Развитие античной культуры древней греции. Культура греции

9.1. Особенности становления античной культуры.

9.2. Особенности культуры Древней Греции.

9.3. Культура эллинистической эпохи.

9.4. Культура Древнего Рима.

9.5. Античное искусство.

Особенности становления античной культуры

В начале I тысячелетия до нашей эры ведущая роль в общественном развитии переходит от древневосточных цивилизаций до нового культурного центра, возник в Средиземноморье и получил название античной цивилизации. Античной цивилизации относят историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация основана на качественно иных социально-экономических и политических принципах, чем цивилизации Востока и оказалась значительно динамичной от них.

Античность является культурным и историческим фундаментом современной Европы. Огромное культурное наследие древней Греции и Рима вполне справедливо считается колыбелью европейской цивилизации. Именно античный мир заложил основы европейских философских, правовых, политических, художественных и научных систем, которые возникли гораздо позже.

Античной традиционно называют греко-римскую культуру, развивалась в период с ИИИ тыс. До н.э. до сер. V в. н.э. Эпоха античности начинается с образования греческих полисов - городов-государственная начале I тысячелетия до нашей эры и заканчивается с падением Римской империи в В веке нашей эры.

В своем развитии античная культура прошла ряд этапов, выступила в различных исторических модификациях, представленных культурой Древней Греции, эллинистической культурой, культурой Древнего Рима. При этом "прелюдией" античной культуры была еще более древняя крито-микенской культуры, или эгейская цивилизация, которая существовала одновременно с древневосточными культурами. Центрами этой эгейской цивилизации были Крит и город Микены на юге Греции.

Несмотря на существенные различия между культурой Древней Греции, эллинистической и древнеримской, они принадлежат к одному историко-культурного комплекса, имеют ряд общих типологических черт. Это связано, прежде всего, с тем, что древнегреческая и древнеримская культуры формировались на базе в принципе схожих форм социальной организации: и древнегреческий полис, и римская "цивитас" эпохи Республики представляют собой различные варианты античной гражданской общины.

Гражданская община объединяла полноправных свободных граждан, каждый из которых имел право на земельную собственность и на участие в решении государственных вопросов. Такая форма организации социальной жизни определила шкалу основных ценностей античного общества:

Идеал первоочередной значимости гражданской общины как основы блага отдельного человека;

Идея верховной власти народа;

Ориентация на земные интересы; в античном мировоззрении нет идеи бога-творца, стоит вне мира и устанавливает постоянный, вечный мировой и социальный порядок (как это имело место в восточных народов);

В отличие от культур Востока с их теоцентризмом античная культура обращена к человеку, который находится в центре внимания философии и искусства.

Общественное сознание античного полиса носила в основном рациональный характер. Мир воспринимался как реальный, хотя признавалось сверхъестественное, и это имело существенное влияние на различные стороны жизни. Поэтому при характеристике античной культуры необходимо проанализировать религиозные представления древних греков и римлян.

Особенности культуры Древней Греции

Культура Древней Греции является истоком античной культуры. Древние греки создали культуру, которая была названа в более позднее время "греческим чудом". Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основу многих сторон европейской культуры в самых разных ее сферах. Для нашего времени греческая культура является образцом гуманизма и полноты взгляда на мир. Это было обусловлено многими обстоятельствами.

Существенное влияние на особенности культуры Греции мало выгодное географическое положение, что способствовало развитию торговли и другим внешним отношениям. Одной из особых причин, обусловивших развитие культуры Греции, была колонизация и связанная с ней торговля. Колонизация дала возможность грекам приобрести нового взгляда на мир, отличного от их первобытных верований, сравнить свой мир и мир других народов.

Динамизм и величие античной культуры нельзя отделить от динамизма общественной жизни. К VIII - VI вв. до н.э. относится формирование рабовладельческих государств-полисов. Греки считали отсутствие полисов у других народов чертой варварства, их нравственной недоразвитости (Аристотель). Жить по-человечески для греков означало жить в полисе, участвовать в полисном жизни. Рабы, которые не имели права участвовать в жизни полиса, людьми не считались.

На территории Древней Греции существовало несколько сот полисов. В среднем каждый из них занимал территорию не более 300 квадратных километров и примерно имел 10-15 тыс. Населения. Один из крупнейших полисов Афинский.

В античном классическом полисе государство является действительным и единственным содержанием жизни и свободы гражданина, она была чуть ли не единственным местом, где он чувствовал себя в опасности, находился под защитой богов, которые занимались городом (как, например, Афина Паллада - Афинами) и мог жить полноценной жизнью. Полисной жизни с его духовной и экономической автаркией, независимостью и свободой были для гражданина высшей ценностью, поскольку полис был главным условием его собственной свободы, мог гарантировать защиту его гражданских прав и имущественных интересов. Общественное мнение и законы праздник оберегали общественные интересы и покорения личных интересов общественным было обязательным. Одним из важнейших критериев оценочного отношения общества к индивиду была степень его участия в общественной жизни. В общественном мнении сложилось презрительное отношение к равнодушию индивида к событиям общественной жизни. Это презрение стало настолько важным фактором отношения общества к личности, что, опираясь на общественное мнение, афинский правитель Солон сформулировал редкий в мировой истории закон, согласно которому бесчестным и лишенным прав гражданства объявлялся тот, кто во время восстания не поддержал ни одну из сторон. Закон требовал от каждого гражданина участвовать в борьбе, а не ждать когда судьбу государства решат другие. И поэтому для полисного индивида страшным наказанием было изгнание из родного города, то, что римляне называли "лишением огня и воды", то есть лишение гражданских прав. В греческих городах для этого была разработана специальная процедура остракизма - отправления в изгнание лиц, не нарушали законов, однако были опасными своим влиянием.

