Среди ценностей индустриального общества присутствует как основная. Своеобразие духовной жизни индустриальных обществ. Исчезают сословия, усложняется структура общества

Результатом промышленной революции (середина 19 века) стало возникновение индустриального общества. Идеалами такого общества являютсятруд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика, во главе которой стоят промышленники и учёные.Фабрика в это времясменила мануфактуру , приведя к невиданному преждеросту производительности общественного труда.Введение технических новшеств сопровождалосьукрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Массовое производство приводило курбанизации (росту городов). Перспективу ускоренного развития капитализма продемонстрировали США. Процесс стал всеохватывающим и более однородным,шёл процесс превращения истории во всемирную историю . Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В этот процесс включаются и традиционные страны, например, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В основесенситивность – польза, достаток, комфорт .Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этомпринцип пользы трансформирует понятие истины .Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи.Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

Основной ценностью индустриальной цивилизациистал технический прогресс . По подсчётам Сорокина, что19 век принёс открытий больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западноевропейской культуры.Вера в активную роль разума человека. Кроме того, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательная. Теперь –прикладная . Европа гордится своими достижениями.1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появилисьновые типы преодоления пространства. 19 век – «железных дорог». В быт входяттелефон, телеграф . В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о созданиифотографии . Появляетсякинематограф (Люмьеры). Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик).

Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии . Завершился процесс расколдовывания мира.Ушла вера во сверхъестественное . Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксфорде.Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества.Фрейд доказывает, чтоидея Бога – плод слабости человека , мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – религия - вздох угнетённой твари . Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введенообязательное светское образование .Духовенство было лишено прав . В 19 веке – кризис христианской космологии и морали.Ф. Ницше: Бог умер .Это мы его умертвили. В морали нарастаетиндивидуализм . Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появилисьсемейные ячейки .Меньше детей . Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Делали венские стулья.Формируется детский мир. В богатых домах появляютсядетские комнаты , одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режимов. Больше всего соответствовалреализм . Изучение об эволюции видов соответствовалоидее искусства о социальных типах .«Человеческая комедия» Оноре Бальзак. 95 произведений.Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека .Бальзак воссоздаёт класс предпринимателей .Противоположный тип Байроническому герою . Одержимые властью, богатством.Интерес к обывателю . В 1864 году вышел роман братьев Гарку «Жермини». Предисловии пишут: «в условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора.Филистёры . 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке –обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – «лексикон прописных истин» (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле .Представители критического реализма , ориентированного наизображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян.Милле поэтизирует труд . Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображаетнепосильный труд и нищету людей (картина «Дробильщики камней», «Похороны в Орнане»). В последней картине всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложеныКамилем Каро .

Демократические принципы в социальной структуре, развитие экспериментальной науки и индустриализации. Это создано ещё в 17 веке. Результатом промышленной революции стало возникновение индустриального общества. Идеалами которого является труд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которой стоят промышленники и учёные. Фабрика вы это время сменила мануфактуру приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Введение технических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, сандартизированной продукции. Массовое производство приводило к урбанизации. (росту городов) Перспектива ускоренного развития капитализма продемонстрировала сша. Процесс стал всеохватывающим и более однородным, шёл процесс превращения истории во всемирную историю. Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В этот процесс включаются и традиционные странны, например, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В основе сенситивность – польза, достаток, комфорт. Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этом принцип пользы трансформирует понятие истины. Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи. Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

