Критикуем: Основной проект V биеннале молодого искусства. Московская биеннале молодого искусства. Эдди Вагенкнехт. США. Данные и драконы

С 8 июня по 31 июля 2018 года в столице пройдет шестая Московская международная биеннале молодого искусства. Свои работы представят более 50 молодых художников со всего мира - победители открытого конкурса. Возраст участников и кураторов - до 35 лет включительно. Комиссар биеннале – Екатерина Кибовская, куратор основного проекта – Лукреция Калабро Висконти.

Единственная в мире биеннале, участие в которой принимают только молодые художники, охватит сразу несколько площадок: деловой квартал «Рассвет» на Красной Пресне, Московский музей современного искусства (ММОМА), Государственный центр современного искусства в составе «РОСИЗО», музей AZ и специальную площадку в ЦУМе. Общее пространство проектов биеннале по размеру сопоставимо с Красной Площадью. В программе 5 блоков: основной проект, стратегические проекты, специальные проекты, параллельная и образовательная программы. Всего за полтора месяца пройдет 55 событий.

«Задача биеннале - показать актуальные работы талантливых молодых художников. Ведь среди них есть те, кто через 20-30 лет станет известен на весь мир, чьи работы украсят коллекции лучших музеев, - говорит Екатерина Кибовская. - Мы часто не осознаем, что многие признанные произведения искусства были созданы молодыми. Верещагин написал «Апофеоз войны» в 29 лет, Пикассо «Девочку на шаре» - в 24, Дюшан шокировал мир «Фонтаном» в 30».

Основной проект

Основным проектом биеннале станет выставка «Абракадабра». Из 1 500 заявок куратор проекта Лукреция Калабро Висконти (Италия) выбрала 58 работ и объединила их общей темой, отсылающей одновременно к древнему магическому заклинанию и к хиту советских дискотек - песне «Абракадабра» Стива Миллера.

«Открытый конкурс этой биеннале дал мне уникальную возможность исследовать практики молодых художников со всего мира. Сам процесс выбора художников для проекта «Абракадабра» был очень увлекательным, - говорит куратор Лукреция Калабро Висконти. - «Абракадабра» несет в себе множество смыслов, это одно из самых универсальных слов, одинаково звучащее на многих языках. История советских дискотек, где играла «Абракадабра» Стива Миллера, и эзотерических практик стали отправной точкой для повествования, затрагивающего темы забастовки, обмена веществ, ипохондрии, внимания, близости, сна и недосказанности».

Лукреция Калабро Висконти - независимый куратор, сооснователь некоммерческого исследовательского проекта CLOG. Она закончила факультет перформативных искусств Института архитектуры Венеции IUAV и кураторскую программу De Appel в Амстердаме в 2017 году. Среди недавних проектов Лукреции - выставки современного искусства, образовательные платформы и общественные программы в Италии и Нидерландах.

«Абракадабра» пройдет в квартале «Рассвет» на Красной Пресне. «Рассвет» отличает уникальная творческая атмосфера, которую создают историческая архитектура и современные дизайнерские решения. Комплекс объединяет бывшие здания мебельной фабрики «Мюръ и Мерилизъ», поставлявшей товары для императорского двора. Сейчас эти строения реконструируются с применением передовых инженерных технологий и бережным сохранением архитектурного облика. Квартал «Рассвет» – третий проект комплексного освоения территорий компанией KR Properties наряду с «Красной Розой» и «Даниловской мануфактурой».

Место: Деловой квартал «Рассвет» на Красной Пресне

Адрес: Столярный пер., д. 3, корп. 1

Стратегические проекты

Основной проект продолжат и расширят стратегические выставки This site is under Revolution («Ведутся революционные работы») куратора Барбары Куэто в Московском музее современного искусства (ММОМА на Гоголевском) и «Спасибо, пожалуйста, извини» куратора Жени Чайки в Государственном центре современного искусства в составе «РОСИЗО». Кураторов выбрал экспертный совет биеннале на основании открытого конкурса.

В своих проектах Барбара Куэто (Испания/Германия) уделяет особое внимание социальным, политическим и экологическим последствиям использования технологий, исследует движение общества в постчеловеческую эпоху, изучает роль искусства в мире технологий. Барбара сотрудничала с Музеем современного искусства в Сеуле, театром Volksbühne в Берлине, центром современного искусства De Appel в Амстердаме, Bétonsalon в Париже. Проект This site is under Revolution («Ведутся революционные работы») расположится в здании ММОМА на Гоголевском бульваре и продолжится в цифровом пространстве на платформе CosmosCarl.co.uk.

