Известные белорусы. Белорусские педагоги и просветители о значении природы в воспитании и обучении детей

Язычество имело глубокие старинные корни на белорусских землях. Но в Х в. религиозные представления наших предков начали изменяться. Появилась необходимость в тесных связях с другими государствами, которые тогда становились христианскими.

Ознакомлению с христианством способствовал поход восточных славян в 907 г. в Византию. В нем принимали участие полоцкие воины. Славяне-язычники имели возможность близко познакомиться с новой для них верой. Наиболее важной исторической вехой в распространении христианства среди восточных славян был 988 г. Великий князь киевский Владимир Святославович принудил киевлян креститься, т.е. принять христианскую религию. Первыми христианами в Полоцком княжестве были Рогнеда, ее сын Изяслав и последующие князья.

С приходом христианства исчезли жертвоприношения (в т.ч. и человека), кровная месть, многоженство.

Распространение христианства содействовало развитию письменности и образованию. При церквях и монастырях открывались школы, переписывались книги. Церковники были не только самыми образованными людьми, но и советчиками в делах.

Принятие восточными славянами христианства имело громадное историческое значение. Последствия принятия христианства:

Христианство принесло новую мораль любви и милосердия, утверждало идею равенства всех перед Богом;

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, внушало уважение к власти;

Тип государственности приобретает византийскую форму, устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью;

Начинается оформление церковной юрисдикции, в ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье;

Значительным культурным переворотом было введение единой письменности, а с письменностью начинается летописная история Руси;

Христианская церковь принесла свои архитектурные традиции;

Благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, она стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.

В ХП в. ярким светом сверкали имена Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Клима Смолятича, Авраамия Смоленского.

Ефросинья Полоцкая основала женский и мужской монастыри, которые стали центром просвещения в Полоцком княжестве. В тяжелые для полотчан часы Ефросинья сочувствовала людям, разделяла их заботы и хлопоты, помогала им.

Кирилл Туровский известен в истории как выдающийся для своего времени писатель и оратор. Его при жизни называли Златоустом. Литературная деятельность Кирилла Туровского дает представление о высокой духовной культуре Турова.

7. Образование вкл: причины, условия, особенности государственного строительства.

Существует несколько концепций относительно образования ВКЛ:

1. Консервативная: Беларусь до 1919 г. не имела своей государственности. Соответственно ВКЛ – государство чисто литовское, насильно захватившее белорусские, русские и украинские земли.

2. Левая: не Литва, а западнославянские земли (Новогрудское княжество) явились инициаторами образования ВКЛ; славянский элемент преобладает над литовским; белорусский язык государственный.

3. Центристская: ВКЛ – полиэтническое гос-во, белорусско-литовско-украинская федерация; ВКЛ эволюционировало в сторону усиления славянского элемента.

Причины – по времени совпало 3 явления: 1) феодальная раздробленность у восточных славян; 2) консолидация балтских племен; 3) общая угроза со стороны монголо-татар и немецких рыцарей.

В средние века раздробленность была характерна для многих стран мира. Белорусские земли не были исключением.

Раздробленность имела положительные и отрицательные стороны: росли города, которые стали центрами удельных княжеств, развивались ремесло и торговля, культура была в расцвете, но вместе с тем был рост внешней опасности, ссоры между боярами и князьями приводили к междоусобным войнам, дальнейшее закрепощение крестьян.

Процесс создания государства начался в середине XIII в. в разгар борьбы с крестоносцами и монголо-татарами. И закончился во второй половине XIV в., когда окончательно сформировалась его территория. Великое княжество Литовское раскинулось с севера на юг от Балтийского до Черного морей, с запада на восток от Бреста до Смоленщины. Ядром государства стали земли Новогрудского княжества вместе с соседними литовскими. В то время ВКЛ было самым крупным государством во всей Восточной Европе.

Высшей особой в государстве был великий князь. Первым князем – претендентом на роль создателя – выступил литовский князь Миндовг. Сначала власть великого князя считалась неограниченной (монархией). Важнейшей обязанностью князя была защита страны, ему подчинялись вооруженные силы всего княжества. В дополнение к обязанностям князь имел много прав. Неограниченная власть князя с течением времени начала ограничиваться деятельностью рады – законодательного и распорядительного органа власти.

Пути вхождения в состав ВКЛ были разными. При включении новых земель на договорной основе не было значительного перераспределения и ломки форм собственности. В целом расширение ВКЛ происходило мирно, потому что условия присоединения удовлетворяли влиятельные круги местного населения. Относительно условий вхождения земель не имеющих привилеев – смена местных князей литовскими не нарушила ранее существовавших социально-экономических отношений, прежних форм собственности, условий эксплуатации крестьянства.

В ВКЛ правительство дает права феодалам, расширяет права городов. Развитие городского управления по типу «магдебургского права» содействовало образованию самоуправляющихся городских общин, способных защищать права горожан в стычках с государственниками и феодалами.

Ефросинья Полоцкая

Дочь полоцкого князя Георгия Всеславовича , внучка Всеслава Брячиславича (Чародея ), инокиня и просветительница.

Прославлена в лике святых российским Святейшим Синодом как преподобная в мае 1910 года.

При рождении ей было дано имя Предслава . В 12 лет она приняла монашеский постриг с именем Евфросиния (в честь преподобной Евфросинии Александрийской). Будучи грамотной Евфросиния много читала и поселилась в кельи у полоцкого Софийского собора в котором находилась богатая библиотека. Занималась переписыванием книг по заказам горожан, полученные деньги раздавала как милостыню.

В конце жизни совершила паломничество в Иерусалим , где и скончалась . Её тело было доставлено в Киево-Печерский монастырь, где мощи Евфросинии находились до 1910 года, когда были перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где хранятся по настоящее время.

Стала первой женщиной на территории Белоруссии, признанной святой. Несмотря на то, что её житие было после раскола христианства, она равно почитаема как в православии, так в католичестве. «Житие Ефросиньи Полоцкой» — один из памятников раннего православия в Белоруссии. На территории Белоруссии Евфросиния Полоцкая, наряду с Кириллом Туровским, — одна из самых почитаемых святых.

Крест Евфросинии Полоцкой , как и Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших предметов искусств. По преданию, обретение Креста Евфросинии Полоцкой ознаменует подлинное возрождение Белоруссии

Кирилл Туровский

Церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник. Канонизирован Русской православной церковью в лике святителя
Современники называли Кирилла Туровского «русским Златоустом». Автор торжественных «Слов», поучений, молитв, канонов (сохранилось около 70 произведений). Один из первых просветителей на территории Белоруссии.

