Дом пашкова посещение. Как попасть в пашков дом или почему опаздывать иногда полезно. Научно-исследовательский отдел рукописей

Удалось попасть на экскурсию в Дом Пашкова, предположительно построенный по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. Это одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы. Сейчас оно принадлежит Российской Государственной Библиотеке.

Пашков дом стоит на Ваганьковском холме и имеет необычную планировку, несущую в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству: узкая трапециевидная воронка, соединяющая въезд с парадным двором; противопоставление центрального объемного здания – более мелким служебным помещениям. Оригинальность решения - въезд располагается в переулке, а не со стороны главного фасада.

Название “Ваганьковских холм” трактуют по-разному: кто-то говорит, что оно произошло от слова “ваганить”, то есть развлекаться, потому что на этом месте было то ли место привала у путешественников, недалеко от впадения Неглинки в Москва-реку, то ли «государев потешный двор». Другая версия обращается к старинной мере веса (вага) и трактует название как место то ли таможни, то ли, наоборот, беспошлинной торговли.

В целом же, история этого места хоть и древняя, но все же вполне типичная для Российского Государства. Например, во времена Ивана Грозного здесь располагалось новосозданное силовое ведомство, Опричный двор, лично царю подчинявшееся, ну, вы понимаете.

Так, царь Алексей Михайлович в XVII веке решил, что хорошо бы напротив Кремля устроить себе на этом месте резиденцию, по каковому поводу все, кто жил на этом месте, были выселены в тогдашний пригород за реку Пресню без долгих рассуждений насчет частной собственности. Очень жизненно, по-моему. А потом Тишайший царь передумал и решил строить дворец в Коломенском. Типикал рашн стайл.

Территория переходила из рук в руки, тут была и Стрелецкая Слобода, и дом Меньшикова в голландском стиле. В конце концов, участок достался ростовщику и «первому русскому водочному королю» Петру Пашкову, чей папа начинал денщиком у Петра I и дослужился сначала до вице-губернатора Воронежа, потом до губернатора Астрахани, хотя до вступления в должность так и не дожил, скончавшись по дороге туда. Я же говорю. Типикал. Рашн. Кстати, этой же семье принадлежало здание на Моховой, в котором сейчас располагается журфак МГУ, оно было запланировано как “отдельное здание под проведение в нем балов”. Ну, а как, не к себе же домой гостей водить, помилуйте (хотя, по словам экскурсовода, опочивальне располагались во флигеле, а не в основном здании дома Пашкова). Но вернемся все же к нашей теме. Итак, сборщик податей от спиртного заказывает проект у Баженова. Потом в 19 веке после пожара дом восстанавливает Осип Бове.

Въезд со стороны переулка

У дома Пашкова два главных фасада - один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой - ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид. Оно и понятно, ведь из-за крутого спуска со стороны Кремля карета подъехать к зданию не могла.

Вместо этого со стороны Моховой был организован пейзажный парк с фонтанами и прудами, в которых плавали редкие черные лебеди, привезенные специально для такого случая из Шотландии, и играли музыканты. До нашего времени ни лебеди, ни музыканты, к сожалению, не дошли, да и ограду сада снесли в 30-х годах.

Дом Пашкова со стороны ул. Моховая. Источник фото: ru.wikipedia.org

Эта лестница, спускающаяся к ул. Моховая, была построена не во времена Баженова, а значительно позднее, в 1934-м, да и сам Дом много раз реконструировался. В советские времена тот факт, что вход в дом располагался с противоположного от Кремля фасада, воспринимался как знак пренебрежения, поэтому в срочном порядке была добавлена лестница, которой для входа в здание никто не пользовался.

Интересно, насколько по-разному воспринимается дом с двух сторон: со стороны Моховой он парадно развернут, а стороны Староваганьковского переулка – компактен, так как из-за узкого въезда флигели не видны.

Бове внес изменения в проект Баженова (на реконструкции ниже).

В изначальном проекте на куполе красовалась статуя Минервы, с которой ассоциировала себя Екатерина. При Бове потребность в подобных комплиментах отпала, так что статуи в новом проекте не стало.

