Сообщение на тему культура 20 века. Развитие культуры во второй половине XX — начале XXI века

XX в. - наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации.

Общая характеристики XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов: утверждаются идеалы любви к человеку, равенства, демократии, и одновременно самые смертоносные в истории человечества две мировые войны и обострение социального неравенства людей.

В истории культуры XX в. можно выделить следующие периоды:

1) рубеж XIX в. - начала XX в. - 1917 г. - острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций, проявления декаданса в искусстве, растерянность перед резко меняющимся миром, кризис общественного сознания;

2) 20-30-е гг. - коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры - социалистической;

3) послевоенные 40-е гг. - вся вторая половина XX в. - формирование региональных культур, подъем национального самосознания, бурное развитие техники, слияние науки с производством, смена научных парадигм, бурное распространение массовой культуры;

4) конец XX в. - крушение социалистической системы и культуры, проявление негативных последствий развития техники, приближение экологической катастрофы, нарастание отчуждения человека, природы, техники, государства, духовный кризис человека и западной культуры.

Кризисную духовную ситуацию XX в. прекрасно отразил выдающийся немецкий философ Э. Гуссерль (1859-1938), заметив, что наука потеряла свои связи с основными целями и ценностями человеческой жизни. Авторитет науки заменил моральные нормы и табу.

Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет, но она оказалась очень динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры. Это мы видим повсеместно. Сегодня этот процесс идет по всему миру, что ведет к гибели традиционных аграрных культур как самобытных ценностей.

Техногенная цивилизация в самом своем бытии определяется как общество, постоянно изменяющее свои основания. В нем совершается генерация новых идей и образцов, различных концепций, возникают новые ценностные ориентации. Многие ученые особую роль отводят идеям как регуляторам жизни общества.

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы остается доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Приобретая большие полномочия, техника начинает выходить из-под контроля человека и превращается в стихию «нового типа». В наше время она оказалась нарушителем природного равновесия планеты.

Кризис культуры, о котором с тревогой пишут современники, выражается прежде всего в функциональных нарушениях механизмов адаптации человека, в запаздывании подстройки к этим изменениям. Происходящие изменения на социальном или природном уровне стали превышать адаптивные способности человека и природы.

Симптомами кризиса культуры и конца цивилизации в цепочке этих изменений на Земле оказался кризис экосистемы, который в современных условиях приобретает все более необратимый характер. Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы ее роста.

Для культуры XX в. характерны следующие черты:

1. Широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы.

2. Наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран.

3. Космизм - уникальное, интересное явление современной культуры.

4. В культуре XX в. проявилось противоречие двух установок - сциентистской и антисциентистской.

5. Для культуры XX в. характерно столкновение с глобальными проблемами, от которых зависит судьба цивилизации.

6. Концепция «информационного общества» определила пути формирования «материального тела» культуры конца XX в.

7. Расширение сфер воздействия культуры на людей через средства массовой коммуникации: радио, кино, телевидение, которые явились продуктами научно-технической революции.

8. Массовая культура стала определяющей в культуре XX в.

9. В культуре XX в. фиксируется постмодернистская ситуация (отказ от категорий «истина», «сущность», «цель», «замысел»).

Современные концепции культуры укладываются в «постклассическую модель культуры»:

а) ориентация на повседневную жизнь человека;

б) идеи пессимизма и абсурдности;

в) признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем;

г) утверждение, что сущность человека и культуры познается в пограничных состояниях (чувство страха, беспокойства, приближения смерти...);

д) признание того, что невозможно дать единственное и исчерпывающее определение культуры

Древнее изречение гласит: музы умолкают, когда говорят пушки. О чём заговорили музы, когда смолкли пушки Второй мировой войны? Какие мысли, чувства, настроения людей проявились в послевоенные годы в произведениях литературы, живописи, скульптуры, в театре и кино?

Когда замолчали пушки

Память о войне и понесённых утратах воплотилась в величественных и скорбных монументах на улицах сотен городов. Тема войны и Сопротивления нашла отражение в литературе многих стран. Ей были посвящены произведения писателей Польши, Чехословакии и других восточноевропейских стран. Во Франции к ней неоднократно обращались известные писатели Л. Арагон, П. Элюар, А. Лану. В немецкой литературе эта тема стала своеобразной формой «расчёта с прошлым», предметом размышлений об истоках и бесчеловечной сути нацизма, о внутреннем сопротивлении ему. В Восточной Германии появились романы известных писателей Г. Фаллады «Каждый умирает в одиночку», Б. Келлермана «Пляска смерти», А. Зегерс «Мёртвые остаются молодыми». За символичными названиями их произведений стояли реалистические картины жизни героев и общества. В Западной Германии на эту тему писали авторы, входившие в «Группу 47». В их числе был Г. Бёлль, ставший впоследствии крупнейшим западногерманским писателем. Писатели военного поколения первыми, задолго до того, как это стали делать политики, заговорили о вине и ответственности перед погибшими.

Война заставила задуматься о незащищённости людей и невосполнимости утрат, о человеческой жизни как высшей ценности. Художники по-разному откликнулись на это. Одни попытались уйти, спрятаться от страшной реальности. Другие встали на защиту человека, его права на жизнь, взаимопонимание, радость.

