Что и как изучает современная физической географии. Назовите, какая из географических наук изучает: процессы, происходящие в Мировом океане; население Земли; процессы, происходящие

Самое сильное землетрясение произошло в Китае в 1556 г., когда одновременно погибло 830 тыс. человек. В Западной Европе очень крупным было землетрясение 1755 г. в Португалии. При этом полностью была разрушена столица Португалии город Лиссабон и погибло 60 тыс. человек. Часто случаются землетрясения в Сан-Франциско, который стоит на тектоническом разломе. Да и в нашей стране достаточно сейсмически опасных зон. В 1988 г. произошло землетрясение в Армении, при котором погибло свыше 20 тыс. человек и более 500 тыс. остались без крова. А в 1995 г. сильнейшее землетрясение полностью разрушило город Нефтегорск на Сахалине.

Наиболее распространенным экзогенным процессом является выветривание – процесс преобразования горных пород в приповерхностной части земной коры под действием колебаний температуры, химического воздействия воды, газов и органических веществ.

Огромную роль в выветривании играет ветер, выдувающий и разносящий рыхлые частицы горных пород. В результате образуются пески, лёсс, барханы и т.д. Текучие воды, моря и океаны способствуют осадконакоплению, эрозии, приводящим к формированию осадочных пород. Подземные воды растворяют некоторые горные породы, в результате чего образуются провалы на поверхности земли, а также пещеры и другие подземные полости.

Историческая геология

Историческая геология включает в себя стратиграфию, изучающую последовательности отложения слоев горных пород в осадочной оболочке Земли, и палеографию, восстанавливающую физико-географические условия прошлых лет.

Последовательное изучение напластований осадочных горных пород рассматривается как страницы «каменной летописи» Земли. При этом, чем выше лежит геологический пласт, тем он считается моложе. Особое внимание обращается на изучение окаменевших остатков растительных и животных организмов, которые сохраняются в пластах осадочных пород. В результате палеонтологических исследований было установлено, что каждой из эпох в развитии Земли соответствовали определенные растения и животные. Это послужило основой для установления относительного возраста толщ горных пород и позволило подразделить историю последних 600 млн лет жизни Земли на последовательные отрезки времени – периоды, эпохи и века. Таким образом, была составлена стратиграфическая шкала, лежащая в основе более детальной геохронологической шкалы. Этот период был назван фанерозоем и поделен на три эры: палеозой (240 млн лет), мезозой (163 млн лет) и кайнозой (67 млн лет). Эры в свою очередь делятся на более мелкие периоды. Древнейший период в истории Земли был назван докембрийским, или криптозойским. Он составляет 5/6 всей геологической истории Земли и подразделяется на архей (закончился 3,5 млрд лет назад) и протерозой (до 600 млн лет назад).

Таблица 13.1. Геохронологическая шкала фанерозоя

Группа (эра)

Система (период)

Начало, млн лет назад

Продолжительность, млн лет

Кайнозойская (67 млн лет)

Антропогеновая (четвертичный)

Неогеновая

Палеогеновая

Мезозойская (163 млн лет)

Триасовая

Палеозойская (240 млн лет)

Пермская Каменноугольная

Девонская

Силурийская

Ордовикская

Кембрийская

13.3. Становление географии как науки

География система естественных и общественных наук, изучающая природные и производственно-территориальные комплексы и их компоненты.

Такое знание было основой выживания человека в глубокой древности. Поэтому накопление эмпирической информации об окружающей среде началось еще в первобытную эпоху. Но первые попытки научного объяснения географических явлений – смены суши и моря, землетрясений и разливов рек, а также систематическое описание известной части ойкумены, принадлежат древним грекам. Вершиной античной географии стали труды Страбона и Птолемея I–II вв. Страбону принадлежит книга «География», в которой собраны самые полные материалы по страноведению, содержатся топографические, этнографические и политико-исторические данные. В «Руководстве по географии» Птолемея содержится перечень населенных пунктов с указанием их географических координат, а также предложены способы картографирования.

В Средние века географические представления складывались из библейских догм и некоторых выводов античной науки. Даже геоцентрические идеи отвергались большинством мыслителей раннего Средневековья. Так, долгое время важнейшим географическим сочинением считалась «Христианская топография» Космы Индикоплова, написанная в VI в. В ней утверждалось, что Земля представляет собой плоский прямоугольник, омываемый океаном. Солнце ночью скрывалось за горой, четыре крупнейшие реки, известные тогда, брали свое начало в районе горы Арарат (Тигр, Евфрат, Ганг и Нил), а центром Земли был Иерусалим.

