Культуры как социальный институт общества. Социальные институты культуры и управление культурой. Социальные институты культуры

Культура – социальное достояние, воплощающее общность норм, обычаев, нравов. Переходя от одной эпохи к другой, можно проследить, как на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и художественное творчество, формируются институты образования, воспитания. Формы культуры разнообразны – политика, экономика, образование, медицина, религия.

В социологии существенно социальное значение культуры. Культура – надындивидуальная реальность, постигаемая человеком в процессе социализации личности. В социологии выделяют такие виды культуры, как общечеловеческая и национальная культура, субкультура, массовая и элитарная культура.

Общечеловеческая культура представлена наилучшими образцами литературы, науки, производства. Культуры не изолированы, и, взаимодействуя они воздействуют друг на друга. Возрастание взаимодействий ведет к соединению различных культур. Каждая нация избирает в сфере культуры то, что соответствует ее развитию и наиболее отвечает ее духовным потребностям. Поэтому на фоне соединения различных культур намечается самосознание национальных культур.

Национальная культура – пластическое целое изменяющееся эволюционным путем.

Массовая и элитарная культуры качественно различаются и принадлежат разным группам населения. Разделение общества на разные социальные группы порождает необходимость образования культуры, характеризующей систему ценностей и норм данной социальной группы, или субкультуру.

Вся совокупность видов культуры проходит процесс институализации и образует социальный институт. Социально‑культурные институты – устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры. Они включают в свой состав систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки), творческие объединения и союзы (писателей, художников, композиторов, театральных деятелей), организации и учреждения, распространяющие определенные ценностно‑нормативные образцы культурного поведения.

Культура выполняет социально значимые функции:

трансляция социального опыта – функция культуры, направленная на передачу духовных ценностей, социальных норм, образцов поведения в историческом процессе –от одного поколения к другому и между представителями различных культур:

форма трансляции (передачи) социального опыта через освоение каждым поколением предметного мира культуры, культурных ценностей и образцов поведения;

социализация личности – функция культуры, представляющая собой способ освоения индивидом культурных норм и ценностей. Содержанием культуры выступает развитие человека в качестве субъекта социальной деятельности. Особенностью культуры как социализации личности выступает требование в личностном осмыслении своего отношения к социальным нормам, ценностям, правилам.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы социологии и политологии: шпаргалка

Основы социологии и политологии шпаргалка.. шпаргалки от риора..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шпаргалка
1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Термин «социология» происходит от фр. societas – о

Структура и функции социологического знания
Социология как наука содержит разнообразный прикладной и теоретический материал, требующий определенного подхода к его изучению. Многообразие социологических данных отражается в стр

Методы социологического знания
Методы социологического исследования– система правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Необходимо выделить приемлемые технические приемы, объединенны

Развитие социологии в России
Развитие социологии в России обусловлено требованиями политической и общественной жизни В русской социологической мысли выделились последователи субъективного метода антисциентизма

Современные социологические теории
Современный этап развития социологии начинается с 20‑30‑х гг. XX в. и длится до наших дней. Современными направлениями в социологии являются структурный функционализм, с

Личность и индивид
Понятие «личность» связано с такими словами, как «человек», «индивидуальность», «индивид». Человек– родовое понятие, символизирующее совокупность физиологических и

Социальный статус личности и его виды
Социальный статус– положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями. Термин «статус» вошел в социологию из латинского

Социальные роли личности как механизмы взаимодействий личности и общества
Социальная роль– способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам и правилам и зависит от социального статуса человека. Впервые определение


В процессе социального взаимодействия индивид усваивает социальный опыт, определенную систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения. Они позволяют ему успешно устанавливать в

Социальное поведение и социальный контроль
Социальное поведение– совокупность поступков и действий индивидов и их групп, их определенная направленность и последовательность, затрагивающая интересы других инд

Социальная деятельность и активность
Деятельность есть специфическая человеческая форма отношения индивида к окружающему миру В ней человек утверждает себя в качестве общественного существа, поэтому она общественно обу

Социальное действие, его критерии и мотивации
В структуре социальной деятельности выделяется социальное действие как одно из условий ее проведения. Согласно М. Веберу, социальное действие осуществляется благодаря отдельным инди

