Желание выделиться свойственно представителям любого народа. Однако различия в условиях жизни и образе мыслей могут приводить к появлению чего-то удивительного и даже шокирующего. В этой статье вы найдёте некоторые примеры того, чем своё общество волнуют японцы.
Гяру (ギャル)
Название ギャル гяру происходит от английского слова «girl» (девочка). Эти девушки отличаются вызывающей внешностью и ярким макияжем, совсем не характерными для . Их поведение соответствует внешнему виду.
Мода гяру берёт начало в 70-е годы, а её пик приходится на 90-е. Внешний вид представительниц этой субкультуры менялся со временем, появлялись новые течения. Например:
«Школьные девочки» (コギャル)
Название происходит от сокращения 高校ギャル ко:ко: гяру , где ко:ко: – это старшая школа.
«Чёрные лица» (ガングロ)
Если название этой ветви гяру записывать иероглифами, получится 顔 (лицо) + 黒 (чёрный). Этот стиль появился под влиянием американских фильмов, когда японские девушки хотели быть похожими на загорелых красоток.
Общественность интересуется языком гяру, в котором постоянно появляются новые любопытные словечки. Например, в топе 2016 первые три места занимают такие слова, как «хиита» (произносят, когда чему-то радуются), «ёки» (хорошо, хороший) и «рабурицу» (лайк в социальной сети).
Но всё же мода не бывает вечной, и в конечном итоге многие гяру меняют свой стиль.
Сиронури (白塗り)
В отличие от гангуро, которые стараются сделать своё лицо как можно темнее, представители сиронури, наоборот, пользуются белилами. Дословно название субкультуры переводится как «раскрашенный белым» (сирой – белый, нуру – красить). Сиронури – одна из наименее распространённых субкультур в Японии. Её представители стараются быть похожими на привидений из классического японского фольклора или просто привлекательных монстров.
Отаку (オタク)
Слово отаку первоначально означает «ваш дом» (お宅). Считается , что по отношению к людям его начали использовать примерно в конце 80-х – начале 90-х годов, когда Миядзаки Цутому , потерявший связь с реальностью из-за нездоровой любви к аниме и манге, совершал серийные убийства маленьких девочек.
Сейчас это слово уже не несёт такого страшного значения. Отаку – это человек глубоко помешанный на чём-либо (по-русски его бы описали словом «задрот»). Так могут называть как девушек, так и парней. Обычно это слово ассоциируется с ярыми фанатами манги и аниме. Такие отаку обычно собирают фигурки и плакаты, покупают ростовые подушки с персонажами аниме и прочее. Если бы у них был выбор, то предпочли бы жить в мире 2D.
Примерно так обычно выглядят эти ребята:
Благодаря фотографу Сиори Кавамото у нас есть возможность взглянуть на комнаты девушек-отаку:
А это уже мужская комната, причём в квадрате (комната отаку в комнате отаку!)
Рэкидзё (歴女)
Рэкидзё можно дословно перевести как «историческая (歴) женщина (女)». Это разновидность отаку – девушки, которые одержимы доиндустриальной Японией. В свободное время они посещают древние дворцы, смотрят постановочные самурайские бои и читают книги по истории. Эти девушки пытаются найти себя в ушедших эпохах. Их интересы проявляются и в языке: на своих встречах они могут общаться на древних диалектах.
Одно из самых характерных увлечений рэкидзё – отряд синсэнгуми .
Босодзоку (暴走族)
Байкерские группировки, наиболее распространённые в 80-е годы. Название субкультуры состоит из слов 暴走 бо:со: «нестись с бешеной скоростью» и 族 дзоку «семья, группа». В прошлом они волновали общественность своими дикими заездами и драками, но сейчас их из-за ужесточения правил.
Янки
Школьные хулиганы. Или же молодые люди, которым не писан закон, и которые максимально наслаждаются жизнью. Представителями этой субкультуры могут быть как парни, так и девушки. Эти ребята любят волновать общественность. Например, несмотря на соблюдение правил внешнего вида и даже оригинальный подход, янки устраивают беспорядки на День совершеннолетия уже несколько лет подряд.