«Интернет дает нам новые возможности и играет значительную роль в нашей жизни. Однако не стоит забывать о той неявной агрессии, которая постоянно происходит в цифровом пространстве, - объясняет Барбара Куэто. - Человеческий фактор теряется в потоке фотографий, комментариев и информации, в то время как корпорации собирают эти данные и используют в коммерческих целях. Как противостоять этим системам угнетения? Выставка как раз и пытается с этим разобраться и проработать эти идеи, чтобы показать акты сопротивления сегодня».

Тему магического заклинания продолжит Женя Чайка (Россия) - философ по образованию, куратор программы Арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале, за которую в 2012 была номинирована на «Инновацию» - главную российскую премию в области современного искусства.

«Спасибо, пожалуйста, извини - это три «волшебных слова», знакомых нам с детства. С малых лет человек понимает, что вежливость дает возможность договориться, примириться и оставить хорошее впечатление о себе, - говорит Женя Чайка. - Со временем эти слова, а, если говорить о современном обществе, то еще скобки и смайлики, становятся ключом, открывающим все двери. Однако нам, взрослым, стоит задуматься, каков ресурс волшебства? Сколько раз нужно повторить эти слова, чтобы они потеряли силу? В рамках выставки мы посмотрим на мир, который создают «волшебные слова», и на те руины, что остаются после его разрушения».

Выставка This site is under Revolution («Ведутся революционные работы»)

Место: Московский музей современного искусства (ММОМА на Гоголевском)

Адрес: Гоголевский б-р, д. 10

Выставка «Спасибо, пожалуйста, извини»

Место: Государственный центр современного искусства в составе «РОСИЗО»

Адрес: Зоологическая ул., д. 13, стр. 2

Специальный проект. Фокус

В этом году к биеннале присоединится один из музеев, до этого не работавший с молодым искусством. Им станет музей AZ, который занимается сохранением, изучением и актуализацией наследия Анатолия Зверева и других художников-шестидесятников. Одновременно в нем и в Образовательном центре ММОМА пройдет выставка «Идеальный возраст» кураторов Андрея Егорова и Анны Арутюнян - научных сотрудников Московского музея современного искусства.

«Для Московской международной биеннале молодого искусства возраст играет важнейшую роль. В рамках нашей выставки мы решили задуматься, какую роль играет возраст в нашей жизни, как мы его осмысливаем, принимаем и принимаем ли», - объясняет куратор и заведующий научным отделом ММОМА Андрей Егоров.

Выставка «Идеальный возраст» состоит из двух взаимодополняющих частей, представленных в разных пространствах. Часть выставки в ММОМА обыграет концепцию «трех возрастов», затронет вопросы культа молодости, эйджизма и фрустрации взросления, а также коснется темы творческого возраста у художников. Основу экспозиции составят работы из коллекции музея и проекты приглашенных молодых художников. В музее AZ будут представлены три site-specific инсталляции: во внутреннем дворике и на заднем фасаде здания, в виртуальном пространстве «дополненной реальности». Их объединит образ идеального места, где возраст теряет свое значение.

Образовательная программа

С 9 по 11 июня пройдет образовательная программа «Школа Конца Времени». За направление отвечают итальянские художники Амбра Питтони и Пол-Флавиен Энрикес-Сарано и куратор основного проекта Лукреция Калабро Висконти. Лекции, воркшопы, перформансы и танцевальные занятия, направленные на создание и обмен новыми и забытыми старыми знаниями, пройдут на пятом этаже ЦУМа.

Место: ЦУМ, 5-й этаж

Адрес: Петровка ул., д. 2

9 сентября 2017 года в Москве в Новом Пространстве Театра Наций состоялся public talk куратора основного проекта 6-й Московской международной биеннале молодого искусства Лукреции Калабро Висконти и куратора Нового Пространства Театра Наций Веры Мартынов.

Во время беседы было объявлено о начале приема заявок от художников и кураторов на участие в основном и стратегических проектах 6-й Московской международной биеннале молодого искусства. Также участницы встречи обсудили концепцию основного проекта биеннале молодого искусства 2018 года, получившего название «Абракадабра», поговорили о кураторских практиках и о работе в междисциплинарных проектах. Лукреция Калабро Висконти рассказала о том, какую роль сегодня играют молодые кураторы в крупных международных проектах вроде биеннале, о своем стремлении работать с локальными контекстами и об опыте сотрудничества со знаменитым художником Маурицио Каттеланом.

