Проблема нравственности в современной литературе. Нравственные проблемы современной отечественной прозы

Аншакова В. В.

Доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и психологии развития.

Астраханский государственный университет

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В РУССКОЙ ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация

В процессе изучения наследия И. Брянчанинова ставилась цель выделить центральные координаты в трактовке нравственных качеств личности. Материалы, прилученные в исследовании, являются источником расширения фактологической базы истории психологии, а также используются при разработке методов психолого-педагогического воспитательного и коррекционно-развивающего воздействия, для расширения арсенала средств духовно-нравственного развития личности.

Ключевые слова : святоотеческое наследие, нравственность, личность, духовная жизнь, добродетели.

Keywords : patristic heritage, morality, personality, spiritual life, virtues.

Проблема личности и предназначения человека, проблема морали и нравственности во все времена являются актуальными. Сохранение духовной сущности человеческого Я, по-новому ставит проблему востребования и переосмысления святоотеческого наследия. Одним из первых создателей современной русской духовной литературы является Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867), воссиявший на духовном небосклоне в первой половине XIX века. В своих многочисленных творениях и письмах Святитель открыл духовную мудрость святых Отцов, подкрепленную и собственным монашеским опытом, выявил все тонкости возрастания в человеке духовной жизни.

В православии человек является духовной личностью, если он проявляет любовь к другим людям, заботится об общем благе, своим поведением несет добро. Феофан Затворник писал: «В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни; сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временному к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других тварей наземных… Она – неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества и у всякого проявляет себя своим образом» (Еп. Затворник Ф. , с. 36).

Цель человеческого существования – «состояться», «пребыть». Быть человеком – значит жить постоянным усилием духа, сознания. «О здравии души надо трудиться», действовать, «душа человека стяжавает качества, соответственные своей деятельности» – многократно наставлял И. Брянчанинов (Аскетические опыты, т. 1, с. 87, 423). Нравственное поведение человека светится «чистой добродетелью и красотою своею привлекает к себе взоры и сердца» людей (там же, с. 418). Безнравственная, греховная жизнь приводит к «пустоте души», ее оскудению (Аскетическая проповедь, т. 4, с. 37).

«Естественным законом», сопровождающим человека на протяжении сознательной жизни, по мнению И. Брянчанинова, является совесть. Говоря о ее значении, святитель писал, что «совесть избавляет душу от согрешений». Поступать против совести – значит лишаться духовной свободы (Аскетические опыты, т. 1, с. 367, 368). Быть совестливым по отношению к ближнему, по словам Святителя, не означает только «благовидности поведения», добрые дела по отношению к людям, а означает еще, что «сердце должно быть поставлено в отношение к ближнему» (там же, с. 369). «Сердце, объятое милостию, не может иметь никакого помышления о зле; все помыслы его – благость» (там же, с. 520). Причем, добрые дела должны совершаться в тайне, должны «быть сокрыты не только от других, но и от нас самих, чтобы сердце наше не льстило нам» (там же, с. 419).

Призывая человека упражняться в добродетелях, св. Игнатий советует «подать руку помощи тем, которые утопают и томятся в смущении, унынии и печали по причине неведенья своего». Поведение каждого человека регулирует совесть как естественный закон, «чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла. Труднее обольстить совесть, нежели ум. И с обольщенным умом долго борется совесть, – говорил Игнатий Брянчанинов. Он настоятельно советовал «со всевозможным вниманием и тщанием» хранить совесть «по отношению к Богу и по отношению к ближнему», «к самому себе», «к вещам, удаляясь излишества, роскоши, небрежения». При этом подчеркивал, что «душеполезные мысли» помогают внутренней работе над собою.

С особой настойчивостью И. Брянчанинов убеждал обуздать «любопытное око и любопытное ухо», возлагать «жестокую узду на язык наш, смирять бессловесные стремления тела воздержанием, бдением, трудами» (там же, с. 397).

Как отмечается в святоотеческих источниках, нравственность человека страдает от проявления страстей. Главным страстям – чревоугодию, любодеянию, сребролюбию, гневу, печали, унынию, тщеславию, гордости – Святое Писание противопоставляет добродетели – воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, блаженный плач, трезвение, смирение, любовь. И. Брянчанинов считает, что чревоугодие ведет к самолюбию, как «бессловесному люблению плоти, живота и покоя ея». Воздержание в пище, по мнению епископа, доставляет «здравие и крепость телу, а уму особенную бодрость, столь нужную и полезную при земных упражнениях». Современному человеку просто необходимо прислушаться к следующим наставлениям И. Брянчанинова. Обжорство – это дурной навык, «безрассудное удовлетворение поврежденного злоупотреблением естественного желания». Следует приучать себя к простой, а поэтому здоровой пище. Так своевременно звучат эти слова, поскольку «злоупотребления естественными желаниями» просто заполнили всю жизнь человека, а неумеренность в еде приводит к печальным последствиям для здоровья.

