Михаил васильевич глинка. Сообщение о композиторе глинка

Если русская наука началась с Ломоносова, поэзия – с Пушкина, то русская музыка – с Глинки. Его творчество стало отправной точкой и примером для всех последующих русских композиторов.

Краткая биография

Ранним утром 20 мая 1804 года по семейному преданию под трели соловья появился на свет Михаил Иванович Глинка. Малой его родиной стало родительское имение в селе Новоспасское на смоленщине. Там он получил и свои первые музыкальные впечатления, и начальное образование – петербургская гувернантка учила его игре на фортепиано, скрипке и итальянским песням. В 1817 году юный Миша поступает в столичный Благородный пансион, где его наставником становится В. Кюхельбекер. Именно там он познакомился с А.С. Пушкиным, часто навещавшим своего младшего брата. Они поддерживали добрые отношения вплоть до кончины поэта. В Санкт-Петербурге Михаил Иванович стал с еще большим усердием заниматься музыкой. Однако по настоянию отца, окончив пансион, он поступил на государственную службу.


С 1828 года Глинка всецело посвятил себя композиторской деятельности. В 1830-33 годах во время путешествия по Европе он знакомится со своими великими современниками - Беллини, Доницетти и Мендельсоном , изучает в Берлине теорию музыки, значительно расширяя композиторскую деятельность. В 1835 году Глинка в церкви Инженерного замка венчается с юной Марией Петровной Ивановой. Это был стремительный роман, случайное знакомство молодых произошло всего полугодом ранее в доме родственников. А уже на следующий год состоялась премьера его дебютной оперы «Жизнь за царя », после которой ему была предложена должность в Императорской придворной капелле.

В творчестве его стали сопровождать успех и признание, но семейная жизнь не удалась. Всего через несколько лет после женитьбы в его жизни появилась другая женщина – Екатерина Керн. По иронии судьбы дочь пушкинской музы Анны Керн стала музой композитора. Глинка покинул жену, а несколько лет спустя начал бракоразводный процесс. Мария Глинка также не испытывала сердечной привязанности к супругу и, будучи еще замужем, тайно обвенчалась с другим. Развод затянулся на несколько лет, в течение которых закончились и отношения с Керн. Больше Михаил Иванович в брак не вступал, детей у него также не было.

После провала «Руслана и Людмилы » музыкант отдалился от российской общественной жизни и стал много путешествовать, живя в Испании, Франции, Польше, Германии. В свои редкие наезды в Санкт-Петербург – преподавал вокал оперным певцам. На закате жизни написал автобиографические «Записки». Умер он скоропостижно 15 февраля 1857 года от воспаления легких через несколько дней после берлинского исполнения отрывков «Жизни за царя». Три месяца спустя стараниями сестры его прах был перевезен в Санкт-Петербург.

