История культура 17 века. Русская культура XVII века

Росту грамотности способствовало появление рукописных и печатных учебников – 1634 г. первый Букварь В.Бурцева; в 1648 г. Грамматика М.Смотрицкого: в 1687 г. «Считание удобное» – таблица умножения. Школы устраивались в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве при Печатном дворе было открыто училище с двумя классами; в одном изучали славянские языки, в другом – греческий. В 1687 г. была открыта первая высшая школа – Славяно-греко-латинская академия, выпускники которой получали служебные чины.
Архитектура второй половины XVII в. отличается декоративностью, используются различные украшения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы как снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная архитектура получила название московского барокко. Характерные черты этого стиля – четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, подчеркнутая устремленность здания вверх. Живопись в XVII в. развивалась необыкновенно бурно: происходит становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретный – парсунная (изображение персон) живопись. Это направление возглавил С.Ф. Ушаков, парсуны и миниатюры которого сочетают в себе традиционные и новаторские приемы. («Спас Нерукотворный»).
До XVII в. на Руси не было театра. Его заменяли народные обряды – свадьбы, праздники, колядки, на которых выступали скоморохи – плясуны, акробаты, канатоходцы, музыканты, кукольники. Лишь в XVII в. в Москве при царе Алексее Михайловиче появляется настоящий придворный и школьный театр (1672 г.). Пьесы по евангельским и житейским сюжетам ставились учителями, а играли в них учащиеся.
В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навига-ционных наук – первое светское государственное учебное заведение. В 1724 г. открывается Академия наук со своим университетом и гимназией. М.В. Ломоносов становится первым русским академиком, до него это звание носили только иностранцы. В 1755 г. по инициативе Ломоносова открывается Московский университет.
Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизин. Поэзия представлена творчеством крупнейшего поэта Г.Р. Державина. В его одах («Фелица») есть пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатира на вельмож.
Прославленными русскими архитекторами были В.П. Баженов и М.Ф. Казаков, которые смело сочетали западный и русский стили (Михайловский замок и Петровский дворец). При строительстве новой столицы – Петербурга приглашались иноземные архитекторы: швейцарец Д.Трезини (Петропавловская крепость), итальянцы Б. Растрелли (оформление Петергофа) и В.В. Растрелли (Смольный монастырь и Зимний дворец). В конце XVI II в. создается одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж (с фр. «место уединения»). В его основе приобретенные Екатериной II частные собрания картин западноевропейских мастеров. В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера.

Основная литература:

1. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001, с. 255-268
2. Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс лекций по культурологии /А., 2003, с. 49-55
3. Культурология. Учебник. Под ред. Марковой А.Н./ М., 2002
4. Полищук В. Культурология / М., 1999
5. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994

Дополнительная литература:

1. Адушкин Г.С. Нравственные уроки русской классической литературы / М., 1993
2. История культуры России / М., 1993
3. История русского искусства. В 3-х т./ М., 1991
4. Культурология. Под ред. А.Д. Попова / М., 1994
5. Соловьев С.М. История России (с древнейших времен). Соч. в 18 кн./ М., 1994
6. Очерки русской культуры XII-XV вв. / М., 1969-1970
7. Анисимов Е.В. Время петровских реформ / Л., 1989
8. Бессонов Б. Русская идея, мифы и реальность / М., 1993
9. Турысжанова Р.К. Краткий курс философии / Алматы, 2004

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

4. Быт и ремесло

Заключение

Введение

Семнадцатый век в российской истории стал во многом переломным для судеб русской культуры. События Смутного времени, частые народные движения и войны не могли не показать нашему народу, что он и сам может участвовать в своей судьбе. Изменилось миропонимание, расширился кругозор "простых" людей. Начинают зарождаться ростки нового в культуре и быте. Эта эпоха, несомненно, отличается от "досмутного" периода тем, что появилась необходимость движения вперед во всех областях, в том числе и в духовной жизни, потребность в обучении людей, в подготовке кадров для государственного управления.

Россия, находившаяся на периферии европейской цивилизации, стала заметно отставать от передовых западных стран. Крепостное право, разорительная налоговая политика, отсутствие частной собственности непосредственно у производителя - все это придавало экономике России застойный характер. Конечно, рано еще говорить о коренных сдвигах, пройдет еще немало времени, прежде чем будут хотя бы частично искоренены невежество и необразованность, но именно XVII столетие можно назвать началом нового периода в истории русской культуры.

1. Образование в России XVII века

Одним из наиболее ярких показателей уровня развития общества является народное образование. Кажется, ни по одному вопросу нашей истории не существует такой разницы во мнениях, как по вопросу о роли школы и распространения грамотности среди населения в Древней Руси. Одни считают существование школ до Петра I редким исключением, другие говорят о многочисленных церковно-приходских училищах. Одни - о поголовной безграмотности, другие - наоборот.

Трудно согласиться с обеими точками зрения, скорее всего истина лежит где-то посередине. В России существовал пласт людей, для которых грамотность была необходимостью, - это, безусловно, духовенство, но и среди них было много невежд, они лишь зазубривали наизусть тексты основных служб, минуя хитрую науку грамоты. Считалось, что грамотности можно достичь и без школ, нужно лишь найти себе "мастера" (учителя). Но, научившись читать, русский любитель просвещения попадал в мир рукописей и печатных книг. Тогда становилось ясно, что одной грамотности мало, появилась нужда в грамматике, а за ней потребность в остальных знаниях.

Несомненным остается одно, что рассматриваемый век в области образования шагнул значительно дальше века XVI благодаря распространению массового книгопечатания. Наряду с традиционной духовной литературой издается ряд учебных пособий. Так, в 1634 г. был опубликован букварь В. Бурцева, став первым учебником для многих поколений русских людей. Он был неоднократно переиздан в течение XVII в. Выходят в свет также грамматика М. Смотрицкого и практическое руководство для счета - таблица умножения.

Несмотря на то, что все мировоззрение русского человека в это время определяет Русская Православная Церковь, достаточно консервативный общественный институт, у народа растет интерес ко всему иноземному. При царе Алексее Михайловиче Романове увлечение западной культурой возрастает, в Москве появилась Немецкая слобода, где проживали иноземцы, многие из которых являлись специалистами в различных областях науки. Но справедливости ради необходимо заметить, что наряду с людьми знающими и образованными в Россию стремились и разного рода авантюристы, проходимцы, искатели легкой наживы и просто безграмотные люди.

По приглашению царя в Москву приезжает выдающийся белорусский ученый и поэт Симеон Емельянович Петровский-Ситнианович. В России он стал широко известен под именем Симеона Полоцкого. Он был обласкан при дворе, и ему поручили обучение царских детей, т. к. считался образцом домашнего учителя того времени.

Имея самые обширные и разносторонние научные знания, он старался преподать их занятно, заставлял учить шутя. Зная латинский и польский языки, он собирает разного рода изречения, определения, анекдоты и все это передает стихами, виршами ("того ради да присвойственного себе сладостию сердцам читателей приятнейши суще, аки нуждею вликут я ко читанью частейшему и удобнее памятью содержаться могут").

Успехи С. Полоцкого при дворе не могли не оскорбить старых учителей. О нем пошли толки, что учение его не совсем правильно, а это являлось страшным обвинением при тогдашней подозрительности к новым учителям.

Все же Полоцкий, благодаря своей ловкости, удержался, но не мог не выразить своего негодования на несправедливые обвинения. Он, как ревнитель просвещения, в своих проповедях нападал на старых учителей, священников, обличая их в невежестве. В 1664 г. Симеон Полоцкий становится руководителем одной из первых в России Заиконоспасскойгреко-латинской школы. Учениками в эту школу были назначены четверо подьячих. Они должны были освоить латынь и грамматику. На деле же Полоцкий, кроме указанных предметов, преподавал своим ученикам полный курс Киевского университета.

В 1668 г. этот курс был закончен, а ученики отправлены заканчивать учение в Курляндию и тайно наблюдать за действиями русских послов. Школа же Полоцкого, по всей видимости, на этом первом выпуске и прекратила свое существование. Но один из учеников, Семен Медведев, постригшись в монахи, вернулся в Москву и стал ревностным пропагандистом как взглядов своего учителя, так и самой идеи латинской богословской школы. Дело в том, что все научные издания того времени печатались в Европе исключительно на латинском языке.

Естественно, попадая в Россию, они требовали либо перевода, либо глубокого научного знания этого языка, а также традиций западного богословия. Однако его идеи встречают препятствия со стороны высшего московского духовенства. И это понятно: для людей сугубо православных латинский язык означал всякое латинство, т. е. католичество, враждебное во многом русской религиозной традиции.

Несмотря на это, школы открывались и значительно ранее, так, первое греко-латинское училище было организовано в 1649 г. в Москве при Андреевском монастыре. Ее основоположником стал один из культурнейших людей того времени, близкий к царю боярин Ф.М. Ртищев. Вторая греко-латинская школа при Чудовом монастыре возглавлялась известным церковным писателем Епифанием Славинецким, являвшимся одним из первых русских филологов.