Пьянство, по мнению И. Брянчанинова, – самоубийство, ужасный порок, «погубляющий и душу и тело». Страсть «объядения и пьянства» – есть утрата правильного, естественного желания «пищи и пития», требующее гораздо большего количества и разнообразного качества их, «нежели нужно для поддержания жизни и сил телесных. Излишнее питание действует противоположно своему естественному назначению, действует вредно, ослабляя и уничтожая их» (там же, с. 134). Во всем должен быть здравый смысл. Не случайно И. Брянчанинов отмечал: «Пост для человека, а не человек для поста», пища дана для поддержания тела, а не для разрушения его (там же, с. 134, 137). В любом случае необходимо избегать пресыщения, которое делает человека не способным «к духовным подвигам, и отворяет дверь другим плотским страстям» (там же, с. 134-135). «Умеренное, благоразумное воздержание от пищи и пития делает тело легким, очищает ум, дает ему бодрость» (там же, с. 142).

На смену любодеянию, как одному из пороков, проявляющемуся в «блудных ощущениях, нечистых помыслах и услаждениях ими, в блудных мечтаниях и стремлениях, нехранении чувств, сквернословии, блуде и прелюбодении, должно придти целомудрие, как хранение чувств, молчание, скромность, служение больным и увечным», начало которому – «неколеблющийся ум от блудных помыслов и мечтаний». «Люблению денег, подарков, имущества, мечтанию богатства, опасению старости, нечаянной нищеты, скупости, корыстолюбию, присвоению чужого, жестокосердию к нищим и нуждающимся, воровству и разбою» человеку должно противопоставить «нестяжание как удовлетворение себя необходимым, мягкость сердца, милосердие к нищим». Такие характеристики, как «вспыльчивость, гневные помыслы и мечтания отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жесткие и колкие слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, оклеветание, осуждение, обида ближнего» удаляют человека от самого себя и Святитель наставлял мирян иметь «уклонение» от таких свойств, учил терпению, наличию у каждого «мира сердечного, тишины ума, незлобию».

Безусловно, нынешние условия существования человека далеки от совершенства, и каждого из нас могут постичь «огорчение, тоска, отсечение надежды, сомнение, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь и ропот на ближнего», тем не менее, И. Брянчанинов призывал христиан «к плачу ума, ощущению падения общего всем человекам и собственной нищеты духовной», приводящих «к легости совести, благодатному утешению и радовании, покорному перенесению скорбей и очищению ума».

Тщеславие так охватило современное общество, большинство так «ищет славы и почестей, хвастается, любит красивые одежды, экипажи, прислуги, лукавит, прекословит, лжет, льстит, лицемерит, завидует, притворяется, уничижает ближнего, бессовестен», что только «глубокое познание» своего состояния, «изменение взора на ближних, ненависть к похвале человеческой, постоянное укорение и обвинение себя, забвение льстивых обычаев и слов, смиренномудрие, или духовное рассуждение» помогут человеку обрести смысл земной жизни. «Презрение ближнего, дерзость, неверие, насмешничество, ересь, невежество, смерть души» можно искоренить «братской, чистой, ко всем равной, беспристрастной, радостной, пламенеющей одинаково к друзьям и врагам любовью к ближним». «Разрешение от немоты сердечного языка, просвещение ума и сердца, отступление всех страстей, глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения» только усилят борьбу со страстями (там же, с. 166-173). В заключение этого раздела Святитель делает вывод, что «служение прихотям и страстям» является самообольщением и жизнью без смысла (там же, с. 86).

Страницы «Аскетических опытов» И. Брянчанинова содержат и пути борьбы с пороками, со страстями. Святитель буквально объясняет: «Когда подействует в нас греховное пожелание, или влечение, надо отказать ему. В другой раз оно подействует уже слабее, а наконец и совсем утихнет. Но при удовлетворении его действует каждый раз с новою силой, как приобретающее более и более власти…» (там же, с. 378). И страсти, как злые навыки, и добродетели, как «благие свойства» человека «приобретаются и усваиваются им при посредстве его деятельности». Юношам дается такой совет: «доколе ты находишься в нравственной свободе, избегай злых навыков как оков и темницы; приобретай навыки добрые, которыми хранится, утверждается, запечатлевается нравственная свобода». Нельзя предаваться унынию, а «с решительным произволением вступать в борьбу со злыми навыками». При постоянной борьбе со страстями они «становятся все слабее и слабее». Святитель понимает, что такая борьба – дело не всегда простое и однозначной победы не всегда можно ожидать. Он прямо наставляет, что «если в продолжении борьбы случится тебе по какому-нибудь неожиданному обстоятельству быть побежденным, не смутись, не впади в безнадежие: снова начинай борьбу!» (там же, с. 379). Такая борьба «содействует духовному преуспеянию» человека (там же, с. 524).

Особое внимание Святитель уделял воспитанию добрых навыков, помогающих общению с другими людьми: «не дозволяй себе никакой дерзости», приучись быть скромным. Тяга к накопительству, к роскоши, вспыльчивость, надменность, злоречие, наглость, изнеженность, тщеславие, лицемерие, притворство, «высокоумие», сладострастие, пустословие, самообольщение являются «злокачественными недугами души», порабощающие человека, «зловонными пятнами душевной одежды», появляющиеся у него «от послабления порочным влечениям».

Вместо жемчугов и алмазов, вместе золота и серебра И. Брянчанинов советует человеку украсить себя «целомудрием, смиренномудрием, слезами кротости и духовного разума, ангельским незлобием: вот драгоценная утварь!» (там же, с. 142).