Социальная связь
Социальная связь– набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Сущ

Социальное взаимодействие как система обменов и его формы
В общественной жизни все люди взаимосвязаны и испытывают взаимное влияние друг на друга. Личность человека представляет собой совокупность тех социальных качеств, которые сформирова

Социальный конфликт
Конфликт–столкновение отдельных людей, социальных групп, обществ, связанное с наличием противоречий или противоположных интересов и целей. Конфликт представляет соб


Социальный институт– устойчивые и повторяющиеся формы социальной практики, при помощи которых организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественн


Семья– социальный институт, основанный на кровном родстве, браке или усыновлении детей. Исторически семья является предшественницей всех социальных институтов. Семь


Религия– мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества. Ее значение состоит в стремлении привить челове


Экономическая и политическая сферы общества представляют собой основу его организации и развития. Государство– социальный институт, определяющий характер общественн

Общество как социокультурный феномен, его понятие и признаки
Социология исследует общество в целом, поэтому для нее существенными являются его универсальные свойства. Общество– исторически развивающаяся целостная система отно

Социальный процесс и его основные формы
Социальный процесс– совокупная деятельность институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своей социальной деятельности, определяющей общ

Типология обществ
Система общества при всей своей устойчивости и целостности преобразуется в процессе исторического развития. В ходе этого развития выделяются разные типы общества. Типология

Концепция информационного общества
Концепция информационного общества формируется по способу триады: коммуникационный спутник – кабельное телевидение – персональный компьютер. Информационное общество

Социальная структура общества
Социальная структура общества– внутреннее устройство общества, совокупность его социальных общностей и отношений между ними. Общество представляет собой сложную сис

Социальные общности, их отличительные признаки и типы
Общество является целостным, но не однородным. Круг людей, которые взаимодействуют в обществе, велик, и возникает необходимость в образовании общностей. Общность образуется только в

Социальные группы, признаки и типы
Социальная группа– объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и тра

Социальные отношения
Социальные взаимодействия представляют собой действия личности, группы, общности, выполняемые в отношении к другим субъектам. Поэтому между ними возникают отношения и связи. Эти свя

Социальные движения, их признаки и типы
Социальное движение– массовые коллективные действия социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей, к

Этносы и этнонациональные отношения
В XX в. большой интерес привлекают исследования этнических общностей и этнонациональных отношений. Этническая общность– совокупность этнических групп, складывающихс

Теории стратификации
В социальной структуре общества немаловажную роль занимает разделение на страты, символизирующее социальное неравенство или стратификацию. Стратификация– структурир

Основные подходы к определению предмета политологии
Политология– наука о политике, политической сфере жизни общества и о входящих в нее составляющих элементах. Ее содержание составляет анализ структур, функций и меха

Методы и функции политологии как науки
Методологическую основу политологии составляют различные подходы к изучению явлений политической жизни,среди них исторический подход, системный и функциональный под

История становления и развития политической мысли
История формирования политических взглядов и учений берет свое начало в Античности.В ней были заложены основы политической науки. Платонанализирует

Политика как социальное явление
Политика– сфера общественной жизни, образуемая политическими институтами власти, защищающими общество от распада и поддерживающими систему символов, регулирующих со

Структура политики
Политическая структура– совокупность закономерных связей, политических отношений, осуществляющихся между субъектами политики, политическими организациями по поводу

Структура политики (продолжение)
Политические отношения– связи и взаимодействия между членами общества по поводу общих для всех интересов, государственной власти как их орудия и защиты их интересов

Функции политики
Политика – определенный тип деятельности и особый вид общественных отношений.Суть политики в разделении обязанностей и полномочий при непременном их согласовании и

Природа власти
Власть – центральный элемент политики. Власть – возможность с опорой на различные средства оказывать воздействие на людей и осуществлять свою волю. Ее сред

Легитимность власти, ее типы и признаки падения ее легитимности
Легитимность власти– признание обществом обоснованности и необходимости данной политической власти и ее носителей. Она характеризует законность политической власти

Понятие политической системы общества
Политическая система общества– совокупность политических организаций, социально‑политических обязанностей, форм взаимодействий и взаимных отношений между ними