Их фото с дня совершеннолетия 2017 года:
Хикикомори (引き籠り)
Если одни люди реагируют на общественные правила вызовом и агрессией, то другие, наоборот, замыкаются в себе. Название 引きこもり хикикомори происходит от слова 引き籠る хикикомору «сидеть дома (взаперти), не выходить». Хикикомори – это не просто необщительный и тихий человек. Это тот, кто максимально отказывается от общества, изолируется в своей комнате и контактирует лишь с родственниками, с которыми живёт в одной квартире. В 2013 году в Осаке даже был зафиксирован случай , когда у мужчины умер пожилой отец, и он, боясь общения с другими людьми, две недели жил с трупом.
Человека можно назвать хикикомори, если он не покидает свой дом более шести месяцев, не имеет никакого заработка и избегает любых контактов с внешним миром.
Также существует понятие ニート ниито (Not in Employment, Education or Training), сходное по смыслу с хикикомири. Считается , что ниито – это люди в возрасте от 15 до 34 лет, которые живут на чужом содержании, не работают, не посещают учёбу и не выполняют домашние обязанности (уборка, готовка и т.п.). Соответственно не каждого хикикомори можно назвать ниито.
Хикикомори – это достаточно пугающий феномен общества. Большинство представителей этой субкультуры – мужчины в возрасте от 35 до 40 лет. Они живут с уже достаточно пожилыми родителями, и с каждым годом повышается вероятность того, что они останутся одни. Чтобы помочь хикикомори, группа Надэсико-но кай создала буклет под названием 「陸のひとりだけ島」 (рику-но хитори дакэ сима , досл. «одинокий остров у материка»), в котором приводятся краткие истории жизни хикикомори, даются полезные советы о том, как, например, ухаживать за одеждой, готовить, убираться, получать пособие и многое другое.
Часто люди становятся хикикомори от того, что не находят себе места в обществе. Над ними издевались в школе, их преследовали неудачи, на них давили правила, поэтому они решали просто уйти. Сейчас процент хикикомори немного снизился , однако это отнюдь не говорит о положительных тенденциях. Ведь и количество населения Японии в целом становится меньше...
Лолита (ロリータ)
Это женская субкультура, представительницы которой одеваются в стиле Викторианской эпохи и рококо. Внешне девушки выглядят как куколки или маленькие девочки.
Существует несколько разновидностей стиля Лолит:
«Сладкая Лолита» (甘ロリ амарори)
«Готическая Лолита» (ゴスロリ госурори)
Кигурумин (きぐる民)
Это позитивные ребята, которые наряжаются животными или персонажами своих любимых мультфильмов, и радуют окружающих, разгуливая в таком виде по улице. Слово «кигуруми» (название их костюмов) происходит от сочетания глагола 着る киру «носить» и ぬいぐるみ нуигуруми «мягкая игрушка». Окончание «мин» (民) обозначает «народ». То есть кигурумин – это люди, которые носят кигуруми. Первые представители субкультуры появились в 2003 году.
Вы можете посмотреть, как мило танцуют кигурумин.
Существует и отдельная разновидность аниме кигуруми:
Дзэнтай (ゼンタイ)
Полное название субкультуры звучит как 全身タイツ дзэнсин тайцу , то есть «обтягивающий всё тело». Дзэнтай одеваются в свои цветные обтягивающие костюмы и выходят в таком виде гулять и шокировать общественность. Это крайне немногочисленная субкультура, представители которой чувствуют себя абсолютно защищёнными среди толпы, скрыв от окружающих всё, что может выдавать их личность.
Япония наверное одна из самых удивительных стран в мире по необычности своих традиций и правил как в прошлом, так и в настоящем. Наверняка в этом основную роль сыграло островное расположение этого государства, но наверняка этнографам виднее и уже есть куча исследований на эту тему.
Кого только из молодежи не встретить на улицах Европы, но уличная мода Японии все равно в несколько раз необычнее!
Не верите? Смотрите …
Япония начала подражать западной моде с середины XIX столетия. К началу XXI столетия сформировалось такое явление, как японская уличная мода. Термин японская уличная мода или её английский эквивалент - Japanese Street Fashion в последнее время часто употребляется в виде аббревиатуры JSF.
Часто для создания собственного стиля используются иностранные и европейские бренды. Некоторые из этих стилей являются «шикарными» и «гламурными», подобными высокой моде, бытующей в Европе. История и состояния этих тенденций были рассмотрены Shoichi Aoki с 1997 в модном журнале Fruits, который является одним из самых популярных среди поклонников моды в Японии.
