Краткое описание ольги ильинской в романе обломов. Сочинения. Характеристика личностных качеств

ОБЛОМОВ

(Роман. 1859)

Ильинская Ольга Сергеевна - одна из главных героинь романа, яркий и сильный характер. Возможный прототип И. - Елизавета Толстая, единственная любовь Гончарова, хотя некоторые исследователи отвергают эту гипотезу. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

С того времени, как осиротела, И. живет в доме своей тетки Марьи Михайловны. Гончаров подчеркивает быстрое духовное созревание героини: она «как будто слушала курс жизни не по дням, а по часам. И каждый час малейшего, едва заметного опыта, случая, который мелькнет, как птица, мимо носа мужчины, схватывается неизъяснимо быстро девушкой».

И. и Обломова знакомит Андрей Иванович Штольц. Как, когда и где встретились Штольц и И., неизвестно, но отношения, связывающие этих персонажей, отличаются искренней взаимной тягой и доверием. «...В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато ее и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки... Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе...»

Штольц приводит Обломова в дом И. не случайно: зная, что она обладает пытливым умом и глубокими чувствами, он надеется, что своими духовными запросами И. сумеет пробудить Обломова - заставит его больше и разборчивее читать, смотреть, узнавать.

Обломов в одну из первых же встреч захвачен ее удивительным голосом - И. поет арию из оперы Беллини «Норма», знаменитую «Casta diva», и «это уничтожило Обломова: он изнемог», все более и более погружаясь в новое для себя чувство.

Литературная предшественница И. - Татьяна Ларина («Евгений Онегин»). Но как героиня иного исторического времени, И. более уверена в себе, ум ее требует постоянной работы. Это отмечал еще Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?»: «Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни... В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину...»

Но этого И. в романе не дано, как не дано развеять явления иного порядка схожей с нею героине Гончарова Вере из «Обрыва». Характер Ольги, сплавленный одновременно из силы и слабости, знания о жизни и неумения этим знанием одарить других, получит развитие в русской литературе - в героинях драматургии А. П. Чехова - в частности, в Елене Андреевне и Соне Войницкой из «Дяди Вани».

Главное свойство И., присущее многим женским персонажам русской литературы прошлого столетия, - не просто любовь к конкретному человеку, а непременное желание изменить его, поднять до своего идеала, перевоспитать, привив ему новые понятия, новые вкусы. Обломов оказывается для этого самым подходящим объектом: «Она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать письма в деревню, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, - словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

Здесь можно сравнить ее характер с характером Лизы Кали-тиной из романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», с Еленой из его же «Накануне». Перевоспитание становится целью, цель увлекает настолько, что отодвигается в сторону все остальное, а чувство любви постепенно подчиняется учительству. Учительство же в каком-то смысле укрупняет и обогащает любовь. Именно от этого и происходит в И. та серьезная перемена, что так поразила Штольца при встрече с ней за границей, куда она вместе с теткой приехала после разрыва с Обломовым.

И. сразу понимает, что в отношениях с Обломовым ей принадлежит главная роль, она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Жизнь словно просыпается в И. вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. И. словно проверяет на нем свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Ее незаурядные ум и душа требуют все более и более «сложной» пищи.

Не случайно в какой-то момент Обкомов видит в ней Корделию: все чувства И. пронизывает простая, естественная, как у шекспировской героини, гордость, побуждающая осознавать сокровища своей души как счастливую и заслуженную данность: «Что я раз назвала своим, того уже не отдам назад, разве отнимут...» - говорит она Обломову.

Чувство И. к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Обломов постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что И. «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает его, любуется, потом положит и забудет». Когда Илья Ильич говорит героине, что она умнее его, И. отвечает: «Нет, проще и смелее», высказывая тем самым едва ли не определяющую линию их отношений.

И. вряд ли сама ведает, что испытываемое ею чувство более напоминает сложный эксперимент, нежели первую любовь. Она не говорит Обломову о том, что улажены все дела по ее имению, с одной лишь целью - «...доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадет с него гнет, как он не устоит перед близким счастьем...». Но, как всякий эксперимент над живой душой, этот опыт увенчаться успехом не может.

И. необходимо увидеть своего избранника на пьедестале, выше себя, а это, согласно авторской концепции, невозможно. Даже Штольц, за которого после неудачного романа с Обломо-вым И. выходит замуж, только временно стоит выше, чем она, и Гончаров это подчеркивает. К финалу становится ясно, что И. перерастет своего мужа и по силе чувств, и по глубине размышлений о жизни.

