Деление на группы. Группы и коллективы. Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов

При организации любой программы тимбилдинга – от аудиторного командообразования и Верёвочных курсов до игрового тимбилдинга, обязательно возникают вопросы, связанные с численностью участников , способами формирования и численностью команд (точнее, групп участников), принимающих участие в тренингах командообразования или в корпоративных мероприятиях с элементами тимбилдинга.

  • Какое максимально возможное число участников программы тимбилдинга?
  • Какой оптимальный размер команды для участия в программе тимбилдинга?
  • Как разделить, или объединить - кому как нравится, участников тимбилдинга в группы (команды)?

Важное замечание! Программа тимбидинга не может быть проведена «сразу для всех», если в вашей компании более чем 12-20 сотрудников . Эти ограничения связаны с особенностями группового поведения - группой динамики, поэтому понятие «группа», «малая группа» или «команда» – основа проведения любых командообразующих программ. Также стоит отметить, что состав и численность команд, сформированных в начале тренинга командообразования, не должна меняться до завершения тренинга, за исключением отдельных программ, где первичной целью является не столько командообразование, сколько развитие коммуникаций, знакомство участников.

Общее количество участников тренингов командообразования зависит от сложности и наполнения программы тренинга, его логистики и количества квалифицированного персонала со стороны организаторов тренинга.

Как правило, размер группы (малой группы, команды) для участия в тимбилдинге – от 8 до 15, в отдельных случаях до 20 человек. Чем больше группа, тем сложнее и дольше будет взаимодействие участников внутри группы, тем выше должна быть квалификация тренера и тем проще должны быть упражнения (задания) тимбилдинга. При размере группы менее 6 человек, проведение тренинга командообразования также будет мало эффективным.

Для большей части тренингов командообразования мы считаем оптимальным размер команды – 12 человек , как в силу описанного выше, так и силу того, что 12 участников можно легко задействовать в упражнениях и заданиях тимбилдинга, где участники делятся по-двое, по-трое, по 4 или 6 человек.

В описании базовых программ тимбилдинга нашей компании обязательно указано оптимальное число участников в команде.

Тимбилдинг (командообразование) - способы объединения в команды

В зависимости от целей мероприятия и программы тимбилдинга, мы предлагаем различные способы объединения участников в группы (малые группы, команды):


Состав команды определён заранее

Формирование команд по спискам, подготовленным Заказчиком. Состав команд формируется исходя из коммуникативных задач, в зависимости от специфики бизнес-процессов, иных целей и задач Заказчика.
Механизм деления на команды:
Деление по заранее подготовленным именным бейджам, где цвета бейджей или иная маркировка определяет причастность к определённой команде.
Деление участников по вывешенным перед тренингом спискам команд.
Деление по заранее высланным участникам спискам команд.
Деление участников по заранее выданным кусочкам паззлов – каждый участник должен найти свою команду, подбирая пазл (достаточно долго).

Спонтанное деление на команды с задачей максимально «перемешать» участников тимбилдинга, разбить сформированные группы друзей и коллег.

Используется в тех случаях, когда важно обеспечить коммуникации и знакомство среди максимальной по охвату аудитории. Часто применяется при организации масштабных корпоративных мероприятий с элементами тимбилдинга или в тех случаях, когда Заказчик не хочет или не готов осознанно формировать группы для участия в тренинге командообразования.
Механизм деления на команды:
При регистрации для участия в тимбилдинге, корпоративном мероприятии, участники в произвольном порядке получают бейджи, либо банданы, маркировочные браслеты (бенды) различных цветов. Количество цветов пропорционально запланированному числу команд. По приглашению Ведущего, Инструкторов, участники «одного цвета» находят друг друга и таким образом формируется команда.
Специальные игровые упражнения, в ходе общей тимбилдинг-разминки перед тренингом. Например, известное задание «атомы-молекулы», когда участники получают задание хаотично перемещаясь по площадке тимбилдинга, по заданию Ведущего подойти к самому незнакомому человеку, потом то же в паре, втроём и так далее, пока не сформируется команда.

Спонтанное деление на команды по выбору участников

Этот способ деления на команды наиболее комфортен для участников, но менее эффективен с точки зрения развития коммуникаций в коллективе.
Используется большей частью при игровом тимбилдинге, в ходе больших корпоративных мероприятий.
Механизм деления на команды:
По приглашению Ведущего или Инструкторов участники сами формируют команды, ограничением служит лишь размер команды.

Социометрический способ формирования команд

Ведущий программы тимбилдинга, координатор тренинга командообразования выбирает нескольких участников – как правило, это самые активные – и предлагает каждому из них сформировать себе команду определённой численности. При этом, совсем не обязательно, что далее в ходе программы этот участник станет лидером (капитаном) команды.

Деление на команды в условиях чётко обозначенных требований и ограничений.

Состав сформированных данным способом команд должен отвечать заданным условиям и ограничениям. Например, в каждой команде не менее 3 девушек, не менее 2 представителей бухгалтерии, один человек с музыкальным слухом и так далее – в зависимости от специфики проводимой программы тимбилдинга. Данный способ формирования команд часто применяется в спортивном тимбилдинге, в программах приключенческого и творческого тим билдинга – в тех случаях, когда требуется создать сбалансированную по составу участников команду.

Команды повторяют по составу подразделения компании Заказчика.

Данный подход можно рекомендовать в том случае, когда межфункциональные взаимодействия между участниками из разных команд второстепенны, коммуникации между подразделениями отлично выстроены или не важны (например, это независимые проектные группы), а численность каждого из подразделений, участвующих в тренинге командообразования от 8-10 до 12-20 человек. С учётом описанного выше, данный способ формирования команд достаточно эффективен, так как даёт возможность сотрудникам подразделений обособится, почувствовать себя одной командой. Тем не менее, на практике этот способ используется достаточно редко.

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.

Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанное взаимными контактами.

Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.

Группа имеет следующие психологические характеристики (рис. 8):

По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: I) социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную функцию, так как референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

Простые и чуть более сложные задания помогают делить участников на малые группы каждый раз новым способом. Некоторые способы заставляют участников непроизвольно смеяться, создавая дополнительный позитивный настрой на работу.

2 ГРУППЫ

Расчет на 2-х персонажей — на Дедов Морозов и Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и колобка, небо и землю, пряники и печенье.

Объединиться по наличию/отсутствию углов у фигур — треугольники, квадраты, круги и овалы.

Открытки-половинки — предложите владельцам одной открытки найти свою пару и встать лицом друг к другу. Вся группа должна выстроиться в 2 шеренги парами — лицом друг к другу.

Круг пополам — группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от тренера к участнику, сидящему напротив.

2-6 ГРУПП

Разноцветные стикеры — подходят для деления на 2-4 группы. Участники встают в круг и закрывают глаза. Тренер прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

Хобби — 2-4 человека (сколько надо групп) называют хобби, остальные выбирают, какое из хобби им ближе и расходятся по малым группам.

Расчёт по форме — на треугольники, квадраты, круги, трапеции, прямоугольники и овалы. Можно также раздать участникам вырезанные из бумаги фигуры разной формы и цвета. В этом случае их можно будет перемешивать в группы и по форме, и по цвету.

3 ГРУППЫ

Расчет на 3-х персонажей — на белый, красный и чёрный; на тройку, семёрку и туз; на даму, короля и туза; на солнце, звёзды и луну; на Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа; на дедушку, бабушку и курочку Рябу.

4 ГРУППЫ

Расчет на 4-х персонажей — на царя, царевича, короля и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на черви, бубны, крести и пики; на зиму, весну, лето и осень.

7 ГРУПП

Расчет по цветам радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый

ЛЮБОЕ КОЛИЧЕСТВО ГРУПП

Открытки — разрежьте их на нужное количество частей (равное нужному количеству людей в малой группе), перемешайте и раздайте участникам; предложите участникам найти другие части своей открытки и образовать малую группу.

количество открыток = количество участников: количе-ство людей в малых группах

Игра «Звери» — шепнуть на ухо каждому животное, количество животных по числу нужных групп; участники молча ходят по комнате и изображают своё животное; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.

Деление на «первый-второй» — способ простой, но его можно украсить, если деление происходит на иностранном языке. Например, на шведском: этт, тво, тре, фюра, фем, секс… (1, 2, 3, 4, 5, 6…). Можно спросить у тех участников, кто знает какой-нибудь необычный язык.

Конфеты разных цветов/сортов — участники вытаскивают себе конфету из пакета и объединяются по типу конфеты или цвету фантика.

Игра «Звуки Му» — шепнуть на ухо каждому животное или птицу, количество животных по числу нужных групп; участники ходят по комнате и издают звуки своего животного; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.

Листочки — тренеру нужны небольшие листочки по количеству участников группы. На каждом он пишет номер (номера
по количеству малых групп). Затем участники вытаскивают по одному номеру и молча ищут свою группу.

По внешним признакам участников — например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых». Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых». Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: цвет волос, глаз и т. д.

Пары «Звериная семья» — в пакет складываются парные листочки с названием животного и его детёныша (динозавр и динозаврик, бегемот и бегемотик, и т. д.). Участники вытягивают их в случайном порядке. «Родитель» и «детёныш» находят друг друга и объединяются в пару.

Систематизировано и описано: Кира Кононович

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"


    Отличное упражнение!
    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей . В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру . и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче . Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству.

  • Бегом к своей цели

    Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, к оторое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной цели . Упражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! Аудио-файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

Большинство активных упражнений основано на работе в малых группах. Игры для разделения участников на подгруппы помогут тебе в интересной форме из одной большой группы участников образовать подгруппы из двух, трех, четырех человек и т.д.

«Выбери…»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Если ты хочешь разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп – 5 добровольцев и т.д. Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в поход?» Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос «Кому бы вы доверили нести рюкзак?». Остальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы вы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?».

Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать.

Семейка Майерс

Продолжительность: 5 минут

Необходимые материалы: карточки с надписями*. Необходимо придумать такое количество «семей», сколько групп вы хотите сформировать. Стулья по количеству групп.

Ход работы.

Ведущий раздаеткаждому участнику одну карточку и произносит задание всем участникам: «По сигналу необходимо будет всем участникам начать очень быстро меняться карточками. Нужно поменять карточку максимальное количество раз. Когда прозвучит другой сигнал обмен необходимо прекратить и сесть на стулья по семьям. Причем сесть надо определенным образом – на стул садится папа, ему на колени садится мама, ей на колени – сын, на колени сыну – дочь».

Созданные семьи - это и есть малые группы, в которых можно работать дальше.

Комментарии:

  • если необходимо создать группу с количеством человек больше 4-х, то можно добавить дедушку, бабушку, собаку, кошку и т.д., объяснив участникам место, на которое они должны сесть
  • в качестве сигнала можно использовать хлопок, музыку, либо сигнал детской дудочки, гармошки.

Упражнение одновременно может использоваться как игра-разминка.



«Города»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: не требуются.

Ход работы.

Ведущий подходит к первому участнику и просит назвать его любимый город, потом к следующему и т.д., в зависимости от требуемого количества групп, которое должно получится. Например, Маша называет г. Амстердам, Витя – г. Москва, Саша – г. Париж, следующие участники по заданной очередности называют те же самые города. Таким образом, все участники делятся на три группы в зависимости от названий городов, которые им выпали.

«Цвета»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: цветная бумага.

Ход работы.

Если ты хочешь разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 4 – 4-х и т.д. (для группы из 15 человек – по 5 листочков каждого цвета и т.д.). Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.

«Фишка»

Продолжительность: 5 минут.

