Ценности российской культуры в живописи. Русская национальная культура. Национальная культура и традиции. Белые монастыри - белые лебеди

Русская архитектура достаточно традиционна, её корни были установлены ещё в Византии, позже в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации.

Искусство русских зодчих восхищало Наполеона, в своих воспоминаниях он описывал башни Смоленска, отвлекаясь от стенобитных неудач. Москва же и вовсе сразила французского императора:

«Построенная подобно Риму, на семи холмах, Москва представляет весьма живописный вид. Надо видеть картину, которую представляет этот город, полуевропейский, полувосточный, с его двумястами церквей и тысячью разноцветных глав, возвышающихся над ними, чтобы понять чувство, которое мы испытали, когда с высоты Поклонной Горы увидели перед собой Москву».

Большие церкви в Киевской Руси, впервые построенные после 988 года, свидетельствовали о монументальности архитектуры в восточнославянских землях.

Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием архитектуры Византии.

Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема.

Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних выстроенных с применением шатра.

Деревянная архитектура является самым древним видом архитектуры на территории России. Самой главной областью применения дерева в качестве строительного материала стало русское национальное жилище, а также хозяйственные и прочие постройки. В культовом строительстве дерево активно вытеснялось камнем, вершин развития деревянная архитектура достигла на Русском Севере.

Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам. Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. Самой распространённой причиной появления шатра в деревянной архитектуре считается чрезвычайная трудность при исполнении традиционного купола из дерева. Строительство самой ранней из известных шатровых церквей относят к 1501 году, тогда была возведена Климентовская церковь в погосте Уна. Примечательны также такие деревянные шатровые храмы как Успенская церковь в Варзуге, церковь в Панилове Архангельской области, и др.

Одним из наиболее примечательных шатровых храмов является Успенская церковь в Кондопоге (1774). Основной объём церкви -- два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами. Сохранился иконостас в стиле барокко и иконописный потолок -- небо. Небо кондопожской церкви Успения -- единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви.

Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). Центральный четвериковый объём покрыт шатром на крещатой бочке с пятью декоративными главками и окружен прирубами с трёх сторон. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. В деревянной шатровой архитектуре известны случаи использования нескольких шатровых конструкций. Единственный в мире пятишатровый храм -- Троицкая церковь в селе Нёнокса. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идет от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей.

А вы знаете, сколько объектов культурного наследия ЮНЕСКО на территории России? Если хотите узнать, читайте до конца.

№10. Дворцовый мост

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге соединяет центр города с Васильевским островом. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей города и его визитная карточка.
Мост строили по проекту А. П. Пшеницкого четыре года, с 1912 по 1916 год. Дворецкий мост был открыт 23 декабря 1916 года.

Своё название мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.

Длина моста - 260 метров, ширина - 27,8 метра. Средний из пяти пролетов - разводной, двукрылый. Каждое крыло уравновешено семью противовесами. Масса металлических строений Дворцового моста составляет 4868 тонн, а противовесов - 2800 тонн.

Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга. Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для проецирования документальных фильмов.

№9. Никольский Морской собор в Кронштадте

Морской собор святителя Николая Чудотворца (Никольский Морской собор) - самый крупный из морских соборов Российской империи. Воздвигнут в 1903 - 1913 гг. в Кронштадте в неовизантийском стиле по проекту В. А. Косякова.

С мая 2013 года считается главным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.

Никольский Морской собор внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, охраняется государством.

№8. Большой Петергофский Дворец

Большой Петергофский дворец - основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада в Петергофе.

Первоначально представлял из себя довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти. В 1747-1752 гг. был перестроен архитектором Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада - 268 м. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи, которые заканчиваются с запада Корпусом под гербом, а с востока - Церковным корпусом.

В дни фашистской оккупации в сентябре 1941 во дворце случился пожар, который уничтожил все интерьеры. А в 1944 году при отступлении немцы взорвали центральную часть дворца. Спустя 8 лет был восстановлен внешний облик дворца, а в 1964 году первые залы были открыты для туристов.

№7. Казанский Кремль

Казанский кремль - это древнейшая часть Казани. Это целый комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, которые раскрывают многовековую историю города: археологические остатки трех городищ 12-13 веков, 14-15 веков и 15-16 веков, белокаменный кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность.
Территория Кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма. Расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки.

