Таблица истории культура 17 века. Русская культура в X-XVII вв

Под культурой человеческого общества принято понимать сово­купность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики. Культура каждого народа предстает как часть мировой культуры, как результат его творческих усилий, включающий все, что было создано умом и ру­ками людей.

Условно, для удобства изучения, в культуре выделяют материаль­ную и духовную сферы. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие техники, орудий труда, а также жилье, одежду, быт и т. п. К духовной культуре относятся идеологические представле­ния, система образования, наука, литература, искусство и т. д. На са­мом же деле обе эти сферы взаимосвязаны. Материальная культура не может возникнуть без творческой деятельности человека, в то же время произведения духовной культуры, как правило, имеют матери­альное воплощение.

Периодизация истории русской культуры в основном совпадает с общеисторической периодизацией. Обычно выделяют в качестве отдель­ных периодов культуру Руси домонгольского времени, культуру ХШ-XV вв.- времени формирования Русского централизованного го­сударства, культуру XVI и культуру XVII вв. Русскую культуру до конца ХЛШ в. обычно характеризуют как средневековую. С петровских преобразований утверждается новая русская культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры. Как отдельные пе­риоды развития новой культуры рассматриваются: культура первой чет­верти XVIII в., середины - второй половины XVIII в., первой полови­ны XIX в., второй половины XIX в., начала XX в.

Особенности развития русской культуры IX-XVII вв. Это вре­мя господства средневековой культуры. Для нее, во-первых, характер­на общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуют­ся производительные силы, господствует натуральное хозяйство, кон­сервирующее существующий уровень общественных отношений.

Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движе­ние по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным га­рантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что много­кратно повторялось; следование образцам.

В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры являет­ся господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские ра­ционалистические (от лат. «рацио» - разум) представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народ­ной, бытовой культуре.

В-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западно-европейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европей­ских стран, сходством социальной структуры. Наконец, общими были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.

К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Зна­чительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Напри­мер, когда в 1382 г. ордынцы осаждали Москву, ее жители снесли книги в кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом во­рвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812 г. погиб единствен­ный список «Слова о полку Игореве». Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечествен­ной войны. Многие памятники культуры погибли и в результате дей­ствий властей, громивших их по «идейным» соображениям.

Для возрождения памятников старины многое сделали реставра­торы. Например, иконописное творчество Андрея Рублева стало по-настоящему известно только в XX в., когда выдающийся искусство­вед И. Э. Грабарь начал расчистку его икон от олифы и поздних на­слоений. Отреставрированные черные доски «засветились», как мно­го столетий назад.

Истоки русского культурного развития. Культура всякого на­рода складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славян­ских племен, составивших ядро государства. Она испытала несо­мненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приоб­щилась к богатейшему наследию античности. Традиции Визан­тии- одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира - опло­дотворили народную, основанную на языческом мировоззрении куль­туру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

Во второй половине XII - начале ХШ в. русская культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции.

Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое ми­ровоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство - главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный период и первые десятилетия Киев­ской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем исторического монументализма в литературе и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в. рамках княжеств и земель начинают склады­ваться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Самозванство в России.

Лжедмитрий I. Нестабильность экономики и социальные кон­фликты люди того времени объясняли как Божью кару за неправед­ные действия незаконного, «безродного» царя - Бориса Федоровича Годунова. Борис, всячески стремясь сохранить власть, делал все, что­бы убрать потенциальных претендентов. Так, одного из самых близких по крови к Федору Ивановичу его двоюродных братьев - Федо­ра Никитича Романова насильно постригли в монахи и сослали в Антониево-Сийский монастырь (неподалеку от Архангельска) под именем Филарет.

Широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий, «чудесно спасшийся» в Угличе. В 1602 г. в Литве объ­явился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия. Он поведал польскому магнату Адаму Вишневецкому, что его подменили «в спальне угличского дворца». Покровителем Лжедмитрия стал воевода Юрий Мнишек.

Согласно официальной версии правительства Бориса Годунова человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, был монах Григо­рий (в миру - мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). Юшка, как его звали в- молодости, проявил незаурядные способно­сти- знал латинский и польский языки, имел каллиграфический по­черк, обладал редкой способностью быстро ориентироваться в кон­кретной обстановке. В молодости он был слугой Федора Никитича Романова, после ссылки которого постригся в монахи. В Москве он жил в расположенном в Кремле Чудовом монастыре (ныне не суще­ствует) и служил при патриархе Иове.

В. О. Ключевский справедливо писал, что Лжедмитрий был лишь «испечен в польской печке, а заквашен в Москве». Заручившись поддержкой польско-литовских магнатов, Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал римскому папе распространить католицизм в России. Лжедмитрий обещал также передать Речи Посполитой и сво­ей невесте Марине Мнишек, дочери сандомирского воеводы, Северские (район Чернигова) и Смоленские земли, Новгород и Псков. Авантюра Лжедмитрия не была его личным делом. Лжедмитрий поя­вился в обстановке всеобщего недовольства правительством Бориса Годунова со стороны как знати, так и русских крестьян, горожан, казаков. Лжедмитрий понадобился польским магнатам для того, что­бы начать агрессию против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному наследнику. Эта была скрытая интервенция.

В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навербо­вав 2 тыс. наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Его поддерживали многие бояре и дворяне, недо­вольные Годуновым. Поддерживали Лжедмитрия и народные массы, связывавшие с ним надежды на избавление от гнета и улучшение своего положения.