Осознав, насколько далеко расходятся ее идеалы с идеалами Обломова, мечтающего жить согласно старинному укладу родной Обломовки, И. вынуждена отказаться от дальнейших экспериментов. «Я любила будущего Обломова! - говорит она Илье Ильичу. - Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты прячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю!» Это «что-то» не оставит И.: даже пережив разрыв с Обломовым и счастливо выйдя замуж за Штольца, она не успокоится. Наступит момент, когда и Штольц окажется перед необходимостью объяснять жене, матери двоих детей, таинственное «что-то», не дающее покоя ее мятущейся душе. «Глубокая бездна ее души» не пугает, но тревожит Штольца. В И., которую он знал почти девочкой, к которой испытывал сначала дружбу, а потом и любовь, он постепенно обнаруживает все новые и неожиданные глубины. Привыкнуть к ним Штольцу трудно, потому его счастье с И. представляется во многом проблематичным.

Бывает, что И. овладевает страх: «Она боялась впасть во что-нибудь похожее на обломовскую апатию. Но как она ни старалась сбыть с души эти мгновения периодического оцепенения, сна души, к ней нет-нет да подкрадется сначала греза счастья, окружит ее голубая ночь и окутает дремотой, потом опять настанет задумчивая остановка, будто отдых жизни, а затем смущение, боязнь, томление, какая-то глухая грусть, послышатся какие-то смутные, туманные вопросы в беспокойной голове».

Эти смятения вполне соотносятся с финальным размышлением автора, заставляющим задуматься о будущем героини: «Ольга не знала... логики покорности слепой судьбе и не понимала женских страстишек и увлечений. Признав раз в избранном человеке достоинство и права на себя, она верила в него и потому любила, а переставала верить - переставала и любить, как случилось с Обломовым... Но теперь она уверовала в Андрея не слепо, а с сознаньем, и в нем воплотился ее идеал мужского совершенства... Оттого она не снесла бы понижения ни на волос признанных ею достоинств; всякая фальшивая нота в его характере или уме произвела бы потрясающий диссонанс. Разрушенное здание счастья погребло бы ее под развалинами, или, если б еще уцелели ее силы, она бы искала...»

Ольга Ильинская - светская барышня, она, как и Наденька Любецкая, знает жизнь с ее светлой стороны; она обеспечена и не интересуется особенно, откуда берутся ее средства. Ее жизнь, однако, гораздо содержательнее, чем жизнь Наденьки или жены Адуева-старшего; она занимается музыкой и проделывает это не по моде, а потому, что способна наслаждаться красотой искусства; она очень много читает, следит за литературой, за наукой. Ее ум постоянно работает; в нем один за другим возникают вопросы и недоумения, и Штольц с Обломовым еле успевают прочитывать все необходимое для объяснения интересующих ее вопросов.

Вообще в ней преобладает голова над сердцем, и в этом отношении она очень подходит к Штольцу; в ее любви к Обломову главную роль играет рассудок и чувство самолюбия. Последнее чувство вообще является одним из главных двигателей ее. Во многих случаях высказывает она это чувство самолюбия: она «плакала бы и не уснула ночь, если бы Обломов не похвалил ее пения»; самолюбие ей мешает расспрашивать прямо Обломова о предметах, ей не вполне понятных; когда Обломов после сорвавшегося невольно признания в любви говорит ей, что это неправда, он сильно затрагивает ее самолюбие; она боится показаться Штольцу «мелкой, ничтожной», рассказывая ему о бывшей любви к Обломову. Она встречается с Обломовым и принимается за его оживление; ей нравится роль спасительницы, столь излюбленной вообще женщинами. Она увлекается своей ролью и увлекается, вместе с тем, Обломовым. Это увлечение продолжается до тех пор, пока последний проявляет признаки деятельности и жизни, как будто действительно собираясь отрешиться от своей лени, застоя; вскоре, однако, Ольга убеждается, что Обломов безнадежен, что все ее старания не могут увенчаться успехом, и с горечью должна признаться, что она оказалась несостоятельной, недостаточно сильной в деле его оживления. Тут она сама видит, что любовь ее не была непосредственной сердечной привязанностью, а скорее рассудочной, головной любовью; она любила в Обломове свое творение, будущего Обломова. Вот что говорит она ему в минуту расставания: «Мне так больно, так больно... Но я не раскаиваюсь. За гордость я наказана. Я слишком понадеялась на свои силы. Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уже давно умер. Я не предвидела этой ошибки. Я все ждала, надеялась... Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела... что указал мне Штольц, что мы выдумали вместе с ним... Я любила будущего Обломова».

