Культурный код должен обладать следующими характеристиками. Культурный код. Типы культурных кодов

Настоящее Соглашение заключается между ИП Смыгин Константин Игоревич, именуемым в дальнейшем «Администрация Сервиса» и любым лицом, становящимся пользователем при регистрации на сайте Сервиса http://сайт/ (далее — Сервис), в дальнейшем именуемым «Пользователь», вместе по тексту Соглашения именуемые «Стороны», а по отдельности — «Сторона».

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение в соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сервиса Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению, принимает условия настоящей оферты и положения Соглашения (акцепт).

1.2. Безусловное принятие (акцепт) условий настоящей оферты осуществляется путем регистрации на сайте Сервиса.

1.3. Настоящее Соглашение, заключаемое путем акцепта настоящей оферты, не требует двустороннего подписания и действительно в электронном виде.

1.4. Использование материалов и функций Сервиса регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

2. Предмет Соглашения

2.1. Предметом настоящего Соглашения является передача Администрацией Сервиса неисключительных прав использования Сервиса путем предоставления доступа к Сервису на сервере, принадлежащем Администрации Сервиса.

2.2. Действие условий настоящего Соглашения распространяется на все последующие обновления и новые версии Сервиса. Соглашаясь с использованием новой версии Сервиса, Пользователь принимает условия настоящего Соглашения для соответствующих обновлений, новых версий Сервиса, если обновление и/или новая версия Сервиса не сопровождается иным соглашением.

2.3. Сервис является результатом интеллектуальной деятельности Администрации Сервиса и защищается законодательством Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и нормами международного права, все исключительные права на Сервис, сопровождающие его материалы и любые его копии, принадлежат Администрации Сервиса. Право использования Сервиса предоставляется Пользователю исключительно на условиях и в объеме, оговоренных настоящим Соглашением.

3. Условия использования Сервиса

3.1. Для начала работы с Сервисом Пользователю необходимо пройти процедуру регистрации путем присвоения уникального имени (Логина) и пароля. По завершении процесса регистрации Пользователь становится обладателем учетной записи. С момента входа в свою учетную запись Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность вводимых данных, а также Логина и пароля.

3.2. По окончании работы с Сервисом Пользователь самостоятельно осуществляет завершение работы под своей учетной записью путем нажатия кнопки «Выйти».

3.3. С момента регистрации в Сервисе Пользователю присваивается личный счет, на который Пользователь имеет право внести денежную сумму. Денежная сумма на личном счете используется для оплаты подписки на определенный календарный период (6 месяцев, 12 месяцев и 24 месяца) на платные услуги Сервиса. Оплата платных услуг осуществляется путем безналичного перевода денежных средств в виде 100%-ной предоплаты и списывается с личного счета Пользователя.

3.4. Бесплатные услуги предоставляются Пользователю без каких-либо гарантий, в том качестве, объеме и с теми функциональными возможностями, которыми обладают данные услуги в составе Сервиса. Это означает, что Пользователь не вправе предъявлять претензии, касающиеся доступности, объема, качества или функциональных возможностей полученных бесплатных услуг и пользуется ими, принимая на себя все риски и ответственность, связанные с использованием таких бесплатных услуг.

3.5. Платные услуги считаются оказанными надлежащем образом и принятыми Пользователем в полном объеме, если в течение 5 (Пяти) рабочих дней оказания соответствующей платной услуги Администрация Сервиса не получила от Пользователя мотивированных письменных претензий.

3.6. Администрация Сервиса осуществляет техническую поддержку Пользователя, в том числе по вопросам, связанным с функциональностью Сервиса и предоставляемыми услугами, а также особенностями эксплуатации Сервиса.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Права и обязанности Пользователя

4.1.1. Пользователь обязуется не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие Российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сервиса.

4.1.2. Пользователь обязуется не предоставлять (передавать) полностью или частично третьим лицам полученные им по настоящему Соглашению права, не продавать, не тиражировать, не копировать материалы Сервиса полностью или частично, не отчуждать иным образом, в том числе безвозмездно, без получения на все вышеперечисленные действия предварительного письменного согласия Администрации Сервиса.

4.1.3. Пользователь обязуется не передавать третьим лицам пароли и логины, используемые для доступа к Сервису, обеспечить конфиденциальность их хранения.В случае несанкционированного доступа к логину и паролю и/или учетной записи пользователя Пользователь обязан незамедлительно сообщить об этом Администрации Сервиса.

4.1.4. Пользователь обязуется не использовать программное обеспечение, обеспечивающее автоматическое скачивание и обработку (разборку) веб-страниц Сервиса в целях получения нужных данных.

4.1.5. Пользователь несет ответственность за содержание и достоверность данных, предоставленных при регистрации на Сервисе. Пользователь выражает согласие на хранение и обработку Администрацией Сервиса персональных данных Пользователя.

4.1.6. Пользователь имеет право доступа к Сервису в любое время, кроме времени проведения профилактических работ.

4.1.7. Пользователь имеет право пользоваться Сервисом в пределах его функциональных возможностей и на условиях установленных настоящим Соглашением.

4.1.8. Пользователь имеет право внести денежную сумму, равную сумме подписки на тот или иной календарный период, для последующего использования Платных услуг Сервиса.С тарифами на Платные услуги Сервиса пользователь может ознакомиться по адресу: http://сайт/subscription/

4.1.9. Пользователь имеет право самостоятельно изменять пароль, не уведомляя об этом Администрацию Сервиса.

4.1.10. Пользователь имеет право в любой момент подать заявку на удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой в Сервисе. Удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой на Сервисе, производится в течение 7 дней с даты получения заявки. При удалении учетной записи, денежные средства, которые пользователь потратил на подписку на Платные услуги Сервиса частичному или полному возврату не подлежат.

4.1.11. Денежные средства, переведенные в качестве оплаты за подписку на услуги Сервиса, возврату не подлежат и могут быть использованы для оплаты платных услуг Сервиса.

4.2. Права и обязанности Администрации Сервиса

4.2.1. Администрация Сервиса обязана предоставить Пользователю доступ к Сервису не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента прохождения Пользователем процедуры регистрации на Сервисе.