Во многих полисах и, прежде всего, в Афинах возникает величественное достижения культуры древних греков - демократия. У истоков демократии в Афинах стоял Солон, реформы которого были направлены на создание в Афинах общества гуманизма и справедливости. Главным органом управления в полисе было общее собрание. В другое время руководство осуществлял совет 400, а затем - совет 500. Особенности общественной организации греческого общества повлияли на обычаи, традиции, нормы морали и даже искусство.

Открытое обсуждение на народном собрании законов привело к де-сакрализации общественных институтов, мышления, формировало "раскованность" греческого духа, развитие критической рефлексии, рационализм. Вам необходимо ознакомиться с подробной характеристикой основных черт полисной жизни за работой Ж.-П. Вернана "Духовный мир полиса".

Дух состязательности, полемичности (агональности) - другая важная черта греческой культуры. Он проявлялся во всевозможных соревнованиях - спортивных олимпиадах, соревнованиях поэтов, музыкантов, художников, боях гладиаторов, публичных соревнованиях ораторов и философских дискуссиях мудрецов, в бурной политической жизни античного общества. Для грека и римлянина не было ничего почетного, чем стать победителем в любом соревновании, получить одобрение и восхищение со стороны граждан и получить лавровый венок. Более подробно соревновательный характер древнегреческой культуры рассматривается в работе Ф.Х. Кэссиди "К проблеме греческого чуда".

С этим связана высокая оценка творческого начала в деятельности личности. Борьба мнений и свобода критики стали той идейно-духовной атмосферой, в которой родились греческая наука и философия.

По мнению некоторых европейских теоретиков, например, Леви-Стросса, поведение человека может определяться по ее основной мотивацией. Это может быть "культура стыда" или "культура вины". Культура вины характерна главным образом для христианства, то есть она обращена к голосу совести, к внутреннему суда над собой. Культура же стыда ориентирована на оценку поведения человека со стороны представителей той или иной социальной группы. "Культура стыда" ситуации в Греции, включала в себя два момента: представление о богоривнисть эллина и чувство соревновательности. Основными мотивами поведения выступало подражания лучшим и соперничество. Для греков еще не характерно чувство внутренней греховности, но ярко выраженное чувство стыда перед согражданами. Второй стороной этого было стремление стать первым, стать лучшим. Дух состязательности царил в области науки, риторики, в спорте, даже на общем собрании. Любой член полиса мог выразить свое мнение при обсуждении общественных проблем. Важная особенность менталитета афинского гражданина - стремление к славе. Например, победа на Олимпийских играх считалась победой не отдельной человека, а полиса. Это для греков служило подтверждением их значимости для общества. Все особенности взаимоотношений между гражданами греческого полиса воспитывали особое чувство патриотизма.

В греческой мифологии боги человечные и человекообразные. Поэтому среди различных мифологий мира греческий стала наиболее привлекательной. Греческая олимпийская религия антропоморфная. Боги часто ведут себя как простые смертные, поэтому в мире олимпийской религии человек чувствовал себя достаточно комфортно.

Древнегреческая культура характеризуется большими достижениями в области науки. При всей серьезности научных достижений других ранних культур, например Египта или Китая, там не возникло систематической науки. В греческом мире знания перестало быть священным, сакральным, таинственным, которое принадлежало бы только особой касте людей - жрецам. Оно стало доступным каждому, кто взялся посвятить ему свою жизнь. Тем более, что "культура стыда" не поощряла невежество, глупость и тщеславие. Именно в Греции осуществляется переход от мифологии и религиозного миропонимания, опиралось на веру, в науку, которая требовала постановки, формулировки, логического рассмотрения проблем, а ум становится главным средством познания. Глубина и продуманность научных теорий, какими бы умопостигаемого они не выглядели, легли в основу многих прикладных и теоретических наук. Истина - не предмет слепой веры, а знания, основанное на логике, на разумном (рациональному) понимании. Таким новым путем самоопределения человека в античном обществе становится философия - принципиально другой тип миросозерцания, основанный на позициях ума и интеллекта. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения - не через привычку и традицию, а через собственный разум. Становясь одной из форм преодоления зависимости индивида от роду, она впервые призывает человека поверить в себя, в свои собственные силы, а не в мифологических богов. Бытующее в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им предоставляется рациональное толкование.

Период наивысшего расцвета греческой культуры (V в. До н.э.) связан с наивысшим расцветом полисной жизни и всех других явлений культуры.

Древнегреческой культуре принадлежит особое место в создании фундамента европейской культуры. Древние греки заложили основы современной науки, философии, историографии, архитектуры, изобразительного искусства, литературы и театра. Важным их вкладом в мировую культуру было создание впервые в истории нового типа общественной организации - демократического гражданского общества, в рамках которого сложились социальные и духовные предпосылки гармоничного развития свободного человека. В рамках этой культуры были заложены духовные основы европейской культуры: гуманистическое мировоззрение, утверждение ценности земного бытия, рационалистическое отношение к миру, представления о прекрасном как одну из высших ценностей, идеал совершенной гармонично развитой личности, демократические отношения между обществом и индивидом, идея самоутверждения в процессе соревнования равных людей и др.

В конце IV в. до н.э. Грецию подчиняет Македония, а завоевательные походы Александра Македонского знаменуют начало новой эпохи в эволюции античной культуры - эллинистической.

Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя, как на пылинку перед бесконечным. В Греции же он подчинял себе свои учреждения... воспользовался ими, чтобы гармонически развить всего себя; он мог... соединять в себе множество разнородных дарований так, что ни одно из них не мешало притом другому, быть... мыслителем и писателем, не став книгоедом и кабинетным затворником... поклоняться своим богам, не замыкаясь в догматические формулы, не сгибаясь под тиранией никакой сверхчеловеческой силы...» (И. Тэн). Природная любознательность и способность улавливать самые тонкие отношения и оттенки стали предпосылками необычайной творческой продуктивности древних греков.

