Античная культура древней греции. Определение термина «античность». Базовые черты полисного сознания

1. Эгейская или крито-микенская культура (3 – 2 тыс. до н.э.).

2. Древняя Греческая культура:

а) гомеровский период (11 – 9 вв. до н.э.);

б) архаический период (8 – 6 вв. до н.э.);

в) классический период (5 – 4 вв. до н.э.);

г) эллинистический период (323 – 146 гᴦ. до н.э.).

3. Древняя Римская культура:

а) царский период (8 – 6 вв. до н.э.);

б) республиканский период (6 – кон. 1 в. до н.э.);

в) период империи (кон. 1 в. до н.э. – 476 ᴦ. н.э.).

1. Эгейская культура.

Древнегреческая культура возникла не сразу, она явилась наследницей и продолжательницей высокоразвитой Эгейской культуры. Эгейская культура - ϶ᴛᴏ культура, находящаяся в древности на островах Эгейского моря и южной части материковой Греции. Центрами Эгейской культуры стали остров Крит (3000 – 1500 ᴦ. до н.э.) и город Микены на материке (3000 ᴦ. до н.э. - посœелœение, 1700 – 1200 – расцвет). На Крите вел раскопки в начале 20 в. англичанин Эванс, а Микены в конце 19 в. исследовал немец Шлиман, открыватель Трои. Центром Крита был город Кносс. Около 1600 ᴦ. до н.э. В Кнрссе был возведен величественный дворцовый комплекс, с тем самым лабиринтом, о котором мы знаем из мифов о подвигах Тесея. Минотавр – человек и головой быка. Благодаря Тесею Афины перестают платить страшную дань девушками и юношами критскому Минотавру. В самом дворце находился тронный зал Двойного топора, примыкающие к нему другие залы, веранды, бассейн. Кносский дворец имел систему канализации, холодную и горячую воду. Стены и потолки дворца были выложены гранитом и мрамором, украшены великолепными фресками. На фресках изображались сцены охоты, праздников, быта. Очень распространены сцены игр с быками. На Крите был культ быка. На Крите не было культа жрецов, грандиозных религиозных храмов, пирамид. Монументальной, величественной скульптуры также не найдено. Образцами критской скульптуры служат небольшие статуэтки из золота͵ слоновой кости. С конца 3 тыс. до н.э. жители Крита использовали керамику, появились фаянсовые статуэтки. В быту появилась керамическая посуда. Ее покрывали черной краской, чтобы сделать водонепроницаемой. С 16 в. до н.э. посуда украшалась орнаментом. О причинах гибели критской культуры существуют разные предположения. Очевидно, самая главная причина - ϶ᴛᴏ глобальная экологическая катастрофа. В 15 в. до н.э. на одном из островов Санторини, вблизи Крита͵ произошло извержение вулкана. Это извержение вызвало на Крите либо цунами (огромные морские волны), либо землетрясение. Кносс был разрушен. Спаслись племена ахейцев, которые переселялись (на материк?). С этого времени (около 1450 ᴦ. до н.э.) центром крито-микенской культуры стали Микены. Этот город славился крепостью, сложенной из огромных каменных блоков. Известны Львиные ворота Микен: два колоссальных камня, сверху толстая плита͵ на ней слегка расширяющаяся кверху колонна. С обеих сторон колонны две львицы. В Микенах найдена маска Агамемнона, царя Микен, известного по событиям Троянской войны. Маска предназначена для погребения – ее надели на лицо умершего. Она сохранила индивидуальные черты Агамемнона.

В 12 в. до н.э. ахейцев покорили пришедшие с севера дорийские племена. Дорийцы были более отсталые по общему уровню культуры, но превосходили ахейцев в техническом плане. Οʜᴎ умели изготавливать желœезо. Οʜᴎ разрушили эгейскую культуру. Господство дорийцев и есть самое начало древнегреческой культуры, связанное с переходом из бронзового века в желœезный.

2. Греческая культура.

А) Гомеровский период. Это время разложения родового строя и переход к рабовладельческому строю (11 – 9 вв. до н.э.). В данный период гибнут города, не строятся дворцы, не развивается изобразительное искусство. Культурные достижения этого времени – поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея", повествующие о событиях далекого прошлого, о Троянской войне (13 в. до н.э.). Эти поэмы передавались устно от поколения к поколению, т.к. письменности не было. Записаны были Гомером в 8 в. до н.э.

Б) Архаический период (8 – 6 вв. до н.э.). Продолжается переход к рабовладельческому строю, образуются города-полисы.

Важнейшее культурное завоевание этого периода – принятие звукобуквенного финикийского алфавита. До этого у эгейцев на Крите была письменность, но она не сохранилась. Финикийский алфавит состоял только из согласных букв, а гласные подбирались по смыслу при чтении текста. Греки усовершенствовали финикийский алфавит, добавив в него гласные буквы. Так возникла древнегреческая письменность.

В архаический период появились различные виды спортивных игр. Первыми были Олимпийские игры, посвященные Зевсу. Οʜᴎ появились в 776 ᴦ. до н.э. проводятся один раз в 4 года. Затем Пифийские игры, посвященные Аполлону (один раз в 4 года), и Истмийские игры в честь бога Посœейдона (один раз в 2 года). Пифийские игры являлись и спортивными, и музыкальными одновременно. Так спорт вошел в культурную жизнь Древней Греции, а греческий агон (борьба, состязание) стал характерной чертой свободного грека, который мог проявить себя как гражданин своего полиса и принœести полису славу.