Интересные факты

  • М.И. Глинку принято считать отцом русской оперы. Отчасти это так – именно он стал родоначальником национального направления в мировом оперном искусстве, создал приемы типично русского оперного пения. Но говорить о том, что «Жизнь за царя» - первая российская опера, было бы неверно. История сохранила немного свидетельств о жизни и творчестве придворного композитора Екатерины II В.А. Пашкевича, но известны его комические оперы, шедшие на столичных сценах в последней трети 18 века: «Несчастье от кареты», «Скупой» и другие. Две оперы были им написаны на либретто самой императрицы. Три оперы для российского двора создал Д.С. Бортнянский (1786-1787 гг.). Е.И. Фомин в конце 18 века написал несколько опер, в том числе, по либретто Екатерины II и И.А. Крылова. Оперы и оперы-водевили выходили и из-под пера московского композитора А.Н. Верстовского.
  • Опера К. Кавоса «Иван Сусанин» в течение 20 лет шла в театрах наравне с «Жизнью за царя». После революции шедевр Глинки был предан забвению, но в 1939 году, на волне предвоенных настроений, опера вновь вошла в репертуары крупнейших театров страны. Из идеологических соображений либретто было коренным образом переработано, а само произведение получило имя канувшего в лету предшественника – «Иван Сусанин». В первоначальном варианте опера вновь увидела сцену только в 1989 году.
  • Роль Сусанина стала поворотной точкой в карьере Ф.И. Шаляпина. 22-летним юношей он исполнил арию Сусанина на прослушивании в Мариинском театре. Уже на следующий день, 1 февраля 1895 года, певец был зачислен в труппу.
  • «Руслан и Людмила» - опера, сломавшая представления о традиционных вокальных голосах. Так, партия юного витязя Руслана написана не для героического тенора, как требовала бы итальянская оперная модель, а для баса или низкого баритона. Теноровые партии представлены добрым волшебником Финном и сказителем Баяном. Людмила – партия для колоратурного сопрано, в то время как Горислава – для лирического. Поразительно то, что роль князя Ратмира – женская, его поет контральто. Ведьма Наина – комическое меццо-сопрано, а ее протеже Фарлаф – бас-буффо. Героическим басом, которому в «Жизни за царя» отдана роль Сусанина, поет отец Людмилы, князь Светозар.
  • По одной из версий, единственной причиной негативной критики в адрес «Руслана и Людмилы» явился демонстративный уход Николая I с премьеры – официальным изданиям надо было оправдать этот факт некими недостатками творческой части оперы. Возможно, что поступок императора объясняется слишком явными аллюзии на реальные события, приведшие к дуэли А.С. Пушкина, в частности, подозрения о связи его супруги с Николаем.
  • Партия Ивана Сусанина положила начало серии великих басовых ролей русского оперного репертуара, включающей такие мощные фигуры, как Борис Годунов, Досифей и Иван Хованский, Князь Галицкий и Хан Кончак, Иван Грозный и Князь Юрий Всеволодович. Эти роли были исполнены поистине выдающимися певцами. О.А. Петров – первый Сусанин и Руслана, а через тридцать лет – и Варлаам в «Борисе Годунове». Его уникальный голос директор петербургского императорского театра случайно услышал на ярмарке в Курске. Следующее поколение басов представлял Ф.И. Стравинский, отец знаменитого композитора, служивший в Мариинском театре. Затем – Ф.И. Шаляпин, начавший карьеру в частной опере С. Мамонтова и выросший в мировую оперную звезду. В советское время в этих партиях блистали М.О. Рейзен, Е.Е. Нестеренко, А.Ф. Ведерников, Б.Т. Штоколов.
  • Сам Михаил Иванович имел красивый голос, высокий тенор, и исполнял свои романсы под рояль.
  • «Записки» М.И. Глинки стали первыми композиторскими мемуарами.
  • Композитор, выглядящий внушительно на монументальных памятниках, на самом деле был маленького роста, отчего ходил, вскинув голову, чтобы казаться выше.
  • В течение жизни Глинка страдал различными недугами. Отчасти они были обусловлены бабушкиным воспитанием в ранние годы, когда его изрядно кутали и многие месяцы не выпускали на улицу. Отчасти – тем, что родители приходились друг другу троюродными братом и сестрой, и все мальчики в семье отличались слабым здоровьем. Описаниям собственных болезней и их лечения отведено немалое место в его «Записках».
  • У музыканта было 10 младших братьев и сестер, но его пережили только трое - сестры Мария, Людмила и Ольга.

Михаил Иванович является выдающимся и очень известным русским композитором. Его авторство стоит на множестве произведений, которые известны всему миру. Это очень яркая и творческая личность, которая заслуживает внимания, благодаря своему таланту и интереснейшему жизненному пути.

Юные годы.

Михаил Иванович был рожден в мае 1804 года. Местом рождения является село Новоспасское. Рос он, достаточно, в обеспеченной семье. Воспитывался Михаил бабушкой, а родная мама приняла участие в его воспитании только после того как бабушки умерла. В возрасте десяти лет, Михаил Глинка начать проявлять творческие способности и осваивать игру на фортепиано. Он был очень музыкальным и талантливым мальчиком.