Революция в географии началась с эпохой Великих географических открытий. Так принято называть крупнейшие географические открытия, сделанные европейскими путешественниками с середины XV до середины XVII вв. Рост товарного производства в Европе, недостаток ресурсов сопровождались поиском новых земель и новых торговых путей на Восток, откуда везли шелк, пряности и др.

Особую активность в открытии новых земель проявляли португальские мореплаватели, которые уже в XV веке обследовали все западное и южное побережье Африки. Васко да Гама открыл морской путь вокруг Южной Африки в Индию. Колумб открыл Америку, побережье которой активно исследовалось как португальскими, так и испанскими мореплавателями. С начала XVI в. началось активное освоение вновь открытых земель, названных Новым светом, и к середине столетия общее представление о нем было получено. В 1519–1522 гг. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие, на практике доказав шарообразность Земли.

В это же время русские землепроходцы начали активно осваивать Сибирь и Дальний Восток, доказали, что Азия не соединяется с Америкой, открыли Аляску.

В XVII в. в процесс открытия новых земель включились голландские исследователи. Баренц обошел западные берега Новой Земли и Шпицбергена, а Янзон и Тасман открыли Австралию, Тасманию и Новую Зеландию.

В результате данных открытий были установлены очертания обитаемых материков, исследована большая часть земной поверхности. Вслед за путешественниками шли колонисты и торговцы, осваивавшие эти территории, включавшие их в орбиту мировой цивилизации, которая начала складываться с этого времени.

В результате Великих географических открытий человек смог взглянуть на земной шар как на единое целое. Тогда же началось формирование планетарного взгляда на происходящие на Земле процессы. Были выявлены приоритетные направления в географических исследованиях, определившие дальнейшее развитие географии вплоть до XX в. Главной целью ученых стало достижение полноты представлений о Земле. Для этого нужно было заполнить все «белые пятна» на географической карте. Данная задача была выполнена к середине XX в. после появления аэрофотосъемки и получения фотографий со спутников. Кроме того, важно было понять, что представляют собой все земные оболочки, как они связаны между собой, как они обусловливают природные явления. Такой подход позволил превратить географию в строгую науку. В утверждении этих взглядов огромное значение имели работы А. Гумбольдта, который одним из первых понял, что география должна изучать природные явления в их взаимосвязи. При этом он отводил важнейшее место космическим влияниям, так как Считал, что именно они определяют динамику большей части земных процессов.

В своем развитии география прошла ряд этапов. Появление в 1845 г. книги А. Гумбольдта «Космос» ознаменовало завершение этапа накопления эмпирической информации в географии и появление физической географии – одной из фундаментальных естественных наук. В это же время большую роль начинают играть исследования в области экономической географии, систематизировавшей сведения о населении, хозяйстве, административно-политическом устройстве, финансах, торговле, военном потенциале различных стран, что относило географию к области обществознания.

Вторая половина XIX в. проходит под знаком дифференциации и интеграции наук, которая затронула и географию, вызвав появление целого ряда специальных географических дисциплин. Так появилась антропогеография Ф. Ратцеля, биогеография и почвоведение В. Докучаева, сформировались климатология, гидрология, геоморфология, гляциология, мерзлотоведение, палеогеография и др. Также возрастал интерес к комплексным физико-географическим и экономико-географическим исследованиям.

Поэтому в XX в. была осознана необходимость возрождения единой географии как комплексной науки, занимающейся исследованиями как естественных, так и общественных явлений и процессов. Это в свою очередь привело к появлению многочисленных пограничных дисциплин в этой области знания. Таким образом, в наши дни побеждает второй подход к определению географии.

13.4. Структура географического знания

Можно выделить четыре уровня географического знания*:

    теоретическую географию и историю географии, образующих теоретическое ядро данной науки;

    «стволовые» науки (физическую географию, экономическую географию, картографию и страноведение);

    отраслевые науки, появившиеся в результате дифференциации географии и обладающие поисковыми функциями;

    пограничные, или стыковые науки, возникшие в результате интеграции географии с другими науками.

* Такой подход предлагает один из крупнейших отечественных географов В.П. Максаковский. См.: Максаковский В.П. Географическая культура. – М., 1998.

Идея теоретической географии зародилась на Западе в 60-е годы XX в. Главной целью этой науки стало выявление наиболее общих законов и построений пространственно-временных систем и структур, изучаемых географическими науками. Ее возникновение можно рассматривать как результат развития всей системы географических наук, а также активного применения математических методов.

История географии изучает историю географических знаний, географических открытий, формирования географической мысли.