4.2.2. Администрация Сервиса обязуется обеспечивать работу Сервиса, в соответствии с условиями настоящего Соглашения, круглосуточно 7 (Семь) дней в неделю, включая выходные и праздничные дни, за исключением времени проведения профилактических работ.

4.2.3. Администрация Сервиса обязуется обеспечить сохранность данных Пользователя, размещенных в Сервисе в течение 90 (Девяносто) календарных дней с момента последнего использования Пользователем любой из платных услуг Сервиса.

4.2.4. Администрация Сервиса обязуется не передавать персональные данные Пользователя третьим лицам.

4.2.5 Администрация Сервиса имеет право приостанавливать работу Сервиса для проведения необходимых плановых профилактических и ремонтных работ на технических ресурсах Администрации Сервиса, а также внеплановых работ в аварийных ситуациях, уведомляя об этом Пользователя, если технически это представляется возможным, посредством размещения соответствующей информации на сайте.

4.2.6. Администрация Сервиса имеет право прерывать работу Сервиса, если это обусловлено невозможностью использования информационно-транспортных каналов, не являющихся собственными ресурсами Администрации Сервиса, либо действием и/или бездействием третьих лиц, если это непосредственно влияет на работу Сервиса, в том числе при аварийной ситуации.

4.2.7. Администрация Сервиса имеет право обновлять содержание, функциональные возможности и пользовательский интерфейс Сервиса в любое время по своему собственному усмотрению.

4.2.8. Администрация Сервиса имеет право изменять стоимость платных услуг в одностороннем порядке.

4.2.9. Администрация Сервиса имеет право заблокировать и/или удалить учетную запись Пользователя, включая все информационное содержимое Пользователя без уведомления Пользователя и объяснения причин в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения.

5. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

5.1. Сервис предоставляется Пользователю «как есть» в соответствии с общепринятым в международной практике принципом. Это означает, что за проблемы, возникающие в процессе обновления, поддержки и эксплуатации Сервиса (в т. ч. проблемы совместимости с другими программными продуктами, а также несоответствия результатов использования Сервиса ожиданиям Пользователя и т.п.), Администрация Сервиса ответственности не несет.

5.2. За нарушение обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом ответственность Администрации Сервиса перед Пользователем в случае требования возмещения убытков ограничена размером стоимости оплаченных Пользователем Платных услуг.

5.3. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение любой из своих обязанностей, если неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Соглашения и независящих от воли Сторон. В случае действия обстоятельств непреодолимой силы более 3 (Трех) месяцев любая Сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению (расторгнуть Соглашение).

5.4. Поскольку Сервис является объектом интеллектуальной собственности Администрации Сервиса, ответственность за нарушение авторских прав наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. Администрация Сервиса не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, а также за прямые и косвенные убытки Пользователя, включая упущенную выгоду и возможный ущерб, возникший в том числе в результате неправомерных действий пользователей сети Интернет, направленных на нарушение информационной безопасности или нормального функционирования Сервиса; отсутствия Интернет-соединений между компьютером Пользователя и сервером Администрации Сервиса; проведения государственными и муниципальными органами, а также иными организациями действий в рамках оперативно-розыскных мероприятий; установления государственного регулирования (или регулирования иными организациями) хозяйственной деятельности коммерческих организаций в сети Интернет и/или установления указанными субъектами разовых ограничений, затрудняющих или делающих невозможным исполнение настоящего Соглашения; и других случаев, связанных с действиями (бездействием) пользователей сети Интернет и/или других субъектов, направленными на ухудшение общей ситуации с использованием сети Интернет и/или компьютерного оборудования, существовавшей на момент заключения настоящего Соглашения.

5.6. В случае возникновения между Сторонами споров или разногласий, вытекающих из настоящего Соглашения или связанных с ним, Стороны примут все меры к их разрешению путем переговоров между собой.

5.7. В случае если не удается разрешить возникшие между Сторонами споры и/или разногласия путем переговоров, то такие споры разрешаются в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

6. Прочие условия

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты акцепта и действует до полного исполнения своих обязательств Сторонами.

6.2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно по взаимному соглашению Сторон, а также по инициативе Администрации Сервиса в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения без возврата последнему каких-либо денежных средств.

6.3. Поскольку настоящее Соглашение является офертой, и в силу действующего гражданского законодательства РФ Администрация Сервиса имеет право на отзыв оферты в соответствии со ст. 436 ГК РФ. В случае отзыва настоящего Соглашения в течение срока его действия настоящее Соглашение считается прекращенным с момента отзыва. Отзыв осуществляется путем размещения соответствующей информации на сайте.

6.4. Стороны договорились, что при исполнении настоящего Соглашения допускается использование подписей представителей Сторон, а также их печатей с помощью средств факсимильной связи, механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи руководителей и печатей организаций.

6.5. Администрация Сервиса вправе в одностороннем порядке внести изменения в условия предоставления услуг Сервиса, разместив об этом информацию на сайте в публичном доступе и внеся изменения в настоящее Соглашение.

6.6. Указанные изменения в условиях настоящего Соглашения вступают в силу с даты их публикации, если иное не оговорено в соответствующей публикации. Продолжение использования Сервиса Пользователем после внесения изменений и/или дополнений в Соглашение означает принятие и согласие Пользователя с такими изменениями и/или дополнениями.

7. Гарантии

7.1. За исключением гарантий, прямо указанных в тексте настоящего договора, Администрация Сервиса не предоставляет никаких иных гарантий.

7.2. Соглашаясь с условиями и принимая условия настоящей оферты путем ее акцепта, Пользователь заверяет Администрацию Сервиса и гарантирует, что он:

  • заключает настоящий договор добровольно;
  • ознакомился со всеми условиями настоящего договора;
  • полностью понимает и подтверждает предмет оферты и договора;
  • обладает всеми правами и полномочиями, необходимыми для заключения и исполнения настоящего договора.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Хочешь победить врага - воспитай его детей.

Восточная мудрость.