В 1817 году началось его обучение в Благородном пансионе. После его окончания, юное дарование начал много времени посвящать музыке. В этот временной промежуток, Михаил создал первые свои произведения. Однако, Глинка не был удовлетворен своей работой и постоянно стремился к тому, чтобы расширить свои знания и довести до совершенства, созданные произведения.

Творческий рассвет.

1822-23 годы отличительны прекрасными работами, песнями и романсами композитора. Это плодотворное время, которое подарило миру настоящие шедевры. Михаил заводит знакомства с выдающимися людьми Жуковским и Грибоедовым.

Глинка совершает поездки в Германию и Италию. Он был очень впечатлен итальянскими талантами, такими как Беллини и Доницети. Благодаря им, Михаил усовершенствовал собственный музыкальный стиль.

После своего возвращения в России, Глинка старательно работал на оперой "Иван Сусанин". Премьера состоялась в 1836 году на сцене Большого театра и принесла колоссальный успех. Следующее известное произведение "Руслан и Людмила" уже не пользовалось такой огромной популярностью, получила много критики и под этим влиянием Глинка уезжает из России и направляется в испанию и Францию. Возвращение на родину состоится только в 1847 году.

Путешествия не прошли даром и подарили большое количество удивительных произведений Глинки. Михаил успел попробовать себя в роли преподавателя по пению, готовил оперы. Он вложил огромный вклад в формирование классической музыки.

Последние годы. Смерть и наследие.

Умер Михаил в 1857 году. Его тело покоилось на Троицком кладбище. А позже прах композитора перевезли в Санкт-Петербург и перезахоронили.

Наследие Глинки очень богатое. Композитор создал примерно 20 песен и романсов. Так же им было написано несколько опер, 6 симфонических произведений. Михаил Глинка вложил огромный труд и вклад в развитие музыкальной сферы. Его произведения трогают наши сердца и заставляют восхищаться великим человеком.

Вариант 2

Михаил Иванович Глинка – родился в 1804 году, а умер в 1857.

Родился Михаил Иванович в обеспеченной семье. С ранних лет проявлял интерес к музыке и именно поэтому поступил в Петербургский институт и всё свободное время, что во время обучения, что после окончания института, посвящал музыке.

Воспитанием Глинки занималась бабушка, хотя родная мать так же не была мертва. Маму допустили к воспитанию сына только после смерти бабушки, что вызывает особый интерес в его биографии.

Глинка всегда видел изъян в своих творениях и стремился усовершенствовать каждую композицию, позволяя себе эксперименты. Михаил Иванович всегда гнался за каким-то идеалом. И вот в поисках этих самых знаний об идеале Глинка и отправился заграницу, да так и осел там на год. Это случилось уже на завершении его карьеры и жизни. Он умер в берлине и был кремирован. Прах композитора был благополучно доставлен на родину и развеян над великим городом Петербургом, где произошли все самые важные перемены в жизни Глинки.

Многие его произведения популярны до сих пор и транслируются во многих оперных театрах.

3 класс, 4, 6 класс для детей

Творчество

Удивительно, но в начале творческого пути великий русский композитор был крайне недоволен собой и своими творениями. Замечания и насмешки со стороны даже далёких от музыки людей уверенности не добавляли. Так в день премьеры знаменитой оперы «Жизнь за царя» кто-то прокричал, что такая мелодия подходит лишь для кучеров. «Руслана и Людмилу» царь Николай I демонстративно покинул, не дождавшись конца. Однако время расставило всё на свои места. Современных пианистов он не выносил, и однажды нелестно высказался об игре Ференца Листа. Себя же причислил равным Шопену и Глюку, остальных не признавал. Но всё это будет потом, а пока…

Первые соловьиные трели 1 июня 1804 года огласили село Новоспасское Смоленской губернии, что по преданию указывало на неординарные способности появившегося в этот час мальчугана. Под чересчур бдительным оком бабушки Михаил рос нелюдимым, изнеженным и болезненным ребёнком. Ненадолго отвлечься и погрузиться в мир прекрасного позволяли уроки музыки на скрипке и фортепиано с гувернанткой Варварой Фёдоровной. Требовательная и бескомпромиссная особа на всю жизнь сформировала восприятие шестилетнего ребёнка, что искусство – это ещё и труд.

