Психология малых групп. Понятие малой группы в социальной психологии

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Андреева, 2004)

Среди основных признаков малой группы можно назвать следующие:

1) размер – число членов группы;

2) психологический климат группы – нравственно-эмоциональная окраска взаимоотношений в группе;

3) композиция – характеристика входящих в группу членов (численность, половой и возрастной состав национальность, социальное положение членов группы), т. е. индивидуальный состав группы;

4) структура группы – те функции, которые выполняют члены группы, а также состояние формальных и неформальных взаимоотношений в группе;

5) групповые процессы – показатели актуальных социальных отношений, существующих в группе (лидерство – руководство, стадии развития группы, групповое давление и т. д.);

6) групповые нормы – правила поведения, которых придерживаются члены группы.

Перечисленные выше характеристики малой группы являются основаниями, согласно которым классифицируют и изучают малые группы в социальной психологии.

Проблема классификации социальных групп различными исследователями понимается по-разному. Рассмотрим классификацию на стр. 133, предложенную Г. М. Андреевой.

Условные – это группы которые объединяют людей, не являющиеся членами ни одной малой группы. Реальные – действительно существующие объединения людей, которые в полном объеме соответствуют всем параметрам малой группы. Психологи часто в исследовательских целях имеют дело с реальной лабораторной группой, которая создается экспериментатором с целью сопровождения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Эта группа существует только в период проведения эксперимента, после чего распадается. Реальные естественные группы складываются независимо от желания экспериментатора, а возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Формальные группы – существующие в рамках признаваемых официально организаций. Цели, которым следуют члены этой группы, задаются на основании задач вышестоящей организацией, в которую включена данная группа. Неофициальные группы возникают и существуют вне пределов официальных организаций. Цели, которые преследуют члены таких групп, – это личные интересы и привязанности, как совпадающие, так и отличающиеся от целей официальных организаций. Референтной является любая реальная или условная группа, являющаяся для человека особо значимой, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хочет стать. Цели такой группы, групповые нормы и ценности, формы поведения, высказываемые мысли представляют для человека особую ценность, которым он хочет и старается следовать в жизни. Нереферентная группа не представляет для человека никакой ценности, несмотря на то, что он является ее членом.

Слаборазвитые группы отличает отсутствие прочной психологической общности, взаимоотношения не стабильны, нет четкого распределения обязанностей, признанных лидеров.

Психология малых групп является значимой частью научного интереса ученых, ведь люди живут и работают в таких общностях. Исследователей привлекают данные, которые смогут пролить свет на закономерности возникновения и функционирования такого образования, механизмы его развития и процессы, которые в нем происходят.

К определению понятия

Малая группа - это в психологии такая общность, которая имеет небольшой состав, а ее члены скооперировались на основе единой цели и характеризуются реальным личным контактом, что служит базой для образования группы как таковой.

Общественно-экономические условия являются детерминантами возникновения малой группы. Во-первых, социум и его экономические отношения стимулируют создание так называемых ячеек, в которых происходит формирование начальных ценностных ориентаций, которые в будущем становятся основой общества. Во-вторых, индивид - это стадное существо, и поэтому он желает стать одним из элементов социально значимой, престижной группы, где сможет самоутвердиться. Со временем малые группы в социальной психологии достигают своего наивысшего уровня развития и становятся коллективом, который характеризуется строгой структурой, регламентацией жизни, наличием авторитетного руководителя, отсутствием конфликтных ситуаций, высокими моральными ценностями и благоприятным климатом, дружескими отношениями и сплоченностью участников. Коллектив способствует творческому и всестороннему развитию индивида.

Виды малых групп

Психология малых групп уже накопила много знаний, в связи с этим существует несколько классификаций этого феномена.

Формальная группа отличается заданной структурой извне, например, школьный класс. Ее функционирование зависит от установленных заранее правил, инструкций, положений и фиксируемых целей. Неформальная образуется с учетом личностных предпочтений. "Клеем" для этой общности являются личные симпатии и антипатии ее участников.

Слаборазвитые группы находятся на первой стадии своего онтогенеза, а высокоразвитые, как утверждает социальная психология малой группы, характеризуются едиными, общими интересами и конечными целями, присутствием развитой сети отношений, высоким уровнем сплоченности. Самая развитая форма такого образования - это коллектив.

К характерным признакам коллектива относят:

  1. Общую деятельность, которая имеет направление на определенный предмет. В связи с этим люди работают в одном месте, используют совместные средства.
  2. Четкую структурную организацию, с которой согласны все члены, а их желания выражает доверенное лицо (управляющий).
  3. Наличие общих идей, размышлений, единых моральных и этических норм и правил, близких отношений.

Также психология малой группы выделяет диффузные (объединение на основе совместных эмоций и переживаний) и сплоченные общности (основываются на тесных взаимоотношениях).

Еще есть референтные группы, которые считаются примером и отвечают интересам, потребностям, желаниям, симпатиям их членов. В нереферентных группах люди только трудятся.

Структура группы

Проблема малой группы в психологии включает исследования, касающиеся ее структурных компонентов, которые представляют устойчивые взаимосвязи. Жизнедеятельность объединения, его продуктивность и удовлетворенность зависят от особенностей таких связей. На структуру влияют и внешние, и внутренние факторы. Бывает такое, что отношения складываются так, как решил кто-то извне. Малые группы в социальной психологии изучались всесторонне, что привело к осмыслению их структуры, включающей элементы, которые будут описаны ниже.

Композиционная подструктура

Это система социально-психологических свойств участников объединения, которые имеют большую значимость для целостности. Количественный и качественный показатели важны в этом случае. Также стоит учитывать национальные особенности, социальный статус и происхождение участников, ведь эти характеристики будут влиять на активность, межличностные отношения, образование неформальных микрообъединений, ролевую позицию и т. д.

Подструктура эмоциональных межличностных предпочтений

В этом аспекте психология малых групп изучает реальные связи между членами, симпатии и антипатии, которые легко выявить благодаря социометрическому методу. С помощью социометрии можно определить, есть ли взаимные предпочтения у членов группы, какая система межличностных и эмоциональных связей здесь присутствует. Люди отвечают на вопросы, которые предусматривают ответы в виде выбора нескольких участников с положительной и негативной стороны. Например, кого человек хочет видеть на своем дне рождения и кого не хочет. Выбирают трех членов группы в качестве ответа на каждый вопрос.

Коммуникативная подструктура

Психология больших и малых групп в этом аспекте занимается определением позиции каждого участника объединения в различных информационных системах, которые есть между ними самими и являются связанными с внешним миром. Степень владения информацией и знаниями влияет на статус члена в группе, поскольку он обладает особым доступом к возможности получить и хранить сведения, что, соответственно, и обеспечивает ему специфическую роль. Анализом коммуникативных связей, которые влияют на продуктивность общей деятельности, занимался Кричевский. Психология малой группы стала обобщенным трудом этого ученого. Важным моментом является в информационном потоке и наличие или отсутствие негативной эмоциональной атмосферы.

Подструктура функциональных отношений

В ней проявляются различные взаимозависимости участников, которые возникают из-за определенных ролей и способности выполнять некоторые обязанности.

Вообще, психология малой группы говорит о сложности этого образования. Люди в нем могут занимать разное положение, иметь различный статус, выполнять определенные функции и ощущать некоторое отношение к себе других членов, в зависимости от индивидуальных и социально-психологических свойств.