Обратите внимание на колонны при въезде, они интересно украшены подвесами, которые на ветру шевелятся. Этот же элемент прослеживается во внутреннем декоре.

Фасад здания богато украшен: рустованный первый этаж, колонны коринфского ордера, статуи по бокам. Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы. Масштабность здания увеличивается за счет колоннады, соединяющей два этажа.

Элементы фасада внутреннего двора, улыбчивые львы украшают замковый камень

Скажу честно, в плане наполнения интерьеров смотреть в Доме Пашкова не на что, кроме фасада и бального зала, в который нас сразу и повели.

Кессонированные потолки, шахматный пол, колонны, классическая люстра и светильники. И этот зал, как всегда, сдается в аренду. Вообще, во всем особняке вы не увидите мебели, кроме как в отделах библиотеки. Но это совсем другая история.

Лепной декор на потолке. От него сложно оторвать взгляд.

Опять эти колонны как на главном въезде.

Лампочки для этого светильника несколько крупноваты 🙂

Элементы декора – такие же, как в ГМИИ им Пушкина

Конечно, фанатам рукописей и картографии это показалось бы интересно, но мне только с точки зрения декора.

Эта кованная лестница левого флигеля. Не знаю, куда она ведет, но интересно, что лестницы двух флигелей одинаковы по стилю и при этом разнятся по форме: одна более прямолинейная, другая более изогнутая.

Все-таки ковка меня всегда завораживала, особенно, если сделано со вкусом. В интернет пишут, что такие лестницы отливаются целиком, так как сварка не возможна, сложно себе такое представить, но в качестве сказки очень даже интересно.

Ну это вам посмотреть, как выглядит отдел картографии Российской государственной библиотеки. Меня не впечатлило, в школе география мне не особо нравилась. Особенно утомителен был “глобус ацтеков” на черепахе посреди зала, предлагаемый к обозреванию вместо наследия московского дворянства. Это все-таки очень большая печаль, что в московском особняке все интерьеры сдуло жестоким и холодным ветром, наскребли только полторы статуи на лестничных маршах, да и that’s all, folks.

Зал библиотеки мне, конечно, понравился. Прямо чувствуется дух. Особенно апокалиптичного вида аппараты для просмотра слайдов. Или аполептичного… Сгусток Средневековья в эпоху Силиконовой Долины прямо под нашими носами. Нет, ну, несколько мониторов, к чести РГБ, я все же при походе по залам наблюдала.

Естественно, Дом Пашкова – это то место, которое стоит посетить хотя бы раз в жизни, чтобы увидеть главный зал и посмотреть вид из окна на Кремль, кто еще не видел. Но только после того, как вы уже посмотрели Кусково, Абрамцево и Марфино. На Дом Пашкова для общего развития достаточно и с улицы посмотреть, снаружи дом выглядит крайне многообещающе, а внутри пусто и гулко.

"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (...) Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг."

Примерно с этой точки обзора смотрели герои Булгакова, прощаясь с Москвой, только на этаж выше, к сожалению, в данный момент бельведер-ротонда закрыт для посещения. Но вид с верхних этажей здания по-прежнему завораживает.

Дом Пашкова в силу расположения невозможно не заметить, величественный, изящный и таинственный - со стороны Моховой никаких вывесок, парадной лестницей никто не пользуется. Всегда было интересно узнать, что и кто внутри.

Литография 18 века


Почему опаздывать не всегда плохо

Услышав по любимому радио Культура 91,6, что скоро начнется свободная экскурсия в Доме Пашкова, я поехала к месту встречи - памятнику Достоевскому у библиотеки им. Ленина. Опоздав на 10 минут, группу с экскурсоводом я уже не застала, не привыкшая легко сдаваться, я пошла к воротам дома Пашкова.

Оказывается, главный вход и единственный подъезд для карет в бывшую усадьбу находится с обратной стороны - со Староваганьковского переулка.

