Что такое дифференциальная психология? Психология дифференциальная и их представления о предмете новой науки

Дифференциальная психология — это часть науки, которая занимается выявлением и изучением психологических различий как одного человека, так и определенной группы людей. Как правило, в ходе исследований особое внимание уделяется психологическим проявлением людей, относящихся к разным возрастным, этническим и

И хотя дифференциальная психология как самостоятельная наука выделилась совсем недавно, она очень важна. Впервые подобный термин был использован в 1900 году, когда Штерн разработал концепцию, определяющую и объясняющую различия между индивидами и их группами.

Данная ветвь науки ставит перед собой две основные задачи. Во-первых, в ходе исследований ученые стараются выявить индивидуальные различия. Во-вторых, перед психологами стоит задание объяснить причину их возникновения и происхождение.

Дифференциальная психология и работы Френсиса Гальтона . Рассмотрев работы этого ученого, можно понять некоторые особенности дифференциальной психологии. Во время его экспериментов большая часть психологов отдавала предпочтение изучению общих черт человечества. В это же время Гальтон интересовался индивидуальными особенностями каждого человека и возможностью их наследственности. Именно в этот период зародилось мнение, что умственные и физические способности, талант и какие-то нестандартные передаются генетически от родственников.

Именно поэтому он тщательно изучал своих пациентов, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Например, он оценивал уровень мышечного тонуса, определял верхний порог слуховой чувствительности и т.д. Затем был разработан специальный тест — испытуемому предлагалось создать в воображении некоторый образ, а затем детализировано описать все особенности. Гальтон же изучал какие-то индивидуальные качества образа, а также сравнивал результаты эксперимента близких родственников, например, определял уровень сходства образов у братьев и сестер.

Именно он впервые разослал емкие анкеты всем ученым Англии, чтобы определить уровень их интеллекта и выявить особенности мышления.

Дифференциальная психология и ее методы . Как и в любой другой науке, ученые используют самые разнообразные Их можно разделить на разные группы.

ГЛАВА 1

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Предмет, цель и задачи.

Исторические предпосылки оформления в отдельную науку.

Статус в системе наук о человеке.

Предмет и структура дифференциальной психологии

В самом общем плане термин «дифференциальный» трактуется как различный, отличный по какому-то признаку (признакам), или критерию, поэтому дифференциальную психологию можно определить как науку о различиях между людьми. При этом важно помнить, что данное определение не раскрывает содержания дифференциальной психологии в полной мере и может использоваться только на первых этапах ознакомления с данной дисциплиной.

Более глубокое понимание содержания дифференциальной психологии позволяет понять определение ее предмета , который в современной интерпретации формулируется следующим образом: изучение структуры индивидуальности на основе выявления индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа .

Исходя из предмета изучения, дифференциальная психология включает три раздела, которые посвящены трем видам различий: 1) индивидуальным, 2) групповым и 3) типологическим.

1. Индивидуальные различия. Разделпосвящен изучению проявлений общепсихологических закономерностей на уровне отдельного человека. Индивидуальные различия можно условно разделить на две группы: а) внутри-индивидуальные и б) меж-индивидуальные. Специфика этих двух групп состоит в следующем.

Внутри-индивидуальные различия подразумевают:

Отличия человека от самого себя в разные периоды жизни (например, в детстве, молодости и в зрелости; в начале обучения и после его завершения и т.п.),

Отличие человека от самого себя в разных ситуациях и различных социальных группах (например, в студенческой группе или в семье, в городском транспорте или на дискотеке),

Соотношение различных проявлений личности, характера, интеллекта у отдельного человека (например, соотношение вербального и невербального интеллекта; соотношение волевых и эмоциональных свойств личности).

Под меж-индивидуальными различиями понимаются:

Отличия отдельного человека от большинства других людей (соотношение с общей психологической нормой),

Отличия человека от конкретной группы людей (например, студенческой или профессиональной группы).

2. Групповые различия. Раздел посвященизучению различий между людьми с учетом их принадлежности к той или иной общности, или группе. Речь идет о больших группах, которые выделяются по следующим критериям: пол, возраст, национальность (раса), культурная традиция, социальный класс и др. Принадлежность к каждой из этих групп является естественным проявлением природы любого человека (как биологического и социального существа) и позволяет получить более полное представление об особенностях его индивидуальности.

3. Типологические различия. В разделе изучаются различия между людьми, которые выделяются по психологическому (в ряде случаев – психофизиологическому) критерию или критериям, таким, например, как особенности темперамента, характера, личности. При этом людей, объединяют в определенные группы – типы. Выделение таких групп является результатом попыток классифицировать информацию о различиях между людьми с целью объяснить и спрогнозировать их поведение, а также определить наиболее адекватные области приложения их способностей. Примером первых типологий могут служить классификации, создатели которых выделяли группы людей с учетом даты рождения и ряда соответствующих природных критериев – свойства камней и деревьев (гороскопы друидов), расположение звезд (астрологические гороскопы). Современные типологии опираются на другие критерии, при их разработке принимаются во внимание определенные закономерности, о которых речь пойдет ниже.

1.2 Исторические предпосылки оформления

Основоположники дифференциальной психологии

И их представления о предмете новой науки

Первыми крупными представителями дифференциальной психологии как научного направления, помимо В.Штерна, были в Европе – А. Бине и Ф. Гальтон, в Америке – Д. Кэттелл, в России – А.Ф. Лазурский. В качестве основных методов исследования использовались индивидуальные и групповые тесты (в том числе тесты умственных способностей), чуть позже – проективные методики для измерения установок и эмоциональных реакций.

В 1895 году А. Бине и В. Генри опубликовали статью под названием «Психология индивидуальности», которая представляла собой первый систематический анализ целей, предмета и методов дифференциальной психологии. В качестве главных проблем дифференциальной психологии авторы статьи выдвинули две: 1) изучение природы и степени индивидуальных различий в психологических процессах; 2) открытие взаимоотношений психических процессов индивидуума, которое может дать возможность классификации качеств и возможность определения того, какие функции являются наиболее фундаментальными.

В 1900 году появилась первая редакция книги В. Штерна по дифференциальной психологии – «Психология индивидуальных различий».

В первой части книги рассматриваются сущность, проблемы и методы дифференциальной психологии. К предмету этого раздела психологии Штерн отнес различия между индивидами, расовые и культурные различия, профессиональных и общественных групп, а также различия, связанные с полом.

Основополагающую проблему дифференциальной психологии он характеризовал как триединую:

Какова природа психологической жизни индивидов и групп, какова степень их различий;

Какие факторы определяют эти различия или воздействуют на них (в этой связи В. Штерн упомянул наследственность, климат, социальный или культурный уровень, образование, адаптацию и др.);

В чем проявляются различия, можно ли зафиксировать их в написании слов, мимике лица и т.д.

В. Штерн рассмотрел также такие понятия, как «психологический тип», «индивидуальность», «норма» и «патология». С помощью методов дифференциальной психологии он дал оценку интроспекции, объективному наблюдению, использованию материалов истории и поэзии, культурологическим исследованиям, количественному тестированию и эксперименту.

Во второй части книги содержится общий анализ и некоторые данные, касающиеся индивидуальных различий в проявлении ряда психологических качеств – от простых сенсорных способностей до более сложных психических процессов и эмоциональных характеристик.

Книга В. Штерна в существенно переработанном виде была переиздана в 1911 году, и еще раз – в 1921 под названием «Методологические основы дифференциальной психологии» .