Различие позиций особенно явственно выразилось в театре и кино. В конце 1940-х - начале 1950-х годов в европейском искусстве возник театр абсурда. Его героем стал «маленький человек», потерянный, беспомощный перед судьбой, охваченный паническими настроениями. Среди основателей этого направления были драматурги Э. Ионеско и С. Беккет. Они заявляли: «Мир лишён смысла, реальность - ирреальна», люди «блуждают в хаосе, не имея за душой ничего, кроме страха, угрызений совести... и сознания абсолютной пустоты их жизни» (Ионеско), «время даётся человеку на то, чтобы состариться...» (Беккет).

В пьесах этих авторов нет сюжета, действия. Герои всё время сидят в ожидании кого-то (гостей - в пьесе Ионеско «Стулья» или неизвестного персонажа, который так и не появляется, - в пьесе Беккета «В ожидании Годо»), находятся в мусорном ящике («Конец игры» Беккета) и т. д. Любые усилия, устремления, сама жизнь представляются им лишёнными смысла.

Иного взгляда на мир и человека придерживались создатели неореализма - течения, появившегося в итальянском кино в эти же годы. Начало ему положил фильм Р. Росселлини «Рим - открытый город» (1945), где рассказывалось о событиях и судьбах людей в военные годы. Героями произведений неореализма были обычные люди с их повседневными заботами, поисками удачи, а если получится, то и счастья. Зрители радовались и плакали вместе с киноперсонажами. Фильмы режиссёров Р. Росселлини, В. де Сики, Л. Висконти стали киноклассикой. Созвучны этому направлению и первые фильмы Ф. Феллини «Дорога», «Ночи Кабирии».

Активная художественная позиция, обращение к зрителю, стремление вступить с ним в диалог присущи демократическому театру конца 1940-х - 1950-х годов. В послевоенные годы во Франции был создан Национальный народный театр. Его возглавил Ж. Вилар. Этот известный актёр и режиссёр видел свою задачу в том, чтобы театр «повернулся лицом к ведущему актёру современности - народу», «был бы доступен всем». В 1947 г. Ж. Вилар организовал в Авиньоне фестиваль французского драматического искусства, который затем стал ежегодным.



Спектакли проходили под открытым небом у стен средневекового папского дворца и были рассчитаны на самую широкую аудиторию. В этих постановках сложилась труппа Национального народного театра. В нём работали получившие европейскую известность актёры Ж. Филип, Д. Сорано, М. Казарес. Театр привлёк массового зрителя (его зал вмещал 2700 человек). При нём были организованы ассоциации народного зрителя, абонементы на спектакли выдавали на предприятиях. Опыт народного театра получил распространение во многих провинциальных театрах страны.

1960-е годы: бунт в культуре?

Бурные 1960-е годы сопровождались потрясениями не только в политической жизни. Они оказались временем новых веяний в духовной культуре. Одним из характерных настроений тех лет стало разочарование в окружающей действительности. Ещё в 1950-е годы в английской литературе появились так называемые «сердитые молодые люди» - Дж. Уэйн, Дж. Осборн (особую известность приобрела пьеса последнего «Оглянись во гневе»). Их герои осуждали буржуазный мир, хотя и не стремились его изменить. Один из персонажей Дж. Осборна говорил: «Высоких и прекрасных идеалов больше не существует. Мы отдадим свою жизнь не во имя каких-то там идеалов, красивых, но, увы, устаревших. Мы погибнем во имя ничто». В 1960-е годы пришли «новые бунтари» - А. Силлитоу, С. Чаплин, Д. Стори и другие, обратившиеся к жизни рабочих людей. Их произведения раскрывали тревогу и неудовлетворённость человека, живущего за фасадом общества «всеобщего благоденствия».

Стремление быть услышанным, изменить привычный порядок вещей выходило за рамки профессиональной литературы. Таким стремлением была охвачена значительная часть молодёжи 1960-х годов. Оно присутствовало в действиях «новых левых», выступлениях парижских студентов в 1968 г. Тогда же молодые кинематографисты ворвались в зрительный зал известного кинофестиваля во французском городе Канны и добились прекращения фестиваля как «символа буржуазного искусства».

Желание выразить себя и быть услышанным проявилось и в молодёжной музыке 1960-х годов, в частности в творчестве рок-группы «Битлз». Её популярность определялась не только музыкой, манерой исполнения, но и текстами песен. Темы одиночества и надежды, стремление к пониманию и любви были созвучны настроениям многих молодых людей. В одной из песен, обращаясь к своим сверстникам, «Битлз» пели: «Да, ты не можешь сделать ничего невозможного, но всё, что тебе нужно, - это любовь»; в другой - звучал призыв: «Дайте миру шанс!»


Группа «Битлз» начала выступать в Ливерпуле в 1956 г., а в 1960-е годы получила популярность во всей Англии и за её пределами. За десять лет своего существования «Битлз» выпустили несколько альбомов, снялись в фильмах. Лучшие песни ансамбля приобрели всемирную известность. В 1965 г. участники группы Дж. Леннон, П. Маккартни, Дж. Харрисон и Р. Старр награждены орденами британской империи. В 1980 г. Дж. Леннона застрелил в США человек с неустойчивой психикой, бывший «битломан». В 1997 г. П. Маккартни «за выдающиеся заслуги перед английским народом в области музыки» удостоен в Великобритании наследственного дворянского звания.