После разрыва с Обломовым она становится женой Штольца. Последний принимается за ее «довоспитание», заключающееся в подавлении в ней молодых порывов и воспитания в ней «строгого понимания жизни». Это ему наконец удается, и они как будто счастливы; но Ольга все же не вполне спокойна, ей недостает чего-то, она стремится к чему-то неопределенному. Это чувство она не может заглушить в себе ни развлечениями, ни удовольствиями; муж объясняет это нервами, мировым недугом, общим для всего человечества, брызнувшим на нее одной каплей. В этом стремлении к чему-то неопределенному сказалась особенность натуры Ольги, ее неспособность оставаться на одной ступени, стремление к дальнейшей деятельности, совершенствованию.

Образ Ольги - один из оригинальных образов в нашей литературе; это женщина, стремящаяся к деятельности, неспособная оставаться пассивным членом общества.

Н. Дюнькин, А. Новиков

Источники:

  • Пишем сочинения по роману И. А. Гончарова «Обломов». - М.: Грамотей, 2005.

Кто является положительным героем романа И. А. Гончарова «Обломов»?

I. Вступление

Положительный герой – персонаж, вызывающий автор­ские симпатии и в той или иной мере воплощающий в себе ав­торский идеал. (Подробнее см. Словарик, ст. Герой.)

II. Главная часть

1. Очевидно, что положительным героем романа Гончарова может быть либо Обломов, либо Штольц, либо Ольга Иль­инская:

а) характер Обломова наиболее сложен, а авторское отно­шение к нему противоречиво. С одной стороны, Обломов об­ладает такими симпатичными чертами характера, как доброта, ум, способность глубоко чувствовать, нежная душа. Все это выгодно отличает его от петербургских чиновников разного ранга. Автор показывает, что его герой способен на какое-то время стать энергичным, живым, деятельным. Однако вторая сторона Обломова – лень, непрактичность, стремление к по­кою, что порождает нравственный и умственный застой. Та­ким мы видим героя в первых главах романа, таким он пред­стает и в конце него – ни любовь к Ольге Ильинской, ни влияние Штольца, ни собственные планы деятельности – ни­что не способно в корне изменить натуру Обломова, которая тесно связана с жизнью помещичьей, патриархальной, празд­ной, лишенной действенного и живого начала («Сон Обломо­ва»). Несмотря на все свои хорошие качества, Обломов не мо­жет быть назван положительным героем;

б) образ Штольца задуман Гончаровым как антитеза обра­зу Обломова. Штольц прежде всего деятелен, ему совершенно чужда праздность и лень. Он умеет и чувствовать, хотя его чувства все время подчиняются рациональному контролю. Штольц положительно воздействует на Обломова. Наконец, именно он успешно проходит «испытание любовью» и именно с ним связывается картина обновленной Обломовки. Однако критики и писатели (Добролюбов, Чехов и др.) с полным ос­нованием отмечали неубедительность образа Штольца: неяс­но, какой именно деятельностью он занимается, в известной мере отталкивает его практицизм и ограниченность, наконец, сама его немецкая фамилия и соответствующий характер де­лают этот тип не вполне русским. Поэтому можно сказать, что в образе Штольца Гончаров предпринял попытку создать об­раз положительного героя, но попытку не вполне удачную;

в) Ольгу Ильинскую можно с наибольшим основанием мл звать положительной героиней романа. Она сочетает в себе чуткую душу, способность к любви, искренность с такими чертами характера, как стремление к деятельности, независимость, воля. Именно благодаря ей Обломов на время возрождается к жизни, именно она становится женой Штольца. В образе Ольги Гончаров следовал традициям русской литературы: очень часто именно женщины становились положительными героинями, тогда как героям-мужчинам многого для этого недоставало («Евгений Онегин» Пушкина, романы Тургенева и т.п.).

III. Заключение

Все главные герои романа Гончарова не лишены положи­тельных черт, однако решение проблемы положительного героя можно связывать только с Ольгой Ильинской. Положи­тельный же мужской тип Гончарову создать все же не уда­лось.

Здесь искали:

  • является ли ольга ильинская положительной героиней

    Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Однако замысел Гончарова не вполне удался и, прежде всего, потому,...

    Любовь - сильнейшее человеческое чувство - сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной - умной, утонченной, нежной, требовательной, другой - хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью...

  1. Новое!

    При всем своем ошеломительном успехе пьеса «Горе от ума» настолько не вписывалась в привычные представления о комедии, что даже опытные сочинители недопоняли оригинальности ее замысла, приняв художествен­ные открытия Грибоедова за недостатки мастерства....