В 6 в. до н.э. появляется античная философия, первый рубеж научного знания. Это крупнейший перелом в способе мышления не только самих греков, но и всœего человечества в целом. До этого существовало конкретное понимание явлений природы и действий людей как проявление сущности и воли богов. Зевс - ϶ᴛᴏ бог грома и молнии, Гера – богиня брака, Гелиос – бог солнца, Гефест – бог кузнечного ремесла, Афродита – богиня любви и красоты и т.д. Философское мышление - ϶ᴛᴏ мышление абстрактное. Мир рассматривается в таких абстрактных категориях, как добро и зло, жизнь и смерть, бытие и небытие. Человек учится обобщать, синтезировать. Появляются первые философы, известные как семь греческих мудрецов: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Пифагор, Протагор. Первый из них Фалес. В центре его учения находится вопрос о единстве мира. Вслед за ним эту проблему решают и другие философы. Фалес считает основой мира воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. В этом поиске единства мира философия противостоит мифологии, в которой утверждается противоположный тезис разделœенности мира на обычный (мир людей) и мифологический (мир богов). Греческие мыслители высказывали идеи, которые будут доказаны многие столетия спустя: Пифагор первым заявил, что Земля - ϶ᴛᴏ шар. Гераклит создал теорию о переменчивости природы задолго до Гегеля (18 – нач. 19 в.). Гераклит высказал предположение, что душа человека - ϶ᴛᴏ энергетическая частичка космоса. За два века до Платона слово "Атлантида" произнес Анаксимандр, он же составил первую географическую карту, где Земля – круг, со всœех сторон омывающийся океаном.

Архитектура. Основной тип архитектурного сооружения - ϶ᴛᴏ храм, построенный по принципу периптера: прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннужной. Это зрительно увеличивало площадь храма. Архаический храм строился без окон, в связи с этим внутри он был темный. В нем находились статуи богов, иногда помещались даже жертвенники. Храмы могли служить для хранения городской казны, могли быть убежищем преступников. Различались храмы по типу колонн или ордеру. Появляются два типа колонн: дорическая колонна (не очень высокая, массивная, без украшений).

Ионическая колонна (выше, чем дорическая, заметно сужается кверху, капитель – верхняя часть – с завитками-волютами).

Пример архаических дорических храмов: храм Геры в Олимпии, основан раньше 7 в. до н.э.; святилище Зевса в Сиракузах; храм Деметры в Пестуме; храмы в Афинах до Парфенона. И дорический, и ионический храмы произошли от микенского мегарона. Мегарон в пер. с греч. большой зал, тип древнейшего греческого жилища (3 – 2 тыс. до н.э.). Это прямоугольный зал, иногда разделœенный 1-2 продольными рядами столбов, с очагом и входным портиком обычно перед входом в здание. Портик заканчивался фронтоном.

Скульптура небольшая. Фигурки из бронзы, слоновой кости. Возникают два базовых типа одиночной скульптуры. Это курос (обнаженный юноша) и кора (девушка в задрапированной одежде). В последующие эпохи эти типы разовьются, станут монументальными.

Литература. Зарождается лирическая поэзия. Слово "лирика" происходит от слова "лира" – музыкальный инструмент. Поэты архаического периода: Архилох, Ивик, Алкей, Сафо (Сапфо), Анакреонт. Οʜᴎ воспевают не только подвиги мифических героев, но и простые человеческие чувства: любовь, дружбу. Темой стихотворений также является природа.

В) Классический период (5 – 4 вв. до н.э.). Происходит расцвет, а затем распад городов-полисов. Наивысшего развития период достигает в эпоху царя Перикла, который правил 14 лет (443 – 429 ᴦ. до д.э.). В это время центром культурной жизни всœего греческого мира становятся Афины. Здесь "отец истории" Геродот пишет первые исторические произведения, в которых описываются Греко-персидские войны ("История"), историю Египта. Именно здесь создают свои великие трагедии Эсхил, Софокл и Эврипид, развивается театральное искусство. При дворе Перикла работают десятки художников, скульпторов. Среди них – величайший архитектор, живописец, скульптор Фидий. На афинском акрополе (возвышенной части города, часто находящейся в центре) строится грандиозный комплекс храмовых сооружений, развалины которого сохранились до наших дней. Центр комплекса – храм, посвященный Афинœе Парфенос. Храм принято называть Парфенон (около 448 или 447 ᴦ. до н.э.). Архитекторы Иктин и Калликрат. Парфенон - ϶ᴛᴏ общегреческий памятник победы греков над персами. Парфенон построен в дорическом стиле, его обрамляют 46 дорических колонн. В основном Парфенон выполнен из мрамора, и только крыша храма деревянная. Фронтон и карнизы

украшены рельефами. На рельефах изображены праздничные шествия юношей и девушек в честь рождения богини Афины. Часть рельефов находится сейчас в Британском музее в Лондоне. Внутри храма находилась статуя Афины, богини-воительницы. Она была выполнена Фидием из мрамора, слоновой кости и золота. Высота статуи – 2 – 12 м., тело закрыто, на голове – шлем. Предполагают, что на нее ушло свыше 300 кᴦ. золота. Вторая грандиозная работа Фидия – Зевс Олимпийский, одно из семи чудес света. Статуя Зевса находилась в Олимпии, в храме, выполненном в дорическом стиле. Длина храма 64 м., ширина 28 м. Статуя была выполнена из золота и слоновой кости. В одной руке Зевс держал статую богини Ники, в другой жезл (символ власти), увенчанный изображением орла. В образе Зевса Фидию удалось передать сверхчеловеческое величие. Высота статуи – 17 м.

К классическому периоду относится еще одно из семи чудес света - Галикарнасский мавзолей, это гробница царя Мавсола, умершего около 353 ᴦ. до н.э. Скульптор – Скопас. Кроме Фидия, известными скульпторами были Мирон ("Дискобол" – передача стремительного движения), Поликлет ("Дорифор, или копьеносœец" – идеал мужской красоты), Лисипп (портретные бюсты Ал. Македонского, Сократа). В живописи известен Аполлодор. Его называли мастером светотени, он первым передал перспективу (чем дальше, тем меньше).