Современное звучание имеют слова Игнатия Брянчанинова, адресованные юношеству, в которых, по сути, формулируются правила самовоспитания: возлюби труд; не осуждай ближних; веди трезвенную жизнь; непрестанно бди и наблюдай над собою; не суди о человеке по наружности его; действуй внутри и вне себя; познавай людей из действий их, из поведения, из последствий, которые вытекают из их действий; борись с самим собой; будь скромен и прост в словах, в телодвижениях, в домашней жизни; будь воздержан, целомудрен, не дерзок, по душе будь кроток, ко всем любезен, правдив, мудр, не допускай себе лукавства и лицемерия; прилагай постоянное усилие для борьбы с собою, «чтобы выплыть из ужасной темной пропасти».

В этом отношении человеку помогает свойственная каждому рефлексия: «отходя ко сну, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня», это «поможет уничтожить забывчивость, припомнить все помышления, согрешения», «преуспеть в добродетели» – учит И. Брянчанинов (там же, с. 298).

Святитель советует воспитателям и наставникам прививать молодым людям хорошие навыки, отвлекать их, как от великого бедствия, от привычек порочных, потому что «порочные навыки как оковы на человеке, лишают его нравственной свободы». Добрыми же навыками «хранится, утверждается, запечатлевается нравственная свобода» (т. 3, с. 376). Он указывает, что родители должны «подавать благочестивые примеры» своим детям, формировать у них способность не только «знать доброе и желать его, но и достигать», учить их «доброделанию», творить добрые поступки. Нравственная жизнь и нравственное совершенство «как должное», по мысли святых отцов, есть постоянная борьба человека со своими страстями, как греховными, злыми навыками.

Призывая читать святоотеческую литературу, И. Брянчанинов отмечал, что «эти книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачество», с. 111, т. 1. И это чтение должно быть «тщательное, внимательное и постоянное», соответствовать образу жизни каждого человека: «Каждый, в каком бы звании не был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов» (Там же, с. 112).

Литература

1 Вернадский В. И. Очерки по истории современного научного мировоззрения. Лекция 1-3. О научном мировоззрении // Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М. , 1981. С. 32-76.

2 Еп. Затворник Ф. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма епископа Феофана (Затворника). Изд. 6-е. М. , 1914.

3 Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь и письма к мирянам// Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. В 7 т. М. , 1995. Т. 4.

4 Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты// Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. В 7 т. М. , 1993. Т. 1.

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости и другие. Наиболее интересными являются произведения, в которых поднимаются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни. Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть \"Пожар\" (1985 г.). Это размышления о нашем современнике, о гражданском мужестве и нравственных позициях человека. Краткий сюжет: в Сосновке разразился пожар, на него сбежался весь поселок, но люди оказались бессильны перед разбушевавшейся стихией. На пожаре было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли \"погреть руки\". Люди спасали хлеб. Спасенный магазинчик - ничто по сравнению с человеческими Жизнями, с огромными сгоревшими складами, с растащенным народным добром. Пожар - это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе. Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести \"Ночевала тучка золотая.\". Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры. \"Для человека -- национальность, и не заслуга, и не вина, если в стране утверждают иначе. Значит, несчастная эта страна\", - писал Роберт Рождественский. Повесть \"Пожар\" вся пронизана болью, так и хочется крикнуть: \"Так больше жить нельзя!\" Пожар вовне стал только мрачным отсветом того, что давно иссушает душу. Распутин остро выразил то, что чувствовали многие - нужно звать людей, заставить очнуться, все равно отступать больше некуда. Писатель пишет, что, когда, вместо правды, человеку систематически преподносится ложь, это страшно. В часы пожара главному герою открывается истина: человеку нужно быть хозяином родной земли, а не равнодушным постояльцем, нужно искать сближения с природой, нужно прислушаться к самому себе, нужно очистить свою совесть. Моим любимым писателем всегда был Даниил Гранин, потому что этот автор обладает незаурядным дарованием, все его повести интересны тем, что в них он ставит острые проблемы сегодняшнего дня. Я не могу назвать ни одного писателя, который сравнился бы с ним по разносторонности как проблемных, так и.чисто художественных интересов, хотя Гранин - писатель одной общей проблемы. Гранин окончил технический институт, работал инженером, поэтому все то, о чем он пишет, хорошо знакомо ему. Его романы \"Искатели\", \"Иду на грозу\", \"Картина\" принесли ему заслуженный успех. В центре многих его произведений стоит проблема - \"ученый и власть\". Гранин подходит к проблеме об образе жизни, как результате раз и навсегда сделанного человеком выбора. Обратного пути нет, как бы мы этого не желали. Судьба человека - от чего она зависит? От целенаправленности личности или силы обстоятельств? В повести \"Эта странная жизнь\" он показывает реальную человеческую судьбу, реальную личность. Главный герой Александр Любищев был настоящим ученым. \"Подвига не было, - пишет Гранин, - но было больше, чем подвиг - была хорошо прожитая жизнь\". Работоспособность и энергичность его недостижимы. С молодости Любищев уже твердо знал, что он хочет, он жестко запрограммировал, \"выбрал\" свою жизнь, которую подчинил одному - служению науке. От начала до конца он был верен своему юношескому выбору, своей любви, своей мечте. Увы, под конец жизни многие его считают неудачником, потому что личного благополучия он не достиг. Именно такие люди, наши современники, двигали технический прогресс. Честность и принципиальность - эти качества многие в жизни с годами утрачивали, но лучшие из людей не гнались за минутным успехами, почестями, а работали во имя будущего. Проблема жизненного выбора остро стоит в другой повести Гранина \"Однофамилец\". Герой этой повести - прораб, в прошлом - подававший большие надежды математик. Гранин как бы сталкивает два варианта судьбы в одном человеке. Кузьмин, главный герой, был человеком предельной честности и порядочности, но судьба сломала его, он движется по жизни \"подхваченный общим потоком\". Проблему выбора, проблему поступка, от которого может зависеть вся судьба человека, Гранин анализирует не только через судьбу Кузьмина, но и на судьбе старшего поколения в науке, на судьбе совсем молодых ученых- математиков. В центре повести - конфликт между учеными, которые видят разные цели в своей работе. Маститый ученый Лаптев ради того, чтобы \"стереть с лица земли\" другого ученого Лазарева, сломал судьбу Кузьмина (ученик\" Лазарева), он пожертвовал его человеческой и научной судьбой вроде бы из гуманных соображений: направление, в котором работали Лазарев и Кузьмин, по его мнению, было ошибочно. И только спустя годы, когда Кузьмин бросил математику, его первые студенческие работы были признаны крупнейшими математиками мира. Ученый из Японии сделал большое открытие, ссылаясь на забытую оригинальную работу русского студента Кузьмина, который по непонятным причинам недовел свое открытие до конца. Так Лаптев сломал судьбу крупного русского ученого. В этой повести Гранин продолжает тему, которую начал писать еще в 60-е годы в романе \"Иду на грозу\". Этот роман принес Гранину всесоюзную известность. Так от проблемы выбора героем своего пути Гранин переходит к проблеме судьбы человека, проблеме осуществления данного ему таланта. Катастрофа нашего времени в том, что мы часто не слышим друг друга, мы эмоционально глухи к чужим проблемам и бедам. Литература нравственно нас воспитывает, формирует наше сознание, открывает нам глубины прекрасного, которое часто в повседневной жизни мы не замечаем.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проблемы нравственности в произведениях русской литературы Аргументы к сочинению