В 70-е годы Полоцкий разработал проект создания первой в России академии, в которой могли бы учиться люди разных сословий. Выбор преподавателей для нее был возложен на Константинопольского патриарха.

И в 1685 г. по его рекомендации в Москву приезжают учителя, доктора наук братья Иоанникий и Софроний Лихуды, получившие высшее образование в Падуе и Венеции. В 1687 г. была учреждена Славяно-греко-латинская академия, в которую принимали людей "всякого чина, сана и возраста", но обязательно православного вероисповедания. Академия должна была стать оплотом православия и в то же время очагом распространения "латинской культуры". Здесь преподавались латинский и греческий языки, грамматика, пиитика, риторика, логика, психология, физика, мораль и богословие, изучение которых должно было снабдить учеников "семенами мудрости". Академия была наделена деньгами и разными льготами, получила собственную библиотеку. Братья Лихуды составили учебники грамматики, пиитики, риторики, психологии, физики и других предметов. Они сами же и преподавали эти предметы. Обучение шло успешно. Уже через три года лучшие ученики могли сами делать переводы книг с латыни и греческого.

Но в 1694 г. Иоанникий и Софроний были обвинены в распространении ереси и изгнаны из академии.

Способствовал этому противник светского образования патриарх Досифей. Однако дело просвещения приносило свои плоды. Отчасти оно распространилось в Поморье, Поволжье. Но образование, как и многое другое, было привилегией феодалов, духовенства и богатого купечества. Уделом же большинства крестьян и посадских людей оставалась неграмотность.

В академии продолжали преподавать ученики братьев, и ее выпускниками стали многие знаменитые деятели русской культуры.

2. Народное творчество. Литература. Подвижническая деятельность Протопопа Аввакума

Надо сказать, что "бунтарский" XVII в. во многом способствовал развитию устного народного творчества, даже тяжелейшее время Смуты и последовавшие за ней события не могли помешать расцвету русского фольклора.

Именно тогда впервые были записаны народные песни, пословицы и поговорки. Особенно хороши сказания о Стеньке Разине - народном заступнике, образ которого вырастает до былинных размеров.

Проникновение фольклора в различные области культуры очевидно. Многие писатели используют народное творчество в своих сатирических произведениях, т. к. оно, в отличие от церковной литературы, является более реалистичным. Многое всколыхнули Смута и народные восстания. Появляется демократическая литература, которую создают простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.

Они смело критикуют феодальное общество, реалистически объясняют действительность. Наиболее ярко это видно в таких произведениях, как "История о российском дворянине Флоре Скобееве", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Повесть о Шемякином суде", "Служба кабаку".

Антицерковное идеологическое движение XVII в. способствовало появлению сатирической литературы о духовенстве. В ней жестоко высмеивается быт монахов, их распущенность и обжорство ("Калязинская история"), лицемерие и корыстолюбие попов ("Сказание о куре и лисице", "Сказание о попе Савве и его великой славе"), склонность к вину и бражничеству ("Повесть о бражнике"). Особо следует выделить "Повесть о Горе-Злосчастье", которая, несомненно, является неким вызовом лицемерности церкви. Автор решительно порывает с религиозной трактовкой бедствий человека как козней дьявола или божьего наказания за грехи. Все беды, считает автор, от пьянства и разгула.

Большое распространение получает переводная западная литература. Русские книжники переделывают ее на свой лад. Повести о Еруслане Лазаревиче и Бове-Королевиче пользуются популярностью вместе с рыцарскими "гисториями". Появляются новые жанры в литературе: светская повесть, драма, стихи с бытовыми и любовными мотивами. По-прежнему русские люди любят читать жития святых: Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского и других, где расписываются их беспорочная жизнь, подвиги и чудеса. Появляются также жития- биографии не церковных деятелей, а гражданских лиц.

Одним из таких памятников литературы является "Житие протопопа Аввакума", которое переносит нас в Россию XVII в., помогая нам лучше понять характеры людей того времени, изумляющие читателя своей силой и бессилием. В сущности, это произведение достаточно консервативно, поскольку автор защищает старину, "древнее благочестие", но по художественной форме оно является глубоко новаторским. Сам Аввакум заслуживает особого внимания, т. к. он вошел в историю как наиболее яркий представитель раскольнического движения.

Родился этот религиозный деятель в селе Григорове Нижегородской губернии в семье священника. В 21 год Аввакум стал дьяконом, через два года - священником. Усердие в выполнении своих обязанностей привлекало к нему одних и вызывало ненависть других людей. Сохранилось немало свидетельств, которые говорят о жестокости, проявленной к Аввакуму со стороны его противников и недругов. Он подвергался неоднократным избиениям, были попытки убить протопопа. В конце концов, у него отняли двор и все имущество, после чего Аввакум с женой и маленьким ребенком отправляется в Москву.

В столице протопоп произвел на духовенство впечатление необыкновенно сильного человека. О нем доложили государю, после чего помогли вернуться на родину. Но беды продолжали преследовать этого человека: его вторично изгоняют из села, но церковное начальство переводит его в Юрьевец Поволжский. Там он за восемь недель службы успел настроить против себя духовенство и мирских людей. Толпа била и топтала нового протопопа, но, к счастью, вмешательство воеводы спасло горемыку.

Ночью, втайне, бросив жену и ребенка, он бежит в Москву. Здесь со своими товарищами Аввакум становится во главе старообрядческого движения, которое поднимается с новой силой против новшеств, введеных патриархом Никоном, касавшихся обрядовой стороны православного религиозного культа, а также затрагивавших некоторые постулаты, относящиеся к Святой Троице. Последствия столкновения с обновленной церковью неописуемы, но протопопа пощадили, его отправили в ссылку в Сибирь. Другим раскольникам власть уготовила лишь жестокие казни.

"Гораздо Еремей разумен и добр человек, - пишет Аввакум - уж у него своя борода седа, а гораздо почитает отца и боится его".

Привезли после этого протопопа в Братский острог, бросили в тюрьму. Хотел он просить прощения у Пашкова, но терпел. Далее подвижническое дело Аввакума продолжается, он терпит вместе со своей семьей необыкновенные лишения, у него умирают два сына, сам он остается еле жив. Но вскоре приходит приказ о его возвращении в Россию. Вернулся Аввакум в Москву полный сомнений. Принимают его хорошо, он видится с государем. Но ничто не может поколебать его веры, он снова начинает борьбу с никонианством, чем навлекает на себя новые беды: его опять высылают, запирают в монастырь, судят, но Аввакум до конца остается непреклонным и гордо всходит на костер.

Жизнь протопопа производит неизгладимое, а во многом и поражающее воображение впечатление, заставляет задуматься, какой силой духа должен обладать человек, чтобы, пройдя через страшные лишения, остаться верным своей совести.

Личность самого протопопа очень сложна и парадоксальна, как и та идея, которую он отстаивал всю жизнь, не считаясь даже со своей семьей. Но, безусловно, верно то, что этот человек стал величайшим явлением своего времени, оставив мощный след в русской культуре.

А "Житие" - талантливая и яркая автобиография, острая и живая, как о ней отозвался Максим Горький, считавший ее "образцом пламенной и страстной речи борца". Остальная литература большей своей частью продолжает старые традиции, которые будут еще долго главенствовать в России.

3. Архитектура и изобразительное искусство

Но вернемся в Россию начала XVII в. "Лицом" культуры любой страны, безусловно, являются архитектура и искусство градостроительства. Не была исключением и Россия. Здесь после событий Смуты многие города и особенно столица серьезно пострадали от пожаров и военных действий. Москва возрождалась из пепла, ведь в 1612 г. она была почти вся сожжена поляками. Пострадал и Кремль, его стены и башни постепенно восстанавливают. Над Спасскими воротами возводят красивую шатровую надстройку, наверху у башни появляются куранты. Главную площадь теперь называют Красной. Сам Кремль становится резиденцией русских царей и патриархов.

Талантливыми зодчими А. Константиновым, Б. Огурцовым, Т. Шарутиным был построен Теремной дворец, в котором со второй половины XVII в. постоянно живут российские государи. Здесь проходят заседания царской палаты, или думы. В 1660 г. тут рассматривается деятельность патриарха Никона. 27 апреля 1682 г., в день смерти царя Федора Алексеевича, в Теремных покоях были избраны на царство царевичи Иоанн и Петр, при фактическом переходе власти в руки царевны Софьи Алексеевны, т. к. государи были еще слишком малы.

Трудно переоценить историческое значение этого памятника архитектуры.