Борис Годунов в борьбе со Лжедмитрием I допустил целый ряд ошибок. Он не верил, что самозванца поддержит народ, поздно объ­явил указ о том, кто стоит за спиной якобы воскресшего царевича Дмитрия. Проявив нерешительность, Годунов не возглавил поход против самозванца. Судьба Лжедмитрия решалась под г. Кромы: маршрут движения на Москву сознательно был избран через районы, где жило казачество и было много беглых крестьян. Под Кромами царские войска перешли на сторону самозванца.

Этому событию предшествовала неожиданная смерть Бориса Фе­доровича Годунова на 54-м году жизни. Еще утром 13 апреля 1605 г. он принимал послов. После обеда и небольшой прогулки кровь хлынула у него из носа и ушей, царь скончался. Спустя сутки состоялась церемония присяги новому царю - сыну Бориса шестна­дцатилетнему Федору Борисовичу.

Царь Федор Борисович и его мать по требованию самозванца были арестованы и тайно убиты, а патриарх Иов сослан в монастырь. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий во главе перешедшей на его сторону ар­мии триумфально вступил в Москву и был провозглашен царем. Бо­лее того, он стал именовать себя императором. Новый патриарх, «лу­кавый и изворотливый грек» Игнатий венчал его на царство. Филарет (Ф. Н. Романов) был назначен ростовским митрополитом.

Оказавшись в Москве, Лжедмитрий не спешил выполнить данные польским магнатам обязательства, понимая, что если бы он попытал­ся ввести католичество или отдать исконно русские земли польским феодалам, то не смог бы удержаться у власти. В то же время Лже­дмитрий подтвердил принятые до него законодательные акты, закре­пощавшие крестьян (указ о пятилетнем сыске беглых).

Продолжение крепостнической политики, новые поборы с целью добыть обещанные польским магнатам средства, недовольство русской знати, особенно усилившееся после женитьбы Лжедмитрия на Марине Мнишек, привели к организации против него боярского заговора. В мае 1606 г. вспыхнуло восстание против Лжедмитрия. Ударил набат­ный колокол. Москвичи, во главе которых встали бояре Шуйские, пе­ребили более тысячи поляков. Марину Мнишек спасли бояре. Она и ее окружение были высланы в Ярославль. Лжедмитрий, преследуемый восставшими, выпрыгнул из окна Кремлевского дворца и был убит. Современники насчитали более 20 ран на теле Лжедмитрия. Через три дня труп его был сожжен, прах заложен в пушку, из которой выстре­лили в ту сторону, откуда пришел самозванец.

Лжедмитрий II. В то время когда Василий Шуйский осаждал И. И. Болотникова в Туле, на Бряшцине (г. Стародуб) объявился но вый самозванец. По согласованию с Ватиканом польские шляхтичи, противники короля Сигизмунда III (гетманы Лисовский, Ружицкий, Сапега), объединились с казацким атаманом И. И. Заруцким, выдвинув в качестве претендента на русский престол Лжедмитрия II (1607-1610). Внешними данными этот человек походил на Лжедмитрия I, что подметили участники авантюры первого самозванца. До сих пор личность Лжедмитрия II вызывает много споров. По всей видимости, он происходил из церковной среды.

Лжедмитрий II в ответ на призыв И. И. Болотникова двинулся к Туле на соединение с восставшими. Соединения не произошло (Тула была взята войсками Шуйского), и в январе 1608 г. самозванец предпринял поход на столицу. Летом 1608 г. Лжедмитрий подошел к Москве, но попытки взять столицу закончились безрезультатно. Он остановился в 17 км от Кремля, в местечке Тушино, получил прозвище «Тушинский вор». Вскоре в Тушино перебралась и Марина Мнишек. Самозванец обещал ей 3 тыс. золотых рублей и доходы с 14 русских городов после воцарения в Москве, и она признала в нем своего мужа. Было совершено тайное венчание по католическому обряду. Самозванец обещал способствовать распространению католицизма в России.

Лжедмитрий II был послушной марионеткой в руках польских шляхтичей, которые сумели взять под свой контроль северо-запад и север русских земель. Доблестно в течение 16 месяцев сражалась крепость Троице-Сергиева монастыря, в обороне которой значительную роль сыграло окрестное население. Выступления против польских захватчиков произошли в раде крупных городов Севера: Новгороде, Вологде, Великом Устюге.

Если Лжедмитрий I 11 месяцев провел в Кремле, то Лжедмитрий II 21 месяц безуспешно осаждал Москву. В Тушине при Лжедмитрий II из числа недовольных Василием Шуйским бояр (народ метко назвал их «тушинскими перелетами») сложилась своя Боярская дума, приказы. Взятый в плен в Ростове митрополит Филарет был наречен в Тушине патриархом.

______________________________________________________________________

16. «Смутное время» в России в начале 17 века. Борис Годунов.

События рубежа XVI-XVII вв. получили, с легкой руки современ­ников, название «Смутное время». Время лихолетья затронуло все сто­роны русской жизни - экономику, власть, внутреннюю и внешнюю по­литику, идеологию и нравственность. Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана IV и при его преемниках.

Поруха 70-80-х годов XVI в. Тяжелейший экономический кри­зис получил название «поруха 70-80-х годов XVI в.». Запустели наи­более развитые в экономическом отношении центр (Москва) и севе­ро-запад (Новгород и Псков) страны. Одна часть населения разбежа­лась, другая - погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50% пашни (а местами до 90%) оставались необработанными. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. В 1570-1571 гг. по стране прокатилась эпидемия чумы. Крестьянское "хозяйство" потеряло устойчивость, в стране начался голод. Помещики в этих условиях не могли выполнить свои обязанности перед государством, а у последне­го недоставало средств для ведения войны и управления державой.

Центральная власть пошла по пути прикрепления основного производителя - крестьянства - к "земле" феодалов-землевладельцев. В конце XVI в. в России фактически в государственном масштабе ус­тановилась система крепостного права.

