Литературные направления в русской литературе возникли. Основные литературные направления Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Признаки литературного направления Объединяют писателей определённой исторической

с. 1
Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в РЛ 18-19 веков (повторение). 9 класс.

Цели урока: А) Углублять знания о классицизме и сентиментализме, дать понятия о романтизме и реализме как художественных направлениях, учить сопоставлять разные направления, выявляя своеобразие каждого, при этом обращаясь к произведениям литературы; совершенствовать знание произведений литературы 19-го века.

Б) Воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства.

В) Развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки.

Ход урока

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. 19 век – это время формирования русского литературного языка.

Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

Поэтому обратимся вновь к классицизму.

Сообщение о классицизме.

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в русской поэзии.

Обратимся к сентиментализму. Где Доминантой «человеческой природы» объявляется чувство, а не разум и это отличает сентиментализм от классицизма.

Сообщение о сентиментализме

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Романтизм (кон XVIII века - первой половины XIX века) утверждает самоценность духовно-творческой жизни личности, изображает сильные (зачастую бунтарские) страсти и характеры, одухотворённую и целительную природу.

Сообщение о романтизме

Романтизм имел огромное значение для развития литературы. Поэты-романтики своим творчеством оказывали содействие популяризации фольклора, заботились о его признании. Произведения этих поэтов и до сих пор интересные нам. Они очаровывают нас своей неповторимостью, народнопесенным совершенством.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности, но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы.

Постепенно, в 30е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма.

Сообщение о реализме

Русская литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков. В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского обществахарактерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.


Работа по карточкам. Всем ученикам раздаются карточки, учитель объясняет задание (прочитать характеристику одного из направлений, вписать ответ).

Проверка каждого из 8-ми заданий проводится коллективно с обсуждением.

б) Вопросы : Какие произведения классицизма вы знаете? Какую романтическую поэму вы изучали в 8-ом классе? Какое эпическое произведение Пушкина написано в традициях реализма?

в) «Путешествие в незнаемое». (Закрепление литературоведческих понятий и расширение читательского кругозора).

Учитель читает отрывки из произведений, ученики определяют, к какому худ. направлению они относятся. (См. Приложение).

1.Повесть А.Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин».

2. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

3. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель».

Обобщение.

Учитель : Мы с вами сегодня перенеслись почти на 2 столетия назад.

Как вы считаете, могут ли эти произведения взволновать, заинтересовать, тронуть современного читателя и зрителя?

Что дорого нам в искусстве ушедших эпох? (Человечность, гуманизм, внутренний мир человека).

Литература учит нас видеть «души изменчивой приметы». Впереди у нас с вами знакомство с новыми писателями, поэтами и их произведениями.


КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ.

Задание : впишите название художественного направления.

8.____________________________обратился не только к художественно точному изображению действительности во всем многообразии ее проявлений: событий, характеров, природы, вещей, явлений, но и к поиску и художественному анализу закономерностей, которые действуют в жизни.
КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ.

Задание : впишите название художественного направления.

1. ________________________выдвигал на первый план человеческое чувство, способность человека эмоционально воспринимать и переживать.

2. Для_________________________ характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

3. __________________________отличает подчеркнутый интерес к личности, человеческой индивидуальности, пафос свободы, независимости, героика протеста, стремление к совершенству и обновлению. Писатели не ставили задачу воспроизвести действительность, а стремились выразить свое отношение к ней.

4. В литературе__________________________изображалась не столько сама действительность, сколько ее отражение в чувствах повествователя и персонажей. Главными действующими лицами могли быть и «простые люди». Достоинство человека писатели усматривали в способности чувствовать, переживать.

5. В основе _______________________лежит стремление к жизненной правде художественных образов.

6. __________________________как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности: древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

7. __________________________герой - человек исключительный, с сильными, неукротимыми страстями, не признающий законов, которым подчиняются другие. Исключительность характеров сочетается с исключительностью событий и конфликтов, их особым драматизмом и напряженностью.