2 слайд

Описание слайда:

Нравственность - Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо; что добро, а что зло. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей - жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, определяется какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность –самостоятельный выбор человека.

3 слайд

Описание слайда:

ПроблемЫ нравственности: Проблема нравственных исканий человека корнями уходит в древнерусскую литературу, в фольклор. Она связана с такими понятиями как: честь,совесть,достоинство, патриотизм, доблесть, честность, милосердие и т.д. Еще с давних времен все эти качества ценились человеком, они помогали ему в сложных жизненных ситуациях с выбором. По сей день нам известны такие пословицы: «В ком честь, в том и правда», « Без корня и травинка не растет», «Человек без Родины – соловей без песни», «Береги честь смолоду, а платье снову». Интереснейшими же источниками, на которые опирается современная литература, являются сказки, былины, рассказы, повести и т.д.

4 слайд

Описание слайда:

Проблемы нравственности В литературе: В литературе встречаются произведения, которые затрагивают многие проблемы нравственности.

5 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственности - эта проблема одна из ключевых в русской литературе, которая всегда учит, воспитывает, а не просто развлекает. «Война и мир» Л.Н. Толстого – это роман о духовных исканиях главных героев, идущих к высшей нравственной правде через заблуждения и ошибки. Для великого писателя духовность – главное качество Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского. Стоит прислушаться к мудрым советам мастера слова, учиться у него высшим истинам.

6 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственности в произведении А. И. Солженицына «Матренин двор». Главная героиня - простая русская женщина, которая «не гналась за обзаводом», была безотказной и непрактичной. Но именно такие, по мнению автора, - праведники, на которых держится наша земля.

7 слайд

Описание слайда:

Проблема отношения человека к родине, малой родине Проблему отношения к своей малой родине поднимает В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой». Защищают свой остров от затопления те, кто истинно любит родную землю, а чужаки готовы надругаться над могилами, сжечь хаты, которые для других, например, для Дарьи, не просто жилище, а родной дом, где умирали родители и рождались дети.

8 слайд

Описание слайда:

Проблема отношения человека к родине, малой родине Тема родины – одна из главных в творчестве И.А. Бунина. Покинув Россию, он до конца своих дней писал только о ней. Произведение «Антоновские яблоки» проникнуто грустным лиризмом. Запах антоновских яблок стал для автора олицетворением родины. Россия показана Буниным многообразной, противоречивой, где вечная гармония природы сочетается с человеческими трагедиями

9 слайд

Описание слайда:

Проблема одиночества в романе Ф.М. Достоевского Мне кажется, иногда в одиночестве виновен сам человек, отделивший себя, подобно Родиону Раскольникову, герою романа Достоевского, гордыней, стремлением к власти или преступлением. Надо быть открытым, добрым, тогда найдутся люди, которые избавят тебя от одиночества. Искренняя любовь Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, дает надежду на будущее.