Фактическое закрепощение крестьянства в конце XVI в. Кре­постное право - высшая форма неполной собственности феодала на крестьянина, основанная на прикреплении его к земле феодала (боя­рина, помещика, монастыря и т. п.) или феодального государства (при отсутствии частного собственника земли, когда крестьянские общины несут повинности в пользу государства).

Ряд историков считает, что крепостное право было введено цар­ским указом в 1592 или 1593 г. Однако текст указа не найден, име­ются лишь косвенные доказательства его существования. Большинст­во историков придерживается мнения, что крепостное право сложи­лось в результате последовательного издания серии указов, ограничивших, а потом на практике отменивших право свободного перехода крестьян от одного феодала к другому.

Царь Федор Иоаннович. Другой причиной смуты стал династи­ческий кризис. Опричнина не разрешила до конца разногласия внут­ри господствующего класса. Она укрепила личную власть царя, но оставалось еще достаточно сильное боярство. Господствующий класс не достиг пока прочной консолидации. Противоречия обострились в связи с прекращением законной династии, ведшей счет от легендар­ного Рюрика.

18 марта 1584 г. во время игры в шахматы умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581), младшему сыну Дмитрию бьшо лишь два года. Вместе со своей матерью, седьмой женой Ивана IV Марией Нагой, он жил в Угличе, отданном ему в удел. На престол вступил средний сын Грозно­го - двадцатисемилетний Федор Иоанович (1584-1598), мягкий по натуре, но не способный к делам правления государством.

Личность Федора Ивановича, выросшего в обстановке средневе­ковой жестокости, привлекала внимание многих писателей и худож­ников. «Я царь или не царь» - сакраментальная фраза, вложенная в его уста А. К. Толстым, удачно характеризует Федора Ивановича. Понимая, что престол переходит к блаженному Федору, Иван IV создал при сыне своеобразный регентский совет.

Борис Годунов. Фактическим правителем государства стал шу­рин царя боярин Борис Федорович Годунов, на сестре которого был женат Федор. Годунов выдержал ожесточенную борьбу с крупнейши­ми боярами за влияние на государственные дела. Среди бояр, вхо­дивших в регентский совет, были Никита и Федор Никитич Романо­вы- брат и племянник первой жены Ивана Грозного, а также Иван Петрович Шуйский - отец будущего русского царя.

В 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва, а также обвинения, инспирированные противниками Годунова, приписывали ему организацию убийства царевича с целью захвата власти. Однако историки не располагают убедительными документами, которые до­казывали бы виновность Годунова.

Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия. На Земском соборе был избран новый царь. Преоб­ладание на соборе сторонников Бориса Годунова предопределило его победу.

Борис Годунов (1598-1605) был энергичным, честолюбивым, способным государственным деятелем. В тяжелых условиях - эконо­мическая разруха, сложная международная обстановка - он продол­жил политику Ивана Грозного, но менее жестокими мерами. Годунов вел успешную внешнюю политику. При нем происходило дальней­шее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны. Ук­репились русские позиции на Кавказе. После продолжительной вой­ны со Швецией в 1595 г. был заключен Тявзинский мир (близ Иван-города). Россия вернула себе утерянные земли на берегу Балти­ки- Ивангород, Ям, Копорье, Корелу. Было предотвращено нападе­ние крымских татар на Москву. В 1598 г. Годунов с 40-тысячным дворянским ополчением лично возглавил поход против хана Казы-Гирея, не отважившегося вступить в русские земли. Велось строи­тельство укреплений в Москве (Белый город, Земляной город), в по­граничных городах на юге и западе страны.

Крупным успехом было учреждение патриаршества в России. По­высился ранг и престиж русской церкви, она стала окончательно равноправной по отношению к другим православным церквам. Первым русским патриархом в 1589 г. был избран Иов - сторонник Го­дунова. Ему подчинялись четыре митрополита (Новгородский, Казан­ский, Ростовский, Крутицкий) и шесть архиепископов.

Однако ослабленная Россия не имела сил для ведения широко­масштабных военных действий. Этим обстоятельством воспользова­лись ее усилившиеся соседи - Речь Посполитая, Швеция, Крым и Турция. Обострение международных противоречий станет еще одной причиной разразившихся в период Смуты событий.

Восстание Хлопка. Главная задача нового царя и его советников заключалась в преодолении хозяйственной разрухи. Дав некоторые льготы дворянству и посадским людям, правительство в то же время пошло по пути дальнейшего закабаления крестьянства. Это вызвало недовольство широких народных масс. Крестьяне связывали ухудше­ние своего положения с именем Бориса. Они утверждали, что их за­крепостили при царе Федоре Иоановиче по наущению боярина Бори­са Федоровича Годунова.

Положение в стране еще более обострилось из-за неурожая. В 1601 г. более двух месяцев шли дожди. Потом очень рано, в середи­не августа, ударили морозы и выпал снег, что привело к гибели уро­жая. В несколько раз выросли цены, началась спекуляция хлебом. В следующем 1602 г. посевы озимых вновь не дали всходов. Снова, как и в 1601 г., наступили ранние холода. Цены выросли уже более чем в 100 раз. Ели собак, кошек, кору деревьев. Начались массовые эпидемии. В Москве были отмечены случаи людоедства.

Борис Годунов организовал государственные работы. Он привле­кал москвичей и хлынувших в столицу беженцев к строительству, используя уже имевшийся опыт возведения колокольни Ивана Вели­кого, раздавая хлеб из государственных закромов, разрешил холопам уходить от своих господ и искать возможности прокормиться. Но все эти меры не имели успеха. Поползли слухи, что на страну нало­жено наказание за нарушение порядка престолонаследия, за грехи Годунова.

