всё, в том числе и любовь. Но жизнь заставила его испытать его это истинное чувство к Анне Одинцовой. Суровый нигилист не смог противостоять уму и обаянию этой женщины.
  4. И А. Гончаров. «Обломов». Любовь Обломова Ольги Ильинской. Желание Ольги вырвать Илью из состояния равнодушия и лени. Обломов пытался найти цель жизни в любви. Однако усилия влюблённых были тщетны.
  5. А. Н. Островский. Невозможно жить без любви. Доказательством тому является, например, глубокая драма, которую пережила Катерина, главная героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза».
  6. И.А. Гончаров. «Обломов». Великая сила любви - тема многих писателей. Часто человек способен ради любимого изменить даже свою жизнь. Однако не всегда это удаётся. Например, Илья Ильич, герой романа И.А. Гончарова «Обломов», ради любви отказался от многих своих привычек. Ольга же, испытав разочарование, бросает Обломова. Взаимообогащающего развития их отношений не получилось, потому что желание прозябать «переползая из одного дня в другой», для Ильи оказалось сильнее.
  7. Л.Н. Толстой. Любовь - великое чувство. Оно способно изменить жизнь человека. Но может принести много надежд и разочарований. Однако это состояние может и преобразить человека. Такие жизненные ситуации были описаны великим русским писателем Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Например, князь Болконский после жизненных невзгод был убеждён, что больше никогда не испытает счастья, радости. Однако встреча с Наташей Ростовой изменила его взгляд на мир. Любовь - великая сила.
  8. А. Куприн. Порой кажется, что из нашей жизни исчезает поэзия, волшебная красота любви, что мельчают чувства людей. Верой в любовь до сих пор поражает читателей рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет». Его можно назвать волнующим гимном любви. Такие рассказы помогают сохранить веру в то, что мир прекрасен, а людям иногда доступно недоступное.
  9. И.А. Гончаров «Обломов». Влияние дружбы на формирование личности - серьёзная тема, волновавшая И. А. Гончарова. Герои его романа, ровесники и друзья, И. И. Обломов и А. И. Штольц, показаны почти по одной схеме: детство, окружение, образование. Но Штольц пытался изменить сонную жизнь друга. Его попытки не увенчались успехом. После кончины Обломова Андрей взял в свою семью сына Ильи. Так поступают настоящие друзья.
  10. И.А. Гончаров «Обломов». В дружбе осуществляется взаимовлияние. Отношения бывают непрочными, если люди не желают помогать друг другу. Это показано в романе И.А. Гончарова «Обломов». Апатичная, трудная на подъём, натура Ильи Ильича и молодая энергия Андрея Штольца - всё это говорило о невозможности дружбы между этими людьми. Однако Андрей прилагал все усилия подвигнуть Обломова на какую-нибудь деятельность. Правда, Илья Ильич не смог достойно ответить на заботу друга. Но желания и попытки Штольца заслуживают уважения.
  11. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Дружба не всегда бывает прочной, особенно если она держится на подчинении одного человека другому. Подобную ситуацию описал Тургенев в романе «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов сначала был яростным приверженцем нигилистических взглядов Базарова и считал себя его другом. Однако он быстро растерял убеждение и перешёл на сторону старшего поколения. Базаров, по словам Аркадия, остался в одиночестве. Это произошло оттого, что дружба не была равноправной.
  12. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (о дружбе, товариществе). О том, что «нет святее уз товарищества», говорится в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».
  • Желание быть богатым может подтолкнуть человека на совершение
  • Ради денег люди способны на предательство
  • Нравственный человек живет не ради огромного состояния, для него важны духовные ценности
  • Жажда быть богатым губит в человеке талант
  • Не всегда большое состояние делает человека счастливым
  • Деньги портят человека
  • Не все в этом мире можно купить за деньги
  • Богатые люди влиятельны, уважаемы в обществе
  • Человек, рассуждающий о значимости благотворительности, сам не должен быть скупым

