Евгений онегин характеристика главных героев 3 главы. Евгений онегин как персонаж

Образ Автора проявляется в многочисленных «лирических отступлениях» романа, которые выстраиваются в особую сюжетную линию.
Уже из 1 главы читатель понимает, что А. гоним и, возможно, сослан. О родном Петербурге А. рассказывает сквозь грустную дымку разлуки. Мы узнаем, что молодость автора пронеслась, как и у Онегина, в вихре света. Теперь об этом ему приходиться лишь вспоминать.
Знакомство А. с Онегиным происходит, когда обоих настигает хандра. Это сближает героев. Но А., в отличие от Онегина, по-другому справляется с тоской. Он уходит в политическую оппозицию, о чем мы узнаем по его намекам на свое изгнанничество.
А. живет вдали от столиц: сначала где-то на юге, затем – в своем имении. Здесь он занимается творчеством: пишет стихи и читает их «старой няне да уткам».
Постоянно вторгаясь в повествование, ироничный А. создает иллюзию свободного течения романной жизни. Рассуждение о поэтической славе, о неприступных красавицах, о русской речи, о любви к самому себе, об альбомах уездных барышень и светских дам, о достоинствах разных вин, литературоведческая полемика, - все это вводит в роман пласты русской действительности и делает его «энциклопедией» русской жизни. Благодаря этому А. становится посредником между романной жизнью и действительностью. От главы к главе А. меняется. В своих симпатиях он постепенно перемещается от Онегина к Татьяне, его идеалы становятся более патриархальными, национальными. В конце 6 главы А. заглядывает в свое будущее: «Ужель мне скоро тридцать лет?» Близится перелом в душе А., вместе с тем меняются и его жизненные обстоятельства: изгнание окончилось, он снова в свете. 8 глава дает совершенно новый образ А. Как и у Онегина, у А. в конце романа начинается новый виток судьбы. На его пороге он вспоминает свои истоки – Лицей, первое появление Музы и т.д. Именно глазами своей Музы А. смотрит на Татьяну и Онегина в конце романа. В финале произведения А. уподобляет роману саму жизнь, где реальность и вымысел перепутаны и тесно переплетены.


Владимир Ленский – антипод Онегина, призванный оттенить качества этого героя.
Л. приезжает в свое имение «из Германии туманной», где он стал поклонником философа Канта и романтическим поэтом.
Л. довольно близко сходится с Онегиным, вводит его в дом Лариных, знакомит с Татьяной и своей невестой Ольгой. Раздраженный Онегин начинает притворно ухаживать за Ольгой за две недели до их свадьбы с Л. Из-за этого герой вызывает Онегина на дуэль, на которой погибает.
В романе Л. 18 лет, он богат и хорош собою. Все поведение Л., его речь, облик («кудри черные до плеч») указывают на свободомыслие, на новомодный романтизм героя. Большим романтизмом отличается и поэзия Л.: он поет «нечто и туману даль», пишет «темно и вяло».
Л. влюбляется в Ольгу, видит в ней романтическую героиню из книг, которая состоит только из поэтических черт. Но герой жестоко ошибается в своей возлюбленной и платит за это жизнью.
Несмотря на все модные веяния, которые Л. привез из Германии, в душе он остается милым, простым, не слишком утонченным и не слишком глубоким русским помещиком.
Такая раздвоенность личности героя привела к трагическому финалу: Л. умирает на дуэли, т.к. совместить противоположности его характера невозможно. Если бы Л. стал поэтом или героем, он все равно бы не утратил худших помещичьих черт; если бы он стал уездным помещиком, то все равно бы пописывал стишки. Но в любом случае, не был бы счастлив.


Ольга Ларина – сестра Татьяны Лариной, невеста Ленского. Несмотря на то, что О. любит Ленский, она показана через холодное восприятие Онегина: «Кругла, красна лицом она». Это сделано для того, чтобы показать, что Ленский любит не реальную О., а придуманный им романтический образ.
О. – обычная деревенская барышня, против собственной воли назначенная Ленским на роль его Музы. Эта роль девушке не под силу, но она в том не виновата. Не виновата она и том, что Ленский неверно истолковывает поведение О., например, на именинах Татьяны. Готовность без конца танцевать с Онегиным объясняется у О. не желанием вызвать ревность и тем более изменить, а просто легкомысленностью ее характера. Поэтому она не понимает причин расстройства Ленского на балу и причин дуэли.
О. не нуждается в жертве, которую Ленский готов принести в борьбе за ее любовь на дуэли.
Легкомысленность – вот главная черта этой героини. Погибшего за нее Ленского О. оплачет и очень скоро забудет. «С улыбкой на устах» она тут же выйдет замуж за улана – и уедет с ним в полк.