Функционирование политической системы
Политическая система самостоятельна и обладает определенными возможностями и способностями. Американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд называют четыре главные способности:

Политический режим
Исторически объективная взаимосвязь политической системы и гражданского общества находит свое конкретное выражение в политическом режиме. Политический режим– совоку

Типы политических режимов
Выделяют следующие типы политических режимов: 1) авторитарный режим– способы и методы действия политической системы, характеризующиеся низкой степенью своб

Избирательные системы, их значение и типология
Одним из наиболее массовых статусов людей является статус избирателя. В настоящее время в большинстве стран действуют: а) принцип всеобщности избирательного права – установление пра


Сфера политики– социальное пространство, образующееся совокупностью организованных действий и взаимоотношений людей. Одной из форм такой организации выступают полит


Государство – особый политический институт, качественно отличающийся тем, что определяет правила, по которым протекает политическая жизнь, отвечает за соблюдение и изменение этих пр

Признаки государства
В вопросе о сущности государствавыделились две основные линии. Перваявосходит к классической традиции в истории политической мысли и ее представляю

Функции государства
Государство является устойчивой структурой политической организации общества. Оно составляет ее основу в силу того, что выполняет ряд отличительных функций. Функции государс

Типы государства
Государства не однородны и разделяются по разным признакам. По степени устойчивости политической жизни,постоянства и преемственности в основах ее развития государст

Формы государственного правления и устройства
Государства разделяются по двум существенным признакам– по форме правления и по форме устройства. Форма государственного правления– организация гос

Правовое государство и его отличительные признаки
В современном обществе определяются две тенденции развития современного государства– этатистская и диэтатистская. Этатистская тенденция

Гражданское общество и его соотношение с правовым государством
Гражданское общество – самостоятельная, самоорганизующаяся и самоуправляющаяся часть общества.Государство включает свободные отношения между людьми, порождаемые эти


Вторым после государства ведущим институтом политической системы является политическая партия. Политическая партия– добровольная, негосударственная организация, соз

Типология политических партий
Партии не однородны и разделяются по разным признакам. По характеру функционированиявыделяют кадровые и массовые партии. Кадровые партии–

Культура – социальное достояние, воплощающее общность норм, обычаев, нравов. Переходя от одной эпохи к другой, можно проследить, как на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и художественное творчество, формируются институты образования, воспитания. Формы культуры разнообразны – политика, экономика, образование, медицина, религия.

В социологии существенно социальное значение культуры. Культура – надындивидуальная реальность, постигаемая человеком в процессе социализации личности. В социологии выделяют такие виды культуры, как общечеловеческая и национальная культура, субкультура, массовая и элитарная культура.

Общечеловеческая культура представлена наилучшими образцами литературы, науки, производства. Культуры не изолированы, и, взаимодействуя они воздействуют друг на друга. Возрастание взаимодействий ведет к соединению различных культур. Каждая нация избирает в сфере культуры то, что соответствует ее развитию и наиболее отвечает ее духовным потребностям. Поэтому на фоне соединения различных культур намечается самосознание национальных культур.

Национальная культура – пластическое целое изменяющееся эволюционным путем.

Массовая и элитарная культуры качественно различаются и принадлежат разным группам населения. Разделение общества на разные социальные группы порождает необходимость образования культуры, характеризующей систему ценностей и норм данной социальной группы, или субкультуру.

Вся совокупность видов культуры проходит процесс институализации и образует социальный институт. Социально-культурные институты – устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры. Они включают в свой состав систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки), творческие объединения и союзы (писателей, художников, композиторов, театральных деятелей), организации и учреждения, распространяющие определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения.

Культура выполняет социально значимые функции:

трансляция социального опыта – функция культуры, направленная на передачу духовных ценностей, социальных норм, образцов поведения в историческом процессе -от одного поколения к другому и между представителями различных культур:

форма трансляции (передачи) социального опыта через освоение каждым поколением предметного мира культуры, культурных ценностей и образцов поведения;

социализация личности – функция культуры, представляющая собой способ освоения индивидом культурных норм и ценностей. Содержанием культуры выступает развитие человека в качестве субъекта социальной деятельности. Особенностью культуры как социализации личности выступает требование в личностном осмыслении своего отношения к социальным нормам, ценностям, правилам.

Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов общественной и научно-гуманитарной мысли. Наибольшую проработку категория социальных институтов получила в социологии. Среди предшественников современного понимания социальных институтов вообще и социальных институтов культуры в частности в первую очередь следует назвать О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера и Э, Дюркгейма. В современной научной литературе, как зарубежной, так и отечественной, существует достаточно широкий набор версий и подходов к трактовке понятия «социальные институты», что не позволяет дать жесткую и однозначную дефиницию этой категории. Одна-

184 Глава 9. Культура в социальном пространстве

9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры 191

социализации, ибо семья в лучшем случае - «ячейка общества», адекватная ему модель, где технологический момент, связанный с необходимостью успешного функционирования общества как единого организма, сглаживается близостью и непосредственностью кровно-родственных отношений. Общественная школа - тоже «еще не жизнь», но уже и не «приватный дом», который может существовать вполне автономно по отношению к обществу и культуре в целом. Школа - это «публичное место». Поэтому педагогика - одна из важнейших областей человеческой культуры. Она всегда выступала коррелятом социокультурных приоритетов. Ни один правитель, ни одна культура не могли позволить себе роскошь полностью игнорировать эту сферу.

Семья и школа совокупно выполняют пайдевтическую, т.е. воспитательно-образовательную, функцию. Став полноправным членом общества, усвоив в полной мере как традиционные, так и новационные культурные установки эпохи, человек перемещается в иные дисциплинарно-символические пространства. Практически любой род человеческой деятельности, любую форму активности можно в полной мере считать институализированным дисциплинарно-символическим пространством культуры. Особо следует выделить такое социокультурное образование, как государство. Ни в социологической, ни в юридической, ни в культурологической литературе не существует его единого определения. Одно мы можем констатировать: государство выступает сегодня тем высшим уровнем социально-культурной организации, на котором основывается большинство культурных процессов сообщества. Среди признаков государства в первую очередь следует указать на учреждение особых органов, занимающихся управлением, в том числе и управлением культурой. Власть характеризует государство как институт, она же в свою очередь характеризуется как проекция культурных тенденций. Каков народ, какова его культура - такова же и власть. Конкретная форма государственного устроения зависит от тех культурных традиций, которые воспринимаются сообществом как легитимные. Немаловажно, что государство обеспечивает возможность развития культуры, охраняя ее от внешних и внутренних посягательств.



Учреждения культуры

Социальные институты культуры можно рассматривать и в более узком смысле слова - как совокупность тех учреждений, благодаря деятельности которых сохраняются и воспроизводятся специфически-культурные формы, т.е. таких областей человеческой деятельности,

192 Глава 9. Культура в социальном пространстве

которые считаются на данный момент времени культурными по преимуществу. Современная культура включает достаточно много таких культурных учреждений. Все они институализированы в большей или меньшей степени, интегрированы в социальный контекст и имеют определенную государственно-общественную санкцию. Без них невозможно представить ни культуру наших дней, ни современного человека. Назовем некоторые из них.

Музеи (от греч. museion - место, посвященное музам, храм муз) -

Музеи (от греч. museion - место, посвященное музам, храм муз) - научные, научно-просветительные, художественные, мемориальные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры. Для большинства современных музеев характерно единство исследовательских, образовательно-воспитательных и демонстрационных функций.

Библиотеки (от греч. biblion - книга и theke - хранилище) -

Библиотеки (от греч. biblion - книга и theke - хранилище) - просветительские и научно-вспомогательные учреждения, организующие общественное пользование произведениями письменности. Библиотеки занимаются сбором, хранением, выдачей читателям печатно-письменных произведений, а также информационно-библиографической и историографической работой.

Архивы (от греч. archeion - присутственное место) -

Архивы (от греч. archeion - присутственное место) - самостоятельные учреждения или отделы в других учреждениях и организациях, хранящие документальные материалы, а также совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности как отдельных лиц, так и целых социально-культурных групп. Архивы служат научно-исследовательским и практическим нуждам общества.