В середине 19 века произошла промышленная революция, в результате которой сформировалось индустриальное общество. Оно основывалось на демократии, на экспериментальной науке, внедрении новых технологий. Ничто из этого не было изобретением 19 века. Идеалами этого общества являются труд производства, образование. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которого стоят промышленники и учёные. Фабрика в это время сменяет мануфактуру, что привело к невиданному ранее росту производительности общественного труда. Предприятия переходят к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Всё это производит к урбанизации. Росту городов. Города становятся культурными и промышленными центрами индустриального общества. Перспективы ускоренного развития капитализма всему миру демонстрирует США. Процесс сложения мирового хозяйства, рынка охватывает оба полушария, история превращается во всемирную историю, культура развивается как единство многообразия культурных художественных школ. К концу 19 века из традиционности выходит Япония. В это время обостряется проблема диалога культур. Ценностями индустриального общества являются сенситивные – комфорт, достаток, развитие отождествляется с экономическим прогрессом. Принцип пользы трансформирует понятие истины. Истина – то, что удобно и полезно. Утилитарная культура. Утилитаризм проникает в этикет, когда вежливость проникает к тому, кто полезен. Человеческие отношения начинаются рассматриваться как взаимоотношения между партнёрами купли-продажи. Основной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс. По подсчётам Сорокина, что 19 век принёс открытий больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые. (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западно-европейской культуры. Вера в активную роль разума человека. Кроме того, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательные. Теперь – прикладная. Европа гордится своими достижениями. 1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появились новые типы преодоления пространства. 19 век – «железных дорог». В быт входят телефон, телеграф. В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о создании фотографии. Появляется кинематограф Люмьеры. Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик). Техническое тело культуры.


Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии. Завершился процесс расколдовывания мира. Ушла вера во сверхъестественное. Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксофрде. Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества. Фрейд доказывает, что идея Бога – плод слабости человека, мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – вздох угнетённой твари – религия. Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введено обязательное светское образование. Духовенство было лишено прав. В 19 веке – кризис христианской космологии и морали. Подтвердил Ф. Ницше: Бог умер. Это мы его умертвили. В морали нарастает индивидуализм. Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появились семейные ячейки. Меньше детей. Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Гнлул на пару фанеру. Делали венские стулья. Формируется детский мир. В богатых домах появляются детские комнаты., одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режмов.Больше всего соответствовал реализм. Реализм появляется 1857 сборник статьей «реализм». Изучение об эволюции видов соответствовало идее искусства о социальных типах. «Человеческая комедия» Оноре Бальзак. 95 произведений. Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека. Бальзак воссоздаёт класс предпринимателей. Противоположный тип Байроническому герою. Одержимые властью, богатством. Интерес к обывателю. В 1864 году вышел роман братьев Гарку «Жермини». Предисловии пишут: «в условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора. Филистёры. 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке – обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – «лексикон прописных истин» (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле. Представители критического реализма, ориентированного на изображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян. Милле поэтизирует труд. Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображает непосильный труд и нищету людей (картина «дробильщики камней», «похороны в Орнане»). В последней картине всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложены Камилем Каро.

Еще в школе все мы узнаем не только что такое индустриализация, а и про особенности индустриального общества, его характерные черты. Предлагаем выяснить какие у него преимущества и недостатки, чем оно отличается от постиндустриального и бывает ли кризис индустриального общества.

Что такое индустриальное общество?

Индустриальное общество – это сформировавшееся в процессе индустриализации общество, где применяются машинное производство и достижения технического и научного прогресса. Оно может основываться на промышленности с очень гибкими динамическими структурами, где характерными являются разделение труда, а также рост его производительности, высокая конкуренция и ускоренное развитие предпринимательства, значительный уровень урбанизации, рост качества жизни.

Признаки индустриального общества

Выделяют такие черты индустриального общества:

  1. Стремительный рост сельскохозяйственного и промышленного производства.
  2. Развитие коммуникативных средств.
  3. Возникновение печатных изданий и других СМИ.
  4. Расширение возможностей для образования.
  5. Полная урбанизация.
  6. Возникновение монополий.
  7. Разделение труда в международных масштабах.
  8. Существенный рост вертикальной дифференциации народонаселения.

Индустриальное общество в философии

Энциклопедические словари говорят, что индустриальное общество в философии – это понятие, введенное А. Сен-Симоном с целью определения социальной системы, где главным видом хозяйственной деятельности выступает промышленное производство. Основателями теории индустриального общества принято считать О. Конта и Г. Спенсера. Теоретики индустриального общества уверены, что есть такая возможность построить универсальную модель истории общества. При том прообразом такой модели может быть западное общество.