Вход в здание строго охраняется, попасть туда можно только по пропуску или с экскурсоводом. Милиционер в будке просьбам и уговорам не поддается, контактов не дает. Слава интернету, после недолгих поисков телефона, бабушка в справочной Ленинской библиотеки рассказала мне, что нужно сделать, если хочется посмотреть Пашков дом изнутри.

Схема одинаково годится для посещения любых залов Прекрасной Ленинской библиотеки, в том числе главного читального зала, где героиня Муравьевой искала перспективных женихов в фильме "Москва слезам не верит". Нужно только знать название отдела, для п осещения Дома Пашкова - это музыкальный или картографический отдел.

Пропуска оформляют во 2-м подъезде центрального здания (на фотографии он в центре).

Чтобы оформить пропуск нужно иметь паспорт, прописка может быть хоть куала-лумпурская!

После заполнения короткой анкеты, на вас заводят карточку, которая действительна до конца года. С ней можно будет быстро получить пропуск по предъявлению паспорта в любой отдел ленинской библиотеки.

Как же удивился милиционер, когда я предъявила ему официальный пропуск на входе в Дом Пашкова.

Дом долгое время был на реставрации, внутри постарались восстановить интерьеры, все свежее и пока необжитое. Внутри проходят экскурсии и можно присоединиться и послушать или побродить самостоятельно. Дом обильно уставлен огнетушителям, видимо традиция берёт начало с пожара 1812 года, когда дом сильно пострадал.

Музыкальный отдел

*Бесплатно подберем площадку при заказе кейтеринга

Особняк для свадьбы

Дом Пашкова прекрасно подойдет для проведения презентаций, выставок, музыкальных вечеров, церемоний вручения премий и других мероприятий культурно-просветительского характера.

Площадь выходящего окнами на Кремль Большого зала КВК, изысканные интерьеры которого восстанавливались по сохранившимся историческим описаниям и иллюстративным материалам, 450 кв. м. В его стенах могут одновременно с комфортом разместиться до 250 участников. В зале, обладающем прекрасными акустическими данными, можно оборудовать сцену. К нему прилегают два подсобных помещения. Кроме того, имеются два балкона (площадью 120 кв. м каждый).

При необходимости предоставляются выставочное оборудование, экран Panasoniс. Имеются возможности для организации в рамках мероприятий . Здание оборудовано системами охранной и пожарной сигнализации и климат-контроля. При банкете от 80 000 руб/ч - 100 000 руб/ч При фуршете от 50 000 руб/ч -80 000 руб/ч

Зима не время лежать под одеялом!
Летом хочется в парк или на пляж, а не ходить по старым пыльным помещениям.
Музеи, выставки и прочие интересности сами себя не посмотрят!
Поэтому давайте встали и пошли окультуриваться)

Я как-то даже и не думала о том, что в дом Пашкова водят экскурсии и что там вообще внутри.
Оказалось очень даже интересно и красиво!


Почему-то я себе не связывала этот дом никак с библиотекой, что стоит рядом. Оказывается тут тоже есть архивы и читальные залы - совершенно для меня неожиданно!
От оригинального внутренного содержания ничего не осталось. Даже планировки совершенно другие. Поэтому смотрим снаружи на то, что было - а был дом и конюшни, которые позднее соединили переходами. Слева бывшие конюшни, справа пристроеный переход.
А внутри смотрим на обновленные интерьеры.

Ворота шикарные. Со львом - признак знатного и титулованного рода.
Сверху над колоннами висят маленькие шишечки хмеля.

Хозяева дома и церковники не очень друг друга любили. Дому хотелось побольше земель у храма оттяпать, храм не дал. Поэтому около храма были построены конюшни, так сказать из мести) высокие отношения!

Вид из дома Пашкова в сторону Кремля совершенно потрясающий! Представляю каково тут летом или на закате, например. Сказка.
А сейчас приходится довольствоваться таким вот весьма печальным видом.

Но все равно класс! Необычно с этого ракурса видеть.

Граффити и вид на кашпо на крыше здания. Туда во время торжеств помещались настоящие живые цветы по периметру всего дома. Наверное красиво было.