8.____________________________обратился не только к художественно точному изображению действительности во всем многообразии ее проявлений: событий, характеров, природы, вещей, явлений, но и к поиску и художественному анализу закономерностей, которые действуют в жизни.

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Лиза спала очень худо. Новый гость души ее столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве... Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом - и если бы он теперь мимо мен гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо:

«Здравствуй, любезный пастушок. Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою... Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом.

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованием и собственной прихотью, - когда все уже отдохнуло после департаментского скрипенья перьями, беготни, когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматривание кое-каких шляпенок; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней, - словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в вист, прихлебывая чай с копеечными сухарями, - Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

Пушкин «Погасло дневное светило» волнение океана пробуждает в поэте воспоминания о его прошлых «желаниях и надеждах» , о прошлой «безумной любви» , которую он не в силах забыть, и бесконечно сильное стремление к новым впечатлениям. Не только о море, но и о волнении души поэта написаны строки этого стихотворения:


Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан

Я вижу берег отдалённый,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я;

Воспоминаньем упоённый...

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...

В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и душа в волнении.
Повесть А.Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»

Ваша воля - читать или не читать меня; моя - писать, как вздумается... Перо мое - смычок самовольный, помело ведьмы, конь наездника. Да, верхом на пере я вольный казак, я могу рыскать по бумаге без заповеди куда глаза глядят. Я так и делаю: бросаю повода и не оглядываюсь назад, не рассчитываю, что ждет впереди. Знать не хочу, заметает ли ветер след мой, прям или узорен след мой. Перепрянул через ограду, переплыл за реку - хорошо; не удалось - тоже хорошо. Я доволен уже тем, что наскакался по простору, целиком, до устали. Надоели мне битые укаты ваших литературных теорий... Степи мне, бури! Легок я мечтами - лечу в поднебесье; тяжек ли думами - ныряю в глубь моря..


Русский классицизм

В России становление классицизма происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции.

Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта, который накопил западноевропейский классицизм.

Своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей.

Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей классицистов придает их произведение жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются в их произведениях.

Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.

Утверждению классицизма способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Сентиментализм в России.

Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Руссо и др. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802) и др.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.
Романтизм

В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Главными признаками романтизма является преимущество внутреннего над внешним, уникального над типичным, чувствительного над рациональным. Создаются новые жанры.

Персонажи романтических произведений - мужественные и упорные герои-патриоты, люди, которые достигли внутренней гармонии и единства с природой. Очень распространенным в творчестве романтиков является психологический параллелизм: человек изображается рядом с природой, с которой он находится в тесной связи. Известнейшими представителями романтизма были Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. В 1808 вместе с вышедшей из под его пера баллады «Людмила» в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание - романтизм.

Наибольшую интенсивность это направление приобрело в 30-х – нач. 40-х гг. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова.

В его поэзии основной конфликт романтизма - противоречие между идеалом и действительностью - достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в.

Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека - глубокий и противоречивый. Ключевая тема в творчестве Лермонтова- тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире.


Реали́зм

Реали́зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина(по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе)-историческая драма "Борис Годунов", повести "Капитанская дочка","Дубровский","Повести Белкина",а также роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени"

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
с. 1

Классицизм (от лат. “classicus” – образцовый) одно из важнейших направлений искусства, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов и единств. Правила классицизма призваны обеспечивать главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. Свою историю классицизм ведет с конца 16-го столетия. Он просуществовал до начала 19-го века, пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре с конца 18-го века и до первой половины 19 века. Зародился в Германии. Характеризуется утверждением духовно-творческой жизни личности, изображением сильных и бунтарских страстей и характеров, одухотворенной и целительной природой.

Философия романтизма . Категория возвышенного является центральной для романтизма и была сформулирована Кантом в работе «Критика способности суждения». Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить все «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку и к возвращению к своим корням и природе. Для романтических произведений характерно отвержение рациональности и жестких литературных правил.

Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества.

Что такое «сюрреализм» как культурное явление? Сюрреализм и психоанализ. Основные техники и идеология сюрреализма, представления сюрреалистов о творчестве. Идейное и функционально-прагматичное значение сюрреализма для современной социокультурной ситуации.

Сюрреализм – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции. Отличительные особенности: использование аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основателем сюрреализма считают Босха.



Аллюзия – стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намек на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закрепленный в текстовой культуре или в разговорной речи.

Основным понятием сюрреализма является сюрреальность – совмещение сна и реальности. Сюрреалисты предлагали противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made ».

Термин «ready-made» в контексте изобразительного искусства впервые использовал французский художник Марсель Дюшан в 1913г. для обозначения своих произведений, представляющих собой предметы обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства, т.е. перемещение предмета из нехудожественного пространства в художественное. Первый «ready-made» Дюшана – «Велосипедное колесо» (1913г.) «Он взял бытовое стандартное изделие, поместил его в необычную среду, да так, что в новой обстановке исчезло его привычное значение. Благодаря новому взгляду и новому названию, он создал новую идею предмета», - писала Беатрис Вуд.

Например, поэт Вера Павлова переписывает в виде стихотворения заметку из энциклопедического словаря. Такое «заимствование» получило название «found poetry» - найденная поэзия.

Что такое «автоматическое письмо» и «бессознательное творчество»? «Автоматическое письмо» в рамках эстетических и психиатрических представлений. «Бессознательное творчество» как творческий принцип. Идейное и функционально-прагматическое значение сюрреализма для современной социокультурной ситуации.

Главная категория сюрреалистической эстетики, главный технический прием, метод сюрреализма – автоматическое письмо, т.е. творчество без контроля сознания, когда скорость письма опережает скорость рефлексии автора. Подсознание для сюрреалистов – это единственный источник истины.

Автоматическое письмо – это скоростное письмо «по диктовку» бессознательного, неосознанное записывание всего, что приходит в голову, фиксация галлюцинаций, сновидений, грез – любых образов воображения.

Главное условие автоматического письма – скорость письма и никаких поправок. Бретон считал, что автоматическое письмо не только овеществление, вербализация мысли, а «мысле-говорение».

Теория автоматического письма связана с особым статусом поэта: поэт как нейтрально-посторонний регистрирующий аппарат.

Следует отметить, что зачастую сюрреалистические произведения возникали как результат коллективного творчества.

1) ориентации на мифологическое творчество;

2) следствие автоматизма;

3) одно из условий работы – «интересы группы превыше интересов отдельного человека» и с собственными интересами нужно было расстаться;

Формулируя принципы автоматического письма, теоретики сюрреализма опирались на учение французского философа-интуитивиста Анри Бергсона и на психоанализ Фрейда и Юнга. В основе автоматического письма лежит метод свободных ассоциаций, впервые примененный Фрейдом на психоаналитических сеансах. Принцип психоанализа, разработанный Фрейдом, основывался на методе свободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова или образа, высказывает все, без разбору мысли, которые приходят ему в голову. Так же рождается и сюрреалистическое произведение: оно возникает в результате произвольного, с точки зрения логики, соединения в тексте различных слов и образов.

Чем характерен «Серебряный век» российской культуры? Социальный и идейный контекст «Серебряного века» российской культуры. Изменение статуса «творца» и «творчества» в России в период «Серебряного века».

В период «Серебряного века» люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни.

«Серебряный век» - это век противопоставлений. Основное противопоставление этого периоды – оппозиция природы и культуры. Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей «Серебряного века», считал, что победа культуры над природой приведет к бессмертию, так как «смерть есть явная победа бессмыслия над смыслом, хаоса над космосом».

Помимо этого тесно связывались проблемы смерти и любви. «Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания», - считал Соловьев.

Многие люди стремились вырваться за пределы обыденной жизни, в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубокая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей «Серебряного века» трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру.