10 слайд

Описание слайда:

Проблема милосердия, гуманизма. Страницы произведений русской литературы учат нас быть милосердными к тем, кто в силу разных обстоятельств или социальной несправедливости оказались на дне жизни или в трудной ситуации. Строки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», повествующие о Самсоне Вырине, впервые в русской литературе показали, что любой человек заслуживает сочувствия, уважения, сострадания, на какой бы ступени социальной лестницы он ни находился.

11 слайд

Описание слайда:

Проблема милосердия, гуманизма в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». «Присыпанные пеплом» глаза солдата увидели горе маленького человека, не очерствела русская душа от бесчисленных потерь и проявила милосердие.

12 слайд

Описание слайда:

Проблема чести, совести В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше. Например, в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев проходит путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду».

13 слайд

Описание слайда:

Проблема чести и бесчестия В романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Пьер Безухов вызвал на дуэль Долохова, защищая свою честь и достоинство. Обедая за столом вместе с Долоховым, Пьер был очень напряжен. Его беспокоили взаимоотношения Элен и Долохова. И когда Долохов произнес свой тост, сомнения Пьера ещё больше начали одолевать. А потом, когда Долохов выхватил письмо, предназначенное Безухову, произошел вызов на дуэль.

14 слайд

Описание слайда:

Проблема чести, совести Проблема совести – одна из главных в повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Встреча с мужем – дезертиром становится для главной героини, Настены Гуськовой, и радостью, и мукой. До войны они мечтали о ребенке, и вот теперь, когда Андрей вынужден скрываться, судьба дает им такой шанс. Настена же чувствует себя преступницей, потому что муки совести ни с чем не сравнить, поэтому героиня совершает страшный грех – бросается в реку, губит и себя, и неродившееся дитя.

15 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников одержим дьявольской идеей. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - задается он вопросом. В его сердце идет борьба темных и светлых сил, и только через кровь, убийство и страшные духовные муки он приходит к истине, что не жестокость, а любовь, милосердие могут спасти человека.

16 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой Петр Петрович Лужин, герой романа «Преступление и наказание»- приобретатель, деловой человек. Это подлец по убеждениям, ставящий во главу угла только деньги. Этот герой – предупреждение нам, живущим в 21 веке, что забвение вечных истин всегда ведет к катастрофе.

17 слайд

Описание слайда:

Проблемы жестокости, предательства в современного мире Героиня рассказа В.П. Астафьева «Людочка» приехала в город работать. Над ней жестоко надругались, а близкий друг предал и не защитил. И девушка мучается, но не находит сочувствия ни у матери, ни у Гавриловны. Человеческий круг не стал для героини спасительным, и она покончила с собой.

18 слайд

Описание слайда:

Проблема жестокости современного мира, людей. Строки романа Достоевского «Преступление и наказание» учат нас великой истине: жестокость, убийство, «кровь по совести», изобретенная Раскольниковым, – абсурд, потому что только Бог может даровать жизнь или лишать ее. Достоевский говорит нам, что быть жестоким, преступать великие заповеди добра и милосердия – значит губить собственную душу.

19 слайд

Описание слайда:

Проблема истинных и ложных ценностей. Вспомним бессмертные строки «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, когда Чичиков на балу у губернатора выбирает, к кому подойти – к «толстым» или «тонким». Герой стремится только к богатству, причем любой ценой, поэтому присоединяется к «толстым», где находит все знакомые лица. Это его нравственный выбор, определяющий дальнейшую судьбу.

20 слайд

Описание слайда:

Проблема доброты, искренности в творчестве Л.Н. Толстого Доброту в человеке нужно воспитывать с детства. Это чувство должно быть неотъемлемой частью личности. Все это воплощено в образе главной героини романа «Война и мир» Наталье Ростовой.

21 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственной души, внутреннего духовного мира По-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека. Человек – часть природы. Если он живёт в гармонии с ней, то тонко чувствует красоту мира, умеет передать её. Таким примером может стать Андрей Болконский в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

22 слайд

Описание слайда:

Проблема самопожертвования, сострадания, милосердия Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,-воплощение смирения и христианской любви к ближнему. Основа ее жизни - самопожертвование. Во имя любви к ближнему она готова на самые невыносимые страдания. Именно Соня несет в себе ту истину, к которой через мучительные искания должен прийти Родион Раскольников. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она помогает ему превозмочь самого себя и сделать шаг к воскрешению.

23 слайд

Описание слайда:

Проблемы самопожертвования, любви к людям; равнодушия, жестокости В рассказе русского писателя Максима Горького «Старуха Изергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. И во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу, забыв своего героя, а Данко умер.

24 слайд

Описание слайда:

Проблемы верности, любви, преданности, самопожертвования. В повести «Гранатовый браслет» А.И. Куприн рассматривают эту проблему через образ Желткова. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеиной. В знак своей пламенной любви Желтков дарит самое дорогое – гранатовый браслет. Но герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь.