Массовая культура

«Битлз» с их популярностью являлись детищем и двигателем массовой культуры. Выступление группы в 1964 г. в Карнеги-холле (Нью-Йорк) слушали 2 тыс. человек и 73 млн телезрителей. Массовая культура, по определению автора данного термина Д. Белла, - это комплекс духовных ценностей, «соответствующих вкусам и уровню развития массового потребителя». В отличие от «высокой» культуры, которая возвышает человека, приобщая его к прекрасному, массовая культура расценивалась как продукт потребления, удовлетворяющий запросы толпы.

Технической основой для возникновения и распространения массовой культуры стало развитие кино, радио, телевидения. Появилось понятие «индустрия культуры». Оно указывает не только на применение современной техники, но и на стандартизацию производимого продукта - книг, фильмов, популярной музыки и т. д. Развлекательная литература - детективы, дамские романы и т. д. - создаётся по выверенным рецептам. В телесериалах с героями, живущими в разное время и в разных странах, происходят одни и те же истории. Голливудские фильмы имеют свой стандарт, основанный на трёх принципах: сильный герой, «эффект звезды», счастливый конец.

Удавшееся, «кассовое» произведение по просьбам зрителей или читателей получает продолжение (фильмы «Рокки» - 1, 2, 3; «Челюсти» - 1, 2 и т. д.). Это случается и с творениями, создателей которых уже нет в живых. Так, был «продолжен» другим автором популярный роман американской писательницы М. Митчелл «Унесённые ветром». Та же судьба постигла и одноимённый фильм, в котором в своё время блистали звёзды американского кино В. Ли и К. Гейбл. Новые авторы и близко не подошли к оригиналам, зато использовали их популярность как хорошую упаковку для своей продукции.

Кино и бизнес: цифры и факты

На производство известного голливудского фильма «Звёздные войны» (сценарист и режиссёр Дж. Лукас) было затрачено 11 млн долларов (работа над фильмом длилась более года). После премьеры в Голливуде в мае 1977 г. за 9 дней получено 3,5 млн долларов отчислений от проката, за два месяца покрыты все расходы на производство и рекламу фильма.


К декабрю 1980 г. прокат фильма в мире принёс 510 млн долларов, ещё несколько сотен миллионов выручено от продажи товаров с символикой фильма. К этому времени вышло продолжение фильма «Империя наносит ответный удар», а в 1983 г. - третий фильм цикла «Возвращение Джедая».

Составной частью массовой культуры стало возникшее в 1950-е годы в Великобритании и США течение поп-арт («популярное искусство»).

Один из зачинателей поп-арта Р. Гамильтон не без юмора определял новое течение как «общедоступный, преходящий, потребительский, дешёвый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, обманчивый, блестящий и большой бизнес». Другой сторонник поп-арта - американец Р. Раушенберг - сформулировал свои художественные позиции следующим образом: «Пара мужских носков не меньше пригодна для создания произведения живописи, чем деревянный подрамник, гвозди, скипидар, масло и холст... Моё творчество никогда не является протестом против того, что происходит, оно выражает собой мои собственные метания».


В поп-арте художник, отказавшись от присущего модернизму поиска новых художественных форм, собирает, монтирует, склеивает некий объект из подручных материалов. Одним из основных принципов данного течения является «вещизм» - стремление представить обыденные бытовые предметы как «факт искусства». Использование распространённых зрительных образов, предметов широкого потребления сближает это течение с коммерческой рекламой. Скульптура в виде бельевой прищепки на городской площади, изображение Джоконды с сигаретой в зубах - таковы произведения поп-арта.

Искусство мысли и чувств

На фоне обслуживающей потребителя массовой культуры всегда выделяются произведения литературы и искусства, в которых художники обращаются к насущным вопросам жизни человека и общества, извечным понятиям добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства, жестокости и сострадания.

Это наглядно показал кинематограф послевоенных десятилетий. Вслед за расцветом итальянского неореализма в европейском, и особенно французском, кино 1960-х годов заговорили о «новой волне». Её представители Ж. Л. Годар, А. Рене, Ф. Трюффо и другие стремились своим творчеством доказать, что кинофильм может быть образцом высокого искусства, не уступающим литературе или живописи по эмоциональному воздействию на человека. Особое место в кинематографе 1950-1980-х годов заняли произведения так называемого интеллектуального, философского, психологического кино, признанными мастерами которого являлись И. Бергман, М. Антониони, Ф. Феллини и др.


Федерико Феллини (1920-1993) - создатель фильмов «Дорога», «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», «Амаркорд», «Джинджер и Фред» и др., каждый из которых стал заметным явлением итальянского и мирового кино. Его фильмы полны воспоминаний и впечатлений автора, который незримо присутствует во многих своих картинах, отличающихся пристальным и ироничным взглядом на мир. Их герои порой грустны, забавны и всегда человечны. Работы Феллини четырежды получали высшую премию американской Академии киноискусства «Оскар», а в 1993 г. он удостоен специальной премии за вклад в мировое кино. Феллини говорил: «Очутиться в кино - всё равно что вернуться во чрево матери: ты сидишь в темноте и ждёшь, когда появится на экране жизнь».