Евгений Онегин – молодой дворянин, главный герой романа.
О. получил домашнее «французское» воспитание. Его образование весьма поверхностно (немного латыни, анекдоты из мировой истории, неумение отличить «ямба от хорея», увлечение работами модного в то время экономиста Адама Смита). Зато герой полностью постиг «науку страсти нежной». Он «жить торопиться и чувствовать спешит». О. развлекается всеми способами: посещает театр, балы, дружеские ужины, светские обеды и т. д. Но вскоре герой разочаровывается во всем. Его охватывает «хандра». Причина тоски О. – его душевная пустота. Внешний блеск героя указывает на внутренний холод, его язвительность говорит о высокомерии и презрительности ко всему миру. О. сам осознает свою «душевную инвалидность». Надеясь развеять тоску, О. едет в деревню к заболевшему дяде. Здесь он знакомится с Ленским, который представляет его семье Лариных. Татьяна Ларина влюбляется в О. и признается ему в своих чувствах. Встреча с Татьяной что-то затрагивает в «душе холодной и ленивой». Но О. отказывает девушке, говоря о том, что не создан для любви и семейной жизни. Спустя некоторое время оскорбленный О. Ленский вызывает героя на дуэль, где погибает от его руки. Гибель юного Л. потрясает О. Он уезжает путешествовать. В конце романа О. появляется вновь. Он прибывает в Петербург, где встречает вышедшую замуж Татьяну. Увидев блистательную княгиню, О. открывает в своей душе способность искренне любить («как дитя»). Письмо, которое он пишет Татьяне, подтверждает это. Не получив ответа, О. в отчаянье принимается читать без разбора, пробует сочинять. Но, если в деревне он читал «по обязанности» и от скуки, то теперь от страсти. От страсти он совершает и «неприличный» поступок: посещает Татьяну без предупреждения, в ее уборной. Пустота героя начала заполняться сильным чувством, жизнью сердца. Отказ Татьяны перечеркнул все надежды О., но в то же время произвел в нем переворот всех его мыслей и душевных чувств. Финал романа остается открытым: о дальнейшей судьбе О., переродившегося благодаря любви, можно лишь догадываться.


Татьяна Ларина – главная героиня романа.
Само имя героини, традиционно простонародное, указывает на ее связь с национальными корнями, с миром провинциальной русской жизни.
В первой части романа Т. предстает уездной 17-летней барышней. С детства она тиха, задумчива, дика. Ее внутренний мир сформирован, с одной стороны, укладом русской помещичьей жизни, с другой стороны, миром сентиментальных романов, которые она так любила. В миг, когда пред ней предстает Онегин, Т. ждет возвышенной любви и готова влюбиться «в кого-нибудь», лишь бы он походил на романтического героя. Т. пишет о своей любви к О. в письме, нарушая все нормы поведения ее времени. Но Онегин отказывает девушке, а позже совсем уезжает из деревни. Оставшись одна, Т. посещает деревенский кабинет О., пытаясь понять его внутренний мир. Рассматривая обстановку, пометы на полях книг, ей открывается истина: «Уж не пародия ли он». Зимою Т. везут в Москву на «ярмарку невест», где на нее обращает внимание «какой-то важный генерал». В конце романа мы видим совсем другую Т. – светскую красавицу-даму, молодую княгиню. Несмотря на внешние изменения, героиня сумела сохранить все лучшие внутренние качества: душевную тонкость, глубину, благородство и т. д. О. влюбляется в Т., но та не отвечает на его письмо и при встрече «делает отповедь» герою: «Тогда …Я вам не нравилась…Что ж ныне Меня преследуете вы?» В ее монологе чувствуется тайная любовь к Онегину, но в то же время достоинство и смирение пред жизненным долгом («Но я другому отдана И буду век ему верна»).

Евгений Онегин как персонаж

Роман в стихах «Евгений Онегин» считается одним из важнейших произведений, значительно повлиявших на русскую литературу . Знаменитая поэтесса Анна Ахматова называла роман «Онегина воздушная громада». Но кто он такой, Евгений Онегин?