25 слайд

Описание слайда:

Проблемы сострадания, милосердия, веры в себя Героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова своим состраданием спасает от духовной гибели Родиона Раскольникова. Она добивается, чтобы он совершил явку с повинной, а затем идет с ним на каторгу, своей любовью помогая Родиону обрести утраченную веру.

26 слайд

Описание слайда:

Проблема сострадания, милосердия, верности, веры, любви Сострадание и милосердие - важные составляющие образа Наташи Ростовой. Наташа, как никто другой в романе, умеет дарить людям счастье, любить самозабвенно, отдавая всю себя без остатка. Стоит вспомнить, как описывает ее автор в дни разлуки с князем Андреем: «Наташа никуда не хотела выезжать и, как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам...». Она - сама жизнь. Даже перенесенные испытания не ожесточили душу, а укрепили ее.

27 слайд

Описание слайда:

Проблема Черствого и бездушного отношения к человеку Жестокому отношению подвергся главный герой произведения А.Платонова «Юшка».Ему всего сорок лет, но окружающим он кажется глубоким старцем. Неизлечимая болезнь состарила его раньше времени. Черствые, бездушные и жестокие люди окружают его: дети смеются над ним, а взрослые, когда у них случается неприятность, срывают на нем свою злобу. Они безжалостно издеваются над больным человеком, бьют его, унижают. Ругая за непослушание, взрослые пугают детей тем, что они, когда вырастут, станут похожими на Юшку.

28 слайд

Описание слайда:

Проблема человеческой духовности Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

29 слайд

Описание слайда:

Проблемы взяточничества, мещанства Ярким примером являются герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». К примеру, городничий Сквозник - Дмухановский, мздоимец и казнокрад, обманувший на своём веку трёх губернаторов, был убеждён, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения «пустить пыль в глаза»

30 слайд

Сегодняшний мир установил определенные мерки, по которым оцениваются достоинства человека ХХI века. Критерии эти условно можно разделить на две категории: духовные и материальные.

К первым относятся доброта, порядочность, готовность к самопожертвованию, жалость, и другие качества, опирающиеся на мораль и духовность. ко вторым, в первую очередь, материальное благосостояние.

К сожалению, материальные ценности современного общества существенно преобладают над духовными. этот дисбаланс стал угрозой нормальным человеческим отношениям и ведет к обесцениванию многовековых ценностей. поэтому неслучайно проблема бездуховности стала лейтмотивом творчества многих писателей современности.

«Быть или иметь?»- таким вопросом задается писатель XX века Александр Исаевич Солженицын в рассказе «Матренин двор». Трагическая судьба русского крестьянства, заключает в себе не один, а множество реальных сюжетов, человеческих характеров, судеб, переживаний, мыслей, поступков.

Неслучайно «Матрёнин двор»- одно из произведений, положивших начало такому исторически значимому явлению русской литературы как «деревенская проза».

Первоначальное название рассказа было «Не стоит село без праведника». При публикации рассказа в «Новом мире» Твардовский дал ему более прозаическое название «Матренин двор», и писатель согласился с переименованием заглавия.

Неслучайно именно «Матренин двор » а не «Матрена», к примеру. потому как описывается не уникальность единичного характера, а именно уклад жизни.

Рассказ был внешне непритязателен. от лица сельского учителя математики, (за которым легко угадывается сам автор: Игнатич - Исаич), вернувшегося из заключения в 1956 году (по требованию цензуры время действия было изменено на 1953 год, дохрущевское время), описывается среднерусская деревня, (впрочем не глубинка, всего 184 км от Москвы), какой она была после войны и какой осталась 10 лет спустя. рассказ не был наполнен революционными настроениями, не обличал ни систему, ни уклад колхозной жизни. в центре повествования была безрадостная жизнь пожилой крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой и страшная её смерть на железнодорожном переезде. тем не менее именно этот рассказ был подвергнут критической атаке.

Критик и публицист В. Полторацкий рассчитал, что примерно в том районе, где жила героиня рассказа Матрена, находится передовой колхоз «Большевик», о достижениях и успехах которого критик писал в газетах. Полторацкий стремился наглядно показать, как надо писать о советской деревне: «Думается мне тут дело в позиции автора - куда глядеть и что видеть. и очень жаль, что именно талантливый человек выбрал такую точку зрения, которая ограничила его кругозор старым забором Матрениного двора. выгляни за этот забор – и в каких-нибудь двадцати километрах от Тальнова увидел бы колхоз «Большевик» и мог бы показать нам праведников нового века… »

Комментируя замечания и упреки, высказанные Полторацким, Солженицын записал: «рассказ «Матренин двор» первый подвергнут атаке в советской прессе. В частности автору указывалось, что не использован опыт соседнего зажиточного колхоза, где председателем Герой Социалистического Труда. Критика не доглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт»

В самом деле, в рассказе написано: «А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Потом их вырубили- торфоразработчики и соседний колхоз. председатель его, Горшков, свел под корень изрядно гектаров леса и выгодно сбыл в Одесскую область, на том свой колхоз возвысив, а себе получив Героя Социалистического Труда».

Предприимчивость колхозного «хозяина», с точки зрения Солженицына, только и может оттенить общее неблагополучие российского села. положение Тальнова становилось безысходным, а Матренин двор – погибающим.