Вся Москва строится с необыкновенным размахом. Ее можно поставить в один ряд с самыми крупными городами Западной Европы. Столичные церкви, монастыри, каменные дома приводят в восхищение приезжих иностранцев своей красотой, украшениями, прочностью и изяществом. Таким образом, каменное зодчество, прерванное Смутой, получает новое развитие. Одни за другими по всей стране строятся шатровые церкви и соборы: Архангельский собор в Нижегородском кремле (1631 г.), Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове (1620-е гг.), Успенская "Дивная" церковь в Угличе (1628 г.) и многие другие.

Богатые дворяне, бояре, купцы строят каменные палаты. А возведенные в конце XVII в. пышные "чертоги" для царской семьи в Троице-Сергиевой лавре предвосхищают дворцы следующего столетия. Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства, складывается пышный и величественный стиль московского, или нарышкинского барокко. И.Э. Грабарь писал: "Подводя итоги всему, что сделано в России в области искусства, приходишь к выводу, что это страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм, - словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводит на мысль о совершенно исключительной одаренности русского народа".

В архитектуре заметно стремление к светскости, реализму, а также к использованию народных традиций.

Те же черты можно отметить и в живописи. Здесь русский национальный стиль вырабатывает новые черты и формы. Еще в конце XVI в. в иконописи возникла школа, получившая наименование строгановской, по фамилии купцов Строгановых - больших ценителей искусства. В XVII в. эта школа получает дальнейшее развитие.

Основным центром русского изобразительного искусства являлась Оружейная палата Московского Кремля. Здесь работали русские и иностранные художники. Они старались добиваться все большего сходства с натурой. Это стремление к реализму заметно в портретах царей Алексея Михайловича Романова (С. Лопуцкого), Федора Алексеевича (И. Богданова), патриарха Никона (И. Детерсона и Д. Вухтерса). На иконах же появляются изображения пейзажей и зданий как самостоятельных элементов композиции, а не как блеклого фона для мощных религиозных образов. В 70-х гг. был составлен "Титулярник" - собрание портретов русских правителей от Рюрика до Петра Алексеевича включительно, а также "парсуны" иностранных царей, патриархов, включены в него были еще и гербы.

Тяготение к реализму проявляется и в церковной живописи, что приводит патриарха Никона в ярость. Однажды со свойственным ему темпераментом он побросал не понравившиеся ему иконы на каменные плиты пола, выколол у них глаза и приказал сжечь их, оглашая имена их владельцев.

Признанным авторитетом нового художественного направления в России второй половины ХVII в. стал Симон Ушаков, талантливый московский художник, выходец из посадских людей (1626-1686). Он состоит на государевой службе при Оружейной палате, является первым жалованным царским изографом и главным экспертом по вопросам искусства.

В его живописи нашло яркое выражение новое эстетическое мировоззрение, которое разделяли уже многие художники XVII в.: Иосиф Владимиров, Иван Безмин, Карп Золотарев и некоторые другие. Принципы реализма, живости, точности и даже зеркальности изображения Ушаков развивает в своем рукописном труде "Слово к любителю иконного писания". Он даже пытается издать подробный анатомический атлас. Таким образом, реализм Ушакова встает в жестокое культурное противоречие с традиционной русской художественной школой.

Это не остается без внимания духовных лидеров страны, в числе которых ярый противник всяких нововведений в этой области протопоп Аввакум, считавший, что нет ничего хуже и низменней, "чем будто живые писать".

Эти два взгляда на искусство, два мироощущения, отвергавшие друг друга, шли вместе до конца века, проявляя себя в самых различных памятниках, в иконах и росписях церквей. Но все же в живописи теряются лаконичность и высокая одухотворенность, зато появляется живая, яркая, фантастическая струя.

Ушаков пишет такие шедевры, как "Великий архиерей", "Нерукотворный Спас", "Насаждение Древа Российского", "Троица". В них он стремится к точному изображению образов, реальному изображению лиц, фигур, обстановки.

Эти и другие его работы сыграли немаловажную роль в становлении русского искусства.

Однако это еще не реализм, а скорее компромисс со старой, традиционной художественной школой.

4. Быт и ремесло

Даже самый устойчивый компонент жизни людей - быт, и тот испытал в XVII в. серьезные изменения. В небольшой степени у крестьян: по-прежнему большинство из них жили в избах, топившихся "по-черному", без трубы. Дым выходил через отверстие в крыше, поэтому стены были покрыты толстым слоем копоти и имели мрачный вид. В окнах - бычий пузырь вместо слюды или стекла, свет давала лучина. Вместе с людьми в избах зимой жили овцы, куры, телята. Посуда и вся утварь были сделаны из дерева. Ели ложками из мисок и тарелей, пили из стаканов, ковшей, братин. Спали и сидели на деревянных лавках. Из мебели были еще коробья и сундуки, часто украшенные красочной росписью. Ели крестьяне в основном черный хлеб, горох, толокно, капусту, морковь и репу. По праздникам на столе появлялось мясо, рыба. Из пития - квас и пиво. Одежду шили чаще всего сами из холста, украшали вышивкой. Летом носили лапти, зимой - валенки.

Важную роль в повседневной жизни простых людей играли обряды: песни, ряженья и гадания; в ночь на Ивана Купалу плели венки и прыгали через костер. Эти традиции имели глубокие исторические корни, истоки этих праздников можно найти еще в языческой Руси. Популярностью пользовался "Петрушка" - кукольный театр, в представлениях которого звучали порой политические и антицерковные мотивы.

Основная масса горожан тоже жила в простых бревенчатых избах, которые резко контрастировали с палатами знати. Хозяйство вели очень скромно, все в семье подчинялись хозяину. Так велел жить "Домострой" - свод житейских правил и традиционных норм того времени. Убранство в доме обычное: те же лавки вдоль стен, столы, шкафы. У более зажиточных - кресла, стулья и зеркала на западноевропейский манер.

На удивление гостям выставлялось оружие - холодное и огнестрельное, сделанное искусными мастерами, которые не жалели золота, камений драгоценных и фантазии на усладу богатым заказчикам. Именно здесь, в городе были сосредоточенны декоративные ремесла, связанные с роскошью. Это и золотых дел мастера, - и литейщики, и сканщики, и чеканщики. Широчайшее распространение получают искусство живописной эмали, резьба по дереву, белокаменная резьба и изразцы. Богатые люди не скупятся на траты, чтобы подчеркнуть свою исключительность, выделиться из толпы, используя все приемы декоративного и прикладного искусства.

Вот описание дома князя Голицына: "В его обширном московском доме, который иноземцы считали одним из великолепнейших в Европе, все было устроено на европейский лад: в больших залах простенки между окнами были заставлены зеркалами, по стенам висели картины, портреты русских и иностранных государей, немецкие графические карты в золоченых рамках, на потолках была нарисована планетарная система; множество часов и термометр художественной работы довершали убранство комнат".

У Голицына была значительная и обширная библиотека из рукописных и печатных книг на русском, польском и немецком языках.

Еду в богатых домах подавали самую разнообразную, из мяса, рыбы, птицы. Ее сдабривали пряностями, солеными лимонами, которые привозили из Голландии. Это было большой роскошью, доступной лишь богатым людям, что не осталось незамеченным в народе: "Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, - одни огурцы". Из Астрахани привозили арбузы, дыни и виноград. образование творчество искусство ремесло

Особой роскошью отличалось одеяние бояр. Огромные шубы, украшенные драгоценностями, кафтаны из дорогой материи отличались особой красотой и великолепием, но были очень тяжелы и неудобны. Все это дополняли высокие меховые шапки и яркие сафьяновые сапоги с загнутыми носами.

Но всех краше были царская одежда и облачение духовенства. Великолепие же самого дворца изумляло современников, поражая их блеском золота и богатством убранства. Мебель в царских хоромах была немногочисленная: те же лавки вдоль стен, в больших приемных палатах стоял трон, в красных углах, под образами, располагались дубовые столы, покрытые золотыми коврами или скатертями. Стены, если не были украшены росписью, обивались сукном или атласом. Стулья или кресла использовались редко, лишь в торжественных случаях. В постельной комнате главным предметом была кровать с балдахином, украшенная резьбой и позолотой. В сундуках хранились белье и одежды.

Но это никак не гармонировало с бытом миллионов русских крестьян.

За всем этим благополучным великолепием богатых дворцов и боярских хором стояла простая, деревенская Россия, погрязшая в нищете и убогости. Страдающее от налогов и жестокой эксплуатации население не раз в XVII в. поднимается на восстания против социальной несправедливости.

Заключение

Подводя итоги всему вышесказанному, надо отметить, что основной тенденцией в развитии русской культуры XVII в. стало еще робкое, но достаточно явное обращение к светскости. Постепенно начинается так называемое обмирщение духовной жизни русских людей. Но процессы эти очень замедлены. По словам В.О. Ключевского, "сделав шаг вперед, русский человек останавливался, чтобы посмотреть, не слишком ли далеко он зашел".

Поэтому пройдено было меньше, чем задумано. Мысль тронулась, но в допетровской России, как видно из наших примеров, даже небольшие, робкие шаги вызывали возмущение и негодование у приверженцев старинных традиций. Страна далеко не одинаково реагировала на западное влияние.