Онегин - главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «Наследник всех своих родных», как говорит о нём сам Пушкин. Онегин показан самим Пушкиным, как человек с очень сложным и противоречивым характером. Сам Пушкин говорит о нём весьма противоречиво: весь роман, преисполнен легкой иронией. Пушкин иронично смакует ученость Онегина, его «»хорошести»», как-то: манеры, способности вести разговор, все эти положительные качества даются как-то иронично. Автор, с каким-то неповторимо корректным смакованием, хвалит Онегина, но в то же время всегда остаётся капля тонкой иронии, которая не исчезает почти до самого конца. Но в то же время сам Пушкин, как он говорит в первой главе, подружился с Онегиным, что поэту нравятся его черты, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями минувших дней...

Мне самому, Онегин показался законченным эгоистом, что в принципе немудрено: отец почти не обращал на него внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам - «мосье и мадам», а те в свою очередь холили парня, лишь («слегка за шалости бранили», «не докучали моралью строгой»), что естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его острый язык и подлость характера стали причиной гибели Ленского. Пушкин хорошо сказал о его злом и остром языке: «Сперва Онегина язык меня смущал; но я привык к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм»

Противоречия в характере Онегина, сочетания в нем безусловно положительных черт с резко отрицательными, обнаруживаются на протяжении всего романа; четко видны изменения Онегина: ему надоедает жизнь городского франта, ему наскучивает эта роль и он переселяется в поместье, оставленное ему в наследство от дяди. Там он на некоторый промежуток времени находит интересные занятия, но и они ему наскучивают через пару деньков. События, происходящие в последних главах, сильнее всего действуют на него: первое его изменение - смена привычного эгоизма и пассивного невнимания к окружающим приходит вместе со смертью его друга, Ленского, которая происходит по вине Онегина. В этот момент, он уже не тот высокомерный, стоящий выше всех жизненных впечатлений, иногда только недовольный сам собой, холодный эгоист. Он буквально приходит в ужас от своего страшного и бессмысленного преступления. Убийство Ленского то и переворачивает всю его жизнь. Он не переносит воспоминаний об этом зловещем преступлении, которые приносят знакомые места, он мечется по свету в поисках забытья, но эти поиски не увенчиваются успехом. Он возвращается после долгого путешествия по России. Он познаёт все муки любви, сидя запершись у себя в кабинете. Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он, сталкиваясь в прошлом, думал только о самом себе...

Мы видим, что Онегин, вернувшийся из путешествия, не похож прежнего Онегина. Он стал гораздо серьёзнее, внимательнее к окружающим. Теперь он способен переживать самые сильные чувства, которые задевают его до глубины души. Вернувшись, Онегин вновь встречает Татьяну. И вот теперь-то он, пораженный ее умом, благородством, сильными душевными качествами, сдержанностью в выражении чувств, влюбляется в Татьяну, как больной, заболевающий болезнью. Как же далек этот, переживающий свою любовь человек от Онегина, из первых глав романа!

Евгений Онегин изображается Пушкиным как «молодой повеса». Мальчиком Евгений растет беззаботным и беспечным, ведь его учитель, по происхождению француз, учит его всему «шутя», дабы «не измучилось дитя». Поэтому Евгений не получил должного образования. Став юношей, он быстро делается завсегдатаем светских мероприятий, ведь в круги высшего света он смог с легкостью вписаться, благодаря владению французским и умению танцевать.

В общении с милыми дамами Онегин быстро осваивает «науку страсти нежной», ловко покоряя сердца красавиц:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным.

Онегин, благодаря своему умению очаровывать женщин, постоянно получал приглашения на различные приемы в свете, принимая ежедневно по несколько записок, в которых его зовут посетить какое-либо светское мероприятие.

Онегин — ухоженный и модный молодой человек, тщательно следящий за своим внешним видом и за своей одеждой, он много времени проводил у зеркала, в арсенале его косметических средств были:

Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.

Собираясь на очередное увеселительное мероприятие, он очень долго прихорашивался перед зеркалом и » из уборной выходил подобный ветреной Венере…»

Онегин был избалован женским вниманием, он привык к свободному и вольному образу жизни, когда ему легко доставалась всё самое лучшее. Он не привык к ответственности, к обязательствам, все его связи с женщинами носили мимолетный и несерьезный характер. Постоянная беспечность, повторяющаяся ежедневно, в итоге опостылела Онегину, перестала приносить ему удовлетворение:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели.