Рассказ строится на противопоставлении бескорыстной, неимущей Матрены жадным до «добра» Фаддею, деверю Матрены, её золовкам, приёмной дочери Кире с мужем и прочим родственниками. практически все люди колхоза – «приобретатели»: это и председатель, который разговаривает с людьми обо всем кроме топлива, которого все ждут: «потому что сам он запасся»; его жена, председательша, которая приглашает на колхозную работу стариков, инвалидов и саму Матрену в том числе, а заплатить за работу не может, даже Тётя Маша «единственная, кто искренно любил Матрену в этой деревне» «её полувековая подруга» после гибели героини, приходит к ней домой за вязанкой для дочери.

Родственники даже после смерти героини не находят о ней доброго слова и всё из-за пренебрежения Матрены к собственности: «…и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…». В характеристике Матрены, как её обосновывает Солженицын, доминируют слова «не было», «не имела», «не гналась», - сплошное самоотречение, самоотверженность, самоограничение. и не ради похвальбы, не из-за аскетизма… Просто у Матрены – другая система ценностей: у всех есть, «а у нее не было»; все имели, «а она не имела»; «не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни»; «она не скопила имущества к смерти. грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…» - вот и всё, что осталось от Матрены на этом свете. да и из-за оставшегося жалкого имущества – избы, горницы, сарая, забора, козы, - едва не передрались все Матренины родственники. Примирили их лишь соображения хищника – если обратиться в суд, то «суд отдаст избу не тем и не другим,- а сельсовету»

Выбирая между «быть» и «иметь» Матрена всегда предпочитала быть : быть доброй, отзывчивой, сердечной, бескорыстной, трудолюбивой; предпочитала отдавать окружающим её людям – знакомым и незнакомым, а не брать. а те, кто застрял на переезде погубив Матрену и ещё двоих, - и Фаддей и «самоуверенный толстомордый» тракторист, сам погибший,- предпочитали иметь : один хотел за один раз горницу перевезти на новое место, другой – за одну «ходку» трактора заработать. Жажда «иметь» оборачивалась против «быть» преступлением, смертью людей, попранием человеческих чувств, нравственных идеалов, погибелью собственной души.

Так один из главных виновников трагедии – Фаддей – трое суток после происшествия на железнодорожном переезде, до самых похорон погибших, занимался тем, что пытался вернуть себе горницу. «дочь его трогалась разумом, на зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то, Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была – спасти бревна горницы от огня и козней Матрениных сестер». Считая Фаддея несомненным убийцей Матрены, рассказчик – после смерти героини – говорит: «сорок лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак,- а ударила-таки…».

Противопоставление Фаддея и Матрены в рассказе Солженицына приобретает символический смысл и превращается в своего рода авторскую философию жизни. сопоставив характер, принципы, поведение Фаддея с другими тальновскими жителями, рассказчик Игнатич приходит к неутешительному выводу: «…Фаддей был в деревне такой не один». Более того, само это явление – жажда собственности – оказывается, с точки зрения автора, национальным бедствием: «Что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». А душу, совесть, доверие к людям, дружелюбное к ним расположение, любовь потерять и не стыдно, и не глупо, и не жалко – вот, что страшно, вот что неправедно и грешно, по убеждению Солженицына.

Жадность к «добру » (имущественному, материальному) и пренебрежение к настоящему добру , духовному, нравственному, нетленному, - вещи, накрепко между собой связанные, одна другую поддерживающие. И дело тут не в собственности , не в отношении к чему-то как к своему, лично выстраданному, выношенному, продуманному и прочувствованному. Скорее наоборот: духовно-нравственное добро состоит в передаче, дарении чего-то своего другому человеку; приобретение же материального «добра» - это алкание чужого .

Все критики «Матрениного двора», конечно, понимали, что рассказ писателя, с его Матреной, Фаддеем, Игнатичем и «древней», всё знающей старухой, воплощающей вечность народной жизни, её конечную мудрость (она изрекает только появившись в доме Матрены: « Две загадки в мире есть: «как родился – не помню, как умру – не знаю», а потом – уже после похорон и поминок Матрены – взирает «сверху», с печи, «немо, осуждающе, на неприлично-оживленную пятидесяти- и шестидесятилетнюю молодежь), это и есть «правда жизни», настоящие «народные характеры», столь отличные от привычно-показываемых благополучными в однотипной советской литературе.

На смену «Матрениному двору» 50х годов пришел роман Виктора Астафьева «Печальный детектив». Роман был опубликован в 1985 году, во время перелома в жизни нашего общества. Он был написан в стиле жесткого реализма и поэтому вызвал всплеск критики. В основном отзывы были положительными. События романа актуальны и сегодня, как актуальны всегда произведения о чести и долге, о добре и зле, о честности и лжи.

Жизнь милиционера Леонида Сошнина показана с двух сторон – его работа: борьба с преступностью и жизнь на пенсии, казалось бы мирная и тихая. Но, к сожалению, грань стерта и каждый день жизнь человека находится под угрозой.

Астафьев рисует четкие образы из которых состоит общество, от хулиганов и убийц, до труженицы тёти Грани. Противопоставление характеров, идеалов помогают определить отношение героев к миру, к людям; их ценности.

