Мауриц эшер краткая биография. Постеры, pепродукции картин известных художников в высоком разрешении хорошем качестве, клипарт и фотографии большого размера для скачивания. Ранние годы и учеба в Харлеме

Любая фантастика соприродна человеческому разуму, но не абсурд, диктуемый извне. Голландский художник-график Мауриц Корнелис Эшер , который родился 17 июня 1898 года и умер в 1972-м, рисовал вещи ирреальные, немыслимые. Такого не может быть. Но он так видел мир. Это правда реального человека…

Мауриц Корнелис Эшер — Maurits Cornelis Escher.

(17.06.1898 - 27.03.1972)

Нидерландский художник-график



Мауриц Корнелис Эшер Maurits Cornelis Escher (1898-1972) — голландский график. Родился 17 июня 1898 в Леувардене (Голландия) в семье инженера-гидравлика. В 1919 поступил в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме, но вскоре оставил архитектуру ради занятий графикой. До 1937 много путешествовал по Европе, делал наброски, обращая особое внимание на обманчивые, двусмысленные элементы пейзажа.

Ascending and descending - Вверх и вниз


Описание:

1960 г. - литография 38х28.5 см. Бесконечные лестницы, представляющие главный мотив этой картины, навеяны статьей л.С. и Р. пенроузов, напечатанной в "Британском журнале психологии" в феврале 1958 года. Прямоугольник внутреннего двора замкнут стенами здания, у которого вместо крыши - бесконечная лестница. Скорее всего, в этом доме живут монахи, приверженцы некой религиозной секты. Возможно, ежедневный ритуал предписывает им подниматься по ступеням несколько часов подряд. Кажется, если они устанут, им разрешается повернуть в обратную сторону и спускаться, вместо того. чтоб подниматься. Однако оба направления, хотя и выразительны, но одинаково бесполезны. Двое непокорных индивидов в этот момент отказываются участвовать в ритуале. Им это совершенно не нужно, но нет сомнения, что раньше или позже их заставят раскаяться в своем нонкомформизме.


Работы Эшера вовлекают зрителя в противопоставление иллюзии и реальности. Например, в гравюре Рептилии плоское изображение ящериц чудесным образом наполняется объемом, они словно выползают за пределы рисунка. Такие работы, как Рептилии и Другой мир , где стены, потолок и пол меняются своими пространственными ролями при каждом повороте листа, отражают увлечение художника «волшебной механикой» метаморфоз графического изображения.

Puddle - Лужица



Описание:

1952. Продолиная гравюра. 24х32 см Безоблачное вечернее небо отражается в луже, оставшейся на лесной тропинке после недавнего ливня. На глинистой земле отпечатались следы двух автомобильных шин, двух велосипедных колнс и обуви двух пешеходов.


Творчество Эшера раньше других оценили представители естественных наук, математики и психологи. Считается, что его следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна , фрейдовского психоанализа, кубизма и тому подобных открытий в области соотношений пространства, времени и их тождественности, хотя Эшер и не принадлежал к основному потоку авангардного искусства XX века.

Tower of Babel


Описание:

Вавилонская башня.1928. Продольная гравюра.62 х 38,5 см Поскольку период смешения языков предположительно совпал с возникновением различных рас, одни строители – белые, другие – черные. Работа остановилась: они больше не понимают друг друга. Драма достигает кульминации на самом верху строящейся башни, - мы видим ее сверху, будто с высоты птичьего полета, что требует максимального, перспективного сокращения. Эта проблема была продумана автором до конца лишь двадцать лет спустя.

Belvedere

Описание:

Белведер.1958. литография.46х29,5 см Слева на переднем плане лежит лист бумаги с чертежом куба. Места пересечения граней отмечены двумя кружками. Какая грань впереди, какая позади? В трехмерном мире невозможно увидеть переднюю и заднюю стороны одновременно, поэтому их не возможно изобразить. Однако есть возможность нарисовать предмет. Передающий иную реальность, если смотреть на него сверху и снизу. Сидящий на скамейке юноша держит в руках именно такое абсурдное подобие куба. Он задумчиво разглядывает этот непостижимый предмет, оставаясь безразличным к тому, что бельведер за его спиной выстроен в том же невероятном, абсурдном стиле.На полу нижней площадки,то есть внутри, стоит лестница, по которой взбираются двое. Однако, достигнув верхней площадки, они снова окажутся снаружи, под открытым небом, и снова им придется входить внутрь бельведера.Удивительно ли что никому из присутствующих нет дела до заключенно, который просовывает голову между прутьями тюремной решетки и оплакивает свою судьбу?

Balkony - Балкон


Описание:

1945. Литография. 30х23,5 см Трехмерность этих домов – абсолютная функция. Невозможно нарушить двухмерную природу листа бумаги, на которой они изображены (если только нещелкнуть по нему с обратной стороны). Однако в центре наблюдается некое вздутие, этакий протуберанец, который тоже не боле чем иллюзия: лист остается плоским. Достигнуто лишь растяжение, четырехкратное увеличение в центральной части композиции.

Double Planetoid


Описание:

Двойной астероид.1949. Торцовая гравюра(четыре доски). Диаметр 37,5 см Два правильных тетраэдра,пронизывающих друг друга, плывут в пространстве, как астероид. Темный тетраэдр населен людьми,преобразовавшими его в город с домами, мостами и дорогами. Светлый тетраэдр остался в своем естественном состоянии, с поросшими растительностью скалами и доисторическими животными. Итак, два небесных тела составляют единое целое, но они не имеют понятия друг о друге.

Moebius band II - Лента Мебиуса 2


Описание:

1963. Продольная гравюра (три доски). 45х20 см Замкнутая кольцеобразная полоса на первый взгляд имеет две поверхности – внешнюю и внутреннюю. Вы видите, как девять красных муравьев один за другим ползут и по той, и по другой. Тем не менее это полоса с односторонней поверхностью.