Аргументы

Н.В. Гоголь “Мертвые души”. Ради денег Чичиков придумывает целую схему: он покупает мертвые души, чтобы впоследствии заложить их в банк и получить внушительную сумму. Жажда наживы толкает человека на обман, герой хочет прийти к своей цели любыми путями. Но Чичиков – не единственный герой, неравнодушный деньгам. В крайней форме проявляется излишняя бережливость у Степана Плюшкина, достаточно богатого помещика. Он ходит в рваной одежде, ест в домах у своих же крестьян, в то время как у него просто так пропадают тонны хлеба. Плюшкин разрывает отношения со всеми своими родственниками, в том числе и с родными детьми, чтобы его деньги никому не достались.

Н.В. Гоголь “Портрет”. Обладающий талантом художник Чартков находит в раме загадочного портрета, купленного им случайно, огромную сумму денег. Это дает ему возможность хорошо одеться, поменять квартиру, купить все необходимое для творчества и разместить рекламу себя любимого. Сначала Чартков хочет работать, развивать свой талант, но в итоге увлекается написанием однотипных портретов, приукрашивающих реальность, за деньги. Он копит и копит деньги, которых у него становится просто немыслимое количество. Однажды он видит работу своего старого приятеля, прожившего всю молодость в нищете, но не отступившего от совершенствования своего таланта. Чартков понимает, что он растерял все свои способности, увлекаясь только лишь заработком. Его охватывает черная зависть: художник начинает скупать все, в чем виден талант. Скоро он сходит с ума и умирает. Деньги сгубили и талант, и жизнь Чарткова.

А.С. Пушкин “Пиковая дама”. Небогатый, живущий на жалованье Германн очень хочет разбогатеть. Он знает увлечения богатой молодежи, выигрывающей и проигрывающей сотни рублей за вечер. Однажды молодой человек узнает о том, что бабушка Томского, его приятеля, якобы владеет тайной трех карт: человека, поставившего их подряд, ждет выигрыш. Германн решает любыми способами узнать тайну. Для этого он использует чувства Лизаветы, воспитанницы старой графини, чтобы проникнуть в особняк. Германн невольно способствует смерти старухи, угрожая ей незаряженным пистолетом. Графиня приходит к нему во сне и называет три карты, которые принесут ему удачу, но Германн должен больше никогда не играть, а после взять Лизавету в жены. Но герой не оказывается счастлив, желание получить деньги губит его: Германн выигрывает две ставки, а в третий раз ему выпадает пиковая дама, очень похожая на старуху. Молодой человек проигрывает все свои деньги, из-за чего сходит с ума и впоследствии умирает.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Наследником огромного состояния становится Пьер Безухов, один из главных героев знаменитого романа-эпопеи. У него нет тяги к деньгам, в отличие от Элен Курагиной, которая выходит замуж за Пьера только из-за желания получить часть его наследства. Герой же хочет настоящих, чистых, светлых чувств. Ему чуждо стремление Курагиных разбогатеть. Мы видим, что для человека, признающего высокие нравственные ценности, деньги не являются главным богатством.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Нищета, ужасные жизненные условия – все это подталкивает Родиона Раскольникова на преступление. Им движет не только желание проверить свою теорию, но и помочь матери с сестрой. Бедность ломает жизнь Сони Мармеладовой: чтобы хоть как-то заработать, она идет по желтому билету. Именно отсутствие средств к существованию заставляет людей совершать безнравственные поступки.

А.П. Чехов “Крыжовник”. Николай Иванович, родной брат Ивана Ивановича, с молодости хотел купить себе хоть какую-то усадьбу, где обязательно должен быть посажен крыжовник. Всю жизнь он только копил деньги: экономил, недоедал, ради выгоды женился на богатой вдове. Через какое-то время его жена, не выдержав такой жизни, умерла. Николай Иванович, ничуть не раскаиваясь, с радостью купил долгожданную усадьбу и посадил крыжовник. Иван Иванович понял, что он доволен и кислым крыжовником, и самим собой. Человек копил всю жизнь ради какой-то низкой цели и в итоге не увидел истинного человеческого счастья, заключающегося отнюдь не в обладании имением и кислом крыжовнике. Деньги сделали его черствым, бездушным человеком.

