Урок литературного чтения на тему: «Журавль и цапля. Выбирать человека лучше, опираясь на общие интересы

Л етела сова - веселая голова; вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летела, летела и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела... Это присказка, сказка вся впереди.

Жили-были на болоте журавль да цапля; построили они себе по концам болота избушки. И вот показалось журавлю скучно жить одному, и задумал он жениться:

Дай пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль - тяп, тяп! - семь верст болото месил; приходит и спрашивает:

Дома ли, цапля?

Выходи за меня замуж.

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!

Журавль, как несолоно хлебал, ушел домой.

Цапля же потом передумала и сказала:

Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля.

Приходит к журавлю и говорит:

Журавль, возьми меня замуж!

Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!

Цапля заплакала от стыда и воротилась назад. Журавль же передумал и сказал:

Напрасно не взял за себя цаплю: ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму ее замуж.

Приходит и говорит:

Цапля! Я вздумал на тебе жениться, поди за меня...

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж! Ступай прочь, долговязый!

И пошел журавль опять домой несолоно хлебавши.

Тут цапля передумала:

Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше пойду за журавля замуж!

Приходит свататься, а журавль не хочет ее замуж брать.

Вот так и ходят они до сих пор один к другому свататься, да никак не женятся.


Жили журавль и цапля по разным сторонам болота. И ходили они друг другу свататься, но всё время получали отказ, потому что постоянно видели какие-то недостатки. Это продолжается до сих пор.


Главная мысль сказки "Журавль и цапля"

Говорят, что идеальных людей нет. Если всё время придираться ко всему, что есть в других людях, то можно навсегда остаться одному.


Блок коротких вопросов

1. Должны ли были всё-таки пожениться журавль и цапля?

2. Кто является положительным героем, а кто отрицательным?

Цель урока: создание условий для формирований умений сравнивать народные сказки разных жанров

Задачи урока:

  • первичное представление о сказке о животных,
  • активизировать “вдумчивое” чтение,
  • развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать;
  • воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение»

ХОД УРОКА

1. Орг.момент

– Прозвенел звонок, начинаем урок

2. Повторение пройденного материала

– Послушайте отроки из русских народных сказок.

«Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь…»

– Перед вами таблица, которую мы сейчас заполним.
– Назовите сказку.
– Какие события происходят?

– Какова сказка?
– Послушайте следующий отрывок.

«Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
– Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, – дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
– Служивый! Когда ж топор будем есть?
– Да, вишь, он не уварился, – отвечал солдат, – где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню. Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»

– Назовите сказку.
– Какие события в отрывке?
– Кто является главными героями сказки?
– Какова сказка?
– Вы видите, что последняя графа осталась незаполненной.

3. Актуализация знаний

– Перед вами фотографии, найдите среди них лишнюю (фотографии цапли, журавля и синицы).
– Почему эта фотография лишняя? (Фото синицы, так как эта птица живет в лесах)
– Что вы знаете о цапле и журавле? (Птицы, которые живут на болоте, у них длинные ноги и клюв, питаются лягушками)
– Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О журавле и цапле)

4. Сообщение темы и целей урока

– Итак, кто сформулирует тему нашего урока?
– Чем мы будем,как выдумаете, заниматься на уроке?

5. Словарная работа

– Посмотрите на доску. Прочитайте и объясните их значения.

ноги долги длинные ноги
худо летать плохо летать
долговязый высокий
несолоно хлебавши остаться ни с чем

6. Слушание произведения.

Итак, приготовились слушать (учебники закрыты у детей)

(Используется аудиозапись)

7. Выявление первичного восприятия.

– Чем заинтересовала вас сказка «Журавль и цапля?»

8. Работа в группах

– Кто являются главными героями этой сказки?
– Сейчас вы поработаете в группах.

1 группа – описание поведения журавля

  • «Стоит журавль один в поле…»,
  • «….ноги и хвост так и вязнут…»,
  • «Думал,думал журавль да опять пожалел…»,

2 группа – описание поведения цапли

  1. «…сидит долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает…»,
  2. «стыдно стало цапле, закрылась она крылышком, и пошла к своей кочке…»,
  3. «…цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет»

3 группа – что думал журавль о цапле

  • «… она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока»,
  • «сударушка-цапля»,
  • «этакая нравная…»

4 группа – что думала цапля о журавле

  • «…про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»,
  • «…на тебе платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь…»

Вывод: оба героя, как видно из текста, очень похожи друг на друга.