Симеон Полоцкий

Духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик;

Франци́ск Луки́ч Скори́на

Белорусский учёный, философ, медик (доктор лекарских наук), первопечатник и просветитель, основатель восточнославянского книгопечатания, переводчик Библии на белорусскую редакцию (извод) церковнославянского языка

В 1517 году основывает в Праге типографию и издаёт кириллическим шрифтом «Псалтырь», первую печатную белорусскую книгу.

Всего на протяжении 1517—1519 годов переводит и издает 23 книги Библии. Меценатами Скорины были Богдан Онков, Якуб Бабич, а также князь, воевода трокский и великий гетман литовский Константин Острожский.

В 1520 году переезжает в Вильню и основывает первую типографию на территории Великого княжества Литовского (ВкЛ). В ней Скорина издаёт «Малую подорожную книжку» (1522 год) и «Апостол» (1525 год).

Шрифты и гравированные заставки из виленской типографии Скорины использовались книгоиздателями ещё сто лет.

Тадеуш Костюшко

Военный и политический деятель Речи Посполитой и США, участник Войны за независимость США, организатор восстания в Польше, Белоруссии и Литве 1794 года, национальный герой Польши, США, Белоруссии, почётный гражданин Франции.
Родился в 1746 г. в д. Меречевщина Ивацевичского р-на Брестской обл.

Николай Гусовский .

поэт-гуманист и просветитель эпохи Возрождения, представитель новолатинской восточноевропейской школы. Известен поэмой «Песня про зубра».
В 1980 году ЮНЕСКО по поводу 500-летия поэта включила имя Николая Гусовского в календарь международных дат выдающихся деятелей мировой культуры.

Васи́лий Тя́пинский

Гуманист-просветитель, писатель, книгопечатник, переводчик.

Василий Тяпинский продолжил гуманистические и культурно-просветительские традиции Великого княжества Литовского, заложенные Франциском Скориной, был лично и идейно связан с Симоном Будным, разделял его общественно-политические и религиозные взгляды. Как и Симон Будный, он перешёл от кальвинизма к антитринитаризму. В книге «Про наиважнейшие артикулы христианской веры»


Сымон Будны

Известный социнианский проповедник XVI века, гуманист, просветитель, церковный реформатор. Напечатал Новый Завет с комментариями и замечаниями, что стало первой во всемирной литературе попыткой радикальной рационалистической критики Евангелия. Поддерживал концепцию ограниченной, просвещённой монархии. Один из первых идеологов развития белорусской культуры на родном языке.

Кирилл Туровский Знаменитый проповедник и писатель XII века (умер ок. 1182).


Евфросиния Полоцкая Дочь полоцкого князя Святослава Всеславича, внучка Всеслава Брячиславича, инокиня и просветительница периода Полоцкого княжества. После достижения совершеннолетия ушла в монастырь. После поселилась в келье Полоцкого Софийского собора, где в храмовом скриптории переписывала, возможно, и переводила книги, вела активную миротворческую и просветительскую деятельность.




Симон Будный Среди писателей и культурных деятелей прошлого, внёсших большой вклад в национальное наследие Беларуси, одно из первых мест принадлежит Симону Будному, крупнейшему деятелю реформационного движения во второй половине 16 века, первопечатнику, поэту, гуманисту, философу, просветителю и основоположнику рационалистической критики христианства.


Василий Тяпинский Василий Тяпинский () гуманист - просветитель, писатель, книгопечатник и переводчик ВКЛ. На свои средства в родовом имении Тяпино организовал типографию, имел хорошую библиотеку. Разделял философские и общественные взгляды Симона Будного.


Петр Мстиславец Последователь Ф. Скарины. В 1564 г., вместе с дьяконом Иваном Фёдоровым, Пётр Мстиславец напечатал в Москве первую, точно датированную русскую печатную книгу « Апостол » или « Деяния Апостольские и послания соборные и святого Апостола Павла послания ». Это было первое печатное слово в России.


Симеон Полоцкий Симеон Полоцкий великий белорусский просветитель, выдающийся деятель не только белорусской и русской, но и более того, славянской культуры в целом. Он вошел в историю как монах, общественный и церковный деятель, богослов, педагог и воспитатель, поэт и писатель.




Интересные факты про книгопечатание в Беларуси Интересные факты про книгопечатание в Беларуси Факт 1. Библия Франциска Скорины стала первой печатной книгой для восточных славян. Она вышла раньше, чем английский и французский переводы, и почти на 50 лет опередила русскую Библию. Уникальность этой книги еще и в том, что наш земляк разместил в ней свой портрет, что было в новинку для средневековых изданий. Десять книг Библии Скорины в шести переплетах, изданных в годах в Праге, хранятся сегодня в Национальной библиотеке Беларуси. Книги Царств. Прага, 1518 год.


Факт 2. Факт 2. Настоящим бестселлером средневековья стала книга « Перегринация » - дневник путешествия Николая Радзивилла Сиротки. Своеобразный « энциклопедический справочник по Ближнему Востоку » переиздавался семнадцать раз на белорусском, русском, немецком, латинском и польском языках.


Факт 3. Одна из самых известных типографии на территории Беларуси была организована в Бресте Николаем Радзивиллом Черным. Здесь увидели свет более сорока книг, самая известная из которых – Брестская (Радзвилловская) Библия. Книга вышла в 1563 году в кожаном переплете, в ней было 738 страниц, множество гравюр, заставок и иллюстраций. Брестская Библия неоднократно переиздавалась, в том числе в России и Германии. К сожалению, сыновья Радзивилла Черного – ярые католики после смерти своего отца сожгли почти полтысячи экземпляров книги на площади в Вильне. До наших дней дошли около двух десятков экземпляров этого ценного издания. Факт 3. Одна из самых известных типографии на территории Беларуси была организована в Бресте Николаем Радзивиллом Черным. Здесь увидели свет более сорока книг, самая известная из которых – Брестская (Радзвилловская) Библия. Книга вышла в 1563 году в кожаном переплете, в ней было 738 страниц, множество гравюр, заставок и иллюстраций. На титульном листе был размещен герб рода Радзивиллов, а на первой странице фолианта – посвящение королю Сигизмунду. Брестская Библия неоднократно переиздавалась, в том числе в России и Германии. К сожалению, сыновья Радзивилла Черного – ярые католики после смерти своего отца сожгли почти полтысячи экземпляров книги на площади в Вильне. До наших дней дошли около двух десятков экземпляров этого ценного издания. Радзивилловская (Брестская) библия.


Факт 4. Факт 4. Типографии открывались на белорусских землях и в других городах и местечках. Самая известная на территории Витебской области – типография в имении Тяпино (сегодня – Чашникский район). Здесь Василием Тяпинским было напечатано « Евангелие » на старобелорусском и церковнославянском языках с предисловием автора.