А.П. Чехов “Слезы крокодила”. Рассуждающий о несправедливости жизни Поликарп Семенович Иудин, владелец ломбарда, говорит, что люди не хотят хоть как-то облегчить судьбу бедняка, сделать хотя бы простое доброе дело. Его размышления оказываются прерваны вошедшим помощником, просящим оценить костюм. Когда речь идет о собственной прибыли, Иудин тут же превращается в очень скупого человека: за шубку старухи, стоящую не менее пяти рублей, он говорит дать три; вместо семи рублей он оценивает костюм в пять. Человек, рассуждающий правильно, настолько движим жаждой выгоды, что тут же забывает о своих же мыслях.

И.А. Бунин “Господин из Сан-Франциско”. За всю жизнь заработав достаточно денег, Господин из Сан-Франциско решает путешествовать со своей семьей. Везде к нему относятся с уважением, предлагают лучшие условия проживания, хорошую еду. Но на Капри герой внезапно умирает от инсульта. После этого больше не уважают ни его, ни семью, ведь при жизни Господина из Сан-Франциско так почитали только из-за того, что он был готов хорошо платить. Смерть не считается ни с кем, огромные богатства для нее тоже не являются помехой.

Сочинение по тексту:

А.П. Чехов считается непревзойдённым мастером короткого рассказа. Но даже в такой сжатой форме, описывая событие, на первый взгляд, обыденное и ничего не значащее, писатель затрагивает самые важные вопросы человеческого существования. Так и в этом рассказе: бедная девушка ошиблась подъездом и стала объектом интереса скучающего чиновника. Но не её судьба, а собственное времяпрепровождение больше заботило «милостивого государя». Чёрствость, себялюбие, бездушие - вот те качества, которые А.П. Чехов презирает в людях высшего сословия.

Взгляды на жизнь А.П. Чехова мне всегда были близки и понятны, и образ чиновника вызывает только омерзение. Влез в личную жизнь несчастной собеседницы, разворотил её душу - и выставил за порог. Не в его силах было достать ей билет - дал бы денег на этот самый поезд! Но нет, без зазрения совести потешался над бедностью и наивностью просительницы, имя которой даже не запомнил и всё время переиначивал.

Героиня рассказа А.П. Чехова напомнила мне Ларису Огудалову - главную героиню пьесы А.Н. Островского «Бесприданница». «Блестящий барин» Паратов вскружил бедной девушке голову, но жениться на ней не собирался. Зачем ему бесприданница? С ней только поразвлечься можно, а жениться надо на «невесте с золотыми приисками». До душевных мук Ларисы Паратову нет дела, потому что он живёт по другим принципам: «Что такое «жаль», этого я не знаю. Найду выгоду, так всё продам, что угодно». Получилось, что за прииски и совесть, и любовь, и душу продал.

В стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» тоже описана картина социального неравенства. Для богатых посетителей двери дома влиятельного чиновника были открыты всегда, а вот бедных просителей-крестьян швейцар даже не пустил на порог. В это время счастливый обладатель палат спал безмятежным сном, потому что ему не было дела до чаяний народа. Поэт с горечью констатирует, что «счастливые глухи к добру». Увы, но это так.

К сожалению, пока существуют богатые и бедные, в нашем обществе найдётся место чёрствости, безнравственности, бездушию. Только нельзя забывать, что перед Богом мы все равны, и добро окупается сторицей. А зло? А зло ещё никого не облагородило и не сделало счастливым.

Текст А. П. Чехова:

(1)На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать... (4)Читать надоело ещё в незапамятные времена, в театр ещё рано, кататься лень ехать... (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься?

- (7)Барышня какая-то пришла! - доложил Егор.

- (8)Вас спрашивает!

- (9)Барышня? Гм... (10)Кто же это?