В центре страны вспыхнуло восстание холопов (1603-1604) под предводительством Хлопка Косолапа. Оно было жестоко подавлено, а Хлопок казнен в Москве.

Смутное лихолетье советские историки объясняли прежде всего классовыми конфликтами. Поэтому в событиях тех лет выделялась прежде всего Крестьянская война XVII в., на фоне которой протека­ли события Смутного времени. В настоящее время многие специали­сты характеризуют события конца XVI - начала XVII в. как граж­данскую войну.

Восстание И. И. Болотникова. Иван Исаевич Болотников был боевым (военным) холопом князя Телятевского. От него он бежал к донским казакам, был захвачен в плен крымскими татарами и про­дан в рабство в качестве гребца на турецкую галеру. После разгрома турецкого флота немецкими кораблями И. И. Болотников оказался в Венеции, откуда через Германию и Польшу попал в Путивль. В Путивль И. И. Болотников прибыл в качестве воеводы царя Дмитрия.

Это произошло после встречи И. И. Болотникова в Самборе в замке Мнишков с похожим на Лжедмитрия I Михаилом Молчано­вым, бежавшим из Москвы и выдававшим себя за спасшегося царя. И. И. Болотников получил от Молчанова грамоту, скрепленную госу­дарственной печатью, в которой он назначался воеводой царя (пе­чать выкрал из Москвы Молчанов), саблю, шубу и 60 дукатов.

Опорой И. И. Болотникова стала Комарицкая волость. Здесь в районе города Кромы скопилось много казаков, поддерживавших Лжедмитрия I, освободившего этот край на 10 лет от налогов. Став во главе казацких отрядов, И. И. Болотников из Кром двинулся на Москву летом 1606 г. Вскоре небольшой отряд Болотникова превра­тился в мощное войско, в состав которого вошли крестьяне, жители городов и даже недовольные боярским правительством отряды дво­рян и казаков во главе с П. Ляпуновым, Г. Сумбуловым, И. Пашко­вым, Воеводы Путивля (князь Г. Шаховской) и Чернигова (князь А. Телятевский), связанные с Лжедмитрием I, подчинились «царскому воеводе». Выступая как воевода царя Дмитрия Ивановича слух о спасении которого вновь ожил в годы правления Василия Шуйского, И. И. Болотников разбил правительственные войска под Ельцом, ов­ладел Калугой, Тулой, Серпуховом.

В октябре 1606 г. армия И. И. Болотникова осадила Москву, рас­положившись у села Коломенского. В это время на стороне восстав­ших было более 70 городов. Два месяца длилась осада Москвы. В решающий момент измена дворянских отрядов, перешедших на сто­рону Василия Шуйского, привела к разгрому армии И. И. Болотни­кова. Добиваясь поддержки бояр и дворян, Василий Шуйский в мар­те 1607 г. издал «Уложение о крестьянах», вводившее 15-летний срок сыска беглых.

И. И. Болотников был отброшен к Калуге и осажден царскими войсками. С помощью пришедшей с Терека по Волге повстанческой армии «царевича Петра» (так называл себя холоп Илья Горча­ков- Илейка Муромец) И. И. Болотников вырвался из осады и от­ступил к Туле. Трехмесячную осаду Тулы возглавил сам Василий Шуйский. Река Упа был перегорожена плотиной и крепость затопле­на. После обещания В. И. Шуйского сохранить жизнь восставшим те открыли ворота Тулы. Царь жестоко расправился с повстанцами. И. И. Болотников был ослеплен, а затем утоплен в проруби в городе Каргополе. Илейка Муромец был казнен в Москве.

Участники восстания. В восстании И. И. Болотникова принима­ли участие представители разных социальных слоев - крестьяне, хо­лопы, посадское население, казачество, дворяне и другие служилые люди. Важную роль на всех этапах восстания сыграло казачество. Обладая оружием, имея военный опыт, крепкую организацию, оно составило ядро армии восставших.

В походе на Москву участвовали, кроме угнетенных слоев населе­ния, также дворяне и служилые люди. Их участие в крестьянском вос­стании можно объяснить тем, что они использовали его в своих целях. В решающий момент дворяне, предав восставших, перешли на сторону правительства. Были в рядах восставших и бояре-авантюристы.

Вместе с русскими в восстании И. И. Болотникова принимали участие мордовцы, марийцы, чуваши и другие народы Поволжья, во­шедшие в состав России.

Требования восставших. О требованиях восставших мы узнаем из документов, вышедших из правительственного лагеря. Они цити­руют так называемые «прелестные письма» («листы»), исходившие из армии И. И. Болотникова,- прокламации, призывавшие население городов и деревень переходить на сторону восставших. Так, москов­ский патриарх Гермоген писал: «... а стоят те люди под Москвою, в Коломенском, и пишут к Москве проклятые свои листы, и велят бо­ярским холопам побивать своих бояр и жен их; и вотчины и поме­стья им сулят... и призывают их воров к себе и хотят им дать и бо­ярство, и воеводство, и окольничество, и дьячество...»

Идеологические представления восставших, несмотря на катего­ричность их требований, имели царистский характер. Наивный мо­нархизм, вера в «доброго» царя лежали в основе взглядов казачества и крестьянства на государственное устройство. Крестьянство и каза­чество видели цель восстания в возвращении к старым, общинным порядкам.

Историки по-разному оценивают мощные народные выступления начала XVII в. Одни из них полагают, что они задержали юридиче­ское оформление крепостного права на 50 лет, другие считают, что, наоборот, ускорили процесс юридического оформления крепостного права, завершившийся в 1649 г. (эта точка зрения представляется бо­лее правильной).