Факт 5. Факт 5. Первой книгой в Беларуси на белорусском языке стал « Катехизис » Симона Будного. Книга вышла в 1562 году в типографии в Несвиже, состояла более чем из пятисот страниц и была переиздана в Стокгольме в 1628 году. Катехизис Будного вышел в 1562 году.


Факт 7 Факт 7. Одна из уникальных книг, написанных на территории Беларуси местным автором, – « Гиппика, или Книга о лошадях » Кшиштофа Николая Дорогостайского. Издание было напечатано в Кракове в 1603 году и пять раз переиздавалось. Книга состояла из четырех частей. В первой части рассказывалось об истории верховой езды и коневодства, о лошадях и их мастях, во второй – о приручении и дрессировке молодых коней, в третьей – о конской сбруе. Но наиболее интересной выглядит четвертая часть – « Гиппиатрия », которая представляет собой пособие для ветеринаров. Книга была очень дорогой, а иллюстрации для нее делал сам Томаш Маковский – придворный гравер Радзивиллов. Гиппика – бесценный источник информации о коневодстве на наших землях.


Факт 8. Факт 8. Единственный на территории Беларуси Музей белорусского книгопечатания работает в Полоцке. Экспозиция музея, который был открыт в 1990 году, размещается в 15 залах, где демонстрируется около двух с половиной тысяч музейных экспонатов. Одна из самых раритетных книг – « Евангелие учительное », изданное в типографии Мамоничей в Вильне в 1595 году.


« Есть во Вселенной сверх далекие звезды. Когда мы смотрим на них, то соприкасаемся с вечностью. Свет природной дает жизнь; свет духовный дает цель и смысл. К свету духовному нас приобщили наши просветители от Кирилла Туровского и Евфросинии Полоцкой до Янки Купала и Якуба Коласа. Первые никогда не забудутся, потому что в них начало, истоки, зарождение ». Белорусский литературовед Владимир Конон


Многие известные люди – от святых средневековья до лауреатов Нобелевской премии и олимпийских чемпионов современности – уроженцы Беларуси

Известные исторические личности Беларуси

Барбара Радзивилл
Великая княгиня, королева Польши.

Лев Сапега
Государственный и военный деятель, гетман Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, дипломат, мыслитель. Один из главных создателей Статута ВКЛ (1588 г.) – выдающегося памятника правовой и политической мысли, по сути первой конституции в Европе.

Тадеуш Костюшко
Тадеуш Костюшко, родившийся в Беларуси в 1746 году, является национальным героем Беларуси, Америки и Польши. Был руководителем национально-освободительного восстания 1794 года в Речи Посполитой, принимал участие в войне за независимость США.

Известные ученые из Беларуси

Игнат Домейко
Родился в Беларуси в 1802 году. Был знаменитым геологом, большую часть жизни провел в Чили, где стал национальным героем. За свои достижения официально признан ЮНЕСКО.

Иван (Ян) Черский
Крупный ученый-географ, геолог, знаменитый исследователь Сибири, именем которого назван целый ряд географических объектов. Родился в имении Сволна Витебской губернии в 1845 году.

Николай Судзиловский (Николас Руссель)
Этнограф, географ, химик, биолог, врач-генетик, революционер-народник, первый президент сената Гавайских островов. Родился в 1850 г. в Могилёве в обедневшей дворянской семье. C 1892 года жил на Гавайях, где отстаивал права коренных жителей.

Александр Чижевский
Родился в Гродненской области в 1897 году. Признанный ученый , изучавший биологическое воздействие солнца и вселенной, в том числе соотношение солнечной активности с периодами войн в истории человечества.

Софья Ковалевская
Первая в мире женщина-профессор математики происходит из шляхетского белорусского рода. Детство провела в имении Палибино Витебской губернии, а в 18 лет вступила в фиктивный брак, чтобы уехать за границу и заниматься наукой. Труды Ковалевской посвящены математическому анализу, механике, астрономии.

Павел Сухой
Авиаконструктор, изобретатель, один из создателей реактивной и сверхзвуковой авиации, автор полусотни оригинальных конструкций самолетов, более тридцати из которых были построены и испытаны. Родился в 1895 г. в городе Глубокое Витебской области.

Михаил Высоцкий
Выдающийся ученый и конструктор, под руководством которого создавались лучшие автомобили , на протяжении десятилетий генеральный конструктор по автомобильной технике Беларуси. Автор 134 изобретений и 17 патентов. Герой Беларуси (2006). Родился в д. Семежево Минской области (1928).


Родился в Витебске в 1930 году. Алферов удостоен Нобелевской премии по физике в 2000 году.

Известные космонавты из Беларуси

Пётр Климук
Пётр Климук, первый белорусский космонавт, ученый в области технических наук, дважды Герой Советского Союза. Родился в д. Комаровка Брестского р-на в 1942 году. Осуществил три полета в составе экипажей космических кораблей и орбитальных комплексов, провел в космосе 78,76 суток.

Владимир Ковалёнок
Владимир Ковалёнок, белорусский космонавт, ученый в области военных наук, дважды Герой Советского Союза. Родился в д. Белое Минской области в 1942 году. Осуществил три полета в космос в качестве командира экипажа, провел в космосе 216,38 суток, в т.ч. в открытом космосе 2,3 часа.

Олег Новицкий
Первый белорусский космонавт, возглавивший в 2013 году экипаж 34-й международной экспедиции на МКС. родился в 1971 году в г. Червень Минской области. До поступления в отряд космонавтов служил военным летчиком, ветеран боевых действий, награжден медалями Министерства обороны РФ.

Известные в искусстве белорусы

Марк Шагал
Родился в 1887 году в Витебске. Самый знаменитый уроженец Беларуси, известный во всем мире как классик авангарда в изобразительном искусстве.

Леон Бакст

Прославленный театральный художник и сценограф, декоратор и модельер, портретист и мастер станковой живописи, один из основателей знаменитого объединения "Мир искусства" . Лейб-Хаим Розенберг родился в 1866 году в Гродно, а с первыми успехами взял в качестве псевдонима укороченную фамилию бабушки (Бакстер). Всемирную известность завоевал благодаря совместной работе с Сергеем Дягилевым , по приглашению которого блестяще оформил постановки легендарных "Русских сезонов" в Париже .

Наполеон Орда
Художник, композитор, уроженец д. Вороцевичи Пинского уезда. Создал более тысячи эскизов сооружений Беларуси, Литвы, Польши, Франции, которые являются ценнейшим источником для историков архитектуры и реставраторов Европы. В 2007 году 200-летие со дня рождения Н. Орды было включено в календарь памятных дат ЮНЕСКО.