В литературе реалистическое направление на рубеже 20 века продолжали Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, создавшие свои лучшие произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными проблемами и заботами.

Русская литература начала 20-го века породила замечательную поэзию. Одним из направлений поэзии этого времени являлся символизм. Для символистов (А.Блок, З.Гиппиус), веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Представители этого направления считали, что «символы» и «мистические содержания» произведений – это основа нового искусства.

Позднее появляется новое течение в поэзии, которое получило название «акмеизм». Это направление сформировалось в кружке «Цех поэтов». В него входили Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам и др. Они акцентировали внимание на самоценность реальной действительности. Для этого направления поэзии характерна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, живописная яркость изобразительно-выразительных средств.

В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии, которое получило название «футуризм». Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции. Им свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов так называемому «общественному вкусу и здравому смыслу». Также представители этого направления (В.Хлебников, В.Маяковский) любили экспериментировать со словом.

Чем отличается «психология восприятия», «психология мышления», «психология принятия решений» от «психологии творчества»? Основные принципы и разделы классической, или «функциональной психологии». Попытки использования «психологии восприятия» и подобных направлений психологии для анализа творчества и искусства.

Психология восприятия – раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств.

Психология мышления – раздел психологии, исследующий мышление как один из психических процессов, направленный на решение проблемных ситуаций, задач и заключающийся в обобщенном и опосредованном познании действительности. Мышление характеризует не чувственный (ощущение, восприятие, представление), а абстрактно-логический уровень познавательной деятельности человека. С помощью мыслительных процессов: анализ, синтез, обобщение и др., умственных операций (действий) и форм мышления перерабатываются сенсорно-перцептивные данные. Результатом такой переработки является отражение реальности в понятиях, суждениях, теориях и др. Один из важнейших вопросов психологии мышления – описание содержания мыслительной активности. В современной психологии мышление рассматривают как высший психический процесс. В содержание мышления входят:

1) мыслительные процессы (анализ, синтез, абстрагирование);

2) мыслительные действия, операции (математические операции – сложение, вычитание);

3) формы мышления (понятие, суждение, умозаключение);

4) система знаний и понятий, взаимосвязанных между собой и используемых субъектом при решении задач;

5) обобщенные личностные характеристики, актуализирующиеся в ходе мышления (мотивация).

Принятие решений практически всеми психологами признается центральным моментом управления. Именно по этому критерию определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного. Принятие решения – это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и выбор средств для ее реализации.

Психология принятия управленческих решений характеризуется рядом психологических закономерностей:

1) для лица, принимающего решения индивидуально:

· способность принять решение в трудных условиях (ограниченное время, высокий риск);

· ограниченная рациональность (когда субъективные пристрастия ограничивают ход мыслей);

· феномен Ирвина (завышение значимости и вероятности получения желаемого результата, а нежелательного – занижение);

· аналитический паралич (когда усилия по поиску решения долго концентрируются на определенном этапе);

· ослепление решением (сдвиг с цели решения на средство ее достижения);

· феномен излюбленной альтернативы (когда используется метод, с помощью которого ранее уже были достигнуты положительные результаты).

2) Для группового принятия решений:

«групсинг» (когда у людей в группе деформируется индивидуальное решение, и присутствует иллюзия невиновности за некачественное решение);

безусловная вера в исповедуемые группой нормы поведения;

стереотипный взгляд на участника группы (характеризуется открытым давлением на тех, кто мыслит в группе индивидуально).

Психология творчества (англ. psychology of creative activity) – раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни. Также психология творчества занимается вопросами формирования, развития и структуры человеческого потенциала.

Основные разделы психологии:

§ Общая психология;

§ Социальная психология;

§ Возрастная психология;

§ Педагогическая психология;

§ Психология труда;

§ Психолингвистика;

§ Дифференциальная психология;

§ Психометрия;

§ Психофизиология;

§ Психология управления.