Казанский Кремль - официальная резиденция Президента Татарстана. Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года.

№6. Дворцовая Площадь

Дворцовая площадь - это архитектурный ансамбль, возникший во второй половине 18 - первой половине19 веков. Главная площадь Санкт-Петербурга.

Площадь обрамляют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна.

Размеры Дворцовой Площади равны 5,4 га (Красная площадь в Москве имеет площадь 2,3 га). Дворцовая площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

№5. Екатерининский дворец и парк

Царское Село - это пригород Санкт-Петербурга. В 1937 году село переименовано в город Пушкин. Здесь расположен музей-заповедник "Царское село". Екатерининский дворец и парк - это неотъемлемая часть Царскосельской императорской резиденции.

Екатерининский дворец (Большой Царскосельский дворец) - бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов - Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Здание дворца заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в течение 18 века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей.

Дворец был сильно поврежден в ходе Великой Отечественной войны. Его восстановление заняло долгие годы и все еще продолжается. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов. Екатерининский дворец входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ежегодно тысячи туристов приезжают в Пушкин полюбоваться Екатерининским дворцом и парком. Дворец очень богат на знаменитые объекты: Большой (Тронный) зал, Янтарная комната, залы «Золотой» анфилады.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого парка и пейзажного Английского парка. 107 гектар красоты и изящества, объединенных с природой.

№4. Собор Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного) - православный храм, расположенный на Красной площади в Москве.

Собор Василия Блаженного хорошо известен во всем мире как один из самых знаменитых символов Москвы и всего Российского государства.

Покровский собор был построен по приказу Ивана Грозного в честь победоносного похода царского войска на Казань. В ходе войны после каждой победы в крупном сражении на Красной площади рядом с Троицкой церковью строилась небольшая деревянная церквушка. Каждая новая церковь носила имя того святого, в чей день была одержана победа. По возвращении из похода в 1552 году царем было принято решение на месте Троицкой церкви и восьми деревянных церквей построить храм в честь Покрова Богоматери. Поскольку победа над казанским войском произошла в праздник Покрова Божией Матери. Строительство велось с 1555 по 1561 год. Строили храм русские зодчие – Постник и Барма.

Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

№3. Исаакиевский собор

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) - крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея.

Построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал император Николай I.

Исаакиевский собор - построен в стиле позднего классицизма, в котором проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика).

Высота собора 101,5 м, длина 111,3 м, ширина - 97,6. Купол имеет внушительные размеры: наружный диаметр 25,8 м, внутренний - 21,8. Здание украшают 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.

№2. Красная площадь

Красная площадь – основной символ и наиболее известное историческое место Москвы. Она располагается в Центральном административном округе между Кремлем и Китай-городом. Красная площадь и расположенные на ней архитектурные сооружения внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Москвичи считают Красную площадь "сердцем столицы". Здесь проходят главные праздники страны. Здесь отмечают Новый год, проводят парад в честь 9 Мая.

Площадь Красной площади - 24 750 м², длина равна 330 м, а ширина – 75 м. Площадь, вымощенная брусчаткой из крымского долерита, является пешеходной зоной. Автомобильное движение по площади запрещено с 1963 года. Также действует запрет на передвижение на велосипедах и мопедах.

№1. Храм Спаса на Крови

Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге - православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова.

Храм возведен в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года было совершено покушение на Александра II, что привело к его гибели. Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883-1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле». 19 августа 1907 года собор был освящён.

Храм Спаса на Крови - одна из самых красивейших, праздничных и ярких церквей в России. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал - кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

На территории России располагаются 27 объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Из них 15 отнесены к категории культурных, а остальные 12 - природные.

Литература

Литература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины XIX века, колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы - о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. Это ярко отразилось в романах Ф.М. Достоевского - "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" - и Л.Н. Толстого - "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье". Творчество Толстого и Достоевского неотделимо от их религиозных исканий.