Tetrahedal Planetoid - Четырёхугольная планета


Описание:

Четырехгранный астероид. 1954. Продольная гравюра (2 доски). 43х43 см. Эта малая планета, населенная людьми, имеет форму правильного четырехгранника и окружена сферической атмосферой. Видны 2 из 4 грани тетраидра; ребро делит изображение надвое. Все вертикальные линии: стены домов, деревья и люди – направлены к центру тяжести, а все горизонтальные поверхности: сады, улицы, крыши, вода прудов и каналов – составляют часть сферической оболочки.

Предел – круг 4 (рай и ад).

1960. Продольная гравюра (две доски). Диаметр 41.5 см. И здесь размер компонентов уменьшается по мере центробежного движения к краям круга. 6 самых больших форм (3 белых ангела и 3 черных дьявола) лучами расходятся от центра. Диск разделен на 6 секций, где доминируют ангелы на черном фоне и дьяволы – на белом. Таким образом, рай и ад меняются местами 6 раз. В промежуточных, «земных» стадиях они подобны друг другу.

Drawing Hands - Рисующие руки


Описание:

1948. Литография. 28,5х34 см Лист бумаги прикреплен к доске кнопками. Правая рука делает на листе набросок манжеты с запонкой. Работа еще не закончена. Но справа уже детально прорисована левая рука: она высовывается из рукава так реалистично, словно вырастает из плоской поверхности, и, свою очередь, делает набросок другой манжеты, из которой, подобно живому существу, выползает правая рука.








Описание:

1961.Литография.38х30 см Конструкция составлена из перекладин, положенных одна на другую под прямым углом. Следя глазами за всеми ее элементами поочередно, мы не заметили ни малейшего несоответствия между ними. Однако перд нами – совершенно невозможное целое, поскольку в интерпритации расстояния между обьектом и наблюдателем возникают неожиданные изменения. Эта немыслемая конструкция трижды «вмонтирована» в картину. Падающая вода приводит в движение мельничное колесо и течет по наклонному зигзагообразному желобу между двумя башнями, возвращаясь к точке, где водопад начинается снова. Мельнику достаточно время от времени плеснуть туда ведерко воды, чтобы компенсировать испарение.Кажется, что обе башни одинаковой высоты; то не менее, та что справа, оказывается этажом ниже, чем башня слева

Водопад (в деталях). 1961 г. - литография


Dragon - Дракон


Описание:

Дракон.1952. Торцовая гравюра. 32х24 см Как бы этот дракон ни стремился перейти в другое измерение, он остается абсолютно плоским. Прорежьте в двух местах лист бумаги, где он оттиснут. Затем согните лист так, чтобы получилось два квадратных отверстия. Но дракон – чудовище упрямое: несмотря на свою двухмерность, он всеми силами старается доказать, что существует в трех измерениях; поэтому в одно четырехугольное отверстие он просовывает голову, а в другое – хвост.



Eye - Глаз


Описание:

1946. Меццо-тинто. 15х20 см. Художник рисует свой глаз, очень сильно увеличенный с помощью вогнутого зеркала для бритья. В зрачке отражается череп, всегда напоминающий нам: memento mori.

Whirlpools - Водовороты


Водовороты. 1957. Торцовая гравюра. 45х23.5 см Фокусы соеденены между собой двумя белыми S-образными спиралями, проходящими по осям туловищ рыб, которые плавают вплотную обна за другой. Однока в этом случае они движутся вперед в противоположными направлениями. Верхний фокус – отправная точка для темных рядов, компоненты которых максимально увеличиваются в средней части рисунки; затем, уносимые водоворотом, они попадают в сферу воздействия нижнего фокуса, пока не исчезают в нем. Светлые ряды функционируют, но в обратном направлении. Принимая во внимание технологические особенности ксилографии, хочу отметить, что для обоих тонов используется одна гравюрная доска: оттиски фиксируются поочередно на одном листке бумаги: при повороте на 180 градусов они создают отражения друг друга. Один оттиск плотно заполняет свободные участки другого, и наоборот.


Circle Limit III - Предел-круг III

1959.Продольная гравюра (две доски). Диаметр 41,5 см Изогнутые белые линии, пересекаясь, делят друг друга на секции; каждая равна длине рыб - от бесконечны малых до самых крупных, и снова - от самых крупных до бесконечно малых. Каждый ряд монохромен. Необходимо использовать по крайней мере четыре цвета, чтобы добиться тональных контрастов этих рядов. С технологической точки зрения, потребуется пять досок: одна - для черных элементов и четыре - для цветных. Для заполнения круга каждую доску в форме прямоугольного круга следует оттянуть четырежды. таким образом, законченный отпечаток потребует 4х5=20 оттисков.



Predestination

Описание:
1951 г. - литография 29Х42 см.


Змеи. 1969 г.



Относительность. 1953 г.


Мариус Корнелис Эшер (1898 – 1972) один из наиболее известных художников-графиков в мире. Его работы любимы миллионами людей по всему миру, как мы можем увидеть на многих сайтах интернета.

Эшер наиболее известен его так называемыми невероятными структурами, такими как «Вверх и вниз», «Относительность», своими «превращениям», такими как «Метаморфозы I », «Метаморфозы II », «Метаморфозы III », «Небо и Вода» или «Рептилии».

Однако, Эшером созданы некоторые чудесные, более реалистичные работы во время его проживания и путешествия по Италии.

Например, « Castrovalva », где можно увидеть любование Эшера красотами высот и низовин вблизи и вдали, или литография « Atrani » небольшого городка, расположенного на побережье Амальфи, созданная в 1931 году.

В течении жизни, Эшер создал 448 литографий, гравюр и гравюр по дереву и более 2000 рисунков и набросков. Как некоторые из его известных предшественников, - Микеланджело, Леонардо да Винчи, Дюрер и Холбен, - Эшер был левшой.

Являясь художником-графиком, Эшер делал иллюстрации к книгам, почтовые марки и фрески,

Придумывал гобелены.

Эшер родился в Лувандере, в Нидерландах, и был четвертым младшим сыном инженера. После того, как Эшеру исполнилось 5 лет, его семья переехала в Арнхем, где Эшер провёл большую часть юности. После того как он провалил экзамены в высшей школе, Мауриса в конечном счёте отправили в Школу Архитектуры и Декоративного искусства в Гаарлеме.