Открытая интервенция. Правительство Василия Шуйского, по­нимая, что не в состояния справиться с Лжедмитрием II, в Выборге (1609) заключило договор со Швецией. Россия отказывалась от сво­их претензий на Балтийское побережье, а шведы давали войска для борьбы с Лжедмитрием II. Под командованием талантливого 28-лет­него полководца М. В. Скопина-Шуйского, племянника царя, нача­лись успешные действия против польских захватчиков.

В ответ Речь Посполитая, состоявшая в войне со Швецией, объя­вила войну России. Войска короля Сигизмунда III осенью 1609 г. осадили город Смоленск, который оборонялся более 20 месяцев. Ко­роль приказал шляхтичам покинуть Тушино и идти под Смоленск. Тушинский лагерь рассыпался, самозванец был больше не нужен польским шляхтичам, перешедшим к открытой интервенции. Лжедмшрий П бежал в Калугу, где вскоре был убит. Посольство тушин­ских бояр отправилось под Смоленск в начале 1610 г. и пригласило на московский трон сына короля - Владислава.

В апреле 1610 г. при загадочных обстоятельствах умер М. В. Скопин-Шуйский. Согласно молве, он был отравлен. Летом 1610 г., оставив в тылу борющийся Смоленск, польская армия двинулась на Москву. В июне 1610 г. русские войска под командованием брата царя, трусливого и бездарного Дмитрия Шуйского, потерпели пора­жение от польских войск. Путь на Москву был открыт. Шведы бо­лее помышляли о захвате Новгорода и других русских земель, чем об их защите: они покинули армию Шуйского и стали грабить севе­ро-западные русские города.

Семибоярщина. Летом 1610 г. в Москве произошел переворот. Дворяне во главе с П. Ляпуновым свергли Василия Шуйского с пре­стола и насильно постригли его в монахи. (Шуйский умер в 1612 г. в польском плену, куда был направлен как заложник вместе с брать­ями). Власть захватила группа бояр во главе с Ф. И. Мстиславским. Это правительство, состоявшее из семи бояр, получило название «се­мибоярщина».

В августе 1610 г. семибоярщина, несмотря на протесты патриар­ха Гермогена, заключила договор о призвании на русский престол Владислава, сына короля Сигизмунда, и впустила войска интервентов в Кремль. 27 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу. Это, было прямое предательство национальных интересов. Перед страной встала угроза потери независимости.

Первое ополчение. Только опираясь на народ, можно было от­воевать и сохранить независимость Русского государства. В 1610 г. патриарх Гермоген призвал к борьбе против захватчиков, за что был арестован. В начале 1611 г. в Рязанской земле было создано первое ополчение, которое возглавил дворянин П. Ляпунов. Ополчение дви­нулось на Москву, где весной 1611 г. вспыхнуло восстание. Интер­венты по совету предателей-бояр подожгли город. Войска дрались на подступах к Кремлю. Здесь, в районе Сретенки, был тяжело ранен князь Д. М. Пожарский, руководивший передовыми отрядами.

Однако развить успех русские войска не смогли. Руководители ополчения высказались за возврат беглых крестьян к их владельцам. Казаки не имели права занимать государственные должности. Про­тивники П. Ляпунова, стремившегося наладить военную организацию ополчения, стали сеять слухи, что он якобы хочет истребить казаков. Те зазвали его в казачий «круг» в июле 1611 г. и убили.

Первое ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки после многомесячной осады овладели Смолен­ском. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам станет рус­ским царем, а Россия войдет в Речь Посполитую.

Второе ополчение. Минин и Пожарский. Осенью 1611 г. посад­ский староста Нижнего Новгорода Козьма Минин обратился с призывом к русскому народу о создании второго ополчения. С помо­щью населения других русских городов была создана материальная база освободительной борьбы: народ собрал значительные средства для ведения войны с интервентами. Возглавили ополчение К. Минин и князь Дмитрий Пожарский.

Весной 1612 г. ополчение двинулось к Ярославлю. Здесь было создано временное правительство России «Совет всея земли». Летом 1612 г. со стороны Арбатских ворот войска К. Минина и Д. М. По­жарского подошли к Москве и соединились с остатками первого ополчения.

Почти одновременно по Можайской дороге к столице подошел гетман Ходкевич, который двигался на помощь полякам, засевшим в Кремле. В сражении у стен Москвы войско Ходкевича было отбро­шено.

22 октября 1612 г. на день обретения иконы Казанской богомате­ри, сопровождавшей ополчение, был взят Китай-город. Через четыре дня сдался польский гарнизон в Кремле. В память об освобождении Москвы от интервентов на Красной площади на средства Д. М. По­жарского был возведен храм в честь иконы Казанской богоматери.

Победа была одержана в результате героических усилий русского народа. Символом верности Родине вечно служит подвиг костром­ского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов. Благодарная Россия первый скульптурный памятник в Москве воздвигла Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому (на Красной площади, скульптор И. П. Мартос, 1818). Навсегда сохранилась память об обороне Смоленска и Троице-Сергиева монастыря, о борьбе жителей города Корелы про­тив шведских захватчиков.

Окончание интервенции. Перед правительством Михаила Федо­ровича стояла труднейшая задача - ликвидация последствий интер­венции. Большую опасность для него представляли отряды казаков, бродившие по стране и не признававшие нового царя. Среди них наиболее грозным был Иван Заруцкий, к которому перебралась Ма­рина Мнишек со своим сыном. Яицкие казаки выдали И. Заруцкого в 1614 г. московскому правительству. И. Заруцкий и «Воренок» были повешены, а Марина Мнишек заточена в Коломне, где вскоре, вероятно, умерла.