В размышлениях о культуре, духовности, нравственности современный образованный человек часто использует понятие «русский культурный код». В словаре В.И.Даля говорится, что «код - тайна, тайнопись, загадка, секрет, шифр». Американский психоаналитик Клотер Рапай в своей книге «Культурный код» пишет: «Культурный код - это культурное бессознательное. Он определяет набор образов, которые связаны с каким-либо понятием в нашем сознании. Это не то, что мы говорим или четко осознаем, а то, что скрыто даже от собственного понимания, но проявляется в наших поступках».

Каждому образованному человеку известно, что культура - это жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое, настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности, и ни один народ не существует вне своей культуры. Главное же предназначение национальной культуры - противостояние перерождению любого народа. Уничтожение культуры - уничтожение нации. Наш враг сейчас - это мы сами, во многом образ жизни семьи, занятой материальными проблемами. Поэтому воспитание духовной, нравственной культуры детей, на мой взгляд,- главная задача общества.

Так как изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности общества и отдельного в нем человека, а также оказывает большое влияние на формирование человека, я решила попытаться сформулировать для себя понятие «культурного кода современных подростков», попытаться увидеть разум и сердце, прошлое, настоящее и будущее моих ровесников, тем более что актуальность темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности проблемы в течение долгих лет развития общества. Таким образом, основополагающим вопросом (проблемой) исследования становится проблема формирования культурного кода в межличностных отношениях современных подростков.

Тип проекта : научно-исследовательский, информативный, творческий.

Гипотеза работы: нравственность - одна из важнейших составляющих культурного кода современного подросткового общества.

Цель работы: разобраться в вопросе формирования нравственности школьников как основной составляющей культурного кода современных подростков на примере повести В. Железникова «Чучело» и одноименного фильма Р. Быкова.

Задачи исследования:

Проанализировать проблему формирования культурного кода.

Изучить понятие «нравственность» как составляющую культурного кода.

Сопоставить зрительское и читательское восприятие проблемы нравственности в школьном коллективе на примере повести В.Железникова и фильма Р.Быкова «Чучело».

Обосновать важность взаимоуважения и взаимопомощи в межличностных отношениях подростков.

Систематизировав собранную информацию, сформулировать понятие «культурного кода современных подростков».

Методы исследования:

теоретические - анализ печатных изданий, словарей, ресурсов сети Интернет по теме исследования;

эмпирические - собственные наблюдения.

Объект исследования - культурный код современных подростков.

Предмет исследования - формирование нравственности школьников как основной составляющей культурного кода современных подростков.

Практическая значимость проекта:

Раскрытие понятий «нравственность» и «культурный код» в современном обществе.

Развитие интереса к миру кино и книги.

Воспитание нравственных идеалов.

Привлечение внимания подростков к проблеме и желание участвовать в дискуссии.

Основными источниками для написания работы послужили журнальные статьи и отзывы, рецензии, критические статьи, найденные мной на просторах Интернета. Литературы по поднятой проблеме оказалось крайне мало, а доступные мне и моим ровесникам интернет-ресурсы дали возможность проанализировать позиции современников.

Культурный код - нерешенная проблема XX столетия.

Одна из нерешенных проблем двадцатого столетия

заключается в том, что мы до сих пор имеем смутное и предвзятое представление о том, что именно делает Японию

страной японцев, США страной американцев,

Францию страной французов, а Россию страной русских...

Недостаток этих знаний мешает странам понимать друг друга.

Рут Бенедикт. Хризантема и меч

От всех остальных живых существ, населяющих Землю, человек отличается, прежде всего, тем, что он осваивает природу, преобразует её и создает культуру - творение его разума, души и рук. В течение столетий многие поколения людей создают язык народа, его письменность, литературу, памятники искусства и архитектуры, формируют обычаи и традиции, формируют культурный код.

Запечатленный образ и код — это примерно как замок и шифр к нему. Зная последовательность цифр и букв, вы можете открыть замок. Дешифровка широкого спектра впечатлений имеет огромное значение. Это помогает нам ответить на один из важнейших для нас вопросов: что заставляет нас поступать так, а не иначе? Понимание культурных кодов обеспечивает нас прекрасным новым инструментом, своего рода новыми очками, через которые мы можем изучить себя и свое поведение. Оно переворачивает наше представление о мире, меняет наши взгляды на все вокруг. Более того, оно подтверждает истину, которую мы всегда интуитивно ощущали: несмотря на общую человеческую природу, люди разных стран действительно очень разные. Понять эту разницу, по мнению Клотера Рапай, помогают культурные коды .

Таким образом, изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности как отдельного человека, так и нации в целом через культурное наследие наших предков, как единой национальной системы, которая оказывает большое влияние на формирование человека.

Вне своей культуры не существует ни один народ. Уничтожение культуры неизбежно приводит к уничтожению нации. Именно поэтому после уничтожения СССР основной разрушительный удар пришелся на русскую культуру. Особое внимание было уделено молодежи, которой стали вместо традиционной культуры активно пропагандировать, внедрять в сознание чужую субкультуру. Так недруги России пытались вмешиваться в «культурное бессознательное» её нации, меняя культурный код .

Героями мультфильмов для детей стали Бэтмен, Супермен и Человек-паук, Кошки, похожие на Зайцев, и Куклы-монстры. Героями подростков стали певцы, актеры, блогеры, стендаперы («крутые» парни в татуировках и гламурные девушки с искусственной внешностью и сомнительными идеалами). Героями студенческой и работающей молодежи являются представители крупного американского IT-бизнеса (Стив Джобс, Билл Гейтс, Марк Цукерберг) и представители российской олигархической элиты. Если сравнить культурные образы современности с культурными образами СССР, получится следующее. Малыши Советского Союза грезили идеалами пионеров, тимуровцев, доброго Кота Леопольда и дружелюбными мультгероями- зверюшками. Советские подростки - комсомольцами, героями Великой Отечественной войны. Работающая молодежь равнялась на стахановцев, героев труда (врачей, учителей, инженеров, работников сельского хозяйства).