Философия: Сократ (470 – 399), Платон (427 – 347), Аристотель (384 – 322). Аристотель всю сознательную жизнь прожил в Афинах. Город был посвящен этой богинœе и состоял под ее покровительством. Афины – родина демократии. Впервые на земле создано демократическое государство. Демос – народ, кратос – власть. Во время Аристотеля в Афинах жила 21 тыс. греков-мужчин. Создатель логики, Аристотель, пользовался огромным уважением. Величайшим монархом того времени был Филипп Македонский, он завоевал Пелопоннесский полуостров на юге Греции. Он был счастлив, что жил в одно время с Аристотелœем, отдал ему в обучение сына, Александра. Аристотель сформулировал законы мышления, создал логику. Как он это сделал? Астрономия – видны звезды, геометрия – видны предметы. А мысль? Ничего не видно. Оказывается, у Аристотеля было мощное подспорье – математика. Логика – дитя геометрии. Из наблюдений над формированием геометрических понятий Аристотель вывел основные положения логики. Логика Аристотеля изучается и по сей день.

Эллинистический период (сер 4 – 146 ᴦ. до н.э.).

В это время древнегреческая культура (культура эллинов, как называли себя древние греки) распространяется среди народов, живших в бассейне Средиземного моря. Одновременно она соединяется с восточными культурами. Синтез греческой и восточной культуры называют культурой эллинизма. Процесс распространения греческой культуры продолжался и после того, как Греция попала в зависимость от Рима (146 ᴦ. до н.э.).

Развитие наук: математика, представителями которой были Евклид и Архимед. Благодаря их усилиям математика нашла широкое практическое значение в механике, оптике, гидростатике, строительстве. В искусстве наибольший успех сопутствует архитектуре и скульптуре.

Архитектура. В архитектуре наряду с религиозными храмами строятся гражданские общественные здания: дворцы, театры, библиотеки. К примеру, в Александрии была построена знаменитая библиотека, где хранилось около 799 тысяч свитков (3 в. до н.э.). Там же был построен Мусейон, ставший крупнейшим центром науки и искусства в древности. Крупнейшим архитектурным сооружением являлся александрийский маяк высотой в 120 м., включенный в чудеса света. Архитектор – Сострат.

Скульптура. Продолжает классические образцы, но появляются и новые черты: усиливаются внутренняя напряженность, динамика. Знаменитыми шедеврами являются Афродита (Венера) Мелосская и Ника Самофракийская (2 в. до н.э.). Грандиозна по размерам статуя бога солнца Гелиоса, известная как Колосс Родосский (36 м. высота). Она входит в число семи чудес света. Колосс Родосский находился на берегу гавани острова Родос и разбился при землетрясении.

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от 2-го тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество.

Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения . Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Античная культура - культура Древней Греции и Рима - стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. В этой связи античность привлекает внимание современников.

Античность по разному рассматривается учеными. Так, А. Ф. Лосев связывает античность с зарей, детством человеческого духа, считает, что античность была греческим чудом. Ф. Ницше видит в античности “античный ужас”. В греческой религии и искусстве он увидел два противоположных начала - апполоническое и дионисийское. На бурных празднествах в честь Диониса античный человек освобождался от обычных запретов, забывал апполонические законоположения.

Таким образом, везде, куда проникало дионисийское начало, апполоническое упразднялось или уничтожалось. А. Боннар считает, что греческого чуда не существует, греческий народ всего лишь развивает и продолжает эволюцию, начатую народами жившими до него. Этот сложный, противоречивый, зачастую античеловечный и кровавый процесс становления новой европейской цивилизации сделал новый шаг в медленном продвижении человечества вперед.

Культура Древней Греции .

Благоприятную обстановку для зарождения греческой цивилизации создали: борьба за демократию, историческое наследие крито-микенской культуры, а также природные условия. Основой взлета греческой культуры был рабовладельческий полис - демократически управляемый город-государство. Расцвет греческого полиса в IV-V веках до н. э. стал одновременно золотым веком, классической эпохой античности. Однако изнанкой культурного взлета был рабский труд. Рабство было причиной внутренней слабости греческого мира, который не мог противостоять варварским нашествиям.


Прежде всего, античность привлекает современника гуманизмом и ощущением свободы личности. Греки стремились увеличить власть человека над природой, утвердить и возвысить свою человеческую сущность. Воспитание подчиняется решению задачи всестороннего совершенствования человека. Основу литературного образования составляли произведения Гомера , Гесиода , Эзопа.

Если попытаться определить доминанту сознания грека - гражданина полиса, то ею, вероятнее всего, будет ощущение свободы. В Греции не было трепета перед понятием высшей власти, что ее отличало от восточных деспотий. Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, судах, в принятии решений о делах государственной важности. Это имело прямое влияние на умонастроение граждан. Идеалом гражданина были полисные, социальные интересы, участие в обсуждении и осуществлении государственных дел. Письменность из профессионального навыка превращается в личный. Общество ставит перед собой задачу воспитания активной личности.

В культуре Греции обращает на себя внимание стремление к идеальной норме и столкновение идеальной модели с реальной действительностью. Герои Гомера своими подвигами возвышаются над обычными людьми, Эсхил славит идеи патриотического долга, Софокл изображает людей, какими они должны быть. Модель идеального управления - полисная демократия. Однако в условиях рабовладения такой строй может быть назван демократическим лишь с известной долей условности. По подсчетам А. Боннара, в Афинах, например, своими гражданскими правами могли пользоваться всего лишь 14240 граждан из 400 тысяч.