Уникальность культуры и характера необыкновенно одаренного народа не в последнюю очередь была обусловлена географическим своеобразием Средиземноморья. Красивая благодатная природа, умеренный климат способствовали формированию у древних греков стремления к уравновешенности, созданию определенных и ясных образов, культа меры и гармонии. Разнообразие ландшафта и природных ископаемых, море и берег, удобные для судоходства, благоприятствовали развитию торговли, интенсивному культурному обмену, а географическая автономность отдельных областей облегчала становление полисной системы.

Культура Древней Греции прошла в своем развитии несколько периодов: крито-микенский, или эгейский (III тыс. - XII в. до н.э.); царский, или гомеровский (XI-VIII вв. до н.э.);архаический (VII-VI вв. до н.э.); классический (V - первая треть IV в. до н.э.), эллинистический (последние две трети IV-I в. до н.э.).

Попытаемся выделить наиболее характерные особенности древнегреческой культуры и цивилизации в целом.

Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации

Древнегреческая культура сформировалась на базе специфической цивилизации, причудливо сочетавшей в себе свободу и рабство. Рабство не было изобретением античности. Однако в своем развитии античная цивилизация все больше отходила от патриархальной формы рабства, а при достижении ею зрелой формы в классический период рабы стали главной производительной силой греческого общества. Но свободный человек и раб в античности были не только экономическими и социальными субъектами. Именно у греков свобода впервые начинает пониматься как одна из высших ценностей.

Отличительная особенность греческого государственного устройства состояла в том, что, несмотря на тесные культурные и торговые контакты, полисы (города-государства) обладали хозяйственной и политической самостоятельностью. Экономической основой античного города-государства являлся обмен продукцией сельского хозяйства, многие горожане были земельными собственниками. Интенсивно развивались также ремесло и судоходство. Античный полис был политическим, торгово-экономическим, религиозным и художественным центром. Основные культурные сооружения располагались в нем вокруг главной городской площади - агоры.

Древняя Греция знала такие формы политического правления, как власть царей, главенство аристократии и тирания. Однако именно демократия стала тем бессмертным созданием греческой цивилизации, которое определило ее своеобразие и к которому позже обратили свои взоры прогрессивные деятели новоевропейской культуры. Античная демократия была первой в истории попыткой претворения в жизнь идеала равноправного участия людей в управлении государством независимо от их социального и имущественного положения. Но она имела ограниченный характер, поскольку гражданство являлось привилегией хотя и достаточно широких, но все же далеко не всех слоев общества. Древнегреческая демократия не препятствовала утверждению института рабства, колонизации чужих земель, но смягчала узы рабовладения.

Греки были убеждены, что человек - это существо политическое. «В глазах этого народа два только занятия отличали человека от скота и грека от варвара: интерес к общественным дедам и изучение философии» (И. Тэн). Жизнь грека имела цену 0 смысл, прежде всего, в связи с его служением полису. Несмотря на большую значимость личного начала, главной ценностью оставалась «община». Полис всесторонне регулировал жизнь граждан и одновременно полностью контролировался ими. Полисное сознание определяло и нравственные идеалы греков, которые, находясь на подъеме, больше всего ценили такие качества, как долг, честь, слава.

Противопоставление чувственности и мышления в античности только зарождалось, и можно говорить о доминировании в Древней Греции синтетического мировоззрения, где чувства и разум находились в гармоническом единстве. Такое равновесие приводило к тому, что земное, чувственное дистанцировалось от разгула и порочности, но в то же время не уничтожалось во имя чисто духовных идеалов. Гарантом сохранения искомой гармонии выступала воля. Умение контролировать свои чувства и поведение стало важной чертой греческого характера.

Однако рядом с желанием подчинить чувства воле, упорядочить мир уживалось стремление выйти за эстетически законченные структуры бытия и добиться необходимой для психической и творческой перестройки личности раскрепощенности. Эта сторона древнегреческой культуры связана в первую очередь с культами Деметры и Диониса. Намеченные противоположности мировосприятия и жизнеруководства древних греков были охарактеризованы немецким философом Ф. Ницше как аполлоническое (рациональное) и дионисийское (чувственное) начала античной культуры.

Природа наделила этот предприимчивый народ пытливым умом. Греки были мастерами точной формулировки, ясной конструкции, убедительного довода, изобретателями искусства речи и спора, гениями риторики и диалектики. Они отделили интеллектуальную сферу как от религии, так и от повседневной жизни. Их интересовало знание само по себе, часто независимо от его практической применимости. У греков отмечается особая способность извлекать максимальные эвристические возможности из рассуждения, мыслительных операций при минимальном обращении к опыту. Не случайно греческая протонаука имела теоретический характер.

Грекам, как ни одному другому народу, было присуще стремление выразить даже самую отвлеченную идею в зримом, осязательном образе («эйдетическое» свойство). Греческая духовная культура носила пластичный, телесный характер, сосредоточивалась на выявлении формы бытия вещей. Этим можно объяснить расцвет древнегреческой пластики и стереометрии, возникновение натурфилософии. Греки восхищались человеческим телом, но это был культ гармоничного, здорового тела, которое органично сочеталось с духовным совершенством и волевой активностью личности-гражданина. Тело - это не только объемная пластика мускулов но и гордая осанка, величественный жест. Физическая культура, оформляющая тело, была важнейшей частью воспитания. Многочисленные гимнасионы с залами и банями рассматривались как важные общественные сооружения. Любование телом человека вдохновляло на создание произведений искусства, заполняло досуг (спортивные зрелища).