Физическая география – наука о географической оболочке Земли, её составе, структуре, особенностях формирования и развития, пространственной дифференциации. В ее состав входят: общая физическая география, региональная физическая география и отраслевые физико-географические науки.

Общая физическая география это фундаментальная физико-географическая наука, занимающаяся изучением закономерностей структуры, функционирования, динамики и эволюции географической оболочки Земли, общие проблемы территориальной дифференциации (зональность, природные районы разных рангов). Также она изучает сложные природные и природно-антропогенные системы – ландшафты как части географической оболочки Земли. К ней же относят и палеогеографию – науку о закономерностях развития этой оболочки, истории взаимодействия природы и человека, ландшафтах геологического прошлого.

Региональная физическая география изучает конкретные локальные территории, особенности их природы, естественных ресурсов, процессы развития и формирования. В качестве объектов выступают территориальные единицы любого ранга – от стран до мелких районов.

Отраслевые физико-географические науки также изучают географическую оболочку Земли, но в качестве объекта изучения берут лишь одну сторону или структурную часть этой оболочки. Выделяют восемь таких наук:

    геоморфология – изучает исторически развивающийся рельеф земной поверхности, исследует внешний облик рельефа суши и морского дна. Также она рассматривает воздействие на рельеф эндогенных и экзогенных процессов, влияние человека на рельеф;

    климатология – наука о климате, его формировании, географическом распространении и изменении во времени. Она собирает данные об атмосферных процессах за длительный период, обобщает результаты измерений параметров погоды. Это дает возможность судить о климатическом режиме;

    гидрология суши – исследует закономерности процессов и явлений, протекающих в природных водах суши, формирование водного баланса, структуру речных потоков, ледовый режим, химический состав вод и т.д. Объектами ее изучения являются реки, озера, болота;

    океанология -- наука о природных процессах в Мировом океане. Она стремится выявить общие закономерности природы океана как единого целого. Есть специалисты по физике, химии, геологии, биологии океана;

    гляциология – наука о природных льдах на поверхности Земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере. Она изучает режим и динамику развития льдов, их взаимодействие с окружающей средой, роль льда в развитии Земли. Также предметом внимания являются снежно-ледниковые ресурсы, движение ледников, снежные лавины, история оледенения;

    геокриология (мерзлотоведение) – наука о мерзлых почвах и горных породах, процессах их образования, развития и условиях существования. Также изучаются Процессы промерзания и оттаивания мерзлых толщ;

    география почв – изучает закономерности формирования и пространственного размещения почв. В сфере ее интересов факторы почвообразования, региональная география почв;

    биогеография – изучает закономерности распространения живых организмов в зависимости от факторов окружающей среды, а также связи организмов со средой.

Социально-экономическая география

Социально-экономическая география представляет общественную область географии. Это комплекс научных дисциплин, изучающих закономерности общественного производства и расселения людей. Иными словами, социально-экономическая география исследует территориальную организацию жизни общества, особенности ее проявления в отдельных странах, районах и местностях. Иногда эту науку также называют общественной географией или географией человека.

Социально-экономическая география также подразделяется на общую, региональную и отраслевые дисциплины.

Общая социально-экономическая география изучает общие вопросы теории и методологии этой науки, закономерности территориальной организации общественного производства, пространственные процессы и формы организации жизни людей.

Региональная социально-экономическая география под тем же углом зрения исследует конкретные районы, страны и регионы.

Отраслевые социально-экономические географические науки изучают частные вопросы и проблемы, отдельные стороны объектов социально-экономической географии. Выделяют шесть таких наук:

    география населения – часть экономической географии, изучающая структуру, размещение и территориальную организацию населения, которое рассматривается в процессе общественного воспроизводства и взаимодействия с природным окружением. Она устанавливает пространственные закономерности, динамику этих черт населения. В свою очередь она подразделяется на географию города, села, миграций, трудовых ресурсов;

    география промышленности – изучает территориальную структуру промышленного производства, объективные закономерности и специфические особенности развития промышленности в целом и по группам отраслей;

    география сельского хозяйства – изучает закономерности и особенности территориальной дифференциации сельскохозяйственного производства, производственные типы сельского хозяйства, а также сельскохозяйственные земли;

    география транспорта – в центре ее внимания территориальная структура транспорта, закономерности и специфические особенности его размещения, степень транспортной освоенности территорий, транспортные сети и системы транспортных потоков;

    география природных ресурсов – изучает географию отдельных видов природных ресурсов и их сочетаний, пути рационального, использования ресурсов, проблемы их экономической оценки, дает прогноз состояния ресурсной базы;

    рекреационная география – наука о рекреационной деятельности человека, районах отдыха, рекреационных ресурсах, а также вопросах туризма.