(11)В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто... даже очень просто. (12)Она вошла и поклонилась.
- (13)Извините, - начала она дрожащим дискантом.
- (14)Я, знаете ли... (15)Мне сказали, что вас... вас можно застать только в шесть часов...

(16)Я... я... дочь надворного советника Пальцева...

- (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь!

- (20)Я пришла к вам с просьбой... - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. - (21)Я пришла... попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даёте... (23)Я хочу ехать, а у меня... я небогата... (24)Мне от Петербурга до Курска...

Гм... (25)Так-с... (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?

- (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была... (31)Мама, пишут, больна...
- Гм... (32)Вы здесь служите или учитесь?

(33)И барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы...

- (34)Служили... (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико...

(36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета... Гм... (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка... (39)Женишок? (40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее. (43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж... (45)А кто он?

- (46)В чиновниках.

- (47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск... (49)Говорят, что уже в ста вёрстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы... (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю!

(53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приёма, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения... (54)Она рассказала, что у неё есть брат-чиновник, кузены-гимназисты... (55)Егор подал чай.

(56)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать...

(57)Милостивый государь глядел на неё и ухмылялся... (58)Он уже не чувствовал скуки... - (59)Ваш жених хорош собой? - спросил он. - (60)А как вы с ним сошлись?

(61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала... (63)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов.
- (65)А у вашего отца неплохой почерк... (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе...
:
(68)Но, однако, мне пора... (69)В театре уж началось... (70)Прощайте, Марья Ефимовна!
- (71)Так я могу надеяться? - спросила барышня, поднимаясь.
- (72)На что-с?
- (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет...

- (74)Билет?.. (75)Гм... (76)У меня нет билетов! (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня...

(78)Хе-хе-хе... (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд... рядом со мной, подлинно, живёт какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семёновна! (82)Очень рад... рад очень...

(83)Барышня оделась и вышла... (84)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.

В рассказе А.П. Чехов «Смерть чи­новника» Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала, чиновник настолько испу­гался, что после униженных просьб простить его умер от страха.

Герой рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий », чиновник Порфирий, встретил на вокзале железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии А.С. Грибое­дова «Горе от ума», уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать является и его роман с Софьей, дочерью Фамусова. Максим Петрович, о кото­ром Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

В рассказе А.П. Чехов «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо - значительное или нет -оказывается в ней задето: генеральская собака или нет.

Н.В. Гоголь-комедия «Ревизор». В этой комедии Н. В. Го­голь представляет нам мир городских чиновников. Писатель разоблачает взяточничество, казнокрадство, подхалимство, неукоснительное соблюдение чиновной субординации. Все чиновники разговаривают с Хлестаковым подобострастно, с трепетом. Они знают, что все берут взятки, поэтому сразу же начинают думать, как дать взятку ревизору. Характерно, что и купцы, находящиеся в пьесе под чиновным миром, являют­ся к Хлестакову с «кузовом вина и сахарными головами». Чи­новничество изображается в пьесе гротескно. Так, самодур­ство Городничего безгранично. Он присваивает деньги, ассиг­нованные на строительство церкви, подвергает розгам унтер- офицершу. Попечитель богоугодных заведений считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет», и вместо полагающегося овсяного супа дает больным одну капусту. Судья, уверенный, что в его бума­гах «сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправ­да», превращает судебное учреждение в собственную вотчину. Доктор Гибнер не в состоянии общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка. Финал этого беспорядка, по мысли писателя, закономерен - мнимый ре­визор уезжает, но приезжает ревизор настоящий, который су­меет наказать виновных.