Если обратиться к образу тёти Грани, воспитавшей Леонида Сошнина, мы увидим пример самопожертвования и человеколюбия. Никогда не имевшая своих детей, она берется за воспитание сирот, отдает всё свое время им, тем временем терпит унижения и грубости от мужа, но даже после его смерти не смеет сказать о нем плохого слова. Леонид Сошнин, став уже милиционером, и позабыв о тёте Гране, встречает её вновь при очень печальных обстоятельствах… Узнав о поругании над ней, Сошнин готов застрелить негодяев. Но до преступления. к счастью не доходит. Преступники попадают за решетку. Но тётя Граня корит себя: «Молодые жизни погубили…Такие срока им не выдержать. выдержат – уж седыми мушшынами сделаются…», жалеет, что подала заявление в милицию. Удивительное, чрезмерное человеколюбие в её словах. «Тетя Граня! да они над твоими сединами надругались!»,- восклицает главный герой, на что та отвечает: «Ну дак че теперь? Убило меня? Ну, поревела бы… Обидно конечно.». Переступая через свою гордость, она переживает за человеческие жизни.

(НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Вопросы нравственности, борьбы добра со злом - веч­ны. В любой литературе мы найдем произведения, в кото­рых они тем или иным образом затронуты. Даже спустя десятилетия и столетия мы снова и снова обращаемся к образам Дон Кихота, Гамлета, Фауста и других героев ми­ровой литературы.

Проблемы нравственности и духовности, добра и зла волновали и русских писателей. Надо было быть очень сме­лым человеком, чтобы говорить так, как это сделал неиз­вестный автор «Слова о полку Игореве»; как делал это один из первых русских проповедников киево-печерский игумен Феодосий, за что навлек на себя княжеский гнев. В последующие времена передовые русские писатели про­должали осознавать себя независимыми от воли князей и царей. Они понимали свою ответственность перед народом и отечественной историей, ощущали себя более высокими по своему призванию, чем сильные мира сего. Стоит вспом­нить Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Тол­стого, Достоевского, многие другие имена русских писа­телей нового времени.

В нынешнее время, когда мы только-только вступили в XXI век, когда в повседневной жизни буквально на каж­дом шагу приходится сталкиваться с аморальностью и без­духовностью, нам как никогда прежде нужно со всей от­ветственностью обратиться к урокам нравственности.

В книгах замечательного писателя Ч. Айтматова герои всегда ищут свое место в жизни. Они способны «изо дня в день восходить к сияющему совершенству духа». Напри­мер, в романе «Плаха» писатель попытался «отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе с ним прошел через духовные пространства и поднялся на более высо­кую ступень».

Главный герой произведения - сын священника Авдий Каллистратов. По словам духовных наставников семина­рии, он еретик. Авдий стремится к тому, чтобы нести доб­роту и справедливость в мир, полный жестокости и равно­душия. Он верит, что может оказать влияние на юнцов, собирающих анашу, очистить их души от черствости и безразличия к самим себе и тем, кто находится рядом с ними. Авдий стремится к любви и правде и совсем не догадывается, какая бездна безнравственности, жестокос­ти и ненависти откроется перед ним.

Встреча героя с собирателями анаши становится свое­образной проверкой сил и возможностей. Авдий как может старается донести им светлые идеи справедливости. Но этих идей не могут понять ни главарь «анашистов» Гришан, ни его напарники. Они собирают коноплю ради де­нег, а остальное для них не важно. Они считают Авдия сумасшедшим «попом-перепопом», чужим в их кругу.

Авдий наивно полагает, что главным оружием в борьбе за человеческие души, за нравственность в отношениях между людьми является слово. Но постепенно выясняет­ся, что «анашисты» и обер-кандаловцы говорят с ним на разных языках. В результате анашисты выбрасывают его из вагона поезда, а обер-кандаловцы распинают на саксау­ле. С наивной верой в возможность очищения мира от зла и безнравственности искренним душевным словом Авдий взо­шел на свою плаху.

Что заставляет человека сворачивать с правильного пути? В чем кроются причины перемен, происходящих с ним? К большому сожалению, на подобные вопросы лите­ратура не может дать однозначного ответа. Литератур­ное произведение лишь представляет типичные проявле­ния нравственных болезней времени. Главный же выбор остается за нами -- реальными людьми, живущими в ре­альном времени.

Нравственные проблемы являются своего рода вторым оборотом ключа в повестях В. Быкова, который открывает дверь в произведение, при «первом обороте» представляю­щее собой незначительный военный эпизод. Больше всего писателя интересуют обстоятельства, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а исклю­чительно своими нравственными принципами. Ивановский («Дожить до рассвета»), Мороз («Обелиск»), Сотников («Сотников»), Степанида и Петрок («Знак беды») - вот далеко не полный перечень героев В. Быкова, которые оказываются в ситуации нравственного выбора и с честью выходят из нее. Погибает Алесь Мороз. Но перед смертью он «сделал больше, чем если бы убил сто немцев». Гибель Сотникова оказывается почетнее жизни, купленной Рыба­ком. Погибают Степанида и Петрок, до последней минуты своей жизни отстаивая свои личные нравственные прин­ципы.