План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе. Проектная задача "Богатыри земли русской."

Слайд 2

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

  • Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.
  • Слайд 3

    За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.

    Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    • Константин Васильев «Русский витязь»
  • Слайд 4

    Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!

    Слайд 5

    Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

    В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

    Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    Слайд 6

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

    Былина о нём так говорит:

    Он одной рукой камень вывернет,
    А двумя – то руками быка свалит,
    Зовут его Микула Селянинович.

    Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

    Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

    Слайд 7

    • Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор.
    • Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»
  • Слайд 8

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем.

    Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей.

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Слайд 9

    Константин Васильев «Вольга Святославович»

    Слайд 10

    Самые известные былинные богатыри:

    • Илья Муромец, Алеша Попович,
    • Добрыня Никитич.
    • В.М.Васнецова «Богатыри».
  • Слайд 11

    ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

    Представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия.

    Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

    Слайд 12

    • Памятник Илье Муромцу в Муроме.
  • Слайд 13

    АЛЁША ПОПОВИЧ

    Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.
    !Не топтать их коням Землю Русскую
    Не затмить им солнце наше красное!
    Век стоит Русь – не шатается!
    И века простоит – не шелохнётся!
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.
    Слава русской старине!
    Слава русской стороне!

    Посмотреть все слайды

    Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

    Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе.

    Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

    Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

    Программные задачи:

    Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.

    Продолжать воспитывать гордость за свой народ через ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, формировать патриотические качества на материале легенд, сказок, стихов, исторических событий нашей Родины.

    Удовлетворять потребность детей искренне сопереживать сказочным героям.

    Вызвать желание украсить силуэты воинских доспехов, используя графические элементы, выдерживая симметрию, ритм, сохраняя композицию.

    Предварительная работа:

    Ознакомление с репродукциями В. М. Васнецова, организация выставки.

    Чтение сказок «Снегурочка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Илья Муромец», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

    Прорисовывание графических элементов и украшение ими силуэтов одежды, посуды.

    Оборудование:

    Выставка репродукций.

    Изо-материалы: гуашь, кисти №2, 4, бумажные силуэты доспехов.

    Ход занятия:

    В кресле сидит «бабушка». Она обнимает ребенка, сидящего рядом.

    Ребенок: … Заберусь я на колени к бабушке седой

    И начну у бабки сказки я просить.

    И начнет мне бабка сказки говорить,

    Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

    Как ему невесту Серый волк достал.

    Слушаю я сказку, сердце так и мрет,

    А в трубе сердито ветер злой поет.

    (из стих. И. З. Сурикова «Детство»)

    «Бабушка» (воспитатель) встает, подходит ко всем детям и обращается к ним.

    Воспитатель: А вы любите сказки? История нашего народа, воплощенная в его сказках, песнях, былинах оживает на картинах В. М. Васнецова.

    Дети подходят к зрительному ряду репродукций картин В. М. Васнецова.

    Воспитатель: О какой картине говорят слова из этого стихотворения:

    … Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

    Как ему невесту Серый волк достал…

    (Иван-царевич на Сером волке)

    Полюбуйтесь на эту репродукцию. Мчится Царевич в глухом лесу на Сером волке и крепко обнимает Елену Прекрасную. А кругом страшный лес. Волк мчится быстро. Как я это узнала? (ответы детей)

    Воспитатель обращается к детям:

    Что вы чувствуете? Как художник передал настроение? (ответы детей)

    Посмотрите на лица, их глаза. Им страшно? Но они знают, что выдержат это испытание. Вот как передал художник настроение героев, их переживания.

    Воспитатель: А сейчас послушайте эту русскую народную песню и посмотрите, какую из героинь она вам напоминает. (Аленушка)

    Включается аудиозапись отрывка из русской народной песни

    То не ветер ветку клонит,

    Не дубравушка шумит.

    То мое сердечко стонет,

    Как осенний лист дрожит…

    Почему слова этой песни вам подсказали название этой картины? Как художник показал грусть? (Аленушка грустит, она прибежала к пруду, чтобы выплакать свою печаль. Вода все заберет, и тоску, и все обиды) .