Безусловно, русская культура достаточно мощная для того, чтобы впитать в себя различные культурные изменения и дополнения, но если русские дети воспитываются героями США, то основная цель изменения культурного кода (ядра) выполнена. И в первые десятилетия последствия можно не разглядеть, но они будут обязательно. Каковы же могут быть последствия? На этот вопрос отвечает в своей статье историк, президент СГОО «Сообщество молодых ученых» Игорь Власенко.

В детях формируется индивидуализм (супергерои, в основном, одиночки), эгоизм (супергерой всегда прав, ради своей цели можно использовать любые средства), соперничество (супергерои не только не идеальны, но зачастую аморальны в жизни и соперничают с другими). Усиливается тенденция к клиповости мышления (подростки не могут сосредоточиться на одном деле, мыслить в системно-стратегических категориях), хуже развивается собственное творческое мышление (любую информацию можно найти в Интернете), результатом бесконтрольности получения информации становится беспрепятственный доступ к нецензурным и аморальным идеям .

Отличается ли такое поведение современных детей и подростков от принципов советского юношества: системного мышления, формировавшегося из книг и научно-познавательных журналов, умения работать в команде (пресловутого коллективизма), а также направленности информации на социально важные аспекты общества, научные достижения, активное участие в жизни класса, школы, коллектива, общества? Думаю, несомненно.

Историк также считает, что в основе культурного ядра должно быть аналитическое, системное и проектное мышление. Молодой человек должен задаваться вопросами: «Кто?», «С какой целью?», «Какими инструментами?», - понимать, когда на него воздействуют и как избегать манипулирования его чувствами, убеждениями и действиями.

Что касается современной России, то сейчас мы видим понимание у высшего руководства государства того, что без сохранения русской культуры, без воспитания молодежи и понимания, к какому будущему идет общество, - без всего этого невозможно построить созидательную, позитивно развивающуюся страну.

С 2006 года в России планомерно каждый год посвящается одному из важных культурно-смысловых, значимых направлений в жизни общества. 2006 год был объявлен Годом академика Дмитрия Лихачева, 2007 - Годом русского языка, 2008 - Годом семьи, 2009 - Годом молодежи, 2010 - Годом учителя, 2011 - Годом российской космонавтики, 2012 - Годом российской истории, 2013 - Годом охраны окружающей среды, 2014 - Годом культуры, 2015 - Годом русской литературы, 2016 - Годом кино. Если обратить внимание, этот ряд имеет глубокую основу, так как выражает ключевые основы культуры русской цивилизации и ценности русского народа. Именно в трудности сочетания русской морали и нравственности, добра, сплоченности, терпения и принятия чуждых нам эгоизма и индивидуализма, черствости, пробивного хамства и заключается проблема русского культурного кода, нерешенная в XX столетии и так актуальная сегодня.

Нравственность как основная составляющая культурного кода.

Если рассматривать понятие «культурного кода» как совокупность важных культурных составляющих, то, пожалуй, важнейшими составляющими являются духовность и нравственность.

В современном обществе проблема нравственности молодежи - одна из основных, потому что, как ни банально это звучит, за молодежью будущее. Но «век нынешний» и «век минувший» всегда состоят в противоречии. То, что убеленным сединами кажется необходимым, для молодых людей звучит глупо и смешно. Но почему нам кажется, что старшее поколение всегда не право? Наверное, потому, что в сегодняшней молодежи не так сильно развито чувство ответственности, или оно еще не сильно укоренилось в молодых душах. Когда тебе пятнадцать лет, кажется, вся жизнь впереди и впереди еще много времени, чтобы исправить свои возможные ошибки. Процесс становления современной российской молодежи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и социальных отношений.

Куда идет российская молодежь? С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь? С каким духовным багажом они будут преодолевать проблемы своей будущей взрослой жизни? И что надо делать, чтобы изменить существующую ситуацию к лучшему?

Д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» размышляет о ценностях жизни. «Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Следует хорошенько «выдохнуть» все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяя человеку принимать жизнь, её ценности, её красоту… Надо быть открытым людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее, «заслоненную красоту» обогащает человека духовно» . Не могу не согласиться с мнением Лихачева. Только открытый доброму и прекрасному человек способен увидеть и принять это доброе и прекрасное.

Современной молодежи необходимо воспитывать в себе понимание «прекрасного» и «вечного». Какими бы пессимистичными ни были волнения наших учителей об их нерадивых учениках, мы еще не потеряны. Нам нужно что-то, что захватило бы наши рассудки и направило нас в верном направлении. Нам нужен яркий пример. Я думаю, литература - первый из таких примеров, самый глубоко нравственный и чистый.

Литература относится к наиболее сложному интеллектуальному виду искусства, так как восприятие литературного произведения носит опосредованный характер, создается с помощью слова, языка. Человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. И образы, населяющие его, нельзя потрогать, увидеть, услышать. Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти.

Да, сегодня школьников привлекает высокая скорость передачи информации. Значит ли это, что чтение книг уходит в прошлое? Нет. Тот мой ровесник, который хочет быть успешным, знает, что нет лучшего способа для развития интеллекта, чем чтение. А тот, кто понимает, что книга - лучший путь к развитию духовности, еще и умеет выбрать для себя направление этого пути.

Прошедший 2015 год, объявленный Годом литературы, подарил молодежи много интересных проектов, стимулирующих детей и подростков к чтению. Я и мои сверстники с удовольствием следили в соцсетях за проектом «Занимайся чтением». Я знаю ребят, которые активно занимаются спортом, и подобная «реклама» чтения стала для них понятной, действенной, они посмотрели на чтение с другой стороны.

Раньше наша страна считалась самой читающей в мире. Все народы завидовали интеллектуальному потенциалу советской молодежи, которая стремилась к знаниям. А какая современная молодежь? Читающая! Этому есть подтверждения. Я вижу это в классе, в метро, на отдыхе. Просто её стало меньше, а значит, есть над чем работать семьям и школе .