Иван Хруцкий
Родился в местечке Ула Лепельского уезда Витебской губернии. Выдающийся художник, разработавший собственный тип натюрморта в сочетании с портретом. 200-летие со дня рождения Ивана Хруцкого в 2010 году было в календаре памятных дат ЮНЕСКО.

Луис Барт Майер
Родился в Минске в 1885 году. Кинематографист Луис Барт Майер наиболее известен как один из основателей голливудской киностудии "Метро-Голдвин-Майер", а также американской Академии кинематографических искусств и наук. Именно Майер предложил ежегодно вручать ставшую знаменитой премию "Оскар".

Писатель, основатель новой белорусской литературы и профессиональной драматургии, создатель первого белорусского театрального коллектива, актер. В 2008 году 200-летие со дня рождения В. Дунина-Марцинкевича было включено в календарь памятных дат ЮНЕСКО.

Михаил Савицкий
Народный художник Беларуси, автор около 200 полотен, создатель уникальной серии картин "Цифры на сердце" , посвященной узникам концлагерей. Многие работы Михаила Савицкого получили мировую известность. Родился в д. Звенячи Витебской области (1922). Герой Беларуси (2006).

Василь Быков
Быков Василий Владимирович, белорусский прозаик, драматург, публицист. Родился в 1924 году в д. Бычки Витебской области. Народный писатель Беларуси (1980). В 1990 – 1993 гг. президент объединения белорусов мира "Бацькаўшчына".

Светлана Алексиевич
Белорусская писательница и журналист, автор книг "У войны не женское лицо", "Последние свидетели", "Цинковые мальчики", "Зачарованные смертью", "Чернобыльская молитва", "Последние свидетели. Соло для детского голоса", "Время секонд хэнд". В 2015 году : "за ее многоголосое творчество – памятник страданию и мужеству в наше время".

Гавриил Ващенко
Народный художник Беларуси, живописец и педагог. "Человек года-92" и "Человек ХХ столетия" (1993) по признанию Международного биографического центра Кембриджа. "Человек года-94" по версии Американского биографического института. Родился в д. Чикаловичи Гомельской области (1928).

Владимир Мулявин
Яркий исполнитель, композитор и аранжировщик, собиратель белорусского фольклора, создатель (1970), который многие годы был одним из популярнейших в Советском Союзе. Народный артист БССР и СССР, кавалер ордена Франциска Скорины (2001). Имя Владимира Мулявина, ставшего белорусом по духу, а не по рождению, увековечено на Аллее звезд в Москве (2001) и столице Витебске.

Известные политики из Беларуси

Иосиф Гошкевич
Дипломат, ученый-востоковед, путешественник, первый консул Российской Империи в Японии и автор первого в мире японско-русского словаря. Именем Гошкевича названы описанные им виды насекомых и залив в Северной Корее (Чосанман). Родился в 1814 г. в Речицком уезде (Гомельская область). 200-летие со дня рождения И.Гошкевича включено в календарь на 2014-2015 гг.

Михаил Клеофас Огинский
Дипломат, политический деятель, участник восстания под руководством , талантливый композитор. Знаменитый полонез "Прощание с Родиной" он написал в родовой (Гродненская область ). 250-летие со дня рождения М. К. Огинского включено в календарь на 2014-2015 гг.

Хаим Вейцман
Родился в Беларуси в деревне Мотоль (сейчас Ивановский район, Брестская область) в 1874 году. Хаим Вейцман был выдающимся химиком, читал лекции в Швейцарии и Великобритании. Как активный сионист он был избран первым президентом Государства Израиль (1949) и оставался в этой должности до самой смерти (1952).

Андрей Громыко
Дипломат, в 1957-1985 гг. министр иностранных дел СССР. Возглавлял советскую делегацию на конференции по созданию ООН, разрабатывал Устав организации. Родился в 1909 г. в д. Старые Громыки (Ветковский район Гомельской области).

Знаменитые просветители Беларуси

Франциск Скорина
Родился в Полоцке в 1486 году. Белорусский и восточнославянский первопечатник. Перевел на белорусский язык и издал 23 книги Библии, первую – в 1517 году.

Святая Евфросиния
Полоцкая княжна. Родилась в XII веке. Стала монашкой в 12 лет и провела жизнь, помогая бедным и строя церкви и монастыри по всей Беларуси. Умерла во время паломничества в Иерусалим, её мощи возвращены в Беларусь в 1910 году. Причислена к лику святых, почитается как покровительница, небесная заступница земли белорусской.

Чемпионы из Беларуси

Александр Медведь
Белорусский спортсмен и тренер (вольная борьба). Чемпион Олимпийских игр (1964, 1968, 1972), мира (1962, 1963, 1966, 1967, 1969–71). Признан лучшим борцом вольного стиля ХХ столетия.

Ольга Корбут
Легендарная гимнастка завоевала 4 золотые олимпийские медали, три из них – на олимпийских играх в Мюнхене (1972). В 1972 году признана лучшей спортсменкой мира.

Виталий Щербо
Белорусский спортсмен (спортивная гимнастика). Чемпион XXV Олимпийских игр (1992, Испания). Бронзовый призер XXVI Олимпийских игр (1996, США).
14-кратный чемпион мира, 10-кратный чемпион Европы. Победитель Игр доброй воли (1990, США). Чемпион Универсиад (1993, 1995). Лучший спортсмен мира за 10-летие (1991–2000).

Игорь Макаров
Макаров завоевал золотую медаль в дзюдо

Юлия Нестеренко
Нестеренко завоевала золотую медаль в беге на 100 метров на Олимпийских играх в Афинах в 2004 году.

Максим Мирный
Максим Мирный – самый известный теннисист Беларуси, который завоевал серию международных наград в парном разряде и вывел белорусскую сборную на лучшее место за всю ее историю на Кубке Дэвиса .

Виктория Азаренко
Знаменитая белорусская теннисистка, победительница крупнейших мировых турниров, олимпийская чемпионка. В январе 2012 года Виктория Азаренко впервые в карьере возглавила рейтинг Женской теннисной ассоциации (WTA). На Олимпиаде-2012 в Лондоне завоевала золото в миксте (в паре с Максимом Мирным) и бронзу в одиночном разряде.

Дарья Домрачева
Четырёхкратная чемпионка, серебряный и бронзовый призёр Олимпийских игр, двукратная чемпионка мира, победительница и призёр этапов Кубка мира, заслуженный мастер спорта, Герой Беларуси. По версии премии Biathlon Award белорусская спортсменка названа лучшей биатлонисткой 2010 года .