    Воспитатель: А сейчас прозвучит другая мелодия. Скажите, на какую картину хочется посмотреть, слушая ее.

    Звучит отрывок из произведения Римского-Корсакова «Снегурочка»

    О какой героине идет речь? (Снегурочка). Это нежная, задушевная, добрая Снегурочка, которой хорошо зимой на морозе, а от тепла она тает.

    Воспитатель: Живут на земле Красота, Добро, Радость, но есть на земле и злые силы, одолеть которые могут только смелые, сильные, бесстрашные Богатыри.

    Посмотрите на эту репродукцию. В Третьяковской галерее она занимает целую стену.

    Дети рассматривают репродукцию «Богатыри»

    Полюбуйтесь на эту картину. Как вы думаете, о чем, о ком эта картина? (Ответы)

    Какое настроение она создает? (Гордости, надежности, защиты)

    Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)

    Вот и В. М. Васнецов назвал ее просто и коротко – «Богатыри». Богатырь – значит смелый и храбрый воин, удачный в бою.

    1 ребенок: Если богатырь на страже,

    Может быть уверен каждый –

    От врагов защищены

    Рубежи родной земли.

    Воспитатель: Остановились в поле три всадника. Это русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, вглядываются 0 не враг ли там вдали. Они вооружены.

    Вопрос к детям: Чем вооружены богатыри? (Ответы детей) .

    Шлем фигурный на голове с высоким шишаком. Щит и ножны меча тоже украшены.

    2 ребенок: Навстречу ворогу чужому,

    Чтоб защитить родимый кров,

    Стеной стоит наш богатырь огромный

    И не уступит наш заставы ров.

    Воспитатель: Мы рассмотрели с вами несколько репродукций В. М. Васнецова. Не появилось ли у вас желания самим украсить воинские доспехи богатырей?

    Вот посмотрите, у меня есть силуэт меча, шлема и щита. (Показ). Давайте с вами украсим их теми графическими элементами и линиями, которые мы умеем рисовать.

    Какие это элементы? (Дети перечисляют: завитки, дуги, линии – волнистые, изогнутые, прямые, прерывистые, петельки)

    Вы будете украшать доспехи, и подумайте, какому герою из сказок можно будет подарить ваш рисунок?

    А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:

    Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

    Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

    Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

    Все покажут без подсказки.

    Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

    Два здоровых бодрячка.

    Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

    Молчуны, всегда упрямы.

    Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

    Непоседы и плутишки.

    Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

    Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

    А теперь садитесь за столы и украшайте доспехи богатырей.

    Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи. По окончании организуется выставка детских работ.

    Воспитатель: Каким сказочным героям можно подарить ваши рисунки?

    (33 богатыря, Царь Гвидон, Иван-царевич, Елисей)

    3 ребенок: Богатыри в твореньях Васнецова

    Раскрыли русские черты:

    И меч, и шлем – все образцово

    Рождают гордости мечты.

    4 ребенок: Весь мир богатырей тех знает.

    И в мирный час любой готов

    Придти на помощь, на защиту

    Твоих, Лопасня, берегов.

    Воспитатель: Мы гордимся нашими героями. И будем больше узнавать историю нашей России. Этому будут помогать нам сказки, былины, картины, книги.


    Конспект

    образовательной деятельности

    с детьми старшей группы

    по формированию целостной картины мира

    Тема: «Богатыри земли русской»

    Цель: Формированее представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
    Задачи: 1.Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
    2.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
    3.Познакомить детей с оружием богатырей.
    4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.Развитие понятийного словаря :
    Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
    Предварительная работа:
    Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
    Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
    Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
    Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
    Составление родового дерева (нарисованного).
    Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».
    Оборудование:
    Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья - разбойника, Змея - Горыныча.