Лукреция Калабро Висконти, куратор основного проекта биеннале:

« В 1999 году профессор архитектуры и планирования Массачусетского технологического института Уильям Митчелл сформулировал теорию “экономики присутствия”, которая за несколько последних десятилетий размыла границы между профессиональной, частной и социальной сферами человеческой жизни. Все больше и больше в мире самым ценным товаром оказываются не предметы потребления, а информация, знания и опыт, создающие модели антиутопической экономики, основанной на удовольствии. Личная эффективность, идеальная реализация всех возможностей личности и хороший эмоциональный настрой стали сегодня главной валютой, и в нашем режиме работы 24/7 все чаще оказывается неясным, сознательно ли мы выбираем такой образ жизни или просто уже не умеем действовать иначе. Как воплотить свое право владеть собственным временем? Какие скрытые силы мы можем привлечь, чтобы противостоять выгоранию?

Слову “Абракадабра” уже в древности приписывались магические свойства. Произнося “Абракадабра!”, мы запускаем процесс преобразования реальности. Сегодня это повелительное слово влечет за собой массу ассоциаций — отчасти благодаря тому, что его присвоила поп-культура (вспомним хотя бы рвавший танцпол в 1980-е диско-хит Стива Миллера). Термин “Абракадабра!” связывает растущее внутри современной культуры внимание к эзотерическим, тайным практикам с современными суггестией и интересом к непредсказуемым вечеринкам ночами напролет, которые ранее были формой протеста и средством ухода от действительности. Наши стремящиеся к вездесущности трансгуманисты сегодня делают неприемлемыми традиционные формы протеста — например, забастовка как отсутствие. “Абракадабра” же ищет альтернативные способы взаимодействия с пространством и временем в нарративах, которые могут стать источником мощнейшей энергии. Именно фантастическая преобразующая энергия этих второстепенных, а иногда и скрытых нарративов образует фокус проекта “Абракадабра”, основанного на несущей заряд из прошлого субкультуре танцпола как сцены, где создаются новые формы взаимодействия и обретается новый, неожиданный опыт. Поэтому мы делаем акцент на перформативных практиках, видео и междисциплинарных исследованиях и среди участников проекта хотели бы видеть художников, создающих или выявляющих новые формы и возможности сегодняшних отношений с пространством и временем » .

Во время своей первой поездки в Россию Лукреция Калабро Висконти посетила ярмарку Cosmoscow, выставки фонда V-A-C в Московском музее современного искусства и Уральскую индустриальную биеннале. Также Лукреция встретилась более чем с 50 молодыми художниками в рамках портфолио-ревю в московском Центре «Красный», посетила школу «Свободные мастерские» ММОМА и частные мастерские художников.

ОТБОР УЧАСТНИКОВ

С 21 сентября по 20 ноября 2017 года на сайте www.youngart.ru открыт прием заявок от художников не старше 35 лет на участие в основном проекте биеннале.

Кураторы не старше 35 лет могут подавать заявки c концепциями на участие в двух стратегических проектах биеннале, которые пройдут на двух площадках: в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) и в Московском музее современного искусства (MMOMA).

Иллюстрации и дополнительные материалы для прессы доступны по ссылке: https://goo.gl/IDPv3F

О ПРОЕКТЕ

Московская международная биеннале молодого искусства — один из самых амбициозных проектов в области современного искусства в России. Задачи биеннале — открытие новых имен, поддержка и стимулирование творческих инициатив художников и кураторов нового поколения, создание условий для их публичного высказывания и, как следствие, развитие среды современного искусства. Участникам проекта предоставлен шанс установить связи и наладить творческое взаимодействие с профессиональной художественной средой. Биеннале формирует пространство для демонстрации актуальных стратегий нового поколения художников и кураторов.

Московская международная биеннале молодого искусства проходит с 2008 года. Начало проекту положил ежегодный фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?» (проводился Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) ежегодно с 2002 по 2006 год в сотрудничестве со школой современного искусства «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства (MMOMA)). Проект приобрел новый статус в связи с нарастающим к нему интересом молодых художников, кураторов и критиков. Совместными усилиями ГЦСИ и МMOMA была разработана концепция биеннале молодого искусства. Если раньше кураторами биеннале выступали выбранные организаторами проекта известные международные специалисты (Дарья Пыркина, Дарья Камышникова, Катрин Беккер, Дэвид Эллиотт) вне зависимости от их возраста, то с 2015 года куратор биеннале, как и ее участники, — представитель новой генерации. Партнеры биеннале — культурные институции, заинтересованные в развитии молодого искусства.