Реформа патриарха Никона еще более расколола общество по принципу принятия или неприятия новшеств во всех областях культуры. Бурная деятельность лучших людей того времени на поприще духовной жизни всего государства в целом определила дальнейшее развитие образования, науки, культуры; стала плацдармом для будущих реформ начала XVIII в.

Список использованной литературы

1. Буганов В.И. Мир истории. История России XVII века. М., 1989.

2. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVII и XVII столетиях. Государев двор или дворец. М., 1990.

3. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990.

4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994.

5. Соловьев С.М. Об истории Древней России. М., 1993.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности народной культуры XVII века. Формирование городской жизни как носителя новых культурных процессов. Развитие образования, литературы, музыки и изобразительного искусства в период XVII века. Эпоха расцвета древнего московского монастыря.

    презентация , добавлен 05.12.2010

    Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века, особенности данного периода. Состояние просвещения, художественной литературы, музыкального искусства, изобразительного искусства и архитектуры. Вклад русской культуры в мировую.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2014

    Отличительные черты омирщения русской культуры XVII в. Особенности развития литературы этого периода, в которой утвердились два течения: панегирическое (феодально-охранительное) и народно-обличительное. Изучение архитектуры, зодчества, живописи, обрядов.

    реферат , добавлен 19.06.2010

    Семнадцатый век в истории России феодального периода. Культурные достижения XVII века. Материальная культура, ремесленничество. Устное народное творчество. Зодчество, развитие каменного строительства. Скульптура и резьба. Живопись. Музыка и театр.

    реферат , добавлен 17.01.2008

    Обмирщение культуры переходного периода, изменение традиционного мировоззрения и расширение культурных связей России с Западной Европой. Развитие системы образования, книгопечатания и литературы. Особенности архитектуры, живописи и прикладного искусства.

    презентация , добавлен 16.12.2012

    Общие условия и предпосылки развития русской средневековой культуры X-XIII веков. Памятники литературы периода феодальной раздробленности, развитие устного народного творчества, архитектуры, живописи и религии. Исторический жанр древнерусской литературы.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2014

    презентация , добавлен 14.05.2013

    Конец XIX века, вошедший в российскую историю как золотой век химии. Большие успехи в области математики и физики. Журналистика и книгоиздательское дело в России. Авторы, чьи произведения составляют классику литературы и музыки данного периода времени.

    презентация , добавлен 22.05.2016

    Рассмотрение развития западноевропейской литературы и искусства XIX века. Ознакомление с основными направлениями художественного творчества. Изучение основ классицизма, романтизма, реализма. Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX века.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2014

    Ознакомление с историей становления и развития науки, народного образования, устного и музыкального творчества, театрального искусства, различных религиозных взглядов в Казахстане. Описание свадебных и похоронных обрядов, основных видов ремесел.

Предварительные замечания

XVII в. занимает особое место в истории русской культуры, поскольку именно в это столетие: а) начался процесс формирования русской нации и подъем национального самосознания и б) более отчетливо обозначился процесс разрушения средневекового религиозного мировоззрения, а вместе с ним обмирщение или секуляризация культуры.

При этом ряд авторов (Д. Лихачев, А. Панченко) утверждают, что именно барокко (рис. 1) выполнило в России ту же историческую миссию, что и культура Возрождения в Европе. Барокко, которое в Европе стало антитезой Ренессанса, в России оказалось близким к возрожденческим традициям и идеалам, поскольку несло в себе просветительское начало и способствовало процессам «обмирщения» культуры и религиозного мировоззрения.

Устное народное творчество

В XVII в. дальнейшее развитие получило устное народное творчество и появились первые литературные записи фольклора, в частности многочисленных пословиц и поговорок: «баснями соловья не накормишь», «взялся за гуж не говори, что не дюж», «кому тошно, а кому мошно», «где тонко, там и рвется», «Богу молись, а сам не плошай», «муж любит жену здоровую, а брат сестру - богатую», «закон что дышло, как повернешь, так и вышло», «наказал бог народ - наслал воевод», «законы наши святы, да исполнители лихие супостаты» и т. д.

Традиционным жанром устного фольклора оставались народные песни, в которых отразилась вся многообразная палитра народных чаяний и чувств. Особенно ярко эта тенденция проявилась в многочисленных песнях, главным героем которых стал Степан Разин - предводитель самой мощной Крестьянской войны «бунташного века» (рис. 2).

Рис. 2. Лубок о восстании С.Разина ()

Грамотность и письменность

Основными новшествами в этой области культуры стали:

1. Издание первых печатных учебников: «Азбуки» Василия Бурцева (1634), «Грамматики» Мелентия Смотрицкого (1648) (рис. 3), «Лексикона речений языка славенска и греческа со инеми языки… в научение и разумение учащихся» (1650) Епифания Славенецкого и многочисленных учебных «Псалтырей» и «Часословов».


Рис. 3. Грамматика Мелентия Смотрицкого ()

2. Создания первых частных школ при Чудовом монастыре (Филарет, 1633), Андреевском мужском монастыре (Ф. Ртищев, 1646), Заиконо-Спасском монастыре (С. Полоцкий, 1664), церкви Иоанна Богослова (Иосиф, 1667), Московском Печатном дворе (Тимофей, 1680) и т. д.

3. Создание первого высшего учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии (1687), которую возглавили Иоанникий и Софроний Лихуды.В 1694 г. из-за интриг иерусалимского патриарха Досифея, они вынуждены были покинуть Москву, и академию возглавили их ученики, Николай Семенов и Федор Поликарпов. В 1699 г. она была преобразована в Московскую Духовную академию, первый ректором которой стал Палладий Роговский.

4. Возникновение первых библиотечных коллекций печатных изданий на русском, латинском, греческом и польском языках у царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, князя В.В. Голицына, А.Л. Ордина-Нащокина, А.С. Матвеева и других.

5. Выход первой рукописной газеты «Куранты» (1621) , которая представляла собой антологию переводных печатных изданий, выходивших в разных странах Европы.

Научные знания

XVII в. стал временем накопления научных знаний, произошел заметный рост интереса к научной литературе европейского Возрождения с ее светским подходом к объяснению многих природный явлений. Именно в этот период в России появляются переводы ряда трудов крупных европейский мыслителей и ученых: «О строении человеческого тела» (Е. Славинецкий, 1658), «Шестоднев» (А. Холомогорский, 1663), «Прохладный вертоград» (А. Никифоров, 1672) и другие.

В тоже время на свет появляются и оригинальных научные трактаты русских авторов: «Устав ратных, пушечных и других дел, касающийся до воинской науки» (О. Радышевский, 1621), «Книга сошного письма» (1629), «Фармокопея» (И. Венедикттов, 1682) и другие.

В XVII в. особый интерес стал проявляться к накоплению и развитию географических знаний, и появляются «Книга Большому чертежу» (1627), «Чертеж городам русским и шведским до Варяжского моря» (1656) «Роспись сибирским городам и острогам» (1640), «Роспись морского пути вдоль Охотского моря» (1649), «Годуновский чертеж» (1667) и другие.

Исторические знания и общественно-политическая мысль

В XVII в. характерная для средневековья идеология провиденциализма, объяснявшая исторический процесс как осуществление божественного промысла, постепенно стала разбавляться попытками рационального толкования исторических событий и поиска реальных причин их возникновения.

Рис. 4. Москва в XVII веке ()

В центре внимания русских историков и публицистов первой половины XVII в. были трагические события Смуты, которой были посвящены: «Новая повесть о преславном Российском царстве и Великом государстве Московском», «Плач о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства в пользу и наказание слушающим», «Сказание, каких ради грехов попустил господь бог нам праведное свое наказание», «Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича Скопина», «Повесть како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Годунов», «Сказание о Гришке Отрепьеве и о похождении его», созданные в 1610-х гг.

Затем в 1620-х гг. XVII в. были созданы «Временник» Ивана Тимофеева, «Сказание» или «История в память предыдущим родам» Авраамия Палицына, «О псковском разорении», «О бедах, скорбях и напастях», «Словеса» князя Ивана Андреевича Хворостина и «Повесть» князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского.

В 1630-х г. на свет появились «Новый летописец» или «Летопись о многих мятежах» и «Сибирское царство и княжение и о взятии», написанное дьяком сибирского архиепископа Саввой Есиповым.

Особое место в развитии исторических знаний сыграл знаменитый «Синопсис» ректора Киево-Могилянской Духовной академии и настоятеля Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля, вышедший тремя изданиями в 1674 г., 1678 г. и 1680 г.

Во второй половине XVII в. вышел еще целый ряд интересных исторических трактатов, в частности «Думы политичны» (1663) Юрия Крижанича, «Памяти» Афанасия Ордина-Нащокина, «Созерцание краткое» (1682) Сильвестра Медведева и «Скифская история» (1692) Андрея Лызлова.