Индустриальное общество в социологии

Специалисты открыто говорят, что значит индустриальное общество в данной сфере. Это понятие можно называть продуктом современной социальной науки. Исследователи в этой области свои изложения социальной науки начинают с античной Греции. Благодаря таким полученным данным, они прокладывают дорогу от античной философии к новой социальной науке. Такими социальными феноменами занимались известные мыслители Аристотель, Платон, Тацит и Цицерон. Они нередко высказывали мнение относительно возможных и настоящих форм общества, пытаясь отыскать законы социального развития.

Чем отличается постиндустриальное общество от индустриального?

Чтобы знать какие отличия имеют индустриальное общество и постиндустриальное, важно понимать их особенности. Так, индустриальное общество имеет такие черты:

  1. Развитие экономики при помощи наращивания темпов эксплуатации не только природных, а и человеческих ресурсов.
  2. Благодаря увеличению предприятий машиностроения и химической индустрии, обеспечивается развитие промышленности.
  3. Общество ориентируется на производство и потребление. Мировыми шедеврами культуры и искусства подменяется низкопробная массовая культура.

Что же касается постиндустриального общества, то оно имеет такие отличия от индустриального:

  1. Информация, знания и интеллект в основе богатства общества.
  2. Производство сориентировано на запросы потребителя и качество предлагаемых ему продуктов.
  3. Построенные на интеллектуальной базе технологические процессы – основной инструмент управления.
  4. Качество жизни становится лучше.
  5. Социальные преобладают над материальными.

Плюсы и минусы индустриального общества

Даже ребенок понимает, в чем недостатки и преимущества индустриального общества. Итак, среди преимуществ такого общества:

  1. Быстрые темпы развития экономики.
  2. Увеличивается развития промышленности.
  3. Общественно-исторический прогресс.
  4. Улучшение качества продукции.
  5. Возникновение международной торговли
  6. Честность, порядочность и трудолюбие как главные ценности в обществе.

Среди недостатков индустриального общества:

  1. Эксплуатация природных ресурсов во вред экологии окружающей среды.
  2. Неравномерность роста и развития экономики.
  3. Снижение рабочих мест.

Плюсы индустриального общества

Многие историки утверждают, что переход к индустриальному обществу позволил человечеству сделать важнейший шаг в направлении технологического процесса. Среди плюсов такого общества:

  1. Улучшение качества предлагаемой потенциальным потребителям продукции.
  2. Международная торговля.
  3. Технологический и исторический прогресс.
  4. Увеличение темпов развития экономики.
  5. Развитие промышленности.

Минусы индустриального общества

Невзирая на все преимущества теория индустриального общества имеет и свои недостатки. В числе минусов такого общества:

  1. Агрессивная эксплуатация природных ресурсов. Даже школьники знают, чем для экологии может угрожать чрезмерная эксплуатация ресурсов окружающей среды.
  2. Неравномерное развитие роста экономики.
  3. Снижение рабочих мест.

Роль науки в индустриальном обществе

Весомое значение имеет наука в индустриальном обществе. Среди ее основных функций здесь как культурная, мировоззренческая, так и производственная, социального управления. Благодаря этим функциям, есть возможность подробно и содержательно охарактеризовать ее не только как когнетивно-познавательный феномен, а и раскрыть ее социокультурную природу, зафиксировать роль и значение науки в динамике и функционировании современного общества. В общем индустриальное общество никак нельзя представить без научного прогресса.


Ценности индустриального общества

Исследователи говорят, что основные ценности индустриального общества состоят в свободе. Саму индустриальную систему часто именуют не иначе как пространство личной свободы человека. Свободе нередко поклоняются и даже присягают на верность, а еще за нее борются и защищают. Во имя нее идут на ограничения и жертвы. Она способствует развитию, находится в основе личных инициатив, творческих порывов, инновационных предприятий и начинаний.