9. Зполнение таблицы

– Какое событие описывается в сказке? (В сказке описывается комическая ситуация: журавль и цапля ходят свататься, обижают друг друга, находят недостатки, потом жалеют о случившемся, и потом все снова повторяется)
– Могла ли такая история приключиться с людьми? (Да, могла. Значит, в этой сказке ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей.)
– Какую задачу выполняет сказка? (В птицах мы видим людей, которые часто не могут договориться между собой.Значит, зада ча сказки: высмеять недостатки человека)
– К какому виду вы отнесете эту сказку? Почему?

10. Просмотр мультфильма Ю.Норштейна «Цапля и журавль»

– Юрию Норштейну, сценаристу, режиссеру и аниматору, удалось создать уникальное мультипликационное произведение «Цапля и журавль»
– Обратим внимание на то, как был передан авторский замысел.

11. Просмотр мультфильма «Цапля и журавль» и обсуждение

– Что особенно удивило вас в мультфильме?
– Чем отличается сказка словесная от мультипликационной?
– Что делает писатель, чтобы создать неповторимый образ?
– Что делает для этого режиссер,аниматор?
– В сказке и в мультфильме есть герои. Какими приемами пользуется автор сказки, чтобы о них рассказать, а какими – Ю.Норштейн?
– Каким образом развиваются действия в мультфильме?
– В точности ли они копируют действия героев сказки?

12. Итог урока

– С каким произведением познакомились?
– О ком эта сказка?
– Чему учит эта сказка?

13. Рефлексия

– Возьмите яркие цветные карточки.
– Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение и поставьте «галочку».

  • Отличное настроение, всё получалось, всё понравилось, хотелось многое узнать.
  • Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
  • Было скучно, неинтересно, было много затруднений.

14. Домашнее задание

– Расскажите сказку от лица одного из героев (журавля или цапли).

Летала сова - весёлая голова; вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела; летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела… Это присказка, сказка вся впереди.
Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному и задумал он жениться.
- Дай пойду посватаюсь на цапле!
Пошёл - тяп, тяп! Семь вёрст болото месил; приходит и говорит:
- Дома ли цапля?
- Дома.
- Выдь за меня замуж!
- Нет, журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!
Журавль как не солоно похлебал, ушёл домой. Цапля после раздумалась и сказала:
- Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля.
Приходит к журавлю и говорит:
- Журавль, возьми меня замуж!
- Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!
Цапля заплакала со стыда и воротилась назад. Журавль раздумался и сказал:
- Напрасно не взял за себя цаплю; ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж.
Приходит и говорит:
- Цапля! Я вздумал на тебе жениться: поди за меня.
- Нет, журавль, нейду за тя замуж!
Пошел журавль домой.
Тут цапля раздумалась:
- Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду!
Приходит свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Русские народные сказки в обработке Алексея Николаевича Толстого

«Журавль и цапля» – сказка, которая является образцом русского народного творчества. Сегодня мы перескажем ее сюжет, а также попытаемся разобраться, какая основная идея была вложена в это произведение.

Сюжет

С присказкой разобрались. Как видим, она может быть бесконечной. Теперь посмотрим, с чего начинается сказка «Журавль и цапля». В первую очередь повествование знакомит читателя с главными героями.

Журавль и цапля жили на болоте. По концам они построили себе избушки. Задумал журавель жениться, поскольку скучно одному жить ему стало. Он решил пойти и посвататься к цапле. Отправился в путь далекий, болото преодолел на целых семь верст! Пришел и решил сразу же узнать, дома ли в настоящее время цапля. Она ему ответила, что да. Не став медлить, наш герой с порога предложил ей выйти за него замуж. Отказала герою возлюбленная, аргументировав это тем, что он летает худо, платье у него коротко, ноги долги и кормить его нечем. Сказала цапля ему домой отправляться, назвав напоследок долговязым. Так расстались журавль и цапля.

Сказка однако на этом не заканчивается. Журавль опечалился и пошел домой. Цапля спустя время решила, что чем одной жить, лучше пойти за журавля замуж. Пришла в гости к нашему герою. Недолго думая, попросила его взять ее замуж. Журавль тем не менее зол был на цаплю. Он сказал, что не нужна она теперь ему, и приказал ей домой убираться. Цапля со стыда заплакала. Воротилась домой.

После ее ухода задумался и журавль. Решил, что напрасно за себя не взял. Он вновь собрался с силами и отправился к ней в гости. Пришел журавль и говорит, что вздумал жениться на цапле и просит выйти за него замуж. Она, обозлившись, сказала, что ни за что не примет его предложение. Пошел тогда домой журавль. Цапля тогда подумала, что не стоило, наверное, отказывать, ведь одной жить смысла нет. Вновь решила за журавля пойти. Отправилась в путь, пришла и предложила ему быть ей мужем. Но журавль уже передумал. Так и ходят они свататься от одного до другого, однако до сих пор не женились. На этом повествование заканчивается.