Институт культуры

Что значит характеризовать культуру как социальный институт? Раскрывая смысл институционального подхода к ней, Л.Н. Коган включает в предмет социологического анализа учреждения культуры (киностудии и кинотеатры, театры, клубы, библиотеки, музеи и др.), культурные традиции, обычаи, обряды, ритуалы, социальную преемственность в культуре и т.д. 1 При этом он считает, что сам по себе, отдельно взятый, без связи с личностным, институциональный подход недостаточен, поскольку в таком случае из поля зрения социолога выпадает целостный человек в единстве его культурных потребностей и интересов, ориентации и установок.

Помимо названных компонентов института культуры, его рассмотрение должно включать в себя выявление групп людей, занимающихся специализированной деятельностью как содержательного, так и управленческого характера (художники, актеры, музыканты, композиторы, поэты и т.д., с одной стороны, менеджеры, руководители, управленцы разных уровней в учреждениях культуры, с другой). Анализ института культуры предполагает также выявление функций, им выполняемых, социальных ролей, норм, предписаний, определяющих его место в обществе и взаимодействие с другими институтами. Наконец, это еще и материально-финансовые средства (здания, сооружения, техническое оборудование, денежное обеспечение), без которых функционирование института культуры невозможно.

Рассматривая институт культуры, важно внести некоторые уточнения в предмет анализа. Во-первых, речь пойдет не о всей культуре, а только о ее определенной части (или срезе), которую принято называть духовной культурой, включающей в себя многие явления духовной жизни общества: морали, литературы, искусства (в том числе театра, кино, музыки) и др. Соотнося понятия духовной культуры и духовной жизни общества, отметим, что первая является «ядром» второй, ее наиболее значимым срезом. Выступая сферой образа жизни (наряду с экономической, политической, социальной), духовная жизнь подразумевает общественное сознание, мораль, религию, науку и другие социальные образования, характеризующиеся наличием духовных норм и ценностей.

Необходимо назвать еще одно распространенное понятие, более узкое, чем духовная культура, -- художественная культура, которая сводится в этом случае к искусству. Именно она на уровне обыденного сознания отождествляется с культурой вообще. Говоря об институте культуры в этом ракурсе, люди имеют в виду высокий уровень развитости в обществе музыки, театра, живописи и др., т.е. всего того, что составляет художественную культуру.

Во-вторых, исходя из сказанного выше, культуру следует рассматривать не как отдельный единый и целостный социальный институт, а как совокупность институтов, организующих соответствующую деятельность специальных учреждений и лиц в сфере духовной культуры на основе соблюдения ими норм и правил этой деятельности, направленной на достижение целей и задач общества, конкретных социальных общностей, личности.

Рассматривая процесс институционализации культуры, будет верно утверждать, что он берет начало в глубокой древности. Как отмечает Б.С. Ерасов, «основным самостоятельным институтом духовной деятельности в до индустриальных обществах является религия» 1 . Происходит становление и институтов художественной культуры, искусства, морали, образования. Все они получают развитие в ходе развертывания исторического процесса и к эпохе индустриального общества приобретают завершенный характер. XX век становится столетием их бурного и вместе с тем противоречивого развития.

Институты культуры выполняют целый ряд социальных функций. Во-первых, это функция духовного производства, состоящая в обеспечении необходимых предпосылок для духовного творчества, создания духовных ценностей. Во-вторых, это функция сохранения, тиражирования и трансляции созданных вновь или воспроизведенных ценностей. Институты культуры заинтересованы в том, чтобы сделать их широким, массовым достоянием. Для этого работают издательства, типографии, предприятия, осуществляющие тиражирование музыкальных записей, фильмов и др.

В-третьих, институту культуры свойственна социорегулятивная функция, состоящая в регулировании процесса создания, сохранения, распределения духовных благ с помощью нормативных и ценностных механизмов, создаваемых в обществе. Социорегулятивная деятельность институтов культуры включает в себя использование традиций, обычаев, символов. В-четвертых, важной оказывается коммуникативная функция институтов культуры, состоящая в организации взаимодействия учреждений и групп лиц в ходе производства, сохранения и распределения духовных ценностей. В-пятых, институты культуры выполняют функцию социального контроля за тем, как осуществляется создание и распределение их продукции. Если обратиться к выявлению этапов процесса духовной жизни общества, с которыми функционально связаны институты культуры, то не трудно выделить этапы создания, сохранения, тиражирования, распределения, потребления духовных ценностей. Степень институционализации каждого из них различна. К примеру, этапы создания и потребления духовных ценностей имеют глубоко личностный характер, что определяет сложности их институционализации.