Особое направление в кинематографе 1960-1970-х годов составили фильмы, обращённые к политической и социальной тематике. Одни из них представляли собой рассказы об известных событиях и людях; в других предметом размышлений художника становились проблемы власти и справедливости, свободы и анархии; третьи создавались как политический детектив. Среди событийно-биографических фильмов известность получили картины «Дело Маттеи» Ф. Рози, «Дело Моро» Д. Феррары (о похищении и убийстве известного деятеля А. Моро), «Похищение» И. Буассе, «Пропавший без вести» Коста Гавраса (о судьбах людей во время военного переворота 1973 г. в Чили), «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» О. Стоуна.

Значительной темой для кинематографистов США стала история войны во Вьетнаме. Ей были посвящены разные по стилю и авторским позициям фильмы: «Возвращение домой» X. Эшби, монументальная картина «Апокалипсис сегодня» Ф. Ф. Копполы, «Взвод» О. Стоуна. К событиям Второй мировой войны обращён фильм С. Спилберга «Список Шиндлера». Режиссёр, известный по зрелищным, «кассовым» лентам («Челюсти», «Инопланетянин», «Парк юрского периода» и др.), создал проникновенное произведение о судьбах людей в нацистских лагерях смерти, о человеке, спасшем несколько сотен жизней. Сильное впечатление производит финал картины, где перед зрителями предстают уже немногие оставшиеся в живых немолодые люди, чья судьба послужила основой фильма, а рядом с ними - их дети и внуки, которых могло бы и не быть на земле, если бы не человечность Шиндлера.

Нельзя не отметить, что качество фильмов, зрительское внимание к ним, их успех чаще всего определяются не столько сюжетом, сколько личностью и профессиональным мастерством тех, кто создаёт эти фильмы. В дополнение к приведённым выше примерам можно назвать мастеров кино, чьи работы всегда привлекают зрителя: американского режиссёра (чеха по происхождению) М. Формана (его фильмы «Полёт над гнездом кукушки» и «Амадей» удостоены премии «Оскар»), композиторов Н. Ротта, известного замечательной музыкой к фильмам Ф. Феллини, и Э. Морриконе (фильмы «Спрут», «Однажды в Америке» и др.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Античные представления о культуре. Культура в Средние века. Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения и Новое время. Натуралистическая концепция культуры. Развитие культуры и развитием знаний. Культура как совокупность духовных ценностей.

    реферат , добавлен 21.01.2009

    Факторы, влиявшие на развитие культуры в правление Петра I. Новые явления в культуре (театр, музыка, литература) Петровского времени. Просвещение и школа первой четверти XVIII века. Развитие науки. Общественно-политическая и экономическая жизнь.

    реферат , добавлен 09.05.2008

    Историческое развитие культуры XX века, влияние на ее становление социальных процессов. Сущность и причины зарождения течений модернизма и постмодернизма в искусстве и литературе ХХ века. Влияние НТР на развитие культуры. Концепция двух культур Ч. Сноу.

    реферат , добавлен 04.09.2009

    Эпоха блистательного развития русской культуры, сыгравшей ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества. Развитие общественной мысли России первой половины XIX века. Развитие реалистического направления в русской литературе.

    презентация , добавлен 10.12.2012

    Историческое развитие представлений о культуре. Зарождение представлений о культуре в античности. Своеобразие понятия культуры в Средние века. Культура в новое время. Мораль как вид культуры. Важнейшие категории морали.

    реферат , добавлен 29.03.2003

    Духовные и художественные истоки Серебряного века. Расцвет культуры Серебряного века. Своеобразие русской живописи конца XIX - начала XX века. Художественные объединения и их роль в развитии живописи. Культура провинции и малых городов.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2007

    Русская культура в начале ХХ века. Cepeбpяный вeк pyccкoй культуры. Основные направления культуры серебряного века. Декаденство. Символизм. Усиление реакционно-мистических идей. Модернистские течения. Акмеизм - культ реального земного бытия. Футуризм.

    реферат , добавлен 26.09.2008

    Идеологические установки коммунистов по отношению культуре. Состояние и развитие культуры СССР в 20-30-х годах: творческие организации и союзы, литература и искусство, образование и наука. Советский период – это сложное и противоречивое явление.

    Культура второй половины 20-ого века. Ответ:

    Общая характеристика культуры XX в.:

    торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

    Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.

    В истории культуры XX в. можно выделить три периода:

    1) начало XX в - 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);

    2) 20-30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры - социалистической),

    3) послевоенные 40-е гг. - вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура - это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

    Духовная и материальная культура XX в. - это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого - запечатлеть мгновение жизни.

    Прорыв за границы привычного искусства, сложившегося в XIX в., происходит и в начале XX в. На рубеже XIX-XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению глобальных проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX - XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература - декадентские. Главное свойство и особенность декаданса - растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, - вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале XX в. Философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс.

    Вопрос 22.

    «Массовая» и «Элитарная» культура. Конфликт и взаимодействие.Ответ:

    Элитарная культура – это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Так, произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятия человеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами. Девиз элитарной культуры “Искусство ради искусства”. В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).

    Массовая культура – это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.

    Вопрос 23.