    Ход занятия:

    Воспитатель:
    Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).
    Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
    Дети:
    Илья Муромец,
    Добрыня Никитич,
    Алёша Попович.
    Воспитатель:
    Правильно, а кем они были?
    Дети:
    Богатырями. Воспитатель:
    Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
    Дети:
    Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
    Воспитатель:
    Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята,
    мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?
    Дети:
    «Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка»,
    «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д..
    Воспитатель:
    Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
    Дети:
    С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
    Воспитатель:
    Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
    Дети:
    Да.
    Воспитатель:
    Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
    Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
    Дети:
    Дорогу.
    Воспитатель:
    Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
    «Пойдёшь на право
    Деньги и слава,
    Пойдёшь на лево
    Друзей потеряешь и будешь не смелым.
    Двинешься прямо
    Ждет опасность и богатырская застава.»
    Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
    Дети:
    Дорогу, которая идет прямо.
    Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Вкючается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).
    Голос:
    (Задание 1)
    Для начала разомнитесь,
    По верёвочке пройдитесь,
    Со ступать с неё нельзя
    Пропасть вас там ждёт друзья.
    (На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).
    Голос:
    (задание 2)
    Вот преграда на пути
    Её так просто не пройти
    Надо быстро вспоминать
    И пословицы сказать!
    (Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).
    Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
    Смелость силе воевода.
    Тот герой кто за Родину горой.
    Кто смел тот на коня сел.
    За край свой насмерть стой.
    Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
    Сам погибай, а товарища выручай.
    С родной земли умри, не сходи.
    Жить - Родине служить.
    Счастье - Родины дороже жизни.
    Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
    Если дружба велика, будет Родина крепка.
    Голос:
    (задание 3)
    Вот и речка на пути
    Не проехать, не пройти
    Соловей - разбойник злой
    Мост сломал здесь над рекой.
    (Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).
    Голос:
    (задание 4)
    Здесь преграда, здесь Кащей
    Ест он много-много детей (щей)
    Чтобы дальше вам пройти
    Нужно доказать, что вы богатыри.

    Физкультминутка «Богатыри»
    Богатырь- вот он каков:
    (Показывают силача)
    Он силён, он здоров,
    Он из лука стрелял,
    (Имитируют движения)
    Метко палицу бросал,
    На границе стоял,
    Зорко - зорко наблюдал,
    Подрастём, мы и, смотри,
    (Поднимаем руки высоко вверх)
    Станем, как богатыри!

    Голос:
    (задание 5)
    Все преграды покорились
    Дальше в путь вы все пустились
    Но, увы, не тут - то было,
    Вихрем всё вдруг закружило!
    Змей Горыныч трехголовый
    Повстречался на пути,
    Тут спасенья не ищи!
    Но ребята не зевай
    И оружие скорее выбирай!
    (Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).

    Дети с воспитателем идут дальше по дороге, и навстречу им выходит мальчик - гусляр.(под музыку, в роли мальчика выступает сотрудник сада)
    Воспитатель:
    Кто ты?
    Гусляр:
    Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
    Воспитатель:
    А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!
    Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре.
    «Богатырь, силён как вольный ветер,
    Могуч как ураган.
    Он защищает землю
    От злобных басурман!
    Он силой доброю богат
    Он защищает стольный град.
    Спасает бедных и детей
    И стариков и матерей!
    Воспитатель:
    Вот кто такие богатыри.»
    Гусляр:
    Аи, под славным городом под Киевом,
    Стояла -то застава богатырская.
    На заставе атаман был Илья Муромец,
    Податаманье был Добрыня Никитич,
    Есаул - Алёша - поповский сын.
    Выходят три мальчика, одетых богатырями.
    Илья Муромец:
    Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
    Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
    Рычал злодей-разбойник по-звериному,
    От его свиста все цветочки осыпалися,
    А что есть люди - все мертво лежат.
    Но срубил я ему буйну голову,
    Говорил притом таковы слова:
    «Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
    Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
    Тебе полно-тко стращать малых детушек!»
    Звучит музыка.
    Добрыня Никитич:
    Поехал я к славной речке -
    Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
    Аи Змеинищо да то Горынищо,
    Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
    Говорит-то Змеинищо таковы слова:
    «А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
    Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу,
    Захочу - сожру».
    Изловчился я, ударил Горынище,
    Ан упал-то Змей на сыру землю,
    На сыру землю, на ковыль-траву.
    Запросил пощады, душегубище.
    Звучит музыка.
    Алеша Попович:
    Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
    И что сам он трех саженей росту,
    Конь под ним, как лютый зверь,
    Изо рта пламень пышет,
    Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,
    Как хлестнул я его по голове,
    А как упал он на сыру землю,
    То вскочил я ему на черну грудь,
    И отрезал ему голову прочь,
    И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».