Понятие социального института культуры. Институционализация как механизм

формирования социальных институтов культуры. Виды и функции социальных институтов культуры

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты культуры.

Социальные институты культуры (от лат. instiiutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции. Термин «социальный институт культуры» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте армии, институте религии и т. д. Во всех этих случаях имеются в виду относительно устойчивые типы и формы социальной деятельности, связей и отношений, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений. Рассмотрим же конкретно, что вызывает к жизни социальные институты культуры и каковы их наиболее существенные характеристики.

Основное предназначение социальных институтов культуры - обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, регулирует отношения между полами, поколениями и т. д. Потребность в безопасности и социальном порядке обеспечивают политические институты, важнейшим из которых является институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения ценностей обеспечивается экономическими институтами. Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров обеспечивают институты образования. Потребность в решении духовных и, прежде всего смысложизненных проблем обеспечивается институтом религии.

Социальные институты способны выполнять свое предназначение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности, связей и отношений. Этот процесс упорядочивания, стандартизации и формализации называется институционализацией.

Институционализация есть не что иное, как процесс формирования социального института.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Предпосылкой появления социальных институтов культуры является возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, а также условий, обеспечивающих это удовлетворение. Другой предпосылкой процесса институционализации является формирование общих целей того или иного сообщества. Человек, как известно, это общественное существо, и люди пытаются реализовать свои потребности, действуя сообща. Социальный институт культуры образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений индивидов, социальных групп и иных общностей по поводу реализации тех или иных жизненно важных потребностей.

Важным моментом в процессе институционализации является появление ценностей, социальных норм и правил поведения в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок. В ходе общественной практики люди производят отбор из разных вариантов, находят приемлемые образцы, стереотипы поведения, которые через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи.

Необходимым шагом на пути институционализации является закрепление этих шаблонов поведения в качестве обязательных норм сначала на основе общественного мнения, а затем и санкционирования формальными органами власти. На этой основе разрабатывается система санкций. Таким образом, институционализация прежде всего представляет собой процесс определения и закрепления социальных ценностей, норм, образцов поведения, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенных жизненно важных потребностей.

Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование института культуры. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализированы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является также важнейшим элементом институционализации.

И последним важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института культуры. Внешне социальный институт культуры к представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

    Экономические институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объеди-нения различного типа-обеспечивают всю совокупность производства и распределения общест-венного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

    Политические институты: - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

    Воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

    Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргумента-цию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

    Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительность санкцией.

    Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Основной содержательной функцией каждого конкретного социального института, как отмечалось выше, является удовлетворение тех социальных потребностей, ради которых сформировался и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие социальные связи и отношения людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. В этом плане следует назвать пять основных функций.

    Функция определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений. Каждый институт вырабатывает систему ценностей, норм и образцов поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов, делающих это поведение предсказуемым. В рамках данного института вырабатывается определенный социальный контроль, который обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность, связи и отношения каждого члена института.

    С этой функцией тесно связана регулятивная функция, которая состоит в том, что социальный институт культуры обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей, норм и образцов поведения. Эта функция охватывает всех членов общества. Каким видом деятельности он ни занимался, в какой плоскости ни осуществлялись бы связи и отношения, человек всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области и сфере отношений.

    Интегративная функция вклюнает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция в институте сопровождается упорядочиванием системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов.

    Коммуникативная функция осуществляется на основе личного взаимодействия и обмена информацией. Коммуникативные связи членов института имеют свою специфику. Это формализованные связи, осуществляемые через систему институционализированных ролей. Информация, произведенная в институте, распространяется как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимоотношениях между институтами.

    Транслирующая функция проявляется в передаче социального опыта. Каждый институт обладает определенным механизмом, позволяющим индивидам специализироваться на основе усвоения его ценностей, норм и образцов поведения.