Алексей Гришин
Фристайлист, принесший Беларуси первое в истории независимого государства золото зимних Олимпийских игр (Ванкувер-2010), бронзовый призер Олимпиады в Солт-Лейк-Сити (2002).

Сергей Мартынов
"Король малокалиберной винтовки", олимпийский чемпион Лондона-2012, двукратный бронзовый призер Олимпиад в Сиднее и Афинах, рекордсмен мира: 600 очков из 600 возможных в стрельбе лежа из малокалиберной винтовки.


Один из лучших игроков в истории белорусского хоккея, капитан национальной сборной. Руслан Салей первым из отечественных мастеров клюшки дошел до финала Кубка Стэнли.

Развитие просвещения на белорусских землях до вхождения в состав Российской империи можно условно разделить на три периода:

  • Полоцкое и Туровское княжества (IX-XII вв.)
  • Великое княжество Литовское (середина XIII в. - 1569 г.)
  • Речь Посполитая (1569 - 1795 гг.)

Согласно летописям, в XI-XIII вв. на территории Беларуси существовало 35 городов. Их рост, развитие ремесел и торговли требовали грамотных людей. На развитие письменности и просвещения большое влияние оказало принятие христианства. Центрами культуры были монастыри и княжеские дворы, при которых основывались школы, библиотеки, велась переписка книг. Письменность распространяется не только среди князей, но и среди простых людей. Свидетельством этого являются летописи, берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мсти- славле, рукописное Туровское Евангелие XI века, сохранившиеся надписи на архитектурных памятниках.

В рассматриваемый период наиболее высокого уровня развития достигло Полоцкое княжество, которое имело тесные торговые и культурные связи со странами Запада и Византией.

Крупный вклад в развитие культуры и просвещения на восточнославянских землях в XII в. внесли белорусские просветители. Одной из ярких представительниц белорусской культуры является Ефросинья Полоцкая (1110-1173). Дочь полоцкого князя Святослава Всеславича, Предслава получила основательное образование при княжеском дворе. С детства выделялась своими способностями, твердым характером, любовью к книгам и широким кругозором. Решив посвятить себя служению богу, вопреки воле родителей в ранней юности ушла в монастырь, в стенах которого была наречена Ефросиньей. С позволения полоцкого епископа она поселилась в Софийском соборе и занялась перепиской книг. Это занятие требовало огромного труда, умения, грамотности, поэтому им занимались исключительно мужчины. Ефросинья не только переписывала религиозные тексты, византийские и отечественные хроники, природоведческие трактаты, но и сама писала литературные произведения, принимала участие в создании местной летописи.

По традиции того времени Софийский собор был центром духовной жизни - науки, культуры, письменности. В его стенах совершались богослужения, хранились государственная казна и архив, находилась библиотека. Здесь учились не только «книжной премудрости», но и христианским заповедям (послушанию, смирению, любви к ближнему). Высокообразованная игуменья расширила учебную программу. Кроме церковнославянского, дети учили греческий, латинский языки, получали сведения по природоведению, истории, риторике, медицине.

Ефросинья основала два монастыря, где переписывать книги стали десятки грамотных людей. Открыла при них школы, что способствовало распространению письменности.

Игуменья не только наладила переписку книг, но и сплотила вокруг себя талантливых людей - художников, ювелиров. По ее заказу была выстроена всемирно известная церковь Спаса - уникальный образец полоцкой архитектурной школы. Местный мастер Лазарь Богша сделал для Ефросиньи свой знаменитый крест - бесценный памятник искусства, ставший символом и национальной гордостью белорусского народа. Просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой получила широкий общественный резонанс, ее имя стало символом служения родине, преданности идеалам просвещения.

В XII в. центром культуры у восточных славян был Туров, соперничавший с Киевом. Туровская земля дала известного просветителя, деятеля церкви, писателя и проповедника Кирилла Туровского (1130-1190). Он родился в знатной семье и получил хорошее образование. Знал греческий язык, богословие, семь свободных искусств. С целью постижения книжной премудрости ушел послушником в монастырь, где занимался образованием и самообразованием, изучая библейские книги и богословские трактаты. Около 13 лет возглавлял епископскую кафедру в Турове. В это время он создал лучшие свои произведения.

Деятельность Кирилла Туровского была многогранной: он занимался обустройством епархии, проповедовал, писал церковные трактаты, дидактические притчи. Его искусство оратора стало общепризнанным: послушать проповеди Туровского стекалось множество людей, а его изречения и молитвы знали за пределами Туровской земли. За ораторское мастерство современники прозвали его Златоустом. Художественная проза Туровского по стилю, форме и содержанию была безупречной, его произведения распространялись в списках и были хорошо известны на Руси .

Кирилл Туровский не оставил целостной педагогической системы. До нас дошли около 60 его работ. Наибольшую ценность представляют три дидактические повести-притчи («Притча про душу и тело», «Повесть про белоризца и монашество», «Сказание про черноризский чин») и восемь проповедей («Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.), в которых содержатся ценные советы по воспитанию. Туровский считал, что грамотность и просвещение являются условием самосовершенствования человека. Призывая свою паству учиться, тянуться к книге и почитать ее, просветитель мечтал о том времени, когда знания будут доступны не только богатым людям, но и простолюдинам.

Интерес представляют взгляды Туровского на воспитание. Его работы и проповеди бичевали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех пороков - гордыня, которая является благоприятной почвой для развития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. Напротив, наиважнейшие нравственные качества - любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и приблизиться к постижению Бога.

В период, когда Беларусь входила в состав Великого княжества Литовского (вторая половина XIII в.-1569 г.) белорусский язык становится государственным языком. На нем писали летописи, вели дипломатическую переписку. Как и в Европе, церковь монополизировала просвещение, однако, по мнению ряда историков, эта монополия не была абсолютной. Была развита переписка сочинений и рукописей не только церковно-религиозного, но и светского характера.

С XIV века на территорию Беларуси проникает католицизм, открываются католические храмы и школы. В католических начальных школах учили чтению, письму, счету, молитвам. В городах (Вильно, Полоцк, Брест, Минск и др.) действуют трехклассные кафедральные католические школы, в которых помимо языков (латынь, польский, греческий) изучались арифметика, грамматика, пение. Большое влияние на развитие просвещения в Великом княжестве Литовском оказывал Краковский университет - общепризнанный центр науки и культуры.