    Особенности Русской культуры. Восток или Запад? Ответ:

    Надо согласиться, что Россия несводима в чистом виде ни к Востоку, ни к Западу, необходимо действительно учитывать влияние восточного (туранского) фактора на ее развитие. Но это, пожалуй, и все, что можно принять у евразийцев. Базировать на идеях евразийства концепцию истории России нельзя. Единая евразийская нация - это миф. Не убедительно звучит и тезис насчет самодостаточности России. Почему же страна со времен Петра I так решительно и упорно стремилась соединиться с Европой, войти в сообщество европейских держав? Европеизация была не только желанием, но и реальностью, особенно ощутимой в начале XX века. В современных условиях антизападность евразийской и других подобных концепций используется в борьбе против перехода к рынку и демократии.

    Анализ истории с позиций русского национализма означает новое насилие над ней. Не обосновано стремление свести все к русским и русскому. Для любого беспристрастного человека очевидно, что это не соответствует историческим реалиям. Да, русский народ создал богатейшую культуру. Да, российское государство создавалось как русское. Но это не исчерпывает всего российского мира. Разве можно перечеркнуть судьбу и культуру народов, исповедующих мусульманские ценности, католические, буддийские и т.д.?

    Таким образом, протекавшие в России практически на всем протяжении ее истории и продолжающиеся до сих пор споры относительно места и роли России в мировом цивилизационном процессе, породили разные ответы. После всего сказанного в основу анализа истории и культуры России необходимо положить следующие исходные принципы:

    1. Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде. Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени.

    2. Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром.

    3. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния - Востоком и Западом, включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и восточному варианту. Неизбежно в российском обществе сказывалось как западное, так и восточное влияние. Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры культуры. В этом смысле отечественная культура - явление относительно молодое. В силу своей исторической молодости она оказалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Развиваясь под влиянием различных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию, воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русская культура решала свои задачи, формировала и развивала собственные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.

    4. При крутых поворотах исторические вихри "сдвигали" страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку. Россия представляет собой как бы "дрейфующее общество" на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив.

    5. Длительный период развития русской культуры определялся христианско-православной религией, которая своей духовной деятельностью вносила значительный вклад в мировую художественную сокровищницу России. Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру - процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А.С.Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.

    6. Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи назвали "характером русского народа". Главной чертой этого характера называли веру. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф.Тютчева: " Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить".

    Чтобы ответ на зачете был засчитан как удовлетворяющий требованиям, он долженраскрывать следующие положения и отвечать на следующие вопросы:

    1.Предмет и задачи культурологии как науки.

    Что такое «предмет» науки? Каков«предмет» культурологии как науки? Чем отличается культурологическая трактовкапонятия культуры отего трактовки другими науками?
    В чем состоят главные задачикультурологии как науки? Каково практическое применение получаемых ейрезультатов?

    2. Становлениекультурологии как самостоятельнойотрасли знания. Место культурологии в системе гуманитарных наук.

    (Продолжить)

    Когда в европейской науке возникает интерес ккультуре как явлению?Какие наукизанимаются изучением культуры?Из какихнаук вырастает и данными каких наук пользуется культурология?

    3. Понятие культуры. (Определения)

    Многозначность понятия«Культуры».Почему не возможно дать одно точное определение этому понятию?Перечислитьосновные группы определенийкультуры. Привести примеры.

    4. Смысл культуры. Функции культуры.
    Каков смысл культуры как явления вчеловеческом сообществе? Каковы ее основные функции? Дать определение понятию«функция». Перечислить основные функции культуры. Привести конкретные примеры.

    5. Роль этикета. История и современность.
    Дать определение понятия «этикет».Где (в какой стране), когда (в каком веке) и почему (для чего) возникаетэтикет? Относится ли этикет к народной культуре или к аристократической? Кмассовой или к элитарной?В чем смысл икаково предназначение этикета в повседневной жизнипредшествующих веков?Как широко распространены и на сколькотщательно исполняются этикетные нормы в современном обществе?Почему незнание основным норм этикетасвязывается с низким культурным уровнем человека?

    6. Понятие «культурно - исторического архива». Егосмысл и значение.
    Дать определение понятию«культурно-исторический архив».Из какихкомпонентов состоит культурно-исторический архив, а какие в него не входят?Каково значение культурного архива в общекультурном контексте? Каков смыслэтого понятия для культурологического исследования?

    7. Понятие «культурной константы». Пространство,время, смерть, брак.
    Дать определение культурнойконстанты. Каковы основныеметодыанализа культуры при помощи культурных констант? Привести пример культурнойконстанты. Какие выводы можно сделать для конкретной культуры на основерассмотрения этой константы?

    8 .Европоцентризми теории локальныхцивилизаций.
    Что такое Европоцентризм? Датьопределение. Объяснить происхождение этого мировоззрения и его современныхособенностей.Чем отличаютсяевропоцентрические теории культуры?Привести пример европоцентристкой теории культуры. Чем отличаются теориилокальных цивилизаций? Привести примеры концепций, относящихся к теориямлокальных цивилизаций.

    9. Формационная концепция культуры К. Маркса.
    В чем состоит значениеисторико-экономической теории Маркса для русской и мировой культуры? Какова поМарксу связь экономики и культуры? Что такое общественно-экономическая формация,и какие они бывают?Что такое доклассовое, классовое и постклассовое общества? В чем их характерныеособенности? Как осуществляется переход от одной общественно-экономическойформации к другой? Что такое способ производства и производственные отношения?Каким образом сосуществуют разные общественно экономические формации? Каковы объективныезаконы исторического развития, и какой у него предполагается результат?