Московская международная биеннале молодого искусства - одно из наиболее ярких художественных событий столицы. Биеннале молодого искусства, ставшая перерождением ежегодного фестиваля молодого искусства "Стой! Кто идет?" (2002-2008), проходит каждые два четных года, в отличие от Московской биеннале современного искусства, которая проходит по нечетным годам. Учитывая, что Иосиф Бакштейн в этом году снял с себя полномочия комиссара Московской биеннале современного искусства, и ее новая структура пока не понятна, биеннале молодого искусства на сегодняшний день является, пожалуй, также и одним из самых амбициозных московских международных арт-событий. А про проект этого года уже можно сказать, что он получился во многом интереснее, чем предыдущая "взрослая" московская биеннале .

Особенность биеннале молодого искусства в том, что участие в ней могут принимать только молодые авторы. В этом году на биеннале произошло важное организационное изменение - не только художники, но и кураторы основного и стратегических проектов были моложе 35 лет. Моложе 35 лет также и комиссар биеннале - должность, введенная с этого года. На нее назначена Екатерина Кибовская , отвечавшая за концепцию современного развития Парка Горького в 2011-2013 годах.

В качестве основного проекта биеннале экспертным советом был выбран проект 32-летнего британца Надима Саммана. Заявку на участие в основном проекте мог послать любой желающий через электронную форму. Окончательных участников выбирал куратор.

Надим Самман - куратор более 40 выставочных проектов в Лондоне, Цюрихе, Москве, Вене, Маракеше. В том числе куратор проекта «Александр Пономарев. Concordia» и «Антарктопия» в павильоне Антарктиды на Венецианской биеннале 2014 года. Познакомиться с избранными проектами Надима Саммана можно на его сайте. Также Надим Самман известен как искусствовед изучавший вопросы включения / исключения искусства советских концептуалистов в западные контексты, в том числе во время эммиграции советских художников в Нью-Йорк.

Основной проект V биеннале молодого искусства

Основной проект V биеннале молодого искусства пройдет на Трехгорной мануфактуре с 1 июля по 10 августа. Для проекта Надим Самман выбрал тему "Глубоко внутри" ("Deep Inside") и отобрал произведения 87 молодых художников из 36 стран мира. Програмные заявления биеннале, как и подобает формату масштабного международного смотра, носят общечеловеческий, глобальный и даже вселенский характер:

"Наше время - время трещин, разломов, пенетрации и полостей. Наша культура - культура бездны. Если модернизм пытался нанести удар по самому фундаменту культуры - достичь "нулевой точки" живописи, изменить структурные основания человеческой психологии, исторические законы и экономическую науку, то сегодня мы расстались с этими иллюзиями. Мы все глубже погружаемся - или падаем - в своего рода черную дыру.Поэтому вполне ожидаемо, что художники заинтересовались непрозрачными, таинственными явлениями, заговорами: тем, что находится по другую сторону горизонта событий, а также всем тем, что связано с нестабильностью и многогранностью. Мы вглядываемся глубоко в бездну, бездна в ответ смотрит на нас. Однако, странным образом, в этой бездне заключено гораздо больше, чем мы можем себе представить: как свидетельствует гигантский отсвет рентгеновских лучей в короне звезды Маркарян 335, бездна может извергать." - рассказывает о проекте куратор Надим Самман.

Феликс Кисслинг. Германия. Анти Солнце.


Глубокая черная дыра в выставочном пространстве, поглощающая своей нематериальной глубиной. Каркас круглой формы сделан из дерева и покрыт слоем черного пигмента с высоким коэффициентом поглощения света.

Эдди Вагенкнехт. США. Данные и драконы.



Серия скульптур, перехватывающих и записывающих анонимные данные, получаемые из действующих поблизости сетей Wi-Fi в режиме реального времени. Собранные вместе монтажные платы и сетевые кабели, сами по себе мрачные и аскетичные, символизируют "облако", социальные сети, данные, утечки и то, что превращает социальный капитал в единичный объект.

Кристиан Фагаролли. Италия. Помнить, повторять, переделывать.

Художник решил привезти в Москву копию модели мозга, сделанную в 1885 году и впервые побывавшую в Москве в конце же XIX века - для изучения частей мозга, ответственных за архивирующие процессы памяти, за чувства и эмоции.

Альваро Урбано. Без названия. Испания.