Именно в таком состоянии, когда он устал от развлечений, от измен и интриг, Онегин отправился в деревню, где и состоялось его знакомство с Татьяной. И хотя Онегин был «повесой» и «франтом», самовлюбленным и избалованным женским вниманием мужчиной, умеющим превосходно «играть» на струнах женской души, мог искусно притворяться и лицемерить, к Татьяне он смог отнестись с уважением и пониманием. После её признания в любви к нему, Онегин не посмеялся над нею, не стал распространять слухи, он постарался откровенно поговорить с ней, желая ей полюбить более достойного мужчину.

Свой добрый и понимающий характер Онегин проявляет и по отношению к своему другу, Владимиру. Он снисходительно и терпеливо выслушивает его романтические рассуждения, не вставляя свое «охладительное слово», предполагая, что с возрастом «блаженство» Ленского всё равно пройдет:

И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

Перед тем, как состоялась дуэль с Ленским, Онегин испытывает чувство вины, его мучает совесть, что не смог остудить пыл поэта. Он осознает, что его друг слишком молод, слишком горяч. Онегин отдает себе отчет в том, что напрасно сыграл столь злую шутку со свои другом, посмеявшись над его » нежной и робкой любовью». Но всё же он слишком самолюбив, чтобы попросить прощения у Ленского и предотвратить дуэль, к тому же он не хочет слышать «хохотни глупцов», ведь отказ от дуэли может быть принят обществом за трусость.

Онегин, всё-таки, очень неоднозначная личность. Сама Татьяна в размышлениях о нем говорит:

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?
Уж не пародия ли он?

Такие рассуждения возникли у Татьяны после изучения книг, найденных ею в доме Онегина, это были произведения, «в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно…»
Татьяна листала страницы и видела на многих из них отметки Онегина, где его душа «себя невольно выражает».

Всё это говорит о том, что Евгений Онегин был всё-таки думающим человеком, с живой и умеющей чувствовать душой, не до конца развращенной светским обществом.

План характеристики литературного героя:
1. Где родился и живёт Онегин, каково его положение в обществе?
2. Какое образование получил Онегин, было ли такое образование исключением в дворянской среде?
3. Чем занят Онегин, чем увлекается, какие книги читает?
4. Как повлияла на Онегина светская жизнь?
5. Какие четы героя отмечает подружившийся с ним автор романа?
6. Чем занят Онегин в деревне?
7. Что узнаёт Татьяна об Онегине в его доме?
8. Как автор романа оценивает ответ Онегина на письмо Татьяны?
9. Почему Онегин принял вызов Ленского?
10. Как чувствует себя после дуэли и путешествия?
11. Что приносит Онегину встреча с Татьяной в высшем свете?

Онегин — молодой столичный аристократ 20-х годов XIX в., получивший типичное аристократическое воспитание под руководством гувернеров. Учили его «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь», но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде: он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, поверхностно — историю, имел даже представление о политэкономии Адама Смита. Такое образование, безукоризненный французский язык, изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его, на взгляд общества, блестящим представителем светской молодежи своего времени. На светскую жизнь у Онегина ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше окружавшей его толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой и праздной жизни. «Резкий, охлажденный ум» и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование жизнью. Томясь скукой, Онегин пробует искать смысла жизни в какой-либо деятельности. Его при влекла литературная работа. Но попытка писать «зевая», от скуки, не могла, конечно, увенчаться успехом. Отомстила за себя и система его воспитания, не приучившая его к труду: «ничего не вышло из пера его».
Онегин начинает читать. И это занятие не дало результатов: Онегин «читал, читал, а все без толку», и задернул полку книг «траурной тафтой».

В деревне, куда Онегин уехал из Петербурга для получения наследства, он делает еще одну попытку практической деятельности. Характер Онегина раскрывается дальше в следующем сюжетном плане: дружба с Ленским, знакомство с Татьяной Лариной, дуэль с Ленским, путешествие, любовь к Татьяне и последняя встреча с ней. По мере развития действия романа обнаруживается сложность натуры Онегина. Онегин выступает в романе как яркая, незаурядная личность. Это человек, явно выделяющийся из окружающего общества, как одарённостью натуры, так и душевными запросами.

«Резкий, охлажденный ум», «мечтам невольная преданность», неудовлетворенность жизнью — вот что создавало «не подражательную странность» Онегина и возвышало его над средой «самолюбивой ничтожности». Вслед за характеристикой Онегина в первой главе Пушкин вспоминает свои мечты о свободе («Придет ли час моей свободы?») и добавляет:

Онегин был готов со мною
Увидеть чуждые страны.»