Огранка дарования продолжилась уже в Благородном Петербургском пансионе, а через год при педагогическом университете, где окончательно оформился музыкальный вкус будущего композитора. Здесь знакомится с А.С. Пушкиным. На выпускном вечере даровитый юноша блистал виртуозной игрой на рояле и дипломом второго по успеваемости ученика. Небольшие формы – рондо, увертюры, написанные в этот период, одобрительно встречены критиками. Пробует писать оркестровую музыку, но основное место 20х годов 19 столетия занимают романсы, на стихи Жуковского, Пушкина, Баратынского.

Нет предела совершенству

Страстного мечтателя жажда познаний влечёт поближе познакомиться с западноевропейским искусством. И весной 1830 года Глинка отправляется в заграничное путешествие. Германия, Италия, Франция, где изучает основы композиции, вокальный стиль бельканто, полифонию, увидели уже зрелого мастера. Именно здесь, на чужбине, решается создать русскую национальную оперу. На помощь приходит друг – Жуковский, по совету которого в основу произведения легла история об Иване Сусанине.

Умер в Берлине 15 февраля 1957 года, затем по настоянию сестры прах перевезён в Россию. В историю мирового искусства вошёл как родоначальник русской классической музыки двух направлений – народной музыкальной драмы и оперы-сказки, заложил фундамент национального симфонизма.

Биография Композитора Михаила Глинки для детей

Глинка Михаил – величайший русский композитор, который стал автором многочисленных великих симфоний, а также опер.

Дата рождения – 20 мая 1804 года, а дата кончины – 15 февраля 1857 года. Еще с самого детства воспитанием композитора занималась бабушка, а его собственная родная мать была допущена к воспитанию сына исключительно после смерти бабушки.

Что примечательно, уже в десять лет Михаил Иванович начал играть на фортепиано. В 1817 году началось его обучение в пансионе при педагогическом институте Петербурга. После того, как Глинка окончил пансион, все свое свободное время он стал посвящать музыке. Именно в этот временной период были написаны его первые произведения. Также известным фактом является то, что самому композитору не очень нравились свои ранние произведения. Он постоянно их дорабатывал, чтобы они стали лучше.

Расцвет творчества этого великого человека приходится на период с 1822 по 1823 год. Именно в этом временном промежутке были написаны такие композиции, как «Не искушай меня без нужды» и «Не пой, красавица, при мне».

После этого композитор отправляется в свое путешествие по Европе, которое дает новый виток его творчеству. По возвращении в Россию, композитором пишется еще ни одно великое произведение.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Пушкин Александр Сергеевич

    Родился 6 июня в 1799 году в Москве. Все свое детство, лето проводил у бабушки, Марии Алексеевны в селе Захарове. Что в последствии будет описываться в его лицейских поэмах.

  • Елена Исинбаева

    Елена Гаджиевна Исинбаева появилась на свет 3 июня 1982 года. Маленькой девочкой посещала спортивную секцию по спортивной гимнастике. Одновременно с физкультурной школой получает образование в лицее с техническим уклоном

  • Исаак Бабель

    Биография переводчика и журналиста Исаака Бабеля имеет свои неверности и недочеты. Знаменитый переводчик Исаак Бабель родился в 1894 году 30 июня (по старинному календарю) в Одессе в семье купца

  • Джордж Вашингтон

    Джордж Вашингтон – первый президент Соединённых Штатов Америки, стоявший во главе государства с 1789 по 1797 гг.

  • Леонид Ильич Брежнев

    Леонид Ильич Брежнев родился 19 декабря 1906 года в деревне Каменское Екатеринославской губернии в скромной семье рабочих. Родители много работали, но всегда окружали заботой и внимательным отношением своих детей.

Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу.
М. Глинка

Глинка... в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни.
В. Стасов

В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ. Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра, справедливости. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.