Развитие письменности, духовная тяга к книге создали предпосылки для развития книгопечатания. В истории восточнославянской культуры и письменности особое место принадлежит белорусскому просветителю и первопечатнику Франциску Ско- рине (1490 - не поздне 1551). Основательное образование, полученное им в ведущих университетах Европы (Краковский и Па- дуанский), разносторонние знания в различных областях, помноженные на гуманистическое мировоззрение, поставили его в один ряд с выдающимися просветителями эпохи. Скорина не только создал первую в истории восточнославянских народов типографию, но и издал 23 иллюстрированные книги первой белорусской Библии под общим названием «Библия руска выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцка , Богу ко чти и людям посполитым к доброму научению» (1517-1519). На фоне других книг того времени издания Скорины заметно отличались как внутренним содержанием, так и внешним оформлением. В эпоху, когда в литературе господствовал старославянский, а в науке - латынь, Скорина издавал книги на родном языке - белорусском. До XVI в. издание Библии, ее толкование считалось монополией церкви и духовенства. Единственными посредниками между Богом и людьми могли быть церковь и священники. Поэтому перевод Библии на другой язык, вне- церковное ее издание и прочтение были равносильны святотатству, за которое полагалось суровое наказание.

Библия Скорины утверждала гуманистические идеи: достоинство человека, важность его дел и знаний, уважение к личности, служение родине. Библейские сказания, притчи, заповеди звучат в авторской интерпретации по-новому, полны оптимизма и веры. Автор делает акцент на земное, приближенное к человеку содержание Библии, практическую пользу, которую можно извлечь из ее чтения - обогатить себя знанием истории, опытом прошлых поколений. Скорининская Библия - не только религиозное, но и историческое, литературное произведение, собрание различных сведений. Просветитель снабдил Библию своими предисловиями и послесловиями, в которых раскрыл идею каждой книги, сообщая, при каких исторических обстоятельствах она написана, как звучит ее название на других языках. Скорина не придерживался строгих канонов церковных книг: свободно обращался с текстом, опуская и переставляя целые куски и главы, «кощунственно» напечатал в издании свой портрет.

Франциск Скорина во многом опередил свое время. В эпоху, когда царила религиозная нетерпимость, свирепствовала инквизиция, уничтожались книги, он проповедовал любовь к ближнему, выступал против религиозного фанатизма и суеверия.

Продолжателем культурно-просветительской и философской традиции Скорины был белорусский мыслитель, теолог и педагог Симон Будный (1530-1593). Он получил блестящие по тому времени знания по истории, философии, теологии и литературе, хорошо владел языками (латинским, греческим, белорусским, польским, древнееврейским). Окончил Краковский университет со степенью бакалавра философии. С. Будный известен как видный деятель протестантской церкви, теоретик теологии и проповедник. Он много сделал для объединения антикатолических сил. В своих произведениях критиковал ортодоксальные догмы христианской религии (святую троицу, бессмертие души, загробный мир). Будучи противником католицизма, испытывал особую нетерпимость к деятельности иезуитов в области образования. Считал, что им нельзя доверять воспитание и обучение молодежи.

Став в 1560 г. магистром протестантского собора в Клецке, С. Будный большое внимание уделял вопросам просвещения, развитию самосознания белорусского народа и его культуры. Выступал за широкое распространение грамотности среди всех слоев населения, за развитие светской школы, считал, что изучение античной литературы и культуры - необходимое условие образования. Принимал активное участие в создании Несвижской типографии, где в 1562 г. издал первый печатный учебник для школы на древнебелорусском языке - «Катехизис». Свои этические и педагогические идеи Будный развивал в богословских сочинениях - «Библия» (1572), «Новый завет » (1574), «О важнейших статьях христианской веры»(576) и др.

На белорусских землях просвещение и педагогическая мысль в XVI-XVII вв. развивались в условиях сосуществования и противоборства римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства. Отсюда широкое разнообразие типов школ: латинские, католические, протестантские, униатские, братские и др. Усиление позиций католицизма, противоборство церквей, рост патриотических настроений оказывали большое влияние на школьное дело. Поэтому с XVI в. наряду с традиционными очагами развития грамотности (семья, монастыри, церковные приходы) возникают иные центры обучения и воспитания: католические, городские (латинские), протестантские, братские школы, учебные заведения униатов.

20-60-е гг. XVI в. были периодом религиозной толерантности. Большая часть населения Великого княжества Литовского оставалась православной. Православная церковь занимала на белорусских землях ведущее место и играла значительную роль в духовной жизни. Вместе с тем при активной поддержке верховной власти (великого князя и его ближайшего окружения) на белорусских землях распространялся католицизм, который несли с собой монашеские ордена. Особую активность проявлял иезуитский орден (1534-1773), который был самым настойчивым проводником политики Ватикана на славянских землях. В деятельности иезуитов ведущее место занимала школа и педагогика. Воздействуя на умы детей и юношества, иезуиты стремились воспитать из них преданных слуг католической церкви, защищающих ее интересы в борьбе с иноверцами. Стремясь захватить просвещение в Великом княжестве Литовском, иезуиты создают сеть школ-коллегиумов в Полоцке, Несвиже, Орше, Могилеве, Витебске, Минске и др. Учитывая конкуренцию со стороны протестантских школ, иезуиты активно использовали достижения современной педагогики, приглашали опытных учителей. Светский характер образования, веротерпимость, бесплатность привлекали в иезуитские коллегиумы не только католиков, но и представителей других конфессий. Иезуитские школы были популярны среди шляхты, но в них учились и талантливые выходцы из бедных семей. Иезуиты вели борьбу за молодое поколение, прилагали огромные усилия к тому, чтобы склонить их к переходу в католическую веру. С созданием в Вильно на базе коллегиума академии (1578) сложилась целостная система католического образования: начальные (приходские), средние (коллегии) школы и высшая школа (академия). Последняя была уравнена в правах с Краковским университетом. Целенаправленная политика иезуитов в просвещении приносила ощутимые результаты: уже в XVII в. они обеспечили себе ведущую роль в распространении образования среди господствующего класса.

В середине XVI в. в Великое княжество Литовское проникают идеи Реформации, сторонники которой выступают с резкой критикой католической церкви и ее обрядов. Из всех течений протестантизма в Беларуси наибольшее распространение получил кальвинизм. Протестантские общины, а также местные магнаты (Радзивиллы, Сапега, Воловичи, Ходкевичи и др.), принявшие кальвинизм, открывали кальвинистские церкви и школы при них. Известностью пользовалось Виленское пятиклассное кальвинистское училище, в котором преподавали талантливые педагоги. В 1617 г. Януш Радзивилл создал в Слуцке кальвинистское училище, которое называли «Слуцкими Афинами». Принципы его организации, методы обучения и воспитания, правила поведения учащихся нашли отражение в Уставе, который был напечатан

11 годами позже. Протестантские школы отличались четкой организацией, основательностью образования, давали такую подготовку, которая позволяла продолжить обучение в университете.