    Звучит гусельная музыка.
    Гусляр:
    Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
    Аи седлали вы коней добрых,
    Да стояли вы за веру и Отечество,
    И поклон вам от Руси и во веки веков.
    Кланяются друг другу и зрителям и уходят.
    Воспитатель:
    Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.

    Елизавета Байкузина
    Конспект ИЗО «Защитники земли русской. Образ богатыря»

    Тема : «Защитники земли русской . Образ богатыря

    Вид занятия : тематическое рисование;

    УМК : перспектива;

    Цель : познакомить учащихся с образом русского богатыря и учить изображать его ;

    Задачи :

    Воспитательные : воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного искусства ;

    Развивающие : развивать образное мышление , зрительно – образную память ;

    Обучающие : совершенствовать умение изображать образ человека ;

    Планируемые результаты :

    Предметные : умение описывать образ человека ;

    Метапредметные :

    1. Познавательные : формировать интерес к изобразительной деятельности ;

    2. Коммуникативные : совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;

    3. Регулятивные : учить анализировать и оценивать работу сверстников;

    Личностные : познакомить учащихся с репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри »

    Место проведения : МБОУ СОШ №1, кабинет №4.

    Время проведения : 9.45 – 10.25

    Оборудование : доска, учебник «Изобразительное искусство » (Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, наглядный материал (картины богатырей , доспехов, воинских орудий, картина В. М. Васнецова «Богатыри » .

    Технологическая карта урока.

    I.Организационный момент.

    Учитель приветствует детей :

    Здравствуйте, дети. Сегодня урок изобразительного искусства буду вести у вас я, меня зовут Елизавета Владимировна. Давай повернемся к соседу справа и улыбнемся ему, повернемся к соседу слева и помашем ему. Я вам желаю творческих успехов на нашем уроке, садитесь.

    Проверка готовности класса к уроку :

    На урок вам будут необходимы акварельные краски, кисточки, простой карандаш, стирательную резинку, баночку с водой и альбом.

    II. Нацеливание.

    Учитель задает вопрос :

    Ребята, а вы любите разгадывать загадки?

    Здорово, давайте я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать, только слушайте внимательно и не выкрикивайте с места.

    Учитель загадывает загадку :

    Знаю взрослые и дети,

    Нет его сильней на свете

    Одного напомню я –

    Это Муромец Илья.

    Правильно ребята, это богатырь .

    Учитель выводит тему урока вместе с детьми :

    Так значит, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

    Верно, сегодня мы с вами будем говорить о русских богатырях .

    III. Работа по новой теме.

    Учитель задает вопрос детям :

    - Богатырь – он какой , как вы его представляете?

    Молодцы, все эти слова, подобранные вами , можно найти в сюжете картины, которую мы будем рассматривать. Откройте учебники, на странице 93.

    Учитель работает с учебником :

    Перед вами репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри » . Посмотрите внимательно на нее и послушайте, что я вам о ней расскажу.

    Учитель представляет свой рассказ :

    На заставе три богатыря , в центре на вороном коне сидит Илья Муромец – славный богатырь . У него русское лицо , широкая борода с проседью. Богатырь хорошо вооружен : одет он в железную кольчугу, а на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. У него длинный нос, светлые волосы и борода. Он одет богато и нарядно . Сидит на белом, длинногривом коне. Третий богатырь – Алеша Попович . Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья и Добрыня, но берет ловкостью, быстротой и находчивостью. У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными тучами.