Ну и внутренних помещениях теперь так.
Вот это самое впечатляющее! Большой зал со множеством окон и люстрой. Тут сейчас устраиваются балы, приемы, мероприятия.
Можно посмотреть по хештегам в инсте.

Шахматный пол.

На потолке великолепные девы! Кариатидами интересно можно их назвать? Название красивое, наверное можно, пусть они ничего и не поддерживают))

Это не лепнина, это лепнинища!

Понравился мне этот зал, поэтому я его и так и эдак)

И вид тоже понравился. Отсюда новый старый Владимир не такой уж и большой, как хорошо, что его не сделали больше.
А лучше бы и вовсе сделали фонтан или клумбу. Но это мое личное мнение. Я вообще люблю малую скульптурную форму, а если и памятники, то деятелям науки или искусства.

Забрались повыше и фото в другую от Кремля сторону. Тут вид не очень. Дома слишком высоки и близко. Навесают, как стена на мой взгляд.

Вазочка с хрустальными цветами в центре люстры!

Чудесная у нас была экскурсовод! Экспрессивная, интересно и не скучно вещающая. Очень понравилось.

И еще раз люстра.
Кстати, в этом зале охватывает совершенно потрясающее ощущение. Сразу хочется пуститься в вальс. В платье, с партнером в бабочке.

По зданию расставлены пара скульптур. Обе с историей и очень красивые.

Эта совершенно потрясающе сделана! Как будто это был не камень, а нечто мягкое и податливое, из чего можно было сделать такую тонкую работу. Волосы, платье, кожа. Потрясающе. Можно даже потрогать и тактильно восхититься.

По разные стороны здания стоят четыре девы. Времена года. Это не оригинальное название, это их сейчас так называют для удобства.

Вот мы и внизу. Тут хочется кружиться, кружиться!

И ходить только в шикарном платье. С бокалом шампанского в руке и веером. И ловить восхищенные взгляды кавалеров. И потом в танце пытаться никому не отдавить ногу)

Королевский балкон. Жаль, но выйти нельзя, а хотелось бы.

Огромная ваза из цельного куска камня! Была давно предавно подарена дому, потом во время эвакуации, когда дом начал разваливаться из-за строительства метро, была уперта кем-то себе чуть ли ни на дачу, потом найдена и уперта обратно и во время этих приключений немножко пострадала. Треснула и отколота в паре мест. Зато вот жизнь у вещи! Кто-то стоит себе в музее и скучает, а тут прямо триллер и приключение)

Цезарь, т е генерал.
Про него у меня информация как-то не задержалась в голове.

Шикарнейшая чугунная лестница!

Библиотечный читальный зал! Обожаю такие места, они мне кажутся ужасно уютными и очаровательными.

Ящички с каталогами

Музыкальный зал, в котором проводятся концерты и мероприятия.

Один взрослый билет - 700р

Но голод не тетка, поэтому, традиционно, после каждого музея идем изучать какое-нибудь новое и интересное место с чем-нибудь вкусным.
В этот раз выбрали Кухмистерскую Профессора Пуфа. Отличное небольшое, очаровательное и ужасно вкусное место!
http://www.professorpuf.ru/

Порции большие, меню интересное, мы еле смогли выбрать, что имено нам попробовать.
У меня юшка с черной лапшой и морепродуктами, которых было очень много, вкусно все невероятно! Креветки, мидии в панцире, зверюшки в ракушках.
У Светы юшка с белыми грибами и уткой - наваристая, потрясающая!
Местные настоечки - цитрусовая очень уж алкогольная, а вот вишня с нотками копченого дерева - просто сказка!
После мороза и для аппетита по рюмашке самое оно.
И потом невероятный малиновый чай!

На горячее у меня были пельмешки в соусе с олениной - омномном! У Светы огромный вкусный круассан с копченой белой рыбой - пальцы откусить можно.
Рекомендую место к посещению, в общем, как вы поняли.

Очередной отличный день. Обожаю открывать новые места и культурные и питательные.
Теперь хочется на экскурсию в основное здание библиотеки сходить.