В окончательном варианте своей концепции В. Штерн расширил определение предмета дифференциальной психологии, включив в его содержание не только индивидуальные, но также групповые и типологические различия. При этом автор подчеркивал интегративный характер новой науки и особенно отмечал, что всеобъемность, присущая дифференциальной психологии, совершенно другого рода, чем у общей психологии. Она заключается в том, что дифференциально-психологическому исследованию подлежат формальные (а не содержательные) признаки человека. То есть такие признаки, которые:

Характеризуют структуру индивидуальности,

Отличаются универсальностью и устойчивостью,

Могут быть воспроизведены как в реальной жизни, так и в экспериментальной ситуации .

Статус дифференциальной психологии

Статус характеризует границы дифференциальной психологии, ее многочисленные связи с другими науками о человеке.

А.В. Либин представил эти связи в виде схемы, изображенной на рисунке 1.

Внешний статус

Рис.1. Статус дифференциальной психологии

Как видно из рисунка, внешний статус дифференциальной психологии определяется границами, проходящими от физики сенсорных систем, через генетику и физиологию (нижние границы), к психологии личности, социальной, а также общей и возрастной психологии (верхние границы).

Внутренний статус определяется сферой пограничных областей психологического знания, которые сформировались в результате выделения в них дифференциально-психологического аспекта: психология развития и психология пола, социальная психология личности (анализ взаимодействия группы и индивида), общая психология личности (структура и механизмы личностных свойств), дифференциальная психофизиология, психогенетика (модели детерминации человеческих различий), психофизика .

В целом, можно утверждать, что дифференциальная психология играет роль связующего звена между общей психологией и всеми перечисленными выше направлениями в науке о человеке. При этом центральной областью взаимных пересечений является психология личности. Как пишет А.В. Либин, «промежуточное положение дифференциальной психологии – и психологии личности как ее центральной части – обусловлено закономерностями человеческого филогенеза и онтогенеза. В первом случае (филогенез) имеется в виду движение психики как саморазвивающегося феномена от эволюционно-генетических (биологических) законов к социо-культурным (общественным) закономерностям. Во втором (онтогенез) – трансформация в процессе жизненного пути биологически обусловленных свойств отдельного человека в личностные структуры, которые проявляются в интегральных характеристиках взаимодействия индивидуальности с миром» .

С точки зрения практического приложения, большое значение имеет связь дифференциальной психологии с психологической диагностикой. Как писал еще В.Штерн, когда рождается новое понятие (например, «акцентуация характера», «стиль поведения»), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии. Когда же создается тест для диагностики соответствующих особенностей человека, задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики .

ГЛАВА 2

Классификация методов

Метод в переводе с греческого означает «путь познания». Для изучения (познания) структуры индивидуальности используются разные методы, которые можно классифицировать, например, следующим образом .

1. По виду используемого опыта :

Интроспективные методы, основанные на данных субъективного опыта;

Экстраспективные методы, опирающиеся на объективный результат, доступный измерению.

2. По активности воздействия :

Методы наблюдения,

Экспеpиментальные методы.

3. По уровню обобщенности полученных закономерностей :

Номотетические методы, ориентированные на общее, психологию объяснения;

Идеографические методы, ориентированные на единичные случаи, психологию понимания.

4. По стабильности изучаемого явления :

Констатирующие методы;

Формирующие методы, при использовании которых конечное состояние изучаемого качества отличается от первоначального состояния.

Существуют и другие классификации методов дифференциальной психологии, однако наиболее полезной из них является классификация, предложенная Борисом Герасимовичем Ананьевым и отражающая этапы комплексного исследования индивидуальности или отдельных элементов ее структуры. Каждому этапу соответствует группа методов, выбор которых осуществляется, исходя из конкретной цели и задач исследования .

1. Организационные методы :

Метод поперечных срезов (сравнение отдельных групп людей, различных по возрасту или другому критерию);

Метод продольных срезов – лонгитюдный (исследование одних и тех же лиц в течение длительного времени);

Комплексный метод (сочетание метода продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах – более подробное продольное исследование).

2. Эмпирические методы :

Обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

Экспериментальные методы (лабораторный, полевой, психолого-педагогический эксперимент);

Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа);

Праксиметрические методы (анализ процессов и продуктов деятельности: хронометрия, профессиографическое описание, оценка выполненных работ);

Моделирование (математическое, кибернетическое);

Биографические методы (исследование жизненного пути, изучение документации).

3. Методы обработки и анализа результатов :

Количественная обработка и анализ (статистические методы);

Качественный анализ (дифференциация материала по классам, разработка типологий, описание случаев).

4. Методы интерпретации результатов :

Генетический метод (объясняет весь материал в характеристиках развития);

Структурный метод (объясняет весь материал в характеристиках связей между отдельными компонентами структуры личности или структуры социальных групп).

Эмпирические методы , вошедшие в классификацию Б.Г. Ананьева, можно также разделить по принципу принадлежности к той или иной науке :

Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент) – модификация методов, которые используются и во многих других науках, применительно к психологической реальности;

Исторические методы (биографические);

Психологические методы (интроспективные – самонаблюдение, самооценка; психофизиологические; социально-психологические – анкетирование, беседа, социометрия);

Психогенетические методы.

Ряд перечисленных методов заслуживает отдельного рассмотрения в связи с особой ролью, которую они играли в истории становления дифференциальной психологии как отдельной науки. В частности, речь пойдет о психогенетических методах, тестовой диагностике, о методах статистического анализа и классификации результатов, а также о методах идиографического анализа.

Психогенетические методы

Использование психогенетических методов связано с изучением роли наследственности и среды в формировании различий, а также с анализом относительного влияния каждого из этих двух этих факторов на индивидуальные особенности человека.

Генетический анализ факторов индивидуальных различий предполагает использование трех методов: 1) генеалогического, 2) метода приемных детей и 3) близнецовый метод .

Посылкой для использования генеалогического метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство между людьми, тем выше сходство между ними по этому признаку. При этом обязательно используется информация о родственниках первой степени родства (пары родитель – потомок и сиблинг – сиблинг), которые в среднем имеют 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в предположительно наследуeмых качествах должно проявляться меньше сходства.

Для психотерапевтических задач иногда используют один из вариантов данного метода – генограмма. В этом методе, наряду с отношениями родства, фиксируют: 1) отношения психологической близости (тесные – отдаленные); 2) отношения конфликтности; 3) семейные сценарные установки. Генограмма составляется как минимум в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).

Метод приемных детей состоит в том, чтобы включить в исследование: 1) детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, 2) приемных детей и 3) биологических родителей.

Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества. Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу валидности данного метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

При использовании близнецового метода среди близнецов выделяют а) монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и б) дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно). Последующий анализ различий осуществляется по-разному, в зависимости от одной из четырех разновидностей метода:

Внутрипарное сравнение монозиготных и дизиготных близнецов;

Анализ распределения ролей и функций внутри близнецовой пары;

Сравнительный анализ времени появления навыка у близнецов, один из которых предварительно подвергается формирующему воздействию; если у экспериментального и контрольного близнецов навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания;

Сравнительный анализ свойств разлученных монозиготных близнецов, при котором обнаруженное сходство приписывается фактору наследственности, различия – фактору среды (метод используется в условиях социальных катаклизмов, когда, в силу обстоятельств, близнецы оказываются в разных средовых условиях).

Как уже упоминалось выше, использование психогенетических методов позволяет определить относительный вклад наследственности и среды в изменчивость признака. При этом обнаруживается ряд интересных закономерностей, позволяющих судить об источниках различий между людьми. Так, например, исследуя в течение многих лет причины индивидуальных различий в интеллекте и личности, Р. Пломин и Д. Даниелс (1987) пришли к следующему выводу: одна из основных причин психологической вариативности – разная среда, в которой формируются дети. В частности:

Порядок рождения ребенка,

Взаимоотношения родителей

Отношение к детям,

Разные формы обучения,

Отношения со сверстниками.