Составляющие группы

Малая группа - это в психологии субъект деятельности, наделенный самостоятельностью, поэтому его можно охарактеризовать с психологической точки зрения. Для нее, как и для любой другой общности, которая имеет единую духовную жизнь и психологию, свои особенности, которые не могут быть сведены к суммарному количеству индивидуальных характеристик людей, характерны собственные составляющие, а именно:

  • Взаимоотношения в группе.
  • Устремления группы.
  • Настроения в группе.
  • Традиции группы.

Взаимоотношения

Психология взаимоотношений в малых группах интересуется субъективными отношениями, которые возникают как результат разнообразных интеракций ее участников и сопровождаются разными по полюсу эмоциональными переживаниями личностей. Для системы межличностного взаимодействия характерна стихийность из-за внутренних психологических условий. Поначалу эту систему трудно распознать, ведь на таком этапе ей не свойственно организационное оформление. Но это совсем не умаляет ее значимости, поэтому понятие малой группы в психологии должно тщательно исследоваться. Межличностные связи становятся базой для формирования всех других элементов объединения, установления взаимных правил, норм жительства, межличностных оценок, совместного переживания и сочувствия, проявления соперничества, конкуренции и самореализации.

Компоненты взаимоотношений

Структура взаимоотношений представлена тремя взаимосвязанными компонентами: это когниция, эмоция и поведение.

Когнитивный аспект - это совокупность таких психических явлений, как ощущение, память, восприятие, мыслительные аспекты, представление, воображение. Благодаря этим функциям человек во время взаимодействия может познавать характеристики своих партнеров, их когнитивные явления. Вследствие взаимного восприятия друг друга у индивидов создается некое взаимопонимание и отношения.

Эмоциональный аспект представлен положительными и отрицательными переживаниями, которые возникают у человека под воздействием других людей и конфигурации индивидуальных характеристик их психологии. Выражается этот компонент в антипатиях, симпатиях, удовлетворенности собой и партнерами, делом. В группе часто наблюдается отождествление 2-х субъектов, сопровождаемое таким феноменом, как эмпатия (эмоциональный отклик на чувства другого, сопереживание и сочувствие).

Регулирует взаимоотношения поведенческие аспект. В его состав входят мимика, пантомимика, жестикуляция, речь, поступки, которые выражают отношение конкретного индивида к остальным и к объединению в общем.

Групповые устремления

Составляющие групповых устремлений представлены целями, потребностями, мотивами, включающими интересы и ценности, задачами, которые являются базой поведения и общих усилий участников образования.

В таких устремлениях можно увидеть совместные и одновременно индивидуальные цели и задачи каждого члена группы, благодаря которым они смогут реализовать свои потребности, чаяния, запросы и интересы. Такая направленность выполняет функцию компаса, что помогает ориентироваться группе и придерживаться одного вектора развития. Устремления обеспечивают опосредствованный контроль за промежуточными результатами деятельности и жизни в целом. Также они могут постоянно регулировать общие усилия и активные начинания в зависимости от обстоятельств и условий действительности.

Мы упоминали о целях, потребностях и мотивах. Под целями понимаются наиболее важные для группы объекты, феномены, задания, которые являются истинной сутью их активности. Они могут отличаться близостью или дальностью достижения, общественной значимостью или важностью лишь для определенной группы. Цель говорит о роли деятельности в общественной жизни. То, что необходимо для группы - это потребности. А вот побудительными силами совместной активности выступают мотивы. Они заставляют индивидов заниматься тем или иным делом, которое часто является причиной их объединения.

Групповое мнение и групповые настроения

Под этим понятием понимают оценочные суждения, выражающие совместное отношение или отношение большинства к некоторым ситуациям, объектам, людям, которые находятся и во внутренней, и во внешней среде. Групповое мнение психология малых групп использует в качестве показателя развитости объединения, уровня его сплоченности и продуктивности.

Суть второго понятия заключается в сложных эмоциональных состояниях, в общем эмоциональном настрое группы, системе переживаний, которые овладевают участниками в какой-то момент времени. Этот феномен влияет на все проявления в образовании и придает ощутимую окраску.

Групповые настроения представлены общими переживаниями определенных ситуаций и сведений; сходными эмоциональными состояниями, которые могут овладеть или всей группой, или ее частью; стойким настроем, влияющим на поступки, поведенческие реакции людей.

Традиции

Каждое объединение, которое функционирует длительное время, выработало свои нормы, правила, стереотипы поведения. Традиции не возникают просто так, ведь для их установления группа должна пройти ряд этапов своего развития. Они включают как стандартные положения совместного существования, так и специфические, характерные только для этой конкретной группы. Традиции становятся потребностью, их соблюдение приносит удовольствие. Многообразие этого феномена впечатляет. Они подразделяются на несколько видов: общенародный, национальный, классовый. Традиции и обычаи имеют огромное значение для сплоченности группы, каждый член начинает ощущать себя частицей целого. Также можно открыть для себя ритуалы, которые иногда входят в привычку и на них не обращают внимания. Но если что-то пропустить, бессознательное сразу даст знать и человек почувствует дискомфорт от нехватки чего-то важного, тогда сознание выведет это ощущение на осознаваемый уровень.

Группа - это отдельный психологический феномен, который функционирует по собственным принципам и механизмам. Логично, что ученых интересуют эти положения и они занимаются изучением этих проблем, чтобы затем обобщить полученные знания.

Малая группа определяется как группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Нижний количественный предел начинается с диады. Верхний предел не установлен.

Рассматривается также вопрос о соотношении понятий коллектива и малой группы; причем предполагается, что коллектив есть особое качественное состояние малой группы.

Выдвигается несколько принципов классификации малых групп по различающимся между собой основаниям, основанным на дихотомическом принципе:

  • лабораторные и естественные группы,
  • организованные (формальные) и спонтанные (неформальные) группы,
  • открытые и закрытые группы (по степени открытости),
  • стационарные и временные группы (исходя из фактора продолжительности существования),
  • членства и референтные группы (по степени значимости группы для индивида).

Говоря об истории исследований малой группы, выделяются следующие подходы зарубежных исследователей:

  • теория поля, берущая начало в работах К. Левина. Основной пафос исследования заключается в известном тезисе о том, что поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминант. Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из топологии и теории множеств, а динамические - понятиями психологических и социальных сил.
  • интеракционистская концепция предполагает, что группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.
  • теория систем развивает представление о группе как о системе. Близка к предыдущему подходу, та же попытка понять сложные процессы, исходя из анализа основных элементов. Концептуальный аппарат теории систем позволяет описать группу как систему взаимосвязанных позиций и ролей, и рассматривает группу как открытую систему.
  • социометрическое направление представлено множеством эмпирических исследований внутригрупповых отношений, но влияние социометрических работ на развитие теории малых групп минимально.
  • психоаналитическая ориентация базируется на идеях Зигмунда Фрейда и его последователей, фокусируя внимание преимущественно на мотивационных и защитных механизмах личности.
  • общепсихологический подход основывается на предположении, что многие представления о человеческом поведении применимы к анализу группового поведения. Это касается главным образом таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной (познавательной) сферы, мотивация.
  • эмпирико-статистическое направление выводит основные понятия групповой теории из результатов статистических процедур, например, факторного анализа.
  • формально-модельный подход конструирует модели группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств.
  • теория подкрепления базируется на идеях скиннеровской концепции оперантного обусловливания.