В древнегреческом искусстве ярко проявился интерес к форме. К примеру, живописцы изображали не само пространство, а фигуры в пространстве. В архитектуре внешний облик храма преобладал над интерьером.

Культ меры, гармонии пронизывал все греческое мировосприятие. Вселенную греки считали целесообразным целым, внутренне упорядоченной системой, которая отрицает хаос. Человек в их представлении гармонично вписывался в картину космоса, был соразмерен природе. Такое отношение к окружающему миру дало древнегреческой культуре важную точку всеобщей опоры: на познание и приумножение гармонии универсума направлялась творческая созидательная энергия. Не случайно ведущими эстетическими категориями у греков становятся красота, мера, гармония. Отсюда - соразмерность частей художественного произведения, обязательное наличие центрального момента, симметричное расположение и согласованность основных частей и дополнительных деталей, обозреваемость размеров, органичное единство всех элементов, чувство стиля.

Категория меры имела важное значение в этике. Согласно принципу «золотой середины», сформулированному Аристотелем, девиантным является любое поведение, которое нарушает меру. Философ одинаково осуждал трусость и безрассудство, скупость и мотовство, робость и беззастенчивость.

Равноправие и творческие наклонности граждан полисов, постоянно боровшихся за влияние, предопределили такую особенность греческой культуры, как агональность (состязательность). Соревновались атлеты во время спортивных игр, спорили за победу хоры и поэты, добивались первенства в искусстве красноречия ораторы. Спор-состязание отрабатывался в философских диалогах Платона. В искусстве прослеживается борьба за пальму первенства различных школ и отдельных художников. Агональность способствовала отграничению личного мнения, формированию индивидуального подхода (Б. Р. Виппер). Греческая культура уделяла гораздо больше внимания личности, чем восточная.

Перечисленные выше типологические черты древнегреческой культуры и цивилизации своеобразно преломлялись в разные периоды ее развития, к анализу которых мы обращаемся.

Древнегреческая цивилизация прошла ряд этапов в своем развитии. В соответствии с ними в качестве основных периодов развития культуры древней Греции принято выделять:

1) Крито-микенский период (XXX - XII вв. до н.э). По названию двух важнейших культурных центров на территории Древней Греции - остров Крит и город Микены, расположенные на Пелопонесском полуострове.

Микенская культура известна образцами городской архитектуры, дворцами крепостного типа. В шахтовых гробницах Микен были обнаружены золотые погребальные маски, украшения, оружие. Повышенная военизация микенского общества, вызванная войнами с ахейцами, а также борьбой независимых государств. Города Таринф, Микены, Аргос представляли собой укрепленные поселения. Микенская цивилизация погибла либо вследствие военного вторжения дорийских племен, либо в результате многочисленных гражданских войн между городами-цитаделями и их духовного истощения.

2) Гомеровский (царский) период (XI - VIII вв.) Характеризуется упадком культуры: большинство микенских поселений покинуты, замирает деятельность центральных святилищ - храм бога Аполлона в Дельфах, на острове Делосе и на Самосе. Греческое общество отброшено к первобытности. Между тем, этот период вошел в историю как героический или гомеровский, поскольку он известен по поэмам - "Иллиада" и "Одиссея", относящимся к концу IX - началу VIII в. до н.э. и приписываемых Гомеру. Своими корнями эпические поэмы Гомера уходят в период Микенской культуры, во времена ахейских героев и аристократических воинских идеалов. Они повествуют о Троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену. "Илиада" описывает один из эпизодов троянской войны - ссору предводителя ахейцев Агамемнона и Ахилла. "Одиссея" - поэма о странствиях возвращающегося на родину из-под стен Трои царя Итаки Одиссея. Историческое ядро его сюжетов сложилось на основе коллективной памяти потомков победителей Трои, оказавшихся, в свою очередь, побежденными. Дорийское нашествие XII -XI вв. до н.э. уничтожило крупные города и разметало ахейцев по Восточному Средиземноморью. Дорийские племена, сокрушив ахейские царства, не стали сами воссоздавать централизованную монархию. Приняв мифы и предания прошлого, послеахейская Эллада создала общественный строй и культуру уже нового, античного типа. Благодаря этому был осуществлен один из крупнейших сдвигов в эволюции культуры.

3) Архаический период (VII -VI вв. до н.э.) начинается с интенсивной колонизации греками побережья Средиземного моря, ростом городов. Крупнейшие среди них - Коринф (25 тыс.жителей), Афины (25 тыс.жителей), Милет (30 тыс.жителей). Начинает формироваться полисная система, создаются институты демократии. Полис был основной формой античного социального мира, это был самостоятельный город-государство. Именно в границах полиса его гражданин чувствовал себя полноправным человеком. Полис представлял собой не только общественную, но и сакральную ценность. С VII в. уже чеканится монета. Создается новое законодательство. Борьба с аристократией завершается победой опиравшихся на народ тиранов.

В конце архаического периода наступил кризис тирании, и в ярде полисов устанавливается демократическое или олигархическое правление. Реформы Клисфена (VI в. до н.э.) в Афинах привели к победе демократии в этом полисе.

4) Классический период (V - IV вв. до н.э.) - расцвет древнегреческой цивилизации. Это золотой век Афин, наивысший подъем античной демократии, время формирования мощной классической культуры античного полиса.

Первый трагик мировой литературы Эсхил воспевал победы греков при Марафоне, Саламине и Платеях. До Эсхила трагедия представляла собой диалог между одним актером и хором. Эсхил ввел на сцену второго актера. Эсхил мыслил еще всецело в религиозных понятиях. Границы правды, справедливости и блага очерчены в его трагедиях богами, вознаграждающими за добро и карающими за зло.

Другой великий трагик Софокл создал 120 трагедий. Увеличил число актеров до 3-х человек. Воля богов у Софокла прежде всего всесильна, и ее этический смысл сокрыт от смертных. Конфликт трагедий Софокла - в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы.