М.Е. Салтыков-Щедрин - «История одного города».Эта

произведение - смелая и злая сатира на царивший в России административный произвол. Писатель создает гротескные образы градоначальников, сменяющих друг друга в городе Глупове. Каждый из них имеет свою характерную особенность, чем-то отличается от остальных. Так, Перехват-Залихват­ский въехал в город на белом коне, «сжег гимназии и упразд­нил науки». Другой градоначальник, Брудастый, вместо го­ловы имел сосуд с органчиком, выдающим всего две фразы: «Не потерплю!» и «Разорю!». У майора Прыща была фарши­рованная голова. Таким образом, город Глупов у Щедрина - это гротескное изображение всей России.

А.П. Чехов - рассказ «Толстый и тонкий». В этом рас­сказе автор поднимает проблему чиновничьей субординации, чинопочитания. Сюжет его прост. Встречаются два старых приятеля, сначала они очень рады друг другу, общаются за­просто, но затем «тонкий» узнает о том, что его старый знако­мый занимает важный государственный пост. И вся простота общения тут же подменяется соблюдением чиновничьей су­бординации. «Тонкий» начинает разговаривать с «толстым» подобострастно, заискивать перед ним. Второй же герой со­храняет невозмутимость и добродушие на протяжении всего повествования. Таким образом, писатель выступает здесь про­тив рабской психологии человека, приводящей к чинопочи­танию, лести и подобострастию.

В.В. Маяковский - стихотворение «Прозаседавшиеся».

В этом стихотворении поэт поднимает проблему бюрократиз­ма. Мы видим являющихся на службу в учреждения служа­щих и кипу бумаг, из которых выбирают «с полсотни» для очередного заседания. Причем эти заседания следуют одно за другим, тематика их нелепа: театральный отдел заседает с главным управлением по коннозаводству, цель другого засе­дания - решение вопроса о «покупке склянки чернил Губко-оперативом». Лирический герой, тщетно добивающийся ауди­енции чиновников, искренне возмущен. Он врывается на одно из заседаний и видит «людей половины». У героя от этой страшной картины «свихнулся разум». Секретарь же спокой­но объясняет, что чиновники «на двух заседаниях сразу». Так в сюжете стихотворения Маяковского развертывается фразе­ологизм: «не разорваться же мне надвое». Реалистическая, жизненная ситуация сливается у Маяковского с гиперболой, фантастикой, гротеском.

(1)На сытой, лоснящейся физиономии милостивого госу­даря была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать... (4)Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать... (5)Что делать? (6)Чем бы раз­влечься?

- (7)Барышня какая-то пришла! - доложил Егор. -
(8)Вас спрашивает!

- (9)Барышня? Гм... (10)Кто лее это?

(11)В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто... даже очень просто. (12)Она вошла и поклонилась.

- (13)Извините, - начала она дрожащим дискантом. -
(14)Я, знаете ли... (15)Мне сказали, что вас... вас можно за-


стать только в шесть часов... (16)Я... я... дочь надворного советника Пальцева...

- (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен?
(19)Садитесь, не стесняйтесь!

- (20)Я пришла к вам с просьбой... - продолжала ба­рышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. - (21)Я пришла... попросить у вас билет для бес­платного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даете... (23)Я хочу ехать, а у меня... я небогата... (24)Мне от Петер­бурга до Курска...

Гм... (25)Так-с... (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?

- (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (ЗО)Давно уж у них не была... (31)Мама, пишут, больна...

Гм... (32)Вы здесь служите или учитесь?

(33)И барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы...

- (34)Служили... (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше
жалованье было велико... (ЗбЩегуманно было бы не давать
вам бесплатного билета... Гм... (37)Ну, а небось в Курске
и амурчик есть, а? (38)Амурашка... (39)Женишок?
(40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее.
(43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж... (45)А кто он?

- (46)В чиновниках.

- (47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск... (49)Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают та­раканы... (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы ски­дайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю!

(53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские раз­влечения... (54)Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, кузены-гимназисты... (55)Егор подал чай.

(бб)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать... (57)Милостивый госу­дарь глядел на нее и ухмылялся... (58) Он уже не чувство­вал скуки...


- (59)Ваш жених хорош собой? - спросил он. - (60)А
как вы с ним сошлись?