Литература

По мнению многих авторов (И. Еремин, В. Андрианова-Перетц, Д. Лихачев), самыми важными новшествами в русской литературе того периода стали: а) распространение светского, личностного начала в литературе и ее освобождение от традиционной провиденческой идеологии и б) становление и развитие новых литературных жанров.

В жанре демократической сатиры были написаны «Сказание о куре и лисице», «Служба кабаку», «Калязинская челобитная», «Повести о Карпе Сутулове», «Сказание о попе Савве и его славе», «Повесть о бражниках», «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове».

В жанре бытовой реалистической повести созданы «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Фоме и Ереме», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть об Улиане Осорьиной», «Повесть о Марфе и Марии» и «Повести о Тверском Отроче монастыре».

В жанре казацкой повести появились «Написание о походе Ермака Тимофеевича в Сибирь» (1623) и «Повесть об Азовском взятии и сидении» (1641). В жанре мемуарной литературы были созданы «О России в царствование Алексея Михайловича» (1664), написанное подьячим Посольского Приказа Г.К. Катошихиным и «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (1680), автором которого был Аввакум Петров

Новым явлением в литературе стало становление силлабического стихосложения или виршей. Наиболее яркими представителями этого жанра являлись:

1. Симеон Полоцкий (1629-1680) , автор таких поэтических сборников, как «Обед душевный», «Вечеря душевная», «Венец веры», «Орел Российский», «Гусль доброгласная», «Вертоград многоцветный», «Рифмологион, или Стихослов» и «Псалтырь рифмотворная», а так же двух пьес «Комедия-притча о блудном сыне» и «О Новохудоносаре-царе».

2. Сильвестр Медведев (1641-1691), перу которого принадлежали вирши «Епитафион», «Приветство брачное Федору Алексеевичу», «Плач и утешение на смерть Федора Алексеевича», «Подписи к портрету царевны Софьи», «Вирши на Великую субботу», «Поздравление царевне Софье по случаю Пасхи» и полемические и исторические трактаты «Хлеб животный» и «Известие истинное», «Созерцание краткое…» и «Оглавление книг и кто их сложил».

3. Карион Истомин (1640-1717), автор таких сочинений, как «Катехизис», «Летописец великия земля Российская» «Книга вразумления», «Едем», «Еклессиа» «Стихи на воскресение господа нашего Иисуса Христа», «Книга стамна духоносная» и энциклопедический трактат в стихах «Град царства небесного» или «Полис».

Архитектура

Выдающимися произведениями русского деревянного зодчества стали царский дворец в селе Коломенском под Москвой (рис. 5), построенный в 1667-1678 гг . под руководством Семена Петрова, Ивана Михайлова и Саввы Дементьева, и шатровые храмы церковь Иоанна Предтечи на Широковом погосте под Вологдой, Вознесенская церковь в Торжке и Троицкий собор под Архангельском.


Рис. 5. Царский дворец в Коломенском ()

XVII в. стал временем дальнейшего развития каменного зодчества, что было вызвано: а) военно-оборонительными потребностями государства и б) усилением царской власти, авторитет и величие которой требовало особого выражения в монументальном каменном зодчестве. Поэтому еще при Борисе Годунове был создан Приказ каменных дел.

В 1624-1625 гг. под руководством английского архитектора Христофора Галовея и русского зодчего Бажена Огурцова были возведены шатровые перекрытия на Спасской и Никольской башнях. Затем, в 1672-1686 гг., аналогичные перекрытия были воздвигнуты над остальными башнями Московского Кремля. Затем аналогичной перестройке подверглись башни и стены Калязинского, Троице-Сергиева, Спасо-Евфимьего, Кирилло-Белозерского, Симонова, Новодевичьего, Донского и многих других монастырей. В 1670-1683 гг. под руководством ростовского митрополита Ионы Сысоевича был воздвигнут уникальный ансамбль Ростовского митрополичьего двора (Ростовский кремль), который по праву считается шедевром русской культовой и крепостной архитектуры XVII в.

Выдающимися светскими сооружениями XVII в. были Теремной Дворец Московского Кремля (1635-1636), построенный под руководством русских зодчих Бажена Огурцова, Трефила Шарутина, Антипа Константинова и Лариона Ушакова, Патриарший дворец в Московском Кремле, возведенный в 1642-1656 гг. под руководством Дмитрия Охлебнина и Аверкия Мокеева, Царицыны палаты Саввино-Сторожевого монастыря под Звенигородом (1650-1652), Потешный дворец в Московском Кремле (1651-1652), Патриаршие палаты и трапезная Валдайского Иверского монастыря (1552-1556), Хамовный двор в Москве (1658-1661), Гостиные дворы в Москве (1661-1665) и Архангельске (1668-1684), Земский Приказ в Москве (1683), Патриаршая трапезная Троице-Сергиева монастыря (1692) и Архиерейский дом в Суздале (1694).

Каменное культовое зодчество было представлено тремя основными стилями: а) крестово-купольным, б) шатровым и в) нарышкинским.

Среди крестово-купольных храмов особо следует отметитьцерковь Вознесения в селе Медведково под Москвой (1619-1621), Казанский собор на Красной площади в Москве (1626), Успенскую церковь Алексеева монастыря в Угличе (1628), церковь Троицы в Никитниках (1628-1651), церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1635-1638), храм Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652), Вознесенский собор в Устюге (1648) и Троицкий храм в Москве (1642-1648), церковь Николая Чудотворца на Берсеневке (1657). Но, безусловно, среди этих построек особое место занимает любимое детище патриарха Никона Ново-Иерусалимский монастырь (1656-1694) и его кафедральный Воскресенский собор (1685).

Несмотря на жесткий запрет, продолжало успешно развиваться «посадское» направление в культовом зодчестве, отличительной чертой которого были шатровые перекрытия и разнообразные «узорчия». Наиболее интересными памятниками этого стиля по праву считаются храм Рождества в Медведково (1635), храм Преображения в селе Остров под Москвой (1646), церковь Воскресения в Костроме (1652), церковь Косьмы и Домиана в Садовниках (1657-1662), церковь Вознесения в Романове-Борисове (1678), церковь Троицы в селе Останкино под Москвой (1678-1683), церковь Николы в Хамовниках (1679), церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1679) и многие другие.

По мнению ряда ученых (Н. Воронин, А. Сахаров, А. Муравьев), особенно зримо светское начало проявилось в ярославском культовом зодчестве, где заказчиками храмов выступали богатые купеческие корпорации (Скрипины, Неждановские). Характерными памятниками ярославского зодчества являются храм Ильи Пророка (1647-1650), храм Иоанна Златоуста на Которосле (1649-1654), храм Николы Мокрого (1665-1672) и грандиозная церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671-1689), которая, по выражению Н. Воронина, являла собой «ликующую симфонию народной фантазии».

В 1670-х гг. возник новый архитектурный стиль, получивший название нарышкинского стиля или московского барокко. Самыми значительными постройками этого стиля, вошедшими в сокровищницу русской культуры, были: трапезная Троице-Сергиева монастыря (1689), колокольня Новодевичьего монастыря (1690), Успенский собор Иосифо-Волоцкого (1688-1696) и Большой собор Донского (1698) монастырей, здание Московского Печатного двора (1676), церковь Вознесения в селе Уборы (Яков Бухвостов, 1694-1697), Троицкая церковь в Троице-Лыково (Яков Бухвостов, 1698-1704), Крутицкое подворье в Москве (Осип Старцев, 1693), палаты думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве (1657-1672), Сухарева башня (Михаил Чоглоков, 1692-1701) и эталонный шедевр московского барокко церковь Покрова в Филях (1690-1694), построенная по заказу Льва Кирилловича Нарышкина (рис. 6).

Рис. 6. Церковь Покрова в Филях ()

Живопись

В XVII в. дальнейшее развитие получила техника фресковой и темперной росписи. Среди наиболее известных произведений этого направления следует назвать фрески Княжина монастыря во Владимире (1648), Архангельского собора Московского кремля (1652 ), Преображенского собора Спасо-Евфимьего монастыря в Суздале (1689) и другие.

В иконописании по-прежнему были сильны традиции « Строгановской школы», но отмечалось существенное огрубление техники письма и упрощение художественных композиций. Вместе с тем, появились и определенные новшества: живописцы стали более точно изображать пространство и начали активно использовать приемы светотехники. По мнению большинства авторов (И. Грабарь, А. Муравьев), высший этап в развитии живописного искусства XVII в. связан с именем выдающегося русского художника Семена Федоровича Ушакова, возглавлявшего артель живописцев Оружейной палаты Московского Кремля, которой руководил боярин Богдан Матвеевич Хитрово.