Эти строки проливают свет еще на одну важную черту душевного облика Онегина — на его вольнолюбие. «Знаком ли вам? И да, и нет … » спрашивает и отвечает Пушкин, словно сомневаясь, что читатель правильно поймет сложный общественный тип Онегина. А герой романа был действительно таким общественным типом, отдельные черты которого Пушкин мог раскрыть только намеками. «Онегинство» было распространенным явлением в России в годы, когда писался роман. Объяснение этого явления нужно искать в общественно-политической обстановке страны. В 20-е годы «дней александровых прекрасное начало» уже минуло, сменившись реакцией. Уделом лучших людей русского общества становились скука, разочарование. Отмечая именно это, Пушкин писал в 1828 г. о князе П. Вяземском: «Как мог он на Руси сохранить свою веселость?» Правда, в кругах наиболее передового русского общества уже назревало политическое движение, которое привело потом к восстанию декабристов. Но это было тайное движение, которое не охватывало всех передовых людей. Большинству русской интеллигенции оставалось или идти на службу, т.е. присоединиться к толпе «хопопьев добровольных», или стать в стороне от правительственного курса политики, оставаясь праздными наблюдателями общественной жизни.

Онегин избрал второе. Позиция Онегина — позиция праздного человека, но эта позиция была формой протеста против официальной России. Трагедия Онегина заключалась в его «душевной пустоте», Т.е. в том, что у него не было положительной программы, высоких целей, которые наполнили бы его жизнь общественным содержанием. Жизнь его — жизнь «без цели, без трудов». Не становясь на сторону правительства, Онегин не участвует и в борьбе с правительственной реакцией. Он остается в стороне от действующих исторических сил, выражая недовольство жизнью лишь В «злости мрачных эпиграмм». Этой пассивности способствовали и некоторые свойства его характера: барское отвращение к труду; привычка к «вольности и покою», безволие и ярко выраженный индивидуализм (или «эгоизм», по выражению Белинского). Онегин заслужил право быть главным действующим лицом романа, но жизнь обрекла его на роль главного бездействующего лица истории. Уделом Онегина становятся жизнь скитальца и одиночество. Вернувшись в Петербург после путешествия, он всем «кажется чужим». Он оказывается «лишним человеком» в своем обществе. Так называли людей, которые, возвышаясь над окружающей средой, оказывались неприспособленными к жизненной борьбе и терпели крушение и в общественной жизни, и в личном быту.

Роман заканчивается сценой встречи Онегина с Татьяной после трехлетней разлуки. Как сложилась дальнейшая судьба Онегина? Есть основание думать, что потрясение, испытанное Онегиным, могло послужить к его возрождению. Действительно, сохранившиеся отрывки десятой (сожженной) главы романа позволяют утверждать, что автор предполагал ввести Онегина в кружок декабристов. Но эта новая страница жизни героя была только намечена автором, но не раскрыта. В романе Онегин предстает как живой символ «лишних людей» своей эпохи.

Подведем итоги прочитанного.

Евгений Онегин — молодой человек, петербургский аристократ, получивший поверхностное, оторванное от национальной почвы домашнее образование.

Гувернёр-француз не заботился о нравственном воспитании Евгения, не приучил его к труду, поэтому основное занятие Онегина, вступившего во взрослую жизнь, — погоня за удовольствиями.

Представление о том, как он прожил восемь лет в Петербурге, даёт описание одного дня героя. Отсутствие серьёзного дела и постоянная праздность наскучили герою и привели его в молодые годы к разочарованию в светской жизни. Попытка заняться делом не приносит результатов, так как он не умеет трудиться.

Жизнь в деревне не стала для него спасением, так как смена обстановки без работы
над собой, внутреннего духовного перерождения не избавила Онегина от хандры.

Важно увидеть, как герой проявляет себя в дружбе и любви. Приходим к выводу, что Онегин, покорявший светских красавиц, поступил благородно по отношению к Татьяне.

Сложно найти в мире литератора, который бы дал столько величайших образцов творчества по различным видам живого литературного слога, как А.С.Пушкин.

Среди его главных произведений – роман «Евгений Онегин». Чем ценен этот роман?

«Евгений Онегин» — это одно из самых сложных и важных произведений поэта. Оно выполнено в новаторском жанре – в стиле «роман в стихах».