В отечественной групповой психологии выделяются следующие исследовательские подходы:

  • деятельностный подход. Основывается на принципе деятельности. Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы привело к построению ряда теорий групповой активности, в том числе стратометрической концепции групповой активности А. В. Петровского. Также упоминается предложенный М. Г. Ярошевским программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива и разрабатываемая Е. М. Андреевой модель социально-перцептивных процессов совместной деятельности.
  • социометрическое направление широко развито, как и в зарубежной психологии. Наибольший вклад в развитие этого направления внес Я. Л. Коломинский, занимавшийся конструированием различных социометрических процедур.
  • параметрическая концепция была разработана Л. И. Уманским. Основная идея состоит в предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров.
  • организационно-управленческий подход. Основан на представлениях о социальной организации управленческой деятельности. У истоков его стоят психологи ленинградской школы во главе с Е. С. Кузьминым, проведшие многочисленные прикладные исследования групп и коллективов.

Что касается методологических принципов исследования группы, то авторы выдвигают как основные три следующих:

  • принцип деятельности,
  • принцип системности,
  • принцип развития.

Когнитивный (познавательный) план анализа групповых феноменов признается возможным в работе с малой группой. Чтобы быть уверенным, что полученные данные отражают картину реальной групповой жизни, необходимы:

  • опора на определенные методологические положения по проблеме сознания,
  • учет ряда закономерностей в области социальной перцепции,
  • использование соответствующих психометрических процедур.

Методологические средства анализа находят приложение в особо выделяемом авторами модельном подходе к изучению группы.

Здесь показано, как происходит складывание малой группы. Для этого:

  • раскрываются лежащие в его основе причины,
  • рассматривается последовательность движения группы по пути обретения ею признаков действительной коллективности,
  • описываются некоторые механизмы групповой динамики.

Возникновение организованной малой группы рассматривается как двухступенчатый процесс, состоящий, во-первых, в объявлении ее в качестве формального, официального звена социальной организации и, во-вторых, в наполнении ее конкретными индивидами, способными квалифицированно решать организационные задачи.

  • стратометрическая концепция А. В. Петровского, выдвигает в качестве критериев построения типологии групп во-первых, степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и, во-вторых, общественную значимость деятельности. Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критерию). В центре располагается диффузная (неопределенная) группа, а промежуточные положения занимают просоциальная и асоциальная ассоциации.
  • параметрический подход, предложенный Л. И. Уманским, основан на представлении о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями - отличительными признаками развития группы как коллектива. К числу таких параметров относятся: содержание нравственной направленности группы - единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций, организационное единство группы, групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности, психологическое единство - интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях. В зависимости от каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, серединную точку которого занимает группа конгломерат, а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу - коллективу, сопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий - кооперации и автономизации. Между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.
  • двухфакторная, или двумерная модель Б. Такмена описывает динамику группового процесса исходя из учета условий, в которых формируется группа. Наличие двух сфер групповой активности - деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры), положение группы в гипотетической последовательности развития, то есть, в соответствующей стадии. В каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих дуг друга этапов.

    В сфере межличностной активности:

    • стадия проверки и зависимости,
    • стадия внутреннего конфликта,
    • стадия развития групповой сплоченности,
    • стадия функционально-ролевой соотнесенности.

    В сфере деловой активности:

    • стадия ориентировки в задаче,
    • стадия эмоционального ответа на требования задачи,
    • стадия открытого обмена релевантными интерпретациями,
    • стадия принятия решений.

Особо рассматривается развитие группы в экстремальных условиях и частные модели группообразования, где внимание обращается на какой-либо один аспект развития малой группы.

В плане раскрытия механизмов группообразования выделяют:

  • разрешение внутригрупповых противоречий, различные типы которых описаны А. Г. Кирпичником (противоречия между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью и между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и усиление тенденции включения личности в групповую структуру) и Ф. Шамбо.
  • “идиосинкразический кредит”, понимаемый Е. Холландером как своеобразное разрешение группы на отклоняющееся поведение, как одно из условий внедрения в жизнь группы элементов инновационности,
  • психологический обмен, рассматриваемый на примере одной из его разновидностей - ценностного обмена, понимаемого как обоюдное удовлетворение сторонами-участницами взаимодействия определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из них другой стороне соответствующих ценностей, и рассмотренных на примере данных И. Олтмена, Д. Тейлора.

Также рассматривают характеристики сложившейся малой группы, особо выделяя структуру группы, функционирующие в группе нормы и групповую сплоченность.

При анализе структурной характеристики малой группы подчеркивается ее разномерность и разноуровневость.

Поуровневый анализ групповой структуры состоит в выделении определенных систем внутригрупповых отношений, иерархически располагающихся в “пространстве” группового функционирования. Различные типы групповых деятельностей задают и различные системы внутригрупповых отношений, деловых и эмоциональных. Реализация определенных инстуционально заданных функций в сфере ведущей деятельности группы порождает систему так называемых официальных отношений. Неофициальные отношения - отношения эмоционального типа, представляют собой различные неинструментальные формы межличностного общения. Учитывая соподчиненность групповых деятельностей, правомерно говорить и о соподчиненности производных от них систем отношений в групп, их поуровневом расположении. Имея в виду организационную целевую малую группу, это расположение может быть описано следующим образом: официальные отношения - неофициальные деловые отношения - неофициальные эмоциональные отношения.

Модель многоуровневой структуры, разработанная А. В. Петровским, включает несколько слоев (страт), каждый из которых характеризуется определенным принципом построения межличностных отношений и соответственно своеобразием проявления тех или иных групповых феноменов и процессов. Центральным звеном представляется сама предметная деятельность группы. Она определяет своеобразие социальных (официальных) отношений в группе. Три последующие страты являются психологическими. В первой фиксируются отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, мотивации деятельности, ее социальный смысл для каждого участника. Во второй страте представлены межличностные отношения, опосредованные содержанием групповой совместной деятельности. Третий уровень представляет собой поверхностный слой межличностных отношений, применительно к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.

Другой возможный ракурс рассмотрения групповой структуры связан с ее пониманием как многомерного образования. Чаще всего упоминаются следующие измерения групповой структуры:

  • формально-статусное, дающее представление о субординированности позиций в системе официальных отношений,
  • социометрическое характеризует субординированность позиций в системе внутригрупповых межличностных предпочтений и представляет собой аналог неформальной статусной структуры группы,
  • модели коммуникативных сетей свидетельствуют о субординированности позиций в зависимости от расположения индивидов в системах информационных потоков и концентрации в них той или иной касающейся группы информации. Центральным моментом является выяснение эффективности решения группой проблем в условиях централизованных и децентрализованных коммуникационных сетей. К числу факторов, объясняющих, каким образом модели коммуникационных сетей определяют групповую эффективность, относятся:
    • способность членов группы к развитию организационной структуры,
    • степень свободы, с которой личность может функционировать в группе,
    • насыщение или информационная перегрузка, испытываемая членами группы в позициях коммуникативной сети,
    • уровень развития малой социальной группы.
  • позиции социальной власти отражают субординированность вертикальных расположений индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Д. Френч и Б. Равен выделяют пять типов социальной власти: вознаграждающая, принуждающая, лигитимная, референтная и экспертная.
  • лидерство отражает субординированность позиций индивидов в зависимости от их ценностных потенциалов и их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.
  • Выделяется два класса моделей групповой структуры: - статические описывающиеся элементами формальной логики и теории графов,
  • ориентированные на процесс и подчеркивающие временные изменения в структуре. Авторы рассматривают три такие модели:
    • Внешняя и внутренняя система Д. Хоманса, основанная на представлении о некоторых основных элементах группового поведения, к которым он относит индивидуальные действия членов группы, их эмоциональные отношения друг к другу и их взаимодействия в виде взаимосвязанного поведения. Каждая группа имеет своеобразную границу, внешней к которой является окружающая среда: физическая, техническая, социальная. Элементы группового поведения во внешней среде образуют внешнюю систему. Лежащие в основе группового поведения элементы, непосредственно не побуждаемые внешней средой, составляют внутреннюю систему.
    • Двухмерная модель Р. Бейлса делает акцент на взаимодействие делового и межличностного аспектов групповой структуры. Возрастающая в процессе решения стоящей перед группой задачи функциональная специализация участников ведет к дифференциации их позиций, перераспределению в доступе к имеющимся ресурсам и различиям в степени влияния на партнеров. Для успешного функционирования группы необходимо сбалансированность инструментального и экспрессивного измерения.
    • Предложенная Р. Кеттеллом концепция группового поведения получила название теории групповой синтальности. Ключевое понятие теории - понятие синергии, индивидуальной энергии, предназначенной для развертывания групповой активности. Часть синергии расходится на сохранение существования группы, часть направляется на достижение целей, ради которых группа создана.