С. Ушаков отдал дань уважения фресковой живописи, принимая активное участие в росписи Грановитой палаты, Архангельского и Успенского соборов Московского кремля (1660). Но в историю русского искусства С. Ушаков все же вошел как блестящий мастер станковой живописи. Самыми знаменитыми его иконами являются «Спас Великий Архиерей» (1656-1657), «Спас Нерукотворный» (1657-1658) «Троица» (1671), «Насаждение древа государства Российского» или «Владимирскую богоматерь» (1668), «Архангел Михаил попирающий диавола» (1676) (рис. 7) и «Тайная Вечеря» (1685). С. Ушаков оказал огромное влияние на развитие русской живописи и создал блестящую школу живописцев, яркими представителями которой были его ученики Григорий Зиновьев, Тихон Филатьев, Никита Половец, Федор Зубов и многие другие.

Рис. 7. «Архангел Михаил попирающий диавола» ()

Кроме того, С. Ушаков вошел в историю русского искусства и как крупный теоретик, написавший два трактата «Слово к люботщательному иконному писанию» (1667) и «Алфавит художеств» (1673).

Наряду с традиционными формами изобразительного искусства в начале XVII в. зарождается жанр портретов-парсун. Именно в такой живописной манере были написаны парсуны с изображением Ивана Грозного, Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, Алексея Михайловича (Ерофеей Елин, 1675), Федора Алексеевича (Лука Смолянин, 1686), Натальи Кирилловны Нарышкиной, Льва Кирилловича Нарышкина, Григория Петровича Годунова, Бориса Ивановича Репнина и ряд других.

Музыка и театр

В музыкальном искусстве, наряду с традиционным многоголосьем: а) появились «канты» - внецерковные музыкальные произведения и б) возникло «партеносное пение» для трех голосов, берущее свои традиции в далекой Венеции.

В театральном искусстве, наряду с традиционными «медвежьим» цирком, театром скоморохов и кукольным театром Петрушки, появляется Придворная хоромина (1672-1676), режиссерами которой были Иоганн Грегори и Степан Чижевский. Самыми заметными постановками этого театра были «Артаксерксово действо», «Юдифь», «Товий», «О блудном сыне», «О Егории Храбром», «Грехопадение Адама», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», «Давид и Соломон» «Малая комедия о Баязете и Тамерлане», «Комедия о Бахусе с Венусом» и другие.

Список литературы для изучения темы "Русская культура XVII в.":

  1. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII в. - М., 1984.
  2. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории русской литературы. - М., 1987.
  3. Андрианова-Перетц В.А. Русская демократическая сатира XVII в. - М., 1977.
  4. Лихачев Д.С. Истоки русской беллетристики. - Л., 1970.
  5. Овчинникова Е.А. Портрет в русском искусстве XVII в. - М., 1955.
  6. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. - Л., 1984.
  7. Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль в России в XVII в. - М., 1982.
  1. Abc-people.com ().
  2. ArthistorV.ru ().
  3. Oreninform.ru ().
  4. Manhunter.ru ().
  5. Abc-people.com ().

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17 века появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во 2-й половине 17 века появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С. Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.

В зодчестве 17 века намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко - московское или нарышкинское барокко.

Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярустность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий.

В заключении, следует еще раз отметить, что в культуре России в 17 веке главной чертой был отход от церковных канонов и обращение к светскому началу в искусстве.

Русская культура XVII века

Русская культура XVII века

В XVII веке завершалась история средневековой культуры и зарождались элементы культуры Нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения». В науке это проявилось главным образом в росте интереса к обобщению практического опыта; в литературе – в формировании демократического светского направления; в архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья»; в живописи – в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.

Литература и образование. В XVII в. заметным явлением русской культуры стала светская литература. Произошла дальнейшая ее жанровая дифференциация. Трансформация житийного жанра завершилась возникновением повести-жития (биографической повести). Рост грамотности вовлек в круг читателей провинциальных дворян, служилых и посадских людей. Это привело к появлению бытовой повести, которая в занимательной форме обращаясь к обыденной жизни, делала попытку проникнуть в психологию героев, отойти от средневекового шаблона, делившего персонажей на идеальных героев и абсолютных злодеев. Основная тематика таких произведений – столкновение молодого и старшего поколений, вопросы нравственности, человек с его личными переживаниями. Большой популярностью пользовались «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве».

Полный социальными конфликтами XVII в. вызвал к жизни демократическую сатиру. Сатирические повести создавались в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства. Развитие жанра тесно связано с фольклором. В XVII в. под влиянием польского силлабического стихосложения возникла русская рифмованная поэзия, основоположником которой был С. Полоцкий, издавший «Букварь», «Рифмованную псалтырь», два больших рукописных сборника «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Продолжали дело С. Полоцкого его ученики Карион Истомин и Силь­вестр Медведев.

Среди новых жанров особое место занимает драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре царя Алексея Михайловича, где стави­лись пьесы на античные и библейские сюжеты. Основопо­ложником русской драматургии явился С. Полоцкий: «Комедия притчи о блудном сыне» и «Трагедия о Навуходоносоре-царе». Автора волновали серьезные нравственные, политические и философские проблемы. В 1675 г. на сцене русского театра впервые был поставлен балет.

Усложнение городской жизни, рост государственного аппарата, развитие международных связей предъявляли новые требования к образованию. Уровень грамотности в XVII в. значительно вырос и в различных слоях составил: среди помещиков – 65%; купечества – 96%; посадских людей – около 40%; крестьян – 15%; стрельцов, пушкарей, казаков – 1%.

Грамоте чаще всего обучали в семье. Одним из основных методов педагогики признавалось телесное наказание. Весьма показательно сочинение по педагогике «Гражданство обычаев детских» – свод правил, определявший все стороны жизни детей: поведение в школе, за столом и при встрече с людьми; одежду и даже выражение лица. Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но вышло в свет и несколько светских изданий. Так, в 1633 г. издается букварь Бурцева, в 1679-м - учебник Полоцкого, а в 1694-м – Истомина, которые по содержанию были шире своего названия и включали статьи по вероучению и педагогике, словари и т. п. Использовались в учебном процессе и «азбуковники» – словари иностранных слов, знакомившие с философскими понятиями, содержавшие краткие сведения по отечественной истории, об античных философах и писателях, географические материалы. Это были справочники-пособия, обеспечивавшие уже в начальной школе знакомство с довольно широким кругом проблем.

В Москве появились средние школы, в том числе частные, где изучались иностранные языки и некоторые другие пред­меты. В 1621 г. была открыта всесословная лютеранская школа в Немецкой слободе, в которой обучались и русские мальчики. С 1640-х гг. стала работать частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян, где их учили греческому и латыни, риторике и философии. В 1664 г. открылась государственная школа для обучения подьячих Приказа тайных дел. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первыми учителями в ней стали братья Лихуды – греки, окончившие Падуанский университет в Италии. Состав учеников был неоднородным. Здесь обучались представители разных сословий. Академия сыграла большую роль в развитии просвещения в конце XVII – первой половине XVIII вв.

Становление знаний и рационалистического мировоззрения. В XVII в. умели решать многие практические задачи по математике, которые выдвигались практикой описания земель, торговой деятельности, а также военного дела. По указаниям в «Книге сошному письму» измеряли площади, извлекали квадратные и кубические корни, решали уравнения с несколькими неизвестными.

Крупным памятником научных знаний XVII в. является «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», составленный Онисимом Михайловым (Радышевским) в 1621 г. Текст содержит сведения об организации войска, употреблении артиллерии и ее устройстве, о приемах ведения боевых действий. В нем много практических сведений из различных областей знания – геометрии, механики, физики, химии. «Устав» проникнут идеей старого конкретного, опытного, рационалистического подхода к изучению различных явлений. В «Уставе» содержится ряд сведений из математики, дана таблица мер, уделено внимание вопросам динамики, описан угломерный прибор, содержатся некоторые наблюдения над разницей удельного веса металлов – железа и свинца (хотя само понятие еще не сформулировано).

Медицинские знания носили также преимущественно узкопрактический характер и в немалой степени основывались на многовековом народном опыте лечения болезней. Широкое распространение получили переводы иностранных лечебников и «травников». При переводах вырабатывалась русская терминология. Аптекарский приказ в Москве сосредоточил искусных мастеров, умевших изготавливать лекарства и обладавших широкими для того времени познаниями в области химии, ботаники и фармакопеи. Таковы были Тихон Ананьин, Иван Венедиктов, Василий Шилов и др. В том же приказе производилось обучение новых мастеров по изготовлению медикаментов, а также врачей.

На протяжении XVII в. развивался интерес к общим вопросам биологии. В Россию проникли и первые сочинения по вопросам агротехники. Внимание русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материалам сочинениям в области зоологии и анатомии. В середине XVII в. в Россию стали проникать сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Само появление в России сочинений, излагавших данную систему, весьма знаменательно для XVII в. Оно свидетельствует о том интересе, который возникал к проблемам рационального объяснения мироустройства в XVII в. О прогрессирующем развитии астрономических знаний говорит также и то, что в XVII в. стали все более приобретаться и использоваться в России различные астрономические приборы.