Позже, японский хип-хоп, который всегда присутствовал среди андеграундной сцены Токио и набрал растущую вместе со своими западными направлениями популярность, тоже повлиял на японскую моду.
Популярные музыкальные тенденции других направлений также влияют на моду в Японии, так как много подростков желают быть похожими на своих любимых звёзд.
Также, в самых модных тенденциях японской моды присутствует большое желание японской молодёжи походить на европейцев и даже африканцев, что обуславливается многовековой закрытостью Японии от других стран. Так, например, готические направления моды тяготеют к европейской (в частности французской и немецкой) культуре XVII-XVIII веков, а поклонники более светлых и радостных тенденций стремятся походить на загорелых жителей Калифорнии или даже на чернокожих исполнителей хип-хопа что отразилось в японской субкультуре когяру.
Современная японская уличная мода
Хотя стили часто изменялись за эти годы, основные направления ещё остались популярны в Японии. Обычно модные направления задаёт культура таких районов и кварталов Токио, как Синдзюку, Сибуя, Харадзюку, Гандза и Одайба.
Лолита
Одно из самых известных направлений на Западе из японской уличной моды, культивирующая у японских девушек инфантильность и готическую стилистику в одежде. Распространение этого направления поистине огромно. В подвидах Лолиты встречаются как готические, так и «сладкие» гламурные виды, как элементы панк и готик-субкульур, так и элементы традиционной японской одежды. Также, этого образа могут придерживаться мужчины, особенно музыканты направления Visual kei, в частности, такие исполнители, как Мана, сольный проект известного японского гитариста Хидзаки и множество других групп, особенно направление Котэ. Кроме того, это направление моды распространено в другом направление вижуала - Осярэ кэй, в котором большинство музыкантов для того, чтобы впечатлить и привлечь поклонниц, часто используют стиль лолита или его элементы, например, в группах An Cafe, Lolita23q и Aicle.
Также есть более мужской вариант, такой как «элегантный готический аристократ» - стиль, в котором воплотились представления японцев о европейской аристократической моде.
Гангуро
Мода гангуро стала популярна среди японских девушек в начале XXI века. Типичная , одетая в стиле гангуро, носит яркие аксессуары, мини-юбки и саронги, окрашенные узелковым батиком. Для стиля гангуро характерны обесцвеченные волосы, тёмный загар, накладные ресницы, чёрно-белая подводка для глаз, браслеты, серёжки, кольца, ожерелья и ботинки на платформе.
Гяру
Субкультура гяру сходна с субкультурой гангуро настолько, что возможно ошибочно принять один стиль за другой. Однако, стиль гяру от гангуро отличают те же признаки, но увеличенные в несколько раз, так как идеалом служат привлекательные девушки американских тёплых городов и штатов, а также популярные чернокожие исполнительницы хип-хопа, поп- и других мейнстримовых направлений современной музыки. Девушки проводят значительное время в соляриях, чтобы придать своей коже сильный загар и быть похожим на этих исполнителей. На японском жаргоне когяру называют школьниц в мини-юбках, предпочитающих розовый цвет в одежде, окрашивающих волосы под блондинок и имеющих «поддельный» загар.
Fruits (стиль Харадзюку)
На данный момент второй после «лолиты» из самых популярных японских молодёжных стилей. Зародился преимущественно в токийском квартале Харадзюку района Сибуя, вследствие чего официально называется стилем Харадзюку. Название возникло в 1997 году, когда известнейший фотограф Соити Аоки основал одноимённый журнал, посвящённый странной моде, и начал фотографировать эпатажных прохожих прямо на улицах. Сейчас журнал «Fruits» можно найти в любом уголке планеты. Стиль стал популярен и в Европе и в Америке.. Главный принцип стиля - собрание различных модных элементов, брендов и предметов одежды на вкус носящего, по принципу «винегрет».
Так, человек одевающийся в этом стиле, может надеть сразу очки, медицинскую повязку на лицо, шапку, шорты, рубашку либо футболку, куртку и главный признак этого стиля - множество аксессуаров. В японской музыке эту культуру отражает направление «Осярэ кэй», где музыканты часто становятся образцом для копирования. На западе стиль часто путается с субкультурой эмо, но это ошибочно, так-как в целом, стиль проповедует оптимистический взгляд на жизнь, инфантильность и не имеет с эмо каких либо связей.