Функциональная психология – направление в психологии, которое рассматривает психическую жизнь и поведение человека с точки зрения его активной и целеустремленной адаптации е условиям окружающей среды. (Основополагающие идеи функциональной психологии принадлежат к эволюционному учению, разработанному Ч.Дарвином и Г.Спенсером).

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  • Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный )–художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIIIвека, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

    В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи,писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную,писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.

    Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

    События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

    Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н.М. Карамзин.

    От сентиментализма«распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

    Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.

    Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

    Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

    Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков

    Романтизм (от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное ) –художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.


    Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии.., это мир.., населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»

    Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

    - Русская литература первой половины XIX века

    Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена художественных направлений. Господствующие эстетические принципы успевали несколько раз трансформироваться в течение жизни одного поколения. Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе явилась пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII в. сочетаются, как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма. В начале века в Европе и в России формируется романтизм - течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому Герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. Для романтиков в творчестве главной задачей является не столько точное воспроизведения реальности, сколько создание «идеала», черты которого обычно придаются главному действующему лицу и отражают отношения автора к действительности.

    Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), поэта, чьи полные меланхолии, народных мотивов и мистических образов произведения (баллады «Людмила» 1808 г., «Светлана» 1812 г.) стали образцами стиля новой литературы. Для романтиков характерен интерес к истории. Помимо него представителями романтизма были поэты-декабристы К. Ф. Рылеев , В. К. Кюхельбекер , А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Одоевский . Идейная основа их творчества, конечно, очень отличается от романтизма Жуковского. В ней преобладает поэзия борьбы, свободы, она гораздо более оптимистична. Иначе как романтическими нельзя назвать и ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841).

    Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к различным художественным направлениям. Ранний Пушкин - романтик, в его произведениях можно даже обнаружить некоторое влияние сентиментализма. В то же время он считается родоначальником русского реализма. Его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни». Помимо «Онегина» выдающимися образцами реализма в творчестве А. С. Пушкина являются историческая драма «Борис Годунов» , повести «Капитанская дочка» , «Дубровский» .

    Традиции Пушкина в литературе продолжил его младший современник М. Ю. Лермонтов . Ранние произведения Лермонтова - это в основном любовная лирика. Однако со временем в его поэзию наряду с темой трагичной, несчастной любви входит гражданская тематика. Известность ему принесло стихотворение «На смерть поэта» , посвященное гибели А. С. Пушкина. За ним последовали «Родина» , «Бородино» . Как и его великий предшественник, М. Ю. Лермонтов в своем творчестве сочетал романтизм и реализм. Поэзия романтического одиночества и противостояния миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон» . Вершиной лермонтовского реализма считается роман «Герой нашего времени» . Драматургия М. Ю. Лермонтова представлена пьесой «Маскарад» , написанной в 1835 г.

    Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением позиций реализма. Важной вехой в этом процессе было творчество Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). Его считают первым писателем так называемой «натуральной школы» в русской литературе, т.е. того течения, которое сейчас принято именовать «критическим реализмом». Наследие Н. В. Гоголя многообразно. Это и колоритные зарисовки быта малоросских помещиков в повестях «Миргород» , и наполненные фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на хуторе близ Диканьки» , и мистичные «Петербургские повести» в которых гротеск, фантастика («Нос» ) сочетаются с пронзительно реалистичным изображением жизни задавленного жизнью «маленького человека» («Шинель» ). В 1835 г. Н. В. Гоголь закончил комедию «Ревизор» , сюжет которой был подсказан ему А. С. Пушкиным. Комедия без положительного героя, в образах вороватых провинциальных чиновников она демонстрировала портрет всей чиновно-самодержавной Российской империи. Своеобразным сочетанием сатиры и лирики, реализма и гротеска является неоконченное произведение Н. В. Гоголя «Мертвые души» , названное самим писателем поэмой.