В соавторстве с другими учеными Р. Пломину удалось установить факт генетической обусловленности таких признаков, как межличностная теплота, сердечность и легкость социального взаимодействия внутри семьи (1991).

С точки зрения комплексного вклада наследственности и среды в формирование индивидуальных различий, наиболее ценным является обнаружение Р. Пломин и Дж. Дефрайсом трех типов связей между генотипом и средой (1985):

Пассивное влияние, когда члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду (неслучайное сочетание наследственных особенностей и условий среды);

Реактивное влияние, при котором врожденные психофизиологические особенности ребенка могут повлиять на отношение к нему родителей и сверстников, способствуя тем самым формированию определенных черт личности;

Активное влияние, при котором индивиды осуществляют активный поиск среды (или создают среду), которая в большей степени соответствует их наследственным задаткам .

2.3.3 Методы тестовой диагностики:

Окончание таблицы 1

Помимо двух способов выделения типов существуют два подхода – эмпирический и теоретический , использование которых определяется разными методами сбора информации и разным уровнем обобщения.

Эмпирические типологии основываются на наблюдениях исследователей, обладающих тонкой практической интуицией, в силу чего они выделяют признаки, лежащие в основе каждого типа. Это могут быть как однородные, так и разнородные признаки – например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистической проверке, как правило, эмпирические типологии не подвергаются.

Теоретические типологии относятся к более сложным уровням обобщения, чем, например, первичная классификация, представляющая собой неструктурированный перечень явлений, объединенных каким-либо общим видовым признаком (например, виды внимания или памяти). Научная типология должна содержать четкое структурное основание и соответствовать следующим требованиям:

1. Ее классы должны исчерпывать все множество объектов. Например, для классификации характеров человека признака «нервность» недостаточно: люди спокойные выпадут из рассмотрения, окажутся не принадлежащими ни к одному классу, поскольку понятие «нервность» может быть применено только к неспокойным, неуравновешенным людям.

2. Каждый объект должен попасть в один и только в один класс, иначе начнется путаница. Например, если мы хотим разделить всех людей на психически больных и здоровых, надо заранее договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей и пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса.

3. Каждое новое подразделение объектов в классификации должно производиться на основании одного признака. Например, если в геологии классифицируют камни, то их сначала следует разделить по цвету и только потом – по твердости (или наоборот), но не по обоим этим признакам сразу .

Идеографические методы

Под названием «идеографические» объединяются те методы, которые в той или иной степени содержат анализ конкретных случаев , методы, в которых основным объектом анализа является индивидуальность , а не группа, не совокупность людей.

Можно выделить несколько групп таких методов: 1) анализ профилей психологических черт, 2) биографический метод; 3) обобщение документальных материалов, 4) этологическое исследование и 5) феноменологические методы .

1. Анализ профилей психологических черт используется для решения следующих задач:

Выяснение индивидуальной структуры психологических свойств;

Сопоставление индивидуальных и групповых профилей;

Установление изменений, происходящих в процессе развития (лонгитюдные исследования и анализ кривой развития).

При составлении целостной характеристики индивидуальности, которое осуществляется на основе анализа профилей черт, принимаются во внимание все аспекты – от внутри-индивидуальной изменчивости до группового статуса; от биологических характеристик человека как организма до содержательного анализа различий во внутреннем мире личности.

2. Биографический метод предполагает использование личной биографии человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. При этом применяются следующие варианты анализа информации:

Ретроспективный анализ, т.е. описание индивидуальности, проводимое post factum на основании сведений, почерпнутых из документальных источников;

Длительные лонгитюдные исследования, предоставляющие экспериментальные данные для биографического анализа;

Каузометрический анализ, устанавливающий связи, между разными событиями жизни на основании собственных оценок испытуемого.

В качестве разновидностей биографического метода чаще всего применяют патографический и дневниковый методы, а также метод автобиографии.

Патографический метод сводится кописанию болезней выдающихся людей. Дневниковый метод связан с изучением жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, которое проводится в течение длительного времени экспертом или группой экспертов (родителями, воспитателем, коллегой).

Автобиография – это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Искажения результатов данного метода могут быть вызваны процессами личностной динамики. Новейшие методы фиксации связаны с возможностями видеозаписи .

3. Метод обобщения документальных материалов основан на сборе и анализе информации, относящейся к разным периодам жизни, и к событиям, наиболее значимым с точки зрения тех психологических особенностей, которые являются предметом психологического анализа. Однако, в отличие от биографических методов, результатом такой работы является не описание конкретного жизненного пути, а обобщенный психологический портрет людей, выбранных на основании некоторого априорного сходства.

Примером такого рода исследований является книга Бориса Михайловича Теплова «Ум полководца» (1942). Сам Теплов (1985) оценивал ее как попытку исследования способностей, проявляющихся в области практического мышления, которое он определил как «работу ума в условиях практической деятельности» .

Возможность разработки проблемы практического ума или практического интеллекта Б.М. Теплов видел в проведении детального анализа интеллектуальной работы в разной профессиональной деятельности, а объектами этого анализа должны были выступать неординарные представители разных профессий.

Описание деятельности именно военачальника было обусловлено, прежде всего, временем создания работы: она написана в начале Великой Отечественной войны. Для Б.М. Теплова, который был отозван из ополчения для работы в тылу, обращение именно к военной тематике было естественной реакцией на то, что являлось в тот момент первостепенным. Но, кроме социальных причин, есть и собственно научные, вытекающие из логики исследования практического мышления, предложенной автором. Он считал, что «ум полководца является одним из характернейших примеров практического ума, в котором с чрезвычайной яркостью выступают черты последнего» [там же, с.227].

Работа, написанная в жанре психологического эссе, основана на исследованиях военных историков, на автобиографических записках военачальников и, что редко бывает в научных трудах, на литературных произведениях. Выделяя наиболее примечательные черты полководцев, Теплов использует материалы, относящиеся к разным эпохам и к разным странам, и дает описание особенностей многих выдающихся военачальников – от Александра Македонского, Юлия Цезаря и Ганнибала до Наполеона, Суворова и Кутузова.

А.Р. Лурия, анализируя эту работу, обратил внимание на то, каким образом она построена (1977). Первый этап – это анализ ситуации, в которой действует полководец. Описание форм, в которых может осуществляться его деятельность, и задач, которые могут быть с ее помощью решены. Второй этап – выделение психологических характеристик, проявляющихся в этой ситуации. На третьем этапе определяются соотношения между этими характеристиками, т.е. система, в которую они входят. Таким образом, исследование воспроизводит ту схему, по которой протекает каждое хорошо организованное клиническое изучение личности: оно начинается с характеристики ситуации, в которой наблюдаются определенные симптомы, продолжается в «психологической квалификации этих симптомов» и кончается включением их в целостный синдром.

Основные характеристики умственной деятельности полководца, выделенные на основании анализа литературного материала, состоят в следующем :

- «способность к максимальной продуктивности ума в условиях максимальной опасности»);

Целостность при анализе ситуации и в то же время соразмеренность замысла и средств его исполнения: «подлинный военный гений это всегда и гений целого, и гений деталей»;

Способность провести многоплановый анализ обстановки, т.е. разнообразного и противоречивого материала, и придти к решениям, отличающимся простотой, ясностью и определенностью – «превращение сложного в простое»;

Равновесие между аналитическими и синтетическими свойствами ума;

Способность быстро отказываться от старых решений и принимать новые при внезапном изменении обстановки, т.е. гибкость;

Способность проникнуть в замыслы противника, проанализировать его возможные решения;

Умение принимать решения в ситуации, когда часть информации отсутствует или является малодостоверной, что требует способности к риску, решительности;

Способность постоянно планировать, причем делать это не слишком подробно, и не заглядывая слишком далеко вперед;

Интуиция, понимаемая как результат хорошей профессиональной подготовки, в которой выделяются такие черты, как непроизвольность и наглядность (меньшая роль словесного мышления), и которая тесно связана с чувством местности, т.е. с высоким уровнем развития пространственного мышления, и с чувством времени;

Необходимость образования и разносторонней культуры мысли.