В 60-е гг. XVI в. в движении Реформации на белорусских землях произошел раскол. От кальвинистов откололось радикальное крыло, получившее название антитринитариев или ариан, которые открывали школы в Клецке, Койданове, Несвиже, Но- вогрудке. Арианские школы притягивали к себе значительную часть молодежи независимо от ее конфессиональной принадлежности. Воспитанников этих школ зачастую приглашали в качестве домашних учителей в дома знати. Каждая община антитринитариев имела свою школу, программа которой включала изучение языков, философии, медицины, права, естественных наук и математики. Считается, что арианская педагогика стояла на более высоком уровне, чем кальвинистская .

В 1569 г. после заключения Люблинской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей возникло федеративное государство - Речь Посполитая. Начинается политика полонизации, белорусский язык превращается во второразрядный. В 1596 г. православная церковь Речи Посполитой заключила соглашение об унии с католической церковью, что означало признание власти папы как главы церкви при сохранении православных обрядов и богослужения на церковнославянском и родном языке. Многие видели в унии средство прекращения межконфессиональной борьбы, усиления государства. Сопротивление унии среди верующих потребовало от руководства церкви подготовки проповедников и создания школ. Униатские школы предназначались в основном для бедного населения, в них изучались катехизис, языки. Уровень обучения был невысоким.

Оплотом борьбы с католической экспансией на славянских землях стали братства - национально-религиозные общественные объединения православного украинского и белорусского населения, возникшие во второй половине XVI в. Борьба за народные традиции, за обычаи и веру отцов велась братствами и через сеть братских школ - в Вильно (1585), Львове (1585), Могилеве (1590), Бресте (1591), Минске (1592), Киеве (1615), Луцке (1617), Полоцке (1633). Братские школы считались наиболее демократическими учебными заведениями того времени, поскольку были всесословными. Между тем большая часть учеников принадлежала к среднему классу. Плата за обучение в братских школах дифференцировалась в зависимости от уровня достатка семьи. Если зажиточные семьи платили в полном объеме, то бедные семьи могли освобождаться от платы или вносили ее натурой: хлебом, дровами, скотиной и т.п. .

Братские школы возглавлял ректор. Ему помогали «дозор- цы» - лица, назначаемые от братства, которое строго контролировало деятельность школы. Занятия начинались в 9 часов. После молитвы учитель опрашивал учащихся и проверял письменное домашнее задание. Затем следовало объяснение нового материала и его закрепление. После обеда в присутствии учителя или старших учеников учащиеся выполняли домашнее задание, спрашивали и проверяли друг друга. В субботу повторялся весь материал, пройденный за неделю. Организационные формы обучения в братских школах с течением времени менялись. На первых порах преобладало индивидуальное обучение, но постепенно оно уступает место коллективным занятиям, а в первой четверти XVII в. повсеместно утверждается классно-урочная система

Образование в братских школах было ориентировано на изучение языков, поэтому нередко эти школы назывались греко-славянскими. Позже в программу обучения были включены латинский и польский языки. Активно изучались произведения православных авторов (И. Златоуст, В. Великий, И. Дамаский) и деятелей братских школ (Л. Зизаний, И. Копинский, М. Смот- рицкий). Обучение делилось на две ступени. Младших школьников учили грамоте и пению, старшие изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, диалектику, риторику, поэтику, элементы математики и философии, астрономию. Большое место отводилось православному вероучению. Отдельные братские школы имели типографии. Братства обменивались изданными в своих типографиях произведениями, школьными учебниками; учителя переходили из школы в школу, что способствовало обмену опытом, поиску новых методов обучения.

Братские школы отличались строгой дисциплиной. Пропуск занятий в течение нескольких дней без уважительной причины мог послужить основанием для исключения. Такое же наказание распространялось на учеников, обвиняемых в пьянстве, воровстве, клевете, блуде. Физические наказания применялись редко, что резко контрастировало с западноевропейскими школами, где широко использовались розги.

Особое внимание уделялось вопросам нравственности. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса было воспитание добродетельного христианина. У детей надлежало воспитывать такие качества, как благочестие, послушание, кротость, уважение и почитание старших, рассудительность. Учитель был обязан систематически проводить с учащимися беседы на религиозно-нравственные темы, следить за их поведением. Высокие требования предъявлялись к учителям, которые должны были быть высоконравственными и образованными людьми. Нередко в братских школах работали выдающиеся деятели культуры и просвещения того времени: Лаврентий Зизаний, Мелентий Смотриц- кий, Леонтий Карпович и др.

Учителя братских школ внесли большой вклад в создание первых учебных пособий. Так, Л. Зизаний создал «Азбуку», в которую вошли алфавит, молитвы, словарь, «Грамматику словенску» (1596), оставившие глубокий след в истории учебной литературы. По этим книгам учились в братских школах Украины и Беларуси, они послужили образцом для создания грамматик М. Смотриц- кого и М.В. Ломоносова.

Деятельность братских школ способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания. Они сыграли исключительную роль в борьбе против католицизма, полонизации, в отстаивании чистоты православной веры. Некоторые историки считают, что деятельность братских школ была компромиссом между восточнославянской и западноевропейской латинской образованностью. Борясь за сохранение национальных традиций, они перенимали некоторые формы западноевропейского образования и культуры .

Спустя столетие после заключения Люблинской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей в 1696 г. специальным постановлением Сойма в Речи Посполитой было официально запрещено использовать белорусский язык в государственном делопроизводстве. Это решение поставило латинские и католические учебные заведения в привилегированное положение, начинается вытеснение учебных заведений других религиозных конфессий. К концу XVII в. братские школы прекращают свою деятельность.

В XVIII в. школьное образование на территории Беларуси сконцентрировалось в руках монашеских орденов: иезуитов, доминиканцев, базилианцев, кармелитов, францисканцев, бернардинцев.

В начале XVIII в. римско-католический орден пиаров открывает пиарские школы (коллегиумы, училища). Ориентируясь в своей деятельности на иезуитов, эти школы принимают детей всех сословий, но особой популярностью они пользовались у шляхты. Обучение в них было бесплатным и велось на польском языке. Историки считают, что из католических орденов только иезуиты могли соперничать с пиарами на педагогическом поприще.

В середине XVIII в. прогрессивный польский деятель С. Канарский провел реформу пиарских школ. В 1755 г. он издал работу «Ordnationis visitationis apostalicae», в которой были разработаны правила приема, методы преподавания, давались советы по воспитанию, по использованию учебников, излагались обязанности воспитанников. Канарский внес изменения в содержание школьного образования. В основу программы обучения в пиарских школах были положены польский язык и произведения польских авторов, история Польши, всемирная история и география, общественные и естественные науки, математика.