  2. И в то же время за русским типом буржуа проглядывает в Штольце образ Мефистофеля. Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения "подсовывает" Обломову Ольгу Ильинскую. Еще до знакомства ее с Обломовым Штольц обговаривает условия такого...

    Одним из выдающихся произведений литературы XIX века является роман И. А. Гончарова \"Обломов\". Произведение явилось своеобразным зеркалом своей эпохи. \"Обломов\" стал для русского общества \"книгой итогов\"....

В образе Ольги Ильинской Гончаров воплотил не только лучшие черты настоящей женщины, но и всё лучшее в русском человеке. Автор пишет, что эта девушка не была красавицей в прямом смысле этого слова, «но … если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Гончаров отмечает, что это сильный и смелый человек, который чувствует себя чужой в своей среде, но это нисколько не мешает ей отстаивать свою позицию. «В редкой девице, - подчёркивает автор, - встретишь такую … естественную простоту взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи…»

Любовь для Ольги Ильинской, в первую очередь, это возможность изменить любимого человека, сделать его лучше, чем он есть на самом деле. И в этом трагедия героини, поскольку она требует от Обломова невозможного: деятельности, энергии и воли. Однако следует отметить, что сама Ольга не готова пожертвовать собой ради любви, как это делает Агафья Пшеницына, например. «Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!» - весьма уверенно говорит она Обломову.

Ольга любит того Обломова, которого создала в своём воображении. Она всё время пытается изменить главного героя, но поняв, что это невозможно, отступает. Ольга говорит Илье Ильичу: «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, - а ты уже давно умер…» Таким образом, можно говорить о некоторой однобокости любви героини.

Для неё любовь к Обломову была некой миссией, которую предстояло исполнить. Но такое отношение к любимому человеку не могло увенчаться успехом, здесь следует говорить о некотором эгоизме Ольги. Гончаров прекрасно понимает, что Ильинская и Обломов слишком разные люди и то, что их пути разошлись, весьма закономерно. Ольга выходит замуж за Штольца, но так и не становится счастливой. Её одолевает тоска, ибо даже в браке с деятельным Штольцем не происходит ее духовного роста, как это было во время общения с Обломовым. Ольга страдает от подобного положения, но ничего уже нельзя изменить.

Таким образом, говоря о характере Ольги Ильинской, следует отметить своеобразный эгоизм, который во многом делает ее и ее любовь уязвимой. Героиня становится жертвой собственного желания изменить другого человека. Но это невозможно, и в этом ее трагедия.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» создавался больше десяти лет (1846 - 1858). В нем исследуется личность, данная в сложных взаимоотношениях со средой и временем. Главный герой романа Илья Ильич Обломов целыми лежит на диване в своей квартире на Гороховой улице и совершенно ничего не делает. Его мир ограничивается только пространством его квартиры. У Обломова накопились насущные дела, связанные с преобразованием его имения. Он строит планы, но ничего не делает для их осуществления. Такая жизнь не устраивает Обломова, но ничего изменить в ней он не может и не хочет: он - барин, он «не такой, как все», он имеет право ничего не делать. Но, в то же время, герой осознает ущербность своей жизни. Он мучается над вопросом: «Отчего я такой?» Глава «Сон Обломова» дает ответ на этот вопрос. В ней подробно описывается детство героя. Именно там начало его судьбы и идеал его жизни.

На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.

Маленький Илюша видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко!»

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить. Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать их родного дома, а во-вторых, и не зачем. Ведь главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Такой образ жизни, а главное, образ мысли, и называет писатель «обломовщиной». Это далеко не однозначное понятие. С одной стороны, это, несомненно, отрицательное явление: в нем слились все пороки крепостничества. С другой стороны, это определенный тип русской жизни, который можно охарактеризовать как патриархально-идиллический. Замкнутость пространства, цикличность жизненного круга, преобладание физиологических потребностей и полное отсутствие духовных - вот характеристики этого мира. В нем есть много положительных сторон, которые Гончаров поэтизирует: мягкость, доброта и человечность обломовцев, их любовь к своей семье, широкое хлебосольство, спокойствие и умиротворение.

Попав из этого мира в холодный и жестокий мир Петербурга, где нужно бороться за свое «место под солнцем», Обломов почувствовал, что не хочет жить так, как его петербуржские знакомые. Он во многом сознательно выбирает свою жизненную позицию, не желая «мараться» о грязь современной циничной жизни. Но, в то же время, Обломов боится реальной жизни, он совершенно не приспособлен к ней. Кроме того, в его голове прочно «сидели» крепостнические установки: я - барин, а значит, имею право ничего не делать. Все вместе, социальное и философское, породило характер Обломова и такое явление русской жизни, как обломовщина.