Картография

Это область науки, техники и производства.

Она находится на стыке технических, естественных и общественных наук. Долгое время считалось, что составление карт – главная обязанность географии. Самостоятельной наукой картография стала лишь в середине XIX в., чему способствовали успехи математических наук и прогрессивные сдвиги в познании мира.

Картография это наука об отображении и исследовании явлений природы и общества посредством образно-знаковых моделей (картографических изображений). Картография позволяет проследить размещение, свойства и взаимосвязи данных явлений.

Для выполнения поставленных перед ней задач картография создала теорию картографирования, разработала математическую основу карт, их проектирование и составление. Важной частью картографии является создание языка карт и правил их использования (чтения).

Сегодня существует огромное множество видов карт, различающихся по объекту, методу, масштабу. Выделяют также разные отрасли картографирования – научное, научно-справочное, учебное, туристское, навигационное и др. Очень широк спектр тематики карт – геологические, почвенные, геоботанические, ландшафтные, экологические, экономические, политические и др.

Географическая карта это уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости.

Показываемые явления отображаются в особых картографических проекциях с помощью особых символов. Карта дает возможность получать правильные данные о положении, размерах и форме изображаемых земных объектов. Использование картографических знаков позволяет изображать земную поверхность с желательным уменьшением (масштабом), показывать рельеф местности, внутренние свойства изображаемых предметов (на карте моря можно показать физические особенности вод и течений), распространенность явлений и т.д.

Четвертый уровень географического знания

К нему относятся так называемые стыковые научные дисциплины. Они возникают в результате интеграции наук, в сфере внимания которых оказываются одни и те же объекты. На стыке географии и политологии в конце XIX – начале XX в. возникла политическая география. Основоположником этой науки считают Ф. Ратцеля, автора «Политической географии» (1887). Предметом ее исследования является территориальная расстановка классовых и политических сил в связи с социально-экономическими, политическими, этнокультурными и природными особенностями развития регионов и стран, а также их районов.

Данная наука изучает особенности политического и государственного устройства разных стран, процессы формирования территории государства, делает анализ структуры населения, расстановки политических сил, партий и движений. Рассматриваются радикальные изменения на политической карте мира, новые соотношения политических сил на мировой арене, региональные конфликты и глобальные проблемы современности. В последнее время повышенный интерес вызывают исследования в области электоральной географии, которая занимается анализом предвыборных кампаний и самих выборов на государственном и межгосударственном уровнях.

На стыке географии и истории в конце XVIII в. зародилась историческая география. Она изучает конкретную географию прошлого и ее изменения на разных исторических этапах. В сфере интересов этой науки развитие и изменение географической среды за историческое время; политическая карта и государственный строй прошлых эпох; основные демографические характеристики населения прошлого; социальные и экономические характеристики прошлых обществ, исторические аспекты развития материальной и духовной культуры.

На стыке географии с военной наукой находится военная география. Успех любой военной операции во многом зависит от правильного учета особенностей местности, на которой эта операция проводится. Специалисты в этой области изучают военные блоки и союзы, их внутреннюю и внешнюю политику, очаги политической напряженности, могущие перерасти в военные конфликты, военно-экономический потенциал отдельных стран, изучение потенциальных театров военных действий (составление подробных карт). Также развивается военное страноведение, изучающее с перечисленных позиций различные страны (потенциальных союзников и противников).

Этногеография возникла на стыке этнографии и географии. Она изучает особенности расселения народов мира для определения их этнических границ, динамики и численности населения. С этногеографией достаточно тесно связана география культуры, сформировавшаяся на стыке культурологии и географии, изучающая территориальную дифференциацию культуры и ее отдельных компонентов, элементов материальной и духовной культуры. Ведь специфика культуры каждого этноса во многом определяется особенностями природных, климатических условий, в которых этот этнос живет.

Недавно на стыке между географией и медициной возникла медицинская география, которая изучает те факторы и условия окружающей среды, которые влияют на здоровье населения. Также она исследует закономерности распространения болезней человека.

Еще в начале XX в. на стыке химии и наук о Земле возникла геохимия – наука о химическом составе Земли, закономерностях распространения химических элементов в различных геосферах, законах их поведения, сочетания и миграций. Объектом исследования геохимии является круговорот веществ в природе, ее составляющими – гидрохимия и геохимия ландшафтов.

Большое развитие получила геофизика – наука о внутреннем строении, физических свойствах и процессах, происходящих в геосферах.