Младший из классических трагиков - Еврипид. Известны его трагедии, написанные в первые годы войны между Афинами и Спартой: "Медея", "Вакханки", "Ифигения в Авлиде" и др. Его интересует внутренний противоречивый мир человека, который вступает в борьбу с жестокими и пристрастными богами.

Цель античной трагедии состояла в достижении катарсиса души - очищения от страстей через возбуждение сострадания к героям.

В V в. формируется комедия, которая также восходит к дионисийским празднествам. Известными комедиографами были Эвполид, Кратин, Аристофан. До нашего времени дошли только комедии Аристофана: "Облака", "Мир", "Женщины в народном собрании".

Скульптура и архитектура

"Ничего лишнего" - принцип, положенный в основу греческого искусства. Скульптуры раскрашивали яркими красками. Особое внимание уделялось пластике тела. В самом начале классического периода в скульптуре появился новый стиль, получивший название "суровый".

Идеал человека был воплощен великим Фидием в больших культовых статуях Афины Парфенос, облицованный золотом и слоновой костью, и Зевса Олимпийского.

Вторым классиком греческой скульптуры стал Мирон, передающий напряженное движение (статуя "Дискобол"); экспрессию страстей ("Афина и Марсий").

Третьим великим скульптором был Поликлет из Аргоса. Он установил канон, т.е. определил и пластически передал пропорции человеческого тела. Например, его статуя копьеносца Дорифора составлена из математически точных пропорций. Канон Поликлета более ста лет ориентировал скульпторов на идеал могучей величавости, силы и достоинства изображаемой фигуры, на гармонию и равновесие.

Однако уже в позднеклассическую эпоху в IV в. до н.э. большей популярностью пользовалась скульптура с гладкими, гибкими, грациозными линиями и нежными лицами. Это проявилось в творчестве Праксителя, его скульптура "Афродита Книдская" стала прообразом многих позднейших изображений богини любви.

Скульптор Лисипп после изготовления определенной статуи клал в копилку золотую монету, когда он умер, в копилке оказалось 1,5 тыс. монет. У него было поразительное оптическое, а не пластическое восприятие скульптуры как искусства. Лисипп - мастер схватывания мгновенного действия человека. Его статуя "Апоксимен" воплощает гармонию физического развития и внутренней утонченности. Лисипп оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского.

Наука. Философия.

В V-IV вв. до н.э. были разработаны почти все разделы элементарной геометрии. Медицина получила теоретическое обоснование в трудах Гиппократа. Он разработал систему наблюдения за больными, оставил описание многих болезней, хирургических операций, методов лечения.

Демокрит ввел в науку понятие атома - качественно однородной частицы материи.

В Древней Греции начинает развиваться искусство убеждения - риторика. На рубеже V-IV вв. до н.э. заявил о себе выдающийся судебный оратор Лисий, речи которого считаются образцом аттической прозы. Великолепным стилистом был оратор Исократ.В 391 г. до н.э.. он открыл первую риторическую школу с регулярным платным обучением.

На протяжении V в. до н.э. становился популярным новый рационализм Афинского Просвещения. Во главе его стояли софисты, защищавшие среди прочего и тезис о недоказуемости существования богов. Человек опирается на то, что ему полезно, а не на религиозные верования. Софисты отвергли поиски абсолютной истины и призвали учиться практическим искусствам. Греческая система образования и воспитания называлась "Пайдейя" и объединяла гимнастику, грамматику, риторику, поэзию, музыку, математику, географию, историю. Но великий греческий философ Сократ подверг подобное образование критике. Знание, утверждал Сократ, должно не только приносить пользу, но и давать основания подлинной нравственности. Сократ призывал человека к самопознанию и предложил "майевтику" - искусство ведения спора, в процессе наводящих вопросов рождается истина.

5) Эллинистический период (III -I вв. до н.э.). Начало этого периода - 338 г. до н.э.. - год военной победы Македонии энад Грецией. Конец эпохи эллинизма считают 31 г. до н.э., когда после победы римского императора Октавиана над Антонием и Клеопатрой перестало существовать эллинистический Египет. Эллинистический период завершает историю самостоятельного развития культуры древней Греции. В эпоху эллинизма центры производства и торговли переместились на Восток. Греция почти обезлюдела и превратилась в страну бедную и незаметную. И хотя в ней сложились две новые политические организации: Ахейский и Этолийский союзы, все крупные культурные центры располагались за пределами собственно Греции. Главными эллинистическими государствами было царство Птолемеев в Египте, царство Селевкидов в Сирии, царство Антигонидов в Македонии и Греции.

Эллинистическая культура - это не только культура Греции под верховенством Македонии и Рима: это греческая культура, распространившаяся благодаря завоеваниям Александра Македонского далеко на юг, в Африку, и на восток, в Азию. Возникает особая синкретическая культура, в которой греки были социально-культурным явлением. Патриотизм сменяется космополитизмом, крушением расистских предрассудков по поводу различий между греками и варварами.

Скульптура и архитектура.

Скульптурные композиции передают дух эллинизма с его эклектикой греческого и восточного, традиционного и экзотичного. Изображение борьбы богов и титанов - гигантомахия на алтаре Зевса в Пергаме характеризуется запутанностью композиции, боязнью пустого пространства. Ужасом перед лицом варварства и смерти веет от статуи Лаокоона, прорицателя, который, по преданию, предсказал троянцам гибель от деревянного коня, созданного по предложению Одиссея. Пророк и два его сына представлены в последних конвульсиях, когда их душит змей, посланный в наказание Аполлоном. Вкус ко всему мрачному, болезненному, уродливому свидетельствует о вывихнутости сознания, о разрушении цельности мира и человека в нем. Суть нового искусства - изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Например, статуи пьяной старухи; галла, убивающего свою жену; Марсия, с которого содрали кожу; мальчика, душащего гуся и проч.