    10. Теория культурно-исторических типов О.Шпенглера.
    Работа Шпенглера «Закат Европы»: раскрыть понятия «душа», «пра-символы»культуры, «ландшафт».
    Каковы возможности взаимодействийкультур между собой?Каков цикл развитияжизни культуры? Каково соотношение понятий «культура» и «цивилизация»?

    11. Концепция развития культуры А. Тойнби: «Вызов» и «Ответ».

    Какова связь культурологии и истории?В чем состоит основное содержание работы А. Тойнби «Постижениеистории».В чем состоит смысл концепции «Вызовов»и «Ответов». Дать определение и раскрытьсмысл понятия «Элита». Как возникают и как исчезают культурные элиты? В чемсостоит предназначение культурной элиты по А. Тойнби?Перечислите,опишите и приведите примеры основных типов стимулов(удара, давления, социального ущемления).Каковы возможные ответы на стимулы (архаизм, футуризм, аскетизм, духовноепреображение) и в чем особенности единственного, приносящего результат?.

    12. Возникновение культуры. Особенности первобытнойкультуры. Проблема происхождения первобытной культуры: каковы особенностидатировки и материальных свидетельств. Вчем заключаются особенности первобытного мышления и миропонимания? Дайтеопределение понятиям синкретизм, фетишизм, анимизм и тотемизм.Приведите примеры.

    13. Особенности Древней культуры. Египет.

    Каковы особенности мифологии Египта,и в чем состоит ее влияние на культуру? Дайте определение и приведите примерызооморфизма в египетской культуре. В чем заключаются причины консерватизма вегипетском искусстве? Какова связь этого консерватизма с культом мертвых иособым отношением к телесности (тело воскресающее)?

    14. Античная культура. Общая характеристика.(Древняя Греция или Древний Рим по выбору)
    Древняя Греция. В чем заключается антропоцентричность греческой мифологиии культуры? Как соотносится тело как микрокосм, живущий по определеннымзаконам, с законами жизни макрокосма? В чем состоит принцип калокагатии истремление к гармоничному развитию личности?
    Древний Рим.Каковы особенностигражданской культуры Древнего Рима? В чем вы видите влияние Римскогозаконодательства на европейскую цивилизацию? Тело как собственность: в чемзаключается влияние на дальнейшее развитие европейской культуры в целом?

    15. Европейская средневековая культура. Общаяхарактеристика. Что означает понятие“средние века”? Объясните, что означает и как проявляется иерархичность средневековойкартины мира. Дайте определения и объясните основные черты средневековой культуры (геоцентризм,традиционализм, символизм, дидактизм и психологическая самоуглублённость,историзм)В чем заключается влияниевосприятия тело как «грешная и умертвляемаяплоти» на медицину и повседневную жизнь? Поясните, что означает делениесредневековой культуры на культуру элитарную (аристократическую) и народную.

    16. Место и значение христианства в картинемирачеловека в средневековье.

    Дайте определение и пояснитепонятие теоцентризм. Объясните, каким образом теоцентрическая картина миравлияет на восприятие человеком своего места в нем? Каковы будут последствиятакого восприятия для повседневной жизни? Поясните,в чем видели смысл жизни и суть смерти люди всредневековой Европе.

    17. Итальянский Ренессанс. Изменение культурнойпарадигмы.
    Дайте определения ипоясните основные черты Ренессанса: антропоцентризм, гуманизм, видоизменениесредневековой традиции, особое отношение к античности и филологизм. Поясните,что означают понятия «традиционная культура» и «культура инновационная».Как осуществляется переход европейскойкультуры от традиционной к инновационной?
    18.ЗаальпийскоеВозрождение. Значение Реформации.
    Вчем исторические причины возникновения протестантизма? Расскажите оботличительных чертах англиканства, кальвинизма и лютеранства. Объясните,в чем заключается влияние протестантской этики на развитие массовой культуры.
    19. Культура Нового Времени.Основные черты и этапы. (17 -19 века.)
    Дайте определение и сформулируйтеособенности инновационного типа культуры. Коротко охарактеризуйте, как развиваетсяевропейская инновационная культура с 17 до конца 19 века. Какие примерыисторических событий и научных открытий вы можете привести к каждому из перечисленных веков? Пояснитенаучное значениеконцепции Дарвина.Дайте определения и поясните понятия рационализм и сциентизм. Поясните, в чемзаключались научная и техническая революции..

    20. Европейская культура первой половины 20 века.Основные черты и особенности.
    Сформулируйте основные тенденции развития европейской культуры в первойполовине XX веке.Что такоеиндустриальная культура, каковы ее основные черты и особенности. Какие научныеоткрытия и новые технические возможности создаются в культурном пространстве?Дайте определение массовой культуре и приведите примеры относящихся к нейявлений. Поясните причины и последствия распространения европейского типакультуры.