На стыке географии, лингвистики и истории возникла топонимика – наука о географических названиях, их происхождении, развитии и современном состоянии, смысловом значении, написании и передаче с одного языка на другой.

  1. Концепции современного естествознания (3)

    Учебное пособие

    Государствен­ным стандартом РФ по дисциплине «Концепции современно­го естествознания» , входящей в цикл общих математических... с историей науки и важнейшими концепциями современного естествознания помогут читателю объективно сориентироваться в...

  2. «концепции современного естествознания» (2)

    Документ

    ... .– 256 с. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания . – Новосибирск, 1997. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания . – М., 2003. Горелов А.А. Концепции современного естествознания . – М.,2003. Афанасьев...

  3. «концепция современного естествознания»

    Документ

    «Концепция современного естествознания» Содержание понятия «естествознание» . Естествозна́ние - область науки, ... которые столь характерны для современ­ного естествознания . В современном

Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Объективного – то есть такого, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий реальное положение дел. Наука обязана античной философии и становлением (открытием) величайшей формы логического познания – понятия.

Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. Они фиксируют некоторые особенности научного миропредставления, достаточно тонкие, детализированные, своеобразные, которые делают науку действительно очень мощным, действенным способом познания. Можно выделить несколько таких принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль.

Во-первых, это принцип объективности. Объект – нечто, лежащее за пределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее само по себе, имеющее свои собственные законы развития.

Принцип объективности означает не что иное, как признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. И это познание разумное, рациональное должно следовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающем мире.

Второй принцип, лежащий в основании научного познания, – принцип причинности. Принцип причинности, или, говоря научно, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью. Согласно принципу причинности событий, у которых нет реальной, фиксируемой теми или иными способами причины, не бывает. Не бывает также событий, не влекущих за собой каких-либо материальных, предметных следствий. Всякое событие порождает каскад, или, по крайней мере, одно следствие.

Следовательно, принцип причинности утверждает наличие во Вселенной естественных сбалансированных способов взаимодействия объектов. Только на его основе можно подойти к изучению окружающей действительности с позиций науки, используя механизмы доказательства и экспериментальной проверки.

Принцип причинности может пониматься и трактоваться по-разному, в частности, достаточно сильно различаются между собой его интерпретации в классической науке, связанной, прежде всего, с классической механикой Ньютона, и квантовой физике, являющейся детищем XX столетия, но при всех модификациях этот принцип остается одним из главных в научном подходе к пониманию действительности.


Следующий важный принцип – это принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типы доказательств могут быть разными: от формализованных математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений или опровержений. Но недоказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Для того чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально проверено.

С этим принципом напрямую связан следующий, характерный в основном для экспериментального естествознания, но в некоторой степени проявляющийся в теоретическом естествознании и в математике. Это – принцип воспроизводимости. Любой факт, полученный в научном исследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве копий, либо в экспериментальном исследовании других исследователей, либо в теоретическом дока­зательстве других теоретиков. Если научный факт невоспроизводим, если он уникален, его невозможно подвести под закономерность. А раз так, то он не вписывается в причинную структуру окружающей действительности и противоречит самой логике научного описания.

Следующий принцип, лежащий в основании научного поз­нания, – принцип теоретичности. Наука – не бесконечное нагро­мождение разбросанных идей, а совокупность сложных, замкнутых, логически завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию в упрощенном виде можно представить в качестве совокуп­ности утверждений, связанных между собой внутритеоретическими принципами причинности или логического следования. Отрывоч­ный факт сам по себе значения в науке не имеет.

Для того чтобы научное исследование давало достаточно целостное представление о предмете изучения, должна быть построена развернутая теоретическая система, называемая научной теорией. Любой объект действительности представляет собой огромное, в пределе беско­нечное количество свойств, качеств и отношений. Поэтому и необходима развернутая, логически замкнутая теория, которая охватывает наиболее существенные из этих параметров в виде целостного, развернутого теоретического аппарата.

Следующий принцип, лежащий в основании научного познания и связанный с предыдущим, – это принцип системности. Общая теория систем является во второй половине XX века основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любое явление как элемент сложной системы, то есть как совокупность связанных между собой по определенным законам и принципам элементов. Причем эта связь такова, что система в целом не является арифметической суммой своих элементов, как думали ранее, до появления общей теории систем.

Система представляет собой нечто более существенное и более сложное. С точки зрения общей теории систем, любой объект, являющийся системой, – это не только совокупность элементарных составляющих, но и совокупность сложнейших связей между ними.

И, наконец, последний принцип, лежащий в основании научного знания, – это принцип критичности. Он означает, что в науке нет и быть не может окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия истин.

Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способности разума, а также непрерывной эк­спериментальной проверке. Если в ходе этих проверок и перепро­верок обнаружится несоответствие ранее утвержденных истин реальному положению дел, утверждение, которое было истиной ранее, пересматривается. В науке нет абсолютных авторитетов, в то время как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в качестве одного из важнейших механизмов реализации способов человеческой жизни.

Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых дока­зательств. Остаются авторитеты, характерные только своими гениальными человеческими качествами. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя предыдущие либо как частный случай, либо как форма предельного перехода.

Первые представления о земной поверхности имелись у первобытных охотников и собирателей. Передавая будущим поколениям сведения об окружающем мире, древние люди оставляли рисунки на камне и кости, на коре деревьев и шкурах животных. Так были заложены начальные основы географических знаний.

Рождение науки о Земле

География - одна из древнейших наук. Её название происходит от двух греческих слов: geo - Земля, grapho - пишу (описание). Возникнув в глубокой древности, география сначала действительно имела описательный характер. Путешественники и мореплаватели, полководцы и торговцы брали с собой учёных, чтобы те составляли описания новых земель и народов. Греческий учёный Эратосфен более 2200 лет назад впервые собрал эти описания в научный труд о природе Земли и назвал его «География».

Около 500 лет назад - в эпоху Великих географических открытий - география в течение двух столетий была королевой наук. Монархи и богатые купцы лично обсуждали с географами планы будущих экспедиций и щедро финансировали их путешествия в надежде получить несметные сокровища. За короткий исторический период па карте мира появилась большая часть океанических пространств и обитаемых земель. В это время география представляла собой свод самых разнообразных сведений. Она давала ответы на вопросы «что это?» и «где это расположено?», указывая местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Однако белыми пятками на картах даже в 18 веке оставались Арктика, Австралия, многие внутренние районы материков.

Но мере развития географии её главной задачей стало изучение законов, но которым живёт и развивается наша планета. География начала превращаться из описательной дисциплины в науку, отвечающую на вопрос «почему?». Для этого у географов возникла необходимость понимать и объяснять причины появления и изменения объектов и явлений природы.

Географические науки

Современная география - это сложная разветвлённая система, или «древо» наук. География - единственная наука, которая объединяет разнообразные (знания о природе и людях. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает физическая география. Население и созданные деятельностью людей объекты изучает общественная география. Одна из важнейших задач современной географической науки в целом - исследование многообразного взаимодействия природы и общества для решения стоящих перед человечеством глобальных (мировых) проблем, например, проблемы обеспечения населения продовольствием, природными богатствами, в том числе топливом и водой. Очень важны задачи исследования Мирового океана и космоса. Особое место среди географических наук занимает картография - наука о географических картах. Тесно связана с географией родственная ей наука геология.

Географы сегодня - это специалисты многих профессий. Воды суши исследует гидролог, льды - гляциолог, неровности поверхности Земли - , животный и растительный мир планеты - биотеограф. Геоэкологи предсказывают последствия воздействия человека на природу. В систему географических наук входят и дисциплины практического характера, например медицинская и военная география.

География - это способ познания окружающего мира. Первобытный человек, чтобы выжить должен был хорошо ориентироваться в окружающем его мире: прежде всего хорошо знать его (например, где находятся охотничьи угодья, где съедобные растения и т.д.) и уметь пользоваться этими знаниями. Уже в каменном веке создаются предшественники современных карт - рисунки на стенах пещерных жилищ (см. статью « «), схематично показывающие территорию, окружающую жилище человека.

География как наука

Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое. Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, «от геологии до идеологии», причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.

Эту особенность науки знаменитый русский географ Николай Баранский сформулировал так: «То, что есть везде (как ), в географии не должно быть нигде». Другими словами, не надо писать, что в данной стране есть воздух, почвы, растительность - это есть везде; надо обращать внимание на то, чем воздух этой страны (например, ее климат) своеобразен, чем он отличается от соседних стран.

Начавшись со страноведения, география развивалась далее по линии углубленного изучения отдельных компонентов природы, точнее, земных оболочек: (ее стали изучать такие науки как климатология и метеорология), гидросферы (гидрология суши и океанология), (геоморфология - наука о рельефе), биосферы (биогеография), педосферы (география почв). А в целом взаимодействие различных компонентов природы в каждой конкретной местности изучает ландшафтоведение. Аналогично шло углубленное изучение отдельных сторон жизни общества: хозяйство в целом изучала экономическая география, его отдельные отрасли - соответствующие науки: география промышленности, сельского хозяйства, торговли и так далее; жизнь людей - география населения; политическую жизнь - политическая география.