Мораль

Давайте попытаемся теперь ответить на вопрос, в чем смысл сказки «Журавль и цапля». Из изложенной выше истории видно, что нужно любить именно в тот момент, когда к тебе относятся взаимно, а не ждать момента, после наступления которого не к кому будет испытывать чувства. «Журавль и цапля» – сказка, которая показывает, что неумение в нужный момент пойти навстречу другому может привести к невероятно печальным результатам. Кроме того, следует сказать, что в данном литературном произведении очень тонко раскрыты темы крайней степени упрямства и гордости. Каждый из героев от природы награжден чрезмерно раздувшейся гордостью. Поэтому, к сожалению, скорее всего ни у одного из них не хватит смелости и мудрости отступить от своих принципов.

Журавль и цапля

Летала сова – весёлая голова; вот она летала-летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала-летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела… Это присказка, сказка вся впереди.

Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному и задумал он жениться. «Дай пойду посватаюсь к цапле!»

Пошёл журавль – тяп, тяп! Семь вёрст болото месил; приходит и говорит: «Дома ли цапля?» – «Дома». – «Выдь за меня замуж». – «Нет, журавль, нейду за тя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!» Журавль как не солоно похлебал, ушёл домой.

Цапля после раздумалась и сказала: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля». Приходит к журавлю и говорит: «Журавль, возьми меня замуж!» – «Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!» – Цапля заплакала со стыда и воротилась назад. Журавль раздумался и сказал: «Напрасно не взял за себя цаплю; ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж». Приходит и говорит: «Цапля! Я вздумал на тебе жениться; поди за меня». – «Нет, журавль, нейду за тя замуж!» Пошёл журавль домой.

Тут цапля раздумалась: «Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду!» Приходит свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Следующая глава >

Как я понимаю русскую пословицу о том, что лучше иметь синицу в руке, чем журавля в небе. (Журавль в небе означает что-то желаемое, но малодостижимое. О желаемом и маловероятном идет речь в сказках, где журавль — одно из главных действующих лиц.) Решение Журавля жениться. (Надумав жениться, пошел Журавль свататься к Цапле. Та критически посмотрела на Журавля: и ноги не Такие, и платье не нравится, а самое главное — Цаплю не прокормит. Журавль и Цапля — птицы совершенно разные: одна витает в облаках, другая ходит по земле.)Цапля меняет свои взгляды на женитьбу. (Прогнала Цапля Журавля, а потом пожалела. Пришла к Журавлю и сказала, что согласна выйти за него замуж). Отношение Журавля к визиту Цапли. (Но теперь Журавль прогнал ее прочь. Однако вскоре передумал, решил жениться. Но, как назло, заупрямилась Цапля. Вот и ходят друг к другу до сих пор.) Что же мешает героям осуществить свои желания? (Ни Цапля, ни Журавль не подумали о том, что, хотя они такие разные, житьим вместе надежнее: несчастья-напасти вместе одолеть легче. Каждый был эгоистом, думал только о собственной выгоде.)

Цели урока:

  • Формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
  • Формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
  • Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них? (Приложение 2).

  • Сказка складом, песня ладом красна.
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
  • Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150-240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” - “тяп, тяп”).

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2). Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось жить одному” - вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.

Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение, используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:

  • “Есть согласие – есть и счастье”. (Пословица)
  • “Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).
  • “Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное - ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).

Басня «Журавль и цапля» довольно занимательная, даже несмотря на то, что она небольшая по объему и абсурдная по содержанию. Но мы ее разберем. Остановимся на авторе сюжета, вернее на том, кто ее пересказал, и рассмотрим мораль истории. Но сначала сюжет.

О чем речь?

Сначала в сказке появляется сова, которая никакого отношения к дальнейшим событиям не имеет. Она летает, потом делает остановку, крутит головой и хвостом, потом снова продолжает путь, и это действие бесконечно замкнуто. Может быть, это какая-то метафора? Например, закольцованности будущего действия сказки? Не исключено. Однако оставляем присказку в покое. Сказка еще философичнее и психологичнее.

Напоминаем, что мы анализируем басню «Журавль и цапля». Крылов И. А. к ней никакого отношения не имеет, она дошла до нас благодаря В.И. Далю, именно он ее пересказал.