Художник из Мадрида пробил в стене дырку и пригласил нас заглянуть внутрь на вымышленный ландшафт, из другой реальности. Картина дикой природы, не попавшая ни в одну классификацию - будто музейная диорама, породившая саму себя.

Пауль Росеро Контрерас. Эквадор. Волна.


Художник из Эквадора, живущий в Лос-Анджелесе, сделал биоуправляемую инсталляцию, в составе которой 3Д-модель звуковой волны, созданная из шелка сотнями гусениц шелкопряда, и компьютерная система наблюдения: она производит звуки и образы, отслеживая движения червей. Эта живая инсталляция вводит идею органической 3Д-печати как части гибридного механизма производства.

Катарина Груцай. Австрия. Военные залы.

В серии фотографий перед зрителем предстают странные виды: на первый взгляд, это военные сюжеты, но если присмотреться - они начинают рассказывать совсем другую историю. На снимках, сделанных в Москве, в Центральном музее Великой Отечественной войны, - частично персонализированные пространства, возникшие на фоне военных сцен, изображенных в музейных диорамах. Банкетки, стулья, телефонные аппараты, находящиеся перед картинами со сценами войны, оказываются здесь странными и изолированными объектами.

Юлия Селин. Швеция. Болезнь.


Живопись на биеннале не активно, но тоже была представлена. Художница в своей студии танцует на холсте, лежащем на полу. Физический акт и хореография проявляются в отпечатках пальцев, стоп и коленок в слое краски. Вместе с тем, возникает ассоциация с пейзажем. Холст передает ощущение тела в природе.

Хулиана Серкейра Лейте. Бразилия. Три Танца.


Ночной клуб - это пространство медиации культурного опыта. Танцпол создает пространство "коллективного кипения" и экстатического узаконения альтернативы продуктивному поведению, принятому в прагматичном капиталистическом мире. Художница делает слепк исвоего движущегося тела с помощью разноцветного гипса на протяжении нескольких дней. Итогом становится композиция из трех гипсовых групп - несовершенных следов танца, абстрактных объектов в пространстве.

Стратегические проекты V биеннале молодого искусства:

Гиперсвязи (Hyperconnected) в Московском Музее Современного Искусства (Ермолаевский 17). Выставка, объединившая на 5 этажах музея 15 художников из 17 стран, напоминает, что все мы движемся в едином потоке, где каждый становится множеством, отдельное — частью целого, и все это можно назвать гиперсвязями.

Куратор Жуан Лайя : "В эпоху всеобщего ускорения наши разум и тело меняются, адаптируясь к обстановке и окружению, в которых мы ежедневно оказываемся. Мы перерождаемся, открывая окна, закрывая папки и вглядываясь в отражающие поверхности; нечеткие границы заставляют нас переосмысливать свою идентичность. Как следствие, любое гипотетическое отделение культуры от природы исчезает и окружающая нас природная среда становится средой культурной. Приглашенные мною художники отказались от апокалиптического и утопического видения современности, осознав мир как множественность состояний и позиций".



Адриен Мексика. Франция. Реабилитационный центр дикой природы.


Неринга Черняускайте. Литва. Утраченное наследие.



В Государственном Центре Современного Искусства (Зоологическая 13) "Время обоснованных сомнений". Кураторы: Сильвия Франческини. Валерия Манчинелли:

"Экспонируемые на выставке работы предлагают новый взгляд на значение художественного исследования, развивающегося в нынешних условиях неопределенности, страха и тревоги как о будущем, так и о прошлом, которые определяют индивидуальные и коллективные представления о мире и становятся способом его организации".

Даниэла Ортис. Испания. Мы посмотрели видео, и оно было полно ксенофобии.


В период с 2014 по 2015 год Даниэла Ортис вместе с учениками средней школы в Каталонии работала над проектом, в центре которого - критический анализ системы миграционного контроля.Результатом исследования стала серия рисунков и методическое пособие для рассмотрения вопросов, связанных с ксенофобией, европоцентризмом, системой миграционного контроля и колониальной политикой.

Басма Альшариф. Палестина. США

"Я не думала быть современным художником, когда эмигрировала в штаты, но все постоянно спрашивали меня о политике, о культуре, о моих эмоциях, что я решила выразить их в образной форме" - Басма Альшариф.

Параллельные и специальные проекты V биеннале молодого искусства

Всего в рамках биеннале пройдет несколько десятков параллельных и специальных проектов, на разных выставочных площадках в Москве, Екатеринбурге, Нижнем-Новгороде, Ижевске, Воронеже. Важной чертой биеннале будет также взаимодействие с городом. Выставки состоятся не только в арт-пространствах, но также в Торговых центрах и парках.