После того, как Маурис провел неделю в школе, и показал свои рисунки и линогравюры своему учителю Сэмюелю Джессерну, который вдохновил его продолжать работать в жанре декора, он объявил отцу, что ему лучше изучать декоративное искусство нежели архитектуру,

После окончания школы, Эшер путешествовал оп Италии, где встретил свою будущую жену Жетту Уимкер, (на которой женился в 1924 году). Они поселились в Риме, где прожили до 1935 года. В течении этих 11 лет, Эшер путешествовал по Италии каждый год, делая рисунки и наброски для разных гравюр, которые он создавал вернувшись домой.

Многие из этих набросков позже он использовал для литографий и для гравюр по дереву, например фон в литографии «Водопад» взят из работ итальянского периода, или деревья изображенные на гравюре по дереву под названием «Лужа», это те же деревья, которые Эшер использовал в гравюре по дереву " Pineta of Calvi ", которая была сделана 1932.

Эшер был очарован регулярными авиационным подразделением в Альгамбаре, и замками 14 столетия в Гранаде, во время визита в Испанию в 1922 году.

Во время проживания в Швейцарии и во время Второй Мировой Войны, Эшер решительно занимается своим хобби, рисуя 62 из 137 работ из серии « Regular Division Drawings », которые он создаст в течении жизни.

Расширяя свое страстную любовь к регулярному авиационному подразделению, используя некоторые рисунки как основу для своего другого хобби, вырезанию по буковому дереву.

Эшер играл с архитектурой, перспективой и пространством. Его творчество продолжает впечатлять и удивлять миллионы людей по всему миру. В его работах мы замечаем его наблюдения за миром, который нас окружает и выражением его фантазии. Эшер показывает нам, что реальность прекрасна, постижима и очаровательна.


Список работ

Ранние работы (1916—1922)

Отец Эшера линогравюра 1916
Экслибрис для Бастиана Киста линогравюра 1916
Хризантема линогравюра 1916
Детская голова линогравюра 1916
Череп линогравюра 1917
Железнодорожный мост, Остербек гравюра 1917
Талисман гравюра 1917
Мужской портрет линогравюра 1917
Автопортрет линогравюра 1917
Ребёнок линогравюра 1917
Молодой дрозд линогравюра 1917
Экслибрис для Маурица Эшера линогравюра 1917
Автопортрет линогравюра 1917
Кувшин линогравюра 1917
Промокашки линогравюра 1918
Фит ван Столк линогравюра 1918
Волны линогравюра 1918
Автопортрет линогравюра 1918

The borger oak линогравюра 1919
Портрет линогравюра 1919
Сидящий с кошкой на коленях человек продольная ксилография 1919
Дерево продольная ксилография 1919
Автопортрет продольная ксилография 1919
Попугай линогравюра 1919
Белая кошка продольная ксилография 1919
Морская раковина продольная ксилография 1919 или 1920
Автопортрет на стуле продольная ксилография 1920
Кролики продольная ксилография 1920
Обнажённая женщина (пейзаж) продольная ксилография 1920
Дикий Запад продольная ксилография 1920
Грехопадение продольная ксилография 1920
Отец Эшера сквозь увеличительное стекло продольная ксилография 1920
Мужской портрет продольная ксилография 1920
Стоящий мужчина продольная ксилография 1920
Сидящая старушка продольная ксилография 1920
Цветок гравюра 1920
Сидящая обнажённая женщина I продольная ксилография 1920 или 1921
Сидящая обнажённая женщина II продольная ксилография 1920 или 1921
Сидящая обнажённая женщина III продольная ксилография 1920 или 1921
Рошье Инген Хус литография 1920 или 1921
Афиша литография 1920 или 1921
Заполнение плоскости человеческими фигурами литография 1920 или 1921
Рай продольная ксилография 1920
Сидящая обнажённая женщина IV продольная ксилография 1921
Сидящая обнажённая женщина V линогравюра 1921
Рука с еловой шишкой продольная ксилография 1921
Лес около Ментона продольная ксилография 1921
Святой Франциск продольная ксилография 1922
Восемь голов: основа продольная ксилография 1922
Восемь голов продольная ксилография 1922
Орёл (виньетка) продольная ксилография 1922

Итальянский период (1922—1935)

Крыши Сиены продольная ксилография 1922
Сан-Джиминьяно продольная ксилография 1923
Дельфины продольная ксилография 1923
Автопортрет продольная ксилография 1922
Портрет Джетты («Женщина с цветком») продольная ксилография 1925
Виторкиано нель Чимино продольная ксилография 1925
Первый день Сотворения Мира продольная ксилография 1925
Шестой день Сотворения Мира продольная ксилография 1926
Грехопадение продольная ксилография 1927
Процессия в склепе продольная ксилография 1927
Рим продольная ксилография 1927
Воздушный замок продольная ксилография 1928
Вавилонская башня литография 1928
Фара Сан-Мартино, Абруцци продольная ксилография 1928
Бонифачо, Корсика продольная ксилография 1928
Корте, Корсика продольная ксилография 1929
Город в Южной Италии продольная ксилография 1929
Затопленный собор продольная ксилография 1929
Младенец Артур Эшер продольная ксилография 1929
Автопортрет литография 1929
Барбарано, Чимино литография 1929
Улица в Сканно, Абруцци продольная ксилография 1930
Кастровальва литография 1930
Мост литография 1930
Морано, Калабрия продольная ксилография 1930
Фиумара, Калабрия литография 1930
Тропеа, Калабрия литография 1931
Монастырь рядом с Рокка Империале, Калабрия литография 1931
Атрани, берег Амальфи литография 1931
Крытая аллея в Атрани поперечная ксилография 1931
Равелло и берег Амальфи литография 1931
Берег Амальфи продольная ксилография 1931
Ферма, Равелло литография 1931
Сан-Козимо, Равелло литография 1932
Турелло, Южная Италия литография 1932
Порта-Мария-дель-Оспедале, Равелло поперечная ксилография 1932
Лев на фонтане площади в Равелло поперечная ксилография 1932
Сан-Микеле-деи-Фризоне, Рим литография 1932
Мумифицированные священники в Ганджи, Сицилия литография 1932
Замок Седжесте, Сицилия поперечная ксилография 1932
Пещерный город около Сперлинга, в Сицилии продольная ксилография 1933
Пальма поперечная ксилография 1933
Кальтавутуро в горах Мадони, Сицилия литография 1933
Монастырь в Монреале, Сицилия продольная ксилография 1933
Поток лавы из Этны в 1928 году, Сицилия литография 1933
Пинета Кальви, Корсика продольная ксилография 1933
Флюоресцирующее море литография 1933
Фейерверк литография 1933
Старая олива, Корсика поперечная ксилография 1934
Нонза, Корсика литография 1934
Натюрморт со стеклом литография 1934
Ночной Рим: Колоннада Святого Петра продольная ксилография 1934
Ночной Рим: Санта-Мария-дель-Пополо продольная ксилография 1934
Ночной Рим: Колонна Траяна продольная ксилография 1934
Ночной Рим: Базилика Константина продольная ксилография 1934
Ночной Рим: Замок Святого Анжело продольная ксилография 1934
Ночной Рим: Колизей продольная ксилография 1934
Аэроплан над снежным пейзажем продольная ксилография 1934
Натюрморт с отражающим шаром литография 1934
Портрет инженера Г. А. Эшера, отца художника, в возрасте 92 лет литография 1935
Рука с отражающим шаром литография 1935
Собор Св. Петра, Рим продольная ксилография 1935
Сенгела, Мальта продольная ксилография 1935
Ад (копия картины Иеронима Босха) литография 1935
Сон продольная ксилография 1935