Как пишет М.С. Егорова, работа Б.М. Теплова «Ум полководца» относится к известным трудам в психологическом сообществе. Сейчас ее интерпретируют, в основном, как изучение психологических особенностей личности полководцев (А.Р. Лурия, 1977) или как анализ способностей как интегральных качеств, отражающих своеобразие человеческой личности (В.В. Умрихин, 1987). Однако такая линия анализа индивидуальных различий не получила продолжения. Это исследование, названное А.Р. Лурией образцом конкретной психологии, так и осталось до сих пор единственным в своем роде.

4. Этологический метод представляющий собой наблюдение за поведением человека в реальной ситуации, включают в себя (или, по меньшей мере, позволяют включить) компоненты идеографического анализа на всех стадиях исследования (К. Гроссман, 1986).

Постановка гипотезы исследования и отбор показателей, т.е. выбор параметров, по которым будет вестись структурированное наблюдение, как правило, учитывают широту различий индивидуальных реакций и разную субъективную значимость, разный психологический смысл одних и тех же поведенческих проявлений. Материалы исследования представляют собой детальное описание реакций и действий каждого конкретного индивида. Учитывая то, что современные этологические исследования обычно используют видеоаппаратуру, эти описания могут содержать в себе как легко замечаемые особенности поведения, так и едва уловимые нюансы, например, тончайшие изменения мимики. При анализе результатов учитывается, что ситуация, в которой происходит наблюдение, не остается неизменной, а потому и конкретные особенности поведения получают разную интерпретацию в зависимости от контекста.

Но самое главное – это то, что обобщение результатов этологического исследования позволяет не только вывести общие закономерности, но и проанализировать «нетипичные» случаи, которые не поддаются классификации и теряются при стандартном номотетическом анализе. Как следствие этого результаты, полученные благодаря этологическим исследованиям, легче применить к конкретному индивиду, например, в педагогической или консультационной практике. Кроме того, анализ индивидуальных случаев позволяет расширить представления о вариантах психологических закономерностей.

Этологический метод дает интересную информацию при исследовании самых разных популяций, но, поскольку реализация этого подхода является крайне трудоемкой, его предпочитают использовать тогда, когда иные психологические методы не «срабатывают». В результате этого чаще всего он используется при изучении наиболее ранних периодов онтогенеза, преимущественно психологического развития ребенка в первый год жизни.

5. Феноменологические методы. Цель феноменологического направления, как об этом писал один из его основателей Абрахам Маслоу , состояла в том, чтобы изучать способности и потенциалы человека, не находящие систематического отражения ни в позитивистских (бихевиоральных) исследованиях, ни в психоаналитических работах. К их числу он относил, в частности, высшие ценности, творчество, любовь, самоактуализацию, т.е. те феномены, которые в значительной степени определяют целостность человеческой личности. Научное сообщество, оценившее вначале весьма скептически эти проекты, со временем стало относиться к работам феноменологической психологии со всевозрастающим вниманием, что в значительной степени расширило тематику номотетических исследований, а, следовательно, изменило и широту наших знаний о психологическом облике человека.

Для феноменологической психологии, ориентированной по своей сути на идеографический анализ индивидуальности, наиболее надежным источником информации о человеке является та, которая получена от него самого: если хочешь узнать, что думает человек и как он себя чувствует, нет ничего проще, чем спросить об этом у него самого. В связи с этим, в исследованиях, проводимых в контексте этого направления, часто используются интервью. Что же касается собственно экспериментальных методов в арсенале феноменологической психологии, то они основаны преимущественно на самооценках человека.

Некоторые из них представляют собой адаптацию хорошо известных методов, разработанных для целей номотетического анализа. Примером такого метода может служить Q-сортировка. При проведении Q-сортировки испытуемому вручается набор карточек, на каждой из которых написана какая-либо психологическая характеристика – «застенчивый», «серьезный», «эмоциональный». От испытуемого требуется рассортировать эти карточки: в одну сторону положить карточки с теми характеристиками, которыми он обладает, в другую – те их них, на которых написаны отсутствующие у него характеристики.

Предполагается, что такая форма проведения эксперимента дает результаты, несколько отличающиеся от тех, которые получают при проведении стандартных опросников. Причина этого отличия состоит в том, что при работе с опросником испытуемый должен оценивать свое свойство по количественным шкалам (типа: «определенно обладаю этим свойством, скорее обладаю, чем нет, нечто среднее, скорее не обладаю, определенно не обладаю»). Необходимость количественной оценки неизбежно требует от испытуемого сравнения с другими людьми. При проведении Q-сортировки удельный вес такого сравнительного компонента оказывается меньше.

Вариант этого метода, используемый в феноменологических исследованиях, состоит в том, что испытуемому предлагается рассортировать карточки не только в соответствии с его реальными свойствами, но и в соответствии с идеальными свойствами – каким бы он хотел быть. В такой версии Q-сортировка проводится, как правило, неоднократно. Например, до начала психотерапевтического курса, во время него и по окончании. Сближение оценок «Я-реального» и «Я-идеального» свидетельствует об успешности психотерапевтического вмешательства.

Кроме адаптации уже известных методов феноменологическая психология использует и оригинальные процедуры, разработанные в контексте ее собственных теорий, например, разнообразные варианты техники репертуарных решеток Дж. Келли.

ГЛАВА 3

ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧИЙ

Специфика исследований

Специфика исследований, связанных с изучением различий на уровне психических процессов, состоит в следующем.

1. Основная гипотеза исследований : различия между людьми проявляются с самых ранних этапов жизни.

2. Основные параметры групповых различий : пол, возраст.

3. Факторы, влияющие на различия :

Наследственность (врожденные генетические особенности);

Ближайшее социальное окружение;

Специфика развития в онтогенезе.

4. Методы исследований : наблюдение, эксперимент, тестирование (тесты разрабатываются специально

В качестве основных рассмотрим такие понятия дифференциальной психологии, как «индивид», «личность», «индивидуальность», «тип», «типология» и др.

Индивид - это человек как представитель рода Homo Sapiens, единичное природное существо. К индивидным свойствам относятся: пол, возраст, тип нервной системы, расовая принадлежность, межполушарная асимметрия.

Личность - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Индивидуальность - человек, характеризующийся своими социально значимыми различиями от других людей, его неповторимость.

Существует немало противоречий по вопросу соотношения личности и индивидуальности. Существенно различаются подходы А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина и др. Имеется огромное количество обозначений индивидуальности у различных авторов - целостная индивидуальность (С. Л. Рубинштейн и В. М. Русалов), комплексная индивидуальность (Б. Г. Ананьев), интегральная индивидуальность (В. С. Мерлин), субъектно-деятельностная индивидуальность (А. В. Брушлинский).

Тип - это устойчивая совокупность признаков, свойств либо картина поведения в целом, которая рассматривается как типичная для группы. Каждого человека, у которого отмечается определенный симптомокомплекс, относят к соответствующему типу. В качестве характеристики человека при этом выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описанием типичного, усредненного представителя.

Составление научных типологий - один из наиболее древних методов познания мира. Любой из нас склонен создавать так называемые наивные, житейские типологии, которые в науке часто называют имплицитными. Если вы вспомните себя в детстве, то наверняка можете сказать, что «типологизировали» людей,

и разбивали их на определенные группы. Сначала это могли быть контрастные группы (например, «хороший», «плохой»), затем более дифференцированные «типологии» (например, «добрый», «общительный», «жадный», «назойливый»).