Яркой чертой пореформенной литературы был реализм - стремление изобразить "правду жизни", обличение общественных пороков, демократизм, тяга к сближению с народом. Особенно отчётливо это проявилось в поэзии Н.А. Некрасова и сатирах М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иные взгляды отстаивал лирик А.А. Фет, считавший, что искусство не должно непосредственно вмешиваться в реальность, а призвано отражать вечные темы и служить красоте. Борьба между сторонниками теории так называемого "чистого искусства" и искусства гражданского стало одной из важнейших тем литературных дискуссий первых пореформенных лет. В ходе этой борьбы в русской литературе на долго утвердился культ социального, гражданского искусства.

Живопись

Демократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он представлен движением "передвижников", в музыке - кружком "Могучая кучка", в театре - драматургией А.Н. Островского.

Ярким явлением передвижничества были сатирические, обличительные картины В.Г. Перова - "Сельский крестный ход на Пасху", "Чаепитие в Мытищах". Мастером портретной живописи был И.Н. Крамской - "Л. Толстой", "Некрасов". Н.А. Ярошенко создал образы молодых интеллигентов-разночинцев (картины "Студент", "Курсистка").

Многие передвижники обращались к русской истории, ища в ней приметы духовной мощи народа.

Вершиной русской живописи были полотна И.Е. Репина (1844 - 1930), в творчестве которого совместились основные направления передвижничества - мысли о народе ("Бурлаки на Волге"), интерес к истории ("Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"), тема революции ("Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста"). Большую роль в художественной жизни России сыграли предприниматели-меценаты - например, П.М. и С.М. Третьяковы, передавшие свою галерею в дар Москве: так проявлялся возросший культурный уровень и общественный вес молодой русской буржуазии.

В 80-е годы усилилась тяга к осмыслению религиозных идей. Это ярко выразилось в картинах М.В. Нестерова - "Видение отроку Варфоломею", "Юность Сергия Радонежского". В 1884-1896 гг. М.В. Нестеровым, В.М. Васнецовым и М.А.

Архитектура

Индустриально-технический прогресс вел к изменениям в градостроительстве - возводятся заводские корпуса, вокзалы, банки, многоэтажные доходные дома. В архитектуре шел поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества ХVII в. В 80-90-е годы этот курс поощрялся властями - примером может служить храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, воздвигнутый по проекту архитектора А.А. Парланда на месте гибели Александра II. В "неорусском стиле" были выстроены здания Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды - ныне здание Гумма (А.Н. Померанцев), здание Городской думы Москвы (Д.Н. Чичагов).

Театр

В развитии театра огромную роль сыграл корифей русской драматургии А.Н. Островский: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. Он бичевал общественные пороки, нравы "темного царства" Творчество Островского было неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге. Опера и балет были представлены прежде всего петербургским Мариинским и московским Большим театрами. Развивался театр в провинции, возникали частные и "народные театры".

Музыка

Большие успехи были достигнуты в музыке. Продолжала развиваться русская национальная музыкальная школа, основанная М.И. Глинкой. Ее традиции продолжали композиторы Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Они создавали симфонии и оперы, используя народные мелодии, сюжеты из русской истории и литературы ("Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Садко" Римского-Корсакова). В Петербурге (1862) и Москве (1866) открылись первые русские консерватории.

К церковной музыке в 80-е годы обращались Балакирев, Римский-Корсаков, Чайковский. Творчество П.И. Чайковского - балеты "Спящая красавица", "Щелкунчик", опера "Евгений Онегин" - стало одной из вершин не только русской, но и мировой музыки.

Пореформенная эпоха стала временем высоких культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа ХIХ - ХХ вв. - "серебряного века" русской культуры.

В основе Русской культуры лежат русские национальные ценности. Чтобы понять, что такое русская культура, надо сначала разобраться в исторически сложившихся, традиционных ценностях русского народа, осознать ментальную систему ценностей русского человека. Ведь русскую культуру создают именно русские люди со своим мировоззрением и душевным укладом: не являясь носителем русских ценностей и не обладая русским менталитетом невозможно создавать или воспроизводить её в своем , а любые попытки на этом пути будут подделкой.

В основе Русской культуры лежат русские национальные ценности.

Наиважнейшую роль в развитии русского народа, русского государства и Русского мира сыграла земледельческая крестьянская община, то есть истоки генерирования русской культуры были заложены в системе ценностей русской общины . Предпосылкой существования русского индивида является эта самая община, или как раньше говорили "мир". Следует учесть, что значительную часть своей истории русское общество и государство формировались в условиях военного противостояния, что всегда заставляло пренебрегать интересами отдельных людей ради сохранения русского народа в целом, как самостоятельного этноса.