Швейцария и Бельгия (1935—1941)

Снег литография 1936
Колючий цветок поперечная ксилография 1936
Дом в Лава около Нунциата, Сицилия литография 1936
Венеция гравюра 1936
Натюрморт и улица продольная ксилография 1937
Метаморфоза I продольная ксилография 1937
Развитие продольная ксилография 1937
День и ночь продольная ксилография 1938
Небо и вода I продольная ксилография 1938
Небо и вода II литография 1938
Цикл литография 1938
Вход в Старую Церковь, Делфт продольная ксилография 1939
Делфт с башни Старой Церкви продольная ксилография 1939
Развитие II продольная ксилография 1939
Остпоорт, Делфт продольная ксилография 1939
Новая церковь, Делфт продольная ксилография 1939
Ратуша, Делфт продольная ксилография 1939
Канал Фолдерсграхт, Делфт продольная ксилография 1939
Метаморфоза II продольная ксилография 1939—1940
Экслибрис для доктора П. Травальино поперечная ксилография 1940

Возвращение в Нидерланды (1941—1954)

Рыба продольная ксилография 1941
Заполнение плоскости рептилиями продольная ксилография 1941
Verbum литография 1942
Рептилии литография 1943
Муравей литография 1943
Одуванчик I поперечная ксилография 1943
Одуванчик II поперечная ксилография 1943
Встреча литография 1944
Балкон литография 1945
Дорические колонны поперечная ксилография 1945
Три сферы I поперечная ксилография 1945
Диплом Временной Академии в Эйндховене продольная ксилография 1945
Всадники продольная ксилография 1946
Глаз меццо-тинто 1946
Магическое зеркало литография 1946
Три сферы II литография 1946
Мумифицированная лягушка меццо-тинто 1946
Новогодняя поздравительная открытка продольная ксилография 1947
1-й этаж галереи меццо-тинто 1946—1949
Вверху и внизу литография 1947
Другой мир II продольно-поперечная ксилография 1947
Росинка меццо-тинто 1948
Учиться для Звёзд продольная ксилография 1948
Звёзды поперечная ксилография 1948
Капля росы меццо-тинто 1948
Солнце и луна гравюра 1948
Рисующие руки литография 1948
Новогодняя поздравительная открытка гравюра 1949
Заполнение пространства птицами поперечная ксилография 1949
Мозаичный узор: птицы поперечная ксилография 1949
Морские раковины меццо-тинто 1949
Рыбы и лягушки поперечная ксилография 1949
Двойной астероид поперечная ксилография 1949
Бабочки продольная ксилография 1950
Покрытая рябью поверхность литография 1950
Порядок и хаос литография 1950
Дьяволы (виньетка) поперечная ксилография 1950
Дом с лестницей литография 1951
Дом с лестницей II литография 1951
Мозаика I меццо-тинто 1951
Скручивайся! литография 1951
Судьба литография 1951
Замощение плоскости рыбой и птицей литография 1951
Гравитация литография 1952
Две пересекающиеся плоскости продольная ксилография 1952
Дракон гравюра 1952
Лужа продольная ксилография 1952
Членение пространства кубами литография 1952
Концентрические сферы поперечная ксилография 1953
Относительность литография 1953
Спирали поперечная ксилография 1953
Три пересекающиеся плоскости продольная ксилография 1954
Экслибрис для A. R. A. Вертхайма продольная ксилография 1954
Четырёхгранный астероид продольная ксилография 1954

Успех и слава (1955—1972)

Выпуклость и вогнутость литография 1955
Глубина гравюра 1955
Освобождение литография 1955
Спираль продольно-поперечная ксилография 1955
Три мира литография 1955
Бесконечное единение литография 1956
Выставка гравюр литография 1956
Лебеди гравюра 1956
Деление продольная ксилография 1956
Меньше и меньше продольно-поперечная ксилография 1956
Водовороты продольно-поперечная ксилография 1957
Куб с волшебными лентами литография 1957
Мозаика II литография 1957
Бельведер литография 1958
Дорога жизни II гравюра 1958
Предел — круг I гравюра 1958
Сферическая поверхность с рыбами продольная ксилография 1958
Сферические спирали продольная ксилография 1958
Плоские черви литография 1959
Предел — круг II продольная ксилография 1959
Предел — круг III продольная ксилография 1959
Рыбы и чешуйки гравюра 1959
Предел — круг IV (Рай и ад) продольная ксилография 1960
Спускаясь и поднимаясь литография 1960
Водопад литография 1961
Лента Мёбиуса I продольно-поперечная ксилография 1961
Лента Мёбиуса II (Красные Муравьи) продольная ксилография 1963
Предел-квадрат гравюра 1964
Узлы продольная ксилография 1965
Дорога жизни III продольная ксилография 1966
Метаморфоза III продольная ксилография 1967—1968
Змеи продольная ксилография 1969

Книги, иллюстрированные Эшером

* A. P. van Stolk. Flor de Pascua. — Baarn, 1921.
* E. E. Drijfhout. XXIV Emblemata dat zijn zinne-beelden. — Bussum, 1932.
* J. Walch. De vreeselijke avonturen van Scholastica. — Bussum, 1933.