Существенная характеристика жизни сложившейся малой группы - функционирование в ней процессов нормативного поведения, то есть, поведения, связанного с реализацией групповых норм. Основными положениями в характеристике функционирования норм в малой группе считаются следующие:

  • нормы есть продукт социального взаимодействия, возникающий в процессе жизнедеятельности группы, а также вводятся в нее более крупной социальной общностью.
  • группа не устанавливает нормы для каждой ситуации, а формирует их лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы.
  • нормы могут прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях.
  • нормы различаются по степени принятия их группой.
  • нормы различаются по степени и широте допускаемой ими девиантности и диапазону применяемых санкций.

При классификации различных разработок нормативного поведения были выделены три крупных блока:

  • исследование нормативного влияния группового большинства были стимулированы работами С. Аша, положившими начало экспериментальному изучению феномена конформного поведения, в котором фиксировался факт согласия личности с мнением группового большинства - своего рода групповой нормой. Условия, способствующие его развертыванию, выделены в лабораторных экспериментах на индивидуально-личностном, групповом и деятельностном уровне. Делаются попытки выделения разновидностей конформного поведения. Л. Фейстингером описана публичная конформность. М. Дойчем и Г. Джералдом указаны два типа социального влияния на конформность в группе: нормативное и информационное, которые легли в дальнейшем в основу информационной теории конформности. В. А. Чудновский выделил два типа конформного поведения: внешнее и внутреннее. Г. Келмен описал три качественно отличных уровня конформного поведения: подчинение, идентификация и интернализация.
  • исследования нормативного влияния группового меньшинства берут начало в исследованиях С. Московиси, чья функционалистская модель социального взаимодействия проясняется следующими положениями:
  • влияние в группе распределяется неравномерно и осуществляется односторонне,
  • функция социального влияния состоит в том, чтобы сохранять и укреплять социальный контроль,
  • отношения зависимости обусловливают направление и величину социального влияния, осуществляемого в группе,
  • формы, в которых выступает процесс влияния, зависят от состояния неопределенности, испытываемого субъектом, и его потребности редуцировать эту неопределенность,
  • согласие, достигаемое благодаря взаимному обмену влиянием основывается на объективной норме,
  • все процессы влияния должны быть поняты как проявления конформности.

В рамках этой концепции изучаются поведенческий стиль меньшинства, социальные изменения и инновации, трактуемые подобно социальному контролю, как проявления влияния, “эффект ореола”.

Экспериментальная работа Ч. Немет показывает, что влияние меньшинства и большинства различается не только силой и открытостью, но и характером вызываемых у членов группы концентрации внимания, своеобразием процесса принятия решения.

Изучение последствий отклонения от групповых норм С. Шехтером представляет третье направление изучения нормативного поведения в группе. Оно показывает нам динамику развития и функции давления группы на отклоняющегося члена.

Групповая сплоченность также является предметом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных специалистов, не пришедших к единой дефиниции этого явления. Выделены следующие линии ведущихся в этой области исследований:

  • сплоченность как межличностная аттракция (привлекательность), развиваемая А. и Б. Лотт, определивших сплоченность как такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. К числу причин сплоченности авторы относят частоту взаимодействий индивидов, кооперативный характер их взаимодействии, демократический стиль руководства, фрустрацию и угрозу течения группового процесса, статусные и поведенческие характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми, успех в выполнении группового задания и т.д. В числе последствий агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица, более благоприятная оценка членами группы ситуаций межличностного взаимодействия, изменения в оценке других лиц, рост конформного поведения, возможно возрастание продуктивности группы,
  • сплоченность как результат мотивации группового членства описано Д. Картрайтом, предложившим модель групповой сплоченности, как некоей результирующей сил или мотивов, побуждающей индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе. Совокупность этих сил представлена в модели следующим набором переменных:
  • мотивационная основа тяготения субъекта к группе,
  • побудительные свойства группы, классификация которых рассмотрена наиболее полно,
  • ожидание или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для субъекта благоприятные или отрицательные последствия.
  • сплоченность как ценностно-ориентационное единство, являясь как бы антитезой двум предыдущим подходам, развивается А. В. Петровским.

Г. М. Андреева и А. И. Донцов, соотнеся три психологических уровня (страта) разработанной А. В. Петровским модели многоуровневой структуры межличностных отношений с различными возможными проявлениями сплоченности, нашли, что третьему психологическому уровню модели соответствует сплоченность, базирующаяся преимущественно на эмоциональных контактах членов группы, второму психологическому уровню - сплоченность, выраженная в совпадении у них ценностей, связанных с процессом совместной деятельности, первому уровню - сплоченность, в основе которой лежи т разделение всеми членами группы общих целей групповой деятельности, то есть, сплоченность как единство целей групповой деятельности или целевое единство группы.

Экспериментальное воплощение представлено тремя крупными исследовательскими направлениями. Первое, связанное с работами Р. С. Немова и Ю. В. Янотовской, ориентировано на изучение специфики ценностно-ориентационного единства в группах, различающегося по характеру реализуемой ведущей деятельности. работы второго направления, выполненные Т. Б. Давыдовой, В. В. Шпалинским и др., содержат материалы о связях ценностно-ориентационного единства группы с процессами социального контроля в ней, ее организованностью и работоспособностью. Третье направление представлено исследованиями А. И. Донцова, выделившего одну из высших форм ценностно-ориентационного единства в группе - предметно-ценностное единство, в котором отражено совпадение ценностных ориентаций членов группы, касающихся предмета совместной групповой деятельности, и экспериментально показавшего правомерность подобного понимания сплоченности.

В качестве целостной системы малая группа вписана в определенную среду: физическую, техническую, социальную. Экологические факторы обуславливают многие поведенческие эффекты индивидуального и группового характера, в ряде случаев (например, в экстремальных условиях) значительно обостряя их проявления и отражаясь на эффективности функционирования группы.

Другая важная определяющая групповой динамики - личностные особенности участников группового процесса. Их рассмотрение построено на работе М. Шоу, который, пытаясь сгруппировать характеристики членов группы, разбил их на три класса переменных: биографические характеристики (возраст, пол, образование), способности (интеллект и отдельные знания и умения) и черты личности, которые были сгруппированы в пять крупных блоков:

  • межличностная ориентация
  • социальная сензитивность
  • стремление к власти
  • надежность
  • эмоциональная устойчивость.

Предлагается альтернативный подход, определяющийся необходимостью обязательного соотнесения тех или иных индивидуальных характеристик членов группы с ее деятельностным контекстом, то есть реализуемыми группой типами совместной деятельности.