Человек с его уникальным внутренним миром, его отношением к добру и злу, к поиску смысла жизни всегда имеет выбор и несет за него ответственность. К какому бы литературному жанру ни принадлежало произведение, автор всегда вкладывает в него свое видение мира, проблемы, свои чувства, черты эпохи, о которой пишет. Для чего же он передает все самое ценное бумаге? Он делится своими ценностями с Читателем. Читателем, который тоже ищет смысл жизни, чувствует, переживает, имеет свой внутренний мир и находится в процессе становления своей личности . В тот момент, когда чувства , которые вложил в свое произведение писатель, совпали с чувствами читателя, получается эффект резонанса . Читатель становится участником всего, что пережил и прочувствовал писатель. «Все струны, которыми владеет автор, находятся в сердцах у читателей. Иных струн у автора нет. И в зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо», - считал С.Маршак.

Именно таким музыкантом, играющим на струнах моей души, стал для меня Владимир Железников, автор повести о нравственном конфликте «Чучело». Наши чувства совпали . Эффект резонанса налицо. Впервые я прочитала повесть три года назад. Позже посмотрела одноименный фильм Ролана Быкова. Железников и Быков в симфонии эмоций, чувств, терзаний героев произведения донесли до читателя и зрителя тот самый глубокий духовный смысл, обратились к «Золотому правилу нравственности», которое мы зазубрили на уроках обществознания: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». И, на мой взгляд, тем самым подняли проблему формирования нравственности, культурного кода подростков своего времени, проблему и в XXI веке не менее актуальную.

Нравственность подростков XX века. Анализ зрительского и читательского восприятия повести В.Железникова «Чучело» и одноименного фильма Р.Быкова.

С чего же начать… С начала… С того, какие эмоции посетили меня при прочтении книги…Руки дрожали. Мысли роились и путались. Я была в замешательстве. Над этой книгой можно размышлять бесконечно, можно вынести множество выводов, по ней можно научиться жить. Удивительно, как точно автор передал огромную мировую проблему - жестокость среди подростков, описал её во всех проявлениях. Значит, не только сегодня в наших школах дети бьют своих товарищей и издеваются над ними беспричинно? Значит, это было и во времена детства моих родителей?

«Самые жестокие существа на свете - дети. Их готовность убить и надругаться не знает себе равных», - сказал Сальвадор Дали. Кажется, что Владимир Карпович Железников писал повесть, как расшифровку «кода Дали». «Надругаться - подвергнуть кого-что-нибудь оскорбительному издевательству», - гласит толковый словарь Ушакова. И, надо заметить, издевательств Лена Бессольцева вынесла немало. Железников в данном случае под словом «убить» понимает убийство моральное, а не физическое. Ребята из класса пытаются убить в Лене веру в себя, надежду. Но она не сдается, и однажды мы слышим от неё фразу: «Верить надо до конца!»

На уроке литературы нам рассказывали, что повесть имела большой резонанс в обществе. Советский читатель отказывался верить в то, что дети могут унижать и оскорблять, презирать своего товарища. А за что? За чистоту, духовность, воспитанность, самоотверженность.

Задумывались ли когда-нибудь мои сверстники, как радикально может измениться человек под влиянием окружающих? Что безнравственные стереотипы могут сделать с людьми? Думаю, настолько же неглубоко, насколько и я до прочтения этой замечательной книги. Меня поразили кардинальные перемены, произошедшие в Димке Сомове, который из сильного и смелого мальчика превращается в трусливого, неспособного на поступок человека. В конце повести Димка из «друга» Лены превращается в безнравственного жестокого предателя.

В.Л.Разумневич во вступительной статье к книге «Чучело» тоже размышляет о нравственности. «Острая, местами даже накаленная до глубокого трагизма, повесть «Чучело» предостерегает юного читателя от поспешности в суждениях о том или ином члене коллектива, учит бережному, чуткому отношению к каждому человеку. Писатель осуждает жестокость и беспринципность, бездушие и черствость, решительно отстаивает высокие нравственные законы человеческого благородства и сострадания, рыцарского отношения к людям.

«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству, все сильнее захватывала их сердца и требовала выхода», - говорит автор в конце повести о своих юных героях, для которых события, описанные в книге, послужили серьезным нравственным уроком на всю жизнь» .

Книга полезна всем. И взрослым, и детям, а особенно подросткам. Она учит быть терпимыми, честными, сильными духом, благородными, милосердными, а главное - учит ценить нравственное, моральное. «Зато у тебя глаза вдохновенные! И сердце чистое. Это посильнее, чем платье по фигуре» .

Нам повезло. Нам повезло так, как может повезти читателям, имеющим удовольствие после прочтения еще и увидеть великолепную экранизацию произведения. Я говорю о фильме Ролана Быкова по сценарию Владимира Железникова. Несмотря на то, что картина вышла маленьким тиражом, её посмотрели почти 34 миллиона зрителей. В этом фильм «Чучело» побил рекорд главного хита, вышедшего в том же 1984 году - «Любовь и голуби» Владимира Меньшова.

Сюжет фильма следует за книгой почти один в один, за исключением некоторых персонажей и сюжетных действий. Много критических статей выпущено об этом фильме. Но для того, кто смотрел фильм просто, по-человечески переживая за героев, игра Кристины Орбакайте (Лена Бессольцева) и Юрия Никулина (дедушка Лены) вне сомнения и вне критики. Я смотрела и верила, что именно такой честный и порядочный человек мог воспитать эту девочку по законам добра. Актеры так прочувствовали и сыграли беззащитность, что я словно пропустила все их переживания через себя. Ком подходил к горлу, когда Лена говорила, что нельзя бежать от толпы.

Я не знаю, что значит «хорошая режиссура», но точно могу сказать, что малоизвестный моему поколению Ролан Быков - мастер своего дела. Этот фильм производит еще более пронзительное впечатление, чем книга.

Фильм вызвал настоящий взрыв среди советской киноаудитории того времени, которая разделилась на две стороны: одни требовали фильм уничтожить, так как он «позорил честь советских детей», другие, наоборот, восхваляли Быкова за такую дерзость и утверждали, что именно до этого и докатились пионерские организации за 60 лет существования.