Большое развитие получили географические знания. Продвижение русских землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий обогатило географию открытиями исключительного значения. Было составлено несколько карт; еще в начале XVII в. была сделана несохранившаяся карта всего Русского государства. Важный географический материал был получен в ходе освоения Сибири экспедициями Стадухина, Реброва, Пояркова, Дежнева, Хабарова, Атласова и др. Возникли сводные географические описания, как, например, «Роспись сибирским городам и острогам», «Роспись морского пути вдоль Охотского моря», и др. В 1667 г. в Тобольске Юрским стольником и воеводой П. П. Годуновым был составлен чертеж сибирских земель с соответствующим описанием. Спустя пять лет был составлен новый чертеж Сибири. Значительно расширились сведения о географии зарубежных стран. Эти сведения собирались русскими посольствами за границей и обобщались в «статейных списках». Большое внимание привлекали тогда страны Дальнего Востока – Монголия и Китай.

Художественная культура. Как и прежде, наиболее распространенным на Руси оставалось деревянное зодчество. Замечательной светской постройкой был несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском, представлявший живописную композицию больших и малых срубов-клетей, связанных переходами, с высокими кровлями, килевидными «бочками» крыш и шатрами. Сказочное великолепие дворца усиливалось золоченой резьбой и яркой раскраской. Культовые деревянные постройки при небольшом числе основных типов необычайно разнообразны по своей композиции.

Широко были распространены храмы клетские, представлявшие собой прямоугольный сруб (клеть), покрытый двускатной кровлей, увенчанной маковкой с крестом; шатровые, основу конструкции которых составлял восьмерик на крестообразном основании или на четверике, перекрытый шатром; ярусный – особый тип высотной композиции, представлявший нарастание уменьшающихся четвериков и восьмериков; многоглавые – из наиболее известных памятников этой группы можно назвать Преображенскую церковь в Кижах.

Каменное строительство, прерванное «смутой» начала XVII в., возобновилось лишь в 20-е гг. В это время была осуществлена реставрация Московского Кремля. Зодчие Б. Огурцов и Х. Галовей возвели шатер над Спасской башней. Гражданская архитектура заметно влияла на культовые постройки. В храмах 20 – 30-х гг. появились некоторые новые черты: дробность элементов, как в церкви Покрова в Рубцове; необычайно богатый декор, как в церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре. Еще заметнее отход от традиции в трехшатровых храмах, например, в Успенской церкви Алексеевского монастыря в Угличе, прозванной в народе «Дивной». Новые черты привели к формированию во второй четверти XVII в. живописного стиля с асимметричной группировкой масс. Обычно это пятиглавый бесстолпный храм, основной куб которого окружен приделами, папертями, лестницами и крыльцами, с обязательными деталями отделки: бочкообразными колонками, арками с висячей гирькой, наборными кирпичными наличниками окон и др. Именно в посадских храмах наиболее ярко выразилось светское начало, которое современники называли «узорочьем». Таковы московские церкви Рождества Богородицы в Путниках, Троицы в Никитниках, ярославские церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках.

В 90-е гг. XVII в. в русской архитектуре утвердился новый стиль, условно именуемый «нарышкинским», или «московс­ким барокко». Главные его композиционные принципы – ярусность, центричность, симметрия и равновесие масс: нижний ярус квадратный или прямоугольный, на нем – восьмерик, выше – второй, большего объема и, наконец, завершающий барабан с главой. Ярусной композицией достигался эффект вертикального движения, присущий столпообразным и шатровым постройкам предшествующих времен. Декоративное убранство из резного белого камня выглядело необычайно выразительно на красном фоне кирпичных стен. Окна, часто овальные или восьмиугольные, обрамлялись небольшими колонками с вычурными фронтончиками; над карнизами помещались так называемые «петушиные гребешки» – полосы резных декоративных элементов. Примеры этого стиля: церкви Покрова в Филях, Спаса в селе Уборы, близ Москвы. Декоративные формы «московского барокко» применялись и в пятиглавых храмах: Успенский собор в Рязани, московская церковь Воскресения в Кадашах. В зодчестве XVII в. в борьбе старых традиций и новых тенденций вырабатывались новые художественные взгляды, генетически связанные с народным творчеством. В то же время творчески осваивалась стилистика западноевропейской архитектуры.

В живописи процесс обмирщения шел особенно активно. Первая половина века ознаменовалась борьбой двух живописных направлений, унаследованных от предшествующей эпохи. Одно – «годуновская школа» – тяготело к монументальным традициям прошлого и было попыткой оживить угасающий дух великого искусства путем ортодоксального следования древнему канону (иконы «Достойно есть» и «Симеон Столпник»; иконостас кремлевской церкви Ризположения). Другое направление  «строгановская школа» – явилось более живой струей в живописи первой половины XVII в. Строгановские иконы впервые в русском искусстве как бы на равных с религиозно-символической функцией несли усиленное эстетическое начало: виртуозный рисунок, тонкую проработку деталей, богатую орнаментацию, полихромный колорит. Выдающимся мастером «строгановской школы» был П. Чирин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и изящество поз.

Традиционные иконописные приемы художников-новаторов постепенно заменялись более реалистическими. Этот процесс получил яркое отражение в творчестве С. Ушакова. Если ранние работы выполнены им в древнерусской иконописной манере (две иконы Владимирской Богоматери), то в конце 50-х гг. появились иконы, написанные с учетом знания анатомического строения лица и с использованием светотени («Великий Архиерей», «Спас Нерукотворный» и др.) В 60 – 70-е гг. художник coздал ряд произведений в смешанном стиле – лики выполнены в новой светотеневой манере, а все остальное – в старой, близкой «строгановскому» письму. Таковы иконы «Древо государства Московского», «Троица» и др. Заметно усилились реалистические тенденции в поздних работах Ушакова.

Черты искусства будущего ярче всего проявились в парсуне. Этот первый чисто светский жанр зародился еще на рубеже XVI–XVII вв., дальнейшее развитие получил во второй половине века в портретах царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра. Лучшие парсуны, такие, как портреты стольника В. Ф. Люткина, дяди и матери Петра I – Л. К. и Н. К. Нарышкиных, написаны в конце века. В них уже наметились черты русского портрета грядущего столетия – внимание к внутреннему миру портретируемого, поэтизация образа, тонкий колорит. Всего за несколько десятилетий новый жанр прошел громадный путь – от полуиконописных парсун до вполне реалистических изображений. Фреска, в XVII в. переживавшая последний взлет, лишь условно может быть отнесена к монументальной живописи. В ней почти отсутствует соотнесение живописных поверхностей с архитектурными, изображения измельчены, пронизаны затейливым орнаментом, житийные композиции приобрели характер жанровых картин, изобилующих фольклорными элементами.

Культура России в XVIII веке

Культурология - Лекции по культурологии

Культура России в XVIII веке

Реформы Петра I и их общекультурное значение. Рубеж XVII – XVIII вв. является началом нового этапа в истории России. Содержанием его было разложение феодального способа производства и вызревание в недрах феодальной экономики капиталистического уклада, а также формирование русской нации на базе великорусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений ее особенности. Главное содержание культурного процесса составляло формирование и развитие русской национальной культуры.

Начало XVIII в. ознаменовалось реформами Петра I, которые были подготовлены постепенно накопившимися социально-экономическими изменениями. Реформы затронули практически все сферы общества: церковь, хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента: решительный сдвиг от средневековья к Новому времени и европеизация всех областей жизни. В результате преобразований завершилось оформление абсолютной монархии, так как централизация государственного управления, бюрократизация, регулярная армия, включение церкви в государственные структуры – неотъемлемые признаки абсолютизма.

Петровские преобразования носили двойственный характер: с одной стороны, способствовали экономическому и политическому подъему государства, развитию внешних экономических и культурных связей России с Западными странами (особенно с Польшей, Германией, Италией, Голландией); с другой – уклон в сторону социальных идеалов Запада совершился без необходимого осмысления культурных особенностей западных и восточных образцов развития. Культура стала западной по своему внешнему выражению, по представленности и по претензии, но осталась неискоренимо восточной по существу.

План «вестернизации» русской культуры, привития ей ценностей западного мира был основан на насилии. Усвоение европейской цивилизации произошло скоропалительно и пассивно. Народ совсем не принял новоевропейских нововведений, остался чуждым им. «Верхи» их восприняли поверхностно и даже догматически, без переосмысливания. Реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов – «почвы» и «цивилизации»  по терминологии В. Ключевского. «Почва» − это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса населения. Здесь господствовал коллективизм, удивительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения. «Почва» развивала богатейшие традиции народной культуры, культивировала свои системы обрядов, обеспечивающих непрерывность и жизненность традиций. «Цивилизация» – это уклад западного типа. Его выражала профессиональная интеллигенция и предприниматели, связанные с промышленным производством. Между «почвой» и «цивилизацией» был большой разрыв. «Почва» говорила на русском языке, «цивилизация» − на французском. Практически в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладающие разными ценностями, идеалами, тяготевшими к различным путям развития.