Для античности характерно насаждение организованности над хаосом. Полис - это организованная структура, космос - обустроенный мир, мир богов организован согласно общественному строю на земле. Мировоззрение древнего грека носило космологический, мифологический, политеистический характер. Космос для грека - это абсолютное божество. Сам термин “космос” указывает не только на мир, но и на лад, строй, порядок и красоту. И если все окружающее прекрасно, то верность ему становится незыблемым принципом греческого искусства. Весь космос трактуется как универсальная общинно-родовая формация, в которой существуют вполне земные родственные отношения. Земля трактуется как мать всего существующего, как мать всех богов и людей. Античный человек созерцал действительность. Для него весь мир являлся в разных обобщающих словах, т.е. мифах.

Культура Древнего Рима .

В I веке до н. э. в античном мире возвышается Рим. С ним связана поздняя эллинистическая культура.

Особенностью древнеримской культуры является:

а) преемственность, открытость римской культуры (можно выявить этрусское и греческое влияние, показать веротерпимость римлян);

б) двуязычность римской культуры (греческий и латинский языки);

в) просветительство, систематизаторство, энциклопедизм науки и образования;

г) продолжает углубляться интерес к внутреннему миру человека, наблюдается психологизм в литературе и искусстве.

Проникнув во внутренний мир человека, римская культура подготовила общественное сознание античности к восприятию христианства. Для раскрытия этих особенностей можно использовать богатый материал периода расцвета культуры в Римской империи .

Период правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) и век Антонинов (II в.) рассматривается как золотой век римской культуры. С ним связаны прославленные имена архитектора Ветрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Горация, математика, астронома и географа Клавдия Птолемея, анатома и физиолога Галена, философов Сенеки и Эпиктета и др.

Римские художники, писатели, поэты и философы ориентируются на гениев классической культуры Греции, однако естественность греческой классики сменяется рассудочностью, сдержанностью и самодисциплиной. Широкое распространение получает греческий язык. В 90-80-е гг. до н. э. римская знать говорила по-гречески так же свободно, как российские вельможи изъяснялись по-французски в XVIII в. Столичная молодежь могла слушать греческих философов без переводчика.

Развивается архитектура и изобразительное искусство. В Риме развернулось интенсивное строительство, реставрировались древние водопроводы, реконструировались дороги и мосты. Август гордился тем, что оставляет мраморным Рим, который принял кирпичным. Было опубликовано “Десять книг о строительном искусстве” Марка Ветрувия Поллиона. Были созданы специальные здания для народных собраний, судей, был воздвигнут Пантеон (храм всех богов), построен Форум Августа. Построено множество храмов. В римской архитектуре проявляется греческое влияние при сохранении древних местных традиций храмового и погребального зодчества.

Начиная с I века н. э. эллинистическо-римскую культуру захватывает идея реставрации. Литераторы пытались возродить все идейные и стилистические особенности писателей классической Греции, в науке пытались систематизировать накопленное. Философской реставрацией древней мифологии стал неоплатонизм.

Культуре императорского Рима присущ энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую “Естественную историю”. Оригинальный вклад внес в область права выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан, который просмотрел все существующие преторские эдикты (преторы осуществляли верховную судебную власть), отобрал из них все, что соответствовало новым условиям жизни, привел их в систему, а затем превратил их в единый преторский эдикт. Таким образом, был учтен весь ценный опыт в предшествующих судебных решениях.

Изначально своим главным признанием Рим считал власть над миром. Уступая грекам пальму первенства в науках и искусстве, римляне превыше всего ставили умение властвовать. Достигнув желаемого, приобретя власть над миром, Рим утратил цель: пик имперского могущества одновременно стал кризисом и гибелью римской идеи.

С падением Рима завершается античная культура, но ее традиции продолжают жить. Художественные образы античности вдохновляли мастеров Возрождения, эпохи классицизма. В России эстетика и искусство классицизма получили распространение в XVIII в. Оды М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумаркова, театральная деятельность Ф. Г. Волкова, архитектура В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, скульптура И. П. Мартоса и др. наполнили классицизм новым национальным содержанием. В дальнейшем обращение к образам античности наблюдается в серебряном веке русской культуры.

Античная культура стала одной из самых развитых культур древнего мира. Она выделяется полнотой, разнообразием составных частей культуры (литература, искусство, философия и т. д.), гуманистической направленностью. Античность внесла большой вклад в сокровищницу мировой культуры. Взаимодействие и развитие греческого и римского элементов в культуре создали европейскую цивилизацию.

    Древняя Греция.

    Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы, что говорит об её специфике – специфике культуры, обладающей парадигматической функцией. Общие черты античной культурной парадигмы: целостность, космологизм (космоцентризм), рационализм. Сущность античного способа отношения к миру определялась специфической, но естественной и гармонической моделью мира. Центральным событием модели мира был космос, управляемый богами. В это событие вписывались события великого и вечного, богоизбранного и богохранимого античного общества и события античного человека, на которого возложена божественная миссия. В качестве основных черт этой модели можно подчеркнуть следующие:

    античный космизм. Космос предстаёт в единстве противоположных начал, как фаталистический, но и дающий человеку шанс вмешаться в космические дела через героическое начало, как внеличностный и, одновременно, чувственный, одушевлённый, разумный;

    античный пантеизм, в котором космос мыслился как абсолютное божество, в котором только богам доступны законы природы; с другой стороны, космос – дом, в котором живёт человек, а боги антропоморфны, вследствие этого понятны человеку и доступны влиянию выдающихся личностей, героев.

    Человек не случайно похож на богов.

Главная черта античной культуры состоит в том, что она вырастает и развивается на основе городской (полисной) социальной и духовной жизни.

2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-культурных периодов.