Книги, написанные Эшером

* M. C. Escher. Regelmatige vlakverdeling. — Utrecht, 1958.
* M. C. Escher. Grafiek en tekeningen. — Zwolle, 1959.
* M. C. Escher. The graphic work of M. C. Escher. — New York, 1961.
* R. Escher, M. C. Escher. Bewegingen en metamorfosen. Een briefwisseling. — Amsterdam, 1985.

Наследие

Музей Эшера в Гааге

В 1968 году, за 4 года до смерти, Эшер создал фонд The M. C. Escher Foundation для того, «чтобы сохранить его наследие». The M. C. Escher Foundation продолжает организовывать выставки работ художника, выпускать книги и фильмы о нём и его работах. Однако, фонд не наследовал его авторские права.

В качестве владельца авторских прав выступает The M. C. Escher Company B. V. Этот фонд управляет всеми авторскими правами на работы Эшера, включая все изображения и текст, как устный, так и письменный. Несмотря на то, что он базируется в Нидерландах, The M. C. Escher Company B. V. принимает весьма активное участие в устранении нарушений авторских прав в США. В частности, фонд недавно выиграл дело против американской торговой фирмы Rock Walker.

В 2002 году в Гааге, в бывшем королевском дворце, ранее использовавшемся как выставочный зал (нидерл. Het Paleis), открылся музей Эшера, в котором выставлены его наиболее известные графические работы.

На стене пансиона в Равелло, где останавливался Эшер и где он, в частности, встретил свою будущую жену, установлена мемориальная доска.

Интересные факты

* В честь Эшера назван открытый в 1985 году астероид.
* Образ картины «Относительность» регулярно используется в других художественных произведениях: он присутствует в одной из комнат Города Гоблинов в фильме «Лабиринт», персонажи мультсериала «Футурама» в серии «I, Roommate» во время поисков квартиры одному из героев посещают в том числе «эшеровский» дом, образ присутствует в клипе Red Hot Chili Peppers на песню Otherside.
* В песне «Странного Эла» Янковича White and Nerdy, пародирующей образ нерда, есть строчка «MC Escher that’s my favorite MC».

Фотография: www.mcescher.com

Эшер прославился своими оптическими иллюзиями и математически выстроенными рисунками. Куда менее известна его страсть к итальянским пейзажам - результат путешествия по Италии в 1922 году. Между тем эти пейзажи в его творчестве занимают довольно важное место (что по московской выставке очень заметно): с 1922-го по 1935-й Эшер создал множество гравюр с изображениями интерьеров восхищавших его церквей (например, «Внутри Св. Петра» 1935 года) и панорамных видов городов, а также итальянской природы и разных достопримечательностей. Природа Италии для него была неотделима от искусства Возрождения: строгие пропорции ренессансных зданий и важное место геометрии в творчестве художников Ренессанса явственно повлияли на все его последующее творчество. Кроме того, Эшер был сильно впечатлен мумифицированными останками священников на Сицилии и запечатлел их в очень реалистичной литографии. Позже он пытался создавать пейзажи в Голландии и Швейцарии, но разочаровался в местной природе и оставил это занятие.

Эшер и мавританский стиль


Фотография: www.mcescher.com

Еще в 1930-е годы Эшер посетил памятники мавританского искусства в Испании, в том числе Альгамбру, где его поразили знаменитые геометрические орнаменты. Орнаменты и вообще геометрические композиции для художников Востока были едва ли не главным способом самовыражения - ислам запрещает изображать людей, а самыми денежными стройками, как правило, были мечети. К тому же математика была любимой наукой исламского Средневековья.

Эшер и кристаллография


Фотография: www.mcescher.com

В основе многих известных рисунков Эшера лежит принцип симметрии - тот же самый, что положен в основу науки о кристаллах. Эшер не был ученым - его прежде интересовала эстетическая сторона симметрии, поэтому он развлекал и себя, и зрителя, заставляя симметрично кружить по поверхности ящерок, птиц, кошек, даже демонов и ангелов. Однако наукой он увлекался довольно серьезно - и в 1960 году по приглашению химика и кристаллографа Каролины МакГиллаври Эшер даже выступал с лекцией о симметрии на международной кристаллографической конференции в Кембридже.

Эшер и геометрия


Фотография: www.mcescher.com

Под впечатлением от мавританских орнаментов Альгамбры Эшер начал делать наброски с использованием разных кристаллических решеток. К этим наброскам он потом добавлял фигуры животных и создавал листы, мозаически заполненные разноцветными фигурами ящеров или птиц. Другие характерные приемы Эшера - переходы из двухмерного в трехмерное пространство и изображения сложных многогранников (типичный пример - работа «Гравитация»).

Эшер и математика


Фотография: www.mcescher.com

О том, насколько творчество Эшера близко ученым-математиками, говорит тот факт, что во время XII Всемирного математического конгресса в Амстердаме в 1954 году была открыта выставка работ Эшера. Математикой он никогда специально не занимался, хотя прочитал исследование венгерского математика Дьёрдя Пойа о группах симметрии, которое ему прислал брат. Из этой работы он почерпнул знание о том, что существует 17 «групп рисунка обоев». Это специальное название для существующих в природе видов двухмерных повторяющихся паттернов, позволяющих без разрывов заполнить плоскость фигурами одного вида так, чтобы получилась мозаика или пазл. Эшер часто использовал принцип мозаичного замещения плоскости, например в орнаментах 1950-х годов. Математика описывает, какими фигурами можно замостить плоскость регулярно (тремя правильными многоугольниками: треугольником, квадратом и шестиугольником), но Эшер пошел дальше - его интересовала нерегулярная мозаика, состоящая из разных по форме фигур. Кроме того, Эшер стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы (фигуры, состоящие из собственных маленьких подобий) еще до того, как математический термин «фрактал» был введен в употребление в 1975 году.