Построенный в сер. IV в. до н.э. мавзолей в Галикарнасе высотой 50 метров (архитекторы Сатир и Пифей) относится к одному из Чудес Света и сочетает в своей композиции черты восточной и греческой архитектуры. Мавзолей представлял собой высокое призматическое сооружение, расчлененное на два яруса и увенчанное пирамидальным завершением. В первом ярусе, решенном как подиум ионической коллонады, оформлявшей второй ярус, находилось погребение, выше, над ним - заупокойный храм.

Культура древней Греции, иначе именуемая, как античная, многообразна. Сложно найти такой вид искусства, в котором не оставили бы свой след эллины, то есть греческий народ. И след этот весьма заметный, ни одному другому народу пока не удалось достичь таких огромных успехов в различных сферах культуры, каких когда-то достигли греки.

Многое было унаследовано эллинами от соседних восточных народов. Влияние Египта и Вавилона на культуру древней Греции достаточно заметно, однако, греки не копировали образцы искусства, они лишь брали их за основу, которую доводили до классического идеала. Этот идеал актуален до сих пор, античная культура все так же служит образцом для подражания, кажется, время над ней совсем невластно. И разве может быть иначе, ведь создавая скульптуры, поэмы, здания, и даже философские трактаты, древние греки исходили из общих понятий, таких как «красота» и «добро». В таких работах в культ возводилось человеческое тело, атлетичная фигура воспринималось, как нечто почти божественное, то, что не может ни заслуживать внимания, потому что красиво само по себе.

Эгейский период культуры древней Греции

Всю культуру древней Греции принято условно разделять на несколько этапов. Первый эгейский, иногда именуемый крито-микенским или же минойским. Наиболее широкое развитие здесь получили архитектура и скульптура. Самые яркие памятники этого этапа - Микенский и Кносский дворец, недошедшие до наших дней в первозданном виде. Однако от этого их значимость для понимания общих закономерностей строительства того времени не уменьшается. Второй замок, кроме всего прочего, свидетельствует современникам и о правдивости одного из мифов древней Греции - о Тезее и Минотавре. Произведя раскопки, археологи убедились в том, что описанные события не вымысел, и действительно имели место быть. Масштаб дворца поражает, сохранившийся первый этаж строения насчитывает более 300 комнат. Ни мало удивляет и наличие системы водоснабжения и канализации.

В минойский период активно развивались многочисленные ремесла, переплавлялась бронза, особое внимание уделялось искусству керамики. Дошедшие до нас скульптуры, статуэтки и причудливо украшенные вазы, относящиеся к этому этапу развития древней Греции, свидетельствуют о филигранном мастерстве эллинов. Искусно вылепленные детали создают впечатление, что перед нами не статуя вовсе, а настоящая девушка. Многообразия сюжетов свидетельствует о развитости Эллады, несмотря на то что в это время она только начинала зарождаться.

Отличилась эта эпоха и живописью. Множество безымянных росписей, нанесенных на стены разных дворцов, отлично подтверждают это. Помимо них, можно выделить и вполне конкретные работы с названиями, например, «Игра с быком».

Гомеровский период культуры древней Греции.

Крито-микенская культура очень сложна и многогранна. К сожалению, с XI по IX века до нашей эры она полностью перестала существовать, так же как и вся минойская цивилизации. Когда все старое было разрушено, без промедлений был начат процесс создания нового устройства жизни, складывания общества. Столь переломный момент находит отражения в письменных памятниках культуры, работах Гомера. Главным описываемым событием являлась Троянская война. Так как никаких других источников информации об этой эпохи не сохранилось, этот небольшой период многие ученые выделяют, как «Гомеровский».
После того как все страшные события остались позади, процессы в обществе стали протекать весьма стремительно, вновь начала активное развитие. В VIII -VI века до нашей эры происходит множество общественно значимых событий, главным из которых является становление городов-государств, или же полисов. Именно в это время происходит формирование культуры древней Греции в том виде, в котором ее представляют многие сегодня.

Архаичный период культуры древней Греции
В период архаичной культуры появилось алфавитное письмо. Возникновение системы образования приводит к развитию философии и различных наук, в том числе и математики. Активное развитие ремесел стало причиной развития широких торговых связей, которые, в свою очередь, послужили толчком для чеканки монет, и активации денежного оборота. В общем, в это время равномерно развивались все институты общества. Если говорить о культуре, то наиболее ярко представляет эту эпоху архитектура и скульптура. На смену дворцов пришли храмы. Малые формы скульптуры отходят на второй план, распространяется монументальная, сперва деревянная а затем и каменная. В массовое сознание уверенно входит идеал человека, у которого душа в полной гармонии с телом, и развиты обе составляющие личности. В связи с этим культ тела становится еще более всеобъемлющим, и все чаще встречается два варианта скульптуры: курос, воспевавшая атлетичную фигуру юноши, и женская фигура в драпировках, к примеру, кора.

Помимо скульптуры и архитектуры в архаичный период развивается и поэзия. Если до этого, в гомеровский период основными литературными произведениями считались «Илиада» и «Одиссея», то теперь к ним прибавились и поэмы Геосиода. Ярчайшим образцом греческой поэзии можно назвать работы единственной женщины-поэтессы того времени Сапфо, дошедшие до современного человека в неполном варианте. Известным становится и Анакреонт, которого восхищала жизнь. Он один из тех, кто в своих произведениях призывал к получению от жизни наслаждения, жить лишь для ублажения собственных желаний.