Другую опасность представляли шведы. После нескольких воен­ных столкновений, а затем переговоров в 1617 г. был заключен Столбовский мир (в деревне Столбово, недалеко от Тихвина). Шве­ция возвращала России Новгородскую землю, но удерживала за со­бой Балтийское побережье и получала денежную компенсацию. Король Густав-Адольф после Столбовского мира говорил, что теперь «Россия не опасный сосед... ее отделяют от Швеции болота, крепо­сти, и русским трудно будет перейти через этот "ручеек"» (река Нева.-Авт.).

Польский королевич Владислав, стремившийся получить русский престол, организовал в 1617-1618 гг. поход на Москву. Он дошел до Арбатских ворот Москвы, но был отбит. В селе Деулино близ Троице-Сергиева монастыря в 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой, за которой оставались Смоленские и Черниговские земли. Происходил обмен пленными. Владислав не отказался от претензий на русский престол.

Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель осталась за Речью Посполитой и Швецией. Таковы последствия событий Смуты во внешней политике России. Во внутриполитической жизни государст­ва значительно выросла роль дворянства и верхушки посада.

В ходе Смуты, в которой приняли участие все слои и сословия русского общества, решался вопрос о самом существовании Россий­ского государства, о выборе пути развития страны. Нужно было най­ти пути выживания народа. Смута поселилась прежде всего в умах и душах людей. В конкретных условиях начала XVII в. выход из Сму­ты был найден в осознании регионами и центром необходимости сильной государственности. В сознании людей победила идея отдать все ради общего блага, а не искать личной выгоды.

После Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы. В конкретных геополитиче­ских условиях того времени был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепост­ное право как основа экономики, православие как идеология, сослов­ный строй как социальная структура.

______________________________________________________________________

Росту грамотности способствовало появление рукописных и печатных учебников – 1634 г. первый Букварь В.Бурцева; в 1648 г. Грамматика М.Смотрицкого: в 1687 г. «Считание удобное» – таблица умножения. Школы устраивались в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве при Печатном дворе было открыто училище с двумя классами; в одном изучали славянские языки, в другом – греческий. В 1687 г. была открыта первая высшая школа – Славяно-греко-латинская академия, выпускники которой получали служебные чины.
Архитектура второй половины XVII в. отличается декоративностью, используются различные украшения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы как снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная архитектура получила название московского барокко. Характерные черты этого стиля – четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, подчеркнутая устремленность здания вверх. Живопись в XVII в. развивалась необыкновенно бурно: происходит становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретный – парсунная (изображение персон) живопись. Это направление возглавил С.Ф. Ушаков, парсуны и миниатюры которого сочетают в себе традиционные и новаторские приемы. («Спас Нерукотворный»).
До XVII в. на Руси не было театра. Его заменяли народные обряды – свадьбы, праздники, колядки, на которых выступали скоморохи – плясуны, акробаты, канатоходцы, музыканты, кукольники. Лишь в XVII в. в Москве при царе Алексее Михайловиче появляется настоящий придворный и школьный театр (1672 г.). Пьесы по евангельским и житейским сюжетам ставились учителями, а играли в них учащиеся.
В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навига-ционных наук – первое светское государственное учебное заведение. В 1724 г. открывается Академия наук со своим университетом и гимназией. М.В. Ломоносов становится первым русским академиком, до него это звание носили только иностранцы. В 1755 г. по инициативе Ломоносова открывается Московский университет.
Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизин. Поэзия представлена творчеством крупнейшего поэта Г.Р. Державина. В его одах («Фелица») есть пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатира на вельмож.
Прославленными русскими архитекторами были В.П. Баженов и М.Ф. Казаков, которые смело сочетали западный и русский стили (Михайловский замок и Петровский дворец). При строительстве новой столицы – Петербурга приглашались иноземные архитекторы: швейцарец Д.Трезини (Петропавловская крепость), итальянцы Б. Растрелли (оформление Петергофа) и В.В. Растрелли (Смольный монастырь и Зимний дворец). В конце XVIII в. создается одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж (с фр. «место уединения»). В его основе приобретенные Екатериной II частные собрания картин западноевропейских мастеров. В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера.

Основная литература:

1. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001, с. 255-268
2. Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс лекций по культурологии /А., 2003, с. 49-55
3. Культурология. Учебник. Под ред. Марковой А.Н./ М., 2002
4. Полищук В. Культурология / М., 1999
5. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994

Дополнительная литература:

1. Адушкин Г.С. Нравственные уроки русской классической литературы / М., 1993
2. История культуры России / М., 1993
3. История русского искусства. В 3-х т./ М., 1991
4. Культурология. Под ред. А.Д. Попова / М., 1994
5. Соловьев С.М. История России (с древнейших времен). Соч. в 18 кн./ М., 1994
6. Очерки русской культуры XII-XV вв. / М., 1969-1970
7. Анисимов Е.В. Время петровских реформ / Л., 1989
8. Бессонов Б. Русская идея, мифы и реальность / М., 1993
9. Турысжанова Р.К. Краткий курс философии / Алматы, 2004

Данное учебное пособие представляет собой часть общего лекционного курса по истории отечественной культуры X-XVII веков и включает разделы, посвященные древнерусской архитектуре и монументальной живописи, древнерусской иконе как феномену, древнерусской музыке. Приложения состоят из библиографического списка, словаря специальных терминов и составленных по принципу чайнворда тестов, позволяющих студентам проверить свои знания. Пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения факультета истории и международных отношений, а также для всех интересующихся культурой Древней Руси.