Но это изучение территории «по разделам» не давало сводного представления о каждой стране или районе. По поводу ситуации, когда территория описывается только «по отраслям», Баранский говорил: представьте, что писатель решил изобразить персонажей своего романа следующим образом: вначале описал, во что каждый из них одет, затем во что они все обуты, далее - какого телосложения, какой цвет волос у каждого, затем - черты характера и так далее. В итоге вроде бы вое описано, но целостного представления о каждом человеке нет. Поэтому необходимо после «покомпонентной» характеристики территории давать и характеристики «порайонные».

«География» - в дословном переводе - «землеописание», что остается до сих пор ее основной задачей. Но естественный ход развития каждой науки - следующий: описание - объяснение -предсказание - управление. Быстрее всего эти этапы прошли науки, изучающие неживую природу. Открытые закономерности механики, например, позволяют успешно управлять движением ; знание законов физики позволяет создавать новые материалы и так далее. В , имеющей дело с более сложными объектами, задачи управления биологическими процессами начали решаться лишь недавно.

Объект изучения географии

Объект изучения географии - земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением - еще более сложен и главное - разнороден: здесь происходят процессы физические (например, круговорот в природе), химические (миграция различных в земной коре), биологические (развитие растительных сообществ), экономические (функционирование народного хозяйства), демографические (), социальные (взаимодействие различных социальных групп и другие), политические (борьба за власть между различными партиями и движениями), социально-психологические (формирование общественного мнения, различного отношения людей к происходящим в обществе процессам) и многие другие (в том числе и те, которые мы пока не знаем).

На любом участке территории - в каждом селе, городе, районе - все эти процессы переплетаются, взаимодействуют (часто самым неожиданным образом) и в совокупности создают свою неповторимую картину «жизни территории» - точнее, жизни общества в конкретных условиях данной территории.

Задача географии

Задача географии - выявить специфику взаимодействия всех этих разнородных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места - то есть решить вначале задачу описания территории (и частично - объяснения происходящих на ней процессов).

Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможно для этой территории. Часто приходится ограничиваться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону рекреации (от латинского «recreatio» - буквально «восстановление» сил и здоровья человека), поскольку она далека от места жительства потенциальных отдыхающих.

Еще более сложна задача управления географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или - заселить опустевшие сельские территории? Общество (в том числе и российское) очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснялось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов (правда, еще плохо изученные), и внешними усилиями далеко не всегда можно что-либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому). О некоторых таких закономерностях будет рассказано в этой книге.

Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы - то есть выполнять прикладные задачи. Но есть и задачи другого рода - связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения - «образа страны».

География России

Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм - любовь к своему Отечеству.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» - эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».

Знание географии имеет особое значение для России - страны, история которой неотделима от ее географии. По словам историка Василия Ключевского, «история России - это история страны, которая колонизируется ». Еще одну сторону значения географии в России хорошо показал Пушкин в своей пьесе «Борис Годунов». В ней есть сцена, в которой царь Борис заходит к своему сыну Федору и застает его рисующим географическую карту:

Царь: А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Федор: Чертеж московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса,

А вот Сибирь.

Царь: А это что такое

Узором здесь виется?

Федор: Это Волга.

Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни -

Когда-нибудь, и скоро, может быть,

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге,

Все под руку достанутся твою.

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

Пушкин устами царя Бориса здесь очень точно выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозреть все царство вдруг» (то есть - одновременно), чтобы лучше понять его.

Михаил Васильевич Ломоносов (который, кроме всего прочего, руководил Географическим департаментом Российской Академии наук) похоже сказал о географии, что она «всея вселенная обширность единому взгляду повергает».

Традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная по крайней мере с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX - начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России - прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.

География - наука, зародившаяся в древности. Уже много веков она описывает природу, население и хозяйство различных регионов и Земли в целом. Теперь это уже не единственная наука, а целая система естественных и общественных наук. Все они в совокупности глубоко исследуют строение географической оболочки нашей планеты, ее составляющих компонентов, изучают причины развития тех или иных природных явлений и процессов, анализируют социально-экономические и экологические проблемы и тому подобное. Система географических наук состоит из самостоятельных наук, научных дисциплин и отраслевых наук.