В Универмаге Цветной совместно с ГМИИ им. Пушкина состоится выставка "Внутри искусства" , в ходе которой можно будет изучить великие полотна из собрания музея под рентгеновским излучением.

В ботаническом саду МГУ "Аптекарский огород" выставка "Простые названия. Избранные синонимы". Молодые российские художники встроили свои биоморфные объекты в отформатированный садово-парковым искусством естественный природный контекст.

В ЦД ARTPLAY выставка БЕЗМЕСТЬЕ. Выпускники института "ПРО АРТЕ" создали микросообщество, неподвластное влиянию извне. Они запирали себя в замкнутом пространстве, ездили из Петербурга в Москву на полусломанной "газели" и не забывали при этом о собственных работах, которые представлены на выставке. Учебная программа "Школа молодого художника" (Санкт-Петербург), организуемая Фондом "ПРО АРТЕ" адресована молодым практикующим художникам от 20 до 30 лет. Цель программы - развить творческий потенциал и критическое мышление молодых художников, создать поле для их профессионального общения и поддержать новые проекты, которые отвечали бы требованиям нынешней ситуации в области современного искусства.

Лукреция Калабро Висконти, куратор основного проекта 6-й Московской международной биеннале молодого искусства

Комиссар 6-й Московской международной биеннале молодого искусства Екатерина Кибовская 12 мая в Университете Ка"Фоскари в Венеции представила куратора основного проекта грядущей выставки, которая пройдет в Москве в июне. Им стала Лукреция Калабро Висконти — молодой независимый куратор из Италии, сооснователь некоммерческого исследовательского проекта CLOG, магистр философии Университета Ка"Фоскари. Выпускница факультета перформативных искусств Института архитектуры Венеции, Лукреция Висконти была ассистентом Маурицио Каттелана для проекта Shit and Die в Турине, также сделала выставки «Почему все такие милые?» и «Удачи, увидимся после революции» в Амстердаме. Висконти является автором множества статей об искусстве в международных изданиях и основателем таких онлайн-проектов, как Curatorshit, shitndie и Ketchup Drool.

Куратор основного проекта был выбран на заседании экспертного совета 6-й Московской международной биеннале молодого искусства. В обсуждении и голосовании приняли участие члены экспертного совета, в том числе заместитель директора ММОМА Алексей Новоселов, куратор международных выставок Музея современного искусства «Гараж» Екатерина Иноземцева, выпускник магистратуры Института Курто, соорганизатор выставки «Геометрия настоящего», ГЭС-2 Виктория Михельсон, заведующий научным отделом ММОМА Андрей Егоров, арт-критик и куратор Мария Кравцова, комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова и заместитель генерального директора по творческой и образовательной деятельности РОСИЗО-ГЦСИ Дарья Пыркина.

Куратор Лукреция Калабро Висконти и комиссар Московской международной биеннале молодого искусства Екатерина Кибовская

Лукреция Калабро Висконти посвятит биеннале молодого искусства в Москве абракадабре. «Я бы описала проект метафорой танцпола, где участники одновременно и развлекаются, и следуют определенным правилам, взаимодействуя самым неожиданным образом. Именно поэтому при выборе художников я собираюсь отдать предпочтение тем, кто работает с перформативными практиками, видео и звуком», — уточняет Висконти, описывая свое видение основного проекта. По ее замыслу, название темы — это не только отсылка к магическому заклинанию, но и реверанс диско-хиту Стива Миллера Abracadabra, популярному в 1980-е годы.

Отбор художников 6-й биеннале начнется осенью этого года на сайте www.youngart.ru . В этом году, по словам комиссара биеннале Екатерины Кибовской, большое внимание будет уделено авторам из регионов. Кураторы могут подать заявку на участие в стратегическом проекте, но, как и художники, они должны быть не старше 35 лет.

Напомним, что Московская международная биеннале молодого искусства проходит с 2008 года. Начало проекту положил ежегодный фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?», который проводился Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) ежегодно с 2002 по 2006 год в сотрудничестве со школой современного искусства «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства (MMOMA). Проект приобрел новый статус в связи с нарастающим к нему интересом молодых художников, кураторов и критиков. Совместными усилиями ГЦСИ и МMOMA была разработана концепция биеннале молодого искусства. Если раньше кураторами биеннале выступали выбранные организаторами проекта известные международные специалисты (Дарья Пыркина, Дарья Камышникова, Катрин Беккер, Дэвид Эллиотт) вне зависимости от их возраста, то с 2015 года куратор биеннале, как и ее участники, — представитель новой генерации. В прошлом году куратором стал 32-летний британец Надим Самман. Партнеры биеннале — культурные институции, заинтересованные в развитии молодого искусства.

