Астафьев печальный детектив история создания. Сочинение — Печальный детектив Астафьев — тема борьбы со злом. «Царь-рыба»: анализ произведения

Публицистическое начало ощутимо в повести В. Астафьева «Печальный детектив», но главное, что определяет это произведение, — «жестокий» реализм. Проза «жестокого» реализма бес-пощадна в изображении ужасов повседневной жизни. В повести сконцентрированы криминальные эпизоды из жизни заштатно-го городка Вейска, причем в таком количестве, что кажется неправдоподобным, чтобы на столь малом географическом пространстве было сосредоточено столько негативного, столько грязи, крови. Здесь собраны чудовищные проявления распада и деградации общества. Но этому есть и художественное, и реаль-ное оправдание.

В. Астафьев заставляет ужаснуться реальности, он будит при-выкший к информации слух не только смыслом преступлений, но и их количеством. Нагнетаемые факты, судьбы, лица беспо-щадно повергают в страшную в своей озлобленности, безмотивности преступлений действительность. Этот жестокий реализм соединяет вымышленные и реальные эпизоды в единое полотно, проникнутое гневным пафосом.

Такая насыщенность криминальными событиями объясняет-ся и профессией главного героя Леонида Сошнина. Сошнин — оперуполномоченный, милиционер, ежедневно сталкивающийся с падением человека. Он еще и начинающий писатель. Все, что видит Сошнин вокруг, становится материалом для его записок, всеми гранями своей души он повернут к людям. Но «работа в милиции вытравила из него жалость к преступникам, эту вселен-скую, никем не понятую до конца и необъяснимую русскую жа-лость, которая вековечно сохраняет в живой плоти российского человека неугасимую жажду сострадания, стремления к добру».

В. Астафьев резко ставит вопрос о народе. Тот идеализированный образ единого народа — правдолюбца, страстотерпца, который создавался в предшествующие десятилетия (1960-80-е гг.) «дере-венской прозой», не устраивает писателя. Он показывает в рус-ском характере не только то, что приводит в умиление. Откуда же тогда берутся угонщик самосвала, который в пьяной одури убил несколько человек, или Венька Фомин, грозящий сжечь деревен-ских баб в телятнике, если они не дадут ему на опохмелку? Или тот пэтэушник, которого унизили на глазах у женщин более на-глые ухажеры, а он в отместку решил убить первого встречного. И долго, зверски убивал камнем красавицу-студентку на шестом ме-сяце беременности, а потом на суде гундосил: «Что ли, я виноват, что попалась такая хорошая женщина?..»

Писатель открывает в человеке «жуткого, самого себя пожи-рающего зверя». Беспощадную правду говорит он о современни-ках, добавляя все новые черты в их портрет.

Дети хоронили отца. «Дома, как водится, детки и родичи поплакали об усопшем, выпили крепко — от жалости, на клад-бище добавили — сыро, холодно, горько. Пять порожних буты-лок было потом обнаружено в могиле. И две полные, с бормоту-хой, — новая ныне, куражливая мода среди высокооплачивае-мых трудяг появилась: с форсом, богатенько не только свобод-ное время проводить, но и хоронить — над могилой жечь денеж-ки, желательно пачку, швырять вслед уходящему бутылку с ви-ном — авось похмелиться горемыке на том свете захочется. Бутылок-то скорбящие детки набросали в яму, но вот родителя опус-тить в земельку забыли».

Дети забывают родителей, родители оставляют крохотного ре-бенка в автоматической камере хранения. Другие запирают малы-ша дома на неделю, доведя до того, что он ловил и ел тараканов. Эпизоды сцеплены между собой логической связью. Хотя В. Ас-тафьев не делает никаких прямых сопоставлений, кажется, просто нанизывает одно за другим на стержень памяти героя, но в кон-тексте повести между разными эпизодами располагается сило-вое поле определенной идеи: родители — дети — родители; пре-ступник — реакция окружающих; народ — «интеллигенция». И все вместе добавляет новые штрихи в образ русского народа.

В. Астафьев не жалеет черных тонов в национальной само-критике. Он выворачивает наизнанку те качества, которые возво-дились в ранг достоинств русского характера. Его не восхищают терпение и покорность — в них писатель видит причины многих бед и преступлений, истоки обывательского равнодушия и без-различия. Не восторгается В. Астафьев и извечным состраданием к преступнику, замеченным в русском народе Ф. Достоевским. Материал с сайта

В. Астафьев в стремлении разобраться в русском характере очень близок к Горькому «Несвоевременных мыслей», который писал: «Мы, Русь, — анархисты по натуре, мы жестокое зверье, в наших жилах все еще течет темная и злая рабья кровь… Нет слов, которы-ми нельзя было бы обругать русского человека — кровью плачешь, а ругаешь…» С болью и страданием говорит о зверином в человеке и В. Астафьев. Страшные эпизоды он приводит в повести не для того, чтобы унизить русского человека, запугать, а чтобы каждый задумался о причинах озверения людей.

«Печальный детектив» — художественно-публицистическая по-весть, отмеченная резкостью анализа, беспощадностью оценок. «Детектив» В. Астафьева лишен присущего этому жанру элемен-та happy end, когда герой-одиночка может укротить прорвав-шееся зло, вернуть мир к норме его существования. В повести именно зло и преступление становятся чуть ли не нормой по-вседневной жизни, и усилия Сошнина не могут поколебать ее. Поэтому повесть далека от обычного детектива, хотя включает в себя криминальные истории, Название же можно трактовать и как печальную криминальную повесть, и как печального героя, профессия которого — детектив.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Леонид Сошнин принес свою рукопись в маленькое провинциальное издательство.