После просмотра этого кино я поняла, что жестокость была всегда и есть сегодня рядом со мной. Я поняла, что во время разобщенности нашего времени жестокость становится качеством большинства. Но люди, понимающие, что значит быть достойным человеком, хорошим другом, люди, умеющие быть милосердными, есть среди нас. Они не считают доброту и наивность чудачеством. Они наделены чувством самосознания, гордостью и силой духа. Я увидела таких людей в героях «Чучела» и поняла, что они есть среди моих друзей. А значит, я - счастливый человек!

Съемочная группа по праву была вознаграждена за свой труд. В 1986 году фильм получил Государственную премию СССР и главный приз на Международном кинофестивале фильмов для молодежи в Лаоне. В 1987 году - главный приз Всеевропейского кинофестиваля детского и юношеского кино в Виши (призы за режиссуру и лучшую женскую роль).

Наверное, это и есть тот самый советский кинематограф, который, по мнению старшего поколения, возрождает нравственность человеческой личности. Наверное, это и есть тот фильм, который нужно показывать моим ровесникам, несмотря на то, что он снят в начале восьмидесятых и кажется несовременным. Он современен, как и повесть, и так будет всегда, ведь нравственные проблемы вечны. Браво, Железников! Браво, Быков!

Культурный код современных подростков.

В результате анализа различных источников и статей авторов, изучающих поднятую в нашем исследовании проблему, мы столкнулись с мыслью, красной нитью проходящей во всех публикациях: мыслью об усилении борьбы не только за раздел мирового пространства, но и борьбы за духовное влияние. Очевидно, что вторая тенденция наиболее часто встречается в образовательных учреждениях, в частности, в школах. По сути, школа является первостепенным инструментом трансляции культурных ценностей, норм и идеалов, и отрицать прочную взаимосвязь между культурой и образованием бессмысленно.

Именно поэтому, на мой взгляд, понятие культурного кода современных подростков тоже формируется в стенах школы, а прежде всего на уроках литературы. Уроках, которые дают нам возможность стать сопричастными судьбам героев, которым сопереживали поколения наших отцов и дедов. Уроках, которые учат нас понимать и любить поэзию и прозу. Уроках, на которых мы окунаемся в мир красоты и гармонии художественной литературы. Уроках, которые делают нас восприимчивыми к «эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию» . Уроках, на которых нас учат сопоставлять зрительское и читательское восприятие произведения и делать выводы.

Думаю, что культурный код для нас сегодня - это то, что дает невероятную свободу осознавать причины собственных поступков, то, что помогает нам ориентироваться в мире, это наше новое видение, своеобразные «очки», через которые мир видится по-новому, это то, что помогает нам духовно развиваться, быть терпимыми и добрыми к людям. Ведь в жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная.

Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое, в конечном счете, верное на пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других. Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты - очень и очень важно.

Школа всегда будет оставаться ареной борьбы за духовное развитие. Меняться будут лишь борцы и их идеи. Но при этом школа всегда будет зависеть от государства. Именно государство решает, будем ли мы, подростки XXI века, смотреть фильмы неисправимого идеалиста Быкова, дающего каждому своему герою шанс на исправление, или чернуху о покалеченных судьбах и морально опустившихся людях «модной» Валерии Гай Германики. И именно государство решает, какие книжки мы будем читать, и каким будет наш культурный код.

Заключение

На основании изучения предмета и объекта исследования можно сделать вывод, что нравственность - действительно одна из важнейших составляющих культурного кода современного подросткового общества. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена.

Цель работы - разобраться в вопросе формирования нравственности школьников как основной составляющей культурного кода современных подростков на примере повести В. Железникова «Чучело» и одноименного фильма Р. Быкова - достигнута. Исследование показало, что эта книга полезна всем: взрослым, и детям, а особенно подросткам. Она учит быть терпимыми, честными, сильными духом, благородными, милосердными, а главное - учит ценить нравственное, моральное. А фильм Ролана Быкова - это тот фильм, который нужно показывать современным подросткам, несмотря на то, что он снят в начале восьмидесятых и кажется несовременным. Он современен, как и повесть, и так будет всегда, ведь нравственные проблемы вечны.

Задачиисследования решены. Систематизация собранной информации позволила сформулировать понятие культурного кода. На наш взгляд, культурный код современных подростков - это то, что дает невероятную свободу осознавать причины собственных поступков, то, что помогает нам ориентироваться в мире, это наше новое видение, своеобразные «очки», через которые мир видится по-новому, это то, что помогает нам духовно развиваться, быть терпимыми и добрыми к людям.

Подводя итоги, можно сделать вывод о практической значимости проекта: результаты исследования могут привлечь внимание подростков к чтению и осмысленному просмотру кино, а также заставят задуматься о том, какие они, каков их культурный уровень и к лицу ли им «очки» современного культурного кода. Авторам лишь остается верить: к лицу, несомненно.

Список литературы.

Власенко И. Статья «Информационное общество: современная молодежь и культурный код». Электронный журнал «Наша молодежь».

Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Жарикова Т. Статья «Русский культурный код». Электронный журнал «Наша молодежь».

Клотер Рапай «Культурный код». Электронная библиотека bookcafe.net

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Издательство «Детская литература», 1985.

Педагогика текста. Культурный код/т эпохи. Сборник материалов III научно-практической конференции «Открытое Образование. Педагогика текста», СПб, 2011.

Разумневич В.Л. С книгой по жизни. М.: Просвещение, 1986.

Чучело: повесть/ Владимир Железников. М.: Детская литература, 2012.

В 60-80-е годы прошлого века проблема культурной типологии обсуждалась по преимуществу как проблема структурных оснований культуры. Одной из базовых единиц культурной жизни считался культурный код. Под ним подразумевалась некая матрица, которая лежит в основе самоорганизации общества и преображается в разные исторические периоды.

Таким образом, появились и новые интерпретации культуры. «Культура - система исторически развивающихся надбиологиче- ских программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни» .

Социальный опыт передается от поколения к поколению в знаковой форме, в качестве содержания различных семиотических систем. Семиотика (от греч. semeion - знак) - дисциплина, которая занимается сравнительным изучением знаковых систем - от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки .

Основные функции знаковой системы:

  • 1) функция передачи сообщения или выражения смысла;
  • 2) функция общения, т.е. обеспечение понимания слушателем (читателем) передаваемого сообщения, а также побуждение к действию, эмоциональное воздействие.