Visual Kei
Человек, одевающийся в этом стиле, использует очень много косметики и делает необычные причёски всех цветов радуги. Андрогинность - популярный аспект стиля, но используется, скорее, для привлечения девушек, или, вместе с ложной нетрадиционной ориентацией, для эпатажа и создания провокационного имиджа, чем для обозначения сексуальных интересов носящего. Это направление зародилось в середине 80-х годов на волне популярности таких групп как X Japan, COLOR и тому подобных. Так как корень стиля лежит в среде рок-музыки, то и Visual Kei является некоторым видом мировых рок-, метал-, готик- и панк-субкультур. Но ввиду конфликтности между фанатами Visual Kei и фанатами западной металической музыки, принято разделять эти движения.
Бо:со:дзоку
В то время, как стиль бо:со:дзоку (яп. «агрессивная банда, ездящая на мотоциклах») был популярен в 90-е годы и сейчас практически исчез, он до сих пор используется в разного рода произведениях для создания комического эффекта, стереотипный вид бо:со:дзоку часто изображается и даже высмеивается во многих формах японских СМИ, аниме, манга и фильмы. Типичный бо:со:дзоку часто изображается в униформе, состоящей из обмундирования парашютиста, как те, которые носят чернорабочие или так называемые «токко-фуку» (???), (пальто с написанными на спине военными лозунгами), их обычно носят без рубашки (на голое туловище) вместе с подвёрнутыми мешковатыми штанами и высокими ботинками.
Также популярен образ рокеров эпохи рок-н-ролла, в частности, стиль Элвиса Пресли. Движение босодзоку пересекается с субкультурой байкеров, босодзоку часто расписывают свои . Часто этот образ используется в аниме для создания комичного образа хулиганов или «шестёрок» якудза. Один из таких примеров - персонаж Рю Умэмия в манге и аниме Король шаманов и учитель Онидзука во времена своей молодости из аниме GTO.
Косплей
Косплей, (сокращение от английского «costume play» - «костюмированная игра») , является скорее культурным явлением, чем модным стилем. косплея часто одеваются в созданные самостоятельно или купленные в специальном магазине костюмы персонажей видеоигр, аниме, фильмов или манги, а также в участников популярных групп или j-pop-идолов. Очень плотно связан со стилями «visual kei» и «лолита».
Модная промышленность и популярные марки
Хотя уличная мода в Японии и носит свободный характер, и нет такого производителя модных вещей, который мог бы претендовать на монополию в этой области, говорят, что ряд дизайнеров, таких как Иссэй Миякэ, Ямамото Ёдзи, и Рэй Кавакубо Comme des Gar?ons являются тремя признанными законодателями японской моды. Они стали известными ещё в 80-х годах и до сих пор остаются популярными брендами.
Целенаправленно продвигала стиль уличной моды компания «Onitsuka Tiger» (ныне известная как ASICS). Япония также известна существенным потреблением иностранных брендовых предметов роскоши. По данным JETRO на 2006 год, Япония потребляла 41 % предметов роскоши всего мира
Влияние на западную культуру
В начале 90-х г.г. прошлого века японская уличная мода перебралась в Америку, откуда разошлась по Европе. Во многом этому способствовали такие субкультуры как хип-хоп, рейв, а также BMXинг, скейтбординг, сёрфинг и т. д. С этого момента она получила официальный статус и начала носить название стритстайл.
Социальный аспект
Поскольку главными чертами японской молодёжной моды являются: желание быть похожим на европейцев либо американцев, эпатаж и сильный нонконформизм с желанием выделиться, то причины возникновения таких тенденций следует искать в истории и культуре Японии когда веками страна была закрытой от других стран и земель, а в стране действовали суровые моральные законы и устои. Вследствие чего молодёжь со свойственным ей максимализмом восприняла западную культуру и свободу полученную после Реставрации в японском обществе. Впоследствии подобные тенденции у японской молодёжи, ещё больше изменили взгляды японского общества.