Типология - теоретический конструкт, который включает в себя: основание и различные типы (табл. 2). Примерами типологий могут служить типологии Э. Кречмера, У. Шелдона, 3. Фрейда, Г. Айзенка, К. Г. Юнга, К. Леонгарда, А. Е. Личко и т. д.

Таблица 2

Ранние типологии,

включающие определенное основание и тины

К достоинствам типологий можно отнести то, что они позволяют сориентироваться в бесконечном разнообразии индивидуальностей, строить прогнозы, коррекционные и профилактические программы, оптимизировать межличностное взаимодействие в психологии, педагогике, медицине.

В то же время некорректное использование типологий может привести к таким отрицательным последствиям, как навешивание на человека ярлыков. Кроме того, все то, что не относится к типичному (но, возможно, весьма существенное для данного человека), остается за рамками рассмотрения.

Итак, на сегодняшний день существует значительное количество типологий, которые позволяют понять человеческие особенности при условии гибкого подхода, основанного на отношении к каждому человеку как неповторимой индивидуальности.

Математически, для того чтобы создать какую-нибудь эмпирическую типологию, при факторном анализе в качестве исходных данных используются данные испытуемых, и «группировка» выполняется по «испытуемым». Другими словами, типология формируется на основании классификации испытуемых (табл. 3).

Таблица 3

Эмпирические показатели личностных черт

Испытуемые

Общительный

Открытый

Инициативный

Замкнутый

Увертливый

Спокойный

Обидчивый

Тревожный

Например, в табл. 3 представлено 8 испытуемых, имеющих различную выраженность тех или иных качеств в координатах экстраверсии и нейротизма. Если представить себе типологиза- цию этих испытуемых, то они «разойдутся» по 4 классическим типам темперамента.

В дифференциальной психологии также активно используется понятие стиль [см.: Холодная]. Такая традиция восходит к трудам зарубежных психологов (первый этап развития данного понятия). Например, стиль жизни у А. Адлера рассматривался в контексте психологии личности для описания индивидуально-своеобразных способов взаимодействия человека со своим окружением. У Г. Олпорта стиль - это способ реализации мотивов и целей; согласно этому автору наличие индивидуального стиля - признак личностной зрелости. Итак, у этих авторов понятие «стиль» используется для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность человека.

На втором этапе формирования данного понятия акцент делается не столько на индивидуальном своеобразии стиля, сколько на исследовании общих характеристик различных стилей. На этом этапе появляется понятие «когнитивный стиль». Это определенный способ восприятия, анализа, структурирования и категоризации информации.

На третьем этапе понятие «стиль» переносится на широкий класс явлений. Например, появляются такие понятия, как «стиль руководства», «стиль учения», «стиль деятельности», «стиль совладания со сложными ситуациями», «стиль саморегуляции». А. Либин вообще использует понятие «стиль личности» [см.: Либин].

В современной науке существует некоторая путаница в использовании понятий «стиль» и «тип». Иногда эти понятия используются как синонимы. Например, тип педагогического общения у Русалиновой и стиль педагогического общения у Кан-Калика.

Человек может принадлежать к определенному типу личности, для которого характерен определенный стиль деятельности. Например, флегматик по типу темперамента может характеризоваться рефлексивным стилем деятельности, а сангвиник иметь проактивный стиль деятельности.

Стиль - это процессуальная характеристика. Говоря о стиле, имеется в виду способ (деятельности, совладания со стрессом, общения, взаимодействия и т. д.) и соответственно задается вопрос как? Говоря о типах, подразумевается наличие некоторых диспозиций, устойчивых черт или даже характерных стилей, которые определяют «общий рисунок личности». Когда ведут речь и о типах, используют слова «типичный», «привычный», «характерный» и задают вопрос что?

Еще одно из основных понятий дифференциальной психологии - классификация. Этот термин так же, как и типологизация, обозначает группировку объектов. Но если при типологизации группируются испытуемые , люди, т. е. носители определенных свойств и качеств, то при классификации - сами свойства, качества, черты личности. Математически классификация получается в результате факторного анализа отдельных дескрипторов, описывающих ту или иную черту. Например, если обратиться к табл. 3, то станет понятно, что общительность - необщительность, инициативность, уверенность, тревожность, раздражительность объединяются в две группы: экстравсрсия и нейротизм.

Предмет дифференциальной психологии

Дифференциальная психология - это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, а также типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология имеет 2 задачи: выделение индивидуальных различий и объяснение их происхождения.

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности.

Этапы развития дифференциальной психологии

В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы.

Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента и обобщает эти закономерности. Господство гуманитарной парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе. Современная психология позволяет себе стремиться к психографии, познание - к пониманию и описанию. Таким образом, дифференциальная психология естественно выделилась из общей психологии, в рамках которой она существовала длительное время под именем психологии индивидуальных различий.

    Направления дифференциально-психологического исследования. Методы дифференциальной психологии