    Особое значение, которое приобрела в I половине XIX в. литература, обусловило появление литературной критики как самостоятельного жанра. Высшие достижения в этой сфере связаны с именем Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848), значение творчества которого выходит далеко за пределы узколитературоведческих вопросов. В. Г. Белинский был одним из тех мыслителей, усилиями которых утверждалось высокое гражданственное звучание русской литературы. Во многом благодаря В. Г. Белинскому литературная критика в России стала пространством идейной борьбы, форумом, на котором обсуждались важнейшие вопросы жизни общества, трибуной, с которой передовые идеи шли в массы.

    - Русская литература второй половины XIX века

    Во второй половине XIX века литература приобретает огромное значение в общественной и культурной жизни России. В литературе видели не только область художественного творчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период находили живой отклик в творчестве русских писателей. К их мнению прислушивались. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени.

    Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм . Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова.

    Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, получившей название «Записки охотника» . Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворянское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.).

    Судьбы русского дворянства нашли отражение в творчестве И. А. Гончарова . Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный «встать с дивана» Илья Ильич Обломов («Обломов» , 1859 г.); образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский («Обрыв» , 1869 г.). Гончарову удалось создать образ весьма типичной породы людей, показать распространенное явление общественной жизни того времени, получившее с подачи литературного критика Н. А. Добролюбова название «обломовщина».

    На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828-1910). Титаническая личность Толстого представляет собой характерную для русской культуры фигуру автора, для которого литература была тесно связана с общественной деятельностью, а исповедуемые идеи пропагандировались прежде всего примером собственной жизни. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство» , «Отрочество» , «Юность» , кавказские и севастопольские рассказы ), проявился мощный талант. В 1863 году выходит повесть «Казаки» , ставшая важным этапом в его творчестве. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863-1869 гг.) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Картины семейного быта, любовная линия, характеры людей переплетаются с масштабными полотнами исторических событий. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была «мысль народная». Народ показан в романе как творец истории, народная среда как единственно верная и здоровая почва для любого русского человека. Следующий роман Л. Н. Толстого - «Анна Каренина» (1874-1876 гг.). В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социальных и нравственных вопросов современности. Третий великий роман великого писателя - «Воскресение» (1889-1899 гг.), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании».

    Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского («Свои люди - сочтемся», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Гроза» и пр.) и А. В. Сухово -Кобылина (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).

    Важное место в литературе 70-х гг. занимает М. Е. Салтыков -Щедрин , сатирическое дарование которого с наибольшей силой проявилось в «Истории одного города» . Одно из лучших произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» повествует о постепенном распаде семьи и вымирании помещиков Головлевых. В романе показана ложь и абсурд, лежащая в основе отношений внутри дворянского семейства, что и приводит их в конечном итоге к гибели.

    Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные, иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание» , «Братья Карамазовы» , «Бедные люди» , «Идиот» ).

    Новым этапом в развитии реализма в русской литературе было творчество Антона Павловича Чехова (1860-1904). Талант А. П. Чехова проявился прежде всего в небольших по объему рассказах, в которых писатель изумительно точно, с тонким юмором и легкой грустью показал жизнь обыкновенных людей - провинциальных помещиков, земских врачей, уездных барышень, за монотонным течением жизни которых вставала настоящая трагедия - несбывшиеся мечты, нереализованные стремления, оказавшиеся никому не нужными сила, знания, любовь. Писал А. П. Чехов и для театра. Им были созданы прекрасные пьесы («Три сестры» 1900 г., «Вишневый сад» 1903 г.), в которых, как и в рассказах, за внешней простотой сюжета скрывалось глубокое содержание. Драма человеческой жизни - страшная в своей повседневной безысходности.

    Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878). Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина - таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо» , 1866-1876 гг.) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. Кроме того, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью. Он издавал журналы «Современник» , «Отечественные записки» , на страницах которых впервые увидели свет произведения многих в последствии знаменитых русских писателей.

    Особое место в литературе II половины XIX в. занимает лирика. Поэзия русской природы, любви, не лишенная в то же время гражданского звучания, нашла выражение в творчестве Ф. И. Тютчева , А. А. Фета , А. Н. Майкова .