Японская уличная мода в поп-культуре
Известный американский певец и композитор Мэрлин Мэнсон, был близким другом гитариста hide (отца Visual kei) и использовал в своём образе элементы второй волны этого направления, что потом подхватили многие индастриал-метал группы такие как Deathstars.
Поп-певица Гвен Стефани является известным поклонником стиля харадзюку и упоминала его в некоторых своих песнях и клипах. Вокалист группы Tokio Hotel подражает Visual Kei.
Если раньше Япония была знаменита своим высоким эстетическим вкусом с глубоким символизмом, сквозящим практически везде - от кимоно до чайной церемонии, то сегодня Япония славится своими странностями. Именно в этой стране можно увидеть на улице гигантского робота, автомат, продающий грязное белье, и переодетых в горничных мужчин, работающих официантами.
Мы расскажем о 10 самых странных субкультурах, родиной которых стала Япония.
1. Гяру
Нынешние гяру заслужили прозвища "заставляющие родителей плакать" и "дегенеративные школьницы" за нарушение традиционных для японок табу и увлечение западными ценностями. Они выделяются легкомысленным поведением, позитивным мышлением, любовью к яркой модной одежде, особыми представлениями об идеалах красоты.
Декора — это японский уличный стиль, крайне популярный на сегодняшний день. В 1997-м году вышел журнал "FRUiTS", который публиковал фотографии самых ярких представителей моды улиц в Японии. Аки Кобаяси, первая модель, которая оказалась на обложке этого журнала, поделилась в одной из колонок о том, как она создала свой индивидуальный стиль и одежду. Стиль со временем стал известен как Декора, а его последователи стали продавать свои изделия в японском квартале Харадзюку. Девушки Декора цепляют на себя безумное количество пластиковых украшений и заколок, надевают неоновые юбки и разноцветные гольфы, а иногда даже носят марлевые повязки, которые сами и разукрашивают.
3. Visual kei
Музыкальный жанр Visual kei возник на базе японского рока в результате смешения его с глэм-роком, металлом и панк-роком в 1980-х годах. "Visual kei" буквально означает "визуальный стиль". Он характеризуется использованием макияжа, сложных причёсок, ярких костюмов, его последователи зачастую прибегают к андрогинной эстетике.Этот стиль принадлежит исключительно представителям "сильного" пола.
Благодаря поклонникам, visual kei как субкультура смогла обрести и фэшн составляющую. Во внешнем облике музыкантов групп visual kei появились черты "готических лолит".
4. Янки и Босозоку
Банды мотоциклистов, известные как "Кланы Скорости" или "Босозоку" были популярны в Японии в ранние 1960-е. В 1970-е начали появляться и женские формирования поклонниц крутых мотоциклов. Популярность этих объединений сказалась на статистке японской полиции: по их данным, около 26 000 жителей страны состояло в различных байкерских бандах, но в 1980-х годах количество мужчин в этих группировках постепенно начало снижаться. Что, кстати, не помешало девушкам сплотиться ещё сильнее. Так родилась субкультура "Янки", в которой можно увидеть отголоски стилей как Босозоку, так и Сукебан. Их главными атрибутами была сараши — белая материя, которую оборачивают вокруг груди, халат, похожий на плащ и маску. И разумеется, основным "реквизитом" были скутеры или мотоциклы.
5. Ко Гал
Слово "gal" появилось в обиходе японцев в 1980-х годах и означает оно "девушка, которая любит брендовую одежду". "Ko" происходит от японского слова "kodomo", что значит "ребёнок". Представители Ко Гал стараются выглядеть настолько молодо, насколько это возможно, используя при этом милые детские аксессуары. Узнать их можно по школьной форме с укороченными юбками, сильному загару, обесцвеченным волосам и бессменным высоким носкам. Некоторые, кстати, используют клей, чтобы носки держались на икрах как положено. Со временем течение Ко Гал трансформировалось в субкультуру под названием "Hime Gal", где первая часть означает "принцесса". Основным условием этого стиля является ношение вычурных ярко-розовых вещей самых дорогих марок.