У русских, цели и интересы коллектива всегда выше личных интересов и целей отдельно взятого человека - все индивидуальное легко приносится в жертву общему. В ответ же, русский человек привык рассчитывать и надеяться на поддержку своего мира, своей общины. Такая особенность приводит к тому, что русский человек легко откладывает свои личные дела и полностью посвящает себя общему делу. Именно по-этому являются государственным народом , то есть таким народом, которые умеет формировать что-то общее, большое и обширное. Личная выгода всегда следует после общественной.

Русские являются государственным народом потому, что умеют формировать что-то общее для всех.

Истинно русский человек безапеляционно уверен - сначала надо устроить общие социально-значимые дела, а уже потом это единое целое станет работать на всех членов общины. Коллективизм , потребность существовать вместе со своим социумом - одна из ярчайших черт русского народа. .

Еще одна базовая русская национальная ценность - это справедливость , так как без ее четкого понимания и воплощения не возможна жизнь в коллективе. Суть русского понимания справедливости заключается в социальном равенстве людей составляющих русскую общность. Корни этого подхода лежат в древнерусском экономическом равенстве мужчин по отношению к земле: изначально члены русской общины наделялись равными земледельческими долями из того чем владел "мир". Именно по-этому, внутренне, русские стремятся к такой реализации понятия справедливости.

В русском народе спор в категориях правды-истины и правды-справедливости побеждать всегда будет справедливость. Русскому не так важно как было когда-то и как есть на данный момент, куда важнее что и как должно быть в будущем . Поступки и мысли отдельных людей всегда оценивались через призму вечных истин поддерживающих постулат справедливости. Внутреннее стремление к ним гораздо важнее пользы конкретного результата.

Поступки и мысли отдельных людей всегда оценивались через призму справедливости.

Индивидуализм у русских очень сложно реализуем. Это связано стем, что исстари, в земледельческих общинах люди наделялись равными наделами, периодически производились переделы земли, то есть человек не был собственником земли, не имел права продавать свой кусок земли или менять культуру возделывания на нем. В такой ситуации было нереально проявить индивидуальное мастерство , которое на Руси ценилось не слишком высоко.

Почти полное отсутствие личной свободы сформировало у русских привычку к авралам, как эффективному способу коллективной деятельности во время сельскохозяйственной страды. В такие периоды феноменальным образом сочетались труд и праздник , что позволяло до известной степени компенсировать большое физическое и эмоциональное напряжение, а также отказаться отличной свободы в хозяйственной деятельности.

Общество основанное на идеях равенства и справедливости не смогло утвердить богатство как ценность: к безграничному увеличению богатства. В тоже время жить зажиточно до определенной степени было вполне почитаемо - в русской деревне, особенно в северных регионах, простые люди уважали торговцев, которые искусственно затормаживали свой торговый оборот.

Просто став богатым нельзя заслужить уважение русской общины.

Подвиг у русских это не личное геройство - он всегда должен быть направлен "на вне человека": смерть за свое Отечество и Родину, подвиг за други своя, на миру и смерть красна. Бессмертную славу получали люди жертвовашие собой ради других и на глазах у своей общины. В основе русского ратного подвига, самоотверженности русского солдата всегда лежало презрение к смерти и уж потом - ненависть к врагу. Вот это презрение к возможности погибнуть ради чего-то очень важного уходит корнями в готовность терпеть и страдать.

В основе русского ратного подвига, самоотверженности русского солдата лежит презрение к смерти.

Широко известная привычка русских пострадать - не мазохизм. Посредством личностного страдания русский человек самоактуализируется, завоевывает личную внутреннюю свободу. В русском понимании - мир устойчиво существует и непрерывно движется вперед только посредством жертв, терпения и самоограничения. В этом кроется причина русского долготерпения: настоящий если будет знать, зачем это нужно...

  • Список русских ценностей
  • государственность
  • соборность
  • справедливость
  • терпеливость
  • неагрессивность
  • готовность страдать
  • уступчивость
  • нестяжательство
  • самоотверженность
  • неприхотливость