Летний выставочный сезон в Москве начался с открытия Международной биеннале молодого искусства. Традиционно биеннале - выставки, проходящие раз в два года, - создавались как места для показа современного искусства и обмена международным опытом между кураторами и художниками. Возраст участников московской биеннале не должен превышать 35 лет, ее цель - дать возможность молодым художникам и кураторам попасть в профессиональную художественную среду.

Тема основного проекта биеннале в этом году - «Абракадабра» - универсальное слово, известное во всех языках как магическое заклинание, описание полной бессмыслицы или название хита Стива Миллера из 80-х. Теперь оно должно объединить искусство более 60 художников со всего мира (из них девять - российские). По мнению куратора Лукреции Калабро Висконти, сейчас темой для объединения разных стран может стать только такая понятная всем бессмыслица, в которую превратилась наша жизнь. Почему - расскажет выставка.

Помимо основного проекта, у биеннале есть большая параллельная, стратегическая и образовательная программы. Хотя абракадабра - это тема лишь основного проекта, все они поднимают общие вопросы о том, как нам жить вместе в мире, где все перевернулось с ног на голову, чего ждать от будущего, настоящего и самих себя. The Village выбрал семь самых интересных выставок основной и параллельной программ, а также стратегических проектов, которые можно увидеть в Москве до конца лета.

Мария Евдокимова

Основной проект - «Абракадабра»

Где: квартал «Рассвет» на Красной Пресне

Столярный пер., 3, корп. 1

Основной проект, сделанный под руководством молодого итальянского куратора Лукреции Калабро Висконти, расположился в будто бы специально созданном для него пространстве - бывшем заводе квартала «Рассвет». Ранее закрытый для посетителей завод сохранил не только индустриальную атмосферу с приглушенным светом и хорошей акустикой, но и необычную зонированность: здесь есть как большие открытые залы, так и небольшие помещения, в каждом из которых только по одной видеоработе - их много, и мы советуем посмотреть каждую, тем более что в этих маленьких комнатах ничто не помешает погружению.

Темой основного проекта было выбрано слово «Абракадабра» - древнее заклинание, которое здесь стало символом явления необъяснимого и непереводимого, но понятного всем. Так как других тематических рамок задано не было, в экспозицию вошли очень разные работы: в одном пространстве художники из России, Европы, США и Азии по-своему рассуждают на тему «абракадабры» современности, в которой давно стерлась грань между работой и развлечением, частным и публичным, жизнью онлайн и офлайн. Абракадабра - это одновременно и мир, в котором мы живем, и заклинание, которое преображает реальность - то, что пытается делать искусство.

На что обратить внимание

Некоторые из работ можно (и нужно) трогать: мраморные скульптуры Елены Артёменко названы тактильными, а по саду-ковру немецко-американского художника Давида Бернштейна можно походить, сняв обувь, и получить новый осязательный опыт от прикосновения к разным предметам.

«Спасибо, пожалуйста, извини»

Где: ГЦСИ, ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Если на основном проекте биеннале экспонаты можно трогать, то в пространстве выставки куратора Жени Чайки можно жить: гостиная, кухня, коридор, спальня и даже душ - все как в жизни. Сложно понять, что здесь не так, ведь в гостиной можно сесть за стол, в спальне лечь на кровать, сесть за компьютер и посмотреть видео, кругами ходить по квартире, пока на кухне мама моет посуду, а в ванной комнате кто-то принимает душ. Все меняется, когда начинаешь замечать, что посуда не убавляется, фарфоровый сервиз в гостиной стоит не для чая, а в душе, несмотря на шум, нет воды. Через такие простые образы рутинной домашней жизни художники пытаются сказать о проблеме более серьезной и глобальной, чем зацикленность и неосознанность наших ежедневных действий. Постепенно автоматизм начинает вырабатываться и в общении: многие эмоции (а чаще их отсутствие) по привычке можно заменить стикером/картинкой, которые уже ничего не значат. В этом эффекте подмены, который происходит постоянно, по-настоящему можно договориться только словами, которые мы с детства использовали как волшебные: «спасибо», «пожалуйста», «извини».