6. Гангуро
Легкий загар Ко Гал у Гангуро приобрёл экстремальный характер. Каждую неделю представители стиля посещают солярий, но на этом не останавливаются: перед выходом в свет обильно наносят на кожу тёмный тональный крем. Дословный перевод слова "Гангура" — "чёрное лицо". Загар — это еще не самый главный атрибут стиля. Представительницы субкультуры всегда носят обувь на неимоверно толстой подошве, мини-юбки, а волосы обесцвечивают или раскрашивают во все цвета радуги. Макияж — это отдельный разговор: Гангуро не скупятся на чёрную или белую подводку для глаз, а также на белую помаду, кроме того, они носят голубые контактные линзы.
7. Лолита
Стиль Лолиты — наиболее популярная субкультура Японии, которая широко распространилась за пределы страны. Существует несколько подвидов Лолит. Готические представляют собой смесь рококо и предпочитают одежды темных цветов. "Сладкие" Лолиты выбирают пастельные тона, а также кружева и бантики. Любительницы панка сочетают оборки с цепями. Кроме того, существует направление стиля, которое носит название "Wa". Они, в свою очередь, предпочитают традиционную японскую одежду — кимоно — расшитое иероглифами. Аксессуары, популярные для всех видов Лолит включают в себя шляпки, капоры, зонтики, обувь на платформе с завязками, а также гольфы с оборками.
8. Кигуруми
Стиль Кигуруми ненадолго задержался в японской индустрии моды — с 2003-го по 2004-й годы. И был очень странным фэшн-феноменом. Девушки, которые проводили своё время в районах Шибуя, болтаясь без дела, нуждались в комфортной одежде, и поэтому их выбор пал на дешёвую спортивную одежду в виде животных, которую они покупали в магазинах "Всё для вечеринок". Кроме костюмов Пикачу или Винни-Пуха, представительницы Кигуруми носили милые аксессуары в виде животных: кошельки, серёжки и прочие.
9. Манба
Стиль Манба во многом схож с Гонгуро. Слово пошло от имени японской безобразной ведьмы Яманба. Из-за вредности частого посещения соляриев Манба используют очень темную основу под макияж, отсюда и параллели с ведьмой. Собираясь в группы, адепты стиля танцуют под музыку Para или просто синхронно двигаются под техно. Одежда и аксессуары Манба всегда эксцентричные и яркие. Косметики они тоже не жалеют: очень белые губы и огромные белые круги под глазами, кроме этого, подростки наклеивают прямо на лицо "блестяшки" и наклейки, а их лица обрамляют волосы всех оттенков радуги.
10. Отаку
Отаку" в Японии называют человека, который увлекается чем-либо, но за пределами страны, в том числе и в России, это понятие обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги. В Японии для отаку, увлекающихся аниме и мангой, используется сленговый термин "акихабара-кэй", обозначающий молодых людей, всё своё время проводящих в районе Акихабара и увлекающихся миром аниме и его элементов, таких как, например, мэйд-кафе - заведения, в которых официантки одеты в анимешные костюмы горничных. Одним из центральных элементов культуры отаку является понятие моэ, означающее фетишизацию или влечение к вымышленным персонажам.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"
Япония наверное одна из самых удивительных стран в мире по необычности своих традиций и правил как в прошлом, так и в настоящем. Скорее всего в этом основную роль сыграло островное расположение этого государства, но этнографам виднее и уже есть куча исследований на эту тему.
Мы уже обсуждали такие странности японцев, как или например мы уже с вами знаем и почему . Знаем, зачем нужно и как проходят
Кого только из молодежи не встретить на улицах Европы, но уличная мода Японии все равно в несколько раз необычнее!
Не верите? Смотрите...
Япония начала подражать западной моде с середины XIX столетия. К началу XXI столетия сформировалось такое явление, как японская уличная мода. Термин японская уличная мода или её английский эквивалент — Japanese Street Fashion в последнее время часто употребляется в виде аббревиатуры JSF.
Часто для создания собственного стиля используются иностранные и европейские бренды. Некоторые из этих стилей являются «шикарными» и «гламурными», подобными высокой моде, бытующей в Европе. История и состояния этих тенденций были рассмотрены Shoichi Aoki с 1997 в модном журнале Fruits, который является одним из самых популярных среди поклонников моды в Японии.
Позже, японский хип-хоп, который всегда присутствовал среди андеграундной сцены Токио и набрал растущую вместе со своими западными направлениями популярность, тоже повлиял на японскую моду.
Популярные музыкальные тенденции других направлений также влияют на моду в Японии, так как много подростков желают быть похожими на своих любимых звёзд.