Классический период культуры древней Греции.
Однако все это лишь подготовительные этапы. Крито-микенский, гомеровский и архаичный периоды подготовили отличную почву для развития. К V веку до нашей эры были созданы все необходимые условия для становления истиной культуры древней Греции. Всего лишь за один век эллины сумели достичь того, что до сих пор еще не удалось ни одному из когда-либо существовавших народов - они создали образцы и идеалы для всех видов искусства. Этот благодатный период ученые окрестили классическим.
Промежуток с V по IV век до нашей эры известен, в первую очередь такими именами, как Сократ, Платон и Аристотель. Эти гении философской мысли зародили не только основы философии, но и прочих смежных наук, а также литературы.

Так как в классический период окончательно утверждается система городов-полисов, а успешные военный действия постоянно приводят к увеличению территорий, в это время небывалых высот достигает архитектура, увеличивается строительство городов. Появляется некий образец устройства городских улиц - акрополь. Его главным преимуществом является четкое разделения всех зданий на зоны: жилая, общественная, торговая, производственная и портовая. Каждый такой город имеет парадные ворота, несколько храмов. Таким образом, любой греческий населенный пункт того времени был точно таким же, как и все прочие, что не позволяло случайному путнику заблудиться. Самым известным Акрополем является Афинский, он по праву входит в список выдающихся архитектурных шедевров.

Самые известные памятники классического периода.
Помимо Акрополя есть еще немало любопытных сооружений того времени. Так, храм Артемиды в Эфесе был отнесен к семи чудесам света. В нем располагались не менее известные статуи Праксителя и Скопаса, а, кроме того, великолепные росписи на стенах, это и придавало строению неповторимый колорит.
Второй памятник этого периода, также относящийся к чудесам света была граница Мавсола, правителя Карий. Высота сооружения 40 м была разделена на два равных этажа. Помимо гробницы самого правителя там же было расположено и погребение его жены. Сверху у памятника была крыша, наподобие пирамиды. Она была украшена колесницей, в которой стояли Мавсол и его жена. С боковых сторон оно было увенчано двумя типами скульптур - большими львами и всадники.

Скульптура классического периода.
Скульптуры классического периода, это в основном фигуры богов, такие памятники изготавливались специально для храмов. Известны многочисленные статуи богини Афины различной высоты, или Зевса, особенно тот, что располагается в храме города Олимпия и уходит вверх над уровнем земли на 14 м. Боги непременно изображались с присущими им бытовыми атрибутами, нельзя было представить себе Апполона без кифары, так же как и Афину без копья и шлема.

Обращались и к другой, более приземленной тематике. Об этом свидетельствуют работы скульптора Пифагора Регийского с говорящими названиями «Мальчик, вынимающий занозу», или же творение Поликлета «Раненая амазонка». Активное обращение к изображению человека послужило причиной возникновения первого труда о пропорциях человеческого тела. «Канон» стал отличным теоретическим подспорьем для многих мастеров, впрочем, актуален и в наши дни.

Фигуры позднего классического периода были особенно подвижны, им были присущи множественные движения, каждая поза была живой, оттого, так часто при взгляде на подобные скульптуры возникает ощущение, что перед нами вовсе не камень, а живой, настоящий человек.

Литература классического периода.
Но не одной архитектурой и скульптурой известна классическая эпоха развития древнегреческой культуры. В это время набирает обороты и литературы. Ярчайшим представителем поэзии является Пиндар. Этот период характеризуется и возникновением театра, а, значит, расцветам трагедий. Здесь ключевыми именами становятся Эсхил, со своим произведением «Прикованный Прометей», Софокл со знаменитым «Эдил-царем», а также Еврипид и его версия «Медеи». Вообще существовал ряд общепринятых сюжетов, которые были общими для нескольких авторов, при этом все творцы по-своему изображали душевные метания героя, его переживания. Пытались не просто показать ситуацию, но и сказать о предпосылках, приоткрыть сущность характеров.
Помимо трагедии активно развивается и комедия. Здесь наиболее ярко себя проявил Аристофан, прибегая к разговорному стилю, легкости и доступности речи. Любовь публики была безграничной, потому что все творения Аристофана были просты и понятны простым обывателям. Автор предлагал для зрительского размышления злободневные темы, центральной же была тема мира.

Эллионизм.
Заключительным периодом греческой культуры условно называют эллионизмом. По сути, это не чисто греческая культура, а результат ее синтеза, симбиоза с культурой восточной. Рим возможно и захватывает территорию Греции, но вместе с тем перенимает у некогда могущественной державы культуры, традиции и даже богов.
Философия в это время уже не развивается так активно, как раньше. Современная царица наук - математика, наоборот развивалась очень активно. Появление на научной Арене Евклида и Архимеда этому немало поспособствовало. Двое ученых разработали теорию для нынешней геометрии, физики и алгебры. Было совершено множество научных открытий, появились различные технические изобретения, и все это ни мало способствовало возникновению различных изобретений.
Рассматривая искусство стоит отметить, что наиболее заметно в этот период развиваются скульптура и архитектура. Только теперь на смену храма приходят общественные строения, к примеру, театры, библиотеки, здания гимнасий, но не только. Также развивается в это время и частное, дворцовое строительство. Из интереснейших объектов можно выделить, к примеру, Александрийский маяк, высотой около 120 м.

Скульптура эллионизма
Скульптура этого этапа в целом мало чем отличается от классической, правда есть все же специфические особенности. Внутренний драматизм поз и мимики изображаемых людей относится к таковым. И все строение теперь приобретают совсем другой масштаб, представляя собой действительно высокие статуи. К примеру, широко известна статуя бога Гелиоса, иначе Колосс Родосский, высотой 36 метров. Ввиду своих габаритов и местонахождения это творения просуществовало недолго, полностью разрушившись по вине землетрясения.