Эшер и неевклидово пространство


Фотография: www.mcescher.com

Самые знаменитые работы Эшера построены как визуальные обманки, но по сути являются визуальным воплощением неевклидова пространства - то есть такого пространства, в котором параллельные прямые спокойно могут пересекаться. Эшер не доказывал теорем с помощью своих рисунков, просто демонстрировал удивительные возможности нашего восприятия. Эти поиски, надо сказать, были вполне в русле авангардного искусства. Один из интересных примеров проявления неевклидовой геометрии в работах Эшера - «Картинная галерея». Здесь переплетаются два пространства - галереи и картины, которая висит в галерее. Так как перспектива построена по незнакомому нам принципу, сразу разобраться в происходящем непросто. Но постепенно мы понимаем, что видим ситуацию одновременно с нескольких сторон - мужчина в картинной галерее смотрит на картину, мы смотрим на него, а женщина, изображенная на картине, - на мужчину из галереи. Это немного напоминает поиски кубистов, которые отказывались от реалистичности в поисках широты взгляда. Еще один пример неевклидового пространства в работах Эшера - гравюра «Относительность».

Эшер и оптические иллюзии


Фотография: www.mcescher.com

Уже в самых ранних своих работах Эшер экспериментировал с перспективой как способом изменить взгляд зрителя на картину. Этими экспериментами он отчасти обязан опыту искусства Возрождения - ведь так называемая прямая перспектива, которая была взята за основу ренессансной живописи, - это, в общем, точно такая же условность, как и «обратная перспектива», используемая в византийской иконописи. Идеальные пропорции - не меньшая иллюзия, чем искажение пространства, это Эшер хорошо понимал. Он начал создавать картины со сложной перспективой во время путешествий по Италии - когда выполнил работу под названием «Вавилонская башня».

Эшер и рекурсия


Фотография: www.mcescher.com


Фотография: www.mcescher.com

Эшер никогда не отказывался от возможности подзаработать, тем более что его семье, судя по сохранившимся свидетельствам, постоянно не хватало на жизнь. Эшер много работал с Королевской почтой Нидерландов, делая все что угодно - от дизайна поздравительных открыток и почтовых марок до 50-метрового панно «Метаморфоза III», в котором наглядно продемонстрированы различные приемы мозаичного замощения пространства в сочетании с оптическими иллюзиями. В «Метаморфозе» геометрические фигуры плавно перетекают в изображения птиц, животных и архитектурных форм, чтобы потом закольцеваться и вернуться к первоначальному рисунку. Эшер также создавал узоры для оберточной бумаги магазинов De Bijenkorf. Несмотря на то что дизайн не был основным делом его жизни, Эшер оказал серьезнейшее влияние на последующие поколения промышленных художников и дизайнеров, особенно на приверженцев психоделического искусства.

Эшер и имп-арт


Фотография: www.mcescher.com

Имп-арт - это направление в искусстве, нацеленное на изображение невозможных с точки зрения геометрии фигур. Например, английский ученый Роджер Пенроуз создал сразу несколько таких фигур, самые известные из которых - треугольник Пенроуза и лестница Пенроуза. Все «невозможные» картины были созданы Эшером с 1958 по 1961 год - вскоре после того, как эти фигуры были описаны Пенроузом. Эшер применил находки Пенроуза в гравюрах наряду с обычными, евклидовыми многогранниками. Самые яркие примеры невозможных фигур у Эшера - в литографии «Водопад» и в гравюре «Спускаясь и поднимаясь». В «Водопаде» создана модель вечного двигателя, основанная на «невозможном треугольнике», а «Спускаясь и поднимаясь» - это художественная модель «невозможной лестницы», по которой движение в одну сторону будет бесконечным спуском, а движение в другую сторону - бесконечным подъемом. Секрет «невозможных» фигур заключается в ракурсе, с которого на них смотрят, - что было особенно увлекательно для Эшера, в совершенстве овладевшего различными видами перспектив и их искривлений.

Невозможный мир

Художественная математика

Осязание пространства

Графические иллюзии

Интеллектуальные мозаики

Икона эпохи

Но зачастую людям кажется, что графическое искусство — зрелище, прямо скажем, скучное. Особенно, если они в нём совершенно не разбираются.


Но стоит им лишь один раз взглянуть на произведения этого мирового мастера, как их мнение мгновенно меняется. И это потому, что его картины поражают воображение и меняют сознание.

Мауриц Корнелиус Эшер (Maurits Cornelis Escher, 1898-1972).

Знаменитый сейчас на весь мир нидерландский художник родился в незаурядной семье. Отец был инженером, а мать — дочерью министра. Маук, как ласково называли его близкие, был пятым и самым младшим ребёнком. Эшерам выпала большая честь жить во дворце Принцессхоф (Princesshof). В переводе с немецкого это Двор принцессы. Когда-то он принадлежал Марии Луизе Гессен-Кассельской (Maria Louise of Hesse-Kassel), матери Вильгельма VI, принца Оранского (William IV, Prince of Orange). Как и все дети, Маук совершенно не хотел учиться, поэтому оценки его, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Обучение столярному делу и основам музыки не дало никаких результатов. И, как ни странно, лишь рисование вызывало у мальчика неподдельный интерес.


Учитель, который первым заметил стремление воспитанника познать мир искусства, показал ему некоторые элементы ксилографии (гравировки по дереву). С этого и началась непростая, но фантастическая, дорога творчества Маурица Эшера. Печатные технологии, и в особенности литография, стали смыслом жизни юного мастера.