а) крито-микенская культура;

У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены. Для этой эпохи (2 тысячелетие до н.э.) характерна «дворцовая» культура. Отличительной чертой выступает наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержавших обширные кладовые, помещения административного и культового назначения. Такого рода дворец – средоточие экономической, военной и религиозной жизни, центр социальной системы. «Дворец держал на строжайшем учёте реальные и запланированные поступления (в основном продукции ремесла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу…» Документировалась вся хозяйственная жизнь государства: потребление и распределение сырья (прежде всего металла) в государственных и частных ремесленных мастерских, облагаемых государством трудовыми повинностями и податями, так же как и всё население посёлков, подвластных дворцу. Для этого требовался большой бюрократический аппарат: целый штат писцов и различного ранга чиновников. Во главе находился царь-жрец (ванака). В то же время следует обратить внимание на относительную самостоятельность общинных поселений и на обособленность отдельных дворцовых комплексов друг от друга (не случайно они были окружены мощными оборонительными стенами). В микенском государстве не было необходимости ни в проведении грандиозных общественных работ, которые, например, проводились в связи с ирригационным земледелием в Египте, ни в централизованном государстве, монополизировавшем хозяйственные функции. Однако оставалась общая потребность в обороне, которую не могло обеспечить ни одно взятое само по себе поселение. В состав государственного аппарата входил и многочисленный штат военных чинов, которые руководили, прежде всего, отрядами боевых колесниц. Государство обладало большими запасами продовольствия, металла и готового оружия, необходимого для содержания войск. Так что полностью монополизирована была лишь военная функция: незащищённые поселения общинников зависели от воинской силы, сосредоточенной в дворцах-цитаделях.

Во главе бюрократического аппарата находился царь-жрец, что, в совокупности со свидетельствами о наличии мощного жреческого сословия, позволяет говорить о теократической природе знати. Теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит жрецам, духовенству. Царь-жрец сам отправлял сложные религиозные обряды, являясь верховным жрецом среди жрецов главных храмов. Основная священная функция царя-жреца заключалась в сохранении “священного порядка в природе”, с жизнью царя ассоциировалась жизнь природы, её порядок. Человек в такой социальной системе ещё не освободился от религиозного (политеистического) мировоззрения. Политеизм при наличии жречества превращался в религиозно-идеологическую систему. Достигнутое к тому времени разделение труда получало идеологическое обоснование в системе богов – создателей и охранителей профессий. В религиозных представлениях человека большую роль играет мифологема судьбы (“предзаданность” судьбы, зависимость от богов).

б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);

В гомеровском обществе отсутствует царь-жрец. Крушение дворцовой системы “развязало руки” аристократии (басилеям) в борьбе за славу, доблести и богатство. Гомеровский “басилей” – скорее военный предводитель, чем облечённый “священными” полномочиями монарх. Власть его неустойчива и может быть оспорена в отсутствие “басилея”. ” В основе предводительства лежит не принудительная власть и даже не власть авторитета (т.е. способность побуждать других к желаемым действиям без применения силы и даже без угрозы её применения), а престиж, который может быть легко утрачен, оспорен другим лицом или лицами, короче, не является чем-либо постоянным”(А.М.Хазанов). Проявления социальной неустойчивости – соревновательность, “агонистика”.

Основная ценность – воинская доблесть (“арете”), её достижение регламентируется “героическим кодексом”, достижение славы. Плоды доблести – честь (“тиме”), которая имеет не только духовный, но и материальный смысл: это честь владения определёнными благами, это почёт и уважение, связанные с высоким общественным положением, и вытекающие отсюда материальные выгоды.

Основной формой общественного контроля выступает “культура стыда” (“айдос”) – непосредственная осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы.

в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);

Формируется полис (город-государство). Античный полис издавна вызывал восторженное отношение как “идеальная форма государственной жизни”, с присущими ей порядком, свободой и справедливостью. Для античности “политическое” – синоним “гражданского”. Гражданин (“политес”) города-государства – полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения. Прежде всего бросается в глаза важность и значимость вопросов, решаемых в общественной сфере, по отношению к частной жизни граждан: это вопросы войны и мира; хлебной и торговой политики; организации празднеств и театральных представлений; распределение пошлин среди торговых, ростовщических и вообще имущественных кругов; раздача денег малоимущим гражданам;организация общественных работ и т.д. Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании имущества и другие, требующие судебного разбирательства) находились в ведении государства. Частных судов и всякого рода посреднических организаций не существовало. Отношения граждан с государством – прямые и непосредственные. Они основываются на том, что в государственной жизни полиса участвует каждый взрослый мужчина, пользующийся правами гражданства. Предполагается, что он – хозяин дома, ойкоса – частного хозяйства. Он одновременно выступает и как организатор хозяйства (“ойконом”), и как гражданин (“политес”). Хотя распространено невмешательство в дела домашние, хорошим гражданином считается не только тот, кто отличается активностью, но и тот, кто сумел сохранить отцовское наследство, не отличается мотовством и расточительностью. Хороший хозяин ойкоса расценивается как хороший гражданин, и, наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим политиком. Управление домом и участие в общественных делах расценивается как однопорядковые способности. В ойкосе гражданин управляет трудом рабов или трудится сам. Задача рабовладельца – распределить технологические операции между рабами, обеспечить целостность технологического процесса. В соответствии с этой задачей и распределяются рабы различного уровня: рабы, привлечённые к управлению трудом (управляющий, ключница), рабы-искусники, рабы – исполнители чёрной работы.

Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки. Сама обработка земли не вызывает затруднений с ведением частного хозяйства. Препятствия возникают в связи с внешними причинами – необходимостью обороны от соседних общин. Община, организованная как государство, оказывается предпосылкой присвоения земли, условием ведения частного хозяйства:”Община (как государство) – отношение между свободными и равными частными собственниками, их объединение против внешнего мира и в то же время их гарантия”(Маркс К., Энгельс Ф.). При этом индивид – член государства – имеет право на пользование общинной землёй и является собственником своего участка.

Таким образом, участие в гражданских делах, личная политическая активность граждан полиса является исторически необходимой формой их жизнедеятельности и вытекает из зависимости частных хозяйств от наличия развитой государственной жизни, обеспечивающей их существование (экономическую и военную безопасность). Естественно, что разветвлённая, многоаспектная государственная жизнь требовала определённой подготовки граждан, причём не только навыков грамотности (письма), не только военных навыков или ораторской подготовки, но и сформировавшихся личностей. Гражданин полиса отличался от героев гомеровской эпохи и эпохи Гесиода. Прежде всего можно зафиксировать изменения в понимании добродетели. Добродетель (доблесть) – это привилегия гражданина полиса. Не шли на распространение гражданских привилегий на рабов и иностранцев. “Военные добродетели” получили некоторые ограничения (прежде всего с экономической стороны). Уже Солон выполнение воинских обязанностей ставит в зависимость от денежного дохода граждан. Так что не военные доблести влияли на материальное положение, а сами оказывались зависимыми от него. Важным компонентом добродетелей становятся добродетели разума, умеренности и рассудительности. Сила перестаёт быть главной. Требовалось уметь заставить себя слушать, убедить. И, разумеется, среди всех добродетелей на первый план выступала справедливость.

Изменилось также представление о славе. Важно было не только одержать победу, но и убедить в ней свидетелей как в случае большой военной победы (народное собрание принимало по этому поводу специальное решение), так и в любом небольшом, скажем, спортивном состязании. Кроме того, слава перестаёт быть привилегией воина. Она распространяется не только на атлетов-олимпиоников, её добиваются поэты, драматурги, философы.

Главное в том, что изменился механизм общественного признания. Он осуществлялся теперь благодаря посредствующей роли государственных органов и прежде всего народного собрания.

Жизнь в полисе воспитывала человека, приучала его к ответственности, готовности принять новое решение, свободное от механического следования догматическим образцам.

г) эпоха классики (V в. до н.э.);

Эпоха классики – кратковременный взлёт греческого гения во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке.

д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.).

К исследователям античной культуры принято относить следующих исследователей древности и старины: философ А.Ф. Лосев история античной эстетики, античный космос и современной науки, очерки античного символизма и мифологии. Г.С. Кнабе (раздел об античном полисе, особенности полисного сознания, влияние античности на русскую культуру). Тахо -Годи занимался изучением мифологии. Андре Боннар описывал влияние географического фактора на особенности античной культуры.

Определение термина «античность»

Античность – это термин, который происходит от слов – антикус в переводе - древний текст, термин введен в эпоху возрождения итальянскими гуманистами для обозначения греко-римской культуры.

Под античностью принято понимать совокупность древнегреческой и древнеримской культуры. В настоящий момент термин античность понимается как совокупность древнегреческой и древнерусской культуры. Историки отмечают, что основание для единства древнегреческой, древнеримской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос. политических форм – полис).

Полис порождает особый тип сознания – полисное сознание, полис складывается из разных групп землевладельцев, складывается аппарат управления, суд, армия, но все должности выборные, залогом выживания такого коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг - хранить верность понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву. Гражданин полиса – это всегда землевладелец.

Базовые черты полисного сознания

1. Каждый гражданин осознает значимость свободы и обладает значительными свободами.

2. Человек должен ставить личные интересы ниже интересов всего полиса, только тогда он может считаться полезным членом общества.

Общая характеристика понятия античность

Космос – это понятие о мире, которое возникает в эпоху античности. Космос это не только мир, вселенная, космос это порядок который противостоит хаосу. За счет красоты и упорядоченности.

Как отмечает Лосев, космос для античного человека выступает как некий абсолют, космосу некуда двигаться все пространство занято им самим, поэтому в античной культуре и складывается абсолютный космологизм. Античные боги управляют космосом, т.к. они и есть законы природы, все недостатки и все достоинства, которые есть в человеке есть и в природе а значит и в богах.

2. Идея рока, судьбы, Ананке (рок, судьба, неизбежность) , раз ананке властвует над жизнью, то даже герои не может противостоять року, представление о судьбе не делает человека пассивным, они не склоны к пассивному фатализму

Они в большой степени склонны проявлять свободу выбора, становясь при этот героем.

Ощущение роковой зависимости порождает трагизм мироощущения, оно является изнанкой гармоничной «апполонической» культуры. Идея ясности, гармонии, «апполоничности» была развита в трудах историков 18-19в. Шиллер, Гете. Трагизм мирообщения был впервые открыт Фридриком Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»

3. Антропоцентризм – это понимание того, что в центре мира оказывается человек, он есть часть мироздания, часть мира. Важнейшим эстетическим принципом, который формирует идеал человека, является калокагатии (культ гармонии безупречного тела и внутреннего мира человека)

Тело необходимо укреплять физическими упражнениями, а душа – поэзией, танцами, музыкой.

4. Идея состязательности или принцип Агона.

Состязательность пронизывают все сферы деятельности человека, состязательность была не только в гражданской но и художественной жизни. В культуре, например, Олимпийские игры, (фильм Л.Рифеншталь «Олимпия 1938 первые кадры). Демонстрация рождения нового типа арийского что связано с античностью (греко-римский человек), театральные состязания – двух протагонистов(гл. актеров), борьба драматургов, философские диспуты, возможно диалектика сегодня.