Осуществление любой из этих функций предполагает определенную внутреннюю организацию знаковой системы, наличие различных знаков и законов их сочетания.

Осознание культуры как небиологической системы передачи информации в отечественной культурологии началось в 80-е гг. прошлого столетия. Одним из древнейших и первейших кодов является язык тела. Уже отмечалось вслед за К. Ясперсом, что человеческое тело обладает экспрессивностью. В культурной антропологии обычно выделяют различные виды ухода за телом - одежда в ее неутилитарной функции, прическа, украшения. Тело выполняет важную культурно-семиотическую роль в любом обществе. Современный человек пользуется различными методиками, средствами, которые позволяют ему достичь определенного телесно-знакового эффекта.

Как показывает В. С. Малахов, тело становится объектом исследования в поздних работах Р. Барта (1886-1968), который подчеркнул особую роль письма в процессе смыслопорождения и предложившего рассматривать текст как особого рода тело. Реализовавшийся в тексте тип телесности - это определенный тип организации и структурирования опыта (как индивидуального, так и коллективного), «механизм» работы сознания, «материя» мысли, первичная по отношению к самой мысли и задающая способ ее развертывания. Можно, в частности, по В.С. Малахову, говорить об «аскетической», «экстатической», «невротической» и других типах телесности применительно как к отдельным мыслителям, так и к отдельным культурам.

Город, костюм, мода тоже выполняют в своей неутилитарной функции роль социального кода. А.Л. Ястребицкая, изучая под этим углом зрения средневековый город, показала, что он воспроизводил общие модели мышления, поведения и образа жизни и сам в то же время порождал их новые формы и стереотипы. Что же типично для средневекового костюма как культурной формы и социального кода? Это значительная полисемантичность средневекового костюма, его высокая степень статусной стратификации, которая обозначалась в одежде, значительная роль символизма в средневековой одежде и ее элементах, непосредственная связь средневекового костюма со средневековым мировоззрением. Средневековый костюм олицетворял как весь социальный порядок, так и отдельные его элементы. Он моделирует социальное устройство, социальные статусы Средневековья как по вертикали социальной пирамиды, так и в горизонтали социальной мобильности.

В качестве иллюстрации социального кода сошлемся на работу Н.В. Скляренко «Трапеза как социокультурный феномен», где показано, что трапеза выступает не только в качестве жизнеобеспечения человека, но и представляет собой сложный феномен, влияющий на социальную и культурную сферы жизни. Она способствует интеграции людей в разные формы сообщества (религиозные, этнические и др.), закрепляет статусные позиции, является способом поддержания коммуникативных связей. В культурной сфере трапеза прежде всего закрепляет этические нормы, развивает эстетические вкусы. В свою очередь и трапеза испытывает влияние со стороны социальной и культурной сфер в равной мере настолько сильно, что оценить роль этого феномена можно с позиции целостного социокультурного подхода.

Исторический опыт, разъясняет Скляренко, показывает, что смысл, вкладываемый в трапезу как элемент культуры, выступал, как правило, в двух ипостасях: «религиозной» («стол господний») и светской (принятие пищи и прием гостей). Содержание понятия трапезы неразрывно связано с практическими формами ее утверждения в обществе. Так, в античности в трапезе преобладал профанный аспект, с появлением же христианства в ней доминирует обрядовый смысл. В современной повседневности термин «трапеза» заменили понятия «завтрак», «обед», «ужин», и если только речь идет о каких-либо ритуальных событиях или мероприятиях, обращаются к термину «трапеза». Эволюция, изменение места и роли трапез в обществе, а следовательно, и рефлексивные моменты, связанные с ней, нашли свое отражение в научных и литературных произведениях.

Таким образом, трапеза выступает как сложная социокультурная система. Одним из основных ее элементов являются древние ритуальные действия, которые выступают скорее как стереотипы поведения, выполняющие роль нормативных правил, способствующие идентификации людей с религиозными, этническими или социальными группами. С другой стороны, подчеркивают исследователи, любой ритуал имеет семиотическую, знаковую сторону, которая укрепляет стереотипы поведения, т.е. выступает и средством общения, и регулятивным механизмом. Стало быть, ритуал не сводится к чувственному или телесному изображению какого-то события, а выступает как определенная семиотическая система, призванная раскрыть некоторое смысложизненное содержание, выходящее за пределы сиюминутного и преходящего. Именно благодаря семиотической системе трапеза делается не простым поглощением пищи, а демонстрирует крепость сакральных, а также общественных, гражданских или семейных уз

Понятие культурного кода

Понятие «код» зародилось в сугубо научно-технической среде (код Морзе, генетический код).

Суть его – в дешифровке искусственных языков. Физически же он – система знаков и свод правил, по которым производится шифровка, расшифровка, перенос и хранение информации.

Код в культуре

В культурологии понятие культурного кода используется в качестве ключа к пониманию

  • Культурный код помогает расшифровать глубинный смысл культурных явлений (смыслов, знаков, символов, норм, текстов, ритуалов и т.д.).
  • Код обеспечивает взаимосвязь между знаком и значением, помогает перевести мир номинаций (обозначений) в мир смыслов, т.е. помогает понять, что значат те или иные культурные феномены.

Культурный код как ключ картины мира

  • Без кода культурный текст оказывается закрытым, его значение и смысл не поддаются расшифровке. Если такой код есть, то текст становится открытым, его можно «считывать». Каждый культурный текст может прочитываться иначе в зависимости от того, какой код используется.

Сам код может также трансформироваться в процессе развития (упрощаться, усложняться, менять и т.д.).

Черты культурного кода

Признаки культурного кода

При этом код культуры непременно должен характеризоваться:

  • самодостаточностью;
  • открытостью;
  • универсальностью.

Примеры культурного кода

Важнейшим культурным кодом в древних культурах являлась система имен. Имена носили сакральный смысл, часто предмет носил два имени – одно «истинное», другое – «общеизвестное», поскольку имя было неотделимо от предмета и с ним можно было совершать магически ритуалы.