Тогда, в 1916 году, на свет появилось первое произведение художника — портрет Джорджа Арнольда Эшера (George Arnold Escher), любимого и почитаемого сыном отца.
Что примечательно, гравировка была выполнена на необычном «полотне» — фиолетовом линолеуме. Аттестат зрелости юноша так и не получил. Однако ему очень хотелось иметь художественное образование, поэтому в течение нескольких последующих лет Мауриц Эшер активно брал уроки в Техническом училище Делфта, а также - у великого модерниста, нидерландского художника Самуэля де Мескита (Samuel de Mesquita)


Его Эшер будет до конца жизни считать своим вторым отцом в мире графики. Набравшись навыков и опыта у виртуозов своего дела, он все же поступает в Харлемскую школу архитектуры и декоративных искусств, откуда выпускается уже дипломированным специалистом. Неотъемлемой частью жизни творца являлись путешествия.


Кочевая жизнь дала художнику возможность впитать в себя национальный колорит многих стран и изучить специфику их архитектуры и изобразительного искусства. Новые знания, полученные в странствиях по миру, помогли наполнить и разнообразить творческую вселенную Маурица Эшера. Он никогда не думал о том, чтобы прославиться в роли художника, пишущего маслом. Мауриц Эшер часто рисовал итальянские пейзажи, природные красоты Франции, голландскую архитектуру (серия видов Делфта).


Некоторые из них уже изначально имели стилевые черты автора, связанные с игрой пространства, но истинное удовольствие ему доставляла лишь полноценная работа с печатными оттисками. Именитого гравёра с малых лет интересовало повторение образов, что можно было сделать только с помощью печатной техники. Определяющую роль в творчестве Маурица Эшера сыграла математика. Многие его произведения построены на регулярном и нерегулярном повторении на плоскости геометрических фигур, что напоминает принцип трёхмерной мозаики.

Самыми главными для него являются многогранники. Они присутствуют на многих работах мастера. Но, пожалуй, самой популярной работой, связанной с многоугольными фигурами, является «Гравитация» (Gravity), которая выполнена литографическим способом печати.


В центре картины изображен додекаэдр, состоящий из множества пирамид. Все они служат жилищем для несуществующих, будто бы мифических чудовищ, которые высовывают в отверстия свои большие лапы и длинные шеи. Огромная фигура, словно паутиной, со всех сторон обрамлена нескончаемой чередой конечностей этих фантастических существ.

Помимо многоугольников Мауриц Эшер довольно часто изображал на своих полотнах сферы, которые превращал в произведения-автопортреты. Важной частью творений были и спиралевидные фигуры, а также ленты Мёбиуса.


Расцветом творчества художника, хоть и довольно поздним, стал 1939 год, ведь именно тогда на свет появилось самое выдающееся творение Эшера — «Метаморфозы» (Metamorphosis). Картина длиной в семь метров является примером непревзойденного мастерства оптической иллюзии. На ней происходит неоднократный, но при этом плавный переход от одного орнамента к другому, где птицы чудным образом превращаются в рыб, а городской пейзаж начинает постепенно походить на шахматную доску с фигурами. Эта гравюра позволяет испытать связь между вечностью и бесконечностью, где время и пространство объединяются в единое целое.


Есть ли у науки и искусства общие точки пересечения? Может ли один из этих миров дополнять и обогащать открытиями другой? Великие творцы эпохи Возрождения в данной постановке вопроса даже не увидели бы противоречия. Для них способы познания мира и самовыражения не делились так жестко, как для нас. Произведения нидерландского художника-графика Маурица (Мориса) Эшера обычно производят на людей гипнотическое действие, потому что размывают в нашем сознании жесткие границы между логичным и невозможным, между постоянным и изменяющимся.

На самом деле, каждая из картин является научно-художественным исследованием закономерностей пространства и особенностей нашего восприятия. Специалисты рассматривают его творчество в контексте теории относительности и психоанализа. Но можно и просто отвлечься на несколько минут и погрузиться в мир, где четкая логика, царящая внутри рисунка, вдруг оказывается искаженной относительно нашего мира.

Законы симметрии

Картинами, знаковыми для Эшера, можно считать литографии, напоминающие мавританские мозаики. Кстати, художник признавался, что эта тема была навеяна посещением замка Альгамбра. Заполнение плоскости тождественными фигурами можно было бы считать детской забавой высокого художественного уровня, если не одна деталь: с математической точки зрения в данных рисунках выполняются определенные виды симметрии (в каждом - свой). Кстати, именно такие же, как в кристаллических решетках. Поэтому работы Мориса Эшера рекомендованы в качестве иллюстраций при изучении кристаллографии.




Метаморфозы

Эта интересная тема практически вытекает из предыдущих рисунков. Присмотритесь: похожие мотивы, но на смену четкой упорядоченности приходят постепенные изменения – от черного к белому, от маленького к большому, от птицы к рыбе… и от плоскости к объему!




Логика пространства

Почему мы любим фокусы? Потому что они, безопасно для нашей психики, на несколько секунд дают почувствовать присутствие волшебства. То есть, мы фиксируем нарушение закономерностей нашего мира, но тут же с облегчением понимаем, что нас просто мастерски надули, и значит мир на месте. С картинами Эшера, в которых художник исследовал закономерности пространства, происходит примерно то же самое. На первый взгляд – красивые картины, на второй и третий – «нас где-то провели, надо понять, где именно»… и зависаем надолго, пытаясь понять, «как же так?».



Самовоспроизведение информации

«Рисующие руки» - одна из наиболее известных картин Эшера. Считают, что на ее идею художника натолкнул набросок к «Портрету Джиневры де Бенчи» Леонардо да Винчи. Кстати, этот рисунок вовсе не является абсолютно симметричным, как это может показаться на первый взгляд.



Сам Морис Эшер писал о своем творчестве: «Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам». На самом деле, ученые мужи отдают должное этому мастеру графики, ведь в его работах можно найти иллюстрации к темам «Мозаичное разбиение плоскости», «Неевклидова геометрия», «Проецирование трехмерных фигур на плоскость», «Невозможные фигуры» и многим другим. Кроме того, Эшер почти на 20 лет опередил математиков в работе с фракталами, теоретическое описание которых было дано лишь в 1970-е годы, а картины с использованием этой математической модели художник создавал гораздо раньше.