Что же формировало личность композитора? Об этом Глинка пишет в своих «Записках» - замечательном образце мемуарной литературы. Главными впечатлениями детства он называет русские песни (они были «первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку»), а также крепостной оркестр дяди, который он «любил более всего». Мальчиком Глинка играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижировал. «Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. Юный Глинка неплохо рисовал, страстно мечтал о путешествиях, отличался живостью ума и богатой фантазией. Два великих исторических события явились для будущего композитора важнейшими фактами его биографии: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в 1825 г. Они определили основную идею творчества («Отчизне посвятим души прекрасные порывы»), а также политические убеждения. По словам друга юности Н. Маркевича, «Михаило Глинка... не сочувствовал никаким Бурбонам».

Благотворное влияние на Глинку оказало пребывание в Петербургском Благородном пансионе (1817-22), славившемся прогрессивно мыслящими преподавателями. Его воспитателем в пансионе был В. Кюхельбекер, будущий декабрист. Юность протекала в атмосфере пылких политических и литературных споров с друзьями, причем кое-кто из близких Глинке людей после разгрома восстания декабристов оказался среди сосланных в Сибирь. Недаром Глинка был подвержен допросу относительно связей с «бунтовщиками».

В идейно-художественном формировании будущего композитора немалую роль сыграла русская литература с ее интересом к истории, творчеству, жизни народа; непосредственное общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Дельвигом, А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Мицкевичем. Разнообразными были и музыкальные впечатления. Глинка брал уроки фортепианной игры (у Дж. Филда, а затем у Ш. Майера), учился пению, игре на скрипке. Часто бывал в театрах, посещал музыкальные вечера, музицировал в 4 руки с братьями Виельгорскими, А. Варламовым, начал сочинять романсы, инструментальные пьесы. В 1825 г. появился один из шедевров русской вокальной лирики - романс «Не искушай» на стихи Е. Баратынского.

Немало ярких художественных импульсов дали Глинке путешествия: поездка на Кавказ (1823), пребывание в Италии, Австрии, Германии (1830-34). Общительный, пылкий, увлекающийся юноша, доброту и прямодушие сочетавший с поэтической чувствительностью, он легко обзаводился друзьями. В Италии Глинка сблизился с В. Беллини, Г. Доницетти, встречался с Ф. Мендельсоном, позже среди его друзей появятся Г. Берлиоз, Дж. Мейербер, С. Монюшко. Жадно впитывая разнообразные впечатления, Глинка серьезно и пытливо учился, завершив музыкальное образование в Берлине у известного теоретика З. Дена.

Именно здесь, вдали от родины, Глинка в полной мере осознал свое истинное предназначение. «Мысль о национальной музыке... более и более прояснялась, возникло намерение создать русскую оперу». Этот замысел осуществился по возвращении в Петербург: в 1836 г. была завершена опера «Иван Сусанин ». Ее сюжет, подсказанный Жуковским, давал возможность воплотить чрезвычайно увлекавшую Глинку идею подвига во имя спасения родины. Это было новым: во всей европейской и русской музыке не появлялось героя-патриота, подобного Сусанину, образ которого обобщает лучшие типические черты национального характера.

Героическая идея воплощается Глинкой в формах, характерных для национального искусства, на основе богатейших традиций русской песенности, русского профессионального хорового искусства, которые органично соединились с закономерностями европейской оперной музыки, с принципами симфонического развития.

Премьера оперы 27 ноября 1836 г. была воспринята передовыми деятелями русской культуры как событие большого значения. «С оперой Глинки является... новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период - период Русской музыки», - писал Одоевский. Высоко оценили оперу русские, позже зарубежные, писатели и критики. Пушкин, присутствовавший на премьере, написал четверостишие:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

Успех окрылил композитора. Сразу же после премьеры «Сусанина» началась работа над оперой «Руслан и Людмила » (на сюжет поэмы Пушкина). Однако всевозможные обстоятельства: неудачная женитьба, завершившаяся разводом; высочайшая милость - служба в Придворной певческой капелле, отнимавшая много сил; трагическая гибель Пушкина на дуэли, разрушившая планы совместной работы над произведением, - все это не благоприятствовало творческому процессу. Мешала бытовая неустроенность. Некоторое время Глинка жил у драматурга Н. Кукольника в шумном и веселом окружении кукольниковской «братии» - художников, поэтов, изрядно отвлекавших от творчества. Несмотря на это, работа продвигалась, а параллельно появлялись и другие произведения - романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл «Прощание с Петербургом » (на ст. Кукольника), первый вариант «Вальса-фантазии », музыка к драме Кукольника «Князь Холмский».