Влияние личности на групповой процесс осуществляется через систему межличностных отношений, связывающих членов группы в единое целое и на молекулярном уровне представленном внутридиадным “полем”. Первичным структурным компонентом этих отношений выступает социально-перцептивный акт, в развитых своих формах испытывающий воздействие многочисленных факторов и в свою очередь воздействующий на эффективность группового функционирования. Развертывание внутригрупповых межличностных отношений многообразно: оно идет как к гармонизации, отражающейся в совместимости членов группы, так и к дисгармонизации, примером которой является межличностный конфликт.

На всем протяжении процесс группового функционирования может рассматриваться как решение группой стоящих перед ней задач, которые в свою очередь имеют определенную структуру, организуются на основе структурных схем в соответствующие типологии и своими характеристиками влияют на течение группового процесса и его эффективность. Что же касается собственно решения групповой задачи, то оно может быть описано совокупностью разнообразных социально-психологических феноменов (типа сдвига риска, групповой поляризации и т.п.), представляющих те или иные моменты как целостной жизнедеятельности группы, так и поведения отдельных ее членов.

Успешное развертывание группового процесса требует немалых усилий по его организации, поддержанию целевой направленности, координации индивидуальных действий. Пятая глава рассматриваемой работы посвящена основам феноменам управления малой группой: лидерству и руководству. В то время как посредством лидерства осуществляется организация и управление системой неофициальных отношений, руководство может оказывать влияние практически на все системы внутригрупповых отношений: официальных и неофициальных.

  • руководство трактуется как системный феномен, предполагающие вероятностный характер связи между важнейшими его переменными (модель Ф. Фидлера),
  • руководство как реализация обмена в системе взаимодействия “руководитель - группа (подчиненный)” (модель Д. Грена),
  • руководство как когнитивный (познавательный) феномен, являющийся следствием процессов социального восприятия (модель С. Грина и Т. Митчелла).

4.1. Малая группа как предмет социально-психологического исследования.

4.2. Модели группообразования.

4.3. Социальная психология групповых процессов.

4.4. Социальная психология межгрупповых отношений.

4.1. Малая группа как предмет
социально-психологического исследования

Любой человек занимает в обществе определенный статус, обусловленный существованием в рамках устойчивых образцов взаимодействия, свойственных небольшим скоплениям людей или малым группам. Изучение социальной психологии с необходимостью предполагает рассмотрение проблем возникновения, функционирования и развития различных общностей людей – малых групп. Ведущими факторами, призывающими к осмыслению социально-психологической организации малых групп, являются следующие:

· основная часть жизни человека протекает в малых группах: семье, школьных и студенческих, трудовых коллективах, общностях знакомых, соседей и т.д.;

· в малых группах происходит развитие личности, раскрываются ее индивидуальные качества, что не позволяет изучать личность вне группы;

· посредством малых групп реализуется связь личности с обществом и осуществляется воздействие, личности, умноженное группой на общество.

В группах возникает и протекает большинство процессов взаимодействия людей, также в микросреде группы выявлена сумма разнообразных моделей социальных отношений. Малые группы являются ведущим объектом социальной психологии, который определяется необходимостью выявления развития механизмов и законов существования общностей.

Одними из первых экспериментальных исследований в социальной психологии, посвященных эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, являются научные изыскания американского психолога Н. Триплета в 1897 году. Дальнейшее развитие исследований в этой области знания претерпевает глобальные изменения в двадцатых годах XX века и связано с именами немецкого исследователя
В. Меде и американского психолога Ф. Олпорта. Так, Ф. Олпорт трактовал малую группу как «совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этом сознании». Реально же, по его мнению, существуют лишь отдельные индивиды.

Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к периоду 30-х – начала 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Так, например, М. Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях; В. Уайт, применяя метод включенного наблюдения, реализует программу «живых» групп в трущобах большого города; складывается «теория черт» лидерства и т.п. В этот же период на базе исследования управленческой деятельности в промышленной организации Ч. Бернард выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового процесса (с точки зрения решения групповых задач и со стороны поддержания внутреннего равновесия и сплочения).

Изучением малых групп занимается не только психологическое направление, но и социологическое, что было связано с известными экспериментами Э. Мэйо в Хоторне (1924) в сфере промышленной социальной психологии. В результате исследователем была сформулирована идея существования социабильности – потребности человека ощущать себя принадлежащим к какой-то группе.

Труды Э. Мэйо положили начало новому направлению в исследовании малых групп, связанному с анализом двух типов групповых структур (формальная и неформальная). В исследованиях был реализован тезис, что в научной организации труда основой в повышении эффективности деятельности человека должна быть забота о человеческих взаимоотношениях как между рабочими, так и между рабочими и менеджерами.

Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К. Левину (1890–1947), который явился основоположником научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». К. Левин изучал феномены социальной власти, внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни. Им доказано, что негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения . Идея взаимодействия индивида и окружения (среды), где значение приобретает структура, в которой совершается поведение, автором определена как теория поля . Куртом Левиным введена идея валентности (или направленности) индивида в жизненном пространстве. Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу.

Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности. Позитивная валентность обеспечивает устремление индивида в определенный район силового поля, негативная валентность – движение в противоположную от него сторону. Теория «поля» сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, К. Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной.

Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом – в этот период возникает практическая потребность изучения закономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами.

К началу 70-х годов можно было выделить несколько фундаментальных подходов, определявших развитие психологии групп. К ним относятся: социометрическое направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход, эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход, теория подкрепления.

Среди западноевропейский ученых выделяются работы
Г. Тэшфела, Дж. Тернера, Г. Ламма. К началу 90-х годов
XX столетия Д. Ливайн и Р. Морленд утверждали, что интерес к проблемам малых групп остается на высоком уровне.

Отечественными исследователями психологии малых групп внесен значительный вклад в развитие научного знания. В частности, это связано с именами В.М. Бехтерева и А.С. Залужного.

В.М. Бехтерев (1857–1927), первым в России сформулировал предмет и ведущие задачи общественной психологии. Им разработано рефлексологическое направление в психологии. Н.М. Ядринцев (1842–1894) описал жизнь русской общины в тюрьме и ссылке, в армейских условиях с использованием метода включенного наблюдения. А.С. Залужный уделял внимание проблеме вожачества с предложением типологии вожаков и описанием их качеств. Б.В. Беляевуказал на необходимость изучения коллектива через рассмотрение его теснейших связей с социально-экономическими условиями общества. Его труды позволили позже реализовать исследования феномена социальной власти. Д.Б. Эльконин сформулировал идею развития межличностных отношений в коллективе посредством совместной деятельности. В 30–40-х гг. А.С. Макаренко были реализованы принципы деятельности, системности, развития в исследованиях социальных групп.

Современный этап развития знания о малых группах сопряжен с исследованиями Г.М. Андреевой, А.В. Петровского,
Р.Л. Кричевского, Е.М. Дубовской по вопросам групповой психологии, А.И. Донцова по проблемам групповой интеграции,
В.В. Бойко – исследования психологического климата,
А.Л. Свенцицкого по проблемам коллективов на производстве, а также А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского по проблемам школьных коллективов.

Современная социальная структура предполагает элементарную частицу общества с совокупностью всех видов социальных связей. В качестве такой единицы анализа избрана «малая группа». Одним из наиболее признанных современных подходов является взгляд на сущность малых групп Г.М. Андреевой, которая определяет, что «малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» , т.е. малые группы – это такие группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым.

В современной психологии наблюдается тенденция замены понятия «группы» понятием «общность», близким, но не тождественным первому по смыслу. Социальная психология общности включает в себя, по мнению Б.Д. Парыгина более широкий круг явлений, нежели психология группы. «Понятие общности неразрывно связано с понятием общения. В своем предельно широком смысле, как родовое понятие, означающее принадлежность человека к роду homo sapiens и отличающее человека от животных, это понятие охватывает любую совокупность индивидов, способных к общению друг с другом» (Б.Д. Парыгин, 2003, с. 261).