Как указывает Русалов В.М. , можно выделить два основных направления исследований индивидуальных различий, одно из которых отвечает на вопрос «Что отличает людей друг от друга?», другое - на вопрос «Как эти различия проявляются и формируются?». Первое направление связано с изучением структуры психологических свойств. Основной задачей этого направления является выделение психологических свойств, наиболее важных для дальнейшего сравнительного анализа. Решение этой проблемы носит принципиальный характер для дифференциальной психологии, в рамках этого направления велись основные методологические споры, решался вопрос о статусе дифференциальной психологии как науки. Примером тому может служить дискуссия между сторонниками идиографического подхода, ярчайшим представителем которого являлся Г. Оллпорт, и приверженцами номотетического подхода (Р. Кеттелл, Г. Айзенк и их последователи). Основным предметом дискуссии стало положение Оллпорта, в соответствии с которым черты личности, являясь сами по себе абстракцией, образуют в каждом конкретном случае неповторимое индивидуальное сочетание, что делает невозможным сравнение людей между собой. Кеттелл, возражая Оллпорту, подчеркивал, что проблема уникальности не является специфической особенностью исследований личности, неповторимость предмета изучения характерна для всех естественных наук: в астрономии не найдено абсолютно одинаковых планет или звезд, два автомобиля, сошедшие с одного конвейера, могут существенно отличаться друг от друга, даже атомы водорода неидентичны, и т. д. Уникальность объекта тем не менее не стала препятствием на пути развития астрономии, физики, химии, других естественных наук. Решение этого вопроса Кеттелл, а вслед за ним и Айзенк видели в последовательном применении при исследованиях личности естественнонаучного подхода. Основным результатом этих исследований стали разнообразные модели психических свойств: темперамента, интеллекта, характера, - а также соответствующие методы психологических измерений. Круг вопросов, связанный с выбором параметров для описания индивидуальных различий, традиционно называется проблемой признака. Выбор психологических переменных для конкретного сравнительного исследования определяется в первую очередь спецификой модели личности, в рамках которой работает исследователь. Одним из первых опытов выделения устойчивых индивидуально-психологических характеристик для описания особенностей является изучение биологических основ индивидуальных различий. В. М. Русалов так характеризует это направление в психологии личности: «Среди многочисленных направлений изучения личности и индивидуальных различий биологически ориентированный подход является, пожалуй, наиболее плодотворным. Обладая рядом принципиальных преимуществ, он позволяет объединить в себе не только объективные методы естественнонаучного подхода и прежде всего эволюционно-биологические представления, но и концепции, разработанные в других направлениях психологии, изучающих личность» . Традиция биологически ориентированного подхода к личности, имея истоки в античной Греции, только в нашем столетии приобрела статус самостоятельного научного направления. Первоначально в основном изучался темперамент, однако с течением времени сфера исследований расширялась, и на сегодняшний день существует широкий спектр биологических теорий личности - от структурных биохимических и нейропсихологических теорий темперамента (Д. А. Грей, 6; П. Неттер, 15) до эволюционных теорий механизмов поведения (Д. Басс). В российской психологии данный подход последовательно реализуется в дифференциальной психофизиологии - научной школе, основанной Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным. В основу этого направления были положены представления И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Акцент в исследованиях был сделан на изучении основных свойств нервной системы. Изучение свойств нервной системы проводилось с использованием непроизвольных показателей деятельности - электроэнцефалографических условных рефлексов, параметров времени реакции на стимулы разной интенсивности и сенсорных показателей. В результате проведенных исследований удалось выявить особенности нервной деятельности, тесно связанные с психологическими характеристиками. К числу широко распространенных концепций этого направления относятся модель Г. Айзенка и модель М. Цукермана. Последняя включает в себя следующие характеристики: социабельность, эмоциональность, активность, «импульсивный несоциализированный поиск ощущений», «агрессивный поиск ощущений». Выраженность свойств, входящих в эти модели личности, оценивается с помощью разработанных авторами опросников. Другим подходом к выделению психологических характеристик, имеющих выраженные индивидуальные различия, является теория черт. Основной гипотезой теории черт является предположение, что психологические особенности могут быть описаны с помощью устойчивых, проявляющихся в разных ситуациях и различающихся по степени выраженности у разных людей характеристик или черт. Большинство психологических черт выделены с применением лексикографического метода. В основе этого подхода лежит идея Ф. Гальтона об отражении наиболее значимых индивидуально-психологических различий в структуре натурального языка. Одной из первых и наиболее распространенных структурных моделей является 16-факторная модель личности, разработанная Р. Кеттеллом (16 PF), в которой исходный набор черт личности получен путем анализа слов английского языка. При определении исходного набора элементов структуры автором был использован список слов английского языка, обозначающих устойчивые характеристики поведения и черты личности. В результате факторизации L- и Q-данных Кеттеллом было выделено 16 факторов первого порядка, содержательный анализ которых позволил автору интерпретировать их как черты личности. В результате проведенных к настоящему времени исследований была показана низкая воспроизводимость предложенной Кеттеллом структуры факторов первого порядка на разных выборках. Другой широко распространенной факторной моделью личности является предложенная У. Т. Норманом, так называемая «Большая пятерка», включающая в себя пять факторов: экстраверсия (extroversion); дружелюбие (agreableness); добросовестность, сознательность (conscientiousness); нейротизм (neuroticism) и культура (culture). Эта модель была переработана в исследованиях американских психологов Р. Маккрэя и П. Т. Косты (McCrae R., Costa P. Т., 1987); они заменили в разработанном ими «Пятифакторном опроснике» (Five-FactorInventory) название фактора «культура» на «открытость» (opennes). Второе направление дифференциально-психологических исследований связано с непосредственным анализом индивидуальных и групповых различий. В рамках этого направления исследовались группы людей, выделенных по разным основаниям, а также решались вопросы об источниках индивидуально-психологических различий. К числу наиболее очевидных оснований для выделения групп людей относится половая принадлежность. Действительно, кроме различий между расами, этническими группами и социальными классами существует одно, которое первично в нашем сознании и представлении о себе - это различие между мужчинами и женщинами. Анатомические различия, очевидные уже при рождении, увеличиваются от детства к взрослости; параллельно с анатомическим развитием формируется «Я-образ», специфический для каждого пола. В любом обществе существует разделение труда в зависимости от пола, есть «мужские» и «женские» профессии, мода, стереотипы поведения. Универсальность культурного различения мужчины и женщины в истории часто служила доказательством того, что социальные различия между полами коренятся в генах. Кажется почти очевидным, что различия между полами в поведении и социальных ролях являются частью той же самой биологической дифференциации, которая позволяет акушеру определить пол родившегося ребенка. Однако результаты исследований позволяют с уверенностью говорить о существовании достоверных различий между полами лишь по некоторым психологическим свойствам: 1. Мальчики начинают устойчиво превосходить девочек по агрессивности начиная с 2-летнего возраста. Значительно более высокий уровень агрессии проявляется в самых различных сферах - вербальных проявлениях, играх, фантазиях. 2. Эмоциональность, измеряемая разными методами - от наблюдений за интенсивностью и продолжительностью эмоциональных реакций у новорожденных до опросниковых шкал тревожности и эмоциональности, также демонстрирует устойчивые половые различия. Мальчики и мужчины более эмоционально стабильны, меньше подвержены страхам, менее тревожны. 3. Начиная с 2-летнего возраста девочки демонстрируют более высокий уровень вербальных способностей - они больше общаются с другими детьми, их речь более правильная, используемые обороты более сложные. К началу школьного возраста эти различия перестают быть достоверными; они появляются вновь после окончания начальной школы и выражаются в большей беглости речи и скорости чтения у девочек. В пожилом возрасте у женщин дольше сохраняются вербальные функции. Перечисленные характеристики не зависят от таких параметров, как особенности ситуации, уровень образования, профессиональный статус; другими словами, они носят устойчивый характер. При этом необходимо подчеркнуть, что наряду с биологической обусловленностью половых различий существенную роль играют процессы, происходящие в обществе. Отмечаемое в последнее время уменьшение проявления половых различий дает основание предположить большую связь половых различий с обучением и воспитанием детей. Так, в последние десятилетия рушатся стереотипы, в соответствии с которыми, например, технические специальности, математика и военное дело считались «не женским делом». С пятидесятых годов XX в. ведутся систематические исследования индивидуально-психологических различий между представителями разных этнических групп. Достаточно большое количество исследований посвящено изучению различий в развитии новорожденных. Американский психолог Р. Фридман, сравнивая новорожденных из трех этнических групп - выходцев из северной Европы, азиатов (японцев и китайцев) и индейцев навахо, пришел к выводу о большей адаптивности новорожденных индейцев и азиатов. Дети европейцев более возбудимы и активны, дольше успокаиваются. В аналогичном сравнительном исследовании чернокожих и белых младенцев было показано, что африканцы характеризуются более быстрым темпом развития - легче вырабатывают моторные навыки, раньше начинают ходить. Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: первое направление дифференциально-психологических исследований связано с изучением структуры психологических свойств. Основной задачей этого направления является выделение психологических свойств, наиболее важных для дальнейшего сравнительного анализа; одним из первых опытов выделения устойчивых индивидуально-психологических характеристик для описания особенностей является изучение биологических основ индивидуальных различий; другим подходом к выделению психологических характеристик, имеющих выраженные индивидуальные различия, является теория черт. Основной гипотезой теории черт является предположение, что психологические особенности могут быть описаны с помощью устойчивых, проявляющихся в разных ситуациях и различающихся по степени выраженности у разных людей характеристик или черт; второе направление дифференциально-психологических исследований связано с непосредственным анализом индивидуальных и групповых различий. В рамках этого направления исследовались группы людей, выделенных по разным основаниям, а также решались вопросы об источниках индивидуально-психологических различий; к числу наиболее очевидных оснований для выделения групп людей относится половая принадлежность. Действительно, кроме различий между расами, этническими группами и социальными классами существует одно, которое первично в нашем сознании и представлении о себе - это различие между мужчинами и женщинами; принадлежность человека к определенной социальной группе используется некоторыми исследователями для объяснения причин половых и расовых различий. При анализе различий между группами с разным социально-экономическим статусом учитываются такие характеристики, как уровень образования, профессиональный статус, жилищные условия, доход, особенности питания и многие другие.

Методы дифференциальной психологии

· По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).

· По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент .

· По уровню обобщенности полученных закономерностей номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).

· По стабильности - изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.

Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

Наблюдение - целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка. Существует несколько видов наблюдения.

Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты естественного поведения человека, 2) человек воспринимается как целостная личность, 3) отражается контекст жизни субъекта.

Недостатками являются: 1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями, 2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию, 3) отсутствие возможности повторного наблюдения, 4) фиксация результатов в описательной форме.

Эксперимент - метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс, 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

К недостаткам относятся: 1) исчезновение естественности процесса, 2) отсутствие целостной картины личности человека, 3) необходимость специальной техники, 4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.).

Моделирование - воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть индуцирование настроения (изменение фона настроения испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.).

Психогенетические методы . Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.

Исторические методы (методы анализа документов) . Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления.

Психологические методы. Эта группа составляет основное содержание дифференциально-психологических приемов исследования.

1) Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство.

2) Психофизиологические (аппаратные) методы, предназначенные для изучения психофизиологических основ человеческого поведения. Они требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко.

3) Социально-психологические методы включают опросы и социометрию. Опросы опираются на данные самоотчета респондентов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование.

4) Возрастно-психологические методы "поперечных" и "продольных" срезов.

5) Психосемантические методы представляют собой группу максимально индивидуально-ориентированных методов, позволяющих определить бессознательно действующие измерения (конструкты) в отношении к миру и самому себе.

3. Понятие психологической нормы

Основным потребителем дифференциально-психологических знаний является психодиагностика. В психологии индивидуальных различий рождаются понятия, для измерения которых затем создаются или подбираются методики. Здесь же возникает представление о способах оценки и интерпретации полученных результатов. В связи с этим очень важным является понятие психологической нормы, очень неоднородное по своему содержанию, на которое оказывают влияние по меньшей мере четыре фактора.

1. Норма – статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Очевидно, что приставки «суб» и «супер» не дают этической или прагматической оценки качества (ведь если у человека «супернормальный» показатель агрессивности, едва ли это хорошо для окружающих и для него самого).

Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной и других). Так, например, на протяжении последних лет показатель маскулинности по опроснику MMPI у девушек устойчиво повышен; однако это говорит не о том, что они поголовно ведут себя как юноши, а о необходимости пересмотра устаревших норм.

2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся. Например, в российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это никем не осуждается.

3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции. Так, например, когда пожилой человек, осознавая слабость своей памяти, использует вспомогательные средства (записную книжку, раскладывание необходимых предметов в поле зрения), то это поведение соответствует норме, а если он, относясь к себе некритически, отказывается от необходимости «протезировать» свое жизненное пространство, то это приводит в конечном счете к неспособности решать поставленные задачи и свидетельствует о нарушении психического здоровья.

4. Наконец, представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.

В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную анормальность личности свести к узкому признаку как ее единственной первопричине. В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.

Итак, нормы – это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются. Обязательно должны регулярно пересматриваться и стандарты психодиагностических методик.

    Взаимодействие среды и наследственности

Определение источников индивидуальных вариаций психического – центральная проблема дифференциальной психологии. Известно, что индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой. Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда – его изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Наследственность содержится в генах, передаваемых родителями эмбриону при оплодотворении. Если имеется химическая разбалансировка или неполнота генов, развивающийся организм может иметь физические аномалии или психические патологии. Однако даже в обычном случае наследственность допускает очень широкий спектр вариаций поведения, являющихся результатом суммирования норм реакций разного уровня – биохимических, физиологических, психологических. А внутри границ наследственности конечный результат зависит от среды. Таким образом, в каждом проявлении активности человека можно найти что-то от наследственности, а что-то – от среды, главное – определить меру и содержание этих влияний.

Кроме того, у человека присутствует социальное наследование, которого лишены животные (следование культурным образцам, передача акцентуации, например шизоидной, от матери к ребенку посредством холодного материнского воспитания, формирование семейных сценариев). Однако в этих случаях отмечают скорее устойчивое проявление особенностей на протяжении нескольких поколений, но без генетической фиксации. «Так называемое социальное наследие в действительности не может устоять под влиянием окружающей среды», – пишет А. Анастази.

Относительно понятий «изменчивость», «наследственность» и «среда» существует несколько предрассудков. Хотя наследственность отвечает за устойчивость вида, большинство наследственных признаков поддается изменению, и даже наследственные болезни не являются неизбежными. Точно так же верно и то, что следы средовых влияний могут быть весьма устойчивыми в психологическом облике индивида, хотя передаваться последующим поколениям генетически они не будут (например, нарушения развития ребенка в результате родовой травмы).

Разные теории и подходы по-разному оценивают вклад двух факторов в формирование индивидуальности. Исторически выделились следующие группы теорий с точки зрения предпочтения ими биологической или средовой, социально-культурной детерминации. 1. В биогенетических теориях формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен. Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений об изначальном различии наций. Сторонником этого подхода был Ф.Гальтон, а также автор теории рекапитуляции Ст.Холл. 2. Социогенетические теории (сенсуалистический подход, утверждающий примат опыта) утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabula rasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния. 3. Двухфакторные теории (конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К.Бюлер, В.Штерн, А.Бине считали, что среда накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В.Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений. 4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л. С. Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек). Высшие психические функции, которые свойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью, представляющими собой содержание культуры. А для того чтобы ребенок мог его присвоить, необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливался, а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, являющимися носителями культуры.

Вклад наследственности и среды пытается определить генетика количественных признаков, анализирующая различные виды дисперсии значений признака. Однако не каждый признак является простым, фиксируемым одним аллелем (парой генов, среди которых есть доминантный и рецессивный). Кроме того, итоговый эффект не может быть рассмотрен как арифметическая сумма влияния каждого из генов, потому что они могут, проявляясь одновременно, также взаимодействовать между собой, приводя к системным эффектам. Поэтому, изучая процесс генетического контроля психологического признака, психогенетика стремится получить ответ на следующие вопросы: 1. В какой мере генотип определяет формирование индивидуальных различий (т.е. какова ожидаемая мера вариативности)? 2. Каков конкретный биологический механизм этого влияния (на каком участке хромосомы локализованы соответствующие гены)? 3. Какие процессы соединяют белковый продукт генов и конкретный фенотип? 4. Существуют ли средовые факторы, изменяющие исследуемый генетический механизм?

Наследуемость признака распознается по наличию корреляции между показателями биологических родителей и детей, а не по сходству абсолютного значения показателей. Предположим, что в результате исследований обнаружилось сходство между характеристиками темперамента биологических родителей и их отданных на усыновление детей. Скорее всего, в приемных семьях дети будут испытывать влияние общих и различающихся средовых условий, в результате чего по абсолютным показателям они станут также похожими и на приемных родителей. Однако корреляции отмечаться не будет.

В настоящее время дискуссия между сторонниками факторов наследственности и среды утратила былую остроту. Многочисленные исследования, посвященные выявлению источников индивидуальных вариаций, как правило, не могут дать однозначной оценки вклада среды или наследственности. Так, например, еще благодаря психогенетическим исследованиям Ф. Гальтона, проведенным в 20-е годы с использованием близнецового метода, было обнаружено, что биологически детерминированные характеристики (размеры черепа, другие измерения) определены генетически, а психологические качества (коэффициент интеллектуальности по разным тестам) дают большой разброс и обусловлены средой. На него влияют социальный и экономический статус семьи, порядок рождения и пр.