Одним из первых деяний Петра, составляющим существенную сторону всех его реформ, было создание империи, принципиально иного государственного устройства, при котором наиважнейшим, священным становится служение государственным интересам, обязательное и для всех подданных, и для самодержца.

Самыми первыми были реформы армии. Они коснулись способа набора рядовых: прием желающих, «волонтеров» и рекрутирование в армию крестьян. Обучаясь, солдаты не только приобретали необходимые воинские навыки, у них воспитывали чувство ответственности, верность долгу, инициативность, соблюдение не палочной, а сознательной дисциплины. Петр разработал и ввел уставы и присягу. Как справедливо отмечает Е. Анисимов, такую присягу впоследствии приносили и Суворов, и Кутузов, и Лермонтов, и Лев Толстой. Помимо реорганизации армии, именно Петру Россия обязана созданием флота.

Другие реформы коснулись промышленности, и Петр добился практически полной централизации экономики. Государство монополизировало в области промышленности новую отрасль по добыче железной руды, развитие металлургического производства. Появились новые промышленные территории, распространяясь на Урал и далее, управление ими оказалось всецело в руках государства. Развивалась и легкая промышленность – производство парусины, канатов, а затем сукна и других ранее ввозимых товаров, создавались мануфактуры. Торговля тоже постепенно становилась сферой государственной деятельности, а не предметом частного предпринимательства. Как и многое другое, эти действия вызвали следствия не только позитивного характера. Монополия государства на торговлю многими товарами сократила частную инициативу купцов, иных вовсе разорила, затормозив на долгие годы развитие купечества в России. Однако это помогло пополнить государственную казну, что, в свою очередь, позволило развивать науки, образование, строить города и содержать образцовую армию.

Петр предпринял территориальное деление России на губернии, что дало возможность «сосредоточить административную, судебную, а главное, финансовую власть в руках представителя царя – чиновника высокого ранга, каким был губернатор» (Анисимов Евг. Время петровских реформ. – Л., 1989. С. 147). Со временем для управления губерниями и для наиболее полного и оперативного осуществления самодержавия был создан Сенат, просуществовавший до 1917 года. Развитие бюрократической системы, стремившейся точно определить место каждого в государственной машине и его обязанности, увенчалось Табелью о рангах. Петр уподобил государство армии, введя в нем иерархическую систему отношений и даже принятие присяги. Новая форма административного деления России способствовала оперативности в решении множества проблем на территории огромного государства.

В 1721 г. была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре в Святейший Правительственный Синод. В 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр I назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И. В. Болдина). Таким образом, Петр I полностью подчинил Церковь своей власти.

Академик А. Панченко в цикле своих исследований, в том числе в книге «Русская культура в канун Петровских реформ» показал, что главное содержание петровской модернизации составила секуляризация культуры (т. е. «обмирщение»), разрушившая специфическую смысловую целостность древнерусской культуры. Древнерусская культура была религиозно-цельной и семантически единой, поскольку синтетическое религиозное мировоззрение связывало все пласты и компоненты культуры в нерасчленимое «всеединство». Русский религиозный раскол XVII в. разделил национальное религиозное сознание надвое и поляризовал русскую культуру по религиозному принципу («старообрядцы» и «никониане»). Петровские преобразования сделали социокультурный раскол Руси еще более жестким, непримиримым и необратимым, а главное – многомерным, развивающимся одновременно в нескольких направлениях.

Будучи логическим продолжением драматических процессов русского религиозного раскола XVII в., полоса Петровских реформ, проникнутая пафосом секуляризации, расчленила единую до того русскую культуру на собственно «культуру» и собственно «веру», т. е. фактически на две разноосновные культуры: светскую (секулярную) и религиозную (духовную). «Как и любая общинная структура, древнерусская цивилизация не выдерживала ни малейшего нарушения вековых традиций, апеллирующих к общественному согласию общества в отдаленном прошлом: любая, даже частная модернизация приводила к распаду «единодушия» общества по ряду принципиальных вопросов, к росту разногласий и конфликтов, к крайней поляризации общественного мнения и неизбежному расколу» (Кондаков И. В. Культура России. М., 1999. С. 159).

По существу, признание самой религиозности необязательной, факультативной составляющей культуры, недвусмысленное отделение светской власти от церкви и подчинение церкви государству представляли собой взрывные факторы динамики русской культуры. При этом религиозная часть русской культуры фактически уходила на периферию национально-исторического развития и утрачивала ряд прежде ничем не заменимых смысловых и регулятивных функций (хотя для большинства населения России именно она оставалась основой жизни, была единственной и привычной), а новообразовавшаяся секулярная, светская культура, напротив, обретала все новые и разнообразные функции и укоренялась в центре официальной, государственной культурной и общественной жизни (хотя она и являлась культурой образованного меньшинства, дворянской элиты).

Осуществленная Петром I церковная реформа, вытесняя из государственного обихода традиционно понимаемую святость и сакральные ценности православной цивилизации Святой Руси, но объективно не имея возможности (как, впрочем, и желания) изъять из жизни и русской культуры саму религиозность как таковую, тем самым способствовала сакрализации важнейших светских институтов и феноменов культуры, заместивших собой религиозный культ. Это вело, с одной стороны, к отчуждению светской власти от религии, с другой стороны – к порождению и распространению в массовом сознании нового и специфического для русской культуры феномена – «Светской святости» (акад. А. Панченко), заключавшегося в экстраполяции атрибутов культовой святости на нерелигиозные предметы и явления.

Именно в это время стала складываться столь характерная в дальнейшем для русской культуры особенность «религиозной энергии русской души» переключаться и направляться к целям, которые «не являются уже религиозными» (Н. Бердяев), т. е. к целям социальным, научным, художественным, политическим и т. д., ярко заявившая о себе уже в увлечении русских общественно-политических и культурных деятелей XVIII в. масонством и внеконфессиональным мистицизмом (А. Сумароков, М. Щербатов, И. Елагин, И. Лопухин, И. Тургенев, В. Майков, Н. Новиков и др.).

Впоследствии «религиозная энергия» русской культуры особенно резко проявилась в атеистическом и материалистическом фанатизме разночинской интеллигенции второй половины XIX в., в ее увлечении естествознанием, политикой, техникой – нередко фетишизируемыми и рассматриваемыми в отрыве от целого культуры как своего рода «безрелигиозной религии», или религии, развивающейся в отрыве от собственного субстрата. В этом же квази-религиозном ключе должен рассматриваться и политический экстремизм русских радикалов, начинавшийся в XVIII в. с теоретических допущений (А. Радищев), а к 70-м гг. XIX в. превратившийся в террористическое движение.

С изменением места религии в картине мира изменилось и отношение между собой других частей и компонентов культуры, ее форм и категорий. Так, в концепции мира, утверждаемой Петром I, на место «красоты» ставится «польза»; традиционный для Древней Руси приоритет слова, словесного этикета отходит на второй план перед авторитетом вещи, материального производства, естественных и технических наук; введенный Петром гражданский шрифт, противостоящий церковнославянскому, окончательно отделил светскую книжность от религиозной и мирскую, безрелигиозную культуру в целом – от духовной; рукопись была вытеснена газетой.

Неизбежный «упадок литературы» при Петре компенсировался информативностью словесных произведений; рождались новые жанры и стили в искусстве (например, жанр путешествий, «историй», кантов и др.); апофеоз вещи раскрепостил сюжет литературно-художественных произведений. Реальность мира стала описываться и толковаться вне соотнесения с вековыми идеалами религии и традиционной этики и эстетики; жизненный и житейский опыт стал постоянным предметом отражения в литературе и искусстве.

Принципиально новыми феноменами, не мыслимыми в рамках традиционной русской культуры, явились – в результатах Петровских реформ  библиотеки и общедоступный театр, Кунсткамера (первый музей, собрание общественных раритетов) и Академия наук, парки и парковая скульптура, дворцовая и парковая архитектура.

Русская культура XVIII в. начала проникаться принципом историзма: история отныне предстает как память, как искусственное «воскрешение» прошлого (с целями воспитания, назидания, ради осмысления, анализа извлеченного опыта или отталкивания от прошлого), как «урок» настоящему; вместе с тем рождается и ориентация русской культуры на будущее, ее аппеляция к идеям и установкам развития. Отсюда развитие в XVIII в. профессионального научного интереса к изучению национальной истории  становление отечественной истории как науки (В. Татищев, М. Ломоносов, Г. Миллер, М. Щербатов, И. Болтин и др.) и опыта художественного осмысления в поэзии, прозе и драматургии (А. Сумароков, М. Херасков, Я. Княжнин, Н. Карамзин и др.).