Примеры культурного кода

Временные отрезки и моменты времени также могли выступать в качестве кода, увязывая в себе смыслы культуры. Например, в христианстве центром времени считается пришествие искупителя – Иисуса Христа. Исходя из этого, строится вся культурная картина мира христианина.

Культурные коды присущи всем языкам культуры. Найти их сложно, но именно культурные коды помогают перевести глубинные смыслы культуры на уровень выражения.

Понятие культурного кода

Понятие кода — одна из основных, наряду со терминологических и понятийных «единиц» семиотики, которая используется для раскрытия механизма порождения смысла любого сообщения. Теория информации определяет его как «репертуар» (совокупность) сигналов. Философия склонна видеть в нем несколько определений:


В качестве наиболее близкого примера кода по смыслу ученые чаще всего приводят понятие «языка», т.к. язык являет собой определенный способ правильной и закономерной организации высказывания (Ф.Соссюр).

Современное понимание культурного кода

Современные исследователи склонны:

  • считать это понятие более широким и функциональным, так как оно (понятие кода) может использоваться для понимания и организации не только вербальных систем, но и невербальных (Морзе, икона).
  • относить это понятие только к представлениям о искусственно созданной структуре со своей внутренней и внешней договоренностью (что отличает код от языка, имеющего «естественный» характер происхождения)

Так, например, советский ученый-семиолог Ю.М.Лотман считал, что понятие кода уже психологически настраивает нас на автоматическую, «машинную» модель общения (коммуникации) и искусственный язык, в отличие от реального языка, существующего и имеющего протяженность в истории.

Культурный код в семиотике

Известный итальянский ученый У.Эко для сугубо семиотического обозначения и понимания кода в отличие от иных подходов предлагает специфический термин S-код, для сущности которого характерно:

  • организация высказывания по строгим правилам соответствия, комбинаторики
  • понимание высказывания под определенным углом зрения (соответственно будут различаться организации высказывания, проведенные людьми разных профессий, образования, пола и т.д.).

Р.Якобсон в середине прошлого века дополняет понятием код понятием «субкода», которое используется для описания информационных систем с несколькими кодами, существующих в строгой иерархичности.

Признаки культурного кода

Принципы культурного кода

Таким образом, для любого культурного кода характерны принципы:

  • Иерархичности
  • Экономичности

Иерархичность кода

Она демонстрирует упорядоченность субкодов — выделяя главенство одного и подчиненность остальных.

Экономичность кода

Она связана с общей информативностью высказывания, так как он сам по себе уже ограничивает поле выбранной информации.

Смотрите нашу презентацию:

По мнению У.Эко, чем большее количество символов использует высказывание, тем больше вырастает число их комбинаций — сообщение становится «высокоинформативным», но в то же время и непередаваемым, так как для его передачи требуется большее число операций. Вывод — легче шифруется и расшифровывается, а, следовательно, эффективно передается (без потери смысла) высказывание из числа элементов, для которых комбинаторные варианты ограничены.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Культурный код

Культу́рный код - ключ к пониманию данного типа культуры ; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру.

Культурный код определяет набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в сознании. Это культурное бессознательное - не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. Культурный код нации помогает понимать поведенческие реакции .

Типы культурных кодов

Различаются три типа глобальных культурных кодов: дописьменный (традиционный), письменный (книжный) и экранный, находящийся сегодня в стадии формирования. В каждом культурном типе присутствует основной культурный код, открытый к изменению и самопорождению новых, вторичных культурных кодов - по их связи со структурами социальных кодов .

Культурный код в литературе

Понятию культурного кода посвящена книга Клотера Рапая (фр.) «Культурный код. Как мы живем, что покупаем и почему». Для Рапая культурный код - «это бессознательный смысл той или иной вещи или явления, будь то машина, еда, отношения, даже страна в контексте культуры, в которой мы воспитаны» .

См. также

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Культурный код" в других словарях:

    - (code) 1) ключ к пониманию данного типа культуры (дописьменный, письменный, экранный периоды). К. к. позволяет понять преобразование значения в смысл 2) совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете … Энциклопедия культурологии

    Культурный детерминизм - научная концепция об определяющей роли культуры народа в развитии общества, о культуре как автономном образовании, независимом ни от каких факторов развития. В данной концепции «культурный код» (архетип культуры) народа рассматривается как его… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ - концепция, согласно к рой (1) явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии об ва; (2) культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от др. сфер обществ. жизни. Д.к. характеризуется, как правило,… …

    двойной код - Англ., франц. double code. Понятие постмодернизма, должное объяснить специфическую природу художественных постмодернистских «текстов» (под «текстом» с семиотической точки зрения подразумевается семантический и формальный аспект любого… …

    - (Lem) Станислав (р. 1921) польский фантаст, футуролог, философ, культуролог. Окончив гимназию в 1939, Л. поступил на мед. ф т Львов, ун та. В годы оккупации Л. вынужден прервать учебу и работает автомехаником, а после войны продолжает… … Энциклопедия культурологии

    текстовой анализ - Франц. analyse textuelle. Первый вариант деконструктивистского анализа в собственном смысле этого слова, предложенным Р. Бартом. В нем исследователь переносит акцент своих научных интересов с проблемы «произведения» как некоего целого,… … Постмодернизм. Словарь терминов.

    ИСКУССТВО - 1. Профессиональная деятельность, направленная на построение образных форм, представленных в виде особых артефактов произведений И. Антропологические предпосылки такой деятельности составляют определенные свойства человека, проявляющиеся в… … Российская социологическая энциклопедия

    - (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

    Материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. 3. является осн. средством культуры, с его помощью… … Энциклопедия культурологии

    Густав Густавович (1879 1937) – философ, феноменолог, основатель герменевтики в России, один из создателей философии языка. Круг интересов: философия, эстетика, лингвистика, логика, история, психология, этнология, лит ведение. Наиболее… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Культурный код. Секреты чрезвычайно успешных групп и организаций , Койл Д.. Почему одним командам удается прийти к успеху, а другим-нет? Наверное, успешные команды состоят из профессионалов, а неуспешные-из дилетантов и лентяев? Дэниел Койл, американский…