Также, в самых модных тенденциях японской моды присутствует большое желание японской молодёжи походить на европейцев и даже африканцев, что обуславливается многовековой закрытостью Японии от других стран. Так, например, готические направления моды тяготеют к европейской (в частности французской и немецкой) культуре XVII—XVIII веков, а поклонники более светлых и радостных тенденций стремятся походить на загорелых жителей Калифорнии или даже на чернокожих исполнителей хип-хопа что отразилось в японской субкультуре когяру.
Современная японская уличная мода
Хотя стили часто изменялись за эти годы, основные направления ещё остались популярны в Японии. Обычно модные направления задаёт культура таких районов и кварталов Токио, как Синдзюку, Сибуя, Харадзюку, Гандза и Одайба.
Лолита
Одно из самых известных направлений на Западе из японской уличной моды, культивирующая у японских девушек инфантильность и готическую стилистику в одежде. Распространение этого направления поистине огромно. В подвидах Лолиты встречаются как готические, так и «сладкие» гламурные виды, как элементы панк и готик-субкульур, так и элементы традиционной японской одежды. Также, этого образа могут придерживаться мужчины, особенно музыканты направления Visual kei, в частности, такие исполнители, как Мана, сольный проект известного японского гитариста Хидзаки и множество других групп, особенно направление Котэ. Кроме того, это направление моды распространено в другом направление вижуала — Осярэ кэй, в котором большинство музыкантов для того, чтобы впечатлить и привлечь поклонниц, часто используют стиль лолита или его элементы, например, в группах An Cafe, Lolita23q и Aicle.
Также есть более мужской вариант, такой как «элегантный готический аристократ» — стиль, в котором воплотились представления японцев о европейской аристократической моде.
Гангуро
Мода гангуро стала популярна среди японских девушек в начале XXI века. Типичная девушка, одетая в стиле гангуро, носит яркие аксессуары, мини-юбки и саронги, окрашенные узелковым батиком. Для стиля гангуро характерны обесцвеченные волосы, тёмный загар, накладные ресницы, чёрно-белая подводка для глаз, браслеты, серёжки, кольца, ожерелья и ботинки на платформе.
Гяру
Субкультура гяру сходна с субкультурой гангуро настолько, что возможно ошибочно принять один стиль за другой. Однако, стиль гяру от гангуро отличают те же признаки, но увеличенные в несколько раз, так как идеалом служат привлекательные девушки американских тёплых городов и штатов, а также популярные чернокожие исполнительницы хип-хопа, поп- и других мейнстримовых направлений современной музыки. Девушки проводят значительное время в соляриях, чтобы придать своей коже сильный загар и быть похожим на этих исполнителей. На японском жаргоне когяру называют школьниц в мини-юбках, предпочитающих розовый цвет в одежде, окрашивающих волосы под блондинок и имеющих «поддельный» загар.
Fruits (стиль Харадзюку)
На данный момент второй после «лолиты» из самых популярных японских молодёжных стилей. Зародился преимущественно в токийском квартале Харадзюку района Сибуя, вследствие чего официально называется стилем Харадзюку. Название возникло в 1997 году, когда известнейший фотограф Соити Аоки основал одноимённый журнал, посвящённый странной моде, и начал фотографировать эпатажных прохожих прямо на улицах. Сейчас журнал «Fruits» можно найти в любом уголке планеты. Стиль стал популярен и в Европе и в Америке.. Главный принцип стиля — собрание различных модных элементов, брендов и предметов одежды на вкус носящего, по принципу «винегрет».
Так, человек одевающийся в этом стиле, может надеть сразу очки, медицинскую повязку на лицо, шапку, шорты, рубашку либо футболку, куртку и главный признак этого стиля — множество аксессуаров. В японской музыке эту культуру отражает направление «Осярэ кэй», где музыканты часто становятся образцом для копирования. На западе стиль часто путается с субкультурой эмо, но это ошибочно, так-как в целом, стиль проповедует оптимистический взгляд на жизнь, инфантильность и не имеет с эмо каких либо связей.