Данное учебное пособие содержит часть лекционного курса по истории культуры Древней Руси X-XVII вв. В него не вошли лекции о народной культуре (о быте и нравах, смеховой культуре, проявлявшейся в народных праздниках), о философской мысли, еретических движениях и литературных памятниках Древней Руси. В настоящее издание включены лишь разделы о древнерусской художественной культуре (архитектура и монументатьная живопись, иконопись, музыка).

Поскольку применительно к древнерусской культуре уместно говорить о синтезе искусств, поначалу мне хотелось озаглавить это пособие как «Храмовое действо», позаимствовав название у П. Флоренского. В искусстве отражалась модель мира средневекового человека, все лучшее для него сосредоточивалось в провославном храме. Вместе с тем сильны были и языческие элементы в мировоззрении русича. Но в конечном итоге было решено пойти по традиционному пути, разделив материал на главы, соответствующие отраслям художественной культуры. Архитектура объединена с монументатьной живописью, поскольку храм - это образ мира. Икона также является частью этого образа мира, и одна из главных ее характеристик - архитектурность, то есть зависимость ее формата от места, которое она займет в храме. Но иконопись Древней Руси настолько феноменальное явление, что представляется целесообразным выделение его характеристик в самостоятельный раздел. По тем же причинам музыка, важная часть «храмового действа», также рассматривается отдельно.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АРХИТЕКТУРА И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ X-XVII вв 11
Общая характеристика храма 12
Памятники архитектуры Киевской Руси 19
Архитектура эпохи феодальной раздробленности (домонгольский период) 27
Архитектура конца XIII - XV века 37
Архитектурные памятники XVI века 55
Архитектура XVII века 62
ГЛАВА 2 ДРЕВНЕРУССКАЯ ИКОНА 73
Древнерусская икона как феномен 77
Образы древнерусской живописи 93
Образы Спаса 93
Образы Богородицы 97
Праздники 105
Ангелы 111
Образы святых 113
Эволюция живописи в XI-XVII веках 121
Домонгольский период 121
Середина XIII- середина XIV века 122
Эпоха Предвозрождения (конец XIV- начало XVI века) 124
Живопись XVI века 129
Живопись XVII века 136
ГЛАВА 3 МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ 142
Литургическая эстетика 143
Древнерусская система записи нот 146
Музыкальные инструменты на Руси 149
Особенности православной музыки 150
Жанровое своеобразие православной музыки 155
Кризис певческого искусства в XVII веке 160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ (X-XVII ВЕКА) 169
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 201
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 206

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русская культура X - XVII веков, Страхова Н.П., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17 века появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во 2-й половине 17 века появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С. Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.

В зодчестве 17 века намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко - московское или нарышкинское барокко.

Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярустность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий.


КУЛЬТУРА РУСИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII В.

Создание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, библиотека и школа Ярослава Мудрого

1073 – Остромирово Евангелие

1076 – Мстиславого Евангелие

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. 14в. – появление бумаги (из Европы). На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав. Конец 15 в. – скоропись.

1)Рост потребности в грамотных людях

2) образование было начальным, носило церковный характер, малодоступно (получалось в монастырях, домашних условиях, обучались богословским дисциплинам по религиозным произведениям)

3) Письменность – на бумаге «скорописью»

1553 – книгопечатанье, 1563 – 1-я типография Ивана Федорова, 1564 – первая печатная книга – «Апостол», 1565 – «Часослов», 1574 – 1-й букварь (во Львове)

Быстрое развитие системы образования6 начальные школы, специальные школы. Школа в Немецкой слободе; рост печатной продукции, создание государственных (Польского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве (1687)

1634 – букварь В. Бурцева

1682 – напечатана таблица умножения

1665 – школа в Спасском монастыре

1649 – школа при Андреевском монастыре

Летописание

Киево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания

1073 – древний свод

1060 – Летопись монаха Никона

193 – начальный свод (игумен Киево-Печерской лавры Иван)

1113- Повесть Временных Лет (Нестор)

Центры летописания – Новгород, Москва (началось при Иване Калиите), Тверь.

Особенность -общерусский характер, патриотизм, идея единства Руси. Троицкая летопись (начало 15 в.), Московский летописный свод (кон 15в.)

«Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись), «Летописец начала царства, хронографы.

30-е – «Новый летописец» (последняя летопись)

Литература

«Слово о законе и благодати» (митрополит Илларион, 10в.), «Сказание о Борисе и Глебе»(1015г.), Поучение Владимира Мономаха(12в.), «Слово о полку игореве»(≈1185), Моление Даниила Заточника (12в.), Житие Феодосия Печерского (1074г.), Русская Правда (1016,-1072)

Повести: "Слово о погибели Русской земли", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Повести о Шавкале", "Задонщина","Сказание о Мамаеве побоище", "Повесть о Петре и Февронии"

"Хождение за три моря"

Жития: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др.

1-й русский хронограф (сер. 15в.)

40-е – Великие Четьи-Минеи (митрополит Макарий)

Иван Пересветов – «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», программа преобразований в стране.

Андрей Курбской – «История о великом князе Мосовском», переписка с Иваном Грозным.

«Домострой» (Сильвестр)

Исторический: «Синопсис» (И.Гезель), «История России (Медведев), «Повесть об Азовском сидении» (Порошин)

Жития: Печерский, Радонежский, Аввакум

Сатира: высмеивание церковных служителей, судей и чиновников («Повесть о Ерше Ершовиче» и др.)

Светская повесть-драма («Повесть о горе-злосчастии» и др.)