Общность – это понятие, которое характеризует связь или сопричастность людей друг другу по тому или иному признаку. Этому способствует чувство и осознание людьми своей принадлежности к той или иной общности. В современной социальной психологии понятие общности многозначно, многообразны и формы проявления общностей. Они могут быть большими и малыми, стабильными и изменчивыми, экономическими, политическими, профессиональными, национальными, духовными и т.д. При этом сознание принадлежности к общности и чувство «Мы» являются главными инструментами ее интеграции.

Изучение малых групп продуктивно не только в сопоставлении с большой группой. Малые группы представляют собой элементарные частицы социальной структуры с совокупностью всех социальных процессов, где отмечается реализация механизмов сплоченности, а также специфика формирования лидерства в совокупности ролевых взаимоотношений.

Малая группа это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, связанных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми .

Определив понятие малой группы, возникает необходимость очертить ее границы. Такая градация строится в соответствии с качественными и количественными признаками.

Качественные признаки:

· контактность – возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией;

· целостность – социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Количественные признаки представляются как показатели вариабельные, характеризующиеся параметрами нижней и верхней границ размеров малой группы. Так, М. Шоу определяет группу как двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждоелицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица. Численность группы относится к важным условиям образования малых групп. Количество членов группы является переменной, оказывающей влияние на групповое поведение.

Г.М. Андреева подчеркивает, что в социально-психоло­гической литературе не существует единого мнения по поводу количественных характеристик малой группы. В большей части исследований число ее членов колеблется между 2 и 7 (примерно в 70% случаев). Это представление совпадает с представлением о том, что наименьшей малой группой является группа из 2 человек – так называемая диада. Но существует и другая точка зрения относительно нижнего предела численности малой группы: наименьшее число членов малой группы может составлять не 2, а 3 человека. Тогда в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые триады.

Отличие диады от триады заключается в следующем.

В диаде существует элементарная, первичная форма общения – эмоциональный контакт. В данном случае невозможно выделить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью. Появление третьего лица создает новую позицию – наблюдателя, присутствие которого определяет иную природу взаимоотношений в группе, нивелируя эмоциональные составляющие диады.

С одной стороны, предел малой группы достаточно оригинально определен открытием Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследовании объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Долгое время это число принималось за верхний предел малой группы. Объяснение такому подходу можно дать следующее: поскольку группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы, а это могло быть обеспечено в случае присутствия в группе от 5 до 9 человек (7±2).

С другой стороны, в практике исследований можно найти и иные числа, определяющие этот верхней предел, – 10, 15, 20 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности. Л.Г. Почебут (2010) дополнительно указывает на такие количественные параметры малых групп, как 14±2 и 21±2 человек. Так, группа из 14 человек добивается эффективности не за счет конформизма ее членов, а в результате группового обсуждения. Такая группа будет более эффективна в решении задач типа «эврика». Кроме того, в такой группе выше эффективность обучения, чем в меньшей или в большей группе. Группа 21±2 представляет собой предел функционирования группы как единого целого. Но исследования показали, что рабочие группы такой численности добиваются большей производительности труда и имеют более благоприятный психологический климат. Подобные выводы сделал и
Л.И. Уманский в результате своих многочисленных исследований рабочих групп и групп школьников.

Указанные границы можно рассмотреть с точки зрения поиска оптимума управляемости группой, т.е. определения объема группы, являющегося оптимальным для успешного руководства ею. В этом случае обращение к уже упоминавшемуся «магическому числу» представляется вполне уместным, поскольку, по мнению многих специалистов, наиболее управляемой является группа как раз из 5–9 человек. С увеличением же ее объема (особенно свыше 12 человек) возрастает число подгрупп и, соответственно, усиливается вероятность противодействия решениям руководителя со стороны лидеров микрогрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий. Но по результатам исследований Я. Морено упоминаются группы по тридцать-сорок человек – школьные классы. В такую классификацию положен принцип «психологической обозримости», или вероятность личного знакомства и общения со всеми членами группы.

Возникает необходимость оценки малой группы, достигшей наивысшего уровня социально-психологической зрелости (сте­пень развития ее социальных и психологических характеристик). Такое особое качественное состояние малой группы позволяет определять ее как коллектив (Г.М. Андреева, А.И. Донцова,
Л.И. Уманский). В таком случае всякий коллектив – малая группа, но не всякая группа – коллектив.

Сегодня наряду с понятием коллектив появляется новое понятие, определяющее уровень развития группы – команда. Современные тенденции развития социально-психологического знания, обусловленные потребностями практики эффективного менеджмента, выделяют малые группы с особо выраженной целевой направленностью, взаимодействием членов на высоком уровне интенсивности, высокой продуктивностью команды – малого числа людей, как правило от 2 до 25 (чаще – 10), характеризующихся взаимодополняющими умениями, единым замыслом, стремлением к общим целям и разделяющих ответственностъ за их достижение. Данное определение рассматривает малую группу как высокопрофессионального субъекта совместной деятельности.

В настоящее время существует около пятидесяти различных принципов классификации малых групп. С точки зрения характера выбора определяются три классификации малых групп:

1. «Первичные» и «вторичные». Предложены Ч. Кули, который вначале дал просто описательное разделение первичной группы, назвав такие составляющие, как семья, группа друзей, ближайших соседей. Позднее Ч. Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить характеристику первичных групп, – непосредственность контактов.

2. «Формальные» и «неформальные». Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Для формальной группы характерно строгое распределение ролей всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Неформальные группы – это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.

3. «Группы членства» и «референтные группы». Классификация введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы, – в которую индивид может быть и не включен реально, но нормы которой он принимает. Группа в этом случае – источник социальных установок и ценностных ориентаций субъекта.

Кроме вышеуказанных градаций, имеются и другие подходы к классификации малых групп.

1. По уровню группового сознания различают следующие виды групп: группа-конгломерат (диффузная или номинальная группа), группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-корпо­рация, коллектив, гомфотерный («сбитый») коллектив (табл. 1).

Таблица 1

Классификация малых групп по уровню группового сознания
(по Л.И. Уманскому)

Название группы Характеристика группы
Группа-конгломерат (диффузная или номинальная группа) Еще не осознавшая единой цели своей деятельности
Группа-ассоциация Наличие общей цели и отсутствие остальных признаков (подготовленность, организационное и психологическое единство)
Группа-кооперация Единство целей и деятельности, наличие группового опыта и подготовленности
Группа-корпорация Наличие организационного и психологического единства (автономия); проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу); проявление индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда)
Коллектив Наиболее высокий уровень социального развития, обусловленный целями и принципами высокого гуманизма
Гомфотерный («сбитый») коллектив Наличие психофизиологической совместимости (например, экипаж космического корабля)

2. По времени существования выделяются группы временные – объединение участников ограничено во времени (группа туристов) и стабильные – относительное постоянство определено их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, студенты одной группы).

3. В зависимостиот степени произвольности решения человеком вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и выходе из нее – открытые и закрытые.

4. Лабораторные и естественные группы – специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабо­раторных условиях и функционирующие в реальных жизненных ситуациях соответственно.

Также существуют и другие классификации малых групп. Так, М. Аргайл выделяет на основе взаимоотношений в естественных жизненных условиях пять групп: семья (интеграция элементов внутриорганизационного взаимодействия и неформальных отношений), подростково-юношеская группа (эмоциональные отношения с выраженной досуговой ориентацией), рабочая группа (жесткая трудовая направленность с отношениями делового характера), группа по решению проблем (специализированная коммуникативная группа для принятия эффективных решений), тренинговые с терапевтическими группами (развитие навыков социального взаимодействия и преодоления эмоциональных нарушений).