Необходимые материалы: цветная бумага.

Ход работы.

Необходимо подготовить разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников. Для занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятия следует перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков – это первая команда, а второй цвет – вторая.

«Первый, второй, третий…»

Продолжительность: 5 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Для разделения на группы участникам необходимо рассчитаться на первый, второй, третий…После чего участники группируются в соответствии со своим номером.

«Фауна»

Продолжительность: 10 - 15 минут.

Необходимые материалы: бумага.

Ход работы.

Для того чтобы разделить группу на подгруппы, необходимо подготовить листки с названием определенного животного или насекомого в соответствии с числом групп, которые должны образоваться.

Пример: муха, обезьяна, корова. Каждый участник вытягивает листок, после чего должен изобразить тот образ, который ему выпал, стараясь подражать повадкам данного представителя фауны. Таким образом, участники находят представителей своих групп.

«Открытка»

Продолжительность: 5 минут.

Необходимые материалы: разные открытки, по количеству подгрупп.

Ход работы.

Ведущий заранее режет открытки на кусочки. Кусочков должно быть столько, сколько человек в малой группе.

Ведущий раздает каждому участнику кусочек открытки. Когда все получили свой кусочек, предлагается объединиться в группы, найдя «своих». Группы сформированы, когда участники малых групп сложили из своих кусочков открытки.

Комментарий: упражнение удобно тем, что из группы можно сформировать подгруппы, разные по размеру, разрезав открытки на разное количество кусочков.

III. Игры – разминки

В процессе встречи участники могут уставать от переизбытка информации, поэтому важно переключать их внимание при помощи игр-разминок. Данные игры помогут психологически и физически разрядить участников, настроить их на дальнейшую работу.

«Бабушка из Бразилии»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Все участники встают в круг (лицом в центр круга). Ведущий показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами «У меня есть бабушка в Бразилии», «У нее вот такая нога», «У нее вот такая рука и голова набок», «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка на свете» и т.д. Далее все участники повторяют эти движения и слова.

«Пустой стул»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники делятся на первый, второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» - встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом – взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним – задержать.

«Ураган»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, черными глазами и т.д.). Причем, если участник обладает названными признаком, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, которым он сам на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-либо место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Ураган», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Фруктовый салат»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: листки бумаги.

Ход работы.

Ведущий раздает каждому участнику листок бумаги с надписью определенного фрукта (банан, ананас, персик) в соответствии с количеством присутствующих. Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем «бананам». Когда участники меняются местами, он должен занять чье-либо место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Он должен произнести «Поменяйтесь местами все Бананы, либо Ананасы, либо Персики». Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Фруктовый салат», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Молекулы или Броуновское движение»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает – «тишина и замри», два сигнала «выстроиться в круг с закрытыми глазами», и три сигнала – «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 и т.д.)!». Участниками необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекулах).

«Олени»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники образуют 2 круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?» Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, а левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потоптать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 человека, и церемония повторяется до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

«Театр Кабуки»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будет изображать: принцессу, дракона или самурая.

Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона и самурая.

Принцесса: кокетливо делает реверанс. Дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед. Самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роли, ведущий сообщает.

«Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу».

Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и, по команде ведущего, характерным движением показывают роль, которую выбрали.

По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной.

Например: принцесса и Самурай (1 очко получает принцесса, потому что она его очаровывает). Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому что он его убивает). Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка). Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

«Ужасно-прекрасный рисунок»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: листы бумаги и фломастеры.

Ход работы.

Группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого этот рисунок передается соседу справа, и тот делает из полученного рисунка «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходит весь круг. Рисунок возвращается хозяину. При необходимости группа делится на 2 подгруппы, чтобы упражнение прошло быстрее.

IV. Игры и упражнения для подведения итогов

Для яркого и запоминающегося завершения работы важно воспользоваться короткими по времени играми и упражнениями для подведения итогов. Они направлены на подведение итогов и оценку эмоционального состояния группы.

«Дерево и человек»

Продолжительность: 2 минут.

Необходимые материалы: карандаши и листок бумаги со схемой «Дерево и человек».

Ход работы.

Желательно разбить группу на несколько подгрупп по 5-7 человек в каждой. Модератор в каждой группе собирает участников и предлагает каждому выбрать карандаш определенного цвета и на схеме «Дерево и человек» закрасить одну из фигурок, с которой он себя символизирует. Далее следует обсуждение, где каждый по очереди высказывается, почему он выбрал именно этот цвет и эту фигурку.

«Анкета»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: анкеты на каждого участника.

Ход работы.

В конце занятия участникам раздаются анкеты для заполнения, ФИО указывать не обязательно.

Образец анкеты оценки встречи ты можешь найти в разделе III.

«Погода»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: маркеры и листы бумаги.

Ход работы.

На стену или флип-чарте прикрепляется лист бумаги, на котором чертится две оси Х и У, где отмечаются шкалы от 0 до 30 С. Каждому участнику предлагается описать, какую погоду он чувствует, и отметить маркером температуру воздуха на системе координат. После того, как каждый участник это сделает, модератор должен соединить все точки на осях. В результате получается общая картина, которая отражает «погоду» в группе. Далее следует обсуждение в группе.

«Беседа»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Проводится беседа об итогах групповой работы, где каждый может высказаться о том, что ему понравилось и не понравилось и т.д.

«Фигурки из бумаги»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Ход работы.

Желательно разбить группу на несколько подгрупп по 5-7 человек в каждой. Модератор в каждой группе собирает участников и предлагает каждому выбрать бумагу определенного цвета и в течение 10 минут создать фигурку. После этого каждый представляет свое творение, описывая эмоциональное состояние.

«Море»

Продолжительность: 20-30 минут.

Необходимые материалы: «море» - нарисованное на бумаге, по размеру 4-х склеенных между собой листа А1; вырезанные из цветной бумаги «острова», карточки из картона по числу участников, скотч, маркеры.