Стихи с бытовыми, сатирическими, любовными мотивами

1687 – «Вирши» (Семеон Полцкий)

Архитектура

989 – Десятинная церковь (Киев)

1037- Софийский собор (Киев)

1045 – Золотые ворота (Киеве)

1052 – Софийский собор (Новгород)

1036 – Спасский собор (Чернигов)

1158-1164 – Княжеский замок (Боголюбово)

1164 – Георгиевская церковь (Ладога)

1165 – Храм Покрова на Нерли

1197 – Дмитриевский собор (Владимир)

1198 – храм спаса на Рядине (Новгород)

Новгород, Псков: церкви Николы на Липне (конец 13 в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (1361), Спасопреображения (1374) Федора на Горке (начало 15 в.). Каменный кремль (Новгород – 1302, Псков – 15в.), Грановитая палата (1433).

Тверь: храм Спасо-Преображения (1285-1290)

Москва:

Складывание Московского стиля зодчества (вторая четверть 15 в.)

Первая половина 15 в.: Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.)

Московский кремль: Иван Калита – дубовые стены, 1367 – белокаменный кремль, конец. 15 – начало 16 в. – завершение строительства ансамбля (Успенски собор (1476-1479), Благовещенский собор (1484-1489))

Архитектурный ансамбль Соборной площади: Архангельский собор (1505-1508), колокольня Ивана Великого (1505-1508,1600). Светские знания Московского кремля: Княжеский дворец (Грановитая палата 1487-1491)

Храмовое строительство:

Крестово-купольные: Успенский собор в Троицко-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитриеве.

Шатровые: церковь Вознесения в с. Коломенском (1532), храм Василия Блаженного (1555-1561)

Кремли: в центральных городах, в Москве: Китай-город (1535-1538), Белый город (1585-1593), деревянные стены на Земляном валу.

1)Обмирщение зодчества

2)Гражданское строительство (здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова

3)Каменное строительство

Шатровое (Спасская башня Московского кремля – 1628, церковь Рождества Богородицы в Путинках, храм Гроба Господня в Иерусалиме – 1652)

-«каменное узорочье» (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, церковь Троицы в Никитинках, Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге и т.д.)

-«нарышкинское барокко» (церковь Покрова в Филях)

4)деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском)

Живопись

Мозаика – Богоматерь Мария-Оранта в Киевской Софии

Фрески – Киевской Софии и Спасо-Нередицы (Новгород)

Иконопись – Владимирская Богоматерь, Спас Нерукотворный, миниатюры в Остромировом монастыре

Новгородская иконописная школа

Псковская иконописная школа

Московская школа (основана на Растово-Суздальской)

Появление фресок

Феофан Грек (Архангельский собор в Кремле, Благовещенский собор в Кремле, церковь Рождества Богородицы, церковь спаса на Ильине).

Андрей Рублев (икона «Троица», фресковая роспись Успенского собора, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Тоицко-Сергиевого монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского кремля)

Иконопись: Дионисий (фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой), «бытийное письмо» (Золотая палата царского дворца), богороднический цикл «О тебе радуется».

Книжная миниатюра

1)Обмирщение

2)Иконопись: годуновский стиль, строгановская школа (Прокопий Чирин), слияние годуновского и строгановского стилей (Оружейная палата, С.Ф.Ушаков – «Троица»)

3)последний взлет фресковой живописи (церковь Ильи Пророка, храм Иоана Предтечи в Толчкове)

4)Парсуны (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, Л.К.Нарышкина, Г.П.Годунова

Общественно-политическая мысль

Культурное единство и определенная устойчивость социальных и этнических процессов. Поворотный момент – принятие христьянства, которое влилось в язычество принеся новое миропонимание, но и оставляя многие традиционные праздники.. Борьба за независимость Русской церкви от византийского владычества.

70-е годы 14 в. – ересь стриголников. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены. 15в. – Новгородо-московская ересь (жидовствующих). В 1504 году были сожжены.

Основные идеологии – превосходство светской власти над церковной ("Сказание о князьях владимирских"), превосходство церковной власти над светской ("Повесть о белом клобуке")

В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория "Москва - третий Рим".

В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов. В XVI в. сохранились традиции русских рационалистических ересей. Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски "правды"( Федор Карпов, Иван Пересветов, Андрей Курбской, Иван 4).

Оживление общественно-политической мысли в первой четв.XVII в. было связано с потрясениями Смутного времени. В середине столетия из-за церковного раскола происходит частичный раскол русского общества.

Наука

Были хорошо развиты ремесла и специальности к ним прилегающие, с принятием православия многие научные достижения Средневековья пришли на Русь через Византию.

С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. Широко распространилось литейное дело - отливка медных пушек и колоколов, церковной утвари и предметов обихода. В ювелирном деле распространились чеканка и гравировка.

На высоком уровне находилась обработка дерева.

В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI в. Очень развито было ювелирное дело, особенно работа по серебру. Быстро совершенствовалось строительное дело. Были освоены новые приемы кладки стен и кровли.

Обследование Сибири Ермаком.

1)Процесс накопления научных знаний

2)География и географические открытия: С.Дежнев – пролив между Азией и Сев.Америкой (1648), Е.Хабаров – карта Приамурья (1649), А. Булыгин – обследование побережья Охотского моря, В.Атласов – обследование Камчатки и Курильских островов

3)Распространение в России знаний других народов

4)опыты теоретического осмысления и обобщения («Устав ратных, пушечных и других дел» А.Михайловым)

Вывод: Культура Руси после крещения стала на одну ступень с общеевропейской культурой и стала достойной ее представительницей. После Батыева нашествия произошел упадок культуры, которая не смотря ни на что начала возрождаться с хозяйством крестьян. Одной из важнейших тем этого периода становится патриотизм и процесс объединения земель. Постепенно отслеживается закономерный процесс обмирщения культуры и ее реагирование на общественно-политические изменения. Предыдущее после Ордынского ига века подготавливали качественный скачок национальной культуры и науки в последующем столетии.