Ведущими направлениями в исследовании малых групп являются следующие: социометрическое, социологическое, школа «групповой динамики» (табл. 2).

Таблица 2

Основные направления исследования малых групп

Направление Основатель Основные положения
Социо-метрическое Дж. Морено 1. Выделены две структуры отношений в обществе: – макроструктура – «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности; – микроструктура – психологические отношения индивида с окружающими его людьми. 2. Социальные проблемы и конфликты обусловлены несовпадением микро- и макроструктур. 3. Ведущая задача – изменение макроструктуры в соответствии с микроструктурой. 4. Прикладное значение – использование социометрии как метода исследования межличностных отношений в малых группах. 5. Недостатки – завышение роли эмоциональной составляющей в функционировании малой группы, что не отражает ее деятельностный аспект
Социо- логическое Э. Мэйо 1. Идея существования социабильности – потребности человека ощущать себя принадлежащим к какой-то группе. 2. Направление связано с анализом каждого из двух типов групповых структур – формальной и неформальной. 3. Сформулирована идея научной организации труда, заключающаяся в заботе о человеческих взаимоотношениях как между рабочими, так и между рабочими и менеджерами (Хоторнский эксперимент)
Школа «групповой динамики» К. Левин 1. «Теория поля» – законы социального поведения следует изучать путем познания психологических и социальных сил, его детерминирующих, с проведением анализа этих сил, их локализации и измерения. 2. Проблематика – природа групп, условия их формирования, их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, условия их успешного функционирования в соотношении с нормами, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерство в группах, внутригрупповые конфликты. 3. Метод анализа психологического поля – создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп – «групповой динамики». 4. Практически полное принятие разработанных автором методик на фоне устаревания теории

Основными параметрами малой группы являются композиция и структура группы.

Композиция группы – это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Спецификой параметра могут стать такие особенности, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение в их социально-психологическом значении.

Структура малой группы – это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Наиболее часто выделяют социометрическую, коммуникативную и ролевую структуру группы, а также структуру власти и влияния (табл. 3).

Таблица 3

Структура малой группы

Структура Характеристика
Социометрическая Связи между ее членами характеризуются взаимными предпочтениями и отвержениями (по результатам социометрического теста, предложенного Д. Морено (1958))
Коммуникативная Связи между членами отличаются характерными для них процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе, тип коммуникативных связей между членами группы
Ролевая Связи и отношения между индивидами отражают распределение групповых ролей – «генератор идей», «эксперт», «критик», «организатор», «мотиватор» (в коррекционных группах – «объединитель», «козел отпущения», «сектант», «невинная жертва» и др.) – связанных с решением задач и оказанием поддержки другим членам группы
Структура социальной власти и влияния Связи между индивидами характеризуются направленностью и интенсивностью их взаимного влияния, что в свою очередь определяет различные типы социальной власти – вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной (Д. Френч, Б. Равен). Важны системы связи, лежащие в основе руководства группой (формальной) и лидерства (неформальное влияние)

Модели группообразования

Детерминация возникновения малой группы предполагает выявление причинно-стадийного движения группы в направлении становления коллектива. В соответствии с представлениями Г.М. Андреевой (2006), причины возникновения малой группы следует искать вне ее и вне индивидов, ее образующих, а в более широкой социальной системе. Малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и функционирования социума.

Причины возникновения малой группы могут быть разделены условно на социологические и психологические .

Социологическими являются те факторы, которые побуждают индивида к вхождению в группу с позиций его социальных и профессиональных ресурсов, ожиданий, связанных с групповым членством, исходя из специфики деятельности группы.

К психологическим механизмам возникновения малых групп относятся потребности личности в общении, взаимопомощи, в испытании чувства принадлежности, единения. Также факторы возникновения малых групп можно разделить на объективные (возникновение группы как результата деятельности социальных институтов и организаций) и субъективные (возникновение группы по причине родственных, приятельских и т.п. личных моментов, стремления индивидов к удовлетворению своих потребностей, ожиданий, связанных с предстоящим членством).

В социальной психологии сформулировано несколько моделей группообразования. Каждая из моделей характеризуется спецификой критериев и механизмов организации группы.

1. Стратометрическая концепция А.В. Петровского.

Критерии: степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности; общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности-негативности с точки зрения общественного прогресса.

Механизм: развитие группы – движение в своеобразном континууме, где этот процесс протекает от формирования активности, обусловленной индивидуально-психическими различиями, до формирования активности, опосредованной самой совместной деятельностью.

2. Параметрический подход Л.И. Уманского.

Критерии: наличие особых параметров группы – признаков ее развития.

Механизм: формирование этих показателей – параметров:

– организационное единство группы;

– групповая подготовленность в сфере реализации совместной деятельности;

– психологическое единство – интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая, соответственно, процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

3. Эмоциональная динамика группообразования И.П. Волкова.

Критерий: развитие эмоциональных отношений в группе.

Механизм: динамика развития группы в соответствии со следующими фазами:

фаза первичного восприятия и опознания – формирование первого впечатления о партнере;

фаза сближения – формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, актуализация установки на совместное действие;

фаза совместного действия – принятие межличностных ролей и определение статуса в общении;

фаза сцепления – укрепление чувства общности «мы», формирование норм общения с механизмами взаимовлияния.

4. Двумерная или двухфакторная модель Б. Такмена.

Критерии: деловая и межличностная сферы групповой активности и положение группы на соответствующей стадии развития.

Механизм: прохождение стадий в каждой сфере.

Выделяются следующие стадии сферы межличностной активности:

– стадия «проверки и зависимости» – ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

– стадия «внутреннего конфликта» – нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

– стадия «развития групповой сплоченности» –постепенная гармонизация отношений, исчезновение межличностных конфликтов;

– стадия «функционально-ролевой соотнесенности» – образование ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача».

Стадии сферы деловой активности:

– стадия «ориентировки в задаче» – поиск членами группы оптимального способа решения задачи;

– стадия «эмоционального ответа на требования задачи» – противодействие членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;

– стадия «открытого обмена релевантными интерпретациями» – этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

– стадия «принятия решений» – конструктивные попытки успешного решения задачи.

Недостатком данной модели является отсутствие сведений о взаимовлиянии сфер, а также о градации сфер с генетической позиции.

5. Модель образования группы как формирование нормативно-ролевой системы в инструментальной и экспрессивной сферах групповой активности Н. Обера.

Критерий: наличие четырех стадий группообразования, обусловленных динамикой норм и ролей в группе.

Механизм: прохождение следующих стадий:

формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей – «апатично-иерархическое» состояние группы;

возмущение – разрушение уже имеющейся ролевой структуры в соответствии с появлением внутригрупповых разногласий;

формирование инструментальных норм – процесс гармонизации отношений партнеров по группе;

выполнение – образование функциональных ролей с гибкой системой взаимоотношений в группе.

6. Одномерный подход Е. Мабри.

Критерий: группообразование, обусловленное решением задач инструментального типа – от формирования конкретной групповой задачи до ее решения.

Механизм: прохождение четырех этапов решения задачи:

латентный – ознакомление с задачей;

адаптационный – функциональное объединение возможностей членов группы и требований к решению задачи;

интегративный – объединение общих усилий, координация стратегии действий в группе;

достижение требуемого результата.

Исходя из перечисленных моделей образования группы, можно выделить несколько этапов развития малых групп.

1. Членство.