Ход работы.

Ведущий вешает «море» в удобном, обозреваемом всеми участниками месте и закрепляет на нем острова. Примеры островов: «остров открытий», «остров вопросов», «остров радости и веселья», «остров невезения», «остров новых знакомств», «остров знаний» и т.д. Раздает всем участникам карточки и предлагает нарисовать на карточке какое-либо плавсредство (корабль, лодка, плот, круг и т.д.).

Ведущий просит участников по очереди подходить к «морю», размещать там свой «корабль» и комментировать, почему выбрано именно это место. Упражнение заканчивается, когда все участники разместили свои корабли.


Сразу уточню, что сегодня мы не будем говорить о том, кто такие меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики, интроверты и экстраверты, висцеротоники и соматотоники, циклоиды, астеники, шизоиды, истероиды и просто конституционально глупые. Хотя всё это – о нас. И представители всех этих славных групп, несомненно найдутся в любом нашем коллективе.

Примем как данное, что все мы – разные. Говорить же сегодня мы будем о туристской группе, которая представляет из себя нечто большее, нежели простая сумма её членов (принцип эмерджентности, с которым практически каждый сталкивался в своей науке).

Но сперва – несколько общих слов о группах. Что же это такое? Когда по улице идут незнакомые люди мы говорим о массе. Когда мы приходим в столовую или на стадион речь уже пойдёт о толпе и мы можем предположить наличие какой-то общей идеи, объединяющей её (покушать, посмотреть матч и т.д.). Чем же группа отличается от толпы?

Вот одно из определений группы: "Психологически единая социальная ячейка, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга” (Дикарс). Другое определение несколько проще: "Группа – это люди объединенные реальными отношениями” (Литвак И. Е.) Психологи выделяют несколько типичных черт, присущих группам:

1. Взаимоотношения, взаимовлияние её членов, без чего группа просто не существует.

2. Определённость ролей, которые используют отдельные индивиды. (об этом мы поговорим чуть позже)

3. Обособленность лидеров, влияющих на остальных.

4. Общность целей, деятельности и организации.

5. Наличие у членов группы чувства "мы”, единства группы. (очень важный субъективный фактор)

6. Сплоченность.

7. Определённая локализация в пространстве и времени.

Существует множество классификаций групп (например: открытые и закрытые, первичные и вторичные), но для нас достаточно самой простой, которая выделяет группы формальные и неформальные. Формальная группа – это группа сформированная на основании каких-либо документов, во главе её стоит руководитель. (пример – ваша учебная группа в классе или институте, ваш производственный коллектив или научная лаборатория). Неформальная группа – это группа, сформированная на основе личных симпатий, привязанностей, общих потребностей, этой группой управляет лидер.

Большинство туристских групп относятся к неформальным и образуются следующим образом: несколько человек объединяются, находят руководителя со стороны или выдвигают его из своих рядов, или обратный процесс – руководитель подбирает группу "под себя” в зависимости от преследуемых им целей. (Пример: Мишка Орлов ("В поход 2 к.с. приглашаются любители стихов и философских бесед”)).

Рассмотрим туристскую группу поближе. Одна из основных черт группы – наличие цели. Казалось бы тут всё очевидно: наша цель – сходить в поход, получить в нём разнообразные впечатления и благополучно из него вернуться. Все наши лекции и тренировки готовят нас к этому. Однако не всё так просто. Спросите человека, особенно уже давно ходящего в горы, зачем он это делает, и вряд ли вы получите вразумительный ответ. Отправляясь в поход, каждый из нас преследует разнообразные цели. Какие например:

а) пройти наиболее рационально, интеллектуально,

б) пройти как можно скорее, напористо, подчиняя всё своей воле.

2. Преодоление себя, самоутверждение. Причем сюда попадут и те, у кого энергии избыток и те, у кого её так мало, что им необходимо снова и снова доказывать себе и окружающим её наличие.

3. Общение.

4. "За компанию” (особенно типично для первых походов).

5. Любопытство – просто посмотреть, что это такое – горы или посетить определённый район.

6. Найти супруга/супругу.

7. Отдых, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от ежедневных проблем, бегство от трудной ситуации.

8. Экзотические, например созерцание, занятие разными духовными практиками.

Для большинства же тех, кто ходит давно, это становится стилем жизни, внутренней потребностью. Мне очень нравится высказывание Саши Ефимова на эту тему: "В походах мы проживаем ещё одну жизнь. По насыщенности событиями, эмоциональными переживаниями этот месяц в горах зачастую равен 11 месяцам в городе”

Таким образом вы видите, что цели могут быть весьма разнообразными и если некоторые из них вполне совместимы (например спортивные и самоутверждение, поиск супруга и общение), то другие – взаимоисключающие (неторопливый отдых и спортивные). Дело не в том, что одни цели лучше, а другие хуже, а в том, что если в группе у участников цели взаимоисключающие, то конфликт практически неизбежен.

Так что постарайтесь ещё до похода определить, чего вы от него хотите и совпадают ли ваши цели с теми, что преобладают в вашей группе. Это – призыв главным образом к тем, кто собирается в походы 3 и 4 к.с., т. к. в первых походах цели, как правило неясны расплывчаты и весьма разнообразны (в основном – просто сходить в поход). Поэтому получить удовольствие от первых походов проще, чем от последующих.

Следующая черта группы – это роли, которые мы исполняем в группах. Что такое роль? Это – то поведение, которое ожидает группа от личности в процессе выполнения ею социальных функций. Наши официальные роли, присущие нам как членам официальной группы – это наши должности. Какие же они могут быть: руководитель, возглавляющий группу и несущий за неё ответственность и инструктор, который имеется только в школьных группах, в спортивных походах, как правило, такой должности нет. Кто есть кто? По крайней мере, как должно быть.

Руководитель (стажер) и инструктор вместе организуют учебные занятия, в походе же непосредственным начальником для участников является именно руководитель, инструктор же выполняет функцию контроля, наблюдая за действиями руководителя и участников, вмешиваясь в них лишь в том случае, если нарушается техника безопасности или допущен какой-нибудь другой серьёзный промах. В этом случае он может взять руководство на себя. Нормальные отношения между руководителем и инструктором, разделение ими полномочий – залог успешного прохождения похода.

Медик – не преувеличу, если скажу, что это вторая после руководителя должность. В определенных ситуациях именно его мнение окажется решающим. Следит за состоянием здоровья участников и руководителя. Завхоз – готовящий раскладку и распределяющий продукты в походе. Также в его задачи входит наблюдение за тем, чтобы продукты в походе забирались у участников более-менее равномерно. Снаряженец – отвечающий за подготовку снаряжения перед походом и за распределение его по участникам.

Реммастер – собирающий ремнабор и отвечающий за починку снаряжения. Иногда отдельная должность – примусист, который будет отвечать за хорошую работу примусов. Финансист, собирающий деньги и проводящий взаимозачеты. Хронометрист, отмечающий время прохождения тех или иных участков на маршруте. Летописец, создающий летопись похода. Фотограф, в задачи которого входит сделать необходимые для последующего отчета фотографии. Эколог, организующий уборку мусора (сжигание), после ночевки или обеда.

Можно назвать еще несколько должностей, менее традиционных: гитарист, массажист, забойщик (участник, работающий первым на сложных участках маршрута), "publik relation”, замыкающий. Должности могут дублироваться – вдруг кто-то не пойдёт. Хорошо, когда должности есть у всех. Ваша задача – подумать, кем бы вы хотели быть в походе. Это вовсе не значит, что выбрав должность завхоза, вы всегда будете с ней ходить. Полезно бывает "сменить амплуа”, попробовав себя в новом качестве. Это то, что касалось должностей официальных, необходимых для успешной работы группы. Каждый в группе должен чувствовать себя необходимым и работать на благо всего коллектива.

Но кроме этого есть еще роли неофициальные, давайте рассмотрим их:

Прежде всего отмечу, что роли это – сугубо иллюстративные, предназначение их – помочь образно представить ситуацию, облегчить анализ взаимоотношений в группе. Недопустимо публичное применение этих терминов в качестве ярлыков применительно к конкретным людям. Хочу напомнить, что человек и его роль, человек и ваше представление о нем – вовсе не одно и то же. Человек, несомненно всегда шире и многогранней. И когда мы пытаемся, словно в прокрустово ложе, впихнуть человека в тот образ, который мы создали, ничего хорошего не получается. Всё равно что-нибудь торчит, а мы обижаемся: он себя неправильно ведёт. Так что с ролями надо быть очень осторожными. Итак:

Первая и главная – роль лидера группы. Наличие этой роли говорит о том, что перед нами определённо группа. Для успеха путешествия важно, кому достанется эта роль. Оптимальный и достаточно частый вариант – руководитель группы или инструктор в роли лидера. Но это бывает не всегда. Разобщение руководства и лидерства резко осложняет ситуацию в группе и может привести к конфликту. Какие бывают лидеры. Авторитарный и демократический. Авторитарный: резко доминирует над всеми членами группы, уверен в себе, пользуется непререкаемым авторитетом.

Его почитают, им восхищаются, иногда боятся. Нередко не считается с чужим мнением и даже не интересуется им. Всё это возможно в определённых пределах, пока это идёт на пользу группе. Демократический лидер: не выдаёт готовых решений, не подавляет чужую инициативу, делает всех соучастниками решений, терпим к недостаткам товарищей. Обычно группам по душе именно демократический лидер. Однако, бывают ситуации, когда авторитарный метод руководства оказывается более действенным: например, в критической обстановке, когда от решительности руководителя зависят жизнь и здоровье участников, когда нет времени для размышлений и дебатов, может потребоваться полная вера и абсолютное подчинение. Демократический же лидер может не обладать таким высоким личным авторитетом.

Демократическое лидерство наиболее эффективно при высоком уровне развития группы. Так что оптимальный вариант – сочетание обоих типов лидерства в зависимости от конкретных условий. Кроме постоянного лидера в группе может выдвигаться ситуативный лидер – лидер, выдвигаемый на время в той или иной ситуации: при обработке маршрута (причем разные лидеры могут быть на скальных, снежных, ледовых маршрутах) или при общении с местным населением, лидер досуга или лидер при проведении бивуачных работ.

Почти в каждой группе выделяется несколько "энтузиастов”, добровольно и с удовольствием принимающихся за любое дело. Положительная роль "энтузиастов” очевидна, однако своей активностью они нередко душат инициативу остальных, затрудняя рост квалификации менее опытных. Кроме того на фоне неумелых действий малоопытных участников у энтузиастов может развиться самолюбование, чувство превосходства над другими, и, следовательно, привести к нездоровой обстановке в группе.

"Старейшина” – наиболее авторитетный и независимый член группы. Может совпадать с лидером или с "энтузиастом”. Если "старейшин” в группе двое и более, а позиции их не совпадают, их авторитет резко падает, может возникнуть конфликт, раскол группы.

"Шут” – своими действиями создаёт веселье, выступающий объектом для шуток и чужого остроумия. И "остряк”, добывающий смех с помощью собственного остроумия и острословия. Предпочитает шутить по поводу ситуаций или над другими участниками.

Основную массу группы составляют "потребители”. Своими реакциями, признанием, они доставляют удовлетворение лидеру, энтузиасту, шуту. Поддерживают наметившееся распределение ролей.

В группе могут оказаться так называемые "самоопределяющиеся”, в своём поведении руководствующиеся только собственными интересами и не считающиеся с чужим мнением. От них следует отличать людей, нарушающих нормы поведения с целью обратить на себя внимание, произвести впечатление, как правило перед лицом противоположного пола.

В каждом деле всегда кто-то остаётся последним. Хорошо, когда в эту позицию в разных делах попадают разные люди. Но бывает так, что последним по всем статьям оказывается один из туристов. Постоянно отстающий, слабый технически и физически, нередко он становится объектом насмешек. Незавидность этой роли очевидна, однако, если в группе четко определился последний, это резко улучшает позиции предпоследнего и близких к нему участников. Они обретают внутреннюю уверенность, спокойствие. Бывает, что "последний” способствует сплочению группы: людей объединяет общая реакция на его действия – будь то осмеяние или желание помочь ему.

Еще одна, очень важная роль – "дезорг” (дезорганизатор, противник). Авторитетный турист, который имеет свою точку зрения и активно её защищает. В результате какая-то часть группы начинает действовать и думать как он. Может посеять недоверие к руководителю, доказывая, что группа идёт не туда, может предпринять какой-нибудь манёвр, противоречащий указаниям руководителя. Отличается от "самоопределяющегося” тем, что он прежде всего заботится об интересах всей группы (как он их понимает), а не о собственных.

Часто в результате его действий возникает угроза единству действий в группе. Однако, если он и его сторонники не принимают самовольных действий, а лишь ратует за свои предложения, их нельзя оценивать отрицательно. При соблюдении дисциплины они могут представлять полезную оппозицию, способствующую установлению истины. В этой роли может закрепиться один из участников, но чаще в разных ситуациях она переходит от одного к другому.

В группах могут встречаться и другие роли:

"Мученик” – взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от неё.

"Моралист” – который всегда прав.

"Любимчик” – пробуждающий нежные чувства и нуждающийся в защите.

"Агрессор”, "защитник”, "нытик”, "педант”, "спасатель”, "жертва” и т. д. Группа всегда стремиться расширить репертуар ролей.

Одна из важнейших черт группы – наличие у неё внутренней организации, структуры. Но, прежде чем говорить об этом, подумаем, какой должна быть величина группы. Вопрос достаточно сложный.

Принято считать, что оптимальный размер группы 7±2 человека. Известно, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по полу и возрасту. (Чисто мужские и чисто женские группы. Моя точка зрения на них. Мужские: считаю вполне оправданным в походах запредельной сложности, тяжёлых физически. Риторический вопрос к женщинам: "Пойдёте ли в поход, если стартовый вес рюкзака будет около 40 кг?” Женские: образование вполне объяснимо – желание поработать самостоятельно, поскольку нередко в походах смешанным коллективом для женщин нет возможности технической работы, их "зажимают”. Хотя, нередко, всё это лишь слова.

Ни в одном из походов, в которые я ходила, не было ограничений для работы по половому признаку. На первом месте стояло то, насколько быстро и качественно вы можете сделать ту или иную работу. Так что, если вам хочется работать – тренируйтесь, готовьтесь еще в городе…), с другой стороны, считается, что наиболее эффективно работают группы по 12 человек. Группы большей численностью хуже управляются (и существенно медленнее проходят сложные технические участки – пока дождешься, чтобы 15 человек прошли верёвку перил…), а коллективы из 7 – 8 человек наиболее конфликтны, т.к. обычно распадаются на 2 враждующие неформальные подгруппы, при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются. В туризме ставятся следующие ограничения в размере групп: минимальные – 4 человека в походах 1 – 4 к.с. (6 – в походах 5 – 6 к.с.), максимальные размеры в спортивных группах определяются к.с. и районом (в "школьных” группах: для НТП 10 – 12 слушателей, для СТП – 8 – 10). Итак, исходные размеры группы определены – в среднем 6 – 12 человек, (это подтверждается и данными психологии, говорящей, что человек может равномерно распределять своё внимание между 6 – 12 человеками, и в тех же пределах возможен эмоциональный контакт с другими людьми). Что же происходит с группой дальше?

Любая группа, как живой организм проходит несколько стадий своего развития. Первая стадия – это ассоциация – такой уровень развития при котором определена общая цель. Если ассоциация без особых изменений держится довольно долго, она начинает структурироваться, происходит распределение ролей, появляются неформальные группы и их лидеры, группа становится кооперацией.

Итак, ассоциация превратилась в кооперацию и приступила к выполнению своих задач, и тут начинается групповой процесс: интриги между неформальными группами, конфликты между отдельными членами. Меняется состав групп и группировок, начинаются агитация и пропаганда. Между группами происходит борьба за "место под солнцем”. Всё это отвлекает от выполнения основных задач. На такой стадии развития группа называется процессуальной.

Если этот процесс удаётся свести до минимума, группа может превратиться в коллектив. Определение этого понятия таково: "Коллектив – это такой уровень развития группы, при котором её член может пожертвовать своими интересами ради интересов группы и через интерес группы реализовать свой собственный интерес” (Литвак).

Чем отличается коллектив от кооперации:1) В трудные времена кооперация распадается, а коллектив сплачивается, 2) В кооперации не возникают дружеские эмоциональные связи, 3) Существенным признаком кооперации является групповой эгоизм, 4) Коллектив же – открытая система, попасть в него легко, положение в коллективе определяется личной компетентностью, если она отсутствует, то не помогут ни знакомства, ни заслуги. Лучше всего эту стадию отражают слова Омар Хаяма:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Итак вполне очевидно, что мы должны стремиться именно к превращению группы в коллектив, а также, что задача эта нелёгкая. Поговорим чуть подробнее о внутренней структуре групп. Несколько раз уже промелькнул термин "малая группа”. Что же это такое? Процесс образования малых групп уже несомненно пошёл в ваших группах и это вполне естественно и нормально.

Суть его в том, что между людьми, имеющими сходные ожидания устанавливается взаимопонимание, симпатия. Образуются группки по 2 – 3 человека. Ещё выразительнее этот процесс пойдет в походе, когда этому будет способствовать территориальное или функциональное объединение: палатка, связка, банка консервов, выдаваемая на перекус, увлечения (нудисты, преферансисты, курильщики), специальность (весьма часто возникающая малая группа – программисты).

Возникновение большого числа малых групп способствует хорошему психологическому климату в группе., особенно если каждый входит в состав не одной, а нескольких групп (с одним я дежурю, с другими – иду в связке, с кем-то обсуждаю политические проблемы, с кем-то – пою песни и т. д.) и если микрогруппы сотрудничают друг с другом. Нередко в таких группах выдвигаются свои лидеры, в них возникают свои ритуалы, традиции, правила, обязанности и санкции (разделение обязанностей при установке палатки, ежевечерний ритуал укладывания, вечерняя колыбельная или революционные песни на марше, бутылка с водой, совместная сигарета перед сном, отдельные слова, имеющие смысл только для этой группы (Примеры), выбрасывание вещей из палатки при их несвоевременном сборе, запрещение вносить рюкзак, подшучивание и т.д.). Группы воздействуют на своих членов и обеспечивают соблюдение ими групповых норм. Степень значимости групп для их членов может быть разной.

Группа, мнением которой человек дорожит, принадлежность к которой старается сохранить, называется референтной (или эталонной). Признание у окружающих – обязательное условие группового благополучия. Но при образовании малых групп может возникнуть и определённая опасность. Происходит это в том случае, если такая группа становится в оппозицию руководству или другим группам, противопоставляя свои интересы "чужим”.

Это – так называемая "отрицательная микрогруппа”, если же она ещё и выдвигает сильного постоянного антилидера, благополучное существование всей группы оказывается под угрозой. Поэтому нередко, чтобы избежать подобных вещей во многих туристских школах практикуют следующие вещи: пришедшие готовые группы разбивают по разным отделениям, нередко так же поступают с супругами, поскольку семья, несомненно, также является "малой группой” (точка зрения одного из руководителей, с которым я ходила: "Не люблю ходить с супругами, они всегда тащат за собой из дома груз нерешенных проблем и пытаются решать их за счет окружающих”). Вопрос спорный, но поскольку существует и такая практика, имейте это в виду…

Туристские группы создаются на добровольных началах, правила взаимоотношений и нормы поведения определяются не должностным положением, а целями задуманного мероприятия, характером и личными качествами участников. Однако и в таких группах могут возникнуть конфликтные ситуации и дисгармония, что срывает задуманные планы даже в хорошо технически и физически подготовленных группах. Что такое конфликт?

Это отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами. Существует 5 основных типов конфликта: внутриличностный (оставим его рассматривать психоаналитикам, уточню только, что нередко он вызывается несоответствием ролей, которые играет человек), межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, социальный (его оставим на рассмотрение политикам).

Самый распространённый – межличностный, основными причинами которого будет как несходство характеров, так и вполне объективные – борьба за ограниченные ресурсы (будь то место у костра, нехватка еды, внимание того или иного человека или место в иерархии). Конфликт между личностью и группой возникает при несоблюдении члена группы установленных ею правил, норм поведения, к этому же типу относятся конфликты между группой и руководителем.

Межгрупповые конфликты сходны по причинам возникновения с межличностными и сопровождаются следующими проявлениями: деиндивидуализация – члены группы перестают воспринимать других людей как индивидумов, а исключительно как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение, межгрупповое сравнение, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу и одновременно принижают, обесценивают другую группу ("они неумелые, глупые, отсталые и т.д.”), групповая атрибуция, при которой члены группы склонны считать, что за негативные события ответственна именно чужая группа.

Итак, обобщая выше сказанное, выделим причины чаще всего вызывающие конфликты.

1. Авторитарный метод руководства (при этом наблюдается изолированное положение руководителя, нередко происходит ущемление прав одного или нескольких участников, а это – потенциальный конфликт), подмоченный авторитет руководителя (если руководитель не справляется со своими обязанностями, например, заблудился, его авторитет резко падает, поскольку группе всегда необходим лидер, то возникает новый, нередко возникает борьба за власть).

2. Утрата общей цели мероприятия (об этом уже говорили)

3. Образование микрогрупп отрицательной направленности.

4. Преобладание личных интересов, эгоистическое поведение отдельных членов группы (см. самоопределяющиеся)

5. Нарушение межличностных связей (попросту говоря, когда люди начинают ссориться. Эти конфликты разделяются на 3 большие группы: Реальная угроза ущемления или неудовлетворения каких- либо интересов участника. Ошибочное приписывание кому-нибудь позиции, направленной против субъекта (например, совет, подсказка, особенно данные на глазах у всех могут восприниматься как унижение). Психологическая непереносимость. Сразу уточню: необходимо учитывать специфику гор, в частности особенности акклиматизации и горной болезни. В психике человека происходят определённые изменения, человек становится более обидчивым, раздражительным, неадекватно реагирует на критику, нередко нарушается сон, днём же, напротив, человек "тормозит” (Пример: "кошка” на Эльбрусе) или появляется эйфория (Пример). При общении с людьми нужно это учитывать и делать поправку на объективную ситуацию. Второе замечание по этому поводу. Мы часто не отдаём себе отчёта в том, что для многих людей большая часть информации приходит не со словами. Интонация, жест, ваша поза – всё это может привести к тому, что ваше поведение вызовет встречную агрессию, хотя "вы ничего такого не сказали”. Попробуйте, например произнести фразу "пора ставить палатку” с разными интонациями: констатируя факт, заботливо, иронично, зло, сексуально…)

6. Переоценка группой своих возможностей или неверие в собственные силы. И то и другое плохо.

7. Причины не психологического плана: расхождение мнений по организации питания, несогласованность меню, пассивное поведение на бивуаке, игнорирование правил страховки и самостраховки)

Профилактику многих конфликтов можно провести до похода. Для этого нужно:

1. Тщательно отнестись к подбору участников, это обращение скорее к руководителям, но вам так же полезно знать, что при прочих равных предпочтение отдаётся тем, кто обладает более уравновешенным характером, вписывается в группу, интересному собеседнику, умелому человеку, "лидеру досуга”.

2. При создании группы необходимо учитывать психологическую совместимость людей. Если конфликты между участниками происходят уже в Москве, в походе они точно продолжатся и, скорее всего, усугубятся, особенно в стрессовых условиях.

3. Конфликтов по поводу питания легко избежать, если облегчить судьбу завхоза и ещё до составления раскладки сказать, что вы не едите такие-то продукты (даже если это не аллергия, а просто вы терпеть не можете, например, манную кашу), особенно внимательными надо быть вегетарианцам, вплоть до составления индивидуальной раскладки. При нынешнем разнообразие продуктов всё это вполне решаемо. Кроме того необходимо хотя бы на один выход сходить с той раскладкой (по крайней мере по количеству), с которой вы пойдёте. Это – единственная возможность понять много это или мало, например, 70 грамм гречки. Спорьте, убеждайте, доказывайте, но до похода. В походе же на все эти разговоры следует наложить табу, даже если вы были абсолютно правы, оставьте свои замечания на послепоходный разбор, всё равно, изменить уже, как правило, ничего нельзя.

4. То же самое с графиком движения, сложностью выбранного маршрута и другими вопросами, связанными с его прохождением. Поинтересуйтесь ими до похода, чтобы хотя бы в общих чертах представлять, что вас там ждёт.

5. То есть общий вывод по этим пунктам весьма тривиален: поход надо тщательно готовить! И относится это не только к руководителю, но и ко всем участникам – чем больше усилий и внимания вы прикладываете при подготовке, тем больше вероятность, что ваши права не ущемят!

6. В походе же можно "спустить пар”, если устраивать, по мере надобности, разбор дня, давая возможность высказаться недовольным.

Если всё-таки конфликт возник. Как он может протекать?

1. Поступательное, логическое развитие конфликта. Он как бы разыгрывается, делаются поочерёдные ходы. Поступки как правило последовательны. (Споры руководителя с "дезоргом”)

2. Бурное, лавинообразное развитие. Начинается с малосущественных пререканий, стремительно набирает силу, становится неуправляемым. Перенасыщен эмоциями, ответы собеседника практически не осмысляются. Быстро достигает максимума, за которым следует спад. (Руководитель – "самоопределяющийся”).

3. Взрывное развитие. Почти сразу достигает максимума. Иногда происходит после длительного скрытого вызревания, иногда – и без подготовки, если человек отличается вспыльчивым характером.(Реакция последнего на насмешки).

Чем же заканчивается конфликт.

1. Полное разрешение, угасание конфликта. При недоразумении – прояснение позиций, либо победа одного и поражение другого участника.

2. Спад, переход в хроническое состояние.

3. Возврат к состоянию готовности к конфликту. Если обстоятельство, как правило внешнее прерывает его. Спор затихает с желанием возобновить его позже.

4. Мнимый выход из конфликта. Отвлечение от проблемы без её преодоления. (Самообман, совместная выпивка, приступ бурной страсти и т.д. – снимают чувство конфликтной напряженности) Зачастую оборачивается обострением конфликта, т.к. возвращаются к проблеме внезапно, после иллюзии её разрешения.

Как преодолеть конфликт:

1. Попытаться загасить в зародыше.

2. Посредничество в конфликте третьего лица по собственной инициативе или по приглашению одной из сторон. Задача посредника – найти компромисс или прояснить позиции. Возможно лишь при доверии обоих участников конфликта, для этого посредник должен оставаться нейтральным. Арбитру не стоит увлекаться поисками истины или разбором ошибок. Занятие это неблагодарное, поскольку люди в конфликте часто утрачивают чувство объективности. Полезнее предложить нестандартное решение, взять часть вины на себя.

3. Разъединение конфликтующих. (например, расселить в разные палатки, поставить в разные связки)

4. Благоприятствование свободному развитию и завершению реакции. Приём уместен, если конфликт по своему характеру и масштабам не представляет угрозы безопасности и благополучию группы. По существу сводится к превращению конфликта в односторонний. Бессмысленно объяснять что-либо возбужденному, взволнованному человеку. Это лишь повышает накал эмоций. Дайте ему высказаться не перебивая, единственное – молчание не должно быть вызывающим, демонстративным. Не встречая возражений человек успокаивается и или выключается из конфликта или становится доступным для обсуждения.

5. Пресечение конфликта. Суть – немедленное безоговорочное прекращение конфликтных действий. На основе высокого авторитета руководителя и достаточным уровнем дисциплины в группе.

Всегда ли вреден конфликт? Существует ряд работ, с давней традицией (ещё с Аристотеля), рассматривающих конфликт не как отклонение. А как норму социальных отношений. В чем заключается положительная сторона конфликта:

1. Способствует определенному движению вперед

2. Определённое отрицание старых, отживших отношений приводит к возникновению новых

3. В процессе конфликта изживается внутренняя напряженность, выплёскиваются агрессивные чувства.

4. Создаёт определенный уровень напряженности, нужный для творческой активности

5. Межгрупповые конфликты способствуют росту сплоченности группы, её солидарности.

6. Необходимость решения конфликта приводит к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.

Однако, принимая во внимание вышесказанное, не стоит забывать, какова цена решения противоречий путём конфликта, а она, как правило, слишком высока.

Поэтому лучшим разрешением существующих проблем будет, видимо не конфликт, а мирный вариант.

Конечно, в данной лекции были затронуты далеко не все проблемы, существующие в туристской группе. Где можно найти информацию на эту тему. Конкретно по поводу туристской группы.