(61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала... (бЗ)Кончила тем, что вы­нула из кармана письмо от родителей и прочла его милости­вому государю. (64)Пробило восемь часов.

- (65)А у вашего отца неплохой почерк... (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе... (68)Но, однако, мне по­ра... (69)В театре уж началось... (70)Прощайте, Марья Ефи­мовна!

- (71)Так я могу надеяться? - спросила барышня, под­нимаясь.

- (72)На что-с?

- (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет...

- (74)Билет?.. (75)Гм... (76)У меня нет билетов! (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня... (78)Хе-хе-хе... (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд... рядом со мной, подлин­но, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семеновна! (82)Очень рад... рад очень...

(83)Барышня оделась и вышла... (84)У другого подъезда

ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.

(По АЛ. Чехову)

Сочинение

А.П. Чехов считается непревзойденным мастером корот­кого рассказа. Но даже в такой сжатой форме, описывая со­бытие, на первый взгляд, обыденное и ничего не значащее, писатель затрагивает самые важные вопросы человеческого существования. Так и в этом рассказе: бедная девушка ошиблась подъездом и стала объектом интереса скучающего чиновника. Но не ее судьба, а собственное времяпрепровож­дение больше заботило «милостивого государя». Черствость,


себялюбие, бездушие - вот те качества, которые А.П. Че­хов презирает в людях высшего сословия.

Взгляды на жизнь А.П. Чехова мне всегда были близки и понятны, и образ чиновника вызывает только омерзение. Влез в личную жизнь несчастной собеседницы, разворотил ее душу - и выставил за порог. Не в его силах было достать ей билет - дал бы денег на этот самый поезд! Но нет, без зазрения совести потешался над бедностью и наивностью просительницы, имя которой даже не запомнил и все время переиначивал.

Героиня рассказа А.П. Чехова напомнила мне Ларису Огудалову - главную героиню пьесы А.Н. Островского «Бесприданница». «Блестящий барин» Паратов вскружил бедной девушке голову, но жениться на ней не собирался. Зачем ему бесприданница? С ней только поразвлечься мож­но, а жениться надо на «невесте с золотыми приисками». До душевных мук Ларисы Паратову нет дела, потому что он живет по другим принципам: «Что такое «жаль», этого я не знаю. Найду выгоду, так все продам, что угодно». Получи­лось, что за прииски и совесть, и любовь, и душу продал.

В стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у па­радного подъезда» тоже описана картина социального нера­венства. Для богатых посетителей двери дома влиятельного чиновника были открыты всегда, а вот бедных просителей-крестьян швейцар даже не пустил на порог. В это время счастливый обладатель палат спал безмятежным сном, по­тому что ему не было дела до чаяний народа. Поэт с горечью констатирует, что «счастливые глухи к добру». Увы, но это так.

К сожалению, пока существуют богатые и бедные, в на­шем обществе найдется место черствости, безнравственно­сти, бездушию. Только нельзя забывать, что перед Богом мы все равны, и добро окупается сторицей. А зло? А зло еще никого не облагородило и не сделало счастливым.


Проблема глубинного содержания пьес А.П. Чехова

(1)Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей поэтиче­ской значительности. (2)Прочтя их, говоришь себе: «Хоро­шо, но... ничего особенного, ничего ошеломляющего. (З)Все как надо. (4)Знакомо... правдиво... не ново».

(б)Нередко первое знакомство с его произведениями раз­очаровывает. (б)Кажется, что нечего рассказывать о них по прочтении. (7)Фабула, сюжет?.. (8)Их можно изложить в двух словах. (9)Роли? (Ю)Много хороших, но нет выигрыш­ных, за которыми погонится актер на амплуа хороших ро­лей (есть и такой). (И)Болыпинство из них маленькие роли, «без ниточки» (т.е. в один лист, не требующий ниток для сшивания). (12)Вспоминаются отдельные слова пьесы, сцены.