На болоте, в разных его концах, построили журавль и цапля избушки. Сидел журавль и тут понял, что одиночество его тяготит, поэтому задумал жениться. Так как в округе не такой большой выбор невест, он отправился на другой конец болота свататься к цапле. Пришел журавль и без всяких предисловий спрашивает у своей потенциальной жены, не видит ли она в нем своего супруга. Цапля сказала, что он ей совсем не подходит и он не герой ее романа, пусть отправляется к себе, пока ветер без камней. Думаете, это конец басни «Журавль и цапля» (Крылов к ней отношения не имеет)? Ошибаетесь.

Пока журавль был еще в пути, цапля передумала и посчитала, чем одной жить, уж лучше с журавлем, а что? Он парень (или птица) видный. Теперь она уже к нему пошла, и он ей говорит, чтобы она отправлялась домой. Потом уже он сожалел о своем решении и пошел к ней свататься, а она ему дает ясно понять, что он снова опоздал. Самое интересное, что сказка не имеет конца, потому что, по мнению рассказчика (народа), птицы на болоте так и ходят друг к другу, разыгрывая абсурдную пьесу трагической нестыковки друг с другом.

Жан-Поль Сартр и народное творчество

Басня про журавля и цаплю рассказывает печальную историю, грустна она прежде всего своей безысходностью. У французского философа-экзистенциалиста есть пьеса «За закрытыми дверями», и вот там прозвучала эпохальная фраза: «Ад - это другие». Наша народная сказка о том же самом. Цапля и журавль медленно поджариваются на огне собственной разобщенности. А чему еще учит басня "Журавль и цапля"? Мораль ее богата. Например, влюбленные могут извлечь уроки из истории. Остановимся на этом подробнее.

Одиночество - это не лучший стимул для отношений

Представьте, если бы у журавля был выбор шире, а все птицы-девочки красивы и замечательны, понадобилась бы ему эта странная женщина-цапля, которая поселилась так далеко от него (7 верст они преодолевали, пока ходили друг к другу)? Конечно, нет! Басня четко предостерегает читателей не ставить на одиночество. Но кто-нибудь слушает? Опять-таки нет. Все еще существует определенная категория женщин, которые считают, что муж должен быть, причем любой, даже не самого лучшего качества.

Выбирать человека лучше, опираясь на общие интересы

Читатель скажет, что все это банальности какие-то. Кто этого не знает? Знают-то, может, и все, но мало кто следует. Семья - это не только общий быт, но и разговоры. А у героев басни нет общих интересов, кроме их одиночества. Но это сомнительный аргумент в пользу отношений с кем бы то ни было.

Выбирать спутника жизни нужно не по инстинкту (не путать с любовью). Слепая страсть может сильно осложнить жизнь человеку. Стоит подумать, можно ли с партнером о чем-то поговорить, хороший ли он собеседник, есть ли у мужчины и женщины общие темы. Все угаснет, тело потеряет силу, вечен только дух, он и должен определять выбор партнера, «ведь жизнь кончается не завтра».

Довольно часто встречающийся сценарий, когда люди просыпаются в одно не очень прекрасное утро и понимают, что им 40 или 50, а они живут с посторонним человеком, которому и сказать-то нечего. И тут начинается мистерия, сравнимая с мытарствами цапли и журавля из басни. Нужно ли это? «Думайте сами, решайте сами».

Любовь безальтернативна!

И главное, басня учит, что любовь нельзя ничем заменить. Нужна внутренняя уверенность, желание быть с тем, кого любишь. А если этого нет, то хождения по мукам и поиск могут продолжаться до бесконечности. Текст сказки, конечно, этого не раскрывает, но в реальности возможны и более хитроумные уговоры себя, самообман не менее коварен, чем ложь, исходящая от другого человека. В басне скрыта целая модель жизни пары или человека, только в действительности люди могут меняться, исполняя роль цапли или журавля, а главное действующее лицо (в зависимости от пола) беспрестанно себя уговаривает, дискутирует, просит рассмотреть те или иные резоны.

Нет, нет и еще раз нет! Только любовь! Нельзя сдаваться на милость одиночества, нельзя поддаваться на самообман и провокации, даже когда они исходят из души самого человека.

Любовь искупит все страдания и мытарства человека. А басня об аде одиночества. Как понял читатель, лучше в него не попадать. Причем боль от изоляции тем сильнее, чем больше надежд. У каждой птицы были чаяния, что вот на расстоянии семи верст находится выход, но каждое путешествие на край болота снова и снова разбивало их обоюдные надежды. Больше всего сюжет басни похож на древнегреческий миф о Тантале. Герои обоих будут страдать вечно.