Многогранность древнегреческой культуры.
Древняя Греция прекратила свое существование в 146 году до нашей эры, однако, ее неповторимая культура жива и поныне. В каждой науке, и в каждом виде современного искусства можно встретить отголоски того периода, когда Эллада была могущественной развитой и передовой страной, а эллины одним из самых грамотных и высокоорганизованных народов. Любой образованный человек просто обязан знать античную культуру. Да и разве может быть по-другому, если культура эта изучается с детства. Начиная с книжки с картинками «Мифы древней Греции» Куна.

Став взрослыми и завершив образования в школе а затем в институте, влияние эллинской культуры на человека не ослабевает, ведь сюжеты всех литературных произведений и фильмов, так или иначе взяты именно из античной мифологии, греки прописали все возможные варианты развития событий. И, бесспорно, каждый знает культовые скульптуры древней Греции, для этого вовсе не обязательно побывать в этой стране, достаточно время от времени пользоваться интернетом или просматривать телевизор. Однако вполне понятно, что как бы кто ни пытался, просто невозможно охватить древнегреческую культуру целиком, объем материала слишком велик. И при этом все же не может скрыться от глаз тот факт, что практически не зная ни одного ученого Вавилона, древнего Египта, любой современный человек сможет назвать немало имен греческих ученых, не прибегая при этом к помощи дополнительных средств информации.

Что сделали древние греки для современного человека?
Безусловно, есть множество того, за что человечество могло бы отблагодарить древних греков. Это философия, астрономия, медицина, разнообразные политические термины, театр, литература - всего на самом деле не перечесть. Если же говорить об отличительных особенностях культуры древней Греции в целом, можно выделить вазопись, как вид искусства, различные статую древнегреческих богов, многие из которых дошли сквозь века и до наших дней. Также на общем фоне выделяются и различные архитектурные строения, от замков до храмов. Культура древней Греции немыслима и без литературы, причем весьма разнообразной. Помимо того что эллины сами творили в самых разных стилях и жанрах, они еще описали каждый из ныне существующих. «Поэтика» Аристотеля представляет собой кладезь мысли, в ней описаны все особенности трех литературных родов: лирики, эпоса и драмы.

А кроме того, в этом же теоретическом труде обосновываются такие термины, как хронотоп, форма, композиция. Все это в немалой степени повлияло на все последующие попытки создать художественный текст. Проще говоря, становится вполне понятно, что культура древней Греции для современного человека важна также, как она была важна когда-то для самих эллинов. Без нее может состояться личность, не может протекать ни один творческий процесс.

В 5 классе история Древней Греции занимает особое место, потому что именно там произошло зарождение и укрепление философской мысли, из которой вышли многие фундаментальные современные науки и взгляд на окружающий мир.

Эгейская эпоха

Период в античной истории, охватывающий время культурного взлета и расцвета Эллады представляет наибольший интерес, ведь именно тогда произошло становление многих жанров современного творчества. Развитие культуры Древней Греции делят на пять периодов, первый из которых называют эгейским.

Наивысшим культурным достижением Древней Греции в это время являются дворцы в Микенах и Кноссе. Именно на Крите зародился миф о Тесее и Минотавре, ведь в Кноссе дворец имел более трехсот комнат и был настоящим чудом строительной мысли, потому что имел два этажа!

Рис. 1. Карта Древней Греции.

Период Гомера

За время этого периода, длившегося с 11 по 9 века до н.э., происходит откат развития человечества на юге Балкан до общинного строя.

Рис. 2. Падение Трои.

Период Гомера начался для Греции с нуля потому, что погибла предыдущая цивилизация, которая была крито-микенской. По предположениям ученых, это произошло из-за извержения вулкана.

Примечательно, что на фоне морального упадка культура и ее ценности были сохранены и продолжили свое развитие. Подтверждение этого факта можно найти на страницах «Иллиады» и «Одиссеи», написанной Гомером. Кроме этих произведений и археологическим раскопкам на месте Трои ничего больше об этом периоде неизвестно.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Разрушенная греками Троя была найдена довольно романтически. Гражданин США Генрих Шлиман мечтал найти клад царя Приама и разбогатеть. Взяв в руки «Иллиаду», с 1870 года он буквально по ее строкам на голом песке начертил разрушенный город и приступил к раскопкам. Так, благодаря труду, написанному за 3000 лет до рождения Шлимана, город был найден.

Архаичный период

В архаичные века наблюдается рост греческих полисов, начинается чеканка денег, формируется греческий алфавит и письменность.

Именно в эту эпоху были проведены первые Олимпийские игры, а также был сформирован культ красоты тела.

Классический период

Это был настоящий бум научной мысли и культурного развития! Во времена этого периода жили и творили Платон, Аристотель, Сократ, Диоген, Эзоп. Эратосфеном была составлена карта ойкумены - мира, который был известен грекам. В эти годы Геродот стал отцом истории, а Перикл проводил свои знаменитые реформы. В Афинах был построен Парфенон, было широко развернуто строительство храмовых комплексов с использованием колонн. Небывалой популярностью пользовался возникший театр драмы и комедии. С классическим периодом связано единственное документальное упоминание об Атлантиде в литературных трудах Платона «Тимей» и «Критий». Были сформированы основы математики и геометрии, автором которой стал Евклид. Широкой популярности достигла вазопись.

В классический период ораторское искусство, живопись, наука и другие жанры искусства переживают взлет и развитие. В это время Греция была ведущей страной мира.

Рис. 3. Диоген в бочке.

Эллинизм

Последний период в истории Древней Греции. Во время этого периода происходило объединение эллинских и восточных традиций, которые происходили благодаря завоеваниям Александра Македонского. В этот же период Рим покоряет Грецию и она теряет свой суверенитет, превращаясь в рядовую провинцию империи.