К этому же времени относится деятельность Глинки в качестве певца и вокального педагога. Он пишет «Этюды для голоса», «Упражнения для усовершенствования голоса», «Школу пения». Среди его учеников С. Гулак-Артемовский, Д. Леонова и др.

Премьера «Руслана и Людмилы» 27 ноября 1842 г. принесла Глинке немало тяжелых переживаний. Враждебно встретила оперу аристократическая публика во главе с императорской фамилией. Да и среди сторонников Глинки мнения резко разделились. Причины сложного отношения к опере заключаются в глубоко новаторской сущности произведения, с которое начался неведомый ранее Европе сказочно-эпический оперный театр, где в причудливом переплетении предстали разнообразные музыкально-образные сферы - эпическая, лирическая, восточная, фантастическая. Глинка «на былинный лад распел пушкинскую поэму» (Б. Асафьев), причем неторопливое развертывание событий, основанное на смене красочных картин, было подсказано пушкинскими словами: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Как развитие самых сокровенных идей Пушкина предстали в опере и другие ее черты. Солнечная музыка, воспевающая любовь к жизни, веру в торжество добра над злом, перекликается со знаменитым «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», а яркий национальный стиль оперы как бы вырастает из строк пролога; «Там русский дух, там Русью пахнет». Несколько последующих лет Глинка провел за границей в Париже (1844-45) и в Испании (1845-47), специально изучив перед поездкой испанский язык. В Париже с большим успехом прошел концерт из произведений Глинки, по поводу которого он писал: «...Я первый русский композитор , который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России ». Испанские впечатления вдохновили Глинку на создание двух симфонических пьес : «Арагонская хота» (1845) и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1848-51). Одновременно с ними в 1848 г. появилась знаменитая «Камаринская » - фантазия на темы двух русских песен. С этих произведений, равно «докладных знатокам и простой публике», ведет свое начало русская симфоническая музыка.

Один из великих русских композиторов Глинка Михаил Иванович. Человек, который смог своей музыкой и своими произведениями завоевать сердца многих людей, причем не только в нашей стране.

Михаил Иванович был рожден в небольшой деревни, в семье помещика. С ранних лет он проявлял интерес к музыке и всему, что с ней связано. Так же маленький мальчик тянулся к различным знаниям, именно поэтому был отдан на учебу в местный пансион, который имел статус весьма уважаемого и порядочного заведения. Именно там он начинает писать свои первые музыкальные произведения. Там же он с легкостью, сам того не подозревая завоевывает звание и популярность как автор удивительных романсов, и других музыкальных произведений.

Всего данным композитором было создано на этот свет около восьмидесяти произведений, которые все как один моментально становились любимыми и практически народными.

Самой заветной мечтой данного человека было написание настоящей русской оперы, и нужно сказать, что он по прошествии нескольких лет смог осуществить мечту.

Творчество данного композитора очень высоко ценилось во все времена, да и цениться до сих пор.

Каждое произведение было наполнено красками и яркими моментами. Не менее красочно и насыщенно в своих произведениях он показывал свою любовь к родной стране, к своей родине, к русским людям и так далее.

Решив, что пора он отправляется в Берлин, с одной простой целью отобразить в своём творчестве настоящие древнерусские мотивы, которые по каким-то причинам практически забылись в нашей стране. К сожалению осуществить свою мечту он просто не успел, так как повстречал свою смерть совсем ещё рано, в возрасте пятидесяти двух лет, что по сути своей совсем ещё не много.