Visual Kei
Человек, одевающийся в этом стиле, использует очень много косметики и делает необычные причёски всех цветов радуги. Андрогинность — популярный аспект стиля, но используется, скорее, для привлечения девушек, или, вместе с ложной нетрадиционной ориентацией, для эпатажа и создания провокационного имиджа, чем для обозначения сексуальных интересов носящего. Это направление зародилось в середине 80-х годов на волне популярности таких групп как X Japan, COLOR и тому подобных. Так как корень стиля лежит в среде рок-музыки, то и Visual Kei является некоторым видом мировых рок-, метал-, готик- и панк-субкультур. Но ввиду конфликтности между фанатами Visual Kei и фанатами западной металической музыки, принято разделять эти движения.
Бо:со:дзоку
В то время, как стиль бо:со:дзоку (яп. «агрессивная банда, ездящая на мотоциклах») был популярен в 90-е годы и сейчас практически исчез, он до сих пор используется в разного рода произведениях для создания комического эффекта, стереотипный вид бо:со:дзоку часто изображается и даже высмеивается во многих формах японских СМИ, аниме, манга и фильмы. Типичный бо:со:дзоку часто изображается в униформе, состоящей из обмундирования парашютиста, как те, которые носят чернорабочие или так называемые «токко-фуку» (特攻服), (пальто с написанными на спине военными лозунгами), их обычно носят без рубашки (на голое туловище) вместе с подвёрнутыми мешковатыми штанами и высокими ботинками.
Также популярен образ рокеров эпохи рок-н-ролла, в частности, стиль Элвиса Пресли. Движение босодзоку пересекается с субкультурой байкеров, босодзоку часто расписывают свои мотоциклы. Часто этот образ используется в аниме для создания комичного образа хулиганов или «шестёрок» якудза. Один из таких примеров — персонаж Рю Умэмия в манге и аниме Король шаманов и учитель Онидзука во времена своей молодости из аниме GTO.
Косплей
Косплей, (сокращение от английского "costume play" — "костюмированная игра") , является скорее культурным явлением, чем модным стилем. Фанаты косплея часто одеваются в созданные самостоятельно или купленные в специальном магазине костюмы персонажей видеоигр, аниме, фильмов или манги, а также в участников популярных групп или j-pop-идолов. Очень плотно связан со стилями «visual kei» и «лолита».
Модная промышленность и популярные марки
Хотя уличная мода в Японии и носит свободный характер, и нет такого производителя модных вещей, который мог бы претендовать на монополию в этой области, говорят, что ряд дизайнеров, таких как Иссэй Миякэ, Ямамото Ёдзи, и Рэй Кавакубо Comme des Garçons являются тремя признанными законодателями японской моды. Они стали известными ещё в 80-х годах и до сих пор остаются популярными брендами.
Целенаправленно продвигала стиль уличной моды компания «Onitsuka Tiger» (ныне известная как ASICS). Япония также известна существенным потреблением иностранных брендовых предметов роскоши. По данным JETRO на 2006 год, Япония потребляла 41 % предметов роскоши всего мира
Влияние на западную культуру
В начале 90-х г.г. прошлого века японская уличная мода перебралась в Америку, откуда разошлась по Европе. Во многом этому способствовали такие субкультуры как хип-хоп, рейв, а также BMXинг, скейтбординг, сёрфинг и т. д. С этого момента она получила официальный статус и начала носить название стритстайл.
Социальный аспект
Поскольку главными чертами японской молодёжной моды являются: желание быть похожим на европейцев либо американцев, эпатаж и сильный нонконформизм с желанием выделиться, то причины возникновения таких тенденций следует искать в истории и культуре Японии когда веками страна была закрытой от других стран и земель, а в стране действовали суровые моральные законы и устои. Вследствие чего молодёжь со свойственным ей максимализмом восприняла западную культуру и свободу полученную после Реставрации в японском обществе. Впоследствии подобные тенденции у японской молодёжи, ещё больше изменили взгляды японского общества.
Японская уличная мода в поп-культуре
Известный американский певец и композитор Мэрлин Мэнсон, был близким другом гитариста hide (отца Visual kei) и использовал в своём образе элементы второй волны этого направления, что потом подхватили многие индастриал-метал группы такие как Deathstars.
Поп-певица Гвен Стефани является известным поклонником стиля харадзюку и упоминала его в некоторых своих песнях и клипах. Вокалист группы Tokio Hotel подражает Visual Kei.