(13)Но странно: чем больше даешь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе. (14)Одни места ее заставля­ют, по внутренней связи, вспоминать о других, еще лучших местах и наконец о всем произведении. (15)Еще и еще пере­читываешь его - и чувствуешь внутри глубокие залежи.

(16)Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я не помню спектакля, во время кото­рого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в са­мом произведении - новые глубины или тонкости, которые не были мною раньше замечены.

(17)Чехов - неисчерпаем, потому что, несмотря на обы­денщину, которую он будто бы всегда изображает, он гово­рит всегда, в своем основном духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой бук­вы. (18)Вот почему и мечта его о будущей жизни на земле - не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив -


широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и ос­танется несбыточной, к которой надо стремиться, но осуще­ствления которой нельзя достигнуть.

(19)Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высо­кой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, кото­рому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо еще двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, стра­дать. (20)Все это из области вечного, к которому нельзя от­носиться без волнения.

(К.С. Станиславский)

Сочинение

А.П. Чехову при жизни досталось наибольшее число на­реканий критиков в том, что его произведения неглубокие, обывательские, бесперспективные. Однако время показало совсем другое: при кажущейся простоте чеховские произве­дения затрагивают самые глубинные стороны нашей жизни. Наверное, К. Станиславский это заметил одним из первых. Именно об этом он говорит в статье, фрагмент которой пред­ставлен выше. Известный театральный деятель поднимает проблему правильного отношения читателей к творчеству А.П. Чехова. Он говорит о том, что нельзя обвинять драма­турга в «обыденщине», нужно домысливать, сопереживать, как это делают актеры на сцене в чеховских спектаклях, то­гда откроется большой мир чеховской мечты.

Считаю, что мы просто обязаны прислушаться к мнению К. Станиславского, ведь кому, как не ему, известны все тонкости драматического искусства, а тем более - чехов­ского.

В основанном им Московском художественном театре были поставлены чеховские пьесы «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка», а свободолюбивая птица, изображенная на занавесе сцены, стала визитной карточкой МХТ. Но вернем­ся к Чехову. В комедии «Вишневый сад» на первый взгляд


нет ничего комедийного: Раневская из-за долгов потеряла имение, ее дети Варя и Аня остались без крова, вишневый сад вырубил и распродал на участки дачникам новоиспечен­ный делец Лопахин, отец которого был крепостным в этом же имении. Но Чехов упорно называет это произведение ко­медией, подчеркивая тем самым, что каждый из его героев «ломает комедию» перед другим: Лопахин перед Раневской, Раневская перед дочерьми, Трофимов перед Аней. И в этой ломке действительно гибнет Россия с ее секретами сушеной вишни, фанатичной преданностью Фирса, неприспособлен­ностью Гаева. Чехов тоскует вместе с героями об уходящем, болезненно переживает настоящее и искренне верит в то, что будущее будет светло и прекрасно. И мы ему в этом верим.

В другой пьесе А.П. Чехова «Три сестры» тоже как бы два мира: поверхностный - бытовой и глубинный - внут­ренний. В обычном городе уже двести лет люди «едят, пьют, спят...», иногда от скуки развлекают себя сплетнями. Но се­стры Прозоровы - Ольга, Маша и Ирина - захотели разо­рвать этот вечный круговорот скуки в природе. Для этого им непременно надо было уехать в Москву. И что же? Ока­залось, что они не свободные птицы, а такие же скучные люди, которые их окружали. Мещанство и пошлость были близки и им. А.П. Чехов в пьесе изобразил не просто трех сестер, это мы все: хотим быть особенными, не похожими на других, но упорства в достижении цели нам недостает, в собственные силы не верим, полагаемся на волю случая... В итоге гибнут не только лучшие побуждения, но и ум, талант.

Пьесы А.П. Чехова называют психологическими, и это действительно так. В них так глубоко рассмотрена психоло­гия человеческой души, что книги писателя смело можно назвать пособием по психологии. Конечно, до них надо до­расти, и это объясняет тот факт, что Чехов - любимый пи­сатель именно взрослых читателей. Но я не против того, чтобы мое взросление начиналось с А.П. Чехова.