Сюрреалистические акварели, созданные испанским художником Борхе Санчесом,

Зачастую людям кажется, что графическое искусство - зрелище, прямо скажем, скучное. Особенно, если они в нём совершенно не разбираются. Но стоит им лишь один раз взглянуть на произведения этого, не побоюсь сказать, мирового мастера, как их мнение мгновенно меняется. И это потому, что его картины поражают воображение и меняют сознание.

«Невозможное - возможно» - всего лишь два слова, но именно они как нельзя лучше описывают необъятное творчество Маурица Корнелиуса Эшера (Maurits Cornelis Escher, 1898-1972) .

Знаменитый сейчас на весь мир нидерландский художник родился в незаурядной семье. Отец был инженером, а мать - дочерью министра. Маук, как ласково называли его близкие, был пятым и самым младшим ребёнком. Эшерам выпала большая честь жить во дворце Принцессхоф (Princesshof). В переводе с немецкого это Двор принцессы. Когда-то он принадлежал Марии Луизе Гессен-Кассельской (Maria Louise of Hesse-Kassel), матери Вильгельма VI, принца Оранского (William IV, Prince of Orange).

Как и все дети, Маук совершенно не хотел учиться, поэтому оценки его, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Обучение столярному делу и основам музыки не дало никаких результатов. И, как ни странно, лишь рисование вызывало у мальчика неподдельный интерес. Учитель, который первым заметил стремление воспитанника познать мир искусства, показал ему некоторые элементы ксилографии (гравировки по дереву). С этого и началась непростая, но фантастическая, дорога творчества Маурица Эшера. Печатные технологии, и в особенности литография, стали смыслом жизни юного мастера. Тогда, в 1916 году, на свет появилось первое произведение художника - портрет Джорджа Арнольда Эшера (George Arnold Escher), любимого и почитаемого сыном отца. Что примечательно, гравировка была выполнена на необычном «полотне» - фиолетовом линолеуме.

Аттестат зрелости юноша так и не получил. Однако ему очень хотелось иметь художественное образование, поэтому в течение нескольких последующих лет Мауриц Эшер активно брал уроки в Техническом училище Делфта, а также - у великого модерниста, нидерландского художника Самуэля де Мескита (Samuel de Mesquita). Его Эшер будет до конца жизни считать своим вторым отцом в мире графики. Набравшись навыков и опыта у виртуозов своего дела, он все же поступает в Харлемскую школу архитектуры и декоративных искусств, откуда выпускается уже дипломированным специалистом.

Неотъемлемой частью жизни творца являлись путешествия. Кочевая жизнь дала художнику возможность впитать в себя национальный колорит многих стран и изучить специфику их архитектуры и изобразительного искусства. Новые знания, полученные в странствиях по миру, помогли наполнить и разнообразить творческую вселенную Маурица Эшера.

Он никогда не думал о том, чтобы прославиться в роли художника, пишущего маслом. Мауриц Эшер часто рисовал итальянские пейзажи, природные красоты Франции, голландскую архитектуру (серия видов Делфта). Некоторые из них уже изначально имели стилевые черты автора, связанные с игрой пространства, но истинное удовольствие ему доставляла лишь полноценная работа с печатными оттисками. Именитого гравёра с малых лет интересовало повторение образов, что можно было сделать только с помощью печатной техники.

Определяющую роль в творчестве Маурица Эшера сыграла математика. Многие его произведения построены на регулярном и нерегулярном повторении на плоскости геометрических фигур, что напоминает принцип трёхмерной мозаики. Самыми главными для него являются многогранники. Они присутствуют на многих работах мастера. Но, пожалуй, самой популярной работой, связанной с многоугольными фигурами, является «Гравитация» (Gravity), которая выполнена литографическим способом печати.



В центре картины изображен додекаэдр, состоящий из множества пирамид. Все они служат жилищем для несуществующих, будто бы мифических чудовищ, которые высовывают в отверстия свои большие лапы и длинные шеи. Огромная фигура, словно паутиной, со всех сторон обрамлена нескончаемой чередой конечностей этих фантастических существ.

Помимо многоугольников Мауриц Эшер довольно часто изображал на своих полотнах сферы, которые превращал в произведения-автопортреты. Важной частью творений были и спиралевидные фигуры, а также ленты Мёбиуса.

Расцветом творчества художника, хоть и довольно поздним, стал 1939 год, ведь именно тогда на свет появилось самое выдающееся творение Эшера - «Метаморфозы» (Metamorphosis). Картина длиной в семь метров является примером непревзойденного мастерства оптической иллюзии. На ней происходит неоднократный, но при этом плавный переход от одного орнамента к другому, где птицы чудным образом превращаются в рыб, а городской пейзаж начинает постепенно походить на шахматную доску с фигурами.



Так в чём же необычность работ Маурица Эшера? В том, что он показывает совершенно иную, свою, непривычную для простого человека форму видения. На его полотнах то и дело появляются «фантастические твари», безликие люди, которые обитают на лестницах, не имеющих конца и начала, руки, которые рисуют сами себя.



Логика пространства и времени всё время нарушается, претерпевает изменения, а главные объекты сюжета перевоплощаются во что-то неподдающееся объяснению. Оптические иллюзии создают неподвластную земным законам вселенную. Казалось бы, сюрреалистический, где-то даже парадоксальный, мир художника напоминает современный фильм ужасов, созданный при помощи 3D-технологий. Но именно эти ирреальные аспекты скрывают в себе ответы на многие вопросы человеческого бытия.

Картины художника выходят за рамки реальности, но при этом вмещают в себя то, что на самом деле лежит на поверхности. Странность происходящего в его произведениях заставляет нас внимательнее всмотреться в глубину творений и в какой-то момент осознать, что Эшер, основатель импоссибилизма или имп-арта - искусства о невозможном, по-настоящему велик.