    Учитель задает вопросы :

    Понравилась ли вам картина Васнецова?

    Какой из богатырей вам понравился больше?

    Учитель предлагает детям нарисовать богатыря :

    Я вам предлагаю изобразить своего богатыря , так, как вы его представляете. Его можно нарисовать в доспехах с различным оружием. Богатыря нужно изобразить на всем листе бумаги. Можно изобразить его в движении , на коне. Старайтесь выполнять рисунок аккуратно, при рисовании спина должна быть прямая.

    Учитель вывешивает на доску картинки орудий и одежды богатыря . А у меня получился вот такой богатырь :

    Учитель вывешивает картину своего нарисованного богатыря и предлагает детям приступить к работе.

    IV. Физкультминутка.

    Учитель проводит физкультминутку вместе с детьми :

    Вы наверное устали, и поэтому все встали.

    Физкультминутка :

    Раз – подняться, подтянуться,

    Два – небес скорей коснуться.

    Три – белы ручки поднапреч,

    Головой достать до плеч.

    На четыре руки шире -

    Лучшая зашита в мире.

    Друг на друга посмотри – чем мы не богатыри ?

    Как услышим цифру «5» - тихо сядем рисовать.

    V. Продолжение работы по новой теме.

    Учащиеся садятся на свои места и продолжают рисовать богатыря . Подходят к завершению работы.

    VI. Итог урока.

    Учитель подводит итог урока :

    Ребята, ваши рыцари получились очень сильными и могущественными. Они способны стоять на страже Руси и охранять ее.

    VII. Рефлексия.

    Учитель предлагает ученикам закончить фразу.

    Ребята, помогите мне закончить предложения :

    Мне на уроке было интересно …

    Мне на уроке было трудно…

    Теперь я могу…

    Учитель завершает урок :

    Мне было очень приятно работать с вами, но наше время подошло к концу. Урок окончен, до свидания.

    Публикации по теме:

    Конспект занятия «Богатыри земли русской» План занятия по ИЗО, посвященный Дню защитника Отечества. Твердохлебова Ирина Александровна, воспитатель. Задачи: познакомить детей с.

    Занятие на тему «Былинные богатыри – защитники земли Русской». Интеллектуальная игра турнир эрудитов «Умники и умницы». Цель: приобщение.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Защитники земли русской» Интегрируемые области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Защитники Земли Русской» Цель: Формирование у детей интереса к героическому прошлому своей страны. Задачи: Образовательные: познакомить детей с некоторыми событиями.

    Конспект НОД «Богатыри земли русской» Тема: Богатыри земли русской. Интеграция: Познание, коммуникация, социализация, Цель: обобщить и систематизировать знания детей о.

    Урок в 5 классе.

    Тема: Русские богатыри.

    Цель : Познакомить с произведениями изобразительного искусства, с картиной В. Васнецова «Богатыри».

    Задачи : развивать творческое восприятие мира, творческий подход к работе; совершенствовать графические навыки; воспитывать интерес и любовь к Всемирной истории и истории Отечества. Вид урока: тематическое рисование и аппликация.

    Тип урока: комбинированный.

    Метод обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

    Оборудование: для учащихся: альбом, карандаш, ластик, акварель, ножницы; для учителя: презентация.

    Литературный ряд: былины.

    Зрительный ряд: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

    ХОД УРОКА

    1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

    2. Вводная беседа.

    Не скакать врагам по нашей земле,
    Не топтать их коням землю русскую,
    Не затмить им солнце наше красное.

    Все вы, ребята, знакомы с богатырями и их подвигами. Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в прошлое, познакомимся с картинами великого художника. А каждый из вас попробует создать образ своего богатыря.

    В старину враги не раз нападали на Русь, налетали на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в полон (плен). Чтобы беречь от них землю русскую, разбросали по краю степи заставы богатырские. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.

    А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Защитникам родной земли, храбро сражающимся с поработителями, посвятил народ свои былины.

    Кто же они, эти защитники земли русской? (Любимые народные герои - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

    Что рассказывается в былинах о Богатырях? (Слайд 3).