Проблема оккультных наук

(1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных по­ниманию только избранных. (З)Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сю­да приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

(4)Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поимено­ванные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоуче­ний, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

(7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бес­смысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи странных явлений, далеко не ясных науке, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9)3апрет на экспери­мент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуа­цию, плодит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать» физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов. (И)Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, пу­тешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опрометчиво чураться таинст­венного, отгораживая его бетоном запретов. (13)Все загадоч­ное надо изучать. (14)Однако при одном условии...


(15)Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В те­чение веков астрологию, например, усиленно культивирова­ли как вполне пристойное занятие, и потому к ней приоб­щалось немало ученых. (17)Из глубины истории идет и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечи­тельницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдаю­щихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19)А известный химик А. Бутлеров в со­трудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал жур­нал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спири­ты. (20)Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

(22)Никто из них не шел на обман или фабрикацию фак­тов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывес­ти на путь лженаучных притязаний. (23)«Демаркация» прохо­дит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий по­рядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимал­ся, оказаться в ряду лжеученых. (25)У него недостает для это­го известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы.

(По А. Сухотину)

Сочинение

В нашем мире много такого, что объяснить с точки зре­ния науки не представляется возможным. И чем сильнее запрет на наблюдение за паранормальными явлениями, тем больший интерес они вызывают. А когда все-таки удается приблизиться к разгадке того, что казалось невозможным и непознанным, самым важным является не нарушить мо­рально-этические законы. О проблеме их соблюдения и го­ворится в тексте А. Сухотина. Автор заявляет: «Честный


исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни за­нимался, оказаться в ряду лжеученых».

Я полностью согласна с мнением публициста. Ни в коем случае нельзя спекулировать морально-этическими нормами в погоне за дешевой популярностью, так как ни к чему хо­рошему это не приведет. И подтверждений этому в нашей литературе найдется немало.

М.А. Булгаков в повести «Роковые яйца» как раз описы­вает последствия неосторожного вмешательства в законы природы. «Бумага из Кремля» позволила руководителю сов­хоза «Красный луч» А. Рокку «для поднятия куроводства в стране» экспроприировать у профессора Персикова изобре­тенный им «луч жизни» в виде трех камер для увеличения клетки. Но вместо кур Подмосковье наводнили гигантские питоны и крокодилы, случайно выведенные Рокком вместо кур. Желая не потерять лицо руководителя показательного совхоза, Александр Семенович нарушил всякие законы мо­рали, за что и был жестоко наказан. Впрочем, как и эксцен­тричный профессор Персиков. Спасение же пришло от са­мой природы - в августе вдруг ударил мороз в 18 градусов, и рептилии вымерли. Так М.А. Булгаков еще раз говорит о том, что природа мудра и все в ней устроено правильно, да­же если мы не все можем описать с точки зрения науки.

Конечно, если говорить о нарушении морально-этических норм учеными, то нельзя не вспомнить роман А. Беляева «Голова профессора Доуэля». В погоне за собственной сла­вой Керн, воспользовавшись припадком астмы у Доуэля, лишил голову тела, а потом, пропуская через голову про­фессора электрический ток, примешивая к питательным растворам раздражающие вещества, принудил Доуэля к со­трудничеству. Используя чужие знания, Керн пришивает голову певички Брике к телу Анжелики Гай. Однако этот эксперимент заканчивается неудачей, а разоблаченный Керн кончает жизнь самоубийством. Положительные герои этого романа - врач Мари Лоран и профессор Доуэль - это те


честные исследователи, о которых А. Сухотин как раз и го­ворил, что они имеют качества, «которые предохраняют от соблазна дешевой славы».

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить толь­ко одно: чем бы человек ни занимался, он должен быть нравственно устойчивым и не гнаться за дешевой славой, искажая научные факты. Увы, эта слава беспочвенна и ми­молетна, потому что ее легко развенчать с помощью истин­ных научных познаний.