К самостоятельным наук принадлежат физическая география, социально-экономическая география, история географии, картография. Физическая география изучает природу поверхности Земли и ее разнообразные природные комплексы. Социально-экономическая география изучает населения, его хозяйственной деятельности, закономерности размещения производства. Обе эти науки являются основными ответвлениями географии. История географии изучает развитие теоретической мысли, историю географических исследований и открытий, описывает этапы возникновения и формирования всех географических наук. Картография - наука о географических карты, методы и процессы их создания и использования. Заметим, что картографии принадлежит особое место в географии, потому что она обслуживает не только географические науки, а и достаточно далеки от нее науки и отрасли народного хозяйства - карты широко применяют, например, в военном деле, авиации, судоходстве, административных учреждениях.

В составе физической географии основными научными дисциплинами являются землеведение, региональная физическая география и ландшафтоведение. Каждая из них имеет свой предмет изучения. Так, землеведение изучает географическую оболочку Земли как целостную систему, ее строение, структуру, динамику, развитие и изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Региональная физическая география изучает природу различных районов Земли, в том числе отдельных материков, океанов, стран. Важной частью современной физической географии является ландшафтознавство, которое изучает природные и преобразованы (антропогенные) ландшафты и их компоненты.

Социально-экономическая география также состоит из трех основных дисциплин. Это - экономическая и социальная география мира, региональная экономическая и социальная география и страноведение. Каждая из этих наук имеет свой предмет исследований. Так, экономическая и социальная география мира изучает основы географии мирового производства, исследует структуру, размещение и развитие хозяйства отдельных стран в целом и его основные отрасли, анализирует количественное и качественное состояние населения, формулирует вопросы теории и обнаруживает законы развития предметов исследования. Региональная экономическая и социальная география изучает хозяйство стран и экономических районов (производственно-территориальных комплексов) и связи между ними. Страноведение дает общую характеристику природы и хозяйства отдельных государств или крупных территорий. Составной страноведения является краеведение, предметом изучения которого являются малые территории - их природа, хозяйство, история, быт людей и т. Д.

Наука об охране природы выкристаллизовалась по физической и экономической географии и поэтому сочетает вопросы природы и экономики. Это учение о природных богатствах и их рациональное использование. Задача этой науки - обеспечить эффективное использование природных ресурсов, их расширенное воспроизводство, сохранение ценных и исчезающих видов растений и животных, уникальных ландшафтов.

Вопросами охраны природы сейчас активно занимаются также отдельные отраслевые науки. Они отделились от географии в результате накопления большого количества научных знаний о Земле и в связи с необходимостью глубокого изучения различных компонентов природы и отраслей хозяйства, а также законов развития природы и общества. Сначала назовем отраслевые науки, которые выделились из общей физической географии. Геоморфология - наука о рельефе Земли, происхождение и закономерности развития его форм. Океанология изучает физические, химические, геологические и биологические процессы и явления в Мировом океане, дно океана, пространственную дифференциацию вод и влияние этих факторов на формирование природы планеты. Гидрология сути изучает водные объекты суши: реки, озера, болота, подземные воды, ледники. География почв исследует закономерности распространения почв на земной поверхности. Биогеография изучает закономерности географического распространения и распределение на планете растений, животных и их группировок, а также характер, историю формирования фауны и флоры отдельных территорий.

Социально-экономическая география также дала начало нескольким отдельным отраслевым наукам. Каждая из них исследует отдельные объекты. География населения изучает территориальные закономерности формирования, размещения и развития населения в определенном социально-экономическом и географическом среде, общественная география - особенности и закономерности территориальной организации жизни общества в различных странах, районах, местностях, природных зонах. География и экономика природных ресурсов изучает природные ресурсы и осуществляет экономическую оценку их в стране, области, районе или на любой другой конкретной территории. География промышленности исследует территориальную структуру промышленного производства, объективные закономерности и особенности развития промышленности в целом и по отдельным группам отраслей в составе территориальных систем разного уровня. Предметом изучения географии сельского хозяйства является аграрно-территориальные комплексы разных типов и районов, географии транспорта - условия, факторы и закономерности формирования, функционирования и территориальной организации транспортных систем как средства связи между территориально-производственными комплексами.

Экология в широком понимании является наукой, изучающей взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания. Сейчас очень большое значение приобретают комплексные исследования взаимодействия природы и общества с целью обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни на нашей планете.

Описанная система географических наук не охватывает всех ее ответвлений. В частности, в ней не упоминаются такие науки, как медицинская, военная и политическая география, палеогеография, гляциология, мерзлотоведение, геоэкология и некоторые другие. И хотя приведена классификация современного разделения географии не является полной, она свидетельствует, что все географические науки объединяет тесная взаимосвязь между исследуемыми объектами и общность конечной цели, которая заключается в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства и в определении характера взаимодействия между человеческим обществом и окружающей средой.