Современное положение дел в области изучения взаимодействия среды и наследственности иллюстрируется двумя моделями средовых влияний на интеллектуальные способности. В первой модели Зайонч и Маркус утверждали: чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником (экспозиционная модель). То есть ребенок по своим интеллектуальным способностям похож на того, кто дольше его воспитывает, и если родители по каким-либо причинам уделяют ребенку мало времени, он будет похож на няню или бабушку. Во второй модели, однако, констатировалось противоположное: МакАски и Кларк отмечали, что наиболее высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственником, являющимся предметом его идентификации (идентификационная модель). То есть самое главное – быть для ребенка интеллектуальным авторитетом, и тогда на него можно влиять даже дистантно, а регулярная совместная деятельность вовсе не обязательна. Сосуществование двух по сути исключающих друг друга моделей еще раз показывает, что большинство дифференциально-психологических теорий носят узко ограниченный характер, а общих теорий пока практически не создано.

    признаки среды. микросистема. мезосистема. экосистема. Макросистема

Микросистема: семья. Личность ребенка формирует его семья, родительские установки и атмосфера семьи. Если семья дружная, ребенок растет более спокойным, управляемым и доброжелательным. Напротив, супружеский конфликт обычно связан с непоследовательными дисциплинарными мерами и враждебным отношением к детям, что порождает ответную детскую враждебность. При этом нужно учесть, что все отношения взаимообратны, т. е. не только взрослые влияют на поведение детей, но и сами дети, их физические свойства, характеристики личности и возможности - также влияют на поведение взрослых. К примеру дружелюбный, внимательный ребенок почаще вызывает положительные и спокойны реакции со стороны родителей, тогда как растерянного и непоседливого ребенка почаще наказывают и ограничивают свободу его действий. Семья, как среда - очень динамическое образование. Даже применительно к двум близнецам мы не можем утверждать идентичность среды развития, потому что к ним предъявляются разные требования, разные ожидания, поскольку один из них неминуемо назначается старшим, а другой - младшим. Мезосистема: школа, квартал проживания, детский сад. Мезосистема влияет на развитие ребенка не напрямую, а в паре с микросистемой - семьей. На отношения родителей и детей влияют взаимоотношений малыша с воспитателями детского сада, и напротив. Если семья и воспитатели детсткого сада готовы к сотрудничеству, дружат и общаются, улучшаются отношения как между ребенком и родителями, так между ребенком и воспитателями. С другой стороны, ситуация в семье влияет на то, как будет влиять школа, двор и детский сада на ребенка. Успеваемость малыша в школе зависит не только от обстановки в классе, но и от ситуации в семье: успеваемость улучшается, если родители интересуются школьной жизнью и учат ребенка делать уроки. Если брат и сестра ходят в одну школу, но сестре разрешают приводить домой подруг, а брату - нет, мезосистема их жизнедеятельности будет различаться. Влияние мезосистемы на ребенка преломляется не только через семью, но и через личность самого ребенка: дети могут ходить в одну и ту же школу, но при этом круг одноклассников может быть значимым для одного и безразличным для другого, все важные жизненные события которого происходят, например, в драмкружке. Экзосистема: взрослые социальные организации Экзосистема - взрослые социальные организации. Это могут быть формальные организации, к примеру место работы родителей, либо социальные службы и отделы здравоохранения округа. Гибкий график работы, оплачиваемый отпуск мамы и отца, больничный лист для родителей в случае заболевания детей - это то, чем экосистема может посодействовать родителям в воспитании детей и косвенно содействовать развитию. Поддержка со стороны экзосистемы быть может и неформальной, к примеру, осуществляться силами общественного окружения родителей - друзья и члены семьи помогают, советом, дружеским общением и даже материально. Как правило, чем больше связей семьи с социальными организациями, тем это более благоприятно сказывается на семье и развитии ребенка, а чем меньше подобных связей, тем более непредсказуемым оказывается ситуация в семье и развитие ребенка. К примеру, в изолированных семьях, в семьях с немногочисленными личностными либо формальными связями чаще отмечается завышенный уровень конфликтов и плохого обращения с детьми. Макросистема Макросистема - это культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы. Если в стране не поощряется рождаемость и не предоставляется отпуск по уходу за ребенком, то ребенок будет расти в условиях нехватки материнского внимания, а микро-, мезо- и экзосистемы могут оказаться недостаточными, чтобы это компенсировать. С другой стороны, независимо от частных внешних условий, основные составляющие образа жизни и мировоззрения сохраняются в субкультуре. В странах, где установлены высочайшие стандарты свойства помощи детям, а на рабочих местах сделаны особенные условия для работающих родителей, дети чаще получают положительный опыт в их конкретном окружении. Правила, согласно которым дети с задержками развития могут обучаться в массовой школе, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как этих детей, так и их «нормальных» сверстников. В свою очередь, успех или провал этого педагогического начинания может содействовать или, напротив, помешать дальнейшим попыткам интегрировать отстающих детей в массовую школу. Бронфенбреннер полагал, что наиболее значительную роль на развитие ребенка оказывает именно макросистема, поскольку макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни. Например, американская государственная программа компенсаторного обучения «Хэд Старт», направленная на повышение академической успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и национальных меньшинств, оказала, по мнению Бронфенбреннера, огромное положительное влияние на развитие нескольких поколений американских детей.

В теории экологических систем дети являются как продуктами, так и создателями окружающей среды. По Бронфенбреннеру, ситуации в жизни могут быть как навязанными ребенку, так и оказываться результатом активности самого ребенка. Когда дети становятся старше, они меняют свое окружение и переосмысляют полученный опыт. Но и здесь продолжают работать взаимозависимости, поскольку каким образом это делают дети, зависит не только от их физических, интеллектуальных и личных черт, но и от того, как их воспитали, что что они успели впитать из окружения.6. Соотношение понятий: индивид, индивидуальность, личность.

Наследственность и среда

Наследственность стала пониматься шире: это не просто отдельные признаки, влияющие на поведение (например, свойства нервной системы, как считалось в течение долгого времени), но также и врожденные программы поведения, в т.ч. и социального (грациализация, репродуктивное, территориальное поведение и пр.)

Понятие среды тоже изменилось. Это не просто изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей жизни - начиная от воздуха и пищи и кончая условиями образования и отношением товарищей. Это, скорее система взаимодействий человека и мира.

Индивид, личность индивидуальность

Индивид - отдельный представитель социальной группы, общества, народа. Человек с момента рождения -- индивид, индивид -- это не "один", а "один из" человеческого общества. Понятие подчёркивает зависимость человека от общества.

Личность - это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек. Он обладает уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательной направленности, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия.

Индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Интегральная теория индивидуальности (В.М.Русалов, B.C.Мерлин)

Она включает в себя следующие пять положений:

1. Биологические факторы индивидуальности - это не только телесная, морфофункционалъная организация человека, но и программы поведения, создавшиеся в процессе эволюции живого мира. Программы эти начинают свое действие с момента зачатия, и уже на третьем месяце жизни эмбриона проявляются устойчивые формы индивидуального поведения.

2. Существуют два типа одновременно действующих законов. В результате действия одних формируются предметно-содержательные характеристики психики (мотивы, интеллект, направленность), в результате других - формально-динамические особенности индивидуального поведения.

3. 3. Обобщение врожденных программ идет по трем направлениям. Первое направление - это динамико-энергетические характеристики поведения (выносливость, пластичность, скорость). Второе - эмоциональные характеристики (чувствительность, лабильность, доминирующее настроение). Третье - предпочтения (стимульной среды, когнитивного стиля). Таким образом, жизнестойкость, чувствительность, стремление к разнообразию или монотонности представляют собой устойчивые, практически не изменяющиеся на протяжении жизни человека свойства.

4. Формальные свойства (традиционно объединяющиеся под общим термином "темперамент") не существуют изолированно, а включаются в более высокоорганизованные структуры личности.

5. Формально-динамические характеристики не только выступают в качестве предпосылок и условий деятельности, но и влияют на ее динамику, своеобразие и стиль, т.е. могут определять конечные результаты деятельности.