Индустриальное общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.
Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Если традиционное общество обходилось сравнительно простыми орудиями труда, устроенными по принципу составного предмета с геометрическим прилеганием отдельных частей (блок, рычаг, повозка), то для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.
Развитие техники не только расширяет сферу господства человека над природой, но и изменяет место человека в системе общественного производства. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Во второй половине XX в. появляются такие технические системы (автоматизированные предприятия, системы управления космическими кораблями, атомные электростанции), эксплуатация которых требует не просто виртуозных производственных навыков, но и фундаментальной профессиональной подготовки на основе новейших достижений науки. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.
Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь. Если патриархально-застойный оборот жизни в традиционалистском сознании символизировало «колесо времен», т. е. представление о вечном возвращении на круги своя, то динамизм техногенной цивилизации породил образ осевого исторического времени, о котором писал немецкий философ К. Ясперс. «Время-стрела» становится символом не только технического, но и общественного прогресса, т. е. представления о поступательном развитии общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений.
Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами. Такие представления отражены в метафоре мира как часового механизма, отдельные части которого связаны жестким причинно-следственным взаимодействием. Познание мира отождествлялось с его воспроизведением в формах человеческой деятельности. Религиозному «расколдованию» мира (М. Вебер) сопутствовала масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. Определение К. Марксом природы как «неорганического тела человека» иллюстрирует разрушение традиционалистских представлений об органическом единстве человека и природы: на смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья. Пафос Прометеевой воли новоевропейского человека, утверждение его силы и власти означали утверждение безграничных преобразовательных возможностей в отношении природы. Покорение, подчинение, преобразование становятся ключевыми метафорами новой индустриальной культуры. «Мы не можем ждать милостей от природы» - таков девиз не только инженера-технолога, но и ботаника-селекциониста.
В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Поэтому формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы.
Социальные отношения, невидимые нити социальной ткани, в индустриальном обществе принимают форму товарно-денежного обмена (деятельностью, продуктами труда, услугами и т. д.). Это порождает иллюзию того, что не люди господствуют друг над другом, связанные исторически определенным типом общественных отношений, но «деньги правят миром». Только глубокое изучение общества способно развеять эту иллюзию и показать, что в основе той или иной формы эксплуатации труда лежит исторически определенный тип общественного производства и соответствующие ему отношения собственности и распределения.
Если социальные отношения в традиционном обществе называют непосредственно общественными, то для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей - социальных партнеров. Описывая средневековые города, М. Вебер отмечал, что городские жилища расположены куда теснее, чем в сельской местности, однако в отличие от односельчан городские соседи вовсе не обязательно знакомы друг с другом. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни.
Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Характерные черты западноевропейского средневекового города складываются еще в XVI-XVII вв. От деревенских поселений город отличает укрепленная территория («бург»), а также выборные органы городского самоуправления. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Промышленные корпорации защищали права своих членов в городском суде, в том числе и перед лицом бывшего хозяина. Во многих странах вердикт городского суда был окончательным и не подлежал обжалованию королевским судом. До наших дней дошла поговорка «Городской воздух делает свободным». Однако с усилением централизованных государств отправление правосудия все более сосредоточивается в руках верховной власти. Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.


Социокультурные противоречия буржуазного общества
Антагонизм человека и техники.
Экологические границы индустриализма
Подобный материал:
  • Культура Древней Греции и Древнего Рима. Культура средневековой Европы. Культура Византии. , 122.28kb.
  • , 231.79kb.
  • Культура нового и новейшего времени , 631.85kb.
  • Лекция Философия Нового времени. Рационализм Р. Декарта. Проект «великого восстановления , 133.98kb.
  • Ix. Европейская культура Нового времени: от расцвета к кризису (XVII – XIX века) , 1306.42kb.
  • Концепция карнавальной культуры в работах М. Бахтина. 11. Мифологическая культура, , 52.52kb.
  • Культура нового времени. Европейская культура XVI-XVII , 268.66kb.
  • Европейская культура XIX века , 184.82kb.
  • Литература (по всем темам курса) , 6319.55kb.
  • Тематическое планирование курса истории в 7 классе , 140.1kb.
Художественная культура

Искусство.