5. Праздничность и зрелища в античной культуре

Праздники, посвященные тем или иным богам. Например, Дионисийские мистерии. Травли зверей, гладиаторские бои, театр античности – все натуральное и в величину натуральное ==> «хлеба и зрелищ». Рим – грубоват, а Греция утонченная по зрелищности. Круги движутся в театре, все пришло оттуда. Переодевали крестьянина, и он в роли, ходил затем его поедал настоящий зверь – зрители улюлюкают.

Периодизация античной культуры:

1. Крито-меккенский (эгейский) период - 3 тыс. – 1 тысяч лет до нашей эры)

Существовала на островах Крит, Ферра, острова Киклатского архипелага. На балканском полуострове.

Материковая Греция (Микены, Тиринф, Эпилос) город Троя. Расцвет приходится на 2 тыс до н.э. причем ее вклад эта культура становится важным связующим звеном между культурой Древнего Востока и собственно греческой культурой, на рубеже 3-2 тыс на острове Крит впервые в Европе сложится государство и возникнут центры Кносс Фест, Малия

В XVI веке до нашей эры был уничтожен землетрясением

2. Гомеровский период (11-8 вв. до н. э.),

Название периода произошло от от имени Гомера, потому что его поэмы Одиссея и Илиада являются основными источниками наших сведении о данном периоде, они дают представление о быте, нравах, одежде, людей того периода.

Основное население Греции того периода это крестьяне поселенцы, поселения носят общинный характер. Зарождается архитектура, которая сохранилась только в развалинах. Это архитектура выступает некой переработкой микенской архитектуры.

Важное место занимает так называемый «гомеровский вопрос». В истории мировой культуры, начиная с 18 века ведутся споры о существовании Гомера. Выделяют 2 точки зрения:

1) Это персонаж вымышленный

2) Это реально живущий человек

Но наиболее правленой является точка зрения, что Гомер, которое в переводе означает прилаживающий, присоединяющий одно к другому.

К концу 8 века до н.э. возникли предпосылки для культурного переворота, которым и будет объясняться феномен «греческого чуда»

3. Период архаики (VII-VI век до нашей эры).

1) Расслоение населения. Появляются землевладельцы, но большая часть это крестьяне общинники, в дальнейшем это приведет к образовании 2 классов: рабы и рабовладельцы. Рабами были пленники и крестьяне попавшие в зависимость, рабовладельцы – крупные ремесленники и купцы

2) Складываются города-государства с разными формами управления: олигархия (руководят несколько богатых людей), демократия и тирания (власть одного)

3) рост городов, следовательно, расширение строительства

В этот период развивается морская торговля, судостроение, мореплавание,

Античная культура (от латин. “antiquus” - “древний”) - совокупность идеалов, норм, ценностей, идей и традиций - всех направлений греко-римской древности в области литературы, искусства, эстетического, этического, политического сознания, мифа, религии, философии и науки. Географические рамки античной культуры - территория Древней Греции и Рима, хронологические - от истоков крито-микенской культуры (рубеж III-II тысячелетий до н.э.) до первых веков нашей эры. Однако воздействие античной культуры на мировую выходит далеко за эти пределы. Античная культура - колыбель, отправная точка в развитии европейской культуры.

В развитии древнегреческой культуры выделяют следующие этапы:

· Крито-микенский или эгейский (по названию Эгейского моря) - III тысячелетие до н. э. - XII в. до н.э.;

· Гомеровский период - XI-IX в.в. до н.э.;

· Архаический период - VIII-VI в.в. до н.э.;

· Классический период - с конца VI в. - до последней трети IV в. до н.э.;

· Эллинистический период - с последней трети IV в. - до середины II в. до н.э.

Критскую культуру собственно нельзя назвать греческой, так как она была создана догреческим населением острова Крит. До настоящего времени ученые не смогли определить, к какой языковой группе отнести древнейших жителей Крита. Письменность критян, так называемое слоговое линейное письмо А, до сих пор не дешифрована. Однако невозможно изъять этот остров из культурной истории древнегреческого общества. Сами греки вели свою историю с Крита. Остров Крит неоднократно фигурирует в греческой мифологии, которая прославила его сказаниями о влюбленных богах и царевнах, о героях, побеждающих злые силы, о первом полете человека (мифы о Тесее и Минотавре, об Икаре и Дедале, о похищении Европы и др.). На Крите родился сам главный греческий бог Зевс.

Критскую цивилизацию иногда называют “дворцовой” цивилизацией. На острове находился целый ряд городов-государств. Центром каждого государства был дворец. На Крите найдены остатки обширных дворцов. Это комплексы построек, группирующихся вокруг большого внутреннего двора. Расположены они очень причудливо, на разных уровнях, соединяются между собой лестницами, коридорами, некоторые уходят под землю. Общая площадь самого известного Критского дворца - в Кноссе - велика (24 тысячи квадратных метров). Здание было двух-, а возможно, и трехэтажное; дворец имел прекрасную систему водоснабжения, терракотовые ванны, продуманную вентиляцию и освещение. Кносский дворец заставил ученых вспомнить греческий миф о Лабиринте. Раскопки показали, что художественная фантазия греков имела под собой реальную почву.

Стены помещений дворца покрыты многочисленными фресками. На них, а также на каменных и золотых критских сосудах постоянно встречаются изображения быка. Исследователи полагают, что образ могучего и свирепого бога - быка олицетворял дикие разрушительные силы природы. В раскопках встречается изображение и другого божества - великой богини-Матери, которая имеет разные воплощения: то грозной повелительницы диких животных, то благостной покровительницы растений. Но на Крите не найдено ничего, похожего на храмы. Вероятно, религиозные церемонии совершались в священных рощах и пещерах.