Главный герой романа – Евгений Онегин. Что представляет собой Онегин? Молодой человек, дворянин, рождение которого застало смену веков: восемнадцатого и девятнадцатого. Завсегдатай светского общества, «глубокий эконом», философ, знаток «науки страсти нежной». В обществе во всём преуспел. Образован, изящно одет, как надо «острижен», знаток латыни и танцев, почитатель Адама Смита. Он умел непринуждённо кланяться, везде поспевать – в театр, на балет, на приёмы.

«Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил».

Но очень быстро к Онегину пришла усталость от мишуры и блеска, шума и суеты света. «Чувства в нем остыли», измены утомили, «друзья и дружба надоели». А знакомый многим недуг под названием «русская хандра» начал овладевать им.

Душа Евгения Онегина от природы не искалечена. Она испорчена наносным: соблазнами общества, страстями, бездействием. Онегин способен на добрые дела: в своей деревне барщину он заменяет «легким оброком».

Онегин чувствует: отношения, сложившиеся в обществе, ложные. В них нет искры правды, они насквозь пропитаны лицемерием. Онегин тоскует; и эта вечная тоска по чему-то стоящему, истинному.

Волею судеб Онегин оказывается в деревне, где знакомится с Татьяной Лариной, задумчивой, мечтательной уездной барышней. Она пишет ему любовное письмо – и тут в полной мере проявляются эгоизм и холодность души Онегина. Он учит её жизни, читает ей бесчувственную отповедь, отвергает её любовь.

Случай сводит Онегина с молодым соседом Ленским. Ленский – романтик, он далек от действительности, чувства его неподдельны и непосредственны. С Онегиным они совершенно не похожи. Между ними возникает ссора, за ней следует дуэль и Онегин убивает Ленского на этой дуэли. А затем, с ещё большей тоской от раскаяния в этом невольном, ненужном злодействе уезжает скитаться по России.

Онегин возвращается в Петербург, вновь встречается с Татьяной. Но что это? Какая разительна перемена. При виде Онегина у неё даже не шевельнулась бровь. Равнодушная княгиня, неприступная богиня.

Что происходит с Онегиным? «Забота юности – любовь?..»

В душе его, ранее холодной и расчётливой, затеплилось нежное чувство. Но теперь отвергнут он. Принеся в жертву свою любовь и любовь Онегина, Татьяна, возможно, указала главному герою путь к нравственному и духовному возрождению.

Евгений Онегин – продукт светского общества, он соблюдает правила приличия, но в то же время свет чужд ему. Секрет здесь кроется не в обществе, а в нем самом. В его неспособности к делу, к жизни с твёрдыми идеалами и целями. Перед ним нет задач, которые нужно решить, он ни в чём не находит истинного смысла.

Почему же Пушкин своего героя, как носителя высокой идеи – человеческой личности, её свободы и прав, ставит в такое странное положение, почему в сознании это лицо является героем неудачным и несостоятельным? Объяснение тут может быть двояким. Согласно первой версии, Пушкин создал своего героя под влиянием Байрона, и, таким образом, Онегин является отзвуком тех героев, «тревожных типов», проникнутых скептицизмом и разочарованностью, каковые выдвинула в то время западная культура, и как таковые, будучи пересажены на чужую почву, они оказываются здесь на деле неудачными и не состоятельными.

Другое объяснение может состоять в том, что подобные «тревожные типы» могли возникнуть самостоятельно на русской почве, благодаря отчасти всё той же западной культуре с одной стороны, а с другой стороны, благодаря русской жизни, которая давала достаточный материал для скептицизма и для разочарования.

Их несостоятельность и непригодность к русской жизни впервые осознана Пушкиным и это сознание проникло в наше общественное самосознание, что доказывает вся наша последующая русская литература. Эти «тревожные типы» продолжали существовать долгое время в нашей литературе в произведениях Лермонтова, Грибоедова, Тургенева и других авторов, с тем же характером несостоятельности и непригодности к русской жизни.

Заключение

Пушкин внес в наше общественное сознание высокую идею человеческой личности, её свободы и её прав, но вместе с этим он провел в наше сознание и тот факт, что эта высокая идея в руках наших передовых людей, имеющих и образование, и воспитание, нередко, и по большей части, разбивается об их личный эгоизм, вследствие чего не приносит ожидаемых результатов. Тогда как в массе русского народа идея теплится, как искра под массой пепла, и при всяком удобном случае готова загореться, подвигая массу и каждого в отдельности человека на великие подвиги.