В искусстве XIX в. необходимо выделить не­сколько художественных направлений, связанных с разви­тием всей культуры.

Романтизм в искусстве и литературе имеет общие свой­ственные черты: неприятие современной им буржуазной, ме­щанской действительности, противопоставление прозе суще­ствующего мира мир идеального. Это противопоставление осуществлялось присущими разным видам искусства соб­ственными способами выразительности. Например, противо­поставление дня, наполненного суетой, привело поэтов, му­зыкантов и живописцев к поэтизации ночи, этого странного, порой ирреального мира, живущего по своим законам. Ноч­ной жанр становится любимым в творчестве художников-ро­мантиков. Иногда лирика ночи отступает перед ужасом мрака Неприятие жизни и действительности рождает мотив ухо­да, бегства от жизни, которое выражается в разных формах, в том числе в жанре путешествия, скитания, чаще всего на Восток. Тема смерти приобретает особый смысл. Излюблен­ная тема романтиков - герой-бунтарь, трагическая борьба, смятение бурных чувств. Портретная живопись приобретает особое значение. Художники стремятся изобразить внутрен­нюю работу мысли, самоуглубление, чувственную индивиду­альность. Образы бурной природы позволяют аллегоричес­ки передать задуманное. Тема героической борьбы со стихи­ей, отчаянное напряжение, порыв - общие для романтиков европейских стран. Стремление глубже узнать тонкости че­ловеческой души рождает темы трагедии сломленной судьбы, больной души, отчаяния. Наиболее яркими представителями французской школы являлись Э. Делакруа, Т. Жерико.

Романтизм нашел отражение и в пейзажной живописи, пе­редающей особое настроение, вдохновение от созерцания родной природы. Это прежде всего характерно для английс­кого искусства, яркими представителями которого являлись Дж. Констебль, Дж. Тернер, Р. Бенингтон.

Реализм. История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон - деревня, куда съезжа­лись художники для написания сельских пейзажей. Они от­крыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искус­стве. К барбизонской школе относится творчество Т. Русо, Ж- Дюпре, Ш. Добиньи и др. Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж- Милле. Главой реалистического направления стал Гюстав Курбе. Исторические события, происходившие во Франции начиная с революции 1830 г. и кончая Парижс­кой коммуной, франко-прусской войной, нашли отражение в творчестве художника-графика Оноре Домье. Его творчество получило популярность благодаря появлению литографии, т. е. возможности тиражирования графических произведений искусства.

Импрессионизм. Название этого течения происходит от французского слова, означающего «впечатление». История жанра берет начало из творческих исканий и реалистов и ро­мантиков. Сущность импрессионизма состоит в стремлении передать непосредственное впечатление от окружающего мира. Живописными средствами художники стремились передать неповторимость и иллюзию света, воздуха, воды, цвет во всей его чистоте, тонкие нюансы световоздушной среды. Живопись раздвинула рамки пространства, «открыла окно» в природу со всеми неповторимыми и мимолетными ее изме­нениями. Основоположником направления был Эдуард Мане, но признанным его лидером стал Клод Моне. Выдаю­щимися импрессионистами были О. Ренуар, Э. Дега, А. Сислей, К. Писсаро, позже - П. Сезанн, В, ван Гог и очень бли­зок к ним по характеру творчества был скульптор О. Роден. Импрессионизм положил начало новому восприятию окру­жающего мира, позволил ощутить прелесть каждого мгнове­ния жизни и оказал огромное влияние на появление новых на­правлений в искусстве.

В целом культура Западной Европы в XIX в. складывалась как культура индустриального общества со всеми присущими ей характеристиками и оказала влияние на дальнейшее его формирование.

Характерные черты индустриального буржуазного общества

В зависимости от контекста индустриальное общество мо­жет обозначаться как «буржуазное», «капиталистическое», «технически развитое», «современное» и т п. Реально фун­кционирующая индустриальная система совмещает в себе его различные начала и уклады. В силу этого термин «инду­стриальный» принимается как обобщающий многообразие социально-экономических вариантов современного обще­ства.