Живопись - это главное украшение критских дворцов. В ней явственно ощущается влияние египетского художественного канона (например, тип построения фигуры). Но за сходством обнаруживаются более глубокие различия. Вместо строгого геометризма форм, симметрии, суровой величественной простоты египетского искусства в критских росписях на первый план выходит непринужденность, изысканность и прихотливость форм, асимметрия. Эти качества характеризуют и настенную живопись (в которой очень часто встречаются изображения женщин - “придворных дам”), и декоративно-прикладные изделия. Многие предметы быта, найденные в помещениях Кносского дворца, выполнены на высоком художественном уровне. Это, прежде всего, керамика - сосуды различных форм и различного назначения. В критской керамике преобладают морские мотивы.

В конце XV века до н.э. остров Крит постигла катастрофа. Его города превратились в развалины. Мнения исследователей о причинах катастрофы расходятся. Многие считают, что остров подвергся опустошительному завоеванию греков-ахейцев с территории Балканского полуострова. Возможно, сюда присоединилось и стихийное бедствие - землетрясение, извержение вулкана.

Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Микенская культура (по названию одного из раскопанных городов - Микены) была создана греками - ахейцами, но испытала значительное влияние критской культуры. Однако микенская культура значительно отличалась от критской. Изысканной, утонченной культуре Крита противостояла суровая и мужественная культура материковой Греции.

В критских поселениях не было крепостных стен, военных укреплений, в то время как города-государства ахейской Греции были защищены мощными стенами, сложенными из огромных каменных глыб. Греки, в отличие от критян, не чувствовали себя в безопасности; их поселения были уязвимы с суши. Да и сами греки-ахейцы были более воинственны, чем критяне. Жизнь была суровой, наполненной войнами, которые длились годами. Об одном из военных конфликтов, продолжавшемся 10 лет, рассказывается в знаменитой греческой поэме “Илиада”. Здесь миф переплетается с реальностью. Археологи нашли остатки реальной Трои на побережье Малой Азии. Не исключено, что Гомер преувеличил масштабы этого военного похода (согласно поэме, в нем участвовали почти все ахейские государства, а предводителем всего войска был избран царь Микен Агамемнон). Но историческая реальность этого похода ни у кого из исследователей не вызывает сомнений.

Суровость и мужественность микенской культуры нашли отражение и в тематике настенных росписей: излюбленными были сцены войны и охоты. Исчезает легкость и изящество критского изобразительного искусства. Керамика имеет более простой и однообразный орнамент. В микенской культуре широко использовалось золото. В гробницах правителей найдены разнообразные изделия из этого драгоценного металла: короны, кубки, украшения и, что самое интересное, золотые посмертные маски царей. Оружие - бронзовые мечи, щиты, кинжалы - инкрустировалось золотом и серебром.

До 50-х годов XX столетия микенская цивилизация разговаривала с нами лишь языком величественных памятников архитектуры и живописи. Но в 1953 году ученые смогли прочесть глиняные таблички микенских дворцов. Была расшифрована письменность ахейской Греции - так называемое слоговое линейное письмо Б. Но дешифровка не смогла дать ответы на все вопросы исследователей. Тексты глиняных табличек содержат в основном сведения хозяйственного характера. Многое в истории микенской культуры и цивилизации остается невыясненным.

Как и критскую, микенскую культуру постигла катастрофа. Она была уничтожена нашествием с севера Балканского полуострова других греческих племен - дорийцев. Дорийцы находились на значительно более низком уровне развития, чем жители Микенской Греции. Поэтому следующий за крито-микенской эпохой период получил название “темные века”. Другое название этого периода - гомеровский. Именно к этому времени относят исследователи создание поэм “Илиада” и “ Одиссея”, которые являются важнейшим источником информации о “темных веках”. Поход на Трою состоялся еще в догомеровскую эпоху (в XIII или XII веке до н.э.). Но Гомер повествует о событиях прошлого на фоне современной ему действительности. Из этих поэм ученые черпают сведения о религиозных верованиях, семье, хозяйстве, традициях и других сторонах жизни греков в данный период.

Свидетельства гомеровского эпоса существенно дополняет и расширяет археология. Результаты раскопок показывают, что так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Вместо полисной системы (полис - это город-государство) вновь утверждаются родовые отношения. Была уничтожена письменность (не найдено ни одной надписи этого периода). Не сохранилось ни одного крупного архитектурного памятника (очевидно, строили из дерева или необожженного кирпича). Нет памятников скульптуры и живописи. В росписи керамики безраздельно господствует так называемый геометрический орнамент, что является признаком первобытного искусства.

Таким образом, во многом это было время культурного упадка. Но вместе с тем, как считает большинство исследователей, это был период накопления сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение для последующего развития греческого общества имело освоение греками выплавки и обработки железа.

Архаический (от греческого слова “архайос” - “древний”) период, по мнению некоторых исследователей, - это время наиболее интенсивного развития древнегреческого общества. Это период возникновения и укрепления полисной системы, строительства городов, развития ремесла и торговли, складывания внутригреческого рынка. Величайшим достижением архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Греки заимствовали финикийский алфавит, добавив в него знаки для обозначения гласных звуков. Создание алфавитной письменности способствовало постепенной демократизации системы обучения. Это позволило со временем сделать грамотными почти всех свободных жителей Греции.

Именно в этот период происходит складывание собственно греческой культуры. На процесс ее формирования значительное влияние оказали три культурных фактора: эгейская культура (еще сохраняющаяся в Малой Азии), культура греков - дорийцев, восточная культура (Египет и Месопотамия). В архаическую эпоху греки начинают осознавать себя единым народом, отличным от других народов, которых они стали называть варварами. Себя греки именовали эллинами, а свою страну - Элладой. Этническое самосознание греков находило выражение и в некоторых общественных установлениях. Начиная с 776 года до н.э. стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только эллины.