    Чем прославился Илья Муромец? (Илья Муромец убил четыреста разбойников, истребил несметные полчища татар во главе Идолищем, одержал победу над Соловьём- Разбойником) Его отличает искренняя преданность народному делу.

    …Я иду служить за веру христианскую
    И за землю Российскую
    Да за стольный Киев-град,
    За вдов, за сирот, да за бедный народ…

    Бесстрашие, мужество и справедливость Ильи Муромца заслуженно сделали его главой богатырской заставы. Добрыня Никитич геройски боролся со Змеем Горынычем, да с ханом Батыем. (Слайд 4). Алеша Попович победил Тугарина Змея. Эти три могучих богатыря часто встречаются в былинах, они вместе действуют, помогают друг другу.

    Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам - священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательно, но вместе с тем в каждом из богатырей есть что-то своё, особенное. (Слайд 5).

    3. Работа по картине В. Васнецова «Богатыри»

    Посмотрите внимательно на картину. В степи, среди бескрайних русских просторов остановились три всадника, три могучих русских богатыря. Зорко и тревожно всматриваются они вдаль: «нет ли где врага, не обижают ли кого» Колышет ветер пожелтевшую траву, разметает гривы и хвосты богатырским коням. Гонит по осеннему небу грозные тучи. Твердо и непоколебимо стоят витязи.

    В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Он напряженно всматривается вдаль. Уверенность, сила и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов», и рука его, поднятая для защиты от солнца, не сгибается под этой тяжестью. Широкий и упрямый лоб, крепко сжатые губы, прямой открытый взгляд говорят о несгибаемой силе воле, о прямоте и честности его души. Илья уже не молод, серебром сверкает его борода. Выбилась из-под шлема седая прядь- это подчеркивает его мудрость. Илья Муромец принадлежит к людям труда. И одет он не богато. Тяжело, но уверенно сидит Илья на коне. И конь под стать богатырю. Такой же мощный и сильный. Он стоит спокойно. Ушли копыта в землю под тяжестью всадника.

    Другой герой картины - Добрыня Никитич. Знатен, он сын князя богатого из города Рязани. Своей геройской борьбой со змеем Горынычем прославился и этот богатырь. Богатством украшения оружия, нарядностью одежды выделяется среди других богатырей. Блестит серебром кольчуга, щит переливается самоцветными жемчугами, меч в золотых ножнах. Белый конь Добрыни под стать хозяину, в нарядной сбруе с золотыми бляшками. Красив, строг и благороден образ Добрыни Никитича. И хотя нет в нем мощи и силы, как у Ильи Муромца, но это его достойный собрат.

    Алеша Попович рядом с товарищами тонок и строен. Он часто брал не силой, а смекалкой. Про него говорят, что он увертлив и догадлив. У Алеши нет ни пудовой палицы, ни булатного меча. Вооружен он легко - «тугой лук размывчатый, да стрелочка каленая». А в правой руке у него гусли. Алеша не только сражаться, горазд, он любит и песни петь. Конь его, золотой масти, спокойно пощипывает травку. Но его не захватить врасплох. Он хитер и стремителен.

    Глядя на картину, не сомневаешься в том, что именно такими должны быть богатыри древней Руси. Эта картина создавалась 25 лет, в 1871-1898 гг. (Слайд 6).

    Физкультминутка

    4. Творческая работа учащихся. (Слайды 7,8).

    Выполнение коллективной работы «Русские богатыри». Лист лежит горизонтально, рисунок размещается легкими карандашными линиями.

    • повторение основных этапов построения фигуры человека,
    • уточнение деталей (шлем, кольчуга, щит, меч) решение в цвете,
    • вырезать по контуру, приклеить на общий формат.

    Повторение техники безопасности с режущими и колющими инструментами. Требования к работе:

    • аккуратное выполнение работы;
    • удачное цветовое сочетания, техника владения красками, аппликацией

    5. Итоги урока.

    Анализ рисунков, проработанность, завершенность.