Самая характерная черта индустриального общества состо­ит в том, что в нем производство основано на преобладании накопленного труда (капитала) над живым трудом. Накоплен­ный труд принимает форму средств производства - техно­логий, орудий труда, ресурсов и т п, закрепленных в виде собственности любого типа. Труд носит квалифицированный и специализированный характер, развитое производство оз­начает высокую степень разделения труда

Вторая важнейшая характеристика индустриального об­щества, на которую обращали внимание и К. Маркс, и Э. Дюркгейм, и М. Вебер, заключается в глубокой раздво­енности и противоречивости принципов его социальной орга­низации.

В противоречии между все более углубляющимся разде­лением труда или усилением различий между разными частями общества и потребностью в поддержании взаи­модействия и единства;

* в противоречии, относящимся к социально-классовому расслоению общества, которое вызывает социальную на­пряженность и классовую борьбу.

В становлении буржуазного общества в Европе важную ориентирующую роль играли принципы буржуазной этики, выработанные и упорядоченные в рамках религиозной систе­мы. Этому способствовали и протестантизм, и католицизм. С течением времени сфера религиозной регуляции сокраща­лась, уступая свое место светским принципам и нормам.

Важным сдвигом в культуре Западной Европы стало ут­верждение в идеологии, искусстве, философии принципа ре­ализма. Мифологическое и религиозное мировосприятие за­мещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни. В социальной жизни сформировалась ав­тономия церкви и государственно-политической власти, ус­тановились стойкие буржуазные отношения в каждом соци­альном слое.

На протяжении XIX - XX вв. в буржуазном обществе про­исходит выработка специализированных ценностных ориен­тации и внедрение в общественное сознание высокого пре­стижа предпринимательства. В идеологических установках утверждается имидж преуспевающего человека, воплощаю­щего дух предприимчивости, решимости, стремления к рис­ку, соединенного с точным расчетом, а соединение духа пред­принимательства с национальным духом оказывается важ­ным средством сплоченности общества. Утверждение наци­онального единства означало сглаживание внутренних различий, барьеров, границ. На государственном уровне осу­ществляются различные программы, направленные на смяг­чение последствий социального расслоения, на обеспечение выживания и сохранения статуса малообеспеченных слоев населения.

Межгосударственные отношения европейских стран стре­мились к социокультурному плюрализму, хотя борьба за са­мостоятельность и автономные права приводила к длитель­ным и кровопролитным войнам. Иногда соперничество пере­носилось на колониальные пространства.

Постепенно снижался уровень централизации, политичес­кой и духовной монополии, что в итоге и способствовало уси­лению плюрализма. Взаимодействие различных центров вли­яния создавало такую плюралистическую систему, в которой регуляция отношений вырабатывалась на основе взаимного соотношения прав и обязанностей. Такая система способ­ствовала уничтожению анархии, авторитаризма и формиро­ванию механизма правовой регуляции отношений.

Принципы демократии осуществлялись прежде всего в го­сударственной жизни, распространяясь и на другие сферы общества.

Ценности индустриального общества

Сложный механизм промышленно развитой системы тре­бует для поддержания не только соответствующей социаль­ной структуры, разделяемой прежде всего на различные ка­тегории, но и приоритета ценностей, присущих буржуазному индустриальному обществу, таких как:

Достижение и успех,

Частная собственность,

Индивидуализм,

Активность и труд,

Потребительство,

Универсализм,

Вера в прогресс,

Уважение к науке и технологии. Эти ценности активно утверждаются всей системой духов­ного воздействия на массы населения.

Социокультурные характеристики индустриального общества

Формирование новых принципов регуляции социокультурной жизни отвечало тем переменам в западноевропейском об­ществе, которые сопровождают его на позднем этапе разви­тия, называемом обычно модернизацией.

Техника и культура индустриального общества.

Первы­ми в этап модернизации вступили США, Западная Европа, Япония.