    21. Европейская культура второй половины 20века.Основные черты и особенности.
    Дайте определение постиндустриальной культуры. Поясните, каким образомосуществлялся переход откультурыиндустриальной к постиндустриальной. Поясните суть понятий техногеннаяцивилизацияи информационное общество.Объясните как позитивное, так и негативное значение и роль СМИ в современноммире.
    22. «Массовая» и «элитарная» культура. Конфликт ивзаимодействие.
    Дайте определения и приведитепримеры явлений относящихся к массовой и элитарной культурам. Объясните,почемумассовая культура стремиться кзанижению стандартов, свойственных культуре элитарной. Поясните связь массовойкультуры с производством, и элитарной с культурно историческим архивом.В чем суть конфликта и единства ценностей,транслируемых этими культурами?

    23. Особенности русской культуры. Восток или Запад?
    В чем состоят особенностирасположения и культурных влияний, которые исторически оказывались на русскую культуру? С какими историческими событиями связан кризистрадиционной национальной культуры? В чем заключаются особенности культуры современной России какмногонационального государства?Дайтеопределения и приведите примеры понятий этническая и национальная культура. Сформулируйте,в чем состоял культурный аспект причин межнациональных конфликтов последнихдесятилетий.


    Похожая информация.


    Период развития художественной культуры начала XX века получил название "серебряного" в сравнении с "золотым" пушкинским. Его прологом считается речь Ф.М.Достоевского на празднике по поводу открытия в Москве памятника А.С.Пушкину (1880 г.), а эпилогом - речь А.А.Блока "О назначении поэта" (1921 г.), также посвященная Пушкину.

    Основным направлением в "русском ренессансе ХХ века" является символизм как новая форма романтизма, который означал искания духовного порядка, обращаясь к мистике, к грядущему, к ожиданию необыкновенных, трагических событий.

    Русская литература в первой половине XX века.

    В русской литературе этого периода происходит возвращение к личности человека, сосредоточенного на сложном мире собственного "я", его стремлении к гармонии, красоте. Эти признаки мы прослеживаем в произведениях старших символистов (Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова, К.Бальмонта, И.Анненского ). Стремление совместить общественные идеалы с личными свойственно младшему поколению символистов (А.Блоку, А.Белому, Вяч. Иванову ).

    Среди новых литературных течений появляются футуризм , который в своем стремлении создать искусство будущего отрицает традиции культуры и культивирует эстетику урбанизма и машинной индустрии, и акмеизм , который олицетворяет собой высшую степень чего-либо, цветущую силу, провозгласивший освобождение поэзии от символических порывов, многозначности и текучести образов, означающий возврат к материальному значению слова. Акмеистами были Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, Г.Иванов, О.Мандельштам. Футуристы: К.Асеев, Б.Пастернак, И.Северянин, В.Хлебников .

    Нельзя не отметить начало творчество таких русских поэтов, как В.Маяковский и С.Есенин . Более подробно Вы, очевидно, познакомитесь с этой эпохой в курсе русской литературы.

    Русское изобразительное искусство первой половины XX века.

    Идеи времени отразились в творчестве русских художников первой половины XX века. Появилось новое, по сравнению с искусством передвижников, отношение к проблемам человека и общества, в котором ощущается тревожное и радостное предчувствие перемен. Это было время расцвета портретного искусства графики, театрально-декорационного (декоративного) искусства.

    Ведущим жанром в изобразительном искусстве является портрет, который отражает высокую гражданственность, реализм и современные формы пластического выражения, утверждая в них образы лучших людей своего времени и беспощадно обличая лицемерие и светскую пустоту.

    Все это присуще портретному творчеству русского художника В.А.Серова , которые отличаются разнообразием типов по их положению в обществе и по отношению к ним художника - от восхищения до иронии и обличения. В портрете Веры Мамонтовой () ощущается свет и воздух, трепетное тепло. В портретах, чувствуется обличительная ирония и удивительное по точности проникновение в сущность образа. Серову удается передача тонких оттенков характера через движение рук, поворот головы, цветовое решение художественного образа. Художник создает в это время портреты деятелей культуры: , . Искусствоведы отмечают просветленность и полнозвучность живописи Серова, тонкость рисунка, мастерство композиции, вобравшие в себя опыт русского и мирового изобразительного искусства.

    Философское осмысление жизни, мысль о величии и непобедимости человеческого духа - основной лейтмотив творчества М.А.Врубеля . Его произведения наполнены страстным протестом и неприятием мира мещанства, стремлением "будить души людей от мелочей будничных величавыми образами". Романтические традиции полотен Врубеля дополнены символикой и аллегорией. Через весь период его творчества проходит тема Демона как олицетворение титанической силы, могучей внутренней борьбы, выражения чувств и стремлений гордой, тоскующей, протестующей, но бессильной в своем одиночестве личности (и). Основой вдохновения Врубеля является живой источник сказочных и былинных образов. В картинах, ощущается совершенство, красота, гармония, пластическая выразительность образов. Силой психологических характеристик отличаются портреты, .

    Нельзя не отметить такое объединение русских художников как "Мир искусства". которое появилось в полемике с искусством передвижников, исчерпавшим к началу XX века свои возможности. В основе творческих исканий художников было стремление определить новые задачи искусства, что сближало их с литераторами - символистами. Велика просветительская роль "Мира искусства". Особенно хочется отметить роль С.Дягилева как руководителя объединения, талант которого нашел свое воплощение в организации множества просветительских выставок, в том числе "Русских сезонов в Париже". К этому творческому объединению относились: А.Н.Бенуа , живописец и график, театральный художник, ученый, один из организаторов объединения ("Медный всадник"); К.А.Сомов , изысканный и утонченный художник, мастер рисунка (, портреты, Рахманинова); художник города М.В.ДОБУЖИНСКИЙ; исследователь Древней Руси Н.К.Рерих (,); Б.М.Кустодиев , в творчестве которого особое место занимала народная тема ().