Попытка осуществить общую реформу просвещения в Речи Посполитой была предпринята в 70-х гг. XVIII в. Эдукационной комиссией (1773-1794) - государственным органом управления системой образования. Деятельность комиссии проходила в сложных условиях. Система просвещения в Речи Посполитой представляла собой разнообразные типы школ, принадлежащие монашеским орденам. Их основной контингент составляли дети шляхты. Школы для низших сословий практически отсутствовали. Комиссия разработала план преобразований в области просвещения - «Устав, предписанный комиссией народного просвещения для академий и школ Речи Посполитой». По Уставу школа должна была стать бессословной и светской. Эдука- ционная комиссия предприняла попытку отделить школу от церкви: общее управление образованием изымалось из рук духовенства, преподавание теологии в стенах школы было запрещено. Содержание школьного образования было пересмотрено. Так, в частности, большое значение отводилось предметам естественного цикла, математике, связи преподавания с практикой. Гуманитарные предметы были представлены языками (польский и латынь), историей, законоведением, логикой, риторикой и др. Подчеркивалась важность физического воспитания. Вместе с тем авторы документа проигнорировали вопрос о женском образовании.

За 20 лет своей деятельности Эдукационная комиссия открыла 20 школ. Однако проведение реформы натолкнулось на ряд препятствий: нехватку подготовленных педагогов, непоследовательность и противоречивость действий комиссии, неспособность реализовать намеченный план. Против новой системы просвещения выступило католическое духовенство и консервативная часть помещиков. Они сорвали организацию приходских школ для крестьян. Декларированный принцип бессословного образования так и не был внедрен.

Реформа просвещения в условиях политической нестабильности, внутренних междоусобиц в стране вряд ли могла быть успешной. В результате разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) белорусские земли отошли России и были объединены в пять губерний (Витебскую, Могилевскую, Минскую, Гродненскую, Виленскую). Вхождение в состав Российской империи подвело черту под целым историческим периодом и ознаменовало собой новую страницу в истории просвещения на белорусских землях.

Вопросы и задания

  • 1. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?
  • 2. Назовите общие и специфические черты воспитания в Спарте и Афинах.
  • 3. Проанализируйте основные педагогические идеи, выдвинутые в учениях великих древнегреческих философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.
  • 4. Дайте сравнительную характеристику древнегреческой и древнеримской систем воспитания.
  • 5. В чем вы видите влияние традиций греко-римского воспитания на становление и развитие современной европейской практики образования?
  • 6. Охарактеризуйте основные типы, устройство и программы обучения церковных школ раннего Средневековья.
  • 7. Назовите дисциплины, входившие в курс «семи свободных искусств».
  • 8. Какие рыцарские добродетели формировала система рыцарского воспитания?
  • 9. На основе публикаций в журнале «ALMA MATER» (1997. № 6-10) подготовьте сообщения об устройстве и содержании образования в первых европейских университетах.
  • 10. Проанализируйте развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения.
  • 11. В чем заключалась самобытность воспитания в Древней Руси?
  • 12. Почему древнерусское государство не унаследовало традиций античного образования? Аргументируйте свой ответ.
  • 13. Какие литературные памятники являются источниками сведений о воспитании в Киевской и Московской Руси?
  • 14. Охарактеризуйте развитие школьного дела на белорусских землях в период Великого княжества Литовского.
  • 15. На основе материалов энциклопедического справочника «Асветшю зямл1 Беларускай (X-XIX ст.)» и дополнительных источников подготовьте жизнеописания белорусских просветителей В. Тяпинского, Л. Зизания. К. Лыщинского.
  • 16. Подготовьте сообщение о деятельности братских школ на территории Беларуси, используя материалы учебных пособий .
  • 17. Что вы знаете о деятельности Эдукационной комиссии?

Основная литература

  • 1. Андрэева Е.Г. Псторыя педагогий: Вуч. дап. У 3 ч. Ч. II. Мн., 1993.
  • 2. Асвета и педагапчная думка у Беларусь Са старажытных часоу да 1917 г. Мн.: Нар. асвета. 1984.
  • 3. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи в Древней Греции и Риме. М.: Высш, шк., 1988.
  • 4. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999.
  • 5. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1962.
  • 6. История Древней Греции. М.: Высш, шк., 1986.
  • 7. История педагогики: Учеб, пособие / Под ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997.
  • 8. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. 2-е изд. Петербург, 1915.
  • 9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник. М.: Просвещение, 1982.
  • 10. Корнетов Г. Б. Воспитание в первобытном обществе. М., 1993.
  • 11. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования: Учебник. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.
  • 12. Латышина Д.И. История педагогики: Учеб, пособие. М.: Гардарики, 2002.
  • 13. Мещеряков В.П. Братские школы Белоруссии. Мн., 1977.
  • 14. Нарысы ricTopbii народнай асветы i педагапчнай думю у Беларусь Мн.: Нар. асвета, 1968.
  • 15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. ЭД. Днепров. М.: Педагогика, 1989.
  • 16. Плутарх. Застольные беседы. Л.: Наука, 1990.
  • 17. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1.
  • 18. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. Ч. 1.

Дополнительная литература

Алексеев Л.В. Полоцкая земля в IX-XII вв. (Очерки истории Северной Белоруссии). М., 1966.

Антология педагогической мысли Белорусской ССР / Сост. Э.К. Дорошевич и др. М.: Педагогика, 1986.

Арлоу У.А. Еуфрасшня Полацкая. Мн.: Мает, лггаратура, 1992.

Асветнш зямл1 Беларускай (X-XIX ст.): Энцыклапедычны даведшк. Мн.: Бел. энцыклап., 2001.

Ботвинник М.Б. Лаврентий Зизаний. Мн.: Наука и техника, 1973. Короткий В.Г. Творческий путь Мелентия Смотрицкого. Мн.: Наука и техника, 1987.

Мельникау А. Юрыл, ешскап Тураускь Мн., 1997.

Очерки истории и культуры Беларуси IX - начала XX вв. Мн., 1996. Парашкоу С.А. Адукацыя i асвета Беларуа пасля далучэння яе да Расшскай iMnepbii (канец XVIII - першая палова XIX ст): Вуч. дап. Магшеу, 1998.

Петухова Е.Л. Развщцё асветы i педагапчная думка на Беларусь са ста- ражытных часоу да XVIII ст.: Вуч. дап. Магшеу, 2004.

Подокшин С.А. Франциск Скорина. М.: Мысль, 1981.

Подокшин С.А. Скорина и Будный: очерк философских взглядов. Мн., 1974.