Модернизация связана с интенсивным развитием техни­ки, вызванном тем императивом индустриального общества, о котором уже говорилось: необходимостью утверждения преобладания накопленного труда над живым. Важная хо­зяйственная причина технизации заключается в том, что без новых технических средств производства невозможно обес­печить уровень потребления и образ жизни, соответствую­щий характеристике индустриального общества. Важная по­литическая причина заключается в том, что в условиях на­ционального соперничества более развитые в техническом отношении страны и нации могут защищать свои интересы с большим успехом и даже диктовать свою волю менее раз­витым сообществам. В культурном плане принято выделять две духовные причины, придавшие высокий престиж техни­ческому обществу. Во-первых, это представление о челове­ке как об активном преобразователе природы, во-вторых, это утверждение активной роли разума в постижении ре­альности и его способности конструировать мир по-своему. Влияние техники, однако, не сводится только к высоким тех­нологиям. Это еще и трансформация мировосприятия чело­века.

Массовость производства . В индустриальном обществе динамика производства измеряется в физическом или денеж­ном выражении, т. е. по критериям количества и объема. Эти критерии распространяются и на остальные сферы.

Потребление энергии как критерий уровня жизни. Ис­пользуя новые источники энергии, современная техника по­зволяет осуществлять грандиозные проекты. Ставка на новые источники энергии породила прорыв в технологиях, ставших иногда весьма опасными для человека.

Разрыв с традициями. Техника постоянно обращена к бу­дущему. Совершенствование уровня жизни предполагает со­вершенствование технологий, которые должны постоянно об­новляться. В такой ситуации обращение назад означает ко­нец прогресса, без которого сам смысл процесса модерниза­ции утрачивается. Возникает упоение процессом поиска нового, желание постоянного обновления, т. е. разрыв с тра­дициями.

Чувство функциональности. Совершенствование техноло­гий и производства, «вещность» сознания, культ техники по­рождают рациональное отношение к миру как к среде функ­циональных объектов. Даже сам человек стал рассматривать­ся с позиций рациональной значимости.

Новые коммуникации. Техника связи, совершенствуясь, способствует интенсификации процессов общения, разруше­нию политических и культурных барьеров, приближению пе­риферийных областей к центрам и тем самым способствует расширению процесса модернизации.

Новые модели мышления. Массовое распространение тех­ники потребовало принципиального изменения человеческо­го мышления. Уменьшается роль антропоморфных образов, гуманитарных принципов. Их оттесняет естественнонаучный подход к миру, природе, обществу, человеку. Мышление при­обретает абстрактный характер. Новые принципы социаль­но-технологической организации деятельности охватили не только крупную индустрию, но и распространились на все сферы жизни, в том числе и духовную. В итоге духовная куль­тура превращается в индустрию массового сознания.

Социокультурные противоречия буржуазного общества

Социальное и духовное отчуждение . Отчуждение стало одной из важнейших характеристик индустриального обще­ства. Из сферы производственных отношений отчуждение распространилось и на социальные нормы.

Колониализм. Подчинение более отсталых стран с целью эксплуатации их ресурсов не ограничилось установлением по­литического и экономического господства, а сопровождалось подавлением локальных культур во имя универсализма запад­ной индустриальной цивилизации. Это вызвало движение за национальное освобождение, приобретшее крупномасштаб­ный характер.

Антагонизм человека и техники. Наступление технициз­ма всегда встречало противодействие со стороны гуманитар­но ориентированных слоев интеллигенции. Именно антаго­низм техницизма и контркультуры является важной характе­ристикой культуры индустриального общества.

Экологические границы индустриализма . Индустриаль­ное общество основано на «жестких» технологиях, осуществ­ляющих принцип «человек-покоритель природы». Природа рассматривается как внешний объект, а не как среда обита­ния. Хотя такая мировоззренческая установка способствова­ла высокой эффективности производства, она же стала при­чиной глобальных процессов экологической деградации. Дру­гим следствием стала чрезмерная урбанизация планеты, создавшая тяжелые условия для физического существования человека.

Особенности и противоречия культуры буржуазного инду­стриального общества нашли свое продолжение и в современ­ном постиндустриальном обществе.

Отсканировано с книги

Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.