    Верой в созидательные силы революции исполнены картины художника А.Дейнеки (), А.РЫЛОВА (). Явно чувствуется ветер перемен в произведениях К.С.Петрова-Водкина (,"1918 г. в Петрограде").

    Уникальное место не только в русской, но и во всей мировой культуре занимает такое явление начала XX века как "Русский авангард", художники которого занимались поиском новых средств художественной выразительности. В.Кандинский приходит к беспредметной живописи, начинает писать композиции, основой которых является цвет в его эмоциональном выражении(,). К.Малевич (,) изобретает супрематизм , новый творческий метод, который стремится к освобождению от сюжета, движению к "чистой" живописи. Идея постоянного развития, роста, сложности явлений и неисчерпаемости мира является ведущей для уникального искусства П.Филонова (,).

    Русская музыка в первой половине XX века.

    Большое влияние оказала влияние предреволюционная атмосфера России на творчество русского композитора А.Н.Скрябина . Своеобразным качеством композитора была мистическая вера в преобразующую силу музыки. По стилю своего творчества Скрябин был близок к искусству литературного символизма ("Поэма экстаза"). Композитор создает свою теорию цветомузыки, итогом которой является поэма "Прометей", для которой была написана специальная световая партитура. Скрябиным были созданы фортепьянные произведения, в которых он продолжил традиции Ф.Шопена ("Этюд №12").

    Противоречия революционной эпохи отразились в творчестве русского композитора И.Ф.Стравинского . "Русский период" Стравинского (до эмиграции) - наиболее плодотворный по эстетической ценности созданных произведений и по значению для дальнейшего развития искусства композитора. В этот период его творчество связано с отечественными музыкальными традициями. Он испытывает влияние Н.А.Римского - Корсакова , проявляет интерес к древним обрядам русского крестьянства, что отразилось в балете "Весна священная". Другому его балету "Петрушка" присущи гуманистический смысл, яркая театральная драматургия, наглядность звуковых образов.

    Предчувствие революционных бурь и потрясений отразилось в музыке С.В.Рахманинова . Его Третий концерт для фортепиано с оркестром, кантата "Колокола" наполнены романтическим пафосом, мужественной силой, поэзией русской природы.

    В первой половине XX века начинал свое творчество русский композитор С.С.Прокофьев . В балете "Ромео и Джульетта" композитор задумывает и исполняет смелый и сложный замысел - средствами балетного искусства раскрыть глубокий конфликт трагедии Шекспира - столкновение светлой любви с дикостью предрассудков. Яркая театральность музыки породила специфические формы драматического действа: сцены - портреты, сцены - диалоги, массовые сцены - действия.

    Другим произведением, раскрывающим еще одну грань творчества Прокофьева, является кантата "Александр Невский", которую он создал на основе музыки к одноименному фильму. Для этого произведения характерны зримая образность ясность и лаконизм идей.

    ХХ век привнес в искусство ноты распада. Появляются художники, которые отражают это в своем творчестве. Главным из них был испанский художник Пикассо, который в своих произведениях идет не путем синтеза, характерным для любого большого мастера, а путем анализа. Пикассо играет с нами, разбивая художественный образ на мелкие осколки, перемешивает его, бросает на полотно, включая зрителя в эту захватывающую дух игру. Он предоставляет нам собрать образ, узнать в разрозненных частях то целое, что послужило ему моделью. Пикассо формулирует задачу искусства следующим образом: "Я пишу не то, что я вижу, я пишу, как мыслю".

    Другой испанский художник Сальвадор Дали, используя классические живописные формы, создает ощущение нереальности, бреда, пограничных ситуаций человеческой психики. Поэтому с полным правом можно сказать, что Дали пишет не то, что видит, чувствует или знает. Дали пишет, как бредят. Картины этого художника красивы и неприятны одновременно. В них тайна, ужас, загадка и фантастика. Эти произведения трудно трактовать. Сам Дали говорил: "Вы спрашиваете о смысле моих картин? Я не знаю в чем он… Но это не значит, что там его нет!".

    Значительное место занимают представители русского авангарда. Их картины нуждаются в особом отношении. Кандинский выплескивал на полотна свои эмоции. Его художественные образы не имеют четких очертаний, поэтому не надо искать в его картинах знакомые символы. Их там нет. Его картины надо почувствовать. На полотнах Малевича предстают образы, наоборот, включенные в придуманные им формы. Камнем преткновения является для большинства зрителей его знаменитый "Черный квадрат". Это самое сложное для понимания и восприятия произведение русского авангарда. Если очень коротко сказать, то это "космическая черная дыра" на фоне белого безмолвия. В белом молчании рождаются художественные образы. В "черной дыре" они исчезают и скапливаются, ожидая своего часа. Другой представитель русского авангарда Филонов строит свои картины как соты. И если у Кандинского и Малевича звучат космические мотивы, то Филонов уходит в глубины человеческого подсознания, как в бездонные люки.