«Местное культурное светило Сыроквасова Октябрина Перфильевна», редактор и критик, не к месту щеголяющая эрудицией и беспрерывно курящая — неприятный тип показной интеллектуалки.

Пять лет стояла рукопись в очереди на издание. Кажется, дали добро. Однако Сыроквасова считает себя непререкаемым авторитетом и язвительно острит по поводу рукописи. И над самим автором подшучивает: милиционер — и туда же, в писатели!

Да, служил Сошнин в милиции. Честно хотел сражаться — и сражался! — против зла, был ранен, отчего в сорок два года уже на пенсии.

Сошнин живет в старом деревянном домике, к которому, однако, подведены и отопление, и канализация. С детских лет он остался сиротой, жил с теткой Линой.

Всю жизнь добрая женщина с ним и для него жила, а потом вдруг решила наладить личную жизнь — и подросток злился на нее.

Да, в разгул пошла тетка! Еще и проворовалась. Ее «коммерческий отдел» засудили и пересажали разом. Тетя Лина травилась. Женщину спасли и после суда отправили в исправительно-трудовую колонию. Она чувствовала, что катится под уклон, и устроила племянника в школу УВД. Вернулась тетка робкая, стеснительная — и быстро сошла в могилу.

Еще до ее смерти герой поработал участковым, женился, появилась дочка Светочка.

Муж тети Грани, работавший в кочегарке, умер. Беда, как известно, не ходит одна.

С маневровой платформы вылетела плохо закрепленная горбылина и ударила тетю Граню по голове. Малыши плакали, пытались стащить с рельсов окровавленную женщину.

Не могла Граня больше работать, купила себе маленький домик и обзавелась живностью: «подрезанная на путях собака Варька, ворона с перебитым крылом — Марфа, петух с выбитым глазом — Ундер, бесхвостая кошка — Улька».

Полезной была только корова — ее молоком добрая тетка делилась со всеми, кто в нем нуждался, особенно в военные годы.

Святая была женщина — попала в железнодорожную больницу, а чуть ей стало легче, тут же принялась стирать, убирать за больными, судна выносить.

И вот как-то четверо обезумевших от алкоголя парней изнасиловали ее. Сошнин как раз в этот день дежурил — и быстро нашел негодяев. Судья влепила им восемь лет строгого режима.

После суда тетя Граня на улицу выходить стыдилась.

Леонид отыскал ее в сторожке при больнице. Тетя Граня сокрушалась: «Погубили молодые жизни! Зачем в тюрьму отправили?»

Пытаясь разрешить загадку русской души, Сошнин обратился к перу и бумаге: «Отчего русские люди извечно жалостливы к арестантам и зачастую равнодушны к себе, к соседу — инвалиду войны и труда?

Готовы последний кусок отдать осужденному, костолому и кровопускателю, отобрать у милиции злостного, только что бушевавшего хулигана, коему заломили руки, и ненавидеть соквартиранта за то, что он забывает выключить свет в туалете, дойти в битве за свет до той степени неприязни, что могут не подать воды больному...»

С ужасами жизни сталкивается милиционер Сошнин. Вот арестовал он двадцатидвухлетнего негодяя, зарезавшего «по пьянке» троих людей.

— За что ты убил людей, змееныш? — спросили его в отделении милиции.

— А хари не понравились! — беспечно улыбнулся тот в ответ.

Но зла вокруг слишком много. Возвращаясь домой после неприятного разговора с Сыроквасовой, бывший милиционер сталкивается на лестнице с тремя пьяницами, которые начинают задирать и унижать его. Один грозит ножом.

После тщетных попыток примирения Сошнин расшвыривает подонков, используя приобретенные за годы работы в милиции навыки. Нехорошая волна поднимается в нем, он еле останавливает себя.

Однако одному герою башку об батарею расколол, о чем тут же по телефону сообщил в милицию.

Первоначально не озлобление вызывает у Сошнина встреча с тупым наглым злом, а недоумение: «Откуда это в них? Откуда? Ведь все трое вроде из нашего поселка. Из трудовых семей. Все трое ходили в садики и пели: «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки...»

Тошно Леониду. Размышляет он о том, что силу, воюющую против зла, тоже добром не назовешь — «потому как добрая сила — только созидающая, творящая».

Только есть ли место творящей силе там, где, поминая покойника на кладбище, «скорбящие детки бутылок набросали в яму, но вот родителя опустить в земельку забыли».

Однажды приехавший с Крайнего Севера негодяй в пьяном кураже угнал самосвал и начал кружить по городу: сбил несколько человек на остановке, в щепы разнес детскую площадку, насмерть задавил на переходе молодую мать с ребенком, сшиб двух гулявших старушек.

«Будто бабочки-боярышницы, взлетели дряхлые старушки в воздух и сложили легкие крылышки на тротуаре».

Сошнин — старший по патрулю — решил застрелить преступника. Не в городе — народ кругом.

«Выгнали самосвал за город, все время крича в мегафон: «Граждане, опасность!

Граждане! За рулем преступник! Граждане...»

Преступник вырулил к загородному кладбищу — а там четыре похоронных процессии! Много народу — и все потенциальные жертвы.

Сошнин был за рулем милицейского мотоцикла. По его приказу двумя выстрелами подчиненный Федя Лебеда убил преступника. Не сразу поднялась у него рука, сперва стрелял по колесам.

Поразительно: на куртке преступника был значок «За спасение людей на пожаре» . Спасал — а теперь убивает.

Сошнин в погоне сильно пострадал (упал вместе с мотоциклом), хирург хотел ампутировать ему ногу, однако все-таки умудрился сохранить.

Леонида долго допрашивал судейский чистоплюй Пестерев: неужели не мог обойтись без крови?

Вернувшись из больницы на костылях в пустую квартиру, Сошнин принялся углубленно изучать немецкий язык, читать философов. Ухаживала за ним тетя Граня.

Мадам Пестерева, дочь богатого и вороватого директора предприятия, преподаватель филологического факультета, держит у себя «модный салон»: гости, музыка, умные разговоры, репродукции картин Сальвадора Дали — все притворное, ненастоящее.

«Ученая дама» превратила в домработницу студентку Пашу Силакову — крупную, цветущую сельскую девицу, которую мать вытолкала в город учиться. Паше бы в поле работать, стать многодетной матерью, а она пытается вникнуть в науку, которая ей чужда. Вот и платит за приличные отметки тем, что квартиру убирает да на рынок ходит, еще и продукты из деревни возит всем, кто хоть как-то может ей помочь.

Сошнин уговорил Пашу перейти в сельскохозяйственное ПТУ, где Паша училась хорошо, стала выдающейся на всю область спортсменкой. Потом «работала механизатором наравне с мужиками, вышла замуж, родила подряд трех сыновей и собиралась родить еще четверых, да не тех, которых вынают из чрева с помощью кесарева сечения и прыгают вокруг: «Ах, аллергия! Ах, дистрофия! Ах, ранний хондроз...»

От Паши мысли героя перекидываются к его жене Лере — именно она уговорила его заняться судьбой Силаковой.

Теперь Леня с Лерой живут врозь — поссорились из-за глупости, Лера забрала дочь и переехала.

Снова воспоминания. Как свела их судьба?

Молодой участковый в городе с говорящим названием Хайловск сумел арестовать опасного бандита. И все в городе шептались: «Тот самый!»

И вот встретилась Леониду на пути высокомерная, гордая модница Лерка, студентка фармацевтического техникума по прозвищу Примадонна. Отбил ее Сошнин от хулиганов, возникли между ними чувства... Мать Леры вынесла приговор: «Пора жениться!»

Теща была натурой вздорной и властной — из тех, кто только командовать и умеет. Тесть — золото-мужик, работящий, умелец: Сразу принял зятя за сына. Вдвоем они и «окоротили» на время задиристую даму.

Родилась дочка Светочка — из-за воспитания пошли раздоры. Бесхозяйственная Лера мечтала сделать из девочки вундеркинда, Леонид заботился о нравственном и физическом здоровье.

«Супруги Сошнины все чаще сбывали Светку в Полевку, на бабкин худой досмотр и неумелое попечение. Хорошо, что кроме бабки был у дитяти дедка, он мучать культурой ребенка не давал, приучал внучку не бояться пчелок, дымить на них из баночки, различать цветки и травы, подбирать щепки, скрести сено грабельками, пасти теленка, выбирать из куриных гнезд яйца, водил внучку по грибы, по ягоды, гряды полоть, с ведерком по воду ходить на речку, зимой снежок огребать, подметать в ограде, на салазках с горы кататься, с собакой играть, кошку гладить, гераньки на окне поливать».

Навещая дочку в деревне, совершил Леонид очередной подвиг — отбил деревенских женщин от терроризирующего их алкоголика, бывшего заключенного. Алкаш, Венька Фомин, ранил Леонида, испугался и на себе дотащил до медпункта.

И на этот раз выкарабкался Сошнин. Нужно отдать должное жене Лере — она ухаживала за ним всегда, когда он попадал в больницу, хотя и вышучивала беспощадно.

Зло, зло, зло обрушивается на Сошнина — и душа его болит. Печальный детектив — он слишком много знает бытовых случаев, от которых выть хочется.

«...Мама и папа — книголюбы, не деточки, не молодяжки, обоим за тридцать, заимели трех детей, плохо их кормили, плохо за ними следили, и вдруг четвертый появился. Очень они пылко любили друг друга, им и трое-то детей мешали, четвертый же и вовсе ни к чему. И стали они оставлять ребенка одного, а мальчик народился живучий, кричит дни и ноченьки, потом и кричать перестал, только пищал и клекал. Соседка по бараку не выдержала, решила покормить ребенка кашей, залезла в окно, но кормить уже было некого — ребенка доедали черви. Родители ребенка не где-нибудь, не на темном чердаке, в читальном зале областной библиотеки имени Ф. М. Достоевского скрывались, имени того самого величайшего гуманиста, который провозгласил, да что провозгласил, прокричал неистовым словом на весь мир, что не приемлет никакой революции, если в ней пострадает хоть один ребенок...

Еще. Папа с мамой поругались, подрались, мама убежала от папы, папа ушел из дома и загулял. И гуляй бы он, захлебнись вином, проклятый, да забыли родители дома ребенка, которому не было и трех лет. Когда через неделю взломали дверь, то застали ребенка, приевшего даже грязь из щелей пола, научившегося ловить тараканов — он питался ими. В Доме ребенка мальчика выходили — победили дистрофию, рахит, умственную отсталость, но до сих пор не могут отучить ребенка от хватательных движений — он все еще кого-то ловит...»

Пунктиром сквозь всю повесть проходит образ бабки Тутышихи — жила разгульно, проворовалась, сидела, вышла замуж за путевого обходчика, родила мальчика Игоря. Неоднократно была бита мужем «за любовь к народу» — из ревности то есть. Выпивала. Однако всегда была готова понянчить соседских малышей, из-за двери ее вечно раздавалось: «Ой, туты, туты, туты...» — потешки, за что ее и прозвали Тутышихой. Вынянчила, как могла, внучку Юльку, которая рано начала «гулять» . Опять та же мысль: как сочетается в русской душе добро и зло, разгул и смирение?

Соседка Тутышиха умирает (слишком много выпила «бальзаму», а «скорую» вызвать некому было — Юлька на гулянку ушла). Воет Юлька — как ей теперь жить без бабушки? Отец от нее дорогими подарками только откупается.

«Провожали бабку Тутышиху в мир иной богато, почти пышно и многолюдно — сынок, Игорь Адамович, уж постарался напоследок для родной мамочки».

На похоронах Сошнин встречает жену Леру и дочь Свету. Возникает надежда на примирение. Жена и дочь возвращаются в квартиру Леонида.

«В временном торопливом мире муж хочет получить жену в готовом виде, жена опять же хорошего, лучше бы — очень хорошего, идеального мужа...

«Муж и жена — одна сатана»-— вот и вся мудрость, которую ведал Леонид об этом сложном предмете».

Без семьи, без терпения, без упорной работы над тем, что зовется ладом и согласием, без совместного воспитания детей невозможно сохранение добра в мире.

Сошнин решил записать свои мысли, подбросил дров в печку, посмотрел на спящих жену и дочь, «поместил в пятно света чистый лист бумаги и надолго замер над ним».

  1. Развивать умение осознанно вчитываться в текст и навыки самостоятельного анализа художественного произведения.
  2. Вовлечь учащихся в размышления над морально-этическими проблемами, поставленными в романе.
  3. Использовать воспитательные возможности для развития у учащихся отзывчивости, неравнодушного взгляда на действительность.
  4. Раскрыть содержание понятий (совесть, экология).

Проблемы: Общество давно мучается над вопросом о том, что мешает нам жить по совести. Где, когда и как мы переступили нравственную норму, как совесть? Как совмещать эти понятия: совесть и экология.

Звоните, звоните,
Кричите, ведите,
Россию мою разбудите.
Г. Нигириш “Колокола России”.

(сборник “Я душу открываю вам…” г. Губаха, 1993 г.)

На доске слова:

“Нельзя заново возделать русское поле,
Не возделывая души человеческие…
И тут огромная роль принадлежит литературе”.

Оборудование:

  1. Портрет В.П. Астафьева.
  2. Фонозапись “Колокольный звон”.
  3. Слайды.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Отчего не смолкает колокол? Отчего все чаще в разных городах становятся слышны колокольные звоны? А оттого, что писатели с большой художественной силой утверждавшие нетленность простых законов нравственности, видят, что люди не очень-то следуют этим законом. Беззаконие и закон для некоторых мудрецов размыли дамбу: было не положено – стало положено, было нельзя – стало можно, считалось позор, грех почитается за ловкость и доблесть!

Давно замечено, что сильная литература появляется в тревожное время. Именно литература в такой период принимается за обновление личности. Это произведения Чингиза Айтматова, Василя Быкова, Валентина Распутина, Виктора Астафьева и др.

Сегодня у нас урок – размышление по роману В. Астафьева “Печальный детектив” (сообщается тема, цель, проблема, эпиграф).

Послушайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова.

“Несжатая полоса”, написанное в 1854 году (отрывок читает подготовленный заранее ученик)

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
“Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? Чего еще ждет?”.

Учитель: Находите ли вы что-то общего между этим стихотворением и произведением “Печальный детектив?”

Ученик: Та же печаль осени, общая печаль жизни, которая навевается со страниц произведения.

Учитель: Актуальны слова Лермонтова:

“Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно!”

Печальную картину представляет заброшенный дом: стены в подтеках, выбиты стекла, двери. Но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами заводских труб небо, варварски вырубленные леса, отравленные ядовитыми стоками реки и озера (демонстрируются слайды).

А жить в нем не только нам, но и тем, кто будет после нас.

Как же предотвратить беду, нависшую над нашими домами, имя которому – планета земля? Этим и занята наука экология – это одна из проблем романа.

Послушайте сообщение ученика о том, как понимают ученые, писатели значение термина экология.

Сообщение ЭКОЛОГИЯ.

  1. По греч. “ойкас” - дом, жилище.“логос” - понятие, учение.
  2. “Экология - миропонимание, включающее в себя и осознанное отношение ко всему сущему, и активную защиту его. Только внимательное, бережное отношение каждого из нас, всех землян к окружающему миру может стать гарантией здоровья природы, а значит, и жизни человека”. (Азбука экологии М. Ланина).
  3. Экология - область человеческих знаний и прав, направленных на взаимоотношение организмов и окружающей средой.

(Печальная хроника в романе, атмосфера печали, вбирающей весь хлам уголовной хроники. Печален и главный герой романа Леонид Сошнин, ему печально, что рушатся устои, на которых извечно держалась доброта, рвутся связи, требующие ответственности, совести. Родители бросают своих детей дома или отдают бабушкам на воспитание. Безразличие молодых к своим детям, да и откуда в них будет доброта и ответственность за чужую судьбу, если с малых лет они обделены теплом и лаской. Печаль писателя вызвана и тем, какая экология. Сожаление и горечь вызывает и то, что лучшая черта человека - добросердечие превращается во всепрощенчество. А самое главное, отмечает автор, что люди настолько обвыклись с пропастью, отделяющей их от природы, человека от человека, что просто перестали принимать ее во внимание).

Учитель: Послушайте отрывки из ваших мини-сочинений о том, как вы понимаете, что такое совесть:

  • “Совесть - это честность”;
  • “Это твой личный судья и помощник”;
  • “Мерило нравственной чистоты”;
  • “Второе я”;
  • “Это размышления о своих поступках”;
  • “Это чувство, удерживающее человека от плохих поступков и преступлений”;
  • “Помогает в решении проблем, закладывается с ранних лет, так мучает порой меня”;
  • “Без совести человеку свободней”;
  • “Она еще никому не навредила”;
  • “С совестью жить человеку в наше время труднее”.

Прочитаем объяснение в “Толковом словаре” (читает ученик):

Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (Решайте дело сами, как говорит вам ваша совесть, как требуют от вас ваши убеждения. Чершышевский. Если бы я менее был совестен… Я меньше страдал. А.И. Тургенев).

(Все действия происходят на фоне природы. Сошнин, возвращаясь домой, видит свой город: “...рынок... с перекосившимися фанерными буквами на дуге “Добро пожаловать”, пьяную женщину по прозвищу Урна”.

“С катящейся по маневровой горке платформы вылетела плохо закреплённая горбылина и ударила тётю Граню по голове...”.

“Однажды... Сошнин дежурил с нарядом милиции за железнодорожным мостом, где шло массовое гулянье по случаю Дня железнодорожника... во дни гуляний загаживали прибрежные кустарники, ближние деревья сжигали в кострах. Иногда, от возбуждения мысли подпаливали стога сена и радовались пламени, разбрасывали банки, тряпки, набивали стёкла, сорили бумагой, обёртками фольги, полиэтилена” - привычные картины культурно-массового разгула.

“Сверху мело, хлюпало всюду, текло, бежала не ручьями, не речками, как- то бесцветно сплошно, плоско, неорганизованно: лежала, кружилась, переливалась из лужи в лужу, из щели в щель. Всюду обнаруживался прикрытый было мусор: бумага, окурки, раскисшие коробки, трепыхающийся на ветру целлофан”.

Экология помогает нам понять то, как живут люди, как отдыхают, какие их души).

(В духовном слиянии с природой, а значит, и в обеспечении мер,способствующих её сохранению).

Какие эпизоды в романе навели вас на размышления?

(Потрясает эпизод: “Добрый молодец, 22 лет от роду, откушав горячительного, пошёл гулять по улице и заколол мимоходом трёх человек. Сошнин патрулировал, попал на горячий след убийцы..., но молодец - мясник ни убегать, ни прятаться и не собирался - стоит у кинотеатра и лижет мороженое - охлаждается после горячей работы. Руки вытер о куртку, нож под замочек спрятал... отдохнёт - зарежет ещё кого-нибудь”. Но поражает то, как реагировали граждане, когда “взяли” мясника: “Что делают! Что делают, гады?! “Ну, легавые! Ну, милиция! Эко она нас бережёт! Это середь бело дня, средь народа. Такой мальчик! Кудрявый мальчик!” Шофёр, недавно работающий в милиции, не выдержал: “Попались бы вы этому кудрявому мальчику!”

В отделении спрашивают:

За что ты убил людей, змеёныш?

А хари не понравились! - беспечно улыбнулся.

В следующем эпизоде, когда Сошнин возвращался домой, у него устала и ныла нога, но хотелось скорее поесть, полежать.., но вот компания из трёх человек, “привязались” к нему, прошедшему мимо, требуя поздороваться:

Здравствуйте, орлы боевые! - произнес Сошнин.

Какие мы тебе орлы? А ну извинись, скотина! Людей не замечаешь!

Ну что ж, извините, парни, если чем вас прогневил.

Что это “ну что ж...?” Извиняйся чётко, отрывисто, внятно.

Далее Леонид “прыжком миновал футболиста, свалил модника, вогнал кулаками футболиста под лестницу... коротким ударом в сплетение вышиб дых...” то есть “вышиб на улицу..., долго потом стоял возле лестницы, не зная куда себя девать?”

“ Откуда это в них? Откуда? Ведь все трое из трудовых семей.

Все трое ходили в садики пели: “ С голубого ручейка....”

В школе: “ Счастье - это радостный полёт!”

В вузе или ПТУ: “Друг всегда уступить готов…”

Втроём на одного.... Откуда это? Пытается понять пэтэушников, которые недавно разгромили в Вейске приготовленный к сдаче жилой дом. Сами на нём практику проходили, работали, и сами свой труд уничтожили.

Или: “Привезли на кладбище покойника..., поплакали..., выпили крепко - от жалости.

Пять порожних бутылочек было потом обнаружено в могиле. Новая ныне куражливая мода - над могилой жечь денежку, желательно пачку, швырять вослед уходящему бутылку с вином - авось опохмелиться горемыке... Бутылок-то... набросали в яму, но вот родителя опустить в земельку забыли... Несколько дней лежал сирота - покойник - измыло бедолагу дождём.

Учитель: Задайте вопросы, на которые вы бы хотели услышать ответ, обсудить, поспорить.

(Звучат вопросы учащихся, идет обсуждение).

Какую связь приводит писатель между семьёй человека и тем, каким он становится? (Астафьев недаром подробно говорит о воспитании Леонида Сошнина. Автору дорога мысль преемственности поколений и чувстве благодарности, которое должно быть у каждого человека по отношению к своим родителям. Печально, что эта традиция предается забвению).

- Какие герои воплощают жизненный идеал писателя.

(Идеал - это совесть, неравнодушие, бескорыстие - всё это воплощено в Л. Сошнине. Это человек, который противостоит злу не только по службе, но и по совести. Писателю дорого его качество - чувствовать себя ответственным за зло. Тётя Граня, тётя Лина, Маркел Тимофеевич воплощают жизненный идеал писателя. Добросердечие, великодушие, умение чувствовать свою вину за тех, кто ошибся. Автор ценит чуткость и скромность, с сожалением и горечью говорит, что лучшая черта русского человека - добросердечие - превращается во всепрощенчество. Писатель готов отстаивать добросердечие, но не тогда, когда оно помогает процветать бесчеловечной жестокостью. Леониду Сошнину предстояло постигнуть “малодоступную, никем не объяснённую штуковину - русский характер, русскую душу. Автор ссылается на Ницше и Достоевского, полагая, что столетия назад “почти достали до гнилой утробы человека”. Но, по его мнению, смещение нравственных критериев произошло в наше время).

Каково мнение критики по поводу этого романа?

Сообщение ученика: Кажется, нет ни одного журнала, который бы не откликнулся на это произведение, видимо, писатель задел больной нерв.

Кривицкий: “Суровая и горькая книга”.

Корякин: “Астафьев выворотил и выложил перед нами такие кровоточащие куски, выложил с такой беспощадностью и болью, что первая невольная реакция - отвернуться, забыть, не знать”.

“В литературной газете” можно выделить два противоположных полюса.

Одни: “Где выискал писатель этот Вейск, населённый преступниками, насильниками и негодяями?

Другие заявляли: “То, что написали вы, это ещё что. Вот я вам сейчас расскажу...”

“Это не роман, это крик
изболевшейся души: “Доколе!”

Звучит колокольный звон (на фоне которого делаются выводы.)

Учитель: Всё в романе работает на то, чтобы ясно слышалось всем: “Доколе!”

Роман каждой страницей держит в напряжении, ни на минуту не даёт расслабиться. Вопросов больше, чем ответов. Он заставляет спросить себя: “Не причастен ли и ты к тому, что происходит в Вейске, “В тёмном царстве”. Писатель намечает луч света: “Да это же тот свет!”

(В финальном символическом сне он, Леонид Сошнин, протягивает руку к своей дочке).

Значит, от нас и только от нас зависит, долго ли будет ещё звучать колокол тревоги?!

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Галины Нигириш “Колокола России”).

Галина Нигириш - “Колокола России”.

Громили, крушили.
Лежали, молчали,
Покрылись печалью.
Подняли, сложили,
Отлили, слепили,
И вновь воскресили.
И вновь колокольный
Раздельный, привольный
Российский, престольный.
О, слёзы России,
Чисты, как росинки,
Вы в звонах российских.
Спадают с небес,
Очищают окрест,
А руки - во крест,
Мольба, образа,
Глаза - в небеса,
И снова слеза.
Звоните, зовите,
Кричите, ведите,
Россию мою разбудите!

Учитель: И тут огромная роль принадлежит литературе: “Нельзя заново возделать русское поле, не возделывая души человеческие”.

Список литературы.

  1. В. Астафьев. Жизнь прожить (Печальный детектив). М., Современник, 1986 г.
  2. Сб. “ Я душу открываю вам...”, г. Губаха, 1993г.
  3. М.С. Лапатухин. Школьный толковый словарь русского языка.
  4. М., Просвещение, 1981г.
  5. Н.А. Некрасов. Стихотворения и поэмы., М., ХЛ., 1980 г.
  6. М.Ю. Ланин. Азбука экологии.

Тема потери нравственных ориентиров в произведении В. П. Астафьева. В. П. Астафьев - это поистине великий писатель второй половины XX века. В своих произведениях он ставит сложнейшие вопросы, выходящие за рамки обыденного существования. Особая заслуга Астафьева в том, что он в своих произведениях изображает реальную жизнь, такую, к которой мы все привыкли. Но именно на фоне этой будничности важнейшие философские вопросы, касающиеся смысла жизни, выглядят особенно актуальными.

Повесть «Печальный детектив» была написана в середине восьмидесятых. У каждой эпохи свой колорит. Если говорить о восьмидесятых годах, то жизнь людей была на первый взгляд простой и незамысловатой, с другой стороны, особенно остро вставала проблема потери нравственных ценностей.

Советское государство «воспитывало» своих граждан весьма своеобразно. В начале XX века, после гражданской войны и революции страна переживала тяжелое время. Все, чем жил человек, теряло свой смысл. Людям приходилось не жить, а в буквальном смысле выживать, сохранять свое существование и стараться беречь своих детей. Атмосфера голода, войн, разрухи делала свое дело. Люди поневоле ожесточались, такие общечеловеческие ценности, как доброта, благородство, внимание к ближнему, интерес к собственному внутреннему миру и к внутреннему миру своих детей уходили на второй план. На первый план вставала необходимость добыть кусок хлеба и хоть как-то прокормить себя и своих детей. Это все жестокая реальность эпохи. Один человек ничего не мог с этим сделать, поэтому Личность уходила на задний план, человек превращался в частицу толпы, незначимую и неважную.

В 30-е годы, в страшный период репрессий, общечеловеческие ценности также не были в чести в советском (Чзсударстве. Люди были лишены духовной опоры, дети росли в атмосфере жестокости и равнодушия. Безусловно, нельзя говорить о том, что доброта, любовь, нежность совсем исчезли. Они просто стали казаться чем-то ненужным, проявлений таких чувств стыдились, старались всячески их скрывать. К тому же идеология страны твердила, что главное - это работать на благо Родины; думать о себе возбранялось, это считалось почти что преступлением.

В 40-е годы стране пришлось пережить тяжкое испытание - Великую Отечественную войну, когда жизнь человека не стоила ровным счетом ничего. После войны долгое время страна поднималась из руин. Вопросы общечеловеческих ценностей, доброты, благородства, порядочности, безусловно, были. Но опять же они понимались весьма своеобразно. Считалось, что порядочный человек - это тот, кто всего себя отдает работе, производству. Именно так и жили практически все. Люди ютились в крошечных комнатах в коммуналках и общежитиях, считалось недопустимым думать о своем личном комфорте и уюте. Детей воспитывали аналогичным образом.

Однако человек устроен так, что рано или поздно он начинает анализировать все, что видит вокруг себя. Страна мало-помалу устранила последствия войны, материальное благополучие уже в 60-70-х годах стало восприниматься как норма, а не как патология. Наступление 80-х ознаменовало начало новой эпохи, когда советские люди уже практически не помнили страшные годы войны, голода, разрухи. Подросло новое поколение, детство и юность которого прошло в условиях спокойной, мирной жизни.

Казалось бы, людям остается только жить и радоваться. Однако не тут-то было. Астафьев показывает в повести «Печальный детектив» глубочайшую нравственную деградацию. Люди вызывают удивление и неприязнь. Может быть, кому-то покажется, что писатель сознательно сгущает краски, ведь не может жизнь быть такой беспросветной. Однако Астафьев ничего не приукрашивает. Он просто констатирует факт, рисует жизнь маленького провинциального городка, которых в Советском Союзе было более чем достаточно.

В 80-х годах уже стала теряться связь между городом и деревней. Деревенские жители мечтали о том, чтобы перебраться в город. Жизнь в городе, с точки зрения выходца из деревни, казалась простой, легкой. Ведь городскому жителю не нужно заботиться о хозяйстве, а это подчас нелегко. К тому же з те годы люди стали по-своему следовать моде. Уже появилось стремление украшать свои дома, приобретать новую мебель, покупать импортную одежду. Не случайно Астафьев неоднократно заостряет внимание то на дубленке того наглеца, который напал на Леонида Сошнина в подъезде, то на джинсах, которые воспринимались как символ особого благополучия. Если смотреть на это с позиции современного человека, живущего в начале XIX века, то стремление людей обустроить свой быт кажется вполне нормальным. Однако в повести Астафьева желание сделать жизнь более комфортной идет в ущерб духовному развитию. Люди теряют нравственные ориентиры, им трудно разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Например, жена главного героя Леонида Сошнина, Лера - это как раз пример современной женщины 80-х. Она модно одевается, считает себя культурной и образованной. Но она абсолютно ничего не может делать по хозяйству, самые простые, необходимые дела, в том числе и уход за собственным ребенком, для нее - непосильный труд. И это, несмотря на то, что она выросла в деревне, ее родители - простые деревенские люди. На первый взгляд равнодушие к хозяйству не может казаться большим недостатком. Но если внимательно присмотреться к Лере, то и выдающихся душевных качеств: доброты, нежности, заботы и внимания по отношению к близким, - мы не замечаем. Она из-за малейшего разногласия бросает мужа и уходите ребенком в общежитие, казенное, неуютное. Но она считает свое поведение совершенно нормальным, независимо от того, что оставляет свою родную дочь без отца. Что это, как не эгоизм и равнодушие?

Другие люди в повести Астафьева также предстают равнодушными и эгоистичными, это касается даже вполне нормальных обывателей. Рядом с ними совершаются преступления, а они придерживаются позиции наблюдателей. Главный герой повести Леонид Сошнин напоминает нам Дон Кихота, борющегося с ветряными мельницами. Писатель показывает нам все, что творится в маленьком городе:убийства, изнасилования, преступления, - сквозь призму восприятия Леонида. Что может сделать простой милиционер? Только честно выполнять свои обязанности. Именно это он и делает. Примечательно, что все преступления совершают обычные, «нормальные», с точки зрения обывателей, люди. Они родились и выросли в нормальной обстановке, их психика не подвергались каким-то чудовищным испытаниям. В чем же причина нравственной деградации? Этот вопрос со всей остротой ставит писатель. И мы с грустью констатируем, что сама атмосфера ханжества, лицемерия и равнодушия порождает опасных и жестоких монстров.

За свою жизнь советский писатель Виктор Астафьев создал немало ярких произведений. Признанный выдающимся автором, он заслуженно имеет в творческой копилке несколько государственных наград. “Печальный детектив” - повесть небольшого объема, которая оставила сильное впечатление у читателей. В нашей статье разберем ее краткое содержание. “Печальный детектив” Астафьева - одно из тех произведений, в которых писатель беспокоится за судьбу своей страны и ее отдельных граждан.

Прожить жизнь - написать книгу

Виктор Петрович Астафьев написал произведение в 1987 году. На тот момент он уже получил широкое признание публики, издав свои самые лучшие книги - “До будущей весны” и “Тают снега”. Как отмечали критики, “Детектив…” мог получиться другим, если бы писался в иное время. Здесь сказался опыт прожитых лет, и все свои личные переживания автор вложил в произведение.

Познакомиться с повестью нам поможет краткое содержание. “Печальный детектив” Астафьева рассказывает о непростой жизни бывшего милиционера Леонида Сошнина, который в 42 года остался один. Все, что его радует - пустая квартира, к которой он привык, и возможность заниматься любимым делом. По вечерам, когда гаснет свет, в ночной тишине он садится перед листком бумаги и начинает писать. Вероятно, изложение мыслей от имени “излагающего” (Сошнин как бы передает размышления автора) создает для читателя дополнительную атмосферу восприятия, наполненную большим числом обыденных тревог.

Суть книги: о главном

Многие признавались, что не детектив как жанровая принадлежность отличает повесть “Печальный детектив” (Астафьев). может прямо сказать о том, что в его основе лежит глубокая драма. Печаль стала верной спутницей главного героя, когда он разошелся с женой и теперь почти не видит свою маленькую дочку. Милиционер из провинции очень хочет, но не может полностью искоренить преступность. Он размышляет о том, почему окружающая действительность полна горя и страданий, а любовь и счастье теснятся где-то поблизости. Через воспоминания о собственной жизни Сошнин познает непостижимые ранее вещи в надежде, что это, возможно, даст если не ответы, то хотя бы душевный покой.

Обрывки воспоминаний

Астафьев любит исследовать человеческую душу, предоставляя в данном случае это право главному персонажу. Роман “Печальный детектив” фрагментарен. Леня Сошнин по-новому смотрит на близких ему людей, анализирует отдельные эпизоды прошлого, вспоминает события, свидетелем которых он был. Судьба сталкивала его с разными людьми, и сейчас, словно подводя он задается вопросом об их роли в его жизни. Несправедливость и частичное беззаконие не дают ему как служителю закона покоя. Почему беспомощный человек, прошедший войну, умирает в одиночестве, а те, кто совершил преступление, но получил прощение общества, свободно себя ощущают? Видимо, подобный дисбаланс всегда будет тяготить Сошнина…

Криминальные составляющие книги

Из описания криминальных происшествий, некоторые из которых действительно ужасны, состоит повесть “Печальный детектив”. Астафьев (анализ произведения рассмотрим ниже) не зря описывает сцены насилия, доказывая то простое, что так сложно укладывается в голове.

Глядя на любое произведение, в котором фигурируют убийства, возможные мотивы преступления кажутся нам понятными. Что может служить лучшей предпосылкой, чем власть, деньги, месть? Опровергая подобное, Виктор Петрович открывает читателям глаза на то, что даже убийство “для счета” или “просто так” тоже считается преступлением. Автор в полной мере показывает и жизненную неустроенность убийцы, его негативное отношение к обществу, как и семейно-бытовые разборки, часто заканчивающиеся весьма плачевно.

Подобным образом характер русской души смело раскрывает реалист В. П. Астафьев. “Печальный детектив” четко показывает, насколько хорошо любит погулять наш народ. “Оторваться по полной” - вот главный девиз всякого застолья, при этом часто нарушаются границы дозволенного.

Неудачи на службе, радости в творчестве

И хотя произведение отличается небольшим количеством страниц, которые можно при желании осилить за короткий промежуток времени, для тех, кто не знаком с книгой, интересно ее краткое содержание. “Печальный детектив” Астафьева - это еще и подробное описание службы главного героя. И если в этой области у него остался неприятный осадок, часто напоминающий о себе, то в творческом плане у Сошнина более-менее все хорошо. Леонид грезит идеей написания своей рукописи. Единственное спасение для него - выплескивать переживания на бумагу. Циничная редакторша ясно дает понять, что неопытному дилетанту еще многому нужно учиться, но, кажется, Сошнина это пока мало волнует…

Добрый “Печальный детектив” (Астафьев)

Не раскрывая подробностей концовки, следует сказать, что в награду судьба вернет герою семью. Встретившись с женой и дочкой, он не сможет их отпустить, как и они, исполненные “воскрешающей, животворящей печалью”, вернутся в его дом.

Современные приемы старой истории

Отличительный прием при создании повести использовал Виктор Астафьев. “Печальный детектив” включает сюжетные вставки, которые сегодня бы назвали флэшбэками. Другими словами, периодически повествование переносится в прошлое, к отдельным и самым ярким эпизодам жизни Сошнина, оказавшим на него влияние. Например, отголоски печального, трудного детства, когда его воспитанием занимались тетки. Одна из них подверглась нападению хулиганов, и Сошнин успел взять себя в руки, чтобы их не перестрелять. В другой раз в грязном подъезде к нему пристали подростки, провоцируя на ответные действия. Герой пытается охладить их пыл, и, когда молодой “бугай” оказывается сильно ранен, Леонид первым делом звонит в участок, сознаваясь в содеянном. Но, словно желая вызвать у них он вызывает его у себя самого…

Подобные мотивы ясно обозначают ключевой посыл повести “Печальный детектив” - нравственные проблемы современного мира. Как это проявляется? Наблюдая за творящимся беспределом, Сошнин сам невольно становится его участником. В то же время он до последнего сохраняет чувство собственного достоинства. Но удастся ли изменить мир? Или проще заставить окружающих изменить отношение к миру?

Сильные стороны произведения

Если опираться на краткое содержание, “Печальный детектив” Астафьева быстро развивает сюжетную линию главного героя, не давая ей застояться на месте. По мнению читателей, повесть впечатляет, несмотря на особенности языка, с которыми Сошнин как рассказчик подает материал. В этом видится особое обаяние, словно Астафьев уступил кресло автора тому, кто хотел стать писателем. На страницах произведения мы всякий раз видим, с каким трудом давалась служба Сошнину и с каким достоинством он выходил из разных ситуаций, подвергавших его жизнь настоящей опасности. При этом он любит свою профессию и не хочет ей изменять, оставаясь честным, справедливым милиционером, борющимся за правду и спокойствие.

Образец для подражания

Создавая Сошнина Астафьев показал достойный пример того, какими должны быть не только служители правопорядка, но и обычные граждане. За подобную простоту и достоверность автор и его повесть заслужили признание читателей и критиков.

Виктор Петрович Астафьев оставил яркое наследие современному поколению. Основные произведения, помимо “Печального детектива”, включают: роман “Прокляты и убиты”, повести “Где-то гремит война”, “Звездопад”, “Перевал”, “Обертон” и другие. По некоторым произведениям автора были сняты художественные фильмы.