Но, несмотря ни на что его творчество любят и ценят до сегодняшних дней, а сам он является очень уважаемым человеком - композитором нашей страны.

3 класс, 4, 6 класс для детей

Биография по датам и интересные факты творчество

Биография Композитора Михаила Глинки о жизни

Родился в Смоленской губернии в 1804 году. Его семья была дворянского происхождения и жила в поместье в селе Новоспасское. С раннего возраста получал домашнее образование, с ним занимались отец и мать, пытаясь дать сыну все необходимые знания. В окрестностях села очень часто были слышны звоны колоколов и песнопения священников, поэтому Глинка рано начал увлекаться музыкой. Но играть на музыкальных инструментах Михаил Иванович начал уже в подростковом возрасте, когда понял, что музыка – его призвание. Всё время посвящал занятиям и разучиванием новых композиций, не замечая ничего вокруг.

В возрасте 14 лет решает поступать в петербургский пансион и там знакомиться со Львом Пушкиным – младшим братом известного поэта, а через некоторое время встретился и с самим Александром Сергеевичем, который часто навещал своего брата. Помимо учебной деятельности в пансионе, Глинка берет уроки игры на фортепиано и совершенствует свои навыки. А на выпускном вечере сыграл известный концерт австрийского композитора Гуммеля, где его талант оценили все знакомые и преподаватели.

В это время Глинка заболевает и едет лечиться на Кавказ. Там он понимает, что нельзя бросать музыку и по возвращению, пишет несколько концертов для оркестра, которым управлял его дядя. Несмотря на это, композитору больше нравилось сочинять романсы и небольшие номера.

Глинка всю жизнь мечтал посетить Европу и в 1830 году отправляется в долгожданное путешествие. Посетив несколько стран, он познакомился со многими композиторами и музыкантами, в результате чего приобрел бесценный опыт. Он исследовал зарубежные традиции, культуру народа и быт, изучал современные тенденции и делал себе заметки. Стоит отметить, что Михаил Юрьевич замечательно играл на фортепиано и других инструментах, но плохо владел музыкальной теорией, что мешало ему развивать свое творчество. Для того, чтобы совершенствовать свои знания, он отправляется в Германию, где берет уроки по теории у известных педагогов. В то время у композитора уже были идеи для создания больших произведений – опер.

Через 4 года Глинка возвращается домой и останавливается в Петербурге. Его стали приглашать на поэтические вечера, под руководством Жуковского, и там он знакомится ос многими писателями и поэтами того времени. Его посещает мысль написать оперу «Иван Сусанин», и это принесло композитору огромный успех. Первая русская большое произведение, написанное Михаилом Ивановичем Глинкой – стало основным этапом зарождения русской оперы.

В 1835 году он узаконил свои отношения с Марией Петровной Ивановой – родственницей семьи Глинки. Но этот союз не оправдал надежд Михаила Ивановича, и брак распался.

В 1837 году Глинка хорошо общается с А.С. Пушкиным, и он предлагает поэту написать оперу на его известное произведение «Руслан и Людмила». Через 5 лет вся работа была окончена и состоялась премьера на которую приехал уважаемый и известный композитор Ф. Лист. Он был приятно удивлен таланту русского музыканта и бесконечно восхищался оперой.

Также Михаил Иванович прославился и за рубежом. В 1844 году он отправляется во Францию, где дает концерты. Публика встретила его почетно, а слава после этого прошла о нем по всей Европе.

Вернувшись домой, он становится желанным гостем многих собраний и вечеров, которые проводили деятели культуры. Там знакомится с уважаемыми людьми, а затем возглавляет «Могучую кучку», куда входили известные писатели и композиторы.

В 1856 году решает уехать в Германию. Там он провел последние месяцы жизни.

Скончался великий русский композитор в 1857 году.

3, 4, 5 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Михаил Иванович Глинка (1804 — 1857) – великий русский композитор.

Играть на фортепиано Михаил стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он стал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке и создал первые сочинения. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.

После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.

Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.

Множество произведений написал во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.