На что обратить внимание

На удачную форму подачи текста - на стенах его нет вообще. Вместо этого по всему пространству расставлены принтеры с номерами, каждый из которых соответствует номеру работы, - на них можно самостоятельно распечатать информацию о понравившейся работе и художнике. Так зритель может сам выбрать, о чем ему хочется узнать больше, при этом не чувствуя давления текста со стены, который (раз он здесь есть) нужно обязательно прочитать. В конечном счете это еще один наглядный пример осознанного действия вместо привычного чтения всего подряд.

«אדם קדמון» /«Адам Кадмон»

Где: WHO I AM GALLERY, Столярный пер., 3/13

В малоизвестной галерее через дорогу от основного проекта биеннале проходит выставка основателя галереи Джейкоба Якубова - он же Адам Кадмон. Из всех проектов биеннале этот наиболее четко следует своей главной идее, в основе которой лежит «Миф о первоначальном человеке» (художник поменял имя на «Адам Кадмон» - в переводе с иврита «первый человек»). Согласно мифу, каждая сущность - это целое, распавшееся на многие мелкие предметы. Вся выставка - тотальная инсталляция из предметов, которые могли бы составлять личность первого человека. Несмотря на библейскую основу, выставка получилась глубокой и ироничной одновременно: зрителей встречает еврейская кипа размером со стену, а у местной Стены плача можно задать вопрос и получить на него ответ на бумажке, как из китайского печенья с предсказаниями.

На что обратить внимание

Инсталляция иммерсивная, практически все работы требуют участия зрителя. Каждый может примерить на себя роль Адама Кадмона: посидеть под кипой и поразмышлять, потрогать руками первоначальные элементы - землю, траву, нут, оставить вопрос в Стене плача и так далее.

Перформанс Young Girl Reading Group (Дорота Гаведа и Эгле Кулбокайте), участниц проекта «Ведутся революционные работы» в MMOMA на Гоголевском бульваре

«Идеальный возраст»

Где: Образовательный центр ММОМА, Ермолаевский пер., 17

Недавно открывшийся Образовательный центр ММОМА, помимо новой библиотеки и учебной зоны, вмещает в себя три этажа для выставок, некоторые из которых участвуют в параллельной программе биеннале.

В обычной жизни тема возраста касается каждого, а в рамках молодежной биеннале - единственной выставки с возрастным ограничением для участников - становится особенно актуальной и болезненной для самих художников. В обществе, зацикленном на темах вечной молодости, красоты и продуктивности, усиливается страх взросления и старения - последнее приравнивается к болезни, о которой предпочитают не думать. Как молодые художники, так и те, кто достиг 35-летнего возраста и находится на середине пути, стараются осмыслить этот общий социальный невроз через образы трех возрастов - детства, зрелости и старости - в попытке ответить на вопрос: какой он, идеальный возраст?

На что обратить внимание

Проект «Идеальный возраст» проходит сразу на двух площадках. Вторая его часть (более фантазийная и поэтическая) находится в Музее AZ, над зданием которого парит вечно юная мифическая птица Sirin - невидимая виртуальная скульптура Максима Свищева, которую можно увидеть, как покемона, только скачав одноименное приложение.

«Britanka COOP», «Классное собрание», «Аффект наблюдателя»

Где: ЦСИ «Винзавод» (Большое винохранилище, Цех белого).

4-й Сыромятнический пер., 1/8 , стр. 6 и 8

На «Винзаводе» проходит сразу несколько специальных проектов в рамках биеннале. Это три выставки работ студентов из московских учебных заведений, обучающих по программам современного визуального искусства: Британской высшей школы дизайна, Школы фотографии имени Родченко и (с недавних пор) Высшей школы экономики. На все выставки можно сходить разом и сравнить подходы к современному художественному образованию: «Британка» подготовила трехчастную выставку о ритуале, времени и теории относительности Эйнштейна; Школа Родченко во главе с художником Сергеем Братковым показывает результаты работы девяти своих мастерских, а дебютная для «Вышки» выставка стала размышлением об отношениях наблюдателя (зрителя) и наблюдаемого (объекта искусства).

На что обратить внимание

Если работы студентов «Британки» захочется увидеть еще, то до 19 июля стоит сходить в галерею «Электрозавод», где пройдет их совместная выставка с художником Александром Плюсом, посвященная популярной на биеннале теме человека, потерявшегося в лабиринте технологий. Это особенно актуально в галерее, где не работают телефонная связь и интернет.