На данном этапе достаточно высоко проявляется напряжение в группе, обусловленное отсутствием сформированности групповых норм в ситуации двойственности ролей, что может иметь место, например, при образовании студенческой группы первого курса. В этой ситуации отмечается высокая тревожность, обусловленная низким уровнем доверия. Большую роль на этом этапе играют стереотипы. Низкая продуктивность группы обусловлена наличием элементов взаимооценки, желанием произвести впечатление на других, а также боязнью конфликтовать из-за непредсказуемости реакции других членов группы.

2. Разделение на подгруппы.

Происходит формирование коалиций на фоне снижения напряженности и повышения доверия. Помогает сближению людей наличие схожих интересов и общих взглядов. Предпринимается попытка захвата власти в группе, но на этом этапе конфликт не возникает, хотя возрастает несогласие, что оставляет в целом группу на достаточно низком уровне ее продуктивности.

3. Конфронтация.

Возникновение противостояния как элемента формирования понимания. Это положительный признак, имеющий в перспективе значение для развития группы. Отсутствие данного этапа развития является риском в отношении продуктивности группы, так как налаживание доверительных отношений наиболее успешно происходит именно в ситуации конфронтации, через обострение отношений, повышающее отбор и интеграцию идей. Выделяют три типа конфликта на этой стадии:

– ложный (аутистический) . Внешне – конфликт, по факту – недопонимание. Например, в ситуации возникновения смеха в группе;

– случайный конфликт – ситуация, когда поведение индивида или группы создаёт проблему для одного или нескольких членов группы. Например, опоздание члена группы на ответственное мероприятие;

– эскалационный конфликт (вторичная напряжённость) – последовательно возникающие ложные или случайные конфликты, которые приобретают функцию скрытой борьбы за власть или попытку создания контроля в группе.

4. Индивидуальная дифференциация.

Данный этап характеризуется низкой напряженностью на фоне высокого доверия, что создает условия высокой продуктивности группы с выработанными навыками разрешения конфликтов.

5. Стадия действия или сотрудничества.

Характеризуется апогеем характеристик предыдущего этапа.

6. Распад.

Может быть как запланированным, например, окончание вуза, так и незапланированным, например, распад семьи. В первом случае ситуация характеризуется ритуальностью происходящего (выпускной вечер). В то время как незапланированный распад малой группы чреват рисками не только глубокого переосмысления происходящего, но и негативными состояниями личности.

Результатом групповой динамики могут быть следующие феномены: разрешение внутригрупповых противоречий, «идиосинкразический кредит», психологический обмен.

Разрешение внутригрупповых противоречий.

Выделяют такие внутригрупповые противоречия, как:

– противоречие между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью;

– противоречие между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, а также интеграции ее с группой.

Разрешение противоречия завершается наступлением «фазы гармонии». Стабилизируются отношения наряду с продолжающимися колебаниями противоречий между лидером и последователями. Результатом становится окончательная стабилизация структуры группы.

«Идиосинкразический кредит» (поЕ. Холландеру).

Члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей.

Феномен «идиосинкразического кредита» представляет собой своеобразное разрешение со стороны группы на девиантное (идиосинкразическое) поведение в контексте конкретной малой группы. Данное явление, выступая механизмом группового развития, позволяет внедрить в жизнь группы элементы инновационности в отношениях, что переводит продуктивность группы на более высокий уровень.

Психологический обмен.

Как механизм групповой динамики психологический обмен рассматривается прежде всего в виде ценностного обмена. Ценности характеризуются понятием материального или нематериального предмета, представляющего значимость для человека, а также способностью удовлетворять потребность человека; отражают групповую динамику с позиций взаимодействия людей в малой социальной группе. В данном контексте она выступает в виде характеристик членов группы, исходя из свойств их личности, умений, опыта, способов решения стоящих перед группой задач с пользой для отдельных партнеров и группы в целом.

Наиболее ярким проявлением ценностного обмена служат отношения партнеров по группе в рамках процессов лидерства. Также определенное значение имеет понятие ценностного вклада индивида в жизнедеятельность группы, рассматриваемые как полезные, ценные, ориентированные на удовлетворение потребностей социальной группы действия в различных формах.

Также механизм ценностного обмена отражается в феномене социального проникновения – личностном взаимораскрытии партнеров по общению, претерпевающем реализацию стадий ориентации (поверхностный контакт), пробного эмоционального обмена (поверхностные частые контакты), полного эмоционального обмена (глубокие контакты с позиций личностных структур в пространстве ограниченных областей взаимодействия), установившегося обмена (контакты на глубинном личностном и поверхностном уровнях).

В целом динамика группового процесса рассматривается как прохождение ряда стадий достижения высшей степени организации группы – коллектива (команды). Одновременно реализуется процесс групповой социализации в совокупности с индивидно-групповыми взаимодействиями.

  • Глава 2. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг 10 страница
  • Глава 2. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг 11 страница
  • Глава 2. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг 12 страница
  • Глава 2. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг 13 страница
  • Глава 2. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг 14 страница

  • Группы различаются не только по масштабу, но и по другим признакам:

    По реальности существования: реальные и условные (выделенные по учетным данным; например, группа граждан, состоящих в списках на улучшение жилплощади, группа выплачивающих алименты и др. Члены таких групп обычно не находятся вместе, не знакомы, не общаются);

    По способу возникновения: официальные («формальные») и неофициальные («неформальные»). Первым придается официальный статус (предприятия, учреждения и пр.), вторые возникают стихийно и не регистрируются (группа друзей, земляков, собравшихся в дискотеке, на стадионе, игроки в карты, общественные формирования и др.);

    По длительности существования: долговременно существующие, молодые, только что организованные и кратковременно существующие (например, группа граждан, ожидающих на остановке автобус);

    По степени контактности (плотности общения): контактные (тесного и постоянного общения), малоконтактные (редкого общения), практически неконтактные (пример их - условные группы, население большого города как группа);

    По роду занятий: учебные, производственные, управленческие, военные, правоохранительные, спортивные, научные и др.

    Организованные, занимающиеся единой деятельностью, с высоким уровнем социально-психологического развития группы, оказывающие продолжительное влияние на развитие и поведение своих членов, именуются коллективами.

    Каждую группу можно характеризовать по комплексу оснований. Например, студенческая группа в вузе: реальная, официальная, организованная, молодая, контактная, молодежная, учебная. Каждый классификационный признак определенным образом отражает соответствующие особенности социально-психологических явлений в группе. Психология особенно развита и действенна в контактных, долго существующих группах, коллективах.

    2. Психология малой группы.

    Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета.

    Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Социология изучает малые группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний.

    Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность - возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность - социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

    Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя.

    Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы - группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями.Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность.

    Неформальные группы - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

    По времени существования выделяются группы временные,в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные,относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы). В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытыеи закрытые.

    Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификациииндивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею - чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность- тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких, как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климати др. Сказанное не означает, что только группы, характеризующиеся выраженными признаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологического исследования (таковым может быть и случайное или временное объединение людей, и собрание индивидов, характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и дезинтеграции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.

    Референтностьмалой группы - значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида.Основными функциями референтной группы являются: сравнительная и нормативная(предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

    С практической точки зрения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы - временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера (Рудестам К., 1997).

    Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений (А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова, 1988).

    Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы. Композиция группы - это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны с точки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам. (…)

    Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах, семьях или дружеских компаниях). Наконец, в отечественной психологии все советский период проблема развития группы ставилась и решалась в излишне идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы (коллективе высокого уровня развития), поступательное продвижение к которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов в условиях социалистического общества. Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии.